После стажировки водителей нужно делать ли лист. Стажировка водителей автомобилей при приеме на работу. Нормативные акты о стажировке для водителей


При переходе на новое место работы каждому, вне зависимости от опыта, водительского стажа, классности, практических навыков вождения, требуется адаптация к новому транспортному средству.

Стажировка водителей при приеме на работу позволяет сделать это, не подвергая опасности жизнь и здоровье всех участников дорожного движения .

Стажировка дает водителю возможность «почувствовать» машину, с уверенностью управлять ею в дальнейшем, избегая аварийных ситуаций.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Законодательное регулирование

Некоторые водители, да и руководители организаций, считают стажировку необязательной процедурой, проводимой исключительно по желанию сторон. Это ошибка.

Стажировка регламентируется документами Министерства транспорта , в которых озвучены ее условия и сроки проведения.

Так, в «Положении о повышении профмастерства водителей », от 20.01.1986 г., утвержденном еще Министерством автотранспорта РСФСР, и до сей поры не отмененном, говорится стажировке разных категорий водительского состава, указаны сроки проведения ее, с точным перечнем мероприятий в каждом случае.

Указаны лица, ответственные за проведение стажировки и за принятие решений по ее итогам.

Этапы стажировки

Сначала кандидат на должность проходит ряд инструктажей: вводный инструктаж, по охране труда, по БДД в конкретной рабочей среде. Затем выходит на маршрут и отрабатывает стажировку за рулем.

Инструктажи проводятся привлеченными или штатными сотрудниками организации, имеющими подтвержденное соответствующими квалификационными документами право проводить их .

Обязательный вводный инструктаж для стажера включает в себя:

  • Информацию об организации, в которой он собирается трудиться.
  • Требования к безопасности управления ТС.
  • Режим труда и отдыха в организации, его особенности.
  • Прохождение предрейсового осмотра автомобиля и медицинского осмотра водителя.
  • Информацию о нормах грузоподъемности автомобиля, нормах перевозки пассажиров в салоне. Работа с льготными, особыми категориями граждан при перевозке пассажиров, инвалидов.
  • Информирование об аварийных участках маршрута, знакомство со статистическими данными об авариях, во избежание их повторений.
  • Обучение работе с рейсовой документацией, приемами корректного заполнения путевых листов и других документов.

Теоретический разбор маршрута проводит компетентный сотрудник, как правило, водитель-наставник, на которого возложена обязанность проведения стажировки. Далее под руководством наставника осуществляется и выезд на линию.

Навыки вождения отрабатываются в различных практических ситуациях, с которыми может столкнуться водитель. Учитываются такие факторы, как:

  • Время суток.
  • Погодные условия.
  • Сложность (напряженность) потока на трассе в разное время дня, дни недели.
  • При перевозке пассажиров берется во внимание интенсивность пассажиропотока, способность соискателя работать в тех или иных ситуациях, психологическая стабильность в работе с большим количеством людей.

Важным моментом является практическая отработка проблемных моментов на маршруте:

  • Аварийных ситуаций и их устранения.
  • Вызова специальных спасательных служб.
  • Устранения мелких поломок ТС.
  • Работы с пассажирами в аварийных и нештатных ситуациях.

Стажировка водителей - обязательная, законодательно закрепленная процедура. Ее цель - помочь будущему сотруднику адаптироваться к новому транспортному средству, маршруту, максимально быстро и эффективно . Время стажировки и ее условия определяет руководитель организации - нанимателя.

Решение о приеме на работу по завершении процедуры принимается на основании стажировочного листа.

В данной статье подробно разберем стажировку водителей транспортных средств.

Для начала выясним зачем вообще нужна стажировка водителей.

Стажировка - деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока.

В соответствии со Статьей 212 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ:

  • Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Так же в соответствии со Статьей 225 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ:

  • Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

То же самое есть и в пункте 2.2.2. Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»:

  • Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Так же о стажировке сказано Пункте 13 Приказа Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»:

  • Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки .

Дополнительно, для компаний перевозчиков, в Приказе Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», есть пункте 1.3. Приложения № 2 с перечнем мероприятий по подготовке работников к безопасной работе. В том числе в перечень этих мероприятий входит:

  • проведение стажировок водителей транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.

Не следует забывать что под водителями подразумеваются все лица допущенные к управлению ТС.

На основании всего вышеперечисленного однозначно определяем что с водителями нужно проводить стажировку. Далее еще раз перечислим в каких случаях должна проводиться стажировка водителей :

  • Лица, впервые принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств.
  • Водители, имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года.
  • Водители, переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой.

Кто должен проводить стажировку водителей

Как мы уже знаем из Статьи 212 Трудового кодекса РФ обязанность по организации стажировки возложена на работодателя:

  • Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

То же самое указано в Пункте 2.2.2. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29:

  • Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Более подробно об этом сказано в Пункте 16 Приказа Минтранса № 59:

  • Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника . Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Именно в этом пункте, помимо того что стажировку должен проводить водитель-наставник, описаны требования к водителю-наставнику. Он назначается из водителей:

  • не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
  • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
  • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Так же следует обратить внимание на то что водитель-наставник обязательно должен быть назначен приказом по организации. И если в штате нет водителя подходящего под вышеуказанные требования то водителя-наставника можно привлекать со стороны.

Когда в какие сроки проводится стажировка

Согласно пункта 2.2.1. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29:

  • Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

В пункте 13 Приказа Минтранса № 59 сказано:

  • Количество часов стажировки устанавливается работодателем .

Что, где и как доводят до водителя на стажировке

В очередной раз процитируем Статью 225 Трудового кодекса РФ:

Пункт 2.2.2. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29 дословно это повторяет:

  • Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Безопасные методы и приемы выполнения работ. Понятно что под этой формулировкой понимается обучение водителя технике безопасности при выполнении им своих служебных обязанностей. Для того чтобы регламентировать процесс стажировки необходимо в организации разработать Программу стажировки водителей ТС . В этом документе должно быть четко и последовательно описано какую информацию доводит водитель-наставник в процессе стажировки. Программа стажировки должна быть рассчитана на несколько рабочих смен. Количество часов стажировки устанавливается работодателем. В документе должна быть указана информация разбитая на следующие темы:

  • Рабочее место транспортного средства, его организация, обустройство и содержание, укомплектованность автомобиля;
  • Подготовка, запуск и проверка исправности и работоспособности автомобиля и оборудования, контроль показаний контрольно-измерительных приборов;
  • Погрузка и выгрузка автомобиля;
  • Маршруты движения;
  • Анализ возможных ДТП;
  • Пожарная безопасность.

Непосредственно сама стажировка должна иметь теоретическую и практическую часть и должна проводится на том транспортном средстве и на том маршруте где далее будет работать водитель. Об этом сказано в пункте 15 Приказа Минтранса № 59:

  • Стажировка водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.

В процессе стажировки должен вестись стажировочный лист. Утвержденной формы стажировочного листа нет, но в пункте 18 Приказа Минтранса № 59 сказано что стажировочный лист должен содержать следующие сведения:

  • номер стажировочного листа;
  • фамилия, имя и отчество водителя;
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  • фамилия, имя, отчество водителя-наставника;
  • дата и время прохождения, количество часов стажировки;
  • замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

Окончание стажировки

По окончании стажировки, для проверки уровня готовности водителя к самостоятельной работе, необходимо провести экзамен. Об этом сказано в Статье 225 Трудового кодекса РФ:

  • Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Детального описания процесса экзамена нет, соответсвенно он может быть как устным так и письменным. Экзамен принимает непосредственный руководитель экзаменуемого водителя. Об этом сказано в пункте 3.1. Постановления Минтруда № 1/29:

  • Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

После приема экзамена в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте делается запись о прохождении стажировки. Согласно ГОСТ 12.0.004-2015, утвержденного Приказом Росстандарта РФ от 09.06.2016 № 600-ст, форма А.5 журнала инструктажа на рабочем месте имеет следующие графы:

  • Дата;
  • Фамилия, имя, отчество инструктируемого;
  • Год рождения;
  • Профессия, должность инструктируемого;
  • Вид инструктажа (первичный, на рабочем месте, повторный, внеплановый);
  • Причина проведения внепланового инструктажа;
  • Фамилия, инициалы, должность инструктирующего;
  • Подпись инструктирующего;
  • Подпись инструктируемого;
  • Данные о стажировке на рабочем месте (количество смен, подпись стажируемого, допуск к работе).

Именно в последних столбцах, в графах 10 — 12, делается отметка о результатах прохождения стажировки.

Итог

При проведении стажировки водителей необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Статьи 221 и 225;
  • Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Пункты 2.2.1., 2.2.2 и 3.1;
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Пункты 13, 15, 16, 17, 18 и 19;
  • Дополнительно для перевозчиков Приказ Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Пункт 1.3. Положения № 2;
  • ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (вместе с «Программами обучения безопасности труда»).

Стажировка проводится перед допуском водителя к самостоятельной работе, в течение месяца после приема водителя на работу и после проведения с ним первичного инструктажа на рабочем месте. Продолжительность стажировки определяет работодатель. Стажировка проводится со следующими работниками:

  • Водителями транспортных средств;
  • Лицами, впервые принимаемые на работу в качестве водителей;
  • Водители, имевшие перерыв в трудовой деятельности, более одного года;
  • Водители, переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой;
  • Водители, при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.

Стажировку проводит водитель-наставник на том транспортном средстве и на том маршруте где далее будет работать водитель. В процессе стажировки ведется стажировочный лист. По окончании стажировки проводится экзамен.

Документальное обеспечение стажировки:

  • Программа стажировки;
  • Приказ о назначении водителя-наставника;
  • Приказ о проведении стажировки;
  • Стажировочный лист;
  • Журнал инструктажа на рабочем месте.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД» , можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.сайт можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту [email protected] , и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Обязательным этапом допуска водителя к выполнению профессиональных обязанностей является стажировка. Под этим термином подразумевается тот временной период, в течение которого соискатель данной должности должен либо продемонстрировать имеющийся профессиональный опыт, либо повысить квалификацию до требуемого уровня. Кроме того, именно во время стажировки начинающие водители полностью осваивают профессию и накапливают нужный опыт.

Стажировка водителя: для новичков

Учащиеся средних специальных учебных заведений, стараясь получить диплом о профессии, вместе с теоретическими сведениями должны получать множество практических навыков. Владение специальностью предполагает отработку необходимых часов в своей отрасли.

Поэтому для курсантов, студентов и учащихся ПТУ водителей является обязательным условием. Как правило, к ним прикрепляют наставника, который в течение определенного времени учит новичка правилам вождения.

Возможно, начинающему водителю придется ознакомиться с особенностями маршрута, который чаще всего используется данным предприятием. Кроме того, ему предстоит выяснить тонкости вождения транспортных средств, находящихся в автопарке компании.

Во время стажировки новички осваивают навыки технического обслуживания автомобилей. После стажировки они должны будут знать основные узлы и механизмы автомобиля, уметь разбираться в них и принимать решение о замене или отладке какой-либо детали в случае обнаружения дисфункции.

Безопасная езда предполагает не только умение водить машину, но и знание технических особенностей. Все эти нюансы отрабатываются во время .

Стажировку для новичка можно назвать полезным практикумом во время обучения в техникуме или на курсах. При этом собственно стажировка рассматривается как этап учебного процесса.

Стажировка водителей: в каких случаях она необходима

Если же водитель имеет уже солидный стаж, то при приеме на работу в эту должность он также проходит стажировку. Однако в этом случае ее практическое назначение - доказать и продемонстрировать на практике умение водить и разбираться в техническом оснащении транспортного средства.

Стажировка водителей при приеме на работу нужна, если специалисту надо пройти курс дополнительного обучения, что даст ему возможность повысить свой квалификационный уровень.

Кроме того, под эту категорию попадают выпускники специальных учебных заведений. Количество учебных смен может варьироваться от 2 до 14. Это зависит от объема предстоящей работы и уровня сложности профессиональных задач.

Обозначенное в приказе по предприятию количества смен отрабатывается в обязательном порядке. При этом работнику назначается более опытный наставник, что закрепляется в отдельном положении приказа.

Стажировка нужна также, если предстоящая работа имеет котировку . Наконец, она необходима иногда даже стажистам, которые ранее зарекомендовали себя как опытные водители, проявившие лучшие профессиональные качества в экстремальных или особо сложных ситуациях, но по каким-то причинам временно не работали. Имеется в виду перерыв более 12 месяцев.

В этом случае стажировка нужна не только для того, чтобы были реанимированы практические навыки. За это время могли стать актуальными другие дорожные знаки, правила парковки и прочие технические нюансы вождения и обслуживания автомобилей. Кроме того, на балансе предприятия могут находиться транспортные средства, которыми ранее даже опытный стажист-водитель не имел возможности управлять.

Обязательной является стажировка при открытии новой категории. Переход с категории C на категорию D - ответственный шаг. Возрастает ответственность водителя за жизни других участников движения. Ему предстоит управлять с более сложным автомобилем. Поэтому теоретическое ознакомление должно подкрепляться практикумом.

Часто возникают ситуации, когда в логистической компании осваивается новый маршрут перевозки грузов. В этом случае даже самым опытным водителям, которые не раз выходили в рейс на дальние расстояния и везли особо сложные или опасные грузы, предъявляется требование пройти стажировку в две рабочей смены.

Правовая база стажировки водителей

Процесс стажировки водителей подкрепляется целым комплексов нормативных документов. Длительность испытательного срока и критерии оценки оговариваются заранее в момент подписания трудового контракта и издания приказа на стажировку водителя. Администрация предприятия тем самым старается обезопасить себя от необходимости принимать на работу непрофессионального или недобросовестного сотрудника.

Если в трудовом в договоре особо подчеркивается факт прохождения стажировки на какой-то определенный период времени и с конкретными результатами, то впоследствии администрация, неудовлетворенная итогами, может отказать в трудоустройстве этому человеку.

Если же трудовой договор не содержит отметки о том, что считается качественным прохождением практики и указания, каким именно критериям должен отвечать испытуемый, то он впоследствии может оспорить решение об отказе утверждения в данной должности.

Поскольку все спорные вопросы о трудоустройстве решаются, как правило, в пользу рабочих, то у администрации попросту не будет оснований для отказа в приеме на работу нерадивого или необязательного сотрудника без предварительного озвучивания своих требований в приказе.

Если водитель не согласен с решением администрации об отказе в приеме на работу, он должен будет каким-то другим способом доказать свою квалификацию. Либо пройти стажировку повторно сразу же (что практикуется редко), либо попытаться еще раз устроиться на это предприятие через какой-то промежуток времени.

Водительская стажировка сверяется с РД № 12-0071 от 20.01.1986. Юридической силы данный документ не имеет. Однако именно в нем пошагово и детально расписываются правила прохождения стажировки. Поэтому многие работодатели используют этот документ в работе.

Придать РД (руководящему документу) статус обязательного документа администрация имеет право только в том случае, если его нормативы находят отражение во внутрикорпоративных документах. Кроме того, РД может быть актуальным, если во внутрикорпоративных актах имеется ссылка на него как на неоднократно используемый документ.

Руководство любого предприятия обязательно должно ориентироваться на правовые документы, регламентирующие вопросы безопасности. В этом отношении применимо к стажировке рассматривается ФЗ «О безопасности дорожного движения» за номером 196.

В большей степени данный закон регламентирует действия работодателя, а не водителей. Именно на руководителя организации или производства возлагается ответственность за создание достойных условий работы и за обеспечение безопасности использования транспортных средств, имеющихся в автопарке.

В случае возникновения травмоопасных ситуаций или при нарушении правил вождения ответственность, прежде всего, возлагается на работодателя, который не соблюл все вышеперечисленные условия.

Стажировка: практические вопросы

До того, как начинаются практические занятия в рамках стажировки, водитель должен пройти проверку теоретической базы. Причем он должен проявить компетентность и в вопросах технического устройства транспортных средств, и в особенности их эксплуатации.

Мониторинг теоретической подготовки будущего сотрудника не должен ограничиваться вопросами только о том транспортном средстве, на котором ему предстоит работать. Теоретическая часть должна содержать примерно 20 вопросов и охватывать все нюансы работы.

Водитель должен продемонстрировать, что он владеет полным комплексом сведений:

  • по правилам вождения;
  • по сервисному обслуживанию транспортного средства;
  • по особенностям поведения в дороге;
  • по способам экспресс-ремонта, если на маршруте возникла непредвиденная ситуация.

Когда наставник, закрепленный работодателем, подводит водителя к практической части, то его ученик должен продемонстрировать уверенные профессиональные действия на спецплощадке. До того, как водитель выедет на городскую автомагистраль, он должен продемонстрировать практический минимум именно на этом участке. К самостоятельной работе водитель не может быть допущен, если не проходит данный этап.

Прохождение маршрута, как обязательная часть стажировки, включает в себя:

  1. Наличие наставника. За ним остается право отстранения стажера от руководства транспортным средством при прохождении участка со сложным рельефом.
  2. Контрольный рейс. Данный этап можно сравнить с контрольной работой студента. При его выполнении обязательно наличие пассажиров или груза. При этом наставник не имеет права корректировать способ вождения, но он должен контролировать процесс с последующей фиксацией своей оценки в карточке.
  3. Заполнение карточки стажировки. Обо всех случаях отстранения на сложных участках трассы и о времени их протяженности должна иметься специальная отметка. Здесь же фиксируются все положительные и отрицательные моменты прохождения маршрута.

Работодатель имеет право дополнить этапы стажировки водителей автобусов при приеме на работу заданием по устранению какой-либо дисфункции в устройстве транспортного средства. Это объясняется тем, что на маршруте может возникнуть опасность для жизни пассажиров, и от степени подготовки водителя зависит многое на трассе.

Способность соискателя должности водителя справиться с неисправностью (или неспособность) также вносятся в карточку. По завершении всех этапов на основании записей и комментариев наставника принимается решение.

Наставник должен иметь не менее 5 лет профессионального стажа, если его прикрепляют к стажеру, который впоследствии будут вводить автобусы. Если речь идет об управлении грузовиком или такси, то наставник должен иметь стаж от 3 лет. При этом для наставника является обязательным владение теоретической базой в сфере не только вождения, но и в области технического обслуживания машины.

Причем имеется в виду не любая машина из автопарка предприятия, но конкретная модель, которую «обкатывает» стажер под его руководством.

Стажировка: сколько она длится

Обязательная профессиональная стажировка водителей автобусов при приеме на работу должна составлять не менее 61 часа до выхода на маршрут. Однако основная часть отводится на практикум на каком-то конкретном маршруте. На нем занятия должны проходить не менее 163 часов (имеется в виду категория Д при наличии водительских прав).

Временные нормативы для стажеров:

Кроме того, если водитель переходит с категорий B/C на категорию D, то ему предписывается 30 часов практических занятий до выхода на маршрут. А на самом маршруте он должен предварительно «откатать» 72 часа.

Стажировка водителей: к вопросу об оплате

Работодатель не имеет права оплачивать работу стажера по более низким расценкам, чем для обычных водителей. Время прохождения стажировочного практикума является рабочим, поэтому оно оплачивается, согласно трудовому договору.

Отличие от оплаты штатных водителей заключается в том, что стажеру по закону не полагается выплата премиальных и прочих материальных поощрений. Работа наставника также не является бесплатной. Он должен получить вознаграждение в размере 5% от своей зарплаты. Наставничество при стажировке не является общественным поручением. Это сложная, и подчас опасная работа, поэтому она должна оплачиваться соответственно.

Стажировка: как оформляются итоги

Итоговый лист должен быть подписан как стажером, так и его наставником. В него вносятся результаты каждого отдельного этапы прохождения практикума. В листе обязательно указываются комментарии наставника.

Если по результатам прохождения практикума соискатель должности водителя показал удовлетворительные результаты, то работодатель принимает решение о его допуске к работе. Повторная стажировка предпринимается в том случае, если водитель показал низкие результаты или проявил себя как недобросовестный ученик. В этом случае сроки повторной стажировки определяет работодатель, отталкиваясь от результатов, зафиксированных в карточке водителя.

В случае резко отрицательных оценок наставника водитель подлежит увольнению. Если стажировка оказалась непосильной для водителя, то работодатель не имеет права заключать с ним контракт. Однако за работодателем остается право перевода сотрудника на другой вид работы, не связанный с управлением транспортным средством.

В настоящее время в Интернете имеется множество удобных сервисов, на которых можно скачать:

  • лист стажировки водителя;
  • программу стажировки;
  • правила приема на работу водителей;
  • правила проведения стажировки;
  • практические рекомендации для проведения данного мероприятия.

Здесь же можно ознакомиться с руководящими документами и нормативными положениями.

Компании, занимающиеся пассажирскими или грузовыми перевозками, обязательно нанимают на работу опытных и надежных водителей. Перед тем как приступить к своим обязанностям, они обязательно часто стажировку. Она позволяет понять, какими навыками обладают будущие работники. Стажировка водителей должна грамотно оформляться, причем она позволяет выявить граждан, которые не могут привлекаться на постоянную работу за счет отсутствия необходимого опыта и способностей.

Понятие стажировки

Стажировка водителей при приеме на работу представлена специальной деятельностью, благодаря которой водитель сможет приобрести нужный опыт и повысить свою квалификацию. Она заключается в работе по специальности в течение испытательного периода, длительность которого устанавливается непосредственным работодателем.

Обычно испытание применяется для молодых специалистов, которые только закончили обучение или получили водительские права, поэтому у них отсутствуют необходимые навыки и опыт. Дополнительно стажировка водителей транспортных средств позволяет выявить, насколько хорошо соискатель умеет управлять автомобилем, как быстро реагирует на разные дорожные ситуации, а также может ли работать в компании на определенных условиях.

Наиболее часто водители в процессе испытания получают не слишком высокую зарплату. После получения определенного опыта во время стажировки обеспечивается в будущем увеличение заработка.

Цель проведения

Стажировка водителя предназначается для достижения сразу нескольких целей. К ним относится:

  • изучаются все навыки и способности, которыми обладает соискатель;
  • определяется, целесообразно ли зачислять данного гражданина в штат компании;
  • обеспечивается повышение квалификации;
  • испытываются силы конкретного водителя при работе в имеющихся условиях;
  • гражданин учится работать на определенном виде транспорта;
  • изучается, может ли гражданин отвечать за свои действия.

Обязательно используется испытание для сотрудников, обладающих рабочими специальностями, так как процесс позволяет понять, может ли конкретный гражданин работать в определенных условиях труда.

Стажировка ценится, если во время данного процесса работодатель дает специалисту задания, связанные с его будущей работой и приобретением нового опыта.

Оплачивается ли данный период?

Стажировка водителей может предлагаться в крупных или мелких компаниях. Наиболее часто такой период работы не оплачивается работодателем, хотя в крупных организациях предлагается невысокая оплата. Нередко стажировка представлена в виде определенного этапа собеседования при принятии на работу.

Если стажировка водителей при приеме на работу квалифицируется в качестве испытательного срока, то она обязательно оплачивается. Размер зарплаты и порядок перечисления средств определяется только работодателем, но зарплата не может быть меньше МРОТ, установленного в регионе нахождения компании.

Нередко зарплата за испытательный срок прописывается непосредственно в трудовом договоре. Если основной целью стажировки водителя автобуса выступает проверка его опыта и умений, то обычно такой процесс длится в течение всего нескольких часов. Работа гражданина не оплачивается, а сразу после выполнения данной процедуры принимается решение о целесообразности принятия его на постоянную работу.

Когда проводится?

Прохождение стажировки водителей нередко является обязательным процессом. Обычно процедура используется, если принимается специалист сразу после получения водительских прав или при переводе из другой организации.

Обязательно требуется стажировка водителей на предприятии в следующих ситуациях:

  • гражданин не садился за руль грузовика или пассажирского автобуса в течение длительного периода;
  • работник переводится на новый тип ТС или на уникальный маршрут;
  • переводится гражданин для управления автомобилем на горном маршруте.

Некоторые сотрудники не могут допускаться к непосредственной трудовой деятельности без обязательного испытания. Все особенности данной проверки определяются только директором компании, для чего необходимые сведения отражаются во внутренних нормативных документах предприятия.

Правила проведения

Стажировка водителя автобуса или другого ТС непременно должна выполняться на основании определенных правил. Они разрабатываются в компании наемными специалистами, после чего необходимая информация вносится в нормативные акты. В них обязательно должны содержаться сведения о следующих особенностях работы:

  • указываются задачи и цели испытания;
  • составляется специальная документация, регулирующая взаимоотношения, возникающие между водителями и работодателем и представленная коллективным договором и должностной инструкцией;
  • описывается порядок стажировки, для чего отражается, где именно будет выполняться данная процедура, на каких основаниях, а также какие подготавливаются документы по окончании;
  • рассчитывается оптимальный размер зарплаты в процессе стажировки водителей;
  • приводится актуальный способ оплаты труда.

Руководители компании обязательно планируют стажировку любого водителя, но при этом в каждой ситуации могут использоваться разные правила.

Как выполняется процесс?

Проведение стажировки водителей предполагает выполнение некоторых последовательных этапов. К ним относится:

  • осуществляется поиск нового работника в компанию, соответствующего определенным требованиям;
  • специалист знакомится с Положением о труде, где указываются его основные обязанности и другие правила работы в фирме;
  • составляется гражданином заявление о приеме на работу со стажировкой, причем в нем указывается, как долго будет длиться данный период, а также какую должность будет занимать гражданин в организации;
  • заключается с наемным специалистом трудовой договор;
  • каждому стажеру назначается отдельный куратор;
  • именно куратор будет заниматься обучением граждан, а также их тестированием, что позволит узнать, какими навыками, способностями и умениями обладают работники;
  • для каждого специалиста подготавливается специальный план с конкретными задачами и целями, которые обязательно достигаются гражданином за установленный период времени;
  • если работа осуществляется в крупной компании, где трудоустроено большое количество водителей, то для всех стажеров используется единая программа;
  • если программа отсутствует в фирме, то она обязательно составляется, для чего учитываются пожелания руководителя и принятого специалиста.

Длительность стажировки может значительно отличаться, так как зависит от того, как быстро назначенный куратор может ответить на все поставленные вопросы.

Итоги испытания

Стажировка водителя автомобиля заканчивается в строго установленные сроки, прописанные в договоре. После этого процесса выполняются следующие действия:

  • стажерами составляется специальный отзыв, содержащий сведения о том, какие цели были достигнуты в процессе стажировки, какие были выполнены задачи, а также приводится самоанализ, с помощью которого определятся, какие навыки и умения еще необходимо получить для оптимальной работы;
  • оцениваются стажеры назначенными кураторами;
  • составляются рекомендации о том, какая еще работа должна проводиться с новичками перед допуском к непосредственной работе;
  • на завершающем этапе руководителем компании составляется характеристика на нового работника, в которой указывается, какие действия могут выполняться гражданином в компании на основании его опыта и умений.

Все навыки сотрудника детально описываются именно назначенными кураторами. На такой отзыв должен ориентироваться директор фирмы при определении возможности принятия гражданина в штат организации.

Справка о прохождении стажировки

Некоторые стажеры после данного периода просят специальный документ, представленный справкой о прохождении стажировки водителя. Образец этой справки используется руководителем компании, чтобы учесть все правила составления. Обязательно в справку вносятся следующие сведения:

  • информация о сотруднике, представленная его Ф. И. О. и занимаемой должностью;
  • сведения о периоде, в течение которого гражданин проходил стажировку;
  • данные о документе, на основании которого была проведена процедура;
  • подпись назначенного куратора;
  • печать организации.

Данный документ может передаваться новому работодателю или руководителю учебного заведения.

Сроки проведения

В водителей, созданном в компании, должно указываться, как долго новые работники должны проходить испытание. Точные сроки устанавливаются руководителем конкретного предприятия. Поэтому они могут значительно отличаться в разных компаниях. К правилам определения данного срока относится:

  • длительность периода должна быть оптимальной, чтобы водитель смог получить необходимые навыки и умения;
  • процедура не может длиться меньше двух месяцев;
  • максимально стажировка составляет две недели;
  • если стажировка затягивается, то действия работодателя являются незаконными, так как он пользуется бесплатным трудом.

Если действительно водители сталкиваются с тем, что им приходится стажироваться дольше 14 дней, то целесообразно составлять жалобу в трудовую инспекцию для привлечения руководителя фирмы к ответственности.

Правила оформления

Чтобы стажировка нового работника была законной, необходимо оформлять ее правильными документами. Только в этом случае руководитель компании сможет избежать негативных последствий и проблем с трудовой инспекцией. Поэтому при оформлении на стажировку разных водителей подготавливаются следующие документы:

  • распоряжение о допуске конкретного специалиста к исполнению трудовых обязанностей;
  • приказ о назначении испытательного срока для определенного работника;
  • программа стажировки водителей, которая может разработаться для всех специалистов или отдельно для конкретного работника;
  • приказ о допуске гражданина к работе;
  • положение, где указывается, какими правами и обязанностями обладают стажеры и кураторы, в течение какого срока проводится испытание, правила данного процесса, а также приводится ответственность каждого участника;
  • свидетельство об удостоверении, передающееся непосредственному стажеру после стажировки, причем на этом документе должна иметься подпись руководителя и печать компании.

Вся документация составляется работниками кадровой службы, а также специалистом, который является руководителем стажеров.

Требуется ли отдельный договор?

Если принимается на работу стажер, то с ним составляется срочный трудовой договор, так как только с его помощью можно будет в будущем расторгнуть законно трудовые отношения, если гражданин по разным причинам не сможет пройти стажировку водителя. Работа в фирме при провале стажировки не допускается, поэтому расторгается срочное соглашение.

Если же после стажировки требуется принять работника в штат, то срочный договор становится бессрочным. К особенностям принятия на работу стажера относится:

  • сведения о стажировке вносятся в трудовую книжку работника;
  • ученический договор выступает гарантией того, что если будут пройдены все испытания, то гражданин будет зачислен в штат крупной компании;
  • если по разным причинам требования, прописанные в договоре, не будут выполнены стажером, то будет получен отказ в трудоустройстве;
  • в срочном договоре должно указываться, как долго он будет действовать, причем обычно используется срок в две недели, необходимый для стажировки;
  • приводятся в контракте права и обязанности, появляющиеся у водителя в течение периода действия соглашения;
  • при составлении такого документа учитываются положения ст. 59 ТК;
  • не допускается продление срочного контракта по требованию работника;
  • период действия увеличивается только при наличии согласия от обоих участников трудовых отношений;
  • исключением является ситуация, если в качестве водителя-стажера выступает женщина, которая передает работодателю справку о беременности, поэтому он вынужден увеличить срок ее работы до родов;
  • если проходит водитель стажировку, то руководитель просто не предпринимает какие-либо действия, связанные с расторжением срочного договора, поэтому он автоматически становится бессрочным;
  • на основании срочного контракта предлагаются гражданам те же права и обязанности, которые имеются у штатных работников предприятия.

Ученический договор позволяет регулировать отношения, возникающие между руководителем фирмы и стажерами в процессе прохождения стажировки. В этом документе отражаются все цели и задачи, которые надо решить и достичь за который период времени.

Правила издания приказа

Зачисляется гражданин на стажировку только на основании правильно составленного приказа. Во время его подготовки учитываются нюансы:

  • издается приказ на фирменном бланке компании;
  • учитываются правила делопроизводства, действующие в организации;
  • отражаются в документе данные о названии фирмы, личных сведениях работника, а также о наставнике, выбранном для нового специалиста;
  • указывается название документа, представленного приказом;
  • ставится дата его издания;
  • приводятся ссылки на законодательство, на основании которых работодатель действительно имеет право оформлять работников на стажировку;
  • приводятся цели и задачи, достигаемые с помощью данного периода;
  • назначаются ответственные инструкторы и руководители;
  • указываются сроки проведения испытания;
  • приводятся должность, по которой будет проходить стажировка работника.

Если планируется работа в опасных или сложных условиях, то испытательный срок является обязательным процессом.

Ответственность за нарушения

Во время назначения стажировки велика вероятность, что работодатель нарушит своими неправильными действиями интересы и права наемных специалистов. В этом случае он может привлекаться к административной ответственности.

Компания за нарушения уплачивает штраф в размере до 130 тыс. руб., а непосредственные руководители уплачивают штраф до 5 тыс. руб.

Заключение

Стажировка в некоторых компаниях является обязательным процессом, основной целью которого выступает проверка знаний и умений водителей. Она выполняется на основании сведений, имеющихся в нормативной внутренней документации компании. Процесс оформляется обязательно приказом, а с работниками наиболее часто заключается срочный трудовой договор.

По результатам стажировки принимается решение о возможности оформления конкретного специалиста в штат компании.

1.1. Стажировка водителей должна осуществляться на автомобиле того типа и модели, на том маршруте (ах) (при их наличии), на котором (ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.

1.2. Стажировку проходят водители автотранспорта, имеющие национальное водительское удостоверение на право управления соответствующей категорией транспортных средств, которые имели перерыв в трудовой деятельности более одного года, переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, а также водители, впервые принимаемые на работу.

Стажировка также проводится при переводе водителей на новые для них марки или модели транспортного средства (далее – ТС).

1.3. Водители допускаются самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения стажировки по практическому управлению, дополнительной проверки знаний и умений на соответствие Квалификационным требованиям.

1.4. Стажировка водителей включает инструктаж и практику.

Инструктаж проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов.

Практика проводится с целью подтверждения соответствия умений водителя Квалификационным требованиям при самостоятельном управлении конкретным транспортным средством под контролем водителя наставника и включает управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования.

Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

1.5. Программа стажировки включает следующие разделы:

Работа на внутренней территории организации;

Работа на линии (маршруте);

Контрольная поездка.



1.6. Программа стажировки включает:

Изучение схемы движения пешеходов и транспорта по территории организации;

Предрейсовая подготовка транспортного средства и рабочего места;

Движение и разворот задним ходом;

Торможение и остановка на различных скоростях, которые включают экстренную остановку в соответствии с условиями дорожного движения;

Использование зеркал заднего вида;

Выбор скорости движения, интервала, дистанции и радиуса поворота в зависимости от загрузки и габаритов ТС;

Предвидение появления опасных движущихся объектов, что может привести к дорожно-транспортному происшествию (далее - ДТП);

Движение в ночное время (если водитель будет осуществлять перевозки в темное время суток);

Открывание и закрывание дверей салона на остановках, выполнение правил посадки и высадки пассажиров (для автобусов, специализированных автомобилей).

1.7. Стажировка водителя проводится под руководством водителя-наставника.

1.8. Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих водительский стаж не менее 3 лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе не менее 5 лет ) и не совершивший за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине.

Водители-наставники назначаются приказом (распоряжением) по организации.

В случае если в организации нет опытного водителя-наставника, для проведения стажировки заключается договор с автотранспортным предприятием, имеющим свидетельство (лицензию) на право стажирования водителей.

1.9. Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняет стажировочный лист (приложение № 1), содержащий следующие сведения:

Номер стажировочного листа;

Фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;

Сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;

Фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;

Дата и время прохождения, количество часов стажировки;

Замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;

Заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

1.10. Водитель-наставник обязан в период стажировки находиться вместе со стажером как при управлении автомобилем, так и при его обслуживании, контролировать прохождение стажером предрейсового (послерейсового) медосмотра.

1.11. Стажировка водителей завершается контрольной поездкой по произвольному маршруту. Во время контрольной поездки водитель-наставник наблюдает за умением стажера управлять соответствующей маркой ТС, соблюдать Правила дорожного движения, условия перевозок, скоростной режим движения, дистанцию и др.

Количество и характер допущенных ошибок является основанием для принятия решения об успешности прохождения стажировки.

2. Оформление результатов стажировки. Допуск к самостоятельной работе

2.1. По окончании стажировки (контрольной поездки) водителя, по представлению водителя-наставника руководителем организации принимается решение о допуске к самостоятельной работе, о чем производится соответствующая запись в стажировочном листе (приложение № 1).

2.2. В случаях, когда водитель-стажер в ходе стажировки и контрольной проверки показал недостаточные навыки безопасного вождения автомобиля, руководитель организации может принять решение о продлении ему срока стажировки.

Продление срока стажировки водителя оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации.

2.3. Допуск к самостоятельной работе других категорий работников осуществляется на основании данных журнала регистрации стажировки на рабочем месте (приложение 2) и отчета о результатах стажировки на рабочем месте (приложение 3).

В журнале регистрации стажировки на рабочем месте указываются фамилия, имя, отчество стажируемых работников, наименование профессии (должности), описание работ, по которым проводится стажировка на рабочем месте.

В отчете о результатах стажировки на рабочем месте указываются фамилия, имя, отчество стажируемых работников, период стажировки, оценка по результатам стажировки (удовлетворительно, неудовлетворительно), подпись работника.

2.4. Работники, получившие неудовлетворительную оценку по результатам стажировки на рабочем месте, к самостоятельной работе не допускаются. В этом случае руководитель организации принимает решение о продлении сроков стажировки.

2.5. Допуск к самостоятельной работе оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации.

2.6. Работодатель ведет документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя.

2.7. Оформленные стажировочные листы хранятся в организации не менее пяти лет.


Приказ о стажировке

Товарищество собственников жилья «Весна» (ТСЖ «Весна»)

Россия, 660077, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Весны, д. 5, офис 113; тел. 254-09-90

ПРИКАЗ

«___»________2016 г. г. Красноярск

О прохождении стажировки

Сатарова Р.Б.

Руководствуясь статьями 212, 225 Трудового кодекса РФ, пунктом 13 Приказа Минтранса России от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Положением о стажировке работников на рабочем месте и допуске к самостоятельной работе (далее – Положение о стажировке), утв. приказом председателя правления ТСЖ от 26.10.2012 г. № 58-ОД (в ред. приказа от 03.10.2016 № 49-ОД), Уставом ТСЖ,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести стажировку водителя автомобиля Сатарова Руслана

Борисовича, как впервые поступающего на работу, в период с 01.11.2016 г. по 04.11.2012 г., в количестве 32 часов по программе стажировки, предусмотренной разделом 6 Положения о стажировке.

2. Назначить на весь период стажировки водителем-наставником Григорьева

Константина Юрьевича, водителя автомобиля 1 класса.

3. Обязать Григорьева К.Ю. оформить результаты стажировки Сатарова Р.Б. в стажировочном листе, в журналах регистрации стажировки и отчетов по результатам стажировки, в соответствии с разделом 7 Положения о стажировке.

4. Обязать Григорьева К.Ю. при положительном заключении о прохождении стажировки водителя автомобиля Сатарова Р.Б. подготовить приказ о его допуске к самостоятельной работе.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Председатель правления ТСЖ Н.М. Шмелева