Развитие речи. Нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста

В толковом словаре Ожегова С.И. дается следующее определение понятия "речь": "Речь - 1. Способность говорить, говорение.2. Разновидность или стиль языка.3. Звучащий звук.4. Разговор, беседа.5. Публичное выступление" .

Также, в словаре русского языка Ожегова С.И. дает определение "развитие": "Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему" .

В словаре-справочнике по методике преподавания русского языка Львов М.Р. дает понятие "развитие речи учащихся": "Развитие речи учащихся - процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи - ее восприятия и выражения своих мыслей. Процесс речевого развития протекает в дошкольном и школьном возрасте и у взрослого" .

Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка - знаковой системы, веками отшлифованной и способной передать любые оттенки сложнейшей мысли. Вспомогательные не вербальные средства общения - жесты, мимика, прикосновения (тактильное общение), умолчания. Термин речь имеет три значения:

речь как процесс, как деятельность, например: механизмы речи; ребенок начинает говорить, он овладевает речью; речь льется свободно;

речь как результат, как продукт речевой деятельности, синонимы - текст, например: анализ речи 6-летнего ребенка; образцы речи высшей культуры;

речь как жанр устного, ораторского выступления: Полный текст речи депутата Н.Н. опубликован в газетах; блестящая речь, произнесенная на суде адвокатом.

В речевом общении участвуют как минимум двое: говорящий или пишущий (отправитель речи, коммуникатор) и слушающий или читающий (адресат речи, перципиент) .

Речь внутренняя или речь внешняя противопоставляются одна другой последующим критериям:

по назначению, по целям: внешняя речь включает личность в систему социального взаимодействия, внутренняя - не только не выполняет этой роли, но и надежно защищена от постороннего вмешательства, оно осознается только самим субъектом и поддается лишь его контролю (внутренняя в своем содержании, разумеется, связана с общественной жизнью);

внешняя речь кодирована собственными кодами, доступными другим людям - акустическим, графическим, кодами телодвижений, интонацией; код внутренней речи используется наряду с тем же языком, что и во внешней речи (например, русским), но внешнее ее проявление скрыто, не поддается восприятию других людей.

Одна из главных ролей внутренней речи - это подготовка внешней речи, устных и письменных высказываний. В этой роли она - начальный этап предстоящего высказывания, его внутреннее программирование .

В отличие от распространенной в литературе обобщенной характеристики речи детей по таким аспектам, как словарный запас, грамматический строй и т.д., постараемся рассмотреть именно связную речь учащихся, при этом с точки зрения таких присущих ей характеристик, как функции, формы, виды, функционально-смысловые, функционально-стилистические и композиционные формы речи.

Функции речи. В начале речь ребенка выступает в двух социальных функциях - как средство установления контакта (общения) с людьми и как средство познания мира. Затем в 3-7 лет возникает и развивается речь, которая используется для организации совместной деятельности (например, игры, как с взрослыми, так и с детьми), для планирования своих действий и как средство приобщения к определенной группе людей.

В школе в процессе учебной деятельности развиваются все функции речи, но особое значение в этот период приобретает речь как средство приобретения и передачи информации, речь как средство самосознания и самовыражения, речь как средство воздействия на товарищей и взрослых. Именно в это время наряду с межличностным интенсивно развивается и групповое общение .

Формы речи (устная и письменная речь). Ребенок овладевает сначала устной речью. До 3-х лет его устная речь, как правило, ситуативная, т.е. связана с определенной жизненной ситуацией и понятна только в этой ситуации. Но наряду с этой речью появляется контекстная устная речь, и дети пользуются и той и другой в зависимости от условий общения. Однако контекстная устная речь детей даже в 6-7 лет развита меньше: в их рассказах взрослым об увиденном, услышанном присутствуют элементы ситуативности: ("Поэтому мы пошли туда и увидели такой маленький цветок. Он там рос…"), что делает их высказывания полностью или частично непонятными для слушателей.

Письменной речью (а не только письмом) ученики овладевают в школе, при этом используется их устная речь: владение определенной лексикой, грамматикой языка.

В школе обе формы речи получают дальнейшее развитие речи, при этом не только устная речь является опорой для становления письменной, но и, наоборот, под влиянием письменной речи формируются книжные стили устной формы литературного языка (в частности, учебно-научный стиль - до школы ученики овладевают в основном обиходно-бытовой разновидностью устной речи). К сожалению, в начальной школе преимущественное внимание уделяется формированию устной речи - связная устная речь школьников в это время развивается недостаточно. Это конечно отрицательно в итоге влияет и на развитие письменной речи: ученики начинают говорить, пользуясь короткими однообразными в структурном отношении предложениями, которыми они учатся составлять и записывать на уроках родного языка.

Под влиянием обучения, при условии внимания к устной речи учащихся, их интонационные навыки успешно развиваются. Устная речь становится богаче в своем звучании за счет использования разнообразных по синтаксической структуре и интонационному оформлению предложений .

Функционально-стилевые типы речи. К 6-7 годам ребенок овладевает в основном разговорным стилем (устной формы литературного языка). Когда ребенок пытается пересказать или сочинить свои рассказы, сказки, то он использует некоторые образно-выразительные средства, свойственные художественному стилю.

В школе ученики овладевают книжным стилем письменной речи, его публицистической, официально-деловой разновидностью - больше всего научным (точнее, учебно-научным) стилем изложения, что связано с характером ведущей деятельности учащихся - с усвоением ими основ наук, а также с участием в различных видах общественной деятельности, с осознанием языка как системы .

Виды речи (диалог и монолог). В начале ребенок пользуется диалогической речью. Это побудительные предложения, выражающие просьбу, требование, призыв; вопросительные предложения, слова-предложения да, нет и т.д.

В школе эти виды речи получают дальнейшее развитие. Ученики овладевают умением вести беседы по широкому кругу вопросов, связанных с жизнью класса, школы, страны, с изучением основ наук .

В зависимости от задач высказываний и от ситуации человек использует разные виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо и чтение. Их взаимоотношение показано на схеме:

Неозвученная

Ненаписанная

Внутренняя

(речь мысленная, речь для себя)

(речь для других)

Говорение -

т.е. выражение мысли в акустическом коде, с помощью звучащих комплексов - слов, их сочетаний (действие коммуникатора).

Слушание (аудирование) - звуковое восприятие акустического потока, отправленного говорящим, и его понимание, т.е. сверка со смысловыми, фонемными эталонами, накопленными в памяти ренее.

т.е. его зрительное восприятие графического ряда, написанного или напечатанного, и его понимание, т.е. соотнесение графических компонентов (слов, их сочетаний) через их фонемный состав с эталонами, хранящимися в памяти.

т.е. выражение мысли в графическом коде (при звуковом, точнее в фонемном, письме - через посредство фонем).

Устная речь Письменная речь

Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь - это речь, облеченная в звуки или графические знаки, обращенная к другим. Внутренняя речь - это не произнесенная и не написанная, "мысленная" речь, она обращена как бы к самому себе. В отличие от внешней, внутренняя речь лишена четких грамматических форм, она оперирует главным образом понятиями - отдельными знаменательными словами и целыми блоками, сочетаниями слов. На уровне внутренней речи протекает усвоение новых знаний, решение задачи, обдумывание материала к устным высказываниям и особенно к письму.

Внешняя звучащая, произносимая речь бывает монологическая и диалогическая. Диалог - это разговор двух или нескольких человек. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик собеседника, от ситуации. Диалог не нуждается в развернутых высказываниях, т.к дополняется мимикой, жестами, интонациями. Типичным вариантом диалога является беседа. Монолог - это высказывание, которое адресовано не одному, а многим слушателям. Он не поддерживается вопросами и требует большой собранности, сосредоточенности говорящего. Иногда материал для монолога накапливается в течение длительного времени, обдумывается и записывается план, подготавливаются отдельные его фрагменты, отбирается лексика. Школьные монологи - это пересказ прочитанного, рассказ по картине или на заданную тему, выступление, сочинение и т. п .

Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь - звуковая, она характеризуется определенными информационными средствами (темп, тембр, громкость, паузы, логическое ударение, эмоциональные окраски с помощью жестов и мимики и т.п.). Письменная речь - это передача информации (высказывания) в графическом виде (с помощью букв).

Устная речь появляется раньше письменной как следствие непосредственной потребности общения; письменная речь усваивается в результате специального обучения. Поэтому говорят об опережающем развитии устной речи. Письменная речь полнее и сложнее устной. Предложения крупнее, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложение. В письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонации. В некоторой степени это компенсируется знаками препинания. Письменная речь отягчена орфографией. Наконец, она составляется и протекает значительно медленнее.

Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна. В связи с этим ряд задач решает школа:

1) Усвоение литературной языковой нормы. Детей учат отличать литературный язык от просторечия, диалектов, жаргонов, учат литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Школьники усваивают тысячи новых слов и новые значения известных им слов, грамматические формы и конструкции, учатся употреблять те или иные языковые средства в определенных речевых ситуациях.

2) Усвоение навыков чтения и письма. Вместе с этим дети овладевают особенностями письменной речи, в отличие от устно-разговорной, стилями и жанрами.

3) Совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.

Совершенствование речевой деятельности школьников предполагает формирование четырех обобщенных умений:

а) ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознать свою коммуникативную задачу;

б) планировать содержание сообщения;

в) формулировать собственные мысли и понимать чужие;

г) осуществлять самоконтроль за речью, восприятием ее собеседником, а также за пониманием речи партнера.

Для решения указанных задач нужна планомерная работа по развитию речи. В этой работе выделяются три направления:

работа над словом;

работа над словосочетанием и предложением;

работа над связной речью.

Кроме того, в объем понятия "развитие речи" включается произносительная работа - дикция, орфоэпия, выразительность. Работа над словом является лексическим уровнем. Работа над словосочетанием и предложением - это синтаксический уровень. Лингвистической базой для этих двух направлений служат лексикология, словообразование, фразеология, стилистика, морфология и синтаксис. Работа над связной речью - это уровень текста. Основой этому является теория текста (лингвистика текста), логика, теория литературы.

Эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т.д.

Развивая речь учащихся, следует придерживаться четко определенных характеристик речи. Они же являются критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Перечислим основные требования к речи учащихся: содержательность, логичность, точность, богатство, выразительность, ясность, правильность.

Логичность речи. Речь должна быть последовательной, четко построенной, связанной в своих частях. Логичность предполагает обоснованность выводов, умение начать и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы, неразвитости мыслительных операций.

Точность речи. Это требование предполагает умение не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки изображаемого в речи.

Богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание - это требования, вытекающие из точности речи.

Ясность речи предполагает ее доступность слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий учитывает возможности, интересы и другие качества адресата речи. Ей вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами, "красивостями". Речь должна быть коммуникативной целесообразна в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией.

Выразительность речи. Качество, которое предполагает воздействие на слушателя с помощью яркости языка, красивости и убедительности. Устная речь воздействует на слушателя интонациями, а письменная - общим настроением, излагаемым отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фраз.

Правильность речи. Качество, обеспечивающееся соответствием литературной норме. Различают правильность грамматическую (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной - орфоэпическую.

Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе.

Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями:

Последовательность упражнений.

Перспективность упражнений.

Разнообразие упражнений.

Взаимосвязь упражнений.

В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока и во внеклассные мероприятия .

Таким образом, мы рассмотрели понятия "речь" и "развитие речи". При организации работ по развитию речи необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, функции речи, формы речи, виды речи, а так же важно учитывать особенности речевого развития. Речевые упражнения, тоже оказывают большое влияние, потому что в них сливаются все умения и навыки, которые дают заметный результат за короткий промежуток времени. Если малые формы фольклора обработаны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа младшим школьникам, они доступны их пониманию и осознанию.

Как развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи.

Раннее детство и развитие речи

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) - особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.

Какие факторы влияют на развитие речи

  • Биологические: наследственность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое физическое и психическое развитие после рождения.
  • Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.

Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

  • 0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал.
  • 2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.
  • 3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него.
  • 6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат.
  • 7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».
  • 9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет».
  • 11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.

Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

  • 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.
  • 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.

Кто быстрее: мальчики или девочки

Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.

И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?

В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».

  • «Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
  • «Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.

По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».

Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.

Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.

Как помочь развитию речи детей раннего возраста

Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?

Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.

  • Осязание. Чувство № 1 в первое время. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры - чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка. Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д. - мир так богат для тренировки чувства осязания!
  • Слух. Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить, мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.
  • Зрение. Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны - они достаточно легкие и непременно привлекут внимание). Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками - это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.
  • Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища - какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.

Когда наступает время первого прикорма, например из линии «Агуша Первая ложка», важно называть продукты, которые мама предлагает малышу. Творог, кефир, сок, фруктовое пюре - это возможность знакомить малыша с названиями фруктов, овощей, рассказывать о животных. Например, о корове, которая дает молоко, говорит «му» и пасется на лугу.

  • Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии - приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов - сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать - вдруг у вас растет будущий парфюмер?
  • Крупная моторика (движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги). Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками. Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.
  • Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках - отличные тренажеры!

Речь - это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.

Как правильно формировать речь

  • Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.
  • Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете. Разговаривайте с ним в течение всего дня.
  • Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
  • Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.
  • Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
  • Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
  • Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
  • Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
  • «Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.
  • Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.
  • Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.
  • Ставьте малышу детские песенки и сказки.
  • Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.
  • Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
  • Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями. Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» - мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» - он отвечает: «Гав-гав», - мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».
  • Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.
  • Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», - «Таня хочет еще апельсинового сока».
  • Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» - «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).
  • Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
  • Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».
  • Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!
  • Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.
  • Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
  • Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.
  • Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.
  • Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.
  • Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
  • Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
  • Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.
  • И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Важно, чтобы у мамы (или другого заботящегося о малыше взрослого), несмотря на загруженность, сохранялся позитивный настрой на жизнь и общение. Поэтому берегите себя, мамы, старайтесь выкраивать минуты отдыха и переключаться на встречи с друзьями, любимые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу!

На что обратить внимание

График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок.

Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:

  • К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
  • К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
  • К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
  • К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
  • К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
  • К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
  • К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
  • К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
  • К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
  • В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.

Логопедические занятия по развитию речи у детей

Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром - при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.

Что может сделать логопед. Логопед - это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.

Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.

Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.

Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства - обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.

Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное - помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.

Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!

Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

Часто ребенка излишне опекают и берегут, стараются предугадать его желания - конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не формируется стремление трудиться самостоятельно, он не учится выражать свои мысли с помощью речи, и многие процессы в его развитии могут тормозиться.

Понять ребенка буквально с полувзгляда близким помогает интуиция и любовь. Но общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях будет для него затруднительным, а в худшем случае - остро дискомфортным. Чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребенок просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.

Некоторые родители занижают, а другие - завышают требования к речи малыша. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и сразу исполняются, во втором - постоянно пристают: «Скажи!», «Повтори!». Иногда в одной семье используется сразу два крайних подхода: например, папа требует, а бабушка опекает. Это очень неблагоприятно сказывается на речевом развитии ребенка.

Старайтесь исключить сюсюканье, «детский лепет», постоянные звукоподражания в общении с малышом. Речь родителя - образец для ребенка.

Родители могут говорить очень быстро или, наоборот, чересчур медленно, без пауз и различных интонаций, монотонно. Важно использовать все богатство и разнообразие языка при развитии речи ребенка.

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития малыша. Избегайте переутомления от речевых занятий, заучивания стихов.

Когда нужно обратиться к логопеду

Следует обратиться к логопеду, если:

До 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;

Ребенок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет - идите к логопеду прямо сейчас);

Ребенок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;

Ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» - «пуговица», «гебимот» - «бегемот», «пепитан» - «капитан»;

Ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;

Ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).

Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия - нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами - обычно это умение приходит в 4 – 6 лет.

Как создать правильную среду для развития речи?

С ребенком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации: одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов.

Примеры проговаривания ситуаций

1) Умывание. «Давай с тобой умоемся, включи воду. Нет, сделай воду теплее. Вот мыло. Бери его и намыливай ручки. Клади мыло в мыльницу. Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Подставляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закрывай кран. Молодец. А где полотенце? Бери его и вытирай лицо и руки. Какой ты стал чистенький, умница!»

2) Сборы на прогулку, когда все вещи уже подготовлены. «Сейчас мы пойдем гулять. Где твои штанишки? Вот они. Давай наденем штаны, вот так: сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь надо застегнуть их на пуговицу, где она, покажи. Правильно. Неси кофту. Что на ней нарисовано? Уточка, правильно. А это что на кофте? Карман, молодец». И так далее.

3) На прогулке. «Ничего себе, смотри, какая погода. Дождик идет, ты правильно сказал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая большая лужа! А что это под деревом? Листики упали, и веточки тоже упали. А какого цвета листики? Красного и желтого. Много листьев. Покажи, как много листьев».

Ребенок слышит речь взрослого и узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для него ситуацию, значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании малыша.

Анна Андреевна Притворова, логопед

ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д.Ушинский). Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка. На протяжении многих лет некоторые авторы придерживались той точки зрения, что все свойства, характеризующие взрослого человека, заложены уже в самом зародыше, процесс же развития сводится к постепенному развертыванию и вызреванию врожденных задатков. Согласно этой теории, которая носит название–теория преформизма (предобразование) следует, что весь процесс развития определяется наследственностью.

В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных возможностей.

Вопросам методологии создания диагностических методик занимались: П.Г. Блонский, Л.С. Выготский и т. д.. Р.И. Россолило нашел метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состоянии. М.Ю. Сыркин, экспериментально доказал связь между особенностями речевого развития и результатом тестирования.

Такие, сложные психические функции, как память, активное внимание и т. д., формируются в процессе развития. В их основе лежат не только природные задатки, но и формы и способы деятельности ребенка, виды его общения с окружающими. Для правильного понимания процесса психического развития ребенка важно определить роль и значение каждого из этого факторов. Развитие-это сложный психический процесс, каким являются произвольное внимание, активное запоминание, мыслительная деятельность, а также развитие характера, поведения.

Для ребенка среда выступает не только как условие, но и как источник его развития, как говорил Л.С. Выготский: "Как бы ведет за собой его развитие". Возникновение нового и является главным основным признаком развития ребенка.

Деятельность дошкольника, его отношения с окружающими носят непосредственный эмоциональный характер. Это объясняется тем, что у ребенка даже старшего дошкольного возраста внутренняя речь еще не достигла достаточного уровня. Ребенок 4-6 лет нередко сопровождает свою деятельность речью. При этом он прибегает к проговариванию в тех случаях, когда испытывает какие-либо затруднения. Речь в этом случае является как бы регулятором его деятельности. Постепенно эта внешняя речь свертывается, сокращается и как бы уходит внутрь, обеспечивая возможность обдумывать про себя создавшуюся ситуацию, оценить тот или иной поступок, свои желания, прежде чем ответить или действовать, что должно обуславливать возникновением более сложных форм опосредованного поведения и развития эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Таким образом, развитие этих сторон формирует у ребенка способность критически отнестись к своей деятельности, своему поведению, к деятельности и поведению окружающих.

Речь-это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

В общей теории речи, два положения должны быть особо выделены ввиду их большого принципиального значения.

1. Речь, слово - не условный знак, его значение не вне его слов, речь имеет семантическое, смысловое содержание-значение, которое является обобщенным обозначающим определением своего предмета.

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ПО НАПРОВЛЕНИЮ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования, принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя; определяет содержание образовательного процесса ДОУ, отражает научную, методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному нескольким направлениям (специализированная, парциальная программа) развития ребенка.

Наше время характеризуется богатством содержания и разнообразием основных программ. Они являются ключевым инструментом обновления содержания дошкольного образования в целом. Каждая из таких программ содержит основу - обязательную часть, обеспечивающую базовое дошкольное образование независимо от вида и категории ДОУ, в котором оно реализуется, и дополнительную часть, которая строится с учетом особенностей вариативного характера содержания и построения данной программы .

Содержание основной программы должно отвечать требованиям комплексности, т.е. включать все основные направления развития личности ребенка. Одну из главных требований к основным программам - соблюдение преемственности с программами начального общего образования. Кроме того, в них должны содержаться показатели уровней развития детей, на разных этапах дошкольного детства.

Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста может быть обобщено в 3-х основных разделах.

2.Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного произношения.

3.Работу над речевым дыханием, темпом и ритмом речи, силой голоса и интонационной выразительностью, дикцией.

Конкретное содержание каждого раздела освещено в программах воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, рекомендованных МО РФ. Обычно вопросы воспитания звуковой культуры речи включаются авторами в такие разделы программы, как «Развитие речи» («Речь и общение») и («Ознакомление с художественной литературой»).

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Внутри каждой задачи выделяются приоритетные линии, имеющие значение для развития связной речи и речевого общения. Особый акцент делается на формировании у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фразами и его частями. Содержание задач представлено по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей. Программа значительно углубляет и уточняет типовую программу, разработанную ранее в той же лаборатории.

В программе содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи рассматривается более углубленно. Например. В старшей группе в разделе воспитания звуковой культуры речи, ставятся следующие задачи: совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной и выразительной речи; изменение громкости и темпа речи в зависимости от условий общения и содержания высказывания; дифференциация звуков родного языка изолированно, в словах и во фразовой речи; определение позиции звука в слове (начало, середина, конец). В работе используются следующие приемы: игры и речевые упражнения на дифференциацию свистящих, шипящих звуков и соноров, твердых и мягких звуков; использование скороговорок, чистоговорок, загадок, потешек, стихов; специальные языковые наблюдения.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, построена на основе деятельного подхода и регионального компонента. Особенностью программы является краткость изложения требований. В ней отчетливо прослеживается идея, о единстве сенсорного, умственного и речевого развития. Требования к речевым навыкам и умениям отражаются во всех разделах и главах программы. Характер речевых умений, определяется особенностями содержания и организации каждого вида деятельности .

Самостоятельная глава «Развитие речи» выделяется в разделе «Обучение на занятиях», а в старшей и подготовительной к школе группах ив разделе «Организация жизни и воспитания детей». Программа детского сада разработана с учетом научных данных о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста и опыта работы дошкольных учреждений. Требования к разным сторонам речи отражают возрастные показатели развития речи.

В программе предусмотрены задачи формирования звуковой культуры речи. В разделе «Развития речи»: различение на слух часто смешиваемых звуков; закрепление правильного, отчетливого произношения всех звуков родного языка; работа над интонационной выразительностью речи; определение места звука в слое; учить, выразительно читать стихи. В разделе «Ознакомление с художественной литературой: пересказ небольших произведений (последовательно и выразительно). Уже с первой группы выделяется подраздел «Развитие звуковой культуры речи», где ставятся задачи воспитания звуковой культуры речи на данный возраст. И так на каждую возрастную группу ставятся свои задачи на весь период обучения. В целом можно сказать, что в этой программе сделана попытка отразить в требованиях к речи детей уровень правильной речи и уровень хорошей речи. В ней наблюдается тесная связь с разделом работ по ознакомлению с окружающим.

Задачи развития по содержанию имеют свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей. Так, в младшей группе основная задача накопление словаря и формирования произносительной стороны речи. В средней группе ведущими становятся развитие связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи. В старших группах главным является обучение детей смысловой стороны речи. В старших и подготовительных к школе группах, вводится новый раздел – подготовка к обучению грамоте. Устанавливается преемственность в содержании речевого воспитания в возрастных группах. Оно проявляется в постепенном усложнении задач развития речи и обучения родному языку.

Наряду с преемственностью в программе прослеживается и перспективность развития речи детей. Это означает, что на каждом этапе обучения закладываются основы того, что будет развито на последующем этапе.

Программа «Истоки» под редакцией Т.И.Алиевой, Е.П. Арнаутовой, Т.В.Антоновой , является комплексной, предусматривает обогащение, амплификацию детского развития (А.В. Запорожец), взаимосвязь всех его сторон. Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, а также создание конкретных условий воспитания и развития детей.

В основе Программы лежит деятельностный подход. Деятельность развивается от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма. В каждом психологическом возрасте есть главная задача – генетическая задача развития. Она появляется в результате противоречий в системе отношений «ребенок – взрослый», она предопределяет вид ведущей деятельности. Отличие Программы от других программ, в том, что игровая деятельность пронизывает все разделы Программы, что соответствует интересам и способствует сохранению специфики дошкольного детства

«Речь и речевое общение» - раздел в программе, как самостоятельный. В этом разделе доминирующее значение приобретает развитие умение устанавливать при помощи речи личностные контакты, налаживать контакт и взаимопонимание, и взаимодействие и с взрослыми и сверстниками. Диалог рассматривается в качестве основной формы общения. В языковом развитии подчеркивается роль словотворчества, игр детей со звуками, рифмами, смыслами. Основным лейтмотивом всей программы является переход от монологической педагогике к педагогике диалога: ребенок с взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями.

В разделе программы развития речи выделен подраздел «Звуковая культура речи», в котором ставятся задачи: учить дифференцировать на слух и правильно произносить близкие в артикуляционном и акустическом отношении звуки. Работа над артикуляцией гласных и согласных в пении.

Содержание речевого воспитания в старшем дошкольном возрасте по программе «Истоки», составляют две взаимосвязанные области; обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применение языка в познавательной деятельности и общении. Центральным
звеном языкового развития старшего дошкольника является формирование метаязыковой функции - функции осознания языка и речи в доступных ребенку формах

В программе «Детство» под редакцией В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой выделены специальные разделы, посвященные задачам развития речи детей и ознакомления с художественной литературой: «Развивает речь детей» и «Ребенок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитания звуковой культуры речи. В подразделе «Звуковая культура речи» ставят задачи: учить чисто и правильно произносить все звуки родного языка; работа над интонационной выразительностью речи; обучение звуковому анализу слов. В разделе «Ознакомление с художественной литературой» стоит задача: чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности; передавать свое эмоциональное отношение выразительным чтением. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретает знание педагогом возрастных особенностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, а также умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи детей.

Итак, каждая программа, по-своему решает проблему развития звуковой культуры речи детей (использование методов, приемов, подходов, условий развивающей среды, требований к речи воспитателя), но в каждой из них выделяется задача, воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Таким образом, программы дошкольной ступени образования, его уровень и направленность исходят из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый и достаточный для всестороннего развития ребенка уровень образования .


ТЕОРИЯ

Что такое развитие речи?
Дети учатся слушать и понимать то, что им говорят, воспроизводить звуки, а затем - произносить слова и использовать их в разных речевых комбинациях. Однако понятие речи включает в себя не только устную речь: эффективное общение затруднено, если человек не понимает языка жестов и мимики, не может использовать информацию, получаемую при зрительном контакте.

Хронологическое развитие
Новорожденный
Новорожденный не может существовать самостоятельно и нуждается в средствах коммуникации, чтобы сообщать о своих потребностях. Младенец кричит, чтобы сообщить, что хочет есть, испытывает неудобство или нуждается в общении. Новорожденный не ищет зрительного контакта, но и не избегает его. На самом деле ребенка больше всего интересуют лица окружающих его людей. Многие дети уже в очень раннем возрасте начинают копировать мимику взрослых, например высовывать язык.

Зрительный контакт
Ребенок учится поддерживать зрительный контакт с теми, кто о нем заботится; общаясь таким образом, он больше узнает о самом себе и познает окружающий мир. Установление зрительного контакта очень важно для полноценного развития речевых навыков. Чтобы понять суть общения, научиться ждать своей очереди в разговоре и понимать эмоции собеседника, ребенок должен смотреть собеседнику в лицо.

Улыбка и вокализация
Младенец учится улыбаться. Это его первый способ общения, не считая плача, и скоро ребенок замечает, что его улыбка вызывает у окружающих теплый отклик.
По мере развития способности управлять мышцами губ, языка и гортани ребенок начинает издавать звуки, отличные от обычного плача. Он гулит, воркует, «агукает», пускает пузыри. Эти звуки, предшествующие развитию речи, называются вокализацией.

Соблюдение очередности
Примерно в это же время ребенок начинает соблюдать очередность в «диалоге» со взрослым. Обычно это происходит почти незаметно. Во время кормления или игры с младенцем мать интуитивно начинает «разговаривать» с младенцем: копирует издаваемые им звуки, воспроизводит его гримасы. Ребенок отвечает гулением, воркованием и собственными попытками скопировать выражение ее лица. При этом он учится, «сказав» что-то, ждать ответа, затем снова «говорить» и снова ждать. Так закладывается основа способности к диалогу: понятие о соблюдении очередности и умение узнавать по лицу собеседника, когда можно говорить, а когда лучше помолчать. Этот навык очень важен, но родители, не осознавая его как самостоятельный навык, обычно не замечают его развития.

Лепет
Ребенок продолжает осваивать новые звуки по мере того, как учится пользоваться речевым аппаратом (ртом, гортанью). Прогресс в освоении звуков бывает связан с переходом на твердую пищу и умением ее пережевывать.
В определенный момент ребенок начинает особым образом «разговаривать сам с собой, мелодично копируя звучание и интонацию речи взрослых. Такое интонирование называют детским лепетом. В нем можно расслышать различные сочетания звуков, иногда они напоминают слова, но в целом пока что непонятны для окружающих и не имеют осмысленного значения.
Звуки, которые издает ребенок, отчасти зависят от его позы. Лежа па спине, ребенок может издавать только гласные звуки, артикулируемые задней стенкой гортани («А-а-а-а!»); но, когда ребенок сидит, он уже способен произносить сочетания гласных и согласных звуков («баба», «дада», «мама»), называемые лепетом. Лепечущий ребенок обычно по много раз повторяет один и тот же слог: «Да-да-да-да!»

Подражание
Умение подражать другим жизненно необходимо для всякого обучения, в особенности для развития речевых навыков. Дело в том, что, подражая взрослым, ребенок учится произносить слова, затем словосочетания и, наконец, составлять целые предложения. В то же время он учится копировать жесты взрослых (например, машет рукой или хлопает в ладоши) и различные звуки, особенно издаваемые животными («му-у», «бе-е» и т.п.).

Понимание речи
Ребенок не сразу понимает, что изображение машины символизирует реальную машину. Чтобы сообразить, что вот это пятно на бумаге и вон тот рычащий четырехколесный зверь на дороге в каком-то смысле одно и то же, требуется развитие логического мышления. От понимания картинок дети переходят к осознанию того, что «звуки», т. е. слова, тоже отражают и представляют реальные предметы. Для человека, который не понимает нашего языка, слово «собака» - просто набор звуков; но для нас в этом слове заключен образ лохматого четвероногого животного, виляющего хвостом.
Когда ребенок слышит, как в определенных ситуациях снова и снова повторяются одни и те же слова, он ассоциирует их с определенными предметами и понимает, что слова имеют значение. Всякий раз, когда в поле зрения появляется собака, его папа произносит: «Собака», и в сознании ребенка слово связывается с этим животным.
Итак, первые слова, которые начинают понимать дети, - слова с конкретным значением, которые ребенок слышит изо дня в день, названия хорошо знакомых предметов и имена членов семьи. Первым ребенок начинает узнавать собственное имя и слова, которые слышит чаще всего: «мама», «папа», «нет», имена братьев и сестер и т. п. Давно замечено, что эта закономерность действует у всех народов и во всех культурах.
Свое понимание речи ребенок демонстрирует, отвечая на простые вопросы, например, на вопрос: «Где кошка?» показывает на кошку пальцем, рукой или глазами. Кроме того, он начинает исполнять простые указания, например: «Иди сюда» или «Дай чашку».
К тому моменту, когда ребенок готов заговорить, он понимает значение довольно большого числа слов.

Довербальная коммуникация
Не умея говорить, ребенок вынужден сообщать о своих нуждах другими способами. Вначале он указывает на предмет, который хочет получить, глазами, затем рукой, позднее учится показывать указательным пальцем.
Кроме того, ребенок использует для коммуникации естественные жесты, например машет на прощание или тянет вверх ручки, когда хочет, чтобы его взяли из кроватки.

Первые слова
Часто первым словом ребенка становится какое-либо звукоподражательное междометие, например «му-у», «гав», «чу-чу».
Перные слова ребенка зачастую непонятны никому, кроме родителей, которые по контексту догадываются, что «пепе» значит «печенье», а «ато» - автобус (для этой стадии развития речи характерно, что ребенок воспроизводит только начало слова).
Первыми словами обычно становятся названия хорошо знакомых предметов, домашних животных, а также слова, обозначающие членов семьи. Во вторую очередь ребенок выучивает названия еды и одежды. Часто ребенок первым начинает называть того члена семьи, которого видит реже, например, если с ребенком сидит мама, а папа весь день на работе, очень возможно, что первое слово ребенка будет «папа», а не «мама». Это связано с тем, что, разговаривая с ребенком, мать редко говорит в третьем лице о себе и гораздо чаще о папе: «Папа на работе», «Папа пришел» и т.п.
Ребенок еще не умеет строить фразы и использует одно слово как замену целого предложения. Например, «папа» может означать: «Папа ушел», «Папа здесь» и «Хочу к папе». Понять смысл таких слов-предложений можно только из контекста.
Часто ребенок употребляет свои первые слова в сильно расширенном значении: все мужчины оказываются у него «папами», все средства передвижения - «машинами», а все животные - «кошками».

Фразы из двух слов
Со временем ребенок не только расширяет свой словарный запас, но и начинает использовать одни слова в сочетании с другими, составляя более сложные высказывания: «Еще сока», «Папа шел» (ушел). Двухсловные фразы тоже не всегда понятны без контекста.
Интересы ребенка ограничиваются настоящим (понятие о прошлом и будущем формируется позже). Его занимают вещи, люди, особенно - близкие, события повседневной жизни, еда, одежда, животные и средства передвижения. Этим предметам обычно и посвящены высказывания ребенка.
Чаще всего в высказываниях ребенка сочетается существительное и глагол: «Дядя идет», «Собачка кушает», «Мальчик бежит». Также встречаются сочетания существительного и прилагательного: «Большая машина», «Красный автобус».

Фразы из трех слов
К комбинации существительного и глагола добавляется еще одно существительное - получается фраза из трех слов: «Девочка пьет молоко», «Дядя ведет машину».

Дальнейшее развитие
После того, как ребенок освоил сочетания из трех слов, он приступает к совершенствованию грамматической структуры речи. Происходит это в следующей последовательности:
- Ребенок задает вопросы к подлежащему («кто?» «что?») и употребляет местоимения группы «я», «ты».
- В речи появляется больше местоимений («его», «ее»), а также множественное число («лошадки», «машинки») и предлоги («в», «на», «под»). Ребенок может поддерживать простой диалог, употреблять прошедшее и настоящее время. Задает вопрос «где?»
- Ребенок задает вопросы «почему?», «когда?» и «как?»
К началу школьного возраста речь ребенка обычно приобретает фонетическую и грамматическую правильность.

Параллельное развитие
Использование языка
Дети начинают использовать язык, чтобы прокомментировать окружающее («Смотри, машина!») или сообщить о своих потребностях и желаниях («Печенье!»). Со временем они начинают говорить распространенными предложениями (используя все больше слов), а затем переходят к такой гибкой и сложной речевой форме, как вопрос («Где папа?»). Теперь дети могут получить информацию («Почему идет дождь?»), привлечь к себе внимание («Как это делается?») и договориться с окружающими («Я возьму этот шнурок, а ты возьми тот»).

Произношение
Со временем ребенок учится правильно произносить самые «трудные» звуки и различать их на слух. Однако к началу школьного возраста ребенок еще может не выговаривать и путать на слух некоторые звуки, например «р» и «л».

Концентрация внимания
Вместе с развитием языка развивается и способность к концентрации внимания. В раннем детстве ребенок легко отвлекается: он может увлеченно играть в железную дорогу, но достаточно поставить рядом симпатичную машинку, чтобы он бросил предыдущую игру и перешел к следующей.
Позднее ребенок вырабатывает способность сосредотачиваться на одном занятии и отсекать все отвлекающие факторы. В этот период он не терпит никакого вмешательства, поскольку еще не умеет делать два дела сразу.
Постепенно ребенок учится воспринимать простую информацию, советы и т. п., не отвлекаясь от своего дела. Он способен выполнять свою задачу, одновременно следуя простым и непосредственно относящимся к делу указаниям. Эта способность развивается, и постепенно ребенок становится способен воспринимать все более сложные указания (см. сноску на с. 31).

Известно, что речь - это не дар, который появляется вместе с рождением человека. Чтобы ее правильно сформировать у воспитанника, взрослым необходимо приложить немало усилий. Занятие по развитию речи нужно проводить родителям малыша с первых дней появления его на свет. Педагогам образовательных учреждений, занимающимся с детьми дошкольного и школьного возраста, также предстоит большая и кропотливая работа по формированию навыков речи.

С чего начинать

Результатом недостаточного внимания взрослых к работе над речью малыша является задержка ее развития, что, в свою очередь, негативно отражается на формировании памяти, восприятия, мышления, воображения, чувственной сферы. Одним словом, речь - это умение, которое влияет на качество всей жизни человека. Именно поэтому работу по ее развитию нужно начинать как можно раньше.

При регулярном общении с младенцем уже в первые недели жизни у него начинает формироваться умение прислушиваться к звукам речи, сосредотачивать внимание на них. В этот период малыш уже способен выделить человеческую речь из общего потока окружающих его звуков.

Способность различать интонацию, с которой к малышу обращается взрослый, и реагировать на нее соответствующим образом - следующий шаг в работе, когда формируется речь. Это умение отмечается у большинства младенцев к четырем - пяти месяцам. Дальнейшая работа по развитию навыков речи у младенцев направлена на умение понимать смысл слова, коротких фраз и правильно реагировать на них.

Советы по проведению занятий, направленных на развитие речи

  • как можно больше разговаривать с малышом;
  • один и тот же прием повторять несколько раз в течение дня;
  • чаще обращаться к малышу со словами ласки, показывать свой доброжелательный настрой.

Все действия, производимые в момент общения с ребенком, нужно выполнять на фоне звучащей речи, то есть взрослый проговаривает, что он делает и для чего.

Речь взрослого должна быть эмоциональной и выразительной, являться образцом для подражания.

Роль малых литературных жанров в развитии ребенка

Русская речь, украшенная короткими стишками, всегда привлекательна для слушателей. Малыши проявляют неподдельный интерес к прибауткам, потешкам, шуткам, приговоркам. Взрослым нужно умело использовать эту естественную тягу детей к народному творчеству.

Чтение стихов рекомендуется сопровождать определенными движениями рук, ног, пальчиков и других частей тела ребенка. Подобные упражнения помогают понять малышу, что каждое произносимое слово имеет определенный смысл, указывает на предмет, его признак или действие. Играя со взрослым, ребенок расширяет свой пассивный словарь. Кроме того, он учится выполнять команды, которые задаются словом.

Родителям необходимо знать, что такие игры, как "Гули прилетели", "Ладушки", "Сорока-ворона" и многие другие - это не просто забава, а приемы, направленные на развитие речи малыша. Пренебрегать подобными упражнениями не стоит.

Организация специальных занятий

Речь - это сложное умение, для полного развития которого необходимо специально организованное обучение малышей. Именно поэтому большая часть времени в программах обучения и развития детей в школах и детских садах отводится вопросу развития речи.

На специальных занятиях в детском саду и уроках в школе рекомендуется включать следующие виды работ:

  • обогащение пассивного и активного словаря ребенка;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • ознакомление с произведениями художественной литературы, созданными мастерами слова;
  • заучивание наизусть;
  • пересказ.

Результатом планомерной работы должно стать умение ребенка подробно описывать предмет, излагать ход определенных событий, проводить элементарные рассуждения с приведением доказательств.

Требования к речи малыша

Педагоги и родители обязаны знать, каким литературным нормам должна соответствовать речь ребенка. Это целый комплекс характеристик.

В монологической речи обучающихся просматривается правильная грамматическая структура предложений - они могут быть простыми и сложными. Звучание соответствует орфоэпическим нормам. Речь интонационно окрашена. Отсутствуют дефекты произношения отдельных звуков. Активный словарный запас достаточно разнообразен - ребенок использует однокоренные слова, которыми так богата русская речь. Кроме того, обучающийся умело использует формы одного и того же слова.
Весь процесс освоения языка занимает продолжительное время, требует усердия со стороны ребенка и взрослых, которые с ним занимаются.

Структура уроков

Каждое занятие по развитию речи направлено на формирование определенного умения. От этого во многом и будет зависеть его структура.

Чаще всего подобные уроки начинаются с того, что дети слушают связный текст. Его объем и содержание зависят от возраста воспитанников. На этом этапе взрослый может прочитать художественное произведение, рассказать о каком-либо событии от своего лица, побеседовать с детьми по теме, используя специально подготовленные вопросы.
Далее на подготовленном языковом материале проводятся упражнения, направленные на обогащение лексики, развитие фонематического слуха, грамматики языка. А также отрабатывается дикция, нужная интонация. Для этих целей используются отдельные предложения, словосочетания, слова, буквосочетания, взятые из уже знакомого детям текста.

Работа над связным текстом

По мере взросления ребенка, а именно в дошкольном и младшем школьном возрасте, перед взрослыми встает задача, в результате решения которой должна сформироваться его самостоятельная речь. Это умение можно оценить во время свободных устных высказываний детей на определенную тему. Также уровень владения речью хорошо просматривать при выполнении школьниками таких видов письменных работ, как изложение и сочинение.

Перечень видов заданий, используемых в работе над связным текстом, огромен, но можно выделить те из них, которые наиболее популярны у детей и педагогов.

Работу по составлению рассказа по картинке можно начинать очень рано. При этом содержание картинок может быть самым разнообразным. Главное условие - оно должно быть понятно ребенку и соответствовать его возрасту.

Пересказ текста с изменением его начала или конца нравится детям-фантазерам. Педагогу важно лишь внимательно слушать рассказчика и неназойливо поправлять возникающие в речи ошибки.

Аналогичные действия требуются от педагога, когда выполняется пересказ с изменением лица, от которого ведется повествование. Особый интерес вызывают упражнения, где ребенку предлагается стать непосредственным участником событий и рассказать историю от первого лица.

Благодаря регулярному выполнению подобных упражнений дети впоследствии успешно овладевают навыками монологической устной и письменной речи.