Кто такой Василий Анисимов? Расследование Александра Андрущенко. Василий Анисимов: «Порошенко искушает Патриарха Варфоломея, как диавол Христа». Но на них тоже оказывают давление

Комментарий руководителя Пресс-службы УПЦ

На Украине начался Всеукраинский крестный ход. Его инициатором выступила Украинская Православная Церковь. О целях крестного хода, о ситуации на Украине, о нынешнем положении Украинской Православной Церкви рассказал руководитель Пресс-службы УПЦ Василий Анисимов.

– Василий Семенович, начался Всеукраинский крестный ход, к которому призвал всех верующих Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Этот крестный ход уже назвали антивоенным. Это первая акция такого масштаба?

– Крестный ход действительно «антивоенный». Одна его часть вышла из Святогорской лавры, которая находится в зоне АТО, другая 9 июля выйдет из Почаевской лавры, и 27 июля, в День Крещения Руси, они соединятся в Киеве у памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Это крестный ход мира, любви и молитвы за Украину, как назвал его Блаженнейший Владыка; он соединит собой восток и запад и, безусловно, станет самым главным событием нашей церковной жизни в нынешнем году.Конечно, это не первая антивоенная «акция» Православной Церкви. Вы знаете, что с самого начала противостояния на Майдане Православная Церковь не только выступала за мирный диалог, но физически разъединяла враждующих и уже окропивших руки кровью, становясь с крестом и Евангелием между ними. Это были монахи Десятинного монастыря. Когда через месяц пролилась большая кровь, погибли более сотни майдановцев, два десятка «беркутевцев», более тысячи были ранены и покалечены, Церковь объявила траур и продлила его на весь Великий пост, призвав покаянием найти пути к взаимному прощению и примирению. После начала войны на Донбассе УПЦ провела в июне 2014 года «антивоенный» Синод, который выступил с миротворческими обращениями к народу и власти. Она поддержала и перемирие, объявленное тогда президентом, и первые Минские соглашения, и вторые. И все эти ужасные 2,5 года неустанными призывами и молитвами стремится установить мир на нашей измученной земле.

– В своем обращении Блаженнейший Митрополит Онуфрий отмечает: «Несмотря на миротворческую миссию нашей Церкви, ее пытаются сделать враждебной украинскому обществу». С чем это связано?

– В украинском обществе был и остается высокий запрос на мир. Петр Порошенко победил на президентских выборах всех своих основных конкурентов из «партии войны», которые соревновались в воинственности и русофобии, в первом же туре. Победил только потому, что пообещал за две недели завершить войну, за три месяца восстановить отношения с Россией, создать такие высокие стандарты жизни, что Крым сам с покаянием попросится назад, и т.д. И сегодня опросы общественного мнения показывают, что люди хотят мира. Однако этот запрос на мир никак не отражен в украинских СМИ; напротив, все наши телеканалы ежедневно с ура до вечера вещают, сколько «агрессор», «российские террористические войска» стреляли в зоне АТО, сколько убили и ранили украинцев, какую беду Путин опять задумал против Украины… Всякий протест, даже социальный, объявляется происками, играющими на руку тому же Путину, и пр. Это форменное наваждение. Кто не разделяет эту точку зрения, зачисляется в «пятую колонну». Православная Церковь одна из них, ее шельмуют, оклеветывают. Вот недавно отлученный от Церкви М. Денисенко (Филарет) во дворце «Украина» при всем высшем руководстве страны заявил, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий называет украинских солдат, героев АТО, «убийцами», что православные священники, подбрасывая мобильные телефоны в расположение украинских воинских частей, являются наводчиками для российских «Градов» и т.д. И все это даже опровергнуть негде, кроме скромных церковных интернет-ресурсов.

– На этом основании происходят и захваты православных храмов?

– Конечно. Униаты и раскольники из кожи лезут вон, чтобы потрафить «партии войны», разжигают ненависть к Донбассу; Филарет объясняет, что врага убить – не грех. Нагнетают злобу и ненависть к Церкви Христовой, Православной: дескать, война показала, что она «непатриотичная», поэтому народ и общественность якобы требуют «перевода» православных общин в раскольничьи, патриотические. Москва – это агрессор, поэтому «московской церкви» в Украине не должно быть. Натравливают политических активистов, боевиков, которые с насилием захватывают православные храмы. Зачастую это инициирует местная власть. Около четырех десятков захвачены, многие находятся под угрозой захватов. Православные судятся, иногда выигрывают тяжбы, апеллируют к европейскому сообществу, где никому и в голову не приходит захватывать церковное имущество. Но ни один погромщик нигде так и не был привлечен к ответственности. К тому же решения судов у нас по традиции никто не спешит выполнять. В свою очередь депутаты-униаты и филаретовцы инициируют принятие законов, которые бы облегчили «смену юрисдикции православных общин». Это тоже беззаконие. Они действуют вполне по-большевистски, полагая, что народ, измученный войной, нищетой, тарифами и т.д., не сможет защищать свои святыни.

– А в зоне АТО положение еще более трагичное?

– В двух областях Донбасса, на которые распространяется антитеррористическая операция, у нас более тысячи православных приходов и монастырей. Трое православных священников погибли при обстрелах, повреждены более 70 храмов, полтора десятка частично или полностью разрушены. Там, конечно, служат героические священники и архиереи, которые не оставили свою паству, ту, что не смогла никуда уехать или ей некуда было ехать. По обе стороны фронта – бедствующее население. Только по официальной статистике там погибло более 10 тысяч мирных жителей, более сотни детей; беженцы исчисляются чуть ли не 2 миллионами (в Украину и Россию); разрушены десятки тысяч домов и квартир, огромное количество предприятий, инфраструктура. Это трагедия на долгие годы. И Церковь находится посреди нее: наши храмы и монастыри стали центрами гуманитарной помощи и приютами, туда переданы собранные УПЦ тысячи тонн продовольствия, одежды, медикаментов, миллионы гривен. Церковь помогает и воинским подразделениям ВСУ в зоне АТО. Там тоже ужасные потери – более 2 тысяч убитыми. В основном это молодые ребята, православные. С обеих сторон люди ежедневно продолжают гибнуть или получать увечья, поскольку обстрелы и перестрелки не прекращаются.

– Но если эта война всех измучила, то почему никто ее не может прекратить?

– На самом деле она не всех измучила, особенно в Киеве. Война позволяет получать кредиты и помощь Запада, поскольку на Донбассе, как объясняет наша пропаганда, мы защищаем всю Европу от «путинских орд». На войну списывается крах экономики, обвал гривны, запредельные тарифы и цены – куда ни посмотри, везде объясняют: вы же не забывайте, у нас – война! В Украине безработица и очень низкие зарплаты, поэтому никто не знает, куда девать 70 тысяч солдат и добровольцев, находящихся в АТО. Чем они будут заниматься? Могут и очередную революцию устроить. К тому же многих бойцов нынешнее положение устраивает. Они получают по 6–8 тысяч гривен. Такие деньги, скажем, в провинции трудно заработать, к тому же у них есть льготы по тем же тарифам. Так что война – это заработок, позволяющий содержать семью. А самое главное – никто не может толком объяснить: для чего это все затевалось? Никто не может предложить формулу внутриукраинского примирения, которая бы устраивала обе стороны. И не стремится ее искать. Вместо этого – «агрессоры», «каратели», «оккупанты», «фашисты», «террористы»… Идет третий год войны, кровь льется, длятся страдания, деградируют экономика, социальная сфера, общество и само государство. Украинская Православная Церковь всегда выступала за единство Украины. Первый пункт Минских соглашений гласит, что Донбасс остается в составе Украины. Если решили жить вместе, если все согласны с тем, что альтернативы мирному решению конфликта нет, то давайте с Божией помощью наконец-то найдем в себе волю и мужество прекратить это безумие. Ради этого и идет организованный Православной Церковью Всеукраинский крестный ход.

По мнению «патриарха всея Украины Филарета», когда будет создана ЕППУЦ, в неё будут готовы перейти до двух третей епископата УПЦ (Маосковского патриархата).

В этом усомнился руководитель пресс-службы УПЦ (МП) Василий Анисимов: «Это всё из мечтаний отлучённого мудреца… Как он это посчитал? Пусть он лучше считает, в каком кругу ада он будет сидеть как анафематствованный — в шестом, или в седьмом, или в девятом?».

Понаехал к юбилею митрополита Агафангела в Одессу "Глас" кино делать. Весь материал отснят, всё собрано. "Маленькая" загвоздка - не хочет владыка этим мальчикам-девочкам скороспеленьким интервью давать для фильма. Пришлось срочно ВасильСемёныча вызывать.

Идея «украинской поместности» как игра на тщеславии «базового электората»

Довольно резкой (как для официального представителя Церкви) статьёй ответил украинской власти на продвижение заведомо антиканонической «автокефалии» руководитель пресс-службы УПЦ (МП) Василий Анисимов.

Напоминая «гаранту конституции», что по этой самой конституции Церковь отделена от государства, он задаётся риторическим вопросом: мыслимо ли, чтобы предстоятель Церкви на Украине ставил целью своего церковного правления государственные преобразования или выход/вступление государства в международные союзы, и объезжал бы с этой целью президентов ведущих стран-участниц этих союзов, заручаясь поддержкой своих прожектов?

Впрочем, подобные вопросы Василий Семёнович четверть века задавал всем украинским президентам и лжепрезидентам. Но тщетно. Потому что идея автокефалии для каждого из лидеров Украины становилась последним прибежищем. Вернее, соломинкой, за которую каждый из них хватался, стремительно теряя поддержку избирателей. И если для Кравчука, Ющенко и Порошенко это изначально была игра на тщеславии их базового русофобского электората (мечтавшего об отдельной от Москвы церкви), то предатели избравших их сторонников цивилизационного единства Руси Кучма и Янукович, потеряв поддержку последних, таким образом искали симпатий в противоположном лагере.

«Славні традиції»

Кравчук, который и победил-то потому, что главный его соперник на шовинистическом электоральном поле Чорновил решил не опротестовывать результаты выборов (они проводились одновременно с референдумом о незалежности, и протест поставил бы под сомнение также итоги плебисцита), начал с того, что переломав через колено т.н. «Украинскую автокефальную православную церковь» («УАПЦ»), впихнул туда ненавидимого «автокефалами» бывшего местоблюстителя Московского престола Филарета и объявил эти «Рога и копыта» «автокефальным» «Киевским патриархатом». Не помогло. Разорив за два с половиной года население, вынужден был идти на досрочные выборы, которые проиграл «пророссийскому» Кучме.

Леонид Второй же, потеряв в итоге доверие Востока, Юга и Центра, так и не обрел его в Галиции. А потому.

()

Опять и снова ударила властям в голову автокефалия, никто не знает толком, кто это такая и с чем ее едят, но уже президент Порошенко грозится показать последнего неавтокефального попа. Прямо как тот Микита Сергійович!

Законники и фарисеи

Как известно, Петр Алексеевич внезапно заявил, что краеугольным камнем его выборной президентской кампании 2014 года была автокефалия Православной Церкви. Явный сбой и ошибка памяти. Такого камня не было и быть не могло: Центральная избирательная комиссия просто не имела права регистрировать кандидата с явными антиконституционными и антизаконными наклонностями. Ведь мы избирали (может, кто забыл!) не верховного жреца, не аятоллу, а президента светского демократического европейского государства, где Церковь отделена от державы. Богу - Богово, а кесарю - кесарево. Мыслимо ли, чтобы на выборах Киевского Митрополита какой-то епископ-кандидат ставил целью своего церковного правления, скажем, государственные преобразования, выход или вступление Украины в международные союзы? А после избрания объезжал бы президентов ведущих стран, заручаясь поддержкой своих прожектов?

()

(Заметки о филаретовском недопокаянии)

Василий Анисимов

По дороге на филаретовскую пресс-конференцию забежал в стекляшку у метро подкрепиться кофейком. Что поделаешь? Слякоть, унылое предзимье, простуженный город. Я коченел вместе ним. Вдруг окликнул какой-то парень, оказывается, мы с ним где-то пересекались. Он издатель, только что выпустил книжицу рассказов о святом Николае и решил подарить экземпляр. Славный знак! Попросил его подписать для внуков. Вот спрячу книжку под елку, а на праздник мы ее случайно найдем, обрадуемся, сядем все вместе читать и рассматривать картинки. И пусть «уже души едва касаясь, несется жизнь» со всеми ее «Юля, приходи!», «Юра, держи!» и «Петя, тикай!».

Разговорились. Парень с утра по издательским делам побывал в Лавре, общался с матушками, и там все только и обсуждают покаяние Филарета! Я ему сказал, что тоже получил от одного «затятого» филаретовца поразившую меня эсэмэску: «В.С.! Теперь мы братья!». С чего бы это и откуда? Но наш народ не переделаешь: он живет слухами, странными надеждами, конечно, светлыми, но ничем не обоснованными. Мечтает, как мальчик у Христа на елке.

Когда четверть века назад филаретовский Эйяфьядлайёкюдль, этот вулкан лжи, злобы, раздоров - словом, раскола, зачадил на Пушкинской, нас на Украине было 52 миллиона жителей. Теперь осталось менее тридцати миллионов, хотя Тимошенко с Рабиновичем пугают, что и того меньше - просто власть боится посчитать количество населения разбегающейся державы. Расколотое изнутри обречено на убыль и вымирание. А тут вдруг из самого жерла распрей донесся едва различимый возглас о примирении. Может, ослышались? Когда пару недель назад один чиновник из «партии войны» сказал мне об этом призыве, то я не поверил, отшутился: ну да, вы скорее придушите старика, чем позволите ему заикунуться о примирении хоть с кем-то, даже с родной Церковью Христовой. Но повод был, действительно, уникальный.()

Все выходные в итоговых политических телепередачах эксперты потчевали нас своими толкованиями посланий «патриарха всея Украины-Руси Филарета», обращённых им к миру и граду в порядке пресс-конференции, состоявшейся в пятницу 1 декабря.


Но ваш покорный слуга не берётся анализировать речи 88-летнего патриарха самой свидомой нации в мире, не имея профильного образования. Тут, пожалуй, требуется не просто специалист, но целый консилиум нейропсихологов, геронтологов и просто санитаров.

Посему давайте остановимся на банальном вранье «святейшего».

Как мы помним, посвящено оно было его письму к патриарху Кириллу и епископату Русской православной церкви (РПЦ).

()

Разговор об итогах 2016-го с главой пресс-службы УПЦ (МП) Василием Анисимовым

«Сегодня мы все являемся свидетелями, когда Украинскую Православную Церковь пытаются сделать враждебной украинскому обществу, - сказал на итоговом ежегодном собрании Киевской епархии Блаженнейший митрополит Онуфрий. - Поток грязной информации, ежедневно освещается в средствах массовой информации, становится поводом для открытого преследования нашего духовенства и мирян, а также часто становится основанием для осквернения и актов вандализма храмов УПЦ».

- Но разве отношение государства к канонической Церкви не было таким все годы независимости? - интересуется «Фраза » у главы пресс-службы Украинской православной церкви (Московского патриархата) Василия Семёновича Анисимова.

()

Министр по делам религий - именно так представляет агентство «Укринформ» главу комитета по делам религий при минкульте А. Юраша. И, действительно, комитет сей долгое время имел статус министерства, да и ныне, когда киевский режим активно занят и , может посоперничать в плане «розбудови нації» со всем остальным министерством культуры (хотя бы по причине издыхания оной).

Впрочем, ни перевод с целых парафий в «национальную веру», ни силовое же ограничение для православных прав на свободу передвижения , ни даже осквернение Престола теми же структурами «министр» насилием не считает. «У нас нет средств, методов и даже интенций («інтенція» это такое «староукраїнське слово», в переводе с латыни означающее намерение, - Д.С.) решать что-либо насильственными методами… у нас либеральная позиция государства… Это базовая установка украинской системы отношений с религиозными организациями… Это то, чем мы можем гордиться».


Ну, пышатыся (гордиться) - это базовая установка состояние лучших людей нації. Вот как эти, внушающие гордость «базовые либеральные установки системы отношений с религиозными организациями», воплощаются в жизнь:()

Чем был 2015 год для Предстоятеля православных на Украине? На этот вопрос отвечает «Украине.ру» глава пресс-службы УПЦ МП, помощник митрополита Онуфрия Василий Анисимов.

- Главный итог уходящего года - мы имеем церковь, которой можно гордиться. Церковь не роскоши, церковь не «лексусов» и всяких нестроений, которые мы имели ещё пару лет назад, но вновь - Церковь исповедников.

Чего скрывать, при Януковиче УПЦ была обласкана властью, олигархами. Было даже несколько стыдновато. Хотя понятно, что люди давали миллионы на строительство, на поддержание Церкви. А вот теперь, когда на неё с битами попёрли - это Церковь стояния. Церковь Христа. Ибо за что сегодня преследуются православные? За то, что они не сошли с пути, который определил Сам Господь. «Блаженны миротворцы…». Вот за миротворчество преследуют.

Блаженнейший митрополит Онуфрий в одном из первых своих интервью сказал, что Христос это мир, и тот, кто с ним, должен прекратить кровопролитие. И поэтому партии войны, кровожадная уния, расколы, олигархи и прочие мерзавцы, которыми сейчас переполнена Украина, науськивают общество на Церковь, нанимают боевиков, коррумпированное чиновничество. В этой борьбе как раз и рождается Церковь Исповедница. И самые простые женщины, запершиеся в храме с. Птичье под Ровно или в Катериновке под Тернополем сейчас свидетельствуют то, что самые высоколобые завсегдатаи телеэкранов - многолетние «представители Церкви» - исповедовать не способны.

Церковь давят, шельмуют, но ни один батюшка не сломался, ни один приход из 13 тысяч… А ведь нынешняя русофобская агитация, тотальная ложь опасна тем более что замешана на реальной боли и ненависти людей, потерявших на войне в Донбассе своих детей, мужей, братьев, отцов… Церковь и этой ненависти, разжигаемой властью и СМИ, противостоит. Как в первые века христианства, как Христос всегда был в меньшинстве, так и сейчас Церковь вновь ненавидимое меньшинство.

В последние месяцы сугубое внимание СМИ было привлечено к ситуации вокруг Украинской Православной Церкви. Некоторые административные решения священноначалия вопринимались определенными силами, мягко говоря, неоднозначно. В попытках найти объяснение происходящему журналисты строили смелые версии и высказывали самые фантастические предположения. Не остались в стороне разного рода эксперты, аналитики и блоггеры. На этом фоне заинтересованными лицами распространялись слухи, которые еще больше запутали дело. За разъяснениями редакция Православие.Ru обратилась к руководителю пресс-службы УПЦ Василию Семеновичу Анисимову.

– Василий Семенович, судя по всему, многомесячный «конфликт» в Украинской Православной Церкви, который активно освещала пресса, завершился?

– Это не конфликт, а провокация, которая имела целью посеять вражду в руководстве УПЦ. Об этом сказал сам Блаженнейший Митрополит Владимир постоянным членам Священного Синода, посетившим Его Блаженство в больнице 17 марта. Конфликт требует наличия хотя бы двух точек зрения, а когда все СМИ, включая три главных украинских телеканала, в своих репортажах и интервью дуют в одну дуду о заговоре, ГКЧП, захвате власти в УПЦ и пр. – это заказная провокация. Я двадцать раз и письменно, и устно опровергал все эти нелепости, но ведь заказу закон не писан. Причем все так называемые «эксперты», вещающие об «одесско-донецкой группировке, захватившей власть в УПЦ», чтобы «отдать ее Москве», – униаты, филаретовцы, религиоведы-атеисты – никакого отношения к УПЦ не имеют. Самим же «захватчикам» – митрополитам Агафангелу, Илариону, Онуфрию, Павлу и прочим «гэкачепистам» ­– слова не дали. Так что вся провокация шита белыми нитками.

– Ну, а если конкретнее?

– Можем любую статью или телесюжет разобрать. Возьмем, к примеру, последнее интервью от 15 марта Блаженнейшего Митрополита Владимира киевскому изданию Weekly.ua. Автор – профессиональный журналист, даже где-то в США учился, по убеждениям, правда, униат или филаретовец – их уже не различишь. Поэтому он и вопросы задает соответствующие, типа «патриарх Филарет о вас с теплотой отзывается, молится о вас», «вас с римским папой Иоанном Павлом ІІ сравнивают» и т.п. Он также говорит Блаженнейшему, что после его болезни начались какие-то странные процессы, в частности, «митрополит Агафангел настаивает на полном присоединении к РПЦ, отказе от существующего статуса» и т.д. И спрашивает, что происходит в Церкви? Блаженнейший, естественно, ни слухом ни духом ни о каких «настаиваниях» митрополита Агафангела не знает, но он доверяет журналисту, поэтому отвечает: «Каждый человек имеет право поступать и говорить так, как считает нужным. Но также он должен отвечать за свои слова и поступки. Если митрополит Агафангел делает много заявлений личного характера, значит, он за них и отвечает». Интервью полностью или в выдержках разместили многие сайты, и вся униато-раскольничья сеть возликовала: как же, Блаженнейший Митрополит напомнил злокозненному митрополиту Агафангелу об ответственности за свои слова и поступки!

Я дозвонился до этого журналиста (мы с ним когда-то пару раз пересекались) и говорю: «Я вот несколько самонадеянно считаю себя немного компетентным в нашей сфере, но, ради Бога, скажи, где, когда, письменно, устно, случайно, мимоходом и т.д., не только во время болезни Блаженнейшего, а даже за последние 20 лет (сколько я знаю митрополита Агафангела), он настаивал или хотя бы обмолвился о необходимости полного присоединении к РПЦ, отказе от существующего статуса УПЦ? Я вот этого не знаю». Он лишь припомнил, что когда-то в частном разговоре с Венедиктовым из «Эха Москвы» митрополит Агафангел назвал униатскую Галицию «нашей Чечней». Но ведь это разные вещи! Владыка Агафангел не любит унию – а кто ее любит? – за то, что она разгромила три православных епархии в Галиции, но при чем здесь автономия УПЦ?

Вот так рождаются измышления: на человека навешивают какую-нибудь ложь, а затем за нее его же изобличают, осуждают сами или при помощи других людей. Вся эта информационная кампания на подобных инсинуациях и построена.

– Но вы говорили, что журналист, бравший интервью, – профессионал?

– Журналист имеет право ошибаться, задавать некомпетентные вопросы, но он всегда подстраховывается, чтобы эта некомпетентность не попала в печать. И этот тоже подстраховался. Он говорит: вы напрасно меня упрекаете в том, что я использовал Блаженнейшего, чтобы насолить митрополиту Агафангелу. Во-первых, я не планировал брать интервью у Блаженнейшего, мне предложил это сделать архиепископ Александр (Драбинко), он и организовал мне беседу с Его Блаженством. Во-вторых, вы знаете, как неразборчиво говорит Блаженнейший, с кассеты расшифровать очень сложно, я ее и не расшифровывал, а отдал кассету тому же владыке Александру и священнику Георгию Коваленко, они сами расшифровали, поправили – у них был карт-бланш на любые сокращения, – они же вычитали, подписали и отдали готовый текст. Так что претензии предъявляйте к ним. И, думаю, он прав: если вы заказали журналисту материал, сами подготовили его к печати, то должны, по крайней мере, очистить его от недостоверной информации или указать на нее журналисту. И наши великие медийщики должны не организовывать и распространять клеветнические материалы о священноначалии, а, напротив, опровергать их. А то у нас одни инициируют информационные провокации, другие с ними борются. Видимо, и тем, и другим больше нечем в Церкви заниматься! Поэтому Священный Синод и наказал архиепископа Александра, выведя его из постоянных членов Синода.

Но интервью, о котором мы говорим, было сделано через три недели после этого Синода…

– Будем надеяться, что это затухающая инерция. Знаете, использовать светское медиа-поле для антицерковных интриг – занятие пагубное, в нем не так просто что-то скрыть, и часто людям мучительно стыдно смотреть в глаза окружающим.

– А сами вы в чем видите истоки вот этого противостояния «окружения» Блаженнейшего Митрополита и Синода?

– Как ни странно, в тривиальной психологии домочадцев. Я как-то смотрел криминальный сериал, и там был такой любопытный эпизод: покушение на руководителя крупной фирмы, он в больнице, состояние тяжелое, поправится нескоро. Помощник говорит, что надо бы созвать руководство фирмы. А супруга больного, домохозяйка, энергичная такая женщина, отвечает: да зачем этот совет директоров и прочие бандерлоги нужны, от них одна морока! Муж ничего от меня не скрывал, всегда советовался по делам фирмы, я в курсе всех дел – пусть обращаются, я каждому расскажу, что и как надо делать. А если что надо подписать – отнесу в больницу, подписывать он может.

Этой же психологией, полагаю, и объясняется, что молодые помощники Блаженнейшего Митрополита всячески препятствовали проведению Синодов, а когда они все-таки стали проводиться, мобилизовали униато-раскольничью прессу – «захват власти», «устранение от руководства патриотов», «ликвидация церковной автономии»! Глупость на глупости.

– И в российской интернет-сети ситуацию последних месяцев в УПЦ иногда интерпретируют как конфликт поколений: старые консерваторы подрезают крылья молодым и перспективным. По крайней мере, скрытые намеки на это встречаются.

– «Домочадцы» и синодалы – просто несопоставимые величины по всем параметрам. Одни у Блаженнейшего, как у Христа за пазухой, другие – возродители Православия в Украине, открывшие тысячи храмов, десятки монастырей, причем при бедствующем народе, враждебной власти. А молодежь взялась кафедральный собор строить, сам президент Ющенко камень закладывал, всеобщее содействие, огромные финансы, все епархии напрягли, через пять лет проверили – охнули, прослезились и быстренько заменили ее консерватором митрополитом Софронием, он будет теперь лет пять разгребать. Ну, а главное – пастырский авторитет среди верующих, который обретается не некой перспективностью, скандалами в Сети, а проповедями в храме, успешными трудами и на ниве Христовой. С ними-то у молодежи тоже негусто.

– Но ведь и близкие к государственной власти СМИ тоже «поддержали» молодежь?

– Власть, причем на всех уровнях, не прочь иметь «карманную» Церковь, чтобы два раза ничего не повторять. Особенно накануне выборов. Это еще старая советская традиция руководства всеми и вся. «Перспективные» то как раз склонны к сервилизму, что в полной мере показали в оранжевые годы: куда власть, туда и мы, и даже впереди власти. Вспомните скандалы с голодомором-геноцидом, героем Мазепой, участием в константинопольских аферах Ющенко, автокефалисткими заявлениями. Однажды депутатов-регионалов вообще отказались принять в митрополии, заявив, что от их деятельности один лишь вред. Ну, а старая гвардия не дрогнула. Помню, как Виктор Ющенко встретился с нашими архиереями, он был первым и последним из президентов, который это делал. Все-таки демократ, другие не отваживались. Во вступительном слове он поставил задачи перед Церковью, что, вот, мол, у нее появился шанс, надо с анафематствованным «патриархом» Филаретом объединяться, создавать поместную церковь, и власть будет всемерно в этом помогать.

После него слово взял митрополит Черновицкий Онуфрий, который напомнил о тяжелом положении народа и посоветовал власти заниматься своими делами, а не церковными. Затем выступили митрополиты Агафангел, Иларион и еще двадцать архиереев, это был очень жесткий разговор Церкви и власти с приведением многочисленных фактов чиновничьего головотяпства и произвола, бедственного положения предприятий, социальных учреждений, городов и весей, такое печалование, что мало не покажется. Виктор Балога, глава секретариата Ющенко, целый блокнот исписал. Стало очевидно, что этими людьми не покомандуешь и задачи им не поставишь, скорее, наоборот.

Поэтому и нынешней власти решать любые вопросы с синодалами не с руки, поскольку те первым делом спросят: а вы сами-то что для Церкви Христовой сделали? И терпеливо будут ждать ответа.

– А Виктор Янукович встречается с архиереями?

– На службах. Ему-то, единоверцу, придется от владык многое выслушать. Особенно от тех, кто его публично поддерживал последние десять лет, – митрополитов Агафангела, Илариона, Павла. Ведь их травили в прессе не меньше самого Виктора Федоровича. Прошло два года его президентства, а никакого кардинального улучшения положения Православной Церкви в Украине не произошло. Зато вот на государственном уровне будем праздновать 120-летие духовника эсэсовцев униатского кардинала Иосифа Слепого, который после войны был осужден за пособничество фашистам. Верховна Рада приняла постановление 361 голосом, только 26 коммунистов и два регионала выступили против. И не стыдно регионалам на 9 Мая будет стоять у могил воинов-освободителей?

– А чем вы это объясните?

– Наличием в команде Януковича старых ющенковцев (Богатыревой, Балоги, Богуцкого и пр.) и униатов (Анны Герман, даже пресс-секретарь у президента – униатка). Посмотрите свежие фото со встречи Виктора Януковича с украинским Советом церквей: на одном из них – Герман припадает к анафематствованному Филарету, как безутешная Андромаха к груди Гектора. У Филарета от такой горячей верноподданности даже глаза на лоб полезли. Эту братию, куда ни запусти, она будет заниматься лишь одним: вредить Православию, где только можно, русофобствовать и тянуть унию во все щели.

– Но не так давно в интервью российским информагентствам Виктор Янукович заявил, что в ближайшие месяцы Верховна Рада примет Закон о русском языке как втором государственном…

– Это положение из программы Партии регионов, которая привела Виктора Януковича к власти, и из его же предвыборных обещаний. За два года никаких подвижек в этом направлении он не делал, а осенью – парламентские выборы, думаю, он решил взбодрить свой электорат традиционным набором пустых обещаний. Герман уже объявила, что он не то имел в виду, что сказал, а некоторые депутаты-регионалы заявили, что русский как государственный воспринимается в обществе «неоднозначно». Вот так: чествование эсэсовцев – однозначно воспринимается, а язык – нет.

– А «одесско-донецкая группировка УПЦ», о которой много пишут, – она реальна?

– Обыкновенная раскручиваемая страшилка, придуманная, чтобы посеять разделения в УПЦ. Могли бы назвать «крымско-днепропетровской», «черновицко-киевской», «закарпатско-сумской» или любой другой. Ну чем, скажем, отличаются во взглядах митрополиты Агафангел или Иларион от митрополитов Онуфрия, Лазаря, Иринея, Сергия и других владык старшего поколения? Они не разобщены, а, напротив, едины, поскольку их сплотили годы гонений и испытаний, борьба за свободу Церкви, которую они провозгласили на Харьковском Архиерейском Соборе и отстояли. Многие молодые архиереи – их ученики и последователи, так что есть и преемственность. А самое главное, не думаю, что их взгляды в чем-то существенном отличаются от взглядов самого Блаженнейшего Митрополита Владимира, я все-таки уже 20 лет с ним достаточно тесно общаюсь. Это его соратники, сподвижники, что стоило бы помнить накануне юбилея Харьковского Собора. Кстати, участников этого исторического события осталось меньше десяти.

У нас традиционно кого-нибудь назначают во «враги Украины», навешивают всех собак, не утруждая себя обоснованиями и аргументами. Теперь это одесско-донецкие архиереи. Первые полтора десятилетия во врагах ходил сам Блаженнейший Митрополит Владимир. Сегодня он – Герой Украины, совесть народа, великий архипастырь, что всеми признано, даже врагами, а посмотрите публикации с начала 1990-х и до серединных 2010-х – шпион, московский наймит, угроза национальной безопасности, имперский оккупант, призванный передать Церковь Москве, держать украинцев в духовном порабощении, враг Украины, ее независимости и т.д. и т.п. В те годы бесчисленное количество раз приходилось опровергать все эти наветы. Где-то к середине правления Ющенко решили, что шельмовать крупнейшую Церковь Украины, объединяющую подавляющее большинство верующих страны, и ее Предстоятеля – себе дороже: рейтинг доверия к ней намного превышает совокупный рейтинг всех ветвей власти. Поэтому решили в Украинской Православной Церкви обнаружить «антиукраинские» и «проукраинские» силы, одних клеймить, других – ласкать и таким образом разъединять Церковь изнутри. Лидером антиукраинских сил объявили митрополита Агафангела, а проукраинскими нарекли владыку-секретаря и черкасского архиерея. Затея не увенчалась успехом. Церковь сохранила единство. На последних выборах Виктором Януковичем, как «антиукраинским» президентом, и «донецкими», которые превратят Украину в обыкновенную российскую губернию, только детей в садиках не пугали. Понятно, что и донецкого архиерея митрополита Илариона зачислили во враги Украины, хотя он и львовянин. Дескать, изменит Церковный устав и превратит УПЦ в обыкновенную епархию-губернию Русской Церкви. Словом, переносят политические русофобские провокации на церковное поле. Сначала пугали, что независимость отберут у государства, теперь – у Православной Церкви.

– Журналисты нескольких изданий спрашивали у Блаженнейшего Митрополита Владимира о возможности его ухода на покой. Судя по репортажам и снимкам, состояние здоровья Его Блаженства все таки далеко от идеального, если реально смотреть на вещи. Предстоятель УПЦ ответил журналистам, что этот вопрос должны решать архиереи.

– Конечно, в инвалидной коляске сложно чем-то руководить, служить, напряженно работать тоже трудно. Блаженнейшего Митрополита гнетет больничная палата, он сказал президенту, что до Пасхи надеется возвратиться в монастырь. Думаю, Блаженнейшего Владыку посетят члены Синода, вместе все обсудят, определят объем нагрузок, конечно, с учетом рекомендаций врачей, он и сам предложит какие-то форматы своего посильного служения. Это общепринятая практика.

А вообще, вместо того, чтобы водить к Его Блаженству разных вопрошателей-провокаторов, от вопросов которых и здоровый человек заболеет, лучше было бы нанять профессиональную стенографистку с блокнотом и диктофоном, чтобы Блаженнейший мог, пока болен, заниматься тем, к чему у него всегда душа лежала, – закончить книгу размышлений и воспоминаний. Ведь он – человек напряженной мысли, замечательный духовный писатель с уникальным опытом пастырства, да и живая история нашей Церкви последних десятилетий. Вместо него этого, точно, никто не сделает. Стоило бы к 20-летию Харьковского Собора что-то подготовить «из первых уст» и издать.

– Спасибо за беседу!

31.08.09

На прямой линии с читателями "Комсомолки" руководитель пресс-службы УПЦ ответил на религиозные вопросы, которые появились у украинцев после визита в нашу страну Патриарха Кирилла.

"Чем тревожнее вокруг, тем спокойнее лицо священнослужителя"

Добрый день! Анна из Киева. Василий Семенович! Объясните, пожалуйста, логику Патриарха Кирилла в выборе его недавнего маршрута по Украине. Спасибо!

Визит был приурочен к празднику Крещения Руси, дню рождения Русской Православной Церкви. Этим и был обусловлен выбор маршрута Патриарха Московского и всея Руси.

Киев - город, где родилась наша Церковь, и Патриарх приехал к ее истокам.

Крым - апостольская земля. В Херсонесе проповедовали создатели нашей письменности - святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Здесь крестился сам креститель Руси - князь Владимир.

С Волыни родом первый московский святой - митрополит Киевский Петр, перенесший кафедру киевских митрополитов в Москву.

Донецк Святейший просто обязан был посетить, поскольку в прошлом году туда не смог приехать его предшественник (Патриарх Алексий по состоянию здоровья вынужден был прервать свой визит в Украину).

В следующий раз Патриарх Кирилл посетит и другие епархии. Скорее всего, он приедет в Одессу.

Здравствуйте! Ярослав из Киева беспокоит. Скажите, как менялось выражение лица Патриарха Кирилла, когда некоторые украинские противники Русской Православной Церкви кричали "Геть московского попа!"?

Священнослужители - странный народ в представлении светских людей. Чем тревожнее кругом, тем светлее и спокойнее их лица. Христос говорил ученикам, что они будут гонимы за правду. На злобу и ненависть надо отвечать любовью. Это и есть христианство. После передряг, связанных с визитом Патриарха в Ровно, Святейший сказал в этом городе у стен захваченного раскольниками храма краткую, но самую вдохновенную речь( http://otechestvo.org.ua/main/20098/0417.htm ) за весь свой визит. Она была полна любви и к своим братьям, и к раскольникам.

Зачем украинские власти хотели напугать Кирилла?

В Украине Патриарха сопровождало много охраны. Говорили даже о возможности терактов. Неужели церковная жизнь в нашей стране так напряжена?

Задача украинской власти заключалась в том, чтобы продемонстрировать Патриарху "альтернативную" точку зрения, как сказал Юрий Богуцкий (замглавы Секретариата президента. - Ред.). Показать, что народные массы жаждут пропагандируемую президентом поместную церковь, оторванную от РПЦ. В столицу эти массы кое-как свезли, но пикеты были жиденькими. В Донецке и Крыму этих масс вообще не оказалось. Было очевидным, что и в Западной Украине, самом религиозном регионе, их тоже не окажется. Ведь интерес к визиту шел по нарастающей: если на патриаршие богослужения в Киеве, Донецке, Севастополе собирались по 20 тысяч верующих, то в крохотном Почаеве было уже 50 тысяч.

Поэтому альтернативные массы надо было выдумать и напугать ими. Что Богуцкий и сделал, пытаясь помешать поездке Патриарха в Западный регион. Я звонил журналистам в Ровенский аэропорт, они говорили, что все встречающие - губернатор, мэр, правоохранители - в недоумении: никакой опасности ни в аэропорту, ни в городе нет. Сторонников Патриарха - тысячи, пикетчиков - горстка. Это потом подтвердили и министр МВД, и глава СБУ.

"Грустно, что творческую энергию мы тратим на полемику с расколами"

Дмитрий. Киев. Василий Семенович, скажите, как визит Патриарха повлиял на церковную жизнь страны?

Ответить на этот вопрос с помощью статистических данных о том, сколько людей воцерковилось, сколько причастилось - невозможно. Таких данных нет. Важно отметить, что впервые за долгие годы телеэкран получил некую высокую альтернативу всему, что говорится с него каждый день. Ведь в прошлом году Патриарха Алексия телезрители так и не услышали: трансляцию обрубили по всем каналам одновременно перед его замечательной речью на Владимирской горке. И других речей не транслировали. Потому что кругом засилье филаретовщины и унии. А в нынешнем году православное слово прозвучало из уст Святейшего. Это было высокое слово. Он в проповедях и речах говорил о многом: о сущности любви, о смысле Крещения, о кризисе, о подвижничестве, о братстве, о единстве, о Православной Церкви в мире. Он напомнил, что нас, православных, на самом деле немного, мы составляем сегодня лишь три процента населения планеты. И 75-80 процентов всех православных мира сегодня объединяет рожденная на берегах Днепра Русская Православная Церковь, которая создала восточно-славянскую цивилизацию.

Какие мы - такое и Православие. Если мы склочные, бездарные - что говорить о нашей вере? Господь и человеку, и народу немного отпускает творческой энергии. Вот увидите, она будет все уменьшаться. Что раньше делалось за час, потребует сутки. Грустно, что свою творческую энергию мы тратим не на что-то созидательное, а на полемику с расколами, унией, властью. Ничего же не создаем ни в экономике, ни в науке, ни в культуре.

Поэтому Патриарх призвал к единству, в котором залог - ни больше, ни меньше, - а нашего будущего. Последнее же свое выступление он закончил словами: "Да хранит Бог Украину!"

Из истории вопроса

Горбачев заявил: если в стране свобода, то свободные выборы должны быть и в церкви

Здравствуйте. Валерий из Харькова беспокоит. Как вы думаете, если бы в свое время киевский митрополит Филарет стал патриархом Московским (а ведь он был близок к этому), произошел бы церковный раскол в Украине?

Филарет, местоблюститель Патриаршего Престола, был очень близок к победе на выборах Поместного собора 1990 года, даже требовал у Анатолия Лукьянова (в 1990-91 гг. председатель Верховного Совета СССР. - Ред.), чтобы Политбюро организовало ему поддержку. Но Михаил Горбачев заявил: если в стране свобода, то пусть свободные выборы будут и в церкви. И тогда неожиданно вместо фаворита, которым был Филарет, в двойку вышли будущий Патриарх Алексий и Ростовский митрополит Владимир, ныне предстоятель УПЦ. Думаю, Промысел Божий был в том, что Филарет не стал патриархом, ведь сколько в нем открылось антицерковного, еретического, что даже пришлось отлучать от Церкви через анафематствование.

"Святейший, скорее всего, шутил, говоря о принятии украинского гражданства"

Правда ли, что Патриарх намерен принять украинское гражданство?

Святейший сказал, что он готов его принять. Но скорее всего, шутил. Ибо в таком случае ему нужно принимать гражданство всех стран, где есть епархии и приходы, монастыри Русской Православной Церкви, а их около сотни. Так что он будет гражданином почти всего мира. Я думаю, это нерезонно. Титул "всея Руси" включает всю историческую Русь, к которой относится и Украина.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Василий Семенович Анисимов, 50 лет, член Союза журналистов СССР, Национального союза журналистов (1990), Заслуженный журналист Украины (1997).

Окончил школу в г. Смела (Черкасская обл.), затем филфак Киевского госуниверситета имени Т.Г. Шевченко.

С 1987 по 2000 годы работал в газете "Комсомольское знамя" ("Независимость").

С марта 2001 года - руководитель пресс-службы УПЦ, референт предстоятеля Украинской православной церкви. Редактирует официальный сайт УПЦ "Украина православная" с ежедневной лентой новостной и аналитической информации, а также официальный ежемесячник "Вестник пресс-службы УПЦ".

В 2007 году признан "Православным журналистом года" Русской православной церкви.

Дмитрий БЕЛОВ, Николай ЛЕЩУК