Варварская роскошь таможенных спрутов. Бастрыкин «обложил» Бельянинова

У простых подчиненных Бельянинова - "сауна, бассейн с фонтаном, катер, роскошные иномарки, антикварное оружие, шкуры диких животных"

После трёх публикаций журналистского расследования, посвящённых ситуации на российской таможне , не поступило никакой реакции от заинтересованных ведомств. Почему такое могло произойти?

Дело здесь даже не в том, что Федеральная таможенная служба (ФТС) абсолютно никак не отреагировала на эти публикации. Хотя если вдуматься, то это довольно странно — озвучиваются сенсационные материалы, которые могут свидетельствовать о прямой коррупции первых лиц, называются «явки», «пароли», «суммы». И молчание — ни опровержений, ни судов, ни просто попыток объяснить свою позицию. Я уже не говорю про извинения — понятно, каяться в коррупции после журналистских статей у нас не принято. Но тем не менее, с моей точки зрения, руководитель ведомства, отмалчиваясь после таких обвинений, всё же несколько теряет своё лицо в глазах общества.

Манипуляции на 336 миллионов

Хорошо, оставим на усмотрение чиновника право не замечать критику журналистов и не снисходить с ними до диалога. Но вот что странно: ведомства, которые обязаны реагировать на подобные материалы, прокуратура в том числе, тоже молчат. После этих публикаций, насколько мне известно, ушло несколько депутатских запросов в Генеральную прокуратуру , публично высказали свою точку зрения ряд уважаемых экспертов. И ничего — молчание. Здесь надо понимать, что я писал не на пустом месте — в отношении первых лиц ФТС по ряду эпизодов идёт, насколько мне известно, проверка следственных органов. Более того, сегодня речь идёт уже о конкретных результатах. Например, не раз уже говорилось о манипуляциях с закупками программного обеспечения для таможни на сумму примерно 336 млн рублей . По этому делу с поличным были арестованы в декабре два посредника.

Уже после выхода статьи в ряде офисов, расположенных в «Москва-Сити», прошли выемки и обыски. «Сегодня, по моей информации, следствие установило, что софт должен был быть поставлен в
ФТС по стоимости, не превышающей 100 млн рублей , а аффилированные с руководством таможни посредники, получается , положили себе в карман больше 200 млн », — рассказал нам депутат Дмитрий Горовцов. Только на одной операции — ничего себе — 2%! Но, самое главное, в статье я прямо задаю вопрос: каким образом такой госконтракт мог быть проведён через сито закупок и заключён в какие-то считанные предновогодние дни? Кто это всё мог осуществить в центральном аппарате? Учитывая, что на контракте стоят подписи первых лиц ФТС, — насколько эти чиновники могли остаться в стороне от делёжки указанных 2%? Я задаю эти прямые вопросы, но ответа нет до сих пор. Вот, к примеру, как комментирует ситуацию один из тех, кто также пытался задавать эти вопросы, — депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов, который уже не первый год ведёт собственное антикоррупционное расследование в ФТС.

— Я обращался в Генеральную прокуратуру, вероятно, уже десятки раз по выявленным фактам коррупции и злоупотреблений, — рассказывает депутат. — И что мы тут видим, какое прокурорское реагирование? В ряде случаев на прямые депутатские запросы не было вообще никакой реакции. Как, например, не было реакции прокуратуры на опубликованные мною сигналы по поводу бешеных расходов на переоборудование салона самолёта, закреплённого за ФТС, в интересах понятно какого «главного пассажира». Выяснять, что делал этот самолёт в Испании и Израиле, кто были пассажиры в этих полётах, не хотят. При таких примерах возникают сомнения в части перспектив достижения истины с помощью прокуроров . Вот у меня сейчас накапливаются материалы по вопросам выделения всё теми же руководителями ФТС самим себе любимым денежных средств, которые выделялись государством на приобретение квартир нуждающимся сотрудникам ФТС. Но коллеги советуют: обращение в прокуратуру обязательно сопроводи публикацией в СМИ. Позволю лишь одно, подчеркну, самое мягкое предположение... Мне кажется, что этому братству могли способствовать особенности кадрового комплектования надзорного ведомства. Дело в том, что в аппарате Генпрокуратуры РФ, а конкретнее, в управлении по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, на немаловажных должностях оказались выходцы из ФТС. Думаю, что ситуация, когда в контролирующем органе укореняются люди из проверяемой организации, не самая лучшая. Всё-таки личные взаимоотношения всегда будут влиять на принимаемые решения, а ведь здесь речь идёт об оценках, связанных с применением норм уголовного права. Практически создаются условия для образования «дружной команды» из проверяемых и проверяющих. С ходу назвал бы несколько фамилий сотрудников вышеназванного управления — Е. Глебова — В. Миронова, Е. Жарова... Да, пожалуй, добавил бы, что есть и «обратные варианты», — так, летом прошлого года начальником Южной оперативной таможни стал бывший сотрудник этого управления А. Турко. Но, согласитесь, подчеркну, что моё мнение не основано на законодательных запретах — подобное взаимоопыление не запрещено...

Вот так, ни больше ни меньше. Система, можно сказать, выстроена идеально. Следствие может сколь угодно честно расследовать преступления, депутаты писать запросы, мы, журналисты, выступать с какими угодно разоблачениями — всё это вязнет в одном единственном управлении прокуратуры, ведь именно оно должно давать оценку и решать, давать ли делу ход . Знаете, я вот лично снимаю шляпу, уважаемый читатель, вы только вдумайтесь, как всё грамотно здесь устроено! При такой системе можно даже не 2, а все 3% брать. А как эта система выстраивается, я писал в прошлой статье, когда рассказывал о «генерал-водителе» по фамилии Комличенко,( Сергей Комличенко известен тем, что начинал свою карьеру в ФТС как личный водитель главы ведомства Андрея Бельянинова специализировался на тыловом обеспечении и упоминался как участник ряда коррупционных скандалов в таможенной службе ) которого активно пытается устроить на должность главы Росграницы Андрей Бельянинов. То есть это действительно такой коррупционный спрут, поразивший систему правосудия на самом высоком уровне.

Скандалы продолжаются

Между тем, как выясняется, скандалы вокруг таможни и РОСТЭКа выходят уже на международный уровень. Ассоциация международных автоперевозчиков сегодня открыто обвиняет главу ФТС Андрея Бельянинова в самоуправстве — он, якобы нарушив международное законодательство, отменил так называемые гарантии по книжкам МДП (TIR). Теперь в дополнение к ним перевозчики должны предъявлять некие дополнительные гарантии. А эти гарантии выдают, само собой, за отдельную плату — шесть отобранных руководством ФТС фирм (я писал о них в первой публикации). Так вот, по странному стечению обстоятельств эти фирмы, по моей версии, могут быть аффилированы либо с РОСТЭКом, либо с двумя банками, в которых, на мой взгляд, могут прослеживаться личные коммерческие интересы руководства ФТС.

Вот что об этом говорит Дмитрий Горовцов.

— Весной 2012 года жалобы перевозчиков на поборы со стороны РОСТЭКа, как вы знаете, были услышаны — президент дал прямое указание о ликвидации этой структуры. Но глава ФТС, как говорят в определённых кругах, «своих не сдаёт», и сейчас взамен РОСТЭКа он привёл некую «великолепную шестёрку» отобранных им фирм. Раньше грузоперевозчику достаточно было предъявить так называемую книжку МДП, предусмотренную международной Конвенцией МДП от 1975 года, которая выполняла двойную функцию: таможенной декларации, позволяющей пересекать границы различных государств, и гарантии оплаты таможенных платежей в случае недоставки товара. Теперь этот документ, после того как Бельянинов подписал своё распоряжение 58-р, сделали ничтожным, так как без уплаты некоего сбора этой «шестёрке» ни одну фуру таможенники не пропускают. По моему мнению, спрут просто поменял окраску...

— Остаётся только гадать о степени заинтересованности Андрея Бельянинова, может, он в одностороннем порядке решился на отмену положений международной конвенции? — задаётся прямым вопросом депутат. — При этом глава ФТС в своих публичных выступлениях, изображая озабоченного патриота, старается внести сюда политическую составляющую. Чисто технологическую конвенцию, цивилизованно обеспечивающую грузоперевозки между Россией и Евросоюзом, пытается выдать за некий акт, нарушающий национальные интересы России. И эти спекуляции в определённой степени срабатывают — такие весомые структуры, как Минтранс и МИД, в ситуацию активно не вмешиваются. Но это на фоне украинского кризиса, я думаю, особенно опасно. Евросоюз сегодня ищет любые поводы, чтобы представить нашу страну в невыгодном свете. Хотя логика здесь должна быть однозначной: ФТС не устраивают какие-то нормы конвенции? Пусть представит соответствующие предложения! Но ничего подобного не делается — одна демагогия...

Но самое главное здесь даже не политика, Ассоциация перевозчиков уже сегодня заявила, что с лета прошлого года на этих дополнительных платежах члены ассоциации потеряли примерно 83 млн рублей. И поэтому остро встаёт вопрос об исключении России как транзитного маршрута. Перевозчики прогнозируют уже в следующем году прямые потери от сокращения транзитных перевозок для российского бюджета в размере не менее 10 млрд долларов. Знаете, я думаю, что среди благоприятных последствий украинского кризиса есть ещё одно — действия наших «заклятых» друзей помимо всего прочего заставят нас наконец считать государственные денежки. В условиях, когда наша страна окружена такими «заокеанскими партнёрами», мы не можем больше себе позволить такую дорогую коррупцию. И в связи с этим сразу встаёт вопрос: 10 млрд долларов — не слишком ли высокая цена за самоуправство одного конкретного чиновника?

Пенсионеры тоже в деле

И здесь я хотел бы ещё раз вернуться к словам Дмитрия Горовцова, в частности о неких выплатах на «улучшение жилья». Просто это очень характерно для нашей таможни. Особенно в свете знаменитой просьбы Андрея Бельянинова к президенту — дать таможне хотя бы полдня поработать на себя. О нас, мол, совсем уже государство забыло — об этих бессребрениках таможенного дела. И вот здесь я хочу рассказать, как эти люди бедствуют за бюджетный счёт.

Наш Дмитрий Горовцов рассказал об интересной практике двойного содержания:

— В ходе проверки центрального аппарата ФТС и в частности управления тыловой службы, которым руководит тот самый генерал-водитель Комличенко, выяснилось, что ряд руководящих сотрудников, кстати говоря, тоже генералы, якобы получают от государства некое двойное содержание — пенсии и зарплату как сотрудники ФТС. В частности, речь идёт о начальнике Управления кадров и государственной службы ФТС полковнике Сергее Ханутине, которого называют «без пяти минут генералом», поскольку представление на новое звание уже подписано главой ФТС. В 2007-м он, кажется, ушёл на пенсию из Рособоронзаказа, где работал в своё время и Андрей Бельянинов. Вероятно, он зарегистрировался в комиссариате как пенсионер, а через полгода его снова видели на работе — уже в ФТС. Но при этом генерал, видимо, «забыл» предупредить об этом свой предыдущий комиссариат. И мог спокойно все эти годы получать пенсию, а это, к слову сказать, может быть расценено как уголовное преступление — имеется специальная статья в УК за махинации с пенсиями. Точно так же, видимо, поступил и другой пенсионер — начальник Управления таможенного сотрудничества ФТС Сергей Коноваленко. Без пяти минут генералу Сергею Ханутину таким образом государство переплатило около 1 млн 200 тыс. рублей, Коноваленко — около 600 тысяч. Обратите внимание, какие суммы-то ничтожные для этих людей, чего мараться-то? Но нет, они, видимо, просто физически не смогли пройти даже мимо этих «копеек».

Чтобы читателю было понятно: эти генералы, если продолжать линию, начатую в прошлых материалах, о том «какая свита делает короля», являются своего рода вторым кругом приближённых. Или «свита свиты», в данном случае прямые подчинённые и креатура водителя, а ныне генерала тыловой службы Сергея Комличенко.

Но и это ещё не всё. В 2013 году, знаете, в то самое время, когда Бельянинов просит у президента РФ полдня поработать на себя, глава ФТС подписывает ряд приказов об оказании единовременной материальной помощи на покупку жилья для сотрудников таможни. По правилам такая помощь, понятно, предоставляется людям, не имеющим жилья или нуждающимся в его улучшении. И вдруг среди таких «нуждающихся» оказываются и начальники служб. О том, что некоторым из них удаётся и так зарабатывать с двух кормушек , мы выяснили. Вот такие нуждающиеся! Понятно, что это само по себе может являться серьёзным нарушением, ни в каком улучшении жилья этот человек не нуждался. Читателю, вероятно, будет интересно, сколько составляют социальные выплаты в центральном аппарате ФТС — не падайте: материальная помощь от Бельянинова своим генералам составила примерно от 8 до 13 млн рублей! Умейте жить, как говорится, и это при том, что они не имели прав на материальную помощь! Эта помощь фактически была украдена у тех, кто действительно в ней нуждался.

Но и это ещё не всё, чтобы, как говорят журналисты, полностью «закольцевать» тему. Одновременно со всеми этими событиями «с поличным следственные органы арестовывают полковника Контрольного управления ФТС, некоего Абрамова. По версии следствия, этот товарищ вымогал деньги у гражданина — около 12 тыс. евро за трудоустройство в центральном аппарате ФТС . При получении взятки в 5 тыс. евро его и взяли. И здесь, наверное, не надо быть большим логиком, чтобы понять, что непосредственно оформлять документы на трудоустройство в центральный аппарат ФТС как раз мог начальник Управления кадров, делится с нами Дмитрий Горовцов.

Я задаюсь вопросом: сколько из этих 12 тыс. могло предназначаться лично ему?

Депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов разъясняет:

— Знаете, на видео задержания Абрамова есть кадры обыска на даче простого полковника таможенной службы. Здесь, что называется, всё включено — сауна, бассейн с фонтаном, катер, роскошные иномарки (две штуки), антикварное оружие, набор импортных охотничьих ружей, шкуры диких животных и так далее и тому подобное. Всё устроено очень дорого и с «варварской» роскошью. При этом следствие говорит, что, будучи руководящим сотрудником ФТС, на этого полковника могло возбуждаться уголовное дело за нападение на представителя власти.

Интересно, если так живут простые полковники таможни, то что тогда творится на дачах генералов?

А чтобы уж совсем закончить картину происходящего только в одном тыловом ведомстве, расскажу о ещё одном уголовном деле, так как о нём также почему-то не пишут СМИ. В апреле прошлого года с поличным были арестованы два предпринимателя — Лагуткин и Пешков. Они должны были поставить для центрального аппарата ФТС некое оборудование, в частности аппаратуру для кинозала. Реальная стоимость этого оборудования составляла около 40 млн рублей, эти же деятели умудрились в 2 раза завысить цену на это оборудование и получить госконтракт. И угадайте, в чьей зоне ответственности находился этот контракт? Правильно, начальника тылового обеспечения таможни Сергея Комличенко, который скоро из водителей, видимо, дорастёт до руководителя госграницы.

Вместо эпилога

Знаете, в чём один из плюсов моей профессии? Я, как журналист, могу спокойно встречаться как с людьми с криминальным прошлым, так и представителями спецслужб. И довольно часто, разговаривая с людьми в «авторитетных» наколках, они задают мне иногда вопрос:

А чем наша банда хуже какой-нибудь банды генералов? Мы по сравнению с ними одуванчики...

Насчёт одуванчиков я, конечно, не знаю. Но вот насчёт банды — поглядите на ситуацию только в одном отдельном управлении ФТС. Сидит генерал на генерале и генералом погоняет, а пьяненькие полковники — у них на побегушках. И метёт эта организованная в строго определённое сообщество группа буквально всё, до чего дотянутся руки — пенсии, матпомощь, трудовые контракты, киноаппаратуру, софт, спецталоны ,( Подчиненный Бельянинова сделал "непроверямыми" 100 частных авто ) книжки МДП, таможенные сборы, броневики «Ивеко», контрабанду. Одним словом — всё. И когда мне попадаются подобные истории, я искренне удивляюсь: когда эти слуги народа наконец наедятся, куда в них столько влезает?

Почему они никогда сами не останавливаются? Вот возьмите того же Андрея Бельянинова — ведь столько про человека уже известно. Как было бы хорошо, если бы он наконец услышал это всё. Взял бы да и собрал своих генералов и широкую обслугу в каком-нибудь любимом ресторане в державном отеле на набережной Москвы-реки. Согрел в руках родной микрофон, спел бы на «бис» песню про юного барабанщика да и ушёл бы в почётную отставку. А весь зал со слезами на глазах ему стоя аплодировал бы. Как красиво...

И вот здесь самая главная загадка: почему они этого не делают? На все хитроумные и головоломные комбинации, чтобы, например, обмануть главу государства, ума у них хватает. А на это простое и логичное действие — вовремя уйти от «игрального аппарата» — нет. Что с ними не так? Когда же они наедятся?

В правительстве определились с кандидатурой нового руководителя Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница). Как стало известно "Ъ", возглавить ведомство может Сергей Комличенко, занимающий сейчас пост заместителя главы Федеральной таможенной службы (ФТС). Его кандидатура согласована с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, который в ближайшее время порекомендует его назначение премьеру Дмитрию Медведеву.


Как рассказал "Ъ" высокопоставленный источник в аппарате правительства, вчера днем господин Комличенко прибыл в Белый дом, где встретился с Дмитрием Рогозиным (он курирует деятельность Росграницы). Несмотря на то что повестка встречи формально не разглашалась, заместитель главы ФТС, по данным "Ъ", был осведомлен о возможном предложении стать главой Росграницы. Как говорит собеседник "Ъ" в правительстве, Дмитрий Рогозин счел кандидатуру господина Комличенко подходящей для руководства ведомства. В ближайшее время вице-премьер направит соответствующее представление о назначении Сергея Комличенко Дмитрию Медведеву.

Созданное указом президента Владимира Путина 11 октября 2007 года ведомство отвечает за обустройство государственной границы, создание, развитие и обеспечение деятельности пунктов пропуска. Большую часть времени его возглавлял Дмитрий Безделов, уволенный 21 октября 2013 года. Как сообщал "Ъ", поводом стали результаты работы ревизионной комиссии, которая выявила серьезные нарушения как в самом ведомстве (распределение денег по ФЦП "Развитие государственной границы РФ на 2003-2011 годы" объемом около 150 млрд руб. было сведено к "банальному освоению бюджетных средств"), так и в деятельности господина Безделова (около 1 млрд руб. из той же целевой программы оказалось на счетах банка "Агросоюз", главным бенефициаром которого является отец экс-руководителя ведомства). Спустя сутки в Росгранице и подконтрольном ему федеральном казенном управлении "Росгранстрой" сотрудники ФСБ провели задержания. Вопросы возникли к начальнику управления капитального строительства и эксплуатации Даниле Вавилову и еще нескольким сотрудникам (см. "Ъ" от 23 октября 2013 года).

Поиск нового главы проходил при содействии Федеральной службы безопасности (в нее входит пограничная служба, являющаяся основным заказчиком услуг Росграницы). По сведениям "Ъ", господин Комличенко был не единственным претендентом на эту должность. Помимо него рассматривались еще три кандидата — исполнявший обязанности главы ведомства Юрий Мальцев, первый зампред комитета по обороне Госдумы Сергей Жигарев (ЛДПР), а также один из высокопоставленных сотрудников спецслужб. По словам собеседника "Ъ" в правительстве, господин Жигарев хоть и был внесен в шорт-лист, но реальных шансов занять эту должность не имел — вариант с его назначением не устраивал ФСБ. Кандидатуру Юрия Мальцева до последнего лоббировали в самой Росгранице, однако в его случае негативно сказался факт многолетней работы с Дмитрием Безделовым. Более того, по данным "Ъ", несколько недель назад Дмитрий Рогозин вызывал чиновника к себе на разговор, требуя от него отдачи по работе — вице-премьер посчитал, что господин Мальцев не справляется с обязанностями. Ставить же "чистого силовика", по признанию правительственного источника "Ъ", было также не совсем желательно: несмотря на специфику работы, в ведомстве нужен был человек с опытом управленца в госструктурах.

Впрочем, у Сергея Комличенко, судя по всему, есть опыт работы в органах госбезопасности: в открытых источниках информации о его деятельности содержится крайне мало. Известно, что он родился 15 мая 1971 года на Украине, в Киевской области. С конца 1990-х работал в госкомпании "Росвооружение" (с 2000 года — "Рособоронэкспорт"), а впоследствии стал начальником главного управления тылового обеспечения ФТС. В марте 2010 года его повысили до заместителя руководителя ведомства Андрея Бельянинова, круг курируемых вопросов он сохранил. Впоследствии указом президента Путина получил повышение и в звании, став генерал-лейтенантом таможенной службы. По отзывам коллег господина Комличенко, за время его работы в ФТС у него сложились хорошие отношения с господином Бельяниновым, поэтому в случае необходимости последний может дать положительные рекомендации в его адрес.

Одной из основных задач, которые будут поставлены перед господином Комличенко, станет наведение финансового порядка в ведомстве с учетом обновленной федеральной целевой программы на 2012-2020 годы, бюджет которой предусмотрен на уровне 134 млрд руб.

Смена руководства Федеральной таможенной службы (ФТС) внешне очень похожа на отставку одиозного министра обороны Сердюкова : чиновник уходит на фоне резонансного уголовного дела, которое затем "сдувается". Однако есть и существенные различия: отставка Бельянинова стала результатом не аппаратной борьбы внутри министерства, а многолетнего противостояния двух ведомств, каждое из которых не против контролировать крупнейшие денежные потоки, наполняющие государственный бюджет. Общий кризис стал только катализатором событий: "Жирных" мест стало меньше, борьба за обладание ими стала жестче, говорится в расследовании "Новой газеты".

Профилактика премудростью Божией

«Где посадки?» - обратился в 2009 году премьер-министр Владимир Путин к руководству силового блока. В течение короткого времени ФСБ провела ряд мероприятий, ставших известными как «дело Черкизона».

Скомпрометированный Игорь Завражный был отозван приказом директора ФСБ Александра Бортникова, а аппарат прикомандированных сотрудников (АПС) фактически прекратил свое существование в ФТС, напоминает сотрудник ФСБ. «Таковы зигзаги судьбы: Бельянинову удалось устранить из своего ведомства генерала ФСБ руками самой ФСБ», - говорит собеседник.

Распрощавшись с Завражным, Бельянинов устроил масштабную зачистку: часть сотрудников СЭБ ФСБ вернулись на Лубянку, часть - уволились из ФСБ и продолжили служить в ФТС.

В числе тех, кто предпочел снять погоны чекиста, оказался и тогдашний начальник правового управления таможни Андрей Струков , чей кабинет в июле нынешнего года также обыскивало УСБ ФСБ. «Но Струков не был для Бельянинова чужим - ранее они работали в Рособоронэкспорте, куда Струков был прикомандирован из департамента военной контрразведки ФСБ», - поясняет сотрудник ФСБ.

Впрочем, продолжает собеседник, уход Игоря Завражного и других АПС развязал руки СЭБ ФСБ, которая с тех пор начала наносить массированные удары по сотрудникам региональных таможенных управлений и центрального аппарата ФТС.

«Дошло до того, что 7-й отдел Управления «К» в течение года вышел в лидеры по количеству реализаций материалов, связанных с контрабандой и коррупцией в таможне. Правда, почти ни одно из них не привело к привлечению к ответственности близкого окружения главы ФТС», - говорит сотрудник ФСБ.

Слабые места: закупки и декларации

Новый руководитель ФТС Владимир Булавин, по словам сотрудника ФСБ, намерен пристально изучить два направления деятельности прежнего руководства: государственные закупки, совершенные Центральным информационно-техническим таможенным управлением и Главным управлением тылового обеспечения ФТС, и внедренные Андреем Бельяниновым центры электронного декларирования (ЦЭД).

Особый интерес вызывает последнее направление, говорит сотрудник ФСБ.

«До введения ЦЭД в 2011 году товар ввозился в пункте пропуска, а растаможивался в месте доставки. Но в определенный момент руководство ФТС приняло решение о внедрении новой технологии, позволяющей разделить место фактического ввоза товара и его таможенного оформления. Официально это было сделано в целях облегчения таможенного оформления для импортера. На практике же это обернулось облегчением сокрытия контрабанды. Универсальный пример: через условный пункт пропуска во Владивостоке ввозится контейнер, декларация на который подается в ЦЭД в Можайске. При этом в контейнере находится китайская одежда, а в поданной декларации указывается ламинат. Сотрудники ЦЭД, выпускающие товар, не могут и не должны проверять содержимое контейнера, а досмотровые инспекторы во Владивостоке, в свою очередь, удалены от ЦЭД семью часовыми поясами. Таким образом, для выявления недостоверного декларирования правоохранительным органам надо проводить оперативные мероприятия одновременно и во Владивостоке, и в Можайске. С точки зрения уклонения от возможного уголовного дела схема безупречна», - подчеркивает собеседник.

Еще одна интересующая ФСБ тема, по его словам, касается института уполномоченных экономических операторов (УЭО): «Компаниям, включенным в реестр УЭО, были созданы уникальные условия: предоставляя банковскую гарантию на сумму 1 млн евро, они освобождались от обязанности подавать декларацию на момент фактического выпуска товара в свободное обращение. Им разрешалось декларировать товар 10-го числа следующего месяца после его ввоза. То есть, ввозя контейнер с одеждой под видом ткани без подачи декларации, у контрабандистов исчезал риск быть пойманными. В ходе последних оперативных мероприятий были найдены отчеты привилегированных операторов, занижавших таможенную стоимость и подменявших номенклатуру товара. За незаконный ввоз одного контейнера такие операторы получали от 2 до 5 тысяч долларов».

Помимо этого ФТС может провести проверку отчуждения имущества, находившегося на балансе ФГУП «РОСТЭК», в пользу отдельных приближенных к руководству таможни бизнесменов. По данным источников в ФСБ, особое внимание привлекает пасынок бывшего сослуживца Бельянинова Сергея Лобанова, бизнесмен Сергей Лобанов-младший. «Начав работать в сфере околотаможенного бизнеса, Лобанов стал владельцем крупных долей в страховой группе «Арсеналъ», Нефтепромбанке, молдавском банке Victoria и компании-концессионере аэропорта Кишинева», - говорит собеседник.

Впрочем, по словам знакомого бизнесмена, в настоящее время Лобанов находится в Москве, руководит своими предприятиями и еще ни разу не вызывался на допрос. «Бизнес Сергея был действительно плотно встроен в систему таможенного регулирования, что вряд ли приятно новому руководству - все-таки это не их человек. Вместе с тем просто так взять и пересмотреть соглашения с той же СК «Арсеналъ» невозможно - ею застрахованы сотни автоперевозчиков. А объем подтвержденных перед ФТС обязательств об уплате этими перевозчиками таможенных платежей составляет около 11,5 млрд рублей», - говорит он.

Список Булавина

16 августа, спустя неделю после визита Андрея Бельянинова на Лубянку, начальник СЭБ ФСБ Сергей Королев передал новому главе ФТС Владимиру Булавину два списка с данными его подчиненных. Один список насчитывает около 80 фамилий - судьба этих людей будто бы зависит исключительно от личной воли Булавина. Во втором списке, который в ФТС успели окрестить «расстрельным», содержится 11 фамилий - эти люди якобы точно покинут свои посты до середины сентября. Более того, некоторые из них могут быть привлечены к уголовной ответственности. «Начальник Управления противодействия коррупции Франц Августинович, первый заместитель руководителя ФТС Владимир Малинин, начальник Центрального таможенного управления Сергей Прусов, руководство Главного управления таможенного оформления в полном составе, замглавы ФТС Татьяна Голендеева, замглавы ФТС Андрей Струков, начальник аналитического управления Филипп Золотницкий», - перечисляет некоторых из «расстрельного» списка сотрудник ФСБ.

По нашим сведениям, их должности, а также должности начальников Главного управления по борьбе с контрабандой, Управления специальных технических мероприятий и региональных оперативных таможен займут действующие офицеры Лубянки на основании закрытого межведомственного приказа ФСБ и ФТС о назначении прикомандированных сотрудников ФСБ категории «Б» (с обязанностью ведения в ведомстве оперативно-разыскных мероприятий).

Впрочем, новый порядок в ФТС действующие сотрудники, по признаниям некоторых из них, почувствовали еще до грядущих назначений. На следующий день после визита Сергея Королева у двери кабинета Владимира Булавина появилось объявление: «Вход только с папками для документов. Без портфелей, мобильных телефонов и других электронных устройств». «ФСБ не вернулась к нам. Это мы стали частью ФСБ», - заключает сотрудник таможенной службы.

Из 150 спецталонов, выписанных таможенниками в 2011 г., около сотни оформили на личные автомобили, включая Audi A8 замглавы ФТС

Оригинал этого материала
© "Независимая газета" , 14.06.2013, На дороге под таможенным прикрытием, Фото: "Коммерсант" , ФТС

Александра Самарина

Следственный комитет (СК) возбудил уголовное дело о превышении полномочий в отношении начальника отдела Главного управления тылового обеспечения Федеральной таможенной службы (ФТС) России Дмитрия Кузнецова. По информации «НГ», это произошло еще 11 июня, а вчера Генеральная прокуратура утвердила это решение. После чего были проведены обыски в кабинетах центрального аппарата ФТС. Кузнецова подозревают в незаконной выдаче спецталонов, освобождающих автовладельцев от досмотра.

Спецоперация была проведена Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России совместно с Управлением «К» СЭБ ФСБ. Дмитрию Кузнецову вменяют ст. 286 УК РФ - «превышение должностных полномочий».

Следствием установлено, что в прошлом году он «организовал незаконное оформление и выдачу третьим лицам специальных документов оперативного прикрытия», - сообщил вчера сотрудник пресс-службы МВД. При предъявлении документа прикрытия - «Предписания на транспортное средство» не проверяются ни водительское удостоверение, ни регистрационные документы, ни путевой лист, ни транспортное средство, ни перевозимый груз, ни водитель, ни сопровождающие его граждане. Процедура получения чиновниками спецталонов такова. МВД по запросу ведомства, в структуре которого есть оперативно-разыскная служба, выдает ему соответствующие бланки. По информации «НГ», по состоянию на 2011 год, из 150 предписаний ФТС выдала около сотни талонов на личные автомобили. А спустя некоторое время подразделение, занимавшееся оперативно-разыскной деятельностью, было упразднено.

Следствие не исключает «возможного получения злоумышленником незаконного денежного вознаграждения за предоставление вышеуказанных «услуг». Как рассказал «НГ» источник, близкий к силовым структурам, производившим вчера обыски в центральных офисах ФТС, Кузнецова брали с поличным: на его столе лежали свежеизготовленные спецталоны на будущих неприкасаемых. По словам собеседника «НГ», силовикам не сразу обеспечили доступ на объект: «Кроме того, в кабинет во время обыска и после него приходил министр, который требовал прекратить осмотр помещения».

[Коммерсант.Ру, 13.06.2013, "Спецталон заменил права" : Как стало известно “Ъ”, оперативная разработка высокопоставленного таможенника велась на протяжении нескольких месяцев. […]
После задержания таможенника оперативники провели санкционированный судом обыск, изъяв в кабинете Дмитрия Кузнецова всю документацию, касающуюся выдачи спецталонов. Как пояснили “Ъ”, таких предписаний на транспортное средство, выделявшихся ФТС в 2011–2012 годах, было 250. Каждое из них находится на особом учете, а выдача владельцу транспортного средства визируется руководством Дмитрия Кузнецова.
Вчера весь день с Дмитрием Кузнецовым работало следствие, выясняя все обстоятельства выдачи талонов неприкосновенности. При этом не исключено, что в деле о превышении должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ) могут появиться новые эпизоды и прозвучать фамилии лиц, занимающих более высокие должности. Во всяком случае, в книге регистрации выдачи предписаний, как свидетельствует проведенная при обыске съемка, есть записи, позволяющие заподозрить, что спецталоны могли выдаваться посторонним людям и без участия Дмитрия Кузнецова. - Врезка К.ру]

По данным газеты, среди «счастливчиков», пользовавшихся незаконными привилегиями, оказался некий Владимир Ежов, который 18 декабря 2009 года за «пьяную» езду был лишен (по суду!) водительских прав на полтора года - с 21 февраля 2010 года по 21 августа 2011-го. Это не помешало 3 марта 2011 года оформить индульгенцию на имя Ежова - предписание № 024346, закрепленное за РОПУ (Региональное оперативно-поисковое управление. - «НГ») ФТС РФ. В частности, по данным «НГ», спецталоны были оформлены на личные автомобили начальника Главного организационно-инспекторского Управления ФТС России Сергея Лобанова. 1 марта 2011 года ему было выдано сразу два предписания - на два личных автомобиля: «Тойоту» и «Лексус». После чего Лобанов оформил на себя и третье предписание - на личный 500-й «Мерседес-бенц». 28 февраля 2011 года получил аналогичный подарок на личный автомобиль «Ауди-8» замглавы ФТС (в прошлом - личный водитель нынешнего министра. - «НГ»), начальник Главного управления тылового обеспечения Сергей Комличенко, в чьем подчинении находится Дмитрий Кузнецов. Источник «НГ» высказал уверенность, что виновные в злоупотреблениях получат обвинения по нескольким статьям УК: «Речь о ст. 285 - превышение служебных полномочий должностным лицом, и ст. 159 - мошенничество. Если докажут, что за выдачу предписаний брали деньги, то налицо будет и иной состав преступления. То есть речь пойдет о наживе - в личных целях, с использованием должностного положения».