Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику? Как расторгнуть контракт по соглашению сторон: пошаговая инструкция Статья расторжение контракта по 44 фз

Законодательство о государственных закупках позволяет заказчику и исполнителю в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора. При этом сторонам следует придерживаться определенного регламента.

В идеальном варианте процедура проведения государственной закупки стартует с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора. При этом сам факт заключения государственного не означает его успешного исполнения. Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и исполнителя, что потребует от другой стороны решительных действий в виде одностороннего расторжения контракта.

Все случаи расторжения государственных контрактов регулируются положениями:

Различают следующие виды расторжения государственных контрактов. С точки зрения инициатора процесса выделяют расторжение по инициативе заказчика или по инициативе поставщика. С позиции условий реализации данной процедуры можно выделить:

  • расторжение госконтракта по соглашению сторон;
  • по инициативе одной из сторон в одностороннем порядке;
  • в судебном порядке.

Расторжение договора в одностороннем порядке позволяет избежать длительных судебных разбирательств.

Статья 95 44-ФЗ указывает, что расторжение контракта в одностороннем порядке допускается при допущении стороной существенных нарушений. В результате ущерб от исполнения контракта превышает выгоду от него.

Право на одностороннее расторжение договора сторон должно быть прописано в заключаемом контракте.

Расторжение госконтракта по инициативе заказчика происходит по правилам Закона 44-ФЗ по одной из следующих причин:

  1. Поставщик нарушил свои обязательства по контракту .
  2. Исчезновение потребности в предмете закупки или иные основания, которые не связаны с нарушением условий контракта или условий, прописанных в ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.
  3. Поставщик или товар не соответствует установленным требованиям закупки (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  4. Предоставление поставщиком недостоверной информации о себе или товаре (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  5. Расторжение инвестиционного контракта , в соответствии с которым было создано производство поставляемого товара на территорию РФ (п. 2 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  6. Расторжение государственного контракта со встречными обязательствами поставщика-инвестора , в соответствии с которым осуществляется производство поставляемого товара (п. 3 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).

При возникновении условий, которые содержатся в пп. 3-6, заказчик должен незамедлительно приступить к процедуре одностороннего расторжения контракта. Если он этого не сделает, то заказчика могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа до 20 тыс. р.

Гражданский кодекс (ст. 523) содержит такие основания для отказа от контракта: поставка товаров ненадлежащего качества, неустранение в разумные сроки существенных недостатков, нарушение сроков поставки товара и оказания услуг.

Поставщик также может расторгнуть контракт, но такая возможность должна быть закреплена за ним договором. Перечень причин для отказа от исполнения контракта по инициативе исполнителя содержится в Гражданском кодексе. В их числе такие нарушения заказчиком взятых на себя обязательств по контракту:

  1. Заказчик не выкупает или не заказывает услуги в тех объемах, которые ранее были оговорены.
  2. Заказчик неоднократно нарушал сроки оплаты .
  3. Заказчик не принимает товар или отказывается его принять (согласно п. 3 ст. 484 ГК РФ).
  4. Заказчик отказывается в принятии и товара (по п. 4 ст. 486 ГК РФ).
  5. Заказчик не перечисляет очередной платеж за проданный товар (п. 2 ст. 489 ГК РФ).
  6. Заказчик не застраховал полученный товар , хотя по условиям договора должен был это сделать (согласно ч. 2 ст. 490 ГК РФ).
  7. Заказчик не внес предусмотренную договором предоплату (п. 2 ст. 487, ст. 328 ГК РФ).

Таким образом, заказчик должен обладать веской причиной для расторжения государственного контракта, без которой его действия могут признать неправомерными.

Порядок отказа от заключения контракта по инициативе заказчика

При одностороннем отказе от исполнения контракта следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Проведение экспертизы, которая бы подтвердила несоответствие товара, работы или оказанной услуги требованиям (согласно ч. 10 ст. 95 44-ФЗ). Стоит отметить, что подобная экспертиза не является обязательной и выполняется по желанию .
  2. Принятие решения об отказе от исполнения контракта и оформление его в письменном формате.
  3. Публикация принятого заказчиком решения в (ЕИС) по ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.
  4. Оповещение исполнителя контракта о принятом решении в течение 3 дней после его публикации . Это можно сделать по почте, в виде факса, электронного письма, телеграммы и пр. При этом нужно сохранить доказательства факта своевременного оповещения поставщика.
  5. Дождаться получения уведомления о вручении поставщику решения . Если же информирование исполнителя по указанным контактам в контракте невозможно, то он считается уведомленным в течение 30 дней после публикации в ЕИС.
  6. В течение 10 дней после получения решения у исполнителя есть возможность реабилитироваться . За этот срок он должен устранить существенные недостатки, которые привели к необходимости расторжения контракта (согласно ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
  7. Если отмеченные недостатки были устранены, то заказчик не расторгает контракт и отменяет ранее принятое решение.
  8. Решение об одностороннем отказе от контракта вступает в силу через 10 дней после уведомления (по ч. 13 ст. 95 44-ФЗ).
  9. Компенсация понесенных затрат заказчика на проведение экспертизы исполнителем (по ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
  10. Публикация сведений о расторжении договора в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).
  11. Поставщик будет включен в реестр недобросовестных (РНП) после расторжения контракта . Передача сведений заказчиком в данный реестр (за его ведение отвечает ФАС) является его обязанностью, а не правом (согласно (ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104). Сведения в реестр нужно передать в течение 3 дней.

Информация о недобросовестном исполнении своих обязательств исполнителем будет находиться в реестре в течение 2 лет (согласно ст. 104 44-ФЗ). Это сделает невозможным его участие в в указанный период, так как отсутствие информации о поставщике в реестре в большинстве случаев является обязательным условием для подачи заявки на конкурс.

Порядок отказа от заключения контракта по инициативе поставщика

Обычно своим правом на отказ от контракта в одностороннем порядке пользуются заказчики. Но иногда на такой шаг вынуждены идти и сами поставщики.

Процедура расторжения государственного контракта по инициативе подрядчика (поставщика) проводится по схожему алгоритму:

  1. Принимается решение об отказе от исполнения контакта (согласно ч. 19 ст. 95).
  2. Заказчику направляется соответствующее уведомление по почте заказным письмом или другими каналами связи.
  3. Факт вручения уведомления и дата поступления информации о расторжении контракта подрядчиком в обязательном порядке фиксируется .
  4. Решение об отказе от контракта вступает в силу через 10 дней после уведомления заказчика (по ч. 21 ст. 95 44-ФЗ), если заказчиком за этот срок не были устранены недостатки, которые привели к необходимости расторжения контракта (ч. 22 ст. 95 44-ФЗ). Иначе поставщик ранее принятое решение об отказе.
  5. Информация о расторжении договора публикуется в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).

Поставщик также вправе обратиться в суд с требованием компенсировать ему полученные убытки в результате недобросовестного исполнения заказчиком своих обязательств.

При несоблюдении предусмотренного законом алгоритма расторжения госконтракта стороны могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа.

Обжалование отказа в контролирующих органах

В том случае, если победитель закупки считает, что заказчик незаконно и без должных причин отказался от контракта либо допустил любые другие нарушения (не вернул обеспечение по договору в положенный срок или не проинформировал поставщика о своем решении должным образом), то тот вправе обратиться за защитой своих интересов в контролирующие инстанции. Такие функции выполняет Федеральная антимонопольная служба.

Для обжалования действий заказчика необходимо обратится в инстанцию в течение срока действия контракта, иначе жалобу можно будет подать только в суд. Жалоба должна иметь письменную форму. К ней прикладываются документы, подтверждающие обоснованность требований поставщика (обычно это копия протокола об отказе от заключения контракта).

Если в ходе проверки ФАС выяснится, что заказчик нарушил требования законодательства, то его обяжут аннулировать решение об отказе от заключения контракта.

Как отменить закупку по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Отмена заказчиком госзакупки может происходить в двух основных вариациях: до размещения извещения о ее проведении и после.

Если было принято решение об отмене закупки до появления извещения о ней в ЕИС, то следует придерживаться такого алгоритма действий:

  1. Принятие официального решения об отмене закупки .
  2. Оформление такого решения в письменной форме: издание приказа об исключении процедуры закупки и изменения плана-графика проведения закупок. Его должен подписать руководитель государственной инстанции.
  3. Внесение соответствующих правок в план закупок и план-график и передача сведений в ЕИС.
  4. Сведения в ЕИС должны появиться в течение 3 дней после публикации приказа .

Таким образом, процедура отмены госзакупки до ее публикации предельно простая.

Должностным лицам важно учитывать один момент: если лот отменили еще на стадии планирования, но сведений об этом не передали в ЕИС, то виновникам грозит штраф в размере 5-30 тыс. р. (согласно ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Если информация о государственной закупке уже была размещена в ЕИС, то последовательность действий будет отличаться:

  1. Принимается решение об отмене закупки . Это необходимо сделать как минимум за 5 дней до окончания подачи заявок в рамках конкурсов и или за 2 дня при запросе котировок (при запросе предложений отмена недопустима). Нарушение данных сроков допускается в случае наступления обязательств непреодолимой силы (стихийных бедствий, забастовок и других чрезвычайных событий, которые невозможно предвидеть заранее).
  2. Оформление решения в виде приказа .
  3. Размещение информации об отмене в ЕИС в день издания приказа .
  4. Оповещение участников закупки о принятом решении по контактам , которые они предоставили при формировании заявок.
  5. Возврат обеспечительных мер участникам, если таковые были ими внесены . Это нужно сделать в течение 5 рабочих дней после отмены тендера. Если при закупке использовалась ЭЦП, то за разблокировку и возврат обеспечения на лицевой счет подрядчика должен отвечать оператор площадки.
  6. Информация о внесении изменений в план-график закупок вносится в течение 1 рабочего дня после ее отмены .

Административный кодекс содержит ответственность для заказчиков за нарушение сроков размещения информации в ЕИС (по ст. 7.30) и за несвоевременный возврат внесенного обеспечения по заявке (по ст. 7.31.1). Ответственность за снятие лота заказчику не грозит.

Таким образом, односторонний отказ от исполнения договора допускается, если это предусматривает подписанный сторонами контракт. Для этого одна из сторон должны допустить серьезные нарушения при исполнении своих обязательств в рамках контракта. Односторонний отказ позволяет в оперативном режиме аннулировать ранее достигнутые договоренности. Правила процедуры отказа от контракта содержатся в 95 ст. ФЗ-44.

23-11-2016 15:32


После определения победителя и заключения с ним контракта, есть вероятность, что по каким-либо причинам он может быть расторгнут заказчиком. Наряду с обращением в суд, у заказчика есть возможность одностороннего расторжения. Расторжение в одностороннем порядке по своей сути является обоюдным решением обеих сторон, однако одновременно создает конфликтную ситуацию. Порядок разрешения таких ситуаций регламентирован законодательством о .

Условия расторжения контракта по 44-ФЗ

Законом о контрактной системе закупок 44-ФЗ предусмотрена возможность расторжения контракта в одностороннем порядке. Это право сторон было прописано еще в предшественнике закона– 94 ФЗ. Оно предусматривает возможность одностороннего отказа от государственного контракта субъектами. Важно подчеркнуть, что поскольку закон всегда находится на стороне справедливости, в 44-ФЗ прописан ряд условий, которые защищают каждого субъекта от произвола со стороны другого:

  1. Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке должна быть указана в проекте договора (в конкурсной документации) и в тексте самого договора;
  2. Такая возможность не может быть доступна для какой-либо одной стороны: если заказчик имеет право отказа от контракта, то и поставщик имеет это право;
  3. Обязательным является уведомление второй стороны о намерении расторгнуть контракт;
  4. Контрактом должен быть предусмотрен срок на устранение поставщиком причин расторжения. Другими словами, после получения уведомления от заказчика, поставщик имеет 10 дней, чтобы провести «работу над ошибками». Если по истечении этого срока причины остались не устраненными, заказчик имеет право расторгнуть контракт.

Основания для расторжения

Разобравшись с условиями расторжения контракта заказчиком в одностороннем порядке, необходимо рассмотреть ряд условий, которые могут стать причиной такого решения. Законом 44-ФЗ предусмотрено единственное условие, когда расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке является его обязанностью:

  • после заключения контракта было установлено, что поставщик или поставляемые товары/услуги не соответствуют требованиям, указанным в извещении о закупке, при этом поставщиком была предоставлена недостоверная или неполная информация, которая способствовала его победе в торгах.

В остальных случаях заказчик не обязан, но имеет право принять решение об отказе от исполнения своих обязанностей по договору. Возможные основания для этого регламентированы Гражданским кодексом РФ.

Расторжение контракта в одностороннем порядке в соответствии с ГК РФ

Гражданское законодательство предусматривает возможность одностороннего расторжения договора двух видов: не обусловленное поведением поставщика и обусловленное его поведением.

В первом случае Гражданский кодекс предписывает заказчику, расторгнувшему контракт, исполнение следующих условий:

  • в соответствии со ст. 717, заказчик может приостановить выполнение работ по договору до срока их сдачи, при этом обязан оплатить работу поставщика пропорционально установленной цене;
  • в соответствии со ст. 782, заказчик вправе расторгнуть договор возмездного оказания услуг, при этом он должен оплатить все фактические расходы поставщика.

Вторая разновидность одностороннего расторжения контракта включает в себя случаи, когда причинами становятся действия поставщика:

  • поставка товаров ненадлежащего качества, недостатки которых поставщик не может исправить в приемлемый для заказчика срок;
  • неоднократное несоблюдение прописанных в контракте сроков поставки;
  • в случае договоров подряда – несвоевременное начало или слишком медленное предоставление услуг или выполнение работ, такое, что их завершение в срок невозможно.

Спорным моментом может стать оценка качества поставляемых услуг, товаров или работ. Подтверждением правомерности расторжения контракта на основании несоответствия по качеству могут быть результаты экспертизы. В соответствии с 44-ФЗ, заказчик вправе привлекать экспертов с целью оценки качества товаров и услуг, и на основании экспертных заключений принимать решения о расторжении контракта.

Есть случаи, когда участники госзакупок хотят аннулировать подписанный между ними договор. Процедура проводится через суд, если это право прописано в документе (ч. 9 ст. 95. ФЗ 44 и ч.19. ст. 95. ФЗ - 44). Какие причины для разрыва сделки предусмотрены в законе и как это сделать по совместному согласию или по инициативе одной из сторон?

Предпосылки для разрыва договора рассмотрены в 95 статье Федерального закона №44 «О контрактной системе». Возможность разорвать сделку по госзакупке по двухстороннему соглашению или по инициативе одной из сторон через судебное постановление установлена в ст. 95 ч. 8 ФЗ-44. Основания для разрыва в одностороннем или двухстороннем порядке по закону:

  • Положение акта было грубо нарушено другой стороной, и нанесло финансовый и моральный ущерб;
  • При значительных нарушениях, влекущих за собой большой денежный ущерб одной из сторон или обеих (ГК. ст. 451);
  • Не достигнута договоренность по приведению акта в соответствие при наступлении особых факторов, не предусмотренных в контракте;
  • Контракт расторгается, если в период подписания не предполагалось возникновения экстренных обстоятельств;
  • Факторы изменились из-за причин, непреодолимых одной стороной, заключившей контракт, при этом, соблюдались все требования по соблюдению условий контракта и осмотрительности;
  • Реализация документа без корректировки ряда требований нарушает соотношение интересов имущественного характера участников договора, и дает урон больше чем ожидаемую прибыль;
  • По данным акта не подразумевается, что риск перемены условий лежит на заинтересованном участнике.

Пункт о разрыве контракта должен быть установлен в документе в обязательном порядке. Он должен описывать все случаи расторжения сделки, которые возможны.

Порядок расторжения

Система расторжения контракта по договоренности участников прописана в ГК РФ:

  • Инициатор расторжения составляет документ о разрыве сделки;
  • Отправляет второй стороне документ для подписания;
  • Подписанное партнером соглашение о расторжении удостоверяет своей подписью;
  • Вносит информации о прекращении договора в реестр по договорам.

Со времени подписания документа о расторжении, договор перестает действовать, или с числа, прописанного в нем. Запись о расторжении контракта в реестр вписывается в течение 72 часов. Туда вписывается число расторжения контракта, его название, число и порядковый номер договора о расторжении. В разделе «Основания расторжения» указывается цифровой код — «01». При нарушении условия внесения записей в реестр, нарушителю грозит денежный штраф в крупном размере. По ч. 12-22 95 статьи ФЗ №44, в одностороннем порядке, этапы прекращения соглашения по госзакупкам следующие:

  • Известить партнера о намерении разорвать договор;
  • Внести информацию в контрактный реестр.

Дополнительное соглашение на расторжение контракта по 44 ФЗ

Договоренность о разрыве сделки составляется в письменной форме. В документе устанавливается желание сторон расторгнуть договор, и прекратить сотрудничество по нему. Акт пишется в шаблонной форме, его содержание зависит от типа расторгаемого контракта и условий сделки. Обязательно в документе указать:

  • Идентификационную информацию по расторгаемому документу (наименование, дата написания, номер);
  • Наименование участвовавших в заключении контракта лиц как указано в документе;
  • Прописывается число аннуляции контракта или указывается замечание, что с даты подписания соглашения он считается расторгнутым;
  • Вносится информация об исполнении сделки. Исполнена полностью или частично;
    Данные о числе копии документа;
  • Указываются реквизиты участников;
  • Инициалы сторон.

К акту прикладываются дополнительные бумаги, в зависимости от типа расторгаемого контракта. Акт приема передачи имущества и прочее. Расторжение контракта по факту проведенных действий предусматривает выплату исполнителю суммы, которую он должен получить согласно сделке.

Если в течение этого срока исполнитель исправляет нарушения и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, тот обязан отменить процедуру одностороннего расторжения и продолжить сотрудничество. При этом необходимо составить решение об отмене. Имейте в виду, что это правило действует только один раз. Скачать Шаг 4. Направить сведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В течение 3 рабочих дней после того как расторжение вступит в силу, заказчик передает информацию об одностороннем отказе в ФАС для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Скачать Одностороннее расторжение по инициативе поставщика Процесс такой же, как и со стороны заказчика, требуется оформить аналогичные документы. Для этого можно использовать образцы, которые мы привели выше. Шаг 1. Принять решение и уведомить об этом заказчика.

Одностороннее расторжение контракта по 44-фз

ФЗ при соблюдении следующих условий (ст. 95): нарушение является существенным (предусмотрено ГК РФ) и ущерб от него превышает выгоду от заключения договора, а в договоре прописана возможность одностороннего отказа. В соответствии со ст. 523 ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация. Односторонний отказ по инициативе заказчика Шаг 1.

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-фз и гк рф

Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях. В течение 3 рабочих дней информация также размещается в Единой информационной системе (далее - ЕИС) (ч. 12 ст. 95). Скачать Шаг 2. Информировать исполнителя. Это нужно сделать в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения.

Датой уведомления будет считаться день, когда получено подтверждение вручения поставщику документа о решении или информация о том, что он отсутствует по его адресу, или по истечении 30 дней после размещения в ЕИС. Скачать Шаг 3. Расторгнуть контракт или отменить решение. В первом случае информация о расторжении размещается в ЕИС в течение 1 рабочего дня (п.

26 ст. 95). Но это можно сделать только через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика.

Односторонний отказ от исполнения контракта 44 фз

В течение 3 рабочих дней уведомление направляется с подтверждением вручения. Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.


Односторонний отказ - относительно оперативный процесс. Благодаря ему заказчик и поставщик могут отстоять свои интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора. При этом потерпевшая сторона может потребовать возмещение понесенного ущерба.


Однако не злоупотребляйте правом на односторонний отказ.

Форум о госзакупках и тендерах good-tender

Внимание

К ним относят:

  1. Отказ заказчика от приема товара или выполнения работ, который никак не мотивирован. Факт отказа должен быть официально зафиксирован не менее двух раз.
  2. Нарушение заказчиком установленных договором сроков оплаты за поставленный товар или произведенные работы. Факт просрочки должен фиксироваться не менее двух раз.
  3. Создание заказчиком условий, при которых исполнение поставщиком обязательств становится невозможным.

Фиксирование этого факта должно проводиться независимыми экспертами.
  • Если по независящим от поставщика причинам произошло существенное удорожание товаров, поставляемых в рамках договора, или материалов, используемых для выполнения работ, то поставщик вправе требовать пересмотра установленной цены. В случае отказа заказчика, поставщик получает возможность расторгнуть договор.
  • Инфо

    Заказчик принял решение о расторжении контракта в связи с тем, что поставленное шасси оказалось бывшим в употреблении, что противоречит условиям контракта. В ходе судебных разбирательств было рассмотрено заключение экспертного учреждения, согласно которому шасси было признано не соответствующим требованиям контракта. Суд принял решение о признании действий заказчика правомерными.


    Контракт был расторгнут. Одностороннее расторжение контракта со стороны заказчика может иметь серьезные последствия для поставщика. Если его данные занесены в РНП, он утратит возможность в ближайшее время принимать участие в государственных закупках. Поэтому лучшим вариантом станет исполнение взятых на себя обязательств, а в случае возникновения спорных ситуаций стоит поискать компромисс.

    Форум института госзакупок (москва)

    Эта норма распространяется лишь на длительные (от 3 лет) и дорогостоящие (от 500 млн.) проекты для обеспечения государственных нуждЗаказчик обладает правом прекратить договорные обязательства в следующих ситуациях:

    1. Поставщик поставил товары или оказал услуги, не соответствующие характеристикам, оговоренным в контракте. Это обстоятельство должно быть подтверждено независимыми экспертами.
    2. Поставщик не выполняет обязательств или существенно отклоняется от установленного графика.
    3. Поставщик отказывается устранять недостатки, выявленные по мере исполнения договорных обязательств.
    4. Заказчик выяснил, что поставщик не отвечает требованиям, определенным 44-ФЗ.

    Иногда предусматриваются штрафные санкции в случае отказа от договорных обязательств. Штрафы могут быть наложены на обе стороны.
    Это информация публикуется помимо сведений в Реестр контрактов и отчетов.В указанной статье речь идет о изменении и расторжении (то есть как в одностороннем порядке, так и по соглашению сторон).Функционалом ООС предусмотрен раздел «Дополнительная информация о закупках и контрактах». В этом разделе есть лишь три варианта информации:Решение об одностороннем отказеИнформация о непредоставлении сведений о выгодоприобретателяхИнформация о непредоставлении сведений о субподрядчиках, соисполнителях.Куда публиковать информацию о изменении контракта и расторжении по соглашению сторон??? в ЕИС, которого не существует.на самом деле мнения разделились — кто-то в реестр контрактов все это пихает в течение 1 дня (хотя по 103 статье можно в течение трех)кто то сразу пихает в реестр контрактов в течение трех дней и игнорирует требования одного дня.

    Форум о госзакупках и тендерах good-tender ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

    • исполнитель поставил товары ненадлежащего качества и не устранил недостатки в необходимый период;
    • неоднократно нарушал сроки поставки, выполнения работ, оказания услуг, а также их оплаты;
    • заказчик не закупает товары или услуги в объемах или срокам, которые установлены в договоре.

    Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация. Односторонний отказ по инициативе заказчика Шаг 1. Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях.

    Поставщик, который не справился с возложенными на него обязательствами, попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Для него это автоматически означает дальнейшее отстранение от участия в государственных закупках. Порядок действий заказчика Если при определенных обстоятельствах заказчик решает отказаться от исполнения договора, то он обязан выдержать следующую процедуру:

    1. После принятия решения о прекращении договорных обязательств заказчик должен при необходимости получить экспертное заключение. Если в ходе экспертизы выяснится, что условия договора не были нарушены, то расторгнуть контракт будет невозможно.
    2. Заказчик оформляет решение в письменном виде и публикует его в ЕИС. Это необходимо сделать в трехдневный срок с момента принятия решения.
    3. Заказчик направляет в адрес второй стороны уведомление о вынесенном решении.

    Согласно части 22 статьи 96 44-ФЗ поставщик может отказаться от своего решения расторгнуть контракт. Если контракт расторгается по инициативе поставщика (в следствии нарушений заказчиком условий договора), то сведения о нем не передаются в РНП. Случаи из практики Одностороннее расторжение контракта редко проходит без конфликта. Чаще всего противная сторона не согласна с тем, что нарушения условий договора стали существенными. В такой ситуации единственным выходом станет обращение в суд. В судебной практике много примеров, когда жалобы поставщиков на неправомерное решение заказчика оказываются необоснованными.
    Например, в Арбитражном суде Тульской области рассматривалось дело по заявлению поставщика, который произвел поставку автокрана на шасси КамАЗ.

    Как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ устанавливают, что при осуществлении закупок должны соблюдаться нормы ГК РФ 1 . В числе прочего нормы гражданского законодательства регулируют и вопросы, связанные с односторонним расторжением договора (контракта) 3 . И если в «скрупулезно-процедурном» 44-ФЗ имеются отдельные положения касательно одностороннего расторжения контракта 2 , то в «рамочном» 223-ФЗ таких положений нет. Поэтому в отношении одностороннего расторжения договоров, заключенных в рамках 223-ФЗ, единственным правовым регулирующим документом является именно ГК РФ. Отметим, что и содержание положений о закупке конкретных заказчиков по 223-ФЗ, связанное с односторонним расторжением договоров, также не должно противоречить нормам гражданского законодательства 4 . Рассмотрим данные нормы.

    1. Односторонний отказ стороны по договору от исполнения своих обязательств допускается только в случаях, предусмотренных самим ГК, другими законами или иными нормативными актами 5 .
    2. Например, в отношении договора купли-продажи в гражданском законодательстве предусмотрено право покупателя отказаться от исполнения такого договора, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар 6 . Другой пример из ГК - в отношении договора проката арендатор вправе отказаться от договора в любое время, письменно предупредив о своем намерении арендодателя не менее чем за 10 дней 7 .

      Также в соответствии с ГК односторонний отказ от исполнения договора возможен в отношении договора поставки и договора возмездного оказания услуг. В первом случае право отказаться от исполнения договора имеет покупатель, если поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, или неоднократно (то есть более 1 раза) нарушил срок поставки товаров. Такое же право есть у поставщика, если покупатель неоднократного нарушил срок оплаты товаров или допустил неоднократную невыборку товаров. При этом договор будет автоматически считаться расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон 8 .

      Во втором случае заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору при условии полного возмещения заказчику убытков 9 .

      Кроме того и в отношении договора подряда в ГК РФ есть норма, согласно которой, если иное не предусмотрено договором, заказчик в любое время до сдачи ему результата работы вправе отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора, при этом заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу 10 .

      Наконец, гражданское законодательство также устанавливает, что в случае отсутствия у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков 11 .

      Что касается случаев, установленных в «других законах», то в качестве примера можно привести ситуацию с оказанием услуг связи, когда пользователь услуг нарушает требования договора и в течение 6 месяцев после получения письменного предупреждения от оператора услуг связи не устраняет это нарушение, - в этом случае оператор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор 12 .

      С полным перечнем таких установленных случаев можно ознакомиться по ссылкам к ч. 1 ст. 310 ГК РФ в справочно-правовых системах (например, «Консультант Плюс»).

      Отметим, что к числу данных случаев относятся и закупки по 44-ФЗ, в соответствии с которым заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (см. выше), при условии, если это было предусмотрено контрактом 13 . Более того, в определенных случаях это даже является его обязанностью - например, если в ходе исполнения контракта выясняется, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 14 . Но если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, то аналогичное право (опять же по основаниям, предусмотренным ГК - см. выше) предусматривается и у поставщика (подрядчика, исполнителя) 15 . При этом в случае принятия такого решения заказчиком или поставщиком (подрядчиком, исполнителем), оно вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления одной стороной другой стороны об одностороннем отказе от исполнения контракта; эти 10 дней даются, условно говоря, на «исправление нарушений» - если они исправлены, то принявшая решение сторона должна его отменить и контракт будет продолжать исполняться 16 .

      Отметим, что это чисто «добавочная» норма 44-ФЗ в отношении порядка и условий одностороннего расторжения контракта, правда, она уже не будет работать в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, ставшим основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта 17 . Кроме того важно учесть, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 18 .

    3. Если на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая с этим не согласна, в этом случае договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных законами или самим договором; при этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора 19 .
    4. Исходя из данной нормы сторона по договору не может расторгнуть заключенный договор только по собственной инициативе без соответствующего судебного решения. Однако нельзя не отметить, что данная норма ГК несколько противоречит как другим нормам того же самого гражданского законодательства, которыми устанавливаются случаи «внесудебного» одностороннего расторжения договора (например, см. выше случай с односторонним отказом от исполнения и расторжением договора поставки), так и соответствующим нормам в других федеральных законах, в том числе в 44-ФЗ.

      На практике нередко возникает вопрос, чем же следует руководствоваться при одностороннем отказе от исполнения и расторжения контрактов по 44-ФЗ - ГК РФ или 44-ФЗ?

      Для ответа на него следует внимательно прочитать ч. 1 ст. 2 закона 44-ФЗ - в ней говорится, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие осуществление закупок, в том числе особенности исполнения контрактов, должны соответствовать 44-ФЗ. Следовательно, если по ГК РФ следует расторгать контракт в одностороннем порядке через суд, а в 44-ФЗ такое расторжение предусмотрено без обращения в суд, то превалирует норма 44-ФЗ. Но такой вывод может касаться только сторон по договорам, заключенных в рамках 44-ФЗ. Что касается сторон по договорам, заключенных по 223-ФЗ, то им следует придерживаться исключительно норм, содержащихся в самом ГК РФ (44-ФЗ к их отношениям уже не относится).

      Получается, что, с одной стороны, в соответствии с гражданским законодательством такой контрагент может в одностороннем порядке и без обращения в суд расторгнуть только договор поставки 20 , а во всех остальных случаях, где только идет речь об одностороннем отказе от исполнения договора (например, при договоре возмездного оказания услуг), он может только отказаться от исполнения своих обязательств по этому договору, а вот расторгать договор при невозможности сделать это по соглашению сторон ему придется через суд. Добиться нужного судебного решения, если отказ от исполнения договора уже произошел в соответствии с установленными законодательством случаями, будет в принципе несложно, но лишнее время и другие ресурсы это все равно займет.

      С другой стороны, в ГК РФ есть отдельная норма, согласно которой, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным 21 . Хотя эта норма опять же несколько не стыкуется с рассматриваемым положением о том, что без согласия одной из сторон договор может быть расторгнут только по решению суда, именно на нее можно опираться в том случае, когда, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора в разрешенных случаях, отказавшаяся сторона считает, что тем самым она одновременно и расторгла договор. Такой позиции в отношении закупок по 223-ФЗ могут придерживаться и суды 22 .

      Дополнительно отметим, что требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор по соглашению сторон либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок 23 . Также обратим внимание, что на практике степень значительности ущерба определяется судами в каждом конкретном случае.

    5. Сторона по договору может выступить с инициативой о расторжении договора в случае так называемого существенного изменения обстоятельств - настолько существенного, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях 24 .
    6. Если в этой ситуации сторонам не удалось расторгнуть договор по соглашению сторон, то решение принимается судом по требованию инициатора такого расторжения. Отметим, что, в основном судебная практика применительно к данному положению ГК РФ касается расторжения кредитных договоров, договоров аренды, купли-продажи, дарения недвижимого имущества.

      Но можно привести пример и из сферы государственных закупок 25 . В 2014 г. государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области» обратилось в суд с иском о расторжении государственного контракта с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области, заключенного в последний день 2013 г. Причина этого обращения заключалась в том, что на момент заключения договора административные здания территориальных органов налоговой службы были включены в перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией 26 , но уже с 01.01.2014 (то есть со следующего день после заключения контракта) они были исключены из этого перечня 27 . В связи с данным обстоятельством сам поставщик услуги (учреждение вневедомственной охраны) предложил заказчику расторгнуть заключенный контракт, но заказчик не согласился.

      Вероятно, такая позиция поставщика была обусловлена тем, что он был не очень финансово заинтересован в исполнении данного контракта и, скорее, был вынужден заключить его в связи с обязательностью обеспечения охраны полицией зданий налоговых органов, а когда эта обязательность была отменена, то постарался «избавиться» от контракта. Однако суды различных инстанций сочли, что в данном случае поставщик услуг мог предвидеть «существенное изменение обстоятельств» до или в момент заключения договора, так как нормативный правовой акт, исключающий здания налоговых органов из перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, был опубликован 12.12.2013 на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и 16.12.2013 в сборнике «Собрание законодательства РФ» № 50 (ст. 6658), то есть за 2 недели до даты заключения контракта. Доказательств же того, что что контракт фактически был заключен ранее даты публикации указанного нормативного правового акта, истец представить судам не смог.

    7. Если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора 28 .
    8. Возмещение убытков может быть произведено в досудебном порядке, однако, если это оказывается невозможным, то потерпевшая убытки сторона может обратиться в суд. Рассмотрим пример 29 .

      В 2014 г. федеральное казенное учреждение здравоохранения «Санаторий-профилакторий «Солнечный» внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» заключило в рамках 44-ФЗ государственный контракт с ООО «СтройЛидер» на выполнение работ по капитальному ремонту на сумму 3,5 млн. руб. В результате исполнения контракта подрядчик допустил нарушения его условий - не в полном объеме и некачественно выполнил предусмотренные контрактом работы, не устранил выявленные недостатки, не освободил объект работ от строительного мусора и т.д. На основании этого заказчик в одностороннем порядке отказался от его исполнения, при этом для подтверждения нарушений условий контракта и оснований одностороннего отказа от его исполнения заказчик провел экспертизу. После чего заказчик обратился в суд с иском о взыскании с подрядчика возмещения своих убытков, связанных с устранением недостатков некачественно выполненных работ, расходов, связанных с исполнением за подрядчика его контрактных обязательств (вывоз строительного мусора) и с проведением экспертизы. В итоге судебных разбирательств, в ходе которых была проведена дополнительная судебная экспертиза нарушений, допущенных подрядчиком, было принято решение о взыскании в пользу заказчика с подрядчика суммы убытков в размере 1,9 млн. руб.

    1 Ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    3 Ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    4 См. Письмо Минэкономразвития России от 24.02.2015 N ОГ-Д28-2482

    5 Ст. 310 ГК РФ.

    6 Ч. 1 ст. 463 ГК РФ.

    7 Ч. 3 ст. 627 ГК РФ.

    8 Ст. 523 ГК РФ.

    9 Ст. 782 ГК РФ.

    10 Ст. 717 ГК РФ.

    11 Ч. 3 ст. 450.1 ГК РФ.

    12 Ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

    13 Ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    14 Ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    15 Ч. 19 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    16 Ст. 13-14, 21-22 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    17 Ч. 14 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    18 Ч. 16 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    19 Ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

    20 В соответствии с ч. 4 ст. 523 ГК РФ.

    21 Ч. 2 ст. 450.1 ГК РФ.

    22 См., например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.06.2016 N Ф01-1936/2016 по делу N А79-9006/2015.

    23 Ч. 2 ст. 452 ГК РФ.

    24 Ст. 451 ГК РФ.

    25 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.09.2014 по делу N А19-2397/2014.

    26 Распоряжение Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией».