Что за статья 20.1. Примерные фабулы административных правонарушений. Чем мелкое хулиганство отличается от обычного хулиганства

Нарушение общественного правопорядка может осуществляться различными способами, некоторые из которых относятся к понятию действий. В целом хулиганство, независимо от того, идет речь о рассмотрении такого рода действий через призму уголовного законодательства или применяются санкции административного, – это комплекс действий , которые осуществляются против установленного общественного порядка и влекут за собой нарушение безопасности неопределенного числа граждан.

Понятие хулиганства в Уголовном Кодексе

Уголовный Кодекс Российской Федерации рассматривает хулиганство в рамках положений статьи 213. Данная статья относится к категории преступлений средней тяжести, так как преступления, совершаемые с нарушением положений этой статьи отличаются особой по сравнению с аналогичными правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях.

Правоприменительная практика в отношении положений статьи 213 Уголовного Кодекса показывает, что преступления, наказываемые в соответствии с санкциями этой статьи, носят характер активной демонстрации пренебрежения по отношению к лицам, окружающим преступника. Кроме того, все его действия или какая-то их часть направлена на то, чтобы нанести вред общественному или лицам, окружающим преступника.

На сегодняшний день у преступлений, имеющих хулиганскую направленность, есть ряд специальных признаков (введены в действие изменениями УК РФ в 2003 году), которые являются обязательными и нередко могут быть рассмотрены как квалифицирующие, а именно:

  • использование различных видов оружия для реализации целей своего преступления (использованы могут быть не только огнестрельные виды оружия, но и холодное или травматическое оружие). Кроме того, в качестве предметов для совершения хулиганских действий могут быть использованы камни, ножи, не относимые к холодному оружию, и другие виды предметов, которые могут причинить серьезный вред здоровью тех, на кого направлены агрессивные действия преступников. Применение таких предметов может быть расценено как квалифицирующие, то есть усиливающие вину, признаки;
  • использование и , а также иного рода мотивов при совершении преступления в качестве идеологической основы совершения таких преступлений. Данные мотивы в соответствии с положениями статьи 213 Уголовного Кодекса Российской Федерации рассматриваются как квалифицирующие дополнительные основания для привлечения к ответственности виновных лиц.

Кроме того, нередко привлечение к ответственности по данной статье Уголовного Кодекса осуществляется и в отношении групп лиц, если таковые были причастны к совершению того или иного .

Хулиганство по положениям Кодекса об административных правонарушениях

Кодекс об административных правонарушениях рассматривает совершаемые хулиганские действия только в тех случаях, когда причиняемый ущерб не является значительным. Такие относятся к административным и носят характер мелкого хулиганства. Привлечение к ответственности в данном случае происходит на основании положений статьи 20.1 КоАП РФ.

Мелкое хулиганство в соответствии с положениями статьи 20.1 КоАП – это , ущерб от которых потерпевшим является незначительным, а степень нарушения общественного порядка не требует привлечения к уголовной ответственности, но и без установления какого-либо наказания обходиться в случае такого правонарушения нельзя.

К числу основных административных правонарушений, ответственность за которые происходит на основании положений статьи 20.1, относятся:

  • использование нецензурной лексики в общественных местах , а также приравненная к ней . Привлечение за такого рода правонарушение возможно только в том случае, если использование такой лексики происходит в громкой и особо грубой форме, что становится доступной для прослушивания окружающими. Если речь идет об использовании «крепких словечек» между двумя участниками разговора так, что посторонние их не услышат, никакого привлечения к ответственности не произойдет, так как не был нарушен общественный порядок;
  • уничтожение чужого или общественного имущества (но только в тех случаях, когда ущерб не является значительным). Если оценивается как значительный, то привлекаться к ответственности виновный будет уже на основании положений соответствующей статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации;
  • приставания к лицам, находящимся в общественных местах, совершаемые в оскорбительной форме. Привлечь к административной ответственности по такому правонарушению возможно только в том случае, если такие приставания осуществлялись с использованием нецензурной лексики или осуществлялись в (простая просьба дать закурить не является приставанием);
  • нарушение условий проживания в комфортных условиях, а также установленных Роспотребнадзором в дневное и ночное время , а также проведение ремонтных работ в неустановленное законом время также может расцениваться как мелкое хулиганство и подвергаться административному наказанию в рамках статьи 20.1 Кодекса об административных правонарушениях.

Все перечисленные виды мелкого хулиганства могут быть осуществлены только в общественном месте. В противном случае привлечения к ответственности не произойдет.

Меры ответственности

И Кодекс об административных правонарушениях, и Уголовный Кодекс Российской Федерации предусматривают различные формы для лиц, совершивших правонарушения административного или уголовного характера в форме хулиганства.

Так, КоАП РФ предусматривает за совершенное мелкое хулиганство следующие меры ответственности :

  • штраф в пределах от 500 до 1000 руб.;
  • административного характера с максимальным сроком наказания не более 15 суток;
  • в случае если был зафиксирован факт неподчинения сотрудникам , размер штрафа увеличивается до 2500 руб., а также назначается административный арест.

Уголовный Кодекс также формулирует варианты наказания для совершивших преступления хулиганского типа , а именно:

  • штраф в пределах от трехсот тысяч до одного миллиона рублей;
  • с максимальным количеством часов не более четырехсот восьмидесяти;
  • исправительные работы с предельным сроком действия наказания до двух лет;
  • лишение свободы с максимальным сроком наказания до семи лет;
  • если имело место использование , срок наказания увеличивается до восьми лет лишения свободы.

Преступления и правонарушения хулиганского характера могут быть совершены людьми из различных побуждений. Ущерб, который был причинен такими действиями, также может быть различным. Исходя из этого происходит квалификация совершенного деяния (на основании положений Уголовного Кодекса или Кодекса об административных правонарушениях), а также назначение определенного уровня наказания виновному лицу.

(Пока оценок нет)

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, -

влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 - 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Комментарии к ст. 20.1 КОАП РФ


1. Данная статья изложена в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ. В ч. 1 статьи содержится новое понятие мелкого хулиганства. Основным признаком этого правонарушения является нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Без этого признака не может идти речь о хулиганстве, в том числе и мелком.

Совершение данного правонарушения свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

2. С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями, указанными в статье, являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества. В прежней редакции статьи не было прямого указания на то, что мелкое хулиганство может сопровождаться уничтожением или повреждением чужого имущества. Однако это компенсировалось тем, что перечень действий не рассматривался как исчерпывающий.

Характер указанных действий очевиден. Каждое из них может рассматриваться в качестве мелкого хулиганства, если оно нарушает общественный порядок и выражает явное неуважение к обществу. В иных случаях совершение указанных действий влечет административную ответственность, когда это является самостоятельным правонарушением, например образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.17 (уничтожение или повреждение чужого имущества).

Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях; в любом месте нахождения людей - на улице, в лесу и т.д.

Обычно мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удается в большей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для наличия состава данного правонарушения наличие признака публичности в момент совершения правонарушения не обязательно. Например, мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей.

3. С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, обычно прямым. Но возможны случаи его совершения с косвенным умыслом. Важным элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив удовлетворения индивидуалистических потребностей, самоутверждения за счет игнорирования достоинства других людей.

4. Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Максимальный размер наказания в виде штрафа в настоящей редакции ч. 1 данной статьи - одна тысяча рублей. Наказание в виде административного ареста установлено, как и было, до пятнадцати суток.

6. В новой редакции статьи есть ч. 2. Она предусматривает ответственность за хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию лиц, указанных в диспозиции этой части статьи.

Конкретный круг лиц, неповиновение законным требованиям которых влечет административную ответственность по ч. 2 данной статьи, приводится в ст. ст. 19.3 и 19.4 Кодекса.

При наличии хулиганства, сопряженного с указанными правонарушениями, дополнительной квалификации и по ст. 19.3 или ст. 19.4 не требуется.

7. Субъект ответственности и субъективная сторона правонарушения, приведенного в ч. 2 статьи, те же, что и по ч. 1. Наказание - в виде штрафа до двух тысяч пятисот рублей. Наказание в виде административного ареста такое же, как и по ч. 1, - на срок до пятнадцати суток.

8. Дела о мелком хулиганстве рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3), а в случае передачи дела на рассмотрение судьи в связи с возможностью применения административного ареста - мировые судьи (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

9. Ответственность за грубое нарушение общественного порядка, выражающееся в явном неуважении к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, влечет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 213 УК РФ, а при совершении того же деяния группой лиц по предварительному сговору либо если это связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, - по ч. 2 этой статьи УК РФ.

По ст. 20.1 ч. 2 КоАП РФ

По делу № 12-209/12

Принято Пролетарским районным судом г. Твери (Тверская область)

  1. Судья Пролетарского районного суда г. Твери Беляева С.В., рассмотрев жалобу Куликовой С.В. на Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района г. Твери Вуйминой О.В. от 15.10.2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.1 ч. 2 КоАП РФ, в отношении Куликовой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, не работающей, проживающей по адресу: <адрес>,
  2. Установил:

  3. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района г. Твери Вуйминой О.В. от 15.10.2012 года Куликова С.В. привлечена к административной ответственности по ст. 20.1 ч. 2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного ареста сроком на 10 суток.
  4. Согласно постановлению, Куликова С.В. ДД.ММ.ГГГГ в 08:50 находясь в общественном месте у <адрес> в состоянии алкогольного опьянения, выражалась нецензурной бранью в присутствии граждан, на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия, Куликова С.В. не реагировала и продолжала нарушать общественный порядок.
  5. Лицо, привлеченное к административной ответственности, Куликова С.В. обратилась в суд с жалобой на указанное Постановление. В частности, указывает, что в совершении административного правонарушения ее оговорили. В ходе судебного заседания ее вина не установлена. Она не была обеспечена услугами защитника. Полагает, что по данному делу был нарушен принцип презумпции невиновности. В связи с изложенными обстоятельствами, полагала Постановление мирового судьи подлежащим отмене.
  6. Лицо, привлеченное к административной ответственности, Куликова С.В., надлежаще извещенная о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, что не препятствует рассмотрению дела.
  7. Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Брызгалов Е.К., надлежаще извещенный о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что не является препятствием рассмотрению жалобы.
  8. Исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.
  9. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разРешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.
  10. В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
  11. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
  12. В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
  13. На основании ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении должно содержать обстоятельства, установленные судом, мотивированное Решение по делу.
  14. Частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
  15. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, квалифицируются по части 2 стать 20.1 КоАП РФ.
  16. Указанные требования закона при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судом не приняты во внимание.
  17. Согласно протоколу об административном правонарушении, Куликовой С.В. инкриминировано нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам.
  18. Постановлением мирового судьи из обвинения лица, привлеченного к административной ответственности, фактически исключено указание на оскорбительное приставание к гражданам. При этом, изменив предъявленное обвинение, мировой судья свои выводы не мотивировал.
  19. В качестве доказательств виновности лица, привлеченного к административной ответственности, мировой судья указал рапорта сотрудников полиции. Вместе с тем, как следует из материалов дела, в ходе судебного заседания мировым судьей был исследован лишь один рапорт, при этом материалы дела содержат три рапорта сотрудников полиции. В частности, согласно рапортам командира взвода ФИО Куликова С.В. ДД.ММ.ГГГГ, находясь в состоянии алкогольного опьянения, выражалась грубой нецензурной бранью в присутствии посторонних граждан и сотрудников полиции. На неоднократные требования прекратить свои хулиганские действия не реагировала и продолжала ругаться матом в присутствии сотрудников полиции и в их адрес (л.д. № Согласно рапорту сотрудника полиции ФИО1, Куликова громко выражалась грубой нецензурной бранью в адрес сотрудников полиции, на их неоднократные требования прекратить свои противоправные действия не реагировала и продолжала ругаться матом в их адрес (л.д. №). При этом, в данном процессуальном документе о присутствии в момент совершения противоправного деяния Куликовой С.В. посторонних граждан не указывается. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что не все доказательства, представленные мировому судье, были исследованы в судебном заседании, получили оценку в вынесенном постановлении.
  20. Кроме того, как следует из материалов дела, при составлении протокола об административном правонарушении Куликова С.В. не признала себя виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 ч.2 КоАП РФ (л.д. №). При этом, доводы лица, привлеченного к административной ответственности, в вынесенном постановлении не нашли своего отражения. Более того, в качестве доказательства виновности Куликовой С.В. мировой судья указал на ее объяснения. Между тем, как следует из представленных материалов, Куликова С.В. от дачи объяснений отказалась (л.д.№).
  21. Учитывая изложенное, обжалуемое судебное Постановление подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, в настоящее время не истек.
  22. Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья,

СТ 20.1 КоАП РФ

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, -

влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание . Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 - 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 20.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области общественного порядка. Основным признаком этого правонарушения является нарушение общественного порядка, которое выражается в явном неуважении к обществу.

Совершение данного правонарушения свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества. В иных случаях совершение указанных действий влечет административную ответственность, когда это является самостоятельным правонарушением (см. ).

Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях; в любом месте нахождения людей - на улице, в лесу и т.д.

Обычно мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, поскольку именно в такой обстановке нарушителю удается в большей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для состава данного правонарушения наличие признака публичности в момент совершения правонарушения не обязательно. Например, мелкое хулиганство будет иметь место в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей.

3. Часть 2 комментируемой статьи 20.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка (характеристику данных лиц см. в

Мелкое хулиганство , то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Объектом мелкого хулиганства является общественный порядок, на который посягает нарушитель. Данное деяние свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, окружающих его граждан, об игнорировании норм морали и нравственности, сложившихся в обществе.

С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, демонстративно нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Таковыми являются действия, указанные в фабуле: нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества из хулиганских побуждений. Как мелкое хулиганство сложившаяся административная практика рассматривает также: битье стекол на остановках общественного транспорта, учинение малозаметных и быстро стирающихся нецензурных надписей на заборах, домах, в подъездах.

Признаком объективной стороны мелкого хулиганства является общественное место. Мелкое хулиганство совершается, как правило, при непосредственном присутствии граждан, поскольку именно в такой обстановке правонарушителю удается в наибольшей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Между тем, следует иметь в виду, что для наличия состава мелкого хулиганства признак публичности совсем не обязателен. Мелкое хулиганство будет иметь место и в тех случаях, когда конкретное лицо, например, ночью демонстративно нарушало покой спящих граждан (громко кричало, нецензурно ругалось или пело песни).

Хулиганством может быть нарушен общественный порядок во всех сферах жизнедеятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях, а также в любом месте нахождения людей: на улицах, в квартирах, общежитиях, транспорте и т.д.

Не являются мелким хулиганством действия лица, совершенные в жилом помещении (квартире, общежитии, доме), если они не нарушают спокойствие соседей (жалобы соседей отсутствуют). В тех случаях, когда правонарушитель в результате противоправных действий наносит побои, причиняет физическую боль, и это поведение основано на личных неприязненных отношениях, совершено в быту или на производстве в отношении членов семьи, родственников, знакомых, то действия такого лица должны квалифицироваться по соответствующим статьям УК РФ, исходя из последствий (ч.1 ст.115 УК РФ – умышленное причинение легкого вреда здоровью, ч.1 ст.116 УК РФ – нанесение побоев или иных насильственных действий, причинивших физическую боль; ст.117 – истязание).


Субъектом мелкого хулиганства может быть физическое лицо (вменяемое, достигшее 16 лет).

С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, как правило - прямым. Лицо сознает, что его действия противоправны, оно предвидит, что в результате их совершения будут нарушены общественный порядок и спокойствие граждан, и желает этого. Мотивы и цели мелкого хулиганства различны, в том числе удовлетворение своих потребностей самоутверждения путем игнорирования достоинства других людей.

Недопустима практика привлечения к ответственности за мелкое хулиганство лиц, действия которых содержат признаки других правонарушений при отсутствии признаков самого мелкого хулиганства (например, имеются факты, когда за появление лица в общественном месте в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, сотрудники ОВД оформляют два административных протокола - по ст. 20.21 КоАП РФ и ст. 20.1 КоАП РФ).

Мелкое хулиганство отличается от хулиганских действий, наказуемых по ч. 1 ст. 213 УК РФ, меньшей степенью общественной опасности: оно совершается без применения оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «а»), а также при отсутствии мотивов политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо мотивов ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «б»).

Мелкое хулиганство следует отличать от акта вандализма, проявляющегося в осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах (ст. 214 УК РФ). Отграничение вандализма от мелкого хулиганства состоит в том, что при действиях, образующих состав вандализма, происходит нарушение норм общественной нравственности и эстетики, но нет нарушений общественного порядка, то есть соответствующих отношений между людьми, правил взаимного поведения и т.п., что характеризует объект мелкого хулиганства. Таким образом, при квалификации этих деяний следует различать, например, действия пассажира в вагоне электрички, просто разрезающего в присутствии граждан ножом обивку сиденья, и действия другого лица, громко выкрикивающего нецензурные выражения, либо поющего песни такого же характера.

Под осквернением зданий или иных сооружений следует понимать придание им или их частям вида, оскорбительного для общественной нравственности. К подобным действиям следует относить, прежде всего, размещение на зданиях или иных сооружениях надписей и рисунков непристойного, оскорбительного для граждан содержания. Такие надписи и рисунки должны быть выполнены стойким несмывающимся веществом.

В целях усиления охраны собственности и общественного порядка на территории Краснодарского края введены ограничения на продажу красок в аэрозольных упаковках: в специально отведенных местах, при наличии специального разрешения, запрет на продажу несовершеннолетним.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью второй ст. 20.1 КоАП РФ, характеризуется неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

Неповиновение может выражаться в отказе прекратить хулиганские действия, а также в активном противодействии лицам, пытающимся пресечь действия хулигана, вывести его из помещения и т.д. Например, лицо вырывается из рук задерживающих, хватается за различные предметы, чтобы помешать вывести его из помещения.

Если неповиновение законным требованиям было оказано лицом после окончания хулиганских действий, с целью избежать задержания, то все содеянное надлежит квалифицировать по ч.1 ст.ст. 20.1 и ч.1 ст.19.3 КоАП РФ. В том случае, если неповиновение сопряжено с угрозами или применением насилия в отношении представителя власти (например, с нанесением ударов, повреждением одежды и т.д.), то такие действия лица образуют состав преступления, предусмотренного ст.318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти).

К представителям власти , исполняющим обязанности по охране общественного порядка, относятся лица рядового и начальствующего состава милиции, состоящие на службе в кадрах органов МВД России; к иным лицам, исполняющим обязанности по охране общественного порядка – граждане-члены народных дружин, военнослужащие – лица рядового, сержантского и офицерского состава внутренних войск, армии и флота. Исполняя обязанности по охране общественного порядка, они вправе отдавать гражданам и соответствующим должностным лицам обязательные распоряжения и предъявлять необходимые требования для пресечения нарушения общественного порядка.

О нахождении работника полиции или дружинника, а также военнослужащего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка должны свидетельствовать установленная форма одежды, нагрудный знак, нарукавная повязка дружинника (иная атрибутика) или предъявление соответствующих удостоверений.

Правонарушение признается оконченным с момента оказания виновным неповиновения независимо от того, удалось ли ему этим воспрепятствовать представителю власти или иному лицу выполнению обязанностей по охране общественного порядка или нет.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.1 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (ст.23.3 КоАП РФ), а в случае передачи дела на рассмотрение судьи в связи с возможностью применения административного ареста – мировые судьи (ч.2 и 3 ст.23.1 КоАП РФ).

Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» № 608-КЗ от 23.07.2003г. к административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность, относит: купание в запрещенных местах (ст.2.2 608-КЗ), приставание к гражданам с целью гадания, попрошайничества (ст.2.3 608-КЗ), бесконтрольное содержание скота и птицы (ст.2.4 608-КЗ), нарушение правил содержания собак и кошек (ст.2.5 608-КЗ).

Дела о мелком хулиганстве рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3), а в случае передачи дела на рассмотрение судьи в связи с возможностью применения административного ареста - мировые судьи (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (ст. 20.8 КоАП РФ)

Объектом правонарушения является общественная безопасность, безопасность жизни и собственности в сфере производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Правила оборота оружия установлены Федеральным законом от 13 ноября 1996г. № 814 «Об оружии», а также регулируются Инструкцией «По организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утв. Приказом МВД РФ от 12 апреля 1999г. № 288.

Оружием признаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Оно подразделяется на огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое и газовое, а в зависимости от целей его использования – на гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное.

После вступления в законную силу Федерального закона № 162 от 8.12.2003г., которым внесены изменения в части 1 и 4 ст.222 УК РФ, из числа уголовно-наказуемых деяний исключено хранение огнестрельного гражданского гладкоствольного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, а также приобретение и ношение холодного и газового оружия. За указанные действия наступает административная ответственность в порядке статей 20.8 (нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему) и 20.12 КоАП РФ (пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему).

Следует также иметь в виду, что виновные лица привлекаются к административной ответственности за нарушение установленных правил ношения, изготовления, продажу или передачу пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 45 миллиметра, оборот которого ФЗ «Об оружии» запрещен.

Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 - 223 УК РФ, - "за незаконные производство и оборот оружия". В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного части первой, выражается в нарушении правилпроизводства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, ответственность за перечисленные деяния несут должностные и юридические лица.

К правилам , за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона "Об оружии" (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.

Объективная сторона части второй - грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Производство оружия, торговля им, коллекционирование и экспонирование оружия подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ (ст. 9.1 Закона об оружии).

Грубым нарушением лицензионных требований являются:

1. Невыполнение лицензиатом требований, установленных подпунктами «а»-«г» пункта 4, пунктами 5 и 6 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;

2. Невыполнение лицензиатом требований, установленных пунктом 3 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), повлекшие за собой последствия, предусмотренные частью 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Субъекты – должностные и юридические лица.

Субъективная сторона – вина в форме умысла.

Объективная сторона части третьей – нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.

Организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются постановлением Правительства РФ от 05.09.2011г. № 731. Порядок проведения проверки определяется приказом МВД РФ от 27.04.2012 № 372.

Субъекты – должностные лица.

Субъективная сторона – вина в форме умысла.

Объективная сторона части четвертой - нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами.

По лицензии граждане России могут приобретать газовое оружие отечественного производства, огнестрельное отечественное бесствольное оружие или холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальным костюмом. Механические и аэрозольные распылители слезоточивых или раздражающих веществ и некоторые другие средства самообороны (например, пневматическое оружие) приобретаются без лицензии. Следовательно, предметом данного правонарушения не являются.

Хранение оружия и патронов к нему разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешение на хранение и ношение оружия.

Принадлежащее гражданам оружие должно храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах либо металлических ящиках.

Субъект – физическое лицо (вменяемое, достигшее 16 лет).

Субъективная сторона – вина в форме умысла.

Объективная сторона части пятой - Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему.

Граждане могут коллекционировать гражданское оружие и патроны к нему при отсутствии противопоказаний к приобретению оружия, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии». Юридические лица и граждане осуществляют коллекционирование и экспонирование оружия на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, установленном МВД РФ по согласованию с Министерством культуры РФ.

Субъекты – физические лица (вменяемые, достигшие 16 лет) и юридические лица.

Субъективная сторона – вина в форме умысла.

Объективная сторона части шестой – незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения.

Огнестрельное оружие ограниченного поражения – короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предназначенные для причинения смерти человеку.

Если в соответствии с другими частями комментируемой статьи субъект ответственности - лицо, наделенное соответствующими полномочиями, связанными с оборотом оружия, либо осуществляющее эту деятельность в установленном порядке (в том числе по коллекционированию и экспонированию оружия, по выдаче свидетельств или медицинских заключений и др.), то в рассматриваемом случае субъект ответственности - лицо, незаконно осуществляющее определенные действия (физическое - вменяемое, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо или юридическое лицо).

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно и по неосторожности.

Протоколы о вышеуказанных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Дела о правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 6 ст. 20.8, рассматриваются судьями. Дела административных правонарушениях, предусмотренных частями 3-5 ст. 20.8, рассматриваются судьями в тех случаях, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) передают его на рассмотрение судье для применения наказаний в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности (ст. 23.1).