Над пропастью во ржи год написания. Анализ произведения «Над пропастью во ржи» (Сэлинджер)

Книгу «Над пропастью во ржи» рекомендуют для прочтения подросткам. Её даже занесли в число 100 лучших романов, написанных в 20 веке. Многие родители интересуются, о чем повествует популярная книга «Над пропастью во ржи» . Можно ли дать её своему ребенку, ведь произведение часто критиковали за грубую речь?

Изначально роман был обращен к людям среднего возраста, но потом книга стала популярна и среди молодежи. Произведение очень сильно повлияло на культуру 20 столетия. В итоге, роман перевели почти на все существующие языки.

Над пропастью во ржи: краткое содержание

Его история повествует о событиях прошлой зимы, которые и привели его к плачевному состоянию. Юноша чуть не умер, но сейчас его здоровье улучшилось. Он надеется вскоре вернуться домой. Холден рассказывает о событиях, действие которых разворачивалось в декабрьские дни 1949 года.

Все начинается с отъезда юноши из школы, последний день в которой сопровождается громкими конфликтами. По вине Холдена не состоялся фехтовальный матч. Юноша являлся капитаном, но забыл в метро все необходимое снаряжение. Но это еще не все события злополучного дня.

Парень успевает подраться со свои другом из-за неправильно сделанной домашней работы. В итоге, Холдена отчисляют из школы за неуспеваемость. К сожалению, этот случай не первый.

Парень бросил ещё несколько учебных заведений. Все они казались ему фальшивыми. Он называл их «липами». Юношу раздражают не только школы. Все люди, с которым он общается, ему не нравятся, но и одному оставаться не хочется.

В конце концов, Холден оказывается в родном Нью-Йорке. Он хотел бы вернуться к родителям, но не делает этого, так как боится рассказать о том, что его отчислили из школы. В итоге, он останавливается в отеле.

Молодой человек долго думает, чем бы ему заняться, а потом решает развлечься в ночном клубе. Ему не продают спиртное, и он отправляется в бар. В новом месте ничего хорошего также не происходит, поэтому Холден возвращается в отель, в котором происходит очередная неприятная история. Юноше приходится покинуть данное место и стать бездомным.

Парень решает уехать на Запад и все начать с белого листа там, но его останавливает младшая сестра, с которой они вместе отправляются в зоосад. Там маленькая девочка посещает аттракционы, а юноша любуется ей. Так и заканчивается книга «Над пропастью во ржи».

Название этого произведения неразрывно связано в сознании современного общества с темой взросления, становления личности, обретения самого себя. Анализ «Над пропастью во ржи» означает возвращение в юношество ради понимания главного героя, его психологии, тонкостей и многогранности созревающей, только появляющейся на свет натуры.

За свой, пусть и не такой долгий, как хотелось бы, творческий путь Сэлинджер успел зарекомендовать не только как весьма таинственная, своенравная и свободолюбивая личность. Тот факт, что автор «Над пропастью во ржи» (анализ произведения будет представлен в данной статье) был настоящим психологом, тонко чувствующим каждую грань человеческой души, не требует никаких дополнительных пояснений.

Что роман значит для всего мира

Двадцатый век, столь богатый на литературные шедевры в целом, сумел подарить миру и этот потрясающий роман о взрослении в мире американской действительности. Анализ «Над пропастью во ржи», пожалуй, следует начать с определения его значимости для мировой культуры.

Только появившись на прилавках книжных магазинов, роман сумел вызвать настоящий фурор среди читателей всех возрастов в силу своей глубокой психологичности, актуальности и полнейшего соответствия духу времени. Произведение было переведено почти на все языки мира и даже сейчас не теряет своей популярности, оставаясь бестселлером в самых разных уголках земного шара. Анализ «Над пропастью во ржи» как одного из величайших произведений американской литературы двадцатого века включен в обязательную программу школ и высших учебных заведений.

Сквозь призму свершающейся личности

Повествование в данном произведении ведется от лица семнадцатилетнего юноши - Холдена Колфилда, перед которым открывается мир в новое будущее, взрослую жизнь. Читатель видит окружающую действительность сквозь призму его развивающейся, зреющей личности, которая только становится на дорогу в будущее, прощаясь с детством. Мир, воплощенный в этой книге, нестабилен, многогранен и калейдоскопичен, как и само сознание Холдена, постоянно впадающего из одной крайности в другую. Это история, рассказанная от лица человека, не приемлющего лжи ни в каких ее проявлениях, но вместе с тем примеряющей ее на себя, будто маску взрослого человека, которым хочется порой казаться юноше.

Анализ «Над пропастью во ржи» - это, по сути, путешествие читателя в самые потаенные, самые глубокие человеческие переживания, показанные глазами уже не ребенка, но еще не взрослого.

Максимализм в романе

Поскольку главному герою всего семнадцать лет, повествование в книге ведется соответствующим образом. Оно то замедляется, представляя собой незащищенную созерцательность, то ускоряется - одна картинка сменяется другой, эмоции вытесняют друг друга, поглощая не только Холдена Колфилда, но и читателя вместе с ним. В целом роману характерно удивительное единство героя и человека, взявшего в руки книгу.

Как и любому юноше его возраста, Холдену свойственно гиперболизировать действительность - школа Пэнси, из которой его отчисляют за неуспеваемость, кажется ему настоящим воплощением несправедливости, напыщенности и лжи, а стремление взрослых казаться теми, кем они не являются - настоящим преступлением в отношении чести, заслуживающим лишь отвращения.

Кто такой Холден Колфилд

В романе «Над пропастью во ржи» анализ главного героя требует особо внимательного и кропотливого подхода, ведь именно его глазами видит мир читатель. Холдена сложно назвать примером нравственности - он вспыльчив и порой ленив, непостоянен и несколько груб - свою подругу Салли он доводит до слез, о чем потом сожалеет, да и другие его поступки весьма часто вызывают неодобрение читателя. Это обусловлено его пограничным состоянием - юноша уже выходит из детства, однако еще не готов к переходу во взрослую, независимую жизнь.

Услышав случайно отрывок из популярной песни, он находит, как ему кажется, свое предназначение, решая стать ловцом во ржи.

Смысл названия

В оригинале роман называется «Catcher in the rye». Врываясь в текст романа в словах популярной песни, данный образ неоднократно всплывает в сознании юного Холдена Колфилда, отождествляющего себя с ловцом. По мнению героя, его жизненное предназначение состоит в том, чтобы уберегать детей от взрослого, жестокого мира, исполненного лжи и притворства. Сам Холден не стремится взрослеть и не хочет допустить свершения этого процесса для кого-либо.

Что хотел сказать таким названием читателю Сэлинджер? «Над пропастью во ржи», анализ которого требует комплексного, широкого подхода, - это роман, исполненный удивительной символики и тайных смыслов. Образ ржаного поля над пропастью воплощает в себе сам процесс взросления человека, окончательный, наиболее решительный шаг к новому будущему. Возможно, именно этот образ был избран автором потому, что в поля уходили, как правило, молодые американские юноши и девушки для тайных свиданий.

Еще один образ-символ

Утки, непонятно куда девающиеся зимой, - еще одна не менее важная составляющая «Над пропастью во ржи». Анализ романа без его рассмотрения будет попросту неполноценным. По сути, столь наивный, немного даже глупый вопрос, мучающий героя в течение всего повествования - это еще один символ его принадлежности к детству, ведь ни один взрослый не задается этим вопросом и не может на него ответить. Это еще один мощный символ утраты, невозвратимой перемены, ожидающей главного героя.

Разрешение внутреннего конфликта

Несмотря на весьма наглядное тяготение Холдена к некоторому эскапизму, в финале романа ему приходится сделать выбор в пользу перехода во взрослую жизнь, исполненную ответственности, решительности и готовности к самым разным ситуациям. Причиной этому становится его младшая сестра Фиби, готовая ради брата пойти на столь решительный шаг, став взрослой до того, как этому придет время. Любуясь не по годам мудрой девочкой на карусели, Холден осознает, насколько важен тот выбор, перед которым он стоит и насколько велика необходимость принятия нового мира, совершенно иной действительности.

Именно об этом говорят читателю Сэлинджер, «Над пропастью во ржи», анализ произведения и его художественное своеобразие. Это путь становления длиной в жизнь, помещенный в три пережитых главным героем дня. Это безграничная любовь к литературе, чистоте и искренности, столкнувшаяся со столь многогранным, разносторонним и сложным окружающим миром. Это роман обо всем человечестве и о каждом человеке в отдельности. Произведение, которому суждено стать отражением души еще очень многих поколений.

Если вы не поняли эту книгу сразу, то не стоит дальше и пытаться.
Это глубочайший роман. Над ним надо думать, думать и думать. Лучше всего читать его в подростковом возрасте, когда в крови еще бушует подростковый максимализм, а в душе полно принципов, мечтаний и надежд. Я преклоняюсь пред автором и восхищаюсь тем, как ему удалось донести до читателя всю суть переживаний Холдена.
Холден - глубочайший человек. Те, кто видели в нем себя,- счастливчики или обреченные. Это уже как в жизни пойдет. Но если вы понимали его, то вы определенно не глупы.
Сюжет и суть произведения пересказать невозможно. Это нужно просто понимать.
Как и самого Холдена.
Холден - благородный и чистый мальчик. Он добрый. Он пессимист и максималист. Он многое не любит. У него не клеятся отношения с девчонками, потому что они все поверхностные и его совсем не понимают. Он удивляется тому, как глупо устроен мир. Он мыслит, все переваривает и начинает задавать миру вопросы, на которые никогда не найдет ответы. Он начинает требовать от мира того, что он не в состоянии ему дать.
И вот, Холден начинает "лететь в пропасть". Нет у этой пропасти не конца, ни края. Она бесконечна. В эту пропасть попадают все, кто начинает задавать миру вопросы, кто начинает искать что-то большее, кто выдвигает миру претензии и начинает отчаиваться от того, что мир не может ему дать ровно ничего. Туда летят те, кто опускает руки и думает, что его окружение больше не способно ему ничего дать.
И вот чего хочет Холден. Он хочет стоять около этой пропасти и не давать детишкам в нее упасть. Он очень любит детей, особенно свою сестру. Он хочет, чтоб дети жили беззаботно и счастливо, чтоб не страдали от глупости нашего мира и радовались, не задавая ему вопросов. Холден Колфилд - тип подростка, котрый практически никогда не имел ни настоящих друзей, ни девушек, потому что не видел тех людей, с которыми ему было бы интересно и приятно, чьи жизненные взгляды и принципы его бы устраивали. Боже, как же я его понимаю. Многие люди, после прочтения данной книги и опознания в ней себя, говорят, что не хотят быть Колфилдом. Быть Колфилдом - значит страдать всю жизнь или подавить это в себе еще в юношестве. А я сказала себе, что счастлива быть Колфилдом. Я не хочу жить как все и не задумываться, довольствоваться тем, что нам преподносят. И призываю всех Колфилдов к тому же.
В общем, если вы ищете что-то эпичное и стремительное, то эта книга не для вас. Выбирайте ее, если вам хочется подумать, разобраться в мире и себе. Не ждите от нее крутых поворотов и интересных приключений. Она не об этом. В книге даже конца толкового нет. Просто глубочайший смысл и минусы такого восприятия мира. Самое настоящее горе от собственного ума и понимания.
Ставлю 10 из 10 даже не задумываясь.

Дэвид Сэлинджер Джером

«Над пропастью во ржи»

Семнадцатилетний Холден Колфилд, находящийся в санатории, вспоминает «ту сумасшедшую историю, которая случилась прошлым Рождеством», после чего он «чуть не отдал концы», долго болел, а теперь вот проходит курс лечения и вскоре надеется вернуться домой.

Его воспоминания начинаются с того самого дня, когда он ушёл из Пэнси, закрытой средней школы в Эгерстауне, штат Пенсильвания. Собственно ушёл он не по своей воле — его отчислили за академическую неуспеваемость — из девяти предметов в ту четверть он завалил пять. Положение осложняется тем, что Пэнси — не первая школа, которую оставляет юный герой. До этого он уже бросил Элктон-хилл, поскольку, по его убеждению, «там была одна сплошная липа». Впрочем, ощущение того, что вокруг него «липа» — фальшь, притворство и показуха, — не отпускает Колфилда на протяжении всего романа. И взрослые, и сверстники, с которыми он встречается, вызывают в нем раздражение, но и одному ему оставаться невмоготу.

Последний день в школе изобилует конфликтами. Он возвращается в Пэнси из Нью-Йорка, куда ездил в качестве капитана фехтовальной команды на матч, который не состоялся по его вине — он забыл в вагоне метро спортивное снаряжение. Сосед по комнате Стрэдлейтер просит его написать за него сочинение — описать дом или комнату, но Колфилд, любящий делать все по-своему, повествует о бейсбольной перчатке своего покойного брата Алли, который исписал её стихами и читал их во время матчей. Стрэдлейтер, прочитав текст, обижается на отклонившегося от темы автора, заявляя, что тот подложил ему свинью, но и Колфилд, огорчённый тем, что Стрэдлейтер ходил на свидание с девушкой, которая нравилась и ему самому, не остаётся в долгу. Дело кончается потасовкой и разбитым носом Колфилда.

Оказавшись в Нью-Йорке, он понимает, что не может явиться домой и сообщить родителям о том, что его исключили. Он садится в такси и едет в отель. По дороге он задаёт свой излюбленный вопрос, который не даёт ему покоя: «Куда деваются утки в Центральном парке, когда пруд замерзает?» Таксист, разумеется, удивлён вопросом и интересуется, не смеётся ли над ним пассажир. Но тот и не думает издеваться, впрочем, вопрос насчёт уток, скорее, проявление растерянности Холдена Колфилда перед сложностью окружающего мира, нежели интерес к зоологии.

Этот мир и гнетёт его, и притягивает. С людьми ему тяжело, без них — невыносимо. Он пытается развлечься в ночном клубе при гостинице, но ничего хорошего из этого не выходит, да и официант отказывается подать ему спиртное как несовершеннолетнему. Он отправляется в ночной бар в Гринич-Виллидж, где любил бывать его старший брат Д. Б., талантливый писатель, соблазнившийся большими гонорарами сценариста в Голливуде. По дороге он задаёт вопрос про уток очередному таксисту, снова не получая вразумительного ответа. В баре он встречает знакомую Д. Б. с каким-то моряком. Девица эта вызывает в нем такую неприязнь, что он поскорее покидает бар и отправляется пешком в отель.

Лифтёр отеля интересуется, не желает ли он девочку — пять долларов на время, пятнадцать на ночь. Холден договаривается «на время», но когда девица появляется в его номере, не находит в себе сил расстаться со своей невинностью. Ему хочется поболтать с ней, но она пришла работать, а коль скоро клиент не готов соответствовать, требует с него десять долларов. Тот напоминает, что договор был насчёт пятёрки. Та удаляется и вскоре возвращается с лифтёром. Очередная стычка заканчивается очередным поражением героя.

Наутро он договаривается о встрече с Салли Хейс, покидает негостеприимный отель, сдаёт чемоданы в камеру хранения и начинает жизнь бездомного. В красной охотничьей шапке задом наперёд, купленной в Нью-Йорке в тот злосчастный день, когда он забыл в метро фехтовальное снаряжение, Холден Колфилд слоняется по холодным улицам большого города. Посещение театра с Салли не приносит ему радости. Пьеса кажется дурацкой, публика, восхищающаяся знаменитыми актёрами Лантами, кошмарной. Спутница тоже раздражает его все больше и больше.

Вскоре, как и следовало ожидать, случается ссора. После спектакля Холден и Салли отправляются покататься на коньках, и потом, в баре, герой даёт волю переполнявшим его истерзанную душу чувствам. Объясняясь в нелюбви ко всему, что его окружает: «Я ненавижу… Господи, до чего я все это ненавижу! И не только школу, все ненавижу. Такси ненавижу, автобусы, где кондуктор орёт на тебя, чтобы ты выходил через заднюю площадку, ненавижу знакомиться с ломаками, которые называют Лантов „ангелами“, ненавижу ездить в лифтах, когда просто хочется выйти на улицу, ненавижу мерить костюмы у Брукса…»

Его порядком раздражает, что Салли не разделяет его негативного отношения к тому, что ему столь немило, а главное, к школе. Когда же он предлагает ей взять машину и уехать недельки на две покататься по новым местам, а она отвечает отказом, рассудительно напоминая, что «мы, в сущности, ещё дети», происходит непоправимое: Холден произносит оскорбительные слова, и Салли удаляется в слезах.

Новая встреча — новые разочарования. Карл Льюс, студент из Принстона, слишком сосредоточен на своей особе, чтобы проявить сочувствие к Холдену, и тот, оставшись один, напивается, звонит Салли, просит у неё прощения, а потом бредёт по холодному Нью-Йорку и в Центральном парке, возле того самого пруда с утками, роняет пластинку, купленную в подарок младшей сестрёнке Фиби.

Вернувшись-таки домой — и к своему облегчению, обнаружив, что родители ушли в гости, — он вручает Фиби лишь осколки. Но она не сердится. Она вообще, несмотря на свои малые годы, отлично понимает состояние брата и догадывается, почему он вернулся домой раньше срока. Именно в разговоре с Фиби Холден выражает свою мечту: «Я себе представляю, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей, а кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня… И моё дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть».

Впрочем, Холден не готов к встрече с родителями, и, одолжив у сестрёнки деньги, отложенные ею на рождественские подарки, он отправляется к своему прежнему преподавателю мистеру Антолини. Несмотря на поздний час, тот принимает его, устраивает на ночь. Как истинный наставник, он пытается дать ему ряд полезных советов, как строить отношения с окружающим миром, но Холден слишком устал, чтобы воспринимать разумные изречения. Затем вдруг он просыпается среди ночи и обнаруживает у своей кровати учителя, который гладит ему лоб. Заподозрив мистера Антолини в дурных намерениях, Холден покидает его дом и ночует на Центральном вокзале.

Впрочем, он довольно скоро понимает, что неверно истолковал поведение педагога, свалял дурака, и это ещё больше усиливает его тоску.

Размышляя, как жить дальше, Холден принимает решение податься куда-нибудь на Запад и там в соответствии с давней американской традицией постараться начать все сначала. Он посылает Фиби записку, где сообщает о своём намерении уехать, и просит её прийти в условленное место, так как хочет вернуть одолженные у неё деньги. Но сестрёнка появляется с чемоданом и заявляет, что едет на Запад с братом. Вольно или невольно маленькая Фиби разыгрывает перед Холденом его самого — она заявляет, что и в школу больше не пойдёт, и вообще эта жизнь ей надоела. Холдену, напротив, приходится поневоле стать на точку зрения здравого смысла, забыв на время о своём всеотрицании. Он проявляет благоразумие и ответственность и убеждает сестрёнку отказаться от своего намерения, уверяя её, что сам никуда не поедет. Он ведёт Фиби в зоосад, и там она катается на карусели, а он любуется ею.

Семнадцатилетний юноша, Холден Колфилд, проходящий курс лечения в одном санатории, вспоминает историю, которая произошла с ним на прошлое Рождество.

Он начинает вспоминать с того дня, когда бросил школу в городе Эгерстаун, в Пенсильвании. Его отчислили из школы за неуспеваемость. Это не первый раз, когда парень уходит из школы. До этого, он сам бросил школу Эктон, так как ему казалось, что везде одна ложь и показуха. В последний день перед уходом из школы, юноша пишет сочинение соседу по комнате, но тему выбирает сам. Стрэдлейтеру не понравилось сочинение, и у них завязывает драка, в итоге которой у Колфилда оказался разбитый нос.

Затем он едет в Нью-Йорк, но не может прийти к родителям и сказать, что его исключили. Холден снимает номер в гостинице. По дороге он задаёт странный вопрос таксисту, но тот не понимает и думает, что парень смеётся над ним. На самом деле, Холден в растерянности от сложности этого мира. Он угнетает его и притягивает. Затем он пошёл в бар, где любил проводить время его старший брат. Там он встретил бывшую девушку брата, которая вызывала в нём отвращение. После этого он решил уйти в гостиницу.

Утром он договорился о встрече с Салли Хейс. Он покинул гостиницу, сдал чемоданы в камеру хранения и начал жить, как бездомный. С Салли они идут в театр, но героя и здесь всё раздражает. После театра они отправились в бар, где Холден дал волю своим чувствам. Он хотел выразить, как ему всё надоело, но девушка не поняла мыслей Холдена, и он наговорил ей глупостей. Заливаясь слезами, девушка уходит.

Затем парень встречает Карла Льюиса, студента из Принстона, но тот не разделяет его чувств. Холденот разочарования напился, и позвонил Салли, чтобы попросить прощения. После этого он гуляет по парку, возле озера с утками, и разбивает пластинку, купленную для подарка младшей сестре.

Возвратившись домой, Холден вручает разбитую пластинку Фиби, но она не рассержена, так как понимает состояние парня. Он и теперь не готов встретиться с родителями. Заняв у сестры денег, Холден идёт к своему учителю, Антолини. Тот приютил парня на ночь. Дома он пытается наставить парня на путь истинный, но Холден не может воспринимать сказанное и ложится спать. Среди ночи он проснулся от того, что учитель гладит ему лоб. Заподозрив неладное, он уходит из его дома, и проводит остаток ночи на вокзале.

Думая о дальнейшей жизни, парень решает ехать на Запад. Он просит свою сестру прийти, чтобы отдать ей долг. Но она приходит с чемоданом, и говорит, что поедет вместе с ним. На время Холден забывает о своем намерении, и уговаривает сестру остаться. Он остаётся вместе с ней, и ведёт её на аттракционы, где любуется, как девочка катается на карусели.

Сочинения

Переход подростка в мир взрослых Лирическая исповедь главного героя в романе Сэлинджера «Над пропастью во ржи» Проблематика романа Селинджера «Над пропастью во ржи» Тема проклятия и творчества Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Шестнадцать лет назад убийце Джона Леннона было отказано в досрочном освобождении. В 1980 году сразу же после выстрела в кумира Марк Чепмен принялся читать роман Джерома Сэлинджера "Над пропастью во ржи". После этого под впечатлением от произведения было совершено ещё два преступления. Как, казалось бы, безобидный роман о подростке заставляет людей идти на такое?

Роман "Над пропастью во ржи" после публикации в 1951 году принёс автору мировую известность. Как правило, после прочтения книги люди либо влюбляются в неё и потом неоднократно перечитывают, либо недоумевают: почему вокруг такого простого произведения столько ажиотажа. Действительно, роман приобрёл скандальную популярность, и в первую очередь из-за убийств, которые были совершены под впечатлением от его прочтения.

Сюжет прост: семнадцатилетний Холден, находящийся на лечении в клинике, вспоминает "сумасшедшую историю, которая случилась прошлым Рождеством", когда его исключили из школы за неуспеваемость, после чего он "чуть не отдал концы". Образ независимого Холдена был настолько близок американской молодёжи 1950-1960-х годов, что роман называли "библией американского студенчества". Главный герой стал носителем взглядов и настроений послевоенной молодёжи, которая старалась противостоять лицемерию в обществе.

У меня будет такое правило - никакой липы в моём доме не допускать. А чуть кто попробует разводить липу, пусть лучше сразу уезжает

Холден Колфилд

Тем не менее "Над пропастью во ржи" запрещали во многих американских школах: родителей возмущала речь Холдена, полная ругательств и жаргонизмов. А после убийства Леннона книгу и вовсе стали изымать из детских библиотек. Она, может, и наполнена ругательствами, но в первую очередь Сэлинджер писал о пограничном состоянии подростка, который ощущает себя сгустком противоречий. И люди, читая эту повесть, переходят границу.

Убийство Джона Леннона

Первым её перешёл Марк Чепмен, печально известный убийца Джона Леннона. 8 декабря 1980 года он убил своего кумира, когда тот возвращался вместе с женой домой. 25-летний охранник с Гавайев начал планировать убийство за три месяца до его совершения, даже поделился планами со своей женой, после чего она посоветовала ему обратиться к врачу.

Забавная штука: достаточно наплести человеку что-нибудь непонятное, и он сделает так, как ты хочешь

Холден Колфилд

В день убийства Чепмен даже взял автограф у Леннона, когда тот закончил сниматься для обложки журнала Rolling Stone. Мужчина попросил кумира расписаться на альбоме Double Fantasy, артист с улыбкой написал на экземпляре: John Lennon, December 1980. Чепмен в благодарность коснулся руки экс-битла и сказал, что для него было честью встретиться с ним. Через шесть часов Чепмен пять раз выстрелил в Леннона.

После этого он сел на тротуар под фонарём и в ожидании полиции стал читать "Над пропастью во ржи". На титульном листе экземпляра Чепмена было написано: "Холдену Колфилду. От Холдена Колфилда. Это мои показания". Во время допроса он заявил, что нашёл в книге зашифрованный приказ убить Леннона. Тест на вменяемость показал, что у Чепмена есть психические отклонения, убийцу определили в тюрьму. Вскоре у него развилась мания величия: Чепмен заявлял, что он и есть Джон Леннон, а в доказательство показывал свою роспись - имитацию автографа знаменитого певца.

"Главный герой, Холден, вроде бы открыт миру, замечает и чувствует всех, но не жаждет понять других. Он всё время пытается дать людям оценку, а она отрицательная. Холден примечает всё самое гнусное, его отзывы о людях всегда ругательны, кроме некоторых образов, например младшей сестрёнки Фиби. Герой жаждет выговориться, и он рассказывает свою историю, но не хочет услышать другого, а главное, он не жаждет даже быть понятым, он замкнут в себе. Это какой-то аутизм, который передаётся читателю. Холден навязывает людям плохое поведение. Он инфантилен, может быть, это и привлекает маньяков".

Покушение на Рональда Рейгана

Буквально через полгода после громкого убийства Леннона следующий одержимый читатель, 26-летний Джон Хинксли - младший, совершил покушение на президента США Рональда Рейгана. За пять лет до этого Хинксли увидел фильм "Таксист", где главный герой планирует убийство кандидата в президенты. Но подвигла молодого человека на этот отчаянный шаг болезненная любовь к актрисе Джоди Фостер, которая сыграла в этом фильме. Хинксли решил, что если он убьёт президента, то Фостер обратит на него внимание. И после одной из пресс-конференций Рейгана Хинксли решил действовать. Он подкараулил президента на улице и начал в него стрелять, одна из пуль срикошетила от президентского лимузина, попав Рейгану в грудь. Американский президент был тяжело ранен, но выжил. Во время обыска дома Хинксли следователи нашли бумажную копию "Над пропастью во ржи". Как выяснилось на допросе, эта повесть была настольной книгой молодого человека. В результате он был признан душевнобольным и помещён в лечебницу. К слову, 10 сентября 2016 года его выпустили на свободу.

Сергей Шаргунов, публицист, депутат Государственной думы:

"Сэлинджер - писатель трагического надлома, глубокий и загадочный. В романе "Над пропастью во ржи" его герой-подросток бросает вызов миру, и многие, в том числе тот персонаж, который стрелял в президента Рейгана, ощущают себя этим подростком, одиночкой, им кажется, что, вдохновляясь таким героем, они могут прославиться".

Убийство Ребекки Шеффер

Третьей жертвой читателя "Над пропастью во ржи" в 1989 году стала актриса Ребекка Шеффер. Маньяк Роберт Джон Бардо впервые увидел девушку в сериале "Моя сестрица Мэм" и мгновенно влюбился. Бардо отличался замкнутостью и необщительностью, но решился написать актрисе письмо. Неделя за неделей он отправлял ей послания, и растроганная такой преданностью поклонника Шеффер наконец-то ему ответила, отправив свою фотографию с подписью: "Моему дорогому Роберту". Бардо воспринял снимок как сигнал к действию. Он обратился к частному сыщику, чтобы тот отыскал адрес актрисы. Через несколько дней в доме Шеффер раздался звонок в дверь: актриса ждала прихода Фрэнсиса Копполы, который предложил ей роль в третьей части "Крёстного отца". Но это был не известный режиссёр. Как только актриса открыла дверь, Бардо выстрелил ей в грудь. Убийца, потрясённый своим поступком, побежал прочь, выбросив на ходу пистолет и забросив на крышу соседнего дома повесть Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Бардо был осуждён на пожизненное заключение.

Павел Балдицын, профессор кафедры зарубежной литературы факультета журналистики МГУ:

"У Холдена есть психический сдвиг: он надломлен, особо раним и чувствителен, ему тяжело в этом мире. Самое главное, что он видит в мире только плохое. Из таких людей могут вырасти страшные люди. Я слышал отзывы читателей, что Холден психически неуравновешен, более того, что он больной человек. Я не вижу у него болезни как таковой, но какие-то элементы неуравновешенности присутствуют: душевная незрелость и неспособность адекватно воспринимать вещи. Но они простительны для подростка. На душевно не созревших читателей эта книга оказывает сильное, практически гипнотическое действие".

Холден ненавидит весь мир и не стесняется признаваться в этом: "Господи, до чего я всё это ненавижу! И не только школу, всё ненавижу. Такси ненавижу, автобусы, где кондуктор орёт на тебя, чтобы ты выходил через заднюю площадку, ненавижу знакомиться с ломаками… ненавижу ездить в лифтах, когда просто хочется выйти на улицу, ненавижу мерить костюмы..." Такой подход к жизни легко объяснить юношеским максимализмом, казалось бы, ничего страшного и удивительного. Но страшно то, что Сэлинджер придумал героя, настолько пропитанного ненавистью, что взрослые люди заражаются ею и готовы идти на страшные преступления.