Какой штраф если не пропустил пешехода на пешеходном переходе. Не пропустил пешехода? Это еще нужно доказать! Штраф если не пропустил

Пешеходный переход хоть и предназначен для того, чтобы люди могли безопасно им пользоваться для пересечения дорожной полосы, не является столь безобидной зоной. При движении по пешеходным переходам стоит учитывать ПДД даже тем, кто не находится в этот момент за рулем. По статистике ГИБДД, большй процент ДТП приходится именно на неправильное поведение пешеходов. В новой редакции закона штраф за пешехода можно получить за то, что ранее не было нарушением.

Новая редакция ПДД

С 2014 года введены обновления в ПДД, которые определяют взаимодействие пешеходов и водителей на дороге. При этом считаться нарушением, а следовательно и караться штрафом, будет то, что могло быть не включено в старую версию Правил.

Несмотря на немногочисленность поправок, стоит обратить внимание на все пункты, поскольку они имеют большое значение для автолюбителя.

Изменения ПДД можно разделить следующим образом: дается более точное понятие пешеходного перехода, для велосипедистов вводится запрет на проезд по пешеходному переходу, определены новые правила пропуска пешеходов и введен запрет на обгон на пешеходных переходах.

Рассмотрим эти изменения более подробно:

  • Под пешеходом теперь подразумевается не только человек, находящийся в зоне «зебры», но и тот, кто переходит дорогу напрямую на трассе все специальных разметок. Теперь часть ответственности за ПДД ложится на пешеходов в том плане, что у машин всегда есть определенный тормозной путь, а водитель не всегда сможет успеть затормозить. Также никто не отменял большие загруженные автомобильные потоки.
  • Согласно пункту 14.1 ПДД, водитель не мог осуществлять обгон ТС на переходе только при наличии на нем пешеходов, то теперь это условие постоянно и не зависит от наличия человека в пределах «зебры» .
  • Термин «Пропустить пешехода» заменили на «уступить дорогу», что означает - вне зависимости от скорости пешехода водитель обязан его пропустить, даже если тот пару мгновений назад наступил на полосатую дорожку.
  • Велосипедистам же пунктом 24.8 ПДД прописана необходимость спешиваться . Эта поправка существенно облегчает жизнь водителям, если в ДТП виноват велосипедист.

Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе

Сумма наказания за нарушение правил пропуски пешехода регламентируется статьей 12.18 КоАП. Если водитель не пропустил пешехода, штраф составляет не менее 1500 рублей .

Однако, стоит учитывать один важный факт. Если пешеход сам виноват в случившемся ДТП, так как перешел дорогу при красном сигнале светофора или в месте, не отмеченном специальной разметкой, то именно он, а не водитель, обязан уплатить штраф за нарушение Правил.

В этом случае он создал опасную ситуацию для всех участников движения.

Отдельным типом нарушения считается, когда автовладелец препятствует движению людей на пешеходном переходе при зеленом сигнале для пешеходов. В этом случае штраф за пешеходный переход составит:

  • Если продолжено движение на красный свет, предусмотрен штраф от 1000 рублей, при повторном нарушении сумма может достигать 5000 р. Когда имеются регулярные рецидивы, водитель может лишиться удостоверения на 4-6 месяцев.
  • Если авто остановилось на территории пешеходного перехода , а не с краю от него, и создает помехи движению пешеходов, полагается штраф не менее 800 рублей.

Таким образом, если водитель не пропустил пешехода, пересекающего дорогу через «зебру», то на него налагаются совсем другие санкции, чем если бы он просто пересек пешеходный перекресток при включенном красном свете светофора. При фиксации на видео обычно все заканчивается выплатой максимального штрафа. Если пешеход не был пропущен, вступает в силу статья 12.18 КоАП.

Уголовная ответственность наступает, когда пешеход не только не был пропущен, но еще и оказался сбит водителем.

Не пропустил пешехода как доказать свою невиновность

Бывают ситуации, когда вы сбили на пешеходном перекрестке человека, который сам виновен в возникновении ДТП. В таких случаях вы можете доказать инспектору свою непричастность к нарушению следующими способами:

  • Использовать показания самого потерпевшего, если он подтвердит, что сделал неверное решение и пошел через дорогу в неположенный момент
  • Если пешеход покинул место ДТП и находится вне зоны досягаемости для инспектора, у вас также есть шанс оправдаться, поскольку нет пострадавшего

Если водитель не уступил дорогу пешеходу или проехал на красный свет, провоцируя ситуацию с риском для всех участников движения, будьте готовы заплатить штраф инспектору. Если же ваше нарушение было зафиксировано на камеру, лучше всего будет проверить штраф на официальном сайте ГИБДД. Оплатить его, чаще всего, можно либо через интернет, либо через иные службы, предоставляющие такую возможность.

Наезды на пешеходов остаются самым травматичным видом ДТП в России. Поэтому сейчас рассматривается ряд предложений, как ужесточить наказание за этот вид нарушения. Одно из них — включить непропуск пешехода в «черный список» проступков, за которые будут лишать прав по совокупности. Другое — поднять штраф за непропуск до 2500 рублей. Проблема в том, что нарваться на штраф может даже водитель, который не собирался нарушать.

Пропустил или создал помеху?

Вот типичный сценарий ненамеренного нарушения: водитель, поворачивая направо, пропускает пешеходов. Казалось бы, все по правилам. Однако его тормозит инспектор и вменяет непропуск пешеходов, которые приближались с дальнего конца пешеходного перехода, и на которых водитель якобы изначально не обратил внимания.

И подобная практика распространена: помимо прямых жалоб читателей, мы обнаружили десятки аналогичных видео в интернете.

Что говорят правила

В редакции, действующей с 2014 года, ПДД требуют уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по переходам (п. 13.1 и 14.1 ПДД).

Термин «уступить дорогу» расшифрован в правилах, но есть нюанс. Вот его формулировка: «Уступить дорогу — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».

Обратите внимание на словосочетание «может вынудить» — вся соль именно в нем. Допустим, у водителя есть запись, что он не вынудил пешехода изменить скорость или направление. Инспектор скажет на это, что водитель пусть не вынудил, но мог вынудить, а значит, нарушение имело место.

Взрослый мужчина может отважно переходить дорогу по переходу, когда в метре от него проезжает автомобиль. Пожилую женщину или ребенка такой маневр может испугать, а иные в принципе не решаются начать переход, пока не убедятся, что все автомобили стоят.

Как реагируют суды

Есть решение Верховного суда от 17 апреля 2012 года, которое часто приводят в качестве аргумента в защиту водителей, которые не уступили «далеким» пешеходам. Однако с тех пор и формулировка правил изменилась, и судебная практика сложилась отнюдь не в пользу водителей.

Если инспектор посчитал, что водитель не уступил дорогу, суды как правило поддерживают решение — таково мнение опрошенных нами юристов. Некоторые отмечают перспективы отстоять свою правду при углублении в казуистику, но на практике сделать это весьма проблематично. Хотя бы потому, что ни в одном нормативном документе не описаны критерии, при которых водитель может вынудить пешехода изменить скорость и направление, поэтому официальные инстанции придерживаются весьма широких трактовок этого пункта.

Позиция ГИБДД

В частном общении ряд должностных лиц ГИБДД сказали нам, что не заставляют подчиненных придерживаться самой жесткой трактовки термина «уступить дорогу». Вместе с тем, в официальных комментариях они ссылались лишь на требования ПДД без каких-либо пояснений. И поборники веской трактовки ПДД дежурят у переходов достаточно часто.

Разделительная полоса

Еще один тонкий момент — широкие дороги с разделительной полосой, которая может быть оформлена конструктивно (бордюры, газоны) или обозначена разметкой.

До 2014 года водители должны были пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть, а в нынешней редакции — дорогу. Это меняет дело, потому что при наличии разделительной полосы проезжих частей две, дорога — одна. Сегодня пропускать нужно пешеходов, которые идут по встречной проезжей части, разделительной полосе или трамвайным путям.

Невыполнимое требование?

На небольших переходах проблем чаще всего не возникает: даже если пешеход стартует с дальней части дороги, его пропуск не отнимает много времени.

Наиболее сложный сценарий: широкие регулируемые перекрестки, когда водитель должен уступить пешеходам при повороте направо или налево. На иных переходах в ожидании зеленого скапливаются толпы, и в течение фазы зеленого просто нет момента, чтобы на дороге никого не было. И значит, при строгой интерпретации за цикл светофора поворачивать сможет одна-две машины, успевшие въехать на пересечение на зеленый. Абсурд? Да.

А потому было бы весьма целесообразным в канун ужесточения КоАП дать четкие и однозначные формулировки понятию «уступить дорогу пешеходу».

Штраф за не пропуск пешехода на зебре в 2017 году увеличен до 2500 рублей. Это максимальная сумма за подобное нарушение. Размер штрафа может быть уменьшен и будет зависеть от тяжести каждого конкретного случая. Ранее водителю, если он не пропустил пешехода на пешеходном переходе, приходилось заплатить штраф в 1500 рублей.

Необходимость увеличения ответственности, как утверждают авторы законопроекта, вызвана тем, что существующие нормы неэффективны. Об этом говорит рост количества заведенных дел о подобных правонарушениях.

Существующая статистика ДТП в нашей стране на самом деле пугает. Так с начала 2017 г. произошло уже около 20 тысяч происшествий с пешеходами именно по вине водителей. Ранеными в них оказались 19 365 человек, погибли 1 442. Зачастую виновниками аварий становятся и сами пешеходы.

При этом законопроект о повышении штрафов не был принят единогласно. К примеру, депутаты от ЛДПР утверждают, что усиление ответственности водителя приведет к излишнему расслаблению пеших участников дорожного движения.

Многие автолюбители также опасаются спорной трактовки правил, обязывающих пропустить пешехода на переходе. Ведь очень часто инспектор штрафует водителей, которые проехали зебру, где шел пешеход, даже если между ним и машиной было несколько десятков метров. А в условиях больших городов четкое выполнение этого ПДД может спровоцировать огромные дорожные пробки. Вот такая вот возникает дилемма!

Также водители обращают внимание на то, что пешеходы и сами часто нарушают правила и пренебрегают собственной безопасностью. А в случае аварии практически вся ответственность ложится все равно на автомобилиста, даже если человек переходил дорогу в неположенном месте.

Как инспектор может доказать вину водителя и каком случае последний, все-таки, вынужден будет заплатить штраф? Когда говорят, что водитель не пропустил пешехода - речь идет именно об обозначенном дорожными знаками и (или) разметкой на дороге пешеходном переходе. То есть, если пешеходу вздумается переходить дорогу в месте, не предусмотренном для этого - водитель не обязан уступать ему дорогу и штраф ему не грозит. Если же водитель не уступит дорогу человеку, вступившему на проезжую часть (п. 14.1 ПДД РР) в том месте, где находится обозначенный пешеходный переход - инспектор имеет полное право, в соответствии с правилами, выписать ему штраф. При этом не важно, создает ли автомобиль помехи переходящему через дорогу человеку или нет. Даже если пешеход никак не изменил свою скорость и находится от машины на большом расстоянии, но уже начал переходить проезжую часть, а водитель не остановился - совершено административное правонарушение, за которое грозит соответствующее наказание. При этом, нужно помнить, что человек на мотоцикле или велосипеде пешеходом не считается.

Штраф для нарушителей-пешеходов также предусмотрен, но он составляет лишь 500 руб. Этого, как считает большинство автолюбителей, не достаточно для их высокой сознательности. И, возможно, следовало бы вместо ужесточения наказания автомобилистов повысить штрафы для пеших нарушителей ПДД.

Зебра предназначена для безопасного пересечения дороги пешеходами. Однако, она не является спокойной зоной. Согласно новому закону, водитель может получить штраф за пешехода на переходе, в случае не пропуска. Однако, если сам пешеход нарушает правила, ему тоже можно наказать санкциями.

В ПДД периодически вносятся изменения различными законодательными актами. Так, с недавнего времени были внесены поправки в основные пункты правил, относительно пешеходов.

Значительные изменения правил :

  • Под пешеходом понимаются граждане на «зебре» и переходящие дорожное полотно в неположенных местах.
  • Наказание за невыполнение правила ложится и на пешехода. ТС имеет тормозной путь, и водитель просто может не успеть затормозить. В то же время обычные пешеходы тоже нарушают ПДД и могут переходить улицу на запрещающий свет светофора или вообще в неположенном месте.
  • Теперь водитель не вправе совершать обгон на зебре даже при отсутствии там людей.
  • Словосочетание «пропустить пешехода» изменили на «уступить дорогу». Автолюбитель обязан дождаться, пока человек, переходящий дорогу, покинет зебру. Уступить дорогу нужно даже в том случае, если человек замешкался и отступил назад.
  • Велосипедист при переезде через переход должен спешиться. Пересекать дорогу на транспортном средстве теперь нельзя.

За непропущенного пешехода автолюбителя ждет довольно суровое наказание. Хотя совсем недавно, по старым законам, за подобное деяние санкций не было предусмотрено. Подобные деяния оставались безнаказанными.

Сколько заплатит автолюбитель при нарушении

По новому закону, если человек, управляющий авто не уступил дорогу пешеходу, ему грозит санкция не меньше 1 500 рублей . При наличии вины самого пешехода, санкция применяется именно к нему. Предположим, он пересекал дорожное полотно на запрещающий свет светофора либо вообще в неположенном месте. Ведь это пешеход устроил опасность на дорожном полотне для всех участников.

За препятствие движению в пешеходной зоне положен штраф :

  • Перемещение под запретный сигнал – 1 тысяча рублей, второй идентичный проступок — до 5 тысяч рублей, систематические нарушения — лишение прав до 6 месяцев.
  • Машина встала в зоне перехода, и создала помехи другим участникам движения – 800 рублей.

Когда пешеход сбит водителем – нарушителя ждет уголовная ответственность. Это самый суровый вид наказания за не пропуск пешехода.

Штрафовать водителя могут на месте нарушения либо по записям камер видеонаблюдения.

Порою, водитель не виноват в том, что сбил пешехода. Тогда, придется доказывать свою невиновность, хотя это будет довольно сложно. Есть только два варианта оправдания:

  • Воспользоваться показаниями человека, пересекающего улицу. Он должен согласиться в виновности.
  • Использовать видео регистратора. На записи должно быть четко видно, что вины водителя нет.
  • Если инспектор штрафует водителя за не пропуск пешехода, но самого пешехода уже нет, доказать наличие вины нельзя. Нет пострадавшего, не существует и проступка. Исключение составляет наличие видео — записи у органа правопорядка.

Когда водитель не пропускает пешехода и едет на красный сигнал светофора, он должен быть готов заплатить штраф. Сейчас на многих переходах установлены специальные камеры наблюдения. Поэтому, при допущении нарушения можно проверить наличие штрафа на сайте дорожной инспекции. Внести платеж можно любым из удобных способов: банк, терминал, электронные кошельки и другие.

Видео: Как избежать штрафа за то, что не пропустил пешехода


Штраф за не пропуск пешехода на пешеходном переходе ждет каждого водителя нарушившего закон. Даже если рядом не было инспектора, проступок может быть зафиксирован на камеру видеонаблюдения. Суммы санкций относительно подобных нарушений существенно возросли. Поэтому, рекомендуется быть внимательнее на дорогах и не нарушать ПДД.