Типы государств. Формы управления государства: виды и их признаки Монархии, их виды

Государство — особая организация политической власти, обладающая своими отличительными чертами и признаками. Главным из них является наличие суверенитета, то есть верховенства и независимости государственной власти как внутри страны, так и вне ее — в отношениях с соседними и другими государствами. Неотъемлемыми качествами суверенитета считаются:

  1. полновластие в определении направлений внутренней и внешней политики, в принятии политических решений;
  2. независимость государственной власти в осуществлении функций государства, в исполнении его предназначения перед обществом;
  3. равноправие в отношении с другими участниками международных отношений.

Экономический суверенитет означает, что каждое государство имеет свою таможенную службу, свою национальную валюту, систему налогов и сборов, законы, правила и нормы хозяйственной деятельности, свою кредитно-финансовую систему, принципы государственного управления экономикой.

Политический суверенитет предполагает, что государство имеет свою государственную границу, причем пролегает она не только по суше, но и по воде, и в воздухе; обладает своими органами государственной власти и управления, карательными органами, органами правосудия, армией. Каждое государство имеет свои законы о гражданстве или подданстве, свою систему правовых норм.

Можно представить признаки государства и по другому основанию:

  • Территория. Территорию государства составляет и наземное, и водное, и воздушное пространства.
  • Особые группы людей, объединенных в органы власти, управления, обеспечения безопасности и правопорядка, а именно: парламенты, правительства, министерства, судебную систему, местные органы власти. Все они составляют аппарат публичной власти, который призван обеспечить выполнение государством своих задач.
  • Налоги и займы. Деньги, собранные в качестве налогов и займов, поступают в государственную казну с тем чтобы власти заботились о нуждах общества, защищали совокупные общественные интересы, обеспечивали порядок и условия труда и быта граждан.
  • Одним из отличительных признаков государства является то, что оно может издавать законы, создавать право, то есть такие правила, нормы поведения людей, которые становятся обязательными для всех и исполнение которых обеспечивается всей силой государства.

Любое государство выполняет по отношению к обществу определенные задачи, функции, объединяет его на основе общих интересов.

Первую группу составляют внутренние функции, которые выполняются государством по регулированию внутренней жизни общества, вторую группу — внешние , выполняющиеся в сфере отношений с другими странами. Перечислим основные функции государства:

  1. регулирование хозяйственной деятельности общества: обеспечивать общие условия развития экономики, устанавливать порядок налогообложения, организовывать взимание налогов;
  2. защита жизни, чести, достоинства, прав и свобод граждан — жителей своей страны от произвола и насилия;
  3. воспитание поколения законопослушных, достойных граждан своей страны;
  4. применение насилия по отношению к людям, преступающим законы государства;
  5. защита своей страны от врагов, налаживание внешнеполитических и внешнеэкономических связей, укрепление престижа и влияния страны.

Факторы образования государства

При всем обилии теорий и подходов к проблеме происхождения государства и государственной власти, выделить единую универсальную модель, равно подходящую ко всем без исключения странам и регионам мира, невозможно. Одни факторы были важными на Востоке, в долинах великих рек; другие — в гористой, окруженной морем Греции; третьи — на Руси. Если попробовать систематизировать все факторы государствообразования, то получится следующая картина.

Первая группа — экономические факторы , а именно: усложнение хозяйственной жизни, общественное разделение труда, повышение его производительности и возможность в связи с этим для отдельного человека, семьи не только обеспечить всем необходимым себя, но и произвести излишки на обмен, на продажу другим; изменение форм собственности — от первобытной общественной к частной, государственной, храмовой. Это усложнение экономической жизни, безусловно, требует организации, регулирования общественной жизни в целом и ведет к созданию государства.

Вторая группа — социальные факторы . Общество в своем развитии подходит к этапу, когда родовые общины сменяются соседскими, и не только племенные, родственные связи соединяют людей — их связывает совместная территория проживания, решение совместных задач. В обществе начинают выделяться жречество, племенные вожди, старейшины. Их власть постепенно приобретает наследственный характер. Разделяются люди и по имущественному признаку — на богатых и бедных. Более активными становятся контакты одних народов с другими — походы, военные экспедиции превращаются в важный фактор государствообразования.

В качестве особой группы факторов можно выделить этнические: тот или иной народ осознает себя в качестве единого целого, понимает необходимость защиты от врагов, рождает «свою» идею, культуру, религию, традиции. Рождает он и свое государство.

Подведем итоги. Все же область морали и религии вряд ли является главной в формировании государственности. Корни ее — в социально-экономической сфере. Сложно организованное общество требует регулирования. Его противоречия нельзя решать старым путем, как в эпоху первобытной общины — на совете рода или совете старейшин. Недостаточно и одних обычаев; теперь требуются особые нормы — законы, обеспеченные силой государства. В свою очередь, само образование государства дает мощный импульс дальнейшему разделению труда, выделению в особую сферу умственного труда, способствует развитию экономики, духовной жизни, всего общества.

Так кратко и в самом общем виде можно представить себе процесс формирования государственности. Действительность же значительно богаче — единой, подходящей для всех модели нет.

К формам государства относятся формы правления (монархии и республики), формы территориально-государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация) и политический режим (демократия, тоталитаризм, авторитаризм).

Познакомимся с основными формами государства.

Монархии, их виды

Абсолютная монархия (в России ее называли самодержавием) представляет собой такую форму правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, получающему ее по наследству. В руках самодержца сходятся все нити власти. Он устанавливает законы, следит за их проведением в жизнь, судит и милует своих подданных. Его воля и есть источник власти, закона, сам же он стоит над законом. Подобный порядок организации верховной власти был широко распространен в средние века и в России, и на Востоке. В наши дни абсолютных монархий на земле почти не осталось, потому что возросли значение и политическая активность народов, избранных ими органов. Примерами абсолютной монархии сегодня могут служить Саудовская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар.

Дуалистическая монархия — интересная и своеобразная форма правления. Чаще всего она складывается в таких условиях, когда старые силы, например помещики-землевладельцы, оказываются вынужденными разделить свою власть с претендующими на нее новыми силами — торгово-промышленными кругами, добиваясь своего рода компромисса с ними.

Монархия по-прежнему отражает интересы сил прошлого, однако создаются и парламенты — выборные представительные органы, которым формально предоставляются законодательные полномочия. Фактически же никакого влияния на формирование правительства и его деятельность эти парламенты не оказывают, поскольку монарх имеет право вето (латинское слово «вето» означает «я запрещаю»), то есть отмены решения парламента, и даже может распустить его, если пожелает.

Примерами подобных монархий в наши дни являются Марокко, Кувейт, Иордания.

Конституционная (парламентарная) монархия — самый распространенный вид монархий в настоящее время. В конституционных монархиях власть монарха уже не безгранична. Ее рамки четко очерчены законами, конституцией. Наиболее характерным примером парламентарной монархии является сегодня Великобритания. Ограничение королевской власти в Англии, ее регламентация законами берет свое начало еще с 1215 года, с момента принятия Великой хартии вольностей при короле Иоанне Безземельном. А после принятия в 1691 году «Билля о правах» — документа, зафиксировавшего достижения Английской буржуазной революции XVII века, в стране установился порядок, при котором «король царствует, но не правит». Законы принимает парламент. Исполнение их возложено на правительство, которое формирует премьер-министр — он же лидер партии, одержавшей победу на парламентских выборах.

Функции монарха во многом номинальны, хотя и по сей день правительство Великобритании называется «правительством Ее Величества» (с 1952 года английской королевой является Елизавета II). Однако британский монарх выполняет важные представительские функции, является символом единства страны, главой Британского содружества наций (бывшей колониальной империи Великобритании). Большинство современных монархий — парламентарные.

Республика и ее формы

Республиканская форма правления также прошла долгий исторический путь в своем развитии. Первыми республиками стали греческие полисы — города-государства: Афины, Коринф, Фивы и другие. Долгое время существовала республика и в Риме. Именно римляне ввели в политический словарь само слово «республика» (res — дело, publicos — общественный). Современный мир знает две основные разновидности республик: президентскую и парламентскую.

Президентская республика характеризуется прежде всего соединением в руках президента полномочий главы государства и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президентская республика строится по принципам разделения власти на три ее ветви — законодательную, исполнительную и судебную — и их уравновешивания с помощью системы сдержек и противовесов. Смысл этой системы состоит в том, что ни одна из ветвей власти не может взять верх над остальными. Президента страны избирают внепарламентским путем: или всенародным голосованием (как, например, сейчас у нас в стране), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника власти президента от парламента. Правительство, администрацию формирует сам президент, перед ним же они и отчитываются. Президент получает также право отлагательного вето в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой законопроект. Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов — 2/3 в обеих палатах — проголосует за него, то проект становится законом, обретает юридическую силу, невзирая на мнение президента. Не вправе президент и распустить парламент.

Парламентская республика отличается прежде всего верховенством парламента. Именно перед ним несет ответственность правительство. Формальным признаком парламентской республики является наличие должности премьер-министра (например, в ФРГ он называется канцлером). Формирование правительства осуществляется из числа лидеров партии, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Глава государства — президент выполняет только правительственные функции. В таком государстве более сильным является влияние партий на политику. Однако в парламентской республике зачастую именно правительства начинают исполнять роль первой скрипки в политическом оркестре. Они устанавливают жесткий контроль за деятельностью парламента. Примерами парламентских республик являются такие государства, как Италия, Федеративная Республика Германия, Австрия, Швейцария, Финляндия, Индия, Израиль, Турция. В частности, в Италии президент избирается на совместном заседании обеих палат парламента с участием делегатов от областей. В сфере законодательной власти президент обладает правом созыва парламента на чрезвычайные сессии, правом роспуска парламента или одной из его палат. Однако подобные решения должны быть согласованы с министрами и одобрены ими.

Наконец, есть республики, которые трудно отнести к парламентским или президентским, поскольку они обладают признаками и тех, и других. Эти республики представляют собой смешанную форму правления. Наиболее характерным примером такой республики можно считать V республику (с 1958 года) во Франции. Чисто внешне в ней были сохранены все атрибуты парламентаризма, но реально центр власти сместился в сторону президента. Президент Франции наделялся широкими полномочиями, с 1962 года его стало избирать все население страны, обладающее правом голоса. Правительство формируется президентом и несет ответственность перед ним. Член кабинета министров не может быть одновременно и депутатом парламента, кроме того, должность несовместима со всякой иной государственной службой и профессиональной деятельностью. Фактически руководит правительством президент, а не премьер-министр. Президент Франции может распустить парламент; он может также издавать ордонансы — специальные указы, которые вступают в действие без предварительного согласования с парламентариями.

Форма правления в Российской Федерации

В современной России также установилась смешанная форма правления. С одной стороны, президент избирается путем прямого голосования, является главой государства, главнокомандующим Вооруженными силами страны, обладает правом отлагательного вето. С другой стороны, он не вписан ни в одну из ветвей власти, а как бы стоит над ними. Парламент не только утверждает главу правительства, но и может вынести вотум недоверия правительству. Сильная президентская власть необходима сегодня России для того, чтобы лучше преодолеть стоящие перед страной трудности, кризисные явления. Такой большой и разнообразной по своему укладу стране, как Россия, необходима централизация власти, способность власти принимать оперативные решения. Располагаясь над ветвями власти, президент России обеспечивает организацию их деятельности и осуществляет руководство ими. Важная роль отводится президенту и в законодательном процессе: он выступает инициатором разработки и принятия ряда новых законов. В то же время власть президента в Российской Федерации не безгранична. Его указы не должны противоречить Конституции РФ, законам страны — нормативным актам, обладающим высшей юридической силой. Парламент РФ — Федеральное собрание — может отрешить президента от должности при условии подачи за это решение 2/3 голосов в каждой из палат: Совете Федерации и Государственной думе.

Современное государственное устройство. Унитарная государственность

Современный мир знает три основных формы государственного устройства: унитарное государство , вся власть в котором, вся полнота суверенитета сосредоточена в центре; союзное государство — федерация; особый союз государств — конфедерация.

Наиболее распространена в мире унитарная форма (от лат. «унус» — «один»). К таким государствам относятся, например, Франция, Греция, Португалия, Украина, Швеция, Япония. Характерными признаками унитарного государства являются:

  • наличие единой конституции — основного закона страны, верховенство которого признается на всей территории;
  • единая система органов государственной власти — один парламент, один глава государства, одно правительство, — юрисдикция (полномочия) которой распространяется на всю территорию страны;
  • единое гражданство;
  • единая система права, единая система правосудия;
  • территория состоит из административно-территориальных единиц: уездов, департаментов, округов. Автономия допускается только в рамках местного самоуправления;
  • суверенитет в таком государстве не разделен, он весь сосредоточен в центре.

Унитарная форма государственного устройства относительно проста и считается наиболее удобной для управления экономикой, другими сферами жизни страны. Но далеко не всегда данная форма может в полной мере отразить интересы, традиции страны, ее народа. Например, в унитарной Испании, представляющей собой, согласно конституции, единое государство, вот уже много лет не сходят со страниц газет материалы о баскском движении за автономию, то есть за обособление своей страны. Дело в том, что, по испанским государственным законам, Страна басков и Каталония имеют только национально-территориальную автономию, то есть местное самоуправление, и суть требований национальных меньшинств заключается в придании их автономии статуса государственной. Но наиболее неподходящей унитарная форма оказывается для крупных многонациональных государств со сложной исторической судьбой.

Федерация — сложное государственное устройство. Конфедерация

Следующей формой государственного устройства является союзное государство — федерация . Каждое из государств, обладающее такой формой устройства, имеет свои особенности. К числу федераций относятся Соединенные Штаты Америки, Канада, Аргентина, Бразилия, Мексика, Федеративная Республика Германия, Австралийский Союз, Индия, Россия.

Федерация — это сложное государство, состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве распределяется между центром и субъектами федерации (штатами, землями, провинциями, кантонами, областями). Государства-федерации обладают целым рядом специфических признаков.

Прежде всего, территория федерации включает в себя территории субъектов федерации. В некоторых федерациях наряду с государственными образованиями существуют и территории, не являющиеся субъектами федерации, например, в США есть федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица США — Вашингтон. В Индии помимо 26 штатов имеются особые территории центрального подчинения. Субъекты федерации не являются полноправными государствами: они не имеют права ни от своего имени, ни тем более от имени всего государства-федерации заключать международные соглашения; чаще всего они не обладают правом одностороннего выхода из союза (правом сецессии). Именно антиконституционный выход южных штатов из состава федерации США привел к тяжелой гражданской войне между Севером и Югом.

Для федеративного государства характерен сильный центр, доминирующий в политической сфере. Так, в США, например, в случае необходимости федеральные власти страны имеют так называемое право интервенции, то есть они могут ввести федеральные войска на территорию любого штата, даже если его власти не просили об этом.

В то же время субъекты федерации наделяются своими учредительными полномочиями. Они могут принимать свои конституции и законы, но при условии, что эти конституции и законы не будут противоречить федеральным, хотя и совсем не обязательно, чтобы конституции субъектов принимались позднее федеральной конституции. Примерами в этом отношении могут служить американские штаты Массачусетс, в котором действует конституция 1780 года, и штат Нью-Гэмпшир, конституция которого была принята в 1783 году, в то время как федеральная конституция США — только в 1787 году.

Субъекты федерации могут иметь свою правовую и судебную системы. Одним из формальных признаков федерации может быть двойное гражданство, когда каждый гражданин является одновременно гражданином федерации и соответствующего государственного образования, например, штата в США или земли ФРГ. Конституции некоторых федеративных государств, как, скажем, Индии, признают только федеральное гражданство.

Для федеративных государств характерна двухпалатная структура парламента. Верхняя палата формируется из представителей субъектов федерации, обычно на основании равного представительства.

Особой формой государственного устройства является конфедерация — добровольное соглашение независимых суверенных государств, имеющих свои гербы, гимны, столицу, конституции, гражданство. Каждое из входящих в конфедерацию государств является членом международных организаций, проводит свою внешнюю политику. Но создаются и общие сферы, например, единая валюта, таможня, внешняя политика и оборона.

Государство - политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.
Государство - главный институт политической системы.
Основные признаки государства:
1) территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);
2) публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);
3) суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);
4) принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);
5) исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;
6) обязательность членства в государстве;
7) представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;
8) наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).
Основные теории происхождения государства: теологическая, классовая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), теория насилия.


Форма государства
форма правления форма устройства политический режим
Монархия
- абсолютная (Саудовская Аравия);
- дуалистическая (законодательная власть разделена между монархом и парламентом) (Иордания);
- парламентарная (Великобритания);
- сословно-представительная (XV-XVIII вв. в России).
Республика
- президентская (США);
- смешанная - ответственность правительства перед президентом и парламентом - (Россия);
- парламентская (ФРГ, Италия)
1) унитарное государство (Франция,Китай);
2) федерация (определённый суверенитет территориальных образований):
- территориальная (США);
- территориально-национальная (Россия);
3) конфедерация (объединение независимых государств) (Сенегамбия)
1) демократический (развитые современные страны);
2) недемократические:
- тоталитарный - всеобъемлющий контроль государства над всеми сферами общественной жизни (фашистская Германия);
- авторитарный - допускает некоторое разнообразие в экономике, социальной сферах, гипертрофированная исполнительная власть

Государственный аппарат (механизм) - система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственное управление. Его структура определяется функциями государства.

Поскольку страны и общества очень разнообразны, то и государственная власть в них может быть организована различными способами. И в истории человечества, и в наши дни есть много разных типов государств. Государства различаются по формам правления, формам государственного устройства и типам политического режима.

Форма правления - это порядок образования высших органов государственной власти. По этому признаку государства подразделяются на монархии и республики.

При монархической форме правления высшая власть в государстве принадлежит одному лицу (королю, царю), получающему эту власть

по наследству. Существует два основных вида монархий - абсолютные и конституционные (парламентские) монархии.

В абсолютной монархии власть монарха не ограничена, он назначает высших чиновников, издает законы, в его ведении находится бюджет страны. Такие монархии характерны для традиционных обществ, примерами их могут быть формы правления Ивана Грозного или Петра I. Ныне абсолютные монархии сохранились лишь в некоторых странах Востока (Саудовская Аравия, Оман и др.).

В конституционной или парламентской монархии власть монарха сильно ограничена, она имеет в основном символический и представительный характер. Конституционные монархии, например, существуют в целом ряде европейских стран - Великобритании, Испании, Швеции, Бельгии и др. Реальная власть в этих странах принадлежит парламентам и правительствам, избираемым народом. Правительства не подчинены в своей деятельности монархам. Королевы и короли лишь формально утверждают состав правительств, открывают работу вновь избранных парламентов и осуществляют другие символические акции.

При республиканской форме правления высшая власть принадлежит выборным органам. Республиканская форма государства возникла еще в античности - в Древней Греции и в Древнем Риме. Но это было скорее исключительное явление. Сейчас эта форма правления характерна для большинства стран мира. Современные республики обычно подразделяются на парламентские и президентские.

И в тех, и в других главой государства является президент, которого избирает или парламент, или весь народ. Но в парламентских республиках президент не участвует в управлении страной, в формировании правительства. Его основная роль - надзор за соблюдением конституционного порядка в стране. Основная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром. Обычно премьер-министр представляет партию, победившую на парламентских выборах. В своей деятельности правительство несет ответственность перед парламентом. К типичным парламентским республикам относятся, например, Германия, Италия, Финляндия, Австрия.

В президентских республиках президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства. В четкой форме это выражено в государственном устройстве США, где президент является главой правительства. Но есть республики, где президент и глава правительства - разные лица. Это, например, Франция или Россия. В таких странах президент осуществляет общее руководство правительством, внешнеполитическими отношениями, является главнокомандующим вооруженными силами и имеет ряд других важных властных полномочий. Функции премьер-министра сосредотачиваются на управлении экономикой и социальной сферой.

Форма государственного устройства - это территориальное устройство государства, определяющее взаимоотношение центральной и региональной власти. По этому признаку государства делятся на унитарные и федеративные.

Унитарные государства отличаются политическим единством. Отдельные административно-территориальные образования (области, провинции, штаты и т.п.) не имеют своих конституций или собственных законодательств, не обладают суверенитетом, т.е. не являются государственными образованиями. Во всех регионах унитарного государства действует единая система законов, проводится единая экономическая, финансовая и т.п. политика. К числу унитарных государств относятся Франция, Япония, Казахстан и многие другие страны.

Федеративное государство - это сложное государство, в котором его отдельные части (субъекты Федерации - республики, земли, штаты и т.п.) сами обладают определенным государственным суверенитетом и соответствующими государственными органами. Наша страна, Россия, является таким федеративным государством. Федерациями являются также Германия, США, Индия и ряд других стран. Исторически некоторые федерации образовывались в результате объединения или союза ранее независимых государственных образований (например, объединение Германии в XIX в. при Бисмарке), или же федеративное устройство отражает многонациональный характер страны.

Субъекты Федерации могут обладать собственными конституциями, законодательными собраниями, высшими органами исполнительной и судебной власти. Парламенты федераций обычно имеют двухпалатную структуру, при этом верхняя палата (в России - Совет Федерации, в США - Сенат) представляет интересы субъектов федеративного государства. Верховная власть в таких государствах принадлежит федеральным органам, и только они ведают определенным кругом дел (внешняя политика, управление вооруженными силами, таможенное дело и т.п.).

Существует также такая редкая форма государственного устройства, как конфедерация. Это государственный союз суверенных государств. В этом союзе государства могут вместе осуществлять ряд функций, например, обороны, внешней и таможенной политики. Конфедерации обычно неустойчивы, они или преобразуются в федерации (например, конфедерация североамериканских штатов в XVIII в.), или распадаются (в 1958-1961 гг. была недолгая конфедерация Египта и Сирии). До 1848 года Швейцария представляла собой конфедерацию, даже сейчас официальное название этой страны - Швейцарская Конфедерация. Но реально в ней федеративное устройство: полномочия субъектов (кантонов) ограничены, в ведении центральных федеральных властей находятся вопросы внешних отношений, армии, железных дорог, денежной эмиссии.

Типы политического режима - это методы осуществления государственной власти, используемые стоящими у власти людьми или группами. Существуют два основных типа политических режимов: демократический и антидемократический. В свою очередь основными разновидностями антидемократического режима являются авторитарный и тоталитарный режимы.

Демократия предполагает обеспеченность политических прав и свобод граждан и их организаций; существование политического плюрализма, конкуренции политических партий в борьбе за власть; выборность глав государства, центральных и местных органов государственной власти; ограничение деятельности государства рамками закона, принцип разделения властей и др.

Авторитарный режим характеризуется жесткой централизацией власти, значительным ограничением прав и свобод граждан, ограничением или запрещением партий и других организаций, ограничением роли выборных органов и усилением роли исполнительных органов и сосредоточением власти в руках главы государства. Авторитарные режимы характерны для абсолютных монархий, для стран, во главе которых оказывались военные диктаторы, для некоторых государств третьего мира, в которых еще не выработались демократические традиции.

Тоталитарные режимы возникли в XX в. Они характеризуются полным, тотальным контролем государства над всеми сферами общественной жизни. Как говорил один из первых вождей Б. Муссолини, «все в государстве, все для государства».

Для тоталитарного режима характерны следующие типичные признаки:

  • ? одна массовая партия, во главе с наделяемыми сверхъестественными качествами вождем; верхушка этой партии одновременно руководит и государством;
  • ? единственно возможная государственная идеология, которая должна признаваться всеми; разделение всех в соответствии с этой идеологией на «друзей» и «врагов»;
  • ? монополия государства на все средства массовой информации;
  • ? централизованная система управления экономикой;
  • ? организация системы постоянной слежки за всеми гражданами и наличие мощной репрессивной машины для подавления и уничтожения людей, так или иначе сопротивляющихся режиму.

Тоталитарные режимы сложились в 1920-1930-х гг. в фашистской Италии, нацистской Германии, в более мягкой форме они существовали в Испании и Португалии. Иной вид тоталитаризма возник на основе коммунистической идеологии и практики большевизма и сталинизма в СССР, затем под влиянием этой модели тоталитарные режимы сложились в других странах социализма - Китае, Северной Корее, Албании. Все эти режимы принесли немало страданий народам этих стран и обычно сопровождались массовыми репрессиями.

Таким образом, хотя любое государство представляет собой организацию власти и управления в обществе, типы и формы государств весьма заметно отличаются друг от друга.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие основные элементы составляют политическую систему общества?
  • 2. Почему государство занимает главное место в политической системе общества? Какими институтами оно для этого располагает?
  • 3. Какие теории происхождения государства вы можете назвать? Почему существует несколько таких теорий?
  • 4. Анархисты считают, что социальный порядок может существовать без государства. Можете ли вы представить себе современное общество, в котором нет органов государственной власти?
  • 5. Некоторые современные европейские страны являются монархиями. Как этот тип государства совмещается с демократией?
  • 6. Были ли в России до 1917 г. элементы конституционной монархии?
  • 7. Какие политические режимы могут быть в стране, в которой нет разделения властей?
  • 8. Почему конфедерации обычно распадаются или преобразуются в иную форму государственного устройства?

Формы государства – способы организации государственной власти. Форма государства включает в себя: форму правления, территориальное устройство и политический режим.

Форма правления – способ организации высшей власти, структура высших органов в государстве и разделение властей между ними. Формы правления:

монархия (от греч. единовластие) – форма правления, при которой власть находится у одного лица (монарха) и наследуется по закону о престолонаследии. Различают четыре вида монархии: абсолютная (ничем не ограниченная власть монарха); конституционная (власть, ограниченная конституцией); дуалистическая (законодательная власть делится между монархом и парламентом); парламентская (власть монарха минимальна, законы издает парламент, исполняет их правительство). Примеры: абсолютная монархия существует в Омане. Саудовской Аравии; дуалистическая – в Иордании и Кувейте; парламентская – в Англии, Японии, Испании;

республика (от лат. власть народа) – форма правления, при которой государственная власть находится в руках народа и передается выборным путем. Виды республик: президентская, парламентская и смешанная. Президентская – власть находится в руках президента, как, например, в США. Италии, Германии. В парламентской республике во главе государства находится президент (или канцлер), который делит власть с правительством, как, например, во Франции и России. При смешанной форме правления совмещаются признаки президентской и парламентской республик.

Территориальное устройство – внутренняя структура государства, его деление на части, а также взаимоотношения между государством и его частями. Выделяют три формы территориального устройства:

унитарное государство – простое объединение с централизованной территорией и единым центром управления. Пример: Германия, Франция, Чехия;

федерация – союз государств (субъектов федерации). Субъекты федерации самостоятельны, но подотчетны центру. Примером такого объединения является Российская Федерация. Виды федераций: национальная, территориальная, смешанная. Национальная – каждая нация выделяется в отдельный субъект федерации. Территориальная – деление на особые территории. Смешанная – на территории республик и краев может проживать несколько наций и народностей;

конфедерация – постоянный союз свободных государств, созданный для достижения общих целей (внешней политики, торговли). Государства-участники имеют собственную территорию, население, внутреннюю политику, законы.

Политический режим – совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

Типы политического режима: демократический – права граждан являются наивысшей ценностью, существует выборность власти, свобода слова и рыночная экономика; антидемократический – права и свободы не являются высшей ценностью, власть не выборная, нет свободы слова, командно-административная экономика.

Форма государства

Форма государства — это сложившийся способ организации и устройства государственной власти. Форма государства включает в себя форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Теперь обратите внимание. Форма государства не равна форме правления, она не равне чему — то из этих трех составляющих, так как форма правления — это сумма из этих трех. Нет хоть одного блока — значит нет и формы государства

Разберем каждый блок отдельно.

1. Форма правления.

Монархия.

Признаки:

1. Традиционная власть.
2. Власть передается по наследству.
3. Монарх олицетворяет собой государство.
4. Монарх не отчитывается за свои поступки перед народом.

Виды монархий:

а) абсолютная

б) ограниченная:
— парламентская (власть монарха ограничена парламентом);
— конституционная (власть монарха ограничена Конституцией);
— теократическая (власть монарха ограничена священным писанием).

Республика.

Признаки:

1. Власть в руках выборных лиц.
2. Правители сменяемы.
3. Рационально — правовая власть.
4. Обязателен отчет правителей перед народом.

Виды республик:

а) президентская (полнота власти в руках у Президента);
б) парламентская (больше всего полномочий у парламента);
в) смешанная (власть между президентом и парламентом);
г) теократическая (глава государства — глава церкви).

Получается, что по форме правления у нас правит либо один человек и всю жизнь (монарх), либо группа людей, который переодически выбираются.

2. Форма государственного устройства.

Унитарное государство.

Такое государство не делится на субъекты, то есть там одна система органов государственной власти, одна столица, одно гражданство, одна налоговая и законодательная система.

Федерация.

Государство состоит из субъектов, наделенных суверенитетом. В таком государстве две столицы, два гражданства, две системы органов государственной власти.

Это как в России. В каждом субъекте у нас есть центральный город, который и считается столицей, в республиках возможно получить два гражданства, в каждом субъекте федерации есть своя законодательная, исполнительная и судебная ветви власти.

Конфедерация.

Это союз суверенных государств на основе какого — либо договора. Это обозначает, что два совершенно самостоятельных государства объединяются для какой — либо цели.

3. Политический режим.

Демократический.

Признаки:

1. Участие граждан в политической жизни страны.
2. Прозрачность власти.
3. Законность власти.
4. Отчетность власти перед гражданами.
5. Гарантии прав и свобод человека.

Это не все признаки демократии, но основные

Недемократический.

Основан на ущемлении прав народа и возвышении государства.

1. Тоталитарный. Все сферы жизни общества контролируются государством, почти всегда у власти диктатор, или партия диктаторского типа.

Здесь контролируется абсолютно всё, даже личная жизнь человека. Государство зорко следит за всеми гражданами и не дает совершенно никакой свободы.

Вот такая вот картина получается с государством. Получается, что форма государства — это то, как сформирована власть и как она функционирует, форма государственного устройства — то, как организована территория в государстве (либо самостоятельные субъекты, либо цельное государство), политический режим — это способ общения власти в народом (либо разрешаем много, либо все запрещаем)

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня в нашем блоге пойдет речь о формах государства. Мы подробно рассмотрим эту тему с применением различных методов, которые помогут нам сформировать целостную картину о внутриполитическом устройстве государства.

Сегодня в современном обществе, каждое государство выбирает тот путь развития, который ему наиболее близок по ряду объективных и субъективных причин. Такими причинами могут явиться, исторические процессы, так же климатические и иные условия в которых развивается определенное общество. Для того чтобы в государстве обеспечить стабильность и нормальное функционирование, необходимо: во-первых, организовать государственную власть; во-вторых, установить способы и механизмы осуществления государственной власти; и, в-третьих, выстроить линию взаимосвязи территориальных образований внутри страны. Это все и является составляющими формы государства.

! Форма государства это устройство политической организации общества, признанное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование. !

Из выше сказанного следует, что форма государства включает в себя такие важные элементы как:
— форма правления — это система организаций высших органов власти;
— форма государственно-территориального устройства — это система организующая способы взаимодействия территориальных образований;
— политический режим — это методы и способы осуществления государственной власти.

В свою очередь на протяжении многих столетий, начиная с древнейших времен и заканчивая сегодняшним днем, эти элементы развиваются и изменяются , от родоплеменной общины до правового государства. Представим это в виде таблице (см. ниже).

Из таблицы видно, что каждый элемент содержит в себе разработанную , так сказать, концепцию развития, то есть модель развития государства в том или ином направлении. Начнем рассматривать с форм правления, предлагают вся власть сосредотачивается в руках монарха (самодержавца ), или выбрать путь развития государства как республики, в рамках которой власть проявляется, как общественное дело.
Монархия имеет свои виды, которые обладают своими признаками.
Виды монархии:

  • Абсолютная — подразумевает абсолютную власть в лице единовластного правителя, которая ничем не ограниченна (Саудовская Аравия);
  • Дуалистическая — принадлежность законодательной власти поделена между монархом и парламентом, при этом монах не органичен в остальных вопросах (Марокко, Непал);
  • Парламентская (конституционная) — власть по всем основным вопросам принадлежит парламенту и монарх обладает незначительным набором властных полномочий (Великобритания, Швеция).

Так же и республики свойственны свои виды, у которых есть отличительные черты.
Виды республик:

  • Президенская - форма правления, которая характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (США, Бразилия);
  • Смешанная — такая форма правления при которой президент не является главой правительства, а участвует в его формировании при этом парламент принимает участие в одобрении правительства и ряде аспектов (Франция, Австрия);
  • Парламентская - при такой форме правления значительное количество полномочий переданны парламенту (ФРГ, Швейцария).

Перед нами представилось 6 возможных вариантов путей развития государства, и по какую модель выберет государство зависит от множества различных факторов, таких какполитических, экономических и исторических.
Что бы управление государством могло эффективно развиваться, вне зависимости от величины своей территории, существуют формы государственно-территориального устройства , такие как:

  • унитарное государство - одна из форм территориально -политической организации и управления государством , в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами ,политико -правовой статус входящих в государство составляющих частей (Веколибритания, Дания);
  • федерация - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью (Россия, Бразилия);
  • конфедерация - объединение нескольких суверенных государств для координации совместных действий (СНГ, ЕС).

Как правило, унитарное государство строиться в странах обладающих относительно небольшой территорией, а федерации эффективно работают на более больших территориях, а что касается конфедерации — это, довольно таки, редкое явление. Безусловно, форма государственно-территориального устройства влияет на организацию ряда процессов внутри государства.

Что косается политического режима, как элемента формы государства, на мой взгляд, в таблице все предельно понятно, в последующем подробнее мы разберем его в отдельном блоге. Так будет более целесообразным, но при ответе в последующем на задания нужно помнить о том что это важный элемент.

Подводя итог, необходимо сказать, что любое государство должно выбирать свой путь развития самостоятельно с учетом всех возможных факторов, и та форма которую выбирает общество должно служить во благо ему. Возможно в последующем данные формы приобретут иной вид, но многие считают что это идеальные варианты, которых необходимо придерживаться всем современным государствам.

© Мария Растворова 2015.