285 ук. Ст.169 ук следует отграничивать от ст.285 ук 169 ук рф

В законодательстве России предусмотрена ответственность для должностных лиц, которые препятствуют предпринимателей в их стремлении организовать свой бизнес или открыть предприятие. В ст. 169 УК РФ чётко прописано какие действия недопустимы для открывающихся организаций, так и при вмешательстве в дела действующих компаний.

Преследованию подлежат должностные лица государственных контролирующих структур за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Законодатель чётко разграничивает деяния, которые обычно признаются преступным посягательствам на права и свободы предпринимателей:

  1. Отказывают регистрировать юридическое лицо, когда такой отказ не подкреплён нормативным правовым обоснованием.
  2. Затягивание проведения вышеописанной процедуры.
  3. Невыдача разрешительных документов на осуществление лицензируемых разновидностей деятельности, равно как и препятствование в оформлении бумаг.
  4. Любые ограничительные действия в отношении коммерческих предприятий одной из организационно-правовой формы (ИП, ООО, ПАО, ЗАО).
  5. Притеснение самостоятельности такого субъекта гражданского оборота или вымешивание в его работу.

Для квалификации посягательства по 169 статье УК РФ предусматривается особый вид нарушителя – чиновник. Субъективной стороной является служебное положение, в рамках которого проявляются манипуляции по ограничению прав предпринимателей.

Когда коммерческое предприятие обращается в суд для восстановления своего права и выигрывает дело, но должностные лица продолжают «травлю», то можно говорить о квалифицированном составе по части 2 рассматриваемой статьи. Здесь же предусматривается, что действия должностного лица могут иметь крупный ущерб для предпринимателя.

В 2003 году был восполнен пробел уголовного законодательства в части определения величины материального урона, и по составу препятствование предпринимательской деятельности в статью УК РФ было внесено примечание. Обозначено, что крупным размером признаются материальные потери, выраженные в полутора миллионах рублей.

Наказание, которое грозит нарушителю по ч.1 ст. 169 предусматривает:

  • штрафные санкции в диапазоне 250 000 – 500 000 рублей с возможностью замены на размер зарплаты преступника за полтора года;
  • недопущение нарушителя к занятию определёнными разновидностями деятельности или нахождению на должностях в течение 3 лет после приговора суда с одновременной оплатой штрафных санкций в размере не более 80 000 рублей или замена на размер дохода в течение полугода;
  • осуждение к обязательным работам на срок 15 суток (360 ч.).

Когда квалифицируют нарушение уголовного закона по ч. 2 ст. 169, вменяют одно из следующих наказаний:

Не допускается занимать должности не менее 3, но и не более 5 лет с момент вступления приговора в силу с одновременной оплатой штрафа, не превышающего 250 000 рублей либо с заменой материального наказания на размер дохода за последние 12 месяцев:

  1. Могут быть назначены обязательные или принудительные работы на 480 ч. и 2 года соответственно.
  2. Нарушителя могут ограничить в свободе (арестовать) на 6 месяцев.
  3. Назначается и лишение свободы не более чем на 3 года (минимального порога осуждения не предусматривается).

Таким образом, квалифицированный состав, который несёт существенные материальные лишения для предпринимательства выражается серьёзной ответственностью для клерка.

Основной комментарий к рассматриваемой статье обозначается в необходимости изучения поступков регистрирующих органов, которые подпадают под инкриминируемый состав.

В первую очередь, отмечается, что преступное посягательство может включать как действия, так и бездействия должностного лица.

Здесь нужно разобраться с первичной регистрационной процедурой. Так, если потенциальному предпринимателю приходит из органа налоговой инспекции отказ от присвоения ОГРН (основного государственного регистрационного номера), то следует убедиться, что он обоснован.

  • отсутствует полный комплект приложений, необходимый для постановки на регистрационный учёт;
  • подача документов произведена в орган, в подведомственности которого не находится проведение подобных действий (не соблюдено правило территориальной принадлежности – постановка на учёт осуществляется по месту нахождения юридического лица);
  • не проставлена подпись нотариуса об удостоверении копий приложений (речь идёт о подписи директора на решении учредителей о создании коммерческого юридического лица);
  • подписание заявления на проведение регистрационных действий неуполномоченным лицом (без выдачи доверенности на указанное действие);
  • отсутствие учредителей в ООО, когда все или единственный основатель коммерческого юридического лица выходит из участия в управлении компании;
  • неточности и несоответствия сведений, указанных в заявлении с приложенными копиями;
  • наличие в наименовании компании недопустимых наименований, не ущемляющих прав на фирменное название;
  • во время проверки документов обнаруживается недопустимость учредителя заниматься видом деятельности, на регистрацию которого он претендует из-за наличия вступившего в силу приговора суда с аналогичны наказанием;
  • если имеется постановление о дисквалификации учредителя по определённому виду деятельности в силу совершённого административного правонарушения.

К слову, регистрационные действия проводятся не только в момент постановки на учёт компании, но и в момент проведения изменений её организационной структуры или ликвидации. Так, может быть отказано в выдаче выписки из ЕГРН о внесенных изменениях, если кредиторы коммерческого предприятия не уведомлены о предстоящей смене статуса.

Отказывая в выдаче разрешения, уполномоченный орган также должен руководствоваться нормативными постулатами.

По смыслу ст.14 закона № 99-ФЗ есть несколько законных требований, нарушение которых влечёт отказ:

  1. Пакет документов для получения свидетельства или аттестата на право извлекать прибыли из контролируемого государством действия имеет неточности или расхождения информации, указанной в заявлении с приложенными бумагами.
  2. Заявитель не подтверждает свои возможности по отношению к требованиям, которые предъявлены для получения свидетельства или аттестата на определённую сферу.
  3. Заявитель ранее лишён аналогичной разрешительной бумаги.

Так, до подписания закона не было единого критерия предоставления этой государственной услуги. Действовали разрозненные положения о получении разрешения, например, на огранку бриллиантов и добычу золота. Впоследствии эта зона законотворчества стала систематизированной и приведенной к единому знаменателю.

Следующий вид преступного деяния предполагает совершения дискриминирующих поступков со стороны проверяющего или контролирующего субъекта. Чиновник при помощи своего статуса и принятия волевых решений препятствует подписанию соглашений на снабжение или ввязывается в производственные процедуры предпринимателя путём различных указаний.

Отсюда вытекает следующее посягательство, выраженное в дискредитации самодостаточности. Например, клерк может диктовать штатные расстановки или предлагать собственные кандидатуры на занятие каких-либо должностей в компании.

Нарушения, связанные с бездействиями должностных лиц, всегда имеют оконченную форму, поскольку не могут получить оценку следователями ранее, чем будет окончен нормативный срок для конкретной административной процедуры. Например, ИФНС обязаны выдать своё заключение в течение 5 дней с момента получения заявления.

Поскольку по этому составу преступлений предусмотрен специальный субъект, то и способ совершения посягательства будет иметь существенное значение для квалификации. Случается, что основное место работы чиновника никак не связано с препятствием для осуществления предпринимательской деятельности по рассматриваемой статье. Например, из-за личной неприязни к соседу, который открыл магазин, чиновник без привлечения административного ресурса приглашает контролирующие органы для выявления нарушений и тем самым препятствует получению прибыли.

Предполагается, что препятствия, которые могут проявиться после вступившего в силу решения суда о понуждении к выдаче разрешения необязательно должны быть связаны с конкретным должностным лицом, чьи действия оспаривались в суде.

До 2003 года суды имели право квалифицировать деяния по п. 2 ст. 169, если предприниматель заявлял, что понесённые им убытки от действий чиновника являются крупными. В судебном процессе внимательно исследовался этот вопрос и всегда проверялась обоснованность этого заявления. Теперь же установление понятия крупного размера сняло любые разногласия, которые имелись ранее.

Следует обратить внимание, что вина нарушителя ст. 169 УК РФ может быть проявлена как в форме вины, так и по неосторожности.

Давая другое разъяснение к статье, следует выделить особый объект преступного посягательства – предпринимательская деятельность, которая должна вестись в соответствии с установленным законным порядком.

В Конституции, равно как и в гражданском законодательстве закреплено право на «использование способностей индивида, равно как и его имущества для ведения предпринимательства или иной законной экономической деятельности». При этом в ГК РФ говориться о том, что предприниматель является средним звеном между гражданином и компанией, поскольку ему приходится полагаться только на свои силы, навыки и умения для выстраивания экономически выгодной модели ведения бизнеса. Для этого государство стремится создать условия минимального вторжения в дела такого субъекта. Если проверка проводится, то цель одна – осуществить контроль над соблюдением законных требований, предъявляемых к конкретным действиям и не нарушения прав потребителей и других участников рынка (ограничение конкуренции).

По смыслу статьи 169 УК РФ, привлекать к ответственности по рассмотренным выше основаниям могут только за ущемления лиц, извлекающих из своей деятельности прибыль. К некоммерческим организациям такой состав преступления не относится.

Во время расследования преступления отмечается, что мотивы и цель преступления могут быть отличными от извлечения материальной выгоды (взяточничества), но это не имеет существенного значения для выводов о виновности. Отмечено, что даже личная неприязнь будет провоцировать использование служебного положения для совершения противоправного деяния.

В отношении субъекта необходимо упомянуть об одном важном нюансе. Возраст, с которого может наступить ответственность по рассматриваемому составу – 16 лет. Но известно, что для включения в резерв кадровой службы на муниципальные или государственные должности должна наступить полная дееспособность по возрасту, а для некоторых должностей есть возрастной ценз для заключения контракта.

Отдельно пару слов следует сказать о том, как высчитывается сумма крупного ущерба, предусмотренная примечанием к статье УК РФ. В соответствии с нормами гражданского законодательства материальные потери могут быть выражены прямо – неполучение прибыли, оплата аренды помещения без ведения деятельности, а также косвенно – через упущенную выгоду от отсутствия движений капиталов, повышение цен на расходные материалы или себестоимости продукции.

В настоящее время по составу преступления, обозначенному в ст. 169 УК РФ, возбуждается крайне мало. Анализ судебной практики показывает, что на этапе досудебной проверки такие посягательства переквалифицируются в дачу или получение взятки, не усматривая под ним основания к даче взятки – воспрепятствование в осуществлении предпринимателями законной деятельности.

Крайние меры, на которые соглашаются руководители юридических лиц, ведут к укрупнению коррупционной составляющей.

Показательным решением суда по 169 статье УК РФ является вынесенный в 2014 году обвинительный приговор в Ульяновской области по делу № 22-1594/2014 в отношении главы муниципального образования Бимеева Р.Х. Во время проверки поступивших заявлений от руководителей 2 юридических лиц была осуществлена проверка действий обвиняемого по эпизоду «ограничения самостоятельности и в незаконном вмешательстве в деятельность юридического лица». В период нахождения в должности, Бимеев Р.Х. заключил договоры на оказание консультационных услуг за плату, но без исполнения взятых на себя обязательств. Фактически эти взаимоотношения привели к узакониванию оплаты действий Главы тогда, когда этого требовали обстоятельства. Стороны утверждали, что Бимеев Р.Х. принудил их к подписанию соглашений.

Адвокаты, оспаривавшие приговор, ссылались на то, что:

  • договоры были заключены с Бимеевым Р.Х., как с физическим лицом;
  • требование на регистрацию обвиняемого в качестве индивидуального предпринимателя для оказания консультаций в законодательстве не предусмотрено.
  • суммы выплат облагались подоходным налогом в соответствии с налоговым законодательством в редакции, действующей в период подписания соглашения.

Обвинённый по этому составу не отбывал наказание, так как следствие длилось больше положенного времени, то есть истёк срок исковой давности и привлечь его ответственности не удалось. Более того, суд признал право Бимеева Р.Х. на реабилитацию.

В июне 2017 года был вынесен обвинительный приговор в Пензенской области по делу 10-4-2017 в отношении главы администрации сельского поселения Назирова Ш.Р., который в период нахождения в должности, изъял из права владения, пользования и распоряжения коровнику у гражданина, одновременно являющегося руководителем юридического лица. В своей жалобе адвокаты обвиняемого просили суд учесть, что объект собственности не находился на балансе компании и подтверждения его принадлежности к юридическому лицу не имеется. Однако, конституционное право на использование собственного имущества для осуществления законной предпринимательской деятельности не оспаривали.

Приговор по этому делу выразился в лишении права занимать руководящие должности в органах муниципальной и государственной власти, а также в оплате штрафа в пользу государства.

Консультации и комментарии юристов по ст 169 УК РФ

Консультанты по уголовным делам стремятся донести до сведения предпринимателей недопустимость осуществления деятельности в обход регистрационных действий. В таком случае, если шанс быть привлечённым к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ.

В некоторых случаях заявления и жалобы на юридических лиц выявляют факт мошенничества, то есть ведение бизнеса обманными действиями может явиться и привлечением к уголовной ответственности.

Если должностные лица отказывают в выдаче разрешительной документации, то считается проще предложить взятку чиновнику и добиться желаемого, чем обращаться в правоохранительные органы. Такие же результаты опросов показывают ответы на тесты у студентов российских ВУЗов.

Объективная сторона преступления по ст. 169 УК предусматривает довольно широкий перечень действий и бездействий должностных лиц, что должно влиять на правоприменительную практику.

Новые изменения в перечне статей главы 22, к которым применяется понятие крупного размера ущерба может стать спасением для предпринимателей, страдающих от действий чиновников.

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ)

Объект данного преступления – свобода и гарантии осуществления экономической деятельности. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ). Юридическое лицо подлежит государственной регистрации (ст. 49 и 51 ГК РФ).

Отдельными видами деятельности, перечень которых определен законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Оно подлежит государственной регистрации в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований понимается занятие подобной деятельностью лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, выполнение которых лицензиатом является обязательным.

Часть 1 ст. 169 УК РФ определяет признаки преступления, содержащего формальный состав, и признается таковым вне зависимости от наступления последствий.

Объективная сторона деяния может выражаться в следующих формах преступного воспрепятствования со стороны должностных лиц:

  • 1) неправомерном отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • 2) уклонении от их регистрации;
  • 3) неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на определенную деятельность;
  • 4) уклонении от его выдачи;
  • 5) ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • 6) незаконном ограничении самостоятельности либо ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Неправомерный отказ в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя – преступное нарушение общего порядка регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-Φ3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" регламентирует и существенно ограничивает полномочия должностных лиц по осуществлению регулирования предпринимательской деятельности и контроля за ней. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливает необходимый перечень документов, представляемых при государственной регистрации, и устанавливает срок для регистрации – не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст. 9 Закона). Юридическое лицо регистрируется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации, а случаях отсутствия такого органа – но месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. В ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" указаны случаи, когда возможен отказ в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в законном порядке. Во всех остальных случаях отказ в государственной регистрации является неправомерным. Формы представляемых документов и требования к их содержанию установлены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Основаниями отказа в регистрации могут быть непредставление определенных указанным Законом документов, необходимых для государственной регистрации, либо представление их в ненадлежащий регистрирующий орган. Неправомерным может быть отказ в регистрации без объяснения причин, по личным мотивам (личная неприязнь, месть, ненависть и др.), из-за неявки заявителя на регистрацию и т.п.

Уклонение от регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя – это затягивание под любым незаконным предлогом решения этого вопроса, завуалированный отказ в их государственной регистрации: отказ в принятии документов под предлогом загруженности работой, незаконное продление сроков регистрации, умышленная утрата учредительных документов и др.

Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности нарушает положения российского законодательства. Основной нормативный акт, определяющий перечень таких видов деятельности, – Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Право на осуществление определенной деятельности возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Неправомерный отказ в выдаче лицензии может выразиться в отказе ее выдать без обоснования причин, отказе на основании сфальсифицированного отрицательного заключения экспертов и др.

Уклонение от выдачи лицензии имеет место, когда у заявителя без оснований не принимают документы на лицензирование, требуют представления документов, не предусмотренных законом, и др.

Ограничение прав и законных интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя означает создание препятствий для осуществления отдельных прав одним хозяйствующим субъектам за счет создания преимуществ другим субъектам или незаконное уменьшение правоспособности юридических лиц.

Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя – это незаконное применение льготного налогообложения, принудительный вывод из числа учредителей неугодных лиц и др.

Воспрепятствование окончено в момент совершения действия или с момента наказуемого бездействия.

Субъект преступления – должностное лицо, использующее служебное положение.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 169 УК РФ, – прямой умысел.

Квалифицирующими признаками деяния согласно ч. 2 ст. 169 УК РФ являются:

  • – совершение преступления в нарушение вступившего в законную силу судебного акта;
  • – причинение крупного ущерба.

В примечании к данной статье определено понятие крупного размера, крупного ущерба, дохода либо задолженности в крупном размере – превышающем 1 млн 500 тыс. руб. и особо крупного – 6 млн руб.

Примечание распространяет свое действие на всю гл. 22 УК РФ, за исключением ст. 174, 174.1, 178, 185–185.8, 193, 194, 195, 199, 199.1 УК РФ.

Состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 169 УК РФ, материальный.

С субъективной стороны отношение к наступившим последствиям может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, -

В данном случае критерием разграничения уголовного преступления, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 188 УК РФ и административного правонарушения, квалифицируемого по статье 16.4 КоАП РФ, является стоимость перемещенных через таможенную границу Российской Федерации денежных средств. Частью 1 статьи 188 УК РФ предусмотрена ответственность за деяние, выражающееся в перемещении в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов. Крупным размером УК РФ признает стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250000 рублей. Согласно материалам дела гражданин Г. переместил через таможенную границу Российской Федерации иностранную валюту в сумме 16 200 долларов США, что на день совершения правонарушения превышало 250 000 рублей. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии в действиях Г. признаков преступления, ответственность за которое предусмотрена частью 1

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, -

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание.

Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

(примечание в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

Комментарии к статье 169 УК РФ

Объект преступления - установленный порядок осуществления предпринимательской или иной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Такая регистрация предусмотрена для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Индивидуальный предприниматель - это гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ).

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, называются коммерческими. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Иная экономическая деятельность, не включаемая в предпринимательство, представляет собой разумную деятельность человека, прямо не направленную на получение прибыли, но предполагающую использование его способностей и имущества для удовлетворения материальных потребностей и интересов. Например, к такой деятельности могут быть отнесены: благотворительность и меценатство; организация ассоциаций и союзов без целей извлечения прибыли.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996. С. 146.

Организации, осуществляющие деятельность, прямо не направленную на получение прибыли, и не распределяющие ее между участниками, являются некоммерческими. Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" они создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Они могут быть созданы в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов и т.д.

Общий порядок и условия государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" . Государственную регистрацию данный Закон определяет как акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

РГ. 2001. 10 авг. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. См., например: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // РГ. 2002. 3 дек.; Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // РГ. 1996. 24 янв.; Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // Ведомости СНД РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации или об ее отказе должно быть принято в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства, а юридического лица - по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Действующим законодательством предусмотрены отдельные виды деятельности, которые могут осуществляться только на основании лицензии.

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения лицензии или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ч. 3 ст. 49 ГК РФ). Одним из основных нормативных актов, устанавливающих порядок и виды лицензирования, является Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" .

РГ. 2011. 6 мая. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования: использования атомной энергии; производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельности, связанной с защитой государственной тайны; деятельности кредитных организаций; деятельности по проведению организованных торгов; видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами; деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; клиринговой деятельности; страховой деятельности. Лицензирование указанных видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Лицензия действует бессрочно.

В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в указанных заявлении и документах, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. Ограничение этих прав возможно лишь в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (ч. 2 ст. 49 ГК РФ). Такие ограничения предусматриваются обычно в законах, посвященных конкретным видам предпринимательской и иной деятельности. Как правило, это имеет место при нарушении ими действующих нормативных актов и правил, установленных в их учредительных документах, а также при наступлении каких-либо чрезвычайных обстоятельств.

Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях (бездействии):

1) неправомерном отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

2) уклонении от их регистрации;

3) неправомерном отказе в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности;

4) уклонении от его выдачи;

5) ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;

6) незаконном ограничении самостоятельности;

7) ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица является правомерным в случаях, предусмотренных ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей":

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 настоящего Федерального закона;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подп. "ж" п. 1 ст. 14, подп. "г" п. 1 ст. 21, под. "в" п. 1 ст. 22.3 настоящего Федерального закона;

и) получения в соответствии с подп. "в" ст. 21.2 настоящего Федерального закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе.

Наличие судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на указанные выше нарушения и должно быть принято не позднее срока, установленного для государственной регистрации.

Основаниями для правомерного отказа в предоставлении лицензии в соответствии с ч. 7 ст. 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" являются:

1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

3) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в п. 38 ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

Отказ в государственной регистрации или в выдаче лицензии в случаях, не указанных действующим законодательством, является неправомерным. Например, отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности или отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции, планируемой для производства соискателем лицензии.

Уклонение от регистрации или от выдачи лицензии - это бездействие должностных лиц, затягивающих и (или) не выполняющих без оснований в установленный срок соответствующие действия - осуществление государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо предоставление им специального разрешения. Например, требование представления документов, не предусмотренных законом, или незаконное продление сроков регистрации.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица - это незаконное уменьшение правоспособности этих лиц по причинам их организационно-правовой формы. Например, отказ в предоставлении государственных льготных кредитов предпринимателям, поскольку они не зарегистрированы в качестве юридического лица, или приостановление лицензии всем формам предпринимательской деятельности, кроме открытых акционерных обществ.

Незаконное ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или организации может выражаться в разнообразных действиях, препятствующих самостоятельному осуществлению предпринимательской и иной деятельности. Например, установление необходимости согласования принимаемых ими управленческих (финансовых, хозяйственных и т.п.) решений или навязывание им таких решений, запрещение эксплуатации помещений и земельных участков.

Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть связано с любым неправомерным воздействием на них. Например, незаконное проведение проверок или изъятие документов.

Не будет являться незаконным воспрепятствованием вмешательство органов государства и местного самоуправления в предпринимательскую и иную деятельность в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Например, при контроле выполнения индивидуальными предпринимателями и организациями экологических, пожарных, санитарно-эпидемиологических требований.

Деяние является оконченным в момент совершения любого действия (бездействия), указанного в диспозиции статьи. Состав преступления формальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Должностное лицо осознает, что, используя свое служебное положение, совершает одно или несколько из указанных действий (бездействие), и желает этого.

Мотив и цель не являются обязательными признаками преступления. Вместе с тем они могут быть следующими: месть, личная неприязнь, ложное понимание интересов службы, устранение конкурента муниципальной хозяйствующей организации, пополнение местного бюджета и т.п.

Субъект преступления специальный - должностное лицо, использующее свое служебное положение (см. примечание к ст. 285 УК и комментарий к нему), достигшее возраста 16 лет. Это могут быть работники налоговых, лицензионных, правоохранительных и иных контролирующих органов, другие государственные или муниципальные чиновники.

Квалифицирующие признаки - совершение преступления в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а также причинение крупного ущерба.

Вступившим в законную силу судебным актом является решение суда о признании незаконных действий (бездействия) должностного лица, нарушающих или ограничивающих права и законные интересы индивидуального предпринимателя или юридического лица. Этот судебный акт может быть вынесен арбитражным судом или судом общей юрисдикции.

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ под крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере в гл. 22 УК РФ (за исключением ст. ст. 174, 174.1, 178, 185, 185.1, 193, 194, 198, 199 и 199.1) признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным - шесть миллионов рублей.

С качественной стороны крупный ущерб образуют как реальные имущественные потери, так и упущенная выгода, т.е. доходы, которые индивидуальный предприниматель или юридическое лицо получили бы, если бы не были нарушены их права (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).

Лицо, совершившее данное деяние при наличии признаков взяточничества, подлежит привлечению к уголовной ответственности и по ст. 290 УК РФ.

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности в нарушение вступившего в законную силу судебного акта (ч. 2 ст. 169 УК РФ) является специальной нормой и по отношению к неисполнению приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности в форме недопущения, ограничения или устранения конкуренции, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения и причинившее крупный ущерб, необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 178 УК РФ.

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 169 УК РФ

2. Для определения того, что следует считать воспрепятствованием в осуществлении законной предпринимательской деятельности в определенных в комментируемой статье формах, необходимо прежде всего установить, каков порядок регистрации и выдачи специальных разрешений, а также основания и порядок правомерного отказа в регистрации либо выдаче специального разрешения. Положения, в общем и конкретно определяющие процедуру регистрации, выдачи разрешений, включая и отказ в удовлетворении соответствующих просьб, содержатся, в частности, в ГК, Федеральных законах от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 29.12.2012) , от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011) , от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 29.12.2012) , от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 28.07.2012) , а также в многочисленных актах органов исполнительной власти.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; N 25. Ст. 2956; 1999. N 22. Ст. 2672; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3423; 2002. N 12. Ст. 1093; N 45. Ст. 4436; 2003. N 9. Ст. 805; 2004. N 11. Ст. 913; N 15. Ст. 1343; N 49. Ст. 4852; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18; 2006. N 1. Ст. 5, 19; N 2. Ст. 172; N 31 (ч. 1). Ст. 3437, 3445, 3454; N 52 (ч. 1). Ст. 5497; 2007. N 7. Ст. 834; N 31. Ст. 4016; N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1941; N 42. Ст. 4698; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 14, 23; N 19. Ст. 2279; N 23. Ст. 2770; N 29. Ст. 3618, 3642; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 41 (ч. 2). Ст. 5193; N 45. Ст. 5757; 2011. N 1. Ст. 13, 21; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728; N 49 (ч. 1). Ст. 7024; N 50. Ст. 7357; 2012. N 25. Ст. 3267; N 31. Ст. 4334.

СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3034; 2003. N 50. Ст. 4855; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3128; 2006. N 23. Ст. 2382; 2007. N 27. Ст. 3213; 2008. N 18. Ст. 1941; РГ. 2011. N 159, 261, 278.

Ведомости РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Ведомости РФ. 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459, 3469, 3470; 2001. N 26. Ст. 2586; N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. N 42. Ст. 1093; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5033, 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18, 45; N 30 (ч. 1). Ст. 3117; 2006. N 6. Ст. 636; N 19. Ст. 2061; N 31 (ч. 1). Ст. 3439; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 9; N 22. Ст. 2563; N 31. Ст. 4011; N 41. Ст. 4845; N 45. Ст. 5425; N 50. Ст. 6238; 2008. N 10 (ч. 1). Ст. 895; N 15. Ст. 1447; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 23; N 9. Ст. 1043; N 18 (ч. 1). Ст. 2153; N 23. Ст. 2776; N 30. Ст. 3739; N 48. Ст. 5731; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 8. Ст. 775; N 27. Ст. 3432; N 30. Ст. 4012; N 31. Ст. 4193; N 47. Ст. 6028; 2011. N 7. Ст. 905; N 27. Ст. 3873, 3880; N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6730; N 49 (ч. 5). Ст. 7069; N 50. Ст. 7351; 2012. N 27. Ст. 3588; N 31. Ст. 4333; РГ. 2012. N 283.

СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716; РГ. 2011. N 160; СЗ РФ. 2011. N 43. Ст. 5971; N 48. Ст. 6728; 2012. N 26. Ст. 3446; N 31. Ст. 4322.

3. Отказ в удовлетворении законных требований о регистрации и т.д. состоит в информировании обратившегося с просьбой лица о состоявшемся официальном решении. С вынесением соответствующего решения и принятием предусмотренных мер по доведению до сведения заявителя о данном решении связан в данном случае момент окончания преступления. Отказ должен быть окончательным. Неправомерным следует считать отказ в нарушение положений вышеупомянутых нормативных актов, касающихся оснований для отказа в регистрации либо выдаче специального разрешения.

4. Уклонение в отличие от отказа может выражаться в любых действиях (не только в бездействии), направленных на несоблюдение требований нормативных актов о выдаче регистрационного свидетельства либо лицензии. Фактически речь, как правило, идет об умышленном затягивании установленных сроков регистрации либо выдачи специального разрешения. Преступление в этом случае является оконченным в момент совершения конкретных действий либо окончания срока, в течение которого действия должны были быть совершены, при том что в последнем случае совершению действий объективно ничего не препятствовало.

5. Ответственность предусмотрена и за иные формы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. Указанная формулировка предусматривает настолько широкий круг возможных правонарушений в самых разнообразных формах, насколько широк перечень прав, предоставленных законодательством лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В частности, в последнее время начинает складываться практика осуждения по ч. 1 комментируемой статьи глав муниципальных образований за то, что они под угрозой проведения необоснованных проверок принуждали предпринимателей к непредусмотренному законодательством перечислению средств в специально созданные местные фонды, имущество которых использовалось для проведения различных празднований, встреч комиссий и т.п.

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

7. К числу субъектов преступления следует отнести должностных лиц, чьи полномочия связаны с процедурой регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также должностных лиц, определенных подобным образом в примеч. к ст. 285 УК, однако с тем условием, что их служебное положение позволяет им реально вмешиваться в законную предпринимательскую деятельность граждан и организаций.

8. По ч. 2 комментируемой статьи следует квалифицировать действия, заключающиеся в продолжении воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, например, в форме незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица независимо от того, на основании какого материального закона было принято судом решение о незаконности действий должностного лица.

9. К крупному ущербу, причиненному воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности, следует относить не только реальный материальный ущерб, но и упущенную выгоду (), исчисляемую с учетом приводимых потерпевшими расчетов.