Штраф за мусор статья 8 админ кодекса. Теория всего. О возможности снижения штрафов ниже минимальных

СТ 8.2 КоАП РФ

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, -

8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

9. Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

10. Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

11. Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

12. Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Судебная практика по ст. 8.2 КоАП РФ обжалование штрафов за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника В.В., действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью «.», на вступившие в законную силу постановление должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды от 6 августа 2015 г. N 576/1, решение судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 16 октября 2015 г., определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 декабря 2015 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 6 апреля 2016 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «.» (далее — ООО «.», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды от 6 августа 2015 г. N 576/1, оставленным без изменения решением судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 16 октября 2015 г., определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 декабря 2015 г. и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 6 апреля 2016 г., ООО «» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Диаконов В.В. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, состоявшихся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды, норма приведена в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 данной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах производства и потребления).
Статьей 11 названного Федерального закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Как следует из материалов дела, 23 июля 2015 г. в 10 часов 15 минут в рамках государственного экологического мониторинга Тукаевского муниципального района Республики Татарстан должностными лицами Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан выявлен факт нарушения ООО «» при обращении с отходами производства и потребления требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды и статьей 11 Закона об отходах производства и потребления, выразившегося в сбросе люминесцентной лампы на почву на территории, занимаемой ООО «», в районе дома N 7 по улице Попова в поселке Татарстан Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, а также хранении люминесцентных ламп в месте, не предназначенном для этих целей.
23 июля 2015 г. должностным лицом Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан вынесено определение о возбуждении в отношении ООО «.» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования.
Выявленный факт нарушения требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды и статьей 11 Закона об отходах производства и потребления, послужил основанием для привлечения общества постановлением должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: актом по результатам осуществления государственного экологического мониторинга (л.д. 64), определением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 66), протоколом об административном правонарушении (л.д. 67), фототаблицей (л.д. 70 — 76), видеозаписью (л.д. 116), показаниями должностного лица Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Ерохина И.А., а также лица, в присутствии которого был зафиксирован отказ законного представителя общества Дилебашвили Е.С. от подписания протокола об административном правонарушении, С. (л.д. 87, 120), и иными материалами дела.
Данные доказательства обоснованно признаны должностным лицом и судебными инстанциями достаточными для разрешения дела по существу, они получили оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в совокупности объективно свидетельствуют о виновности общества в несоблюдении при обращении с отходами требований Закона об охране окружающей среды и Закона об отходах производства и потребления.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе и место совершения административного правонарушения.
Довод жалобы о нарушении должностными лицами требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля), состоятельным признать нельзя.
В данном случае факт нарушения выявлен должностными лицами Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан на открытой к доступу неограниченного круга лиц территории в рамках государственного экологического мониторинга.
Непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля положения данного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
На момент выявления административного правонарушения взаимодействия административного органа и общества не требовалось. Положения названного Закона в рассматриваемом случае применению не подлежали.
Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений должностными лицами Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан не допущено.
Довод заявителя о составлении протокола об административном правонарушении без соблюдения требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нашел своего подтверждения в ходе производства по делу и при рассмотрении настоящей жалобы.
Законный представитель общества Е.С. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении был извещен надлежащим образом, данный процессуальный документ составлен с участием указанного лица, с его содержанием он ознакомлен.
Е.С. от подписи отказался, о чем должностным лицом в протоколе сделана соответствующая запись, что согласуется с положениями части 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлечение понятых для фиксации отказа лица от подписи в протоколе об административном правонарушении не требуется. Тем не менее, данный факт зафиксирован в протоколе в присутствии понятых, один из которых, будучи допрошенным в рамках судебного разбирательства, подтвердил, что Е.С. в его (понятого С.) присутствии отказался подписывать протокол.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах. Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на положениях названного Кодекса, законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

Постановил:

постановление должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды от 6 августа 2015 г. N 576/1, решение судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 16 октября 2015 г., определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 декабря 2015 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 6 апреля 2016 г., вынесенные в отношении ООО «» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника В.В., действующего на основании доверенности в интересах ООО «», — без удовлетворения.

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, -

8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

9. Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

10. Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

11. Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

12. Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Дело №4А - 296/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Логуновой Л*** Е*** на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Ульяновской области в области недропользования и природных ресурсов Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 01 марта 2016 года, решение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 04 апреля 2016 года и решение судьи Ульяновского областного от 09 июня 2016 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Логуновой Л*** Е*** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,

у с т а н о в и л а:

постановлением старшего государственного инспектора Ульяновской области в области недропользования и природных ресурсов Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 01.03.2016 года индивидуальный предприниматель Логунова Л.Е. (далее ИП Логунова Л.Е.) привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. За совершение этого правонарушения ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с этим постановлением, ИП Логунова Л.Е. обжаловала его в районный суд.

Решением судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 04.04.2016 указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись и с решением судьи районного суда, ИП Логунова Л.Е. обжаловала его в областной суд.

Решением судьи Ульяновского областного суда от 09.06.2016 жалоба ИП Логуновой Л.Е. была удовлетворена частично, постановление старшего государственного инспектора Ульяновской области в области недропользования и природных ресурсов Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 01.03.2016,решение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 04.04.2016 о привлечениииндивидуального предпринимателя Логуновой Л.Е. к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ были изменены путем исключения из объема обвинения осуществление ИП Логуновой деятельности без определения класса опасности отходов для окружающей среды. В остальном обжалованные акты оставлены без изменения.

В жалобе на вступившие в законную силу постановление и судебные решения по делу ИП Логунова Л.Е. просит их отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указывает на то, что в ходе проведенной проверки установлено лишь осуществление ею деятельности, в процессе которой образуются отходы, но она не осуществляет прием отходов от физических и юридических лиц, не имеет специально оборудованных площадок для временного складирования отходов, не использует отходы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг либо получения энергии, не осуществляет деятельность по сжиганию и обеззараживанию отходов, транспортировку и перемещение отходов. В результате ее коммерческой деятельности образуются только твердые коммунальные отходы, которые собираются, транспортируются и утилизируются уполномоченной компанией, а именно ООО ТК «***», что подтверждается договором №437-И/16 от 11.01.2016.

Люминесцентные ртутьсодержащие лампы ею используются только для освещения помещения, в котором осуществляет коммерческую деятельность, но отработанные лампы ею не хранятся и не утилизируются, так как для их утилизации заключен еще один договор с ООО ТК «***» №220/16 от 11.01.2016 передачи отходов (люминесцентных ламп) на утилизацию.

В жалобе указано, что проверка проведена с нарушением Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку она не была заранее уведомлена о проведении проверки, распоряжение о проведении проверки ей не вручалось. Должностным лицом, проводившим проверку, не были названы цели и основания проверки, не подтверждены полномочия на ее проведение, что не было учтено судьей при вынесении решения.

В случае обнаружения признаков состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, просит принять во внимание фактические обстоятельства дела, отсутствие негативных последствий и применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, признав правонарушение малозначительным.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановления и решений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Из материалов дела усматривается, что ИП Логунова Л.Е. в помещении, расположенном по адресу: г. ***, осуществляет розничную торговлю продуктами питания и хозяйственными товарами.

В вину ИП Логуновой Л.Е. вменено то, что указанную выше деятельность она осуществляет с нарушением требований статей 1, 4, 11, 14, 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также с нарушением требований ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В частности, в вину ИП Логуновой Л.Е. вменено отсутствие свидетельства о классе опасности отходов для окружающей среды, отсутствие паспорта на отходы I - IV класса опасности, отсутствие ведения учета образующихся отходов по установленной форме, не разработана инструкция по организации сбора накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и не назначено ответственное лицо за обращение с указанными отходами.

Как уже отмечалось выше, решением судьи Ульяновского областного суда от 09.06.2016 из объема обвинения ИП Логуновой исключено осуществление ею деятельности в отсутствие свидетельства о классе опасности отходов для окружающей среды. В остальном состоявшимися по делу постановлениями ИП Логунова Л.Е. была признана виновной и привлечена к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Состоявшиеся по делу постановление и решения нельзя признать законными и обоснованными. При этом необходимо иметь в виду следующее.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию (учет) отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Исходя из положений указанных норм, обязанность по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения и представлению необходимой информации в области обращения с отходами возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами; обязанность по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов - на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов).

Однако из материалов дела не следует, что ИП Логунова Л.Е. осуществляет деятельность в области обращения с отходами, а также эксплуатирует занимаемое помещение в связи с обращением с отходами, доказательств тому не имеется.

Деятельность ИП Логуновой Л.Е. связана с осуществлением торговли. Занимаемые на основании договора аренды нежилые помещения она использует под магазин.

Привлекая ИП Логунову Л.Е. к административной ответственности за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, должностное лицо и судебные инстанции исходили из того, что ИП Логунова осуществляет временное накопление отходов, которые образуются в процессе торговой деятельности.

Однако материалы дела не содержат доказательств, которые бы позволяли сделать вывод о производстве ИП Логуновой Л.Е. в отношении отходов действий, отвечающих признакам накопления отходов, которым в силу ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ признается их временное складирование (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Данные, свидетельствующие об осуществлении ИП Логуновой Л.Е. такого складирования отходов, о наличии специально обустроенных мест (площадок) для их складирования в целях дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования, отсутствуют. Напротив, в материалах дела имеются копии договоров (л.д. 15, 16), заключенных ИП Логуновой Л.Е. со специализированной организацией ООО ТК «***», на вывоз твердых коммунальных отходов (договор № 437-И/16 от 11.01.2016) и на прием и утилизацию люминисцентных ламп (договор № 220/16 от 11.01.2016).

При таких обстоятельствах следует сделать однозначный вывод о том, что осуществляемая ИП Логуновой Л.Е. деятельность не связана с деятельностью по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению и иному обращению с отходами производства и потребления и согласиться с соответствующими доводами рассматриваемой жалобы.

С учетом этого вывода необходимо исключить из объема обвинения ИП Логуновой Л.Е. вмененные ей в вину действия (бездействие) по отсутствию ведения учета образующихся отходов по установленной форме, а также по отсутствию инструкции по организации сбора накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и отсутствию назначенного ответственного лица за обращение с указанными отходами, поскольку эти действия (бездействие) возможно вменить в вину, с целью привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, лишь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению и иному обращению с отходами производства и потребления. Как уже отмечалось выше, ИП Логунова Л.Е. такой деятельностью не занимается.

Следует также учесть, что вступившим в законную силу решением Ульяновского областного суда от суда от 09.06.2016 из объема обвинения уже исключены вмененные в вину ИП Логуновой действия (бездействие) по осуществлению деятельности без определения класса опасности отходов для окружающей среды.

При рассмотрении данной жалобы нет оснований входить в обсуждение законности решения областного суда в этой части, поскольку в силу требований ст. 30.17 КоАП РФ в этой стадии рассмотрения дела положение лица, привлекаемого к административной ответственности, не может быть ухудшено.

Таким образом, из всего объема обвинения, в вину ИП Логуновой Л.Е. обоснованно вменено лишь непринятие мер по составлению паспортов на отходы I - IV класса опасности, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязанысоставить паспорт на отходы I - IV класса опасности.

На момент проведения проверки ИП Логунова Л.Е. такого паспорта на отходы I - IV класса опасности не имела, следовательно, требования п. 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ ИП Логуновой Л.Е. были нарушены.

С учетом этого обстоятельства, следует прийти к выводу о том, что предыдущие инстанции пришли к правильному выводу о том, что в действиях (бездействии) ИП Логуновой Л.Е. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

При этом полагаю, что доводы жалобы ИП Логуновой Л.Е. о малозначительности правонарушения также заслуживают внимания.

В силу разъяснений, которые даны в п. 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Требования ст. 8.2 КоАП РФ направлены на защиту окружающей среды от негативного воздействия загрязняющих веществ. Вместе с тем в данном случае следует иметь в виду, что отсутствие на момент проверки у ИП Логуновой Л.Е. паспорта на отходы I - IV класса опасности является формальным нарушением, которое заключается лишь в ненадлежащем оформлении документов. Это нарушение негативного влияния на окружающую среду не оказывает. Указанные обстоятельства по конкретному делу позволяют сделать вывод о малозначительности этого правонарушения, поскольку существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений не произошло.

В силу положений ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л а:

жалобу индивидуального предпринимателя Логуновой Л*** Е*** удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Ульяновской области в области недропользования и природных ресурсов Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 01 марта 2016 года, решение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 04 апреля 2016 года и решение судьи Ульяновского областного суда от 09 июня 2016 года (в части оставления без изменения постановлений предыдущих инстанций) о привлечениииндивидуального предпринимателя Логуновой Л*** Е*** к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ отменить.

Производство по делу прекратить по основаниям ст. 2.9 КоАП РФ - в связи с малозначительностью правонарушения.

Заместитель председателяУльяновского областного судаЛ.В. Болбина

Полный текст ст. 8.2 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 8.2 КОАП РФ.

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 226-ФЗ.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 226-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ.

Комментарий к статье 8.2 КоАП РФ

1. Статья включает формальный общий состав с альтернативными признаками объективной стороны и предмета правонарушения, выполняя, как и ст. 8.1, роль резервной нормы.

Цель статьи - обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду. Сфера ее действия охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих и иных предприятий (объектов).

2. Нормы, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержатся в Федеральных законах от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и многих других, а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп.) содержит перечни общих запретов, ограничений и обязанностей в сфере обращения с отходами и опасными веществами, например запреты на сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, ввоз опасных и радиоактивных отходов на территорию РФ в целях их захоронения и обезвреживания и т.д. Санитарно-эпидемиологические требования содержатся в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, гигиенических и иных нормативах и включают различные по своему характеру ограничения, запреты, обязывания (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп.)).

3. Объект правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.

Отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (см. ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ). Российское экологическое законодательство использует разную терминологию и различает отходы производства и потребления, различая их по определенным видам. Статья 4.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" разделяет отходы на пять классов исходя из степени их опасности и степени негативного воздействия на окружающую среду. Вопросы отнесения отходов к определенному классу решаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Под опасными веществами понимаются все биологические, радиоактивные, а также органические или неорганические химические вещества, соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде. По степени опасности химические вещества разделяются на 4 класса: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные (ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности"), по ГОСТу 17.4.02-83 "Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения" - на высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные. Специальные классификации разработаны для пестицидов. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" вводит понятие загрязняющего вещества - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (см. также приложения к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 1 "Опасные производственные объекты" и N 2 "Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности").

Приказом Минприроды РФ от 16 февраля 2010 г. N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Этот Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

4. Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

5. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.

6. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.

7. Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

8. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13), органов, осуществляющих экологический контроль (ст. 23.29), а также органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (в части нарушений экологических требований на воздушном, морском, внутреннем водном, автомобильном транспорте, на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования) (ст. 23.36). В том случае, если возникает необходимость в применении к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу наказания в виде административного приостановления деятельности, дело передается на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 8.2 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 8.2 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.