Камеры на среднюю скорость законно ли. В госдуме начали бороться с незаконными штрафами с камер за превышение скорости. Штраф за среднюю скорость

В Москве камеры фиксации нарушений ПДД начнут отслеживать превышение средней скорости движения через две недели. Комплексы «Автодория» уже монтируют на нескольких участках. Как разъяснили корреспонденту сайт в ЦОДД Москвы, в ближайшее время заработают камеры фотофиксации, расположенные на Волоколамском и Ленинградское шоссе (Химки и Шереметьевское шоссе), Алабяно-Балтийском тоннеле, на внешнем кольце МКАД (в районе Лосиного острова).

«Первая камера фиксирует номер автомобиля и время проезда. Вторая камера фиксирует те же самые параметры, но после этого программный комплекс начинает расчет. Например, если стоит ограничение 60 км/час, то нам известно, за какое время можно проехать данный участок дороги. Если автомобиль проехал его быстрее, значит, где-то он превысил скорость. Тогда программный комплекс делит расстояние на время проезда и получает среднюю скорость движения по контролируемому участку. Напомним, в настоящее время водители при превышении установленной скорости на 10–20 км/ч не привлекаются к административной ответственности. Основные правила по штрафам за превышение скорости находятся в компетенции ГИБДД..

Новые камеры начнут высылать штрафы не сразу. Первое время система будет работать в тестовом режиме, до одобрения департамента транспорта. Информация о превышении средней скорости будет отправляться на сервер ЦОДД, который будет фиксировать нарушение и отправлять протокол на подпись инспекторам ГИБДД. Штрафы будут рассчитываться из существующих норм - превышение на 20-40 км/ч наказывается квитанцией в 500 рублей, превышение на 40-60 км/ч обойдется уже в 1-1,5 тысячи рублей, превышение на 60-80 км/ч - штраф 2-2,5 тысячи рублей, а превышение на 80 км/ч наказывается штрафом в 5 тысяч рублей.

«Если эксперимент будет признан успешным, то с 1 января 2015 года камеры фиксации будут работать в полном объеме», - рассказал в ЦОДД.

Нарушение фиксируется, если средняя скорость водителя окажется выше максимально разрешенной на отрезке пути.

Комплексы «Автодория», фиксирующие среднюю скорость, уже два месяца работают в Подмосковье. Всего в Московской области 49 зон с такими камерами, но ГИБДД региона согласовала адреса только по части из них, реально работают и законно высылают штрафы сейчас не больше пяти комплексов. Задержка с введением в полную работу новых камер связана с бюрократическими вопросами, решить которые власти региона хотят до конца года. Кроме Подмосковья, камеры «Автодория» тестируют 17 регионов страны.

«Главное отличие от камер «Стрелка» в том, что «Автодория» измеряет скорость на определенном участке, как правило, в несколько километров (две камеры). Комплекс с помощью ГЛОНАСС вычисляет время, за которое автомобиль проехал контролируемый двумя камерами участок и делит его на расстояние. Нарушение фиксируется, если средняя скорость водителя окажется выше максимально разрешенной на данном участке. В Москве камеры «Автодория» начали устанавливает еще в 2013 году, их гораздо больше, чем два комплекса. Однако не все из них выявляют штрафы..


При этом Москва не закупает комплексы, а платит за услугу предоставления данных. «Это снимает с города головную боль по обслуживанию и ремонту камер. Нижняя планка оплаты за одну камеру составляет 30-40 тысяч рублей в месяц. На участке ставят два прибора (то есть уже 60-80 тысяч рублей), но цена еще зависит от подрядной организации региона, которая монтирует и обслуживает камеры. Первые комплексы «Автодория» появились в Татарстане, сейчас в этом регионе их 230, из них 104 выписывают штрафы. За первое полугодие 2014 года на участках, где установлены камеры «Автодория» смертность в ДТП упала на 56%, а аварийность снизилась на 15,6%», - говорит Юсупов.

Главный аргумент нарушителей, оспаривающих штрафы, - отсутствие в КоАП понятия «средняя скорость».

В боевом режиме подобные комплексы работают в 8 регионах, в том числе в Ингушетии, Самарской, Пензенской и Ульяновской областях. И в каждом регионе как минимум один автомобилист, по словам Юсупова, пытался оспорить штраф за превышение средней скорости в суде. «Как только внедряем в работу, сразу кто-то идет в суд. Но с юридической точки зрения все чисто. Есть решение специальной комиссии МВД, которая постановила, что выявление правонарушений посредством камер «Автодория» является основанием для вынесения решения о выписке штрафа. Решение комиссии не требует внесения изменений в КоАП. Суды всегда встают на сторону ГИБДД», - пояснил Юсупов.

Главный аргумент нарушителей, оспаривающих штрафы, - отсутствие в КоАП понятия «средняя скорость». Но суды рассматривают такие штрафы как превышение максимальной скорости на конкретном участке, а такое понятие в кодексе уже есть. «Автодория» измеряет именно максимальную скорость, которую развивает автомобиль на определенных участках и сопоставляет ее с пройденным расстоянием и временем. В Татарстане, например, работой этих камер удовлетворены и подключили их к наблюдению за автобусными полосами. Система распознает как движущиеся, так и припаркованные автомобили на полосах для общественного транспорта.

Водители привыкли, что перед обычной камерой можно сбросить скорость, а потом снова лететь.

Проректор МАДИ Павел Поспелов считает, что такие камеры - ожидаемое нововведение. «Водители привыкли, что перед обычной камерой можно сбросить скорость, а потом снова лететь. В Москве устанавливать комплексы «Автодория» на загруженных трассах нет смысла, потому что основная аварийность отмечается там, где водители ездят с высокой скоростью. Это вылетные магистрали, МКАД, длинные шоссе. Если будут стоять две камеры на больших перегонах и будут высчитывать среднюю скорость, то водители будут снижать свою скорость. Московские серверы, конечно, не справятся с работой всех существующих в городе камер. Но это и не нужно. Одновременное обслуживание необязательно, можно вводить участками. Водители не знают, какие участки в данный момент работают, а какие нет, и каждый думает, что на его маршруте камеры работают, поэтому и боится превышать скорость», - говорит Поспелов.

Позитивный момент в установке новых камер усмотрел и руководитель экспертоного центра Probok.net Александр Шумский. «Эта система технически очень проста. Ленинградка вполне подходит для эксперимента и теста, это скоростная трасса по ночам. Необходимо только пояснить, на благо чего мы работаем. Если на благо предупреждения нарушений, то перед каждой такой камерой должен стоять предупреждающий знак, а в Москве такие знаки ставить не любят. Власти также перед введением нового штрафа должны предупредить об этом горожан. «Стрелка» как камера фиксации правонарушения, конечно, не совершенна, но пока рано говорить, что «Автодория» сильно лучше. Интересно как они проявят себя в эксплуатации, например, по ночам, когда сложнее всего считывать номерные знаки автомобилей», - задается вопросом эксперт.

В Европе камеры считывания средней скорости используют недавно и относительно редко, правда, вовсе не из-за технических изъянов. В Финляндии, например, первые «средние» камеры начали устанавливать в августе 2010 года. Франция установила такие комплексы в январе 2011 года. Но в большинстве стран Евросоюза подобные камеры запрещены как нарушающие личную свободу граждан на тайну передвижения. Например, в Германии камеры средней скорости выпускаются на экспорт, но не используются как раз из-за такой законодательной нормы.

Екатерина Рзянина
Фото: simicon.ru

Генпрокуратура России проверит законность штрафов, которые собирают благодаря автоматическим комплексам «Автодория». Депутаты Госдумы указывают, что Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает взыскания за превышение средней скорости движения.

Штрафы за превышение скорости, которые фиксируются «Автодорией», могут оказаться вне закона. Об этом пишет «Газета.ru» со ссылкой на депутата.

Ярослав Нилов, депутат Госдумы РФ:

В ряде регионов автомобилистам выписывают штрафы за так называемое движение со средней скоростью. Но это некорректные расчеты, ведь формально на контролируемом такими специальными камерами участке дороги водитель может, например, превысить скорость и на 60 км/ч и в то же время часть пути, наоборот, ехать медленнее, чем разрешено. Наказание у нас предусмотрено за конкретное превышение на ту или иную величину.

Принцип работы «Автодории» отличается от обычных камер автоматической фиксации нарушений. На контролируемом участке устанавливаются две камеры, которые определяют координаты, госномер автомобиля и время проезда отрезка дороги. Затем длина пройденного пути делится на время и высчитывается средняя скорость. И если она превышена - водителю приходит штраф.

Эксперты, опрошенные изданием, отмечают, что, несмотря на эффективность таких дорожных комплексов, необходимо менять законодательство. «С точки зрения буквалистики привлекать нарушителей по действующему КоАП за превышение средней скорости нельзя, - говорит эксперт по фотовидеофиксации Сергей Ласкин. - И это не проблема комплексов, а проблема законодателей».

Глава «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин напомнил, что «нарушение должно быть конкретным, с указанием точного времени и места».

«Хитрые камеры» смонтированы также на дорогах Москвы, Подмосковья, Самарской, Челябинской и Калининградской областей, Татарстана - всего в 11 регионах.

Ответ: Уважаемый Александр, система «Автодория» - аппаратно-программный комплекс, предназначенный для определения скоростного режима транспортных средств через измерение времени, за которое транспортное средство преодолело расстояние. Система имеет сертификацию Госстандарта с целью утверждения типа средства измерений и имеет свидетельство RU.C.28.002.A №46823, per. № 50167-12.

Требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении установлены положениями статьи 29.10 КоАП РФ. В соответствии с п. 4 ч. 1 указанной статьи в постановлении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Закон при этом не вводит каких-либо конкретных ограничений или процедур, предписывающих в качестве таких обстоятельств указывать место совершения правонарушения в виде конкретной географической координаты (точки) и определять астрономическое время совершения (момент) правонарушения.

В статье 28.1 КоАП РФ перечислены все поводы к возбуждению дела об административном правонарушении. При этом непосредственность обнаружения соответствующими должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие правонарушения, как представляется, не может рассматриваться в качестве обоснования указания при рассмотрении дела абсолютного места и времени совершения административного правонарушения.

Нормы, предписывающие необходимость такого указания, в законодательстве об административных правонарушениях отсутствуют.

Действующее законодательство об административных правонарушениях - ст. 12.9 КоАП РФ - не содержит указания на технологические особенности определения скорости движения транспортного средства.

В соответствии с положениями раздела 10 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения. Представляется, что данное положение определяет поведение водителя транспортного средства как в каждый конкретный момент времени, так и на протяжении всего периода движения транспортного средства.

Конструкция правовой нормы, устанавливающей административную ответственность за превышение установленной скорости движения, такова, что обуславливает оценку измеренного значения скорости движения по отношению к установленным предельным нормативам скорости. При этом законодатель не вводит каких-либо предписаний относительно принципов, методов, технологий измерения скорости движения.

Таким образом, административными правонарушениями по смыслу положений КоАП РФ (статья 2.1) равным образом будут являться как движение транспортного средства со скоростью, значение которой превышает установленный предельный норматив, в конкретный момент времени (далее - мгновенная скорость), так и движение транспортного средства со сверхнормативной скоростью на определенном участке дороги на протяжении определенного периода времени.

Необходимо учитывать, что измерение так называемой мгновенной скорости на практике есть результат измерения средней скорости движения на пренебрежительно малом участке пути в пренебрежительно малый период времени.

С учетом того обстоятельства, что законодатель не конкретизировал физические величины и методы измерений при определении скорости движения транспортных средств для целей законодательства об административных правонарушениях, изложенный подход к пониманию сути законодательства об административных правонарушениях представляется обоснованным в контексте взаимосвязанных положений Правил дорожного движения Российской Федерации.

То обстоятельство, что лицо, двигаясь на транспортном средстве с различной сверхнормативной скоростью на протяжении периода времени, фактически совершает на данном участке дороги несколько различных правонарушений (предусмотренных разными частями ст. 12.9 КоАП РФ), не исключает ответственности виновного лица за совершение конкретного правонарушения, событие которого доказано.

В ситуации, когда на участке дороги скорость движения транспортного средства изменяется с минимальной до максимальной, значение измеренной средней скорости хотя бы единожды будет точно соответствовать значению мгновенной скорости движения транспортного средства на данном участке дороги в измеренный промежуток времени. Так, при условии, что половину измеряемого пути от начальной точки транспортное средство проходит, например, со скоростью 60 км/ч., а вторую половину пути до конечной точки - со скоростью, например, 100 км/ч., значение средней скорости движения на данном участке составит 80 км/ч. При этом очевидно, что на данном участке дороги с таким значением скорости, тождественным значению средней скорости, транспортное средство будет двигаться в установленный промежуток времени хотя бы единожды, развивая скорость с минимальных 60 до максимальных 100 км/ч.

Таким образом, факт совершения конкретного административного правонарушения, предусмотренного соответствующей частью ст. 12.9 КоАП РФ на конкретном участке дороги в конкретный период времени будет объективно доказан. Процессуальные положения законодательства об административных правонарушениях при этом в полной мере соблюдаются.

В то же время необходимо учитывать, что согласно ст. 2.6 прим. 1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники транспортных средств.

В соответствии с примечанием к части 3 статьи 1.5 КоАП РФ в случае фиксации работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, обязанность по доказыванию своей невиновности лежит на собственнике транспортного средства. Собственник транспортного средства освобождается от административной ответственности, если будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или пользовании другого лица.

Основной задачей государственного надзора в области дорожного движения и законодательства об административных правонарушениях является, как представляется, не столько максимизация количества выявленных нарушений правил, стандартов, иных норм, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения, сколько создание благоприятной среды для всех участников дорожного движения путем создания стимулирующих условий к соблюдению Правил дорожного движения Российской Федерации и, соответственно, путем предупреждения административных правонарушений.

Система позволяет достичь указанных целей в части соблюдения водителями транспортных средств установленной скорости движения, стимулируя законопослушное поведение не эпизодически, а на протяжении всего процесса движения на конкретном участке автомобильной дороги.

О том, что такие штрафы за превышение скорости могут оказаться вне закона, «Газете.Ru» рассказал председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав .

«В ряде регионов автомобилистам выписывают штрафы за так называемое движение со средней скоростью, — говорит Нилов. — Но это некорректные расчеты, ведь формально на контролируемом такими специальными камерами участке дороги водитель может, например, превысить скорость и на 60 км/ч и в то же время часть пути, наоборот, ехать медленнее, чем разрешено. Наказание у нас предусмотрено за конкретное превышение на ту или иную величину. Поэтому те статьи, по которым водителей штрафуют, применяются неверно: в КоАП РФ такого понятия, как средняя скорость, вообще нет».

Парламентарий намерен с участием юристов разобраться в проблеме и на этой неделе направить депутатский запрос в прокуратуру и с просьбой дать правовую оценку такой практике.

Нилов также отметил, что уже с учетом позиции ведомств будет понятно, необходимо ли вносить поправки в КоАП, чтобы легализовать такие штрафы.

Отметим, что среднюю скорость движения транспортных средств на российских дорогах измеряют с помощью автоматических комплексов «Автодория», которые производит компания из Татарстана. Такие рубежи контроля соблюдения скоростного режима начали появляться на дорогах около четырех лет назад и сейчас установлены уже в нескольких регионах, например в Москве, Подмосковье, Самарской, Челябинской и Калининградской областях, Татарстане — всего в 11 регионах. Кроме того, «Автодория» планирует внедрить свои комплексы еще в семи регионах, например в Санкт-Петербурге и Крыму.

В отличие от более распространенных в России комплексов, которые фиксируют мгновенную скорость движения транспортного средства, «Автодория» замеряет время проезда по участку дороги. Так, два комплекса устанавливаются на участке дороги, при этом расстояние между камерами может быть от 250 м до 10 км. Каждая камера фиксирует госномер проезжающего транспортного средства, время проезда и координаты. Затем эти данные поступают на сервер, после чего вычисляется средняя скорость движения машины, с которой было преодолено расстояние между точками. После этого автовладелец получает штраф по ст. 12.9 КоАП РФ, по которой также штрафуют за мгновенно зафиксированное превышение скорости.
В самой «Автодории» проблем с привлечением автовладельцев к административной ответственности по материалам, полученным таким способом, не видят и отмечают , что еще в феврале 2013 года правительственная комиссия по безопасности дорожного движения решила, что для применения системы в промышленной эксплуатации необходимости внесения поправок в КоАП РФ нет.

Эксперты отмечают, что, несмотря на эффективность таких дорожных комплексов, менять законодательство все же надо.

«С точки зрения буквалистики привлекать нарушителей по действующему КоАП за превышение средней скорости нельзя, — говорит «Газете.Ru» эксперт по фотовидеофиксации Сергей Ласкин. — И это не проблема комплексов, а проблема законодателей. Не понимаю, почему до сих пор не внесли необходимые поправки. В других странах, например в Шотландии и Великобритании, тоже штрафуют за среднюю скорость, но там это прописано в законах».

При этом собеседник уверен, что замер средней скорости — наиболее правильный и эффективный инструмент контроля за соблюдением водителями скоростного режима.

«Это единственный верный способ фиксации нарушений. Работающие по другому принципу дорожные комплексы вызывают много вопросов, в том числе и в контексте аварийности.

Даже на трассе перед камерами многие водители начинают резко тормозить, чуть ли не до 60 км/ч, создавая аварийные ситуации. Кроме того, комплексы, меряющие среднюю скорость, и стоят значительно дешевле обычных, и погрешность у них нулевая», — говорит Ласкин.

Глава «Движения автомобилистов России» Виктор уверен, что штрафы автовладельцам за слишком высокую среднюю скорость незаконны. «Нарушение должно быть конкретно, с указанием точного времени и места, — поясняет Похмелкин «Газете.Ru». — Некий средний ориентир — серьезное отклонение от требований закона.

Такие постановления должны обжаловаться, но массово автовладельцы это не делают: все знают, что судьи не встают на сторону водителей».

Собеседник отмечает, что ситуацию не исправит даже внесение в КоАП поправок, уточняющих ответственность за превышение средней скорости. «А потом, представьте, еще в Уголовный кодекс введут ответственность за какое-нибудь среднее преступление», — говорит он.

Случилось тут очередное интернет перевозбуждение. В Подмосковье начали штрафовать за превышение средней скорости на участке дороги.

Как видно об этом отчиталась ГКУ "ЦБДДМО" . Кстати, эксперименты с "Автодорией" в Подмосковье начались давно - еще на М5, но после комплексы демонтировали, т.к. не оформили на них разрешительную документацию. И вот опять поставили.

Отмечу, что в славном Татарстане эти устройства во всю работают уже давно и активно штрафуют граждан.

Естественно, с новостью о введениях контроля тут же появились вопли, что мол незаконно и все такое. Но не будем пустословить и разберем ситуацию на реальном примере. Поверхностно, без глубокого копания как в технику, так и в юриспруденцию.

В городах РФ установлен следующий скоростной режим:
Пункт ПДД РФ. 10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

Что это значит? А то, что скорость не может быть превышена ни на километр - иначе нарушение пункта правил.
А если нарушил, что происходит? Ответственность, разумеется - заглянем в КоАП РФ:

Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения
1. Утратил силу с 1 сентября 2013 года.
2. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час - влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
3. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
4. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
5. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев.

Тем самым у нас есть целых четыре градации нарушения скоростного режима, 20-40, 40-60, 60-80 и более 80.

Если скорость меряется привычным средством - точечным излучателем, то оная определяется однозначно - такая-то, например 85 км.ч, ответственность наступает по ч.2 статьи 12.9.

А если использовать контроль скорости на участке в 500 метров? По какой статье штрафовать собственника ТС, если автомобиль двигался со средней скоростью 85 км/ч? Он мог развить как 160 км ч, так и теже 85, двигаясь равномерно.

Как видим наступает неопредленность. А "Право" наука хоть и гуманитарная, допускающая неточности, но тем не менее подверженная логике закона. А статья 12.9 КоАП РФ требует конкретной скорости превышения, чтобы применить определенную ответственность.

Тем самым привлечение к ответственности лица, развившего 160 км-ч на участке с допустимой скоростью 60, по недолжной статье - явно несправедливо, да и незаконно.

Для обрадовавшихся, что можно будет так просто обжаловать штрафы от автодории, сообщу, что п. 4. ст. 1.5. того же КоАП помешает выйти сухим из воды:
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Если бы я был судьей, то с невозмутимым видом парировал, что сомнения в скорости 160 км-ч есть, а скорости 85 - нет, привлекаем по ч. 2 ст. 12.9.