Пресса о вас рф. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ Когда приказ вступает в законную силу

Нередко в самих нормативных актах определен их порядок вступления в силу. При этом используются самые разнообразные формулировки, указывающие на момент вступления в силу, из них наиболее распространенными в федеральных нормативных правовых актах являются следующие:

По истечении... со дня официального опубликования;

По истечении... после дня официального опубликования;

Учитывая, что Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ и Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (пункты 7 и ) допускается установление иного по сравнению с предусмотренными в них правилами порядка вступления в силу НПА, формулировки об условиях и порядке вступления этих актов в силу следует воспринимать максимально внимательно.

В первую очередь нужно различать формулировки "со дня официального опубликования" и "после дня официального опубликования". От этого зависит решение вопроса, в какой день (в день публикации или на следующий день после публикации) вступает документ в силу или какой день считать началом течения срока, если вступление документа в силу связано с истечением определенного срока.

Сторонники одной позиции считают, что если указано "со", то первым днем следует считать день официального опубликования, если "после", то срок начинает исчисляться на следующий день после публикации. Обосновывается эта точка зрения тем, что раз законодатель по каким-то причинам использует два разных предлога, значит, они различаются по смыслу, поэтому и понимать их нужно буквально.

Сторонники другой позиции считают, что независимо от формулировки "со" или "после" срок начинает течь на следующий день после публикации. В качестве аргумента приводятся правила исчисления сроков, установленные отраслевыми законами, например: Гражданским кодексом РФ (глава 11) , Налоговым кодексом РФ . Также отмечается, что такой подход больше соотносится с положениями специальных нормативных актов, регулирующих общий порядок вступления в силу НПА, в числе которых Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ, Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (пункты 5 , и ). В перечисленных актах при установлении общего порядка вступления в силу НПА используется предлог "после".

Поскольку в настоящее время законодательством не урегулирован вопрос, когда начинается и когда заканчивается течение срока, связанного с введением в действие документов, возможность привлекать для определения этих сроков существующие кодексы необходимо обсудить подробнее. Корректно ли в данном случае применение норм права по аналогии?

Существуют различные точки зрения по этому вопросу. По одной из них, использовать нормы отраслевых кодексов для исчисления сроков вступления в силу НПА нет оснований, так как этими кодексами устанавливается порядок исчисления сроков для регулирования конкретных видов правоотношений. Другая точка зрения предполагает возможность частичного использования норм отраслевых кодексов, в частности, статей 191 и Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), устанавливающих соответственно начало и окончание течения срока, определенного периодом времени. При этом следует исходить из допустимости применения гражданского законодательства по аналогии на основании статьи 6 названного Кодекса.

Но даже если частично и использовать нормы ГК РФ, то неоднозначность все равно остается. Так, статьей 192 установлено, что "срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока". Возникает вопрос: срок истекает в 00 часов или в 24 часа соответствующего числа последнего месяца срока? Например, нормативный акт опубликован 1 января и вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования. Если считать, что срок начал течь со дня публикации, т.е. с 1 января, то дату вступления в силу документа можно определить как 1 февраля (если срок истекает в 00 часов), так и 2 февраля (если срок истекает в 24 часа). А, применив ГК РФ, в соответствии с которой течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, можно получить следующие варианты дат - 2 февраля и 3 февраля. Таким образом, при различных вариантах исчисления сроков можно получить разные даты.

Для иллюстрации неоднозначности в вопросе исчисления сроков вступления в силу НПА приведем примеры различных определений даты вступления в силу одного и того же документа.

Пример 1.

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

(Собрание законодательства Российской Федерации N 20, 19.05.97);
Указом Президента Российской Федерации от 13 августа 1998 года N 963 (Российская газета, N 157, 18.08.98);
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2005 года N 736 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 28, 11.07.2005);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.11.2011) (вступил в силу с 10 ноября 2011 года);

Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2011 года Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 1505 ; в редакции, введенной в действие с 7 марта 2013 года Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2013 года N 88 .

2_1. Пункт дополнительно включен с 10 ноября 2011 года Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 1505 ; утратил силу с 7 марта 2013 года - Указ Президента Российской Федерации от 2 февраля 2013 года N 88 ..

3. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

4. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации - Аппарат Правительства Российской Федерации (пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2005 года N 736 .

5. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

6. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

7. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

9. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, размещаемые на интернет-портале "Российской газеты" (www.rg.ru), функционирование которого обеспечивает федеральное государственное бюджетное учреждение "Редакция "Российской газеты".
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 242 .

10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

11. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.

12. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу (абзац дополнительно включен с 19 мая 1997 года Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 года N 490).

13. Правительству Российской Федерации:

в 2-месячный срок подготовить совместно с Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и представить на утверждение Президента Российской Федерации перечень сведений конфиденциального характера;

в месячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Указом.

14. Признать утратившими силу акты Президента Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Приложение. Перечень актов Президента Российской Федерации, признанных утратившими силу

1. Указ Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 года N 302 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 1, ст.1).

2. Распоряжение Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 года N 129-рп "Вопросы "Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации" .

3. Распоряжение Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 года N 130-рп "О редакционном совете "Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации" .

4. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 1993 года N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 4, ст.301).

5. Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года N 482 "О признании утратившими силу, изменении и дополнении актов Президента Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 17, ст.1453).



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Б ольшинство нормативных правовых актов вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении установленного количества дней после дня их официального опубликования (см. таблицу ниже). Именно с подсчетом этих дней, а также с определением даты первой официальной публикации нормативного акта и возникает больше всего проблем.

Кроме того, в тексте самих нормативных актов могут использоваться различные формулировки, касающиеся сроков вступления их в силу. Например, может быть указано, что документ вступает в силу со дня или после дня его официального опубликования либо через определенный срок или по истечении какого-то периода. На первый взгляд разницы между этими фразами нет. Но это не так. Ведь в зависимости от того, какая именно формулировка использована, дата вступления в силу нормативного акта определяется по-разному.

Размещение некоторых видов нормативных актов на специальном интернет-портале теперь приравнивается к их официальному опубликованию

Определение даты вступления в силу нормативного акта. Все законы подлежат официальному опубликованию для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Неопубликованные законы не применяются и не влекут правовых последствий. Также не подлежат применению любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не были опубликованы официально.

Официальным опубликованием для большинства нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ, далее — Закон № 5-ФЗ , и п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763, далее — Указ № 763).

В отношении актов палат Федерального Собрания, федеральных и федеральных конституционных законов официальным также является их размещение в «Парламентской газете» (ст. 4 Закона № 5-ФЗ).

Начиная с 10 ноября 2011 года появился еще один официальный источник опубликования — размещение текста нормативного акта на официальном интернет-портале правовой информации (см. врезку ниже). Но этот ресурс считается местом официальной публикации лишь для федеральных и федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания, а также указов и распоряжений Президента РФ (ст. 4 Закона № 5-ФЗ, п. 2.1 Указа Президента РФ от 05.04.94 № 662 и п. 2.1 Указа № 763).

Вместе с тем на указанном интернет-портале могут размещаться и иные нормативные правовые акты, например постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы министерств и ведомств, в частности Минфина и ФНС России (абз. 3 ст. 9.1 Закона № 5-ФЗ). Но это не считается их официальной публикацией.

Отметим, что появление нового источника официального опубликования снимает многие проблемы, связанные с определением даты вступления в силу нормативного акта. Ведь, как правило, документ на интернет-портале размещается раньше, чем в печатных изданиях. Поэтому больше не должно возникать сложностей с определением даты его первой официальной публикации, даже если документ будет опубликован еще и в «Российской газете», и в Собрании законодательства Российской Федерации, но в разные дни.

Размещение текста нормативного акта на официальном интернет-портале считается его официальным опубликованием только для федеральных и федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания, а также указов и распоряжений Президента РФ Однако это положительное изменение распространяется только на федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания, а также указы и распоряжения Президента РФ. Для остальных нормативных актов проблема с определением даты их первой официальной публикации по-прежнему остается актуальной.

Если документ размещен в нескольких официальных источниках в разные дни, дату его первой публикации можно определять по-разному

Нередко один и тот же новый нормативный акт публикуется сразу в нескольких печатных изданиях, причем обычно в разные дни. Как в этом случае определять дату его первой официальной публикации?

Определение даты вступления в силу нормативного акта. Указанный вопрос очень актуален, ведь «Российская газета» выходит каждый день, кроме субботы и воскресенья, а Собрание законодательства Российской Федерации и «Парламентская газета» — раз в неделю по понедельникам и пятницам соответственно. Причем на Собрании законодательства Российской Федерации ставится дата подписания номера в печать, она и считается датой его выхода. На еженедельнике же «Парламентская газета» указывается интервал дат, например 20—26 июля 2012 года. Проанализировав судебную практику, можно выделить два варианта.

Алгоритм действий

Как узнать дату размещения документа на официальном интернет-портале

Чтобы найти, когда именно нормативный акт был размещен на официальном интернет-портале правовой информации, необходимо:

—на главной странице этого сайта с помощью меню в верхней части экрана открыть раздел «Опубликование»;

—в открывшемся окне в подменю выбрать подраздел «Поиск»;

— указать в карточке поиска известные реквизиты интересующего нормативного акта (достаточно, например, ввести только его номер) и нажать кнопку «Найти». В карточке можно также выбрать, как выводить результаты поиска, в частности указать количество документов, информация о которых отображается на экране (10, 30, 100 или 200 штук), параметры их сортировки (по дате подписания или опубликования, виду документа, принявшему органу, номеру и др.) и упорядочивания (по возрастанию или убыванию).

Под карточкой поиска появится список найденных документов с их полными реквизитами, ссылка на текст документа (файл в формате PDF), дата и номер его опубликования на сайте

Таблица. Порядок вступления в силу некоторых видов нормативных правовых актов
Порядок вступления в силу*
Федеральные конституционные законы ст. 6 Закона № 5-ФЗ) «Российская газета», «Парламентская газета», Собрание законодательства Российской Федерации или размещение на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (ст. 4 Закона № 5-ФЗ)
Федеральные законы
Акты палат Федерального Собрания
Акты законодательства о налогах (за исключением актов, вносящих изменения в НК РФ в части установления новых налогов) Вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ)
Акты законодательства о сборах (за исключением актов, вносящих изменения в НК РФ в части установления новых сборов) Вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (абз. 2 п. 1 ст. 5 НК РФ)
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов или сборов Вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ)
Федеральные законы о федеральном бюджете Вступают в силу с 1 января и действуют по 31 декабря соответствующего финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом или самим законом о бюджете (п. 1 ст. 5 Бюджетного кодекса)
Акты законодательства о таможенном деле Вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.11.10 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»)
Указы и распоряжения Президента РФ, имеющие нормативный характер абз. 1 п. 5 Указа № 763) «Российская газета», Собрание законодательства Российской Федерации или размещение на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (п. и 2.1 Указа № 763)
Иные указы и распоряжения Президента РФ (в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) абз. 2 п. 5 Указа № 763) п. 1 Указа № 763)
Постановления и распоряжения Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования (абз. 1 п. 6 Указа № 763) «Российская газета» или Собрание законодательства Российской Федерации (п. 2 Указа № 763)
Иные постановления и распоряжения Правительства РФ (в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) Вступают в силу со дня их подписания (абз. 2 п. 6 Указа № 763) Не подлежат официальному опубликованию (п. 1 Указа № 763)
Вид нормативного правового акта Порядок вступления в силу* Официальный источник опубликования
Приказы, распоряжения и иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств РФ, федеральных служб, агентств и других ведомств), признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации Вступают в силу в порядке, определяемом самим федеральным органом исполнительной власти, который утвердил этот нормативный акт (абз. 5 п. 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009) Порядок их официального опубликования устанавливается самим федеральным органом исполнительной власти, который утвердил этот нормативный акт (абз. 5 п. 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации)
Приказы, распоряжения и иные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (абз. 1 п. 12 Указа № 763) «Российская газета» или Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (п. 9 Указа № 763)
Приказы, распоряжения и иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, но содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию Вступают в силу со дня их государственной регистрации в Минюсте России и присвоения им номера (абз. 2 п. 12 Указа № 763) Не подлежат официальному опубликованию (п. 8 Указа № 763)
* Приведенный в таблице порядок применяется, если в самом нормативном правовом акте не установлена точная дата, с которой он начинает действовать, либо не указан другой порядок вступления этого акта в силу (ст. 6 Закона № 5-ФЗ, п. и Указа № 763).

Исходя из того, когда издание фактически доходит до читателей. Конституционный суд РФ еще в 1996 году указал, что дату первой публикации нормативного акта следует определять с учетом того, в какой момент то или иное печатное издание, в котором он размещен, реально доходит до адресатов, то есть читателей и подписчиков (п. 6 мотивировочной части постановления КС РФ от 24.10.96 № 17-П). Ведь цель официальной публикации как раз и заключается в обнародовании нормативного акта для всеобщего сведения.

Очевидно, что в момент подписания еженедельника в печать эта цель не может быть достигнута, поскольку издание поступит в розничную продажу или будет доставлено по подписке значительно позже.

Таким образом, если документ сначала был размещен в Собрании законодательства Российской Федерации, а в течение нескольких дней после этого опубликован в «Российской газете», датой первой его официальной публикации следует считать дату размещения именно в «Российской газете».

Аналогичные разъяснения, касающиеся даты вступления в силу конкретных нормативных актов, содержатся в письмах ФСС РФ от 03.10.06 № 02-18/06-10588 и Минздравсоцразвития России от 25.07.06 № 1556-12 . Такими же принципами руководствовались Президиум ВАС РФ и Конституционный суд РФ при определении даты первой публикации конкретных федеральных законов (постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.07 № 11263/06 и определение КС РФ от 01.12.99 № 218-О).

Аналогичным образом рассуждает и большинство арбитражных судов (постановления ФАС Уральского от 04.08.11 № Ф09-4592/11 и от 02.03.11 № Ф09-638/11-С1 , Западно-Сибирского от 28.12.11 № А03-6749/2011 и от 28.11.06 № Ф04-7774/2006(28627-А03-9) , Московского от 06.12.10 № КА-А40/15328-10 , Северо-Кавказского от 22.11.10 № А32-7082/2010 и от 23.03.09 № А32-1067/2008-12/24 , Поволжского от 03.06.08 № А65-28895/07-СА3-43 и от 25.03.08 № А65-29468/2007-СА3-43 , Дальневосточного от 18.12.07 № Ф03-А37/07-1/5517 и от 08.11.06 № Ф03-А73/06-2/3955 , Северо-Западного от 16.11.07 № А56-59517/2005 округов).

Конституционный суд РФ указал, что дату первой публикации нормативного акта следует определять с учетом того, в какой момент то или иное печатное издание, в котором он размещен, реально доходит до читателей и подписчиков Однако в подобной ситуации необходимо учитывать разницу между датами выхода «Российской газеты» и Собрания законодательства Российской Федерации или «Парламентской газеты». Так, если разница в датах составляет более семи дней, датой первой официальной публикации нормативного акта безопаснее считать дату размещения его в Собрании законодательства Российской Федерации или «Парламентской газете», а не в «Российской газете». Ведь при такой значительной разнице в датах неизвестно, какое из указанных изданий дошло до своих адресатов раньше.

Формально, исходя из норм Закона № 5-ФЗ и Указа № 763. Суды некоторых федеральных округов подходят к определению даты первой официальной публикации нормативного акта достаточно формально. Они исходят из того, какое из печатных изданий, в которых был размещен нормативный акт, имеет наиболее раннюю дату.

В тех случаях, когда таким источником опубликования оказалось Собрание законодательства Российской Федерации, суды определяют дату вступления в силу нормативного акта, взяв за точку отсчета дату его размещения именно в этом издании (постановления ФАС Московского от 09.08.12 № А40-111323/11-149-715 , Северо-Кавказского от 25.05.05 № Ф08-2159/05-882А и Восточно-Сибирского от 12.05.05 № А74-3716/04-Ф02-2008/05-С2 округов). И это даже несмотря на то, что в рассмотренных делах разница в датах публикации нормативного акта в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации составляла всего один-два дня.

Аналогичным образом поступили Пленум Верховного суда РФ и Пленум ВАС РФ, решая вопрос о начале действия конкретного федерального конституционного закона (п. 2 совместного постановления от 04.02.10 № 3/2).

Ключевым словом во фразе о вступлении нормативного акта в силу является предлог «с» или «после»

По общим правилам федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (ст. 6 Закона № 5-ФЗ). Большинство постановлений и распоряжений Правительства РФ, указов и распоряжений Президента РФ начинают действовать по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п. и Указа № 763).

Во всех приведенных формулировках использована фраза: «После дня официального опубликования». Вместе с тем в самом нормативном акте может быть предусмотрен иной порядок вступления его в силу. Нередко в этом случае указывается, что документ вступает в силу:

—по истечении определенного количества дней, месяцев или иного периода со дня или после дня его официального опубликования;

—через определенный период со дня или после дня его официального опубликования.

Казалось бы, формулировки практически одинаковые. Но все-таки в зависимости от того, какая именно фраза использована в документе, дата его вступления в силу определяется по-разному.

Документ вступает в силу со дня (после дня) его опубликования. Допустим, в нормативном акте указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Это означает, что он начинает действовать непосредственно в день его первой официальной публикации.

Если же в документе использована фраза: «После дня официального опубликования», то он вступит в силу на следующий день после даты его первой официальной публикации.

Аналогичным образом определяется дата начала действия документа, который вступает в силу по истечении определенного периода со дня или после дня его официального опубликования. Если указана фраза: «Со дня опубликования», то датой, от которой отсчитывается установленный срок, является день его первой официальной публикации. То есть день опубликования также включается в расчет.

Например, в тексте федерального закона указано, что он вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования. Предположим, что текст федерального закона размещен на официальном интернет-портале 10 сентября 2012 года. Значит, эта дата является началом 30-дневного срока, по истечении которого закон вступит в силу. Указанный срок истечет 9 октября 2012 года. Следовательно, федеральный закон начнет действовать с 10 октября 2012 года.

Если в нормативном акте использована фраза: «После дня опубликования», то срок, по окончании которого он вступит в силу, исчисляется со дня, следующего за днем его официальной публикации.

Так, если изменить формулировку в рассмотренном примере, то началом течения 30-дневнего срока будет считаться следующий день после размещения текста федерального закона на официальном интернет-портале, то есть 11 сентября 2012 года. Установленный 30-дневный срок истечет в этом случае на день позже — 10 октября 2012 года. Значит, федеральный закон вступит в силу с 11 октября 2012 года.

Если в порядке вступления нормативного акта в силу использована фраза: «Со дня опубликования», то отправной точкой для подсчета срока, когда он начнет действовать, является день его официального опубликования Однако некоторые специалисты считают, что независимо от использованного в формулировке предлога первым днем для отсчета соответствующего срока всегда считается следующий день после даты официальной публикации нормативного акта. Ведь течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало (ст. 191 ГК РФ и п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Именно такой подход применил, например, Пленум ВАС РФ при определении даты вступления в силу Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постановление от 08.04.03 № 4).

Кроме того, в отношении нормативных правовых актов г. Москвы установлено, что день официального опубликования документа не учитывается при подсчете срока, по истечении которого он вступает в силу (п. 2 ст. 19 Закона г. Москвы от 08.07.09 № 25 «О правовых актах города Москвы»). Однако в федеральном законодательстве аналогичной нормы не предусмотрено. Поэтому при подсчете срока, по истечении которого тот или иной документ федерального уровня вступает в силу, целесообразно исходить из специфики русского языка и учитывать смысловую нагрузку предлога, использованного в формулировке.

Документ вступает в силу по истечении (через) определенного срока после его опубликования. Чаще всего в тексте нормативных актов указывается, что они вступают в силу по истечении какого-то срока со дня или после дня официального опубликования. Но бывает и так, что используется такая формулировка: «Через определенный период», то есть через один или три месяца либо через год или даже несколько лет после опубликования.

Для определения последнего дня такого срока неважно, какая из этих фраз использована — «По истечении определенного срока» или «Через определенный период». Однако сложности возникают, если срок, по окончании которого нормативный акт вступает в силу, установлен в месяцах или годах.

Для определения последнего дня срока, по окончании которого нормативный акт вступает в силу, не имеет значения, какая из возможных формулировок использована — «По истечении определенного срока» или «Через определенный период»

Документ вступает в силу по истечении нескольких месяцев или лет со дня (после дня) его опубликования. Нередко не только организации или налоговики, но даже и арбитражные суды по-разному исчисляют сроки, установленные в месяцах или годах. Чтобы разобраться с этим вопросом, обратимся к нормам гражданского и налогового законодательства.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание установленного срока приходится на месяц, в котором нет такого числа, например на февраль, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 3 ст. 192 ГК РФ и п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 192 ГК РФ и п. 3 ст. 6.1 НК РФ). При этом годом, за исключением календарного года, признается любой период времени, состоящий из 12 следующих подряд месяцев.

Предположим, в федеральном законе указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования. Его текст был размещен на официальном интернет-портале 14 сентября 2012 года. Значит, он вступит в силу в такое же число третьего по счету месяца, то есть 14 декабря 2012 года.

Отметим, что если бы в этом федеральном законе было указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования, то он бы начал действовать на день позже, то есть с 15 декабря 2012 года.

Однако Минфин России в похожей ситуации пришел к иному выводу. Специалисты этого ведомства разъяснили некоторые вопросы, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 19.07.09 № 205-ФЗ 1 . В тексте самого закона оговорено, что одна из его статей вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Текст федерального закона был опубликован в «Российской газете» 22 июля 2009 года. Значит, в соответствии с нормами Гражданского кодекса эта статья начала действовать в такое же число следующего месяца, то есть с 22 августа 2009 года. Но, по мнению Минфина России, она вступила в силу только на следующий день — с 23 августа 2009 года (письмо от 21.12.09 № 03-05-05-03/22).

Не обошлось без разногласий и с определением даты, с которой начал действовать сам Федеральный закон от 19.07.09 № 205-ФЗ . Подробнее об этом читайте во врезке ниже.

Случай из практики

Перипетии с датой вступления в силу одного федерального закона

Некоторые виды нормативных актов вступают в силу только после опубликования их полного текста

Нередко документ, имеющий значительный объем, публикуется в одном источнике частями, то есть в нескольких выпусках, выходящих иногда даже не подряд. Дата выхода какого выпуска — начинающего или завершающего такую публикацию — считается датой его официального опубликования? Ответ на этот вопрос зависит от вида документа.

Дело в том, что требование о необходимости публикации полного текста документа установлено только для актов палат Федерального Собрания, федеральных и федеральных конституционных законов (ст. 4 Закона № 5-ФЗ и п. 2.1 Указа Президента РФ от 05.04.94 № 662). Аналогичное требование предусмотрено для указов и распоряжений Президента РФ, но только в случае их размещения на официальном интернет-портале правовой информации (п. 2.1 Указа № 763).

Если текст нормативного акта публиковался в «Российской газете» или другом официальном печатном источнике по частям, то датой его опубликования считается дата выхода выпуска, завершающего публикацию его полного текста В отношении иных видов нормативных актов, в том числе постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов министерств и ведомств, подобного требования не установлено.

Таким образом, если речь идет о федеральном законе, который не был размещен на официальном интернет-портале и публиковался в одном печатном издании по частям, датой его опубликования следует считать дату выхода выпуска, завершающего публикацию его полного текста. Аналогичный подход применяется при решении вопроса о дате первой официальной публикации федеральных конституционных законов и актов палат Федерального Собрания, тексты которых размещались в печати по частям.

Поскольку в законодательстве РФ нет специальных указаний, то в таком же порядке можно определять дату первой официальной публикации и иных документов: указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, актов министерств и ведомств и др. Однако в этом случае не исключены разногласия.

Однозначная законодательная норма установлена лишь для нормативных правовых актов г. Москвы. Если текст такого документа публикуется частями, то днем его официального опубликования является дата публикации последней части этого правового акта (п. 2 ст. 19 Закона г. Москвы от 08.07.09 № 25).

Если документ был опубликован без приложений к нему, суд может признать его не вступившим в силу

Бывает, что в официальном источнике размещается текст только самого нормативного акта, а имеющиеся приложения к нему, например утвержденные этим актом формы документов или деклараций, правила, положения, регламенты или перечни, вообще не публикуются. Можно ли такую публикацию считать официальной?

Если федеральный или федеральный конституционный закон опубликован без приложений к нему, то такую публикацию нельзя считать официальной Если речь идет о федеральном или федеральном конституционном законе либо акте палаты Федерального Собрания, то нельзя. Ведь официальным опубликованием указанных документов считается первая публикация их полного текста (ст. 4 Закона № 5-ФЗ). А приложения являются неотъемлемой частью правовых актов.

В отношении иных видов документов необходимо исходить из того, была ли предоставлена возможность ознакомиться с содержанием приложений, например, на сайте соответствующего государственного органа или в местном печатном издании. Если такая возможность имелась, то, по мнению судов, опубликование нормативного акта без приложений к нему не повлекло нарушения права на получение информации. Поэтому датой официальной публикации такого документа суды обычно считают дату его размещения в официальном источнике, хотя и без приложений (определения ВАС РФ от 11.03.12 № ВАС-2546/12 , Верховного суда РФ от 16.06.10 № 81-Г10-10 , от 17.03.10 № 81-Г10-2 и от 05.08.09 № 45-Г09-18).

Тем более что Пленум Верховного суда РФ разъяснил: порядок публикации нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в полном объеме, если он был опубликован не полностью, например без приложений, и оспаривается лишь в той части, которая была официально опубликована (п. 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.07 № 48).

Однако ВАС РФ при рассмотрении вопроса о применении организациями сроков хранения типовых управленческих документов, установленных приказом Минкультуры России от 25.08.10 № 558, сделал противоположный вывод (решение ВАС РФ от 06.09.11 № 7889/11). Дело в том, что официально была опубликована лишь вводная часть этого приказа. Основные же нормативные положения приказа — собственно сроки хранения документов — содержатся в приложении к нему. А оно на момент возникновения спора не было опубликовано в установленном порядке, хотя и было размещено для всеобщего сведения на сайте Минкультуры России и в справочно-правовых системах.

Дата вступления в силу постановления Правительства РФ или приказа министерства, которые опубликованы без приложений к ним, зависит того, есть ли возможность ознакомиться с содержанием неопубликованных приложений, например, на официальном сайте ведомства Поскольку без приложения приказ использовать невозможно, ВАС РФ указал, что он не считается вступившим в силу. В итоге приказ опубликовали повторно, теперь вместе с приложением к нему, и по истечении 10 дней после вторичной публикации он все-таки вступил в силу.

Отметим, что и Верховный суд РФ неоднократно признавал, что нормативный акт нельзя считать прошедшим официальное опубликование, если он был размещен без приложений, являющихся его составной частью (определения от 25.04.07 № 49-Г07-13 и 49-Г07-14)

1 Указанным федеральным законом были внесены существенные изменения в целый ряд законодательных актов РФ, в том числе в законы об АО и ООО, НК РФ, КоАП РФ, АПК РФ и др. Поскольку эти поправки затронули многие компании, часто возникал вопрос о дате вступления их в силу.

Как уже отмечалось выше, порядок и сроки вступления законов в силу нормативно уре­гулированы. Базовым актом для федеральных законов является Закон от 14 июля 1994 года (с из­менениями и дополнениями от 22 октября 1999 года) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституцион­ных законов, федеральных зако­нов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации». Первоочередного внимания заслуживают четыре позиции, закрепленные этим за­коном.

1. Федеральные законы вступа­ют в силу одновременно на всей территории Российской Федера­ции. Интересно отметить, что ис­торически российское законода­тельство в своем развитии прошло несколько этапов, характеризо­вавшихся как разновременным (в зависимости от момента поступле­ния на места официальных изда­ний с текстом закона), так и одно­временным на всей территории страны вступлении в силу законов. Бесспорно, закрепление в действу­ющем российском законодатель­стве принципа одновременного вступления в силу федеральных законов следует признать положи­тельным фактором в правовом ре­гулировании. Такой подход наибо­лее совместим с принципом еди­ной законности, помогает обеспе­чить равенство граждан и других субъектов права, значительно смягчает трудности практическо­го характера, возникающие в пра­воприменительной деятельности.

2. Вопросы вступления законов в силу могут регламентироваться только нормативными актами, име­ющими форму закона . Это важная новелла в российском законода­тельстве. Следует напомнить, что еще в недалеком прошлом, в быт­ность, например, Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, порядок введения в действие конкретного закона мог определяться актом меньшей юри­дической силы, а именно постановлением законодательного органа, принявшего закон.

Сейчас соответствующие нормы о вступлении конкретного закона в силу содержатся либо в специ­альном разделе того же закона, являясь его заключительной час­тью, либо в специальном законе о введении в действие. По мнению М.С.Студеникиной, первый вариант предпочтительнее (если, конечно, речь не идет о слишком большом количестве норм о порядке вве­дения), и вот почему. Во-первых, нормы о вступлении в силу по своему содержанию представляют собой органическую часть самого закона о конкретном позитивном регулировании и разрывать их чаще всего нецелесообразно. Во-вторых, такой подход ориентиру­ет законодателя на решение всех вопросов действия закона в комп­лексе и ограничивает возмож­ность значительного разрыва во времени между принятием основ­ного закона и акта о введении его в действие. В-третьих, исключа­ется искусственное увеличение количества самих законов, что в условиях бума законотворчества немаловажно для реального обес­печения идеи систематизации за­конодательства.

3. В базовом федеральном Законе об опубликовании установлено, что федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации . Значимость этой нор­мы несомненна. Она направлена на то, чтобы избежать неоправданных задержек с опубликованием (а зна­чит и со вступлением в силу) фе­деральных законов. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, государственные структуры, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировать тем самым его реализацию.

4. Законодательным путем зак­реплен принцип определения сро­ков для вступления законов в силу после их опубликования. Общее правило для федеральных законов таково: они вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Нет особой необходимости доказы­вать, какую важную роль играет вступление закона в силу не сра­зу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание законодатель­ного акта, пока он находится в со­стоянии «бездействия», сообразо­вать с ним свое поведение.

Наряду с общим правилом оп­ределения даты для вступления закона в силу – по истечении де­сяти дней после дня опубликова­ния – законодатель наделен пра­вом в каждом конкретном законе определять время вступления его в силу особо. Причем запретов на уменьшение общего десятиднев­ного срока в законодательстве нет. Значит вполне допустимо, что такой срок может быть либо длин­нее, либо короче срока, установ­ленного Законом об опубликовании. Анализ законотворческой практики по этому вопросу выдвигает следующие проблемы.

Приходится констатировать, что общее правило о вступлении законов в силу по истечении десяти дней после опубликования оказа­лось невостребованным. Более того, за последние годы общее правило превратилось в исключе­ние. Можно привести буквально единичные примеры, когда в законе указывалось бы, что он всту­пает в силу по истечении десяти дней после опубликования или ког­да в нем вообще не содержалось норм о вступлении его в силу, что означало бы автоматическое при­менение общего правила. В 1999 г. из 209 принятых законов только один вступил в силу по истечении десяти дней после публикации. Во всех остальных законах были установлены другие сроки вступле­ния их в силу. Причем сами юридико-технические способы опреде­ления сроков вступления законов в силу весьма разнообразны. Это может быть: а) день опубликова­ния; б) истечение более длитель­ного, чем десять дней, срока пос­ле опубликования (причем этот срок точно установлен); в) указа­ние конкретной даты; г) наступле­ние какого-то определенного со­бытия или совершение каких-то действий. Проиллюстрируем каж­дый из этих способов примерами из законотворческой практики.

Вступление закона в силу со дня его официального опубликования. Этот способ стал приоритетным при определении момента, с кото­рого закон начинает действовать; 150 законов, принятых в 1999 г., вступили в силу именно со дня опубликования. Такой подход под­тверждают и предыдущие годы работы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. Но объяснить тенденцию объективными причинами, крою­щимися в самой специфике при­нятых законов, весьма затрудни­тельно. В число законов, вводимых в действие непосредственно со дня опубликования, попали законы, совершенно разные и по своему объему, и по кругу субъектов, в адрес которых они направлены, и по характеру регулируемых отно­шений. В этой группе есть зако­ны, состоящие всего из одной-двух статей, а есть и такие, ко­торые насчитывают сто и более статей. Наряду с законами позитивного регулирования в этой группе можно увидеть и такие за­коны, которыми усиливается юри­дическая ответственность за совершенные противоправные деяния, вводятся новые составы правона­рушений, каким-либо иным способом ограничиваются права физических и юридических лиц как сторон правоотношений. В качестве иллюстрации последних можно назвать Федеральный закон от 9 февраля 1999 года, значительно повысивший уголовную ответ­ственность за похищение людей, Федеральный закон от 15 марта 1999 года, установивший уголов­ную ответственность руководите­лей за несвоевременную выплату зарплаты, пенсий и стипендий. Вообще следует заметить, что все десять законов, которые успели уже внести изменения в новый УК РФ, вступали в силу со дня опуб­ликования.

Трудно объяс­нить причину отказа от общего правила вступления в силу и для тех законов, которыми ограничи­ваются права граждан или каким-либо иным способом ухудшается их положение. Почему, например, непременно со дня опубликования нужно было вводить в действие закон, в соответствии с которым не допускаются забастовки или иное прекращение работы авиа­ционным персоналом гражданской авиации? Аналогичный вопрос возникает и в связи с введенным в действие со дня опубликования Федеральным законом от 8 июля 1999 года «О налоге на отдельные виды транспортных средств». От­метим, кстати, что такое реше­ние вопроса применительно к дате вступления в силу закона об уста­новлении нового налога не только нелогично, но и на момент принятия закона находилось в противо­речии с Налоговым кодексом Рос­сийской Федерации.

«Изъятие из обращения» в за­конотворческой практике десяти­дневного срока с момента опубли­кования, в течение которого на­селение имело хотя бы минималь­ные возможности ознакомиться с новшествами в правовом регули­ровании, чревато немалыми нега­тивными последствиями. Отсут­ствие десятидневного срока суще­ственно подрывает принцип «пре­зумпции знания закона», согласно которому никто не может сослать­ся на незнание действующего нор­мативного акта, если таковой в официальном порядке доведен до сведения исполнителей, и укло­ниться под этим предлогом от ис­полнения его предписаний. Чтобы принцип знания закона имел реальные основания и не превратил­ся в пустую формальность, он дол­жен быть обеспечен определенны­ми юридическими гарантиями. Од­ной из таких гарантий является, с нашей точки зрения, правило о том, что закон, усиливающий от­ветственность или иным способом ухудшающий положение лица, не может вступать в силу со дня его опубликования.

Этим концептуальным положе­нием необходимо дополнить За­кон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, феде­ральных законов, актов палат Фе­дерального Собрания Российской Федерации».

Вступление закона в силу по ис­течении более длительного, чем десять дней, срока после его опуб­ликования. Этот срок, судя по практике, может быть различным: тридцать дней, один месяц, три месяца, шесть месяцев. Сразу оговоримся, что представляется неудачным употребление при ис­числении сроков словосочетания «один (три, шесть) месяцев. Коли­чество дней в разных месяцах раз­ное, и это уже само по себе мо­жет создавать сложности в опре­делении даты вступления закона в силу. Чтобы избежать дополни­тельных трудностей для правопри­менителя, целесообразно прямо указывать количество календар­ных дней, по истечении которых с момента опубликования нормы за­кона вступают в силу. Тем более, что такой прием известен в зако­нотворческой практике.

Применительно к рассматрива­емому способу определения даты вступления законов в силу специ­ально следует сказать о Налого­вом кодексе. В нем установлены особые временные рамки вступ­ления в силу такой категории за­конов, которые касаются налогов и сборов. Этому посвящена ч. 1 ст. 5 Кодекса «Действие актов за­конодательства о налогах и сбо­рах во времени». Суть положе­ний, содержащихся в этой статье, сводится к следующему. Законы о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного ме­сяца со дня их официального опубликования и не ранее перво­го числа очередного налогового периода по соответствующему на­логу. Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одно­го месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части уста­новления новых налогов и (или) сбо­ров, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Причина установления удлинен­ных (по сравнению с общим) сро­ков для вступления в силу зако­нодательных актов о налогах и сборах вполне понятна. Увеличен­ные сроки дают многочисленным участникам отношений, регулиру­емых законодательством о налогах и сборах, необходимое время для того, чтобы, с одной сторо­ны, объективно проанализировать собственную финансовую базу и механизм влияния через налогообложение на производство и предпринимательство, а с другой – оценить уровень налогового бремени и организовать с учетом баланса публичного и частного интереса весь процесс, охваченный финансами.

Указание на конкретную дату как точка отсчета для вступле­ния закона в силу. Чаще всего этот способ определения времени вступления закона в силу является разновидностью предыдуще­го способа. В большинстве случа­ев устанавливаемая конкретная дата увеличивает временной раз­рыв, между днем опубликования закона и днем введения его в дей­ствие. Например, Уголовный ко­декс Российской Федерации был принят 13 июня 1996 года, а всту­пил в силу с 1 января 1998 года; Семейный кодекс Российской Федерации был принят 29 декабря 1995 года, введен в действие (за некоторыми исключениями) с 1 марта 1996 года. Бесспорно, такая peгламентация сроков вступления законов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознакомиться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение.

Случаи расширения временных рамок между опубликованием за­кона и точной датой его вступления в силу могут быть объясни­мы также тем, что для реализа­ции закона требуется проведение таких-то дополнительных организационных мероприятий, изыска­ние необходимых финансовых, материальных и людских ресур­сов.

Вступление закона в силу при условии наступления определен­ного события или совершения ка­ких-то конкретных действий. От­лагательное условие для вступ­ления закона в силу – довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени.

Наиболее отчетливое проявле­ние этот вариант находит в слу­чаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с при­нятием какого-то специального законодательного акта. Например, в Законе «О введении в действие части первой Гражданского кодек­са Российской Федерации» предус­матривалось, что глава 17 ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного ко­декса РФ; Федеральный закон от 17 июля 1999 года «О государ­ственной социальной помощи» вступает в силу со дня установ­ления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с фе­деральным законом «О прожиточ­ном минимуме в Российской Фе­дерации».

Следует заметить, что прием отлагательных условий для опре­деления даты вступления в силу используется иногда как своеоб­разная уловка для того, чтобы от­срочить на значительное время реализацию уже принятого зако­на. Причины такой «отсрочки» мо­гут быть самыми разными, в том числе и конъюнктурными. Под этим углом зрения мы проанали­зировали действие со времени (в части вступления в силу) Налого­вого и Бюджетного кодексов.

Налоговый кодекс (часть пер­вая), принятый 31 июля 1998 года, вводился в действие с 1 января 1999 года, за исключением положе­ний, для которых самим Кодек­сом были установлены иные сро­ки. В большинстве этих «изъя­тых» положений было сказано, что они вводятся в действие со дня вступления в силу второй ча­сти Налогового кодекса РФ. Про­шло уже немало времени, а вто­рой части Налогового кодекса до сих пор нет. На практике это оз­начает, что часть первая, хотя и вступила в силу, но действует усеченно. Это обусловило появ­ление уже в конце 1998 г. многочисленных предложений о целе­сообразности приостановления действия первой части Налогово­го кодекса РФ, что избавило бы от двусмысленности ситуации. На приостановление Налогового ко­декса законодатель не решился, но буквально через полгода пос­ле вступления Кодекса в силу в него было внесено около 200, су­щественных изменений Аналогичная картина со вступ­лением в силу наблюдалась и с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Его приняли 31 июля 1998 года. В Заключительных по­ложениях Кодекса вопрос о его вступлении в силу решался сле­дующим образом: Бюджетный ко­декс РФ вводится в действие фе­деральным законом о введении в действие Бюджетного кодекса. Такой закон пришлось ждать ров­но год. В период этих годичных ожиданий, по существу, создава­лась лишь видимость нового пра­вового регулирования бюджетных отношений.

В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации процедура официального опубликования принимаемых ими зако­нов в целом урегулирована их конституциями (уставами) и закона­ми. При этом есть много общего и особенного в подходах к реше­нию данной проблемы. К общим для субъектов Российской Феде­рации подходам следует отнести:

Предусмотрены случаи, когда закон или его часть не под­лежат официальному опубликованию в силу секретности или кон­фиденциальности содержащихся в нем сведений (в таких случаях содержание закона или его части, не подлежащей официальному опубликованию, доводится до сведения исполнителей);

Законодательно определен порядок внесения законов для официального опубликования и источники официального опубли­кования законов (один или несколько);

При этом имеются значительные различия в урегулировании проблемы официального опубликования законов субъектов Рос­сийской Федерации. Например, законодательство города Санкт-Петербурга предполагает наличие пяти источников официального опубликования законов города, причем опубликование в двух из них носит субсидиарный характер (законы, затрагивающие про­блемы бюджета города, могут быть официально опубликованы в журналах «Вестник Администрации Санкт-Петербурга» или «Вестник Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга»). Эти различия обусловлены, во-первых, особенностями каж­дого субъекта Российской Федерации, а, во-вторых, тем, что до принятия Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представи­тельных) и исполнительных органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации» на федеральном уровне не были за­креплены соответствующие нормы. С вступлением в силу указан­ного федерального закона возникла проблема приведения в соот­ветствие с ним действующих нормативных правовых актов субъек­тов Российской Федерации по рассматриваемому нами вопросу. В частности, не во всех субъектах Российской Федерации срок официального опубликования вновь принятого закона ограничен 14 днями. Например, в городе Санкт-Петербурге установлен пят­надцатидневный срок. Не во всех субъектах Российской Федерации установлена обязанность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации направлять закон для официального опуб­ликования. Снова обращаясь к примеру Санкт-Петербурга, можно сказать, что в соответствии с законом города от 20 июля 1995 года «О порядке вступления в силу законов Санкт-Петербурга» вновь принятый закон подлежит официальному опубликованию либо За­конодательным Собранием Санкт-Петербурга в «Вестнике Законо­дательного Собрания Санкт-Петербурга», газете «Санкт-Петербургское эхо», либо Губернатором Санкт-Петербурга в газете «Санкт-Петербургские ведомости».

В этом плане субъектами Российской Федерации ведется работа по приведению своего законодательства в соответствие с федеральным законодательством.

Следует также отметить, что до настоящего времени в субъ­ектах Российской Федерации остаются не решенными также иные вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. К ним можно отне­сти нарушение сроков официального опубликования законов, до­пущение фактов официального опубликования неполных текстов законов (без сопутствующих им объемных приложений), нерешен­ность вопроса о повторном официальном опубликовании ранее принятых законов и иных нормативных правовых актов, в которые в течение нескольких лет неоднократно вносились изменения и до­полнения. Обращает на себя внимание и тот факт, что многие зако­ны субъектов Российской Федерации официально опубликованы с ошибками и опечатками, работа по исправлению которых не ведет­ся, так как не урегулирован порядок внесения подобного рода ис­правлений. Нельзя считать решенным и вопрос об официальном опубликовании закона на языках народов, проживающих на терри­тории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Несколько более предметно хотелось бы остановиться на некоторых республиканских законах, так как в этих субъектах Федерации накоплен более богатый опыт законотворческой деятельности. Так, в республиканских законах Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карелии вопросам опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов посвящены определенные главы, содержащие статьи или отдельные пункты, закрепляющие порядок опубликования законов, источники официального опубликования законов и сроки вступления законов в силу. Несколько по иному дело обстоит в законе республики Алтай. Порядку опубликования региональных законов в нем посвящены отдельные главы, а порядок вступления законов в силу закреплен в главе: «Действие законов и иных республиканских нормативных правовых актов».

Обращает на себя внимание статья 37 Закона «О нормативных правовых актах республики Адыгея», которая определяет, что законы республики Адыгея вступают в силу по истечении семи дней со дня опубликования, если в законе не установлен иной порядок вступления его в силу. Предположительно «иной порядок» вступления закона в силу может предусматривать, что законы субъекта Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее, чем через 10 дней после их официального опубликования. И все-таки представляется оправданным нормативное закрепление десятидневного срока, как это имеет место в других анализируемых республиканских «законах о законах».

Следует подчеркнуть, что в законе «О правовых актах в Кабардино-Балкарской республике», несмотря на то, что глава 6 называется «Подписание, обнародование и вступление в силу законов Кабардино-Балкарской республики» имеется еще и глава 11 под названием «Порядок опубликования правовых актов», где весьма обстоятельно, детально и последовательно закреплен весь алгоритм опубликования республиканских законов, включая вопросы направления законов для официального опубликования, исправления неточностей, допущенных при официальном опубликовании и т.д. Заслуживает внимания часть 2 статьи 61 анализируемого закона, которая закрепляет, что наряду с другими официальными печатными республиканскими органами официальным источником опубликования республиканских законов является Федеральный регистр нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской республики. Необходимо заметить, что ведение федерального регистра нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации является реализацией правовых предписаний Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ».

Вступление в силу законов субъектов Российской Федера­ции – завершающая стадия законодательного процесса. В соот­ветствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государст­венной власти субъектов Российской Федерации» конституция (ус­тав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу по­сле их официального опубликования.

Федеральный закон не определяет точный срок вступления в силу законов субъектов Российской Федерации после их официаль­ного опубликования. Поэтому можно сделать вывод, что данный срок может быть определен самими субъектами Российской Феде­рации. Учитывая то обстоятельство, что на усвоение содержания ряда законов необходимо определенное время, региональное зако­нодательство может предусматривать достаточно длительный срок вступления закона в силу. Так, в Свердловской области он равен семи дням, в Иркутской области - десяти дням, а в Санкт-Петербурге - четырнадцати дням после официального опублико­вания закона, если в самом законе не установлены иные порядок и сроки его вступления в силу. При этом иной срок вступления обла­стного закона в силу не может начинаться ранее дня, следующего за днем официального опубликования закона. В соответствии с этим правилом, в большинстве случаев законы субъектов Россий­ской Федерации вступают в силу на следующий день после их официального опубликования.

Законодательством субъ­ектов Российской Федерации также могут быть установлены осо­бенности порядка вступления в силу налоговых и иных законов субъекта Российской Федерации. Так, в Свердловской области в соответствии с Областным законом от 9 января 1998 года № 2-03 «О порядке рассмотрения и принятия законов Свердловской облас­ти, требующих внесения изменений в областной бюджет или бюд­жеты областных внебюджетных фондов» законы Свердловской области, предусматривающие внесение изменений и дополнений в областные законы о бюджетном процессе в Свердловской области, о бюджетном регулировании в Свердловской области, установле­ние новых налогов и сборов, передачу органам местного само­управления муниципальных образований отдельных государствен­ных полномочий или изъятие у них таких полномочий, вводятся в действие не ранее 1 января года, следующего за годом принятия указанных областных законов. Областные законы, предусматри­вающие изменения бюджетной классификации Свердловской об­ласти, вносимые в связи с изменениями федеральных законов о на­логах и бюджете, вводятся в действие в том же порядке, что и соответствующие федеральные законы. В иных случаях, прямо не предусмотренных указанным областным законом, областные зако­ны или их отдельные положения, связанные с изменениями бюдже­тов текущего года, могут вводиться в действие в текущем году, но не ранее дня вступления в силу областных законов о внесении из­менений в соответствующий бюджет.

Законы субъектов Российской Федерации по общему правилу вступают в силу одновременно на всей территории субъекта Рос­сийской Федерации (если в самом акте о введении его в действие не установлено иное) и распространяются на всех лиц, проживаю­щих или пребывающих на территории субъекта Российской Феде­рации, за исключением случаев, предусмотренных международны­ми договорами Российской Федерации, федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Заключение

Делая общий вывод о правовой регламентации введения федеральных законов в действие, следует сказать, что Федеральный закон 1994 г. «О порядке опубли­кования и вступления в силу фе­деральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации» нуждается в существенном совершенствовании, поскольку он не решает (либо решает не полностью) многих вопросов, касающихся одного из важных аспектов действия закона во времени – аспекта вступления закона в силу

Что же касается вопросов правовой регламентации опубликования и введения в действие региональных законов, практически во всех субъектах Российской Федерации отсут­ствует необходимая научно-методическая база, позволяющая осу­ществлять официальное опубликование законов на уровне, отве­чающем современным требованиям учета, систематизации и классификации нормативных правовых актов. Данные обстоятельства негативно сказываются на состоянии правовой регламентации завершающей стадии законодательного процесса.

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНФТИТУТ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Е.А. Магомедова

Порядок рассмотрения, принятия и одобрения законов охватывается стадиями законодательного процесса в РФ, начиная с предварительного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая внесением федерального закона Президенту РФ на подписание. После внесения законопроекта в Государственную Думу ее Совет назначает специальный комитет по рассмотрению поступившего законопроекта, который направляет этот документ в компетентные органы для получения отзывов, предложений и замечаний по нему и проводит собственно всю подготовительную процедуру рассмотрению законопроекта в первом чтении.

Рассмотрение подготовленного законопроекта в Государственной Думе РФ проходит по истечении 14 дней со дня его представления.

Рассмотрение законопроекта может проходить не более чем в 3 чтениях, причем по окончании третьего чтения законопроект обязательно должен быть принят или полностью отклонен. Первое чтение рассмотрения законопроекта заключается в следующем: обсуждается концепция будущего закона, дается оценка соответствия его основных положений Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. В результате обсуждения в первом чтении законопроекта Государственная г Дума может вынести одно из следующих решений:

1. принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;

2. отклонить законопроект;

3. принять закон (закон может быть принят в первом же чтении согласно ч.1 ст.119 ГД ФС РФ). Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательская группа ИНФРА М НОРМА, 2012 г. стр. 204

Второе чтение законопроекта должно пройти в течение 4 месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. Во второе чтение законопроект должен быть представлен вместе с таблицей поправок, одобренных специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом и включенных в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений:

1. возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет;

2. принять законопроект во втором чтении;

3. отклонить законопроект и снять его с рассмотрения;

4. вернуть законопроект к процедуре первого чтения;

5. принять федеральный закон в целом во втором чтении (это возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены).

После принятия во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения технических недостатков и окончательной доработки.

В третьем чтении уже не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками.

По его результатам Государственная Дума обязана либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и направить на одобрение в Совет Федерации, либо полностью отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение.

Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Он может рассматривать и ставить на голосование поступившие из Государственной Думы законы или их не рассматривать, за исключением законов по определенным, перечисленным в ст.106 Конституции РФ вопросам, подлежащим обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Если закон рассмотрен, и за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, то этот закон также считается одобренным. Но он может быть и отклонен.

Общий порядок вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания, определенный ст.6 Федерального закона от 14.06.94 г. Федеральный закон от 14. 06.1994 n 5-ФЗ (ред. от 22. 10.1999)"О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (принят ГД ФС РФ 25. 05.1994) , действует, если самими законами и актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок вступления их в силу.

Кроме общего порядка вступления в силу указанных НПА, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:

1) порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе: называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается следующая формулировка: "Вступает в силу после официального опубликования";

2) порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом - законом о введении его в действие. Вступление в силу законов, устанавливающих новые налоги или вносящих изменения в действующее налоговое законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с п.1 ст.5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Коваленко А.И., Основы конституционного права РФ М. 2012 г. переизд. Стр. 169

Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, то они не имеют обратной силы. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков иных сборов, имеют обратную силу. Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания такими изданиями являются "Парламентская газета", "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации", а для актов Президента РФ, актов Правительства РФ - "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации".

В соответствии со ст.4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

При определении, какая публикация является первой, следует учесть положения п.6 Постановления Конституционного Суда от 24.10.96 г Постановление от 24 октября 1996 г. N 17-П по делу «О проверке конституционности части первой статьи 2 ФЗ от 07. 03.1996 г. "О внесении изменений в закон РФ «Об Акцизах», в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. В частности, указывается, что дата выпуска "Собрания законодательства Российской Федерации" не может считаться днем его обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента еще не обеспечивается реальное получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты "Парламентской газеты", "Российской газеты" и "Собрания законодательства Российской Федерации" и самостоятельно делать вывод, какая дата является реальной датой обнародования.

федеральный закон конституционное право