Опыт развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ

Тренинг по коммуникативной компетентности педагогов ДОУ

Цель:
развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении.
Задачи:

1.
Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении.
2.
Развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать окружающих.
3.
Формирование активной социальной позиции педагога.
Ход тренинга

Вводная часть

Вступительное слово. Приветствие
Педагог-психолог: Я очень рада видеть всех в нашем зале. Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти «ключик» к каждому ребенку, родителю, иметь свою «изюминку» быть интересным для окружающих. Важно, чтобы воспитатель не только владел внедряемыми технологиями, но и был открыт к общению. Построение воспитательно- образовательного процесса в соответствии с новыми ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с детьми и родителями. Этот процесс требует больших эмоционально-личностных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах. Моя основная задача, как педагога-психолога – способствовать решению профессиональных и личностных проблем, возникающих из-за отсутствия психологических знаний о своем внутреннем «Я», о педагогических возможностях общения с детьми и особенно с родителями.
Практикум Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От него во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, чувства, эмоции. Они могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона, в зависимости от того, как проходит его процесс общения с другими людьми. Древняя мудрость гласит: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам». Диагностика 1) Социальный атом 2) Ладонь
2.

Притча «Страшный сон»
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель я должен сказать тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «повелитель я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они второго толкователя. На это последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон, но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Вывод:
форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как оно сказано. Педагог более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей.

Мини-лекция «Три Я»
У Эрика Берна есть оригинальная концепция человеческих взаимоотношений. Его главная цель: научить человека анализировать характер своего общения и то, как воспринимается он собеседником. Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры. Самая страшная игра на земле – война. Общение с людьми (детьми в группе, коллегой, родителями детей, начальником на работе, продавцом в магазине, другом и т.д.) может строиться по-разному, в зависимости от психологического состояния человека, от темы общения, от того является ли общение бескорыстным или человек хочет чего-то добиться от своего собеседника. Все отношения и конфликты можно разложить и решить исходя из
3-х позиций общения:
По его мнению каждом человеке «живут три «Я» - Родитель, Взрослый, Ребенок. В каждом человеке сложным образом переплетены эти состояния. Эрик Берн считал, что в каждый момент общения с собой или окружающими мы находимся в одном из этих состояний.
Родитель
– (совокупность устоявшихся стереотипов) - педант требует или заботится, знает, как надо себя вести. Склонен к поучениям. Главное слово
«надо»

Взрослый
- объективно оценивает обстановку и принимает четкие решения, действует безэмоционально. Постоянно ищет баланс между «хочу» и «надо». Главное слово
«должен».

Ребенок
– (эмоциональная часть)Спонтанный, импульсивный, творческий, активный, открытый, живой. Фантазирует, капризничает или слушается. Главное слово
«хочу»
. В каждом человеке одновременно живут эти «трое», хотя и проявляются в каждый момент поодиночке. Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми, и почему они по-разному ведут себя с нами. Коммуникация может быть эффективной в том случае, если она ведется на одном и том же «языке», то есть (по терминологии Э. Бернса), когда «Ребенок» разговаривает с
«Ребенком», «Родитель» с «Родителем», а «Взрослый», со «Взрослым». Моменты нашего общения с другими Берн назвал «трансакциями» (пер. «сделка»). И если понимать общение как сделку, которая должна привести к положительному результату, становится ясно, почему этот результат не всегда так хорош, как хотелось бы. Просто Взрослый хотел серьезно и вдумчиво обсудить проблему с другим Взрослым, но на его месте неожиданно обнаружил раздраженного родителя или обиженного Ребенка, и они не смогли договориться. Часто наблюдаются столкновения «Ребенка» и «Взрослого», «Ребенка» и «Родителя». Так же несостоятельными могут быть сделки между другими эго- состояниями партнеров. Три состояния нашего «Я» - это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым или Ребенком мы становимся, часто не отдавая себе в этом отчета, почти автоматически. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера. Педагогу, вступающему в контакт с родителем, а особенно с «трудным», на его взгляд, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции в зависимости от ситуации. Если мы начинаем общаться с разных позиций, не соответствую ожиданиям партнера по общению – это неизбежно приводит к конфликтам.
4.

Упражнение «Любящий взгляд»
Цель: осознание невербального эмпатийно- экспрессивного арсенала. Педагог- психолог: В процессе общения важное значение имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации – жестами, мимикой, пантомимикой, оттенками голоса, темпом речи, паузами, контактом глаз, прикосновениями. Инструкция. Один участник выходит за дверь. Его задача – определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Педагог- психолог назначает в его отсутствие двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается. Водящий должен
по мимике и позе участников догадаться, как удалось изобразить взгляд.
5.

Потребность в любви. Языки любви.
1) Время 2) Подарки 3) Прикосновения 4) Дела, поступки 5) Слова- одобрения (надо говорить 2 раза в день «Я тебя люблю!», «Ты самый лучший для меня»). У каждого человека есть свой доминирующий язык любви. И скажем, если у него 1), а мы пользуемся всеми со 2) по 5)-ый, то человек не будет чувствовать себя любимым. Язык любви формируется уже к 5 годам (это часто то, чего не хватало в детстве). Как это выяснить: относительно себя ответить на вопроса 1) О чем чаще всего я прошу партнера? 2) Отсутствие чего вам причиняет боль?(с детства и до конца жизни). Так же по наблюдениям вы можете определить и ведущий язык любви у ребенка, родителя, коллеги. 6. Психологическое вхождение 7.
Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»
- эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение – основные моменты в безоценочном общении и принятии человека таким, какой он есть. Выделив родителей, к которым у вас больше всего претензий, пересмотрите свое отношение, используя алгоритм принятия (раздаточный материал). Безусловно, чтобы найти контакт с неприятным для вас родителем, необходимо подключить весь свой опыт, а так же учесть свои личные особенности, которые помогают продуктивному общению или, напротив, препятствуют ему.
Раздаточный материал 1
Алгоритм принятия родителя:
1. Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение через осознание положительных качеств и черт родителя. 2. Реагировать не на сами поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение; 3. На этой основе принять родителя таким, какой он есть. 4. Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.
Памятка для педагога
Основополагающие правила общения  Не критикуйте других – зачем тебе чужие недостатки? Удовлетворись тем, что они не твои.  Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.  С проблемными людьми, дабы н6е иметь проблем, никогда не создавай ситуацию «один на один». В присутствии других «проблемные» уже не столь проблемны!  Чем больше ты принимаешь во внимание потребности твоего собеседника, тем больше он будет (автоматически) удовлетворять твои собственные.  Уверенность в своих знаниях придает силу.  Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.  Чем больше «балласта», тем труднее становится общение. 8. Рефлексия  Как менялись ваши эмоции в течение всего тренинга?
 Что было непонятным?  Что оказалось новым?
Литература:
1. Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», М., 1997 г. 2. Т. П. Веселовацкая и др. «Формирование коммуникативной компетентности педагогов», статья в журнале «Справочник педагога-психолога» №6/ 2015 г.. 3. Л. А. Соловьева «Тренинг «Эмоционально- экспрессивное поведение педагога ДОУ»», статья в журнале «Справочник педагога-психолога» №11/ 2013 г.. 4. И. Н. Чакова «Повышение психологической компетентности участников образовательных отношений», статья в журнале «Справочник педагога- психолога» №12/ 2015 г..

Преимущественным способом взаимодействия человека с другими людьми является язык. Человек использует вербальные и невербальные знаки, которые передают его мысли к окружающим. Вот почему с самого детства каждого обучают говорению. Если ранее коммуникативная компетентность заключалась в издавании звуков, то теперь индивид должен произносить конкретные слова, фразы, интонацию и пр. Все это отрабатывается в дошкольном возрасте детьми, которые часто контактируют с педагогами.

Человек изначально не умеет говорить, однако у него имеются все инструменты для произношения звуков. Отдельные звуки выстраиваются в слова, а слова можно объединять в предложения. Всему этому человек обучается в дошкольном возрасте сначала вместе со своими родителями, затем с педагогами и детьми.

Особое внимание следует уделять тому, с кем ребенок общается. Если у него нет врожденных дефектов языка, губ, голосовых связок и т. д., тогда он будет абсолютно похожим на тех, с кем часто общается. «С кем человек поведется, от того и наберется» — это касается не только привычек, но и способов коммуникации. Сначала дети копируют речь родителей, затем совершенствуют ее с педагогами и отрабатывают навыки уже в кругу своих ровесников.

Речь во многом зависит от того, в какой среде ребенок растет и приобретает первые навыки. Вот почему важно, чтобы он был окружен такими людьми, которые обладают разнообразной, красивой и богатой речью, которую можно скопировать и далее пользоваться.

Что такое коммуникативная компетентность?

Под коммуникативной компетентностью понимается использование всех средств общения, которые позволяют воспроизводить речь. Здесь говорится не только о строении органов, участвующих в создании звуков, но и навыки, умения, знания, убеждения и прочие элементы.

Человек по мере своего развития овладевает не только вербальными навыками, которые непосредственно влияют на произношение звуков и формирование фраз, но и убеждениями, идеями, мыслями, взглядами. Все это влияет на то, как и что человек говорит.

Коммуникация – это взаимодействие человека с другими людьми. Это процесс активный, динамичный, меняющийся. Под коммуникативной компетентностью понимается умение человека слушать окружающих, отстаивать свою позицию, вести диалог или переговоры. Нет статичного понятия коммуникативной компетентности. Человек постоянно нарабатывает опыт, каким бы он ни был, общаясь с другими людьми.

Компетентность в речи постоянно развивается, начиная с раннего возраста. Происходит это различными способами:

  • При общении с другими людьми и решении сопутствующих возникающих проблем с ними.
  • При наблюдении за общением между другими людьми.
  • При идентификации себя с конкретными лицами.
  • При копировании моделей общения других людей.
  • При изучении культурного наследия и народного языка.
  • При просмотре фильмов, чтении книг и пр.
  • В процессе жизни, когда человек получает новые знания, жизненный опыт, меняет взгляды и пр.

Несомненно, в настоящем обществе возникает немало проблем в сфере коммуникации. Это в большей степени связано с пренебрежительным отношением людей к собственной речи и манерам взаимодействия..

Современные люди . Данное выражение можно подтвердить множеством примеров, и, возможно, что в вашей жизни найдется немало таких. Например, супруги могут общаться друг с другом, но при этом даже не слыша слов, которые они произносят. Компаньоны ведут деловую беседу, но при этом каждый думает лишь о собственной выгоде, желая подставить партнера. Подруги или друзья изливают горечь своей души, но при этом те, кому не больно и не печально, не слушают собеседников.

Люди привыкли говорить, но при этом не слышать, что говорят друг другу. Вместе с бескультурьем слушания собеседника развивается такая черта, как неуважение. Подумайте, если вы уважаете человека, то находитесь всем своим вниманием в разговоре с ним. Но если не проявляете уважения, тогда не тратите драгоценное время на выслушивания «неценного» для вас собеседника, а занимаетесь своими делами или думаете о чем-то своем.

Нужно ко всем людям проявлять уважение, кем бы они ни были: богатыми или бедными, умными или глупыми. Проявляйте уважение ко всем – это самое важное в любом виде общения.

Существует такое выражение: «Бог сначала говорит устами ваших родственников. Если вы не слышите, тогда Бог говорит с вами устами ваших врагов». Возможно, то, что вам говорят ваши родственники, друзья, а затем и враги, является тем качеством или состоянием, от которого вам следует избавиться? Не реагируйте отрицательно на любые выпады своих родственников. Скорее всего, ими руководит что-то высшее, чем просто собственный эгоизм.

Когда вы с кем-то общаетесь, мысленно кланяйтесь человеку, проявляйте уважение, независимо от настроения, состояния и того, как он к вам относится и что говорит! Даже если вас «поливают грязью», все равно относитесь к человеку с уважением. Рано или поздно человек изменится в лучшую сторону, убрав свою агрессию и злость. Это является созидающей любовью, когда вы положительно относитесь к человеку, несмотря на его выпады. Помните об этом, потому что ум всегда сам себя оправдает, а эгоизм всегда считает себя хорошим.

И напоследок следует отметить, что, помимо неуважения к собеседникам, люди очень часто не умеют извиняться. Данному процессу родители учат своих детей, но так как они сами не умеют просить прощения, то и не могут научить детей делать это правильно. Ниже приведена инструкция по тому, как необходимо извиняться, чтобы проявлять и к себе, и к другому человеку уважение.

Правильное извинение: прямо смотрите в глаза человеку, твердым голосом говорите: «Ты можешь меня за это простить?». Если последует ответ «нет», то вы должны также спокойно, смотря в глаза человеку, сказать: «Я могу тебя простить. Но если ты не можешь меня простить, сможем ли мы с тобой общаться?». Вы должны говорить – вера в то, что вы действуете правильно. Это не гордость, когда вам хочется сломать человека. Чувство собственного достоинства проявляется в том, что вы не хотите никого ломать, и верите в то, что действуете правильно.

Коммуникативная компетентность педагога

Педагог взаимодействует с детьми, поэтому его речь должна быть как нельзя самой грамотной и структурированной, чтобы дошкольники могли брать пример и обучаться полезным навыкам. Коммуникативная компетентность воспитателя подразумевает, что он может выслушать ребенка, понять его, отстоять свою точку зрения и построить общение так, что будут сформированы доверительные отношения.

Для формирования таких навыков, учитель должен:

  1. Совершенствоваться, развиваться, иметь заинтересованность в своей работе.
  2. Познавать новую информацию.
  3. Применять новые знания на практике.
  4. Положительно относиться к своей педагогической работе.

Насколько хорошо педагог может установить с детьми коммуникацию, влияет на весь педагогический процесс. Детей нужно обучать, давать новые знания, стимулировать к выполнению заданий и достижению целей, вызывать интерес и т. д. Все это в большей степени происходит через общение. Если ребенку приятно контактировать с воспитателем, тогда он участвует в процессах, в которые его вовлекает педагог. В противном случае малыш будет замыкаться и избегать контактов с воспитателем.

Навыки педагогической коммуникативной компетентности отрабатываются еще на этапе обучения человека своему ремеслу. Еще будучи студентом педагогического училища или университета, человек нарабатывает знания, общается с педагогами и однокурсниками, проходит педагогическую практику, где и начинают формироваться определенные манеры и позиции.

Именно на данном этапе важно отметить негативные отклонения, когда обучающийся педагог не может наладить отношения с детьми. Если отсутствует контакт и доверительное отношение детей к будущему педагогу, это говорит об отсутствии коммуникативной компетентности.

Важное значение в развитии навыков играют личностные особенности педагога:

  • Качества характера.
  • Отношение к самому себе.
  • Отношение к другим людям, в частности к детям.
  • Самоощущение в процессе педагогической деятельности.

Хорошо, если педагог не просто рефлексирует, а старается взять процесс в руки и управлять им. Это заставляет его следить за собственной речью, проявлять нужные качества, самосовершенствоваться, устранять негативные аспекты речи и пр.

Как развивается речь детей дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста пока только обучаются коммуникативным навыкам. Как развивается их речь? Процесс начинается с физиологических особенностей, когда человек может произносить звуки и обладает всеми речевыми инструментами, чтобы произносить нужные слоги. Далее подключаются знания и опыт самого ребенка:

  1. Малышей обучают правильному говорению посредством установленных правил. Ребенок копирует общение своих родителей, сверстников и педагогов.
  2. Малыши получают некий опыт в процессе общения. Он может быть как положительным, так и отрицательным. Здесь же формируются убеждения и мнения, которые влияют на то, как далее будут разговаривать дети.

Каждый ребенок приобретает знания, которые рассказывают ему, как нужно говорить и вести диалоги. Далее включаются способности и навыки, когда ребенок пользуется тем, что имеет, и старается наработать новые умения. По мере наработки опыта приходит понимание того, как следует общаться с окружающими.

В процессе формирования речи у дошкольников участвует:

  • Игровая деятельность, где ребенок может свободно применять свои коммуникативные навыки, быть спонтанным и гибким.
  • Целенаправленная деятельность, где речь участвует в достижении целей или решении задач.
  • Способы наказания и поощрения, когда ребенок сталкивается с проблемами, если применяет неверные способы общения, или достигает успеха, если все было сделано правильно.

Итог

Каждый человек начинает свое коммуникативное развитие с раннего возраста. В этот период ребенок активно взаимодействует с родителями, педагогами и другими детьми. От каждого взрослого человека требуется лишь одно – следить за своей речью и понимать, как она влияет на ребенка, который ее слышит. В таком случае можно в итоге привить малышу именно те навыки, которые станут ему полезными.

По мере развития человек меняет манеру своего общения. Однако при условии, что его будут окружать грамотные люди, которые проявляют уважение и стараются выстраивать доверительные отношения, у каждого есть все шансы стать культурным в коммуникативном плане человеком.

Коммуникативная компетентность педагога
как условие социализации дошкольника

При всем богатстве различных средств педагогической деятельности, направленной на приобщение детей к социуму, фундаментальную основу составляет общая культура взрослых (родителей, педагогов, сотрудников ДОУ) Показателем образованности, жизненной успешности, профессионализма деятельного взрослого является коммуникативная культура (компетентность), непосредственно обеспечивающая процесс расширения, умножения социальных связей ребенка с внешним миром.

В разных сферах социальной жизни ребенка формирование базиса личностной культуры происходит благодаря «речевой коммуникации» (), «речевым актам» (), достижения «единства языка-речи» (). Коммуникативная компетентность - есть универсальное средство овладения любой деятельностью, и современными учеными рассматривается как лингвистически, психологически и методически организованная система отдельного индивида. В ней язык (система знаков) выступает средством, а речь как деятельность, как способы его употребления.

Вопросы коммуникативной компетентности педагогов в системе дошкольного образования оправданно становятся в настоящее время объектом научных исследований. Психолого-педагогические исследования разных направлений переориентированы на поиск подходов оптимизации, совершенствования культуры общения детей и взрослых в ДОУ.

Т. Хузеева, изучая проблему детской речевой агрессии, определяя уровни ее, перечисляют основные влияющие факторы: семейное воспитание, примеры агрессивного поведения, наблюдаемого ребенком с экрана, открытых эмоциональных напряжений, расстройств, срывов взрослых.

В системе подготовки специалистов, педагогического развития будущих воспитателей, Ю. Щербинина прямо называет многочисленные показатели негативных межличностных отношений молодежи с окружающими людьми, низкой культуры речи и поведения. В то время как именно под влиянием взрослых происходит вхождение ребенка в общество, усвоение культурных норм, ценностей.

убедительно утверждает, что универсальным средством развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога, ее когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, умелое руководство им поэтапным выстраиванием обучения мотивации общения. На протяжении дошкольного возраста происходят сдвиги в преобладании тех или иных мотивов (, и др.). У младших детей преобладают деловые мотивы, они нуждаются в помощи взрослого в процессе практической деятельности, полностью поглощены действиями с предметами. В среднем дошкольном возрасте появляются познавательные интересы, и взрослый становится партнером по игре. У старших дошкольников уже преобладают познавательные и личностные мотивы общения с взрослыми, связанными с повышенным интересам к людям и их взаимоотношениям .

Очень ценна самооценка воспитателем своего взаимодействия с детьми, для чего может быть использована следующая памятка.

Понаблюдайте за собой и попытайтесь установить.

1. Если у детей Вашей группы потребность в общении с Вами:

– как часто они стремятся привлечь Ваше внимание к себе?

– как часто добиваются Вашей оценки и одобрения?

– всегда ли изменяют свою деятельность в соответствии с Вашими замечаниями?

2. Всегда ли Вы:

– отвечаете на попытки детей вступить в общение с Вами (да, нет, иногда)?

– как Вы отвечаете, на стремление ребенка поделится с Вами своими переживаниями, успехами, неудачами (доброжелательно, равнодушно, раздражительно)?

– увеличивается или уменьшается на протяжении учебного года попытка Ваших воспитанников вступить с Вами в общение?

– какие признаки наличия потребности общения с Вами считаете главными (добиться понимания, защиты, завышенной оценки)?

– каковы мотивы общения с Вами (деловые, личностные, познавательные)?

3. Нравитесь ли Вы детям:

– своим внешним видом, искусством вежливости ;

– радостным, счастливым, мягким выражением лица;

– доброжелательным, уважительным тоном речи;

– совместной игровой, продуктивной деятельностью.

Анализ психолого-педагогической литературы, встречи с педагогами ДОУ области, наблюдения разных моментов их педагогической деятельности, в том числе выступления перед педагогической, родительской аудиторией, участие на семинарских и практических занятиях в ходе курсов повышения квалификации позволяют констатировать нерадостную перспективу. В период огрубления нравов современного общества, упадка общей культуры и речевых традиций снизились коммуникативная культура некоторых педагогических коллективов ДОУ, осознание социальной значимости и личной ответственности за нее не является движущей, мотивационной силой. Низкий уровень оплаты труда и высокий уровень ответственности перед родителями, обществом, бесспорно, накладывает отпечаток неудовлетворенности, угнетенного настроения педагога, что заключает в себе объективную причину.

Но есть и субъективные причины. Диагностика уровня коммуникативной компетенции не проводится, не учитывается она при аттестации воспитателя и назначении категории, не оценивается на уровне созданных условий для разви­тия ребенка и присвоения им социокультурной модели общения. Наметилась тенденция проявления педагогами отдельных её компонентов. Для значитель­ной части воспитателей характерна в большей степени информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью. Эмоциональный же фон проявляется в процессе создания и поддержания пози­тивного контакта во время фронтальных занятий, наблюдений объектов социу­ма. На личностное общение, в котором нуждается каждый, особенно тревожный или гиперактивный ребенок, времени отводится крайне мало, а именно эмоцио­нальность влияет на механизм мышления, памяти, внимания, становления чуткости и деликатности.

В зависимости от задач взаимодействия в ходе общения педагога с детьми наблюдаются разнообразные по форме, содержанию речевые конструкции. Укоренился шаблонный стиль общения, упрощенность и трафаретность обращений и высказываний, что свидетельствует о низком качестве языковой структуры речи и возможностях коммуникативного влияния. Барьер непонимания, прежде всего в наличии явной не разделяемости логики и аргументов построения мыслей, бедном семантическом оформлении. Однообразие лексики, обилие штампов, не нужных заимствований, диалектизмов , не удачных новообразований, стилистически сниженных и даже откровенно-грубых выражений, плеоназмов (лишних слов), к сожалению, имеют место даже в речи педагогов с высшей категорией.

Примеры утраты «хороших манер», откровенных записей обращений взрослых к ребенку, игнорирование условий выбора вариантов обращения к ребенку мы все чаще встречаем в статьях психологов и педагогов . В любом общении, тем более с детьми недопустимы случаи бестактности, безликости, наличия грубовато-экспрессивной лексики. Необходимо усиление речевого этикета – неотъемлемого элемента вежливости, чуткости и деликатности по отношению к другому. Статьи должны стать для каждого воспитателя путеводителем, настольной книгой .

Воспитателю важно придавать большее значение умениям разговаривать с родителями, а именно - вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре, даже если в душе, что называется, все кипит и протестует. Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения, так необходимую для полноценного и правильного воспитания детей. Есть воспитатели, особенно среди молодых, которые совершено, не придают значения умению разговаривать с родителями, допуская менторские нотации, недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его в чем-то. Каждый удавшийся разговор с родителями очень много значит. Искусству разговору с родителями воспитанников следует учиться, данному вопросу следует специально уделять внимание на педсоветах и методических объединениях.

Краткость или многословие в речевом общении связанны с неясностью мысли, с не знанием предмета высказывания, а значит с недостаточно вдумчивым подбором слов, их сочетанием и соответствием стилю (официально-деловой, научный, публицистический, художественный, разговорно-бытовой) устной речи. Последний, надо признать, занимает большее жизненное пространство педагога.

Фонетический компонент общения связан с качеством выразительности и образности речи, темпом, ритмом, интонированием при соблюдении норм произношения. Быстрый темп речи, не внятность произношения, проглатывание фразы, речь с акцентом, с использованием не соответствующей смыслу жестикуляции, однообразие интонаций, неоправданно громкой силой голос, а главное оставшийся императивный тон речи в настоящее время характеризуют коммуникативную компетентность воспитателей.

Все выше перечисленные факты, без сомнения, тормозят развитие речи, становление культуры общения как основного показателя социальной зрелости дошкольника. Благополучное своевременное и полноценное детское развитие достигается только при наличии обязательной коммуникативной культуры взрослых, насущная потребность повышения которой столь очевидна.

В ходе модернизации и оптимизации дошкольного образования, экспериментального изучения основ управления качеством образования, в процессе контрольно-аналитической детальности, руководителю следует серьезно повысить требования к своей коммуникативной компетенции и каждого педагога в отдельности.

Побудительная сила и мотивация, достижение и залог успеха в общении вытекают из природы самого человека и существующего фактора многогранных отношений в коллективе. Шкала отношений, аттракция определяются основами управленческого общения, психологический механизм которого в руках заведующей, заместителя, их личностного имиджа. Существующие психологические приемы расположения к себе людей: обращение к человеку с частым называнием его имени, контроль и «размягчение» собственного лица - зеркала души, употребление «золотых» слов - комплиментов, признание и небольшое преувеличение трудового потенциала, стабильность убедительных и искренних интонаций - все это основы коммуникативной компетентности, высокого профессионального уровня руководителя современного ДОУ.

Коммуникативная компетентность педагога должна рассматриваться как один из первостепенных показателей личности при аттестации, уровень которой объективно, не формально оценивается и определяет тем самым профессиональную категорию. Необходим постоянный поиск интерактивных методов для успешного совершенствования коммуникативных способностей.

Остановимся на опыте педагогического коллектива ЦРР - ДОУ № 45 г. Ульяновска Результаты многолетнего исследования проблемы этического раз­вития детей убеждают в важности следующих средств повышения коммуника­тивной культуры педагогов. Двухлетний методологический семинар «Живая этика», постоянно действующий семинар-практикум «Культура слова», тренинг «Актерское мастерство», деловые игры и др. определили систему работы с пед­коллективом. Цель их - снятие телесных зажимов, активизация эмоциональной сферы личности, актуализация умений, знаний по выходу из примитивного, бытового лексиче­ского взаимодействия педагогов, особенно педагогов с низким и средним уров­нем развития названных качеств. В ходе психологического тренинга, деловой игры ярко заявляет ядро собственного гуманитарно-целостного новообразования, что позволяет педагогу более результативно осуществлять общие задачи гармоничного воспитания детей.

Ценны усилия воспитателя и руководителя, направленные на глубокий анализ наблюдаемых занятий или их видеоряда, разнообразных моментов общения с детьми. Важны оценки субъекта как носителя компетентности, стилевые особенности партнерского, личностно-ориентированного взаимодействия, что повышает уровень рефлексии собственной педагогической деятельности.

Литература

1. Голикова по развитию общения педагогов [Текст] / , : Дошкольная педагогика.- 2008. - № 8 (49). - С.53-58.

2. Иванова разрешения противоречий между потенциалом семьи и ДОУ в вопросах социализации личности ребенка-дошкольника [Текст] / // Дошкольник. Образование. Социум: Методические рекомендации под ред. - Ульяновск: УИПКПРО, 2007. - С.3-7.

4. Силакова присвоения дошкольниками социокультурной модели общения [Текст] / // Социализация. Образование. Ребенок: Материалы научно-практической конференции.- Ульяновск: УлГПУ.- 2009.- С. 125-130.

5. Смирнова коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста [Текст] / // Воспитатель№ 1. - С. 58-65

6. Смирнова дети [Текст] / , // Дошкольное воспитание№ 4.- С.63-71.

7. Ушачева уровня коммуникативной культуры сотрудников ДОУ [Текст] / // Управление ДОУ№ 4. - С. 29-33.

8. Формановская этикет и вежливость. [Текст] / // Дошкольное воспитание№№ 1-10.

9. Щербинина Ю. «Слово ласковое - мастер дивных див». [Текст] / Ю. Щербинина // Дошкольное воспитание№ 5. - С. 40-46

Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район,
Забайкальский край
«Коммуникативная
ДОУ,
как один из критериев профессионального мастерства»
компетентность
педагогов

способностей
Существующие тенденции в развитии образования во многом
связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению
педагогических новшеств в образовательный процесс, их стремлением к
профессиональному совершенствованию, росту и развитию. Раскрытие и
самораскрытие личностного потенциала является необходимым условием
становления компетентности. Именно педагог организует развивающую
образовательную среду для ребенка, и от его профессионализма, от того,
насколько он способен быть субъектом своего профессионального и
личностного развития, во многом зависит раскрытие творческого потенциала
и
детей.
Известный специалист в области детской психологии Е.А. Панько
пишет: «Воспитатель – значимый для ребенка человек в детском саду, он
входит в его микросреду. Дошкольник стремится во всем подражать педагогу:
его внешнему виду, манере разговора с окружающими, его отношениям с
людьми, его поведению в целом. Важно, чтобы ребенок видел перед собой
достойный
подражания
В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и
ребенка является приоритетным. В то время как на других возрастных этапах
обучения во главу угла ставится его содержание и форма. Современный
образовательный процесс – это такое взаимодействие педагогов и
воспитанников, в результате которого поступательно происходят позитивные
изменения в деятельности, поведении и взаимоотношениях детей. Поэтому
личность педагога является одним из ключевых факторов развития
интеллекта и личности ребенка дошкольного возраста. Самоочевидно, что
рядом с дошкольниками должны находиться педагоги – профессионалы
высокого класса, ведь дети, в силу своего нежного возраста, еще не могут
сознательно повлиять на качество педагогического взаимодействия. При этом
педагог для ребенка дошкольного возраста является авторитетным и
значимым человеком, поэтому на него с неизбежностью ложится
ответственность
за качество взаимодействия с дошколятами.
Компетенция (от лат. competere – «соответствовать», «подходить»):
личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый
образец
для

решения
методами
профессиональных
класс
задач.
формально описанные требования к личностным, профессиональным и т.п.
качествам специалиста (или к какой­то группе специалистов). В данном
понимании компетенции могут использоваться при оценке персонала.
Компетентность (от лат. competens – «соответствующий, способный»):
1. совокупность компетенции, наличие знаний и опыта, необходимых для
эффективной деятельности в
заданной предметной области.
2. качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой­либо
области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным
Виды и уровни компетенций
В литературе описано несколько классификаций видов компетенций.
­Учебно­познавательная компетенция – включает совокупность умений и
навыков познавательной деятельности. Она предполагает владение навыками
постановки целей, планирования, анализа и самооценки успешности
собственной деятельности. К этой же компетенции относят умение
эффективно действовать в нестандартных ситуациях,
владение
эвристическими
проблем.
­Информационная компетенция – предполагает развитую способность
самостоятельно искать, анализировать, отбирать, систематизировать и
транслировать
информацию.
­Коммуникативная компетенция – предусматривает владение навыками
эффективного взаимодействия с людьми, умение работать в группе, гибкость
в использовании различных социальных ролей.К основным качествам,
обеспечивающим успех деятельности воспитателя, традиционно относят:
интерес к своей профессии, увлеченность, любовь к детям, творческие
способности, уравновешенность, требовательность, доброжелательность,
наблюдательность.
Профессионализм педагога, согласно С.И. Ожегову и Н.Ю. Шведовой,
есть хорошее владение своей профессией. Это понятие предполагает наличие
профессионализма личности и деятельности,
профессионально­
педагогическую компетентность, педагогическое мастерство, а также
педагогический
профессионализм.
Сегодня каждому воспитателю необходимо приобретать и развивать
следующие компетенции, делающие его творчески активным участником
детьми:
взаимодействия
­Гуманная
позиция;
­Глубокое
образования;
­Потребность и способность заботиться об экологии детства, о сохранении
физического
малышей;
­Внимание
ребенка;
Готовность и способность создавать и творчески обогащать предметно­
развивающую и культурно­информационную образовательную среду;

индивидуальности

дошкольного
педагогическая
необходимую
духовного

понимание

здоровья
с

детского

готовность

администрацией
совершенствуемого
экспериментировать,
­Умение целенаправленно работать с современными педагогическими
технологиями,
внедряя их;
Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию
личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности.
Таким образом, педагогическое мастерство рассматривается как высокий
уровень овладения профессиональными знаниями и педагогической техникой.
Педагогическая компетентность будет являться составляющей
педагогического мастерства, так как предполагает владение знаниями,
развитыми умениями и профессионально значимыми личностными
качествами, которые в педагогическом мастерства доведены до высокого и
постоянно
искусства.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования связана с
необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми,
разными по индивидуально­психологическими характеристиками,
родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус,
коллегами,
др.
Прежде чем определить наиболее эффективные формы и методы
становления и развития у воспитателей детского сада коммуникативной
компетентности необходимо разобраться в сущности данного
педагогического
процесса.
М.М. Силакова убедительно утверждает, что универсальным средством
развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного
вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога.
Н.А.Морева описывает следующие критерии людей с высокой
коммуникативной
компетентностью:
быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и
в
партнёре;
стремление понять другого человека в контексте требований конкретной
ситуации;
установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; уважительное,
доброжелательное отношение к нему, учёт его состояния и возможностей;
уверенность в себе, раскованность, включённость в ситуацию;
владение ситуацией, гибкость, готовность проявить гибкость в общении или
передать
партнёру;
большая удовлетворённость общением и уменьшение нервно­психических
затрат
коммуникации;
умение эффективно общаться в разных статусно­ролевых позициях,
устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а
иногда
отношениям;
высокий статус, популярность в том или ином коллективе;
умение организовать дружную, совместную работу, добиваться высокого
результата деятельности, включая людей в решение общегрупповой задачи;
способность создавать благоприятный климат в коллективе, добиваться
сложившимся
процессе
вопреки

стабильности
состава.

При развитии коммуникативной компетентности у воспитателей
целесообразна организация методической работы детского сада, в процессе
которой будет осуществляться решение профессиональных педагогических
задач. Реализация такого подхода обеспечивается следующими условиями:
включение в содержание методических мероприятий проблемного контекста,
создание эмоционально­целостного фона, вариативное использование форм
сотрудничества, актуализация субъектного опыта в сфере коммуникации и
расширение субъективных функций специалистов сферы дошкольного
образования.
Кроме того, необходимо ввести в содержание запланированных мероприятий
информацию о значимости эффективной коммуникации в педагогической
деятельности, об основных предпосылках формирования коммуникативных
умений и знаний у детей дошкольного возраста, о взаимозависимости
коммуникативной компетентности воспитателя и коммуникативной
компетентности
воспитанников.
Формирование у педагогов смыслообразующих мотивов и ценностных
ориентаций на эффективную коммуникацию осуществляется посредством
организации бесед, диспутов, дискуссий, наблюдений за коммуникативным
поведением коллег при воздействии с детьми,
их родителями,
администрацией дошкольного учреждения, составление и решение на их
основе проблемных ситуаций и задач коммуникативного характера, анализ
способностей.
собственных
коммуникативных

Источники
1.http://pelikan.3nx.ru/viewtopic.php?t=300
2.http://parta1.com/blog/11937.html

В условиях модернизации образования, современной науки и практики приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность педагога. Сегодня, в связи с введением ФГОС и ФГТ в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых компетенций. Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, целесообразные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: коллеги, дети, родители. В научной литературе выделяются следующие виды компетентностей: . познавательная; . интеллектуальная; . информационная; . технологическая; . культурологическая; . психологическая; . психолого-педагогическая; . профессиональная; . социально-психологическая; . общекультурная; . коммуникативная. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. Competens - «способный») - способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) . Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон. Опыт работы показывает, что одной из острых проблем стала проблема общения педагога с родителями и детьми. Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т. к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. Для значительной части педагогов характерна в большей степени информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью. Есть педагоги, которые совершенно не придают значения умению разговаривать с коллегами, родителями и детьми, допуская менторкие нотации, недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его и родителей в чем-то. Искусству разговора следует учиться. Я считаю, что данному вопросу следует специально уделять внимание на педагогических советах, методических объединениях. И здесь огромная роль принадлежит педагогу-психологу образовательного учреждения, который, используя различные формы и методы работы, способен влиять на развитие и повышение необходимых коммуникативных знаний, навыков и умений педагогов ДОУ, тем самым повышая общую коммуникативную культуру всего образовательного учреждения. Взаимоотношения в системе: «педагог-родитель» В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно- образовательного процесса дошкольных учреждений. Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника - все это ведет к росту недоверия между педагогом и родителем, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства, о необходимости которого мы так много говорим. Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими: . психолого-педагогической подготовленностью; . коммуникативной культурой педагога; . личностной психологической готовностью. В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным, а диадическое общение и вовсе невозможно наладить. Обладает ли современный воспитатель всем набором указанных качеств? По признанию исследователей, к сожалению, нет: большинство из них отмечают низкий уровень коммуникативной культуры и неготовность к эффективному педагогическому общению. Педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом. Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно помогает в этом техника «Я- сообщения», разработанная Т. Гордоном. Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное нарушение, и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Задача психолога ДОУ - обучить педагогов конструктивному общению и поведению при взаимодействии с родителями, отработка определенных навыков взаимодействия. В связи с этим, на мой взгляд, одной из эффективных форм обучения может стать не только лекция, а тренинг, дающий возможность каждому его участнику приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с родителями. Безусловно, никакой тренинг не сможет смоделировать все возможные ситуации, но он поможет избежать грубых ошибок, допускаемых педагогами. И хотя характер общения зависит, прежде всего, от личностных качеств участников, все же практика работы позволяет выделить ряд общих причин, обуславливающих типичные ошибки, которые допускают педагоги: незнание техник общения; жесткие ожидания по отношению к родителям; оценивание родителей; директивная позиция по отношению к родителям; суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность педагога в ответ на слова и действия родителей; использование стереотипов, установок, затрудняющих общение; приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция) ; агрессия, напористость; равнодушие, унылость. Видимым результатом и эффективностью тренинговых занятий являются следующие показатели: снятие барьеров в общении; управление собственным поведением; выработка адекватной самооценки; выработка навыков саморегуляции. Я считаю, что основными факторами эффективности взаимодействия педагога с родителями являются: повышение авторитета семьи; восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития; учет интересов и запросов родителей; единство в подходах к работе с семьями воспитанников; использование широкого спектра методов и форм работы с родителями; установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель - враг, соперник») ; доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога) ; заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, «для галочки») ; системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий) ; создание в ДОУ обстановки взаимного доверия. Все, о чем шла речь приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников: . обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями; . признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»; . стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей; . обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями; . в общении с родителями проявляет выдержку, внимание, тактичность и другие профессионально значимые качества; . владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей; . учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними; . умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей; . обладает развитыми коммуникативными навыками. Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть; знает, что необходимо, чтобы общение было содержательным; и, главное, активно действует.