Методы познания. Эмпирический метод – что это значит, виды и методы эмпирического познания

Эмпирическое исследование направлено скорее на выявление связей в исследуемом объекте, при этом сущность таких связей не выявляется. Сущность этих связей как раз и составляют те объективные законы, которые дает теоретических подход.

Эмпирическое исследование базируется на наблюдении, сравнении, описании, эксперименте, измерении, моделировании.

4.3.1.Наблюдение

Наблюдение – это исследование, где эксперимент ставит сама природа. Наблюдатель здесь выступает в пассивной роли для фиксации наблюдаемого объекта. Полученная при наблюдении информация фиксируется в протоколе наблюдения. В процессе наблюдения астрономических и астрофизических объектов используются телескопы различных конструкций.

Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленной задачей наблюдателя и не требующее от него «вмешательства» путем создания специальных условий в «жизнь» наблюдаемого процесса, явления, объекта.

Однако результаты наблюдения еще не являются научными фактами, так как они могут содержать субъективную информацию, определяемую состоянием самого субъекта (наблюдателя). Объективная информация может быть искажена из-за случайных и систематических ошибок измерительных приборов.

Переход от данных наблюдения к научным фактам происходит путем повторения наблюдений одним субъектом и разными наблюдателями. Далее данные наблюдения подвергаются анализу на основе известных теорий. Определяются методические, систематические и случайные ошибки, отбрасываются так называемые ошибки – «промахи». Наблюдения систематизируются по различным наблюдениям за одним и тем же объектом, проведенным в разное время, по наблюдениям за подобными другими объектами. Только после систематизации, классификации данные наблюдения становятся научными фактами и представляются для теоретической интерпретации – теоретического объяснения.

Можно назвать, по крайней мере, два гениальных результата, полученных эмпирическим путем в результате «наблюдений».

Идея расширяющейся вселенной является одним из важнейших завоеваний науки 20 века. В 1929 г., сопоставив измененные В.Слайфером (американский астроном) лучевые скорости галактик с расстоянием до них, американский астроном Эд.Хаббл нашел, что между этими величинами существует линейная зависимость (закон Хаббла). Открытие Хаббла явилось наблюдательной основой концепции расширяющейся Вселенной.

Русский ученый Д.И.Менделеев развил идеи периодичности, ввел понятие о месте элемента в периодической системе (таблице) как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов и на ее основе предсказал существование ряда элементов.

Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюдения и проверять исходные предположения, связанные с ними. Именно потому, что наблюдение обеспечивает познание путем прямого контакта при помощи органов чувств с объектом изучения, оно стало исторически первым научным методом.

Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за детьми, за транспортом, перед тем как перейти дорогу, за животными и птицами и за другими объектами, чтобы или принимать правильные решения, или получать удовлетворение от результата наблюдения. Это повседневные, обыденные наблюдения, обеспечивающие человека необходимой информацией для осуществления каждодневной, как правило, текущей деятельности.

С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т.п. Таким образом, во многих сферах, в том числе и в науке, наблюдение успешно используется для изучения реальности.

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения отличаются от наблюдений научных, прежде всего тем, что они случайны, неорганизованны и бесплановые.

Наблюдение, включенное в практическую деятельность, направлено на ее обслуживание, результаты наблюдения немедленно используются для достижения основной цели практической деятельности: врачом для постановки диагноза, оператором для управления распределением электроэнергии, фотографом для получения уникального снимка. В некоторых случаях тут же проверяется истинность, объективность результатов наблюдения.

Исторически наблюдение развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному идеальному образу.

С усложнением социальной действительности и трудовых операций наблюдение выделяется в относительно самостоятельный аспект деятельности (научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т.д.).

С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным, основные требования к научному наблюдению – однозначность замысла, наличие системы методов, объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования, например, эксперимента (в то же время наблюдение обычно включено в качестве составной части в процедуру эксперимента).

Научные исследования делятся с точки зрения предварительных знаний об изучаемой реальности на поисковые, цель которых состоит в первом знакомстве с предметом исследования и выдвижении гипотез, и исследовательские, направленные на проверку гипотез.

В первом случае проводится поисковое наблюдение, которое ведется так, чтобы наблюдать все, чем проявится объект, без отбора каких-либо определенных его проявлений, поскольку поисковое наблюдение имеет цель получить наиболее полное описание всех присущих объекту признаков и связей (фактов и явлений), охватить его целиком.

Совсем иначе строится наблюдение, если цель исследования конкретна и строго определена. Под управлением этой цели во время наблюдения производится отбор только нужных (заданных) фактов и явлений.

Научное наблюдение (в отличие от обыденных, повседневных наблюдений) характеризуется рядом особенностей:

Целенаправленностью (наблюдение должно вестись для решения поставленной задачи исследования, а внимание наблюдателя фиксироваться только на явлениях, связанных с этой задачей);

Планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);

Активностью (исследователь должен активно искать, выделять нужные ему момент в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения);

Объективностью (информация о наблюдаемом объекте должна точно отражать его поведение, конкретные признаки поведения с позиций их количества, последовательности и времени проявления);

Системностью методов, выбранных для реализации наблюдения.

Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта познания-исследования. Эмпирическое описание – это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте, данных в наблюдении. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки и использования. Последнее необходимо для фиксирования тех свойств, сторон изучаемого объекта, которые составляют предмет исследования. Описания результатов наблюдений образуют эмпирический базис науки, опираясь на который исследователи создают эмпирические обобщения, сравнивают изучаемые объекты по тем или иным параметрам, проводят классификацию их по каким-то признакам, свойствам, характеристикам, выясняют последовательность этапов их становления и развития.

Почти каждая наука проходит указанную первоначальную, «описательную» стадию развития, При этом, основные требования, которые предъявляются к научному описанию, направлены на то, чтобы оно было возможно более полным, точным и объективным. Описание должно давать достоверную и адекватную картину самого объекта, точно отображать изучаемые явления. Важно, чтобы понятия, используемые для описания, всегда имели четкий и однозначный смысл. При развитии науки, изменении ее основ преобразуются и средства описания, часто создается новая система понятий.

При наблюдении отсутствует деятельность, направленная на преобразование, изменение объектов познания. Это обусловливается рядом обстоятельств:

1) недоступностью этих объектов для практического воздействия (например, наблюдение удаленных космических объектов),

2) нежелательностью, исходя из целей исследования, вмешательства в наблюдаемый процесс,

3) отсутствием технических, финансовых, энергетических и иных возможностей постановки экспериментальных исследований объектов познания.

По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными.

При непосредственных наблюдениях те или иные свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека. Такого рода наблюдения дали немало полезного в истории науки. Известно, например, что наблюдения положения планет и звезд на небе, проводившиеся в течение более двадцати лет Тихо Браге с непревзойденной для невооруженного глаза точностью, явились эмпирической основой для открытия Кеплером его знаменитых законов.

Хотя непосредственное наблюдение продолжает играть немаловажную роль в современной науке, однако чаще всего научное наблюдение бывает опосредованным, т.е. проводится с использование тех или иных технических средств. Появление и развитие таких средств во много определило то громадное расширение возможностей метода наблюдений, которое произошло за последние четыре столетия.

Если, например, до начала 17в. астрономы наблюдали за небесными телами невооруженным глазом, то изобретение Галилеем в 1607году оптического телескопа подняло астрономические наблюдения на новую, гораздо более высокую ступень. А создание в наши дни рентгеновских телескопов и вывод их в космическое пространство на борту орбитальной станции (рентгеновские телескопы могут работать только за пределами земной атмосферы) позволило проводить наблюдения за такими объектами Вселенной (пульсары, квазары), которые никаким другим путем изучать было бы невозможно.

Развитие современного естествознания связано с повышением роли так называемых косвенных наблюдений . Так, объекты и явления, изучаемые ядерной физикой, не могут прямо наблюдаться ни с помощью органов чувств человека, ни с помощь самых совершенных приборов. Например, при изучении свойств заряженных частиц с помощью камеры Вильсона эти частицы воспринимаются исследователем косвенно – по таким видимым их проявлениям, как образование треков, состоящих из множества капелек жидкости.

При этом любые научные наблюдения, хотя они опираются в первую очередь на работу органов чувств, требуют в то же время участия и теоретического мышления. Исследователь, опираясь на свои знания, опыт, должен осознать чувственные восприятия и выразить их (описать) либо в понятиях обычного языка, либо – более строго и сокращенно – в определенных научных терминах, в каких-то графиках, таблицах, рисунках и т.п. Например, подчеркивая роль теории в процессе косвенных наблюдений, А.Эйнштейн в разговоре с В. Гейзенбергом заметил: «Можно или наблюдать данное явление или нет – зависит от вашей теории. Именно теория должна установить, что можно наблюдать, а что нельзя».

Наблюдения могут нередко играть важную эвристическую роль в научном познании. В процессе наблюдений могут быть открыты совершенно новые явления, позволяющие обосновать ту или иную научную гипотезу.

Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно.

Наблюдение в современной науке связано с широким использованием приборов, которые, во-первых, усиливают органы чувств, а во-вторых, снимают налет субъективизма с оценки наблюдаемых явлений. Важное место в процессе наблюдения занимает операция измерения.

Наблюдательность как качество личности иногда является врожденной чертой характера, но для ее развития необходима определенная направленность, ее обязательно необходимо целенаправленно развивать у учащихся (студентов).

Следует знать, что научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэтому, прежде всего, установить общие условия, которым должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

Первое основное требование – наличие четкой целевой установки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению. Таким образом, объективность наблюдения зависит, прежде всего, от его плановости и систематичности. И, если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничного многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение, поэтому носит избирательный, или выборочный, частичный характер. Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Отделение субъективного истолкования от объективного и выключение субъективного, производится в самом процессе наблюдения, соединенного с постановкой и проверкой гипотез.

Научное наблюдение опосредовано исследовательскими целями, определяющими предмет наблюдения и область фактов, которые включаются в изучаемую реальность. Оно опосредовано также теоретическими представлениями об изучаемой реальности и выдвигаемыми познавательными гипотезами. Для наблюдения как способа сбора данных характерна существенная особенность: теоретические представления исследователя включены не только в объяснения наблюдаемого, но и в сам процессе наблюдения, в само описание наблюдаемого.

В обыденной жизни мы отражаем окружающий нас мир в системе закрепленных в языке значений. При научном наблюдении субъект наблюдения использует специально выделенные категории и единицы, выступающие как средства качественного описания наблюдаемой им реальности. Выделение этих «единиц» позволяет:

а) ограничить процесс наблюдения определенными рамками: в каких свойствах, проявлениях и отношениях воспринимается наблюдателем изучаемая реальность;

б) выбрать определенный язык описания наблюдаемого, а также способ фиксации данных наблюдения, т.е. способ отчета наблюдателя о воспринимаемом явлении;

в) систематизировать и контролировать включение в процесс получения эмпирических данных теоретического «взгляда» на изучаемое явление.

Используются качественное и количественное описания результатов наблюдения.

Качественное описание составляет первую стадию отражения результатов наблюдения, протекающего как процесс квалификации наблюдаемых событий. Эмпирическим фактом наблюдавшееся явление становится только послед описания его наблюдателем.

Все многообразные подходы к описанию явлений можно свести к двум основным типам. Первый – описание объекта в словаре «естественного» языка.

Второй подход к описанию – это разработка систем условных названий, обозначений, искусственно созданных знаков, кодов. При этом выделение единиц наблюдения может строиться на основе теоретических представлений о наблюдаемом явлении (объекте).

Количественные оценки могут фиксировать непосредственно в ходе наблюдения, а могут выставляться после завершения наблюдений.

Существуют два основных способа получения количественных оценок в ходе наблюдений:

1) шкалирование, используемое в виде бальных оценок;

2) измерение при помощи соответствующих средств.

Достоинства и недостатки метода наблюдения.

Важнейшие достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов (объектов).

Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить наблюдаемый объект, описать его поведение в зависимости от всех наблюдаемых факторов.

Объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования.

К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования:

а) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);

б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

г) выбор способов регистрации наблюдаемого объекта (как вести записи, как фиксировать информацию?);

д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Недостатки метода наблюдения делятся на две группы: объективные – это те, недостатки, которые не зависят от наблюдателя и субъективные – это те, которые непосредственное зависят от наблюдателя, так как они связаны с личностными, профессиональными его особенностями.

К объективным недостаткам относят:

Ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому, каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и распространены на более широкие ситуации только с величайшей осторожностью и при соблюдении многих требований.

Сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений, или конкретной ситуации;

Высокая трудоемкость метода (значительные временные и финансовые затраты).

К субъективным недостаткам относятся, не соответствующие требованиям:

1) профессиональные качества наблюдателя; 2) отношение наблюдателя к процессу наблюдения; 3) настроение и состояние наблюдателя.

Из всего вышесказанного следует, что наблюдение является весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающем сбор обширной информации об окружающем мире. Как показывает история науки, при правильном использовании этого метода он оказывается весьма плодотворным. Наблюдение невозможно выбросить из познавательного – исследовательского процесса, наоборот, его необходимо всеми имеющимися способами совершенствовать, исключая (вернее сводя к минимуму) его недостатки.

Наблюдение может проводиться как самостоятельно в условиях изучаемой действительности, так и в тесной связи с экспериментом.

4.3.2. Экспериментальное исследование

Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

В эксперименте исследовать активно вмешивается в протекание изучаемого явления или процесса. Исследуемое явление воссоздается в специально создаваемых и контролируемых условиях. Эти условия могут создаваться в натуральном виде и в лаборатории. Обычно эксперимент ставится с целью проверки теории, хотя может иметь и цель получения новых знаний фундаментального характера. Разновидностью эксперимента является мысленный эксперимент, который не требует оборудования.

При постановке эксперимента заранее выбираются параметры явления, которые можно изменять, а также выбираются способы и приборы для измерения задаваемых (входных) и получаемых (выходных) параметров явления. Зачастую прямое изменение некоторых величин невозможно, и пользуются косвенным измерением, где нужные параметры получаются пересчетом по определенной методике. Естественно, при этом возникают методические ошибки измерения и случайные ошибки различной природы.

Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент, как один из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

Эксперимент как метод науки стоит в центре пересечения практических и познавательных деятельностей, включает признаки чувственного и рационального, эмпирического и теоретического, объективного и субъективного. Другими словами, эксперимент интегрально включает в себя признаки различных сторон познавательной деятельности и, именно этим, определяется сложность его природы. Хотя эксперимент и имеет общие черты с практикой, но к ней совсем не сводится, так как служит все-таки методом познания, обладает гносеологическим признаками; имея общие черты с наблюдением, он не исключает и операций логического характера, что сближает его с формами теоретической деятельности, но не настолько, чтобы потерять свою эмпирическую основу.

По форме эксперимент сближается с деятельностью, в которой принимают участие субъект и объект, средства их взаимного воздействия и сама деятельность, в результате которой реализуется субъективная цель, видоизменяется объект, принимающий удобную форму для обеспечения потребностей человека. В эксперимент выделяются также субъект и объект познавательного действия, практические средства познания (приборы и инструменты), и само действие, направленное на изменение объекта.

И так, эксперимент с самого начала выделяется в особый вид практики, предпринимаемой с целью получения нового знания и проверки старого.

Любая экспериментальная установка представляет собой практическое воплощение анализа и синтеза, так как, с одной стороны, она как бы вырезает из общих природных связей явление, подлежащее изучению, с другой - включает его в новую систему элементов, из которых установка складывается. Многократное варьирование опытом также представляет собой практическое воспроизведение анализа и синтеза, выделение свойств предмета и их воссоединение руг с другом в целостное образование

Современная наука использует разнообразные виды эксперимента.

В сфере фундаментальных исследований простейший тип эксперимента - качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления.

Более сложен измерительный эксперимент, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства объекта.

Еще один тип эксперимента, находящий широкое применение в фундаментальных исследованиях, так называемый мысленный эксперимент. Относясь к области теоретического знания. Он представляет собой систему мысленных, практически не осуществимых процедур, проводимых над идеальными объектами. Будучи теоретическими моделями реальных экспериментальных ситуаций. Мысленные эксперименты проводятся в целях выяснения согласованности основных принципов теории. Сходство мысленного эксперимент с реальным в значительной мере определяется тем, что всякий реальный эксперимент, прежде чем быть осуществленным на практике, сначала проводится человеком мысленно в процессе обдумывания и планирования. Поэтом мысленный эксперимент нередко выступает в роли идеального плана реального эксперимента, в известном смысле предваряя его. Мысленный эксперимент имеет более широкую сферу применения, чем реальный эксперимент, так как применяется не только при подготовке и планирования последнего, но и в тех случаях, когда проведение реальных опытов представляется невозможным. Так Галилей в мысленном эксперименте пришел к выводу о существовании движения по инерции, опрокинувшему аристотелевскую точку зрения, согласно которой движущееся тело останавливается, если сила, его толкающая прекращает свое действие. Мысленный эксперимент, заменяя собой реальный, расширяет границы познания, ибо обеспечивает получение такой информации, которую иными средствами добыть невозможно. Мысленный эксперимент позволяет преодолеть ограниченность реального опыта путем абстрагировании от действия нежелательных, затемняющих причин, полное устранение которых в реальном эксперимент практически недостижимо. Мысленное экспериментирование ярко проявляется в мышлении шахматистов. Огромная роль мысленного эксперимента в техническом конструировании и изобретательстве. Результаты мысленного эксперимента находя отражение в формулах, чертежах, графиках и т.п.

Понятие эмпирических методов

Определение

Эмпирические познания в целом – это познания о ключевых параметрах исследуемых процессов и явлений, о многофункциональных взаимосвязях между этими параметрами, о поведении объектов.

Их можно обнаружить только в ходе практической работы, исследований и экспериментов.

Отличительной чертой эмпирического объекта считается возможность его эмоционального отражения. Последствия анализа эмпирических данных в процессе исследования выражаются не только в форме установления фактов но и в форме эмпирических обобщений.

К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические данные о психолого-педагогических процессах, относятся те, которые связаны непосредственно с практикой. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение начального материала для создания психолого-педагогической доктрины.

Наиболее популярными эмпирическими методами исследования в педагогике признаются научное наблюдение, различные виды педагогических экспериментов, работа с научными прецедентами – описание полученных результатов, их классификация, систематизация, анализ и обобщение, выборочные опросы, беседа .

Виды и сущность эмпирических методов

Наблюдение

Одним из эмпирических методов психолого-педагогического исследования является наблюдение. Оно подразумевает целенаправленное, планомерное и постоянное восприятие и фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений и процессов.

Отличительными чертами данного исследовательского метода считаются стремление к определенной цели, планомерность и систематичность, объективность в восприятии изучаемого и его фиксации, сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.

Наблюдение может быть представлено в нескольких видах:

  • целенаправленное и случайное;
  • сплошное и выборочное;
  • конкретное и опосредованное;
  • длительное и кратковременное;
  • открытое и закрытое;
  • констатирующее и оценивающее;
  • неконтролируемое и контролируемое;
  • естественное и лабораторное.

Наблюдение – это с одной стороны, простой и доступный метод исследования, а с другой, весьма сложный процесс, так как можно наблюдать, но не видеть сущности и особенностей педагогических процессов и явлений. Наблюдающий записывает в протокол исключительно тогда, когда что-то напрямую или косвенно может помочь решению изучаемой проблемы.

Беседа

Беседа является достаточно распространенным методом в психологии и педагогике. Она предоставляет информацию об изучаемом явлении в закономерной форме, как от исследуемой персоны, членов изучаемой группы, так и от находящихся вокруг людей. Научное значение данного метода содержится в установлении индивидуального контакта с исследуемым объектом, возможности получить большое количество информации сразу и уточнить необходимые вопросы в форме собеседования.

Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что дает возможность резко объединять и подвергать анализу полученную информацию. Неформализованная беседа ведется в более свободной форме, что позволяет поочередно ставить дополнительные вопросы, отталкиваясь от образовавшейся ситуации. В ходе неформализованной беседы, как правило, достигается более узкий контакт между исследователем и исследуемым, что содействует получению более полной и объективной информации.

Методы выборочного опроса

Данные методы психолого-педагогического исследования предполагают письменные или устные, конкретные либо опосредованные обращения изыскателя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые открывает отдельные стороны изучаемой проблемы. Такие методы используют, когда объектом исследования выступают люди - конкретные участники изучаемых процессов и явлений. Так, можно получить информацию о различных событиях и фактах, о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.

Существует несколько форм выборочного опроса:

  • интервью (устный опрос),
  • анкетирование (письменный опрос),
  • экспертный выборочный опрос,
  • тестирование (с предлагаемыми вариантами ответов),
  • социометрия (позволяет на базе выборочного опроса выявить межличностные отношения в группе людей).

Психолого-педагогический эксперимент

Это всесторонний метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную базу выдвинутой в начале исследования гипотезы. Он дает возможность глубже, чем иные методы, выяснить эффективность тех либо других нововведений в сфере обучения и воспитания, сопоставить значимость всевозможных причин в структуре педагогического процесса и выбрать лучшее их сочетание для конкретной образовательной обстановки, выявить требуемые условия реализации поставленных педагогических задач. Эксперимент дает возможность найти повторяющиеся, устойчивые, значительные взаимосвязи между педагогическими действиями, то есть исследовать закономерности, отличительные черты конкретного педагогического процесса.

Однако педагогический эксперимент весьма сложный метод исследования, поскольку требует от изыскателя высочайшей методологической культуры, кропотливой разработки программы и верного критериального аппарата, позволяющего фиксировать эффективность образовательного процесса.

Последствия педагогических экспериментов в психолого-педагогических исследованиях не стоит абсолютизировать. Они непременно нуждаются в подкреплении и проверке с применением иных научных методов психолого-педагогического исследования.

Эмпирическое знание -- это совокупность высказываний о реальных, эмпирических объектах. Эмпирическое знание основывается на чувственном познании. Рациональный момент и его формы (суждения, понятия) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение.

Эмпирическое, опытное исследование направлено без промежуточных звеньев на свой объект.

Методы эмпирического исследования - 1)наблюдение 2)сравнение 3)измерение 4)эксперимент.

  • 1. Наблюдение - это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя. Основное условие научного наблюдения -- объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения. Это наиболее элементарный метод.
  • 2. Сравнение - один из наиболее распространенных и универсальных методов исследования. Известный афоризм "все познается в сравнении" -- лучшее тому доказательство. Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:
    • А) Сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи. Б) Сравнение должно осуществляться по наиболее важным признакам. Сравнение по несущественным признакам может легко привести к заблуждению. С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она очень часто выступает в качестве непосредственного результата сравнения. Эту информацию можно назвать первичной. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных.

Сущность сводится к следующему: если из двух объектов в результате сравнения обнаружено несколько одинаковых признаков, но у одного из них найден дополнительно еще какой-то признак, то предполагается, что этот признак должен быть присущ также и другому объекту.

3. Измерение - это прием в познании, с помощью которого осуществляется количественное сравнение величин одного и того же качества. Качественные характеристики объекта, как правило, фиксируются приборами, количественная специфика объекта устанавливается с помощью измерений. 4. Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Это наиболее сложный и эффективный метод эмпирического исследования. Он предполагает использование наиболее простых эмпирических методов -- наблюдения, сравнения и измерения.

Методы теоретического исследования

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИя

Методы изыскания определяются исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого объекта, явления и процесса, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования.

Любой метод имеет ограничения применения , достоинства и недостатки. Поэтому при проведении исследований необходимо помнить, что выбор методов изысканий тесно связан с:

Тем, как поставлен вопрос исследования, какова основная его идея и как сформулирована гипотеза;

Учетом реальных условий их применения на практике;

Отдачей предпочтений тем методам, которые с педагогической точки зрения безупречны;

Учетом уровня подготовки исследователя в области методологии и методики проведения изыскания.

Методы научного познания делятся на: а) общие ; б) специальные.

Специальные методы не бывают произвольными, так как определяются характером исследуемого объекта. Общие методы научного познания используются на всем протяжении изыскательского процесса и в самых различных науках. Общие методы делятся на три большие группы :

Методы теоретических исследований;

Методы эмпирических исследований;

Статистические методы и средства формализации в исследовании.

Из методов теоретического изыскания широко используется метод восхождения от абстрактного к конкретному. Данный метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него - конкретному в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельные этапа.

На первом этапе происходит переход от чувственно-кон­крет­ного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного в познании к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности - но уже в мышлении. Оба эти этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны.

При проведении эмпирических исследований применяются различные методы сбора информации. Для их выбора на каждом этапе исследования необходимо знать общие и конкретные возможности каждого метода, его место в системе исследовательских процедур.

Методы исследования делятся на две группы: основные (наблюдение и эксперимент) и вспомогательные (сбор материалов исследования и обработка полученных данных). Система методов представлена на рис. 17.



Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучаются педагогические явления и процессы в разных естественных условиях без вмешательства в их течение путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место. Наблюдение как средство познания дает первичную информацию о мире. Оно целенаправленно и обычно структурировано жесткой программой (формализованное наблюдение ) или планом (неформализованное). Оно проводится «скрытно» или же при таком присутствии наблюдающего, когда цели исследования замаскированы.Наблюдения бывают: полевые (в естественных условиях); лабораторные , используемые чаще всего в психологических и социально-психологических изысканиях; систематические по заранее разработанному плану. Изучение объекта в течение определенного времени: несистематические; кратковременные . Проводятся на стадии разведки для формулировки гипотез предстоящего исследования.

Рис. 17. Методы исследования в педагогике

Кроме того, наблюдение бывает: а) житейское. Ограничивается регистрацией фактов, носит случайный характер; б) научно-организованное. Предполагает гипотезу, цель, план, регистрацию, обработку результатов. Для любого наблюдения, в зависимости от того, знают наблюдаемые о нем или нет, характерны следующие типы взаимодействия: включенное наблюдение - наблюдаемые знают о присутствии исследователя в группе; включенное наблюдение - наблюдаемые не знают о нем; невключенное наблюдение - наблюдаемые знают о нем; невключенное наблюдение - наблюдаемые не знают о нем.

Педагогическое наблюдение должно удовлетворять требованиям , важнейшими из которых являются: проводится с заранее четко поставленной целью; осуществляется по заранее продуманному и написанному плану; количество исследуемых признаков должно быть минимальными, и они должны быть точно определены; наблюдатель должен тщательно предусмотреть возможности появления ошибок наблюдений и по возможности предупреждать их; адекватность наблюдения его условиям типу взаимодействия субъекта и объекта; степень формализации процедуры; репрезентативность информации.

Этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

Выбор объекта, определение цели наблюдения;

Составление плана наблюдения, подготовка документов, в том числе - бланков протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю и оборудования наблюдения (аппаратура);

Сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.);

Обработка и оформление результатов наблюдения;

Анализ результатов и выводы наблюдения.

Наблюдения, применяемые в педагогических исследованиях, можно классифицировать по различным признакам (см. рис. 18).

Главное преимущество наблюдения - непосредственность впечатлений исследователя, активное продуцирование гипотез в ходе наблюдения.

Недостатки наблюдения заключаются в невозможности гарантировать репрезентативность данных из-за трудностей практического охвата большого количества явлений и в значительной вероятности ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов побуждений действующих лиц.

Наблюдение обычно применяют в сочетании с другими способами сбора информации, например, опросов, анкетирования и др. Для примера приведем схему наблюдения за поведением личности (см. табл. 3).

Рис. 18. Классификация педагогических наблюдений

Таблица 3

Схема наблюдения

Частным случаем наблюдения является эксперимент. Дефиницияэксперимент в литературе трактуется как общий эмпирический метод исследования, в процессе которого явления изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях; предполагается активное вмешательство в деятельность испытуемых; создаются наилучшие условия для изучения конкретных педагогических явлений; научно поставленная проверка искусственно вызванного явления проверяется в точно учитываемых условиях, что позволяет следить за его развитием, ходом, управлять им и воссоздавать каждый раз при повторении условий. Эксперимент должен проводиться на большой выборке участвующих в нем лиц. Последнее требование ВАК РФ при Министерстве образования и комитете наук - более 100 человек.

В ходе эксперимента исследователь сознательно изменяет ход какого-нибудь явления или процесса путем введения в него нового фактора. Новый фактор, вводимый или изменяемый экспериментатором, называется экспериментальным фактором, или независимым переменным. Факторы, изменившиеся под влиянием независимого переменного, называются независимыми переменными.

Эксперимент позволяет : изучать то или иное явление в «чистом виде»; исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях; осуществлять многократные эксперименты при изучении того или иного объекта.

Основной принцип любого эксперимента - изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных. Если требуется проверить влияние другого фактора, то проводится следующая исследовательская процедура, где изменяется этот последний фактор, а все другие контролируемые факторы остаются неизменными и т.д. Общая классификация экспериментов приведена на рис. 19.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет следующие преимущества :

Наблюдение за ходом опыта, измерение нужных параметров, описание явлений или процессов, характеризующих определенные их закономерности;

Анализ и обобщение полученных результатов;

Формирование выводов, предложений, оценка теоретического и прикладного значения полученных фактов и аргументов.

Рис. 19. Виды экспериментов

Наиболее частыми формами эксперимента являются лабораторный и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент протекает в специально организованных условиях и по инструкции. Он может быть с использованием аппаратуры или без технических средств. Естественный эксперимент происходит в естественных условиях с соблюдением всех требований метода.

В основном различают три вида эксперимента: констатирующий, формирующий и контролирующий. Констатирующий проводится на первоначальном этапе исследования и используется для получения данных как точки отсчета. Данные этого вида эксперимента применяются для организации следующих видов эксперимента. Формирующий эксперимент означает такое развитие педагогического явления или процесса, в котором целенаправленно развиваются и формируются определенные качества, свойства, знания, умения и навыки. Контролирующий проводится с целью принятия окончательного решения о полезности данного педагогического продукта для использования его в реальном образовательном процессе.

При проведении эксперимента важно иметь постоянное творческое общение с опытными педагогами-экспериментаторами.

План эксперимента включает: цель и задачи эксперимента; место и время проведения эксперимента, его объем; характеристику участвующих в эксперименте учащихся, студентов; подготовка участников эксперимента; описание материалов, используемых для эксперимента; описание методики проведения эксперимента и применения частных методов исследования; методику наблюдения, тестирования и т.п. в ходе эксперимента; описание методики обработки результатов эксперимента.

Количество принимаемых в эксперименте людей (объем выборки), степень достоверности получаемых результатов можно определить с помощью правил математической статистики.

Метод обобщенных независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех явлениях, полученных от разных людей. Это могут быть эксперты.

Опрос-метод предполагает ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование, когда вопросы представлены в печатном варианте: опросные листы, анкеты) и устным, когда устанавливается личный контакт с испытуемым. Опрос-метод включает: беседу, анкетирование, интервью.

Беседа - это метод исследования, который можно рассматривать как:

1) метод психолого-педагогического изыскания, основанный на получении информации в процессе словесной коммуникации;

2) вопросно-ответный метод обучения, применяемый педагогом с целью активизации умственной деятельности обучающихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.

Анкетирование - метод сбора информации об объективных или субъективных фактах психической деятельности опрашиваемых (респондентов), проводимый по определенному плану. Ответы даются в предусмотренной форме и подлежат дальнейшему анализу. Анкетирование осуществляется с помощью анкеты, которая представляет собой опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет и включает в себя список вопросов обследуемому контингенту лиц, ответы на которые служат исходным эмпирическим материалом для социологических исследований.

Интервью - способ получения социологической и психологической информации с помощью устного опроса при непосредственном контакте с опрашиваемым.

Тестирование - метод, во время которого испытуемые выполняют определенные действия, выполняют тестовые задания исследователя. Тест (от англ. test - проверка, опыт) представляет собойобъективную и стандартизированную процедуру испытаний, которым подвергается человек, специфический инструмент для оценивания психологических и других качеств личности. Он состоит из ряда заданийили вопросов, которые предлагаются в стандартных условиях и измеряют определенные особенности поведения на основе стандартных способов оценки выполнения теста. В настоящее время используются тесты успешности, тесты развития и др.

Анализ документов и продуктов деятельности - метод непосредственного изучения педагогического явления по практическим результатам испытуемых, предметам труда, в которых воплощены знания, умения, навыки, способности и пр. Он направлен на получение надежной социальной информации, зафиксированной в документах. Необходимым условием получения достоверной информации с помощью данного метода является проверка надежности документального источника. Все многообразие способов анализа документов условно сводится к двум основным типам: традиционному (качественному, содержательному) анализу; формализованному (количественному) анализу.

5.3. Статистические методы и средства формализации
в исследовании

Данные методы используются для обработки результатов педагогического исследования. К ним можно отнести:

1. Анализ дисперсий. Предназначен для выявления влияния отдельных независимых друг от друга признаков, традиционно называемых (А, В, С, …), на некоторый наблюдаемый признак (У). Он состоит в выделении и сравнении между собой различных компонент дисперсии признака У.Метод применяется для анализа данных.

2. Анализ качественный регрессионный - группа методов многомерного анализа данных, позволяющих оценивать влияние нескольких качественных независимых признаков (Х-ов) на зависимый признак У. К таким методам относятся: анализ регрессионный с дихотомическими переменными; множественный классификационный анализ; множественный номинальный анализ.

3. Анализ кластерный - метод классификации объектов и признаков, описывающих эти объекты. Этот метод называется также таксономия, распознавание образов без педагога. Цель классификации - разделение рассматриваемой совокупности на однородные группы объектов (признаков), близкие между собой по определенному критерию и отличающиеся от объектов в других группах. Классификация признаков осуществляется на основе различных коэффициентов парной корреляции. При группировке объектов эта процедура используется в качестве предварительного этапа для отбора и построения признаков классификации. Важное значение, при использовании этого метода, имеет выбор адекватной меры близости между классифицирующими объектами и алгоритмами классификации. Среди алгоритмов анализа кластерного выделяют следующие основные типы: иерархические алгоритмы; оптимизирующий заданный критерий качества классификации; поиска «сгущения объектов».

4. Анализ латентно-структурный позволяет по ответу респондентов на некоторое множество вопросов выявить их распределение по некоторому скрытому (латентному) признаку. Этот признак нельзя измерить непосредственно, но использованное исследователем множество вопросов позволяет зафиксировать различные его проявления. Этот метод относится к методу статистического анализа эмпирических данных.

5. Анализ факторный объединяет группу методов анализа корреляций наблюдаемых признаков. Основное положение анализа факторного заключается в том, что наблюдаемые в исследовании группы тесно коррелированных между собой признаков можно объяснить и количественно описать небольшим числом скрытых факторов. Анализ факторный представляет собой определенный способ группировки признаков. Методами анализа факторного устанавливается число факторов. Методы факторного анализа различаются математической интерпретацией основного предположения и соответственно способами оценки общего числа скрытых факторов.

Методы, используемые как на эмпирическом
уровне исследования, так и на теоретическом

К этой группе методов можно отнести следующие: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, обобщение, объяснение, систематизация, классификация и др. Рассмотрим их краткое описание.

I. Абстрагирование. Сущность метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами изыскания и, прежде всего, с анализом и синтезом.

II. Анализ - метод научного исследования путем разложения предмета на составные части.

III. Синтез представляет соединение полученных при анализе частей в нечто целое.

IV. Аргументирование - логический процесс, суть которого состоит в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения (тезис доказательства) с помощью других суждений (т.е. аргументов, доводов). Аргументация достигает цели, когда соблюдаются правила доказательства: тезис доказательства необходимо сформулировать ясно и четко; в ходе доказательства тезис должен оставаться неизменным, т.е. должно доказываться одно и то же положение.

Основные ошибки в построении тезиса : а) потеря тезиса; б) полная подмена тезиса; в) частичная подмена тезиса.

К аргументам, чтобы они были убедительными, предъявляются следующие требования:

1) в качестве аргументов могут выступать такие положения, истинность, которых была доказана или вообще ни у кого не вызывает сомнение, т.е. аргументы должны быть истинными;

2) аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования;

3) аргументы должны быть непротиворечивыми ;

4) аргументы должны быть достаточны.

Рассмотрим кратко содержание вышеперечисленных требований.

1. Требование истинности аргументов определяется тем, что они являются фундаментом, на котором строится всё доказательство. Аргументы должны быть такими, чтобы они ни у кого не вызывали сомнения в их бесспорности или они должны быть доказаны ранее. Нарушение этого требования приводит к двум ошибкам .

А. «Ложный аргумент », т.е. используется в качестве аргумента несуществующего факта, ссылка на событие, которого не было и т.п.

Б. «Предвосхищение основания » - это когда истинность аргумента не устанавливается с несомненностью, а только предполагается. В этом случае в качестве аргументов используются недоказанные или произвольно взятые положения.

2. Требование автономности аргументов означает, что аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса. Иначе сам аргумент надо будет доказывать. Поэтому прежде чем доказывать тезис, необходимо проверить аргументы.

3. Требование непротиворечивости аргументов означает, что они не должны противоречить друг другу.

4. Требование достаточности аргументов определяется тем, что они в своей совокупности должны быть такими, чтобы из них с необходимостью вытекал доказываемый тезис. Нарушение этого требования часто проявляется в том, что в ходе доказательства используют аргументы, логически не связанные с тезисом и потому не доказывающие его истинность. Здесь встречаются две ошибки : а) недостаточность аргументов, когда отдельными фактами пытаются обосновать очень широкий тезис: обобщение в этом случае всегда будет «слишком поспешным»; б) чрезмерное доказательство. Принцип «чем больше аргументов, тем лучше» не всегда бывает целесообразным. Достоверность аргументов следует понимать не в смысле их количества, а с учетом их весомости и убеждающей силы.

Очень часто авторы допускают ошибки в способах доказательства, т.е. ошибки в демонстрации. Они связаны с отсутствием логической связи между аргументами и тезисом, т.е. отсутствием связи между тем, чем доказывают, по отношению к тому, что именно доказывают.

Часто случается, что исследователь приводит многочисленные факты, цитирует солидные документы, ссылается на авторитетные мнения. Создается внешнее впечатление, что его речь достаточно аргументирована, однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что концы с концами не сходятся. Исходные положения - аргументы «не склеиваются» с конечным выводом - тезисом. В общем виде это означает, что отсутствие логической связи между аргументами и тезисом называют ошибкой «мнимого следования».

Можно назвать формы такого несоответствия:

Неоправданный логический переход от узкой области к более широкой;

Переход от говоренного с условием к сказанному - безусловно.

В научной работе, например в диссертации, очень часто приходится доказывать не истинность, а ложность суждения или неправильность доказательства других исследователей, т.е. делать опровержение их доводов. Опровержение, таким образом, направлено на разрушение доказательства других исследователей путем установления ложности или необоснованности их утверждений.

Операция опровержения может быть выполнена тремя способами : критикой тезиса; критикой аргументов; критикой демонстрации.

1. Критика (опровержение) тезиса . Ее цель - показать несостоятельность (ложность или ошибочность) выставленного пропонентом (предлагающий что-либо на обсуждение) тезиса. Опровержение такого тезиса может быть прямым или косвенным. Прямое опровержение строится в форме рассуждения, получившего название «сведение к абсурду ». Аргументация в этом случае протекает в следующем виде: вначале условно допускают истинность выдвинутого пропонентом положения и выводят логически из него следствие .

2. Критика аргументов . Поскольку операция доказательства - это обоснование тезиса с помощью ранее установленных положений, следует пользоваться аргументами (доводами), истинность которых не вызывает сомнений. Критика аргументов может выражаться в том, что оппонент указывает на неточное изложение фактов, двусмысленность процедуры обобщения статистических данных, выражает сомнения в авторитетности эксперта, на заключение которого ссылается пропонент и т.п.

3. Критика демонстрации . Показывают, что в рассуждениях пропонента нет логической связи между аргументами и тезисом. Когда тезис не вытекает из аргументов, то он как бы повисает в воздухе и считается необоснованным.

Как критика аргументов, так и критика демонстрации сами по себе лишь разрушают доказательство . Заявлять о том, что тем самым опровергается и сам тезис противоположной стороны, нельзя. О нем можно лишь сказать, что он требует нового обоснования, так как опирается на неубедительные доводы (аргументы) или доводы (аргументы) не имеют прямого отношения к тезису.

V. Индукция - вид рациональной (эвристической) оценки (интерпретации) фактов, позволяющих предвидеть или предсказывать явления природы, общественной жизни с некоторой степенью правдоподобия. Роль индукции в практике научного исследования определяется познавательной необходимостью обобщений из опыта: индуктивные обобщения рассматривают как опытные истины или эмпирические законы. Индукции бывают полными и неполными . Полная индукция - выражается схемой дедуктивного вывода. Неполная индукция. В ней число сходных случаев конечно -необозримо или бесконечно.

VI. Дедукция (выведение) :

Переход в познании от общего к частному и единичного из общего;

В логике и методологии науки - процесс логического вывода, представляющий собой переход от посылок к заключениям (следствиям) на основе применения правил логики.

Дедуктивные умозаключения используются в процессе объяснения, а также в ходе обоснования, выдвигаемых гипотез. Методы дедукции изучаются логикой, теорией познания, методологией и психологией. Дедукция связана с анализом - раскрытием компонентов посылок дедуктивного, содержательного вывода, а также с синтезом и индукцией.

VII. Метод моделирования - замещение реального объекта для изучения возможного протекания процесса и явления, решения задач и др. Моделирование - метод изыскания объектов на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т.п. В этом методе широко используются современные средства информатизации.

Формы моделирования разнообразны и зависят от применяемых моделей и сферы использования моделирования. По характеру моделей (мера, образец, норма) выделяют предметные и знаковые (информационные) моделирования. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические либо функциональные характеристики объекта моделирования - оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы, предложения в некотором алфавите.

Моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами изыскания. Особенно тесно связано с экспериментом. Моделирование необходимо предполагает использование процедур абстрагирования и идеализации.

VIII. Обобщение - это такой синтез знаний, когда исключают из понятия изучаемого объекта менее общие признаки и заменяют их более общими. Обобщение - это переход от: отдельных фактов, событий к отождествлению их в мыслях (индуктивное обобщение); одного понятия, суждения (одной мысли) и т.д. к другому более общему понятию (другой более общей мысли) и т.д.

IX. Классификация - процесс мысленного разделения и последующего объединения объектов по каким-либо основаниям.

X. Систематизация - процесс мысленного разделения и последующего объединения групп и классов на основе общности признаков.

XI. Объяснение - форма логического умозаключения при анализе и обобщении фактов. Оно является одной из основных и важнейших функций науки. Научное объяснение представляет освещение связей между предметами, явлениями, фактами реального мира, чтобы, раскрывая такие связи, выяснять законы, которым они подчиняются, или определять причинные отношения изучаемых объектов. Количественная характеристика фактов помогает усиливать доказательность аргументов объяснения.

В логике различают несколько видов научного объяснения : причинное, когда логическое выведение или дедукция, строится на основе установленных причин, которые породили объясняемые явления; объяснение единичных фактов с помощью тех законов, которым они подчиняются; объяснение законов, когда закономерности (соответствие, отвечающее законам), подлежащие выявлению, стремятся подвести под общий закон или группу законов, чтобы показать, что они служат частным случаем общих законов.

XII. Сравнение - один из наиболее распространенных методов познания; слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. Сравнить - установить черты сходства или различия, сопоставить . В результате сравнения выявляется то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а это, как известно - ступень на пути к познанию закономерностей и законов. Для того, чтобы сравнение было плодотворным , оно должно удовлетворять следующим требованиям:

1. Сравниваться должны лишь такие явления и процессы, между которыми может существовать определенная объективная общность.

2. Для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане познавательной задачи) признакам.

Для исследования сложных объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом изыскания становится история объекта.

ХIII. Измерение - более точное познавательное средство; процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность измерения в том, что оно дает точные количественно определенные сведения об окружающей действительности. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность. Она зависит от усердия ученого, от применяемых им методов и от используемых измерительных приборов.

ХIV. Описание - анализ результатов научного исследования. Оно может быть в виде научного отчета (краткого и полного), справки и т.д. Описание выполняется после проведенного исследования. В нем фиксируются основные результаты изыскания.

Вопросы для самопроверки

1. Какие факторы влияют на выбор методов исследования?

2. Назовите классификацию общих методов исследования.

3. Методы теоретического исследования, их характеристика.

4. Методы эмпирического исследования, их классификация.

5. Назовите основные характеристик наблюдения и его и классификацию.

6. Какие Вы знаете важнейшие требования к наблюдению?

7. Назовите основные характеристики эксперимента и его классификацию.

8. Какие этапы включает в себя план эксперимента?

9. Дайте характеристику опрос-метода исследования.

10. Назовите виды статистических методов и дайте их краткую характеристику.

11. Назовите методы, используемые как на эмпирическом уровне, так и на теоретическом.

ТЕМА 6. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ

  • 7. Культура античного полиса и становление первых форм теоретического знания
  • 8. Условия развития науки и ее состояние в период Средневековья
  • 9. Развитие науки в эпоху Возрождения
  • 10. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Идея экспериментального естествознания
  • 11. Классическое естествознание и его методология.
  • I. Этап механистического естествознания.
  • 12. Революция в естествознании конца XIX – начала XX века и становление идей и методов неклассической науки.
  • 13. Основные характеристики современной постнеклассической науки.
  • 14. Теория роста научного знания к. Поппера.
  • 15. Концепция развития науки т. Куна и и. Лакатоса.
  • 16. Методологический анархизм п. Фейерабенда.
  • 17. Структура научного познания. Особенности эмпирического исследования и специфика теоретического познания.
  • 18. Научная теория, ее структура и функции.
  • 19. Основные формы научного знания: проблема, научный факт, гипотеза, теория.
  • 20. Понятие научной картины мира, ее исторические формы и функции.
  • 21. Методология, ее сущность и функции.
  • 22. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
  • Доклассическое естествознание
  • Классическое естествознание
  • Неклассическое естествознание
  • Постклассическое естествознание
  • 23. Мировоззренческие, логико-методологические и ценностно – культурные основания наук. Идеалы и нормы научного исследования.
  • 24. Общие закономерности развития науки.
  • 25. Методы эмпирического исследования.
  • 26. Методы теоретического исследования
  • 27. Общелогические методы, приемы и процедуры научного исследования.
  • 28. Научные революции как перестройка оснований науки.
  • 29. Глобальные революции и смена типов научной рациональности.
  • Традиции и новации в науке
  • Глобальные научные революции
  • Глобальные революции и типы научной рациональности.
  • 30. Проблема субъекта и объекта и ее решение в рамках классической рациональности и в неклассическом типе рациональности. Изменение понимания роли и места субъекта в современной науке.
  • 31. Естественнонаучное и гуманитарное знание, их связь и различие. Объяснение и понимание.
  • 32. Науки о природе и науки о культуре (в. Дильтей, в. Виндельбанд, г. Риккерт).
  • 34. Специфика социального познания и особенности методов социально-гуманитарных наук.
  • 35. Философская герменевтика и гуманитарное знание (г.Г. Гадамер)
  • 37. Проблема истины в современной науке. Философские основания различных концепций истины.
  • 38. Этические проблемы науки XXI века и ответственность ученого.
  • 39. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.
  • 1. Происходящие в современной науке процессы можно характеризовать с точки зрения как формы, так и содержания.
  • 1. В числе междисциплинарных исследовательских направлений сегодня важное место занимает синергетика.
  • 40. Человек как предмет философии.
  • 25. Методы эмпирического исследования.

    На эмпирическом уровне применяются такие методы, как наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент.

    Наблюдение – это систематическое и целенаправленное восприятие явлений, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

    Наблюдение всегда носит не созерцательный, а активный, деятельный характер. Оно подчинено решению конкретной научной задачи и поэтому отличается целенаправленностью, избирательностью и систематичностью. Наблюдатель не просто регистрирует эмпирические данные, а проявляет исследовательскую инициативу: он ищет те факты, которые его действительно интересуют в связи с теоретическими установками, производит их отбор, дает им первичную интерпретацию.

    Одной из важнейших черт современного научного наблюдения является техническая оснащенность . Назначение технических средств наблюдения состоит в том, чтобы не только повысить точность получаемых данных, но и обеспечить саму возможность наблюдать познаваемый объект, т.к. многие предметные области современной науки обязаны своим существованием прежде всего наличию соответствующей технической поддержки.

    Результаты научного наблюдения репрезентируются каким-либо специфически научным способом, т.е. в особом языке, использующем термины описания, сравнения или измерения. Иными словами, данные наблюдения сразу структурируются тем или иным образом (как результаты специального описания или же значения шкалы сравнения, или же итоги измерения). При этом данные фиксируются в виде графиков, таблиц, схем и т.п., так проводится первичная систематизация материала, пригодная для дальнейшей теоретизации.

    Научное наблюдение всегда опосредуется теоретическим знанием, поскольку именно последнее определяет объект и предмет наблюдения, цель наблюдения и способ его реализации. В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией или гипотезой. Интерпретация наблюдения также всегда осуществляется с помощью определенных теоретических положений.

    Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла, наличие строго определенных средств (в технических науках – приборов), объективность результатов. Объективность обеспечивается возможностью контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования, в частности, эксперимента.

    Наблюдение как метод эмпирического исследования выполняет множество функций в научном познании. Прежде всего, наблюдение дает ученому прирост информации, необходимой для постановки проблем, выдвижения гипотез, проверки теорий. Наблюдение сочетается с другими методами исследования: оно может выступать начальным этапом исследований, предшествовать постановке эксперимента, который требуется для более детального анализа каких-либо аспектов изучаемого объекта; оно может, наоборот, осуществляться после экспериментального вмешательства, приобретая важный смысл динамического наблюдения , как, например, в медицине важная роль отводится послеоперационному наблюдению, следующему за проведенной экспериментальной операцией. Наконец, наблюдение входит в другие исследовательские ситуации как существенная составляющая: наблюдение осуществляется непосредственно в ходе эксперимента.

    Наблюдение как исследовательская ситуация включает:

    1) субъекта, осуществляющего наблюдение, или наблюдателя;

    2) наблюдаемый объект;

    3) условия и обстоятельства наблюдения, к которым относят конкретные условия времени и места, технические средства наблюдения и теоретические знания, необходимые для создания данной исследовательской ситуации.

    Классификация наблюдений :

    1) по воспринимаемому объекту - наблюдение прямое (при котором исследователь изучает свойства непосредственно наблюдаемого объекта) и косвенное (при котором воспринимают не сам объект, а эффекты, которые он вызывает в среде или другом объекте. Анализируя эти эффекты, мы получаем информацию об исходном объекте, хотя, строго говоря, сам объект остается ненаблюдаемым. Например, в физике микромира судят об элементарных частицах по следам, которые частицы оставляют во время своего движения, эти следы фиксируются и теоретически интерпретируются);

    2) по исследовательским средствам - наблюдение непосредственное (инструментально не оснащенное, осуществляемое непосредственно органами чувств) и опосредованное, или инструментальное (проводимое с помощью технических средств, т.е. особых приборов, часто весьма сложных, требующих специальных знаний и вспомогательного материально-технического оснащения), этот вид наблюдения является сейчас основным в естественных науках;

    3) по воздействию на объект - нейтральное (не влияющее на структуру и поведение объекта) и преобразующее (при котором происходит некоторое изменение изучаемого объекта и условий его функционирования; такой вид наблюдения зачастую является промежуточным между собственно наблюдением и экспериментом);

    4) по отношению к общей совокупности изучаемых явлений - сплошное (когда изучаются все единицы исследуемой совокупности) и выборочное (когда обследуется только определенная часть, выборка из совокупности); это деление имеет важное значение в статистике;

    5) по временным параметрам - непрерывное и прерывное; при непрерывном исследование ведется без перерывов в течение достаточно длительного промежутка времени, оно применяется в основном для изучения труднопрогнозируемых процессов, например в социальной психологии, этнографии; прерывное имеет различные подвиды: периодическое и непериодическое.

    Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка результатов опыта (данных наблюдения или эксперимента). Как правило, описание опирается на повествователъные схемы, использующие естественный язык. В то же время описание возможно с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке (схемы, графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т.д.).

    В прошлом описательные процедуры играли в науке очень важную роль. Многие дисциплины имели раньше сугубо описательный характер. Например, в новоевропейской науке вплоть до XVIII в. ученые-естественники составляли объемистые описания всевозможных свойств растений, минералов, веществ и т.п., (причем с современной точки зрения часто несколько бессистемно), выстраивая длинные ряды качеств, сходств и отличий предметов между собой. Сегодня описательная наука в целом потеснена в своих позициях направлениями, ориентированными на математические методы. Однако и сейчас описание как средство репрезентации эмпирических данных не потеряло своего значения. В биологических науках, где именно непосредственное наблюдение и описательное представление материала явились их началом, и сегодня продолжают существенно использовать описательные процедуры в таких дисциплинах, как ботаника и зоология. Важнейшую роль играет описание и в гуманитарных науках: истории, этнографии, социологии и др.; а также в географических и геологических науках. Разумеется, описание в современной науке приняло несколько другой характер по сравнению с его прежними формами. В современных дескриптивных процедурах большое значение имеют стандарты точности и однозначности описаний. Ведь подлинно научное описание опытных данных должно иметь одно и то же значение для любых ученых, т.е. должно быть универсальным, постоянным по своему содержанию. Это означает, что необходимо стремиться к таким понятиям, смысл которых уточнен и закреплен тем или иным признанным способом.

    Конечно, описательные процедуры изначально допускают некоторую вероятность неоднозначности и неточности изложения. Например, в зависимости от индивидуального стиля того или иного ученого-геолога описания одних и тех же геологических объектов оказываются порой значительно отличающимися друг от друга. То же происходит и в медицине при первичном обследовании пациента. Однако в целом эти расхождения в реальной научной практике корректируются, приобретая большую степень достоверности. Для этого используются специальные процедуры: сравнение данных из независимых источников информации, стандартизация описаний, уточнение критериев для использования той или иной оценки, контроль со стороны более объективных, инструментальных методов исследования, согласование терминологии и др.

    Сравнение – метод, выявляющий сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия.

    При сравнении эмпирические данные репрезентируются, соответственно, в терминах сравнения. Это означает, что признак, обозначаемый сравнительным термином, может иметь различные степени выраженности, т.е. приписываться какому-то объекту в большей или меньшей степени по сравнению с другим объектом из той же изучаемой совокупности. Например, один предмет может быть теплее, темнее другого; один цвет может казаться испытуемому в психологическом тесте более приятным, чем другой и т.п.

    Характерно то, что операция сравнения выполнима и тогда, когда у нас нет четкого определения какого-либо термина, нет точных эталонов для сравнительных процедур. Скажем, мы можем не знать, как выглядит «совершенный» красный цвет, и не уметь его охарактеризовать, но при этом вполне можем сравнивать цвета по степени «удаленности» от предполагаемого эталона, говоря, что один из семейства похожих на красный цвет явно светлее красного, другой - темнее, третий - еще темнее, чем второй и т.п.

    Сравнение играет важную роль при попытке прийти к единому мнению в вопросах, вызывающих трудности. Скажем, при оценке некоторой теории вопрос о ее однозначной характеристике как истинной может вызывать серьезные затруднения, в то время как гораздо легче прийти к единству в сравнительных частных вопросах о том, что эта теория лучше согласуется с данными, чем теория-конкурент, или же что она проще другой, интуитивно правдоподобнее и т.п. Эти удачные качества сравнительных суждений и способствовали тому, что сравнительные процедуры и сравнительные понятия заняли важное место в научной методологии.

    Значение терминов сравнения заключается еще и в том, что с их помощью удается добиться весьма заметного повышения точности в понятиях там, где методы прямого введения единиц измерения, т.е. перевода на язык математики, не срабатывают в силу специфики данной научной области. Это касается, прежде всего, гуманитарных наук. В таких областях благодаря использованию терминов сравнения удается построить определенные шкалыс упорядоченной структурой, подобной числовому ряду. И именно потому, что сформулировать суждение отношения оказывается легче, чем дать качественное описание в абсолютной степени, термины сравнения позволяют упорядочить предметную область без введения четкой единицы измерения. Типичным примером такого подхода является шкала Мооса в минералогии. Она используется для определения сравнительной твердости минералов. Согласно этой методике, предложенной в 1811 г. Ф. Моосом, один минерал считается тверже другого, если оставляет на нем царапину; на этой базе вводится условная 10-балльная шкала твердости, в которой твердость талька принимается за 1, твердость алмаза - за 10.

    Для выполнения операции сравнения требуются определенные условия и логические правила. Прежде всего должна существовать известная качественная однородность сравниваемых объектов; эти объекты должны принадлежать к одному и тому же естественно сформированному классу), как, например, в биологии мы сравниваем строение организмов, относящихся к одной таксономической единице. Далее, сравниваемый материал должен подчиняться определенной логической структуре, которая в достаточной мере может быть описана т.н. отношениями порядка.

    В том случае, когда операция сравнения выходит на первое место, становясь как бы смысловым ядром всего научного поиска, т.е. выступает ведущей процедурой в организации эмпирического материала, говорят осравнительном методе в той или иной области исследований. Ярким примером этого служат биологические науки. Сравнительный метод сыграл важнейшую роль в становлении таких дисциплин, как сравнительная анатомия, сравнительная физиология, эмбриология, эволюционная биология и др. С помощью процедур сравнения осуществляют качественное и количественное изучение формы и функции, генезиса и эволюции организмов. С помощью сравнительного метода упорядочивается знание о многообразных биологических феноменах, создается возможность выдвижения гипотез и создания обобщающих концепций. Так, на основе общности морфологического строения тех или иных организмов естественным образом выдвигают гипотезу об общности и их происхождения или жизнедеятельности и т.п.

    Измерение – метод исследования, при котором устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом. Измерение - это осуществляемый по определенным правилам способ приписывания количественных характеристик изучаемым объектам, их свойствам или отношениям. В структуру измерения входят:

    1) объект измерения, рассматриваемый как величина, подлежащая измерению;

    2) метод измерения, включающий метрическую шкалу с фиксированной единицей измерения, правила измерения, измерительные приборы;

    3) субъект, или наблюдатель, который осуществляет измерение;

    4) результат измерения, который подлежит дальнейшей интерпретации.

    В научной практике измерение далеко не всегда представляет собой относительно простую процедуру; значительно чаще для его проведения требуются сложные, специально подготовленные условия. В современной физике сам процесс измерения обслуживается достаточно серьезными теоретическими конструкциями; они содержат, например, совокупность допущений и теорий об устройстве и действии самой измерительно-экспериментальной установки, о взаимодействии измерительного прибора и изучаемого объекта, о физическом смысле тех или иных величин, полученных в результате измерения.

    Для иллюстрации круга проблем, относящихся к теоретическому обеспечению измерения, можно указать на различие измерительных процедур для величин экстенсивных и интенсивных. Экстенсивные величины измеряются с помощью простых операций, фиксирующих свойства единичных объектов. К таким величинам относятся, например, длина, масса, время. Совершенно другой подход требуется для измерения интенсивных величин. К таким величинам относятся, например, температура, давление газа. Они характеризуют не свойства единичных объектов, а массовые, статистически фиксируемые параметры коллективных объектов. Для измерения подобных величин требуются особые правила, с помощью которых можно упорядочить область значений интенсивной величины, построить шкалу, выделить на ней фиксированные значения, задать единицу измерения. Так, созданию термометра предшествует совокупность специальных действий по созданию шкалы, пригодной для измерения количественного значения температуры.

    Измерения принято делить на прямые и косвенные. При проведении прямого измерения результат достигается непосредственно, из самого процесса измерения. При косвенном же измерении получают значение

    каких-то других величин, а искомый результат достигается с помощью вычисления на основании определенной математической зависимости между данными величинами. Многие явления, недоступные прямому измерению, такие как объекты микромира, удаленные космические тела, могут быть измерены только косвенным способом.

    Эксперимент – метод исследования, при помощи которого происходит активное и целенаправленное восприятие определенного объекта в контролируемых и управляемых условиях.

    Основные особенности эксперимента:

    1) активное отношение к объекту вплоть до его изменения и преобразования;

    2) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;

    3) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;

    4) возможность рассмотрения явления «в чистом виде» путем изоляции его от внешний влияний, или путем изменения условий эксперимента;

    5) возможность контроля за «поведением» объекта и проверки результатов.

    Можно сказать, что эксперимент – идеализированный опыт. Он дает возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на него, воссоздавать, если в этом есть необходимость, прежде чем сравнивать полученные результаты. Поэтому эксперимент является методом более сильным и действенным, чем наблюдение или измерение, где исследуемое явление остается неизменным. Это высшая форма эмпирического исследования.

    Эксперимент применяется либо для создания ситуации, позволяющей исследовать объект в чистом виде, либо для проверки уже существующих гипотез и теорий, либо для формулировки новых гипотез и теоретических представлений. Всякий эксперимент всегда направляется какой-либо теоретической идей, концепцией, гипотезой. Данные эксперимента, также как и наблюдения, всегда теоретически нагружены – от его постановки до интерпретации результатов.

    Стадии проведения эксперимента:

    1) планирование и построение (его цель, тип, средства и т.п.);

    2) контроль;

    3) интерпретация результатов.

    Структура эксперимента:

    1) объект исследования;

    2) создание необходимых условий (материальные факторы воздействия на объект исследования, устранение нежелательных воздействий – помех);

    3) методика проведения эксперимента;

    4) гипотеза или теория, которую нужно проверить.

    Как правило, экспериментирование связано с использованием более простых практических методов – наблюдений, сравнений и измерений. Поскольку эксперимент не проводится, как правило, без наблюдений и измерений, то он должен отвечать их методическим требованиям. В частности, как и при наблюдениях и измерениях, эксперимент может считаться доказательным, если он поддается воспроизведению любым другим человеком в другом месте пространства и в другое время и дает тот же результат.

    Виды эксперимента:

    В зависимости от задач эксперимента выделяют исследовательские (задача – формирование новых научных теорий), проверочные эксперименты (проверка существующих гипотез и теорий), решающие (подтверждение одной и опровержение другой из соперничающих теорий).

    В зависимости от характера объектов выделяют физические, химические, биологические, социальные и др. эксперименты.

    Выделяют также качественные эксперименты, имеющие целью установить наличие или отсутствие предполагаемого явления, и измерительные эксперименты, выявляющие количественную определенность некоторого свойства.