От иммунитетов консульских должностных лиц может отказаться. Международное право. Смотреть что такое "Консульские привилегии и иммунитеты" в других словарях

Консульские привилегии и иммунитеты

В соответствии со статьей 28 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения консульским учреждением своих функций. Поэтому государство пребывания на основании норм международного и внутригосударственного права предоставляет консульскому учреждению и его персонала определенные привилегии и иммунитеты для эффективного выполнения ими своих функций.

Различают два вида консульских привилегий и иммунитетов:

  • 1) привилегии и иммунитеты консульского учреждения как зарубежного органа внешних отношений государства;
  • 2) привилегии и иммунитеты персонала консульского учреждения (личные привилегии и иммунитеты). Согласно разделу II Венской конвенции оконсульских сношениях 1963 года до привилегий и иммунитетов консульского учреждения относятся:
    • - Неприкосновенность помещений консульских учреждений. Власти государства пребывания могут вступать в консульские помещения иначе как с согласия главы консульского учреждения. Однако, согласие главы консульского учреждения может предусматриваться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требует неотложных мер защиты. Такой режим неприкосновенности сохраняется даже в случае расторжения консульских отношений между двумя государствами:
      • а) государство пребывания должно даже в случае вооруженного конфликта уважать и охранять консульские помещения, а также имущество консульства, его архивы;
      • б) представляемое государство может вверить охрану консульских помещений, а также архивы и имущество, находящиеся в них, любому третьему государству, приемлемой для государства, аккредитуется;
      • в) представляемое государство может вверить охрану своих интересов и интересов своих граждан любой третьему государству, приемлемому для государства пребывания.

В случае закрытия консульства временно или навсегда, вышеуказанные положения применяются в том случае, если у государства, представляемого в государстве пребывания нет ни дипломатического представительства, ни другого консульства. Если представляемое государство не имеет в государстве пребывания дипломатического представительства, но имеет на ее территории другой консульство, этом консульству может быть вверена охрана архива закрытого консульства и, с согласия государства пребывания, выполнение консульских функций в округе закрытого консульства;

  • - Фискальный иммунитет, предполагает освобождение консульских помещений от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением представляют собой плату за конкретные виды обслуживания; иммунитет консульский привилегия
  • - Неприкосновенность консульского архива и документов. Они неприкосновенны в любое время независимо от их местонахождения;
  • - Свобода передвижений - государство пребывания должно обеспечить всем работникам консульского учреждения свободу передвижений и путешествий ее территории;
  • - Свобода сношений консульского учреждения для всех официальных целей. Субъектами таких отношений выступают правительство, дипломатические представительства и другие консульские учреждения представляемого государства, где бы они ни находились. При этом консульское учреждение может использовать все средства, которые подходят, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы (Почтовый мешок) и закодированные или шифрованные депеши.

Консульский чемодан, подобно дипломатической, не подлежит ни распечатыванию, ни задержанию. Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания серьезные основания полагать, что в чемодане находится что-то другое, кроме предусмотренных Венской конвенции 1963 года предметов, они могут потребовать, чтобы чемодан был раскрыта в их присутствии уполномоченным представителем государства, представляется. В том случае, если власти представляемого государства, откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления. Места, образующих вализу, должны иметь необходимые внешние признаки, указывающие на характер груза, и могут включать в себя только официальную корреспонденцию, документы и предметы, предназначенные исключительно для официального пользования. Чемодан доставляется чаще всего консульским курьером, наделяется специальным документом, указывает его статус и число мест, что образуют чемодан. При выполнении своих функций этот курьер находится под защитой государства пребывания. Он пользуется неприкосновенностью и не подлежит ареста или задержанию в любой форме. Перевозки консульского чемодана может быть поручено командиру судна или гражданского самолета, должны пришвартоваться в порта или приземлиться в аэропорту государства пребывания. Он также наделяется официальным документом, в котором указывается число мест, составляющих чемодан. Но при этом он не является консульским курьером. Консульство может направить лиц из своих работников для получения чемоданы непосредственно и беспрепятственно командира судна или самолета;

  • - Свобода отношений и контактов с гражданами представляемого государства. Она включает в себя следующее:
    • а) такие граждане могут свободно общаться с компетентным консульством и им открыт свободный доступ в такое консульство; консульские должностные лица этого консульства могут свободно общаться с указанными гражданами, и имеют свободный доступ к ним;
    • б) компетентные органы государства пребывания должны без лишнего промедления сообщать консульство представляемого государства, если в пределах ее консульского округа какой-либо гражданин представляемого государства берется под стражу в ожидании судебного разбирательства, или задерживается в каком-либо ином порядке, если этот гражданин этого потребует. Все сообщение, адресуемых своем консульству этим лицом, также передаются этими органами без промедления;
    • в) консульские должностные лица имеют право посещать гражданина своего государства, который находится в заключении, с целью собеседования с ним, а также принимать надлежащие меры с целью обеспечения ему представительства.

Кроме того, власти государства пребывания относительно консульства обязаны:

  • а) в случае смерти гражданина представляемого государства, сообщить консульство, в округе которого произошла смерть;
  • б) сообщить компетентное консульство без промедления об любой случай, когда назначение опекуна или попечителя отвечает интересам несовершеннолетнего или недееспособного лица - гражданина представляемого государства;
  • в) если судно, имеющее национальность представляемого государства, потерпело крушение или село на мель в территориальном море или внутренних водах государства пребывания или с летательным аппаратом, зарегистрированным в государстве, представляется, произошел несчастный случай на территории государства пребывания, то власти обязаны сообщить ближе к месту события консульство;
  • - Пользование своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания. Консульству принадлежит право пользования государственными флагом и гербом: на дома, занимается консульством, на входной двери этого дома, на резиденции главы консульского учреждения, на средствах передвижения главы этой учреждения, когда это связано с исполнением служебных обязанностей.

Следует указать на то, что согласие, которая подразумевается, главы консульского учреждения на вторжение государства пребывания в консульские помещения при пожаре или стихийного бедствия была расценена СССР как нарушение принципа уважения государственного суверенитета, что помешало подписанию настоящей Конвенции Советским Союзом в 1963 году. Вместе с тем практика консульских отношений государств пошла все же путем получения разрешения главы консульского учреждения властями государства пребывания в всех случаях, когда последние намерены вступить в консульские помещения.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских учреждений пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами. К личным привилегиям и иммунитетов согласно настоящей Конвенции относятся:

  • - Личная неприкосновенность консульских должностных лиц, что означает, что лицо не подлежит ни аресту, ни предварительному заключению иначе как на основании постановлений судебной власти в случае совершения тяжких преступлений. При этом понятие "тяжкое преступление" определяется по законодательству государства пребывания. В отдельных двусторонних конвенциях в качестве тяжких преступлений определены деяния, за совершение которых может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы;
  • - Иммунитет от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершенных консульскими должностными лицами и служащими при выполнении ими консульских функций. К действиям, совершаемым ими как частными лицами, применима юрисдикция государства пребывания. Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных и административных дел, но они не обязаны давать показания по вопросам, связанных с выполнением их функций, или предоставлять официальную корреспонденцию и документы. Изъятие из иммунитета в сферах гражданской и административной юрисдикции в консульских агентов такие же, как и в дипломатических агентов;
  • - Фискальный иммунитет - консульские работники, а также члены их семей, за исключением обслуживающего персонала, освобождаются от всех видов налогов, пошлин и сборов, кроме косвенных налогов, а также сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания. Обслуживающий персонал освобождается от налогов на заработную плату;
  • - Таможенные привилегии, предоставляемые государством пребывания для консульских должностных лиц и служащих, а также членов их семей, практически эквивалентны аналогичным дипломатическим привилегиям.

Следует иметь в виду, что объем консульских привилегий и иммунитетов, что закрепляются в двусторонних консульских конвенциях и национальном законодательстве государств, зависят от характера взаимоотношений между конкретными государствами. Так, если государства поддерживают дружеские и разносторонние отношения, они могут предоставить консульские привилегии и иммунитеты друг другу в объеме, соответствует дипломатическим привилегиям и иммунитетам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.

Согласно ч. 2 статьи 46 Конвенции 1963 г. штатные консульские должностные лица не должны заниматься в государстве пребывания какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов. Если же консульские должностные лица занимаются такой деятельностью, то на них и членов их семей не распространяются консульские привилегии и иммунитеты.

Все консульские работники, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и правила государства пребывания и не вмешиваться во внутренние дела этого государства.

В соответствии со статьей 28 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения консульским учреждением своих функций. Поэтому государство пребывания на основании норм

консул международный право

Привилегиями и иммунитетами консулов в международном праве являются "льготы и преимущества, предоставляемые государством пребывания консульским службам, консульским должностным лицам и сотрудникам консульских учреждений в целях обеспечения беспрепятственного осуществления ими своих обязанностей". Привилегии консульских учреждений и его сотрудников закрепляются в двусторонних или многосторонних консульских конвенциях, также могут быть определены местными обычаями и законами.

Привилегии и иммунитеты консульского учреждения определены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. В документе предусмотрена обязанность властей государства пребывания предоставить все возможности для выполнения консульским учреждением своих функций (ст. 28), а также оказывать ему содействие в приобретении необходимых помещений или в подыскании помещений иным путем (ст.30).

Одной из главных привилегий является право помещать на здании консульского учреждения флаг и герб своей страны и название консульства на двух языках (представляемого государства и государства пребывания).

Существует неприкосновенность консульских помещений, где власти страны пребывания не имеют права вступать в консульские помещения без согласия консула. Также страна пребывания обязана принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений и предотвращать любые нарушения спокойствия консульского учреждения.

Ещё одной привилегией консульского учреждения является право сношения со своим правительством, дипломатическим представительством и консульствами своей страны, где бы они ни находились, что означает свободу от всякого вмешательства и цензуры со стороны страны пребывания.

Консульская корреспонденция может содержать информацию, относящуюся к деятельности правительства представляемой страны и её органов, поэтому принцип её неприкосновенности поддерживается внутригосударственными актами и закреплена в ст.35 Венской конвенции о консульских сношениях 1963г., но с некоторой оговоркой: "Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако в случаях, когда власти страны пребывания имеют серьезные доказательства, что в вализе содержится что-либо другое помимо корреспонденции или документов, дозволенных к провозу, они могут потребовать, чтобы данная вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В случае, если уполномоченный представляемого государства откажется выполнить это требование, то вализа возвращается в место отправления".

Правом неприкосновенности пользуются архивы консульского учреждения в любое время и независимо от их местонахождения. Данное положение является общепризнанным в международном праве и закреплено как в международных консульских соглашениях, так и во внутригосударственных актах многих стран мира.

Консульским службам предоставлены налоговые и таможенные льготы. Все консульские помещения, если они находятся в собственности или арендуются от имени представляемой страны, освобождаются от всех налогов и сборов любого вида, за исключением уплаты за конкретные виды обслуживания. Это положение распространяется и на движимое имущество, являющееся собственностью представляемого государства или находящееся в его владении или пользовании для консульских целей.

Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц определены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Основным из них является личная неприкосновенность. Конвенция налагает на страну пребывания обязанность относиться к консульским должностным лицам с должным уважением и не допускать каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство (ст.40). В случае ареста, предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела страна пребывания должна немедленно уведомить об этом главу консульского учреждения. Если обвинение предъявлено главе консульского учреждения, государство пребывания должно незамедлительно сообщить об этом представляемому государству через дипломатические каналы.

Иммунитет от юрисдикции. В соответствии с положениями Венской конвенции консульские должностные лица и служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении служебных функций (ст.43).

Сотрудники консульской службы могут вызываться в суд для дачи свидетельских показаний, но если они отказываются давать показания, к ним не могут применяться никакие меры принуждения. Консульские должностные лица и сотрудники консульства не обязаны давать свидетельские показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или предъявлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Свидетельские показания берутся таким образом, чтобы не мешать работе консульства.

Налоговые и таможенные льготы. Венская конвенция освобождает консульских должностных лиц и консульских служащих, а также членов их семей, проживающих вместе с ними, от всех государственных и местных налогов и сборов, включая налоги на заработную плату и на принадлежащее им движимое имущество. Из этого правила делаются исключения в отношении косвенных налогов, сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, налогов и сборов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и некоторых других налогов и сборов.

Консульские должностные лица и консульские сотрудники освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов на предметы, предназначенные для личного пользования (личный багаж, предметы обстановки и мебель). Кроме того, личный багаж консульского должностного лица, который следует вместе с ним, освобождается от таможенного досмотра.

Иммунитеты и привилегии консулов прекращают свое действие, когда прекращаются функции работника консульского учреждения. До этого момента они продолжают действовать, даже в случае вооруженного конфликта.

В Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. уточняется, что если консульское должностное лицо или консульский служащий совершил действия при выполнении своих функций, иммунитет от юрисдикции продолжает действовать без ограничения (ст.53, п.4). Иммунитеты членов семей сотрудников консульств такие же.

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений и должностных лиц значительно уже дипломатических. В чем их различие? Для дипломатических представительств они, как уже говорилось выше, абсолютны. Для консульских учреждений, согласно Конвенции о консульских сношениях 1963 г., имеются такие изъятия:

В консульские помещения нельзя вступать иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дипломатического представительства аккредитующего государства. Однако (ст. 31-3) «согласие главы консульского учреждения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты»;

Признается свобода сношений консульства со своим правительством, однако (ст. 35-3) в случае, если компетентные власти государства пребывания подозревают, что консульская вализа содержит «что-то другое, кроме корреспонденции и документов...», они могут потребовать вскрытия вализы. Если консульство согласия на это не дает, вализа возвращается в место отправления;

При выполнении своих функций консульство может обращаться:

а) в местные органы консульского округа;

б) в компетентные центральные органы государства пребывания, но только «если это допускается... законами, правилами и обычаями...» этого государства;

Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению «иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений». При неопределенности понятия «тяжкое преступление» есть возможность задержать консульского работника до выяснения, тяжкое ли он совершил преступление (скажем, ДТП), или не очень;

Если против консульского должностного лица возбуждено уголовное дело, это лицо «должно явиться в компетентные органы» (ст. 41-3). Причем, исключая вопросы, связанные с его служебной деятельностью, консул «не может отказываться давать показания» (ст. 44-1). Впрочем, если он откажется это делать, то «к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания».

Так же, как и дипломатические представительства, которые подразделяются на посольства и миссии, консульские учреждения имеют свои классы. Они зависят от уровня установленных между странами отношений и называются:

1) генеральное консульство;

2) консульство;

3) вице-консульство;

4) консульское агентство.

Им соответствуют руководители учреждений - генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. Нетрудно догадаться, что в генеральном консульстве имеется весь набор упомянутых должностных лиц, а в консульском агентстве, помимо агента, других работников с консульским статусом не будет.

Поскольку консульские работники, как правило, состоят в одной с дипломатами загранслужбе, они сохраняют по внутрислужебной классификации дипломатические ранги и в своем консульском статусе предстают только перед властями принимающего их государства.

Прекращаются консульские (как и дипломатические) отношения в следующих случаях:

1. Разрыв дипломатических отношений между странами. Впрочем, консульские отношения могут сохраниться.
Прекращение консульских (дипломатических) отношений может произойти и фактически, без официальных заявлений путем взаимного отзыва персонала учреждений.

2. Возникновение между государствами состояния войны.

3. Исчезновение одного из государств как субъекта международного права, например, ГДР, Чехословакия, Советский Союз и т.п.

4. При социальной революции в одном из государств, состоящем в консульских (дипломатических) сношениях с другими государствами.

Итак, поскольку все изложенное выше основывалось на правовых и обычных нормах, относящихся к консульскому институту, можно сделать вывод, что консульское право - это совокупность принципов, норм и обычаев, регулирующих статус консульского учреждения, назначение, функции, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.

Его источниками являются: международный договор, обычай и внутреннее законодательство государств. Консульское право и практика, как мы видели, тесно переплетаются с дипломатическим правом, поэтому в единстве надо брать и основополагающие юридические акты, к ним относящиеся. Основные из них следующие:

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.;

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.;

Конвенция о специальных миссиях 1973 г.;

Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.;

Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории страны пребывания;

Консульский устав государства;

Двусторонние консульские конвенции страны пребывания с иностранными государствами.

Положения, относящиеся к дипломатическим и консульским учреждениям и их персоналу, можно найти в законодательных актах, касающихся торговли, мореплавания, воздушных полетов, государственных границ, таможни, компетенции внутренних органов государства и т.п.

Предыдущая

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений

1.1 Неприкосновенность помещений консульского учреждения

1.2 Иммунитеты средств передвижения, принадлежащих консульствам и их должностным лицам

1.3 Иммунитет неприкосновенности почты, архивов и документов консульского учреждения

Глава 2. Привилегии и иммунитеты штатных консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений

2.1 Привилегии и иммунитеты, предоставляемые консульским должностным лицам

2.2. Иммунитеты и привилегии административно-технического и обслуживающего персонала

Глава 3. Институт почетного консула. Правовой статус почетного консула

3.1 Привилегии и иммунитеты почетного консула

Заключение

Список использованных источников

Глава 1. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений

Государство пребывания предоставляет консульскому учреждению все возможности для его успешной работы. Для этого консульское учреждение наделяется соответствующими привилегиями и иммунитетами.

Привилегии - это льготы и преимущества, которые предоставляются не только в силу обязанности, вытекающей из международного права, сколько в порядке так называемой международной вежливости и взаимности.

Иммунитеты - это освобождение от гражданской, административной и уголовной юрисдикции государства пребывания.

В соответствии с Венской Конвенцией «о консульских сношениях» 1963 года (далее - Конвенция) «Привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгоды отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств».

В Конвенции 1963 года консульские иммунитеты и привилегии подразделяются на две категории. К первой относятся: неприкосновенность помещений консульского учреждения, имущества и средств передвижения, корреспонденции и архивов; фискальный иммунитет; право на беспрепятственные сношения представительства со своим центром, дипломатическим представительством аккредитующего государства и другими консульскими учреждениями своего государства; таможенные привилегии; протокольные привилегии. Ко второй категории относятся: неприкосновенность личности, жилища; фискальный иммунитет; таможенные привилегии для сотрудников; освобождение от личных повинностей.

1.1 Н еприкосновенность по мещений консульского учреждения

Неприкосновенность помещений консульского учреждения является важнейшим иммунитетом консульского учреждения в целом. Данное положение обеспечивается следующим путем:

а) внешней охраны зданий, помещений и земельного участка консульства;

б) ограничения доступа властей страны пребывания в консульские помещения.

Под консульскими помещениями в соответствии с п. «к» ст.1 Венской Конвенции 1963 года понимаются здания или части зданий, используемые исключительно для целей консульского учреждения, и обслуживающий данное здание или части зданий земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на них П. «к» ст.1 конвенции 1963.

В понятие «земельный участок» включаются принадлежащие консульству двор, сад и автостоянка. Важно помнить, что с точки зрения международного права не имеет значения, на каких правах консульское учреждение владеет данным земельным участком (на праве собственности, аренды, безвозмездной передачи и т.д.). земельный участок, занимаемый консульством, рассматривается как часть территории государства пребывания, на которой действуют законы и постановления этого государства, но с учетом привилегий и иммунитетов консульского учреждения.

Следует отметить, что Конвенция не содержит каких-либо ограничений размеров помещений представительства и, в частности, количества зданий, занимаемых представительством. Отсутствие таких ограничений, однако, компенсируется оговоркой, что понятие «помещение» означает лишь те помещения, которые используются исключительно для целей представительства. Это положение дает возможность государству пребывания лимитировать количество зданий и размер помещений, используемых аккредитующим государством в качестве консульского учреждения.

Помещения консульств пользуются особым статусом, сущность которого передается понятием «неприкосновенность». В подтверждение вышеуказанного положения автор приводит пункт 4 статьи 31 Венской Конвенции: «консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиций» П.4 ст.31. В доктрине консульского права данное понятие толкуется следующим образом.

Власти государства пребывания не имеют права вступать в консульские помещения без согласия главы консульского учреждения, главы дипломатического представительства аккредитующего государства или лица, назначенного одним из них, за исключением форс-мажорных обстоятельств, когда согласие консула не строго обязательно.

Должностные лица государства пребывания не должны совершать действия, наносящие ущерб представительству, нарушающие его спокойствие или оскорбляющие достоинство его работников.

На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры:

а) для защиты помещений консульского учреждения от всякого вторжения или нанесения ущерба;

б) для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства со стороны частных лиц.

Важно помнить, что запрещение вступать в служебные помещения консульского учреждения без согласия его главы носит почти абсолютный характер. Как было сказано выше, в случае форс-мажорных обстоятельств (пожар, стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т.д.) такое разрешение может отсутствовать. Согласие, данное кем-либо из работников консульского учреждения, юридической силы не имеет.

Однако неприкосновенность консульских помещений имеет свои особенности. Во-первых, в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Конвенции власти государства пребывания не имеют права вступать без разрешения консула только в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульских учреждений П.2 ст.31. Во-вторых, согласно тому же пункту в случае форс-мажорных обстоятельств, перечисленных ранее, требующих безотлагательных мер защиты, согласие главы консульства на доступ властей государства пребывания в консульские помещения может предполагаться, но не строго обязательно, как это имеет место в случае дипломатического представительства.

Следует отметить, что в двусторонних консульских соглашениях такая «оговорка» может и отсутствовать.

Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что государство пребывания должно оптимально сочетать и обеспечение безопасности консульского учреждения, и обеспечение его нормального функционирования.

Установление наличия угрозы безопасности консульского учреждения лежит в компетенции государства пребывания.

Необходимо обратить внимание на то, то неприкосновенность помещений консульского представительства продолжает сохраняться даже в случае разрыва дипломатических и консульских отношений. В принципе неприкосновенность может сохраняться неограниченное время, однако государство пребывания вправе поставить вопрос о возвращении здания и земельного участка при условии соответствующей компенсации. В случае осложнений этот вопрос может рассматриваться в судебном порядке. При положительном для государства пребывания исходе в судебных решениях должно быть записано: «здания и земельный участок, ранее занимавшиеся консульским учреждением, передаются государству пребывания, так как более не используется для консульских целей, и утратили свой иммунитет от местной юрисдикции. Неиспользование здания и земельного участка носило постоянный характер».

1 .2 И ммунитеты средств передвижения, принадлежащих конс ульствам и их должностным лицам

Средства передвижения являются важным фактором, позволяющим обеспечить нормальное функционирование консульского учреждения.

Под консульскими средствами передвижения понимаются любые транспортные средства (автомобильные, воздушные, водные), которые принадлежат, арендуются или предоставляются для регулярного пользования консульским учреждениям, консульским должностным лицам и членам их семей. Следует помнить, что в международном праве и консульской практике не проводится различий между транспортными средствами самого консульского учреждения и транспортными средствами консульских должностных лиц - и те, и другие рассматриваются как консульские средства передвижения в целом.

Отличительным признаком консульских средств передвижения является специальный номерной знак, который выдается соответствующими органами государства пребывания. Такие номерные знаки специальных серий являются необходимым атрибутом консульских средств передвижения, указывающим на наличие соответствующих иммунитетов. Поэтому отказ в выдаче таких знаков либо их изъятие местными властями недопустимы. Это равнозначно отказу в распространении иммунитетов на консульские средства передвижения.

Так, например, первые цифры в номерном знаке обозначают принадлежность транспортного средства тому или иному консульству, вторые три цифры - это непосредственно номер транспортного средства, последние две цифры - номер региона. Если номер транспортного средства красного цвета и имеет литеру «д» - такой автомобиль принадлежит консульскому должностному лицу.

Номерные знаки транспортных средств обновляются ежегодно.

Самым спорным и сложным вопросом относительно консульских средств передвижения является вопрос о возможности осуществления государством пребывания и его компетентными органами тех или иных принудительных действий по отношению к консульским транспортным средствам. Чаще всего в международной практике консульские средства передвижения пользуются неприкосновенностью.

Неприкосновенность консульских транспортных средств определяется следующими положениями:

1) они могут рассматриваться как часть резиденции консула, как своего рода «дом на колесах»;

2) они являются движимым имуществом консульского учреждения.

В Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года иммунитеты средств передвижения регулируются пунктом 4 статьи 31, где говорится, что «средства передвижения консульского учреждения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции». Необходимо отличать консульский иммунитет средств передвижения от дипломатического, так как, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, транспортные средства дипломатических учреждений наделяются большим иммунитетом, чем средства передвижения консульств. Так, помимо запрета на реквизицию, на дипломатические автомобили распространяется запрет на обыск, досмотр и арест.

Транспортные средства, которые являются собственностью представляемого государства и предназначенные для целей консульского учреждения, освобождаются от всех видов государственных, местных, районных налогов и сборов, однако, за исключением тех сборов, которые представляют собой оплату конкретных видов обслуживания. Практически все двусторонние консульские соглашения предусматривают вышеуказанное положение. Таким образом, консульские средства передвижения освобождаются от таможенных налогов и сборов. Пункт 1 статьи 50 Конвенции 1963 года гласит: «государство пребывания, в соответствии с принятыми в нем законами и правилами, разрешает ввоз и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов на перевозку, хранение и подобного рода услуги:

а) предметы, предназначенные для официального пользования консульским учреждением;

б) предметы, предназначенные для личного пользования консульским должностным лицом или членами его семьи, проживающими вместе с ним».

Что касается таможенного досмотра, то согласно Венской конвенции 1963 года, только личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей освобождается от досмотра П.3 ст.50 конвенции 1963. Из этого следует, что консульские автомобили подлежат досмотру на таможне, но некоторые двусторонние консульские соглашения в данном положении приравнивают консульский иммунитет к дипломатическому и «запрещают» досмотр консульских средств передвижения. Если же консульские машины перевозят через границу груз для консульства, то его можно досматривать. В соответствии с российским таможенным законодательством и Конвенциями 1961 и 1963 года дипломатические и консульские грузы подлежат досмотру на таможне. В данной ситуации нужно различать досмотр консульского средства передвижения и консульского груза. Консульский груз подлежит досмотру независимо от способа его доставки на таможню.

Помимо вышерассмотренных ситуаций следует предусмотреть также и не указанные в конвенции случаи. Например, как следует поступать в том случае, если консульское должностное лицо или члены его семьи пересекают границу на консульском транспортном средстве и на просьбу открыть салон и багажник отвечают, что там лишь их собственные личные вещи. Правомерен ли досмотр в таком случае? Да, досмотреть машину можно - можно открыть автомобиль, поднимать чемоданы и другой багаж, смотреть, что под ним, но открывать сумки проверяющий не имеет права. Такой полный досмотр будет правомерен только в случае наличия особого распоряжения и обязательно в присутствии соответствующего консульского должностного лица.

Следующая спорная ситуация: возможна ли выписка штрафа консульским должностным лицам за нарушение правил дорожного движения? На этот вопрос дает ответ Конвенция 1963 года - в соответствии со статьей 31 консульские должностные лица освобождаются от административной юрисдикции государства пребывания Ст. 31 . Но следует помнить, что останавливать машину консульского должностного лица с целью предупреждения совершения административного правонарушения уполномоченные на то лица государства пребывания имеют право. Также правомерной будет остановка транспортного средства для проверки документов.

В том случае, когда имеет место дорожно-транспортное происшествие, повлекшее за собой тяжкие последствия, следует опять же обратиться к Конвенции 1963 года - статья 41 гласит: «консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению не иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений» П.1 ст. 41. «Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничений личной свободы как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу» П.2 ст.41.

Следует отметить, что Конвенция 1963 года не предусматривает обязанность государства пребывания обеспечивать повышенную защиту консульских средств передвижения от посягательств частных лиц. В связи с этим государства пребывания вправе отклонить просьбу иностранных консульств об установлении специальных постов для охраны консульских автомашин. В случае краж предметов из машин или самих машин консульствам следует заявлять об инцидентах городским органам внутренних дел. Только после этого возможно производство специального расследования.

1.3 И ммунитет неприкосновенности почты, архивов и документов консул ьского учреждения

Венская Конвенция предусматривает, помимо рассмотренных ранее иммунитетов, неприкосновенность консульских архивов и документов в любое время и независимо от их местонахождения Ст.33.

В обычных условиях неприкосновенность архивов и документов обеспечивается в силу неприкосновенности помещений консульского представительства и неприкосновенности консульской почты.

Понятие «архивы» определено в пп. «л» пункта 1 статьи 1 Венской конвенции 1963 года, где сказано, что «консульские архивы включают все бумаги, документы, корреспонденцию, книги, фильмы, ленты звукозаписи и реестры консульского учреждения вместе с шифрами и кодами, картотеками и любыми предметами обстановки, предназначенными для обеспечения их сохранности или хранения» Пп. «л » п.1 ст.1 .

Следует отметить, что любой подобный перечень в условиях существующего прогресса в области информатики не может быть исчерпывающим, а следовательно, удовлетворительным.

привилегия иммунитет консульский

Понятие «документы» использовано в конвенции для обозначения текущих документов, которые не относятся к архивам в прямом смысле слова.

Понятие «неприкосновенность» в соответствии с конвенцией означает обязанность государства пребывания обеспечить, с одной стороны, освобождение архивов и документов от каких-либо воздействий со стороны законодательных, исполнительных и судебных органов страны пребывания и, с другой, защиту от посягательств со стороны частных лиц.

Из этого следует, что архивы и документы, попавшие в результате их потери, кражи злоумышленниками или каким-либо иным образом в распоряжение местных властей, должны быть незамедлительно возвращены консульскому учреждению. Местные власти не вправе использовать эти архивы и документы в судебном или административном разбирательстве либо иных официальных целях.

Что касается официальной корреспонденции, то о ее статусе говорится в п.2 ст.35 Конвенции - она неприкосновенна П.2 ст.35. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к консульскому учреждению и его функциям, то есть, все входящие и исходящие почтово-телеграфные отправления консульского учреждения. Неприкосновенность применимо к корреспонденции означает, что местные власти не вправе вскрывать или задерживать корреспонденцию, а также использовать ее в каких-либо официальных целях.

В соответствии со ст.35 Конвенции консульским учреждениям разрешается устанавливать радиопередатчики и пользоваться ими для осуществления связи со своим руководством, но только при согласии государства пребывания Ст.35.

Значительную сложность представляет вопрос о консульской вализе и консульской почте. В пунктах 3 и 4 статьи 35 Конвенции говорится, что консульская вализа неприкосновенна, не подлежит ни вскрытию, не задержанию. Все места, составляющие консульскую вализу, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и могут содержать только официальную корреспонденцию и документы или предметы, предназначенные исключительно для официального пользования П.3,4 ст.35.

В тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, предназначенных исключительно для официального пользования, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем аккредитующего государства. Если же представители консульства откажутся вскрыть вализу, она может быть возвращена в место ее отправления. Во избежание досмотра консульская вализа часто вкладывается в дипломатическую почту, которая имеет статус полной неприкосновенности: ее нельзя вскрывать или возвращать в пункт отправления.

Статья 35 Конвенции вводит в консульские правила принцип использования консульских курьеров: «консульский курьер снабжается официальным документом, в котором указывается его статус и число мест, составляющих консульскую вализу. За исключением случаев, когда имеется согласие государства пребывания, он не может быть ни гражданином государства пребывания, ни, если он не является гражданином представляемого государства, лицом, постоянно проживающим в государстве пребывания» Ст.35. Особо следует обратить внимание на то, что при выполнении своих функций консульский курьер должен находиться под защитой государства пребывания. ему предоставляется личная неприкосновенность, он не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме.

Хотя консульские курьеры и состоят на службе в ведомствах иностранных дел аккредитующего государства, но, как правило, не имеют консульских рангов и не входят в состав персонала консульства. Этим объясняется сравнительно небольшой объем иммунитета консульских курьеров. Они не освобождаются от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, от таможенного досмотра, не пользуется неприкосновенностью и их резиденция. Обычно права курьеров консульских учреждений регулируются двусторонними соглашениями и договорами между государствами на основе принципа взаимности.

Необходимо помнить и о проблемах и разногласиях, возникающих в связи с недостаточной урегулированностью вопроса. Например, международное право не разрешает досматривать консульскую вализу, однако по поводу самого курьера и его багажа или ручной клади ничего в Конвенции не сказано. Неурегулированным в международном праве является и вопрос о возможности ввоза в страну пребывания курьером оружия и ношения его.

Относительно консульской почты нужно помнить, что иммунитеты ей предоставляются только в том случае, если ее оформление удовлетворяет следующим требованиям: «все места, составляющие консульскую вализу, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер» П.4 ст.35. Если эти требования не выполнены, то почта может быть возвращена отправителю или вскрыта в присутствии представителя консульства.

Неурегулированным в международно-правовом отношении является вопрос о возможности правомерности проверки консульской почты при помощи технических средств - например, металлодетекторами, рентгеновскими установками и т.д. - Конвенция не содержит формального запрещения по этому поводу.

Что касается привилегий, то к ним можно отнести следующие:

1) представляемое государство имеет право пользоваться своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания;

2) государственный флаг аккредитующего государства может быть вывешен и его государственный герб укреплен на здании, занимаемом консульским учреждением, а также на резиденции главы консульства и на его средствах передвижения;

3) помещения консульского учреждения, резиденция его главы, а также жилые помещения работников консульского учреждения освобождаются от всех государственных, местных районных налогов и сборов, за исключением тех сборов, которые представляют собой оплату за конкретные виды обслуживания;

4) государство пребывания в соответствии с действующим законодательством и другими правилами разрешает ввоз и вывоз, освобождает от таможенной пошлины, налогов и сборов (за исключением сборов за погрузку, перевозку, хранение и выгрузку):

а) предметы, предназначенные для личного пользования работников консульского учреждения и членов их семей, включая транспортные средства, в том числе и предметы, предназначенные для обзаведения;

б) предметы, предназначенные для служебного пользования консульского учреждения.

Глава 2. Привилегии и иммунитеты штатных консульских должностных лиц и других ра ботников консульских учреждений

В первую очередь хотелось бы отметить, что персонал консульских учреждений можно разделить на основные группы:

1) консульские должностные лица

2) работники обслуживающего персонала

3) консульские служащие.

Необходимо отметить, что в двусторонних соглашениях может предусматриваться иное деление на группы.

В Конвенции приведен ряд терминов, которые используются в консульских отношениях, а также и в данной работе. Вот некоторые из них: «глава консульского учреждения» - лицо, которому поручено действовать в этом качестве;

«консульский служащий» - любое лицо, выполняющее административные или технические обязанности в консульском учреждении;

«консульское должностное лицо» - любое лицо, которому поручено выполнение консульских функций в этом качестве;

«работник обслуживающего персонала» - любое лицо, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения;

«частный домашний работник» - лицо, состоящее исключительно на частной службе у работника консульского учреждения;

«работники консульского учреждения» - консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала;

«работники консульского персонала» - консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала, за исключением главы консульского учреждения Ст.1.

В зависимости от принадлежности к той или иной категории работники консульства наделяются определенными привилегиями и иммунитетами.

2.1 П ривилегии и иммунитеты, предоставляемые консульским должностным лицам

Венская конвенция, предоставляя консульским должностным лицам иммунитет от юрисдикции, определяет: «консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций» П.1 ст.43. Это положение означает, что иммунитеты консульских должностных лиц носят функциональный, служебный характер.

Предоставление служебного иммунитета означает, что лицо, пользующееся им, освобождается от уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных функций.

На практике вопросы, связанные со служебным иммунитетом, нередко вызывают разногласия в отношениях между направляющим государством и страной пребывания.

Лицо, пользующееся служебным иммунитетом в случае совершения уголовного преступления, как правило, привлекается к уголовной ответственности в государстве пребывания, то есть совершение преступления рассматривается как действие, выходящее за пределы служебных обязанностей.

Если на консульское должностное лицо заведено уголовное дело, местные власти государства пребывания обязаны незамедлительно уведомить об этом главу консульского учреждения. У них есть право вызвать консула в компетентные органы, но при этом ему оказывается уважение, и государство пребывания не должно чинить ему препятствий в выполнении консульских функций П.3 ст.41.

Говоря о консульских иммунитетах и привилегиях, следует отметить, что данную проблему невозможно рассматривать на основе только Венской конвенции, так как в двусторонних консульских соглашениях встречается широкое разнообразие. Например, существует не менее 11 вариантов решения вопроса о неприкосновенности личности консульского должностного лица, свыше 15 вариантов решения вопроса об их иммунитете от юрисдикции и т.д.

По конвенции с большинством западных стран неприкосновенность личности имеет ограниченный характер: консульское должностное лицо может быть арестовано и взято под стражу в порядке предварительного заключения в случае совершения тяжкого преступления, а за другие преступления может быть лишено свободы только на основании вступившего в силу приговора суда.

Рассматривая статус неприкосновенности консульских должностных лиц, следует отметить, что в Венской конвенции ничего не сказано о правовом положении их жилища и частной резиденции главы консульского учреждения.

Консульские конвенции, говоря об иммунитетах от юрисдикции страны пребывания, допускают целый ряд изъятий из иммунитетов. Иммунитеты не распространяются на следующие гражданские иски:

1) вытекающие из заключенного работником консульского учреждения договора, по которому он не выступал прямо или косвенно в качестве представителя аккредитующего государства;

2) возбужденные в связи с ущербом, нанесенным каким-либо транспортным средством в результате дорожно-транспортного происшествия по вине работника консульского учреждения в государстве пребывания;

3) касающиеся наследства, в которых работник консульского учреждения выступает в качестве наследника или отказополучателя, исполнителя завещания, распорядителя или попечителя наследства, будучи частным лицом;

4) возбужденные самим консульским должностным лицом по делу, по которому он пользовался бы иммунитетом от юрисдикции.

В доктрине консульского права отмечается, что представляемое государство может отказаться от привилегий и иммунитетов, но этот отказ должен быть определенно выражен, и о нем должно быть сообщено государству пребывания в письменной форме. Причем отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении административного или гражданского дела не означает отказа от иммунитета от исполнительных действий, являющихся результатом судебного решения. В отношении таких действий необходим отдельный определенно выраженный отказ П.2 ст.45.

Выступление консульского должностного лица в качестве свидетеля по какому-либо делу регулируется статьей 44 Конвенции - консульские должностные лица могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел Ст.44.

Вместе с тем, если консульское должностное лицо отказывается от дачи свидетельских показаний, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания П.1 ст.44.

Следует помнить, что консульские должностные лица не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства П.3 ст.44.

Положения о налоговых и таможенных привилегиях регулируются статьями 49-59 Конвенции. В соответствии со статьей 49 Конвенции, консульские должностные лица, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от налогов, сборов, пошлин личных и имущественных, государственных, местных, районных, за исключением:

а) косвенных налогов;

б) налогов на частное транспортное имущество;

в) налогов на наследственное имущество;

г) налогов и сборов на частный доход;

д) сборов, взимаемых за конкретный вид обслуживания;

е) регистрационных, судебных и иных сборов Ст.49.

Таким образом, создается режим, в соответствии с которым консульские должностные лица не освобождаются от налогов в отношении деятельности, выходящей за пределы их служебных функций.

Что касается освобождения от таможенных пошлин и досмотра на таможне, то эти моменты регламентируются пунктами 1-3 статьи 50 Конвенции. В ней говорится, что таможенные пошлины не взимаются с предметов для личного пользования консульского должностного лица, включая предметы, предназначенные для его обустройства и для его официального пользования Ст.50. От уплаты таможенных пошлин также освобождаются члены семьи консульского должностного лица.

В отношении досмотра багажа консульского должностного лица имеются две совершенно противоположные «теории»: во-первых, освобождается от досмотра личный багаж консульского должностного лица, если нет на то серьезных оснований, а во-вторых - не освобождает от досмотра личного багажа ни при каких условиях.

Консульские должностные лица освобождены от всех видов трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от воинских повинностей. Это же положение касается и членов семей консульских должностных лиц.

Статья 53 Конвенции определяет начало и конец консульских иммунитетов и привилегий: «привилегии и иммунитеты начинают действовать в отношении консульского должностного лица с момента его вступления на территорию государства пребывания или, если оно уже находится на этой территории, с момента, когда оно приступило к выполнению своих обязанностей в консульском учреждении» Ст.53. Привилегии и иммунитеты консульского должностного лица прекращаются с того момента, когда оно покидает территорию государства пребывания, или по истечении разумного срока, который достаточен для того, чтобы покинуть территорию данной страны.

В отношении членов семей консульского должностного лица иммунитеты прекращают свое действие, когда эти лица покидают территорию государства пребывания или перестают быть членами семьи консульского должностного лица.

В случае смерти консульского должностного лица члены его семьи, проживающие с ним, продолжают пользоваться предоставленными им привилегиями и иммунитетами до момента оставления страны пребывания или до истечения разумного срока, о котором упоминалось ранее.

Также в случае смерти работника консульского учреждения или члена его семьи государство пребывания разрешает вывоз движимого имущества умершего, кроме приобретенного в государстве пребывания, вывоз которого запрещен на момент смерти Стр.400 колосов.

В результате рассмотрения вышеуказанных проблем, автор приходит к следующим выводам:

1. иммунитеты и привилегии консульских должностных лиц невозможно рассматривать лишь на основе Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, а следует учитывать и двусторонние соглашения в области консульского права, которые отличаются широким разнообразием в трактовке вопросов предоставления иммунитетов;

2. консульские должностные лица наделяются служебным иммунитетом, в то время как универсального подхода к этой проблеме не существует. Поэтому на практике решение указанных вопросов нередко вызывает разногласия между направляющим государством и государством пребывания;

3. двусторонние конвенции показывают, что существует широкое разнообразие в предоставлении иммунитетов и привилегий консульским должностным лицам различных стран.

2.2 И ммунитеты и привилегии административно-технического и обслуживающего персонала

Важность постановки вопроса о предоставлении иммунитетов и привилегий административно-технического и обслуживающего персонала объясняется двумя обстоятельствами:

В первую очередь тем, что значительную часть работников консульского учреждения составляют представители именно этих категорий;

Во вторую очередь тем, что данная проблема остается и по сей день спорной и малоизученной.

Многосторонняя Конвенция предоставляет административно-техническому персоналу объем иммунитетов, почти равный иммунитетам консульских должностных лиц. То есть их иммунитеты и привилегии носят служебный характер и распространяются только на действия, совершаемые ими при исполнении своих функциональных обязанностей.

Анализ иммунитетов и привилегий, предоставляемых административно-техническому и обслуживающему персоналу консульских учреждений различных государств, показывает, что они достаточно сильно разняться между собой.

Что касается иммунитетов от юрисдикции страны пребывания, то можно сказать, что административно-технический и обслуживающий персонал консульств отдельных стран (например, Японии, Норвегии, США, Франции) Стр.88 книга не подлежит юрисдикции судебных или административных органов в отношении действий, совершаемых при исполнении своих функциональных обязанностей.

Отличия имеются и в иммунитете жилых помещений и личного имущества. Здесь особое положение занимает консульство КНДР. Жилые помещения его административно-технического и обслуживающего персонала неприкосновенны. Само консульство и средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, ареста и реквизиции.

Различия также встречаются и в таможенных иммунитетах. Освобождены от таможенных пошлин наравне с административно-техническим персоналом посольств сотрудники и члены их семей консульств США, а данная категория лиц из консульства КНДР - даже от досмотра на таможне. Тогда как административно-технический персонал консульств Италии, Франции, Литвы освобожден от таможенных пошлин только на предметы, предназначенные для первоначального обзаведения. Не облагается пошлинами на таможне личный багаж административно-технического и обслуживающего персонала консульств Германии и Польши, а конвенция с Японией распространяет этот иммунитет и на членов семей консульских должностных лиц.

Глава 3. Институт почетного консула. Правовой статус почетного консула

Издавна международная практика знает помимо штатных консульских должностных лиц и категорию нештатных, почетных консулов. Венская Конвенция закрепляет это деление консульских должностных лиц на две категории, регулируя и режим, применяемый к почетным консулам и возглавляемым ими консульским учреждениям, в отдельном разделе. Конвенция подчеркивает факультативный характер института почетных консульских должностных лиц: каждое государство свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консулов Ст.68.

Почетный консул - это лицо, не состоящее на государственной, дипломатической или консульской службе, но выполняющее отдельные консульские функции в стране пребывания по поручению представляемого государства С.174 Г.Э. Лапин. Жалованья от назначающего государства почетные консулы не получают, а в виде вознаграждения им идет часть сборов, взимаемых ими за консульские действия.

Почетный консул не обязательно является гражданином представляемого государства, он также может быть гражданином государства пребывания и третьего государства в отдельных случаях.

Главная функция почетного консула - это содействие развитию торгово-экономических связей и мореплавания, консульская помощь бизнесменам представляемого государства, защита прав и интересов его граждан.

Статус почетного консула дает доступ в высшие официальные сферы консульского округа, на дипломатические и консульские приемы и т.д.

Согласно Положению о Почетном консуле РФ им может быть как гражданин РФ, так и гражданин иностранного государства из числа лиц, занимающих видное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на него консульские функции Ст.1.2 Положения о Почетном консуле РФ.

При назначении почетный консул получает патент, удостоверяющий его полномочия и указывающий его полное имя, фамилию, гражданство, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Почетный консул приступает к исполнению своих обязанностей по получении согласия государства пребывания. Лицо, назначаемое почетным консулом, дает письменное обязательство о том, что оно будет исправно выполнять порученные консульские функции и не будет требовать за это заработной платы или другого вознаграждения.

Почетные консулы подразделяются на следующие классы:

Почетный генеральный консул;

Почетный консул;

Почетный вице-консул;

Почетный консульский агент.

3.1 П ривилегии и иммунитеты почетного консула

Привилегии и иммунитеты, которыми обладает почетный консул, не распространяются на членов его семьи, в отличие от иммунитета штатного должностного лица.

Государство пребывания должно освобождать почетных консулов от всех трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от воинских повинностей, таких, как реквизиции, военные контрибуции и военный постой Ст.67.

Консульские помещения консульского учреждения, возглавляемого почетным консулом, нанимателем или владельцем которых является представляемое государство, освобождается от всех государственных, местных и районных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Международная практика показывает, что функции штатного и почетного консула совпадают во многих отношениях. С учетом этого Венская конвенция 1963 года предусматривает применимость к почетным консулам и консульствам ее ключевых положений, касающихся статуса и деятельности штатных консульств, а также прав и обязанностей государства пребывания и государства, учредившего почетное консульство. В ряде вопросов, таких, как неприкосновенность консульских архивов и документов, защита консульских помещений, освобождение от таможенных пошлин, защита почетных консульских должностных лиц, освобождение их от личных повинностей и некоторых других, Венская конвенция закрепила положения, отражающие специфику консульств, возглавляемых почетными консулами, включая вопросы их привилегий и иммунитетов как граждан страны пребывания. В частности, предусматривается, что, если против почетного консула возбуждается уголовное дело, этот консул должен явиться в компетентные органы. Но при производстве по делу ему должно оказываться уважение и, за исключением случаев, когда оно арестовано или задержано, должно ставиться как можно меньше препятствий для выполнения им консульских функций. Когда возникает необходимость задержать почетное консульское лицо, судебное преследование против него должно быть начато в возможно короткий срок Ст.63.

Государство пребывания обязано предоставлять почетному консулу такую защиту, какая может потребоваться в связи с занимаемым им официальным положением.

Заключение

Привилегированное положение консульских должностных лиц не просто прихоть, а необходимое условие нормального осуществления ими своих функций.

Без предоставления консулам и консульским помещениям особых прав и преимуществ выполнение возложенных на них задач по защите интересов представляемого государства и его граждан было бы невозможным.

Еще в Преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963г. Особо подчеркивается, что привилегии и иммунитеты предоставляются консульским должностным лицам и консульским учреждениям не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления этими учреждениями функций от имени их государства.

Право беспрепятственного сношения со своими правительством, неприкосновенность консульских помещений, архивов и документов, личная неприкосновенность консульских должностных лиц не только служат гарантиями нормального осуществления консульской деятельности, но и предоставляют собой акт официального признания и уважения государством пребывания суверенитета аккредитующего государства.

В данной работе автором были рассмотрены иммунитеты и привилегий консульских учреждений, консульских должностных лиц, административно-технического персонала консульских учреждений, а также привилегии и иммунитеты, предоставляемые нештатным (почетным) консулам. Также был изучен вопрос определения объема консульских привилегий и иммунитетов не только на основе Венской конвенции 1963г., но и на основе двусторонних консульских конвенций государств.

Особый акцент в работе был сделан на главной особенности консульского иммунитета - его функциональном (служебном) характере, который отличает консульский иммунитет от дипломатического, носящего абсолютный характер.

Список использованных источников:

Нормативные акты:

1. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года - СПС «Гарант», 2008

2. Положение о Почетном консуле РФ 1998 года - СПС «Гарант», 2008

3. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года - СПС «Гарант», 2008

4. Консульский Устав РФ 1976 года - СПС «Гарант», 2008

Учебная литература:

1. Бекяшев С.П. Международное публичное право.- М.:Проспект,2001

2. Бирюков П.Н. Международное право: учебное пособие - М.: Юристъ, 1998

3. Блищенко И.П. Дипломатическое право.- М.: Высшая школа, 1990

4. Волкодав В.Я. Основы дипломатического и консульского права - Мурманск, 1996

5. Колосов Ю.М. Международное право - М.:Юнити-Дана, 2005

6. Лапин Г.Э. Консульская служба: учебное пособие - М.: Международные отношения, 2005

7. Плотникова О.В. Консульские отношения и консульское право - М.:, 1999

8. Смирнов Ю.М. Консульское право: практика применения - М.:НИМП, 2001

9. Соловьев Э.Я. Основы консульского права: учебное пособие - М.: Ось-89, 2005

10. Тункин Н.Г. Международное публичное право - М.:Юридическая литература, 1992

11. Ушаков Н.А. Международное право: учебник - М.: Юрист, 2000

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение консульских отношений, как своего рода подсистемы международных отношений. Становление и развитие консульского права. Консулы, их задачи, функции, обязанности и полномочия. Этапы открытия консульских учреждений. Привилегии и иммунитеты консулов.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2015

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Определение понятия дипломатических привилегий и иммунитетов. Персонал дипломатических учреждений. Практика применения дипломатических привилегий и иммунитетов персоналом дипломатических представительств в России, ответственность за их нарушение.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2013

    Дипломатическая деятельность государства. Полномочия государственных служащих, выполняющих внешние сношения. Дипломатическое право. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Консульское право. Обязанности, подчинения и виды консульских представительств.

    реферат , добавлен 31.10.2007

    Привилегии и иммунитеты, причины их зарождения. Понятие, содержание порядка пропуска через Государственную границу РФ, лиц, обладающих иммунитетами и привилегиями. Особенности пропуска дипломатических сотрудников, консульских работников и членов их семей.

    дипломная работа , добавлен 15.12.2014

    Классификация паспортов, государственных документов, удостоверяющих личность и гражданство владельца при пересечении границ государств и пребывании за границей. Привилегии, которые дает дипломатический паспорт для дипломатов и консульских сотрудников.

    презентация , добавлен 25.05.2016

    Возникновение и основные исторические типы дипломатии. Дипломатическое представительство. Глава государства. Персонал дипломатического представительства. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств. Таможенные привилегии.

    дипломная работа , добавлен 17.08.2007

    Аспекты нормативно-правовой базы российской консульской службы. Венская конвенция о консульских сношениях, а также ряд многосторонних и двусторонних соглашений, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств, двусторонних консульских конвенциях.

    реферат , добавлен 04.06.2011

    Общие правила нотариального производства. Понятие юридического факта, его применение в нотариальной практике. Удостоверение фактов, входящих в компетенцию нотариусов и должностных лиц консульских учреждений. Нотариальное удостоверение договоров.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2015

    Сущность, понятие и виды бюджетных учреждений. Основные типы и сравнительная характеристика бюджетных, казенных и автономных учреждений, их правовое регулирование. Статус муниципальных учреждений, финансовое обеспечение выполнения их социальных функций.

Консульское учреждение представляемого государства может нормально функционировать при непременном условии обеспечения ему и его работникам (консульским должностным лицам, консульским служащим и работникам обслуживающего персо-

нала) необходимых материальных условий и юридических гарантий от вмешательства местных властей.

В этой связи для представляемого государства важно, чтобы его консульское учреждение и работники данного учреждения в государстве пребывания имели тот объем привилегий и иммунитетов, который обеспечивал бы им достаточную свободу для надлежащего выполнения консульских функций. Все это в совокупности с соображениями безопасности и защиты консульских учреждений и их работников от пося-гательств привело к формированию международно-правового института консульских привилегий и иммунитетов, которые поначалу складывались в виде международных обычаев, а затем стали закрепляться на взаимной двусторонней основе. Они были кодифицированы в Венской конвенции 1963 г.

В целом можно говорить о функциональной обусловленности консульских привилегий и иммунитетов, на что указывается в Венской конвенции 1963 г. как о концептуальной основе консульских привилегий и иммунитетов.

Различаются привилегии и иммунитеты консульских учреждений и привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц, других консульских работников. Характер, объем и содержание конкретных привилегий и иммунитетов варьируются от конвенции к конвенции (имеются в виду двусторонние консуль-ские конвенции), но в целом их можно суммировать следующим образом.

Консульские помещения неприкосновенны, что распространяется на здания или части зданий, используемые исключительно для целей консульского учреждения, и на обслуживающий эти здания земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на строение и землю. Неприкосновенность означает:

а) власти государства пребывания могут вступать в консульские помещения не иначе как с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства представляемого государства;

б) на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты консульских помещений от всяких вторжений или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства;

в) консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции в целях обороны или для общественных нужд.

Венская конвенция 1963 г. допускает, однако, исключение из принципа неприкосновенности помещений, предусматривая, что согласие главы консульского учреждения на вступление властей государства пребывания в эти помещения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты. Кроме того, Конвенция предусматривает возможность отчуждения в случае необходимости консульских помещений для целей обороны или общественных нужд. В этом случае должны приниматься все возможные меры для избежания нарушения выполнения консульских функций и представляемому государству безотлагательно выплачивается «соответствующая и эффективная компенсация».

Никаких исключений не устанавливается и не допускается в отношении неприкосновенности консульских архивов и документов.

Они неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

Консульские помещения, а также резиденция штатного главы консульского учреждения, владельцем или нанимателем которых является представляемое государство или лицо, действующее от его имени, освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслу-живания. Кроме того, консульское учреждение освобождается от таможенных пошлин.

Консульское учреждение пользуется свободой сношений д ля всех официальных целей, которые государство пребывания должно разрешать и охранять. При сношениях с правительством, посольствами, другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они ни находились, оно может пользоваться всеми подходя-щими средствами, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы, закодированные или зашифрованные депеши. С согласия государства пребывания консульское учреждение может устанавливать радиопередатчик и пользоваться им. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Однако согласно Венской конвенции 1963 г. в тех случаях, когда компетентные органы власти государства пребывания имеют основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме официальных документов или предметов, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта. В том случае, если власти представ-ляемого государства откажутся выполнять это требование, вализа направляется в место отправления.

При выполнении своих функций консульский курьер должен находиться под защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме. Консульская вализа может быть вверена капитану судна или командиру гражданского самолета. Представляемое государство, его посольства или консульские учреждения могут назначать специальных консульских курьеров ad hoc.

Консульское учреждение имеет право пользоваться своим государственным флагом и государственным гербом. Когда это связано с исполнением служебных обязанностей, флаг может устанавливаться на средствах передвижения. При этом должны приниматься во внимание законы, правила и обычаи государства пребывания.

Если привилегии и иммунитеты консульских учреждений во многом аналогичны привилегиям и иммунитетам дипломатических представительств, то иначе обстоит дело с привилегиями и иммунитетами консульских должностных лиц и других консульских работников. Венская конвенция 1963 г. исходит из более ограниченного характера их привилегий и иммунитетов по сравнению с дипломатическими.

Венская конвенция 1963 г. провозглашает, что государство пребывания обязано относиться к консульским должностным лицам с подобающим уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, сво-боду или достоинство.

Личная неприкосновенность этой категории работников по Венской конвенции 1963 г. имеет ограниченный характер: они не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению иначе как по постановлению судебных властей в случае совершения тяжких преступлений; не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат другим формам ограничения свободы иначе как во исполнение вступивших в силу судебных решений. Но наблюдается и тенденция к сближению личной неприкос-новенности консульского должностного лица с личной неприкосновенностью дипломатического агента, что подтверждается нормами двусторонних консульских конвенций, заключенных СССР, а затем и Россией с рядом государств. Консульские должностные лица в этих конвенциях в отношении изъятия из-под уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания фактически приравниваются к дипломатическим агентам.

Однако согласно Венской конвенции 1963 г. консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных и административных органов государства пребывания в отношении действий, совершенных при выполнении ими консульских функций, но и в этом случае осуществление такой юрисдикции допускается в отношении некоторых гражданских исков.

Венская конвенция 1963 г. допускает вызов всех категорий работников консульских учреждений в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться меры принуждения или наказания. Консульский служащий или работник обслуживающего персонала может отказаться давать показания, если речь идет о вопросах, связанных с выполнением его функций; он не обязан предоставлять относящуюся к этим функциям документацию или давать разъяснение законодательства представляемого государства.

Налоговые льготы консульских должностных лиц и консульских служащих, а также членов их семей выражаются в освобождении от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государ-ственных, районных и муниципальных. При этом сделано исключение в отношении частного недвижимого имущества, частного дохода, источник которого находится в государстве пребывания. Работники обслуживающего персонала освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработную плату, получаемую за свою работу.

Венская конвенция 1963 г. запрещает консульским должностным лицам заниматься в государстве пребывания какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов. Если такого рода частной деятельностью занимаются консульские служащие или работники обслуживающего персонала, то согласно Венской конвенции 1963 г. они лишаются предусмотренных в ней привилегий и иммунитетов.

Государство пребывания разрешает ввоз и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и сборов (кроме сборов за хранение, перевозку и т.п. услуги) предметы, предназначенные для личного пользования консульскими должностными лицами и членами их семей, включая предметы, предназначенные для первоначального обзаведения. Личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, который следует вместе с этими лицами, освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований полагать, что он содержит предметы, ввоз и вывоз которых запрещен. В этом случае досмотр проводится в присутствии соответствующего должностного лица или члена его семьи.

В случае смерти работника консульского учреждения или члена его семьи государство пребывания разрешает вывоз движимого имущества умершего, кроме приобретенного в государстве пре-бывания, вывоз которого запрещен в момент смерти. Не подлежат взиманию никакие налоги на наследство или пошлины на насле-дованное движимое имущество, которое находится в государстве пребывания в связи с тем, что в нем умерший находился в качестве работника консульского учреждения или члена его семьи.

Государство пребывания обязано освобождать работников консульских учреждений и членов их семей от всех трудовых и государственных повинностей, а также от военных повинностей, таких как реквизиции, контрибуции, военный постой.

Консульские должностные лица, консульские служащие и члены их семей освобождаются от регистрации в качестве иностранцев и от получения разрешения на жительство. На работников консульских учреждений и членов их семей не распространяются постановления о социальном обеспечении, действующие в государстве пребывания, в части, касающейся их служебной работы. Если работник консульского учреждения нанимает частных домашних работников, он обязан выполнять обязательства, налагаемые на нанимателей этими постановлениями.

Работники консульских учреждений, не являющиеся гражданами государства пребывания, и члены их семей не приобретают гражданства этого государства.

Без ущерба для привилегий и иммунитетов все пользующиеся ими лица обязаны уважать законы и правила государства пребывания, а также не вмешиваться в его внутренние дела. Они, в частности, должны соблюдать требования местного законодательства

в отношении страхования от вреда, который может быть причинен третьим лицам в связи с использованием дорожного транспортного средства, судна или самолета. Согласно Положению о Консульском учреждении Российской Федерации работники таких учреждений обязаны уважать «также традиции и обычаи государства пребывания». Консульские помещения не должны использоваться в целях, несовместимых с выполнением консульских функций.