О покаянии благоразумного разбойника. Малоизвестные святые: Благоразумный разбойник

У меня словно земля ушла из-под ног, когда я узнал о смерти Петра Степановича. Пронзившая меня мысль, что именно я виновник его смерти так и осталась на душе тяжелым бременем запоздалого раскаяния. И что бы мне не говорили, и как бы не пытались меня убедить, что смерть Петра Степановича наступила в результате прободения язвы желудка, уверенность в собственной вине у меня не проходила, а только с каждым днем более утверждалась. Осознание непоправимости поступка еще более усугубляло мои страдания. Я стал ужасно рассеян, тон задавал на хоре невпопад и путал порядок песнопений. Настоятелю, в конце концов, это надоело, и он отправил меня во внеочередной отпуск на две недели, посоветовав съездить в монастырь. Раздумывать я долго не стал, тут же сел в поезд и отбыл в Оптину пустынь, надеясь там найти облегчение своей изболевшейся душе.

Глубокой ночью, когда все пассажиры в моем купе спали, я, измаявшись от бессонницы, тихонько слез со своей верхней полки и вышел в тамбур вагона. За окном мелькали мохнатые темные ели, а в неподвижно-черной небесной громаде равнодушным светом искрились звезды. Я прижался разгоряченным лбом к прохладному стеклу тамбурной двери и подумал: «Уж кому-кому, а этим звездам глубоко наплевать на все мои переживания».

Петр Степанович был певцом моего хора. Из своих шестидесяти семи лет жизни, он, почитай, полвека пропел в нашем храме. Не одного регента на своем веку сменил. Ко мне, не смотря на мою молодость, относился уважительно и обращался только по имени-отчеству. Теперь таких певцов не сыщешь днем с огнем. Про Петра Степановича можно смело сказать, что он певец старинного склада, который непросто грамотно поет с листа по нотам, а поет душой, проникая в самый глубинный смысл церковного песнопения. Найти профессионального баса в нашем городке сложно, а чтобы еще церковным человеком был, вообще дело немыслимое.

Только один недостаток портил все дело. Любил Петр Степанович . Был он высокого роста и богатырского сложения. С детских лет, обладая изрядным здоровьем, Петр Степанович, не раз в шутку говорил, что до сих пор не знает дороги в больницу. Про Петра Степановича рассказывали, что по молодости он на спор за раз выпивал в один присест четверть самогона. Махнет трехлитровую банку, словно стопку, потом берет селедку за хвост, как есть, не чищенную вместе с потрохами и начинает ее с головы жевать, да так, до самого хвоста всю целиком за раз съедал.

Сколько бы Степанович не выпивал, но к празднику, вновь как огурчик, на клиросе поет, Бога прославляет. Однако с годами частая пьянка его могучее здоровье все же подточила. Похмелье стало все более затяжным и болезненным. Теперь и на службу стал приходить в изрядном под хмельком. И тогда, как мне не досадно было оставаться без баса, я все же выпроваживал его с клироса. В следующий раз он приходил с виноватым видом, каялся и просил прощения, и я ему снова разрешал вставать на клирос. Через непродолжительное время все повторялось.

В неделю « » к нам в храм должен был приехать служить архиерей. Естественно, я очень волновался, готовясь к столь ответственной службе, и умолял Петра Степановича не сорваться в эти дни – на архиерейской всенощной я готовился пропеть «Покаяние» Веделя, которое без басовой партии невозможно исполнить. Петр Степанович клятвенно заверил меня, что ни грамма в рот не возьмет, и на спевки действительно приходил трезвый. Но накануне приезда архиерея Петр Степанович опять запил. Тут уж я на него сильно обиделся и решил в наказание вообще до самой Пасхи на хор не пускать.

На Прощеное воскресение Петр Степанович пришел, хотя и помятый, но уже трезвый. Вид его выражал смиренное раскаяние. Так и подошел ко мне, опустив глаза и бормоча от стыда чуть ли не себе под нос:

– Согрешил я, окаянный. Подвел тебя Алексей Павлович. Виноват, видит Бог, виноват. Прости меня Христа ради.

– Бог вас простит, Петр Степанович, и я прощаю, но на клирос не допускаю.

Степанович вскинул на меня удивленно-вопросительный взгляд:

– Если прощаете меня, то почему же мне на клирос нельзя?

– Это я вас как человек прощаю, а как регент не могу простить, хватит уже. Сколько вас можно прощать? – вспылил я.

– Сколько? – как бы задумавшись переспросил Петр Степанович, – а сколько Сам Христос сказал: семьдесят раз по семьдесят, – и улыбнулся довольный своей находчивостью.

Но эта улыбка возымела на меня обратное действие:

– Да как же вам не стыдно, Петр Степанович, после всего этого еще и словоблудством заниматься. Я вам не Христос, я грешный человек и ваше недостойное поведение больше терпеть не намерен. Извольте сейчас же покинуть клирос и сюда не приходите больше.

Петр Степанович весь как-то еще больше осунулся, повернулся и медленно побрел к выходу. В эту минуту мне его стало очень жаль, и я, немного поколебавшись, побежал за ним следом. Догнал его уже на выходе из храма.

– Послушайте, Петр Степанович, – начал я, – мы не должны так с вами расставаться в Прощеное воскресение. Но и вы меня обязаны понять.

– Я понимаю, понимаю, Алексей Павлович, сам виноват. Я ведь как решил для себя: все, с Прощеного воскресения и весь пост Великий ни грамма. Не уж-то я не осознаю, что гибнет не только тело мое, но и душа, вот ведь что обидней всего. Я как тот благоразумный разбойник, умом и сердцем понимаю, а сделать ничего уже не в силах. Только и могу восклицать: «Вспомни обо мне Господи в Царствии Своем». Я теперь твердое решение принял, с началом поста начну новую жизнь.

– Если вы так действительно решили, то я очень рад. Сказать по правде, я вас хотел до Пасхи не допускать, а теперь решил, если вы до Вербного воскресения к вину не притронетесь, то в Лазареву субботу приходите.

– Это хорошо, что к Страстной прощаете, уж больно мне «Разбойника» пропеть хочется. Верите ли, Алексей Павлович, когда пою это песнопение перед Крестом, то мне так живо представляется, что этот разбойник именно я. От этого такое умиление в сердце настает, что хочется тут же подле Креста Господня умереть. А в сердце только одно звучит: «Ныне же будешь со Мною в раю». И нет в мире более сладостных слов, чем эти.

Так, поговорив с Петром Степановичем, мы разошлись, каждый довольный собой. Я – тем, что проявил, какую-никакую, а твердость. А Степанович тем, что прощен, пусть не сразу, но зато теперь есть надежда.

В течение первой недели поста я наблюдал с хоров, как Степанович говел, посещая каждодневно покаянный канон Андрея Критского. В конце недели он причастился. Приходил на службы трезвый, я радовался за него и уже подумывал допустить его на хор раньше времени, но потом все же решил выдержать испытание до конца.

На всенощную под Вербное воскресение Петр Степанович на хоры не пришел. Я обеспокоился этим, подумав: уж не заболел ли он, о худшем думать не хотелось.

Возвращаясь после всенощной домой, я нос к носу столкнулся с Петром Степановичем, который как раз выходил из пивной. Без особого труда можно было определить его нетрезвое состояние. Увидев меня, он смутился и быстро заговорил:

– Вы только не подумайте чего плохого, Алексей Павлович, я просто немного заболел, можно сказать простудился. А какие нынче лекарства – вы знаете. А мне ведь «Рабойника» петь, надо быть при голосе, вот я и решил подлечиться нашим испытанным народным средством – водкой с перцем. А сейчас я спать иду, утром буду здоров, это уже веками проверенный способ. А вы, Алексей Павлович, как от простуды лечитесь?

Я так был выведен из себя этим поступком Петра Степановича, что от возмущения не мог ничего сказать, а только выпалил:

– Я лечусь тоже народным средством: чаем с медом, – и тотчас, развернувшись, пошел дальше.

– Так мне завтра на хор приходить? – крикнул в след Петр Степанович.

Этот, как мне показалось, наглый вопрос, почему-то успокоил меня, и я, повернувшись к Петру Степановичу, без всякого раздражения сказал:

– А вы вспомните наш уговор, уважаемый Петр Степанович, раз вы его нарушили, то теперь этот вопрос отпадает сам собою.

– Так вы ведь, Алексей Павлович, знаете, что без пения мне не жить.

– Нет, я этого не знаю, – холодно ответил я.

– Эх, дорогой мой, Алексей Павлович, вы еще не родились, а я уже на клиросе пел.

– Что же из того? Это никак не извиняет ваших поступков. Прощайте, Петр Степанович.

– Нет, погодите, у меня последняя просьба. Разрешите мне придти вечером в четверг и пропеть «Разбойника благоразумного», быть может, это в последний раз в моей жизни.

– Никто не знает, что у него в последний раз, а что не в последний. Больше не будем об этом говорить, я своего решения менять не намерен.

При этих словах я решительно повернулся и зашагал прочь. А Петр Степанович прокричал мне в след:

– Все в этой жизни нужно делать как будто в последний раз.

Уже поворачивая за угол, я видел, что Петр Степанович все еще стоит посреди улицы, в какой-то растерянности глядя мне в след. Если бы я только знал, что вижу его в последний раз, то тут же бы и побежал к нему. Обнял бы его и позвал петь «Разбойника». Но я этого не сделал, потому что не думал о «последнем».

В последствии мне рассказывали, что перед тем как умереть, Петр Степанович, прямо в пивной пел «Благоразумного разбойника».

Поезд уносил меня в ночную тьму, а в моем воспаленном бессонницей мозгу все звучал голос Петра Степановича: «Во едином часе раеви сподобил еси Господи, и мене древом крестным просвети, и спаси мя».

Самара, январь 2006.

http://proza-pravoslavie.narod.ru

7. Благоразумный разбойник

Из Евангелия мы знаем, что, когда родился Христос, царь Ирод приказал убить в Вифлееме всех младенцев младше двух лет, надеясь, что между ними будет убит и родившийся Мессия. Это ужасное злодеяние Ирод совершил, потому что боялся потерять власть: он думал, что Христос станет царем вместо него. Приказание Ирода было исполнено, и посланные солдаты умертвили множество вифлеемских детей. Однако Христа среди них уже не было, потому что праведный Иосиф, получив откровение от Ангела, ночью тайно бежал в Египет - вместе с обрученной ему Девой Марией, Богомладенцем и апостолом Иаковом.

Путь в Египет из Палестины в те времена был не простой и не легкий. Это сегодня люди быстро и удобно летают туда на самолете, а в древние времена такое путешествие было сопряжено со многими трудностями и опасностями. В пустынных местах, где проходил путь, путешественникам угрожали дикие звери, отсутствие воды и многочисленные разбойники. Кстати, нужно сказать, разбойники встречаются там даже и в наши дни, и время от времени в новостях появляются сообщения, что в этой местности пропадают люди или происходит еще что-нибудь нехорошее. Тем более в те далекие времена ограбления и убийства путешествующих случались часто. Поэтому люди предпочитали не ходить по этому пути в одиночку, а старались собрать группу побольше, чтобы можно было дать отпор в случае нападения. Святое же семейство, отправившись из Вифлеема в Египет, было совершенно беззащитно, ибо их было всего четверо - Мария с Младенцем, праведный Иосиф, бывший в очень преклонных летах, и Иаков, сын Иосифа от первого брака. Конечно, на такое бегство они решились только потому, что у них не было выбора: им угрожал безжалостный убийца Ирод, звериный нрав которого был всем хорошо известен.

Итак, святые путники были, по человеческому рассуждению, беззащитны, а значит, находились в большой опасности подвергнуться нападению разбойников, которые всегда нападают прежде всего на тех, с кем легко справиться. Так оно и случилось. Церковное предание говорит, что по дороге в Египет на них напали разбойники и хотели их ограбить и убить. Эти люди были подобны зверям, они никого не щадили: ни детей, ни женщин, ни стариков. Однако произошло чудо: молодой разбойничий атаман по имени Дисмас, посмотрев на Младенца Христа, был поражен Его красотой. Он сказал, что если бы Сам Бог стал человеком, то и тогда Он не был бы прекраснее Этого Младенца. Как будто луч света коснулся души разбойника, и он пожалел Христа, Его Пречистую кроткую Мать и их смиренных спутников. Дисмас распорядился не причинять им никакого зла, после чего разбойники скрылись в пустыне. Но прежде чем они расстались, Матерь Божия сказала Дисмасу следующие знаменательные слова: «Придет время, и Этот Младенец воздаст тебе великим благодеянием за то добро, которое ты сделал».

Слова эти сбылись через тридцать лет. Предание Церкви повествует нам, что Дисмас был тем самым разбойником, которого теперь человечество называет благоразумным и который был распят вместе со Христом, по правую сторону от Него. Из Евангелия видно, что Дисмас стал первым из всего рода человеческого, кто вошел в Рай, ибо в последние свои часы, умирая на кресте, он раскаялся в прожитой разбойничьей жизни и уверовал во Христа. Покаяние его было принято Богом: ныне же будешь со Мною в Раю, сказал ему Спаситель. Таким образом исполнились пророческие слова Божией Матери - разбойник действительно получил от Бога безмерно великий дар - вечную жизнь в Царстве святых.

Когда мы слушаем эту известную историю, поразмыслим, братия и сестры, о том, какой великой ценностью перед Богом является сердце, имеющее в себе семена добра, способное к состраданию и милосердию. Вдумаемся: за то, что Дисмас удержал товарищей от совершения злодеяния, ему, прожившему жизнь в тяжких преступлениях, было дано в предсмертные минуты покаяние, дано сбросить страшное бремя греха и войти в Рай! Ведь далеко не всем грешникам дается перед смертью покаяние - большинство из них так и уходят из этого мира нераскаянными. Для примера можно указать на другого разбойника, распятого слева от Христа, который перед лицом смерти не только не раскаялся, но ожесточился еще больше, так что даже хулил Господа.

Предсмертное покаяние грешника есть великий Божий дар, который дается не всем. Бог дает его не просто так, но только когда на это есть своя причина. Если же Дисмасу оно было дано, то это значит, что в его сердце, в его душе было нечто доброе, некоторые добрые семена, которые не смогла заглушить даже долгая и злая разбойничья жизнь. Может быть, эти семена успела посеять в детстве его мать, еще до того, как он сбился с пути. Как бы то ни было, семена добра имелись в его сердце, и Дисмас, хотя, может быть, и нечасто, но все же был способен на великодушный и благородный поступок. В Евангелии повествуется только об одном таком поступке, но, конечно, он был не один. Хотя Дисмас и оставался в прямом смысле бандитом с большой дороги, однако доброе семя, отодвинутое куда-то в самый дальний угол его души, не только не умирало там, но даже приносило время от времени плоды добрых дел. Конечно, по человеческим меркам таких плодов было совсем немного, однако, как известно, суд человеческий - это одно, а суд Божий - совсем другое. На весах Божией правды даже и малое добро, сделанное Дисмасом, имело вес, тем более что оно было сделано разбойником, жившим в страшном разбойничьем мире, где жизнь идет по звериным законам. И за то, что Дисмас сохранил в своем сердце доброе семя, за то, что он не растоптал его, не изгладил из своей души - за это и дано было разбойнику спасительное покаяние, приведшее его на небо.

Кто-то может возразить, что доброе дело, сделанное Дисмасом, было делом из ряда вон выходящим. Действительно: ведь он не кому-нибудь сделал добро, а лично Самому Христу и Божией Матери, почему и получил от Владыки Христа и от Царицы Небесной безмерно великую награду. Но мы-то ведь не имеем возможности делать добро Христу, а потому и не можем ожидать от Него столь великой милости.

Конечно, спора нет, послужить чем-либо Самому Христу, как это произошло с Дисмасом, есть дело великое. Однако нам следует знать, что и мы можем послужить Господу так, как он послужил. Вспомним одну из самых глубоких тайн христианства: делая добро людям, мы делаем его Христу. И это не просто красивые слова, а несомненная истина. Сам Христос открыл нам эту тайну: то, что вы сделали кому-нибудь из братьев Моих меньших, говорит Он, вы сделали Мне. Отсюда следует, что если мы что-то доброе сделали ближнему, то сделали это Христу. Если мы любим ближнего, то любим Христа, если утешили, накормили, одели ближнего - сделали все это Самому Христу. Таким образом, мы не имеем права жаловаться, что не в состоянии сделать Христу что-нибудь доброе, ибо такая возможность у нас есть. Все очень просто: делай добро людям, и Христос примет это, как будто ты Ему сделал добро. Вспомним известный случай из жития святого Петра Мытаря: он отдал свою одежду дрожащему от холода нищему, а потом ему явился Христос, одетый в ту самую одежду…

Когда люди, закосневшие в грехах, совершают добрые, великодушные, праведные поступки, то Господь и все святые радуются этому больше всего. Почему? Потому что добрые поступки грешника свидетельствуют о том, что страшным силам зла не удалось до конца поглотить человека, что он, даже находясь в плену этих сил, противостоит им, не сдается и потому имеет возможность прийти к истинному покаянию и спастись. И Господь тогда употребляет все Свои Божественные средства, чтобы его к такому покаянию привести.

Вот что говорит Старец Паисий Святогорец: «Встречая человека, которого затянуло в греховную жизнь, но сострадательного - видящего, к примеру, больного и страдающего сердцем, видящего бедняка и помогающего ему, - знайте, что Бог не оставит этого человека, поможет ему… Суды Божии - бездна. Я знаю одно: люди, живущие жизнью мирской, те, кому не представилась благоприятная возможность познать Бога, те, кто был увлечен злом, те, кого подтолкнули к нему, - все эти люди, если имеют при этом доброе расположение, приводят Бога в умиление, и Он поможет им. Он приведет в действие различные способы для того, чтобы такие люди нашли свой путь, Он их не оставит. Он устроит так, что даже в час смерти они будут находиться в добром состоянии». Лучшей иллюстрацией слов старца Паисия является жизнь благоразумного разбойника. Ибо он, несмотря на свое прошлое, обрел путь спасительного покаяния, встретил смерть в добром расположении и вслед за Христом взошел на небо, где была о нем такая радость, какой не бывает даже и о девяносто девяти праведниках, не имеющих как будто бы нужды в покаянии.

Пусть же не забывают этой Евангельской истории разбойники, преступники и грешники всех времен! Пусть ни один из них не отчаивается в своем спасении, пусть ни один не сдается, не отдает своей души на одоление даже посреди самого плачевного вражьего плена. Пусть сохранят они в сердце добрые семена, хотя бы их было совсем немного. И тогда Всемогущий Бог, видя их усилия, поможет им и приведет неисповедимыми Своими путями туда, куда первым вошел их древний благоразумный собрат Дисмас - в вечное Царство святых. Ведь для Бога нет ничего невозможного. Аминь.

Из книги Чжуанцзы автора Чжуан-цзы

Из книги Чжуан-цзы автора Чжуан-цзы

Из книги Слова подвижнические автора Сирин Исаак

Слово 78. О видах разных искушений и о том, сколько сладости имеют искушения, бывающие и претерпеваемые за истину, и по каким степеням восходит человек благоразумный Добродетели одна другой преемственны, чтобы путь добродетели не был трудным и тяжким, чтобы можно было

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Кто такой «благоразумный раб»? иеромонах Иов (Гумеров)Господь наш Иисус Христос говорит о времени Своего пришествия. В ожидании этого великого дня ученики не должны придаваться самонадеянности и лени, но разумно использовать время земной жизни для служения Богу и быть

Из книги Преодоление земного притяжения автора Агафонов Николай

Благоразумный разбойник У меня словно земля ушла из-под ног, когда я узнал о смерти Петра Степановича. Пронзившая меня мысль, что именно я виновник его смерти так и осталась на душе тяжелым бременем запоздалого раскаяния. И что бы мне не говорили, и как бы не пытались меня

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

7. Благоразумный разбойник Из Евангелия мы знаем, что, когда родился Христос, царь Ирод приказал убить в Вифлееме всех младенцев младше двух лет, надеясь, что между ними будет убит и родившийся Мессия. Это ужасное злодеяние Ирод совершил, потому что боялся потерять власть:

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

Разбойник Повесть о покаянии разбойника. .И как извещено о получении им прощения грехов? .Ревность и усердие. Пример добрых братии возбуждает других к благой ревности. .Усердный брат часто спасает ленивого. автора Агафонов Николай

«Благоразумный разбойник» У меня словно земля ушла из-под ног, когда я узнал о смерти Петра Степановича. Пронзившая меня мысль, что именно я виновник его смерти, так и осталась на душе тяжелым бременем запоздалого раскаяния. И что бы мне ни говорили и как бы ни пытались

Из книги Светозарные гости. Рассказы священников автора Зоберн Владимир Михайлович

Разбойник вразумил В небольшом селе, расположенном на берегу живописной реки, праздновали день Пресвятой Троицы. Из калитки вышел опрятно одетый старичок, белый как лунь, с ласковым лицом и добрыми улыбающимися глазами. Подростки, увидев его, с радостными криками

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

Прп. Киприан Сторожевский, бывший разбойник († после 1598), память 16 сентября, 27 мая Это либо тот самый атаман разбойников, что держал в заложниках преподобного Адриана Ондрусовского – ученика Александра Свирского, либо предводитель другой шайки, разбойничевшей в оятских

Благоразумный разбойник

Меж двух разбойников - выражение, описывающее особенно позорный характер смерти Иисуса Христа , крест которого, согласно сообщениям Евангелий , был воздвигнут между распятиями преступников, получивших прозвание Благоразумного и Безумного разбойников .

В переносном значении - человек, оказавшийся в позорящей его ситуации (компании), но при этом сохраняющий свои положительные качества.

Тексты

Евангельское описание

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».
Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус : истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный » и, по преданию, первым вошёл в рай . Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий : «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи » , а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем ».

Истолкование в христианстве

Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии , взятых на небо живым). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.

Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен Иоанном Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов ». Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:

  • Христос будучи распинаем, оскорбляем, оплёвываем, поносим, бесславим совершает чудо - он переменил порочную душу разбойника;
  • Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром : «когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе ». Святитель при этом, не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес »;
  • Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне », но при этом он «исповедал Его прежде всех ».

Кроме того, данный прецедент лёг в основу католического понятия о крещении желанием (Baptismus Flaminis) , которое толкуется следующим образом: если кто пожелал принять крещение , но не смог по непреодолимым обстоятельствам быть должным образом крещёным, он всё равно может быть спасен милостью Божией.

Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом ).

Пророчества

Пророчества о распятии Христа между двумя разбойниками сделал пророк Исаия в цикле своих пророчеств о пришествии Мессии:

  • «Ему назначали гроб со злодеями , но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. » (Ис. 53:9)
  • «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был , тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. » (Ис. 53:12)

Ганс фон Тюбинген. «Распятие» , фрагмент, ок. 1430. Душа Безумного разбойника отлетает от его уст и её забирает дьявол.

Апокрифические истории

Происхождение разбойников

В отличие от Евангелий, не сообщающих подробностей о людях, между которыми был распят Христос, апокрифическая литература содержит обширный набор преданий.

Арабское «Евангелие детства Спасителя» сообщает, что Благоразумный разбойник воспрепятствовал своим товарищам напасть на Марию и Иосифа с младенцем во время Бегства в Египет . После этого Иисус произносит пророчество: «Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит - одесную, и ошую - Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное ».

Апокриф «Слово о крестном древе» включает описание происхождения двух разбойников: во время бегства в Египет Святое семейство в пустыне поселилось рядом с разбойником, у которого родилось два сына. Но его жена, имевшая только одну грудь, не могла вскормить их обоих. Помощь в кормлении ей оказала Дева Мария - она выкормила того ребенка, который затем был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью:

Распространенное предание о Таинственной капле рассказывает, что Святое Семейство было захвачено разбойниками в плен, и Мария, увидав умирающего младенца на руках у жены разбойника, взяла его, и лишь капля её молока коснулась его губ, он выздоровел.

«Слово о крестном древе» не сообщает имён этих разбойников, в отличие от «Евангелия от Никодима» , которое называет их Дижман - благоразумный разбойник, и Геста - хуливший Христа. Также в этом «Евангелии» содержится описание удивления ветхозаветных праведников, выведенных Христом из ада и увидевших разбойника, раньше их попавшего в рай. Автор апокрифа приводит следующий рассказ Дижмана:

…я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест вместе с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он - творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» И тотчас приняв молитву мою, сказал мне Он: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай» .

Благоразумный разбойник в раю. Фрагмент пятичастной иконы XVII в. Разбойника встречают Енох и Илия, справа - херувим с огненным мечом, охраняющий рай

В средневековом искусстве Благоразумный разбойник иногда изображается сопровождающим Иисуса во время Сошествия в ад , хотя такая трактовка не опирается ни на какие из сохранившихся текстов.

Крест Благоразумного разбойника

Существует апокрифическая версия происхождения древа для креста благоразумного разбойника. Согласно легенде, Сиф получил от ангела не только ветвь от древа познания добра и зла, но и ещё одну, которую позднее зажёг на берегу Нила и которая долго горела огнём неугасимым. Когда же Лот согрешил со своими дочерьми, то Бог велел ему для искупления посадить три головни из того костра и поливать их, пока не вырастет большое дерево. Из этого дерева и был затем сделан крест благочестивого разбойника.

Крест Благоразумного разбойника, согласно традиционной версии, в 327 году был установлен императрицей Елене на острове Кипр . В него была вложена частица Животворящего Креста и один из гвоздей, которыми было пронзено тело Христа. Об этом кресте сообщает преподобный Даниил в своём «Хождении игумена Даниила» (XII век):

Даниил повторяет самую раннюю, сохранившуюся с 1106 года запись о монастыре Ставровуни , рассказывающую о кипарисовом кресте, поддерживаемом в воздухе Святым Духом . В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками , но спустя несколько лет, как гласит монастырское предание, был чудесным образом возвращён на прежнее место. Однако потом святыня пропала вновь и остаётся ненайденной до настоящего времени.

Небольшая частица креста благоразумного разбойника хранится в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме . Её появление в Риме связывают с императрицей Еленой.

Крест Безумного разбойника

История материала для креста, на котором был распят Безумный разбойник, содержится в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе » ( -XVI века). Согласно ему, крест был сделан из дерева, посаженного Моисеем у горько-солёного источника Мерры (Исх. 15:23-25) из трёх сплетённых вместе ветвей дерева, принесённого из рая во время всемирного потопа . Дальнейшая судьба креста Безумного разбойника неизвестна.

Имена разбойников

Имена Благоразумного и Безумного разбойников известны из апокрифов , которые, впрочем, называют их по-разному:

«Благоразумный разбойник Рах». Икона московской школы, XVI в. Рах представлен в раю, о чём свидетельствуют райские деревца на фоне иконы

Благоразумный разбойник Дисмас

Дижман и Геста (в западной версии - Дисмас и Гестас (Dismas и Gestas )) - самая распространённая форма имён разбойников в католичестве. Имя «Дисмас» производят от греческого слова «закат» или «смерть». Варианты написания - Dysmas, Dimas и даже Dumas (Дюма).

День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта . В честь него назван город в Калифорнии - Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.

Благоразумный разбойник Рах

«Рах» - имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи. Отечественные исследователи не могут найти литературных источников происхождения этого имени. Возможно, эволюция имени Варвар-Варах-Рах . Икона с его изображением размещалась на северных алтарных дверях иконостаса .

Иконография

«Распятие» , Эммануил Лампардос, XVII в., критская школа. Эрмитаж

Искусствоведы отмечают, что разбойники по сторонам Христа в сценах Распятия появились начиная с V-VI вв.

Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в эту сторону. Это указывает на его приятие раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника. Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный - с отвернувшейся головой или даже развёрнутым спиной.

Художники подчас подчёркивали различие между Иисусом и находящимся по обоим его сторонам разбойниками, а также разницу между двумя преступниками:

Иисус Христос Разбойники
одежда набедренная повязка перизома
крест Животворящий крест ,

чёткие геометрические формы

некрасивые, дикие,

изогнутые стволы, Т-образный крест

крепление гвозди привязаны веревками
руки прямые, вытянутые связанные сзади креста
поза умиротворенная корчатся
голени сохраняются в неприкосновенности перебиты воинами, которые размахивают молотами

Можно проследить и различия между двумя разбойниками, Благоразумным и Безумным: в первые века христианства, когда ещё сохранялась память об античном безбородом идеале мужской красоты, Благоразумный разбойник бороды не имел, а Безумный был бородатым. Но с развитием христианского мировоззрения борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и поэтому борода стала атрибутом положительных персонажей (Иисуса и Благоразумного разбойника), а третий казнённый превратился в безбородого.

Ника Кравчук

Почему благоразумный разбойник покаялся в последнюю минуту?

Это один из самых удивительных персонажей евангельской истории. Всю свою жизнь он провел в грехах и уже перед самой смертью покаялся. Как ни странно, Господь принял его покаяние и первым ввел в Царство Небесное. Это был благоразумный разбойник. Что об этом покаявшемся грешнике рассказывает Священное Писание? Почему такой колоритный персонаж упоминается только в Евангелии от Луки? Чему нас учит пример благоразумного разбойника? Обо всем этом читайте далее.

«Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем…»

Самая мрачная картина евангельской истории — безгрешный Сын Божий страдает на кресте и умирает ради спасения всех людей. Он испытывает ужаснейшую боль, его унижают, бьют, насмехаются. По правую и левую руку от Него пребывают два разбойника. Они совершили тяжелейшие преступления, за что и осуждены на смерть. И эти висельники также злословят на Христа — об этом упоминают евангелисты Матфей и Марк. Но затем из одним из них что-то случилось: он понял, Кто распят рядом с Ним. Этот грешник, всю жизнь котившийся в самую пропасть греха, вдруг восклицает:

…помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23:42).

За что получает от Христа прощение грехов и надежду на вечную жизнь:

…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43).

Это и был благоразумный разбойник, пример которого дает каждому человеку надежду на спасение.

Почему о раскаявшемся разбойнике говорит только один евангелист?

Историю о раскаявшемся на кресте преступнике упоминает лишь евангелист Лука. Этот факт рождает сомнения среди многих неверующих и колеблющихся. Почему только один апостол рассказывает об этом персонаже? Нет ли в этом какого-то противоречия? Чтобы ответить на вопрос, нужно посмотреть не только на евангельское повествование, но и на условия, в которых писали евангелисты.

Как известно, первые три Евангелия — от Матфея, Марка и Луки — еще называют синоптическими , а их авторов — синоптиками . Евангелие от Иоанна обычно упоминают отдельно, так как оно слишком отличается. Тексты синоптиков в значительной степени похожи между собой.

Как показывают исследования библеистов, текст Евангелия от Марка уникален, то есть кардинально отличается от других, лишь на 3 %, от Матфея — уже на 20 %, а от Луки — на 35 %.

Три Евангелия разнятся даже по объему: в позитивном смысле наиболее многословным оказался апостол Лука. Он не только описал те же события, что и евангелисты Матфей и Марк, но и дополнил их новыми деталями. Если внимательно читать Священное Писание, то можно заметить, что лишь у Луки вспоминается не только благоразумный разбойник, но и милосердный самарянин, притча о мытаре и фарисее, блудном сыне, истории о покаявшемся Закхее, а также о благовещении, рождении Иоанна Предтечи и других событиях.

Так что, если у других евангелистов все эти эпизоды не упоминаются, то ни одной из описанных историй не было в действительности?

Христиане с особым уважением относятся к евангельскому повествованию, поэтому у них не может быть никакого сомнения в истинности текста, написанного по внушению Святого Духа.

Но если внимательно изучать Евангелие и условия, в которых оно было написано, то не остается никаких подозрений в том, что святой Лука писал о реальном событии.

Во-первых, третий евангелист перед созданием Евангелия тщательно изучил написанное до него и включил в текст те важные события, о которых не упомянули предшественники. Подтверждение этому — относительно высокая уникальность текста (35 %).

Во-вторых, святой Лука всегда особое внимание уделял теме покаяния. Более того, он описывал истории тех людей, которых фактически не поняло или даже отвергло общество, но раскаяние которых принял Господь.

Благоразумный разбойник вспоминается в предпоследней главе Евангелия, а до этого были:

  • покаявшаяся грешница, которая омыла ноги Христа слезами и вытерла своими волосами (Лк. 7:37-38);
  • милосердный самарянин (Лк. 10:25-37) — именно он, а не священник и не левит из богоизбранного народа позаботился о человеке, пострадавшем от разбойников;
  • блудный сын, которого после стольких лет разлуки и причиненной боли с радостью встретил отец (Лк. 15:11-32);
  • оправданный мытарь со смиренной молитвой «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). Как известно, иудеи ненавидели спорщиков подати для Римской империи, считали их хуже других. Но Господь оправдал не фарисея, исполнявшего заповеди, а именно мытаря;
  • начальник мытарей Закхей, желавший увидеть Христа (Лк. 19:1-10) — сам Христос сказал, что дому Закхея пришло спасение.

Обратите внимание: начальника мытарей, ничем не похожего на ревнителей веры фарисеев и саддукеев, Спаситель называет сыном Авраама! Разве не парадокс? Парадокс, но это еще не все.

Покаялся в последнюю минуту

Все несходство христианства с другими верованиями показывает один образ: благоразумный разбойник — отпетый грешник, который фактически в последние минуты своей жизни принимает Иисуса за Бога, первым входит в рай. На кресте этот преступник не оправдывается, не умоляет о прощении (как простить его, павшего так низко?), лишь только со смирением просит помянуть его в Царстве Небесном. И Христос, видя искренность намерения и глубокое раскаяние разбойника, обещает:

Многие верующие не понимают: почему о покаявшемся на кресте грешнике не написали святые Марк и Матфей?

Первые два евангелиста рассказывают о том, что вместе со Спасителем на крестах висели и два разбойника, которые поносили Христа.

Но нет ли здесь противоречий Евангелию от Луки, где сказано, что один злословил, а второй покаялся? Иоанн Златоуст не видит разногласий, объясняя написанное у трех авторов так: сначала оба разбойника злословили, но в последний момент один осознал многое. Это и был благочестивый разбойник. Что его изменило?

Он видел, как издевались над Христом, как мучился невиновный Спаситель. Но даже после всех унижений Христос взмолился: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят». Когда разбойник увидел и услышал это, то понял, Кто перед ним. В этот момент его сердце было готово к принятию Христа.

Второй же настолько ожесточился в своей греховности, что не захотел признавать в изнеможенном, избитом, смиренном Человеке на кресте Мессию.

И это был его выбор.

Почему другие евангелисты не говорят о покаявшемся разбойнике?

Почему же в Евангелиях от Марка и Матфея не фигурирует благочестивый разбойник? Об этом можно лишь догадываться и объяснять их поведение на знакомых нам примерам.

Представьте себе, что вы и еще двое людей стали свидетелями одного и того же события. Вы запомнили общую картину, некоторые важные для вас нюансы, но большинство деталей забыли. Второй очевидец тоже вспомнил самое главное, а на деталях вообще не заострил внимание. Третий же ознакомился с предыдущими двумя свидетельствами, затем расспросил других людей, которые могли знать об этом событии, все подробно изучил, тогда не менее подробно описал.

А теперь скажите: разве три разных свидетеля одного и того же события дадут на 100% одинаковые показания? Нет, их данные будут иметь много общего, но отличаться деталями.

А сейчас представьте, что о произошедшем свидетели должны рассказать представителям разных народов и культур, подобрав нужные слова, термины, примеры. Для одних желательно заострить внимание на одних событиях, для других — акцентировать на ином, что-то объяснить более подробно.

Вот почему синоптические Евангелия отличаются друг от друга: у них разные авторы, которые по-разному пережили евангельские события и разным языком передали их на письме. Они описали главное — земную жизнь Христа, но каждый это сделал по-своему. Марк отрывчасто подал главные факты, Матфей особое внимание уделил цитатам и связи с Ветхим Заветом, а Лука дополнил их повествование новыми персонажами, деталями и фактами. Также он акцентировал внимание на теме покаяния: раскаявшаяся блудница, мытари, блудный сын, благоразумный разбойник.

Что же касается Евангелия от Иоанна , то оно значительно отличается от текстов синоптиков. Иоанн Богослов писал в свойственной только ему манере. Он не повторял написанное у других евангелистов, если те исчерпывающе раскрыли ту или иную историю, зато указывал на совсем иные детали и обстоятельства. Вот почему он вообще не вспоминает о разбойниках, зато рассказывает о Марии и любимом ученике, которые стояли у креста Спасителя.

Предлагаем вам дополнительно посмотреть современный фильм-историю о покаянии и беграничном милосердии Бога:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще