Подходы к диагностике самосознания детей средней группы. Методики психодиагностики самосознания. Г. Осознание себя и других в отношениях с другими

Источник: Г.А.Урунтаева, Ю. А.Афонькина "Практикум по детской психологии". -
М.: ВЛАДОС, 1995 г. - 54 - 55

Подготовка исследования. Подобрать вопросы для двух вариантов внеситуативно-личностной беседы с детьми:
1) о желаниях и предпочтениях;
2) о прошлых и будущих действиях.
Число и характер вопросов жестко не фиксируются, они зависят от активности ребенка, от его отношения к беседе. За основу можно взять следующие вопросы.

Вариант I
1. Что ты любишь больше всего на свете?
2. Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?
3. Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.
4. Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).
5. Тебе все нравится в детском саду? Что бы хотелось изменить?
6. Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?

Вариант II
1. Что ты делал перед тем, как я позвала тебя?
2. Расскажи, что вы делали сегодня на занятии.
3. Случалось ли с тобой вчера, позавчера или еще раньше что-нибудь интересное (важное, смешное)? Расскажи, пожалуйста.
4. Что собираешься делать, когда вернешься в группу?
5. Что будешь делать сегодня вечером или завтра?

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку было легче ответить.

Обработка данных. Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей оформляют в таблицу.

Таблица. ОСОЗНАНИЕ ЖЕЛАНИЙ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Выявляют соотношение вариантов ответов в разных группах дошкольников и выделяют наиболее значимый, распространенный в каждой группе.

Выясняют причины преобладания определенного типа ответов у детей разного возраста.

Результаты беседы о прошлых и будущих действиях оформляют в таблицу.

Таблица. ОСОЗНАНИЕ ПРОШЛЫХ И БУДУЩИХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Делают выводы о том, как дошкольники выделяют и фиксируют свои действия в сознании.


Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса 3 лет.

Методика разработана Гуськовой Т. В. и Елагиной М. Г. и предназначена для диагностики особенностей отношения ребенка к себе в период кризиса трехлетнего возраста.

Для проведения исследования необходимо подобрать несколько картинок с изображением животных, растений, предметов и составить вопросы для беседы с ребенком по их содержанию.

Исследование проводится индивидуально с детьми 2- 3 лет. Оно состоит из поочередного рассматривания картинок с изображением животных, растений, предметов и ответов ребенка на вопросы взрослого по их содержанию. Ребенок встречается с экспериментатором несколько раз в двух различных ситуациях, в зависимости от которых взрослый демонстрирует свое отношение к ребенку и его ответам:

I ситуация - отмечают и соответственно оценивают только удачные ответы;

II ситуация - отмечают и оценивают только неудачные ответы, за них ребенок получает отрицательную оценку.

В каждой ситуации исследование проходит ряд этапов:

I этап - общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребенку перед рассматриванием картинки;

II этап - во время беседы по картинкам экспериментатор правильный ответ оценивает: "Хорошо, ты это знаешь ", неправильный ответ: "Плохо, ты не знаешь этого ";

III этап - общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребенку после рассматривания картинок.

Поведенческие реакции ребенка фиксируют в таблице. Каждому виду реакции присваивается следующее условное обозначение:

О - ориентировочные, Д - двигательные, Э - эмоциональные, Р - рабочие.

Обработка данных.

Для определения эмоционального отношения ребенка к себе сравнивают основные поведенческие реакции малыша в 1 и 2 ситуациях. На этом основании делают выводы о том, насколько дифференцировалось общее отношение ребенка к себе и конкретное, основанное на его реальном достижении при решении задачи. Определяют, как зависит эта дифференциация от вида оценки и контекста отношений со взрослыми.

Изучение проявления чувства гордости за собственные достижения у детей 3 лет.

Методика разработана Гуськовой Т. В. и Елагиной М. Г. и направлена на изучение основных личностных новообразований у детей в период кризиса трехлетнего возраста.

Для проведение исследования необходимо приготовить пирамидку, ее изображение (образец) и конструктор.
Исследование проводится индивидуально с детьми 2 лет 6 мес. - 3 лет 6 мес. Эксперимент состоит из 5 серий, каждая из которых включает 3 задачи.

Например, первая серия включает задачи:

1) собрать пирамидку, используя картинку-образец;
2) построить домик из деталей конструктора (без образца);
3) сложить грузовичок из деталей конструктора (без образца).

Четыре другие серии строят аналогично, чтобы выявить устойчивые характеристики поведения ребенка по отношению к предметному миру и взрослым.

За 1-ю задачу, независимо от качества исполнения, ребенок получает похвалу, за 2-ю - оценку "сделал" или "не сделал", соответственно своему результату, решение 3-й задачи не оценивается. При затруднениях экспериментатор предлагает ребенку помощь.

При обработке данных анализируют активность детей в ходе выполнения заданий по двум параметрам:

1) связь ребенка с предметным миром отражает ценность достижений в осуществляемой деятельности (принятие задачи, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспеченности деятельности, целеустремленность в выполнении задачи), включенность в решение задачи (глубина включенности в сам процесс деятельности), оценка ребенком продуктивности своей деятельности;

2) связь ребенка со взрослым отражает самостоятельность в выполнении заданий (отношение ребенка к помощи взрослого, его эмоциональные проявления); поиск оценки взрослого и отношение к ней.

Показатели активности оценивают по следующей шкале:

При максимальной выраженности показателя ребенку дается 3 балла,
при средней - 2 балла,
при низкой - 1 балл.

Таким образом, I уровень проявления активности - 0-7 баллов, II уровень - 7-14 баллов, III уровень - 14-21 балл.

Результаты подсчетов в сумме для всей выборки показателей оформляют в таблицу:

Анализируют, как возрастает активность ребенка в поиске оценки взрослого. Прослеживают эмоциональные реакции при получении или отсутствии оценки. Выясняют, появляются ли аффективные формы поведения (преувеличение своих достижении, попытки обесценить неудачу) при неуспехе или отсутствии оценки взрослым успеха ребенка.

Обобщая полученные результаты, детают вывод о появлении такого личностного новообразования, как "гордость за собственные достижения" (оно интегрирует предметное отношение к действительности, отношение к взрослому как к образцу, отношение к себе, опосредованное достижением).

В случае если исследование проводится в группе детей, то представляется целесообразным ввести возрастную градацию:

Сравнить результаты по показателям активности в зависимости от возрастной группы 2 г. 6 мес. - 2 г. 10 мес., 2 г. 10 мес. - 3 г. 2 мес. , 3 г. 2 мес. - 3 г. 6 мес.

Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации.

Методика разработана Н. Л. Белопольской и предназначена для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста. Предназначена для детей от 3 до 11 лет. Может применяться для исследовательских целей, при диагностическом обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной работы.

Стимульный материал.

Используются два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости (карточки-рисунки).

Каждый такой набор (мужской и женский варианты) состоит из 6 карточек. Облик изображенного на них персонажа демонстрирует типичные черты, соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости и старости.

Исследование проводится в два этапа.

Задачей первого этапа является оценка возможности ребенка идентифицировать свои настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути.

Процедура.

Исследование проводится следующим образом. Перед ребенком на столе в случайном порядке раскладываются все 12 картинок (оба набора). В инструкции ребенку предлагается показать, какому образу соответствует его представление о себе в настоящий момент. То есть ребенка просят: "Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь, какой (какая) ты сейчас? " Можно последовательно указать на 2-3 картинки и спросить: "Такой? (Такая?) ". Однако в случае такой "подсказки" не следует показывать на те картинки, образ которых соответствует настоящему образу ребенка в момент исследования.

Если ребенок сделал адекватный выбор картинки, можно считать, что он правильно идентифицирует себя с соответствующим полом и возрастом, что отмечается в протоколе. Если же выбор сделан неадекватно, это также фиксируется в протоколе. В обоих случаях можно продолжать исследование.

В тех случаях, когда ребенок вообще не может идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, например, заявляя: "Меня здесь нет ", эксперимент продолжать нецелесообразно, так как даже идентификация с образом настоящего у ребенка не сформирована.

После того как ребенок выбрал первую картинку, ему дается дополнительная инструкция показать, каким он был раньше. Можно сказать: "Хорошо, сейчас ты такой, а каким ты был раньше? ". Выбор фиксируется в протоколе. Выбранную карточку располагают перед той, что была выбрана первой, так, чтобы получилось начало возрастной последовательности.

Затем ребенка просят показать, каким он будет потом. Причем, если ребенок справляется с выбором первой картинки образа будущего (например, дошкольник выбирает картинку с изображением школьника), ему предлагают определить и последующие возрастные образы. Все картинки выкладываются самим ребенком в виде последовательности. Взрослый может помочь ему в этом, но находить нужный возрастной образ ребенок должен строго самостоятельно. Вся полученная таким образом последовательность отражается в протоколе.

Если ребенок правильно (или почти правильно) составил последовательность для своего пола, его просят разложить в возрастном порядке карточки с персонажем противоположного пола.

На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.

Процедура.

На столе перед ребенком лежат обе последовательности картинок. Та, которую ребенок составил (или последовательность, соответствующая полу ребенка), лежит непосредственно перед ним, а вторая немного дальше. В том случае, когда составленная ребенком последовательность существенно неполна (например, состоит всего из двух карточек) или содержит ошибки (например, перестановки), именно она находится перед ним, а остальные карточки в неупорядоченном виде располагаются чуть в отдалении. Все они должны быть в поле его или ее зрения.

Ребенка просят показать, какой образ последовательности кажется ему самым привлекательным.

Пример инструкции: "Еще раз внимательно посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть ". После того как ребенок указал на какую-либо картинку, можно задать ему 2-3 вопроса о том, чем этот образ показался ему привлекательным.

Затем ребенка просят показать картинку с самым непривлекательным для него возрастным образом.
Пример инструкции: "А теперь покажи на картинках, каким ты ни за что не хотел бы быть ". Ребенок выбирает картинку, и если выбор ребенка не очень понятен экспериментатору, то можно задать ему вопросы, уточняющие мотивы его выбора.

Результаты обоих выборов фиксируются в протоколе.

Для регистрации хода выполнения методики рекомендуется использовать бланки протокола (образец протокола). В них размечены позиции правильной половозрастной последовательности, против которых указывается выбор ребенка, также зарезервированы позиции для отметки положительных и отрицательных предпочтений.

Выбор "идентичного" персонажа отмечается крестиком в кружке, остальных - простым крестиком. Пропущенные позиции отмечаются знаком минус, а при нарушении последовательности в соответствующей позиции указываются номера выбранных карточек.

Например, если дошкольник правильно идентифицировал себя и свой предыдущий статус, но поставил юношу позади мужчины, а карточку со стариком отложил в сторону, то его результат записывается в таблицу:

Выбранные привлекательные и непривлекательные образы обозначают порядковым номером картинки в последовательности:

Полезно регистрировать также непосредственные высказывания и реакции ребенка в процессе выполнения данной ему инструкции и его ответы на вопросы экспериментатора о мотивах того или иного выбора.

Интерпретация результатов.

Дети с нормальным психическим развитием характеризуются следующей половозрастной идентификацией.

Дети 3 лет чаще всего (в 84% случаев) идентифицируют себя с младенцем и не принимают дальнейшей инструкции. Однако уже к 4 годам почти все дети оказываются способны идентифицировать себя с картинкой, на которой изображен дошкольник соответствующего пола.

Приблизительно 80% детей этого возраста могут идентифицировать свой прошлый образ с образом младенца на картинке. В качестве "образа будущего" дети выбирают разные картинки: от картинки с изображением школьника (72%) до картинки мужчины (женщины), комментируя это так: "потом я буду большой, потом я буду мама (папа), потом я буду, как Таня (старшая сестра) ". Типичной для детей этого возраста является половозрастная последовательность, отраженная в табл.:

Начиная с 5 лет дети уже не делают ошибок при идентификации своего реального половозрастного статуса. Дети этого возраста могут правильно построить последовательность идентификации: младенец - дошкольник - школьник. Около половины из них продолжают построение последовательности и идентифицируют себя с будущими ролями юноши (девушки), мужчины (женщины), правда, называя последних "папа" и "мама".

Таким образом, 80% детей 5 лет строят последовательность, отраженную в табл.:

А 20% детей этого возраста - более укороченную последовательность:

Практически все дети в возрасте 6 - 7 лет правильно устанавливают последовательность идентификации от младенца до взрослого (с 1 по 5 картинку), но испытывают затруднение в идентификации себя с образом "старость".

Все дети 8 лет способны к установлению полной идентификационной последовательности из 6 картинок. Они уже идентифицируют себя с будущим образом старости, хотя и считают его самым непривлекательным. Образ "младенца" также оказывается для многих непривлекательным.

Дети 9 лет и старше составляют полную идентификационную последовательность, адекватно идентифицируют себя с полом и возрастом.

Методика "Нарисуй себя".

Тест предназначен для детей 4-6 лет и направлен на выявление уровня самооценки ребенка.

Среднее время выполнения задания - 30-40 минут.

Необходимые материалы: стандартный лист белой нелинованной бумаги, сложенный пополам, четыре цветных карандаша - черный, коричневый, красный и синий.

Первая страница остается чистой, здесь после проведения работы записываются необходимые сведения о ребенке. На второй, третьей и четвертой страницах в вертикальном положении сверху большими буквами напечатано название каждого рисунка - соответственно: "Плохой мальчик/девочка" (в зависимости от пола ребенка), "Хороший мальчик/девочка", "Я сам(а)".

Инструкция: "Сейчас мы с вами будем рисовать. Сначала мы нарисуем плохого мальчика или плохую девочку. Будем мы его рисовать двумя карандашами - коричневым и черным. Чем хуже будет мальчик или девочка, которого вы нарисуете, тем меньше должен быть рисунок. Совсем плохой займет очень мало места Но все равно должно быть ясно, что это рисунок человека ".

После того как дети кончили рисовать, дается следующая инструкция: "А теперь мы нарисуем хорошего мальчика или хорошую девочку. Рисовать мы их будем красным и синим карандашом. И чем лучше будет девочка или мальчик, тем больше должен быть рисунок. Очень хороший займет весь листок ".

Перед третьим рисунком дается такая инструкция: "На этом листочке пусть каждый из вас нарисует себя. Себя вы можете нарисовать всеми четырьмя карандашами ".

Схема обработки результатов.

1. Анализ "автопортрета": наличие всех основных деталей, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщательность их прорисовки, "разукрашенность", статичность рисунка или представленность фигурки в движении, включение "себя в какой-либо сюжет-игру" и т. п.

Исходное количество баллов - 10. За отсутствие какой-нибудь детали из основных снимается 1 балл. За каждую дополнительную деталь, "разукрашенность", представленность в сюжете или движении начисляется 1 балл. Чем больше баллов, тем позитивнее отношение к рисунку, т. е. к себе (норма 11-15 баллов). Напротив, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или конфликтное отношение.

2. Сопоставление "автопортрета" с рисунком "хорошего" и "плохого" сверстников по параметрам:

- Размер "автопортрета" (приблизительно совпадает с "хорошим" - начисляется 1 балл, гораздо больше -
2 балла, совпадает с "плохим" - минус 1 балл, гораздо меньше - минус 2 балла, меньше "хорошего", но больше "плохого" - 0,5 балла).

- Цвета , использованные в "автопортрете" (больше синего и красного цвета - 1 балл, больше черного и коричневого цвета - минус 1 балл, цветов приблизительно поровну - 0 баллов).

Повторение на "автопортрете" деталей рисунков "хорошего" или "плохого" (одежда, головной убор, игрушки, цветы, рогатка и т. д.). Общее количество в целом больше совпадает с "хорошим" ребенком - начисляется 1 балл, совпадение полное - 2 балла. Общее количество больше совпадает с "плохим" ребенком - минус 1 балл, совпадение полное - минус 2 балла. Тех и других приблизительно поровну - 0 баллов.

- Общее впечатление о похожести "автопортрета" на рисунок "хорошего" - 1 балл, на рисунок "плохого" -
минус 1 балл.

Количество набранных баллов: 3-5 баллов - адекватное позитивное отношение к себе, больше - завышенная самооценка, меньше - заниженная самооценка, отрицательный результат (0 и меньше) - негативное отношение к себе, возможно, полное неприятие себя.

3. Расположение "автопортрета" на листе. Изображение рисунка внизу страницы - минус 1 балл, если к этому и фигурка изображается маленькой - минус 2 балла Такое положение свидетельствует о депрессивном состоянии ребенка, наличия у него чувства неполноценности Наиболее неблагоприятным является расположение фигурки в нижних углах листа и изображенной в профиль (как бы стремящейся "убежать" с листа) - минус 3 балла.

Рисунок расположен в центре листа или чуть выше - 1 балл, рисунок очень большой, занимает практически весь лист - 2 балла, дополнительно к последнему еще и расположен анфас (лицом к нам) - 3 балла.

Диагностика межличностных отношений.

Тест семейных отношений (для детей от 3 до 11 лет).

Данная диагностическая методика предназначена для исследования особенностей взаимоотношения ребенка и членов его семьи как основного ядра возможной напряженности в семейных межличностных отношениях.

Задача исследователя - помочь ребенку включить по эмоциональным или логическим причинам или исключить из семейного круга важных лиц. При этом созданная им в тестовой ситуации семейная группа не обязательно должна соответствовать его социологической семье. Полученное различие между идеей семьи, выраженной ребенком, и его семьей дает информацию о домашней эмоциональной жизни ребенка.

Эмоциональный фон, играющий главную роль в интерперсональных отношениях ребенка, включает: сильные переживания любви или ненависти, "сексуального или агрессивного" в широком смысле этих слов, более слабые переживания типа "нравится - не нравится", "приятно - не приятно" и реакцию ревности и соперничества. Он также включает переживания ребенка, направленные на себя, "аутоэротические" или "аутоагрессивные", и защиту против осознания направленных на него чувств. Переживания старших детей
различаются более тонко, чем чувства младших. У маленьких детей переживания чего-либо или любви к кому либо, неприятности или сильной ненависти легко перетекают из одного в другое.

В этом смысле тест изучает менее оформленные отношения в работе с маленькими детьми. Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:

1) двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные - с "сексуализированными" переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции,

2) двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность,

3) родительского потакания, выражающегося вопросами типа "этого члена семьи мама слишком балует ",

4) родительской сверхопеки, представленной в вопросах типа "мама беспокоится, что этот человек может простудиться ".

Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет: "я люблю прижиматься к этому члену семьи ". А примером второй - "этот человек любит крепко обнимать меня ".

Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения:

1) положительные чувства. Оба вида исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других,

2) отрицательные чувства. Оба вида исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других,

3) зависимость от других.

Тестовый материал.

Тест семейных отношений призван дать конкретные представления о семье ребенка. Он состоит из 20 фигур, представляющих людей различных возрастов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, и достаточно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. Присутствуют фигуры от дедушек и бабушек до новорожденных детей. Это дает ребенку возможность создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи в тест включены другие важные фигуры. Для тех вопросов, которые не соответствуют ни одному члену семьи, приспособлена фигура "никто".

Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка со щелью. Каждый вопрос написан на отдельной маленькой карточке. Ребенку говорится, что карточки содержат послания и что его задача - положить карточку в ящичек той фигуры, которой она соответствует больше всего. Тестовая ситуация становится, таким образом, игровой ситуацией, и тестовый материал должен подготовить субъекта к предстоящему эмоциональному реагированию.

Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, представляющих его семью. Он выбрал их из всего набора. Он и исследователь видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации.

Задача ребенка - подчиняться маневрам теста. Его не просят проанализировать сложный комплекс чувств, испытываемых им к семье. От ребенка ожидается, что он выразит себя в выборе эмоциональной позиции, которая будет собрана из различных источников, достаточных для того, чтобы понять основу отношений ребенка. Вопрос, таким образом, фиксирован. Но его место жестко не определено и позволяется отдать вопрос фигуре "Никто".

Чувства, "брошенные" в фигуру, немедленно исчезают из поля зрения, не оставляя обвиняющего следа. Таким образом, у ребенка отсутствует зримое напоминание распределения его любви или ненависти, и, следовательно, чувство вины не мешает свободе самовыражения.

Процедура проведения исследования.

Комната, в которой проходит тестирование, должна содержать стол для записи результатов тестирования и стол, на который помещается 21 фигура теста. Все фигуры должны быть поставлены перед входящим в комнату ребенком и распределены в следующем порядке по группам - 4 женщины, 4 мужчины, 5 девочек, 5 мальчиков, старик и грудной ребенок, "никто".

На первом этапе исследования необходимо выяснить, кто составляет семью ребенка. Когда ребенок вошел в комнату и контакт установился, тестирующий задает ребенку следующие вопросы:

1) расскажи мне о людях, которые живут с тобой в доме;
2) расскажи мне, кто входит в твою семью.

Задача состоит в том, чтобы выяснить у ребенка его концепцию семьи, и оба указанных вопроса могут быть повторены и уточнены, если это покажется необходимым. Люди, упомянутые ребенком, вносятся в список на листе бумаги. Этот лист не имеет специального места, чтобы записать, что у ребенка есть отец и мать. Но если приходит ребенок из неполной семьи, то этот факт должен быть отмечен в графе бланка.

Чтобы интерпретировать результаты теста, важно знать, не умер ли один или оба родителя, не разведены ли они и не живут ли раздельно, не отсутствует ли временно один из родителей и с кем ребенок живет сейчас. То же самое нужно узнать о братьях и сестрах ребенка, если они есть. Может случиться так, что мать ребенка умерла, отец женился снова, и ребенок говорит, что у него две мамы. Для более точного понимания чувств ребенка желательно обеих мам включить в тест. Существует место на бланке для описания других членов семьи, где такие мама и папа могут быть отмечены.

То же самое место на бланке позволяет отметить тетю или дядю, бабушку или дедушку, кормилицу ребенка или старшую сестру. Этот размеченный бланк также содержит место для имен и возрастов братьев и сестер. Если ребенок не знает, сколько им лет, тестирующий может задать следующие вопросы: "Он больше, чем ты ?", "Кто старше: Саша или Оля ?", "Саша ходит в школу или он ходит на работу ?".

На втором этапе исследования необходимо установить семейный круг ребенка. После того как тестирующий установил, кто составляет семью ребенка, и записал членов семьи на бланке, он говорит ребенку: "Мы сейчас с тобой сыграем в такую игру. Ты видишь все фигуры, которые там стоят? Мы притворимся, будто некоторые из них - члены твоей семьи ".

Затем тестирующий подводит ребенка поближе к фигурам, указывая на четыре женские фигуры и спрашивает: "Как ты думаешь, кого из них лучше сделать мамой ?" Он дает ребенку сделать выбор и указать на выбранную фигуру, затем просит поставить ее на стол или парту. Потом указывает на мужские фигуры и спрашивает: "А теперь скажи мне, кого из них лучше всего сделать папой? " Выбранная фигура ставится ребенком на тот же стол.

Затем экспериментатор указывает на фигуры мальчиков и девочек (в зависимости от пола испытуемого) и спрашивает: "Какой из них тебе хотелось бы быть самому (ой)? ", - и фигура переносится на стол. Так продолжается до тех пор, пока ребенок не поставит на стол фигуры для каждого члена семьи. Если ребенок хочет сделать несколько выборов, ему разрешается это сделать. Он также может включить забытых братьев, сестер, бабушку.

Когда семейный круг составлен, тестируюмый может сказать: "Теперь у нас все члены семьи в сборе, но в нашей игре будет еще одна фигура ". Он вынимает фигуру "никто", ставит возле членов семьи и говорит: "Имя этого человека - "никто". Он тоже будет играть. Сейчас я тебе расскажу, что он будет делать ".

Третий этап - исследование эмоциональных отношений в семье. Ребенок усажен за стол с фигурами на удобном расстоянии. Если он хочет разместить фигуры в определенном порядке, это разрешается сделать. Тестирующий размещает вопросы теста кучкой перед собой и говорит: "Видишь, здесь много маленьких карточек с написанными на них посланиями Я прочитаю тебе, что на них сказано, и ты положишь каждую карточку той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание на карточке никому не подходит, ты отдаешь его "никому" Понятно, что я имею в виду? Иногда тебе кажется, что послание подходит нескольким людям. Тогда скажи об этом и дай мне эту карточки. А теперь внимание! Я повторяю: если карточка подходит одному человеку больше всего, ты кладешь эту карточку той фигуре, если карточка не подходит никому, ты даешь ее фигуре "никто", если карточка подходит нескольким людям, ты даешь ее мне ".






Тестовая ситуация имеет тенденцию создавать систему "защиты" против чувств, вызывающих у ребенка ощущение вины. Эти защиты - обычные способы защиты, видоизмененные ограничениями, накладываемыми тестовым материалом. Результаты теста могут обнаружить следующие защитные механизмы:

1) отказ, т. е. ребенок отдает большинство положительных и отрицательных пунктов "никому";

2) идеализация, т. е. ребенок отдает преимущественное количество вопросов положительного характера членам семьи, в то время как большинство отрицательных отдает "никому";

3) смешение, т. е. ребенок отдает большинство пунктов периферическим членам семьи;

4) осуществление желаний, регрессия. Эти защиты могут быть выявлены, если ребенок направляет на себя большинство вопросов, выражающих сверхпокровительственные, сверхпотакающие чувства.

Результаты, полученные при проведении теста в клинике, помогли обнаружить следующие виды защит:

Проекция, т. е. ребенок преувеличенно и нереально приписывает положительные и отрицательные чувства и в то же время отрицает их у себя;

Реакция формирования, т. е. ребенок подменяет свои ответы противоположными в целях скрыть слишком яркие положительные или отрицательные чувства.

Если исследование показывает чрезмерное проявление сильных положительных или отрицательных чувств, мы можем говорить о недостатке защищенности.

Оформление результатов.

Когда ребенок закончит задание, исследователь забирает у фигур карточки и отмечает на бланке, кому оказался адресован каждый пункт. Обработка состоит в записи номеров вопросов в соответствующих клеточках и суммировании количества вопросов, которые были присвоены каждому человеку, в пределах каждой группы вопросов. Это покажет, сколько "каждого вида чувств" направляется ребенком каждому члену семьи.

Следующий шаг - оформление данных в таблицу.

В заключение записываются выводы, сделанные на базе количественных и качественных результатов.

Проведение теста обычно занимает 20-25 минут. Обработка полученных данных еще около 15 минут.

В таблицу заносится структура семьи, т. е. все те, кто был выбран на этапе установления семейного круга ребенка, указываются характерные особенности данного случая, семейный статус ребенка, стиль воспитания, а также номера карточек, полученных каждым членом семьи.

Кроме общей таблицы методика дает возможность проанализировать то, каким образом в семье распределяются чувства между ее членами. С этой целью определяемые опросником различные виды отношений представляются в виде таблицы:

Психодиагностика самосознания (самопознание, самооценка, самовоспитание). Особенности методик исследования самосознания.

Тест–опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева. Самоактуализационный тест (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз). Краткая характеристика методик: описание стимульного материала, процедуры проведения, назначение методики. Обработка данных и их интерпретация.

Исследование самооценки с помощью методик Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна, В.Щур. Назначение методики. Общая характеристика, содержание шкал. Принципы интерпретации.

Сознание - высший уровень психического отражения объективной реальности (действительности), а также высший уровень саморегуляции, присущий только чел-ку, как социальному существу.

Самосознание – прежде всего процесс осознания своего «Я» во многообразии индивид-х особенностей. Отражение идет от окружающих его людей.

Самоотношение – эмоционально оценочная реакция на знание о себе (я плохой, я хороший).

Самосознание включает 3 гл. компонента:

1Самопознание –это процесс начинается с самого себя. Сопоставление Я=Я(значит сравнение себя с себе подобными)

2Самооценка - это определенное эмоционально ценностное отношение к себе.

3Самовоспитание - это процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности.

Самосознание характер-ся своим продуктом – представлением о себе – это «Я-образ» (Знание о себе, Самоотношение) и «Я-концепция» (это индивид-ая программа личности, которую он простраивает себе сам).

Диагностика самосознания включает в себя:

1).Стандартизир-ые отчеты – опросники состоящие из утверждений, касающихся:

- отношения чел-ка к себе в различных жизненных сферах (Кабардова «Предпочтение к сферам ЖД чел-ка»;

-чувств, мыслей относительно тех/иных событий в жизни чел-ка (рис., Люшер, незаконченных предложений);

-поведенческих моментов (Розенцвейг, ТАТ, Т. Лири, Р.Жиля, проективные, акцентуации Личко, Шмишека);

- взаимоотношения с др. людьми (методика социометрии, проективные «Моя семья» и пр.).

2). Нестандартиз-ые самоотчеты – это развернутое самоописание в кот., так или иначе проявл-ся «Я-концепция». Для обработки совокупности рез-тов применяют процедуру – «Контент-Анализ» (это просматривание в динамике программы, цели, планов, задачи).

3).Идеографические техники – они основаны на использовании психосемантических законно-мерностей, анализе индивид-ых матриц, при кот. пространство самоописания и его содержание не задаются абстрактно средними показателями, а выявляются у конкретного чел-ка.

Методики по Диагностике самосознания:

1). Стандартизир-ые самоотчеты: шкала «Я-концепции» Теннесе;

2).Не стандартизир-ые самоотчеты: тест 20 утверждений на самоотношение;

3).Идеографические методики: тест репертуарных решеток Келли.

Опросник самоотношения (ОСО) (В.В. Столин, и С.Р.Пантелеев, 1985). 57 утверждений, с которыми нужно согласиться или нет.

три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

1) глобальное самоотношение;

2) дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

Анализ результатов проводится по 5 обобщенным шкалам и 7 дополнительным.

Дополнительные - измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес Я испытуемого. (с/уверенность; отношение других; с/принятие; с/руководство, с/обвинение; с/интерес; с/понимание)

обобщенные - интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я»; самоуважение; аутосимпатия; ожидания (+\-) отношения к себе других; самоинтерес.

Порядок подсчета : Используя ключ, по каждой шкале нужно подсчитать утверждения с положительным и с отрицательным знаками.

«сырой балл» по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты (в %). После строится диаграмма выраженности уровней самоотношения.

Методика исследования самоотношения (МИС) Пантелеева С.Р.: состоит из 110 утверждений, распределенных по 9 шкалам, с которыми нужно согласиться или нет.

Цель методики - изучение эмоционально-ценностного компонента самосознания.

Порядок подсчета : Порядок подсчета такой же как в методике «ОСО» Столина В.В. Полученные «сырые» результаты переводятся в стены в соответствии с таблицей.

Анализ результатов проводится отдельно по каждой из 9 шкал: Открытость; Самоуверенность; Саморуководство; Зеркальное Я; Самоценность; Самопринятие; Самопривязанность; Конфликтность; Самообвинение.

Также анализ результатов проводиться по 3 обобщенным шкалам, так называемым трём независимым факторам:

I. Самоуважение . Я испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению.

II . Аутосимпатия- Эти шкалы отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему Я.

III. Внутренняя неустроенность - связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения. Показатели этого фактора могут свидетельствовать о дезадаптации личности и о потребности респондента в психологической помощи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Самосознание как объект психодиагностики, выявление продукта самосознания - представления о себе, важнейшие результаты теоретического и методологического анализов. Методики психодиагностики самосознания, стандартизованные самоотчеты, тест-опросники.

    реферат , добавлен 22.04.2010

    Проблема и социальные предпосылки возникновения самосознания, уровни его развития. Внешние детерминаторы сознания. Понятие "Я-концепции". Значение рефлексии и внутреннего диалога для формирования самосознания. Взаимосвязь самооценки и самоуважения.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2010

    Психодиагностика самосознания как предмет исследования. Методики изучения самосознания: стандартизированные и нестандартизованные самоотчеты, применение проективных техник, идеографические методики, способы измерения локуса контроля, репертуарный метод.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2015

    Возникновение и развитие сознания, основные уровни формирования и структура. Проблема "Я" в психологии и философии. Единство человеческого "Я". Самонаблюдение сознания и самосознания. Самонаблюдение и самооценка. Особенности психологической защиты.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Процесс становления человеческой личности как неотъемлемый компонент формирования его сознания и самосознания. Первый этап в реальном формировании личности. Развитие речи как существенное звено в истории становления самосознания, мотивация деятельности.

    реферат , добавлен 05.07.2010

    Проблема самосознания личности в современной науке. Изучение структурных компонентов самосознания в психологии. Влияние профессиональных требований на развитие уровня самосознания личности студента. Анализ связей в структуре самосознания студентов.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2014

    Характеристика психологических условий и особенностей формирования самосознания личности. Самооценка как эмоциональный компонент самосознания ребенка дошкольного возраста. Эмпирическое исследование эмоционального отношения современных дошкольников к себе.

    курсовая работа , добавлен 30.12.2014

В данном материале описаны различные методики:

  1. Методика понимания и использования в речи собственных местоимений
  2. Методика изучения развития образа себя у ребенка раннего возраста «Зеркало»
  3. Методика изучения представлений ребенка раннего возраста о себе, через параметры самоузнавания и самоназывания «Фотография»
  4. Методика изучения особенностей самоотношения, самооценки и половой идентичности у ребенка дошкольного возраста рисунок «Плохой и хороший ребенок»
  5. Методика изучения временной перспективы у детей дошкольного возраста «Тест временной перспективы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Методика понимания и использования в речи

собственных местоимений

(Т.Хелльбрюгге)

Возраст, месяцы

Задание

Выполнение

Правильное решение

8-11

Повернуться, когда родители называют имя ребенка

Экспериментатор или один из его родителей ждет, когда ребенок отвлечется от своего занятия. Затем они обращаются к нему по имени или ласкательному имени. В следующих попытках необходимо выяснить, существует ли разница между называнием его имени и другим обращением

Ребенок поворачивается, если родители или экспериментатор называют его по имени. При этом должно быть ясно, что ребенок поворачивается не только на голос

13-17

Правильно показать или направить взгляд на часть тела

Экспериментатор узнает у родителей, какую часть тела ребенок уже знает и просит показать эту часть тела или на себе, или на родителях, или на кукле – например, «глаза» или «рот»

Ребенок показывает или направляет взгляд на одну из названных экспериментатором частей тела

15-20

Правильно показать или направить взгляд на свой живот

Задает вопрос, где живот, все равно, может ли его показать ребенок у себя, куклы или у матери. Экспериментатор просит ребенка: «Покажи мне твой живот»

В ответ на просьбу ребенок показывает или направляет взгляд на свой живот, живот другого человека или куклы

18-24

Правильно показать или направить взгляд на три части тела

Экспериментатор спрашивает у родителей, какие части тела ребенок знает. Затем он просит ребенка показать части тела на себе, одном из родителей или кукле, спрашивая о каждой части тела по отдельности. Легче всего при этом определяются глаза, рот, нос, живот, волосы и руки.

В ответ на просьбу ребенок показывает или направляет взгляд минимум на три части тела, о которых спрашивают. Не достаточно, чтобы ребенок назвал части тела

22-29

Показать или посмотреть на свою руку

Экспериментатор просит ребенка показать ему свою руку

Ребенок показывает или смотрит на свою собственную руку или поднимает ее

22-31

Использовать свое имя при разговоре о себе

Экспериментатор опрашивает родителей, обозначает ли их ребенок самого себя, используя при этом свое имя. При необходимости ребенка спрашивают: «Как тебя зовут?»

Ребенок использует свое имя или его упрощенную форму, когда говорит о себе, или если его спросят, как его зовут. Повторение собственного имени не допускается

25-34

Говорить о себе в Я-форме

Экспериментатор опрашивает родителей и следит во время обследования за тем, использует ли ребенок Я-форму, когда говорит о себе

Ребенок говорит о себе в Я-форме, не повторяя только непосредственно языковые выражения родителей или экспериментатора

25-34

Выразить желания в Я-форме

Экспериментатор спрашивает родителей, выражает ли их ребенок желания в Я-форме, например: «Я хочу!» или «Я не хочу!»

По словам родителей, которые могут подтвердить это примером, ребенок выражает желания в Я-форме

28-37

Понимать вопросы типа: «Что ты делаешь, когда ты устал (голоден, грязный)?»

Экспериментатор спрашивает ребенка: «Что ты делаешь, когда ты устал? Что ты делаешь когда ты голоден? Что ты делаешь, когда ты грязный?» После каждого вопроса экспериментатор ожидает ответа

Однозначными жестами или вербальными выражениями ребенок отвечает, что он понял два из трех вопросов и соответственно реагирует, изображая сон, еду и мытье

28-39

Использовать слово «мне» или «тебе»

Экспериментатор указывает на предмет, который надет на ребенка, или который ребенок принес с собой, и спрашивает: «Кому это принадлежит?» Одновременно он следит в ситуации обследования за языковыми выражениями ребенка. Если это задание не может быть выяснено в ситуации обследования, экспериментатор обращается к родителям с вопросом: «Использует ли ваш ребенок слово «мне», чтобы пояснить, что что-то принадлежит ему, или использует слово «тебе»?

Ребенок использует местоимение «мне», чтобы пояснить, что что-то принадлежит ему. Правильное использование «тебе» может уже оцениваться экспериментатором позитивно

29-39

В ответ на вопрос показать свой подбородок

Экспериментатор пробует выяснить эта задание вслед за вопросами по другим частям тела, спрашивая ребенка: «Покажи мне твой подбородок! Где твой подбородок?»

В ответ на вопрос ребенок показывает свой подбородок или подбородок Матеи, экспериментатора или куклы

32-43

Знать свой пол

Экспериментатор спрашивает ребенка: «Ты мальчик (пауза) или девочка?» Куклы или картинки с детьми, на которых надо распознать пол, могут также использоваться, они не уменьшают сложность задания

Ребенок вербально отвечает утвердительно на правильную часть вопроса или реагирует соответственно киванием головы. Также задание считается выполненным, если он правильно может назвать свой пол

2. Методика изучения развития образа себя у ребенка раннего возраста «Зеркало»

(модификация О.В.Белановской)

Материал: зеркало 40Х40 см. на подставке

Проведение методики заключается в регистрации поведения ребенка, находящегося перед зеркалом. Ребенка сажают одного перед зеркалом так, чтобы экспериментатор не попадал в поле его зрения, и регистрируют поведение по следующим параметрам:

  1. возраст: год, месяц;
  2. пол: муж. – 1, жен. – 0
  3. длительность рассматривания: 0 – быстрое (5 с.); 1 – продолжительное (5-15 с.); 2 – долгое (свыше 15 с.);
  4. характер взгляда: 1 – сосредоточенный; 2 – рассеянный; 3 - неустойчивый;
  5. эмоциональные проявления: 1 – плач; 2 – безразличие; 3 – удивление; 4 – улыбка; 5 – радость; 6 – смех;
  6. поведение, направленное на себя:

1 – рассматривает изображение (пассивное рассматривание);

2 – выполняет имитационные движения (по предложению взрослого);

3 – самостоятельное изображение чего-либо (гримасничанье);

  1. поведение, направленное на зеркало:

1 – дотрагивается; 2 – стучит; 3 – обследует

Наблюдаемые формы поведения экспериментатор фиксирует в протоколе наблюдения, затем шифрует в таблице экспериментальных данных (табл.2).

Таблица 2

Ф.И. ребенка

Возраст

Пол

Длительность рассматривания

Характер взгляда

Эмоциональные проявления

Поведение, направленное на себя

Поведение, направленное на зеркало

Примечание: наблюдаемые поведенческие реакции отмечают в таблице экспериментальных данных с помощью знаков: «+» - наличие наблюдаемого проявления; «-» - отсутствие такового.

Результаты: 0 – низкий результат, ребенок не реагирует на свое зеркальное изображение (быстрое рассматривание, устойчивый взгляд, поведение, направленное на зеркало); 1 – ребенок уже видит отражение в зеркале, но еще не идентифицирует отражение с собой (продолжительное рассматривание, рассеянный взгляд, поведение, направленное на себя, - пассивно рассматривает отражение); 2 – ребенок узнает себя в зеркале (продолжительное или долгое рассматривание, сосредоточенный взгляд, поведение, направленное на зеркало, - имитации); 3- ребенок идентифицирует себя с изображением (продолжительное или долгое рассматривание, сосредоточенный взгляд, поведение, направленное на зеркало, - гримасничанье).

3. Методика изучения представлений ребенка раннего возраста о себе, через параметры самоузнавания и самоназывания

«Фотография»

(О.В.Беланоская)

Материал: фотоаппарат, фотографии детей.

Проведение методики включает проведение индивидуальных и групповых фотосъемок детей, участвующих в эксперименте. Детям индивидуально предъявляются по три фотографии, на которых запечатлен данный ребенок, один мальчик и одна девочка из группы. Также отдельно рассматриваются групповые фоторгафии, на которых изображены небольшие группы детей (по 3-4 ребенка) в различных ситуациях: прием пищи, прогулка, игры и др. Во время каждого показа ребенку предлагается узнать себя на фотографии. Наблюдение осуществляется по параметрам: 1) узнавание обстановки, предметов, людей, себя; 2) характер называния себя. Фиксируются вербальные и невербальные проявления ребенка.

Наблюдаемые формы поведения вносятся экспериментатором в протокол наблюдения, далее шифруются и заносятся в таблицу экспериментальных данных.

Параметры наблюдения:

  1. возраст: год, месяц;
  2. пол: муж. – 1, жен. – 0
  3. поведенческая реакция: 1 – ничего не узнает; 2 – узнает обстановку; 3 – узнает предметы и игрушки; 4 – узнает воспитательницу; 5 – узнает детей; 6 – узнает себя.

Обозначения: 0 – нет проявлений; 1 – проявления редкие; 2 – проявления частые;

  1. характер называния себя: 1 – не называет; 2 – девочка (мальчик); 3 – отстраненно; 4 – с помощью собственного имени; 5 – с помощью местоимения «Я».

Обозначения: 0 – нет проявлений; 1 – проявления редкие; 2 – проявления частые.

Результаты: 0 – низкий результат, у ребенка нет представлений о себе; 1 – ребенок не вербализует, но узнает окружение; 2 – узнает себя, но называет отстраненно; 3 – узнает и называет себя по половому признаку; 4 – узнает и называет себя по имени; 5 – узнает и называет себя «Я».

4. Методика изучения особенностей самоотношения, самооценки и половой идентичности у ребенка дошкольного возраста

рисунок «Плохой и хороший ребенок»

(модификация А.М.Прихожан, З.Василяукайте)

Материал: лист бумаги, поделенный на три части, четыре карандаша: красный, синий, черный, коричневый.

Проведение методики: ребенку предлагается следующая инструкция: «Лист разделен на три части. Нарисуй в первой части плохого ребенка черным и коричневым карандашами. Во второй части хорошего ребенка красным и синим карандашами, а в третьей части – себя любыми карандашами, которыми захочешь».

Результаты

Рисунок анализируется по следующим параметрам.

1.Плохой и хороший ребенок выполнены согласно правилам – ребенок понимает значение эмоционально-оценочных суждений. Плохой ребенок нарисован некрасивым, непропорциональным, хороший – большого размера, тщательно.

2.Автопортрет выполнен красным и синим карандашами – высокая степень самопринятия, желание следовать социальным нормам и правилам, стремление получить одобрение взрослого и, одновременно, может означать незрелость, инфантилизм, отсутствие критичности, нарушение самовосприятия.

3.Автопортрет выполнен преимущественно черным и коричневым карандашами, фигура плохо прорисована, части тела непропорциональны - означает эмоциональное отвержение, неприятие себя, отсутствие поддержки и одобрения взрослых.

4.Автопортрет достаточно гармоничен, в фигуре есть детали, выполнен тщательно, в основном красным и синим карандашами, но некоторые части обведены, прорисованы, дополнены черным и коричневым цветом – означает критичность по отношению к себе, стремление стать лучше, нравиться взрослым, получить их одобрение.

Более полное представление можно получить, сопоставив все данные вместе: величину каждого рисунка, степень детализации фигуры, наличие социальных признаков: глаз, ушей, рта, тщательность исполнения, наличие жирных линий, обводок, исправлений. Следует обратить внимание на то, какой пол у эталонных фигур хорошего и плохого ребенка, соответствует ли он полу ребенка. В нашей культуре плохим рисуют обычно мальчика. А это уже материал для коррекционной работы.

5. Методика изучения временной перспективы

у детей дошкольного возраста «Тест временной перспективы»

(И.Е.Валитова)

Материал: набор неоконченных предложений (Я стараюсь… То, о чем я думаю… Я был бы рад… Я надеюсь, что… Я уверен, что … Я мечтаю… Я хочу…); мяч.

Проведение методики осуществляется в игровой форме. Исследователь бросает мяч ребенку, называя начало предложения, ребенок должен бросить мяч обратно, закончив предложение. Ответы ребенка фиксируются.

Параметры наблюдения: 1) ориентация на настоящее; 2) указание на школу, на успехи в школе; 3) указание на другие виды деятельности; 4) указание на будущую профессию; 5) указание на свои личные качества; 6) желания в будущем. Отмечается отдаленность: 1) ближайшее будущее; 2) отдаленное будущее.