Кто осуществляет государственный финансовый контроль в рф. Государственне и муниципальные органы финансового контроля. Контроль финансовой деятельности

В Российской Федерации на федеральном уровне органы государственного финансового контроля:

Счетная палата (обладает организационной и функциональной независимостью; деятельность направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов; осуществляет контроль за стоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов; осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.)

Главное контрольное управление Президента РФ (1) контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ; 2) контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; 3) рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц)

Министерство финансов Российской Федерации (обеспечивает финансовый контроль за соблюдением всеми участниками бюджетного процесса общих и специальных принципов сметно-бюджетного финансирования.; осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.)

Министерство РФ по налогам и сборам (координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов и осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды)

Центральный Банк России (ЦБ РФ) (организует и координирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков)

Государственный таможенный комитет (обеспечивает экономической безопасности и защита экономических интересов РФ;обеспечивает единства таможенной территории РФ;осуществляет организацию, применение и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности)

15. Аудиторский контроль.

Аудиторский контроль (аудит) - это независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача аудита - установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности, а также соблюдение финансового законодательства.

Аудиторский контроль (аудит) может быть обязательным и добровольным (инициативным). Так, обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных законодательством Российской Федерации, или по поручениям государственных органов. Обязательной проверке подлежат: все акционерные общества; банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные и иные фонды; экономические субъекты, имеющие в уставном капитале долю иностранного капитала; и т.п.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законом;

2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации, индивидуального аудитора;

3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передавать аудиторское заключение аудируемому лицу и/или лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и/или лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Аудитор обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения отношений с ними. Аудитор не должен использовать конфиденциальную информацию клиента, ставшую ему известной при выполнении услуг, для своей выгоды или для выгоды третьей стороны, или в ущерб интересам клиента.

Аудиторская проверка - это основное направление деятельности аудиторов и аудиторских фирм и основное средство аудиторского контроля

К основным методам аудиторской проверки относятся: осмотр; обследование; инвентаризация; контрольный запуск сырья и материалов в производство; лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции; экспертная оценка; опрос; проверка объемов выполненных работ.

Результатом аудита (аудиторского контроля) является аудиторское заключение.

Основными элементами аудиторского заключения являются:

Наименование;

Сведения об аудиторе (организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление деятельности без образования юридического лица; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, срок действия лицензии; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении);

Сведения об аудируемом лице (организационно-правовая форма и наименование; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; сведения о лицензиях на осуществляемую деятельность);

Вводная часть;

Часть, описывающая объем аудита;

Дата заключения;

Подпись аудитора.

Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора и лицом, проводившим аудит, с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью.

Органами финансового контроля называют органы, специально создаваемые для осуществления контрольных полномочий, либо органы исполнительной власти, на которые наряду с их основными задачами возлагаются контрольные функции в соответствующей отрасли финансовой сферы. Конкретные полномочия и функции каждого органа устанавливаются при его создании нормативным документом-законом, постановлением, положением о данном органе.

Государственный финансовый контроль осуществляют Счетная палата Российской Федерации, Контрольное управление Президента Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Центральный Банк Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Согласно Бюджетному кодексу РФ Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

· непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

· непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;

· соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

· наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

С 2004 к основным полномочиям Федерального казначейства стали относится также:

v ведение и учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

v открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджет

v ведение водного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

v ведение учета показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

v составление и представление в Министерство финансов Российской Федерации оперативной информации и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

v получение в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалов, необходимых для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

v осуществление распределения доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств подведомственных государственных и муниципальных предприятий в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору была создана в 2004г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 198 "Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора".

Данными нормативными актами установлено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля и находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы, которые создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке..

Контроль за целевым использованием бюджетных средств можно представить в виде следующей схемы.

Схема 2. Система органов, осуществляющих контроль за целевым использованием бюджетных средств

Как видно из схемы, Бюджетный кодекс передал функции по проведению текущего контроля за целевым использованием бюджетных средств в руки Федерального казначейства.

Счетная палата РФ и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки получателей средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Следующий вид контроля, осуществление которого входит в функции Федеральной службы финансово-бюджетного надзора- это валютный контроль.

В контроле за соблюдением валютного законодательства задействованы в первую очередь:

Центральный Банк Российской Федерации.;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Федеральная служба по финансовому мониторингу;

Федеральная налоговая служба;

Федеральная таможенная служба.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в пределах своих полномочий, установленных законодательством осуществляет контроль за проведением операций по счетам резидентов и нерезидентов в соответствии с Федеральным законом №173-ФЗ «О валютном регулирование и валютном контроле» 10.12.2003.

Федеральная служба по финансовому мониторингу в пределах своих полномочий, установленных законодательством, осуществляет контроль за обналичиваем иностранной валюты со счетов, отрытых в коммерческих банках. Взаимодействие Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора происходит в связи с проведением операций по обналичиванию валюты. Стоит также отметить, что именно эти две федеральные службы в первую очередь высказались против принятия Федерального закона об обмене валют без предъявления удостоверяющего личность документа, который рассматривался Государственной Думой Российской Федерации в 2005 году.

Федеральная налоговая служба занимает ключевую роль в системе валютного контроля. Любая организация- резидент или нерезидент, открывающий валютный счет обязана сообщить об этом в налоговые органы. Именно Федеральная налоговая служба направляет в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора информацию о резидентах, открывших валютные счета в коммерческих организациях.

В августе 2005г. Федеральная таможенная служба и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора заключили соглашение №01-06/28509. Данное соглашение было заключено в целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. В тексте этого соглашения предлагается организовать взаимодействие Федеральной таможенной службы с территориальными управлениями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

В соглашении предлагается обеспечить ежеквартальное направление Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в Федеральную таможенную службу России информацию о результатах рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами. Данная информация, в свою очередь, будет направляться в региональные таможенные управления и таможни, непосредственно подчиненные Федеральной таможенной службе России.

С 2006 года в полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора входит контроль за проведением государственных закупок, осуществляемыми бюджетными учреждениями. Правительством РФ было разработано следующее разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти.

На этапе до заключения государственного контракта, т.е. контроль за правильностью размещения заказа, за обоснованностью выставленных в заказе лотов и их количества, контроль за тем, чтобы торги были действительно открытыми для всех желающих- контроль за всем этим будет вести Федеральная антимонопольная служба.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в пределах своих полномочий будет осуществлять контроль за целевым расходованием средств по заключенному государственному контракту. Федеральное казначейство в системе государственных торгов является уполномоченным службой по ведению реестра государственных контрактов. Также Федеральное казначейство обеспечивает заказчика торгов необходимыми финансовыми ресурсами в пределах лимитов бюджетных обязательств, предоставленных заказчику. Эта система трех ведомств по мнению специалистов обеспечивает достаточно полный контроль за системой государственных закупок.

Таким образом, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора занимает ключевой положение в системе органов государственного финансового контроля. Она осуществляет контроль за целевым и эффективным расходованием средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Также она осуществляет в пределах своей компетенции деятельность в сферах валютного контроля и государственных закупок.

Понятие финансового контроля, его принципы и задачи. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:
  • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
  • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
  • выявлении внутренних резервов производства;
  • устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.

Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

  • в силу требований законодательства;
  • по решению компетентных государственных органов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его . В этом случае выделяется финансовый контроль:

  • представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
  • президента;
  • исполнительных органов власти общей компетенции;
  • ведомственный и внутрихозяйственный;
  • общественный;
  • аудиторский.

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.

Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль . Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Основные задачи данного контроля:

  • выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
  • разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;
  • принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль . В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда. Федеральный закон об аудиторской деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

  • понесенные убытки в полном объеме;
  • расходы на проведение перепроверки;
  • штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль). Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.

Сущность и задачи финансового контроля

Финансовый контроль является одним из важнейших звеньев финансовой системы. Он обеспечивает правильность, своевременность и полноту формирования доходов; обоснованность и точность осуществления расходов. Эффективность финансового контроля обязательное условие успешного проведения экономической и социальной политики, четкого функционирования управленческого аппарата.

Финансовый контроль — механизм обеспечения законности финансовой деятельности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований.

В соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" от 25 июля 1996 г. сферами финансового контроля являются: исполнение федерального бюджета и бюджетов социальных внебюджетных фондов, организация денежного обращения, использование кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, предоставление налоговых льгот.

Счетная палата РФ в соответствии с законом РФ "О счетной политике Российской Федерации" от 11 января 1995 г. выступает ведущим органом финансового контроля.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено осуществление Счетной палатой контроля за исполнением федерального бюджета, социальными внебюджетными фондами, состоянием внутреннего и внешнего долга государства.

См.далее:

Наряду со Счетной палатой правом финансового контроля в РФ обладают еще ряд учреждений: Главное контрольное управление Президента РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (в частности, Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также Главное управление Федерального казначейства), Министерство РФ по налогам и сборам, Комитет финансового мониторинга, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Помимо федерального уровня, финансовый контроль осуществляется на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований (см. схему 1). Такая многозвенность финансового контроля снижает его эффективность.

Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля

В соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждений постановлением Правительства РФ № 329 от 30 июня 2004 г.) Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении государственного контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля

См.далее:

Схема 1 Структура органов государственного финансового контроля в РФ*

Субъекты контроля в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления

Субъекты контроля в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления

  1. I. На федеральном уровне

Государственная дума РФ

Совет Федерации РФ

Счетная палата РФ

I . На федеральном уровне

Главное контрольное управление Президента РФ

Минфин РФ

Главное управление Федерального казначейства

Департамент государственного финансового контроля и аудита

Министерства и ведомства главные распорядители, распорядители бюджетных средств федерального бюджета

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонд обязательного медицинского страхования

  1. II. На уровне субъекта РФ

Законодательный орган власти

Счетная палата субъекта РФ

II . На уровне субъекта РФ

Финансовые органы субъекта РФ

Казначейство субъекта РФ

Территориальные органы федеральных министерств и ведомств

Управление Федерального казначейства (УФК)

Управление МНС РФ России (УМНС РФ)

Таможенные органы

Отраслевые органы управления главные распорядители, распорядители средств бюджета субъекта РФ

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

III. На муниципальном уровне

Представительный орган муниципального образования

Счетная палата муниципального образования

III. На муниципальном уровне

Финансовое управление администрации муниципального образования

Органы управления распорядители средств местного бюджета

Местные отделения территориальных органов федеральных министерств и ведомств (УФК, УМНС РФ)

Местные отделения территориальных органов социальных внебюджетных фондов

По времени проведения финансового контроля:

    Предварительный - проводится до совершения финансовых операций, и поэтому имеет важное значение для предотвращения нарушения финансовых норм. В его рамках проверяются обычно либо проекты финансовых документов, либо ещё не исполненные финансовые документы. Напр., при подаче кредитной или кассовой заявки в банк, он проверяет все поданный документы в 100% случаев. Хороший пример - обсуждение проекта бюджета РФ на следующий год.

    Текущий - это контроль в процессе совершения финансовых операций. Напр., контроль в ходе капитального строительства какого-либо объекта.

    Последующий - контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций. Напр., контроль исполнительного органа за исполнением бюджета за первые 9-ть месяцев года и т.д.

В зависимости от обязательств:

    Обязательный - проводится: а) в силу требований закона; б) по решению компетентных органов государства.

    Инициативный - осуществляется по инициативе хозяйствующих субъектов.

По субъектам: финансовый контроль представительных органов власти; президентский, исполнительно-распорядительных органов, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный финансовый контроль, внутрихозяйственный, независимый хозяйственный контроль.

Органы финансового контроля:

Государственная Дума правомочна на образование счетной палаты РФ, порядок действия счетной палаты определяется федеральным законом. К полномочиям Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение председателя счетной палаты и половины состава её аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает заместителя председателя счетной палаты и вторую половину состава. Государственная Дума утверждает федеральный бюджет РФ, а также отчет о выполнении федерального бюджета. В составе Государственной Думы действует комитет по бюджету и налогам, банкам и финансам, который непосредственно занимается всеми видами финансового контроля, основной является работа по формированию и контролю за исполнением федерального бюджета.

Счетная палата . Органы подобные счетной палате созданы во всех субъектах РФ. Основная задача направлена на проведения контрольно-аналитических мероприятий в отношении различных государственных расходов. Эти мероприятия могут быть:

    организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и субъектов федерации;

    оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета, обычно, когда он ещё находится в проекте;

    финансовая экспертиза законопроекта;

    анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовка предложений по их изменению;

    контроль за законностью и своевременностью движения денежных средств федерального бюджета в ЦентрБанк России и уполномоченные банки;

    регулярное представление Федеральному Собранию информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проведения контрольных мероприятий.

Счетная палата вправе выносить предписания в случае нарушений хозяйственной и иной деятельности проверяемого субъекта, они являются обязательными для исполнения и в случае неисполнения предписания, коллегия счетной палаты вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении исполнения финансовых операций субъекта-нарушителя. Это решение может быть обжаловано в суд.

Контрольное управление и ведомства . Ранее контрольное управление находилось в составе администрации Президента, с приходом В.В. Путина статус самого управления повысился, и оно стало называться президентским контрольным управлением, оно имеет свои представительства в федеральных округах. Президентский контроль сегодня олицетворяет государственный контроль, в рамках которого и осуществляется финансовый контроль. Функции этого управления:

    Анализ финансовой деятельности органов исполнительной власти, как федеральных, так и субъектов РФ.

    Рассмотрение жалоб и обращений граждан.

Контрольное управление президента не наделено полномочиями по применению санкций и обходится представлениями в компетентные органы государства для возбуждения соответствующих процедур (прокуратура и т.д.). Нормативный срок рассмотрения таких представлений - 10 дней.

Правительство РФ контролирует проведение единой финансовой политики государства, этот процесс реализуется через текущий контроль за федеральным бюджетом на различных стадиях. Одновременно Правительство контролирует подведомственные министерства и ведомства, а также направляет деятельность специализированных органов финансового контроля.

Министерство финансов осуществляет финансовый контроль за рациональным использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных средств. Для реализации контрольных полномочий Минфин может запрашивать от любых предприятий и организаций необходимую информацию. Минфин вправе давать обязательные для исполнения указания об устранении выявленных нарушений, ограничивать или приостанавливать государственное финансирование, взыскивать с предприятий, учреждений и организаций, полученные ими средства из федерального бюджета.

Департамент финансового контроля и аудита , имеет свои территориальные органы, называющиеся контрольно-ревизионными управлениями (КРУ). У этого департамента две основные функции: контроль за предприятиями, работающими с бюджетными средствами и регулирование аудиторской деятельности.

Федеральное казначейство существует на правах главного управления министерства финансов РФ. Функции федерального казначейства аналогичны функциям Минфина, только для работы с федеральным бюджетом.

Министерство РФ по налогам и сборам действует как орган финансового контроля, основной задачей которого является обеспечение единой системы соблюдения налогового законодательства РФ. Это министерство наделено достаточно широкими полномочиями, и отвечает в основном за доходную часть бюджета.

ЦентрБанк РФ как орган финансового контроля надзирает за финансовой деятельностью коммерческих банков. ЦентрБанк вправе применять к банкам нарушителям принудительные меры воздействия вплоть, до частичного (приостановление) или полного отзыва банковской лицензии.

Ведомственный финансовый контроль - контроль различных министерств и ведомств за деятельностью предприятий и организаций, входящих в систему данного министерства или ведомства. Обычно в их рамках созданы специальные контрольно-ревизионные органы. Основные задачи ведомственного финансового контроля: 1) выполнение плановых заданий; 2)экономное использование материальных и финансовых средств; 3)сохранность государственной собственности; 4)правильность постановки задач.

Внутрихозяйственный финансовый контроль - это финансовый контроль, осуществляемый внутри хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций). Его осуществляет руководство, специально созданные органы.

Аудиторские органы осуществляют финансовый контроль в соответствии с федеральным законом "Об аудиторской деятельности" от 7 августа 2001-го года. В этом законе урегулирован весь порядок контроля и даны основные термины. Под аудиторско-финансовым контролем понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Состав органов финансового контроля определяется структурой и составом финансового аппарата, который в свою очередь, определяется государственным устройством и функциями отдельных государственных органов. Основы государственного финансового контроля закреплены в Конституции государства, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

Как правило, функции государственного финансового контроля распределяются между высшими органами государственной власти одновременно с функциями управления финансовой и кредитно-денежной системой. Конкретное распределение зависит от особенностей политической системы государства. Важнейшее место в системе финансового контроля в России занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление. Министерство финансов осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов.

Государственный финансовый контроль осуществляют высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание и его две палаты - Государственная Дума и Совет Федерации. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Она обязана контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга России, деятельность Центрального банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством России, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям. Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации. Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых. Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства, созданного в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. КРУ и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными организациями.

Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; контролировать доходную и расходную часть федерального бюджета в процессе его исполнения; контролировать состояние государственных финансов в целом и представлять высшим органам законодательной и исполнительной власти отчеты о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы. Важная роль в проведении финансового контроля принадлежит Государственной налоговой службе и ее органам на местах. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы государственной налоговой службы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан. В случаях непредставления (или отказа предъявления) бухгалтерских отчётов, балансов, расчётов, деклараций и других, необходимых для проверки документов, государственные налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчётным и другим счетам в банках и иных финансово - кредитных учреждениях; могут изымать документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения.

Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в РФ была образована служба государственного надзора за страховой деятельностью. Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков.

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции; выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу; осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также другие операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности. Неотъемлемой частью финансового контроля в условиях углубления рыночных реформ является аудиторский контроль, основная цель которого - установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности предприятий и организаций, оценка надёжности информационных систем. Важное место в аудиторской работе принадлежит аналитической и экспертно-прогностической деятельности, которая позволяет заказчикам разработать эффективную стратегию и тактику своей деловой политики. Аудиторские службы могут осуществлять и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.