По общему правилу клад поступает в собственность. Порядок действий в случае нахождения клада в россии. Как получить вознаграждение за найденный клад

. Кладом на основании ст. 233 ГК признаются деньги или иные ценные предметы, которые зарыты в землю или сокрыты иным образом, причем их собственник не может быть установлен или утратил на них право. Ценности иногда находят под полами квартир, в колодцах, подвалах, чердаках*(795). "Зарыты" или "сокрыты" означает, что ценности были сокрыты исключительно в результате волевых действий их прежнего владельца, хотя мотивы сокрытия и не имеют правового значения. В этом аспекте производится отграничение клада от брошенной вещи, с одной стороны, и от находки - с другой. Кроме того, клад всегда обладает высокой ценностью, которая может быть не только экономической, но и культурной, научной и т.д.*(796)
В ГК не решен вопрос о том, может ли признаваться кладом недвижимое имущество. Фрагменты древней архитектуры, не отделимые от земли без причинения им существенного вреда, могут представлять чрезвычайно большую ценность с точки зрения культуры. Однако, на наш взгляд, их сокрытие в подавляющем большинстве случаев - результат не человеческой деятельности, а власти времени и сил природы. Поэтому подобные недвижимые вещи кладом признаваться не могут*(797).
По общему правилу клад поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. Однако из этого правила есть два исключения.
Во-первых, при обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.
Во-вторых, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. Памятники истории и культуры - это предметы старины, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания, другие предметы и документы, находящиеся в личной собственности граждан и представляющие значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (ст. 20 Закона РСФСР "Об охране использовании памятников истории и культуры" от 15 декабря 1978 г. (с изм. и доп.)*(798). В п. 2 ст. 233 ГК речь идет о таких вещах, относящихся к памятникам истории и культуры, которые по своим физическим характеристикам обладают способностью быть сокрытыми в другом имуществе. По этой причине понятие памятника истории или культуры, употребляемое в ст. 233 ГК, не совпадает с одноименной категорией, употребляемой в ст. 3 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 г. (с изм. и доп.)*(799), которая причисляет к памятникам истории и культуры отдельные постройки, здания и сооружения, ансамбли (т.е. исторически сложившиеся группы строений), произведения ландшафтной архитектуры и достопримечательные места.
Собственник земельного участка или иного имущества, где клад, содержащий вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере 50% стоимости клада (определение этой стоимости в спорных случаях входит в компетенцию суда). Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.
Указанные правила не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада (например, к профессиональным археологам).
Признание права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество. Согласно п. 3 ст. 225 ГК бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Порядок принятия на учет установлен в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (с изм. и доп.)*(800).
При этом документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе признаются: 1) выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, имущества субъекта Федерации и муниципального имущества; 2) выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимое имущество документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав. Наличие в Едином государственном реестре прав записей об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества на момент подачи заявления о принятии его на учет в связи с отказом собственника от права собственности на объект недвижимого имущества не является основанием для отказа в принятии на учет объекта недвижимого имущества.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. ГПК предусматривает, что в порядке особого производства рассматриваются дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь (п. 1 ст. 262)*(801).
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского законодательства в Российской Федерации. Нормы гражданского права, содержащиеся в других нормативно правовых актах, не могут противоречить Гражданскому кодексу. Гражданский кодекс РФ, работа над которым началась в конце 1992 г., и первоначально шла параллельно с работой над российской Конституцией 1993 г. - сводный закон, состоящий из четырех частей. В связи с огромным объемом материала, требовавшего включения в Гражданский кодекс, было принято решение принимать его по частям.

Первая часть Гражданского кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 1995 г., (за исключением отдельных положений), включает в себя три из семи разделов кодекса (раздел I «Общие положения», раздел II «Право собственности и другие вещные права», раздел III «Общая часть обязательственного права»). В данной части Гражданского кодекса РФ, содержатся основополагающие нормы гражданского права и его терминология (о предмете и общих началах гражданского права, статусе его субъектов (физических и юридических лиц)), объектах гражданского права (различных видах имущества и имущественных прав), сделках, представительстве, исковой давности, праве собственности, а также об общих началах обязательственного права.

Вторая часть Гражданского кодекса РФ, являющаяся продолжением и дополнением части первой, ведена в действие с 1 марта 1996 г. Она полностью посвящена разделу IV кодекса «Отдельные виды обязательств». Основываясь на общих началах нового гражданского права России, закрепленных в Конституции 1993 г. и части первой Гражданского кодекса, часть вторая устанавливает развернутую систему норм об отдельных обязательствах и договорах, обязательствах из причинения вреда (деликтах) и неосновательном обогащении. По своему содержанию и значению часть вторая Гражданского кодекса РФ - крупный этап в создании нового гражданского законодательства Российской Федерации.

Третья часть Гражданского кодекса РФ включает в себя раздел V «Наследственное право» и раздел VI «Международное частное право». По сравнению с законодательством, действовавшим до введения в действие 01 марта 2002 г. части третьей Гражданского кодекса РФ, серьезные изменения претерпели нормы о наследовании: добавлены новые формы завещаний, расширен круг наследников, а также круг объектов, которые могут переходить в порядке наследственного преемства; введены подробные нормы, касающихся охраны наследства и управления им. Раздел VI Гражданского кодекса посвященный регулированию гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом, представляет собой кодификацию норм международного частного права. Данный раздел, в частности, содержит нормы о квалификации юридических понятий при определении применимого права, о применении права страны с множественностью правовых систем, о взаимности, обратной отсылке, установлении содержания норм иностранного права.

Четвертая часть Гражданского кодекса (введена в действие с 1 января 2008г.), полностью состоит из раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Её структура включает в себя общие положения - нормы, которые относятся ко всем видам результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации или к значительному числу их видов. Включение в состав Гражданского кодекса РФ норм о правах на интеллектуальную собственность позволило лучше скоординировать эти нормы с общими нормами гражданского права, а также унифицировать используемую в сфере интеллектуальной собственности терминологию. Принятие четвертой части Гражданского кодекса РФ завершило кодификацию отечественного гражданского законодательства.

Гражданский кодекс РФ прошел проверку временем и обширной практикой применения, однако, экономические правонарушения, часто совершающиеся под прикрытием норм гражданского права, выявили недостаточную завершенность в законе ряда классических гражданско-правовых институтов, таких как недействительность сделок, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, уступка требований и перевод долга, залог и др., что обусловило необходимость внесения в Гражданский кодекс РФ ряда изменений системного характера. Как было отмечено одним из инициаторов внесения таких изменений, Президентом РФ Д.А. Медведевым, «Сложившаяся система нуждается не в переустройстве, коренном изменении, … а в совершенствовании, раскрытии ее потенциала и выработке механизмов реализации. Гражданский кодекс уже стал и должен оставаться основой становления и развития в государстве цивилизованных рыночных отношений, эффективным механизмом защиты всех форм собственности, а также прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кодекс не требует коренных изменений, но дальнейшее совершенствование гражданского законодательства необходимо…» <1>.

18 июля 2008 г. был издан Указ Президента РФ N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором была поставлена задача разработки концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. 7 октября 2009 г. Концепция была одобрена решением Совета по кодификации и совершенствованию российского законодательства и подписана Президентом РФ.

________
<1> См.: Медведев Д.А. Гражданский кодекс России - его роль в развитии рыночной экономики и создании правового государства // Вестник гражданского права. 2007. N 2. Т.7.

Вопрос законодательного регулирования кладоискательства в России интересует многих людей, связанных с археологией и не только. Вопросы права собственности на клад полностью раскрываются в положениях Гражданского кодекса. Незаконное же кладоискательство именуется чёрной археологией и преследуется по закону, в том числе и в виде уголовной ответственности.

Оглавление:

Правовое регулирование кладоискательства – законы и нормативы

Рассматривая вопрос поиска кладов в России, следует, сначала, обратить внимание на точное толкование определения клада как такового. Данное определение раскрывается в положениях ст. 233 ГК РФ. Так, под кладом подразумеваются спрятанные любым образом, в том числе и путём зарывания под землю, материальные ценности, установить принадлежность которых к чьей-либо собственности невозможно.

Важный факт

Невозможность установления права собственности на клад является ключевым определением таковых ценностей. В случае, если эти ценности имеют своего владельца, либо законных его наследников, следует расценивать их как находку с соответствующими правовыми последствиями.

При этом гражданское законодательство тщательно регулирует возможность принадлежности найденного имущества. В частности, заинтересованными лицами в таковом процессе считаются:

  • Государство;
  • Собственник территории, на каковой был найден данный клад;
  • Лицо, нашедшее клад.

В зависимости от обстоятельств, в которых были найдены ценности, зависит и механизм того, как делится клад. Кроме этого, важным фактором является то, из чего состоит клад. В определённых случаях, государство обладает исключительным правом собственности на найденные таким образом материальные ценности и иные объекты.

Обратите внимание

На клады не распространяются законы о недрах, которые, безусловно, принадлежат государству в целом, без возможности отчуждения. Вне зависимости от того, на какой глубине в толще земли либо под водой был найден клад, он будет распределяться именно по принципам клада.

Кому принадлежит клад – законы РФ


Как уже говорилось выше, основным нормативным документом, регулирующим понятие кладов и вопросы обращения с ними в части права собственности, является Гражданский кодекс. Полный спектр ситуаций, в которых возможно возникновение прав собственности на найденный клад, раскрывается положениями ст. 233 ГК РФ. Кроме этого, к кладам, также как и к любому иному имуществу, применяются положения ст. 234 ГК РФ о сроках приобретательной давности.

Согласно положениям российского законодательства, клад является собственностью лица, нашедшего его, а также собственностью лица, на чьей территории или в чьей собственности он был найден. При этом, между владельцем территории или собственности, а также лицом, нашедшим клад, его объемы распределяются поровну. Исключения могут составлять ситуации, когда иной способ раздела найденных ценностей был зафиксирован в соглашении между кладоискателем и владельцем территории в письменном порядке. Таковые соглашения также могут фиксироваться и в нотариальном порядке, однако он не является обязательным.

При этом в случае, если предметы, составляющие клад, обладают культурной, исторической или научной ценностью, безоговорочным правом собственности на них обладает лишь государство. Однако, лица, нашедшие клад и лица, на чьей территории он был найден, могут претендовать на компенсацию половины стоимости такового клада.

Обратите внимание

Учитывая, что большая часть кладов оказывается найдена на государственной территории, в таковом случае собственником данной территории является государство. В итоге, при наличии культурной ценности клада, сам кладоискатель получает четверть от его полной стоимости.

Российское законодательство признает право собственности на клад и найденные сокровища за кладоискателем исключительно в случае, если кладоискательная деятельность велась законным образом и с разрешения владельца территории. Если же кладоискатель не уведомлял собственника о ведении поисков клада, то весь клад считается собственностью именно владельца территории, а не кладоискателя.

Кроме этого, законодательно ограничены права на клады лиц, чья рабочая деятельность непосредственно связана с ведением соответствующих мероприятий, которые могут стать причиной нахождения клада. При этом данные ограничения касаются не только археологов и членов экспедиций, но также коммунальных рабочих, выполняющих ремонтные работы в здании и иных лиц, каковые нашли клад во время непосредственного исполнения возложенных на них трудовых обязанностей.

Уголовная ответственность за чёрную археологию

В случае, если раскопки или поиски клада ведутся без необходимых документов, таковые действия могут расцениваться в качестве уголовного преступления. В частности, основным нормативным документом, регулирующим её применение, является ст. 243.2 УК РФ. При этом данная статья предусматривает различные виды ответственности в зависимости от факторов, сопутствующих таковым действиям.

Так, крайне важное значение имеет наличие технических средств для поиска, например, радаров или металлоискателей, а также территория, на каковой ведётся поиск. В общих случаях, наказание за черную археологию может предусматривать штраф до 500 тыс. рублей, а сроки лишения свободы – два года.

При ведении таковых действий на территориях, считающихся объектами культурного наследия, размеры штрафа увеличиваются до 700 тыс. рублей, а сроки лишения свободы – до четырёх лет. Применение же техники, использование служебного положения или групповые поиски, как по предварительному сговору, так и в составе организованной группы, приведут к штрафу размером вплоть до 1 млн. рублей, а время лишения свободы – до шести лет.

Обратите внимание

Наказуемым с точки зрения данной уголовной статьи за кладоискательство является не только непосредственное изъятия и присвоение объектов археологической или культурной ценности, но и сам факт их поиска.

Также, данная статья даёт определение культурного слоя – под ним подразумевается слой земли, в котором могут быть найдены предметы жизнедеятельности человека более чем столетней давности. Тем не менее, учитывая, что доказать факт поиска с металлоискателем не предметов археологической ценности, а находок – практически невозможно, по данной статье могут привлекаться к ответственности любые лица, осуществляющие поиск с металлоискателем или даже простым ручным инструментом, таким как лопаты.

Важный факт

Помимо вышеозначенной уголовной статьи, в случае нахождения клада на чужой территории без разрешения её владельца и присвоения найденных ценностей, может быть заведено уголовное дело по ст. 158 УК РФ, так как данные действия однозначно будут являться фактической кражей.

Административная ответственность за незаконные раскопки клада


Законодательно предусмотрена и административная ответственность за незаконные раскопки. В частности, она рассматривается положениями ст. 7.15 КоАП РФ.
Тем не менее, формулировки данной статьи практически идентичны положениям Уголовного кодекса, поэтому квалификация ведения поиска кладов будет зависеть исключительно от позиции суда, качества защиты обвиняемого и сопутствующих факторов.

Единственным же ответом на вопрос, как можно легально заниматься кладоискательством, является получение открытого листа. Данный документ выдаётся Министерством культуры РФ или РАН в установленном порядке. При этом выдаётся он исключительно лицам, обладающим высшим образованием в сфере археологии, имеющим опыт проведения или участия в раскопках и соответствующую квалификацию. Кроме этого, подразумевается обязательное составление научного отчёта о проведённых раскопках.

В соответствии со статьёй 233 Гражданского кодекса РФ под кладом понимаются зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право.

Найденный клад, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, а также лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

В том случае, если клад был найден кем-либо без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

Таким образом, если вам посчастливилось найти ценности, роясь на принадлежащем вам земельном участке, то вы становитесь собственником всего обнаруженного, а отнюдь не 25 %. Но, как и во всяком правиле здесь есть одно исключение. В случае если найденный клад, будет содержать вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, то таковые вещи подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Указанное вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, за исключением случаев, когда соглашением между ними установлены иной размер долей, а также за исключением тех ситуаций, когда лицо, производившее раскопки или поиски ценностей, осуществляло это без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт. В этом случае вознаграждение кладоискателю» не выплачивается и полностью поступает собственнику имущества, где был сокрыт клад. Установление исторической ценности, производят специалисты, в качестве которых, как правило, привлекаются музейные работники. Указанные правила не применяются, если клад найден лицами, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

Тем, кого вдохновила возможность найти клад и получить его в свою собственность следует помнить о недопустимости уничтожения или повреждения памятников и сооружений истории и культуры в целях поиска или извлечения клада. Дело в том, что за подобные действия в соответствии со статьёй 243 Уголовного кодекса РФ лицо виновное в проведение раскопок повлёкших уничтожение или порчу памятников истории, культуры, природных комплексов или иных объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность привлекается к уголовной ответственности. Мерой наказания при этом является штраф, либо лишение свободы на срок до пяти лет, всё зависит от тяжести и обстоятельств содеянного.

Что касается налогообложения доходов полученных в результате нахождения клада, то тут есть два варианта. Если клад поступает в собственность лица его нашедшего, то возникает обязанность заплатить налог на доходы физических лиц, в том же случае, когда клад передаётся в собственность государства, то лицо нашедшее клад получает вознаграждение, не облагаемое налогом на доходы физических лиц, в соответствии с пунктом 23 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

Объекты культурного наследия: памятники - ….. частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее – объекты археологического наследия);

К объектам культурного наследия федерального значения относятся…. также объекты археологического наследия;

Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.

Объекты археологического наследия находятся в государственной собственности.

…… объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.

Физические и юридические лица, проводившие археологические полевые работы, в течение трех лет со дня выполнения работ обязаны передать все обнаруженные культурные ценности на постоянное хранение в государственную часть музейного фонда РФ.

Кодекс об административных правонарушениях

(в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 133-ФЗ)

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения

Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для них.

Европейская Конвенция об охране археологического наследия ETS N 143

Каждая Сторона обязуется создать, с помощью имеющихся у данного государства средств, правовую систему защиты археологического наследия, обеспечивая: обязательное информирование компетентных органов лицами, случайно обнаружившими элементы археологического наследия, и предоставление их для исследования.

В целях сохранения археологического наследия и обеспечения научного значения археологических исследовательских работ каждая Сторона обязуется:

Применять процедуры для выдачи разрешений на раскопки и контроля над ними и другими видами археологической деятельности таким образом, чтобы: Предотвращать любые незаконные раскопки или изъятие элементов археологического наследия;

Каждая Сторона обязуется:

Информировать компетентные органы государства происхождения, являющегося Стороной настоящей Конвенции, о любых предложениях, в отношении которых существует подозрение, что они связаны с незаконными раскопками, или незаконными действиями с предметами,обнаруженными в результате официальных раскопок, и предоставлять о них необходимые сведения;

Предпринимать шаги, необходимые для обеспечения того, чтобы музеи и аналогичные учреждения, политика которых в области приобретения экспонатов контролируется государством, не приобретали элементов археологического наследия, в отношении которых существует подозрение, что они получены в результате неконтролируемых находок, незаконных раскопок или незаконных действий с предметами, обнаруженными в ходе официальных раскопок;

Ограничивать, насколько это возможно, путем просвещения, информирования, постоянного контроля и сотрудничества передачу элементов археологического наследия, полученных в результате неконтролируемых находок, незаконных раскопок или незаконных действий с предметами, обнаруженными в ходе официальных раскопок.

Уголовный кодекс Российской Федерации

Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем

1. Заранее не обещанные приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; … наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.

1. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, - наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет

Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность

1. Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения - наказывается лишением свободы на срок от шести до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. То же деяние: а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) повлекшее уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, указанных в части первой настоящей статьи, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового

Гражданский кодекс РФ

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику.

3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в мили- цию или в орган местного самоуправления.

Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в милицию, в орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

«Приобретение права собственности на находку». Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или в орган местного самоуправления (п. 2, ст. 227), лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в милицию или в орган местного самоуправления, нашедший приобретает право собственности на нее. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.

«Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь». Нашедший и возвративший вещь лицу, управомоченного на ее получение, вправе получить от этого лица, а в случаях перехода вещи в муниципальную собственность - от соответствующего органа местного самоуправления возмещение необходимых расходов, связанных с хранением, сдачей или реализацией вещи, а также затрат на обнаружение лица, управомоченного получить вещь.

Нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи. Если найденная вещь представляет ценность только для лица, управомоченного на ее получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом. Право на вознаграждение не возникает, если нашедший вещь не заявил о находке или пытался ее утаить.

Полный текст ст. 233 ГК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 233 ГК РФ.

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику.

3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

Комментарий к статье 233 ГК РФ

1. Под кладом следует понимать имущество в виде денег или ценных предметов, который зарыты в земле либо скрыты другим образом. Обратим внимание на то, что кладом, исходя из п.1 комментируемой статьи, может быть не любое имущество, а только деньги и ценные предметы. Легального определения понятию "ценные предметы" нет, однако полагаем, что под ними можно понимать имущество, которое является значимым для лица, его сокрывшего, а также для лица, его обнаружившего и общества в целом. Таким образом, иное имущество, не относящееся к деньгам и ценным предметам, но при этом также зарытое в земле или иным способом сокрытое, кладом не является.

Клад может быть двух видов, в зависимости от чего определяется порядок приобретения на него права собственности:
1) имущество, относящееся к культурным ценностям;
2) иное имущество, относящееся к деньгам или ценным предметам.

В случае если имущество относится к первому виду, и его собственник не известен либо утратил на него право собственности, то обнаруженные культурные ценности поступают в государственную собственность. Если имущество не является культурной ценностью, то оно приобретается в собственность того лица, который является собственником земельного участка или иного объекта, в пределах которого был обнаружен клад. Однако если клад был обнаружен лицом, не являющимся собственником земельного участка или иного объекта, то клад поступает в собственность также лица, обнаружившего данный клад.

Аналогичный порядок п.1 комментируемой статьи предусмотрен также и для имущества, которое является культурной ценностью. Поскольку такое имущество поступает в собственность государства, лицу, обнаружившему данное имущество, и лицу, в чьей собственности находится земельный участок или иной объект, в пределах которого было обнаружено данное имущество, предоставляется право на получение вознаграждения. Вознаграждение в данном случае представляет собой выплату денежных средств вышеуказанным лицам или лицу в размере пятидесяти процентов от стоимости вклада. Поскольку в данном случае имущество в целом переходит в собственность государства, то в целях определения стоимости этого имущества проводится его оценка. Так, например, в Республике Марий Эл было удовлетворено исковое заявление гражданина к Министерству финансов РФ, Министерству культуры РФ о взыскании вознаграждения за обнаружение клада из 818 монет, относящихся к памятникам истории и культуры. Данное имущество было передано гражданином сотрудникам полиции, а в последствии в собственность Республики Марий Эл. Однако суд посчитал, что тот факт, что впоследствии сотрудниками полиции имущество не передано Минкультуры России либо Росимуществу, не может влиять на возникшее у истца право на получение вознаграждения, обязательство по его выплате лежит именно на Министерстве финансов РФ, как финансовом органе государства.

По общему правилу, вознаграждение, а также обнаруженное в качестве вклада имущество поступает вышеуказанным лица в равных долях, однако соглашение между ними (устное либо письменное) может предусматривать и иные условия, например, если обнаруженное имущество является неделимым, то одному из лиц могут быть выплачены денежные средства пропорционально определенной доли в стоимости этого имущества.

Для лиц, которые обнаружили клад в результате проведения ими поисков и раскопок на земельном участке или ином объекте, который им не принадлежит, без согласия собственника данного земельного участка, то такие лица лишаются права на получение части этого имущества и вознаграждения как лица, обнаружившие клад. В этом случае клад либо вознаграждение за него поступают полностью в собственность лица, которое является собственником земельного участка или иного объекта, на котором этот клад был обнаружен.

2. В случае если клад был обнаружен лицами, которые в силу своих должностных и трудовых обязанностей проводили раскопки и поиск зарытых или сокрытых вещах, то они лишаются права на получение в собственность данного имущества или вознаграждения, в силу того, что им за их работу (их действия) выплачивается заработная плата.

3. Применимое законодательство:
- постановление Правительства РФ от 29.05.2003 N 311.

4. Судебная практика:
- апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 05.06.2014 по делу N 33-1028/2014.

Консультации и комментарии юристов по ст 233 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 233 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.