Методические рекомендации для органов местного самоуправления «Пошаговая процедура оформления невостребованных земельных долей. Невостребованные земельные доли

Сразу извинюсь перед коллегами юристами, но для простоты понимания постараюсь избежать применения большого количества специальной юридической терминологии.
Если изучить внимательно официальные печатные издания различных субъектов Российской Федерации, то можно встретить информационные сообщения, об опубликовании списков невостребованных земельных долей. Не вольно у некоторых руководителей крестьянских (фермерских) хозяйств появляется вопрос: «Что это за доли такие?».
Постараемся просто и понятно рассказать о том, что это за доли, и что делать, если в список попали ваши пайщики. Как должен действовать орган местного самоуправления и как защитить свои права.
Распределение земель среди членов колхозов и совхозов и иных категорий сельских тружеников привело к возникновению долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения и появлению таких терминов, как «земельный пай», «земельная доля», «право общей долевой собственности на землю».
Распределение носило, как правило, всеобщий характер. Право на землю получали все работники колхозов, пенсионеры, сельские учителя и др. Естественно, что при государственной собственности на землю, закрепленной в статье 95 ГК РСФСР, в которой говорилось что, земля, ее недра, воды и леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.(в ред. Указа ПВС РСФСР от 24 февраля 1987 г.- Ведомости ВС РСФСР, 1987, N 9, ст. 250), люди просто не знали, что они делать дальше. Кто -то передал свой «Пай» в долгосрочную аренду, кто то продал. Но были и те, кто, отдав землю фермеру, просто не успел или не захотел оформить свои правоотношения документально. Время шло! Земля обрабатывалась, а решение вопроса о правовом статусе постоянно откладывалось. Государство тем временем несло убытки виде недополучаемого земельного налога. И выход законодателем из этой непростой ситуации был найден. В Федеральный закон №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее ФЗ-101) Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ была введена ст. 12.1 «Невостребованные земельные доли», которая четко регламентировала порядок и критерии признания земельной доли невостребованной, дав право органам местного самоуправления сельского поселения (ОМС) оформить подобные доли в свою собственность.

Но что же такое земельная доля? Ст. 15 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» содержит весьма расплывчатый термин: «Земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения». (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ).
Невостребованной же земельной долей может быть признана «земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте» (ч.1. ст. 12.1 101-ФЗ).
Таким образом, невостребованная земельная доля должна иметь следующие признаки: право на нее возникло до вступления в силу Федерального закона №101-ФЗ; отсутствует договор аренды или гражданин никаким другим образом этой долей не распорядился.
Схематично изобразим алгоритм действия ОМС при оформлении невостребованных земельных долей:
1. Подготовка и опубликование в официальных печатных изданиях списка собственников земельных долей, доли которых могут быть признанны невостребованными (ч.3 и ч.4 ст. 12.1 101-ФЗ)
2. Утверждение списка собственников невостребованных земельных долей на общем собрании участников долевой собственности. Если список не утвержден общим собранием, то утверждается постановлением ОМС (ч.5 и ч.7 ст. 12.1 101-ФЗ)
3. Обращение в суд с исковым заявлением о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. (ч. 8 ст. 12.1 101-ФЗ)
4. Регистрация права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.

Если опубликован список по вашему сельскому поселению, алгоритм действий для крестьянского (фермерского) хозяйства прост.
Во- первых, внимательно изучите опубликованный список собственников, на предмет выявления знакомых вам лиц. (сразу предполагаем, что земельные доли этих лиц находятся у Вас в обработке).
Если в списке есть собственники, которые когда то передали Вам свою долю в аренду необходимо подать в администрацию сельского поселения возражение с приложением документов подтверждающих возникновение арендных отношений.
Мнения юристов разняться, но мы считаем, что наличие любого договора аренды заключенного в течении трех лет с момента возникновения права на земельную долю является основанием для исключения собственника из списка, не зависимо от срока действия договора.
Получив возражение ОМС должен исключить собственника из списка. В любом случае в этом необходимо удостовериться. Окончательный список собственников утверждается решением общего собрания участников общей долевой собственности(ч.5 ст. 12.1 Федерального закона №101-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст.12.1 Федерального законно №101 –ФЗ «Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей» поэтому ОМС обязан принять Ваши возражения!
Хорошо если собственник жив, здоров или его наследники вовремя оформили свои права. Но что делать, если человека нет? Наследников нет? В этом случае остается одно. Дождаться, когда ОМС обратиться с соответствующим иском в суд и в рамках статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации самостоятельно вступить в дело в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. Тем самым вы добьетесь двух результатов: Во- первых, будите в курсе как самого процесса, так и вынесенного решения суда.
Во-вторых, в ходе рассмотрения иска ОМС сможете представить суду доказательства использования земель по их прямому назначению, т.е. для сельскохозяйственного производства, что впоследствии предоставит Вам некоторые льготы при распределении земельного участка выделенного в счет невостребованных земельных долей.
Как показала практика нашей команды, при рассмотрении исков ОМС в судах Волгоградской области по вопросам признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, суды не только проверяют формальное исполнение процедуры со стороны ОМС (ст.12.1 101-ФЗ), но и проводят целый ряд, можно сказать «розыскных» мероприятий, по установлению местонахождения, как собственников, так и наследников. Часто разрешая вопрос, о том, являются земельные доли не востребованными или нет, не понимая при этом, что невостребованной доля признается не на основании решения суда, а на основании решения общего собрания или постановлением ОМС.
Подобная практика, приводит к существенному уменьшению долей, права на которые признаются за ОМС.
Одной из распространенных ошибок ОМС при оформлении невостребованных земельных долей является землеустроительные работы по формированию земельного участка, проводимые до обращения в суд. Если ОМС произвел землеустроительные работы, сформировал и поставил земельный участок не кадастровый учет, он автоматически теряет право на обращение в суд с иском о признании права муниципальной собственности, ведь в силу ч.8 ст. 12.1 101-ФЗ., «орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными», а у хозяйства возникает брешь в земельном массиве, в которую могут зайти конкуренты, инициировав процедуру торгов.
В любом случае, действия ОМС по оформлению невостребованных земельных долей можно использовать в своих интересах, введя в правовое поле проблемные земли вашего хозяйства. Создав для себя возможность льготного, без проведения торгов, получения данных земель в аренду.

получен
гонорар 20%

Здравствуйте!

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

Статья 12.1. Невостребованные земельные доли

1. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
7. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Таким образом, признать в судебном порядке право собственности на невостребованные земельные доли может только орган местного самоуправления поселения или городского округа. В последующем Администрация имеет право выделять данные земли гражданам в соответствии с действующими программами по предоставлению земельных участков.

получен
гонорар 60%

Здравствуйте Юлия Ивановна. Собственно говоря, никак. Понятия земельный пай на данный момент не существует. Есть понятие - земельная доля.

Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
Статья 15. Понятие земельной доли
1. Земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)
2. Определение размеров земельных долей в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах является юридически действительным.

Если есть земельная доля, то следовательно есть и собственник, на которого она оформлена, в противном случае её бы не было. Таким образом, купить её можно только у собственника, предварительно выделив земельный участок. Саму долю получить нельзя.

Статья 12. Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
1. К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.
Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным обр азом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Администрация не вправе распоряжаться земельными долями.

Правовая конструкция «невостребованные земельные доли» существует около двадцати пяти лет, прошедших с момента начала проведения земельной реформы, на протяжении которых государство стремится выработать механизм по передаче сельскохозяйственных земель эффективному землепользователю. Тем не менее, среди основных направлений государственной политики по управлению земельным фондом отсутствуют положения, связанные с наиболее результативным переходом неиспользованных земельных долей в муниципальную собственность. Вместе с тем, неиспользованные земельные доли остаются одним из элементов оборота земельных долей. Об этом свидетельствуют статистические данные.

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»
data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>

По данным Министерства сельского хозяйства общая площадь земельных долей, включенных в списки невостребованных земельных долей составляет 16 799, 349 тыс. га1, а общая площадь земельных долей, признанных по решению суда муниципальной собственностью – 4 415, 269 тыс. га. В Саратовской области общая площадь земельных долей составила 376, 024 тыс. га, при этом по решению суда лишь 40, 848 тыс. га признаны муниципальной собственностью. Это не вписывается ни в какие логические и правовые рамки. Причин, по которым оформление невостребованных земельных долей в собственность муниципальных образований производится недостаточно активно, может быть несколько. Необходимо констатировать, что сельские поселения не имеют достаточных кадровых и финансовых ресурсов для проведения работ с невостребованными долями.

В некоторых сельских поселениях эти работы могут осуществлять крупные сельскохозяйственные организации, работающие на территории этих сельских поселений, с использованием собственного коммерческого потенциала. Однако, по объективным причинам, данная практика не может быть распространена повсеместно. Поскольку от развития данной сферы реальной экономики зависит благосостояние всего Российского государства, необходимо разработать государственную стратегию, целью которой станет повышение эффективности управления землями сельскохозяйственного назначения посредством реализации комплекса правовых и экономических мер по оформлению невостребованных земельных долей в собственность муниципальных образований. Наиболее целесообразно, утвердить индивидуально- определенную программу на региональном уровне в зависимости от особенностей субъекта. Однако основные положения, на наш взгляд, должны иметь схожее содержание по общим вопросам. Задачи региональной Программы должны заключаться в создании нормативной и методической базы; рациональном использовании сельскохозяйственных

земель; в создании земельного фонда областного и муниципального уровня. Для удовлетворения поставленных задач необходимо обеспечить проведение работ про инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения. На основе данных, полученных в результате инвентаризации, необходимо обеспечить выполнение процедур по оформлению прав собственности на земельные доли муниципальным образованием, а затем реализации земельных участков наиболее эффективным землепользователям, как это установлено, например, в Ставропольском крае 1 . Помимо этого, необходимо осуществить следующие мероприятия: 1. Предоставление дополнительных субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации. 2.Сельским сельхозтоваропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставить субсидии на проведение кадастровых работ при оформлении в собственность земельных участков. 3. Проведение образовательных программ для должностных лиц муниципальных образований по вопросам оформления прав на невостребованные земельные доли, ввода в законный оборот земель. 4. Проведение работ по мониторингу сельскохозяйственных земель, создание графических материалов, формирование базы данных для муниципальных образований. 5. Проведение профилактических бесед с собственниками земель сельскохозяйственного назначения по вопросам ответственности за их неиспользование.

В ходе указанных встреч могут быть сформированы списки собственников, готовых передать землю в аренду. 6. Проведение плановых мероприятий с целью профилактики нарушений земельного законодательства. Однако проведения данных мер будет недостаточно, поскольку проблему нужно решать и на правотворческом уровне, путем внесения поправок в действующее законодательство. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»2 (далее – Закон об обороте) закрепил два основания для признания земельной доли невостребованной: 1) основание нераспоряжения(не сдача в аренду) гражданином земельной долей в течение трех и более лет подряд. 2) если собственник земельной доли умер, отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников по ряду причин не вступил в права наследства. Однако земельная доля может принадлежать также и юридическому лицу, а из смысла статьи следует, что земельные доли, находящиеся в собственности юридических лиц не могут быть отнесены к невостребованным земельным долям, что требует внесения корректировок относительно данного вопроса.

Представляется, что, срок, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника, может быть сокращен до двух лет, поскольку это позволит упростить процедуру изъятия земельных долей, неиспользуемых по целевому назначению. Не понятны также и критерии, по которым законодатель из числа всевозможных сделок выделил именно аренду. В целях обеспечения принципа законодательной экономии, необходимо не конкретизировать действия потенциального собственника. Если обращаться к вопросу о признаках невостребованности земельной доли, то их перечень утверждается Правительством РФ3. Однако они обеспечивают лишь техническое подтверждение неиспользования земельного участка, поэтому доказательную базу необходимо дополнить констатацией наличия оборудования, рабочей силы, технической документации, документально подтвержденных сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции и т.д.

Помимо этого, нет необходимости использовать в п.2 ст.12.1 Закона об обороте столь громоздкую конструкцию, поскольку положения ст.1151 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) распространяются также и на невостребованные земельные доли. В связи с этим такие земельные доли должны приобретаться муниципальным образованием в порядке части III ГК РФ, как выморочное имущество. При наличии указанных оснований орган местного самоуправления (далее – ОМС) составляет список лиц, доли которых могут быть признаны невостребованными, причем даже «при наличии» таких лиц.

То есть ОМС может попытаться «забрать» долю гражданина в его присутствии1, злоупотребить правом. ОМС обязан опубликовать список невостребованных земельных долей в СМИ не менее чем за три месяца до созыва общего собрания. В целях эффективности реализации государственной политики в этой сфере необходимо сократить срок до двух-четырех недель, в зависимости от площади муниципального образования и гектаров невостребованных земельных долей. Возможно также объединить в п.4 положения, отраженные в п.5 ст. 12.1 Закона об обороте, поскольку они имеют схожую правовую природу и, по сути, дополняют друг друга. В случае, если лица считают, что принадлежащие им доли необоснованно включены в список, они могут возразить в письменной форме в ОМС и заявить об этом на собрании».

Если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка не принято решение, ОМС вправе утвердить такой список самостоятельно. Необходимо уменьшить срок принятия решения общим собранием до одного месяца. Данная норма позволит в дальнейшем наиболее оперативно проводить мероприятия по признанию права собственности на невостребованные земельные доли муниципальным образованием. Необходимо отметить, что в ходе парламентских слушаний «О концепции развития земельного законодательства РФ» стало известно, что Министерство сельского хозяйства РФ подготавливает проект закона, который упростит порядок признания права собственности на невостребованные земельные доли. Насколько нововведения в действительности решат проблему – покажет время.

Лёвочкина Дарья Александровна, Королёв Станислав Юрьевич

Город-курорт Пятигорск Официальный сайт

Оформление невостребованных земельных долей

На вопросы заявителей об оформлении невостребованных земельных долей в собственность отвечает начальник Красногвардейского отдела Управления Росреестра по Ставропольскому краю Бочковская Оксана Владимировна

Какие земельные доли могут быть отнесены к невостребованным

Согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованными земельными долями могут быть признаны:

— земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд,

— земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Как оформить невостребованные земельные доли в собственность

Оформление земельных долей, которые могут быть отнесены к невостребованным, начинается с составления списка лиц, доли которых могут быть признаны невостребованными в связи с тем, что собственники земельных долей ими не распорядились.

Орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка составляет список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, предусмотренным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

В случае если в течение четырех месяцев со дня официального опубликования списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, общим собранием собственников земельных долей не будет принято решение об утверждении списка, орган местного самоуправления утверждает этот список самостоятельно. С момента утверждения, земельные доли, указанные в нем признаются невостребованными. После признания земельных долей невостребованными, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на невостребованные земельные доли.

Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности органа местного самоуправления на невостребованные земельные доли, является основанием для государственной регистрации.

После государственной регистрации права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, орган местного самоуправления вправе продать земельные доли

Продажа невостребованных земельных долей является процедурой публичной. Орган местного самоуправления в течение месяца со дня приобретения права на земельные доли публикует извещение о возможности приобретения земельных долей в собственность по цене 15% от кадастровой стоимости. Преимущественным правом на их приобретение обладают организации или крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земельный участок, находящийся в долевой собственности в течение 6 месяцев со дня возникновения у органа местного самоуправления права собственности на земельные доли. Если в течение установленного срока договор купли-продажи земельных долей не будет заключен, орган местного самоуправления обязан в течение года выделить земельный участок в счет собственных земельных долей с соблюдением принципа минимальных размеров земельных участков.

Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность

С 01.07.2011г вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 29.12.2010г № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» (далее настоящий Федеральный закон), данный Федеральный закон затрагивает Федеральные законы № 101-ФЗ от 24.07.2002г «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»., «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также Земельный кодекс РФ и ряд других законодательных актов, регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Принятый настоящий Федеральный закон изменяет процедуру выдела земельных участков в счет земельных долей, порядок предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, принудительного изъятия участков земель сельскохозяйственного, назначения, расширяет полномочия общего собрания участников долевой собственности, устанавливает особенности государственной регистрации прав на земельную долю. Закон также содержит принципиально новое правило регулирования в отношении невостребованных земельных долей. Органы местного самоуправления поселения согласно закону получили дополнительные полномочия и, отныне являются заинтересованной стороной по оформлению и дальнейшей продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Настоящим Федеральным законом введена ст.12.1 по невостребованным земельным долям, согласно которой орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и опубликовывают его в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещают на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее, чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список также размещается на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности, с даты утверждения списка, земельные доли сведения о которых включены в указанный список признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течении четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить список самостоятельно и обратиться в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном ст.12.1 Закона порядке невостребованными.

Согласно ст.13 настоящего Федерального закона, земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества.

Образование земельного участка согласно настоящего Федерального закона осуществляется на основании соответствующего решения общего собрания участников долевой собственности.

В соответствии с п.3 ст.14 настоящего Федерального закона участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения:
о предложениях относительно проекта межевания земельных участков;
об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности;
об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;
об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков;
об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;
о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности (подтверждает свои полномочия выпиской из протокола общего собрания участников долевой собственности на основании п.4 ст.14 Закона) действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка или соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка (далее — уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий;
об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;
об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности;
об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами.

Порядок проведения общего собрания участников долевой собственности определен ст. 14.1. настоящего Федерального закона.

Расширены полномочия органов местного самоуправления поселения или городского округа по отношению к общему собранию собрания участников долевой собственности. Они организуют проведение общего собрания и подтверждают полномочия представителя собственников, действующего без доверенности. Уточнено количество участников, необходимых для кворума и принятия решений, и определен порядок оценки долей для подсчета голосов участников долевой собственности при принятии решений общим собранием.

В соответствии с п.3 ст.19.1 настоящего Федерального закона если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан:
1) провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;
2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков;
3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.
4) Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обязан предоставлять бесплатно сведения, необходимые для подготовки проекта межевания земельных участков, в том числе сведения, запрошенные им из органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, при наличии следующих условий:
1) принятие общим собранием решения о подготовке проекта межевания земельных участков;
2) принятие общим собранием решения о лице, указанном в подпункте 6 пункта 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;
3) заключение договора на подготовку проекта межевания земельных участков.

Таким образом, законодатель значительно конкретизировал многие положения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения. Внесенные изменения преследуют две цели.
Первая — увеличить оборот земель через передачу земель из муниципальной собственности пользователям и приобрести невостребованные земельные доли в муниципальную собственность органов местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, снять ограничения на использование выделяемого земельного участка.
Вторая — упорядочить управление долевой собственностью общим собранием собственников, значительно урегулировав саму процедуру и передав ее под контроль органам местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка.

Сельское хозяйство является неотъемлемой частью экономики любой страны. Именно агропромышленный комплекс (АПК) дает населению жизненно важную продукцию – продукты питания. Правильное использование мощностей АПК позволяет обеспечить постоянный поток продовольственных товаров. Для того, чтобы использование мощностей АПК было максимально эффективным необходимо правильное распределение земель, на которых находятся предприятия данной отрасли. Каждый вид производства АПК требует определенного вида земель: для выращивания растений – необходимы плодородные почвы, для выпаса скота – требуются поля с разнотравьем и т.д. однако в управлении земельным хозяйством имеется проблема наличия бесхозных участков, которые требуют оформления. Одним из вариантов оформления выступает оформление в муниципальную собственность. Нормативная база такого варианта постоянно менятеся, вводятся новые требования, корректируются уже имеющиеся. В связи с этим исследование по теме оформления в муниципальную собственность невостребованных земельных долей является актуальной. Объект исследования – невостребованные земельные доли МО Телеговское. Предмет исследования – характеристика и методика оформления земельных долей в муниципальную собственность. Цель данного исследования – изучить внутрихозяйственную оценку земель в сельскохозяйственной организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: — раскрыть понятие и методы оценки земли; — проанализировать российский и зарубежный опыт оценки сельскохозяйственных земель; — дать характеристику сельскохозяйственной организации и района ее размещения; — проанализировать оценку земель организации; — выявить проблемы проведения внутрихозяйственной оценки земель организации; — разработать проект совершенствования внутрихозяйственной оценки земель сельскохозяйственной организации; — определить перспективы использования земель согласно проведенной оценки. Теоретическая основа работы состоит из законодательных и нормативных актов федерального и регионального масштаба, а также работ таких авторов, как Анисимов А.П., Бакунина Т.С., Землякова Г.Л., Боголюбов С.А., Никишин В.В., Устюкова В.В., Болтанова Е.С., Боровинская Н.А., Волков Г., Евсегнеев Е.В., Жариков Ю.Г., Иконицкая И.А., Козырь М.И., Комов Н.В., Корнеев А.Л., Краснов Н.И., Крассов О.И., Леппке О.Б., Липски С.А., Лойко П.Ф., Медведев С., Моисеева Ю.В., Петров В.В., Серова Е.В., Уваров А., Фролов А. Н., Гераськин М. М., Харьков В., Хоружий Л.И. Практическая значимость исследования состоит в том, что рассмотренные методики можно применить на практике в деятельности любого предприятия сельскохозяйственной отрасли. Структура работы. В работе имеются введение, пять глав, заключение, список использованных источников.

По данным, которые приводит заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Н. Калинин, за прошедшие годы аграрной реформы распорядиться земельной долей разрешенными способами смогли только 1.4 млн. граждан, а 10.4 млн. земельных долей — это потенциальные земли для возвращения их в государственную или муниципальную собственность, т.е. фактического возвращения государству прав на землю, предоставленных гражданам в начале 90-х годов, но не в полной мере обеспеченных правовым механизмом их реализации. По некоторым оценкам, уже в 2006 г. до 70% собственников земельных долей не имели возможности работать на земле. Во временном пользовании у хозяйственных обществ, товариществ и производственных сельскохозяйственных кооперативов находится порядка 1 млн. га паевых земель, до сих пор не востребованных их владельцами. Нынешнее кризисное положение по разрешению очень сложного механизма распоряжения правом на земельную долю сельскохозяйственного назначения еще можно исправить, но только не посредством откладывания законодателями начала вступления в силу предельного срока по определению правовой судьбы невостребованных долей и приведению в соответствие с Гражданским кодексом РФ заключенных в начале реформы договоров аренды земельных долей. На сегодняшний день, администрации городских и сельских поселений Архангельской области, с учетом установленного Федеральным законом об обороте земель ограничительного срока по вовлечению невостребованных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в оборот (1 июля 2013 года), приступили к осуществлению процедуры признания прав собственности на невостребованные земельные доли и образованию из них земельных участков. Полученные в собственное пользование участки МО имеет право реализовать с тем, чтобы получить прибыль. На основании анализа затрат приобретения прав на муниципальные земельные доли можно сделать следующие выводы: — наименее затратным вариантом приобретения прав на муниципальные земельные доли для сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств является приобретение права аренды на льготных условиях на уже выделенные земельные участки, что подтверждает практика проведения работ по вовлечению невостребованных земельных долей в оборот в Архангельской области; — льготное предоставление земельных долей (участков) имеет существенный отрицательный момент - при этом не обеспечены равные права приобретения для всех заинтересованных лиц, при наличии нескольких заинтересованных лиц необходим конкурсный подход к претендентам на льготное приобретение; — в целом, схема приобретения прав на муниципальные земельные доли, предусмотренная федеральным законодательством, достаточно эффективна (в случае субсидирования затрат муниципальных образований на формирование земельных участков в счет земельных долей), но в ней не предусмотрен случай, когда при всех существующих вариантах заявители отсутствуют; — необходимо внесение изменений в Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в части приобретения прав на земельные участки из фонда перераспределения земель района в случае отсутствия заявлений об участии в торгах, а именно, внесение положений о возможности предоставления таких земельных участков в безвозмездное пользование с правом его последующего безвозмездного приобретения в собственность.

1. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001 г. N 44, ст. 4147. 2. О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 25 октября 2001 г N 137-ФЗ//Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001 г. N 44, ст. 4148. 3. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-Ф3//Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 32, ст. 3301.Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001 № 2689). 4. Анисимов А.П. Правовые проблемы изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд // Новая правовая мысль. 2003. №2. 5. Бакунина Т.С., Землякова Г.Л. Земельный кодекс РФ: проблемы теории и практики // Государство и право. 2002. №10. 6. Боголюбов С.А., Никишин В.В., Устюкова В.В. Земельное право: Учебник для вузов. М., 2003. 7. Болтанова Е.С. Земельное право: Курс лекций. М., 2002. 8. Боровинская Н.А. Правовой режим земель сельскохозяйственных производственных кооперативов. Ульяновск, 2003. 9. Боровинская Н.А. Правовой режим земель сельскохозяйственных производственных кооперативов. Ульяновск, 2013. 10. Волков Г. Разрешительный тип правового регулирования земельных отношений как основное начало земельного права // Хозяйство и право. 2005. №1, 2. 11. Евсегнеев Е.В. Земельный кадастр: Вопросы правоприменения // Право и экономика, 2006, №1. 12. Жариков Ю.Г. Новое в российском земельном контроле // Законодательство и экономика, №1, 2014. 13. Зарубежные ученые о проблемах земельных отношений в России // Государство и право. 2007. №3. 14. Земельное и природоресурсное право. / Чуркин В.Э., Улюкаев В.Х. – М.: Академия, 2003. 15. Земельное право России / Отв. ред. проф. В.В. Петров. – М., 1995. 16. Земельное право России. / Ерофеев Б.В. – М.: Профессиональное образование, 2002. 17. Земельное право России. / Ерофеев Б.В. – М.: Профессиональное образование, 2003. 18. Земельное право России. Курс лекций. / Решетников В.И. – М.: Щит-М, 2003. 19. Земельное право России. Практикум. Учебное пособие. / Отв.ред. Голиченков А.К. – М.: БЕК, 2001. 20. Земельное право России. Учебник. / Чубуков Г.В. – М.: Экзамен, 2003. 21. Земельное право России. Учебник. / Чубуков Г.В. – М.: Юринформцентр, 2002. 22. Земельное право Российской Федерации / Под ред. проф. Н.Н. Осокина. – М.: Деюре, 1995. 23. Земельное право РФ. Учебник. / Иконицкая И.А. – М.: Юристъ, 2001. 24. Земельное право. / Чуркин В.Э., Улюкаев В.Х., Жариков Ю.Г. – М.: Юрайт, 2003. 25. Земельное право: Учебник / Под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева. – М.: Проспект, 2006. 26. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002. 27. Козырь М.И. Аграрное право России: проблемы становления и развития. М., 2003. 28. Козырь М.И. Аграрное право России: проблемы становления и развития. М., 2013. 29. Комментарий к Закону о государственном земельном кадастре / Отв. ред. Е.А. Галиновская. М., 2013. 30. Комов Н.В. Управление земельными ресурсами России: российская модель землепользования и землевладения. М.: РУССЛИТ, 1995. 301 с. 31. Корнеев А.Л. Сделки с земельными участками: Учебное пособие. М.: Городец, 2006. 32. Краснов Н.И. О понятиях рационального использования и охраны земли // Государство и право. 2009. №10. 33. Крассов О.И. Земельное право современной России: Учеб. пособие. М., 2003. 34. Крассов О.И. Земельное право. – М., Юристъ, 2006. 35. Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М., 2000. 36. Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М., 2010. 37. Крассов О.И. Право частной собственности на землю. Приватизация, купля-продажа, аренда, судебная защита. – М., 1995. 38. Крассов О.И. Право частной собственности на землю. Приватизация, купля-продажа, аренда, судебная защита. – М., 2012. 39. Леппке О.Б. Проблемы правового регулирования земельных отношений на современном этапе // Достижения науки и техники АПК. 1998. N 3. С. 4 — 7. 40. Липски С.А. Проблемы управления сельскохозяйственным землепользованием в современной России: Монография. М.: ГУЗ, 2001. 41. Лойко П.Ф. Современное многоукладное землепользование (некоторые аспекты теории, мировой и отечественной практики): Информ.-аналит. материал к I Всероссийскому конгрессу «Земля России: экономика, право, собственность». М.: Федеральный кадастровый центр «Земля»; РАГС, 2001. 42. Медведев С. Новое земельное законодательство: разграничение государственной собственности на землю и участие публичных образований в хозяйственном обороте земли // Хозяйство и право. 2012. №7. 43. Моисеева Ю.В. Основы земельного права РФ. – Тверь: ТвГУ, 1999. 44. Моисеева Ю.В. Основы земельного права РФ. – Тверь: ТвГУ, 2009. 45. Петров В.В. Земельное право России. Учебник. – М.: Зерцало, 1998. 46. Право собственности на землю в сельском хозяйстве Российской Федерации. –М.: 2011. 47. Право собственности на землю в сельском хозяйстве Российской Федерации. – М., 2010. 48. Правовые проблемы рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель (материалы «круглого стола») // Государство и право. 2008. №4. 49. Реформирование сельскохозяйственных предприятий (правовые проблемы). – М., 2010. 50. Серова Е.В. Аграрные реформы в переходных экономиках: общие цели и различные траектории // Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. М.: Энциклопедия российских деревень, 2000. С. 13 — 19. 51. Уваров А. Некоторые аспекты регулирования земельных отношений органами местного самоуправления // Хозяйство и право. 2013. №6. 52. Фролов А. Н., Гераськин М. М. Итоги и проблемы земельной реформы в Республике Мордовия // Материалы научно-практической конференции «Единое российское правовое пространство: проблемы земельной реформы». Саранск, 2001. 53. Харьков В. Модель рационального землепользования в федеральном и региональном законодательстве // Хозяйство и право. 2010. №3. 54. Харьков В.Н. Рациональное использование земельных ресурсов: понятие и правовое регулирование // Государство и право. 2010. №9. 55. Хоружий Л.И. Организация бухгалтерского учета земель сельскохозяйственного назначения // Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве, 2011 – № 9.

Инструкция по делопроизводству Следственного комитета Российской Федерации Пополнения базы анонсируются в ветке Пополнение подборки полезных судебных решений, на обновления которой можно подписаться штатными инструментами форума. Приказ Следственного комитета России от 18 […]

  • rostov-audit Ограниченные полномочия единоличного исполнительного органа ООО Вопрос: участниками общества с ограниченной ответственностью принято решение об ограничении полномочий единоличного исполнительного органа, для чего была утверждена новая редакция устава […]
  • Все штрафы за превышение скорости в 2018 году Размер штрафа за превышение скорости составляет от 500 до 5000 рублей. За значительное превышение возможно лишение водительских прав на срок от 4 месяцев до 1 года. За превышение скорости не более 20 км/ч - штраф отсутствует. C […]
  • Взрывозащищённые вентиляторы правила Вентиляторы предназначены для перемещения взрывоопасных газопаровоздушных смесей категорий IIА, IIВ, групп Т1 - Т4 по классификации ГОСТ 12.1.011-78, в которых скорость коррозии металлов проточных частей вентиляторов не превышает 0,1 […]
  • 38. Метод подстановки. Правила Рассмотрим один из алгебраических способов решения системы линейных уравнений, метод подстановки. Он заключается в том, что используя первое выражение мы выражаем y , а затем подставляем полученное выражение во второе уравнение, вместо y. […]
  • Работа Сиделка Уфа Чтобы устроиться на должность Сиделка в г. Уфа, часто требуется: Требования: ответственность, воскресеньевыходной, суббота new_releasesисполнительность Обязанности: Условия: В кафе МАРГО требуется помощница продавца на не полный рабочий день. График […]
  • Активизировавшийся оборот сельскохозяйственных земель
    в нашем регионе заставляет органы местного самоуправления все чаще задумываться о наполнении бюджетов и возможности эффективного распоряжения невостребованными земельными массивами. Однако "видит око, да зуб неймет". Возможна ли консолидация невостребованных земельных долей в собственности области или района, рассуждает эксперт "Призыва" по обороту земель сельхозназначения Георгий САВЕНКО.

    – Закон "Об обороте земель сельхозназначения" ввел в современное земельное право ранее не существовавшее понятие "невостребованные земельные доли". Что это такое?
    – П. 5 ст. 13 Закона "Об обороте земель сельхозназначения" затрагивает вопрос, не нашедший пока единообразного решения в правоприменительной практике, в том числе в судебной. Ранее, согласно постановлению Правительства РФ от 01.02.1995 г., невостребованными признавались земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на них, либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями. Невостребованные земельные доли с указанием их собственника должны были передаваться по решению внутрихозяйственной комиссии по приватизации земли образованным в ходе реорганизации сельскохозяйственным коммерческим организациям с их согласия для осуществления ими представительства в отношении указанных долей в соответствии со ст. 183 ГК РФ, а в случае отказа сельскохозяйственной коммерческой организации от использования невостребованных земельных долей они зачислялись в фонд перераспределения земель района.
    Указ Президента от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" уточнил, что невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности, передаются сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года.
    Пункт 5 ст. 13 Закона "Об обороте земель сельхозназначения" под невостребованными земельными долями понимает такие земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю. Если сказать проще, то невостребованными, в строгом смысле слова, являются, во-первых, доли тех лиц, которые были включены в 1992 г. в списки на приватизацию, но умерли до момента выдачи свидетельств на право собственности. Во-вторых, доли тех лиц, кто по каким-то причинам не получил свидетельства (например, выехал за пределы района).
    – Да, но закон,
    по сути, под невостребованные доли подводит и доли тех граждан, которые, образно говоря,
    держат при себе многие годы
    свидетельства
    и не выделяют в счет них земельные
    участки. А раз так,
    то и право собственности на них может перейти к Владимирской области или
    к муниципальным образованиям
    районов. Насколько это реально?
    – Напомню, что согласно ч. 2 ст. 35 Конституции "каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами". Право распоряжаться имуществом включает в себя право собственника (сособственника) самостоятельно решать – распоряжаться им или нет. Это положение Конституции исключает отъем невостребованных долей вне рамок закона.
    – Таким образом, отнять земельную долю у собственника вообще невозможно?
    – Это невозможно сделать даже по чисто техническим причинам. Закон "Об обороте земель сельхозназначения" предусматривает сложные процедуры по выделению в счет невостребованных земельных долей земельных участков.
    Во-первых, для образования земельного участка в счет невостребованных долей Владимирская область или районная администрация сначала принимают соответствующее решение. Во-вторых, общему собранию участников долевой собственности необходимо принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей. В-третьих, Владимирская область или районная администрация публикуют сообщение о невостребованных земельных долях, в котором указывают фамилии лиц, не распорядившихся ими. В-четвертых, Владимирская область или районная администрация устанавливают границы этого земельного участка, ставят его на кадастровый учет. В-пятых, следующий шаг – обращение в суд с заявлением о признании выделенного участка бесхозяйной вещью. В-шестых, на основании решения суда в отделе ФРС происходит регистрация участка как бесхозяйной вещи. Наконец, в-седьмых, Владимирская область или районная администрация должны обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на участок – бесхозяйную вещь.
    И только после вступления в законную силу решения суда и регистрации права собственности Владимирской области или районной администрации на земельный участок, выделенный в счет невостребованных земельных долей в отделе ФРС, можно говорить о том, что право собственности граждан на невостребованные земельные доли прекратилось.
    – После запуска описанных вами процедур граждане не могут уже повернуть процесс вспять и распорядиться
    земельными долями?
    – Думаю, граждане, включая наследников, не оформивших права на земельные доли, на любом этапе могут заявить о своих правах: и тогда, когда процедуры только запускаются и идут (публикация списков, выделение участка, подготовка землеустроительной документации, постановка его на кадастровый учет), и даже тогда, когда участок переходит в собственность области или района. В последнем случае гражданин (наследник) обращается в суд с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения суда о признании права собственности области или района на земельный участок, выделенный в счет невостребованных долей.
    – Получается, что Владимирской области и районным администрациям нет смысла заниматься процедурами выделения земельных участков в счет невостребованных долей, если граждане могут обжаловать в суде их любые действия?
    – Я уверен, что областным и районным властям особо рассчитывать на успешное применение п. 5 ст. 13 Закона "Об обороте земель сельхозназначения" не стоит. Даже весьма беглый анализ положений закона показывает их непоследовательность и противоречивость и, по сути, невозможность реализации на практике без существенных нарушений Конституции и гражданского законодательства.
    Кроме того, на любой стадии образования участка в счет невостребованных долей, оформления на него прав публично-правовыми образованиями гражданин, заявивший право на невостребованную долю, по сути, обесценивает запущенные процедуры. Например, если он восстановил свое право, то Владимирской области или районной администрации необходимо заказывать новое межевое дело (делить участок или участки); ставить на кадастровый учет; регистрировать в ФРС право собственности на измененный земельный участок. А вслед за первым наследником объявятся второй, третий и т.д.
    Наконец, насколько мне известно, в тех регионах, где раньше начали решать эту проблему, суды в подавляющем большинстве случаев встают на сторону собственников невостребованных земельных долей. Так стоит ли вообще заниматься невостребованными долями, тратить время, силы и средства?

    1. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

    2. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

    3. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).

    4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

    5. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

    6. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

    7. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

    8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.



    Быстрый поиск

    Напр. "Статья 45", "Глава 3", "77"