Социальная педагогика. Механизмы социализации: социально-психологические, по Фрейду и универсальная классификация Традиционный механизм социализации

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Г. Тард считал основным подражание. Американский ученый У. Бракфепбрепер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию обособления личности, а А. В. Петровский – смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития человека. Обобщая имеющиеся данные, с точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

1) импринтинг – запечатление человеком на рецеп-торном и подсознательном уровнях особенностей влияющих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте, но и на более поздних возрастных этапах может быть запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.;

2) экзистенциальныйнажим – овладение языком и неосознаваемое принятие норм социального поведения, обязательных в процессе общения со значимыми лицами;

3) подражание – следование какому-нибудь образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта;

4) идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом;

5) рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам социума, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

11-12Классификация факторов социализации. Социализация осущест­вляется в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требу­ет от него определенного поведения и активности.

^ Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию.


В отечественной и западной науке имеются различные класси­фикации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В. Мудрик(1991).

Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

- макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей пла­неты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);

- мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

-микрофакторы - социальные группы, оказывающие непо­средственное влияние на конкретных людей (семья, группы свер­стников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общест­венные и др.).

Макрофакторы. В последние годы все большее значение уче­ные придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и косвенным путем оказывают влияние на ста­новление личности. Знание макрофакторов социализации позво­ляет понять специфику проявления общих законов развития ин­дивида как представителя Homo sapiens (рода человеческого), убедиться в могуществе воспитания.

На развитие человека оказывает влияние географический фак­тор, или природная среда.

Мезофакторы. Рассматриваемая проблема связана также с во­просом взаимосвязи природы и этноса, так как у каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демогра­фическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, привычки.

Специфика географической среды формирует структуру этни­ческой общности, региональную специфику, культуру, физиче­ский тип людей, расовые признаки (цвет кожи, глаз, форма и цвет волос, форма черепа, рост и др.). В каждом этническом объедине­нии складываются свои виды деятельности, межэтнические отно­шения, различный семейный быт, брачные обычаи и обряды.

Этнические традиции дают о себе знать в способах защиты от воздействий природной среды, в создаваемых культурных цен­ностях (образах художественного и научного творчества). В ка­ждой этнической группе складывается свое представление о личности, ее поведении и менталитете. Проектирование эколо­гического пространства становится реальной задачей образова­тельных институтов.

Микрофакторы. Общество всегда обеспокоено тем, чтобы тем­пы социализации подрастающего поколения не отставали от тем­пов и уровня развития самого общества. При рассогласовании этих темпов начинается торможение общественно значимых процессов.

Влияние институтов социализации противостоит стихийным со­циальным взаимодействиям, которые можно «просчитать», спрогнозировать, направить по какому-то определенному пути.

13-Понятие этноса. Этнос - это «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, об­ладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психического склада, а также созна­нием своего единства и отличия от других подобных образова­ний» (Краткий словарь по социологии. - М., 1988. - С.461). Эт­ническая или национальная принадлежность человека, как ус­тановлено, определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком.

В различных странах этнос можно рассматривать как фактор социализации разного уровня. В национальных государствах, где подавляющее большинство жителей принадлежит к одному этно­су, он - макрофактор. В том случае, когда какой-либо этнос пред­ставляет собой интенсивно общающееся национальное меньшин­ство в том или ином поселении, он - микрофактор (Гарлем в Нью-Йорке). В России этнос - мезофактор, так как даже многочислен­ные этносы, имеющие собственную государственность (автоном­ные республики), не могли не испытать на себе влияния других этносов и не воспроизвести в своей жизнедеятельности характер­ные для них свойства и признаки (А. В. Мудрик).

Известно, что современное человечество многообразно по сво­ему составу. Оно имеет две-три тысячи этнических общностей.

Существующие сегодня на Земле государства (их около двухсот) полиэтничны. Это заставляет смотреть на этнические проблемы как на наиболее приоритетные в политике любого государства, в том числе и России.

^ Влияние этноса. Каждый этнос имеет специфические особенно­сти, совокупность которых образует его национальный характер или психический склад, которые проявляются в национальной культуре. Этнопсихологи выделяют такие различия, например, в характере и традициях труда людей, в особенностях быта, пред­ставлениях о семейных взаимоотношениях и взаимоотношениях с другими людьми, о добре и зле, красивом и некрасивом и т.п.

Нужно иметь в виду, что этнические особенности характери­зуют не отдельного человека, а многочисленные группы - нации. Формируются они в течение веков и даже тысячелетий под влия­нием природно-географической среды, экономических, социаль­ных, религиозных и других обстоятельств, в которых проживает тот или иной этнос.

Наиболее очевидно этнические особенности проявляются на уровне обыденного сознания. Например, пунктуальность как черта личности, имеющая высокую оценку у немцев, малозначима для испанцев и еще меньше для жителей Латинской Америки.

Этнос как фактор социализации подрастающих поколений нель­зя игнорировать, но не следует и абсолютизировать его влияние. Так, при сравнительном изучении воспитания в многочисленных, не похожих друг на друга культурах обнаружилось, что во всех них стремились воспитывать одни и те же черты у детей каждого пола. У мальчиков. основное внимание уделялось развитию самостоя­тельности и стремления к успеху, у девочек - чувства долга, забот­ливости и покорности. Но существуют общества, в которых шаб­лоны воспитания иные, и в них мужчины и женщины ведут себя иначе (Шибутани Т. Социальная психология. - С. 424).

Все народы стремятся воспитывать своих детей трудолюбивыми, смелыми, честными. Различия состоят в том, каким образом реша­ются эти задачи. Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные (жизненно важные, биофизические) и ментальные (духовные).

Под витальными особенностями этноса понимаются способы физического развития детей (вскармливание ребенка, характер пи­тания, спортивные занятия, охрана здоровья детей и др.).

На социализацию подрастающего поколения большое влияние оказывают и ментальные особенности - духовный склад этноса, который рядом ученых обозначается как менталитет и формиру­ется в специфических социокультурных условиях жизни того или иного народа.

14-Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни

Существенным фактором социализации является тип поселе­ния, в котором живут нынешние дети, подростки, юноши, взрос­лые люди. Наиболее типичными поселениями России являются города и деревни (села), поселки. У горожан и селян складывают­ся различные образы жизни.

Различия в социально-экономических, социально-психоло­гических, культурных и природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт в поведении их жителей. Эти особенности должны быть учте­ны в образовательной теории и практике.

Факторы, воздействующие на растущую личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сель­ской ментальностей. В них по-разному выражены ценностные ори­ентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специ­фика взаимодействий и взаимоотношений, ^ Особенности сельского образа жизни. Сельский тип поселения продолжает оставаться эффективным фактором социализации подрастающего поколения, поскольку в них и в настоящее время достаточно силен социальный контроль за поведением человека. В жизненном укладе сел сохранились элементы традиционной со­седской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифферен­циация, тесные родственные и соседские связи. Все хорошо знают друг друга, а потому каждый эпизод жизни любого селянина мо­жет становиться объектом оценки со стороны окружающих.
Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм жизни в них размерен, нето­роплив, природосообразен. Однако в последние десятилетия за­метно растущее влияние города на деревню. Оно приводит к пе­реориентации в жизненных ценностях. Особую роль в этом игра­ют средства массовой информации, пропагандирующие город­ской образ жизни, который становится эталоном, мечтой для сельских детей и молодых людей.
^ Особенности городского образа жизни. Другими являются условия социализации подрастающего поколения в городах. Современный город - средоточие материальной и духовной культуры общества. Городское население состоит из многочислен­ных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих самые разные ценностные ориентации и стили жизни.
Так, в городе существенно различается одобряемое и неодоб­ряемое поведение взрослых, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников. Общение между взрослыми и школьниками по мере взросления последних становится менее интенсивным и открытым. Общение со сверстниками отличается тем, что с воз­растом школьник ищет и находит партнеров вне класса, школы, двора. Поэтому его социализация в большей степени зависит от сверстников, от того, какие нормы в таких компаниях являются преобладающими. Нередко эти нормы противоречат социально принятым образцам поведения.

В целом город предоставляет личности возможность широкого выбора кругов и групп общения, системы ценностей, стиля жизни. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации.

^ Особенности поселкового образа жизни. Иные условия социали­зации складываются в типах поселения, которые получили назва­ние «поселок». Это специфические микрорайоны в старых про­мышленных городах или поселки, возникшие на местах крупных новостроек. Нормы жизни и общения в подобных поселках имеют свои неповторимые особенности.
Открытость жизни каждого человека, каждой семьи в поселке еще больше, чем в деревне. Но одновременно здесь отмечается жесткая обособленность каждого. Это проявляется в том, что никто не счита­ет нужным ориентироваться на мнение окружающих, особенно когда речь идет о собственном благополучии. Дети вместе со взрослыми «на равных» участвуют во всех повседневных и торжественных собы­тиях. В то же время они собираются в свои группы, противостоящие взрослым в своем поселке, и сверстникам в округе. В поселках одоб­ряется усредненность поведения и образа жизни. Однако именно подростки из поселков утрированно следуют модным веяниям.

15- Средства массовой коммуникации и их роль в процессах социализации

Особую роль в процессах социализации играют средства мас­совой коммуникации, которые являются разновидностью массо­вого общения людей. Синонимами понятия «массовая коммуни­кация» являются понятия «массовые информационные процессы», «массовая информация» и др.

Массовая коммуникация имеет определенную социальную на­правленность, выражающую интересы больших социальных групп. Она является фактором оптимизации их жизнедеятельности. Ос­новные функции массовой коммуникации - поддержание и укреп­ление общественных отношений, утверждение идеологии правящих групп, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры, организация развлечений и т. д.

Массовые информационные потоки могут идти сверху вниз (от правящих социальных групп к остальным социальным группам общества); снизу вверх (обратная связь от различных слоев насе­ления к правящим группам); по горизонтали (информация социальных групп друг о друге). Распространяя информацию о жизне­деятельности различных социальных групп, массовая коммуника­ция играет большую роль в формировании соответствующих соци­альных представлений и стереотипов различных социальных групп общества друг о друге.

Следует отдельно выделить социально-психологические функ­ции массовой коммуникации, в основе которых лежат потребно­сти как общества в целом, так и отдельных социальных групп и людей. В основу классификации социально-психологических функций массовой коммуникации может быть положена система отношений человека к обществу, к группе, к самому себе. Исходя из этого, выделяют следующие функции: социальная ориентиров­ка (индивид - общество), аффилиация (индивид - группа), контакт с другими лицами (индивид - другой человек), самоутверждение (индивид - он сам), эмоциональная разрядка.

Функция социальной ориентировки опирается на потребность в информации для ориентировки в социуме. Информация о со­циальных явлениях и группах, получаемая из средств массовой коммуникации, облегчает такие процессы социализации, как усвоение отдельным человеком социального опыта общества, его преобразование в собственные ценности и установки.

Функция аффилиации имеет основой потребность человека чувствовать себя членом определенных групп, чаще всего рефе­рентных, вхождение в которые повышает его защищенность и уверенность. Массовая коммуникация предоставляет неограни­ченные возможности для этих выборов, определяемых социаль­ными установками и ценностными ориентациями. При этом наи­более продуктивным является использование механизма иденти­фикации, т. е. отождествление себя с членами этих групп.

Функция контакта обусловлена потребностью личности в свя­зях с другими людьми, которые дают возможность проявить, ут­вердить себя, персонализироваться. Чаще всего эта функция про­является, когда человек не имеет возможности проявить себя в непосредственном общении, ощущает дефицит общения и собст­венную невостребованность.

Функция самоутверждения проявляется в получении челове­ком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгля­ды. В таких ситуациях совпадение выполняет роль психологиче­ской поддержки, способствует упрочению собственных устано­вок и ценностных ориентации, вызывает ощущение правоты и надежности.

Функция эмоциональной разрядки реализуется через включение в развлекательные программы, публикации и сообщения, которые выполняют роль отвлекающих и переключающих факторов, помогают изменить диапазон личности, расширяя его «разреши­тельные» эмоциональные возможности.

Ребенок рано начинает испытывать воздействие средств массо­вой коммуникации. Первое место по своему влиянию на детей за­нимают электронные средства: кино, телевидение, видео. Они значительно потеснили печатные средства.

Сегодня психологи констатируют, что у современных школь­ников происходят изменения в психике в связи с внедрением в нашу жизнь компьютеров. Появился даже термин «компьютерная психология».

16- Семья как институт социализации

Социальный статус семьи как института социализации опреде­лен давно и однозначно: быть базовым фактором социализации. Наиболее принятым определением семьи является характеристика ее как общности, основанной на общесемейной деятельности, связан­ной узами супружества - родительства -родства, осуществляющей воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи.

Существование семьи как социальной общности и как места рождения и социализации детей основано на массовой потребности людей в семейном образе жизни. Семья на протяжении длительной истории человечества остается основной формой организации вос­производства обществ. Именно семья остается главной, историче­ски сложившейся формой личностного удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения. Однако в последнее время достаточно четко намечается тенденция уменьшения потреб­ности семьи в детях, что сказывается на демографической ситуации, сложившейся в ряде стран.

Основными мотивирующими факторами образования семьи выступают: стремление избежать одиночества, желание иметь де­тей, реализация потребности в эмоциональном контакте, в пони­мании, создание психологической «ниши», поиск способов и ме­ханизмов психологической защиты.

Диапазон индивидуальных моделей семьи достаточно велик. Также разнообразны феномены, в которых реализуются типы се­мейных отношений, от страстно-любовных до неприязненно-враждебных: любовь, дружба, синтонность, аттракция, симпатии и другие виды эмпатийных переживаний.

Считается неправомерным деление функций семьи на главные и второстепенные. Более принятой является классификация функций семьи на специфические и неспецифические. Специфические функции семьи определяются ее сущностью, ее социальной природой. Неспе­цифические функции институт семьи был вынужден освоить под давлением складывающихся социально-исторических условий. К специфическим функциям семьи относятся репродуктивная (рождение детей); социализирующая (обеспечивающая воспитание детей); охранительная (ответственность за защиту членов семьи).

Социологи считают, что в XX в. произошел «перехват» семей­ных функций, т.е. семья присвоила себе ряд функций других соци­альных институтов (образовательных, правовых, обслуживающих, досуговых и др.). Так, неспецифическими функциями семьи являют­ся: накопление и передача собственности и статуса, организация производства и потребления, ведение домашнего хозяйства; орга­низация досуга, связанного с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, микроклимате, способствующем снятию напряже­ний, развитию каждого члена семьи. Неспецифические функции семьи могут резко изменяться на разных исторических этапах, су­жаясь, расширяясь, модифицируясь или даже исчезая.

Семья как институт социализации претерпевала и продолжает претерпевать существенные изменения. Поэтому при характери­стике семьи указывают, какой модели она соответствует - тради­ционной или же современной. Традиционные семьи имеют родст­венно-семейный тип организации, а современные - ценностям рода предпочитают экономические и личностные интересы.

Основными трансляторами социальных и культурных ценно­стей, главными «фигурами», влияющими на решение задач воспи­тания и социализации, были и остаются родители ребенка. Это не значит, что старшие члены семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди) или старшие дети в многодетных семьях не могут быть реальными и равноправными участниками этих процессов. Однако реальная ценность производимых ими воздействий находится в прямой зави­симости от социальной, гражданской позиции и включенности в жизнедеятельность не только семьи, но других социальных групп.

Следовательно, в каждой семье складываются неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий. Культивирование в каждой семье ценност­ного отношения к каждому ее члену, его индивидуальным прояв­лениям, соблюдение прав и свобод, создание условий для творче­ской самореализации, формирование личной ответственности за все происходящее в семье могут превратить ее в личностно-развивающее пространство.

17- Общество сверстников как фактор социализации

Виды отношении между сверстниками. Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в таких малых группах, как группы детского сада, школьные классы, различные неформальные детские и под­ростковые объединения.

В каждой малой группе существует своя неповторимая «мозаика» межличностных отношений. Однако как бы ни отличались друг от друга малые группы по межличностным отношениям, они всегда несут на себе влияние стереотипов поведения, норм, особенностей общения, «языка», присущих большим социальным группам.

В детских и подростковых группах психологи выделяют функ­ционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения между сверстниками. Функционально-ролевые от­ношения зафиксированы в специфичных для данной общности сфе­рах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной) и разворачива­ются в ходе усвоения ребенком норм и способов действий в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого.

Основная функция эмоционально-оценочных отношений в дет­ской и подростковой группе - осуществление коррекции поведе­ния сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения - симпатии, антипатии, дружеские привязанности и пр. Они возникают в онтогенезе довольно рано. Так, если дошко­льник следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают «жалобы» взрослому, продиктованные желанием подтвердить норму.

^ Личностно-смысловые отношения - это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверст­ников личностный смысл. При этом другие начинают переживать интересы и ценности этого ребенка как свои собственные мотивы, ради которых они, принимая различные социальные роли, дейст­вуют. Личностно-смысловые отношения особенно ярко проявля­ются в тех случаях, когда ребенок во взаимоотношениях с окру­жающими берет на себя роль взрослого и действует согласно ей.

23- Вбихевиористстком (поведенческом) подходе фактически ставится под вопрос необходимость понятия «личность». Представители теории убеждены, что человек не наследует личностных свойств. Личность порождается воздействиями окружающей среды. Реагируя на эти внешние воздействия, человек обучается, т.е. приобретает навыки поведения в среде, а также определенные рефлексивные реакции. Другими словами, человек рассматривается бихевиористами как чистый лист бумаги, на котором с помощью специально составленной программы подкреплений и наказаний за выполненный им поведенческий акт можно «нарисовать» личность с любыми свойствами. «Я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля - врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором-карманником - независимо от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков», - писал в своей книге «Бихевиоризм» основатель подхода Дж. Уотсон.

Он был уверен, что такой тотальный контроль за поведением человека позволит воспитать в нем личность, на которую всегда будет запрос со стороны семьи и общества. Этот подход к исследованию и формированию личности мало чем отличался от стратегии научения животных в виде жесткой дрессировки. Чего стоят лишь советы автора родителям, основанные на идеях бихевиоризма: детей нельзя обнимать, целовать, сажать к себе на колени, допускать сентиментальность в обращении с ними. Самое большее, что допускается, - это погладить ребенка по головке, если тому удалось выполнить выданное ранее задание.

Появлению бихевиоризма способствовали учение И. Павлова об условных рефлексах, законы научения Э. Торндайка, открытие В. Бехтеревым сочетательных рефлексов, отдельные работы представителей функционализма в психологии. Кроме того, бихевиоризм был продиктован самими социальными условиями: жизнь требовала выхода результатов теоретических исследований в психологии за пороги университетских городков. «Психолог. Принимает круглосуточно» - на эти привлекательные дверные вывески работал прагматический механизм бихевиоризма.

Механизмы социализации помогают социализации человека в процессе взаимодействия с разными агентами и факторами. Мнения ученых о том, как рассматривать механизмы социализации, неоднозначны и часто расходятся, но если их суммировать, то все же можно назвать общие для всех социально-психологические и психологические механизмы

Механизмы социализации психологические:

  1. Импринтинг - запечатление человеком на уровне подсознания и рецепторов образов, объектов, ощущений, имеющих для него жизненную важность. Чаще запечатление происходит еще в младенчестве, хотя не обязательно, импринтинг возможен и в более позднем возрасте.
  2. Экзистенциальный нажим - влияние на овладение языками (родным и неродным) условий жизни человека, а также подсознательное усвоение человеком жизни.
  3. Подражание - примерам из реальной жизни или тем, которые предлагают средства массовой информации.
  4. Идентификация - во взаимодействии с влиятельными лицами или группами человек отождествляет их модель поведения, нормы, ценности со своей моделью.
  5. Рефлексия - ведение человеком в котором он что-то анализирует, отрицает или соглашается. Диалог может вестись с другими лицами, реальными или воображаемыми, или же с разными «Я» человека.

Социально-психологические механизмы социализации существуют следующие:

  1. Традиционный механизм социализации - усвоение личностью образцов поведения, норм, взглядов традиционных для его самого близкого окружения (семья, соседи, приятели). стереотипы поведения, принятые в этом окружении, могут носить как социальный, так и асоциальный характер. Усваиваются они на уровне подсознания, когда основные стереотипы воспринимаются без малейшей критики, человек запоминает их, используя все вышеперечисленные психологические механизмы социализации, кроме рефлексии.
  2. Институциональный механизм социализации включается, когда человек взаимодействует с различными институтами общества и организациями, накапливая, в результате, нужные знания и опыт, помогающие ему или вести себя так, чтобы его имело одобрение, или избегать соблюдения норм социума без каких-либо проблем и последствий для себя. Телевидение, радио, печать, кино, являясь также влияют на социализацию человека и не только посредством передачи информации, а и посредством преподнесения норм поведения через образы ярких положительных и отрицательных героев фильмов, книг. В результате люди отождествляют себя с теми или иными персонажами, примеряя на себя их образ жизни, их шаблон поведения.
  3. Механизм социализации стилизованный работает только в рамках той субкультуры, к которой относится человек и ровно настолько, насколько эта субкультура и ее члены значимы для человека. Под субкультурой понимается соединение психологических, моральных признаков, специфического поведения, характерного для людей конкретной профессии, культуры, возраста. В результате данного соединения возникает особый стиль жизни, способ мышления в группе (возрастной, социальной, религиозной, профессиональной, этнографической и т.д.).
  4. Межличностный механизм социализации работает в процессе отношения человека с лицами, которые имеют для него большое значение (родители, друг, просто взрослый уважаемый человек). Само собой разумеется, что эти влиятельные лица принадлежат к какой-то организации, группе, субкультуре, но они не обязательно оказывают на человека такое же влияние, как сама группа, организация или субкультура.

Соотношение влияния на социализацию человека тех или иных механизмов зависит от его пола, возраста, принадлежности к той или иной культуре. Каждый из механизмов социализации играет свою роль в определенной сфере социализации.

Социализация происходит под действием различных влияний и средств, которые происходят от макро- или микросреды. Если речь идет о целенаправленном воздействии, что осуществляет общество на формирование личности, то это, как уже отмечалось, - агенты социализации. Они действуют на макроуровне через средства массовой коммуникации (телевидение, радио, компьютер, периодические издания), культуру, искусство и т.д. Влияют на становление «Я-концепции», формирование убеждений, представлений, ценностных ориентаций личности. Современный этап характеризуется актуализацией выяснения основных детерминант и закономерностей данного воздействия на каждом из возрастных периодов развития индивида .

Психологические воздействия, или средства, с помощью которых осуществляется социально-психологическое отражение человеком реалий социальной жизни, а, следовательно, переход внешних воздействий социального окружения во внутренние регуляторы поведения индивида, называются социально-психологическими механизмами. Другими словами, это процесс совмещения в социально-психологическом отображении человека факторов, характеризующих условия социума, с особенностями личности.

Систематического анализа и четкой классификации социально-психологических механизмов социализации в психологической науке нет. Одни ученые до механизмов социализации относят подражание, внушение, убеждение, заражение. Другие - социальную фасилитацию, конформизм, соблюдения норм. Третьи - усвоение стандартов поведения, принятия групповых норм, чувство стыда, самоконтроль, социальный обмен. По мнению Г. Тарда, механизм социализации охватывает имитацию, идентификацию, руководство .

По признаку «организованность - неорганизованность» социально-психологические механизмы делятся на:

целенаправленные (к ним относятся обучение, воспитание, инструктаж и т.п.)

стихийные воздействия (идентификация, подражание, престиж, авторитет, лидерство и т.д.).

Вторая группа механизмов преимущественно базируется на эффекте доверия к человеку (что осуществляет воздействие), занижением самокритичности, повышенной суггестии индивида, неуверенности в себе и т.д.

По признаку «осознанности - неосознанности» выделяют:

осознанные (убеждение, групповые экспектации, воздействие авторитета)

неосознанные механизмы социализации (они проявляются в основном в раннем детстве и выражаются через такие явления, как внушение, подражание, психологическое заражение, идентификация).

Социальное окружение действует на индивида не только непосредственно, примерами, поведением, соображениями отдельных людей, групп, но и через книги, средства массовой коммуникации, установленные в обществе законы, правила, нормы, моральные ценности.

Одновременно социальная среда - это также и предметы труда, культуры, науки, которые входят в плоть и кровь жизни человека и являются ее непременными атрибутами.

Различные составляющие социума неравноценные и имеют неодинаковое влияние на индивида в разные периоды его становления. С одной стороны, здесь большое значение играют особые возрастные периоды в жизни человека, а с другой - различные экономические, политические, религиозные, бытовые, социокультурные, социально-психологические условия и катаклизмы общества, действие стабилизации и деструктивных факторов в нем .

Относительно изменений в психике человека они могут происходить медленно и постепенно, что является соединительным с так называемыми эволюционными изменениями, которые характеризуются количественными, качественными и структурными преобразованиями психики личности.

Однако наряду с такими медленными изменениями фиксируются бурные, быстрые и глубокие революционные преобразования, связанные с кризисными периодами развития и становления индивида.

В общественных науках, в том числе и в социологии, таким сдвигом человека соответствует понятие «социальный переход» индивида из одного социального состояния в другое. Критические периоды и социальные переходы нередко сопровождаются болезненной психологической перестройкой, повышенной сенситивностью к определенным внешним воздействиям, что приводит к нарушению равновесия, появлению новых потребностей и т.д.

В современной психологии не сложилось на сегодняшний день единого мнения по поводу кризисных периодов или возрастных кризисов. Определенная часть психологов считает, что кризис - это ненормальное, мучительное явление, результат неправильного воспитания, другие видят в кризисах конструктивную функцию и считают их закономерными, неизбежным явлением, которое обусловливается биологическими факторами, в частности половым созреванием.

Так, 3. Фрейд подчеркивал, что кризис - это результат разногласий между сексуальным развитием и общественными ограничениями . К. Левин связывал кризисные периоды в жизни человека с изменением его социального статуса . Л. Выготский рассматривал чередование кризисных и стабильных периодов как закон психологического развития. Он отмечал, что в критические периоды не прекращается конструктивная работа человека, а разрушительная деятельность осуществляется в связи с тем, что она вызывается необходимостью развития новых свойств и черт личности .

Переход к высшей возрастной фазе нередко вызывает замедление темпов развития личности, что дало возможность Л. Выготскому выдвинуть гипотезу об отсутствии совпадения между тремя составляющими созревания человека в подростковом возрасте - полового, общего и социального.

Кризис, по мнению Т. Титаренко, это продолжительный внутренний конфликт по поводу жизни в целом, ее смысла, основных целей и путей их достижения. И переживания человеком кризиса тесно связано со степенью осознания кризисного состояния, с уровнем личностной зрелости, с его способностью к рефлексии . Соответствующий возрастной кризис готовится изнутри, время его прихода определяется тем, насколько человек усвоил все то, что надо было освоить на этой возрастной ступеньке.

Г. Шихи замечает, что в переходные моменты образа жизни человек подвергается изменениям в четырех измерениях:

первое измерение связано с внутренним ощущением себя в отношении других;

второй - с чувством безопасности и опасности;

третий - характеризуется восприятием времени (достаточно ли его, или не хватает);

четвертый - ощущением физического спада .

Названные ощущения задают основной тон жизни и подталкивают человека к тем или иным решениям.

И. Томан, соглашаясь с определением кризиса как состояния чувственных и духовных стрессов, что требует значительного изменения жизненных позиций в течение короткого времени, анализирует его (это понятие) как структурированное явление: во-первых, появление события нарушает чувственное и духовное равновесие человека, во - вторых, событие изменяет нормальный ход жизни индивида, в-третьих, событие требует изменить жизненную позицию и способы, которыми человек действует в обычной ситуации; в-четвертых, кризис требует поиска новых методов выхода из необычной ситуации .

Говоря о кризисных и стабильных периодах жизни человека, следует обратить также внимание на тот факт, что периодизация психического развития учитывает прежде психофизиологические изменения в организме человека, а периодизация социального развития опирается на особенности взаимодействия индивида с социумом на разных этапах его жизни (то есть меру его участия в общественной деятельности, социальных контактах, характере усвоения социального опыта, воспроизведения социальных связей). Именно поэтому периодизация социального развития имеет несколько иные возрастные пределы, чем периодизация психического развития.

Например, согласно периодизации психического развития старший подростковый возраст (14-15 лет) и ранний юношеский возраст (16-17 лет) относятся к разным возрастных периодам, тогда как в периодизации социального развития они считаются единственным маргинальным (переходным) периодом социализации и через сходство ее механизмов, институтов, способов и т. п. не рассматриваются отдельно.

В юридической психологии возраст 14-17 лет также не делится на отдельные периоды, а для его характеристики используется термин «несовершеннолетний», т.е. такой, что сказывается определенным социальным статусом индивида, его гражданскими правами, привилегиями и обязанностями .

Итак, характеристики, вмещающиеся в понятиях «психологический возраст» и «социальный возраст», не всегда совпадают: наша жизнь дает неединичные примеры, когда индивид соответствует своему психофизиологическому возрасту, а в плане социальной зрелости считается инфантильным.

Американские психологи Г. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант выделили такие особые периоды жизни индивида:

  • 16-22 года - это время, когда человек пытается доказать себе и другим, что он способен к самостоятельной жизни; характерным признаком поведения в этом возрасте является демонстрация собственной независимости;
  • 23-28 лет - этот период самоутверждения личности; у человека формируется устойчивое представление о месте, которое он занимает или хотел бы занять в жизни, этому периоду свойственна резкая смена жизненного курса;
  • 29-32 года - период между двумя жизненными стадиями, когда происходит довольно резкая переоценка ценностей и возникают вопросы типа: «Разве я так представлял себе свою жизнь?»; это чрезвычайно трудный период, которому свойственна эмоциональная неуравновешенность, частая смена настроения;
  • 33-39 лет - в этот период семейная жизнь теряет свое обаяние и люди отдают предпочтение работе, которая способствует достижению серьезных результатов в профессиональной сфере; вместе с тем и достигнутое кажется недостаточным;
  • 40-42 годы - это сложный переходный период: достигнутые результаты кажутся недостаточными, возникает ощущение, что жизнь проходит зря; к такому депрессивному душевному состоянию прилагаются ухудшение здоровья, признаки утраты молодости;
  • 43-50 лет - это новое равновесие; в этом возрасте большинству людей присуща стабильность, возможно творческий подъем; деятельность, обычно очень продуктивная;

после 50 лет - период зрелости, когда человек пришел к соглашению с собой; вместе с тем вновь встает вопрос о смысле жизни и ее ценности, о том, что сделано и что осталось сделать, это период, когда человек старается избегать любых конфликтов; производительность труда может быть высокой благодаря опыту в работе .

Приведенная периодизация особых периодов в жизни человека заслуживает внимания, в то же время она не учитывает весь его жизненный путь (от рождения до смерти), такие важные возрастные периоды, как один, три, семь лет (это критические периоды в жизни ребенка); 8 - 9 лет (этот период характеризуется творческим подъемом); 12-15 лет (это подростковый переходный период, ребенок критически относится к себе и окружению, пытается переосмыслить окружающий мир); 55-60 лет (это критический период в жизни мужчин и женщин, ведь в этом возрасте большинство из них выходят на пенсию, что вызывает острое чувство ненужности).

Современная отечественная психологическая наука все большее значение придает проблеме помощи личности в преодолении ею кризисных состояний, особенно на этапе приобретения и закрепления профессионального опыта, что по времени может совпадать с так называемым кризисом середины жизни человека, как перехода от молодости к зрелости, нового этапа в осмыслении ею оглавления собственного бытия и назначения в обществе. В психологической науке нет однозначного взгляда на хронологию жизненного цикла личности относительно особенностей данного периода.

Так, если Э. Эриксон относит кризис середины жизни человека к сорокалетнему возрасту , а Г. Шихи - к периоду между 35 и 45 годами , то Т. Титаренко считает, что кризис середины жизни приходится на пределе возраста 37-40 лет .

Э. Эриксон характеризует данный период жизни личности как генеративность, т.е. на этой стадии происходит борьба между установкой на продуктивное развитие и состоянием стагнации. При этом производительность и творчество в различных сферах жизни тесно связаны с заботой о других.

Г. Шихи замечает, что данный период является состоянием обостренного ощущения времени, что «сокращается»: утрата молодости, угасание физических сил, изменение первоначальных ролей - любой из этих моментов может вызывать кризисную ситуацию.

По мнению Т. Титаренко, середина жизни - это период экстраординарного роста и внутренних изменений, которые недаром сравнивают с подростковым возрастом. Именно поэтому его называют вторым и последним шансом сделать свое дело, стать глубоким и более существенным, ведь в этот период максимальные ожидания со стороны социума сочетаются с реорганизацией личностных черт, консолидацией интересов, целей и обязанностей.

Одновременно личность начинает ставить перед собой вопрос о целесообразности прожитой жизни, ее насыщенности, задумывается над тем, почему она не достигла целей, поставленных, когда то перед собой.

К. Юнг рассматривал средний возраст как время максимального проявления потенциала человека и изменений в его психике, которые быстрее начинаются у женщин, чем у мужчин .

В основе теории развития человека Ш. Бюлера лежит интенция (намерение). Интенциональность личности проявляется в течение жизни в выборах человека для достижения поставленных целей, формирование и достижение которых предопределяет основные фазы жизненного цикла.

Первая фаза продолжается до пятнадцати лет и характеризуется отсутствием у человека каких-либо целей, развитием в основном физических и умственных способностей индивида.

Вторая фаза длится до двадцати лет и отвечает периоду юности, когда человек осознает свои потребности, способности и интересы, планирует большие изменения, связанные с выбором профессии, партнера, смысла бытия.

Третья фаза продолжается до сорока пяти лет и отвечает зрелости человека. В этот период ставятся четкие цели, достигается стабильность на профессиональном уровне и в личной жизни, принимаются решения о создании собственной семьи и рождении детей.

Четвертая фаза длится до 65 лет. В этот период человек подводит итог прошлой деятельности, пересматривает цели с учетом своего профессионального статуса.

Пятая фаза начинается в 65-70 лет, когда большинство людей перестают достигать целей, которые ими были поставлены в юности. На этом этапе человек пытается осмыслить свое существование как целое, проанализировать выполнение запланированных целей, в связи, с чем возникает чувство удовлетворения (цели выполнены) или разочарования (цели оказались недосягаемыми) .

А. Милтс решает вопросы развития и становления личности в обществе путем разрешения проблемы гармонии и дисгармонии личности. Гармонию автор рассматривает как понятие, которое охватывает проблему согласования между природой, обществом и человеком, которое предусматривает взаимное соответствие, равновесие, порядок, пропорциональность различных предметов и явлений.

Понятием «дисгармония» сказывается нехватка согласованности, проявление диспропорций, антагонизм, хаос, потеря равновесия, деградация, несоответствие предметов и явлений или их несоответствие имеющейся норме, образцу, ритму. Часто данное понятие сочетают с характеристиками драматических или трагических проявлений в человеческой жизни.

Здесь ученый справедливо ставит вопрос о том, всегда ли трагизм и драматизм - это разрушительная или опустошительная сила, разве они не способствуют появлению великих достижений культуры и не обогащают внутренний мир человека, и имеем ли мы право в любой ситуации утверждать, что там, где есть согласованность, то это хорошо, а где этого нет - плохо?

Спор, который длится тысячелетиями, о том, кто настоящий владелец природы, общества и человека - дисгармония или гармония, хаос или порядок вовсе не закончена.

Дисгармония вносит обеспокоенность, тревогу, изъедает, мучает и грызет человеческие души, в то же время та же дисгармония порождает прекрасное. В связи с этим высказывалась мысль: для того, чтобы создать яркую звезду, нужен хаос.

Нельзя не согласиться и с другим утверждением: формирование нового общества предусматривает переход к доминанте гармоничного сочетания природы, общества и человека, которое вовсе не означает, что драматическое и трагическое полностью исчезнут - они воплотятся в великие ценности человеческой культуры и человеческих отношений .

Социализация является многогранным процессом, в ходе которого происходит усвоение человеком норм морали, культуры и традиций того социума, в котором он живет и воспитывается.

Замечание 1

Социализацию личности нельзя рассматривать лишь в качестве механизма наложения на человека раз и навсегда установленной социальной формы. Она является процессом активного самопостроения личности, стимулом к которому являются определенные социальные условия.

Социализация индивида в процессе взаимодействия различных факторов и агентов (институтов) происходит с помощью так называемых «механизмов», которые помогают индивиду в процессе социализации.

Подходы к механизмам социализации в социологии

Г. Тард выделял такие механизмы социализации:

  • закон подражания (повторения): подражание детей взрослым, подчиненных – руководителям; в основе традиций, ритуалов, моды и т.п. лежит подражание;
  • закон противопоставления: противостояние, происходящее в каждом человеке, выбирающем одну модель поведения из нескольких;
  • закон приспособления: борьба идей и людей приводит к их адаптации друг к другу и достижению согласия и компромисса.

Э. Дюркгейм критиковал концепцию Тарда, видя важнейший механизм социализации в принуждении индивида обществом, социальном контроле.

П. А. Сорокин выделил следующие механизмы социализации:

  • имитацию;
  • идентификацию (осознание принадлежности к какой-либо общности);
  • стыд (в качестве индивидуального контроля);
  • вину (в качестве социального контроля).

Пять основных механизмов социализации

По мнению современных социологов, протекание процесса социализации личности происходит при помощи пяти ключевых механизмов:

  1. Традиционный механизм социализации основывается на усвоении индивидом нормативов, эталонов поведения и взглядов, характерных его близкому окружению: семье, родственникам, друзьям и т.д. Это усвоение осуществляется как на сознательном, так и бессознательном уровне посредством запечатления, некритического восприятия стереотипов поведения;
  2. Институционный механизм социализации представляет собой взаимодействие человека с : образовательными учреждениями, производственными учреждениями, средствами массовой информации и пр.
  3. Стилизованный механизм социализации происходит в рамках некой субкультуры, которая рассматривается в качестве набора определенных норм, ценностей, поведенческих проявлений, типичных для людей какого-либо возраста или какой-либо профессии;
  4. Межличностный механизм социализации основан на взаимодействии индивида с людьми, имеющими для него большое значение (родители, друзья, учителя и др.); данный механизм является процессом идентификации, т.е. сличения чего-либо с кого-либо, включающим полоролевую самоидентификацию личности, усвоение индивидом психологических и поведенческих аспектов, идентичных своему биологическому полу.
  5. Рефлексивный механизм социализации основан на внутреннем диалоге, в процессе которого происходит рассмотрение, оценка, принятие или неприятие тех или иных ценностей, свойственных различным институтам общества.

Замечание 2

Рефлексия является механизмом осмысления человеком своих действий, того, почему он таки или иначе воспринимается другими людьми; она является мысленным диалогом человека с самим собой. При помощи рефлексии человек способен формироваться и меняться, осознавая и переживая ту действительность, в которой он живет, свое место в этой действительности и себя самого.

Степень воздействия на процесс социализации тех или иных механизмов определяется его полом, возрастом, психическими особенностями, принадлежностью к той или иной культуре. Каждый из рассмотренных механизмов социализации выполняет свою роль на определенном этапе социализации.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда механизмов. Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации. Г. Тард считал основным механизмов подражание. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а. А.В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся точки зрения, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации которые можно объединить в 2 группы: 1) психологические и социально-психологические; 2) социально-педагогические.

К первой группе механизмов социализации относятся следующие.

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействия на него жизненно важных объектов. Происходит преимущественно в младшем возрасте;

Экзистенциональный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами;

Подражание - следование какому-либо примеру или образцу;

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом;

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и т.д. С помощью рефлексии человека может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живёт, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам относятся следующие:

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов;

Институциональный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами и различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими свои функции параллельно. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит: 1) накопление знаний и опыта социально одобряемого поведения; 2) имитация социально одобряемого поведения; 3) бесконфликтное избегание выполнения социальных норм;

Стилизованный механизма социализации действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура - комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определённого возраста или определённого профессионального или культурного слоя, который в целом создаёт определённый стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Субкультура влияет на социализацию человека в той мере, в какой являющиеся её носителями группы людей значимы для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг0сверстник своего или противоположного пола и др.