Организации которые защищают права потребителей. Органы защиты прав потребителей. Роспотребнадзор как орган защиты прав потребителей

Общество защиты прав потребителей – это добровольная организация, целью которой служит защита прав, свобод и интересов граждан. Оно помогает добиваться справедливости в порядке досудебного урегулирования конфликтов, оказывает помощь при составлении и направлении судебных исков.

Общество работает для реализации основных прав потребителей, гарантированных им ЗоЗПП – право на получение качественных услуг и покупку хороших товаров, на безопасность их для людей и для окружающей среды, на получение полной информации о продукте. Члены Общества окажут помощь в попытках покупателя взыскать с недобросовестных продавцов причиненный ущерб.

Цель нашей статьи – рассказать о том, чем занимаются Общество, какими правами наделено и как организовывает общественный контроль в области торговли. Также коснемся особенностей работы Московского общества защиты прав потребителей.

Правила работы Общества описаны в статье 45 ЗоЗПП. Общественные организации и ассоциации по защите прав покупателей проводят следующую деятельность:

  • Анализ документов, подтверждающих заключение договора между организациями (продавцами) и физическими лицами (покупателями) на их соответствие законам РФ и правилам составления юридических документов, выдача рекомендаций по их изменению;
  • Юридические консультации в области защиты прав покупателей и по иным смежным вопросам, консультирование по использованию государственных законов;
  • Подача исковых заявлений в судебные органы (по собственной инициативе или по просьбе потребителей);
  • Помощь в составлении претензий в магазин, судебных исков и представительство в суде;
  • Проведение экспертиз по качеству товаров и выдача экспертных заключений по просьбе потребителей.

Общество призвано законом помогать потребителям в составлении документов или консультировании по юридическим тонкостям защиты своих прав. У него есть широкий спектр представительских функций, возможности распространять важные сведения о правах покупателей, вносить в государственные органы предложения для улучшения законов или подавать жалобы о нарушении гарантированных потребительских прав.

ОЗПП может разрабатывать новые требования к товарам, подготавливать проекты законов, которые регулируют торговую деятельность на территории России. Отдельное направление – проведение экспертиз на соответствие товаров установленному качеству и информации, которая напечатана на этикетке.

Что еще призвано делать Общество защиты потребителей?

  • Вносить законодательные проекты, которые могут улучшить качество товаров или предоставляемых услуг, повысить уровень производства продукции и ее реализации;
  • Составлять и отправлять в соответствующие органы акты о нарушении прав граждан, информировать местную администрацию о выявленных нарушениях;
  • Заниматься привлечением к ответственности лиц, которые промышляют намеренной реализацией продуктов ненадлежащего качества и нарушающих иные гражданские права;
  • Распространять в СМИ информацию о результатах проведенных сравнительных исследований и экспертиз, которые помогут покупателям реализовать свои права (эти данные не являются рекламой);
  • Следить за законностью принимаемых актов, как на общегосударственном уровне, так и так и в регионах (они не должны противоречить основным законам в этой области).

Роль Общества потребителей в общественном контроле над соблюдением продавцами прав покупателей, правил торговли и других видов бытового обслуживания. Его целью является предупреждение, устранение и выявление любых нарушений в торговой среде, своевременная реакция на них.

Как осуществляется контроль?

  • Собираются и анализируются претензии граждан;
  • Проводятся независимые экспертизы;
  • Визуально наблюдаются торговые точки, ведется общение с продавцами.

После сбора необходимых данных Общество заполняет специальный бланк общественного контроля, который сохраняется в организации не менее 1 года.

Информация

Каждое нарушение и каждое дело записывается в журнал, где указывается место и время проведения контроля, номер бланка, в котором записана подробная информация, место направления результатов исследования и меры, принятые для их устранения соответствующими органами.

Общественный контроль реализуется при помощи:

  • Направления бланка о/к в органы государственной власти;
  • Информирования о нарушении местных органов управления;
  • Подача исковых заявлений по потребительским спорам;
  • Сообщения центру независимой экспертизы о возможности присвоить конкретному производителю высокую оценку Общества защиты потребителей.

Согласно Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07 февраля 1992 года, Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем не могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (работы, услуги) для своих нужд.

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ.

1. Право на безопасность товара (работы, услуги).

Данное право регулируется ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей». В которой говорится, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуги) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Эти требования являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям.

2. Право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).

Данное право регулируется ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей». В которой говорится, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

3. Право на информацию о товарах (работах, услугах).

Данное право регулируется ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей». В которой говорится, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а так же сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

4. Право на возмещение ущерба.

Данное право регулируется ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей». В которой говорится, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец и т.д.) несет ответственность, предусмотренную законом или договором в виде возмещения убытков, неустойки (пени), а также уплате штрафа.

5. Права при обнаружении в товаре недостатков.

Данные права регулируются ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей». В которой говорится, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

6. Право на обмен товара надлежащего качества.

Данное право регулируется ст.25 Закона РФ «О защите прав потребителей». В которой говорится, что потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством РФ.

7. Права при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги).

Данные права регулируются ст.29 Закона РФ «О защите прав потребителей». В которой говорится, что потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

8. Право на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг).

Данное право регулируется ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей». В которой говорится, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Эффективная защита прав потребителей невозможна без деятельности специальных уполномоченных субъектов, призванных решать вопросы организации надлежащего функционирования собственно торговли (оказания услуг) и проблемы, вытекающие непосредственно из потребительских отношений. Такие субъекты, как известно, представлены как официальными органами власти различного уровня, так и общественными структурами. Именно они нередко выступают первичным звеном в механизме защиты прав потребителей, предваряя судебные споры, связанные с нарушением прав потребителей. Между тем в литературе справедливо указывается на необходимость использования более широкого подхода при определении субъектов, осуществляющих публичную защиту прав потребителей, и включения в их число органов местного самоуправления. Это представляется вполне логичным. Большинство проблем, связанных с защитой прав потребителей, решается на местном уровне. Как известно, на местах, при администрациях создаются специальные подразделения (отделы), в функции которых входит содействие потребителям в эффективной защите их прав.

Уполномоченные органы осуществляют защиту прав потребителей в административном порядке, который предполагает, что гражданин-потребитель в случае нарушения его прав обращается не в суд, а в специальные государственные органы, в компетенцию которых входит защита прав граждан-потребителей.

Реализация права потребителя на государственную и общественную защиту его интересов проявляется в двух аспектах: 1) государство обеспечивает правовое регулирование отношений с участием потребителей, прежде всего имея целью охранять права последних; 2) потребитель имеет возможность обратиться с жалобой (заявлением) на деяния его контрагентов, обозначенных в Законе "О защите прав потребителей", в уполномоченные государственные или муниципальные органы либо в общественные организации потребителей.

На федеральном уровне в сфере защиты прав потребителей представлены специальные органы исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ был образован Роспотребнадзор. На него возложены функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. На сегодняшний день Роспотребнадзор является единственной федеральной структурой, которая выполняет функции, переданные ей от трех федеральных министерств. От Министерства здравоохранения РФ были переданы функции по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора; от Министерства экономического развития и торговли РФ - функции по надзору в сфере потребительского рынка; от упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства - функции по защите прав потребителей.

Следовательно, основными направлениями контрольно-надзорной деятельности органов Роспотребнадзора являются:

а) государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

б) государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ в области защиты прав потребителей;

в) контроль за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

г) санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

д) надзор за качеством и безопасностью продовольственного сырья и продуктов питания.

Основным и приоритетным направлением деятельности Роспотребнадзора по исполнению обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка является государственный надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Осуществляя государственный санитарно-эпидемиологический надзор, должностные лица Федеральной службы при выявлении нарушений имеют право давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания: об устранении выявленных нарушений санитарных правил; о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В качестве самостоятельных направлений контрольно-надзорной деятельности органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека следует рассматривать:

а) санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

б) государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок данной продукции для государственных нужд, а также при поставке муки в государственный резерв; при ввозе (вывозе) на территорию РФ;

в) осуществление в соответствии с законодательством лицензирования отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции службы;

г) регистрацию отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека; впервые ввозимых на территорию РФ.

Исполнение органами Роспотребнадзора возложенных функций по контролю и надзору в области потребительского рынка, в том числе и в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, предполагает осуществление следующих последовательных процессуальных действий (административных процедур).

1. Проверка соблюдения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, а также обязательных требований к производству и реализации товаров.

2. Выдача обязательных для исполнения предписаний (например, о прекращении нарушения прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам) в том случае, если ответственность за нарушение не предусмотрена КоАП РФ.

3. Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, посягающих на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (ст. ст. 6.3 - 6.7 КоАП РФ); в области охраны окружающей природной среды и природопользования (ст. ст. 8.2, 8.5 КоАП РФ); в сельском хозяйстве и ветеринарии (ст. 10.8 КоАП РФ); в области предпринимательской деятельности (ст. 14.4 КоАП РФ).

4. Принятие административных мер принудительного характера (приостановление производства или реализации товаров; отзыв с внутреннего рынка или от потребителя товаров, не соответствующих обязательным требованиям).

5. Направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности, материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии.

6. Направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав потребителей.

7. Обращение в судебные органы с заявлениями в защиту прав потребителей либо с заявлениями о ликвидации изготовителя, продавца, импортера или о прекращении их деятельности за неоднократное или грубое нарушение требований действующего законодательства.

Для реализации результатов контроля Роспотребнадзор наделен широким кругом полномочий. Эти полномочия можно условно разделить на три группы:

1) полномочия, осуществляемые непосредственно Роспотребнадзором или его территориальными органами;

2) направление материалов в государственные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией;

Основными полномочиями первой группы являются направление в пределах своей компетенции обязательных для исполнения предписаний изготовителям, исполнителям, продавцам и наложение на них штрафов за неисполнение предписаний. Предусмотрен следующий перечень нарушений: продажа товаров с истекшим сроком годности; продажа товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены (но не установлены) сроки годности или сроки службы; продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге); непредоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его работы.

К полномочиям второй группы относится направление материалов в лицензирующие органы, органы прокуратуры, Министерство внутренних дел РФ и др.

Лицензирующие органы в пределах своей компетенции имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата (лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности) на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям; запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки их устранения; выносить предупреждение лицензиату; осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.

Третью группу полномочий Роспотребнадзора составляет право обращения в суд и арбитражный суд в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут предъявляться в защиту прав отдельных потребителей, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей. Содержание иска определяется характером нарушений права и направлено на устранение допущенных нарушений.

В известной степени в рамках охраны публичных интересов функции по защите прав потребителей выполняют органы внутренних дел. Полномочия данных органов в рассматриваемой сфере касаются в основном контроля за соблюдением правил торговли и состоят: в охране общественного порядка, обеспечении личной и общественной безопасности; в защите жизни и здоровья граждан от противоправных посягательств в сфере торговли, в том числе и защите прав потребителей; в предупреждении преступлений и административных правонарушений в сфере торговли; в осуществлении контрольно-надзорной деятельности в пределах своей компетенции за исполнением законодательства хозяйствующими субъектами; в оказании в пределах своей компетенции помощи торговым предприятиям в осуществлении их законной торговой деятельности; в осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.

Однако предметно, охраняя права потребителей, специальные подразделения и службы внутренних дел осуществляют: охрану общественного порядка в местах стихийной и организованной торговли; обеспечение на рынках режима свободной торговли доброкачественными товарами; пресечение фактов противоправного воспрепятствования гражданам в реализации собственной продукции со стороны группировок, монополизирующих торговлю; контроль за поступлениями в местный бюджет сборов за право торговли и сборов с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также соответствием фактического товарооборота и поступлением выручки от мелких предприятий торговли; проверки хозяйствующих субъектов в сфере потребительского рынка с целью выявления и пресечения фактов уклонения от регистрации и налогообложения торгующих субъектов; обмана потребителей, в том числе путем введения в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров; незаконной торговли товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена; продажи товаров без документов, в том числе похищенных и контрабандных, без применения контрольно-кассовых машин, с иными нарушениями правил торговли; нарушений государственной дисциплины цен, незаконного предпринимательства в сфере торговли; продажи товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных норм; выпуска или продажи товаров, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан; незаконного повышения или поддержания цен, совершенного в результате монополистической деятельности путем изъятия товаров из обращения, сдерживания их от реализации; участия в противоправной коммерции лиц, ранее судимых, без определенного места жительства и рода занятий, а также разыскиваемых правоохранительными органами за совершенные преступления.

Кроме перечисленных выше федеральных органов исполнительной власти к органам, уполномоченным в сфере защиты прав потребителей, можно отнести также Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Особая роль принадлежит Федеральной антимонопольной службе, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы. В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

По сути, Закон "О защите прав потребителей" не предоставляет субъектам РФ никаких полномочий по регулированию отношений в области защиты прав потребителей, за исключением полномочий, предоставляемых ст. 44 Закона. Вместе с тем существует множество вопросов, решение которых напрямую связано с реализацией потребителями прав, предоставленных Законом. Это и размещение на улицах городов нестационарных объектов торговли, и сдача в аренду торговым организациям муниципальной собственности, и многое другое. Кроме того, должностные лица исполнительных органов государственной власти субъектов РФ имеют также право давать указания контролирующим органам проводить дополнительные проверки по имеющейся у них информации о нарушениях Закона "О защите прав потребителей", принимать решения по применению ответственности к лицам, виновным в нарушениях в области защиты прав потребителей, а также осуществлять мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимать иные меры.

Например, по вопросам некачественного предоставления жилищных услуг (протечка кровли, разгерметизация межпанельных швов, несоответствие жилого помещения принятым нормам) потребители могут обращаться в Государственную жилищную инспекцию или Департамент жилищно-коммунального хозяйства. Круг подобных полномочий не является закрытым, что оставляет возможность относить к компетенции высших органов исполнительной власти субъектов решение иных вопросов, не отнесенных к ведению соответствующих профильных органов и контролирующих структур.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" среди вопросов местного значения нет функции по защите прав потребителей. Кроме того, в настоящий период органы местного самоуправления утратили право приостанавливать или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления соответствующей информации в случаях, если выявлено, что их продажа не сопровождается достоверной и достаточной информацией или товары продаются с просроченными сроками годности или без срока годности, если установление этих сроков обязательно.

Поэтому в настоящий момент законодательство как не запрещает, так и прямо не обязывает органы местного самоуправления реализовывать функцию по защите прав потребителей. Несмотря на ограничения контрольных функций органов муниципальной власти в сфере торговли, оказания услуг и выполнения работ, наиболее социально востребованные функции оставлены без изменений. Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей (разработаны Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на основании ст. 44 Закона "О защите прав потребителей") органы местного самоуправления:

1) рассматривают письменные и устные обращения и заявления потребителей;

2) консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;

3) оказывают помощь потребителям в восстановлении их нарушенных прав, в том числе и при составлении исков в суды;

4) анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей;

5) обращаются в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей), т.е. подавать исковые заявления в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов.

Таким образом, органы местного самоуправления являются необходимым звеном национальной системы защиты прав потребителей, поскольку действуют на муниципальном уровне, наиболее приближенном к населению. Деятельность муниципальных образований направлена на решение тех потребительских проблем, которые являются актуальными именно для данной территории. Если проверкой по жалобе потребителя будут установлены факты продажи товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, органы муниципальной власти вправе направить полученные материалы в территориальное управление Роспотребнадзора.

Что касается местных органов власти, то их функции определяются деятельностью по координации, планированию и регулированию отдельных направлений торговли.

Органы исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня в сфере управления потребительским рынком в пределах своей компетенции осуществляют: государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, за порядком применения цен по отдельным группам товаров, за качеством и безопасностью товаров народного потребления; деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Объектами государственного контроля в соответствии с возложенными на органы управления задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги.

Органы управления в сфере потребительского рынка выполняют следующие основные функции: проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца; осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли и общественного питания за соблюдением порядка применения цен по отдельным группам товаров; контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием; принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок; приостанавливают реализацию товаров (и оказываемых при этом услуг), не соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан; координируют свою деятельность с органами государственной власти, общественными организациями потребителей в деле защиты прав и интересов граждан; рассматривают в соответствии с законодательством письма, заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий, предприятий общественного питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом, изготовителем (при несогласии с принятым решением продавец, изготовитель, потребитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд в установленном порядке).

В случае нарушения прав потребителей указанные организации прибегают к такому воздействию на нарушителей, как выдача предписаний. Так, предписания, направляемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в адрес изготовителей, исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров, подлежат исполнению в установленный в них срок. Неисполнение в срок предписаний уполномоченных органов влечет административную ответственность.

Статья 45 Закона "О защите прав потребителей" предоставляет общественным объединениям достаточно широкие полномочия. В частности, они имеют право проводить независимую экспертизу товаров, работ и услуг, осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства и, при обнаружении нарушений, передавать эту информацию в компетентные органы.

Произвол Обществ по защите прав потребителей.

Как защититься коммерческой организации?

Общества по защите прав потребителей имеют точно такой же объем прав, как и отдельный потребитель. Такой орган не вправе проверять трудовые книжки, медицинские книжки, акты санитарных служб, гос.пош.надзора, правильность применения контрольно кассовых машин, но может требовать: акты сертификации, стандартизации, наличие ценников и т.п. документы. Такие документы рекомендуется предоставлять. Если на момент проверки документов нет, их необходимо отправить по почте. Также можно отправить обществу материалы об устранении выявленных недостатков. По итогам проверки, как правило, составляется акт и ошибка коммерческих организаций – их отказ подписывать акт. Рекомендуется подписывать акт, но указать с чем организация не согласна.

Законом не регламентируется длительность проверок

Периодичность проверок


Сумма чистого долга баз штрафных санкций.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают конкурсный кредитор и уполномоченные органы.

При рассмотрении дела о банкротстве должника – гражданина применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство, мировое соглашение, иные процедуры предусмотренные законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Приводится по: Гражданское право: Учеб.: В 3т. Т.1. – 6-е изд., перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С. 549.

Так, в соответствии со ст. 609 ГК подлежит государственной регистрации договор аренды недвижимого имущества, если иное не установлено законом. В соответствии с п. 3 ст. 560 ГК договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Лицо, обозначенное в векселе плательщиком (трассатом), не обязано принимать документ к платежу. Он вправе отказать в платеже – не акцептовать вексель. В то же время векселедатель переводного векселя отвечает и за акцепт, и за платеж.

Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России (по материалам круглого стола в Центре ИРЛ РАН) // Государство и право. 2003. N 5. С. 25.



Выделяют «юридически безразличные» то есть неохраняемые элементы произведения и «юридически значимые» (охраняемые элементы).

Паушальный (нем.pauschal) – взятый в целом; паушальная сумма – общая сумма без дифференцирования на составляющие ее части, напр., при торговой сделке – общая сумма платы за партию товара, за определенные услуги.

См., например: ст.ст. 54, 69, 82, 87, 95, 96, 107, 113 115 ГК РФ, ст.7 Закона «О банках и банковской деятельности», ст. 4.1 Закона «Об организации страхового дела в РФ», ст.2 Закона «О ломбардах», ст.5 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле».

Лицензия – разрешение использовать объект исключительной собственности, защищенный патентом (изобретение, товарный знак и др.) на определенный срок и определенной территории.

Для квалификации данного деяния как преступления необходимы такие признаки как неоднократность и причинение крупного ущерба. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Однако Россия (в силу отсутствия опыта) еще не заключила ни одного такого соглашения.

От лат. сoncludo – заключаю, делаю выводы – действия лица, выражающие его волю установить правоотношение (например, совершить сделку)

Залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества (ипотека) регулируется законом об ипотеке.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.96г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», «в настоящее время в отношениях между организациями и гражданами Российской Федерации подлежат уплате проценты в размере единой учетной ставки Центрального банка Российской Федерации по кредитным ресурсам, предоставляемым коммерческим банкам (ставка рефинансирования)».

Требования к форме договора аналогичны тем, что предъявляются в отношении сделок.

Базисные условия поставки (базис поставки) – условия договора о распределении между продавцом и покупателем обязанностей и расходов по доставке товара, а также о порядке распределения риска утраты или повреждения товара во время доставки. (нет санкций, нет условий о форс мажоре, о существенных затруднениях, о предмете)

Третейский суд не является государственным органом, но его решения имеют обязательную силу и обеспечиваются мерами государственного принуждения, как и решения государственных судов.

Арбитражным судам подведомственны споры с участием граждан только в случаях установленных законом (отказ в государственной регистрации, споры между АО и акционерами и др.)

Третейское разбирательство в России [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://arbitrage.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=468&Itemid=0.

Ефимова Е.В. и др. Третейское разбирательство: практические вопросы / Е.В. Ефимова, А.В. Катаев. Томск: Печатная мануфактура, 2005.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3.

Перечень технически сложных товаров утвержден Правительством Российской Федерации.

Перечень товаров, на которые такое требование не распространяется, утвержден Правительством РФ.

Свое наибольшее развитие общество защиты прав потребителей, как социальный институт, получило на волне преобразований 90-х годов.

В это время функционировавший прежде народный контроль был фактически ликвидирован, как общественная организация при органах власти.

Потребитель товаров и услуг оказался один на один с предпринимателем, который работал, используя принципы первобытного рынка.

Поскольку у предпринимателя всегда были деньги на хорошего адвоката, а у простого покупателя – нет, то и результат судебных споров зачастую оказывался не в пользу последнего.

В эти годы стали образовываться некоммерческие структуры, которые оказывали правовую помощь населению. На помощь рядовому потребителю пришел .

Он был вступил в законную силу в 1992 году, и сейчас продолжает оставаться действенным инструментом. В настоящее время сохраняет силу редакция от 5 мая 2014 года, со всеми внесенными в закон за прошедшие 22 года изменениями, дополнениями и поправками.

Этот документ фактически является настольной книгой для потребителей товаров и услуг. В нем досконально расписаны все возможные ситуации, в которых могут быть ущемлены права потребителей.

Правовая грамотность подавляющей части населения пока не соответствует возможностям полноценно и эффективно отстаивать свои права в судебных инстанциях.

Поэтому проще и зачастую удобнее обращаться за консультациями и практической помощью в общество прав потребителей, которое действует на конкретной территории.

Если такого общества нет (за два десятка лет многие организации, действовавшие при муниципалитетах, были расформированы или их функции были переданы в ведение чиновников, работающих в управлениях по экономике), то можно обратиться в территориальный отдел роспотребнадзора.

Здесь функции работы с потребителями возлагаются на одного или двух главных или ведущих специалистов.

Такой специалист обязан:

  • Принять обратившегося к нему потребителя в часы, которые отводятся ему руководителем отдела для этих целей;
  • После подробного рассказа о том, в чем конкретно заключается проблема, потребитель вправе получить от сотрудника отдела роспотребнадзора исчерпывающую консультацию о том, как в данной конкретной ситуации защитить свои права;
  • В случае, если первичные действия потребителя по защите своих прав перед продавцом или компанией, оказывающей услуги, оказались неэффективными, сотрудник отдела роспотребнадзора должен оказать практическую помощь в составлении иска для рассмотрения его в суде.

В некоторых территориях функции специалиста, который может помочь потребителю, выполняются работниками санитарно-эпидемиологической станции. Они также являются квалифицированными специалистами, имеющими достаточный объем знаний для защиты прав потребителей.

Если потребитель намерен обратиться именно в общество, защищающее права потребителей, но на конкретной территории такой общественной некоммерческой организации нет, то есть возможность обратиться в областную, республиканскую или федеральную аналогичную структуру.

Например, свою помощь может оказать Союз потребителей России, это – тоже общественная организация по защите прав потребителей, только федерального уровня.

Она объединяет и помогает всем краевым, районным, республиканским и областным организациям, действующим на территории нашей страны.

На сайте Союза потребителей можно найти массу полезной информации:

  • Можно поискать аналогичные ситуации на форуме;
  • Написать письмо, на которое в формате электронной почты будет дан ответ (есть такой значок на главной странице сайта);
  • Воспользоваться возможностями одного из действующих проектов Союза потребителей.

Одним словом, без помощи потребитель не останется!

При приобретении некачественного товара, свои права нужно четко отстаивать прописанными в законе способами. Смотрите , его можно заполнить даже самостоятельно.

Всегда удобно иметь страховку на разные неожиданные жизненные ситуации. Узнайте по , как оформить претензию в страховую для получения страховых выплат.

Для некоторых товаров создан специальный список, усложняющий их возврат продавцу. Читайте полный список технически сложных товаров не подлежащих возврату.

Обращения в общество прав потребителей по телефону

Если ни один из перечисленных выше вариантов по той или иной причине не подходит, есть другие.

И действительно, некоторым людям, особенно пожилым и одиноко проживающим, бывает трудно ходить или передвигаться, имея в распоряжении общественный транспорт. В этом случае можно попытаться получить помощь, не покидая дома.

Это предусматривает такие возможности, как:

  • Обращения по телефону;
  • Получения необходимой информации или помощи по горячей линии;
  • Возможности обращения в формате электронной почты.

По телефону можно позвонить в общество защиты прав потребителей, действующее в конкретном регионе.

Узнать телефон общества защиты прав потребителей можно:

  • На городском или поселковом сайте;
  • В местном муниципалитете (у секретаря в приемной главы имеется обширный список полезных контактов);
  • В территориальном отделе роспотребнадзора.

Специалисты роспотребнадзора значительную часть своих проверок проводят с сотрудниками прокуратуры. А это значит, что данный надзорный орган также можно использовать, чтобы получить необходимую информацию.

Любой обратившийся в органы прокуратуры (надо только знать, куда именно обращаться) имеет право получить полноценный ответ в определенный действующим законодательством срок.

Обычно на ответ дается до одного месяца, но можно получить его и за несколько минут.

Еще один вариант получения нужной информации – звонок по горячей линии. Эту очень популярную и действенную акцию общество защиты прав потребителей проводит систематически.

Точно таким же образом, проводя горячие линии, работают:

  • Органы роспотребнадзора;
  • Территориальные подразделения прокуратуры;
  • Всевозможные правозащитные общественные формирования;
  • Территориальные органы партии «Единая Россия».

В настоящее время, например, эта партия начинает проект по контролю за работой подразделений сферы ЖКХ.

Для того, чтобы узнать соответствующий телефон, достаточно зайти на сайт регионального отделения партии или воспользоваться телефоном партийной службы оперативного реагирования.

Задавая свой вопрос, потребитель автоматически становится, согласно закону, гражданином, подавшим обращение (в данном случае – устное). Закон обязывает сотрудника, принявшего обращение, дать на него полноценный ответ.

Кто может обратится в общество защиты прав потребителей

В настоящее время всевозможных общественных организаций в стране имеется очень много.

В их число входят объединяющиеся по принципу оказания друг другу посильной помощи:

  • Защитники прав животных;
  • Автомобилисты;
  • Собственники;
  • Предприниматели.

Действуют также общество защиты прав пациентов и общество потребителей услуг в сфере образования.

Все эти общественные формирования преследуют одну цель: объединиться и совместно защищаться от:

  • Некачественных услуг компаний и индивидуальных предпринимателей, продающих плохой товар;
  • Непрофессиональных решений чиновников и органов судебно-исполнительной власти;
  • Наконец, просто от соседей, которые ночью мешают спать.

Такие объединения, использующие в своей основе принцип самоуправления, имеют огромный потенциал. Там, где их возглавляют неравнодушные люди, можно добиться колоссальных результатов.

Юридическая грамотность потребителя

Главным гарантом, который обеспечит полноценную защиту прав потребителя, является собственная юридическая грамотность.

Конечно, речь не о систематических знаниях в области юриспруденции.

Однако основные правила должен знать любой потребитель услуг/покупатель товара:

  • Если оказывается услуга, то необходимо подписать договор с сервисной организацией, причем, прежде, чем сделать это, следует с тщательно ознакомиться со всем текстом такого договора.
  • Если в магазине приобретается товар, то покупатель должен требовать кассовый и товарный чек, это и будет свидетельством приобретения товара, без него доказать в суде факт покупки будет очень трудно.
  • Закон о защите прав потребителей обстоятельно прописывает возможность , в течение которых потребитель может сдать купленный товар, отказавшись от него в пользу денег или обменяв на соответствующее изделие.
  • Если потребителю оказана некачественная услуга, то надо составить об этом акт и провести , иначе могут возникнуть проблемы в суде.

Наша бесплатная медицина не всегда соответствует критериям качества. может быть подана при оказании некачественных услуг или требовании взятки.

Также нужно добиваться своих прав на качественное обслуживание ЖЭКом. Узнайте из , куда подать жалобу на ЖКХ, чтоб ваши замечания были устранены.

Покупая дорогостоящую технику, всегда обращайте внимание на сроки бесплатного гарантийного обслуживания. Например, читайте о гарантийном ремонте планшетов от разных производителей.

Пользуйтесь услугами разнообразных обществ защиты прав потребителей, только отстаивая свои права можно добиться их соблюдения в будущем.