Угличский мученик иоанн-младенец. Мученик иоанн младенец

Житие и страдания за Христа, Господа и Бога нашего, младенца-мученика Святого Иоанна Угличского (месяца июня, в 25 день, убиение блаженного младенца Иоанна Никифоровича Чеполосова, Угличского нового страстотерпца).

Люди и дела, если о них не записывают, мраком покрываются и гробу забвения предаются, записанные же, как живые бывают, озаренные светом правды.

Жил в Богоспасаемом городе Угличе некий купец, православный и благочестивый человек, известный добрыми делами и богатый Никифор Григорьевич Чеполосов. И супруга у него была также православная, благочестивая, звали ее Анна.

И родился у них сын (о котором в повести намерены рассказать) по имени Иоанн. И по обычаю христианскому был он Светом Божественного Крещения просвещен, и, возрастая, становился он с каждым днем очень славным**: собою красивым, но более духовно возрастал, укрепленный Духом Страха Божия.

Отдали его учиться грамоте у некоего христианина, и он ходил учиться, и провожали его до училища отроки, но чаще ходил в училище со злым человеком, который был в дружбе с отцом Иоанна: любимым им управляющим по ремеслу особенному, которому обучали за границей.

Однажды так случилось, что блаженный один пошел в училище, но произошло это по умыслу злобному убийцы на отца Иоанна. Тогда убийца Иоанна выполнял свою обычную работу и коварно наблюдал за одиноко проходящим Иоанном. И когда Иоанн стал невидим матери, но поспешил в училище, тогда этот злодей, житель селения Иерусалимского, находящегося от города Углича на расстоянии, примерно, в две тысячи шагов, по прозвищу Рудак (что означает разбойник или лукавый) устремился навстречу Иоанну, как волк в овечьей шкуре, и прекрасного Иоанна обнимал и целовал, слова похвальные говорил младенцу и звал его гулять.

Тогда был день седьмой, приближалось время погребения умерших, и бывал крестный ход от города к убогому дому (месту погребения умерших, не принадлежащих к городским приходам). И блаженный лису хитрому поверил, а так как он был еще дитя малое, то и забыл про обучение грамоте и об училище, и с верным слугою отца гулять идти собирается (собрался). Убийца же, злобный как волк, схватил блаженного со скрежетом зубовным и, окаянный, руками к себе блаженного привлек, а в сердце убийство задумал.

И когда убийца дошел до своего дома, то решил немного подождать, так как обедня еще не кончилась. И когда наступило время крестного хода, злодей обещанное Иоанну не выполняет. И взял его, как птенца голубиного, и посадил его в ларь на острые колючки, и как от злодея дверь закрыл и блаженному кричать запретил (с угрозой).

Какие скорби, какие рыдания были о блаженном и высказать нельзя. Немногое мы здесь расскажем. Когда родители Иоанна по христианскому закону, а более по своему благочестию и усердия, присоединились к крестному ходу и пошли (с ним), послали мальчика забрать своего блаженного сына из училища.

И отрок вернулся из училища, где и спросил учителя про Иоанна, а учитель сказал, что Иоанн сегодня в училище не был, и отрок этот подумал, что Иоанн перед учебой с другими детьми пошел гулять к убогому дому, и родителям Иоанна рассказать об этом не постарался.

Когда родители вернулись с крестного хода и спросили мальчиков о блаженном, почему Иоанна с ними нет, те сказали, что в училище мы его не нашли: он перед учебой с детьми какими-то гулять пошел.

Родители послали искать Иоанна, и мальчики не только не нашли Иоанна, но вернулись к родителям с печальной вестью, что о нем никто ничего не знает.

Какие скорби, какие муки сердечные родители претерпели! Отец блаженного только ножом себя не заколол: как об утопленнике рыдает, как о пропавшем (украденном) лицо раздирает ногтями. И также мать блаженного: какие горькие слезы проливала, как рыдала, как тяжко вздыхала, как мертвого оплакивала и как утопленника велела искать в волнах Волги. И когда в водах Волги не нашли его, как долго она рыдала, как скорбело материнское сердце, ходила она, как безумная, с непокрытой головой, простоволосая, царапая лицо ногтями.

Также и отец блаженного и днем и ночью в слезах о блаженном пребывал. И посоветовали ему на дорогах и в лесах блаженного поискать, и все это время с ними и убийца-мучитель искал, и не находили блаженного, но везде о нем объявлено было. А убийца, кровопивец проклятый, днем Иоанна искал, а ночью в дом свой возвращался, и блаженного из ларя выпускал, и по лицу бил своею скверною рукою и так спрашивал о родителях у блаженного: "Не будешь ли печалиться об отце и матери, и будешь ли меня отцом называть?" Но это был младенец мужественный, или лучше сказать, отрок возраста совершенного или муж достойный, и закон христианский желал исполнить не словом, но делом; благодатию Всесвятого и Животворящего Духа укрепленный, врага и убийцу своего посрамлял, отвечая ему: "Печалюсь о моих родителях, и тебя отцом своим назвать не могу".

И так этот житель селения Иерусалимского, окаянный, все 16 дней и ночей блаженного на день в ларь с острыми колючками запирал, а ночью выпускал и с жестокостью нечеловеческой конскою плетью блаженного стегал.

Говорили, что каждую ночь у блаженного по зубику вырывал и только одно и спрашивал: "Отрекись от отца и матери. Меня отцом назови - отпущу тебя". От жестоких ран гортань блаженного пересохла, он страдал от голода, и если ему бросали хлебные крошки, он их не съедал: он видел приготовленную себе чашу смерти.

Когда же и говорить он уже не смог, тогда руку свою поднимал и крестным знаменем лицо свое осенял, во утверждении рождения своего, и окаянного, требующего назвать себя отцом Иоанна, так побеждал.

И какой конец этим мучениям блаженного Иоанна-младенца этот жестокий дикий кабан творит? Не убоялся он ни Создателя всех, Бога, ни младенческой души- блаженного! Когда ни коварными ласками, ни жестокими побоями этот житель ада не смог Иоанна блаженного от рода своего отлучить, тогда взят он огромный острый нож и убил блаженного: 24 раны нанес телу, а 25-ю рану соделал ножом, вонзив ее во уши честной главы блаженного страдальца.

Вкусив такую горькую чашу смерти, после таких скорбей, блаженный Иоанн умирает и в селение небесное, как по лестнице, Венценосцем восходит, и после подвига страстотерпческого его святая невинная душа руками ангелов в руки Божий переносится.

И что же окаянный убийца? Какое учиняет телу Иоанна немилосердное погребение, какое достойное святого соделывает поминовение? Всего лишает!

Пусть искра, в пепле сокрытая, ветром раздуваемая, разгоревшись злобного убийцу и весь дом его (всех домашних его) сожжет! Вывозит он тело блаженного ночью в болото, что недалеко от убогого дома, и втаптывает тело блаженного в вязкий мох. И когда убийца помыслил, что злобное дело свое он закончил, тогда по Божьему непостижимому, таинственному действию над телом блаженного покров из мха полагается рукою невидимою, и через 8 дней тело блаженного, целое и невредимое, на болотном песке лежащее, нашли пастухи. Говорили, что все 7 дней над телом Иоанна свеча Света Божественного никем невозженная являлась, и пение ангелов слышали.

Когда закончилась Божественная Литургия, отец блаженного просит причт церковный принести тело сына своего в церковь, чтобы после отпевания похоронить около Святой Церкви. Все такому терпению отца изумились, как он не явил малодушия, услышав о найденном теле Иоанна, как он вестью этой не опечалился, а внимал Духовной Жертве, Богу возносимой, и всю свою надежду на волю Божью возложил.

И священник в своем облачении, в котором был на Божественной службе, пошел с Честным Крестом и благовонным кадилом за телом Иоанна, как к страстотерпцу, венцом от Бога украшенному. И когда к месту, где были мощи блаженного, приблизились, удивились чуду: воздух был ароматом небесным облагоухаем. Когда же дошли до мощей блаженного, увидели печальное и страшное зрелище: острый нож во главе блаженного Иоанна, во уши вонзенный. Но более устрашились они, когда никто этот нож из ушей блаженного не смог вынуть: был этот нож как чем-то прилеплен, Божественною силою удержан был, и весьма сильные люди приступали, а вынуть нож не смогли.

И тогда тело блаженного Иоанна так на ложе смертное положили и в церковь благоговейно, с Честным Крестом принесли. И стояло еще три дня тело Иоанна в церкви, и прошло от убиения страдальца 12 дней. И много времени тело лежало на (знойном) солнцепеке, в болоте со мхом и испарениями, но запаха, присущего мертвым телам, от него не было, и внешний вид тела не изменился, но как цветок полевой, наполненный благодатью, источало тело благоухание.

Когда на 12-й день, после отпевания, хотели тело блаженного похоронить, успокоился окаянный убийца и пришел к телу блаженного, но как только прикоснулся к ножу, тут же нож, Божьей силой удерживаемый, выпал из ушей младенца в руки убийцы и этим убийцу обличил Господь, и стал убийца блаженного всем известен.

И когда тело блаженного с великим торжеством земле предали, убийцу увели в суд города Углича и заключили в темницу. Но когда готовились к суду над убийцей, и собрались определить ему наказание, тогда блаженный венценосец Иоанн умоляет Владыку Христа и так освобождает убийцу от жестокой казни: в одну из ночей является своей матери и умоляет своего убийцу и злобного кровопийцу забрать от палача. Когда же мать не захотела рассказать о явлении ей Иоанна и попыталась скрыть его, тогда на другую ночь блаженный является и отцу, и матери и грозно говорит: "Если не заступитесь за убийцу, меня не увидите ни на земле, ни в Царстве Небесном". И они, восстав ото сна, друг другу об одинаковом видении рассказали, удивились, и мать призналась, что и ранее ей было такое же явление. И они, посоветовавшись, за убийцу заступились, и никто его крови не пролил.

Избежал убийца суда земного и наказания, но не избежал кары Божией, вскоре суд Божий над ним совершился: был живой он изъеден червями, злой во зле дух испустил.

По летописи убиение блаженного Иоанна было в 7171 г. от сотворения мира (1663 г. от Рождества Христова), в 25-й день июня месяца, когда совершается память Святой Преподобномученицы Февронии, и от рождения исполнилось Иоанну 6 лет, а погребение младенца было 6 июля, на память Преподобного отца Сисоя великого, возле деревянной церкви Рождества Святого Иоанна Предтечи. Вскоре, в лето 7197 от сотворения мира (1689 г. от Рождества Христова) по Божьему провидению над мощами блаженного Иоана стараниями отца его стала строиться каменная церковь. Когда начали копать рвы, нашли гроб блаженного, крепкий и невредимый, а в нем тело блаженного - целое и невредимое, и одежда, в которой его положили, была нетленная. И тогда охватил предстоящих благочестивый страх и сотворили мощам блаженного достойное святого поклонение: священник с Честным Крестом переносит тело блаженного Иоанна в деревянную церковь и ставит на возвышение напротив правого клироса., и все, кто приходит в церковь, видят блаженного.

Тогда и вспомнил отец блаженного, что он сказал в явлении своем об убийце: "Если не заступитесь за убийцу, не увидите меня ни в этой жизни, ни в Царствии Небесном". Тогда отца охватила такая неизреченная радость, и было такое утешение ему в старости, что и рассказать невозможно. И какие только похвальные слова не были сказаны о блаженном младенце: за малую скорбь он получил достойную святых радость, за малую печаль - Царство Небесное.

И более это послужило к прославлению блаженного. Отец блаженного тогда всем рассказал, что прежде блаженного на этом месте был погребен родной брат (блаженного) его, и не нашли ни гробницы, ни тела, ни одежды: все истлело. После этого отец блаженного, как говорили, не дождавшись (завершения) окончания строительства церкви, перешел от земных в небесные обители: увидел нетленные мощи своего возлюбленного сына, и сам был взят в Селения Небесные.

И это не утаилось от архиерея Ростовской Митрополии, Святителя Ионы, - и он благословил игумена и монахов Воскресенского монастыря, который был рядом с этой церковью, освидетельствовать мощи блаженного Иоанна.

Они освидетельствовали и признали мощи святыми: тело блаженного 26 лет находилось в земле, но смрада, как от мертвых тел, не было, выглядело тело так, как если бы только что положено в гроб, не сохранилась лишь небольшая часть мизинца: земля взяла свое. Также и одежда выглядела как только сейчас положена: целая и невредимая, и была на нем сорочка (нижняя рубашка из льна), обагренная его страстотерпческой кровью, как из ткани драгоценной, в ней был убит и в ней был погребен.

И тело блаженного после обретения его более года стояло открытым в деревянной церкви Иоанна Предтечи , и было овеяно теплым воздухом в летнее время, но согреваясь не высохло, не истаяло, но источало благоухание, как от священных ароматов, наполнено было благодатью, как ручей прозрачный, как сосуд светлый, как прекрасный верховный собор небожителей.

И многие, одержимые разными недугами, приходили с верою и получали исцеление неоскудевающее. В чудесах у попа Ивана записано: пришел однажды слепой боярин и приложившись у телу Иоанна молил его о даровании ему зрения, и одеждой Иоанна отер свои очи, и понемногу начал видеть дневной свет, и для совершенного исцеления попросил у священника дать ему с собой край одежды Иоанна. И о таком удивительном от мощей Иоанна чудотворении происшедшем доложили Святейшему Митрополиту Ростовской Епархии.

Но тогда архиереи больше заботились об умирении народа, и было не до новоявленных мощей. Тогда народ державы российской роптал на новоисправленные патриархом книги и по своему неразумию на архиереев восставал, и бунты поднимал, и многие за это были казнены.

И тогда отказал Святитель Ростовский, не разрешил собирать о блаженном свидетельства. И когда построена была в 7199 г. от сотворения мира (1681 г. от Рождества Христова) та церковь Святого Иоанна Предтечи, приказал положить мощи под спуд. В этой церкви, в теплом пределе, в стене трапезной, в том же самом гробе и было заложено в нишу тело Иоанна, в ней же и до сего дня тело пребывает, а над гробом - плита из белого камня.

Но не утаились невинные страдания блаженного и его страстотерпческие подвиги; многие христиане от отцов и дедов услышав повесть о блаженном Иоанне и записав ее, и любовью ко блаженному загоревшись, в церковь Иоанна Предтечи приходили и заказывали поминовение о блаженном Иоанне, как о страстотерпце Христовом, то есть панихиду о нем пели, и многие больные, с верою приходящие, здоровье получали, и рассказать обо всем нельзя, ибо чудотворения бесчисленны. Скажем лишь о некоторых, потому что в те лютые времена не записывалось предание. Аминь

В сказании об убиенном младенце Иоанне записаны три чуда: исцеление сухой руки жителя города Углича Сергея Кокорева; исцеление глаз некоторой женщины; наконец, явление убиенного во время поджога около церкви: он тушил пламя.

Похвала блаженному младенцу Иоанну Никифоровичу Чеполосову, Угличскому новому страстотерпцу

Что же, о всеславнейший Иоанн блаженный, всеми возлюбленный, ты во младенческом возрасте явил такое благоразумие, такую оставил волнующую повесть служения Богу, немладенческое явил ума устремление, бодрость духа, верность мужа достойного; ты остался верен закону о почитании отца и матери; ты ничем не устрашился и не было торжествующего над изменой, все уловки врага победил любовию!

Как орел, парящий в небе, высоко ты взлетел, как ласточка от птицелова вспорхнула быстро, как птица-пеликан, оживляющий детей своих своею кровью, так и ты, блаженный, за родителей своих допустил лютому кровопийце пронзить грудь свою, премудро избегая коварства этого лютого волка, когда ему говорил: "О родителях печалюсь, а тебя отцом назвать никогда не посмею". Сердце младенца, птенца голубиного, кроткого ягненка, о родителях своих давало добрый ответ, как свет цветка, и твердый, как скала. О, крепость младенческого сердца!

Ангелы позор этот видели и удивлялись, духи нечистые этому ужасались. И Начальник и Судья подвигов, Сын Божий, явивый всем кротость младенца, увидев младенца, терпеливо побеждающего врага, радуется и устами младенца касается, невидимо его обнимая, и вместе с ним страдает.

А что же домашние убийцы? Увидев блаженного подвиги, жалели его и проливали много слез. Диавол и его ополчение, трепеща содрогалось: побежден и исчезает семиглавый, одолеваемый одним младенцем-страстотерпцем Иоанном, мучитель же, злодей, краснеет и посрамлен, как рыба безгласием поражен и неразумием, как скот бессловесный. И этим великодушным и многострадальным младенцем побежденный, этот дикий кабан кротким не стал, не изменил своего бесчеловечного нрава, на невинном страдальце показал всю свою жестокость и бесстыдство: не устыдился младенческого возраста, не пожалел цветущей красоты детской.

О, несчастный разбойник! Подумай, что и тебя родили отец и мать, и маленького воспитывали. А ты, несчастный, не пожалел стоящего перед тобой ребенка, не услышал его сладкозвучных, увещевательных слов, подобных щебетанию ласточки, но как волк над ягненком стоял, зло замышляя, как ястреб, поймав птенца голубиного, истерзал его когтями своими и замучил. Как на христианина, препятствующего беззаконному взятию жены, сатанинскою злобою распалялся, как великан превозносился, так и ты, несчастный, все 16 дней и ночей бил блаженного по лицу и стегал конскою плетью, каждый день по зубику вырывал, а на день в ларь закрывал и такие острые колючки постилал в него, что все тело младенца ими было изранено, и кровь от многих ран омывала его тело, как источники омывают лицо земли, и тело покрывалось нарывами. Скорбное и страшное зрелище: тело священного младенца, как водами ароматными, потоками крови омывалось, но все терпел блаженный, укреплял себя непрестанными молитвами и воздыханиями к Богу.

Однажды ночью, за три дня до убиения, когда Рудак-кровопийца как обычно над блаженным наиздевался и в ларь его закрыл, увидел блаженный наяву Заступницу в бедах, Преблагословенную Госпожу Богородицу, как Деву прекрасную, к нему идущую и несущую царскую одежду и белый и чистый плат. И раны блаженного Пречистая им отирала, и царскою одеждою его одевала, и утешала, обещая его от коварного мучителя скоро забрать и через три дня венцом страстотерпческим его вознаградить и одеждою этой одарить в Царстве Небесном. И обещала с ним невидимо страдать, и всегда, во все эти три ночи являлась ему наяву.

И что же после этого приготовляет мучитель блаженному, когда третья ночь наступила, что замышляет злодей жестокий? Сколько слез и ужаса предстоит на пути блаженного к его страстотерпческому подвигу в час смертный, что мучитель немилосердный ему приготовляет?

В последнюю ночь перед убиением выпустил злодей блаженного из ларя и, как прежде, перед собой поставил, но блаженный от голода и многих ран стоять не мог и тихо сел на землю, как ягненок кроткий, как птенец голубиный. И когда злодей все также заставлял его отречься от отца и матери, то еле слышно блаженный смог сказать: "Жалею родителей моих!" Что же сотворил тогда этот проклятый всеми злобный кровопийца Рудак? Собрал 24 ножа, и все ножи в землю возле блаженного воткнул, а 25 нож, самый большой и острый, в руки взял и сказал блаженному такие слова: "Если не назовешь меня отцом своим, все эти ножи в тебя будут вонзены". Блаженный тогда умолк, не смея убийце ничего сказать, но весь затрепетал от ужаса, содрогнулся от вида острых ножей, и убийце уже ничего не сказал, но осенил лицо свое крестным знамением, тем благочестиво показал верность своим родителям.

И злодей блаженного на землю повергает и убивает, пронзив тело 24 ножами, а последним 25 голову пронзает, воткнув нож в уши. И Иоанн свою страстотерпческую душу в руки прекрасного, закланного за весь мир, Агнца-Христа передает и на небеса восходит к радостному блаженству вместе со Христом, в Небесную Торжествующую Церковь к Престолу Святой Троицы, в радость бесконечную. Радостно его встречают страстотерпцы и мученики, и весь собор святых, и ограждают его от видения, воздушных князей. Входит Иоанн в Иерусалим горний, царские чертоги ему отворяют, там ждет его жизнь бесконечная. Преблагословенная всех Царица, Богородица, одарила его царскою одеждою-багряницей, а Сын Божий - победоносным венцом вечного блаженства., и в книгу жизни золотом вписал перстом Своей правой руки.

О, угличане, придите, воспойте Иоанну похвальные песни, величайте его страстотерпческие многоболезные подвиги!

Приидите и видите, малые дети, венценосца, своим примером приготовившего и вам радостное блаженство, залог которого - тело его нетленное, оставленное вам как сокровище.

Придиите и видите его путь к Богу, путь подвига, который он совершал днем и ночью!

Приидите и видите тело его, пронзенное и покрытое многими ранами, и трепещите, увидев закат его земной красоты от руки убийцы!

Но память о блаженном не исчезла: он видит Свет Божественный, о нем.веселятся ангельские силы, ему воспевают похвальные песнопения, как ангелам.

Ты, блаженный, источаешь благоухание от своих мощей. Ты не ходил с крестным ходом для погребения умерших (к убогому дому), и вместо этого сам устраиваешь свое погребение: к нему во град Углич с крестным ходом пребываешь, и во Святую Церковь принесенный, наполняешь весь город чудотворениями от твоих мощей и благоуханием от них, и всех жителей города на диво от мощей твоих собираешь!

И пришедшие жители, увидев твои нетленные мощи, удивлялись, представив себе, что твои мощи пребывали 8 дней среди болота с испарениями жарким летом, а более с сердечным сокрушением слезы проливали о твоем терпении страстотерпческом.

И более, кода совершалось погребение в вечернее время, было изумительное чудо: когда увидели, как выпал в руки злодея-убийцы огромный острый нож из ушей блаженного. Какие тогда пролили потоки горьких слез, каких псалмов не воспели, и народ в церкви плакал, и хор церковный собрался торжественно воспеть печальные надгробные песнопения, и родители блаженного говорили всем печальные слова утешения. Погребение так и совершилось.


Житие и страдания за Христа, Господа и Бога нашего, младенца-мученика Святого Иоанна Угличского (месяца июня, в 25 день,убиение блаженного младенца Иоанна Никифоровича Чеполосова, Угличского нового страстотерпца).

Люди и дела, если о них не записывают, мраком покрываются и гробу забвения предаются, записанные же, как живые бывают, озаренные светом правды.
Жил в Богоспасаемом городе Угличе некий купец*, православный и благочестивый человек, известный добрыми делами и богатый Никифор Григорьевич Чеполосов. И супруга у него была также православная, благочестивая, звали ее Анна.
И родился у них сын (о котором в повести намерены рассказать) по имени Иоанн. И по обычаю христианскому был он Светом Божественного Крещения просвещен, и, возрастая, становился он с каждым днем очень славным**: собою красивым, но более духовно возрастал, укрепленный Духом Страха Божия.

Избежал убийца суда земного и наказания, но не избежал кары Божией, вскоре суд Божий над ним совершился: был живой он изъеден червями, злой во зле дух испустил.
По летописи убиение блаженного Иоанна было в 7171 г. от сотворения мира (1663 г. от Рождества Христова), в 25-й день июня месяца, когда совершается память Святой Преподобномученицы Февронии, и от рождения исполнилось Иоанну 6 лет, а погребение младенца было 6 июля, на память Преподобного отца Сисоя великого, возле деревянной церкви Рождества Святого Иоанна Предтечи. Вскоре, в лето 7197 от сотворения мира (1689 г. от Рождества Христова) по Божьему провидению над мощами блаженного Иоана стараниями отца его стала строиться каменная церковь. Когда начали копать рвы, нашли гроб блаженного, крепкий и невредимый, а в нем тело блаженного - целое и невредимое, и одежда, в которой его положили, была нетленная. И тогда охватил предстоящих благочестивый страх и сотворили мощам блаженного достойное святого поклонение: священник с Честным Крестом переносит тело блаженного Иоанна в деревянную церковь и ставит на возвышение напротив правого клироса., и все, кто приходит в церковь, видят блаженного.
Тогда и вспомнил отец блаженного, что он сказал в явлении своем об убийце: "Если не заступитесь за убийцу, не увидите меня ни в этой жизни, ни в Царствии Небесном". Тогда отца охватила такая неизреченная радость, и было такое утешение ему в старости, что и рассказать невозможно. И какие только похвальные слова не были сказаны о блаженном младенце: за малую скорбь он получил достойную святых радость, за малую печаль -Царство Небесное.
И более это послужило к прославлению блаженного. Отец блаженного тогда всем рассказал, что прежде блаженного на этом месте был погребен родной брат (блаженного) его, и не нашли ни гробницы, ни тела, ни одежды: все истлело. После этого отец блаженного, как говорили, не дождавшись (завершения) окончания строительства церкви, перешел от земных в небесные обители: увидел нетленные мощи своего возлюбленного сына, и сам был взят в Селения Небесные.
И это не утаилось от архиерея Ростовской Митрополии, Святителя Ионы,- и он благословил игумена и монахов Воскресенского монастыря, который был рядом с этой церковью, освидетельствовать мощи блаженного Иоанна.
Они освидетельствовали и признали мощи святыми: тело блаженного 26 лет находилось в земле, но смрада, как от мертвых тел, не было, выглядело тело так, как если бы только что положено в гроб, не сохранилась лишь небольшая часть мизинца: земля взяла свое. Также и одежда выглядела как только сейчас положена: целая и невредимая, и была на нем сорочка*, обагренная его страстотерпческой кровью, как из ткани драгоценной, в ней был убит и в ней был погребен.
* - нижняя рубашка из льна
И тело блаженного после обретения его более года стояло открытым в деревянной церкви Иоанна Предтечи, и было овеяно теплым воздухом в летнее время, но согреваясь не высохло, не истаяло, но источало благоухание, как от священных ароматов, наполнено было благодатью, как ручей прозрачный, как сосуд светлый, как прекрасный верховный собор небожителей.
И многие, одержимые разными недугами, приходили с верою и получали исцеление неоскудевающее. В чудесах у попа Ивана записано: пришел однажды слепой"боярин и приложившись у телу Иоанна молил его о даровании ему зрения, и одеждой Иоанна отер свои очи, и понемногу начал видеть дневной свет, и для совершенного исцеления попросил у священника дать ему с собой край одежды Иоанна. И о таком удивительном от мощей Иоанна чудотворении происшедшем доложили Святейшему Митрополиту Ростовской Епархии.
Но тогда архиереи больше заботились об умирении народа, и было не до новоявленных мощей. Тогда народ державы российской роптал на новоисправленные патриархом книги и по своему неразумию на архиереев восставал, и бунты поднимал, и многие за это были казнены.
И тогда отказал Святитель Ростовский, не разрешил собирать о блаженном свидетельства. И когда построена была в 7199 г. от сотворения мира (1681 г. от Рождества Христова) та церковь Святого Иоанна Предтечи, приказал положить мощи под спуд. В этой церкви, в теплом пределе, в стене трапезной, в том же самом гробе и было заложено в нишу тело Иоанна, в ней же и до сего дня тело пребывает, а над гробом - плита из белого камня.

Но не утаились невинные страдания блаженного и его страстотерпческие подвиги; многие христиане от отцов и дедов услышав повесть о блаженном Иоанне и записав ее, и любовью ко блаженному загоревшись, в церковь Иоанна Предтечи приходили и заказывали поминовение о блаженном Иоанне, как о страстотерпце Христовом, то есть панихиду о нем пели, и многие больные, с верою приходящие, здоровье получали, и рассказать обо всем нельзя, ибо чудотворения бесчисленны. Скажем лишь о некоторых, потому что в те лютые времена не записывалось предание. Аминь
______________________________________________________________________
В сказании об убиенном младенце Иоанне записаны три чуда:

* исцеление сухой руки жителя города Углича Сергея Кокорева;
* исцеление глаз некоторой женщины;
* наконец, явление убиенного во время поджога около церкви: он тушил пламя.

* - посадский человек -
1) Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., п. 12
относится к торговому сословию
2) Киссель "История города Углича"
Никифор Чеполосов - купец, торговал холстами и др. тканями

** - буквально: с каждым днем и часом становился все славней и славней

Значение ИОАНН МЛАДЕНЕЦ в Православной энциклопедии Древо

ИОАНН МЛАДЕНЕЦ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

См. Иоанн Варяг

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИОАНН МЛАДЕНЕЦ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИОАНН в Библейской энциклопедии Никифора:
    (благодать Божия) - имя различных лиц, упоминаемых в Свящ. Писании Ветх. и Нов. Завета, именно: 2Езд 8:38 - сын Акатана, …
  • ИОАНН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Римский император в 423-425 гг. Иоанн был первым секретарем при императоре Гонории. После его смерти он захватил власть (Сократ: 7; …
  • ИОАНН в биографиях Монархов:
    Римский император в 423—425 гг. Иоанн был первым секретарем при императоре Гонории. После его смерти он захватил власть (Сократ: 7; …
  • ИОАНН КОНСТ. ПАТРИАРХИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя 14 константинопольских патриархов, из которых замечательны:И. II — патриарх константинопольский, прозванный "каппадокийцем", по месту рождения; избран в 518 г. …
  • ИОАНН
    ИО́АНН ФИЛОПОН (5-6 вв.), греч. философ и христ. богослов. Предст. александрийской школы неоплатонизма, автор многочисл. комментариев к Аристотелю. В учении …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ (Johannes Saresberiensis)(ок. 1120-80), философ, предст. шартрской школы, епископ (с …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriugena), Эригена (Erigena) (ок. 810 - ок. 877), философ, по происхождению ирландец; с нач. 840-х …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН РИЛЬСКИЙ (ок. 876-946), монах-пустынножитель, святой Болг. церкви, основатель Рильского …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ПАВЕЛ II (Joannes Paulus) (р. 1920), папа Римский с окт. 1978. С 1964 был архиепископом Кракова. В 1967 получил …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ЛЕСТВИЧНИК (до 579 - ок. 649), визант. церк. писатель, монах-отшельник, в конце жизни настоятель монастыря на Синае. Автор популярного …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ЛЕЙДЕНСКИЙ, Ян Бокелзон (Jan van Leiden, Jan Beukelszoon) (ок. 1509-36), голл. анабаптист, вождь Мюнстерской коммуны (1534-35). …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КУКУЗЕЛЬ, см. Кукузель …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КРОНШТАДТСКИЙ (в миру Ив. Ил. Сергиев) (1829-1908), церк. деятель, проповедник, духовный писатель. Протоиерей и настоятель собора Андрея Первозванного в …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КРЕСТИТЕЛЬ (Иоанн Предтеча), в христианстве предвозвестник прихода Мессии, предшественник Иисуса Христа; назван Крестителем по обряду крещения, к-рый он …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КРЕСТА, см. Хуан де ла Крус …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ИТАЛ (2-я пол. 11 в.), визант. философ, ученик Михаила Пселла. Тяготение к традициям аристотелизма привело его к конфликту с …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ЗЛАТОУСТ (между 344 и 354-407), один из гл. отцов Церкви, архиепископ Константинополя (с 397), представитель греч. церк. красноречия. …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ДУНС СКОТ (Joannes Duns Scotus) (ок. 1266-1308), философ, ведущий предст. францисканской схоластики. Его учение (скотизм) противостояло доминиканской схоластике - …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ДАМАСКИН (ок. 675 - до 753), визант. богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греч. патристики; ведущий идейный противник …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ВОРОТНЕЦИ, см. Ованес Воротнеци …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН БОГОСЛОВ (Евангелист Иоанн), в христ-ве один из двенадцати апостолов, любимый ученик Иисуса Христа. Присутствовал при воскресении Христа, его преображении, …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН БЕССТРАШНЫЙ (Jean sans Реur) (1371-1419), герцог Бургундии с 1404. Глава бургиньонов. Организовал в 1407 убийство герцога Людовика Орлеанского, после …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН БЕЗЗЕМЕЛЬНЫЙ (John Lackland) (1167-1216), англ. король с 1199; из династии Плантагенетов. В 1202-04 потерял значит. часть англ. владений во …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ХХIII (Giovanni) (1881-1963), папа Римский с 1958. В 1962 созвал 2-й Ватиканский собор, наметивший пути модернизации культа, организации и …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН II Добрый (Jean II le Воn) (1319-64), франц. король с 1350; из династии Валуа. В ходе Столетней войны 1337-1453 …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН VI Кантакузин (ок. 1293-1383), визант. император в 1341-54. Будучи с 1341 регентом малолетнего имп. Иоанна V, возглавил мятеж феод. …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН IV (?-1165/66), митрополит Киевский с 1164. После "церковной смуты" при Клименте Смолятиче и Константине I и фактич. расколе митрополии …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН II (1087-1143), визант. император с 1118; из династии Комнинов. Одержал победы над печенегами (1122), сербами (ок. 1124), венграми (1129), …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН II (?-1089), митрополит Киевский с 1076/77. Основал Владимиро-Волынскую (ок. 1085) и Туровскую (1088) епископии. Автор "Послания" к папе Римскому …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН I (гг. рожд. и смерти неизв.), митрополит Киевский (до 1013 - сер. 30-х гг. 11 в.). Заложил новый дерев. …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН (в миру Стефан Митропольский) (1827-1914), церк. деятель, миссионер, проповедник. В 1870-77 епископ Алеутский и Аляскинский, в 1889 епископ Аксайский. …
  • ИОАНН в Словаре Кольера:
    (англ. John Lackland, фр. Jean sans Terre) (1167-1216), прозванный Безземельным, английский король из династии Плантагенетов. Иоанн, младший из пяти сыновей …
  • МЛАДЕНЕЦ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    младе"нец, младе"нцы, младе"нца, младе"нцев, младе"нцу, младе"нцам, младе"нца, младе"нцев, младе"нцем, младе"нцами, младе"нце, …
  • МЛАДЕНЕЦ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • МЛАДЕНЕЦ в словаре Синонимов русского языка:
    грудник, грудничок, дитя, искусственник, лялька, малыш, малютка, младенчик, пеленашка, путти, ребенок, …
  • МЛАДЕНЕЦ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Маленький ребенок, дитя. 2) перен. разг. Неопытный, наивный или беспомощный …
  • МЛАДЕНЕЦ в Словаре русского языка Лопатина:
  • МЛАДЕНЕЦ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    младенец, -нца, тв. -нцем, р. мн. …
  • МЛАДЕНЕЦ в Орфографическом словаре:
    млад`енец, -нца, тв. -нцем, р. мн. …
  • МЛАДЕНЕЦ в Словаре русского языка Ожегова:
    дитя, маленький ребенок грудной м. Он сущий м. (совсем как …
  • МЛАДЕНЕЦ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    младенца, м. (книжн.). Дитя, ребенок (поэт.). Спи, младенец мой прекрасный. Лермонтов. С младенцем тихим на руках. Баратынский. - перен. Неопытный, …
  • МЛАДЕНЕЦ в Толковом словаре Ефремовой:
    младенец м. 1) Маленький ребенок, дитя. 2) перен. разг. Неопытный, наивный или беспомощный …
  • МЛАДЕНЕЦ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Маленький ребенок, дитя. 2. перен. разг. Неопытный, наивный или беспомощный …
  • МЛАДЕНЕЦ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Маленький ребенок, дитя. II м. разг. Неопытный, наивный или беспомощный …
  • АДАПТАЦИЯ в Словаре Аналитической психологии:
    (Adaptation; Anpassung) — процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками …
  • РОЖДЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА в Словаре Обрядов и таинств:
    Рождение Иисуса Христа Согласно Евангелию, Иисус Христос родился в Вифлееме, неподалеку от Иерусалима, куда Дева Мария и ее муж Иосиф …
  • СУД 13 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Судей Израилевых. Глава 13 Главы: 1 2 3 4 …

Благов. кнн. Феодор, Евпраксия и сын их Иоанн младенец, Зарайские мученики (├1237) -- пострадали от монголов в Батыево нашествие, память 21 декабря.
Св. муч. Димитрий младенец, кн. Владимирский (├1238) -- сожжен монголами при штурме Владимира вместе с прочими горожанами в кафедральном соборе, память 3 февраля.
Святой благоверный Димитрий, царевич Московский, Углечский страстотерпец (├1591) -- семилетний сын царя Иоанна IV Грозного, убитый в Угличе.
Убийство, по сути, так и осталось нерасрытым, а устойчивая народная молва, обвинявшая в убийстве св. Димитрия Бориса Годунова, а также слухи о том, что наследник Российского Престола не погиб, ввергли Россию, в конечномитоге, в Смутное Время. Св. страстотерпец прославлен от Господа нетлением мощей и многочисленнымии чудесами. Память 15 мая и 19 октября.
Святые мучч. Феодор и сын его Иоанн варяги, Киевские (├983) -- убиты язычниками-киевлянами: у св. Феодора потребовали его сына, на которого пал жребий быть принесенным в жертву языческим богам; когда св. Феодор сказал: "Не дам сына моего бесам", толпа убила обоих. Первомученики Русской Церкви, память 12 июля.
Святой муч. Георгий Угрин (т.е. Венгр) (├1015) -- отрок, слуга св. страстотерпца Бориса, убит за попытку защитить своего господина от наемных убийц, посланных братом св. князя, память 24 июля.
Святой муч. Гавриил младенц, Белостокский (├1690) -- шестилетний отрок, жертва ритуального убийства, совершенного евреем-арендатораом и его сообщниками, память 20 апреля. Один из наиболее "дискутируемых" русских святых, святость которого многократно пытались отрицать, но Господь явно прославил св. мученика чудесами и нетлением его мощей.
Святой мученик Евстафий отрок, Крымский (├1752) -- отрок 14-ти лет, исповедовал Христа перед турецким судьей в Кафе (нане Феодосия) и был обезглавлен, память 10 мая.
Святой младенец, неизвестный по имени, из числа 72-х св. мучеников, со св. Исидором в Юрьеве Ливонском пострадавших (├1472) -- когда немцы- католики топили этих св. мучеников за исповедание Православия в той самой проруби, где они 6 января совершали Великое Водоосвящение, трехлетнего младенца отняли от его матери; тогда он начал кричать, вырвался от мучителей, подполз к проруби, перекрестился и со словами "И я православный" бросился в прорубь. Память 8 января.
Святой мученик Иоанн младенец, Пекинский (├1900) -- восьмилетний сын первого православного священника китайского происхождения, св. свщмч. Митрофана Цзи Чунь. Во время "боксерского" восстания в Китае языччники-ихэтуани схватили св. Иоанна, причем, издеваясь, называли его "эрмаоцза" -- дьявольское отродье, а когда он ответил: "Я - верующий в Бога, а не эрмаоцза", ему сначала отрубили пальцы ног, потом изрубили плечи, а несколько часов спустя отрубили ему нос и уши, а когда и после этого обнаружили в нем твердость духа и исповедания Православной веры, убили. Память в числе 222-х святых мучеников, пострадавших в те дни в Китае, 11 июня. Среди них есть еще несколько детей, как известных по имени: Екатерина, Муза, Сира, Фома, Николай, Марк, Елена, Мария, Мария, Нина, Василий, Агафия, так и те, чьи имена остались неизвестными.
Святая прав. Гликерия дева, Новгородская (├ ок. 1522) -- дочь старосты Легощей улицы в Новгороде, благочестивая девственница, скончалась в юном возрасте. В 1572 году были обретены ее нетленные мощи, память 13 мая.
Святой праведный Иаков Боровичский (├ до 1540) -- в 1540 году в селе Боровичах Новгородской епархии были обретены нетленные мощи неизвестного отрока. Его имя было открыто некоторым селянам в сонном видении, и от мощей начались чудеса. Память 23 октября.
Святые праведные Артемий отрок, Веркольский (├1545), и сестра его Параскева Пириминская (├ сер. XVI) -- жители села Верколы Пинежского уезда Архангельской губернии: прав. Артемий в 12-летнем возрасте погиб от удара молнии во время сельскохозяйственных работ, его сестра скончалась также в юном возрасте. Прославлены от Господа нетлением мощей и чудесами. Память общая 20 октября, отдельная память св. Артемию 23 июня.
Святые праведные Иаков и Иоанн отроки, Менюжские (├ ок. 1566 √ 1569) -- родные братья, скончавшиеся в 5-летнем возрасте; издревле почитались как страстотерпцы, память 24 июня.
Святой мученик Иоанн младенец, Углечский (├1663) -- семилетний отрок, убитый работником его отца, углицкого посадского человека Чеполосова, память 25 июня.
Преподобный Боголеп отрок-схимонах, Черноярский, Астраханский (├1667) -- сын черноярского воеводы Якова Умакова. С младенчества был великий постник, ежедневно, еще грудным младенцем, заставлял приносить себя в церковь. В семилетнем возрасте получил исцеление от язвы на ноге послепострига в схиму, однако через несколько дней после пострига скончался. Почитается как покровитель Поволжья. Память 24 июля.
Святые Царственные страстотерпцы, дети последнего Российского Императора св. Николая II и его супруги св. Александры: царевич Алексий, царевны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия (├1918) -- замучены большевиками, когда им было 14, 23, 21, 19 и 17 лет соответственно, память 4 июля и в воскресенье, ближайшее к 25 января (Собор Новомучеников и Исповедников Российских).
Праведный Меркурий младенец, Логинский, Калужский (XVII?) -- из боярского рода Колычевых, родственник святого митрополита Филиппа II, почитается на Калужской земле ради творящихся по его предстательству чудес. Официально к лику святых причислен не был, но почитался издавна, как о том свидетельствует святой Никон Оптинский. Память 9 января.