Упражнения на развитие полетности, силы, звонкости голоса. Развитие голоса. Подборка упражнений

Мудрейшие люди всех времен придавали огромное значение:

Хазрат Инайаят Хан, индийский музыкант и философ считал, что, познав тайну звука, можно познать .

Мое мнение, голос является даже более откровенным зеркалом души, чем глаза. Глаза можно отвести в сторону, спрятать за темными стеклами очков, а голос, если не владеть им, расскажет обо всех проблемах личности: отразит внутреннюю реальность человека во всех красках. К примеру:

  • Вы повышаете голос без надобности - значит, волнуетесь и теряете контроль над собой;
  • Темп речи ускоряется - неуверенность;
  • Перебиваете и пытаетесь ответить, не дослушав вопрос до конца - раздражены.

Но если мы владеем этим мощным инструментом, то с его помощью можем гармонизировать наш внутренний мир (обретать уверенность и спокойствие), а значит творить нашу реальность.

Ведь голос - это наша визитная карточка. Специальные упражнения для тренировки голоса, научат вас говорить красиво, уверенно и свободно. К вашему мнению всегда будут прислушиваться, и в свой адрес вы никогда не услышите: "Лучше бы он рта не открывал".

Нужно ли именно вам работать над голосом

  • Читаем с карандашом.

Карандаш или винную пробку зажимаем между передними зубами. При этом рот приоткрыт, язык не касается пробки (карандаша), зубы обнажены. Произносим те звуки, при проговаривании которых губы не включаются в движение: к, г, гь, кь, й, нь, н, ль, л, дь, д. Далее соединяем их с гласными.

Берем любую книгу и читаем вслух несколько страниц в этом неудобном положении. Повторять необходимо ежедневно. Положительный эффект замечается быстро.

  • К Т П (шесть разных сочетаний) + звуки гласные Ы О Э И А У.

Например: повторяем быстро кпти-кптэ-ктпо-ктпа-ктпо-ктпу-ктпы, затем ктпи-ктпэ-ктпа-ктпо-ктпу-ктпы и так далее сочетая с разными гласными (ктпи-…, кпти-…, тпки-…, птки-…).

Те же действия проделываем для согласных Б Г Д, Ж Р Л, М Р Л в сочетании их с звуками гласными Ы О Э И А У.

  • Выпишите те звуки, которые с трудом поддаются вашему произношению (например, р, ц, л). Составьте предложения со словами, в которых эти звуки повторяются часто. Повторяйте эти предложения ежедневно.
  • Произносите сначала беззвучно, а затем с голосом гласные : иииии, ёёёёё, ооооо, яяяяя, ааааа. Рот должен быть открыт широко, челюсть опускается вниз свободно.
  • Читайте любимые стихи , выговаривая и напирая на звуки яяяяя, ааааа, иииии, эээээ, ёёёёё.
  • Проговаривайте скороговорки-языковертки : сначала - медленно, затем - быстро, четко и ритмично:

Уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.

Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

Горихвостка-гори-хвосточка выгорихвостила горихвостят.

Шилоклювка-шилоклю-вочка вышилоклювила шилоклювчат.

А мне не до недомогания.

Брит Клим-брат, брит Глеб-брат, брат Игнат - бородат.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Нес не нес, а до нас донес.

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

Везет цапля чушку с щучкой на санках.

Велика куча не надокучит.

Рододендроны из дендрария.

То то, то другое, то то, то другое, то египетским богом там кажется дятел.

  • Бабушкин метод : берем в рот грецкие орехи и разговариваем, читаем вслух минут по 20 каждый день. Вспомните фильм «Я самая обаятельная и привлекательная» с Ириной Муравьевой в главной роли. Вот она там таким же способом развивала свою речь. Главное - нужно слоги проговаривать четко.

Тренировка нижней челюсти

Заниматься следует перед зеркалом, в упражнениях должны участвовать только артикуляционные органы, а лоб, нос и глаза - неподвижны. Делайте упражнения плавно и не спеша.

  • Опускаем нижнюю челюсть на два пальца и в этом положении удерживаем ее, считая до пяти. Рот медленно закрыть.
  • Опускаем нижнюю челюсть и медленно двигаем ею влево и вправо.
  • Опускаем нижнюю челюсть и медленно выдвигаем ее вперед и возвращаем в исходное положение.

Тренируем мышцы языка

Малоподвижный и вялый язык часто приводит к потере разборчивости речи, она становится смазанной и невнятной.

  • Сверните язык трубочкой.
  • Высуньте язык изо рта как можно дальше и подвигайте им влево, вправо, вниз и вверх.
  • Оближите языком все внутри рта, как будто наводите уборку, проникая в самые дальние уголки.
  • Поцокайте языком, плотно прижимая его к небу и затем резко опуская.
  • Все эти упражнения производите качественно, но без излишнего напряжения.

Тренировка губ

  • В исходном положении закрыт рот, мышцы нижней челюсти расслаблены. Поочередно поднимайте и опускайте верхнюю и нижнюю губы, десны при этом не видны, а мышцы лица спокойны.
  • Оттягивайте уголки рта в стороны, а затем вытягивайте губы вперед трубочкой. Сначала имитируйте, далее произносите звуки у – и.
  • Многократно произнесите сочетания губных согласных бм, мб, мп, пм и губно-зубных мв, ем, вб, бв и др.
  • Массируйте губы: нижними зубами верхнюю, а верхними - нижнюю.
  • Вытягивайте губы трубочкой и двигайте влево-вправо.

Тренировка мышц глотки

  • Сначала мысленно, потом шепотом, далее вслух поочередно произносите звуки «и», «у». Повторять не меньше 10-15 раз.

Это упражнение разрабатывает подвижность гортани: произнесение гласных звуков «и» гортань принимает самое высокое положение, а фонация «у» опускает ее в самое низкое положение.

  • Зубы сомкнуты, всасывайте воздух.
  • Губы вытянуты вперед, всасывайте воздух.
  • Имитируйте жевательные движения при открытом и закрытом рте - во время упражнения энергично сокращается мускулатура гортани, мягкого неба, глотки, губ и языка.

Вырабатываем звонкость и полетность голоса

Тренируем верхние резонаторы:

  • Сидя или стоя сделайте через нос короткий вдох. Одновременно, с закрытым ртом и без напряжения, произнесите «н» или «м» с вопросительной интонацией. Постарайтесь почувствовать вибрацию в области верхней губы и носа.
  • Сделайте глубокий вдох. Выдыхая, произнесите «бонн», «донн» или «бимм». Последнюю согласную проговаривайте протяжно, добейтесь ощущения вибрации в области верхней губы и носа.
  • Вдохните глубоко. Выдыхая, произносите протяжно слоги «момм», "мимм","нинн", "нунн", "нанн" и др.
  • Сделайте глубокий вдох. На выдохе произносите сначала коротко, а далее протяжно любой из открытых слогов: му-муу, ми-мии, мо-моо, но-ноо, ни-нии и др.

Тренируем нижние резонаторы (гласные «у» и «о» проговаривайте протяжно и наиболее низко):

  • В положении стоя положите на грудь руку. Сделайте зевок с закрытым ртом, гортань зафиксируйте в нижнем положении. Выдыхая, произнесите «у» либо «о», постарайтесь почувствовать вибрацию грудной клетки. Если не получается, можно вибрацию вызвать искусственно, легко постукивая рукой по грудине.
  • В положении стоя положите на грудную клетку руки. Наклоняясь вперед, выдыхайте и произносите длительно и протяжно гласные «у», «и».
  • Положение стоя, руки на груди. Произносите на выдохе «окно», «око», «олово», «мука» или «молоко».

В завершение этой статьи позвольте процитировать слова Хазрат Инайят Хана:

Тот, кто владеет собой - свободен.

Выбор свободного человека - безграничен.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте .

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина - в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником - прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном - держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит , и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем - глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» - самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» - самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем - на средней громкости и в конце - очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную . Живот должен быть расслаблен, а грудь - выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Галина Павлова
Упражнения на развитие полетности, силы, звонкости голоса

Голос - это звук , образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса - это сила , высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность , подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса - это его громкость , зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Высота голоса - это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах - нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа) . Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять , то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.

Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т. п.) . В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость . Голос звучит звонко , когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов, от направленности звука, а также от активности губ.

Благозвучность голоса подразумевает , кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений . Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи

Благозвучие речи - это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей : "в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри"; нанизывание слов с несколькими согласными подряд : "всех чувств взор есть благороднее"; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных : "и у Иоанна". Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся

Подвижностью голоса - это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.

Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса , способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т. д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса , паузация, убыстрение или замедление темпа речи.

Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека , однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи» .

Упражнение 1 . Произнесите тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса :

Скажи погромче слово «гром» -

Грохочет слово, словно гром!

Я сижу и слушаю, не дыша,

Шорох шуршащего камыша.

Камышинки шепчутся :

Ши, ши, ши!

Что вы тихо шепчете, камыши?

Разве так шушукаться хорошо?

А в ответ шуршание :

Шо, шо, шо!

Гром грохочет - бух! Трах!

Словно горы рушит.

Тишина в испуге - ах! -

Затыкает уши.

Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти!

Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!

Иду вперед (тирлим-бом-бом) -

И снег идет (тирлим-бом-бом) .

Упражнение 2 . Подберите кричалки, шумелки, считалки (фольклорные или литературные, другие стихотворные произведения, которые, по вашему мнению, можно использовать для тренировки силы голоса .

Упражнение 3 . Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса , а затем “спускайтесь” вниз.

Упражнение 4 . Произнесите фразу с повышением голоса к ее концу : "Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!"

Упражнение 5 . Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания :

Я становлюсь аквалангистом.

Все ниже опускаюсь, ниже!

А дно морское ближе, ближе.

И вот уж в царстве я подводном!

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом .

Упражнение 7 . Добейтесь звонкости , собранности звука, произнося плавно и протяжно звук М.

Упражнение 8 . Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги : ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Упражнение 9 . Это упражнение надо выполнять вдвоем. Между двумя разговаривающими должно быть достаточно большое расстояние (хотя бы 6-10 метров, говорить надо тихо, почти шепотом, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы.

Упражнение 10 . Придумайте речевую ситуацию, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко. Продемонстрируйте эту беседу.

Упражнение 11 . Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением : "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали. быстро ехали. быстро ехали".

Упражнение 12 . Прочитайте приговорку с постепенным ускорением :

Божья коровушка,

Полети на солнышко ,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом :

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница .

Упражнение 13 . Прочитайте стихотворение в заданном темпе :

Еле-еле, еле-еле - - -(медленный темп)

Завертелись карусели. - - -(медленный темп)

А потом, потом, потом - - -(средний темп)

Все бегом, бегом, бегом! - - -(быстрый темп)

Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп)

Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп)

Тише, тише, не спешите - - -(средний темп)

Карусель остановите. - - -(средний темп)

Раз, два, раз, два - - -(медленный темп)

Вот и кончилась игра. - - -(медленный темп)

Упражнение 14 . Укажите, в каком темпе надо читать строчки стихотворения :

Мы идем по кругу,

Посмотри.

И шагаем дружно : раз, два, три.

Мы скачем по дороге,

Меняем часто ноги.

Поскакали, поскакали :

Скок-скок-скок!

А потом как аист встали -

и молчок!

Работа над тоном речи

Упражнение 15 . Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить : восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.

Упражнение 16 . Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками :

Пришла! Мне страшно за тебя! - - -(со страхом)

Во всем вини саму себя! - - -(со страхом)

Пришла! А самолюбье где? - - -(с осуждением)

За ним как верный пес везде! - - -(с осуждением)

Пришел? Так обмануть меня! - - -(с презрением)

Ты не мужик, а размазня! - - -(с презрением)

Пришел! Вот и попался, друг! - - -(с ехидством)

Меня ведь не обманешь вдруг! - - -(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! - - -(радостно)

Нам друг без друга не прожить! - - -(радостно)

Ушел. Придет иль нет? Загадка. - - -(с тревогой)

Я поступила с ним так гадко! - - -(с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! - - -(с облегчением)

Избави бог от этих встреч! - - -(с облегчением) .

Список литературы

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е . С. Алмазова; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - М : Айрис-пресс, 2005. - 151 с.

2. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. - М.:АСТ : Астрель, 2007. - 222 с.

3. Борозинец Н. М. Логопедические технологии : Учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. - Ставрополь : СГПИ, 2009. - 224 с.

4. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л. С. Вакуленко. - СПб.: Детство-пресс, 2002. - 128 с.

Упражнение "колыбельная"

Представьте, что вы ук а чиваете ребёнка и мягко напевайте знакомую фразу колыбельной мелодии:

м-м- м- м-м-м...


Эту мелодию напевайте на всех гл асных. Добивайтесь мягкой атаки звука:

а-а-а- а- а-а-а...
о-о- о- о-о-о-о...
у-у -у- у-у-у-у...
э-э-э- э-э -э-э-э...


Запомните сост оя ние мышечной свободы в области глотки и о щу щение, как-будто качаешь гласные диафрагмой. Раскрытие рта по мо гает лучшему выведению наружу звуковой энергии. Поэ т ому нужно добиваться свободы мышц нижней че лю сти, и избегать положения, когда некоторые д ик торы говорят не разжимая зубов. Такая манера делает голос сдав лен ным, не летящим.

Следует заметить, что нет е дин ого для всех раствора рта. Всё зависит от р еч евого аппарата и характера голоса каждого диктора. С те пень открывания рта определяется на иболее качественным звучанием и наиболее чётким и яс ны м произнесением звуков. Чтобы выработать умение расс ла блять нижнюю челюсть и снимать с ко ванность речевого аппарата необходимо выполнять упр аж нения, где используются тексты с частым пов то рением звука "а". Вот два из них:

Упражнение "хочу молока"

Представьте, что вы "бо ль ны". На стоне обращайтесь к маме:

Ах, больной я. Ай-ай-ай! Молока мне, мама, дай!


Рот раскрываете хорошо, но не очень. В сё естественно. Челюсть опускается м я гко и вниз, не в сторону. Текст звучит слитно на пр от яжном голосе. Поищите лёгк ое звучание на различных высотах:

Ахбольной яа йайаймолокамнемамадай


Голос не заниж ай те, не садитесь на горло. Также, не завышайте ег о, чтоб не потерялась свобода мышц и крепость опоры. Пок а р азвивайте центр своего голоса, три- чет ыре тона.

Упражнение "диктовка"

Неторо пл иво, чётко диктуйте:

На ато м, на атом, на атом
В атаку идёт атак
ую щий класс.
Он ато
м, он атом, он атом
Заставил раб
от ать на нас.


Первый раз - по сл овам, чтоб "успели записать". Несите точный и н тонационно-смысловой рисунок знаков препинания. Второй раз уже ди ктуйте по фразам, которую произносите бе з пауз, слитно. При произнесении гласного "а" следите за с во бодой нижней челюсти. Спокойный посыл з ву ка при диктовке снимает зажатость в гло тке, убирает заниженность голоса, чем злоупотребляют дикторы, и ме ющие низкие голоса. Не посылайте голос д ал еко вперёд. Это вызовет напряжение голосового ап пар ата. Наоборот, вырабатывайте ощ у щение того, что говоришь, посылая звук "к себе". Как это дост ига ется? Поставьте задачу привлечь к себе вн имание аудитории. Перед тем, как говорить, мысленно скажите: "В ним ание, начинаю!" И голос зазвучит заз ывн о, спокойно, речь будет приковывать внимание слуша те лей. Ощущением сво бо ды гортани обеспечивается прав ил ьное звучание голоса. Низкое, более спокойное положение гортани тренируется пр и помощи упражнений на про изнесение звука "у", а также "а" и "о".

Упражнение "эхо"

Трижды произнесите: "Ау-у". Пе рвый раз - зовите. Второй раз - "ау" з в учит, как отдалённое эхо. Третий раз - откликайтесь на эхо. Посл ед ите, что в это время происходит с м ыш цами губ и щёк, как звучит голос. При звучании гол ос а на эхо щёки и губы будут расслабле н ы, звук резонирует где-то в затылке. Когда откликаетесь на эхо, уг ол ки губ и щёки становятся напряжён ны ми, и звук резонирует ближе, в вытянутых губах. Делайте это упр ажн ение, следите за напряжением и рас слаблением мышц губ и щёк.

Различные упраж не ния со звуком "у" помогут убрать пест ро ту звучания гласных, когда "а" вылетает из живота, "е" - из голо со вой щели, "и" - протискивается из сдав ле нного горла, "о" - гудит, точно в бочке, а "у", "ы", "ю" попадают в та кие места из которых их не как не в ыт ащишь.

Упражнение "гудок"

"Постановке голоса" по мо жет такое упражнение: тяните "у" слитно, как гудок:

уу уу уу…


А теперь, слив в одну линию все ше сть гласных, гудите:

уууОуууАу уу ЭуууИуууЫууу…


При этом старайтесь дер жа ть губы в положении "у". Это помогает д об иться единого качества других гласных.
Следите за качеством зву
чан ия и при активном произнесении отде л ьных слогов. Чтоб не был пестроты:

Уо! У а ! Уэ! Уи! Уы!..

Звуки "а", "о", "э", "и", "ы" б уд то бы держатся на губах. Если "а" звучит далеко, приблизить зву ча ние поможет гласный "о". Т.к. при п р оизнесении этого звука губы имеют овальную фо рму и задерживают звук в губах. Для трени ро вки мягкой атаки при произнесении гласных "а" и "о" пр оч тите:


Не
по тропе,
а около к
ат илось "о"
и о ха ло.
"О" - оха ло,
"о" - о ка ло,
не по тр оп
е, а около!

Металлические звуки

Есть одна осо бе нность у гласных. Их можно пропеть. Иначе г ов оря, они имеют высоту, силу и продолжит ел ьность звучания. Каждый из гласных звуков можно произнести т иш е или громче, ниже или выше, дли нн ее или короче. Согласные дел ят ся на "шумные", те, которые состоят или из одн ого шума, или из шума и голоса, и "сонорные", в кот орых голос преобладает над шумом. К сонорным отн осят М, Н, Л, Р. Эти звуки также имеют длину, силу и вы со ту, и их также можно пропеть. Длиной, силой и высотой зв учан ия обладают и звонкие шумные согл ас ные: В, З, Ж. Эти звуки назовем "металли че скими".

Глухие согласные С, Ш, Щ, Х, Ф не имеют высоты, а согласные П, Б, Т, Д, К, Г, Ч, Ц - длины з вуч ания, хотя звонкие из них - Б, Д, Г им еют высоту. Эта группа согласных в упражн ен иях "на металл", с которыми мы сейчас познаком им ся, использована быть не может, т ак как эти согласные либо не имеют звучности, либо, как взрывные, не м ог ут быть слиты с соседними звуками. Приступая к упраж не ниям "на металл", необходимо вспомнить о з вук овых волнах. Слияние, сплетение таких волн придает человече ск ому голосу "металлическое" звучание, кот ор ое напоминает колокол.


Первое упраж не ние начнем со звука А. Произнесем его сн ач ала тихо, а затем постепенно, мягко расширим звучание, оп ят ь приведем к тихому и соединим А со зв уком У. Со звуком У повторим тоже самое. Сначала - тихое звучание У, п ото м - расширение, снова тихое з ву чание и слияние У со звуком О. Графически это в ыгл ядит так: А-У-О-У-Э-У. Для упражнения испо ль зуются такие пары звуков:

Упражнение 1

АУ, ОУ , ЭУ - взять дыхание- ЫУ, ИУ
АЫ, О
Ы , УЫ - >>> - ЭЫ, ЫЫ
АИ,
О И, УИ - >>> - ЭИ, ЫИ
АО,
УО , ЭО - >>> - ЫО, ИО
АЭ, О
Э , УЭ - >>> - ЫЭ, ИЭ

Делая это уп ра жнение, необходимо добиться непрерывности звучания. По эт ому дыхание в середине строчки берется очень б ыст ро. Через некоторое время всю строчку сле ду ет проработать на едином дыхании. Упражнение делается н а о дной, удобной для голоса высоте.

Упражнение 2

АМ, ОМ , УМ - дыхание - ЭМ, ЫМ, ИМ
АН,
О Н, УН - >>> - ЭН, ЫН, ИН
АЛ,
О Л, УЛ - >>> - ЭЛ, ЫЛ, ИЛ
АР,
О Р, УР - >>> - ЭР, ЫР, ИР
АВ, О
В , УВ - >>> - ЭВ, ЫВ, ИВ
АЗ,
ОЗ , УЗ - >>> - ЭЗ, ЫЗ, ИЗ
АЖ,
ОЖ , УЖ - >>> - ЭЖ, ЫЖ, ИЖ

В таком же по ря дке это упражнение прорабатывается с м ягкими гласными и мягкими металлическими согласными.


Упражнение 3

ЯМЬ, Е М Ь, ЮМЬ - дыхание - ЕМЬ, ИМЬ
ЯНЬ, Ё
Н Ь, ЮНЬ - >>> - ЕНЬ, ИНЬ
ЯЛЬ, ЁЛЬ, Ю
Л Ь - >>> - ЕЛЬ, ИЛЬ
и так далее.


После того, как эти упражне ни я помогут выработать мягкую подачу зв ук а и плавность произношения, не оставляя работы над ними, можно п ер ейти к новым упражнениям. Теперь первое уп ра жнение на металлическое звучание делае м не в одном тоне, а переводим звучание из нижнего резонатора в в ер хний и наоборот, по примеру то го , как мы перебрасывали каждый звук отдельно. Упражнение де ла ем по следующей схеме:

Пер в ая строчка - переход снизу вверх:
Ау Оу Э - д
ых ание Ыу Иу
Вторая ст
роч ка - переход сверху вниз:
Аы Оы Уы - д
ых ание - Эы Иы
Третья строчка -
оп ять переход снизу вверх:
Аи Ои Уи - дых
ан ие Эи Ыи и так далее

Переходы из н иж него резонатора в верхний и обратно чере ду йте и в двух других упражнениях на металлическое зву ча ние голоса. Если при перебрасывании от де льных звуков самым важным было попадание в ре зо наторы, то сейчас не забывайте и о мягкой п од аче звука, и о плавности и о непрерывности звукотечения.

Следу ющ ее упражнение назовем "упражнением на м ета ллические ударения". Начнем с наиболее закры т ого звука У. Возьм ё м дыхание и, п ос тепенно расширяя звук, от тихого доводим его до громкого, а от гр ом кого постепенно снова к тихому. Так н а одном дыхании по три раза заставим звучать каждый гласный и м ета ллический согласный звук:


У, Ы, И, О, Э, А,
М, Н, Л, Р, В, З, Ж

Отработав упр аж нение и постоянно повторяя его, перейдем к уп ра жнению на длину металлического звука. На полном дых ан ии берем У, начиная с тихого звучания и все вр емя усиливаем его до конца полного выдоха. Звук должен быт ь мягкий, плавный, ровный, без колебаний и тол чк ов, на одной высоте. Аналогично п ост упим со всеми остальными металлическими гл ас ными и согласными. Когда они правильно зазвучат, мо ж но упражняться в двух резо нат орах: грудном и головном.

Освоив ме тал лическое ударение и длину металлич е ского звучания, займемся силой металлического звука. Звук должен быть легким, кор отк им и округленным. Работа ведется по т ом у же принципу, как и в других упражнениях на металл, на у до бной для голоса высоте. Развитию голосового диапазона служ и т упражнение с гласными А, О, У, Э, Ы, И, ко торые вначале повышаются, а затем пониж аю тся на октаву. Поначалу уп ра жнение проделывается медленно, дыхание берется на каждую строчку. Да лее темп ускоряется и при быстр о м исполнении дыхания уже должно хватать на целую о кт аву.

Далее к металлическим гла с ным можно присоединить дикционные комбинации, начи н ая с легких и переходя к более трудным. Напри м ер: пра-пря, про-прё, пру-прю и та к далее. Или: мрма-мрмя, мрмо-мрмё, мрму-мрмю и так да лее. После длительных з ан ятий это упражнение должно звучать мягко, л е гко и плавно. Последним уп ра жнением может быть слияние гл ас ных, с металлическими согласными, с выделением каждого звука:

МА Н УЛОР - дыхание - ЭЖЫЗИВ

Сначала всю с т рочку проделать пиано, затем форте, потом согла сны е форте, а гласные пиано и наоборот. Закончит громким звучанием.