Законны ли шлагбаумы. Установка шлагбаума во дворе - стоимость. Установка шлагбаума по закону

Шлагбаумы - привычный атрибут инфраструктуры города, представляющий собой заграждение дороги перед въездом в госучреждения, частную собственность, складские комплексы, коммерческие предприятия, дворы жилых домов. Установка шлагбаума во дворе жилого дома позволяет сохранить участок для парковки, ограничивая въезд посторонним автомобилям.

Легально - или нет?

Без согласования установки шлагбаума с пожарной охраной его монтаж будет считаться нелегальным. Пожарная служба потребует обеспечение круглосуточного свободного доступа к зданию, поэтому для управления шлагбаумом должна предусматриваться специальная должность дежурного или данное действие должно стать обязанностью швейцара.

Следует отметить, что транспорт пожарной службы при необходимости без труда способен преодолеть преграду, сломав шлагбаум. И при незаконной установке шлагбаума во дворе многоквартирного дома компенсацию по восстановлению устройства будет получить невозможно.

Если ограничитель въезда установлен на придомовой территории без согласования с законом, после плановой проверки органами МЧС это повлечёт его демонтаж со штрафом. Легальная же установка обойдётся не совсем легко, но в дальнейшем эксплуатация шлагбаума не вызовет проблем.

Требования закона

Участок, выделенный для жилого здания, является объектом долевой собственности что даёт основание на оформление собственности методом собрания собственников для формирования придомовой территории.

По статье 15, согласно правилам ПДД, запрещены ограждения, сдерживающие проезд по дороге. Поэтому перед получением разрешения на шлагбаум необходимо удостовериться, что предлагаемый участок действительно является придомовой территорией.

Если жителями было принято решение установить автоматический шлагбаум, им предстоит выполнить следующие действия:

  1. Организовать собрание собственников, чтобы определить площадь участка для ограничителя въезда и его официального оформления.
  2. Обратиться в БТИ и соответствующие органы местного самоуправления, чтобы зарегистрировать площадь участка и осуществить её кадастровый учёт.

Условия

Условия установки шлагбаума во дворе жилого дома:

  1. Письменное согласие от половины жильцов и более. Если число согласившихся не превышает 51%, лучше зафиксировать отказавшихся от услуги ограничителя, если они займутся взысканием своих прав или возникнут новые обстоятельства по вопросу.
  2. Документы для госорганов на установку ограничителя въезда:
  • протокол решения собственников;
  • проект технической установки;
  • схематический план двора со шлагбаумом.

Перечисленные документы должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, включая подключение электричества, если планируется работа устройства от него.

При оформленной собственности на участок следующим шагом становится согласование прав на установку шлагбаума с привлечением органов МЧС, ГИБДД, ЖКХ. от имени жильцов подаёт запрос в перечисленные госорганы.

Требования к системе автоматического шлагбаума:

  • Жильцы должны иметь свободный доступ к самостоятельному управлению шлагбаумом и возможность прохода с детской коляской.
  • Перед тем как установить шлагбаум, нужно выбрать ответственного за работу устройства. Ему выдаётся ключ, чтобы при неисправности можно было обеспечить въезд при необходимости.
  • Для материала имеет значение лёгкость, если придётся открывать шлагбаум вручную.
  • Наличие блокирующего механизма движения стрелы, если под ней находится человек.

Если все организационные моменты успешно пройдены, на установку шлагбаума во дворе жилого дома есть полное основание.

Требования властей

Важно учитывать, что нет чётко определённого перечня относительно установки шлагбаума во дворе жилого дома, поэтому городские власти могут поставить дополнительные условия.

Оборудование обойдётся сравнительно недёшево (от 40 тыс. рублей), и по этой причине жильцам необходимо тщательно обдумать соответствие всем требованиям и условиям, чтобы не возникло потребности в переносе шлагбаума или его дорогостоящем демонтаже.

Чтобы оспорить нелегальную установку шлагбаума, нужно направить запрос в районную администрацию, обратиться в органы ГИБДД, МЧС. Ограничитель въезда не должен препятствовать выезду на улицу города, а также заграждать проезд общего пользования.

Штраф и демонтаж шлагбаума

Самовольно воздвигнутый шлагбаум может быть снесён и без жалоб людей, кто в нём незаинтересован. Госинспекция постоянно проверяет дворы и улицы. И при обнаружении нарушений правил установки шлагбаума во дворе жилого дома уполномоченными органами оформляется предписание на его демонтаж. Ответственные за установку лица обязаны понести административное наказание. Если шлагбаум не был снесён по предписанию, городские власти уполномочены обратиться в суд.

После оформления штрафа (от 2 тыс. руб для физлиц, до 10 тыс. руб. - должностных и до 150 тыс. руб. - юридических) шлагбаум может быть устранён.

Дополнительные условия

Если на территории двора находятся технические службы, от них нужно получить разрешение на преграждение свободного проезда, приложить его к основному пакету документов, а затем отправляться в уполномоченные органы.

Если планируется шлагбаум, перекрывающий сразу несколько въездов, то прежде чем получить разрешение от местного самоуправления, необходимо взять соглашение от каждого из заинтересованных участников. Если в процессе эксплуатации поступит жалоба от тех, кого забыли учесть, конструкция будет снесена, и при этом компенсации стоимости шлагбаума не предусматривается.

Администрация города может изменять расположение шлагбаума, если необходимо благоустройство территории, а также демонтировать его. Средства, потраченные на его установку, будут возвращены жильцам. Но шлагбаум не обязательно будет снесён, если оформить прошение о пересмотре плана и создании альтернативного.

Если жильца интересует вопрос, законна или нет установка шлагбаума во дворе жилого дома, для начала следует обратиться в ГИБДД или МЧС - орган госслужбы, который проверит наличие разрешения на монтаж и вынесет решение о его законности или незаконности.

Виды шлагбаумов

Выбор ограничителя зависит от интенсивности движения и требованиям к самой конструкции.

Механический шлагбаум экономичный, отличается ручным управлением, но предполагает наличие ответственного человека для управления им. Владелец авто в состоянии открыть и закрыть шлагбаум самостоятельно, но это требует затрат времени и приносит неудобства.

Механический шлагбаум изготавливают на заказ: он бывает вертикальным, горизонтальным и индивидуальным парковочным. Его установка осуществляется бетонированием, фиксацией на анкерные болты и закрывается при помощи навесного замка. Лёгкость и компактность механического ограничителя упрощают монтаж и демонтаж.

Автоматический шлагбаум отличается функциональностью, долговечностью, удобством, современным дизайнерским оформлением, а также типом привода - гидравлическим и механическим, что влияет на скорость работы.

Гидравлическая система привода сохраняет функциональность при низких температурах, а относительно прочих особенностей характеристики приводов схожи.

Автоматический тип управления позволяет направлять сигнал с помощью радиоканала, прокси-карты, кнопки, клавиатуры, мобильного телефона. Если по какой-нибудь причине случится сбой электричества, шлагбаумом можно управлять вручную.

Интенсивность, скорость работы

Выбор устройства относительно интенсивности зависит от силы потока автомобилей в данной местности. Для небольшой парковки нецелесообразно заказывать высокофункциональный ограничитель движения, вполне подойдёт показатель интенсивности до 80 процентов.

Если шлагбаум перекрывает значительную ширину, для поднятия стрелы будет требоваться больше времени, поэтому возможен вариант в виде двух перекрывающих стрел с каждой стороны.

Подсветки, светодиодные лампы, сигналы и другие дополнения буду повышать эксплуатационные свойства шлагбаума.

Установка

Процесс установки подразумевает разметку и подготовку участка как основы для бетонного основания. Затем площадку заливают бетоном и устанавливают стойку со стрелой.

Подготовительные этапы:

  • очищение территории от растений, проводов, различных препятствующих объектов;
  • длина запорной рамки должна быть соразмерна ширине территории;
  • подготовка основания для столба глубиной от 1 метра;
  • подготовка углубления для фундамента;
  • установка металлической закладной квадратной формы в углубление и её заполнение бетоном;
  • сборка заграждения в соответствии с инструкцией;
  • покрытие шлагбаума антикоррозийными средствами и окраска (стрелу окрашивают в яркие цвета).

Спорные вопросы

Если в результате собрания собственников принято решение об установке шлагбаума во дворе жилого дома с соблюдением требований ЖК РФ, то оно имеет отношение и к собственникам, не принимавшим участия, поэтому указанные лица обязаны оплатить установку.

Если шлагбаум установлен на основании меньшего числа голосов, чем две трети, то решение можно обжаловать в суде.

Если новому собственнику квартиры предстоит пользование шлагбаумом, стоимость установки устройства должна быть возложена на предыдущего владельца квартиры, от которого также в пользование новому должны перейти ключи от шлагбаума. При отсутствии ключей он их получает от председателя совета дома, также вопрос может быть рассмотрен в суде (ст. 304 ГК РФ).

Возможно, с целью экономии времени и во избежание ошибок стоит поручить организационную работу по установке шлагбаума во дворе профессионалам - посредническим службам, занимащимся подобными вопросами.

Последние годы никого нельзя удивить шлагбаумом, который перекрывает въезд во двор многоэтажного дома. Он мешает посторонним людям въезжать или парковать автомобиль, занимая места жильцов, делает нахождение во дворе дома более спокойным и безопасным, ведь там больше не будут устраивать гонки или объезжать пробки. Остается только открытым вопрос, законна ли установка шлагбаума во дворе жилого дома и что для этого понадобится.

Можно ли установить шлагбаум на придомовой территории

Если не пытаться делать все самовольно и без конкретных разрешений от местных органов власти, то установка шлагбаума во дворе многоквартирного дома возможна на законных основаниях. С 2004 года действует закон, согласно статье которого придомовая территория является собственностью жильцов многоквартирного дома на правах долевого владения.

Согласно закону:

  1. Все объекты, которые находятся на территории участка, могут использоваться по усмотрению жильцов;
  2. На участке могут проводиться работы по благоустройству территории и установка не противоречащих закону элементов;
  3. Участок может защищаться выбранным жильцами способом - они могут установить шлагбаум, охрану.

Все это возможно в том случае, если собственность оформлена правильным способом. Чтобы не нарушать закон и не вступать в противоречия с ним, стоит пригласить юриста для обсуждения вопроса. Это стоит сделать, чтобы не пришлось демонтировать шлагбаум уже после его установки.

Чтобы появился шлагбаум во дворе многоквартирного дома, нужно пройти ряд последовательных действий:

  1. Юридически верно оформить владение придомовым участком и поставить его на кадастровый учет;
  2. По результатам общего собрания долевых собственников недвижимости принимается решение об установке шлагбаума - в теории достаточно 51% голосов «за», но фактически желательно более 70%, чтобы было как можно меньше конфликтов с противниками установки;
  3. Собранием собственников составляется и утверждается смета на монтаж шлагбаума;
  4. В муниципалитет относится заявление на установку шлагбаума с протоколом собрания жильцов, разрешениями от ГИБДД и пожарной службы и с проектом будущего заграждения;
  5. После получения разрешения можно приступать к установке.

За какие нарушения могут потребовать сносить шлагбаум даже с разрешением на возведение

Важно не забывать, что по правилам ПДД запрещено устанавливать шлагбаум, если он препятствует проезду по сквозной дороге. Поэтому, прежде чем производить установку преграды, нужно добиться получения разрешений. В противном случае придется все сносить.

Нужно проконтролировать, чтобы не было нарушений:

  1. Установленный на въезде во двор шлагбаум не должен мешать проходу человека. Здесь учитываются не только взрослые и дети, в колясках, инвалиды, велосипедисты, люди с тростью или на костылях.
  2. Во двор должны беспрепятственно попадать все машины из срочных служб без промедления и препятствий - газовая и пожарная, скорая помощь, полиция и другие.
  3. Материал не должен быть слишком тяжелый, чтобы в случае поломки шлагбаума его можно было поднять механическим способом. Это действительно важно для безопасности.
  4. Шлагбаум на придомовой территории должен быть обеспечен безопасным механизмом. Должна быть возможность его резко остановить и зафиксировать, если под ним окажется человек. Оборудование должно легко блокироваться.
  5. По закону необходимо бетонировать основание для держателя стрелы и стойки. Так обеспечивается надежность, безопасность и устойчивость конструкции во время ее использования.

Какие документы для этого понадобятся

Перед тем, как ставить шлагбаум на территории многоквартирного здания, нужно собрать пакет бумаг и получить разрешение от некоторых служб. Основание для установки должно быть законным, поэтому в муниципалитет нужно собирать пакет бумаг:

  1. Бумаги, которые будут подтверждать, что многоквартирный дом и вся прилегающая к нему территория - долевая собственность его жильцов, зарегистрированная в кадастровой службе;
  2. Выписки из кадастровой службы, где отображается исчерпывающая информация об участке земли, на котором стоит жилой дом;
  3. Полный протокол собрания собственников многоквартирного помещения, на котором поднимался вопрос о том, чтобы установить шлагбаум на территории и количество проголосовавших «за»;
  4. Полная техническая документация на устанавливаемое оборудование, проект будущего заграждения;
  5. Разрешения, выданные ЖКХ, районной администрацией, ГИБДД и пожарной службой надзора.

Для ГИБДД потребуется бумага, которая будет доказывать, что придомовая территория не является сквозной дорогой. На дороге любого значения поставить шлагбаум запрещается законом. Шлагбаум не относится к капитальному строительству, поэтому не требуется специальных бумаг и разрешений на сам монтаж, только указанные выше.

Важно знать! Прежде чем устанавливать ограждение на придомовом участке жилого дома, нужно заручиться разрешением городской власти и получить их согласование. Так как нигде не описывается, как должен выглядеть конечный результат, то власти могут выдвинуть свои правила или дополнительные требования, к которым придется прислушаться, иначе нужно будет переделывать или сносить установку. Важно получить все бумаги, чтобы поставленный шлагбаум не признали незаконной постройкой и не потребовали убрать.

Монтаж шлагбаума на придомовой территории по закону является допустимой, если согласие на нее дали 51% собственников квартир, но фактически этого количества мало. Даже если протокол собрания и регламент не были нарушены, то могут появиться проблемы с теми, кто был против установки. Ставить заграждение можно, но каждый не согласный имеет право подавать жалобы в районную администрацию. По правилам каждую жалобу владельцев квартир жилого дома администрация обязана проверить. Если процент таких людей будет больше 30, то есть вероятность постоянных конфликтов и нарушения конструкции шлагбаума.

Как установить шлагбаум во дворе

Правила, по которым можно установить ограждение, достаточно простые. Сначала подготавливается место под бетонное основание, которое будет держать всю конструкцию, потом оно заливается бетоном. Останется только установить стойку и смонтировать стрелу. Этапы работы можно определить в таком порядке:

  1. Необходимо очистить дворовую территорию от мусора, растений и любых других помех, которые будут препятствовать полному поднятию шлагбаума;
  2. Произвести замер двора, проверить длину рамки по проекту, в ограниченном пространстве ставить его будет запрещено;
  3. Следующим этапом нужно выкопать углубление в земле примерно на метр там, где заканчивается проезжая часть - там будет монтироваться основание;
  4. В подготовленную яму укладывается квадратная металлическая основа, которая заливается цементом, после чего нужно дождаться полного застывания конструкции;
  5. Собирается конструкция в порядке, указанном в инструкции - на шлагбаум обязательно должны присутствовать все документы;
  6. После того, как получилось поставить ограждение, его нужно отрегулировать в соответствии с документами, произвести проверку правильности работы и установку порядкапользования;
  7. С помощью антикоррозийного средства необходимо покрасить всю конструкцию, а стрелу - обязательно в яркие и заметные цвета.

Правила использования

Прежде чем поставить шлагбаум, нужно получить разрешение на эту операцию от пожарной службы. Получить его не так просто, надо соблюсти обязательное правило - ни в коем случае не должен быть перегорожен подъезд к зданию службам экстренной помощи. Если конструкция будет этому препятствовать, то они не подпишут документы.

Если будет замечен незарегистрированный установленный шлагбаум, то пожарная машина имеет полное право его снести. После этого должностные лица подадут иск на многоквартирный дом с целью взыскать материальный ущерб, причиненный таранившей шлагбаум машине. За испорченное ограждение они платить не будут. Поэтому необходимо спроектировать его так, чтобы в момент подъезда к дому он открылся.

Сделать это можно двумя способами:

  1. Взять на работу собранием жильцов несколько охранников, которые будут находиться непосредственно около заграждения, и открывать его по первому требованию. Этот метод относится к наиболее надежным способам контроля и открытия шлагбаума для экстренных служб. Но этот метод не относится к бюджетным способам охраны двора от нежелательных автомобилей. Собирать каждый месяц со всех жильцов на оплату их услуг обойдется довольно дорого.
  2. Установить направленную на шлагбаум систему видеонаблюдения, а вывод с нее сигнала перевести на диспетчерскую службу, которая будет открывать конструкцию после ее установки по требованию жильцов и экстренных служб. Этот метод пользования шлагбаумом является значительно дешевле, но найти подобную службу может оказаться сложно.

Важно! Правила пользования этой техникой просты. Ее можно использовать, если каждый жилец дома имеет к ней доступ независимо от того, сдавал ли он денежные средства на постройку. Жильцы должны иметь возможность самостоятельно управлять техникой и нанять человека или диспетчера, который будет открывать доступ к многоквартирному дому для всех экстренных служб.

Шлагбаум должен быть спроектирован специально для определенного двора, не иметь технических нарушений и работать без перебоев. Не допускается установка бывших в употреблении механизмов и тех, которые были сломаны или протаранены. Все организационные моменты должны быть пройдены без проблем и нарушений.

Москвичка Cветлана Ермакова живет во 2-м Хвостовом переулке, дом 10, корпус 12. Недавно между ее домом и соседним снесли ракушки. Территорию облагородили, а потом внезапно установили шлагбаум. Подъехать к своему подъезду ближе чем на пять метров Светлана не может. «А ведь доступ к подъезду должны иметь и машины скорой помощи и пожарной службы, да даже если мебель привезут — к крыльцу приблизиться невозможно», — говорит она.

Светлана пыталась общаться с жильцами, которые установили шлагбаум и владеют ключами от него. Разговора не получилось. Они сказали, что разрешение на установку у них есть, но документы не показали. Тогда Светлана обратилась в управу района Якиманка: «Глава управы меня внимательно выслушал, сказал, да, это неправильно. Пообещал, что проведет собрание жильцов трех домов до 4 июля, но до сих пор никакого собрания не было.

Светлана говорит, что не против шлагбаумов как таковых. Ведь она живет в центре, ездит на автомобиле и проблема с парковками ей известна. Но решение должна принимать не ограниченная группа людей, а все жильцы двора, в котором хотят поставить шлагбаум.

Руководитель пресс-службы Главного управления МЧС по Москве Виктор Бирюков советует в подобных случаях сразу обращаться к участковому. «Если вы видите незаконно установленный шлагбаум, звоните участковому. Он придет, проверит, свяжется с представителями городской административно-технической инспекции (АТИ) и выяснит, законно установлено заграждение или нет. Если ничего не согласовано, шлагбаум уберут очень быстро».

Поставить забор и шлагбаум — примитивный путь решения проблемы

По словам Бирюкова, автомобили спецтехники не имеют права ломать заграждения или переставлять машины, мешающие проезду. Поэтому пожарные всегда ищут хозяев автомобилей, перегородивших доступ к дому. Счет в это время идет на секунды, на кону — человеческие жизни, и любые препятствия становятся не просто помехой, а причиной страшных последствий, говорит Бирюков.

Проблема незаконных ограждений столичных дворов вновь стала актуальной после того, как муниципальные депутаты предложили городским властям упростить процедуру

Блогер Илья Варламов считает, что, если мэрия и согласится на это, количество заграждений в Москве не увеличится: «Те, кто хотел ставить заборы и шлагбаумы у своих домов, они их уже поставили или ставят. С упрощением процедуры их станет больше ненамного — от силы на 10%». Варламов говорит, что ему не нравится «город заборов», но он понимает тех, чьи дома стоят у вокзалов, метро или экспоцентров. «Мой друг жил возле экспоцентра, так его соседи во дворе даже организовали дежурство, следили, чтобы чужие автомобили не парковались у них под окнами».

Да, поставить забор и шлагбаум — примитивный путь решения проблемы. Но можно ведь найти и иной вариант. Варламов предлагает, к примеру, ввести практику резидентских парковок, когда автоместа во дворе — только для жителей этого дома или района. Если жители видят «чужую» машину во дворе, вызывают эвакуатор, и он увозит ее на штрафстоянку. «К сожалению, у нас всегда идут по пути запрета: поставить забор, шлагбаум. И это очень плохо», — считает блогер.

Дмитрий Кох , руководитель проекта «Сердитый гражданин»

— Если нет протокола собрания собственников дома с более чем 50% голосов за установку шлагбаума, то шлагбаум во дворе — чистое самоуправство. Но даже если шлагбаум установлен по согласованию всех жильцов и управы, его все равно могут снести на законных основаниях.

Во-первых, законодательством не предусмотрена возможность установки подобных устройств на придомовой территории, которая не оформлена в установленном законом порядке, а в Москве далеко не все кварталы прошли процедуру межевания.

Во-вторых, согласовать проект с пожарными и ГИБДД очень сложно. Представители этих ведомств против подобных экспериментов по соображениям безопасности: в случае пожара или экстренного вызова их машины не смогут проехать к нужному подъезду. Беспрепятственный проезд можно обеспечить лишь при наличии круглосуточной охраны, а к этому жильцы в большинстве своем не готовы.

Если государственные инспекторы пожарного надзора, входящие в структуру МЧС, выявят нарушения в установке шлагбаума, то на собственников объекта (ТСЖ, УК, управа) будет наложен штраф и выдано предписание убрать незаконное ограждение.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ (статья 20.4, часть 8), за ограничение доступа к домам предусмотрена ответственность. Максимальная санкция за это нарушение в отношении должностных лиц — 10 тыс. руб., для юридических лиц — 150 тыс. руб.

Многие жители Краснодара сталкивались с проблемой невозможности проезда, а в иных случаях и прохода по территории жилых комплексов или отдельных многоквартирных домов. И дело даже не в том, что, как правило, все пространство заставлено автомобилями жильцов дома (что, в принципе, тоже ненормально, но и неизбежно), а в том, что проезд попросту перегорожен: в лучшем случае шлагбаумом, в худшем — бетонными блоками или чем-то еще.

Шлагбаум — норма для частной собственности или предприятий с особым пропускным контролем. Но как регулируется его установка на придомовой территории в описанных случаях?

С точки зрения жильцов многоквартирных домов, которые по вечерам наматывают круги, чтобы припарковать свой автомобиль у своего же дома, установка шлагбаума — выход из положения, позволяющий избавиться от «посторонних» автомобилей. Да и вообще, психология человека заставляет действовать его таким образом, чтобы оградить от посторонних свою зону комфорта, коей в данном случае является автомобиль, двор, детская площадка.

Реакция других жителей условного микрорайона, как правило, противоположна. Шлагбаум установлен — свобода ограничена. В Конституции, например, прямо говорится о свободе передвижения, многие даже знают номер соответствующей статьи (статья 27 Конституции РФ). И действительно, дело тут не в точке зрения, а в законе.

Кто, где и на каких условиях может установить шлагбаум

С 2004 года в России действует Федеральный закон № 189 и Жилищный кодекс, полномочия которого определены Федеральным документом. Статья 36 второго объясняет практически все хитросплетения с установкой и демонтажом таких препятствий. Устанавливать какие-либо объекты может только собственник на своей территории. И именно Жилищным кодексом определяется процесс передачи придомовой территории в собственность жильцов жилых комплексов и отдельных многоквартирных домов.

Жильцы дома имеют право:
— коллективным решением обозначить границы придомовой территории;
— проголосовать;
— направить в административные органы документ с решением, принятым большинством голосов (51% и более);
— дождаться решения кадастровых органов администрации.

Если решение положительное, то за жителями («дольщиками») закрепляются и подтверждаются кадастровые границы участка согласно статье 26 Федерального закона № 122. Вот теперь они имеют полное право проголосовать за установку шлагбаума.

О чем нужно знать перед началом работ

Если не менее двух третей от общего числа жильцов согласно пунктам 1-3.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ проголосовало за, можно приступить к монтажу искусственного препятствия согласно, опять же, исключительно техническим требованиям к установке. На данном этапе желательно привлечь специалиста в области благоустройства территорий, потому что требований, которые нужно при этом соблюдать, довольно много.

«В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение об установке ограждений земельного участка, установке шлагбаума необходимо принимать на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
Вместе с тем необходимо отметить, что установка ограждения или шлагбаума не должна противоречить действующим градостроительным и противопожарным нормам и правилам. Также элементы ограждения не могут размещаться на межквартальных проездах.
Преграждение проезда во двор возможно при организации круглосуточного дежурства охранника у шлагбаума или иного оповещения для обеспечения свободного доступа пожарных машин и спецтранспорта медицинских служб скорой помощи.
Порядок оплаты за эксплуатацию средств ограждения определяется на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома », — прокомментировали порталу Юга.ру в администрации города Краснодара.

Чтобы установить искусственное препятствие в виде шлагбаума или иного заграждения, нужно:
— составить техническую документацию объекта;
— утвердить смету на установку объекта, зафиксировав в протоколе собрания жильцов;
— направить протокол собрания жильцов с указанием технической документации и подробной схемы участка на одобрение в администрацию города, орган ЖКХ, МЧС и ГИБДД.

После одобрения всех без исключения вышеупомянутых структур можно приступать к монтажу.

Установили. Теперь можно документально подтвердить законность перекрытия территории. К сожалению или к счастью для остальных жителей микрорайона, этот шлагбаум будет стоять, а посягательства на него будут преследоваться по закону.

МЧС вправе отказать в установке шлагбаума по статье 23 правил пожарной безопасности, которая гласит: «Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям… должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенным от снега и льда». Как правило, именно эта статья является аргументом в отказе установки препятствия, а также базой для жалоб граждан на сооружения в виде шлагбаумов.

Недовольные наличием шлагбаума граждане имеют право потребовать у «огородившихся» документы на право его установки, а именно:
— выписку из кадастровых документов о конкретном участке земли;
— протокол собрания жильцов о принятии решения установить шлагбаум;
технические документы на объект;
разрешительные документы на установку от администрации города, ЖКХ, МЧС и ГИБДД.
Если даже одного из этих документов нет в наличии, желающие имеют право обратиться в соответствующие органы с требованием устранить искусственное препятствие.

Даже если объект установлен законно, зачастую в процессе его эксплуатации происходят изменения, преобразования, всевозможные «мутации». Чтобы предотвратить в общем справедливые возможные претензии, нужно знать и исполнять следующее:

  • объект не должен препятствовать проникновению на огороженную территорию инвалидов-колясочников, велосипедистов, детских колясок;
  • объект должен в любое время суток обеспечить беспрепятственное проникновение специальной техники пожарной, медицинской, газовой и жилищно-коммунальной служб;
  • объект должен быть оснащен необходимыми элементами защиты пешеходов и имущества, то есть не наносить вреда при срабатывании.

Граждане, принявшие решение отгородиться от мира, должны понимать, что, например, при наличии препятствия проезду противопожарной техники, транспорта полиции или медицинских служб сотрудники вправе устранить препятствие любыми подручными средствами без уведомления собственника, то есть снести шлагбаум (как правило, за несколько секунд срезается «болгаркой»). Возмещать ущерб при этом никто не обязан. Мало того, если при сносе шлагбаум повредит имущество служб или повлияет на действия служб на месте прибытия, они, будьте уверены, воспользуются возможностью подать судебный иск с требованием возмещения ущерба. А бампер пожарного КамАЗа — не самая дешевая вещь в мире запасных частей. Что уж говорить о машинах скорой помощи или полиции.

На придомовой территории во многих дворах многоквартирных домов — необходимость, а не вредность жителей. Особенно это касается центральных районов городов, потому что в них очень много административных зданий, а мест под парковки мало, отчего все окрестные дворы заставлены машинами так, что невозможно пройти — про проехать даже и говорить нечего.

Придомовая территория многоквартирного дома (МКД) согласно Жилищному кодексу РФ является общей собственностью владельцев квартир и комнат в этом доме. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 утвердило Правила содержания общего имущества в МКД, согласно которым дворовая территория относится к этому имуществу. Значит, они имеют право солидарно распоряжаться своим земельным участком и могут поставить шлагбаум на въезде во двор.

Но просто взять и установить шлагбаум во дворе не получится, потому что любая жалоба какого-либо гражданина или организации в государственные органы приведет к тому, что будет проведена проверка законности установки шлагбаума, в ходе которой никаких документов не обнаружится, а преграду заставят убрать и выпишут штраф за нее.

При установке искусственных преград нужно соблюдать порядок необходимых действий, тогда все будет сделано в рамках закона.

Во-первых, обратитесь в администрацию города, округа или района, в котором находится ваш МКД, и возьмите там копии документов, где будут обозначены границы придомовой территории.

Во-вторых, убедитесь, что установка шлагбаума во дворе возможна.

В-третьих, необходимо провести собрание собственников помещений вашего дома, вынести на повестку вопрос об искусственной преграде, а решение собственников оформить протоколом в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Необходимо, чтобы больше половины согласились.

В-четвертых, оформить документы на то, что придомовая территория — общая долевая собственность. В-пятых, перейти к согласованию установки шлагбаума с ответственными организациями.

В каких случаях нельзя поставить шлагбаум?

К сожалению жильцов МКД, есть такие дворы, которые никто и никогда не позволит закрыть от посторонних лиц. Даже если собственники соберут все документы, правильно оформят протокол голосования, даже если им, как воздух, необходима искусственная преграда на въезде во двор, на этапе согласования им откажут. Но если они не согласны с властями города, то всегда сохраняется возможность обратиться в суд.

Правила установки шлагбаумов:

  • обязательно оставлять проход для человека, велосипедиста, людей с детскими колясками;
  • экстренные службы (пожарные, скорая помощь, полиция), коммунальные службы в любое время суток должны попадать на территорию дома;
  • каждый собственник и наниматель помещений в доме, а также лица, проживающие с ними, имеют право беспрепятственно проезжать в общий двор;
  • если через двор вашего дома идет дорога к другому зданию, подъезд к которому иным способом невозможен, то для установки шлагбаума необходимо и согласие собственников того здания.

Перед установкой шлагбаума необходимо провести собрание жильцов.

Иногда встречаются такие улицы, где проезд существует только с одной стороны. Если перегородить дорогу в самом начале пути, потому что так захотели собственники МКД, то права собственников помещений в следующих домах будут нарушены.

Еще один важный вопрос — финансирование работ по установке искусственной преграды на въезде во двор.

Согласно действующему законодательству эти действия целиком и полностью оплачиваются за счет средств владельцем помещений в доме.

Это затраты на оформление собственности на земельный участок, на согласования, на покупку, установку и обслуживание шлагбаума.

Незаконная установка шлагбаума наказывается штрафом, а оплачивать его будут тоже собственники.

Как правильно провести собрание собственников?

Необходимо разместить объявления в общедоступных местах о проведении собрания за 10 дней до события. В нем необходимо указать время, место, вопрос, который вы хотите обсудить, адрес и фамилию инициатора встречи.

Чтобы собрание могло принимать решения, должно собраться свыше половины владельцев помещений в МКД. Потом вопрос обсуждается, гражданам выдаются бюллетени, где они должны выразить свое мнение («за», «против»). Внимание, голосовать могут только собственники! Не имеют право голоса пользователи помещений и наниматели. В случае если кто-то пожелает признать установку шлагбаума незаконной, то подобные бюллетени выйдут вам боком.

Для установки шлагбаума потребуется преобладающее количество голосов «за».

Администрации района или города являются фактическими владельцами муниципального жилья, поэтому обязательно дайте им возможность проголосовать, их голос очень важен.

То же самое касается и нежилых помещений в доме, у них также есть хозяева, которые имеют свое мнение по этому вопросу. Чем больше голосов «за», тем легче вы потом будете жить со шлагбаумом во дворе.

После сбора бюллетеней производится их подсчет, но не в количестве людей, а в квадратных метрах, то есть по площади помещений, которыми владеет гражданин или организация.

Решение оформляется протоколом с указанием даты, адреса МКД, повестки дня, общего количества принявших участие в голосовании, информации о том, сколько «за» и сколько «против», какое решение принято, подписи инициатора собрания, места хранения документа.

Согласование установки искусственной преграды во дворе

Если домом управляет ТСЖ, то вопросом монтажа шлагбаума должен заниматься председатель товарищества. При управлении МКД управляющей компанией указанными вопросами занимается избранный совет из числа хозяев помещений многоквартирного дома. Первым делом все документы об установке искусственной преграды нужно представить в управляющую компанию и коммунальные службы, так как они непосредственно занимаются обслуживанием дворов и подземных коммуникаций.

Следующая организация, где нужно согласовать документацию, это пожарная охрана по району или городу. Представитель этой организации обязан проверить место, где планируется установить шлагбаум, технические характеристики самой преграды (материал изготовления, порядок пользования и т.д.). Помните, что она должна быть расположена не ближе 8 м от стены здания. Монтаж шлагбаума согласуется с территориальным управлением ГИБДД, так как все дороги находятся в их ведении.

После того, как все организации одобрили установку искусственной преграды, можно приступать к ее монтажу. Организацию, которая будет производить работы, собственники выбирают самостоятельно. Установленный шлагбаум может быть механическим или автоматическим. При установке первого нужно рядом с ним ставить строение, где будет находиться человек, отвечающий за его открытие и закрытие. Работнику нужно платить заработную плату, а это дополнительные расходы.

Но зато он будет следить за преградой, и сломать или повредить ее будет трудно. Второй открывается с помощью пульта или брелока. Но минус его в том, что при отключении электричества он перестанет работать, да и следить за ним никто не будет, а пожарники или полиция при въезде во двор могут совсем снести в экстренной ситуации.