Шлагбаумы во дворах: законно ли это и как их установить? Установка шлагбаума во дворе жилого дома. Правила и порядок установки шлагбаума

В последние годы шлагбаум, перегораживающий въезды на стоянки, на заводские территории, парковки возле торговых комплексов, во дворы стал привычной деталью городских пейзажей в Российской Федерации. Автоматические шлагбаумы надежно регулируют городские потоки машин, отсекая лишние автомобили. Без них бы во многих местах больших городов царил бы автомобильный хаос.

Для заводов, гипермаркетов установить шлагбаум не такая уж и большая проблема. Территория, куда перекрывается въезд, принадлежит им, а рядом стоит будка охранника. Но поставить шлагбаум у въезда на дворовую зону около жилых домов, задача не из легких. Решить ее можно лишь с помощью профессионала, специализирующего в области автоправа и обладающего знаниями по юридической стороне действий с объектами недвижимости.

Согласование с жильцами

Понять жильцов можно и нужно. Во дворе нередко паркуются «чужие» машины. Припаркованные сужают обзор, что чревато опасностью. В любой момент из-за машины могут выскочить дети - прямо под колеса. «Свои» автовладельцы ведут себя более-менее аккуратно, не превышают скоростной режим при движении на дворовых территориях, стараются не парковаться на зеленой зоне. Поэтому у жильцов многих дворов возникает объяснимое желание перекрыть к себе въезд и стоянку чужих машин, транзит транспорта. Однако, самостоятельно осуществить такую мечту сложно. Требуется целый ряд согласований и разрешений. Сперва, следует провести собрание жильцов и заручится поддержкой более половины дворового населения. Так же необходимо документальное оформление земельного участка (двора), как собственности жильцов. Потом - разрешение местных властей, согласование с ГИБДД и с пожарными службами.

Начнем с собрания жильцов. Казалось бы, это несложно, развесил объявления - указал место и время. Но, мало провести собрание по факту. Необходимо еще осуществить полноценное голосование, подсчет голосов и оформить все протоколом. Это может сделать только тот, кто имеет подобный опыт и знает слабые места таких документов. При любительском подходе дворовых активистов вполне может оказаться, что в голосовании принимали участие и те, кто не имел на это права. Не собственники квартир, а арендаторы, не уполномоченные выступать от лица владельцев. Кворум в начале собрания будет, но к голосованию часть людей, не заинтересованных в установке шлагбаума, могут разойтись. Подобные неточности могут впоследствии привести к тому, что само собрание и голосование будут признаны неправомочными. Собрание следует провести быстро и по существу, не затрагивая побочные, накопившиеся друг к другу у жильцов вопросы. Для этого необходимо оговорить с юристом, помощь которого желательна и в проведении самого собрания, круг тем и возможные варианты ответов, на вопросы, которые будут обсуждаться.

Участок или двор не оформлен в собственность

Если земельный участок - двор не оформлен, как собственность жильцов, проблему установки шлагбаума не решить в принципе. Распоряжаться, кому тут ездить, а кому нет, никто не имеет права. Это тоже отдельная работа для профессионала. В соответствии с частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ: «Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме». Регистрация права общей долевой собственности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и никак иначе.

Не стоит надеяться, что проколы на начальных этапах сойдут с рук активистам. Очень часто существуют те, кого установка шлагбаума не устраивает. Ведь, если лишние машины отсекаются, то это создает их владельцам определенные неудобства. Возможно, в цокольном этаже одного из домов арендует площади туристическая фирма. Ее сотрудники привыкли парковать свои машины во дворе, к ним приезжают клиенты. Шлагбаум отсечет не только машины, но и часть клиентуры. Вот эта фирма и приложит усилия, чтобы впоследствии установка шлагбаума была признана незаконной.

Согласование с пожарной охраной

Согласование установки шлагбаума с пожарной охраной на первый взгляд кажется вообще невозможной. Последняя структура редко готова дать разрешение. Мотивация у них железная. Правила противопожарной безопасности требуют, чтобы спасатели имели постоянный доступ во двор на случай возникновения пожара. Как вариант, они предлагают, чтобы возле шлагбаума круглые сутки дежурил охранник - поднимал его и опускал. Такое удовольствие дорого стоит, не все автовладельцы согласятся платить круглосуточной охране зарплату или дежурить у шлагбаума по очереди. Однако, каждый отказ должен быть мотивирован. Дело в том, что легкий пластмассовый шлагбаум не может стать препятствием для тяжелой пожарной техники. Правда, доказать это в подразделении МЧС под силу лишь опытному юристу.

Процесс монтажа устройства возле дома довольно продолжительный и требует прохождения многих инстанций. Если вы всё же решились поставить шлагбаум на придомовой территории, то сначала необходимо распланировать действия. Сама процедура строгого порядка выполнения не имеет, то есть нет надобности ждать одни документы для получения следующих и по времени занимает не менее двух месяцев (учёт времени на прохождение всех уполномоченных административных органов плюс согласование с жильцами).

Первые действия

Реализация проекта, по размещению устройства ограждения, трудоёмка в плане утверждения всех документов, а также достижения согласия между жильцами. Стоит отметить, что минимальное количество собственников, которые поддерживают проект, не должно быть меньше 67 процентов.

Этапы действий:

  1. Необходимо обратиться в ЖЭК или БТИ, чтобы узнать площадь территории возле дома, которая находится в общей собственности жильцов многоквартирного здания. Если такая площадь не зарегистрирована, то - поднять этот вопрос в процессе общего заседания.
  2. Выбрать модель шлагбаума (ограждающего устройства, заграждения), составить смету, рассчитать стоимость покупки и обслуживания на всех жильцов. Причём нужно учитывать случаи поломки и обслуживания в целом - за это платят жильцы.
  3. Провести общее собрание жильцов многоквартирного дома, на котором должно быть принято согласие на монтаж заграждения и составлен план проекта.
  4. В случае не сформированной придомовой территории - оформить общее одобрение на проведение кадастрового учёта.
  5. Получить разрешение на размещение шлагбаума в органах государственной власти: в совете депутатов, ГИБДД, в коммунальной службе и службе пожарной безопасности.
  6. Поставить ограждающее устройство.

Конечно, можно избежать всей бумажной волокиты, доверив процесс какой-либо организации. Обычно этим занимаются центры городского парковочного пространства. Компании не только оформляют все документы, но и устанавливают/обслуживают шлагбаум на придомовой территории. Ещё одним плюсом является, то что центры, с помощью видеонаблюдения, обеспечивают подъезд спецтранспорта (скорой, пожарной машины).

Составление документации на размещение шлагбаума

Первым делом, на общем заседании жильцов многоквартирного дома, нужно составить проект на установку ограждающего устройства. На сборе необходимо составить протокол и проект (план) заграждения, определить участок установки и представителя (уполномоченного лица), который будет заниматься документацией и монтажом шлагбаума на территории дома, а также поднять вопрос кадастрового учёта земельного участка возле дома.

Необходимая документация:

План:

  1. Место размещения ограждающего устройства.
  2. Тип, размер, внешний вид шлагбаума.

Протокол:

  1. Заглавие: адрес многоквартирного дома с указанием города, улицы и номера (Протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №12, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Витебская). После указания - дата.
  2. Шапка:
    • когда проводилось собрание всех жильцов (точная дата: с 28. 02.2015 г по 13.03.2015 г);
    • собственники скольких квартир принимали участие, с указанием общей площади (38 помещений -общая площадь данных помещений составляет 3190,52 м 2);
    • количество голосов в форме общего числа и процента (3792 голосов, что составляет 60 %);
    • если на заседании присутствует большая часть собственников жилья, то собрание считается правомерным.
  3. Решение общего собрания:
    • указывается вопрос, который рассматривается на заседании (установка автоматического шлагбаума при въезде к придомовой территории, стоимостью по 2 000 руб. с квартиры);
    • итоги голосования: кто «за», «против», «воздержался» (в числах и процентах - 3050; 80,38 %);
    • какое принято решение;
    • полная дата составления протокола, в скольких экземплярах;
    • председатель собрания: Ф.И.О и подпись.

Проведение кадастрового учёта территории возле дома

Площадь возле дома находится в собственности каждого жильца. Юридическим языком называется долевой собственностью. В случае не сформированной придомовой территории, необходимо оформить участок в долевую собственность и обратится в БТИ для регистрации. Заявление берётся в БТИ, плюс сюда прилагается документ о согласии всех жильцов.

Получение разрешений

От администрации района

Для получения разрешения на установку шлагбаума во двор необходимо получить сперва решение совета депутатов муниципального округа или администрации района. Для этого в совет депутатов муниципального округа предоставляется план монтажа заграждения возле дома. Разрешение или отказ может выноситься советом вплоть до 30-ти дней. Обычно, в новые дома, где запланировано ограждение вокруг дома администрация согласовывает установку шлагбаума без проблем. Единственно, что они могут потребовать — это наличие охраны или вахтеров, для быстрого и беспрепятственного доступа аварийных служб.

Причиной отказа в установке могут послужить следующие факторы:

  1. Если не будут соблюдаться нормы беспрепятственного проезда спецтранспорта (скорой, пожарной машины, правоохранительных органов, службы МЧС, коммунального хозяйства).
  2. Если заграждение мешает проходу пешеходов или общественного транспорта к местам общего пользования.

Такое решение получает уполномоченное лицо. В случае, если решение одобрено, но со временем проявляются вышесказанные причины или шлагбаум мешает при строительстве, то ограждающее устройство сносят.

От ГИБДД

Статья 15 ПДД РФ запрещает самостоятельное размещение конструкций, заграждений, дорожных или аналогичных знаков, которые мешают или затрудняют проезд. Согласно этому факту необходимо доказать, что участок придомовой территории не является дорогой, поэтому монтаж шлагбаума не нарушает 15 статью ПДД РФ. Тут всё просто. Дорога, которая входит в участок многоквартирного дома, не предназначена для сквозного движения машин.

От коммунальных служб

В инстанциях коммунального обслуживания всего лишь нужно учесть, что шлагбаум будет стоят не на территории прокладки электропередач и магистральных труб.

От пожарных служб

Большим минусом при установке является запрет в службе пожарной безопасности. В своем отказе служба пожарной безопасности опирается на правила ППБ 01-03. В правилах указано, что подъезд к сооружениям должен быть беспрепятственным. Поэтому для того чтобы поставить шлагбаум на придомовой территории, нужно продумать работника или вахтёра, а это ежемесячные затраты. Причём сотрудники пожарной службы предупреждают том, что заграждение должно быть открыто до момента приближения машины к придомовой территории. В противном случае вам грозит штраф, плюс пожарники напросто снесут ограждающее устройство без уплаты компенсации. Штраф за незаконное размещение шлагбаума колеблется от 1000 до 150 тысяч рублей, в зависимости от того, кто нарушает закон (физическое или юридическое лицо).

Стоимость размещения шлагбаума на территории дома

После получения всех разрешений проводится непосредственная установка ограждающего устройства. Монтаж можно провести самостоятельно или обратится в одну из компаний.

Расценки на устройства разные. Наиболее экономичным считается Doorhan (от 25 000 руб.) и Фантом (от 32 000 руб.).Для более среднего бюджета предусмотрены шлагбаумы Итальянских фирм (от 39 000 руб.): Came, FAAC, BFT, которые выдержат 40 градусный мороз без дополнительных кабелей обогрева. Для более взыскательных - ELKA ES 40 (от 135 000 руб.).

Работы проведённые за установку, обойдутся в 8 000-15 000 руб. Сюда входит монтаж и бетонирование придомовой области, а также проведение кабеля (по воздуху/под землёй) к источнику электроэнергии (за каждый метр 200-300 рублей).


В среднем, чтобы поставить ограждение возле дома понадобится капитал порядком 52 000 руб. Плюс каждый год необходимо проводить проверку элементов оборудования, а в случае поломки - заменять.

В целом установка шлагбаумов территории дома оправдана. Это залог безопасности и спокойствия. Дети, часто играющие возле дома, будут в сохранности, а места для парковки только в распоряжении совладельцев участка. Но получить разрешение на монтаж довольно сложно. В большинстве случаев - это отказ. Здесь проблему решает работник, который может в любое время предоставить беспрепятственный проезд или компании, регулирующие проезд через видеонаблюдение. Если же вы напросто проигнорируете получение разрешений, то вам грозит штраф и шлагбаум снесут.

Для начала давайте разберемся, можно ли установить шлагбаум во дворе многоквартирного дома?

Несанкционированное ограничение въезда на площадки и проезды у жилого здания законным назвать нельзя: прежде всего, это препятствует пожарной службе быстро попасть к месту вызова, не сможет подъехать машина скорой помощи, работники обслуживающих организаций также не будут иметь возможности беспрепятственного доступа к помещениям МКД.

Без положительного решения заинтересованных служб установка шлагбаума будет считаться самовольным действием, влекущим штрафные санкции (ч. 8 статьи 20.4 КоАП РФ) .

Законодательного акта в отношении установки шлагбаума не существует, но зато есть правила пользования общедомовой территорией, и в том числе и касаемо ограничения, каким является шлагбаум.

Принятие такого решения может быть осуществлено общим собранием собственников (п.2 ч.2 ст. 44 ЖК РФ), причем большинство голосов должно быть не менее 2/3 от общего числа владельцев.

Но все эти действия возможны только в случае, если придомовая территория правильно оформлена и закреплена за домом .

Не принимающие участия в голосовании владельцы обязаны подчиниться принятому решению (с ч.5 ст.46 ЖК РФ) и сдать деньги на приобретение и устройство ограничителя. Другое дело, что шлагбаум – недешевое удовольствие.

К тому же выходит, что у полосатой планки постоянно, и причем круглосуточно, должен находиться человек для управления таким устройством, или это должен быть крутой дорогостоящий шлагбаум, управляемый автоматически.

Но и это не все – нужно получить разрешение на подобное ограничение от специальных городских служб и органов .

Теперь, когда вы знаете, законна ли установка шлагбаума во дворе многоквартирного дома, поговорим о том, как установить шлагбаум во дворе многоквартирного дома и что для этого требуется.

Требования


По правилам пожарной службы, путь во двор любого жилого объекта обязан быть всегда беспрепятственным.

Ст. 23 ППБ РФ именно это и утверждает, что дает право сотрудникам пож. инспекции сразу отказать в оснащении двора преградой в виде шлагбаума.

ПРАВИЛА
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ППБ 01-03)

23. Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны.
На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.

Тот же смысл и в требованиях Град. кодекса (СНиП 2.07.01-89) – еще на стадии проектирования специалисты обязаны предусмотреть вольный доступ к зданиям .

Есть еще одно требование: от кромки проезда до стены дома на расстоянии 5-8 м при высоте дома до 10 этажей, и 8-10 м для зданий большей этажности запрещено устраивать ограждения.

На эти требования есть возражение, которое почерпнуто из тех же ППБ РФ, утверждающими пунктом 1.5, что придомовую площадь проездов нельзя нагружать сквозным движением машин, а близкие к дому проезды дорогой считать нельзя.

Таким образом, шлагбаум служит для упорядочения движения по близко расположенным к дому проездам, так как препятствует сквозному движению авто (п. п. 17.2,17.4 ПДД РФ).

Такая формулировка должна убедить ГИБДД.

Что касается пожарных, то и здесь есть аргументы в пользу установки шлагбаума :


Чтобы не нарушить этих требований, есть такие пути решения проблемы: у шлагбаума устроить пункт круглосуточного обслуживания, или же оборудовать недалеко расположенную диспетчерскую службу с пультом управления шлагбаумом.

Прямо на полосатой преграде должна быть прикреплена табличка с указанными на ней телефонами соответствующих постов, одним движением руки способных открыть доступ .

Документы и согласование


Прежде чем заниматься подготовкой бумаг, надо собрать общее собрание собственников.

И решив вопрос одобрения устройства полосатого препятствия для транспорта, сразу же важно определиться с видом шлагбаума.

Так как проектная компания должна получить конкретное задание.

Прийти на согласование в любое из учреждений нужно не с пустыми руками, поэтому важно, чтобы были подготовлены такие документы :

  • протокол общего собрания владельцев помещений МКД;
  • проект на привязку и строительство шлагбаума и поста охраны или диспетчерского пункта;
  • письма с просьбой разрешить устроить преграду;
  • документы о праве собственности на придомовую территорию с планом размежевания.


Согласовать устройство ограничителя въезда во двор нужно будет с такими органами и службами :

  1. ГИБДД.
  2. Пожарной инспекцией.
  3. Местной администрацией.

Основной задачей будет получение разрешения именно от пожарной службы, но это реально, если выбрать правильный вариант шлагбаума и в письме правильно мотивировать свое пожелание установить преграду.

Виды шлагбаумов и их выбор

Шлагбаумы делятся на два основных вида – механические и автоматические. В первом случае управление ручное, то есть человеком.

Это недорогой вариант по стоимости приобретения и проведения строительных работ, но зато проблемный с точки зрения обслуживания, так как требует круглосуточного присутствия обслуги.

Автоматические преграды – более современный вид, а еще и удобный, с несколькими разновидностями управления :


Оба вида преград могут быть оборудованы подсветкой, сигналом, светодиодным освещением. Различной может быть и длина стрелы, этот показатель диктуется шириной въезда во двор.

Выбор вида полностью зависит от платежеспособности жильцов, а еще – функциональной необходимостью .

Если поток транспорта небольшой, то никакого смысла в автоматическом шлагбауме нет, а при частой потребности в манипуляциях со стрелой конечно, стоит остановиться на автоматическом варианте.

Порядок установки

Инициатива может исходить и от активных жильцов, и от правления жилищной компании. Получив подобное предложение, актив собственников вместе с правлением должны подготовить собрание, на котором выступить с уже конкретными предложениями вариантов.

Порядок установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома :


Наличие заторов автотранспорта и попытки водителей обойти пробку дворами, нарушая покой и безопасность жильцов, вынудили чиновников пойти на ободрение таких мер, как установка шлагбаумов, по упрощенной схеме. Так, например, вышли из положения, приняв ПП Москвы от 2 июля 2013 г. N 428-ПП, где вопрос сразу решается в райсовете, без хождений по инспекциям.

В едином окне райсовета пакет зарегистрируют, и на ближайшей сессии рассмотрят . Сотрудники районной администрации обязаны уложиться в 30-дневный срок, после чего выдадут результат.

Не всегда этот результат положительный, если правила доступа к подъездам нарушаются (п. 9 ПП Москвы №448), то последует отказ.

Заключение

Установка шлагбаума на придомовой территории МКД – задача непростая, но вполне решаемая.

Важно учитывать, что инициатива, решение вопроса разрешения, а также и финансирование этого мероприятия целиком ложится на плечи управления многоквартирным домом.

Проблема парковки личного транспорта достаточно часто решается офисными работниками за счет дворов многоэтажных зданий. Если прибавить к этому частые попытки проведения несанкционированных продаж, преодоление пробок путем форсированного преодоления территории с детьми и престарелыми лицами, можно понять попытки многих собственников установить шлагбаум.

Но позволяет ли российское законодательство такие инициативы, и, если да, то каким именно образом это можно оформить?

Законодательными актами предусмотрена возможность заграждения дорог возле дома шлагбаумом.

Однако, придется выполнять ряд условий, предусмотренных в ст. 26 Земельного Кодекса, ст. 16, 36, 44, 46 Жилищного Кодекса, а также пунктом 1.5 Правил дорожного движения на территории Российской Федерации.

Выполнение всех требований занимает значительное время, что нужно учесть при начале процедуры получения разрешения. Если заказать конструкцию заранее и ставить без разрешения, можно получить штраф еще до рассмотрения заявления властями.

Необходимые условия для собственников многоэтажного дома

Есть несколько важных обстоятельств, которые могут воспрепятствовать получению разрешения на установку шлагбаума.

  1. Земельный участок возле дома должен быть приватизирован собственниками помещений многоэтажного дома, после чего он переходит в общую долевую собственность. В последствии, законодательно, на такой придомовой территории можно, решением общего собрания, начинать процедуру получения разрешения установки конструкций различного назначения для защиты территории. Если же пределы территории придомового земельного участка не ограничены, как собственность владельцев дома, никакие действия с нею жильцы проводить не имеют права. Придется сначала закончить оформление земельного участка в собственность.
  2. Решение о возможности установки может быть принято только на легитимном общем собрании, а положительно проголосовать должно не менее 2/3 присутствующих. Это следствие того, что придомовая территория относится к общему имуществу, в отношении которого строго расписаны законодательные нормы. В противном случае не проголосовавшие собственники могут произвести обжалование решения в судебном порядке. К сожалению, установка шлагбаума – дело не дешевое, хлопотное, и получить согласие необходимого количества собственников не так просто.

Важно : новый собственник не несет материальной ответственность за решение, принятое до его вступления в права собственности, и ставить шлагбаум придется без его материального участия. Исключение – изготовление ключей от шлагбаума в случае, если предыдущий владелец их не передал.

  1. Если разработанный проект установки не предусматривает беспрепятственный проезд на придомовую территорию машин аварийных служб или же помешает проведению работ таких служб и дальнейшему благоустройству участка, законодательно подписанным прошение не может быть. Отказ властей будет полностью оправдывать соответствующий закон РФ.

Этапы подачи документов на рассмотрение

В ПДД четко указано, что без соответствующих решений физическим и юридическим лицам нельзя ставить конструкции на дорожной полосе. Разрешение можно получить только у местных властей.

Для этого необходимо действовать по следующему плану.

  1. Проверить, правильно ли оформлены документы на собственность для придомовой территории земельного участка.
  2. Созвать и провести полномочное общее собрание, на котором будет поставлен вопрос об ограничении проезда во двор и установке шлагбаума. Иногда, земельный участок является общим для нескольких домов. В этом случае необходимо созвать все заинтересованные лица. При этом необходимо согласие 2/3 голосов присутствующих на собрании собственников.
  3. В муниципальный совет необходимо подать заявление с приложенным к нему протоколом собрания собственников, свидетельством с кадастрового учета и технической документацией на установку конструкции. Депутаты собираются ежемесячно, поэтому решение по заявлению должно быть фактически получено приблизительно в этот срок. Законодательно – в течение 5 дней после его принятия.

Чем обойдется установка ограждения с нарушением законодательных норм?

К сожалению, иногда жильцы самоуправно принимают решение и устанавливают конструкцию. Или же шлагбаум не отвечает требованиям закона.

В этом случае конструкция будет демонтирована, а виновным придется уплатить штраф.

Следует учесть, что для физических лиц такие неправомочные действия грозят штрафом от 2 000 рублей, для юридических – от 10 000 рублей. Услуги соответствующих служб по демонтажу стоят тоже не мало, их придется оплатить тем, кто заказал незаконную установку.

Какой шлагбаум выбрать

Законом разрешено ограждение частной территории в том случае, если она не наносит ограничения правам и безопасности окружающих. Другими словами, конструкция должна регулярно работать и быть готовой быстро пропустить аварийные службы, а также не быть препятствием для работ коммунальщиков.

Есть несколько возможностей достичь такого результата.

  1. Механический шлагбаум. Он более дешевый и его легко монтировать. Однако, для использования придется нанимать работающих посменно вахтеров. Даже неудобный вариант — самостоятельно каждому выбираться из авто, открывать и закрывать выезд — не спасет ситуацию. Аварийные службы должны иметь доступ, значит, без ответственных сотрудников закон использовать конструкцию не позволяет.
  2. Автоматический шлагбаум. Бывают с гидравлическим и автоматическим приводом. Первый отлично работает в морозы. Второй подключен к общей сети. В остальном же они довольно надежны и удобны в управлении. Каждый собственник должен иметь специальный ключ. Есть конструкции, которыми можно управлять мобильным или по радио. Если же, по какой-либо причине, отключено электричество, можно воспользоваться возможностью механического управления, которое обязательно предусматривается.

Однако, такая возможность изначально значительно дороже в покупке, и установка сложнее.

Не надо забывать, что правильной установки недостаточно. Придомовая территория должна быть доступной для жильцов и аварийных авто. Поэтому ремонтно-профилактические работы в любом случае ложатся на плечи тех же собственников.

На придомовой территории часто необходима защита от посторонних и получить ее можно, не нарушая законодательные нормы. Главное при этом тщательно придерживаться установленных правил и набраться необходимого терпения.

Шлагбаум - это заграждение на дороге для проезда на частную территорию машин. Обычно устанавливается перед железнодорожными переездами, на въезде в некоторые государственные учреждения, частную собственность, складские комплексы, частные коммерческие предприятия с собственной территорией, а также во дворах многоэтажных домов.

Установленный шлагбаума во дворе многоэтажного жилого дома

Для чего необходим шлагбаум?

Первоначально шлагбаумы использовались скорее как защитные сооружения для предотвращения прохода врага через определенную улицу. Выглядели они как рогатки с пиками на концах. Петр I постановил, чтобы эти рогатки назывались «шлагбаумами» и были установлены в конце каждой улицы столицы с целью обеспечения правопорядка в городе

Сейчас шлагбаум необходим для тех же целей: предотвращения проезда «чужого» автотранспорта на частную или государственную территорию. Когда речь идет о шлагбауме перед железнодорожным переездом, то там цель та же, но смысл в ином - регулировать проезд транспорта ради сохранения жизни участников движения.

В случае с придомовой территорией шлагбаум необходим для защиты двора от проезда туда посторонних, желающих припарковать свой автомобиль. Эта проблема очень остро стоит перед владельцами жилья в многоэтажках, так как территория рядом со зданием там обычно совсем небольшая и парковочных мест иногда не хватает даже жильцам, если у некоторых собственников по 2 и больше машин.

Правовая база для установки шлагбаума

Нельзя просто по своему желанию устанавливать шлагбаум для того, чтобы закрыть проезд в свой двор. Согласно с 23 статьей Правил пожарной безопасности пожарные бригады должны иметь беспрепятственный подъезд к любым домам, то есть нельзя загораживать проезд к сооружению чем бы то ни было. В то же время пункт 1.5 Правил дорожного движения запрещено самовольная установка шлагбаумов.

Куда необходимо обращаться, чтобы получить разрешение и поставить шлагбаум на дороге к придомовой или частной территории? Для этого необходимо будет получить разрешение сразу в нескольких инстанциях, поэтому очень тщательно готовьте документы или доверьте это профессионалам.

Порядок получения разрешения на установку шлагбаума

  1. Первое место куда вам необходимо будет обратиться - районная администрация. Там нужно будет предоставить все документы касаемо принятия решения об установке заграждения для проезда на территорию двора.
  2. Установить собственность на придомовую территорию в БТИ, а после поделить придомовой участок на паевых правах между собственниками многоэтажки.
  3. Согласование полученного разрешения в Службе пожарного надзора.
  4. Согласование в ГИБДД.
  5. Разрешение от ЖКХ.

В некоторых городах приняты упрощенные процедуры для получения разрешения на установку шлагбаума. Для уточнения процедуры обратитесь в районный отдел Совета депутатов или Исполком вашего рода.

После получения разрешения и полного согласования на установку шлагбаума, можно выполнить это самостоятельно, собственными силами, или обратиться к специализирующимся на этом фирмам.

Особенности установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома

Что делать и куда обращаться, если вы живете в многоэтажке? Владелец одной из квартир не имеет права закрыть проезд на всю придомовую территорию. Куда обращаться, если вы захотели это сделать? Конечно же, сначала к вашим соседям!

  1. Прежде всего необходимо провести собрание собственников квартир в вашем доме. Если будет достигнуто согласие на то чтобы поставить заграждение, тогда это необходимо оформить как протокол. Даже если на собрании не получилось набрать 51% и более голосов, все равно зафиксируйте это «нет». Оно понадобится вам для повторного рассмотрения вопроса. Вы сможете переговорить с теми, кто против установки и совместного пользования шлагбаума во дворе и переубедить их до следующего голосования.
  2. Следующим этапом будет подготовить бумаги для подачи во всех гос.органы о получении разрешения на установку ограждающего устройства. Сюда относятся: протокол решения собственников многоквартирного дома, проект технической установки шлагбаума и план-схема вашего двора с ним. Все это должно отвечать требованиям противопожарной безопасности и содержать схему подключения электричества, если устройство будет работать от него.
  3. Дальше уполномоченный представитель, которого выбрали на собрании или наняли после него, обращается во все учреждения для получения разрешения на установку шлагбаума во дворе. Куда именно и в каком порядке перечислено в этой статье выше.

В случае если на территории двора многоквартирного дома находятся городские технические службы, необходимо получить их разрешение на закрытие свободного проезда. Это следует сделать до обращения в государственные службы за получением разрешения и приложить согласие от тех служб к другим бумагам.

Если шлагбаум будет закрывать проезд на территорию сразу нескольких зданий, тогда для согласования необходимо будет согласие или протокол собрания жильцов с согласием всех заинтересованных владельцев. При их отсутствии вы не получите разрешения. Если же такая ошибка произойдет, разрешение будет подписано и вы поставите шлагбаум, но поступит жалоба от жильцов соседнего здания или работников гос.учреждения, тогда может быть принято решения о сносе заградительного сооружения. Ни о какой компенсации владельцам в этом случае речь не идет. Лучше учесть всех заинтересованных лиц и предложить совместное пользование шлагбаумом на этапе обсуждения возможности возведения заградительного сооружения.

Администрация города для благоустройства территорий может изменять расположение ограждающих устройств и сооружений. Это права города и в случае, если ваш шлагбаум окажется помехой для подобных работ, его демонтируют за счет городского бюджета. При этом также компенсируют затраты собственников на приобретение и установку шлагбаума. Это производится согласно предоставленным чекам. Жаловаться на подобные действия бессмысленно. Однако, вы можете подать прошение с альтернативным планом благоустройства. Возможно, будут внесены изменения и шлагбаум не будет снесен.

Последствия незаконной установки шлагбаума

Нередки случаи установки шлагбаума, когда на руках нет разрешающих документов. Если будет написана жалоба и установлено, что заградительное сооружение было воздвигнуто самовольно, тогда согласно с законом будет наложен штраф и выдвинуто требования о сносе шлагбаума с дороги.

Городские службы могут узнать о самовольно воздвигнутом шлагбауме и без жалоб. В том случае, если это будет замечено и проверено кем-то из чиновников или работников службы, с которыми необходимо согласования разрешения. Подобные проверки улиц и дворов регулярно проводятся Гос.инспекцией по недвижимости. Независимо от того как узнают о неправомерном закрытие проезда, размер штрафа остается неизменным:

  • до 2000 рублей для частных лиц;
  • от 7000 до 10000 рублей для должностных лиц;
  • 120 - 150 тысяч рублей для юридических лиц.

Незаконная установка шлагбаума - это глупая мера, которая будет стоить гораздо больше, чем выплата штрафа, так как снос заградительного устройства будет производиться за счет его владельца или владельцев.

В случае если на территории с загороженным шлагбаумом проездом, произойдет пожар, а доступ для спасательной службы не будет открыт своевременно, пожарная бригада вправе снести шлагбаум. Жаловаться бессмысленно - никакая компенсация за причиненный ущерб не предусмотрена. Если же окажется, что проезд к придомовой территории был закрыт незаконно, тогда ждите дополнительно штраф. Нормы пожарной безопасности предусматривают беспрепятственный доступ к любым зданиям и домам. Для обеспечения этого после установки шлагбаума можно сделать следующее:

  • подключить шлагбаум к круглосуточному пункту охраны или консьерж-сервису;
  • поставить будку для вахтера куда будет подсоединено управление шлагбаумом. Вахта должна нестись круглосуточно;
  • заключить договор с компанией по удаленному обслуживанию заградительных устройств. Возможно, их предоставляет служба, которая устанавливала ваш шлагбаум;
  • предоставление электронных брелков для служб экстренного реагирования.

Никто не регламентирует какой способ для круглосуточного обслуживания шлагбаума вы выберете, но учитывая большие затраты на его покупку и установку, не следует рисковать отсутствием контроля за его исправной работой.