Что значит "законодательная власть". Законодательная власть российской федерации

ветвь государственного управления, наделенная исключительным правом законотворчества и ответственная за принятие законов в порядке, установленном конституцией.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Законодательная власть

1) один из основных видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии. Законодательная власть любого уровня функционирует в тесном единстве с другими видами государственной власти, обеспечивая реализацию принципа разделения властей. Родоначальником теории разделения властей является Д.Локк, который из теории общественного договора выводил происхождение отдельных видов власти, механизм их функционирования и все другие вопросы политико-государственного устройства общества;

2) система органов государства, имеющих право принимать законы. В соответствии с принципом разделения властей законодательная власть в рамках своих полномочий должна регулировать деятельность исполнительной и судебной властей в государстве. Законодательная власть может осуществляться не только законодательными органами (парламентами), но и непосредственно гражданами путем референдума. В некоторых случаях законодательные функции исполняются органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законотворчества. В ряде государства законодательная власть принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства, как составной части парламента. В абсолютных монархиях законодательная власть принадлежит главе государства.

Законодательная власть один из видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии.

Это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.

Законодательная власть одновременно является представительной. Она формируется на основе выборов депутатов всем населением страны. Представительство является обязательным в федеративных государствах, где парламент состоит двух палат, одна из которых образуется на основе прямых выборов, а другая- на основе территориального представительства.

Особенность законодательной власти в том, что её органы не находятся в состоянии иерархии и напрямую друг другу не подчиняются. Их подчиненность выражается только через законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим большую юридическую силу.

Парламент России- Федеральное Собрание- состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первая палата считается верхней, вторая- нижней, членов первой палаты называют сенаторами, членов второй - депутатами.

Законодательные (представительные) органы образуются и в субъектах РФ (областях, краях, республиках), которые носят разные названия: дума, законодательное собрание, верховные совет и другие.

Совет Федерации и Государственная Дума функционируют раздельно. Заседания являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, проводятся закрытые заседания.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатели и их заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком своих палат. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Парламент наделен следующими видами компетенции:

1) законодательная;

2) формирование государственных органов;

3) финансовая;

4) контрольная;

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Понятие и функции органов законодательной власти

Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания России, исключающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Исходя из численности субъектов РФ устанавливается состав Совета Федерации, то есть общее число его членов, которое служит основой для определения долей, необходимых для принятия решений Совета Федерации или групповых инициатив его членов.

Представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом государственной власти субъекта РФ.

Представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Решение законодательного органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием указанного органа.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ. Указ направляется в законодательный орган государственной власти субъекта РФ; он вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа государственной власти субъекта РФ 2/3 от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

К ведению Совета Федерации относятся:

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

2) Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения.

3) Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

4) Назначение выборов Президента РФ.

5) Отрешение Президента РФ от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты).

6) Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (назначения осуществляются по представлению Президента РФ).

7) Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (также осуществляется по представлению президента);

8) Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

1) Федерального бюджета.

2) Федеральных налогов и сборов.

3) Финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

4) Ратификации и денонсации международных договоров РФ.

5) Статуса и защиты государственной границы РФ.

6) Войны и мира.

Характер полномочий, закрепленных за Советом Федерации, вытекает из специфики заложенного в этом органе принципа представительства. Именно в лице Совета Федерации наиболее отчетливо проявляется влияние федеративного устройства России на организацию государственной власти и деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Равное представительство от субъектов РФ в данной палате парламента создает возможности максимального учета позиции всех субъектов РФ при принятии важнейших конституционно - правовых решений.

Государственная Дума- одна из двух палат Федерального собрания РФ. Она является основным законотворческим органом. Любой законопроект, независимо от субъекта законодательной инициативы, поступает вначале в Государственную Думу, где рассматривается, изменяется, отклоняется или принимается.

объединения, за чьи федеральные списки кандидатов подано не менее 5% голосов. Для признания выборов состоявшимися необходимо участие в голосовании не менее 25% избирателей данного избирательного округа.

К ведению Государственной Думы относят:

1) Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

2) Заслушивание ежегодных отчётов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой.

3) Решение вопроса о доверии Правительству РФ.

4) Назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России.

5) Назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов.

6) Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

7) Объявление амнистии.

8) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы Президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

Аппарат Государственной думы -- постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти -- исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.

Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений. В Госдуме 5-го созыва существует 32 комитета:

1) Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству;

2) Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

3) Комитет по труду и социальной политике;

4) Комитет по бюджету и налогам;

5) Комитет по финансовому рынку;

6) Комитет по экономической политике и предпринимательству;

7) Комитет по вопросам местного самоуправления.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины общего членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут созвать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной думы.

На распределение постов в федеральной исполнительной власти, в том числе и в Правительстве России, Государственная Дума не влияет. Но она вправе ставить вопрос о недоверии Правительству России в целом.

(законодательная, судебная, исполнительная) считается самым важным достижением человечества. Это было сделано для решения ряда актуальных проблем, среди которых:

Необходимость предотвращения установления диктатуры, тоталитаризма, авторитаризма и злоупотребления властью;

Необходимость чёткого определения сфер деятельности, основных функций, компетентности и ответственности каждого из государственных органов;

Основанная на разделении властей возможность диалектического объединения таких малосовместимых сфер жизни, как право и власть, свобода и закон, гражданское общество и государство.

Ещё Джон Локк (известный философ XVII века) писал в своём главном трактате о неприемлемости соединения в руках одного правительственного органа исполнительной и законодательной власти, иначе может возникнуть угроза деспотизма, а также произойти ликвидация человеческих прав и свобод. Локк преобразовал теорию разделения властей в некую универсальную доктрину и развил её основные положения: законодательная власть должна реализовываться через представительный орган (выборный), этот орган не должен осуществлять исполнение законов, в связи с этим должна быть создана регулярно действующая структура и т.д.

Сейчас законодательная власть - это одна из ветвей государственной власти, разрабатывающая и принимающая законы (нормативные акты), регулирующие общественную жизнь, а также контролирующие и принимающие бюджет страны.

Субъекты законодательной власти

В современном обществе законодательная власть представлена важнейшими субъектами - парламентами. Парламенты - это высшие законодательные и представительные органы государства. От качества их работы будет зависеть степень эффективности принимаемых в стране политических решений, законодательных актов, идей, взглядов, убеждений, норм, принципов и моделей поведения. Именно Парламент как законодательный орган создаёт объективные условия для осуществления важнейших государственных задач и для формирования человеческих ценностей и идеалов.

Функции законодательной власти

Законодательная власть наделяет представительный орган следующими функциями:

1. Законодательная. Выражается в исключительном праве Парламента издавать нормативные акты, наделённые высшей правовой силой. Другие представительные органы такого сделать не могут.

2. Контрольная. Прежде всего, контроль осуществляется за исполнительной властью при помощи разрешения на назначение руководящих лиц и написания членами правительства отчётов для депутатского корпуса.

3. Финансовая. Тесно примыкает к предыдущей функции и заключается в принятии бюджета и жёстком контроле над его исполнением.

В Конституции РФ эти функции закреплены по-разному, но это не значит, что одни из них основные, а другие - дополнительные. Только в своей совокупности они могут в полном объёме раскрыть содержание термина «законодательная власть».

Понятие и сущность законодательной власти

В системе разделения властей законодательная власть занимает особую нишу, поскольку именно эта ветвь власти устанавливает правила поведения, по которым и во исполнение которых работают другие ветви государственной власти, обеспечивается конституционная законность и устанавливается правопорядок. Считается, что законодательная власть – это первичная власть и одной из ее целей деятельности является формирование идеализированного правопорядка. Органы законодательной власти своей целью имеют реализацию правотворческой функции, путем принятия общеобязательныз правил поведения, ориентироваться на которые в своей деятельности должны все граждане, общественные объединения, а также все органы государтвенной власти. На первый взгляд, законодательная власть представляет собой реальное выражение воли социума. Однако далеко не всегда законодательные решения могут отвечать одновременно всем потребностям социума, который состоит из разных слоев и социальных групп, которые в свою очередь преследуют различные цели и ориентиры. В связи с этим можно говорить о том, что одной из основных целей законодательной власти при принятии решений является консолидация интересов различных представителей социума для того, чтобы найти компромиссное решение, правильно определяя приоритеты при его принятии.

Рисунок 1.

Признаки законодательной власти

  1. Системность
  2. Набор фукнций и полномочий, которые зависят от реализации принципов демократизма и разделения властей
  3. Коллегиальность
  4. Представительство интересов, выборность

Особенности законодательной власти

Принцип разделения властей наделил каждую ветвь власти своей ролью, и, соответственно, своими целями, задачами и функциями. Можно выделить несколько особенностей , присущих законодательной ветви власти:

  • законодательная власть призвана формулировать и претворять в жизнь правила поведения;
  • по отношению к исполнительной и судебной ветвям власти, законодательная власть выполняет роль ориентира для них, предоставляя возможность продуктивно и качественно функционировать и взаимодействовать друг с другом;
  • кроме ориентирующей функции, законодательная власть реализует еще и контрольную, которая нацелена на то, чтобы, используя парламентский контроль, оценивать и проверять качество и своевременность реализации законов.

Функции законодательной власти

1) законодательная функция. Сущность данной функции состоит в том, что законодательный орган имеет право издавать нормативные акты, которые наделены высшей юридической силой после конституций. Данное право имеет исключительный и вместе с тем универсальный характер. Законодательная функция рождает нормативный акт, который содержит в себе правило поведения, регулирующее ту или иную сферу общественных отношений в пределах полномочий государства или его субъекта.

2) представительская функция. Связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;

3) учредительная функция. Состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.;

4) функция контроля и ответственности. Парламентский контроль призван не дать исполнительной власти занять главенствующую позицию и не дать институтам демократии стать более авторитарными. Контрольная функция может рассматриваться в широком и узком смыслах.Чаще всего данный вид контроля предполагает проверку деятельности государственных органов и возможность применения санкций. В более широком понимании в парламентский контроль входит право законодательного органа участвовать в формировании различных высших органов власти, что перекликается с учредительной функцией законодательной власти.

Замечание 1

Контрольная функция проявляется в разных формах, например контроль парламентских органов, и контроль должностных лиц, не входящих в структуру парламента.

Структура федеральных органов законодательной власти в Российской Федерации

    Федеральное собрание.

    Государственная Дума. Вторая (нижняя) палата Федерального Собрания Российской Федерации. Она состоит из 450 депутатов. Полномочия Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации Государственная Дума также может назначать и освобождать от должности ряд других высших чиновников в государстве (Центральный банк России, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека). Дума вправе выдвигать обвинения против Президента (импичмент) и объявлять амнистию. Основная задача Государственной Думы – принятие федеральных законов большинством голосов от общего числа депутатов. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Председатель Правительства ежегодно отчитывается перед Госдумой о своей деятельности и отвечает на ее запросы, при этом, в случае неудовлетворительной работы, она может выдвинуть ему вотум недоверия.

    Совет Федерации. Верхняя палата Федерального Собрания. Каждый субъект федерации отправляет туда двух своих представителей. Один – от исполнительного органа власти (правительства области или республики), а другой от местного представительного органа власти (например, от областной Думы). СФ утверждает указы Президента о военном и чрезвычайном положении, назначает выборы Президента Российской Федерации, участвует в изменении основного закона страны – Конституции, процедуре импичмента Президента, утверждает Председателя Счетной палаты. По представлению Президента Совет Федерации назначает судей высших судебных органов власти, утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации.

Законодательная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделенных специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты – законы.

Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием – парламентом России, а на уровне субъектов Федерации – местными парламентами (законодательными собраниями).

Правовой статус и основы организации Федерального Собрания регламентируются в Конституции Российской Федерации в разделе «Федеральное Собрание». Федеральное Собрание - парламент представляет собой на федеральном уровне законодательную ветвь власти. Парламент является носителем суверенитета, единственным источником власти в нашей стране и выступает в качестве выразителя воли многонационального российского народа. Федеральное Собрание - самостоятельный орган законодательной власти, юридически не подчиненный никакому государственному органу, в том числе Президенту и Правительству. Парламент России занимает влиятельное положение в системе государственных органов и осуществляет законодательную деятельность в масштабе всей страны. Характеризуя Федеральное Собрание как представительный орган, можно отметить, что оно действительно представляет народ Российской Федерации - в нем представлены влиятельные политические силы общества, разные политические программы. Парламент России единственный орган федеральной законодательной власти. Издаваемые им акты - федеральные законы - не могут быть изменены или отменены никаким другим государственным органом. Законодательный орган - парламент России - вместе с тем, не обладает всеобъемлющей компетенцией он не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы полномочий Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти.

Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют «верхней»), но Конституция Российской Федерации этот термин не использует и Государственной Думы (ее иногда именуют «нижней» палатой). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает следующими основными чертами:

1. самостоятельность палат - каждая палата имеет свои полномочия, их функции четко разграничены отсутствует подчиненность;

2. неодинаковая компетенция - к их ведению относятся, в

основном, разные вопросы;

3. различный порядок формирования палат.

Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, которая выражает интересы субъектов Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения в целом. Обе палаты Федерального Собрания организуют свою работу самостоятельно и заседают, в основном, отдельно. Состав палат определяется Основным законом страны. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации - по два от каждого из субъектов; один от представительного и один от исполнительного органов государственной власти. С учетом количества субъектов Федерации - 89 состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Количество депутатов Государственной Думы установлено в 450 человек.


Депутатом Государственной Думы может быть избран только российский гражданин. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами Госдумы. Второе требование - достижение установленного возраста. Возрастной ценз для депутатов Думы составляет 21 год, что объясняется необходимостью наличия жизненного опыта для принятия сложных государственных решений. Конституция Российской Федерации запрещает одновременно нахождение лица в составе обеих палат Федерального Собрания (это вполне понятно, так как обе палаты работают раздельно). В Конституции России определены вопросы исключительного ведения Совета Федерации, то есть те полномочия, которые он осуществляет самостоятельно, его решения не зависят от воли других государственных органов.

К компетенции Совета Федерации отнесено утверждение изменения границ между субъектами Федерации, причем решение по данному вопросу палата вправе принимать только при наличии взаимного согласия самих субъектов об изменении их границ. В исключительном ведении Совета Федерации находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории. Данный вопрос может возникнуть в связи с отражением агрессии против России, а также при выполнении миротворческих задач. Совет Федерации принимает также постановление о назначении выборов Президента в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Главы государства (очередные выборы) или когда должность Президента освободилась досрочно (внеочередные выборы). К исключительному ведению Совета Федерации отнесено принятие решений по формированию состава таких федеральных органов, как Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации. По вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации, данная палата выносит постановления, которые принимаются абсолютным большинством голосов состава Совета.

К ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы;

Она дает согласие Президенту на назначение Председателя

Правительства - кандидатуру на эту должность в Думе представляет сам Президент, либо его полномочный представитель;

Решает вопрос о доверии Правительству, которое несет юридическую ответственность перед парламентом. Вопрос о доверии Правительству может решаться Думой по собственной инициативе, либо по просьбе Председателя Правительства;

Назначает на должность и освобождает от должности ключевые фигуры в нашем государстве - Председателя Центрального банка, который назначается Думой сроком на четыре года, инициатива в подборе данной кандидатуры принадлежит Президенту. Таким образом, полномочия Государственной Думы по

назначению Председателя Центробанка состоят в принятии или

нет предложений Президента по этому вопросу;

Назначает Уполномоченного по правам человека (деятельность которого состоит в своевременной защите личности от злоупотреблений государственных органов и должностных лиц);

Объявляет амнистию - это исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы. Субъекты Федерации данный вопрос решать не могут. Амнистия - это пол­ное или частичное освобождение от наказания лиц, которые совершили преступление, либо замена наказания на более легкое;

Выдвигает обвинение против Президента для отрешения его

от должности. Только Государственная Дума может выступать инициатором процедуры импичмента. По вопросам, отнесенным к

ее ведению Государственная Дума принимает постановления.