Тропарь животворящему кресту. Тропарь кресту - изменение текста и смысла - какой же на сердце разгром

Крест Христов, надежда христиан,
путеводитель заблуждающихся,
пристань носимых бурей, победа в битвах,
вселенной безопасность, болящих врач,
мертвых воскресение, помилуй нас.

Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое Воскресение Твое Славим!

Мы поклоняемся Кресту Господню, страданию Христову и славе Церкви. С самого начала в Превечном Совете Творец неба и земли связал Себя с немощью и наготой страждущего на кресте человека.

Крест - сокровенное место славы Божией. Что бы в мире ни происходило, мы не должны отчаиваться. Эта жизнь должна быть исцелена и спасена, если наш Бог - Бог страдающего мира.

После отпадения от Бога мир исполнен страданий. По мере приближения конца времён масштабы этих страданий неизмеримо возрастают.

В то время как мир отдаёт все свои силы, чтобы избежать любой ценой страданий и смерти, мы, христиане, знаем, что через страдания и смерть мы становимся близкими Богу. Разумеется, это не означает, что мы ищем страданий. Их в избытке даёт жизнь на каждый день.

Но мы не участвуем в безплодных усилиях мира, пытающегося обмануть смерть и страдания. Мы от Христа, от Креста Его научаемся не тому, как избежать страданий, а как страдать, чтобы эти страдания стали высшим содержанием нашей жизни.

Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие - через Крест Христов и через наш крест. И мы должны войти в них так, чтобы они стали для нас высшим смыслом и высшей радостью.

Поэтому мы призываемся сегодня учиться всем урокам страданий, которые преподаёт нам жизнь. И учить этому наших детей с самого раннего возраста - а не тому, чтобы они всё более и более становились, по выражению отца Серафима Роуза, поколением «мне» - теми, кто ищет сиюминутного успеха и немедленного наслаждения.

Людям нужно мужественно говорить о страданиях и смерти, которые им предстоят, чтобы они не страшились принимать их. Потому что наступают времена, когда страдания будут непереносимыми, если не будем мы со Христом.

У каждого из нас - свои страдания. Если мы начнём говорить, что нужно для счастья, то выяснится, что одному необходимо здоровье, другому - чтобы у него устроился брак, третьему - чтобы работа была получше, у четвёртого - более глубокие страдания. И все люди без исключения, сознавая или не особенно глубоко сознавая, мучаются грехами, которые они совершили. При этом почти каждый хотел бы поменяться своим крестом с крестом другого, естественно, преуменьшая его.

Если бы мы только могли видеть значение креста тех, кто рядом с нами! Тогда бы мы действительно могли участвовать в страданиях этих людей и помогать им. Посмотрите на Крест Христов. Что это за Крест? Это Крест, в котором кресты всех людей, каждого из нас. Он берёт на Себя наш крест для того, чтобы нам предложить Свой. Чтобы мы могли с Ним разделить Его страдания и Его славу. Мы не увидим Воскресения Христова, не пройдя через страдания и смерть.

У воскресения и смерти - общий взаимный интерес. Наша жизнь не может избавиться от зла - только Воскресением Христовым, только Пасхой. Только переходом, который мы должны совершить из состояния греха в состояние покаяния и молитвы. И в состояние благодати - к Кресту Христову и Его Воскресению.

Мы переживаем страшные времена, когда Церковь возводится на Голгофу. Благословенные времена нашего спасения. Но победа, которую Христос одержал на Кресте над диаволом, над миром и плотью, должна быть воспринята Церковью, усвоена каждым из нас.

Вконтакте

Бог в помощь. Молитвы для жизни, здоровья и счастья Олейникова Таисия Степановна

Тропарь Кресту и молитва за Отечество

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Т^рестом Твоим жительство.

Из книги 81 молитва на быструю помощь, которая защитит вас от беды, поможет в несчастье и укажет дорогу к лучшей жизни автора Чуднова Анна

Молитва животворящему Кресту Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих:

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Молитва Животворящему Кресту Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.(Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Дай победы на врагов

Из книги Правила поведения в церкви автора Звонарева Агафья Тихоновна

Молитва Животворящему Кресту Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Дай победы на врагов

Из книги Семь смертных грехов. Наказание и покаяние автора Исаева Елена Львовна

Тропарь Кресту и молитва за отечество Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Из книги Главные молитвы на всякую потребу. По учению святых угодников Божиих. Как и в каких случаях молиться автора Глаголева Ольга

Молитва Честному Кресту в час беды Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

Молитва Кресту Господню О Крест Господень, бесов изгони, От тёмных сил спаси и сохрани, И от нечистого навеки нас отринь. Да будет воля Господа.

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Тропарь креста и молитва за Отечество Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы святей Твоей Церкви на сопротивныя даруя; и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.Посем кратко принеси молитву о здравии и спасении отца твоего духовного, родителей

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Краткая молитва Честному и Животворящему Кресту Читайте эту краткую молитву, когда вас посещают сомнения в собственных силах, или вы чувствуете, как кто-то вольно или невольно вредит вам.Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от

Из книги Молитвы к Матронушке. Божья помощь на все случаи автора Измайлов Владимир Александрович

Из книги Чудотворные и исцеляющие молитвы и иконы Святой Троицы, Спасителя, Божьей Матери, преподобных святых и угодников автора Михалицын Павел Евгеньевич

Тропарь и молитва святому Тропарь, глас 4 Пра?вило ве?ры и о?браз кро?тости, воздержа?ния учи?теля яви? тя ста?ду твоему?, я?же веще?й и?стина: сего? ра?ди стяжа?л еси? смире?нием высо?кая, нището?ю бога?тая, о?тче священнонача?льниче Нико?лае, моли? Христа? Бо?га спасти?ся душа?м

Из книги Бог в помощь. Молитвы для жизни, здоровья и счастья автора Олейникова Таисия Степановна

Тропарь и молитва преподобному Тропарь, глас 4 От ю?ности Христа? возлюби?л еси?, блаже?нне, и Тому? еди?ному рабо?тати пла?менне вожделе?в, непреста?нною моли?твою и трудо?м в пусты?ни подвиза?лся еси?, умиле?нным же се?рдцем любо?вь Христо?ву стяжа?в, избра?нник возлю?блен

Из книги автора

Молитва Честному Кресту Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих:

Из книги автора

Молитва Честному Кресту Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежит от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих:

Из книги автора

Молитва Честному и Животворящему Кресту Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом сим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраздняя, и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами.

Из книги автора

Молитва иная Честному и Животворящему Кресту Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в

Все-таки еще раз хочу вернуться к своей любимой теме. Про дореволюционное богослужение, в частности про тропарь Святому и Животворящему Кресту. Тем более, что в эти осенние дни 95 лет назад проходили заседания того самого поместного собора , который в частности занимался и его редакцией. Всем известно, что деятельность этого собора вызывает резко противоположные оценки: от "иконы святых отцов поместного собора 1917-18 годов " , до "обезглавленного собора, как порождения зла" . Не будем вдаваться в крайности, но рассмотрим некоторые моменты из его деятельности.
15 ноября крестьянин тверской губернии М. Е. Никонов (между прочим через своего правящего архиерея - Серафима Чичагова) прислал в адрес собора письмо, в котором в частности говорится следующее:
«[...] Нам думается, что Святейший Синод сделал непоправимую ошибку, что преосвященные пошли навстречу революции. Неведомо нам сей причины. Страха ли ради Иудейска? Или по влечению своего сердца, или по каким-либо уважительным причинам, но всё-таки поступок их в верующих произвёл великий соблазн... В среде народа такие речи, что якобы поступком Синода многие здравомыслящие люди введены в заблуждение, а также многие и в среде духовенства. [...] Православный русский народ уверен, что Святейший Собор в интересах Святой матери нашей церкви, отечества и Батюшки Царя, самозванцев и всех изменников, поругавшихся над присягой, предаст анафеме и проклятию с их сатанинской идеей революции . И Святейший Собор укажет своей пастве, кто должен взять кормило правления в великом Государстве. [...] Не простая же комедия совершаемый акт Священного Коронования и помазания Святым миром царей наших в Успенском Соборе [Московского Кремля], принимавших от Бога власть управлять народом и Тому Единому отдавать ответ, но никак не конституции или какому-то парламенту».
Оканчивалось это послание словами: «Всё вышеизложенное, что здесь написал, не моё только личное сочинение, но голос православно-русского народа, стомиллионной деревенской России, в среде которого нахожусь я».

Такие письма обычно не доходили до собора, но тут получилось по-другому. Письмо это было принято к рассмотрению через пару дней после выборов патриарха Тихона Белавина , которые состоялись как раз почти в эти дни - в ноябре, 18 числа (н.с.) - и послужило началом дискуссии о царской присяге. Которая, кстати так ничем и не кончилась. То есть собор так и не дал ответ на вопрос: не попали ли мы под клятвопреступление, нарушив присягу Царю Николаю Александровичу. Как развивалась эта дискуссия подробно рассказывает популярный сейчас историк Михаил Бабкин . Посмотрите, если интересно, .
Я бы хотел остановиться на другом. Сейчас вот, даже среди умеренных русских патриотов, часто восхищаются: Святой патриарх Тихон, Святые новомученики Российские! Простой русский крестьянин говорит им: "поступком Синода (а там был и Тихон Белавин , и Владимир Богоявленский, и другие "святые" ) многие здравомыслящие люди введены в заблуждение"! Почему "преосвященные пошли навстречу революции"?

При чем проходит полгода, а преосвященные все не вразумляются! На своих заседаниях они как ни в чем не бывало спокойно ссылаются, мол, на то, что якобы царь сам "отрекся" от престола. Типа царю надоело царствовать? Или крыша у него поехала на станции Дно? Да все прекрасно знали, что на этой паскудной станции к нему приперлась делегация Исполнительного Комитета Государственной Думы , с которой эти самые преосвященные накануне постановили "войти в сношение" . И пришли, по-видимому, не чайку попить. И синодалам, скорее всего, было известно об их намерениях, раз они уже к ним "клинья подбивали". Говорят, что некоторые из них еще с начала года перестали даже на проскомидии частичку за Царя вынимать...
Так вот и получили мы "куцый" тропарь, как и множество иных литургических перлов. Благодаря великой богословской мысли "святых отцов поместного собора 1917-18 годов". Великие богословы и грамотеи наверное даже толком и не вникали в то, что делали. "Спаси, Господи, люди твоя (Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου ) и благослови достояние Твое (καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου )", - первая мысль заканчивается. Далее идет фраза со следующими ключевыми словами: δωρούμενος (производное от глагола "давать", а значит предполагающее существительное, отвечающее на вопрос "кому?" ). И κατὰ βαρβάρων (про варваров, думаю и так всем все понятно). Итак, кому?
У греков тоже сейчас проблемы с монархией. Они тянутся у них с переменным успехом еще с 1830 года. Однако никому и в голову не приходило убрать "Василевса". Правда, за его неимением, так как у них давно уже нет никакой династической преемственности, поют во множественном числе: τοῖς Βασιλεύσι . То есть, всем благоверным царям (василевсам). Но как можно было додуматься нашим умникам убрать ключевое существительное-дополнение? Сначала, в феврале, они, правда его не убрали, а заменили на "Благоверному временному правительству". Которое, конечно, не принесло победы ни на внешних фронтах, ни на внутренних. Теперь же, после его падения в ноябре, его тоже вычеркнули. Это, получилось типа: νίκας τо οὐδένi , то-есть "победы никому ". Ну, никому, так никому. Обойдемся без победы. До сих пор обходимся!

Что же касается "православных христиан", как это сейчас придумали, то об этом я уже упоминал в статье про . Не православных христиан дело воевать с варварами. Для этого Бог и поставляет им православных царей. Так было, и, даст Бог, так и будет! Аминь!!
П. С. А кто-нибудь знает, кто автор тропаря Воздвижению Креста, и какой текст был в самой первоначальной греческой редакции?

Тропарь Животворящему Кресту, то есть песнопение праздника Крестовоздвижения - одна из самых известных молитв. Его часто исполняют в храмах, он входит и в чин водосвятного молебна, и в утреннее молитвенное правило. Но между тем, у этого тропаря драматичная судьба. В силу исторических обстоятельств его текст претерпел изменения. Причём, в богослужебном обиходе утвердились два варианта молитвы.

Вот как звучит первый:

«Cпаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Второй вариант содержит уточнение: «победы православным христианам на сопротивныя даруя…». И тот, и другой текст являются равно допустимыми. Как правило, в одном храме придерживаются какого-то одного варианта.

В этой молитве Церковь просит, чтобы Господь избавил нас, православных христиан, от бед и несчастий, даровал нам благополучие, силу побеждать всех нарушителей безопасности государства и охранял нас Своим Крестом.

Но дело в том, что до весны тысяча девятьсот семнадцатого года тропарь Животворящему кресту звучал совсем по-другому.

Раньше он назывался: «Тропарь Креста и молитва за Царя и Отечество», и текст его был следующим: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое; победы Благоверному Императору нашему Николаю Александровичу, на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

После отречения Николая Второго новые власти потребовали пересмотреть текст молитвы. Синод Русской Православной Церкви впервые столкнулся с таким вызовом, поэтому пошёл на уступки, строчки про императора заменили на благословение Временного правительства.
После Октябрьского переворота молитва за власть, открыто провозглашавшую атеистические взгляды, была невозможна.

Между тем, молитва за Царя и Отечество составляла смысловое ядро всей службы Воздвижения. Ведь событие, лежащее в основе праздника, обретение Честного Креста Господня, произошло благодаря личной вере и политической воле императора Константина Великого.

Он в одиночку остановил привычный ход государственной машины Римской империи: прекратил более чем двухсотлетнее преследование христиан, начал строить законодательство на основе христианской этики, открыто прославил победоносную силу Креста Господня. Константин жил Христом и верой.

В молитвах ко Кресту Церковь напоминает о том, что в центре любого государства должен быть Христос. Она открыто говорит о своём идеале общественно-политического устройства - симфонии, то есть согласии, соработничестве Церкви и государства. Так в кондаке Крестовоздвижения, кратком гимне праздника, Церковь просит: «Тезоименитому Твоему новому жительству» - то есть «Твоему новому государству, носящему Твоё имя» «щедроты Твоя даруй, Христе Боже».

Существует мнение, его, в частности, поддерживал святитель Иоанн, епископ Шанхайский, что в домашнем молитвенном правиле допустимо произносить первоначальный вариант тропаря Кресту. Святитель считал, что это молитва за благоверных царей грядущих эпох.

Наступает праздник Воздвижения честнаго и животворящего Креста Господня.

Обычно мы в семье готвоим детей к празднику заранее: рассказываем о празднике, смотрим иконы, иллюстрации. Также знакомим детей с тропарем: читаем по-славянски, перессказываем своими словами так, чтобы дети поняли. Еще идея — на листе тонкого картона красиво оформляем тропарь: дети списывают из молитвослова, раскрашивают первую букву — буквицу. Этот лист мы прикрпляем к холодильнику в день праздника.

Итак, наступает Воздвижение. Как и в другие праздники, посвященные Кресту, тропарь дня — Спаси, Господи, люди Твоя... Подпевая хору во время водосвятных молебнов, всегда немного «притормаживаешь» на этом тропаре в незнакомом храме. Ведь слова в этом тропаре не всегда одинаковые . Приходишь на всенощную в один храм — поют так. На литургию в другой — поют иначе.

Пытаюсь разобраться в вопросе. Не как богослов, а как родитель, который в своей домашней церкви воспитывает своих детей как православных христиан , готовит своих детей ко встрече праздника, к участию в богослужении. Надо выбрать какой-то один вариант тропаря. Впрочем, этот тропарь поют в семьях и на ежедневном утреннем правиле. Ситуация не простая.

До революции тропарь был таков:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному Императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство .

Сейчас мы не слышим именно этого текста: это понятно, ведь Николай Александрович уже более 90 лет как убит. Другого царя ни у нас, ни у других православных народов нет .

Как теперь петь тропарь? Я не знаю, есть ли какое-то решение этого вопроса. В разных храмах - это разное решение . Здесь можно сослаться на молитвословы:

один вариант: … победы на сопротивныя даруя...

(Православный молитвослов, М.2003, Локид-пресс, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II)

другой вариант: … победы православным христианом на сопротивныя даруя...

(М.,2000, также по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II).

Еще вариант: … победы благоверному Императору нашему на сопротивныя даруя...

(Праздничный канонник, Москва-Санкт-Петербург, Леушинское подворье, 2002, по благословению высокопреосвященного Иоанна, Архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя миссионерского отдела Московского Патриархата).

Судя по тому, что это изданные «по благословению» Патриарха и уважаемых архиереев молитвословы - единого мнения по этому вопросу нет . Каждый принимает решение, видимо, сам. Как иначе — не понятно, ведь у нас дома все три этих молитвослова, и странно два посчитать ошибочными. И какие именно?

Я не знаю, писал ли на эту тему кто-то еще из известных современных христианских богословов — но мне «легло на сердце» рассуждение святителя Иоанна (Максимовича) , писавшего на эту тему, через несколько десятилетий после революции 1917 года.

В слове «Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о Царях», святитель Иоанн говорит:

«Православная Церковь... всегда возносила моление Богу, чтобы сила крестная помогала уповающим на крест царям. Службы святому Кресту по средам и пятницам, в кои дни воспоминаются страдания Христовы, и в другие праздники Животворящего Креста полны таких молений... Замечательно, что многие из сих песнопений написаны святыми Отцами, которые сами жестоко страдали от царей-иконоборцев; они не прекращали моления за царей, твердо веря, что после злых царей будут и цари благочестивые. Не изменяли те молитвы православные греки и южные славяне и находясь под властью турок или чужеземных властей...

Какой же смысл имеет моление о царях в молитвах святому Кресту, когда какой-либо народ не имеет своего Православного Царя?

при произношении молитв о царях мы молимся не только о нынешних царях, но и будущих православных Царях, ибо по толкованию святого Иоанна Златоуста православные Государи будут держать власть до пришествия антихриста... Вот почему Церковь Православная не перестает молиться «победы благоверным царем на вопротивныя даруя». Слова сии находятся в молитве Животворящему Кресту, которая особенно часто употребляется...

В России и некоторых других славянских странах в ту молитву вставляли и имя царствовавшего Государя, но основное содержание ее всегда оставалось неизменным и подлинным текстом, тем, что написали святые Отцы:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство ».

(Блаженный Святитель Иоанн Чудотворец. Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о Царях//Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича). Богословские труды. Составители иеромонах Серафим (Роуз) и игумен Герман (Подмошенский), Российское Отделение Валаамского общества Америки, М., 2003, - с. 808 — 810).

Я не знаю, почему не везде молитва Кресту употребляется в том виде, в котором, по словам святителя Иоанна Максимовича, ее составили святые Отцы. Но я знаю, в каждой малой Церкви Тропарь Кресту может читаться именно так , с сохранением «неизменного и подлинного текста». Если, конечно, родители примут такое решение. Как и любая молитва это не только обращение к Богу. Это образование души каждого члена семьи. Это картина мира . В данном случае — картина мира, в котором есть место благоверному царю, победу которому на сопротивных дарует Крест Животворящий.

Если мы растим детей «в учении и наставлении Господнем», в верности нашей матери-Церкви, и, наставляя детей в устремлении к небесному Отечеству, учим любить и земную Отчизну, то молитва Кресту — это еще и молитва о ниспослании нашей многострадальной Родине того самого, уповающего на Крест Христов, благоверного царя .

В том, чтобы во время домашней молитвы петь «подлинный текст» тропаря Кресту нет никакой «революции». Революция уже была в 1917 году. Здесь нет никакой обособленности малой Церкви, семьи, от вселенской. Об этом можно было бы хотя бы спорить, если бы существовало какое-то единое мнение на счет того, как должно петь в храме этот тропарь.

Мы бываем на службе в одном московском монастыре - там поют «победы православным христианом» , а в храме «около дома», на окраине Москвы, поют «победы на сопротивныя» , без указания «кому победы». Так что дети, которые знают хоть как-то службу и бывают не только в одном храме, в любом случае спрашивают: а почему на даче поют так, а в Москве по-другому ? Не спрашивают только малыши, или совсем невнимательные. И объяснить не трудно: раньше пели «благоверному императору Николаю...», а когда убили царя, все перепуталось, в одном храме поют так, в другом — иначе. Видите, и так как мы поем — так тоже не везде поют. Никакого обособления, просто все перепутано...

Какой вариант выбрать — это дело каждого. Выбирать придется . И каждому решать, на каком основании он выберет тот или иной вариант. Главное — помнить: наши дети — это будущее нашей Церкви и нашей страны. И это будущее буквально в наших руках.

Анна Дмитриева, http://roditelinfo.ru

фото - мое, с поделки, сделанной шестилетним ребенком