Объекты и субъекты хозяйственных правоотношений. Понятие хозяйственных правоотношений. Деньги, валютные ценности

Под хозяйственными правоотношениями понимаются, отношения урегулированные нормами хозяйственного права, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, связанных взаимными правами и обязанностями .

Хозяйственные правоотношения представляют между собой правовую взаимосвязь между субъектами хозяйствования, которая проявляется в их содержании и сводится к субъективным правам и обязанностям данных субъектов.

Основой для возникновения, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений являются юридические факты. Хозяйственное право включает в себя предпринимательскую деятельность субъектов, таким образом, правопорождающими фактами будут являться именно действия совершаемые субъектами данных правоотношений. Например, заключение хозяйственного договора. А относительно событий, «события не играют здесь существенной роли, они встречаются главным образом в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств» . Например, стихийное бедствие (наводнение, ураган и др.) может явиться основанием для уменьшения или снятия ответственности коммерческой организации, не исполнившей по этой причине договорные обязательства.

Субъектами хозяйственных правоотношений являются граждане, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, юридические лица, а также государство в лице соответствующих органов обладающих определенной компетенцией.

Объектами хозяйственных правоотношений являются:

Вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

Работы и услуги;

Неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна);

В юридической литературе хозяйственные правоотношения классифицируются по различным основаниям и различны

Для уяснения конструкции правоотношений прибегают к теоретическому их делению на: абсолютные и относительные .

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных субъектов с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченому лицу в осуществлении своего права.

В относительном правоотношении субъекту права противостоит конкретная обязанная сторона.

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

  • абсолютные вещные правоотношения;
  • абсолютно-относительные вещные правоотношения;
  • абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
  • неимущественные абсолютные правоотношения;
  • обязательственные правоотношения .

Для абсолютного вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом . Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения . К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество «абсолютно», т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования . У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с его правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов - отчерчена законом.

Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и др. . Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц нарушивших его право на неимущественные блага, устранения нарушения.

Обязательственные хозяйственные правоотношения (относительные) . Это правоотношения, в которых два контрагента связаны взаимными правами и обязанностями между собой . Основой этих правоотношений служит договор (контракт). Хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хозяйственного права они обслуживают, подразделяются на четыре вида:

Хозяйственно-управленческие (возникают на основе актов государственных органов);

Внутрихозяйственные (возникают между подразделениями предприятий и руководством этого предприятия);

Оперативно-хозяйственные (возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров);

Территориально-хозяйственные (отношения территориальных субъектов между собой и с предприятиями) .

Вопросы к теме:

1.Что представляет собой Хозяйственное право как отрасль права ?

2.Какие группы отношений включает в себя Хозяйственное право?

3.Что входит в предмет хозяйственного права?

4.Определите принципы хозяйственного права?

5. Какой метод присущ для хозяйственного права?

6. Как развивалась наука Хозяйственного права?

7.Раскройте вопрос о составе хозяйственного законодательства?

8.Что понимается под хозяйственными правоотношениями, их состав?


Тема 2. Общие положения о предпринимательской деятельности

Основные термины: предпринимательская деятельность; субъекты предпринимательской деятельности;самостоятельная деятельность;рисковая деятельность;имущественная ответственность;систематическое получение прибыли; формы предпринимательской деятельности;особая форма предпринимательства; права предпринимателя; обязанности предпринимателя;лицензия; предмет лицензирования; приостановление действия лицензии; прекращение действия лицензии.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Законодательство о предпринимательстве

Понятие предпринимательской деятельности содержится не только в ст.1 Закона Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» от 28 мая 1991г., но и в Гражданском кодексе Республике Беларусь вступившим в силу 1 июля 1999г. В настоящее время, следовательно, существует два легальных определения предпринимательской деятельности, так в Законе о предпринимательстве, она определяется как самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица .

В ч.2 п.1 ст. 1 ГК Республики Беларусь, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления .

Определение, данное ГК Республики Беларусь, рассматривает предпринимательскую деятельность как деятельность по производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ, что дает возможность отличить предпринимательство от иных видов деятельности. Анализ данного определения позволяет выделить некоторые характеризующие предпринимательскую деятельность признаки:

· Это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц. Здесь имеется ввиду, как имущественная самостоятельность субъекта хозяйствования, так и организационная его самостоятельность. Имущественная самостоятельность определяется наличием у субъекта хозяйствования обособленного от других субъектов и граждан имущества. Организационная самостоятельность – это способность субъекта хозяйствования самостоятельно принимать решения и осуществлять сделки в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности.

· Это рисковая деятельность . Риск, в предпринимательской деятельности – это основной стимул для принятия правильного и обдуманного решения при осуществлении хозяйственной деятельности субъектом хозяйствования в условиях рыночных отношений.

· Деятельность осуществляется под самостоятельную имущественную ответственность . Отличительной особенностью ответственности субъектов хозяйствования является ответственность, наступающая независимо от вины. Предприниматель будет освобождаться от ответственности лишь в случае, если докажет, что ненадлежащее исполнение вызвано чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами.

· Деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли (доходов), т.е. это коммерческая деятельность, приносящая систематически определенный доход. Если же изначально не преследовалась эта цель, следовательно, эту деятельность нельзя было бы назвать предпринимательской.

· Прибыль извлекается от пользования имуществом, продажи вещей, а также от выполнения работ или оказания услуг, если они предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. Перечисленный в законе перечень деятельности не является исчерпывающим;

· Осуществлять предпринимательскую деятельность могут лишь лица, зарегистрированные качестве субъектов предпринимательской деятельности в установленном законом порядке - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

В ч.3 ст. 1 Закона о предпринимательстве указываются виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской. Так, не является предпринимательством деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами и гражданами, подлежит обязательному законодательному регулированию со стороны государства. Это проявляется в издании различных нормативных правовых актов со стороны государственных органов в пределах их компетенции.

Перечень основных актов законодательства достаточно велик и, тем не менее, можно выделить из них самые основные:

· Конституция Республики Беларусь 1994 года;

· Гражданский кодекс Республики Беларусь;

· Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь;

· Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 октября 1996г. ;

· Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993г. ;

· Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003г. ;

· Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2001г. №6 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности»;

Кроме указанных основных актов законодательства регулирующих предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь, существует специальное законодательство, устанавливающее правовые основы регулирования отдельных видов деятельности субъектов хозяйствования в различных сферах деятельности: банковской, биржевой, страховой, инвестиционной, внешнеэкономической и других.

Субъекты и формы предпринимательства. Государственная

регистрация субъектов хозяйствования

Статья 1 Закона о предпринимательстве устанавливает возможность осуществления предпринимательской деятельности в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах юридических лиц . Это означает, что в качестве субъектов предпринимательства могут выступать, как физические, так и юридические лица. Относительно юридических лиц, следует отметить, что в предпринимательской (хозяйственной) деятельности могут участвовать не только юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) частной формы собственности, а также юридические лица, в основе которых лежит государственная собственность, что значительно расширяет круг субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности и указывает на возможность участия в таковой государства, в лице своих полномочных представителей.

Статья 17 ГК Республики Беларусь, определяя правоспособность граждан, указывает на возможность граждан:

заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью;

создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;

иметь другие права в сфере предпринимательства .

Содержание ст. 2 Закона о предпринимательстве очерчивает круг субъектов предпринимательской деятельности - это физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь, а также в предпринимательстве могут участвовать группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей .

На возможность занятия предпринимательской деятельностью для иностранных граждан и лиц без гражданства указывает ст. 11 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993г., это возможно в том случае, если эта деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь и не противоречит целям их пребывания на территории Республики Беларусь. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь .

Следует обратить внимание на существующие в законодательстве ограничения в занятии предпринимательством отдельных категорий граждан. Так, ст. 2 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» не допускает, чтобы должностные лица и специалисты, работающие в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах, занимались предпринимательской деятельностью. Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003г. «О государственной службе», предусматривает ограничение для государственных служащих на право занятия предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, они не могут оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителями третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого они является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему; принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (далее – Закон о государственной службе) . Статьей 15 Закона Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» предусматривается отнесение государственных налоговых инспекторов к категории государственных служащих, следовательно, на них распространяются требования Закона о государственной службе . Законом Республики Беларусь от 13 ноября 1992г. «О статусе военнослужащих» запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности военнослужащим .

В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:

- частное предпринимательство , осуществляемое на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

- коллективное предпринимательство , осуществляемое на основе объединения капиталов, нескольких физических и (или) юридических лиц.

Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда (ст. 3 Закона о предпринимательстве).

Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации, на что указывает норма ст. 22 ГК Республики Беларусь.

Регистрация представляет собой акт, дающий право лицу заниматься предпринимательской деятельностью.

Деятельность субъектов хозяйствования является незаконной и запрещается:

без государственной регистрации;

если государственная регистрация осуществлена на основании недостоверных данных, представленных собственниками имущества (учредителями, участниками) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем в регистрирующие органы;

в случае осуществления ими видов деятельности, не указанных в учредительных документах, свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, если указание таких видов деятельности предусмотрено актами законодательства, либо о начале осуществления которых субъекты хозяйствования не уведомили соответствующие регистрирующие и налоговые органы в порядке, предусмотренном Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности)субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. №11 (с изм. и доп.) (далее - Положение от 16 марта 1999г.) ;

при осуществлении производственной деятельности (выполнении работ, оказании услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, без перевода этого помещения в нежилое в порядке, установленном законодательством.

Доходы, полученные от незаконной предпринимательской деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке (п.5 Положения от 16 марта 1999г.) .

Порядок государственной регистрации определяется в соответствие с основными положениями установленными: ГК Республики Беларусь, Законом о предпринимательстве, а также нормами Положения от 16 марта 1999г. №11.

С момента государственной регистрации возникает юридическое лицо либо приобретает статус индивидуального предпринимателя физическое лицо.

Органами, осуществляющими государственную регистрацию субъектов хозяйствования являются:

облисполкомы (Минский горисполком) - коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;

Национальный банк - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

Министерство финансов - страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями;

Министерство юстиции - торгово-промышленных палат;

администрация свободных экономических зон - коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций;

облисполкомы, Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский горисполкомы – иных субъектов хозяйствования. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а указанные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.

Согласно п. 14 Положения от 16 марта 1999г., регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией осуществляют:

проверку учредительных документов, а также изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы (свидетельства о государственной регистрации) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на их соответствие актам законодательства;

государственную регистрацию субъектов хозяйствования;

представление Министерству юстиции необходимых сведений для включения субъектов хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также исключения их из этого регистра;

систематизацию и хранение данных о государственной регистрации субъектов хозяйствования;

взаимодействие с республиканскими органами государственного управления и иными органами по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования, включая вопросы постановки на учет, регистрации в качестве плательщика, страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выдачи разрешений на право изготовления печатей, подтверждения факта их уничтожения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

ликвидацию (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования путем принятия соответствующих решений;

создание ликвидационной комиссии и назначение ее председателя или ликвидатора;

публикацию данных о ликвидированных (прекративших деятельность) в установленном порядке субъектах хозяйствования;

иные функции, связанные с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования.

Ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Для государственной регистрации предоставляются заявление и перечень необходимых документов установленных законодательством в зависимости от формы предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется регистрирующим органом в 20-дневный срок со дня подачи всех необходимых документов для государственной регистрации в регистрирующий орган.

Отказ в государственной регистрации предпринимателя по мотивам нецелесообразности его деятельности не допускается. Если в регистрации отказано с такой мотивировкой, то заявитель может обратиться в суд и восстановить свое нарушенное право.

Целью государственной регистрации является:

· осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования;

· проведения налогообложения в предпринимательстве;

· получения статистических сведений о сферах деятельности предпринимателей, в целях осуществления сбалансированности экономики;

· предоставления необходимой информации всем участникам хозяйственного оборота и государственным органам о субъектах хозяйственной деятельности.

Субъектами (участниками) регулируемых нормами права хозяйственных отношений являются граждане и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Эти отношения регулируются преимущественно гражданским, административным и финансовым законодательством.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Оно определяет правовое положение участников гражданского (хозяйственного) оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на интеллектуальную собственность, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.

Гражданское право использует помимо законодательных актов обычаи делового оборота, аналогии законов и аналогии права, что расширяет возможности формирования альтернативных правоотношений. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством. В случаях, когда отношения не могут быть урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применяемый к ним обычай делового оборота, используется закон, регулирующий сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Права и обязанности сторон в хозяйственных отношениях, регулируемых гражданским правом (гражданские права и обязанности), возникают:

  • из договоров и иных сделок, предусмотренных законом или не противоречащих ему;
  • из актов государственных органов власти и органов местного самоуправления, предусмотренных законом в качестве основания для возникновения таких прав;
  • из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
  • в результате приобретения имущества на законных основаниях;
  • в результате создания научной и (или) научно-технической продукции;
  • вследствие причинения вреда другому лицу;
  • вследствие неосновательного обогащения.

Защита гражданских прав (прав участников хозяйственных отношений) осуществляется путем:

  • признания права;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащиты прав;
  • присуждения к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещения убытков;
  • взыскания неустойки;
  • компенсации морального вреда;
  • прекращения или изменения правоотношений;
  • неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  • иными способами, предусмотренными законом.

Защиту нарушенных ил и оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел суд, арбитражный суд или третейский, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, - орган исполнительной власти и управления в административном порядке.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Дайте понятие механизма управления.
  • 2. Назовите основное условие эффективности механизма управления.
  • 3. Какие механизмы входят в состав комплексного механизма управления? По какому принципу формируются эти механизмы?
  • 4. Охарактеризуйте правовой механизм управления.
  • 5. Каким образом и почему правовые нормы влияют на изменение мотивов деятельности работников организации? Покажите это на примере.
  • 6. Что понимается под «плотностью мотивации»?
  • 7. Какое требование к правовой норме является обязательным при выборе правовых норм для формирования правоотношений?
  • 8. Почему отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер? Из норм каких отраслей права формируется хозяйственное право?
  • 9. Кто относится к субъектам (участникам) хозяйственных отношений?
  • 10. В каких случаях возникают права и обязанности участников хозяйственных отношений?
  • 11. Перечислите варианты возможной защиты гражданских прав.

Субъекты хозяйственных правоотношений - это прежде всего субъекты предпринимательской деятельности, которыми являются юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Среди юридических лиц здесь необходимо выделить коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, унитарные предприятия. Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, финансируемые собственником учреждения и др.) могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций. Для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них (ст. 46 ГК). Граждане признаются субъектами предпринимательской деятельности, а следовательно субъектами хозяйственных правоотношений, если они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Но они будут субъектами хозяйственных правоотношений и тогда, когда выступают учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют в отношении их полномочия на основании отношений собственности.

Деятельность внутренних структурных подразделений юридических лиц ограничивается рамками внутрихозяйственных отношений. Хозяйственное законодательство редко «вторгается» в эту сферу, оставляя ее для регулирования самими субъектами хозяйствования посредством локальных актов. Но в определенных случаях, предусмотренных законодательством, внутренние структурные подразделения могут вступать во внешние хозяйственные отношения, например, при предоставлении права заключать договоры, открытии счета в банке. Если отношения с участием внутренних структурных подразделений субъектов хозяйствования урегулированы нормами хозяйственного законодательства, эти структурные подразделения являются субъектами хозяйственных правоотношений.

Поскольку часть хозяйственных отношений связана с государственным регулированием или организацией хозяйственной деятельности, в хозяйственных правоотношениях участвуют органы управления - министерства и иные органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления.

В качестве субъектов хозяйственных правоотношений могут также выступать Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, скажем при поставках товаров, выполнении работ или оказании услуг для государственных нужд.

При определении объектов хозяйственных правоотношений необходимо исходить из положений ст. 128 ГК, где к объектам гражданских прав отнесены: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемая информация; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. По поводу всех этих объектов возникают и хозяйственные правоотношения. Но круг объектов хозяйственных правоотношений более широк, поскольку хозяйственные правоотношения возникают и в связи с государственным регулированием хозяйственной деятельности. В этом случае объектом хозяйственного правоотношения следует считать тот результат, на который направлены действия субъектов хозяйствования или органов управления, например устранение нарушений требований стандартов по предписанию органов Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

  • 7.Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
  • 8.Создание и гос регистрация субъектов предпринимательской деятельности.
  • 9. Понятие хозяйственных организаций. Учредительные документы хозяйственных организаций.
  • 14. Ооо и одо
  • 15. Представительства и филиалы. Дочерние и зависимые общества
  • 16.Производственные кооперативы (уставный фонд-400 евро min)
  • 17. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
  • 18.Некоммерческие организации
  • 24. Правовой режим уставного фонда (уф). Специальные фонды и резервы.
  • 25. Понятие, субъекты и объекты разгосударствления и приватизации гос. Собственности.
  • 26. Понятие и участники экономической несостоятельности.
  • 27. Процедуры банкротства.
  • 28. Органы управления в процедуре банкротства.
  • 29. Понятие и формы недобросовестной конкуренции и ответственность за нее.
  • 30. Понятие и виды монополистической деятельности. Виды ответственности за нарушение антимонопольного зак-ва.
  • 31. Понятие инвестиций и инвест-ой деят-ти. Суб-ты и об-ты инвест-ой деят-ти. Формы инв-ой деят-ти.
  • 32. Правовое положение иностр-ых инвестиций на территории рб.
  • 34. Порядок и способы закл-ия хоз.Дог-ов.
  • 35. Основ-я и порядок изм-я и расторж-ия хоз.Договора. Продление срока действия хоз.Дог. Толкование дог-ра.
  • 36. Понятие,источ-ки прав-го рег-ния дог-ра к-п. Виды дог-ра к-п.
  • 37.Содержание дог-ра к-п. Права, обяз-ти и отв-ть сторон дог-ра к-п.
  • 38.Понят.Дог.Розн.К-п.Эл-ты дог:предм.,стор.,форма и поряд.Закл-я,цена,срок.
  • 39. Содержание д-ра розничной купли-продажи. Права, обязанность и ответственность сторон д-ра р к-п. Законодательство о защите прав потребителей.
  • 40. Понятие и признаки договора поставки. Элементы договора поставки.
  • Договор поставки явл-ся двустор-им, возмездным и консенсуальным. Он относ-ся к дог-ам, широко распростр-ым в сфере мат.-технического снабжения и оптовой торговли.
  • Основными нормативными актами, регулирующими отношения по договору поставки являются:
  • 42. Понятие договора поставки для гос. Нужд. Форма и порядок заключения госконтракта на поставку товаров для гос. Нужд.
  • 43. Общая характеристика договора продажи предприятия.
  • 44. Понятие и правовая природа договора аренды. Элементы договора аренды.
  • 45. Содержание договора аренды. Права, обязанности и ответственность сторон.
  • 46.Понятие и признаки договора лизинга
  • 47. Понятие и виды договора подряда (дп).
  • 49. Содержание договора подряда (дп). Ответственность сторон по дп.
  • 50. Содержание договора строительного подряда (сп).Права, обязанности и ответственность сторон.
  • 51. Понятие договора займа. Элементы договора займа: стороны, предмет, форма, цена, срок, содержание. Ответственность заемщика.
  • 52. Понятие и содержание кредитного договора. Виды кредита.
  • 53. Понятие и содержание договора банковского счета. Виды счетов.
  • 56. Понятие и правовая природа договора поручения. Особенности коммерч. Представительства.
  • 57. Права, обязанности и ответственность сторон в договоре поручения.. Прекращение договора поручения..
  • 58.Понятие и правовая природа договора комиссии. Элементы договора комиссии.
  • 59. Содержание договора комиссии. Права, обязанности и ответственность сторон договора комиссии.
  • 60. Понятие и значение договора простого товарищества.
  • 62. Прекращение договора простого товарищества. Раздел имущества после прекращения договора простого товарищества.
  • 64. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
  • 66.Органы рассмотрения хоз.Споров. Система хоз.Судов рб.
  • 67.Понятие и виды хоз.Споров. Подведомственность дел хоз.Суду.
  • 68.Подсудность дел хозяйственному суду.Родовая и территориальная подсудность.
  • 69.Понятие, содержание и порядок предъявления иска в хоз.Суд.
  • 70.Права и обязанности сторон в процессе рассмотрения хоз.Споров
  • 71.Исп.Документы. Порядок предъявления иска к исполнению.Органы по исполнению.
  • III. Понятие и система хозяйственных правоотношений. Субъекты и объекты правоотношений

    Правоотношения - урегулированные нормами права обществ-е отношения соотв-щей отраслью права, имеющие особую юр. связь между их уч-ми и обеспеченной принудительной связью гос-ва.

    Правоотношения делятся на горизонтальные- отношения, складывающиеся между субъектами предприн. деят-сти; вертикальные – отношения, складывающиеся между субъектами предприним-ой деят-сти и соотв-ими органами гос.управления, регул-щими эту деят-ть разл-ми способами в различных формах.

    Структура правоотношений:

      Субъект - зарегистрированные субъекты хоз.деятельности.

      Непосредственным объектом хоз.правоотношений выступ-т фактич-е обществ-ые отнош-ия, возник-щие при осущ-лении предприним. деятельности. Опосредованным объектом хоз.правоотношений явл. оказание слуг, выпол-ие работ, пр-во прод-ии: вещи, деньги, цен. бум, результаты интеллект собств-сти, различные нематер-ые блага.

    ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ:

      Заключение договоров

      Вынесение судебных решений

      Принятие актов гос.органами

      Создание нового имущества

    IV. Государственное регулирование хоз.Деятельности

    Гос.регулирование - целенаправленная деят-ть соот-их законодательных и иных органов, которые посредством системы разл. форм, методов обеспечивает достижение поставленных целей и решение важнейших экон.,. соц. и др. задач в процессе регламентации хоз.отношений

    Государственное регулирование осуществляется через:

      систему определенных организационных структур (предикаты, комитеты,…)

      акты организационных структур

      систему распределения и перераспределения

      бюджет доходов между отраслями и регионами

      стимулирование. Дотации предприятий отрасли для обеспечения развития заданного направления

      систему контроля за соблюдением хоз.законадательства.

    Формы государственного регулирования:

      Прогнозирование - подготовка представлений (на бумажном носителе) о возможном развитии экономической и социальной сферы.

      Планирование - определение целей, задач, темпов, этапов, показателей, сроков достижения тех или иных результатов.

      Денежная политика - цены, каталоги, валютное регулирование

      Антимонопольное регулирование - обеспечивает условия для развития конкуренции, защиты прав потребителей.

    СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

      Административно - распределительный базируется на авторитете государственной власти, включает меры запрета, разрешения и предупреждения.

      Экономический - осуществляется через цены, налоги, финансовые средства.

    5. Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности

    Предпринимательство осуществляется:

    С образованием ЮЛ;

    Без образования ЮЛ- индивидуальное предпринимательство

    Организ-правовая форма- совок-ть имущ-ых,организационных отличий, способов формирования имущественной базы (УФ), особенности взаимодействия собственников учредителей, участников, а также ответственности друг перед другом и контрагентами

    Комерческие ЮЛ могут создаваться в организационно-правовых формах:

    Хоз обществ (ООО, ОДО, АО)

    Хоз товариществ(полные и коммандитные)

    Производственные кооперативы

    Унитарные предприятия

    Некоммерческие ЮЛ:

    Потребительские кооперативы

    Общественные и религиозные организации

    Благотворительные фонды

    Имущественные отличия проявляются в зависимости от того, на какой форме собственности или на базе какого вещного права осущетвляют свою деятельность

    В зависимости от объема прав на пользование имуществом различают:

    Обладающие правом собственности

    Обладающие правом оперативного управления

    Обладающие правом хозяйственного ведения (УП)

    Организационное отличие – особенность внутренней структуры в управлении хоз деятельности

    Ответственность. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность всем своим имуществом.

    Солидарная ответственность – все участники несут равную ответственность кроме общества с дополнительной ответственностью.

    В производственных кооперативах участники отвечают субсидиарно и рискуют своим паем.

    6.Права и обязанности предпринимателей. Ответственность предпринимателей, при осуществлении хозяйственной деятельности .

    Права и обязанности возникают:

    Из договоров, сделок; из актов гос. Органов и органов местного управления и самоуправления; вследствие принятия судебных решений; создания и приобретения имущества; причинения вреда др лицу; вследствие необоснованного обогащения (сокрытия прибыли, необоснованное увеличение цены)

    Обязанности предпринимателей:

    Обязанности перед государсвом; перед наемными работниками(заключение договоров, контрактов, выплата з/п); перед контрагентами; перед потребителями.

    Ответственность:

    Перед своими обязательствами;

    В сфере предпринимательской деятельности;

    Виды ответственности:

    Гражданско-правовая (штрафы, неустойка, пени)

    Уголовная (за экономические преступления)

    Административная

    "

    Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права общественные отношения, возникающие при осуществлении коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринима-телями предпринимательской деятельности, деятельности организационно-имущественного характера, создающей основу для будущей предпринимательской деятельности, а также при государ-ственном регулировании предпринимательской деятельности.

    Основанием возникновения, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений являются юридические факты. Юридические факты подразделяются на действия и события.

    Действия зависят от воли субъекта хозяйствования и бывают правомерные (например, заключение договора) и неправомерные (например, указания государственного органа с превышением компетенции). В связи с тем что нормами хозяйственного права регулируется прежде всего деятельность субъектов хозяйствования, юридическими фактами чаще всего выступают действия участников хозяйственного оборота.

    Можно выделить следующие виды правомерных действий:

    - акты-предписания (акты антимонопольных органов, запреты, предписания о прекращении нарушения);

    - акты-разрешения (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, лицензии);

    - акты-соглашения (договоры);

    - акты одностороннего характера (перевод на предоплату, аккреди-тивную форму расчетов, действия, связанные с исполнением обязательств).

    События как юридические факты не зависят от воли сторон и обычно являются правоизменяющими или правопрекращающими обстоятельства-ми (например, форс-мажорные обстоятельства вызывают невозможность исполнения договора, что влечет его прекращение или изменение).

    Юридические факты приобретают правовое значение только при наличии соответствующего нормативного правового акта.

    Юридический состав представляет собой совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей сторон. Например, для возникновения отношений по строительству объекта необходимо наличие отведенного земельного участка, проектно-сметной документации, разрешений соответствующих государственных органов, лицензии на осуществление деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений у подрядчика, договора строительного подряда.

    Обязательными элементами правоотношения, в том числе и хозяйственного, являются субъекты, объекты и содержание (права и обязанности сторон).

    В хозяйственном правоотношении в качестве субъектов участвуют коммерческие организации, некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, индивидуальные предприниматели, государство и его административно-территориальные единицы в лице соответствующих государственных органов, обладающих определенной компетенцией.

    Объектами хозяйственных правоотношений могут быть:

    Вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

    Работы и услуги;

    Охраняемая информация;

    Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность);

    Нематериальные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (например, право на товарный знак (знак обслуживания).

    В юридической литературе хозяйственные правоотношения классифицируются по различным основаниям.

    По конструкции, объектам и содержанию хозяйственные правоотношения можно классифицировать на:

    - абсолютные вещные правоотношения (отношения собственности). Здесь субъект, реализуя свое право, не корреспондирует ни с одним конкретным лицом;

    - абсолютно-относительные вещные правоотношения (отношения хозяйственного ведения, оперативного управления). Здесь субъект хозяйствования имеет абсолютные права на имущество, соотнося свои возможности только с собственником имущества, с которым он состоит в относительных правоотношениях. Объем прав субъекта хозяйствования на имущество в данном случае определяется собственником;

    - абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности . Для этих отношений характерно то, что они складываются по поводу ведения субъектом хозяйствования собственной хозяйственной деятельности. У данного субъекта отсутствуют конкретные обязанные лица, однако все другие субъекты хозяйствования должны считаться с правом ведения хозяйственной деятельности и не препятствовать ей. Данные отношения становятся относительными при возникновении препятствий к осуществлению хозяйственной деятельности. В частности, если субъект хозяйствования нарушает установленные правовые нормы, компетентные государственные органы могут потребовать прекращения неправомерных действий, применить определенные санкции и т.п.;

    - неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения . Складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности (товарный знак, знак обслуживания, информация, составляющая коммерческую тайну, и т.п.). Данные отношения являются абсолютными, поскольку никто, кроме субъекта, обладающим правом на неимущественное благо, не может без законных оснований пользоваться этим благом. При нарушении данных прав у потерпевшего субъекта хозяйствования возникает право на защиту своих интересов, возмещение убытков и отношение трансформируется из неимущественного абсолютного в имущественное относительное;

    - относительные обязательственные хозяйственные правоотношения . В данном случае один из участников правоотношения вправе требовать от другого участника совершения соответствующих действий. Обязанное лицо должно их исполнить: передать имущество, выполнить работы, оказать услуги.

    Последнюю группу хозяйственных правоотношений называют «хозяйственные обязательства» . Они подразделяются на четыре вида:

    Хозяйственно-управленческие;

    Оперативно-хозяйственные;

    Территориально-хозяйственные;

    Внутрихозяйственные.

    Хозяйственно-управленческие обязательства представляют собой отношения по вертикали и возникают между органом, обладающим властными полномочиями, и подчиненным субъектом хозяйствования. Данные отношения порождаются актами государственных органов (например, решение антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) субъекта хозяйствования).

    Оперативно-хозяйственные обязательства являются отношениями по горизонтали и возникают между равноправными субъектами хозяйствования в силу договоров. Подобные отношения имеют товарно-денежный характер.

    Территориально-хозяйственные обязательства представляют собой отношения по горизонтали на макроуровне, поскольку возникают между:

    Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами;

    Административно-территориальными единицами;

    Республикой Беларусь (административно-территориальными единицами) и субъектами хозяйствования.

    Целью исполнения данных обязательств является прежде всего комплексное и эффективное развитие хозяйства и социально-культурной сферы. Основанием возникновения этих обязательств служит договор, а в случаях, прямо предусмотренных законом, - акт органа власти (управления). Территориально-хозяйственные обязательства не всегда имеют товарно-денежную форму, но всегда носят стоимостной характер. В качестве примера можно привести отношения по реализации программ поддержки предпринимательства, поставке товаров для государственных нужд, инвестиционные проекты и т.п.

    Внутрихозяйственные обязательства возникают между подразделениями субъектов хозяйствования (по горизонтали), а также между подразделениями и самим субъектом хозяйствования (по вертикали) в силу локальных нормативных правовых актов (например, отношения между филиалами (представительствами) и головным субъектом хозяйствования).

    Эти обязательства, как правило, не имеют товарно-денежной формы (не используются расчеты и банковские счета), реализуются с помощью средств бухгалтерского учета, охватывающих перемещение ценностей, выполнение работ, оказание услуг внутри организации.