Деятельность лиц замещающих государственные должности рф регулируется. Государственные должностные лица. Категории должностей государственной гражданской службы

Государственная служба всегда проходит на государственных должностях .

Понятие государственной должности:

Это организационно-юридически обособленная часть государственного аппарата , в которой сосредоточены элементы компетенции государственного органа. Предназначение государственной должности: персонализация прав и обязанностей государственного органа.

- элементарная и первичная часть любой государственной организации .

Существуют следующие аспекты государственной должности:

1.правовой - должность представляет собой совокупность прав и обязанностей, возлагаемых на лицо, замещающее эту должность, которые являются частью компетенции ГО.

ГД более стабильна, чем гос. служащий.

2.организационный - государственная должность представляет собой часть структуры государственного аппарата (как правило, органа), является первичной базовой ячейкой ГО. (например, департамент - отделы - должности)

3.средство управленческого воздействия - позволяет подчинить одно лицо другому.

Государственная служба отличается от других должностей (в предприятиях…) тем, что:

1.Существует в структуре ГО или строевого подразделения

2.Связана с реализацией государственно-властных полномочий

3.Финансируется из средств бюджетов

4.Закрепляется в нормативных актах (от Конституции РФ до актов органов исполнительной власти субъектов РФ)

Все государственные должности делятся на 2 вида:

1.«Государственные должности РФ и государственные должности субъекта РФ» - установленные Конституцией РФ или Уставами (Конституциями субъектов РФ), предназначены для непосредственного осуществления полномочий государственных органов РФ или субъекта РФ («судебно-политические»).

Их деятельность не регулируется законодательством о государственной службе. К лицам, замещающим государственные должности РФ: (не государственные служащие)

Президент, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации

Члены Центральной избирательной комиссии

Аудиторы Счётной палаты

Федеральные судьи

Федеральные министры

Уполномоченные по правам человека

Перечень утв. Указом от 11.01.95 г. «О государственных должностях РФ»

Полномочия органа осуществляет должное лицо (районный судья), по идее, аппарат не нужен, создаётся для удобства.

2.Государственные должности государственной службы (должности государственной службы)

1)должности федеральной государственной гражданской службы (ФГГС),

2)государственной гражданской службы субъектов (ГГСС)

3)воинские должности

4)должности правоохранительной службы

Ст. 9 ФЗ «О системе гос. службы в РФ» регламентирует создание единого реестра должностей ФГС. Он должен состоять из 3х частей:

1)для федеральной государственной гражданской службы - единственный реестр, который существует реально, утвержден Указом Президента от 31.12.05 «Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы».

2)для военной службы

3)для правоохранительной

В субъектах также имеется реестр должностей государственной гражданской службы.

Признаки должностей государственной службы:

1.должность - это низовая элементарная часть в структуре государственного органа (в отличие от Государственной Думы РФ и субъекта - составляют орган - Правительство, центральный элемент - министр в министерстве)

2.представляет совокупность прав и обязанностей (должен быть принят Должностной регламент - акт, который утверждается руководителем органа, содержит исчерпывающее описание всех полномочий, закрепляемых за соответствующей должностью, мер ответственности и контроля, которые могут быть применены к лицам, замещающим соответствующую должность).

3.должность учреждается гос органом (смотри Указ Президента «О реестре должностей ГГС» - он закрепляет только типовые виды должностей, например - «начальник отдела в ТО ФС». Количество должностей закрепляет руководитель органа, но не может создать такие должности, которые предусмотрены в Указе).

4.Государственная должность предназначена для осуществления функций государственного - лица должны быть гос. служащими, а не работниками.

5.замещается одним лицом на основе правоприменительного акта (приказ о приёме на службу). На 1 государственную должность - 1 государственный служащий.

6.имеет определённое название и должна быть включена в структуру должностей, предусмотренную соотв. Реестром - федеральным либо субъектов.

7.финансируется из государственного бюджета.

Количество должностей в ГО определяется исходя из утверждаемой штатной численности, определяется в штатном расписании, которое, в свою очередь, утверждаетсяся руководителем Органа.

Физическое лицо, замещающее государственную должность, мы можем именовать должностным лицом.

Признаки должностного лица:

1.возможность самостоятельно принимать юридически значимые решения, начиная от принятия нормативного акта до вынесения предписания физическому, юридическому лицу.

2.наличие организационно-распорядительных полномочий: распределяются обязанности между замами, подчинёнными, исполняются поручения руководителя.

3.есть возможность наличия полномочий по применению мер принуждения: по привлечению к ответственности (составление протоколов), по применению непосредственного, в т. ч. физического принуждения. Лица, не замещающие государственные должности, не имеют права этого делать (кондуктор МП Транспорта должен пригласить представителя милиции общественной безопасности).

Должность - низовой элемент структуры органа или организации , наделенной компетенцией в объеме, предназначенном для реализации одним лицом.

Проблемы правового регулирования статуса лиц, замещающих государственные и муниципальные должности (Панкова О.Б.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

Изучение законодательства субъектов Федерации и практики высших судебных инстанций РФ свидетельствует о наличии неопределенности (пробелов, коллизий и т.д.) в вопросе о правовом статусе (в том числе социальных гарантий) лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации, а также муниципальные должности муниципальных образований, расположенных в границах субъектов Федерации.

Так, под государственными должностями субъектов Федерации понимаются должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

В силу положений п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации, указанным Федеральным законом не регулируется (не регламентируется она и Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" государственным должностям субъектов Федерации посвящена лишь ст. 2.1, п. 1 которой определено, что перечень типовых государственных должностей субъектов Федерации утверждается Президентом РФ. Такой перечень утвержден Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 г. N 1381 "О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации".

Под лицами, замещающими муниципальные должности, понимаются: депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. На основании ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Федерации.

Часть 2 ст. 1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" исключает депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований из предмета своего регулирования, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Согласно ст. 172 Трудового кодекса РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц. Органы государственной власти субъектов Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти (ч. 2 ст. 6 ТК). При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Федерации.

На территории Дальневосточного федерального округа во всех субъектах Федерации действуют законы о статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности, и гарантиях осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления. Согласно их положениям лицам этой категории повсеместно гарантировалось обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период замещения ими государственной или муниципальной должности; в случае освобождения от замещаемой должности и выхода на пенсию за счет средств бюджета предусматривались единовременные и постоянные денежные выплаты в различных размерах, также предусматривались различные дополнительные отпуска и т.д.

Между тем, как уже указывалось, федеральное законодательство непосредственно не предусматривает для этой категории работников подобного рода гарантий, что не раз было предметом исследования Верховного Суда РФ по делам об оспаривании и признании противоречащими федеральному законодательству законов субъектов Федерации о статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные и муниципальные должности.

Ввиду отсутствия четкого правового регулирования исследуемых отношений Верховный Суд по делам о соответствии (несоответствии) положений региональных законов требованиям актов, имеющих большую юридическую силу, применял положения ТК.

Так, Верховный Суд, основываясь на системном анализе положений трудового законодательства, неоднократно подчеркивал следующее.

Федеральным законом не предусмотрено, что на лиц, замещающих государственные и муниципальные (в том числе выборные) должности, не распространяются нормы трудового права, в частности, по вопросам порядка и оснований установления гарантий. Исходя из положений ст. ст. 164, 165 и 172 ТК соответствующие гарантии могут быть предоставлены исключительно на период выполнения полномочий, какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от должностного положения, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2012 г. N 42-АПГ12-2 и многие другие).

Между тем Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 5 апреля 2013 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Архангельского областного Собрания депутатов" (далее - Постановление Конституционного Суда РФ N 7-П) признал положения ТК не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не исключают право субъекта Федерации - при соблюдении требований Конституции РФ и федерального законодательства - устанавливать законом субъекта Федерации единовременную денежную выплату депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, при прекращении их полномочий.

При этом вопрос о законности установления аналогичной гарантии иным лицам, замещающим государственные и муниципальные должности субъектов Федерации, имеющим схожую с депутатами региональных парламентов правовую природу, остался неразрешенным. Кроме того, отдельные выводы Конституционного Суда, носящие системообразующий характер, могут быть экстраполированы и на иные гарантии лиц этой категории. Федеральное же законодательство в полной мере ответы на указанные вопросы не дает.

Природа судебной власти делает невозможным выполнение ее функций в условиях правового вакуума. Поиск нормативной опоры для судебного решения с неизбежностью приводит ее к использованию в этом случае норм трудового законодательства. Проблема заключается в том, что суд "подбирает" нормы, необходимые ему для разрешения конкретного дела (конкретного вопроса).

Следуя логике права, исходя из трудовой природы исследуемого правоотношения, к другим его элементам также необходимо применять трудовые нормы (ведь специальных норм, регулирующих статус таких лиц, до сих пор нет).

Какие положения трудового законодательства уместно применить работодателю (если вообще можно назвать таковым термином законодательный орган субъекта по отношению к депутату, работающему на постоянной основе) к депутату в случае нарушения им трудовой дисциплины, в иной ситуации?

Верховный Суд РФ в Определении от 5 февраля 2014 г. N 74-АПГ13-37, вынесенном по делу о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2010 г. 865-3 N 631-1У "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики, республиканский закон) отказал заместителю прокурора Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявления в следующей части.

Статьей 1 Закона Республики в качестве гарантий указанным категориям лиц, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, названы: право на своевременное и в полном объеме получение денежного вознаграждения, определенного с учетом должностных окладов, надбавок и других выплат, и ежемесячного денежного поощрения; пособия и компенсации при прекращении полномочий; обязательное государственное страхование; пенсионное обеспечение за выслугу лет; возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, а также с повышением квалификации. Статьей 2 республиканского закона предусмотрено предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день и за работу в условиях Крайнего Севера. Частью 2 этой же статьи закреплено, что ежегодный дополнительный отпуск, продолжительность которого устанавливается муниципальным правовым актом, предоставляется сверх ежегодного оплачиваемого отпуска и суммируется с ним. Помимо этого, выплачивается компенсация в размере назначенного денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения до устройства на новое место работы в случаях: окончания срока полномочий; неизбрания на новый срок соответственно депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления; досрочного прекращения полномочий.

Кроме того, Законом Республики Саха (Якутия) определены гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, исполняющего свои полномочия на непрофессиональной основе.

Удовлетворяя заявление о признании недействующими отдельных положений республиканского закона, Верховный суд Республики Саха (Якутия) исходил из вывода о том, что оспариваемое нормативное правовое регулирование принято с превышением полномочий, предоставленных субъекту Федерации.

Сославшись на ч. ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, абз. 4 п. 1 ст. 9, п. п. 1 и 2 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, суд указал, что субъект Федерации не вправе определять размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, устанавливать гарантии осуществления их деятельности, поскольку эти полномочия принадлежат органам местного самоуправления и осуществляются ими самостоятельно за счет средств местного бюджета. Субъект Федерации вправе определять порядок установления и исполнения лишь тех расходных обязательств муниципальных образований, которые подлежат исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Федерации (абз. 6 ч. 1 ст. 8 БК РФ).

Руководствуясь ч. 2 ст. 6 ТК, суд отметил возможность принятия органами государственной власти субъектов Федерации нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лишь по вопросам, не отнесенным ч. 1 ст. 6 ТК к компетенции федеральных органов государственной власти. Суд счел, что вопросы, связанные с продолжительностью ежегодных основных и дополнительных отпусков, а также с предоставлением гарантий и компенсаций, о которых возник спор, составляют предмет ведения федеральных органов государственной власти и иным образом урегулированы ст. ст. 115, 119, 170, 321 ТК.

Верховный суд посчитал эти выводы суда ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.

Статьей 6 Федерального закона N 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации отнесено правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Федерации в случаях и порядке, которые установлены этим Законом. В силу ст. 40 этого же Федерального закона депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Таким образом, делает вывод Верховный Суд РФ, субъектам Федерации не только не запрещается, но и предписывается осуществление правового регулирования по указанному вопросу. Аналогичные правовые предписания приведены в п. 4 ст. 86 БК. В п. п. 1 и 2 этой же статьи БК отражено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Таким образом, оспариваемое регулирование не нарушает полномочия органов местного самоуправления на закрепление своими уставами размеров и условий оплаты труда, а также гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и не противоречит взаимосвязанным положениям Федерального закона N 131-ФЗ и БК.

Что касается положений ст. ст. 1 и 172 ТК, то они направлены на регулирование иных отношений и не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 27 июня 2013 г. N 15-П по делу о проверке конституционности положений ч. ч. 3 и 10 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ и п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК. В названном судебном акте обращено внимание на то, что реализация полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления основана на мандате, полученном в установленном законом порядке. Выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, правовая природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности. Следовательно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда на основании трудового договора, заключаемого с работодателем. К числу материально-финансовых гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на профессиональной постоянной основе относятся ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, ежегодный оплачиваемый отпуск и другие гарантии, предоставляемые депутатам в течение срока их полномочий.

Кроме того, как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ N 7-П, при всех различиях в полномочиях, правах и обязанностях депутатов различных уровней предоставление депутатам, осуществляющим свою деятельность на профессиональной постоянной основе, при прекращении их полномочий такой гарантии, как единовременная денежная выплата, направлено на обеспечение им дополнительных возможностей для адаптации к изменившимся в связи с прекращением депутатских полномочий жизненным обстоятельствам. В своем назначении единовременная денежная выплата вполне соответствует природе депутатского мандата, характеру профессиональной депутатской деятельности и призвана гарантировать конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию, тем более учитывая, что депутатам, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, после прекращения их полномочий не гарантируется предоставление прежней работы (должности), а при ее отсутствии другой равноценной должности (работы) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации.

Верховный Суд РФ 11 ноября 2015 г. оставил без изменения решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 июля 2015 г. по заявлению прокурора о признании недействующими отдельных положений Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 г. 373-З N 759-III "О Главе Республики Саха (Якутия)". В соответствии с ч. 5 ст. 15 названного Закона Президенту Республики Саха (Якутия), вице-президенту Республики Саха (Якутия) и Главе Республики Саха (Якутия) после истечения срока их полномочий или досрочного прекращения полномочий, кроме случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, устанавливались некоторые социальные гарантии.

Анализируя материалы дела, суд пришел к выводу о том, что установление дополнительных социальных гарантий для лиц, замещавших государственные должности Республики Саха (Якутия), законным быть признано не может, поскольку не согласуется с установленными ст. ст. 31 и 33 БК принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов. Реализация указанных принципов выражается в недопустимости установления расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета.

Возможность установления лицам, замещающим государственные должности субъекта Федерации, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами. Бюджетным кодексом РФ определен порядок установления уровня расчетной бюджетной обеспеченности, являющейся объективным показателем социально-экономического положения субъекта Федерации, а также основным критерием для определения нуждаемости субъекта в предоставлении ему из федерального бюджета дотаций.

Аналогичное решение было принято Верховным Судом РФ в рамках административного дела по заявлению прокурора Брянской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Брянской области от 28 декабря 2005 г. N 102-З "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области". Судебная коллегия Верховного Суда РФ по административным делам, проанализировав бюджетное законодательство Брянской области, отражающее основные показатели ее бюджета за период с 2006 по 2015 год, пришла к заключению, что регион относится к числу дотационных, в связи с чем ежегодно получает из федерального бюджета финансовую помощь. Показатели уровня налоговых доходов субъекта на одного жителя, а также состояние его социально-экономического развития являются факторами, обусловливающими как нуждаемость региона в дотациях, так и их размер.

Суд также указал, что приведенные обстоятельства служат объективными критериями, подлежащими применению при решении вопроса о наличии у субъекта полномочий по самостоятельному установлению дополнительных гарантий лицам, замещавшим государственные должности, и их размера после прекращения государственной службы.

При этом Верховный Суд РФ сослался на мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в упомянутом Постановлении N 7-П о том, что законодатель субъекта Федерации, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Федерации и возможности его бюджета.

Таким образом, системный анализ имеющихся на сегодняшний день незначительных по объему регулирования норм федерального законодательства, применимых к лицам указанной категории, а также судебной практики свидетельствует о наличии как правоприменительной, так и законодательной проблемы.

Необходим четкий правовой механизм, определяющий статус (права, обязанности и гарантии) таких субъектов права.

Нельзя признать допустимой ситуацию, когда одни и те же вопросы разрешаются на протяжении долгих лет противоречивым образом. Государственный аппарат посредством организации деятельности прокуроров по опротестованию правовых норм, их оспариванию в суде, рассмотрению, пересмотру судебных дел и т.д. расходует на эти цели значительные ресурсы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственным должностным лицом следует считать гражданина Российской Федерации или гражданина иностранного государства, замещающего по основаниям и в порядке, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и(или) субъекта Российской Федерации, должность для реализации административных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, государственных органов, государственных коммерческих и некоммерческих организаций, действующего от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственного органа, государственной коммерческой или некоммерческой организации и выполняющего собственные функции по обеспечению исполнения иными участниками административных правоотношений общеобязательных установлений и правил поведения, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

С позиции изложенного в зависимости от характера замещаемой должности по реализации административных полномочий будет логичным подразделить государственных должностных лиц на три подвида: 1) лица, замещающие государственные должности; 2) лица, замещающие должности государственной службы; 3) иные государственные должностные лица. По нашему мнению, лицо, замещающее государственную должность, как субъект административных правоотношений гражданин Российской Федерации, замещающий по основаниям и в порядке, установленным Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также конституциями, уставами или законами субъектов РФ, должность для непосредственного исполнения административных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, действующий от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственного органа и выполняющий в целях осуществления государственных функций собственные функции по обеспечению исполнения иными участниками административных правоотношений общеобязательных установлений и правил поведения, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами. На основании предложенного определения из анализа действующего федерального законодательства среди лиц, замещающих государственные должности, обоснованно выделить: 1) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; 2) лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, как субъект административных правоотношений, на наш взгляд, это гражданин Российской Федерации, замещающий по основаниям и в порядке, установленным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, должность для непосредственного исполнения административных полномочий федерального государственного органа, а также отдельных административных полномочий Российской Федерации, действующий в отношениях с другими, в том числе не подчиненными ему организационно субъектами административных правоотношений от имени федерального государственного органа либо непосредственно от имени Российской Федерации и выполняющий собственные функции по обеспечению исполнения иными участниками административных правоотношений общеобязательных установлений и правил поведения, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

Соответственно, лицом, замещающим государственную должность субъекта Российской Федерации, следует считать гражданина Российской Федерации, замещающего по основаниям и в порядке, установленным конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, должность для непосредственного исполнения административных полномочий государственного органа субъекта Российской Федерации, а также отдельные административные полномочия субъекта Российской Федерации, действующего в отношениях с другими, в том числе не подчиненными ему организационно субъектами административных правоотношений от имени государственного органа субъекта Российской Федерации либо непосредственно от имени субъекта Российской Федерации и выполняющего собственные функции по обеспечению исполнения иными участниками административных правоотношений общеобязательных установлений и правил поведения, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

Оценивая достигнутый уровень правового регулирования статуса выделенных государственных должностных лиц можно сделать вывод о том, что в настоящее время насущно назрела необходимость проведения комплексной систематизации и унификации структуры и содержания их административно-правового статуса сопоставимо с административными полномочиями Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации. В целях проведения предлагаемой систематизации и унификации будет логичным разработать и принять федеральный закон «Об основах статуса государственных должностных лиц в Российской Федерации», в нормах которого необходимо установить общие начала создания и функционирования системы государственных должностных лиц Российской Федерации, а также определить исходные начала правового регулирования унифицированных элементов административно-правового статуса лиц, замещающих государственные должности.

Лицо, замещающее должность государственной службы, может быть определено в системе административных правоотношений как гражданин Российской Федерации или иностранный гражданин, осуществляющий за денежное содержание (довольствие и(или) вознаграждение), выплачиваемое за счет государственного бюджета, профессиональную служебную деятельность на должностях государственной службы, которые учреждаются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в государственных органах, их территориальных органах, структурных подразделениях и представительствах, а также в государственных учреждениях и организациях, выполняющих военные и правоохранительные функции, для обеспечения исполнения административных полномочий Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, федерального государственного органа или государственного органа субъекта Российской Федерации, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации Российской Федерации.

На основании сформулированного определения сопоставимо с лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, логично выделить два вида лиц, замещающих должности государственной службы:

1) лица, замещающие должности федеральной государственной службы; 2) лица, замещающие должности государственной службы субъекта Российской Федерации.

Лицо, замещающее должность федеральной государственной службы, в системе административных правоотношений может быть определено как гражданин Российской Федерации или иностранный гражданин, осуществляющий за денежное содержание (довольствие и вознаграждение), выплачиваемое за счет федерального государственного бюджета, профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (военной, правоохранительной, гражданской), учреждаемых федеральными законами и указами Президента Российской Федерации в федеральных государственных органах, их структурных подразделениях, представительствах, территориальных органах, а также в федеральных государственных учреждениях и организациях, выполняющих военные и правоохранительные функции, для обеспечения исполнения административных полномочий Российской Федерации, федерального государственного органа, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации. Соответственно, лицо, замещающее должность государственной службы субъекта Российской Федерации, это гражданин Российской Федерации, осуществляющий за денежное содержание (вознаграждение), выплачиваемое за счет бюджета субъекта Российской Федерации, а в случаях, установленных федеральным законом, за счет федерального бюджета, профессиональную служебную деятельность на должностях государственной службы субъекта Российской Федерации, учреждаемых законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, их структурных подразделениях, территориальных органах, представительствах для обеспечения исполнения административных полномочий субъекта Российской Федерации, государственного органа субъекта Российской Федерации, а также лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации РФ.

Оценивая достигнутый уровень правового регулирования административно-правового статуса лиц, замещающих должности государственной службы, следует отметить назревшую необходимость проведения систематизации и унификации его структуры и содержания.

В связи с этим в качестве средств предлагаемой систематизации и унификации представляется целесообразным использовать федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», законодательство об административных правонарушениях, указы Президента Российской Федерации и высших должностных лиц субъектов РФ, должностные регламенты, а также разработать и принять федеральный закон «О правоохранительной службе Российской Федерации».

В целях систематизации и унификации структуры и содержания административно-правового статуса лиц, замещающих должности государственной службы, представляется необходимым закрепить в нормах ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»:

1) единообразную процедуру вступления в должность государственной службы и освобождения от данной должности, которая позволила бы точно определить пределы административной правосубъектности данного должностного лица;

2) исходные начала правового регулирования:

а) принципов и требований, предъявляемых к лицам, замещающим должности государственной службы, подразделив их на основные (универсальные) и специальные (принципы и требования гражданской службы, принципы и требования правоохранительной службы, принципы и требования военной службы);

б) служебной зависимости лиц, замещающих должности федеральной государственной службы и государственной службы субъектов

Российской Федерации; в) административно-правовых функций лиц, замещающих должности гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы, подразделив их на два вида: типизированные (установленные законом), специальные (предусмотренные в должностных регламентах). В нормах федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» необходимо признать правовое регулирование государственной правоохранительной службы предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и, соответственно, закрепить: принципы правоохранительной службы; основные меры дисциплинарного принуждения, предусмотренные для лиц, замещающих должности правоохранительной службы; основные гарантии и льготы, предусмотренные для лиц, замещающих должности правоохранительной службы; административно-правовые требования, предъявляемые к лицам, замещающим должности правоохранительной службы; основные административные права, обязанности и полномочия лиц, замещающих должности правоохранительной службы; типизированные административно-правовые функций лиц, замещающих должности правоохранительной службы. В нормах законодательства об административных правонарушениях представляется необходимым расширить перечень составов должностных административных правонарушений, совершаемых государственными служащими. В нормативных правовых актах Президента Российской Федерации и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации представляется обоснованным распределять административно-правовую подведомственность между лицами, замещающими должности правоохранительной службы, и лицами, замещающими должности государственной гражданской службы. В должностных регламентах, на наш взгляд, логично определять административно-правовую подведомственность и закреплять специальные административно-правовые функции лиц, замещающих должности государственной службы в конкретных государственных органах, их структурных подразделениях, территориальных органах и представительствах.

Сопоставимо с изложенным подходом к пониманию лиц, замещающих должности государственной службы и лиц, замещающих государственные должности, под иными государственными должностными лицами, на наш взгляд, следует понимать граждан Российской Федерации и граждан иностранного государства, осуществляющих за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет государственного бюджета и(или) внебюджетных средств, профессиональная служебная деятельность на должностях, учреждаемых Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации для непосредственного исполнения или обеспечения исполнения административных полномочий государственного предприятия, а также государственного учреждения, не выполняющего правоохранительных функций.

Из анализа действующего российского законодательства иные государственные должностные лица могут быть разделены на два вида: 1) руководители государственных предприятий и учреждений; 2) административно-вспомогательный персонал государственных предприятий и учреждений.

Оценивая достигнутое состояние правового регулирования административно-правового статуса руководителей и административно-вспомогательного персонала государственных предприятий и учреждений, следует обратить внимание на то, что в настоящее время российский законодатель, по сути, установил взаимосвязь указанных должностных лиц с государственными органами собственниками государственных предприятий и государственными органами, в ведомстве которых находятся государственные учреждения, но элементы административно-правового статуса руководителей государственных предприятий, руководителей большинства государственных учреждений, а также административно вспомогательного персонала остаются фрагментарно урегулированными. В связи с этим очевидно, что структура и содержание административно-правового статуса руководителей государственных предприятий и учреждений, а также вспомогательного административного персонала данных предприятий и учреждений насущно требуют проведения их комплексной систематизации и унификации во взаимосвязи с элементами административно-правового статуса лиц, замещающих государственные должности, и лиц, замещающих должности государственной службы.

Основным средством проведения комплексной систематизации и унификации административно-правового статуса руководителей и вспомогательного административного персонала государственных предприятий и учреждений, по нашему мнению, может выступить федеральный закон «Об основах статуса государственных должностных лиц», в котором необходимо определить место и роль руководителей и вспомогательного административного персонала государственных предприятий и учреждений в системе государственных должностных лиц в Российской Федерации, а также установить исходные начала правового регулирования унифицированных элементов административно-правового статуса руководителей и административно-вспомогательный персонала государственных предприятий и учреждений.

государственный должностной лицо руководитель

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и особенности правового статуса. Факторы, влияющие на содержание правового статуса. Правовые принципы и нормы, устанавливающие различные виды правового статуса. Анализ международно-правового, конституционно-правового и отраслевого статусов.

    дипломная работа , добавлен 28.02.2017

    Особенности административно-правового статуса отдельных категорий граждан. Административная ответственность за нарушения прав граждан. Особенности административно-правового статуса лиц, совершивших преступления и административные проступки.

    контрольная работа , добавлен 01.11.2006

    Особенности административно-правового статуса предприятий и учреждений как разновидности организаций, осуществляющих экономические и социально-культурные функции в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан, общества и государства.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2011

    Характеристика правового статуса личности и его основные виды. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в структуре правового статуса личности. Место и роль Конституционного Суда РФ в системе конституционных гарантий правового статуса личности.

    дипломная работа , добавлен 29.12.2016

    Анализ нормативно-правового регулирования понятия и административно-правового статуса государственных служащих. Выявление проблем законодательства об обязанностях, ограничениях, правах и гарантиях, юридической ответственности государственных служащих.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Понятие правового статуса и правового положения личности. Юридическое оформление фактического положения индивида. Элементы правового статуса личности. Виды правового статуса личности. Особенности правового статуса личности в правовом государстве.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2008

    Система полиции в Российской Федерации. Основные функции полиции. Понятие административно-правового статуса полиции. Особенности административно-правового статуса полиции в РФ. Основные направления деятельности полиции. Задачи криминальной полиции.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2014

    Административно-правовые основы статуса "иностранный гражданин и лицо без гражданства". Анализ действующего российского законодательства в сфере формирования административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, их ответственность.

    контрольная работа , добавлен 24.03.2015

    Основы административного статуса гражданина. Права и обязанности граждан в государственном управлении. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Особенности правового регулирования административно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ. Порядок назначения губернатора Вологодской области, его статус и полномочия. Досрочное прекращение полномочий и ответственность губернатора.

УДК 342.9:349.2

Страницы в журнале: 40-44

С.Е. Чаннов,

доктор юридических наук, профессор кафедры административного и информационного права Московского государственного университета экономики, статистики и информации Россия, Москва [email protected]

Рассматривается трудоправовой статус лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации; определяются возможности и пределы применения к их деятельности норм трудового законодательства. Используются общенаучный диалектический метод, методы формальной логики, а также сравнительно-правовой метод. Устанавливается, что действующее федеральное законодательство прямо не решает вопрос о распространении на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, норм трудового права; в субъектах Российской Федерации используются различные подходы к решению данного вопроса; оптимальным является применение норм трудового законодательства к деятельности лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, субсидиарно; специфика статуса лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, требует заключения с некоторыми из них не трудовых договоров, а контрактов. В настоящее время существует необходимость более подробного регулирования на федеральном уровне статуса лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросу о возможностях и пределах применения к их деятельности норм трудового законодательства и законодательства о государственной службе.

Ключевые слова: государственная должность, трудовое законодательство, Трудовой кодекс, трудовые отношения, законодательство о государственной службе, трудовой договор, контракт.

Государственная должность - это ключевое понятие для всей системы государственного управления. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет, что к государственным должностям Российской Федерации и государственным должностям субъектов Российской Федерации относятся должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Одним из нерешенных вопросов, связанных с деятельностью лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, является вопрос о применимости к ней норм трудового законодательства.

Статья 11 Трудового кодекса РФ содержит перечень лиц, на которых трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются:

«военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом».

С одной стороны, в данном перечне отсутствуют лица, замещающие государственные должности, поэтому в принципе распространение на них трудового законодательства возможно. С другой стороны, в отличие, например, от государственных гражданских и муниципальных служащих, ст. 11 ТК РФ прямо о таком распространении не говорит.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - «отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором».

Как видно, трудовые отношения характеризуются определенными признаками, хорошо, впрочем, известными трудоправовой науке: договорным характером отношений, личным выполнением трудовой функции за плату, наличием подчиненности работника работодателю и др. Если применять указанные признаки к служебной деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, можно констатировать, что эти характеристики принципиально применимы далеко не ко всем типам трудовых отношений.

К примеру, никак, с нашей точки зрения, не могут быть квалифицированы в качестве трудовых отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, даже если эта деятельность реализуется на постоянной основе. Связано это с тем, что денежные средства, выплачиваемые такому депутату, являются денежным содержанием, а не платой за выполнение трудовой функции; отсутствует иерархическая подчиненность депутата кому-либо (в том числе председателю законодательного органа) и т. п.1 .

Служебная деятельность на таких государственных должностях субъектов Российской Федерации как, например, первый заместитель, заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, член высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации к трудовой заметно ближе (хотя по ряду причин правовое положение указанных должностных лиц все же не тождественно правовому положению обычного работника). Еще большее сходство с трудовой (а также государственно-служебной) деятельностью имеет служба на некоторых вводимых в определенных субъектах государственных должностях, например, на месте руководителей департамента Воронежской области, представительства Воронежской области, управления Воронежской области, инспекции Воронежской области, отдела Воронежской области (ст. 2 Закона Воронежской области от 11.11.2009 № 133-ОЗ «О государственных должностях Воронежской области» ).

Что характерно, в законодательстве самих субъектов Российской Федерации можно встретить различные подходы к решению проблемы применения трудового законодательства к служебной деятельности лиц, замещающих государственные должности. При этом большая часть законов субъектов Российской Федерации этот вопрос просто обходит вниманием. Явным примером здесь может быть Закон Саратовской области от 30.03.2007 № 51-ЗСО «О государственных должностях Саратовской области» , ст. 3 «Правовая основа деятельности лиц, замещающих государственные должности Саратовской области» содержит следующую норму: «Правовую основу деятельности лиц, замещающих государственные должности Саратовской области, составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав (Основной Закон) Саратовской области, настоящий Закон, другие законы Саратовской области и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Саратовской области». Как видно, ТК РФ и вообще трудовое законодательство в этом перечне не указаны, однако они вполне могут быть отнесены к категории иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Схожие по сути положения содержатся также в законодательных актах о государственных должностях Москвы, республик Башкортостан, Татарстан, Дагестан, Камчатского края, Ленинградской области и др.

А вот, например, ч. 2 ст. 3 Закона Краснодарского края от 06.11.2009 № 1855-КЗ «О статусе лиц, замещающих государственные должности Краснодарского края в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края» (далее - Закон № 1855-КЗ) устанавливает: «к правоотношениям, связанным с замещением государственных должностей, в части, не урегулированной настоящим Законом, применяются нормы трудового законодательства». Также в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Тамбовской области от 01.07.2011 № 18-З «О правовом положении лиц, замещающих государственные должности в Тамбовской области» «трудовые отношения лиц, замещающих государственные должности в Тамбовской области, в части, не урегулированной федеральными законами, Уставом области, настоящим Законом и иными законами области, регулируются трудовым законодательством».

Интересные положения относительно регулирования деятельности лиц, замещающих государственные должности, содержатся в Законе Архангельской области от 20.05.2009 № 30-3-ОЗ «О статусе лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области» (далее - Закон № 30-3-ОЗ) . Часть 2 ст. 3 этого нормативного акта однозначно указывает, что «отношения, связанные с замещением государственных должностей, не являются служебными или трудовыми отношениями». В то же время та же статья Закона № 30-3-ОЗ допускает применение к лицам, замещающим государственные должности Архангельской области, служебного и трудового законодательства. В частности, в соответствии с ч. 3 «в случаях, когда отношения, связанные с замещением государственных должностей, прямо не урегулированы настоящим законом, к таким отношениям применяется законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, за исключением положений, регулирующих:

1) квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы Российской Федерации;

2) классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации, порядок их присвоения и сохранения, проведение квалификационного экзамена;

3) основные права и основные обязанности государственных гражданских служащих Российской Федерации, ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой Российской Федерации;

4) проведение аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации;

5) поступление на государственную гражданскую службу Российской Федерации и замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации, заключение, изменение существенных условий, приостановление и прекращение служебного контракта;

6) утверждение должностного регламента;

7) оплату труда государственного гражданского служащего Российской Федерации;

8) проведение служебной проверки;

9) дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Российской Федерации, формирование кадрового резерва на государственной гражданской службе Российской Федерации;

10) иные положения, не соответствующие существу отношений, связанных с замещением государственных должностей».

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона № 30-3-ОЗ «в случаях, когда отношения, связанные с замещением государственных должностей, прямо не урегулированы настоящим законом и законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, к таким отношениям применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, областные законы и иные нормативные правовые акты Архангельской области, содержащие нормы трудового права, если это не противоречит существу отношений, связанных с замещением государственных должностей».

Мы привели здесь столь полную цитату законодательных положений по той причине, что решение, использованное в законе Архангельской области, кажется нам методологически наиболее верным и практически наиболее оправданным. Действительно, служба на государственных должностях федеральным законодателем сознательно отделена от государственной службы. Также несмотря на наличие в ряде случаев некоторых общих признаков, она не должна рассматриваться как трудовая деятельность в классическом виде.

Однако на практике нередко возникает необходимость решения вопросов, связанных с отдельными аспектами прохождения службы на государственных должностях и не урегулированных в законодательстве субъектов Российской Федерации. В таком случае применение норм как трудового, так и служебного законодательства на основе аналогии закона видится нам вполне оправданным.

Такое применение должно, на наш взгляд, осуществляться именно по аналогии, когда к этому вынуждает наличие пробела в конституционно-правовом и административно-правовом регулировании служебной деятельности указанных лиц. По этой причине нам видится несколько неправильным заключение с лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, трудовых договоров. Между тем такая практика встречается. Например, Закон № 1855-КЗ устанавливает, что лица, замещающие государственные должности, осуществляют профессиональную служебную деятельность на основании правового акта о назначении на государственную должность и трудового договора (ч. 3 ст. 7). В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской республики от 15.08.2005 № 124 «О заключении трудовых договоров и служебных контрактов с лицами, замещающими государственные должности Удмуртской Республики и отдельные должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики» трудовые договоры с Председателем Правительства Удмуртской Республики, заместителями Председателя Правительства Удмуртской Республики, заместителями Председателя Правительства Удмуртской Республики - министрами Удмуртской Республики, постоянным представителем Президента Удмуртской Республики при Президенте РФ - заместителем Председателя Правительства Удмуртской Республики, Руководителем Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики заключает Правительство Удмуртской Республики в лице Президента Удмуртской Республики. Трудовые договоры с иными членами Правительства Удмуртской Республики заключает Правительство Удмуртской Республики в лице Председателя Правительства Удмуртской Республики.

Заключение трудовых договоров с лицами, замещающими государственные должности, напрямую вводит их в сферу действия ТК РФ, что вытекает из ст. 16 ТК РФ. Между тем правовой статус лиц, замещающих государственные должности, не во всех случаях позволяет свести их к положению обычных работников. При этом стоит напомнить, что ст. 5 ТК РФ закрепляет его приоритет перед всеми другими актами, содержащими нормы трудового права, в том числе законами субъектов Российской Федерации и подзаконными актами. Осуществление полномочий лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации на основе трудовых договоров, может на практике породить сложные вопросы о соотношении ТК РФ и нормативных актов субъектов Российской Федерации, регулирующих их статус, поскольку в указанных документах отсутствует четкое указание на конституционно-правовую, административно-правовую, трудоправовую или иную принадлежность содержащихся в них норм.

В этом плане наиболее верным нам представляется заключение с лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, не трудовых договоров, а контрактов. Такие контракты заключаются, например, с лицами, замещающими государственные должности Республики Башкортостан , Республики Марий Эл , Омской области . Они помогают, с одной стороны, индивидуализировать условия прохождения службы по государственной должности субъектов Российской Федерации и решить вопросы, неурегулированные в законодательстве, с другой стороны, не приравнивать указанных лиц к обычным работникам. Это в свою очередь позволяет четко определить приоритет конституционно-правового и административно-правового регулирования их статуса, не исключая вместе с тем применения к ним трудового законодательства по аналогии.

В целом же, с нашей точки зрения, существует объективная потребность более подробного регулирования правового статуса лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, на федеральном уровне. Базой такого регулирования вполне может выступить Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», хотя возможно и принятие отдельного законодательного акта. На федеральном уровне должны быть установлены основные подходы к прохождению службы на государственных должностях субъектов Российской Федерации (в том числе в зависимости от замещения должностей на постоянной и непостоянной основе), закреплены гарантии деятельности таких лиц и ограничения их прав, определены возможности и пределы применения к их деятельности трудового законодательства и законодательства о государственной службе. Все это отнюдь не препятствовало бы законодательному регулированию прохождения службы на государственных должностях самими субъектами Российской Федерации, однако поставило бы ее в единые законодательные рамки.

Список литературы

1. О государственных должностях Воронежской области: закон Воронежской области от 11.11.2009 № 133-ОЗ // Собрание законодательства Воронежской области. 2010. № 11. Ст. 491.

2. О государственных должностях Саратовской области: закон Саратовской области от 30.03.2007 № 51-ЗСО // Саратовская областная газета. 2007. № 57 (1831).

3. О заключении служебных контрактов с лицами, замещающими государственные должности в органах исполнительной власти Республики Марий Эл, и примерной форме служебного контракта: указ Президента Республики Марий Эл от 25.06.2007 № 101 (ред. от 20.06.2013) // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2007. № 7. Ст. 339.

4. О заключении трудовых договоров и трудовых контрактов с лицами, замещающими должности Удмуртской Республики и отдельные должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики: постановление Правительства Удмуртской Республики от 15.08.2005 № 124 // Собрание законодательства Удмуртской Республики. 2005. № 7.

5. О правовом положении лиц, замещающих государственные должности в Тамбовской области: закон Тамбовской области от 01.07.2011 № 18-З (ред. от 05.05.2014) (принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 24.06.2011 № 95) // Тамбовская жизнь (спец. вып.). 2011. № 88 (1170).

6. О примерной форме контракта, заключаемого с лицом, замещающим государственную должность Омской области: указ Губернатора Омской области от 28.09.2007 № 111 // Сборник правовых актов органов исполнительной власти Омской области. 2007. № 4 (23). Ст. 18.

7. О примерной форме контракта, заключаемого с лицом, замещающим государственную должность Республики Башкортостан: указ Президента Республики Башкортостан от 21.07.2009 № УП-461 // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2009. № 17(311). Ст. 1136 (опубликован без приложений).

8. О статусе лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области: закон Архангельской области от 20.05.2009 № 30-3-ОЗ (ред. от 30.05.2014) (принят Архангельским областным Собранием депутатов 20.05.2009) // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва. 2009. № 3.

9. О статусе лиц, замещающих государственные должности Краснодарского края в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края: закон Краснодарского края от 06.11.2009 № 1855-КЗ (ред. от 03.10.2014) (принят ЗС КК 21.10.2009) // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 2009. № 24.

10. Чаннов С.Е. Спорные вопросы регулирования труда выборных должностных лиц местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 3. С. 54-59.

и статус лиц, их замещающих

Основными правовыми актами в данной сфере являются:

1) Федеральный закон "О системе государственной службы РФ";

2) Федеральный закон "О государственной гражданской службе РФ";

3) Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

4) Закон города Москвы "О государственных должностях города Москвы";

5) Закон города Москвы "О статусе депутата Московской городской Думы";

6) Закон города Москвы "О государственной гражданской службе города Москвы";

7) Указ мэра от 31 марта 2005 г. N 20-УМ "О Реестре должностей государственной гражданской службы города Москвы".

Государственная должность - должность, устанавливаемая федеральными законами, Уставом города Москвы и иными законами города Москвы для непосредственного исполнения полномочий органов государственной власти, а также иных государственных органов города Москвы:

1) мэр Москвы;

2) первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы;

3) руководитель аппарата мэра и правительства Москвы;

4) заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы;

5) министр правительства Москвы;

6) префект административного округа города Москвы;

7) председатель Московской городской Думы;

8) заместитель председателя Московской городской Думы;

9) депутат Московской городской Думы;

10) руководитель аппарата Московской городской Думы;

11) председатель Уставного суда города Москвы;

12) заместитель председателя Уставного суда города Москвы;

13) судья Уставного суда города Москвы;

14) председатель Московской городской избирательной комиссии;

15) заместитель председателя Московской городской избирательной комиссии;

16) секретарь Московской городской избирательной комиссии;

17) член Московской городской избирательной комиссии с правом решающего голоса, исполняющий полномочия на постоянной (штатной) основе;

18) председатель Контрольно-счетной палаты Москвы;

19) заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Москвы;

20) аудитор Контрольно-счетной палаты Москвы;

21) Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве.

Должности гражданской службы - должности, установленные законами или иными нормативными правовыми актами города Москвы в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность города Москвы.

Государственная гражданская служба города Москвы - профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности города Москвы.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов, структурных подразделений государственных органов, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности города Москвы, руководителям государственных органов, срок полномочий которых ограничен, в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственным органом установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий или на определенный срок полномочий в случаях, установленных законодательством;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственного органа и замещаемые без ограничения срока полномочий или на определенный срок полномочий в случаях, установленных законодательством.

В зависимости от характера выполняемых функций в государственном органе отнесение должностей к категориям "специалисты" и "обеспечивающие специалисты" допускается по решению представителя нанимателя.

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Причем должности категории "руководители" и "помощники" могут относиться только к высшим, главным, ведущим группам должностей, "специалисты" - только к высшим, главным, ведущим и старшим, "обеспечивающие специалисты" - только к главным, ведущим, старшим и младшим.

В Реестре должностей государственной гражданской службы города Москвы, утверждаемом указом мэра Москвы, содержится полный перечень должностей государственной гражданской службы Москвы, систематизированных по органам власти, категориям и группам.

Правовое положение лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы, характеризуется специфическими правами и обязанностями, ограничениями, гарантиями и льготами.

Лица, замещающие государственные должности , не вправе:

1) замещать государственные должности РФ, должности федеральной государственной службы, другие государственные должности города Москвы, должности государственной гражданской службы города Москвы или иного субъекта РФ, выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, а также заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

2) состоять членом органа управления коммерческой организации, если участие на безвозмездной основе в органах управления коммерческой организации не поручено ему соответствующими органами государственной власти города Москвы;

3) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает государственную должность;

4) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное и муниципальное имущество и служебную информацию, предназначенные только для обеспечения служебной деятельности;

5) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные выплаты, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с осуществлением полномочий по замещаемой государственной должности города Москвы;

6) принимать награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций без соблюдения порядка, установленного федеральным законом.

Данным лицам гарантируются:

1) ежемесячное денежное вознаграждение;

2) ежегодный оплачиваемый отпуск 48 календарных дней;

3) бесплатная санаторно-курортная путевка, предоставляемая к ежегодному оплачиваемому отпуску, и соответствующее возмещение расходов за проезд к месту отдыха и обратно, а также льготная санаторно-курортная путевка членам семьи в порядке, установленном правовыми актами города Москвы (или компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку);

4) медицинское обслуживание лица, замещающего государственную должность города Москвы, и членов его семьи;

5) бесплатный отпуск при амбулаторном лечении всех лекарственных средств по рецептам врача, изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), оказание другой протезно-ортопедической помощи, в том числе и членам его семьи;

6) единовременное денежное вознаграждение в связи с выходом на пенсию с государственной должности города Москвы в размере 10-кратного денежного вознаграждения, установленного по замещаемой должности;

7) транспортное обслуживание и обеспечение служебными помещениями для осуществления полномочий;

8) обеспечение телефонной связью;

9) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда жизни и здоровью на сумму 15-летнего денежного вознаграждения;

10) государственная защита жизни и здоровья в связи с исполнением им должностных полномочий, жизни и здоровья членов его семьи;

11) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период осуществления полномочий либо сохранение денежного вознаграждения и иных выплат, предусмотренных законом Москвы, при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

12) единовременная субсидия на приобретение жилой площади один раз за весь период замещения государственной должности города Москвы;

13) единовременное денежное поощрение при достижении возраста 50 лет и далее через каждые 5 лет в размере месячного денежного вознаграждения, установленного по замещаемой должности;

14) выплата единовременного денежного поощрения при наличии общего трудового стажа 20 лет и далее через каждые 5 лет в размере месячного денежного вознаграждения, установленного по замещаемой должности;

15) возмещение расходов на ритуальные услуги (членам семьи).

Для депутатов, кроме того, установлены гарантии неприкосновенности:

Возбуждение уголовного дела в отношении депутата осуществляется прокурором Москвы на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Мосгорсуда; в отношении члена избиркома правом решающего голоса - прокурором Москвы;

Рассмотрение представления прокурора проводится судом с участием прокурора, а также лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представления прокурора в суд; по результатам рассмотрения представления прокурора суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

Депутатам гарантируется также отсрочка от призыва на военную службу, а также право отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Государственные служащие должны отвечать следующим требованиям:

Возраст от 18 лет;

Гражданство РФ;

Владение государственным языком РФ;

Соответствие квалификационным требованиям - требованиям к уровню профессионального образования, стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам.

Квалификационные требования устанавливаются законом Москвы в зависимости от группы должностей:

1) высшие должности гражданской службы - стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее шести лет или стаж работы по специальности не менее семи лет;

2) главные должности гражданской службы - стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее четырех лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;

3) ведущие должности гражданской службы - стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет;

4) старшие должности гражданской службы - стаж работы по специальности не менее трех лет;

5) младшие должности гражданской службы - требования к стажу работы по специальности не предъявляются.

Один из принципов ГС: профессионализм и компетентность - квалификационные требования (требования к уровню профессионального образования, стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам).

К обстоятельствам, исключающим нахождение на государственной гражданской службе Москвы, относятся:

1) признание лица недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждение лица к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы) в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также наличие не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства;

7) наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставление в установленном указом мэра Москвы порядке сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Государственный гражданский служащий Москвы не вправе:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать другие государственные должности и выборные муниципальные должности;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью города Москвы и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Москвы и государственными органами, органами местного самоуправления других государств, международными и иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) публично высказывать суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебных споров.

Государственным гражданским служащим предоставляются следующие гарантии и льготы:

Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 (для высших и главных) и 30 (для иных) календарных дней;

Дополнительный отпуск за выслугу лет (1 день за 1 год);

Ежемесячное денежное содержание: должностной оклад, оклад за классный чин, дополнительные выплаты (за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии и др.);

Обязательное государственное социальное страхование в соответствии с федеральными законами на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом;

Защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий;

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания (не реже 1 раза в 3 года);

Транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категорий и групп замещаемых должностей гражданской службы;

Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в зависимости от категорий и групп замещаемых должностей гражданской службы;

Единовременная субсидия на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы;

Бесплатная или льготная санаторно-курортная путевка, предоставляемая к ежегодному оплачиваемому отпуску, компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку;

Медицинское обслуживание, в том числе членов семьи, в зависимости от категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы;

Бесплатный отпуск при амбулаторном лечении всех лекарственных средств по рецептам врачей, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), оказание другой протезно-ортопедической помощи, в том числе и членам семьи, в зависимости от категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы;

Единовременное денежное поощрение при достижении стажа гражданской службы 20 лет и далее через каждые пять лет в размерах, не превышающих двухмесячного денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы, при условии наличия не менее пяти лет стажа гражданской службы в государственных органах и органах местного самоуправления;

Доплата к пенсии по старости и инвалидности II и III степени;

Возмещение расходов на ритуальные услуги.