Основные силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств рсчс. К силам гражданской защиты относятся
Силы и средства постоянной готовности МЧС России:
Центр управления в кризисных ситуациях (Москва);
Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд - Центроспас (Жуковский),
Поисково-спасательные службы (ПСС);
Центр специального назначения (Москва);
Авиация МЧС России;
Сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО Российской Федерации.
Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.
Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС.
Оперативное выполнения первоочередных поисково-спасательных работ как в России, так и за рубежом,
Оказание пораженным медицинской помощи,
Эвакуации пострадавших из района ЧС
Доставка гуманитарных грузов.
Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пораженных и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь - аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.
В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин с момента их оповещения.
Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. чел. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.
Проведение поисково-спасательных работ в ЧС;
Оказание пораженным первой медицинской помощи
Эвакуация пострадавших в лечебные учреждения;
Проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием: высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные - для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение. С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения аналогичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новейших, в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ. Создана и развивается кинологическая служба МЧС России.
Формирования ПСС способны в сроки от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда - немедленно приступить к работам.
Дальнейшее развитие ПСС планируется осуществлять в направлении совершенствования структуры и увеличения общей штатной численности для обеспечения круглосуточного дежурства спасателей. Намечается совместно с администрацией субъектов Российской Федерации разработать и реализовать программу создания новых ПСС.
Центр специального назначения (далее - Центр) создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т. д.
Проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, обеспечивающих выживание населения;
Проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного снаряжения;
Оказание пораженным медицинской помощи;
Выполнение подрывных и пиротехнических работ;
Осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;
Обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС;
Обеспечение безопасности работников МЧС России, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС.
В состав Центра входят следующие подразделения:
Горноспасательных работ;
Аварийно-спасательных водолазных работ;
Специальных работ (подрывных и пиротехнических);
Десантников-спасателей;
Медико-спасательные;
Спасения и эвакуации населения;
Сопровождения грузов; радиационной,
Химической и биологической разведки.
Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС,
Проведение авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности;
Осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы;
Обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздушных пунктов управления; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями;
Осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, оказания медицинской помощи, оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения, вывоз уникального оборудования и ценностей из зон бедствия; доставка сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы.
В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов (фото 1).
Войска гражданской обороны при угрозе и возникновении ЧС решают следующие задачи:
Ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий на основании постановле
Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый (см. рисунки).
Режимы функционирования рсчс
В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответству
Задачи и состав сил и средств РСЧС
К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:
- службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за
Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РСЧС
Комплекс мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС:
- организацию мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей приро
Всероссийская служба медицины катастроф
Служба медицины катастроф Минздрава России - организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного о
Организация Всероссийской службы медицины катастроф
Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению. Принципы организации ВСМК:
Органы управления Всероссийской службой медицины катастроф
На федеральном уровне органом управления является ВЦМК «Защита» Минздрава России. ВЦМК «Защита» - государственное многопрофильное головное учреждение службы медици
Формирования и учреждения службы МК Минздрава России
Формирования службы медицины катастроф Минздрава России представлены подвижными госпиталями, отрядами, бригадами, группами. Они создаются в соответствии с утвержденными штатами и обеспечиваются по
Режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф
Режим повседневной деятельности:
- участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах в плане воз
Медицинская защита населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях
В комплексе защитных мероприятий большое значение имеет обеспечение населения средствами специальной профилактики и первой мед. помощи, а также обучение правилам пользования ими. Применение медицин
Снабжение медицинскими СИЗ
Медицинскими средствами индивидуальной защиты обеспечивается в первую очередь личный состав гражданских организаций (формирований) ГО и МК, во вторую очередь - рабочие и служащие городов и отдельно
Аптечка индивидуальная АИ-2
Предназначена для профилактики и первой мед. помощи при радиационном, химическом и бактериальном поражениях, а также при их комбинациях с травмами. Носят аптечку в кармане.
Индивидуальный противохимический пакет
ИПП-8 содержит полидегазирующую рецептуру, находящуюся во флаконе, и набор салфеток. Предназначен для обеззараживания участков кожи, прилегающей к ним одежды и СИЗ, населения старше 7-летнего возра
Пакет перевязочный индивидуальный
Применяется ППИ для перевязки ран, ожогов и остановки некоторых видов кровотечения.
Пакет перев
Мероприятия по повышению устойчивости функционирования ЛПУ в чрезвычайных ситуациях
Медико-технические требования к строительству ЛПУ:
- общие - требования, специфичные для учреждений здравоохранения и реализуемые во всех проектах.
- спец
Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в медицинских учреждениях здравоохранения
Готовность объектов здравоохранения определяется:
- наличием в ЛПУ формирований ГО и ЧС,
- подготовленностью к проведению мероприятий в ЧС,
- обученностью персонала,
Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях
Условия реализации современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения населения в районах катастроф:
- массовость, одномоментность возникновения санитарных пот
Организационные основы медицинской сортировки
Основные требования, предъявляемые к медицинской сортировке:
- непрерывность проведения;
- конкретность медицинской сортировки;
- преемственность медицинской сортировки.
Сортировочные группы
I сортировочная группа - пострадавшие с крайне тяжелыми, не совместимыми с жизнью повреждениями, а также находящиеся в терминальном (агональ-ном) состоянии. Пострадавшие этой групп
Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий аварий на радиационно-опасных объектах
Человек постоянно подвергается воздействию так называемого естественного радиационного фона, который обусловлен космическим излучением и природными радиоактивными веществами, содержащимися в земле,
В очаге поражения сразу же после возникновения аварии доврачебная и первая врачебная помощь пораженным оказывается медицинским персоналом аварийного объекта и прибывающими уже в пе
Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах (ХОО)
Химическая авария - непланируемый неуправляемый выброс опасных химических веществ, оказывающих отрицательное воздействие на человека в окружающую среду.
Классификация опас
Принципы организации химической разведки
Своевременная и полномерная медицинская помощь при химических авариях возможна лишь при условии заблаговременной подготовки соответствующих сил и средств на основе предварительно проведенной оценки
Работа группы (звена) общей и специальной разведки
Цель разведки - своевременно предупредить личный состав, который находится в месте расположения или следует в зону аварии о необходимости мер защиты от поражения АОХВ.
Задачи
Оказание медицинской помощи как персоналу большинства химических объектов народного хозяйства так и населению, подвергшегося токсическому воздействию токсических агентов при авариях, возложено на В
Особенности сортировки и регистрации
Регистрация данных о пораженных должна быть полной.
Сразу после поступления на каждого больного должна быть заполнена регистрационная карта, в которой указываются следующие сведения:
Особенности оказания медицинской помощи на этапах
Для оказания медицинской помощи пораженным на различных этапах должны применяться специальные укладки со средствами, позволяющими выполнить рекомендуемые стандартные организационные, санитарно-токс
Землетрясения
Землетрясение - подземные толчки, удары и колебания земли, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре.
Землетрясения бывают тектонические, вулканическ
Медико-тактическая характеристика землетрясений
- По тяжести медико-санитарных последствий землетрясения занимают ведущее место среди стихийных бедствий, что определяется значительной их частотой, катастрофическими потерями среди населения и т
Организация оказание медицинской помощи
Особенности ЛЭО:
- значительная часть пораженных находится под завалами. Это обстоятельство, с одной стороны, приводит к некоторому рассредоточению потока пораженных и уменьшению потребнос
Наводнения
Наводнение - это временное значительное затопление местности водой в результате подъема ее уровня в реке, озере или на море, а также образование временных водотоков.
В зав
Медико-тактическая характеристика наводнений
- Величина общих потерь при внезапном затоплении может составить в среднем 20-35% от числа населения, находящегося в зоне затопления. В холодное время года они могут увеличиваться на 10-20% в завис
Организация оказание медицинской помощи
Определяющими моментами при ликвидации медико-санитарных последствий наводнения являются:
- масштаб территории затопления
- количество пострадавшего населения, оказавшегося без
Лесные и торфяные пожары
Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для здоровья и жизни людей.
Пространство, охваченное
Организация санитарно-противоэпидемичес-кого обеспечения в чрезвычайных ситуациях
Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций начинается непосредственно в зонах бедствия, в возникших эпидемических очагах и продолжается на путях эвакуации
Особенности образования эпидемических очагов при ЧС
- резкое ухудшение социально-бытовых условий жизни людей в связи с разрушение жилых и иных зданий, нарушением водо- и энергоснабжения, ухудшением организации питания, работы банно-прачечных учрежде
Общий комплекс мероприятий для предупреждения распространения инфекции в зоне катастрофы
- Регистрация. Все больные и подозрительные на заболевания лица берутся на специальный учет в санитарно-эпидемиологическом учреждении, поэтому динамика поступления инфекционных бол
Требования к эвакуации пострадавших и инфекционных больных
Среди пострадавшего населения следует проводить активное выявление больных с различными инфекционным заболеваниями, появляющихся за счет "фактора перемешивания", которые подлежат эвакуаци
Противоэпидемические мероприятия в пути следования
- включают выявление, изоляцию и госпитализацию инфекционных больных в близлежащие больницы, расположенные на путях эвакуации населения;
- санитарный надзор за местами питания,
-
Требования к месту размещения переселенцев
- сухая, не затапливаемая ровная территория с естественным уклоном для отведения атмосферных осадков;
- низкий уровень стояния грунтовых вод и чистую, хорошо фильтрующая почва;
-
Санитарно-гигиенические требования к помещениям и другим объектам
- Эвакуированное население обеспечивается жильем с учетом развертывания и сооружения, при необходимости, временных жилищ (палаток, юрт, землянок, сборных или передвижных домов и т.п.), из расчета
Организация кладбища и захоронений
- Кладбище должно находиться на расстоянии не ближе 300 м от городка, на возвышенном месте с низким стоянием грунтовых вод (не менее 0,5 м от дна могилы) и почвой, легко проницаемой для воздуха. О
Лечебно-эвакуационное обеспечение инфекционных больных
Общим принципомлечебно-эвакуационного обеспечения районах катастроф является, в основном, двухэтапная система оказания медицинской помощи заболевшим с
Особенности медицинской сортировки инфекционных больных
Цель сортировки состоит в том, чтобы обеспечить разделение больных по нозологическим формам и тяжести клинического течения.
Особое внимание уделяется выявлению инфекционных больных, опасны
Перевод стационара на строгий противоэпидемический режим
В связи с этим, после получения информации о наличии в очаге большого количества инфекционных больных, необходимо в сжатые сроки максимально высвободить коечный фонд имеющихся стационаров и перевес
Режим работы инфекционных больниц в зоне ЧС
1. Для предупреждения внутригоспитального заражения и распространения инфекции за пределы инфекционной больницы (ИБ) все лечебные и диагностические подразделения оборудуются и оснащаются с учетом о
Особенности оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями
Основная особенность передачи возбудителей инфекции среди детских контингентов - активизация всех известных путей передачи инфекции. Воздушно-капельный, контактно-бытовой, фекально-оральный механиз
Психическое реагирование населения при катастрофах
Психические нарушения, возникающие при катастрофах, представляют достаточно широкий спектр психических состояний, среди которых выделяют психические нарушения с психотической симптоматикой (реак
Особенности клинической картины
Характер психического реагирования населения на катастрофу и особенности психопатологии, возникающей после нее, зависят от:
- интенсивности и продолжительности воздействия,
- об
Особенности диагностики
Диагностика психоневротических расстройств у лиц, пострадавших от катастрофы, определяется временем проведения обследования.
В острый (изоляционный) период катастрофы осн
Особенности организации оказания медицинской помощи
Основные принципы организации психиатрической помощи заключаются в поэтапной сортировке, эвакуации и соответствующей терапии пострадавших. Наиболее эффективно эти принципы реализуются при максимал
Медицинское снабжение формирований и учреждений, предназначенных для медико-санитар-ного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
Медицинское имущество - это совокупность специальных материальных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи, диагностики, лечения, профилактики заболеваний и пораж
Основы организации медицинского снабжения службы МК
Медицинское снабжение - это система научных знаний и практических действий, обеспечивающих своевременное и полное обеспечение потребностей службы медицины катастроф Минздрава Рос
Учет медицинского имущества
Независимо от принадлежности к тому или иному классу медицинское имущество классифицируется на группы по учетным признакам;
- основные средства - медицинская техника длит
- ^
Основные задачи гражданской обороны Российской федерации.
Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения без-опасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьезное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.
- ^
Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах экономики.
Важнейшая составная часть РСЧС - ее силы и средства (схема 5).
Схема 5 Состав сил и средств РСЧС
Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря их деятельности удается предупреждать многие ЧС, прогнозировать возможное их возникновение, оповещать об угрозе и возникновении ЧС органы управления и население.
В состав сил и средств ликвидации ЧС входят:
учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;
формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;
военизированные противоградовые и противолавинпые службы Росгидромета;
территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России;
военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
соединения (части) радиационной, химической и биологической зашиты и инженерных войск Минобороны России;
аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электростанций Минатома России;
территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;
отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
Для ликвидации ЧС создаются резервные фонды финансовых и материальных ресурсов.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется автоматизированной информационно-управляющей системой органов МЧС России (АИУС РСЧС).
Силы и средства МЧС России, предназначенные для ликвидации ЧС.
Особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые включают: Центр управления в кризисных ситуациях (Москва); Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково-спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти; Центр специального назначения (Москва); авиацию МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск Гражданской Обороны Российской Федерации.
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.
Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.
Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пораженных и больных в места базирования ʼʼбольшойʼʼ авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь - аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.
В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера.
Поисково-спасательная служба (ПСС ) объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. чел. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.
Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спасательных работ в ЧС; оказания пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в лечебные учреждения; проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием: высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные - для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение. С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения аналогичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новейших, в т.ч. уникальных образцов техники для проведения спасательных работ. Создана и развивается кинологическая служба МЧС России.
Формирования ПСС способны в сроки от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда - немедленно приступить к работам.
Дальнейшее развитие ПСС планируется осуществлять в направлении совершенствования структуры и увеличения общей штатной численности для обеспечения круглосуточного дежурства спасателей. Намечается совместно с администрацией субъектов Российской Федерации разработать и реализовать программу создания новых ПСС
Центр специального назначения (далее - Центр) создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, крайне важно стью выполнения пиротехнических работ и т.д. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, связанная с криминальными элементами, устремляющимися к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе. На Центр возложены следующие задачи:
Проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, обеспечивающих выживание населения;
Проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного снаряжения;
Оказание пораженным медицинской помощи;
Выполнение подрывных и пиротехнических работ;
Осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;
Обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС;
Обеспечение безопасности работников МЧС России, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС.
В состав Центра входят подразделения: горноспасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населения; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.
Центр укомплектован высокопрофессиональными специалистами, многие из которых являются спасателями международного класса, и оснащен современной техникой.
За время существования Центра его личный состав принимал участие в десятках гуманитарных операций на территории Российской Федерации, стран СНГ и Дальнего зарубежья, обеспечивал безопасность органов управления и спасателей МЧС России при работе в районах ЧС и в ʼʼгорячих точкахʼʼ, участвовал в ликвидации разнообразных ЧС природного и техногенного характера.
Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС, и выполняет следующие задачи:
Проведение авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности;
Осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы;
Обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздушных пунктов управления; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями;
Осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, оказания медицинской помощи, оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения, вывоз уникального оборудования и ценностей из зон бедствия; доставка сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы.
Авиация МЧС России включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном ᴦ. Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров МЧС России.
Сегодня авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п;.пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов.
Войска гражданской обороны при угрозе и возникновении ЧС решают следующие задачи: - ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Силы и средства МЧС России, предназначенные для ликвидации ЧС. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Силы и средства МЧС России, предназначенные для ликвидации ЧС." 2017, 2018.
Для выполнения задач по защите населения в ЧС создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) — организационная система, объединяющая органы управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, экологического и иного характера.Среди многочисленных задач, выполняемых РСЧС, основными являются следующие: обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; проведение комплекса мероприятий по локализации и ликвидации ЧС; разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования в ЧС организаций и объектов производственного, социального и иного назначения независимо от их организационно-правовых форм; подготовка населения к действиям в условиях ЧС; сбор, обработка, и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
Силы и средства МЧС России: формирования и организации МЧС России | Силы и средства МЧС России: соединения, части и подразделения войск ГО РФ; формирования ПСС России |
Силы и средства министерств, ведомств и территорий России: формирования и организации ведомственных СНЛКза окружающей средойи прилегающими территориями; формирования и организации Госкомсанэпиднадзора РФ; формирования и организации ветеринарной службы Минсельхозпрода России; формирования и организации службы защиты растений Минсельхозпрода России; формирования и организации СНЛК за продуктами питания и сырьем Госкомторга и Минсельхозпрода России; формирования и организации геофизической службы Российской академии наук; формирования и организации Росгидромета; формирования и организации Минатома РФ; другие силы и средства (в том числе Минобороны, МВД России и др.) | Силы и средства министерств и ведомств России: ведомственные противопожарные, поисковые, спасательные, аварийные, восстановительные, техническиеи иные формирования; формирования ДПС ГИБДД МВД России; формирования ВСМК; формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России; формирования Росгидромета; формирования, пожарные, восстановительные поезда и суда МПС, Морречфлота России; другие силы и средства (в том числе Минобороны, МВД России и др.) |
Для ведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС привлекаются силы гражданской защиты.
К силам гражданской защиты относятся:
1) Оперативно спасательная служба гражданской защиты;
2) аварийно-спасательные службы;
3) формирование гражданской защиты;
4) специализированные службы гражданской защиты;
5) пожарно-спасательные подразделения (части);
6) добровольные формирования гражданской защиты.
Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для проведения работ по ликвидации ЧС привлекаются силы, указанные в предыдущем разделе.
Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно делится на 3 этапа:
- начальный этап – проведение экстренных мер относительно защиты населения, спасания пострадавших местными силами и подготовки группировок сил и средств ликвидации ЧС к проведению работ;-
первый этап ; – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств гражданской защиты
второй
этап
–
завершение аварийно-спасательных работ,
постепенная передача функций управления
органам исполнительной власти, вывод
группировок, проведение мероприятий
по первоочередному жизнеобеспечению
населения.
Силы
и средства системы гражданской защиты
выводятся из зоны ЧС после завершения
аварийно-спасательных и
аварийно-восстановительных работ.
Следует заметить, что оперативное построение группировки сил и средств состоит из нескольких эшелонов и резерва. Очередность эшелонов зависит от времени на приведение в готовность и прибытие к очагу событий. К резерву подключают силы и средства, предназначенные для решения внезапно возникших задач.
Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена системы гражданской защиты, той подсистемы, на территории которой они возникли. В случае невозможности ликвидировать ЧС собственными силами, они наращиваются решением вышестоящей инстанции.
Режим работы устанавливается с учетом времени защитного действия средств защиты органов дыхания и закономерностей изменения трудоспособности человека в случае работы в определенных условиях.
В случае круглосуточного ведения работ, продолжительность рабочих смен (циклов), включая перерыв на отдых, не должна превышать 8 часов и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, которые характеризуют постоянную трудоспособность в течение данного времени.
Ночью продолжительность работы спасателей уменьшается на 25 процентов, соответственно увеличивается время на отдых.
2. Особенность ликвидации последствий землетрясений, наводнений, химических, биологических аварий.
Землетрясения,
как это уже подчеркивалось в первой
лекции, являются наиболее разрушительным
стихийным бедствием, которое занимает
одно из первых мест среди других
чрезвычайных ситуаций по количеству
жертв, объему разрушений и материального
ущерба.
Сложность спасания людей в условиях землетрясений обусловлена внезапностью его возникновения, трудностями введения сил и развертывания поисково-спасательных работ в зоне массовых разрушений; наличием значительного количества пострадавших, которые нуждаются в экстренной помощи; ограниченным временем выживания людей в завалах; тяжелыми условиями работы спасателей.
Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ являются: поиск и спасание пострадавшего населения, заблокированного в завалах, поврежденных домах, сооружениях, предоставление им первой медпомощи и эвакуация тех, кто нуждается в дальнейшем лечении, а также первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
Управление аварийно-спасательными и другими неотложными работами во время землетрясений, как и во время других ЧС, состоит в целенаправленной деятельности руководства с эффективным использованием имеющихся сил и средств во время спасения пострадавших, предоставлении им медпомощи, эвакуации с зоны бедствия и дальнейшего жизнеобеспечения.
Основой для организации управления является заранее разработанный план действий относительно предотвращения и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Аварийно-спасательные работы в случае землетрясений должны начинаться немедленно и проводиться беспрерывно, днем и ночью, в любую погоду, обеспечивать спасение пострадавших в срок их выживания в завалах.
С целью обеспечения постоянного управления зона разрушений делится на участки, а те, в свою очередь, на объекты работ, которые включают определенную территорию с расположенными на ней домами и сооружениями. Количество участков и объектов работ определяется с учетом сложившейся обстановки, объема завалов, степени разрушения зданий, ожидаемого количества пострадавших и их состояния.
Поисково-спасательному отряду назначается один-два объекта работ.
Организационно-технологическая схема проведения аварийно-спасательных работ избирается командиром (начальником) поисково-спасательного отряда (службы), исходя из обстановки, объема, условий работы в районе землетрясения и принятой технологии отдельных рабочих операций.
Во время спасательных работ в завалах и в других сложных условиях могут назначаться микропаузы – “ минуты тишины” продолжительностью 2-3 минуты для кратковременного отдыха и прослушивания завалов с целью поиска пострадавших.
Перерывы в работе продолжительностью 10-15 минут назначаются с учетом состояния трудоспособности спасателей. Во время тяжелой работы отдых должен носить пассивный характер.
После завершения последней (в течение времени) рабочей смены спасателям предоставляется межсменный отдых – не менее 7-8 часов полноценного сна, удовлетворение других нужд, исходя из необходимости полного восстановления трудоспособности.
Мероприятия по уменьшению масштабов последствий землетрясений и действий в случае их возникновения должны быть предусмотрены в Планах действий относительно предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.