Образец заявления о приостановлении исполнительных действий. Заявление о приостановлении дела. Ходатайство о приостановлении при подаче жалобы

Что значит приостановление исполнительного производства

Приостановление производства по взысканию возможно тогда, когда возникают условия, препятствующие эффективному исполнению решений суда либо исключающие их выполнение вовсе. В сущности, приостановление взыскания останавливает все действия в рамках исполнения на неопределенный срок.

Вывод о возможности приостановления производства о взыскании может сделать судебный орган и пристав, ведущий дело. Соответственно, и заявление о приостановлении исполнительного производства может быть подано как в суд, так и в подразделение судебных приставов.

В соответствии со ст. 39 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ судебный орган принимает резолюцию о приостановлении исполнительного производства в случаях:

  1. Подачи иска, касающегося дела о взыскании. К примеру, о снятии ареста с собственности, подлежащей взысканию, несогласии с итогами оценки имущества, изменении размера исполнительного сбора, оспаривании документа в целом (иска, приказа и т. д.), на основе которого выдан исполнительный лист.
  2. Продолжительной трудовой командировки должника.
  3. Разбирательства по иску о несогласии с действиями или бездействием пристава-исполнителя, а также вынесенными им постановлениями.
  4. Просьбы сторон дела, обращенной к компетентным органам, о пояснении к тексту исполнительного листа.

Когда нужно подать приставам заявление о приостановлении исполнительного производства

К правомочиям пристава относится приостановка исполнительного производства в случаях (ст. 40 закона № 229-ФЗ):

Не знаете свои права?

  1. Если должник умер, но допускается наследование долга.
  2. Если должник объявлен недееспособным.
  3. Пребывания должника в составе воинских подразделений России, находящихся на территории боевых действий, исполнения заданий в чрезвычайных или военных условиях либо по просьбе взыскателя, пребывающего в аналогичных обстоятельствах.
  4. Аннулирования лицензии у банка-должника.
  5. Проведения в отношении должника мероприятий по банкротству.
  6. Рассмотрения обращения должника в судебный орган о рассрочке или изменении размера исполнительного сбора.
  7. Рассмотрения налоговой службой или Банком России запроса пристава об аресте собственности должника.
  8. Пребывания должника в стационаре.
  9. Проведения мероприятий по поиску собственности должника, его самого или розыска ребенка.
  10. Прошения от должника, проходящего службу в Вооруженных силах РФ.
  11. Направления поручения приставу, обслуживающему другую территорию, о совершении на ней отдельных исполнительных действий.

Вышестоящие судебные приставы могут приостановить исполнительное производство, получив жалобу на действия пристава на месте.

Таким образом, при наступлении одного из перечисленных обстоятельств стороны дела - как должник, так и взыскатель, могут обратиться к приставу с заявлением о приостановлении исполнительного производства.

Как составить заявление о приостановлении исполнительного производства

Форма заявления о приостановлении исполнительного производства на законодательном уровне не утверждена, соответственно можно составить документ в произвольном виде. Для принятия решения о приостановке исполнительного производства приставу должна быть понятна суть дела, а значит, заявление должно содержать:

  1. Название подразделения судебных приставов и данные конкретного пристава-исполнителя, которому предназначается заявление.
  2. Данные исполнительного производства (номер исполнительного листа и дела, дата возбуждения производства по взысканию).
  3. Информацию о взыскателе и должнике.
  4. Описание обстоятельств, в связи с которыми направляется прошение о приостановке исполнительного производства.
  5. Подпись заявителя.

К заявительному документу нужно приложить копии доказательств наступления тех обстоятельств, на которые ссылается заявитель. Это могут быть справки, объяснительные, выписки из официальных документов и т. д.

Заявление отправляется по почте заказным письмом с уведомлением, либо представляется в канцелярию подразделения приставов в 2 экземплярах, на 1 из которых специалист распишется в получении и поставит дату принятия заявления. Не позднее следующего дня заявление должно быть передано приставу. А еще в течение 3 дней пристав должен принять решение о приостановке производства либо отклонении заявленной просьбы.

Судебный акт вступил в силу, и пристав возбудил исполнительное производство. Рассмотрим, в каких случаях через суд можно добиться приостановления исполнительного производства и что для этого необходимо предпринять.

Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.

Читайте в нашей статье:

Суд или пристав обладает правом приостановления исполнительного производства (ст. 39 и ст. 40 ). Закон предусматривает соответствующие основания. Так, судебный пристав может разрешить приостановление исполнительного производства, когда для этого наступают объективные причины:

  • смерть должника, утрата им дееспособности;
  • отсутствие у должника имущества, введение в отношении него процедуры банкротства и др.

В обоих случаях потребуется заявление о приостановке, адресованное в суд или приставу соответственно.

Приостановление исполнительного производства через суд допускается, когда:

  • поступил иск об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу ;
  • происходит оспаривание результатов оценки арестованного имущества;
  • заинтересованное лицо требует в судебном порядке признать незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
  • такую обязанность на суд возлагает закон (п. 4 ч. 1 ст. 39 закона № 229-ФЗ).

Что касается п. 4 ч. 1 ст. 39 закона № 229-ФЗ, конкретного перечня таких обстоятельств нет. Заинтересованная сторона указывает на различные причины, например, на возбужденное уголовное дело по присвоению переданных денежных средств () и другие обстоятельства. Практика не сформировала перечень, поэтому лучше не ссылаться на указанный пункт. Рассмотрим, какие обстоятельства помогут добиться приостановки исполнительного производства.

42 полезных документа для юриста компании

Приостановление исполнительного производства допускают в связи с обжалованием судебного акта

Заявите о приостановке на стадии апелляции. Если первая инстанция выдала исполнительный лист , а апелляция приняла жалобу, вопрос о приостановлении исполнительного производства рассмотрят в связи в связи с обжалованием решения суда (п. 30 ). Это возможно, если суд придет к выводу о невозможности или затруднительности поворота исполнения. Основанием приостановки исполнительного производства станут, например, сведения об имущественном положении взыскателя.

Суд может удовлетворить просьбу, если взыскатель в силу экономических или правовых оснований может затруднить возврат того, что ему присудили или изъяли у должника (). Но если заявитель не обоснует необходимость приостановки, суд откажет ().

Причиной приостановки исполнительного производства стало банкротство кредитора

Суд временно прекратил исполнительные процедуры. Он учел материальное положение лица, в пользу которого первая инстанция вынесла судебный акт. В отношении этой компании ввели процедуру конкурсного производства. В случае взыскания денежные средства пошли бы на погашение ее кредиторской задолженности. Поворот исполнения решения по делу оказался бы затруднительным ().

Основанием послужат вновь открывшиеся обстоятельства

Суд может приостановить исполнение, если заинтересованное лицо попросит о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (абз. 4 п. 29 постановления № 50).

Например, стороны заключили мировое соглашение . Суд утвердил документ, согласно которому ответчик обязался в течение 14 календарных дней оплатить истцу задолженность. Взыскатель получил исполнительный лист, по которому пристав возбудил производство. Через некоторое время должник попросил суд о приостановлении исполнительного производства ввиду открывшихся обстоятельств. Свою позицию обосновал тем, что мировое соглашение – сделка с заинтересованностью. Должник совершил ее без надлежащего одобрения. Заинтересованное лицо являлось участником должника и обладало 90% доли. Этот факт заявитель подтвердил с помощью выписки из ЕГРЮЛ.

В такой ситуации суд посчитал необходимым временно прекратить производство (п. 10 ). Апелляционная и кассационная инстанции согласились с такими выводами. Они оставили в силе определение суда. Процедуру приостановили до вступления в силу нового судебного акта ().

В отдельных случаях сводного производства можно заявить о приостановке в целом

Судебный пристав вправе возбудить в отношении должника несколько производств (ст. 34 закона № 229-ФЗ). Он может объединить их в одно с помощью соответствующего постановления (Приложение № 109 к ). Закон не позволяет затормозить такое исполнение в целом. Заявитель может просить о приостановке в части оспариваемого постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя (с. 39 закона № 229-ФЗ). Однако есть исключения. Когда речь идет о стоимости арестованного имущества, необходима полная приостановка исполнительного производства судом.

Например, основанием для общей приостановки исполнительного производства стало оспаривание постановления пристава о принятии результатов оценки имущества должника. Суд посчитал, что необходимо приостановить все действия по исполнению документа из-за спора о стоимости арестованного имущества . Суд отклонил предложение частичного приостановления (в рамках суммы оценки средств). Он посчитал, что это невозможно. Поскольку нет достоверной оценки спорного имущества, нельзя определить, в какой части необходимо приостановить процедуру ().

Основные положения

Под приостановлением исполнительного производства (далее — ИП) подразумевается временный запрет на реализацию исполнительных действий по соответствующему исполнительному документу.

Правомочия приостанавливать ИП имеют такие субъекты, как:

  • суд (ст. 39 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ);
  • судебный пристав-исполнитель (ст. 40 закона № 229-ФЗ).

В отличие от других юридических процедур, таких как отсрочка, рассрочка или отложение, приостановление ИП осуществляется не на конкретно установленный, а на неопределенный срок. Окончание такого срока будет связано с прекращением обстоятельств, вследствие которых ИП было приостановлено (п. 1 ст. 42 закона № 229-ФЗ).

Возобновление ИП может быть инициировано самим судебным органом либо предпринято судом по обращению взыскателя или судебного пристава (ст. 438 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ). Аналогично в арбитражном процессе ИП продолжается судом только после исчезновения причин приостановления (п. 5 ст. 327 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ).

Виды приостановления исполнительного производства

В зависимости от спектра ограничиваемых исполнительных действий возможно:

  • Полное.
  • Частичное, т. е. временный запрет на использование только определенных видов мер принудительного исполнения. Например, если оспаривается судебный акт о взыскании исполнительского сбора в части снижения его размера, то ИП может быть приостановлено конкретно в части взыскания исполнительского сбора, и т. д. (см. решение Таганского райсуда г. Москвы от 25.05.2011 по делу № 2-1531/11).

В зависимости от обязательности назначения компетентным органом приостановление исполнительного производства бывает:

  • обязательным (см. п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 40 закона № 229-ФЗ, ст. 436 ГПК РФ);
  • факультативным (см. п. 2 ст. 39, п. 2 ст. 40 закона № 229-ФЗ, ст. 437 ГПК РФ, п. 1 ст. 327 АПК РФ).

Перечни оснований для приостановления исполнительного производства (как обязательного, так и факультативного)являются закрытыми и не подлежат толкованию в расширительном смысле.

В какой суд обращаться

Для того чтобы приостановить ИП, необходимо представить соответствующее заявление:

  • в выдавший исполнительную документацию арбитражный суд (далее — АС) либо в АС по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (п. 1 ст. 45 закона № 229-ФЗ, п. 2 ст. 327 АПК РФ) в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 45 закона № 229-ФЗ;
  • в суд общей юрисдикции по месту нахождения пристава (п. 3 ст. 45 закона № 229-ФЗ, п. 1 ст. 440 ГПК РФ) в остальных ситуациях.

Однако на практике зачастую возникают проблемы, связанные с выбором судебного органа, уполномоченного решать вопрос о приостановлении ИП. Например, если исполнительный лист был выдан мировым судьей, а не районным судом (см. определение Архангельского облсуда от 06.08.2012 по делу № 33-4021).

Также распространена ситуация, когда суд по месту нахождения пристава отказывается принимать заявление о приостановлении ИП, ссылаясь на ст. 41 закона № 229-ФЗ, а выдавший исполнительный документ судебный орган также отказывает в принятии заявления на основании положений ст. 440 ГПК РФ.

Споры о подсудности между судебными органами РФ недопустимы, и переправленное из одного суда в другой дело подлежит рассмотрению во втором суде (п. 4 ст. 33 ГПК РФ). Определение судебного органа о передаче дела в другой суд может быть оспорено в частном порядке.

При подаче жалоб в порядке апелляции, кассации или надзора правомочием приостанавливать выполнение предписаний судебного акта, во исполнение положений которого было начато ИП, обладают только суды соответствующих инстанций (п. 29 постановления пленума ВС РФ «О применении судами законодательства…» от 17.11.2015 № 50).

Итак, приостановление исполнительного производства может быть осуществлено судьей или судебным приставом в границах предоставленных им правомочий. Актуальное законодательство регламентирует не только полный запрет на выполнение исполнительных действий в рамках такого приостановления, но и их частичное ограничение.

Исполнительное производство носит принудительный характер. Реализация процедуры не зависит от воли и желания граждан, в отношении которых оно применяется. Однако, некоторые жизненные обстоятельства предоставляют право должнику инициировать приостановление делопроизводства для проведения мероприятий, связанных с уточнением некоторых элементов ситуации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Защита нарушенных или оспоренных прав истца реализуется в принудительном порядке специализированной исполнительной процедуры, которая является заключительной стадией судебных разбирательств гражданского или арбитражного типа.

Основанием проведения правоустанавливающих, относительно предмета спора или конфликта, мероприятий, является исполнительный документ, в котором отображаются обосновательные требования, рекомендованные к выполнению в строго установленные сроки.

Бумаги могут быть переданы:

  • лично ответчику;
  • субъекту предпринимательства, с которым у ответчика оформлены трудовые отношения;
  • в финансовое учреждение, при условии владения информацией о счетах, с денежными средствами в достаточном для решения вопроса количестве.

Невыполнение требований исполнительного документа является основанием дополнительных судебных разбирательств и начисления штрафных санкций в определённом законодательстве порядке.

Как оформить заявление

Основанием для приостановки исполнительной процедуры по инициативе должника является заявление.

Общие требования к оформлению аналогичной документации определяют необходимость включения в неё обязательной информации:

  • о заявителе (должнике);
  • о взыскателе (истце);
  • о судебном приставе, ответственном за исполнительное производство;
  • номер и дата введения в действие документа об исполнительном производстве;
  • наименование судебной организации и дата вынесения решения, на основании которого было произведено оформление исполнительного листа;
  • причина подачи заявления — основание для приостановлении процедуры;
  • ссылки на законодательные акты, регулирующие ситуацию;
  • номер и дата составления доверенности, в случае, если подпись и подача документа реализуется доверенным лицом.

К заявлению обязательно нужно подготовить приложение в виде комплекта документации:

  • постановление о возбуждение исполнительной процедуры;
  • документы, являющиеся подтверждающим доказательством;
  • необходимости проведения приостановки;
  • документы, подтверждающие личность заявителя;
  • доверенность.

Все документы подаются в ксерокопированной версии. Оригиналы предъявляются в случае необходимости лично по требованию для сверки с оригиналами.

Приостановление исполнительного производства по заявлению должника

Инициаторами приостановления исполнительной процедуры могут быть:

  • истец (взыскатель);
  • ответчик (должник);
  • судебный пристав, являющийся исполнителем;
  • организация, сформировавшая и выдавшая исполнительный документ.

Практическая реализация мероприятия осуществляется по нескольким схемам:

  • в соответствии с принятым решением исполнительного органа после рассмотрения заявления заинтересованного лица;
  • по решению суда, выдавшего документ;
  • по решению пристава — исполнителя, при наличии у него соответствующих полномочий.

Законодательно предусмотрены события и обстоятельства, которые являются основанием для прекращения исполнительного производства:

  • в обязательном порядке;
  • на усмотрение пристава или суда.

Судебным приставом

Судебная практика определяет обязательное приостановление производства приставом в случаях происшествий с ответчиком, связанных:

  • c его смертью, при условии наличия наследников, которые впоследствии желают оформить имущество умершего в собственное владение;
  • с утратой дееспособности, обусловленной болезнями, травмами или возрастом;
  • с участием в боевых действиях, по призыву или добровольно;
  • со стационарным лечением, даже если состояние здоровья не характеризуется как тяжёлое;
  • с уголовным розыском;
  • с военной службой по призыву;
  • с отсрочкой или освобождением от обязательств в судебном порядке.

Видео: Как написать

Судебная приостановка

Судебное приостановление исполнительного производства по заявлению должника происходит в ситуациях:

  • нахождения ответчика в длительной командировке;
  • предъявления иска, свидетельствующего о факте освобождения имущества от ареста, на которое было наложено взыскание;
  • подача заявления заинтересованным лицом;
  • предъявление письменного требования ответчика провести разъяснительную работу о положениях исполнительной документации, а также о способах и порядке его исполнения.

Оспорение фактов

Истец имеет право оспорить в арбитражном суде:

  • результаты оценки арестованного имущества;
  • постановление пристава о взыскании сбора;
  • исполнительный документ;
  • действия судебного пристава.

Проведение мероприятий, связанных с оспариванием любого этапа делопроизводства автоматически приостанавливает его исполнение до момента выяснения обстоятельств.

Порядок подачи заявления и сроки рассмотрения

Документ оформляется заявителем в двух экземплярах, на одном из которых получатель должен поставить соответствующую отметку о его принятии с указанием входящего номера и даты события.

С момента подачи заявления, оно должно быть рассмотрено на протяжении 10 рабочих дней, после истечения, которых суд должен вынести определение, а пристав — постановление.

Заявление подаётся в судебную организацию, выдавшую исполнительный лист, или в аналогичное заведение по месту расположения судебного пристава.

Принять документ на рассмотрение с целью вынесения определённого решения обязан судебный пристав – исполнитель, который занимается урегулированием проблемы, связанной с решением конфликта между сторонами,

Приостановка и возобновление производства

Длительность приостановки исполнительной процедуры зависит от обстоятельств, инициирующих мероприятий, срок которого зависит от времени, необходимого для их устранения.

Возобновление действия судебного постановления возможно только при условиях:

  • устранения причин, инициирующих проведение процедуры;
  • оформление заявления заинтересованным лицом;
  • подача документа в организацию, которая приостановила деятельность приставов.

В случае вынесения судом постановления о назначении наказания административного характера, его временная отмена возможна только прокурором, в результате его документально оформленного протеста на вступившее в действие судебное постановление на период рассмотрения недоразумения.

Однако, если ответчику было назначено наказание в виде ареста или запрета ведения профессиональной деятельности, то делопроизводство не может быть приостановлено никаким способом.

Основания

Основаниями для инициации приостановки исполнительного производства для должника являются:

  • оспаривание результатов имущественной оценки;
  • требование освобождения имущества от наложенного ареста;
  • оспаривание судебного постановления;
  • бездействие судебного пристава – исполнителя;
  • необходимость разъяснения ситуации.

Определение степени важности оснований находится в компетенции судебных органов, которые принимают решения, на основании поданного заявления о целесообразности приостановки реализации судебного решения.

Стоит отметить, что уполномоченный орган может посчитать основание должника не достаточными для прекращения делопроизводства.

Полномочия приставов

Права судебных приставов во время приостановления исполнительного мероприятия отражены в таблице.

Действия судебных приставов
Разрешено Запрещено
Формировать запросы для получения информации от контролирующих органов. Взыскивать, изымать или оценивать имущество должника;
Проводить опросы сторон, являющихся частниками делопроизводства Регистрировать переход права на имущество с должника на взыскателя
Инициировать проверку финансовой документации субъектов предпринимательской деятельности в случае, если они являются ответчиками.
Рассмотрение заявлений от участников судебного разбирательства и принятие решений относительно дальнейшего поведения.

Стоит отметить, что допустимыми считаются все действия при условии, если они не касаются имущественного вопроса.

Однако, все законодательные решения, относительно претензии к ответчику касаются его имущества, поэтому все действия пристава при приостановлении реализации процедуры становятся невозможными к осуществлению. К их выполнению можно приступать, когда срок приостановления исполнительного производства будет завершён.

27.12.2012

Исполнительное производство, как показывает практика, является одной из сложных частей судопроизводства. В соответствии с действующим законодательством судом осуществляется предварительный и последующий контроль за действиями судебного пристава-исполнителя. Предварительный контроль осуществляется в тех случаях, когда для совершения определенных действий в рамках исполнительного производства требуется судебный акт. В частности это касается и приостановления исполнительного производства.

Приостановление исполнительного производства представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий, наряду с их отложением и отсрочкой.

В отличие от иных юридических действий (отсрочка, рассрочка, отложение), приостановление осуществляется не на конкретный, а на неопределенный период времени, до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.

Приостановление исполнительного производства обусловлено обстоятельствами, не зависящими от воли суда, судебного пристава-исполнителя и сторон, отложение же исполнительных действий, как правило, вызвано причинами субъективного порядка.

По приостановленному исполнительному производству до его возобновления применение мер принудительного исполнения не допускается. В противном случае суд может удовлетворить иск о взыскании убытков, причиненных действиями судебного пристава-исполнителя, если арест, опись и изъятие имущества должника были произведены судебным приставом-исполнителем, когда определением суда было приостановлено исполнительное производство и об этом приостановлении судебный пристав-исполнитель был уведомлен (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Западно-Сибирского округа от 31.03.2005 N Ф04-1678/2005(9833-А27-12).

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или по инициативе судебного пристава-исполнителя.

Судебный акт, акт другого органа или должностного лица о приостановлении исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению с момента его получения судебным приставом-исполнителем.

В арбитражном процессуальном кодексе вопросу приостановления исполнительного производства посвящена статья 327.

Применяя правила ч. 1 и 2 ст. 327 АПК, нужно иметь в виду следующее:

  • арбитражный суд может приостановить исполнительное производство
    • возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом
    • по заявлению взыскателя, должника либо судебного пристава-исполнителя;
    • лишь в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.
    Как следует из Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, либо судебному приставу-исполнителю. В случае направления исполнительного листа непосредственно в банк ни АПК РФ, ни Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не исключают возможность приостановления арбитражным судом взыскания банком денежных средств по исполнительному листу, выданному арбитражным судом.
  • исполнительное производство может быть приостановлено:
    • либо арбитражным судом, который выдал исполнительный лист;
    • либо арбитражным судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель (если именно в этот суд было подано заявление о приостановлении исполнительного производства).

Во всех остальных случаях приостановление производится судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

Вопрос о приостановлении судом исполнительного производства подлежит разрешению в рамках дела, на решение по которому выдан исполнительный лист, послуживший основанием для возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с частью 1 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой или апелляционной инстанций, выдается судом, принявшим соответствующий судебный акт.

Следовательно, если исполнительный лист выдан арбитражным судом апелляционной инстанции, вопрос о приостановлении исполнительного производства может быть рассмотрен этим судом или арбитражным судом первой инстанции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в зависимости от того, в какой суд направлено соответствующее заявление.

Вопрос о приостановлении исполнительного производства арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает коллегиальным составом судей.

Статья 327 АПК РФ является бланкетной по содержанию, поскольку отсылает для разрешения вопросов приостановления, прекращения и возобновления исполнительного производства к ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 327 АПК:

  • арбитражный суд обязан рассмотреть упомянутое заявление в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления в арбитражный суд; в судебном заседании, с извещением сторон и судебного пристава-исполнителя: однако их неявка не препятствует рассмотрению заявления; при подаче заявления о приостановлении исполнительного производства госпошлина не оплачивается.
  • по результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение, которое направляется (в копии) взыскателю, должнику и лицам, участвующим в деле, судебному приставу-исполнителю. Оно может быть обжаловано.

С 1 февраля 2008г. вступил в силу Федеральный закон N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее ФЗ №229), который Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее ФЗ №199).

Федеральный закон № 229-ФЗ, так же как и Федеральный закон № 119-ФЗ, предусматривает общий двухмесячный срок для совершения исполнительных действий. Однако при этом предусмотрены периоды времени, которые в указанный срок не включаются. Например, время, когда исполнительные действия не производились в связи с их отложением, приостановлением, время отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа, время со дня передачи имущества на реализацию до дня получения вырученных от нее денежных средств и др.

Приостановлению исполнительного производства посвящены ст.ст. 39, 40, 41, 42, 45, нового закона «Об исполнительном производстве»

Ранее Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" рассмотрение вопроса о приостановлении исполнительного производства относил только к компетенции суда. В целях оперативного разрешения возникающих в ходе исполнительного производства вопросов Законом N 229-ФЗ впервые предусмотрены полномочия судебного пристава приостанавливать исполнительное производство (ст. 40).

Ранее судебная практика (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Поволжского округа от 06.12.2005 N А12-3592/05-С32) исходила из того¸ что частичное приостановление противоречит правилам Закона об исполнительном производстве, поскольку производство возбуждается на основании исполнительного листа как единого документа.

Согласно новому закону исполнительное производство может быть приостановлено полностью или частично.

Рассмотрение судом или судебным приставом- исполнителем вопросов о приостановлении исполнительного производства регламентируется ст. 45 нового Закона «Об исполнительном производстве». В статье указано, что приостановление и прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

Также приостановление исполнительного производства арбитражным судом производятся в случаях:

  • исполнения исполнительных документов, указанных в пунктах 5, 6 и 8 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона (к которым относятся: акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований; судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом), в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    Для отнесения к подведомственности указанных дел арбитражным судам важен субъектный состав сторон исполнительного производства, т.е. взыскателем или должником может быть только организация (юридическое лицо, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, не юридическое лицо- объединение граждан) и индивидуальный предприниматель; а также важен исполнительный документ- акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств в бесспорном порядке(например, постановление о взыскании налога за счет имущества (ст. 47 НК РФ); постановление по делу об административном правонарушении; факт оспаривания постановления налогового органа, решения административных органов, на основании которых возбуждено исполнительное производство в арбитражном суде, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства т.е. поданное в арбитражный суд заявление о признании недействительным постановления налогового органа, решений административных органов и определение арбитражного суда о принятии этих заявлений к производству.

  • исполнения постановления судебного пристава-исполнителя в соответствии с частью 16 статьи 30 настоящего Федерального закона, (т.е. в случае, когда после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа), если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В случаях, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судом общей юрисдикции, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

Основания для приостановления могут быть как обязательные, так и факультативные.

Обязательными и исчерпывающими основаниями (всего семь) приостановления согласно ст. 20 старого Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" являлись:

  • смерть должника, объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуждение арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника- в настоящее время это измененный пункт 1 ч.1 ст. 40 нового Закона
  • утрата должником дееспособности- это п. 2 ч.1 ст. 40 нового Закона
  • участие должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях- это измененный п.3.ч.1 ст. 40 нового Закона
  • оспаривание должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается законом- измененный п.1 ч.2 ст. 39 нового Закона
  • подача жалобы в суд на действия органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях- измененный п.2 ч.2 ст. 39 нового Закона
  • вынесение постановления должностным лицом, которому федеральным законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, а также исполнение документа, который в силу закона является исполнительным документом- это ст. 41 нового Закона
  • предъявление в суд иска об исключении из описи (освобождении от ареста) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу- п.1 ч.1 ст. 39 нового Закона.

Законом N 229-ФЗ предусмотрены случаи, когда приостановить исполнительное производство может только суд, это ст. 39. Основания для такого приостановления могут быть как обязательные так и факультативные.

В настоящее время новым законом предусмотрено только 3 обязательных оснований для приостановления исполнительного производства (ст. 39). Причем перечень их не исчерпывающий, поскольку статья предусматривает, что исполнительное производство приостанавливается полностью или частично и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Эти обстоятельства, придают приостановлению исполнительного производства обеспечительный (охранительный, предупредительный) характер:

  • предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу. Данная норма защищает права не только третьих лиц, имущество которых арестовано в качестве имущества должника, но и права самого должника, если было арестовано его имущество, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
  • оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
  • оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Два последних случая приостановления ранее действующим законом предусмотрены не были.

В ПОСТАНОВЛЕНИИ ФАС Поволжского округа от 01.03.2005 N А12-23160/04 суд, анализируя п. 7 ст. 20 Закона об исполнительном производстве (п.1 ч. 1 ст. 39 нового закона), пришел к выводу, что приостановление исполнительного производства не может отменить ранее принятых мер, связанных с обеспечением имущества должника, поскольку такое временное прекращение исполнительских действий является обязательным в отношении действий, которые могут быть приняты впоследствии.

В ПОСТАНОВЛЕНИИ ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2005 N Ф08-6059/2005 указал, что, хотя согласно ст. 20 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению в случае предъявления иска об исключении из описи или освобождению от ареста имущества, тем не менее, приостановлению подлежит производство только в части, касающейся спорного имущества.

ФАС Центрального округа в ПОСТАНОВЛЕНИИ от 22.06.2005 N А35-2113/05-С5 указал, что в отношении должника было возбуждено исполнительное производство о мерах по обеспечению иска, а также исполнительное производство об обращении взыскания на объекты недвижимости. В рамках обоих производств был наложен арест на имущество должника. Поскольку был заявлен иск об освобождении имущества от ареста, суд приостановил оба исполнительных производства.

Факультативными и исчерпывающими основаниями приостановления исполнительного производства по старому Закону согласно статье 21 являлись:

  • обращение судебного пристава-исполнителя в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении принятого им судебного акта или акта другого органа, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом- это измененный пункт 5 ч. 2 ст. 39 нового закона
  • просьба должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации- измененный п.3 ч.1 ст. 40 нового закона
  • нахождение должника в длительной служебной командировке- это п.3 ч. 2 ст. 39 нового Закона
  • нахождение должника на лечении в стационарном лечебном учреждении- п. 1 ч. 2 ст. 40 нового Закона
  • подача жалобы на действия судебного пристава-исполнителя или отказ в его отводе- измененный п.4 ч. 2 ст. 39
  • розыск должника, его имущества или розыска ребенка- измененный п. 2 ч.2 ст. 40
  • нахождение должника либо взыскателя в отпуске за пределами места совершения исполнительных действий- такой случай в новом законе отсутствует.

В настоящее время закон N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает 6 факультативных случаев приостановления судом исполнительного производства полностью или частично. Перечень их не исчерпывающий, поскольку исполнительное производство может быть приостановлено и в иных случаях, предусмотренных ст. 40 настоящего Закона. Во всех этих случаях суд может, но не обязан приостановить исполнительное производство.

  • оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

    В данном случае речь идет об оспаривании тех исполнительных документов, которые одновременно признаются как основаниями исполнения, так и исполнительными документами, например: постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов; постановление таможенных органов о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества организации-должника; постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

    Как следует из постановления апелляционной инстанции арбитражного суда Республики Бурятия от 21 декабря 2006г. по делу :№ А10-805/04 суд апелляционной инстанции признал ошибочной квалификацию постановления судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на реализацию как исполнительного документа. Постановление судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на реализацию к исполнительным документам не относится и его обжалование не может являться основанием для приостановления исполнительного производства по п.4 ст. 20 ФЗ «Об исполнительном производстве».

    Постановление судебного пристава-исполнителя в соответствии со ст. ст. 81, 82, 84 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве" № 119-ФЗ может быть предъявлено к исполнению на взыскание денежных средств как исполнительный документ лишь только в двух случаях: о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

    Новый Закон «Об исполнительном производстве» №119-ФЗ (ст. ст.112, 113) также предусматривает, что постановление судебного пристава-исполнителя относится к исполнительному документу в случаях: взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

    Таким образом, для приостановления исполнительного производства важен не только факт оспаривания исполнительного документа, а прежде всего, факт принятия заявления (жалобы) и возбуждение дела соответствующим судом.

    Ранее судебная практика (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2005 N А19-10135/05-22-Ф02-6238/05-С2) исходила из того, ст. ст. 20 и 21 Закона об исполнительном производстве содержат исчерпывающий список оснований для приостановления исполнительного производства и обжалование должником судебного акта, а не исполнительного документа не является основанием для приостановления исполнительного производства.

    С 01.02.2008г. практика изменилась, поэтому арбитражный суд может приостановить исполнительное производство в случае обжалования судебного акта в апелляционном, кассационном, надзорном порядке.

    Подача должником ходатайства об отмене мер по обеспечению иска не является основанием для приостановления исполнительного производства.

    Вместе с тем подача жалобы на определение суда по обеспечению иска, на основании которого выдан исполнительный лист, апелляционной, кассационной жалобы или заявления о пересмотре судебных актов, на основании которых выдан исполнительный лист, в порядке судебного надзора по новому закону является основанием для приостановления исполнительного производства.

    После принятия нового закона остается актуальной позиция Федеральных арбитражных судов:

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Восточно-Сибирского округа, согласно которому оспаривание исполнительного документа в Конституционном Суде РФ не является основанием для приостановления исполнительного производства, поскольку исполнительное производство приостанавливается в случае оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание предусматривается законом (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2005 N А10-5387/03-Ф02-6244/05-С2);

    ФАС Дальневосточного округа в ПОСТАНОВЛЕНИИ от 26.04.2005 N Ф03-А37/04-1/4050 отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнительного производства, указав, что заявленное должником для этого основание - в связи с рассмотрением заявления о замене взыскателя в исполнительном производстве, не предусмотрено нормами Закона об исполнительном производстве;

    В ПОСТАНОВЛЕНИИ ФАС Поволжского округа от 06.04.2005 N А55-6462/03-42 указал, что приостановление исполнительного производства может иметь место лишь при наличии оснований, указанных в ст. ст. 20, 21 Закона об исполнительном производстве, причем перечень этих оснований исчерпывающий, расширительному толкованию не подлежит. В этой связи суд отметил, что приостановление исполнительного производства в случае подачи в арбитражный суд заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, указанными нормами не предусмотрено. В новом законе пересмотр вступившего в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам как основание приостановления исполнительного производства не предусмотрен.

  • оспаривание в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.

    Данной норме корреспондируют, в частности, нормы, содержащиеся в ст. 30.1 - 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающие обжалование привлечения к административной ответственности

    ФАС Северо-Западного округа в ПОСТАНОВЛЕНИИ от 26.09.2005 N А56-6042/05 указал, что исполнительное производство приостанавливается в случае обжалования действий органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, но только тогда, когда исполнительное производство возбуждено на основании постановления административного органа, являющегося исполнительным документом.

  • нахождения должника в длительной служебной командировке; нахождение должника в длительной служебной командировке. В законодательстве понятие "длительная командировка" не определено. Думается, в данном случае нельзя установить какие-либо временные или пространственные рамки, поскольку это понятие все же оценочное. Таким образом, для приостановления исполнительное производство важен сам факт отсутствия должника по служебной надобности длительное время, что не позволяет ему в полном объеме и своевременно осуществить свои полномочия как стороны исполнительного производства.
  • принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий.

    В п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 N 77 и п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 отмечено, что с учетом подведомственности, определяемой ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражным судам подведомственно рассмотрение дел об оспаривании организациями или индивидуальными предпринимателями постановлений судебного пристава по исполнению документа, выданного налоговым органом.

    Арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель. Исключение из данного правила составляют лишь случаи, когда оспариваются решения и (или) действия (бездействие) судебного пристава, связанные с исполнением документа, выданного судом общей юрисдикции.

    Заявление о приостановлении исполнительного производства по этому основанию может быть подано в суд сторонами исполнительного производства.

    В некоторых случаях приостановление исполнительного производства по этому пункту Закона вообще нецелесообразно, например, в случае обжалования установленного судебным приставом-исполнителем времени исполнительных действий (ст. 15), сроков их совершения (ст. 18) и др.

    09.11.2007г. должником в арбитражный суд Республики Бурятия направлено заявление о признании действий ОАО «Бурятэнергосбыт» по повторному направлению судебному приставу- исполнителю исполнительного листа незаконными, в связи с чем, он просит приостановить исполнительное производство.

    Согласно определению арбитражного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2007г. по делу А10- 480/07 в приостановлении исполнительного производства отказано, поскольку Федеральным законом "Об исполнительном производстве" не предусмотрена возможность приостановления исполнительного производства в связи с обращением в суд с заявлением о признании действий взыскателя незаконными.

    По мнению ФАС Северо-Западного округа, приостановление исполнительного производства в случае обжалования действий судебного пристава-исполнителя возможно лишь в исключительных случаях, поскольку нарушает права взыскателя, который на неопределенный срок лишается возможности получить присужденное (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЗО от 29.11.2005 N А56-34247/2005)

  • обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

    Данная норма имеет большое принципиальное значение, поскольку только таким образом можно правильно и не нарушая права и охраняемые законом интересы сторон (других заинтересованных лиц) исполнить требования исполнительного документа.

Исполнительное производство может быть приостановлено арбитражным судом и в иных случаях, предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона:

  • смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
  • утраты должником дееспособности;
  • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
  • отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается;
  • применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;

    Согласно статьи 96 на основании определения арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения указанных процедур судебных актов, в том числе судебных приказов, о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам.

    Ни на одной из стадий процесса банкротства не происходит прекращения платежей по заработной плате, вознаграждений авторам, алиментов и возмещения вреда. Поэтому не может быть приостановлено исполнение судебных решений о взыскании задолженности по указанным основаниям и в фазе наблюдения при условии, что они вступили в силу до того, как было арбитражным судом вынесено определение о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления.

    Приостановление исполнительного производства означает временное прекращение исполнения судебных решений. Если арбитражный суд впоследствии примет решение об отказе в признании должника банкротом, то это приведет к прекращению последствий принятия заявления о признании должника банкротом и введения наблюдения (ст. 52 Закона N 6-ФЗ).

    Такие же последствия наступают в случае прекращения арбитражным судом дела о банкротстве в связи с восстановлением платежеспособности должника или заключением мирового соглашения. В этих случаях кредитор вправе вновь потребовать возобновления исполнительного производства и осуществления реального взыскания.

  • принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
  • направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в пункте 4 части 1 статьи 94 настоящего Федерального закона (непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда).

Исполнительное производство также может быть приостановлено арбитражным судом полностью или частично в случаях:

  • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
  • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 42 нового Закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства. Суд или судебный пристав-исполнитель возобновляет приостановленное исполнительное производство после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

Общее правило установления сроков приостановления исполнительного производства - они определяются не фиксированной датой, а периодом времени, необходимым для отпадения соответствующих обстоятельств, послуживших основанием для приостановления совершения исполнительных действий. В этот период должны совершаться соответствующие правовые действия в зависимости от оснований приостановления исполнительного производства - вступление судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист в законную силу, рассмотрение жалобы соответствующим судом на действия судебного пристава-исполнителя и т.д.

По правилам исполнительного производства обязанность следить за соблюдением сроков приостановления и отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления возлагается на самого судебного пристава-исполнителя, должного принимать меры к своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (п. 1 ст. 12 ФЗ "О судебных приставах"). Вместе с тем сам взыскатель как лицо, непосредственно заинтересованное в результате исполнения, имеет право следить за ходом исполнения, знакомиться с материалами исполнения и т.д. Поэтому взыскатель также правомочен обращаться с заявлением в соответствующий суд или к судебному приставу-исполнителю о возобновлении исполнительного производства в связи с отпадением обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления. Инициативу в возобновлении исполнительного производства также вправе проявить и суд в тех случаях, когда им выносилось определение о приостановлении исполнительного производства.

Кроме приостановления исполнительного производства возможно приостановление судебного акта. Приостановление судебного акта возможно в случаях, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве» и Арбитражном процессуальном кодексе.

Такой случай, в частности, предусмотрен в статье 41 нового ФЗ «Об исполнительном производстве»: исполнение судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении может быть приостановлено судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ, по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Указанная статья корреспондирует с параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующим порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности.

В АПК РФ указано (статья 283 АПК РФ), что арбитражный суд кассационной инстанции вправе по ходатайству лиц, участвующих в деле, приостановить исполнение судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, при условии, если заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения либо предоставил обеспечение, предусмотренное в ч. 2 настоящей статьи. Определение суда кассационной инстанции о приостановлении исполнения обжалуемых судебных актов не является основанием для приостановления исполнительного производства.

Определение суда кассационной инстанции о приостановлении обжалуемых в кассационном порядке судебных актов является самостоятельным основанием для обращения к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении исполнительных действий в рамках возбужденного исполнительного производства, а не основанием для обращения в арбитражный суд первой инстанции для принятия определения о приостановлении исполнительного производства.

Приостановить исполнение судебного акта может не только арбитражный суд кассационной инстанции, но и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В ст. 298 АПК РФ говорится, что исполнение судебного акта арбитражного суда может быть приостановлено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по ходатайству лица, обратившегося с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, при условии, если заявитель обосновал невозможность поворота его исполнения или предоставил встречное обеспечение другой стороне по делу возможных убытков путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, рассматривавшего дело по первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы и если суд признает необходимым приостановление исполнения судебного акта в целях обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон.

Вместе с тем нельзя приостановить исполнение судебного акта, исполнение которого в силу закона подлежит немедленному исполнению.

По этому вопросу и в судебной практике, и в теории гражданского процессуального и арбитражного процессуального права в течение многих десятилетий существует единое мнение. Пленум Верховного Суда СССР еще в Постановлении от 21 марта 1968 г. указал, что должностные лица, которым предоставлено право принесения протеста в порядке надзора, не могут приостановить исполнение решения, подлежащего немедленному исполнению. Эта позиция была подтверждена и в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда СССР N 10 от 13 декабря 1974 г., где было прямо указано, что должностные лица, которым предоставлено право принесения протеста в порядке надзора, могут до окончания производства в порядке надзора приостановить исполнение решений, определений и постановлений, за исключением случаев, когда они в силу закона или по решению суда в пределах предоставленных ему прав обращены к немедленному исполнению.

Такая точка зрения по рассматриваемому вопросу разделяется как практиками, так и теоретиками, поскольку решение подлежит немедленному исполнению в силу императивного предписания, содержащегося в Федеральном законе, которое не может быть изменено усмотрением суда, вынесшего решение, или должностных лиц, имеющих право принесения протеста.

Все сказанное в полной мере следует отнести и к приостановлению определений арбитражного суда первой инстанции, подлежащих в силу закона немедленному исполнению (например, определение арбитражного суда о назначении конкурсного управляющего или отстранении его от исполнения обязанностей конкурсного управляющего по делу о несостоятельности (банкротстве) подлежит немедленному исполнению в силу прямого предписания закона (п. 3 ст. 144 и п. 2 ст. 145 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"), и, следовательно, их исполнение не может быть приостановлено ни судом, ни судьей.

Нельзя приостановить исполнение решения суда, если оно уже исполнено. Распоряжение о приостановлении такого решения является беспредметным. Поэтому суд, судья, имеющие право приостановления исполнения судебного акта, прежде чем принять определение о его приостановлении, должны убедиться в том, что судебный акт не исполнен.

Таким образом, в новом Законе N 229-ФЗ усовершенствована редакция статей, касающихся приостановления исполнительного производства, предусмотрены новые основания для приостановления исполнительного производства, расширены полномочия суда и судебного пристава-исполнителя по этому вопросу. Поскольку новый закон предусматривает только три обязательных оснований для приостановления исполнительного производства судом, то велика роль судейского усмотрения при вынесении судебного акта, а следовательно, существует необходимость изучения и обобщения судебной практики в целях соблюдения единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Источник/автор : Магданова Э.В.