Понятие и суть хозяйственных правоотношений. III. Понятие и система хозяйственных правоотношений. Субъекты и объекты правоотношений. Понятие, определение и классификация вещей

Урегулированные нормами хозяйственного права правоотношения, которые возникают в процессе осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности являются хозяйственными правоотношениями .

В структуру хозяйственного правоотношения входят: субъекты правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения.

У хозяйственных правоотношений в качестве объектов выступаютвещи, в том числе деньги и ценные бумаги; работы и услуги; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности; охраняемая информация; нематериальные блага.

Cубъектами хозяйственных правоотношений являются юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей являются юридические факты. В хозяйственном праве чаще всего это действия участников правоотношений. События не играют здесь существенной роли, они встречаются в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств.

Действия участников подразделяют на: правомерные и неправомерные .

Различают горизонтальные и вертикальные хозяйственные правоотношения. Горизонтальные правоотношения возникают между субъектами хозяйствования, участниками правоотношений в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Вертикальные правоотношения складываются в хозяйственном обороте между субъектами хозяйствования и уполномоченными государственными органами, носят административно-правовой характер.

Тема 2
Субъекты хозяйственной деятельности

2.1. Понятие и признаки субъектов хозяйственного права.

2.2. Физические лица как субъекты хозяйственной деятельности. Правовое положение индивидуального предпринимателя.

2.3. Юридические лица и их виды.

2.4. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2.5. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования.

2.1. Понятие и признаки субъектов
хозяйственного права

Носителями хозяйственных прав и обязанностей являются наделенные специальной компетенцией субъекты хозяйствования ,

Обладающие обособленным имуществом, на базе которого они ведут предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность,

Зарегистрированные в установленном порядке, а также осуществляющие руководство такой деятельностью,

Приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

Основным признаком субъекта хозяйствования является наличие у него обособленного имущества . Правовыми формами такого обособления является: право собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления.

Для субъектов хозяйствования, ведущих предпринимательскую деятельность, основной целью деятельности является извлечениеприбыли. Это означает, что только профессиональное занятие производством товаров (работ, услуг) дает основание считать участников такой деятельности предпринимателями.

К предпринимательской деятельности близко примыкают, но ею не являются две группы деятельности:

1) ведение деятельности некоммерческими организациями;

2) хозяйственно-организаторская, либо властно-регулирующая деятельность государства.

Деятельность некоммерческих организаций осуществляется
в постоянном взаимодействии с предпринимателями и организациями. Однако основной целью их деятельности является не получение прибыли, а достижение иных целей. В частности, некоммерческие организации, осуществляя хозяйственную деятельность, также являются субъектами хозяйственного права, но не являются субъектами хозяйствования.

Хозяйственно-организаторская деятельность государства как собственника является предпосылкой создания организаций, определения содержания их деятельности и прекращения в соответствующих случаях. В этих отношениях, тесно связанных с предпринимательской деятельностью, государство является субъектом хозяйственного права , так как оно действует через свои органы в качестве субъектов, реализуя властные функции в целях защиты публичных интересов в области экономики.

У такого субъекта как государство, в компетенции преобладает хозяйственно-организаторская деятельность в отношении субъектов, действующих на базе предоставленного государством имущества.
С ними государство устанавливает правоотношения в процессе реализации антимонопольных функций, взимания налогов, требований соблюдения порядка ведения хозяйственной деятельности и ответственности за его нарушение.

Хозяйственная компетенция является необходимым элементом хозяйственной правосубъектности, которая означает, что субъект получает возможность приобретать права и обязанности с момента создания (государственной регистрации) и эта возможность восполняется имеющимися у субъекта правами (на имущество, фирменное наименование, выбор сферы хозяйствования и т. д.).

Для каждого хозяйствующего субъекта означает, что он отвечает сам своим имуществом. При наличии в уставе дополнений ответственность может восполняться и другой имущественной сферой.

Проводя классификацию субъектов хозяйственного права, необходимо проводить их отличие по разным признакам:

– государственные и частные предприятия в зависимости от того, на какой форме собственности они основаны;

– государство, организации, их подразделения, индивидуальные предприниматели в зависимости от характера их хозяйственной компетенции.

Все субъекты хозяйствования, являющиеся юридическими лицами, в свою очередь разделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

От имени Республики Беларусь могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде государственные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени административно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени субъекта хозяйствования (юридического лица) выступает его орган.

2.2. Физические лица как субъекты хозяйственного права. Правовое положение индивидуального
предпринимателя

Статья 22 ГК РБ устанавливает, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» определяет правовые, экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, устанавливает меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь.

Он направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

Согласно ст. 2 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» субъектами предпринимательства являются:

· физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

· группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.

Субъектами предпринимательства не могут быть :

– несовершеннолетние (Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает возможность приобретения несовершеннолетним полной дееспособности с 16 лет (эмансипация) и осуществлять предпринимательскую деятельность);

– лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными;

– лица, признанные в установленном законом порядке ограниченно дееспособными;

– лица, лишенные предпринимательской правоспособности на время по приговору суда;

– лица, занимающие должности или осуществляющие деятельность, не совместимые с предпринимательством (в частности, не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах, руководителям государственных коммерческих организаций).

Правовой статус предпринимателя в Республике Беларусь приобретается посредством государственной регистрации. Порядок создания и регистрации конкретных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности регулируется соответствующим законодательством Республики Беларусь.

Имущественной базой физических лиц-предпринимателей по общему правилу является собственность. Однако эта база может быть представлена арендованным имуществом. Правосубъектность индивидуального предпринимателя в сфере хозяйственного права является специальной ,характеризующейся хозяйственной компетенцией, так как он ведет предпринимательскую деятельность, осуществляет производство товаров (работ, услуг) с соблюдением установленных законом правил, реализует их (в том числе оптом) как результаты предпринимательской деятельности, а не предметы потребления, ставшие гражданину ненужными или излишними.

Для реализации своей предпринимательской компетенции гражданин вправе осуществлять любые виды деятельности, кроме запрещенных законом. Для осуществления отдельных видов деятельности необходимо иметь специальное разрешение (лицензию), сертификат компетентности на оказание услуг.

Предприниматель имеет право:

заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;

создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;

открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;

свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;

пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;

выступать истцом и ответчиком в суде;

осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом.

Предприниматель обязан:

выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров;

осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами;

соблюдать права и законные интересы потребителей;

получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством, соблюдать установленный порядок ценообразования;

представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, отвечает по обязательствам, связанным с этой деятельностью, имуществом, принадлежащим ему на праве собственности.

Имущественная ответственность предпринимателя наступает в случаях:

¾ нарушения действующего законодательства;

¾ невыполнения заключенных договоров;

¾ нарушения прав собственника и других субъектов;

¾ загрязнения окружающей среды;

¾ обмана потребителя в отношении качества товара, способа его применения, предоставления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение;

¾ сообщения или распространения о конкурентах ложных сведений;

¾ выпуска товаров с внешним оформлением, применяемым другими производителями;

¾ незаконного доступа к коммерческой тайне конкурента или ее разглашения;

¾ использования чужого товарного знака, фирменного наименования или производственной марки без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы;

¾ получения дополнительного дохода в результате создания искусственного дефицита товаров путем ограничения их поступления на рынок с последующим повышением цен;

¾ заключения договоров, когда известно о невозможности их выполнения, и в других случаях недобросовестного предпринимательства.

В перечисленных выше случаях суд по иску заинтересованной стороны может обязать предпринимателя, осуществившего указанные действия, прекратить противоправные действия, восстановить положение, предшествовавшее правонарушению, возместить причиненный ущерб и осуществить иные действия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов. Убытки, причиненные предпринимателю в результате выполнения указаний органов государственного управления и местных органов государственной власти или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших его права, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предпринимателю, подлежат возмещению этими органами.

Прекращение предпринимательской деятельности, осуществляемой с образованием юридического лица, производится на основании законодательных актов Республики Беларусь.

Под хозяйственными (предпринимательскими) правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности некоммерческого характера, внутрихозяйственные отношения, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Правоотношения каждой отрасли права имеют своих субъектов, специфические объекты и выделяющиеся по своему содержанию и конструкции субъективные права и обязанности.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права. Таковы право организации на принадлежащее ей имущество, исключительные права и др.

Относительными являются права с корреспондирующей с ними обязанностью у других субъектов. Такие правоотношения возникают, например, в силу заключенных предпринимательских договоров.

В хозяйственном (предпринимательском) правоотношении участвуют субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность, а также государство и муниципальные образования.

Объектами хозяйственных правоотношений могут быть:

1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество;

2) действия обязанных субъектов;

3) собственная деятельность субъекта права;

4) неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).

Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей являются юридические факты. Поскольку нормами предпринимательского права регулируется прежде всего деятельность, постольку правопорождающими фактами здесь предстают преимущественно действия участников хозяйственных правоотношений. События выступают чаще всего в роли правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств. Правопорождающими события могут быть, к примеру, в отношениях страхования имущества и предпринимательских рисков.

Действия участников подразделяются также на правомерные и неправомерные. Например, решение органа государственной власти, принятое с превышением его компетенции, должно быть отнесено к числу неправомерных действий.

В науке предпринимательского права хозяйственные (предпринимательские) правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию классифицируются следующим образом:


1) абсолютные вещные правоотношения (отношения собственности);

2) абсолютно-относительные вещные правоотношения (хозяйственного ведения, оперативного управления);

3) абсолютные правоотношения по ведению собственной предпринимательской деятельности;

4) абсолютные неимущественные хозяйственные правоотношения;

5) обязательственные хозяйственные правоотношения.

Абсолютные вещные правоотношения. Для вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует право на имущество в соответствии с законом, определяющим ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению. Объектом правоотношения, по поводу которого оно складывается, выступает вещь.

В предпринимательском праве регулируемые вещные отношения связаны с производством, обменом, распределением и производственным потреблением. Ввиду этого объектами вещных правоотношений здесь выступает то, что участвует в этих воспроизводственных процессах. Предметы, служащие удовлетворению личных потребностей вне производства, не являются объектами хозяйственно-правовых вещных правоотношений.

Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможности владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Это право используется для осуществления хозяйствования на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся правоотношения, складывающиеся при реализации права хозяйственного ведения, оперативного управления.

Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права реализует свои возможности вне взаимодействия с другими субъектами. Он владеет, пользуется и распоряжается имуществом "абсолютно", не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении.

Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества предприятиям, учреждениям. Объем таких прав по владению, пользованию и распоряжению закрепленным имуществом определяется соответствующим юридическим титулом.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности . Конструкция абсолютного правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности, впервые предложенная В.С. Мартемьяновым (см.: Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. М., 1994. Т. 1. С. 42 - 43), является дискуссионной и признается не всеми учеными - представителями науки предпринимательского (хозяйственного) права. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая выступает в качестве объекта правоотношения. Конструкция же правовой связи такова, что у субъекта, осуществляющего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения предпринимательской деятельности данным субъектом и не препятствовать ее реализации, а в соответствующих случаях - содействовать ей. Мера возможного поведения при осуществлении такой деятельности очерчена законом. Если ее нормальное течение прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное: предприятие получает право устранить незаконное нарушение его права либо, наоборот, обязано по требованию уполномоченного субъекта прекратить нарушение закона.

Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского, налогового учета, представлению бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, положений технического регулирования, лицензирования, в соответствии с экологическими требованиями, противопожарными правилами и другими установленными нормативными правовыми актами требованиями, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы вправе потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. Никто, кроме субъекта - носителя этих прав, без его разрешения не может воспользоваться фирменным наименованием, товарным знаком и знаком обслуживания, менять наименование места происхождения товара, приобретать информацию, составляющую коммерческую тайну, и разглашать и использовать ее в своей деятельности. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным.

При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения, и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать возмещения убытков от нарушителя. Можно сделать вывод, что хозяйственные отношения неимущественного характера несут в себе изначально имущественный потенциал и защищаются мерами имущественного характера.

Хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, т.е. передать имущество, выполнить работы, оказать услуги.

Хозяйственные обязательства, в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов предпринимательского права они обслуживают, подразделяются на четыре основных вида:

1) хозяйственно-управленческие;

2) внутрихозяйственные;

3) территориально-хозяйственные;

4) оперативно-хозяйственные.

При рассмотрении четырех основных видов хозяйственных обязательств необходимо обратить внимание:

На основания возникновения;

Участников хозяйственных правоотношений;

Источники правового регулирования.

Хозяйственно-управленческие обязательства порождаются актами государственных органов, органов местного самоуправления, которыми осуществляется регулирование предпринимательской деятельности. Например, такие обязательства могут возникать в результате издания антимонопольным органом актов о разделении (выделении) хозяйствующего субъекта, издания акта налоговым органом и т.п.

Источниками правового регулирования отношений указанного характера является весь массив нормативных актов, устанавливающих меры государственного руководства и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов и возможность применения мер для обеспечения публичного интереса.

Внутрихозяйственные обязательства возникают по горизонтали между подразделениями хозяйствующих субъектов, а также по вертикали между ними и самой организацией. Обязательства могут устанавливаться в силу актов хозяйственного руководства, издаваемых организацией в адрес своих подразделений, и на основе внутрихозяйственных договоров между цехами, участками, бригадами, звеньями.

Во внутрихозяйственных обязательствах для одной стороны характерна обязанность выполнения работ, оказания услуг, а для другой - обеспечения условий их выполнения. Обязательства могут быть и взаимными. Например, один цех предприятия взамен на получение услуги по ремонту оборудования обязуется оказать другому цеху иные услуги.

К числу внутрихозяйственных следует также отнести правоотношения, основанные на факте участия (членства) лица в хозяйственном обществе, хозяйственном товариществе, кооперативе. Данные правоотношения в силу их многообразия носят различный характер. В частности, предлагается выделять управленческие внутрихозяйственные отношения, складывающиеся в процессе самоорганизации и самоуправления в коммерческих организациях. Источниками правового регулирования обязательственного внутрихозяйственного отношения являются локальные нормативные акты.

Территориально-хозяйственные обязательства представляют собой отношения территориальных субъектов (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) между собой и с организациями. Это обязательственные отношения горизонтального характера на макроуровне.

Территориально-хозяйственные обязательства в подавляющем большинстве случаев имеют основанием возникновения договор и только в случаях, прямо предусмотренных законом, - акт органа власти или местного самоуправления. Согласно заданию или договору хозяйствующий субъект обязуется произвести для данного публичного образования конкретное количество продукции или товаров, оказать определенный объем услуг, а соответствующее территориальное образование имеет право требовать выполнения обязательств и, в свою очередь, обязуется финансировать их выполнение.

Эти обязательства не всегда имеют товарно-денежную форму, но носят стоимостной характер, поскольку все намечаемое в них имеет количественное и стоимостное выражение.

Оперативно-хозяйственные обязательства возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров, ибо основным средством сотрудничества в рыночных условиях стал договор. Плановые увязки встречаются в особых случаях, прямо указанных в нормативных актах. Например, директивное планирование может применяться в отношении казенных предприятий.

Участниками оперативно-хозяйственных обязательств являются индивидуальные предприниматели и организации, ведущие хозяйственную деятельность. Источниками правового регулирования оперативно-хозяйственных обязательств являются ГК РФ и акты специального законодательства.

Субъекты хозяйственной деятельности - это носители хозяйственных прав и обязанностей, наделенные компетенцией, обладающие обособленным имуществом, зарегистрированные в уставном порядке или легитимированные иным образом, осуществляющие хозяйственную деятельность, приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность. Для того чтобы субъект хозяйственной деятельности являлся субъектом хозяйственных правоотношений необходимо: Наличие правовой нормы, предусматривающей возникновение прав и (или) обязанностей Наличие у субъекта хозяйственной правоспособности и хозяйственной дееспособности Наличие юридического факта - событие или действие, влекущее за собой образование прав. Существует несколько признаков, по которым классифицируются субъекты хозяйственной деятельности. Они могут быть: по форме собственности - государственные, муниципальные, частные; по происхождению капитала - национальные, иностранные, совместные; по размеру капитала - крупные, средние, малые; по образованию юридического лица - индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства, юридические лица. Субъект хозяйственной деятельности может быть создан путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования). Далее в контрольной работе мной будут подробно рассмотрены виды субъектов хозяйственной деятельности, выделяемые по признаку «образование юридического лица». Субъекты хозяйственной деятельности без образования юридического лица Предпринимательской (хозяйственной) признается самостоятельная производственная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли (ст. 2 Гражданского Кодекса). Следовательно, гражданин (физическое лицо), работающий по трудовому договору, не является предпринимателем, т.к. он действует не на свой риск, а выполняет поручения работодателя. Необходимым условием для занятия гражданином предпринимательской (хозяйственной) деятельностью является его дееспособность и государственная регистрация в качестве предпринимателя. Государственная регистрация предпринимателя производится на основании его заявления, которое может быть послано и по почте. В заявлении указываются виды деятельности, которыми гражданин намерен заниматься. Регистрация производится в день поступления документов. Основанием отказа может быть недееспособность предпринимателя, намерение заняться запрещенной законом деятельностью или отсутствие лицензии, если она нужна. Отказ или уклонение от регистрации могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке. После уплаты регистрационного сбора заявителю выдается свидетельство, которое является основным документом, удостоверяющим его право на предпринимательскую деятельность. Свидетельство выдается на определенный срок. В нем указываются виды деятельности, которыми вправе заниматься предприниматель. Для занятия предпринимательской деятельностью необходима полная дееспособность. Следовательно, самостоятельно заниматься этим граждане могут по достижении 18 лет, если они не ограничены в дееспособности по состоянию здоровья вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами. Последние могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия попечителя. Лицо, вступившее в брак до достижения 18 лет, признается полностью дееспособным и поэтому вправе самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью. То же относится к эмансипированным которые занимаются предпринимательской деятельностью, за исключением той, для которой федеральным законом установлен возрастной ценз. Правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к правоспособности юридических лиц - коммерческих организаций. Он может иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом Деятельность предпринимателя может основываться на наемном труде, что вытекает из Гражданского Кодекса. Однако он не вправе создавать предприятия, оставаясь собственником переданного им имущества, так как после введения в действие Гражданского Кодекса коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно - правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского Кодекса. Индивидуальные предприниматели могут вести производственную деятельность коллективно на основании договора простого товарищества, в силу которого двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели. В соответствии со ст.2 ХК Украины участниками правоотношений в сфере хозяйствования являются субъекты хозяйствования, потребители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, которые выступают учредителями субъектов хозяйствования либо осуществляют относительно их организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности. В ч.2 ст.55 ХК Украины субъектами хозяйствования признаются:

  • 1) хозяйственные организации - юридические лица, созданные в соответствии с ГК Украины
  • 2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом в качестве предпринимателей;
  • 3) филиалы, представительства, другие обособленные подразделения хозяйственных организаций,

Понятие субъекта хозяйственного права обосновано теорией хозяйственного права, которая исходит из того, что субъектами хозяйственного права есть участники хозяйственных отношений, т.е. организации и их структурные подразделы. Отдельные граждане, если они осуществляют предпринимательство без создания предприятия, также должны признаваться субъектами хозяйственного права, а не субъектами гражданского права, как считалось раньше, хотя их правовой статус нуждается в детальном исследовании.

Среди организаций - субъектов хозяйственного права можно выделить: а) организации, которые в виде профессионального промысла вырабатывают и реализуют для общественных (не собственных) потребностей продукцию, выполняют работы, предоставляют услуги; б) организации - потребители результатов хозяйственной деятельности; в) организации, которые осуществляют профессиональную управленческую деятельность в экономике.

Субъекты хозяйственного права действуют или как владельцы основных средств производства (например, кооперативы, хозяйственные общества), или как хозяйствующие субъекты, основанные собственниками (например, государственное предприятие, частное предприятие, предприятие, основанное кооперативом). Управленческие организации - министерства, ведомства - определенные законом как уполномоченные владельцем (владельцами) органы (ст. 33 Закона Украины "О собственности", ст. 5 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Субъекты хозяйственного права имеют ряд признаков правосубъектности, закрепленных хозяйственным законодательством.

Во-первых, эти субъекты имеют определенную организационно-правовую форму, в которой осуществляется хозяйственная или управленческая деятельность.

Организационно-правовую форму можно определить как предусмотренную или санкционированную правом организационную структуру, в которой действует субъект хозяйственного права. Это или одна из форм предприятия, или учреждение (например, министерство), или организация (например, объединение граждан, которое является участником хозяйственных отношений).

По общему правилу, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации отдельных организационных форм субъектов хозяйственного права определяется законодательством Украины (предприятия, объединение предприятий, министерства и т.п.). Кроме того, предприниматель имеет право выбора организационно-правовой формы своего предприятия. Это может быть одна из предусмотренных законом форм или даже и не предусмотренная (например, заимствованная из-за границы). В этом случае предприниматель руководствуется Законом Украины "О предпринимательстве" и своим уставом.

Вторым признаком субъекта хозяйственного права есть то, что он имеет юридически отделенное и закрепленное за ним имущество в форме основных фондов, оборотных средств, других ценностей. Т.е. в имущественном отношении субъект хозяйственного права есть самостоятельным и не зависит в своих решениях от основателей и участников. Имущество субъекта хозяйственного права отделяется и закрепляется за ним в правовой форме, элементами которой хозяйственное право определило учредительные документы (учредительный договор, устав, акт о создании, положении) субъекта, самостоятельный или сведенный (для хозяйственных объединений) баланс, который отображает стоимость имущества субъекта в целом, текущий и другие счета в банках.

Правом собственности и хозяйственным законодательством относительно управления имуществом определяется правовой титул, за которым имущество принадлежит субъекту. Это может быть право собственности, право полного хозяйственного ведения (в частности, относительно государственных предприятий), право оперативного управления (относительно министерств, других государственных учреждений и организаций, которые находятся на государственном бюджете, относительно казенных предприятий), право аренды (арендные и другие предприятия, образованные на базе арендованного имущества).

Третьим, сугубо юридическим признаком субъекта хозяйственного права есть его хозяйственная правосубъектность. Субъект хозяйственного права имеет основанную на законе возможность приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, вступать у обязательство, выступать в судебных органах. Правосубъектность субъекта хозяйственного права доктринально определяется как хозяйственная компетенция, т.е. совокупность установленных законодательством и приобретенных в хозяйственном правоотношении прав и обязанностей. Субъекты хозяйственного права (кроме подразделов организаций и граждан-предпринимателей) являются юридическими лицами.

Итак, субъекты хозяйственного права - это организации, которые на основе юридическое отделенного имущества в пределах своей хозяйственной компетенции непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность и использование ее результатов или управленческую деятельность в экономике.

Хозяйственное законодательство и право регулирует условия создания и деятельности разных видов субъектов. Каждый вид имеет законодательно определенные название и правовое положение. Субъектов хозяйственного права классифицируют на виды согласно объективному материальному критерию. Таким критерием законодатель считает содержание деятельности или функции субъекта, которые он выполняет в экономической системе Украины.

Учитывая особенности функций, хозяйственное законодательство определяет правовое положение таких субъектов хозяйственного права, как: 1) предприятия и их структурные подразделы; 2) объединение предприятий; 3) финансовые и посреднические институты; 4) граждане-предприниматели; 5) органы государственной исполнительной власти в экономике. Кроме того, в каждой из этих групп учитываются особенности правового положения отдельных видов субъектов хозяйственного права.

Предприятия согласно их функциям занимают главное место в экономике. С учетом социально-экономической роли предприятий законодатель квалифицирует их как основное организационное звено народного хозяйства Украины. Такая квалификация обусловлена тем, что предприятие является хозяйственной организацией, хозяйствующим субъектом. Коротко предприятие определяется как хозяйствующий субъект, который создается для осуществления хозяйственной деятельности с целью получения прибыли, которая имеет необходимые для этого полномочия и регистрируется в определенном законом порядке как коммерческое юридическое лицо. Термина "предприятие" в зарубежном коммерческом праве отвечают понятие "компания" или "корпорация".

Субъектами хозяйственной деятельности есть также подразделы предприятий (ст. 7 Закона Украины "О предприятиях в Украине") и других хозяйственных организаций. Они создаются самыми организациями для определенной хозяйственной деятельности. Функции и компетенцию таких субъектов определяют предприятия в положениях о них. Положения утверждают органы управления организаций. Эти субъекты не регистрируются как юридические лица.

Вторым видом субъектов хозяйственного права есть объединения предприятий, которые определяется как хозяйственная организация, создаваемая на добровольных началах двумя и больше предприятиями для общего выполнения делегированных участниками производственных, коммерческих, научных и других определенных уставом (договором) функций и зарегистрированная как юридическое лицо. Объединениями согласно законодательству являются ассоциации, корпорации, концерны, консорциумы и другие производственно-хозяйственные комплексы. Специфическим видом хозяйственного объединения есть промышленно-финансовая группа. Объединение предприятий создается лишь в том случае, если это не противоречит антимонопольному законодательству Украины.

Третьим видом субъектов хозяйственного права есть так называемые финансовые и посреднические институты, которые принадлежат к инфраструктуре рынка. Общая черта, которая их объединяет, - обслуживание рынка. Финансовый институт можно определить как организацию, которая основывается в форме акционерного или другого общества и регистрируется как юридическое лицо, которое обеспечивает функционирование рынков товаров и капиталов. Такие акционерные и другие хозяйственные общества осуществляют кредитование хозяйствующих субъектов, инвестирование объектов предпринимательства и другой деятельности, предоставляют страху, коммерческие и посреднические услуги. Названия этих субъектов определяются в зависимости от вида деятельности: банки, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, страховые компании, товарные и фондовые биржи, доверительные общества и т.п..

Четвертым видом субъектов хозяйственного права есть граждане-предприниматели (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства). Эти лица имеют право осуществлять предпринимательскую хозяйственную деятельность в любых организационных формах по их выбору (ст. 6 Закона Украины "О предпринимательстве"). В частности, если деятельность физический лиц осуществляется с привлечением нанимаемой работы, она регистрируется как частное предприятие.

Пятым видом субъектов хозяйственного права есть органы власти и органы административно-хозяйственного управления и контроля. Согласно Закону Украины "О защите экономической конкуренции" от 11 января 2001 г. органы власти - это министерства и другие центральные органы исполнительной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым и органы исполнительной власти Автономной Республики Крым, государственные органы, которые осуществляют регулирование деятельности субъектов естественных монополий, рынка ценных бумаг, государственные органы приватизации, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, местные органы исполнительной власти; органы административно-хозяйственного управления и контроля - это субъекты хозяйствования, объединение, другие лица в части выполнения ими функций управления или контроля в пределах делегированных им полномочий органов власти или органов местного самоуправления; Вышестоящим органом в системе органов исполнительной власти есть Кабинет Министров Украины, который направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти. Кабинет Министров может образовывать правительственные органы государственного управления (департаменты, службы, инспекции), которые действуют в составе соответствующего центрального органа исполнительной власти. Правительственные органы государственного управления осуществляют: управление отдельными подотраслями или сферами деятельности; контрольно-надзорные функции; регулятивные и разрешительно-регистрационные функции относительно физических и юридических лиц.

К системе центральных органов исполнительной власти входят министерства, государственные комитеты (государственные службы) и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом (Антимонопольный комитет Украины, Государственная налоговая администрация Украины, Государственная таможенная служба Украины и др.). Центральные органы исполнительной власти могут иметь свои территориальные органы, которые образовываются, реорганизовываются и ликвидируются в порядке, установленном законодательством.

Субъектами или участниками хозяйственных правоотношений, регулируемых нормами хозяйственного права, являются:

1. индивидуальные граждане;

2. юридические лица, т.е. предприятия, организации, осуществляющие хозяйственную деятельность;

3. РФ как государство в целом;

4. субъекты РФ и муниципальные образования.

Хозяйственные отношения между перечисленными субъектами кроме хозяйственного права регулируются гражданским, административным и финансовым отраслями права.

Права и обязанности хозяйствующих субъектов, регулируемые хозяйственным правом, вытекают из:

· договоров, предусмотренных законом;

· актов государственных органов власти;

· различных судебных решений;

· на основании приобретения имущества на законных основаниях.

Защита прав хозяйствующих объектов осуществляется различными путями:

1. признание права;

2. восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

3. в результате самозащиты прав;

4. в результате взыскания убытков;

5. компенсация морального ущерба и др.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в своей собственности в хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, несет за него ответственность и может быть истцом и ответчиком в суде (ГК РФ ст.48).

По характеру деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие. Некоммерческие организации обычно не занимаются предпринимательской деятельностью, так как извлечение прибыли для них является основной целью. Они могут быть созданы в виде потребительского кооператива, общественной и религиозной организации (объединения), фонда, учреждения и объединения юридических лиц (ассоциаций и союзов). Коммерческие же организации по организационно-правовой форме могут быть разделены на:

· хозяйственное товарищество (полное товарищество, товарищество на вере);

· хозяйственное общество (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью):

· производственный кооператив;

· унитарное предприятие.

Учредительными документами являются:

· Устав для АО

· Учредительный договор для товарищества

· Устав и учредительный договор для ООО.

Учредительный договор заключается, а Устав утверждается. Учредители юридического лица - основатели юридического лица, которые принимают участие в образовании его имущества и берут на себя обязательства согласно юридическим документам. Кроме обязательств учредительные документы определяют порядок и условия распределения прибыли между учредителями, порядок управления деятельностью юридического лица, а также порядок выхода учредителей из состава юридического лица.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определенном законом. Все юридические лица, прошедшие регистрацию, в том числе и коммерческие, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, который открыт для всеобщего ознакомления. Государственный реестр содержит сведения о всех юридических лицах: вновь созданных, реорганизованных, а также ликвидированных, независимо от их государственно-правовой формы, формы собственности и вида деятельности. После государственной регистрации юридическое лицо обязано в установленном порядке в 10-дневный срок встать на налоговый учет в государственную налоговую инспекцию.

Юридические лица, кроме финансированных за счет учредителей, отвечает по своим обязательствам принадлежащим им имуществом. Если банкротство юридического лица вызвано его учредителями или другими юридическими лицами, которые не имеют права давать указания данному юридическому лицу, на таких лиц накладывается ответственность, т.е. ответственность лица, которое в соответствии с правовыми нормами или условиями учредительных документов несет ответственность за другое юридическое лицо.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование) может быть проведена либо по решению учредителей, либо по решению уполномоченных государственных органов (суда).

При слиянии юридических лиц права и обязанности присоединяются, при разделении - разделяются между новыми юридическими лицами. При реорганизации юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида, к вновь возникающему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Учредители или руководящий орган юридического лица, проходящего преобразование, обязаны в письменном виде уведомить об этом своих кредиторов. Ликвидация юридического лица влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим юридическим лицам.

Юридическое лицо ликвидируется в следующих случаях:

· Когда истек срок, на который оно создано;

· В связи с достижением цели, ради которой создавалось это предприятие;

· По решению суда.

Юридическое лицо, являясь коммерческой организацией, может быть ликвидировано в случае признания его банкротом. При принятии решения о ликвидации юридического лица об этом должно быть сообщено органу, где осуществлялась регистрация юридического лица. Этот орган совместно с учредителями обязан создать ликвидационную комиссию и установить срок и порядок ликвидации юридического лица.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются, отношения урегулированные нормами хозяйственного права, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, связанных взаимными правами и обязанностями .

Хозяйственные правоотношения представляют между собой правовую взаимосвязь между субъектами хозяйствования, которая проявляется в их содержании и сводится к субъективным правам и обязанностям данных субъектов.

Основой для возникновения, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений являются юридические факты. Хозяйственное право включает в себя предпринимательскую деятельность субъектов, таким образом, правопорождающими фактами будут являться именно действия совершаемые субъектами данных правоотношений. Например, заключение хозяйственного договора. А относительно событий, «события не играют здесь существенной роли, они встречаются главным образом в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств» . Например, стихийное бедствие (наводнение, ураган и др.) может явиться основанием для уменьшения или снятия ответственности коммерческой организации, не исполнившей по этой причине договорные обязательства.

Субъектами хозяйственных правоотношений являются граждане, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, юридические лица, а также государство в лице соответствующих органов обладающих определенной компетенцией.

Объектами хозяйственных правоотношений являются:

Вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

Работы и услуги;

Неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна);

В юридической литературе хозяйственные правоотношения классифицируются по различным основаниям и различны

Для уяснения конструкции правоотношений прибегают к теоретическому их делению на: абсолютные и относительные .

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных субъектов с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченому лицу в осуществлении своего права.

В относительном правоотношении субъекту права противостоит конкретная обязанная сторона.

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

  • абсолютные вещные правоотношения;
  • абсолютно-относительные вещные правоотношения;
  • абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
  • неимущественные абсолютные правоотношения;
  • обязательственные правоотношения .

Для абсолютного вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом . Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения . К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество «абсолютно», т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования . У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с его правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов - отчерчена законом.

Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и др. . Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц нарушивших его право на неимущественные блага, устранения нарушения.

Обязательственные хозяйственные правоотношения (относительные) . Это правоотношения, в которых два контрагента связаны взаимными правами и обязанностями между собой . Основой этих правоотношений служит договор (контракт). Хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хозяйственного права они обслуживают, подразделяются на четыре вида:

Хозяйственно-управленческие (возникают на основе актов государственных органов);

Внутрихозяйственные (возникают между подразделениями предприятий и руководством этого предприятия);

Оперативно-хозяйственные (возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров);

Территориально-хозяйственные (отношения территориальных субъектов между собой и с предприятиями) .

Вопросы к теме:

1.Что представляет собой Хозяйственное право как отрасль права ?

2.Какие группы отношений включает в себя Хозяйственное право?

3.Что входит в предмет хозяйственного права?

4.Определите принципы хозяйственного права?

5. Какой метод присущ для хозяйственного права?

6. Как развивалась наука Хозяйственного права?

7.Раскройте вопрос о составе хозяйственного законодательства?

8.Что понимается под хозяйственными правоотношениями, их состав?


Тема 2. Общие положения о предпринимательской деятельности

Основные термины: предпринимательская деятельность; субъекты предпринимательской деятельности;самостоятельная деятельность;рисковая деятельность;имущественная ответственность;систематическое получение прибыли; формы предпринимательской деятельности;особая форма предпринимательства; права предпринимателя; обязанности предпринимателя;лицензия; предмет лицензирования; приостановление действия лицензии; прекращение действия лицензии.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Законодательство о предпринимательстве

Понятие предпринимательской деятельности содержится не только в ст.1 Закона Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» от 28 мая 1991г., но и в Гражданском кодексе Республике Беларусь вступившим в силу 1 июля 1999г. В настоящее время, следовательно, существует два легальных определения предпринимательской деятельности, так в Законе о предпринимательстве, она определяется как самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица .

В ч.2 п.1 ст. 1 ГК Республики Беларусь, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления .

Определение, данное ГК Республики Беларусь, рассматривает предпринимательскую деятельность как деятельность по производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ, что дает возможность отличить предпринимательство от иных видов деятельности. Анализ данного определения позволяет выделить некоторые характеризующие предпринимательскую деятельность признаки:

· Это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц. Здесь имеется ввиду, как имущественная самостоятельность субъекта хозяйствования, так и организационная его самостоятельность. Имущественная самостоятельность определяется наличием у субъекта хозяйствования обособленного от других субъектов и граждан имущества. Организационная самостоятельность – это способность субъекта хозяйствования самостоятельно принимать решения и осуществлять сделки в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности.

· Это рисковая деятельность . Риск, в предпринимательской деятельности – это основной стимул для принятия правильного и обдуманного решения при осуществлении хозяйственной деятельности субъектом хозяйствования в условиях рыночных отношений.

· Деятельность осуществляется под самостоятельную имущественную ответственность . Отличительной особенностью ответственности субъектов хозяйствования является ответственность, наступающая независимо от вины. Предприниматель будет освобождаться от ответственности лишь в случае, если докажет, что ненадлежащее исполнение вызвано чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами.

· Деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли (доходов), т.е. это коммерческая деятельность, приносящая систематически определенный доход. Если же изначально не преследовалась эта цель, следовательно, эту деятельность нельзя было бы назвать предпринимательской.

· Прибыль извлекается от пользования имуществом, продажи вещей, а также от выполнения работ или оказания услуг, если они предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. Перечисленный в законе перечень деятельности не является исчерпывающим;

· Осуществлять предпринимательскую деятельность могут лишь лица, зарегистрированные качестве субъектов предпринимательской деятельности в установленном законом порядке - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

В ч.3 ст. 1 Закона о предпринимательстве указываются виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской. Так, не является предпринимательством деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами и гражданами, подлежит обязательному законодательному регулированию со стороны государства. Это проявляется в издании различных нормативных правовых актов со стороны государственных органов в пределах их компетенции.

Перечень основных актов законодательства достаточно велик и, тем не менее, можно выделить из них самые основные:

· Конституция Республики Беларусь 1994 года;

· Гражданский кодекс Республики Беларусь;

· Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь;

· Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 октября 1996г. ;

· Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993г. ;

· Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003г. ;

· Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2001г. №6 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности»;

Кроме указанных основных актов законодательства регулирующих предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь, существует специальное законодательство, устанавливающее правовые основы регулирования отдельных видов деятельности субъектов хозяйствования в различных сферах деятельности: банковской, биржевой, страховой, инвестиционной, внешнеэкономической и других.

Субъекты и формы предпринимательства. Государственная

регистрация субъектов хозяйствования

Статья 1 Закона о предпринимательстве устанавливает возможность осуществления предпринимательской деятельности в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах юридических лиц . Это означает, что в качестве субъектов предпринимательства могут выступать, как физические, так и юридические лица. Относительно юридических лиц, следует отметить, что в предпринимательской (хозяйственной) деятельности могут участвовать не только юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) частной формы собственности, а также юридические лица, в основе которых лежит государственная собственность, что значительно расширяет круг субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности и указывает на возможность участия в таковой государства, в лице своих полномочных представителей.

Статья 17 ГК Республики Беларусь, определяя правоспособность граждан, указывает на возможность граждан:

заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью;

создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;

иметь другие права в сфере предпринимательства .

Содержание ст. 2 Закона о предпринимательстве очерчивает круг субъектов предпринимательской деятельности - это физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь, а также в предпринимательстве могут участвовать группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей .

На возможность занятия предпринимательской деятельностью для иностранных граждан и лиц без гражданства указывает ст. 11 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993г., это возможно в том случае, если эта деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь и не противоречит целям их пребывания на территории Республики Беларусь. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь .

Следует обратить внимание на существующие в законодательстве ограничения в занятии предпринимательством отдельных категорий граждан. Так, ст. 2 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» не допускает, чтобы должностные лица и специалисты, работающие в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах, занимались предпринимательской деятельностью. Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003г. «О государственной службе», предусматривает ограничение для государственных служащих на право занятия предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, они не могут оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителями третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого они является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему; принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (далее – Закон о государственной службе) . Статьей 15 Закона Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» предусматривается отнесение государственных налоговых инспекторов к категории государственных служащих, следовательно, на них распространяются требования Закона о государственной службе . Законом Республики Беларусь от 13 ноября 1992г. «О статусе военнослужащих» запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности военнослужащим .

В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:

- частное предпринимательство , осуществляемое на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

- коллективное предпринимательство , осуществляемое на основе объединения капиталов, нескольких физических и (или) юридических лиц.

Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда (ст. 3 Закона о предпринимательстве).

Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации, на что указывает норма ст. 22 ГК Республики Беларусь.

Регистрация представляет собой акт, дающий право лицу заниматься предпринимательской деятельностью.

Деятельность субъектов хозяйствования является незаконной и запрещается:

без государственной регистрации;

если государственная регистрация осуществлена на основании недостоверных данных, представленных собственниками имущества (учредителями, участниками) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем в регистрирующие органы;

в случае осуществления ими видов деятельности, не указанных в учредительных документах, свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, если указание таких видов деятельности предусмотрено актами законодательства, либо о начале осуществления которых субъекты хозяйствования не уведомили соответствующие регистрирующие и налоговые органы в порядке, предусмотренном Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности)субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. №11 (с изм. и доп.) (далее - Положение от 16 марта 1999г.) ;

при осуществлении производственной деятельности (выполнении работ, оказании услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, без перевода этого помещения в нежилое в порядке, установленном законодательством.

Доходы, полученные от незаконной предпринимательской деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке (п.5 Положения от 16 марта 1999г.) .

Порядок государственной регистрации определяется в соответствие с основными положениями установленными: ГК Республики Беларусь, Законом о предпринимательстве, а также нормами Положения от 16 марта 1999г. №11.

С момента государственной регистрации возникает юридическое лицо либо приобретает статус индивидуального предпринимателя физическое лицо.

Органами, осуществляющими государственную регистрацию субъектов хозяйствования являются:

облисполкомы (Минский горисполком) - коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;

Национальный банк - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

Министерство финансов - страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями;

Министерство юстиции - торгово-промышленных палат;

администрация свободных экономических зон - коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций;

облисполкомы, Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский горисполкомы – иных субъектов хозяйствования. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а указанные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.

Согласно п. 14 Положения от 16 марта 1999г., регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией осуществляют:

проверку учредительных документов, а также изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы (свидетельства о государственной регистрации) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на их соответствие актам законодательства;

государственную регистрацию субъектов хозяйствования;

представление Министерству юстиции необходимых сведений для включения субъектов хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также исключения их из этого регистра;

систематизацию и хранение данных о государственной регистрации субъектов хозяйствования;

взаимодействие с республиканскими органами государственного управления и иными органами по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования, включая вопросы постановки на учет, регистрации в качестве плательщика, страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выдачи разрешений на право изготовления печатей, подтверждения факта их уничтожения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

ликвидацию (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования путем принятия соответствующих решений;

создание ликвидационной комиссии и назначение ее председателя или ликвидатора;

публикацию данных о ликвидированных (прекративших деятельность) в установленном порядке субъектах хозяйствования;

иные функции, связанные с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования.

Ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Для государственной регистрации предоставляются заявление и перечень необходимых документов установленных законодательством в зависимости от формы предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется регистрирующим органом в 20-дневный срок со дня подачи всех необходимых документов для государственной регистрации в регистрирующий орган.

Отказ в государственной регистрации предпринимателя по мотивам нецелесообразности его деятельности не допускается. Если в регистрации отказано с такой мотивировкой, то заявитель может обратиться в суд и восстановить свое нарушенное право.

Целью государственной регистрации является:

· осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования;

· проведения налогообложения в предпринимательстве;

· получения статистических сведений о сферах деятельности предпринимателей, в целях осуществления сбалансированности экономики;

· предоставления необходимой информации всем участникам хозяйственного оборота и государственным органам о субъектах хозяйственной деятельности.