Что относят к мелкому хулиганству? Теория всего Ст 20 1 коап рф новый

Мелкое хулиганство – одно из наиболее распространенных правонарушений. Совершение данного правонарушения свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

Основным непосредственным объектом данного административного правонарушения является общественный порядок. Дополнительный объект – общественная нравственность, отношения собственности (в случае уничтожения или повреждения чужого имущества).

С объективной стороны мелкое хулиганство характеризуется действиями, демонстративно нарушающими общественный порядок и спокойствие граждан.

Такими действиями, совершенными из хулиганских побуждений, могут быть:

Нецензурная брань в общественных местах;

Оскорбительное приставание к гражданам;

Уничтожение или повреждение чужого имущества.

Характер указанных действий очевиден. Каждое из них может рассматриваться в качестве мелкого хулиганства, если оно нарушает общественный порядок и выражает явное неуважение к обществу.

Одним из наиболее распространенных проявлений мелкого хулиганства является оскорбительное приставание к гражданам. Термин «приставание» подразумевает навязчивое поведение, попытки навязать свое общество кому-то без встречного на то желания, стремление стеснить волю других, развязанное поведение и т.д.

Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-досуговых организациях; в любом месте нахождения людей – в школе, на улице, в лесу и т.д.

Под уничтожением имущества понимают внешнее воздействие на предметы материального мира, в результате которого они прекращают свое физическое существование или приводятся в полную непригодность для использования по целевому назначению.

При этом имущество не может быть восстановлено путем ремонта или реставрации и полностью выводится из хозяйственного оборота.



Под повреждением понимается такое изменение свойств имущества, при котором существенно ухудшается его состояние, утрачивается значительная часть полезных свойств и оно становится частично или полностью непригодным для хозяйственного или иного целевого использования. В отличие от уничтожения повреждение может быть устранено путем ремонта и т.п.

Следует отграничивать состав мелкого хулиганства, выразившегося в уничтожении или повреждении чужого имущества, от смежных составов (статья 7.17 КоАП РФ) и от уголовно наказуемого уничтожения или повреждения чужого имущества из хулиганских побуждений (часть 2 статьи 167 УК РФ), а так же от вандализма (статья 214 УК РФ).

Для анализа состава мелкого хулиганства особенно важен вопрос о насилии (физическом и психическом). Мало кто возразит, что для мелкого хулиганства более характерно психическое насилие из хулиганских побуждений.

Следует подчеркнуть, что насилие, связанное с мелким хулиганством, должно иметь исключительно характер притеснения, но никак не физического воздействия. Мелкое хулиганство и физическое насилие несовместимы.

В случае причинения потерпевшему физической боли либо вреда здоровью либо угрозы такого насилия наступает уголовная ответственность.

Мелкое хулиганство характеризуется меньшей степенью нарушения общественного порядка. А грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, образует состав преступлений.

Квалифицируя оскорбительное приставание, характеризующее объективную сторону мелкого хулиганства, следует отличать его от оскорбления (статья 5.61 КоАП РФ). Последнее направлено на умышленное унижение чести и достоинства личности, выражаемое в неприличной форме, то есть оно обусловлено личными, неприязненными отношениями (признаки оскорбления налицо только в тех случаях, когда они направлены против определенного человека, который назван по фамилии или имени, и нет сомнения, что речь идет именно о нем), тогда как в качестве мелкого хулиганства всегда квалифицируются действия, направленные против общественного порядка.

Оскорбительное приставание к гражданам следует отличать от более мирного назойливого приставания в целях гадания, попрошайничества, проституции либо религиозной агитации (ответственность за данные действия предусмотрена ст.51 Кодекса Омской области об административных правонарушениях).

Объективная сторона ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ связана с неповиновением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка, или лицу, пресекающему хулиганские действия, указанные в ч.1.

К представителям власти , исполняющим обязанности по охране общественного порядка, относятся лица рядового и начальствующего состава полиции, состоящие на службе в штатах органов МВД России.

Иные лица – граждане, члены добровольных общественных формирований, военнослужащие – лица рядового, сержантского и офицерского состава внутренних войск, армии и флота, исполняющие обязанности по охране общественного порядка.

Лица, пресекающие нарушение общественного порядка, вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности по охране общественного порядка или нет.

Исполняя обязанности по охране общественного порядка, они вправе давать гражданам и соответствующим должностным лицам обязательные распоряжения и предъявлять необходимые для поддержания правопорядка требования.

В случае отказа от обязательного исполнения настойчивых, неоднократно повторенных распоряжений или требований сотрудника полиции, дружинника или военнослужащего либо неповиновения, выраженного в дерзкой форме, свидетельствующей о проявлении явного пренебрежения к органам и лицам, охраняющим общественный порядок, действия виновного образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ.

Виновные привлекаются к ответственности по ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ, если распоряжения или требования сотрудника полиции, дружинника или военнослужащего были законными , то есть основанными на предписаниях закона, и отданы или предъявлены при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка.

О нахождении сотрудника полиции или дружинника, а также военнослужащего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка должны свидетельствовать установленная форма одежды, нагрудный знак, нарукавная повязка дружинника или иная атрибутика, предъявление соответствующего удостоверения. В том случае если нарушение общественного порядка пресекает гражданин, его требование должно быть четко выраженным, свидетельствующем о том, что гражданин требует прекращения конкретного противоправного поведения.

Правонарушение признается оконченным с момента оказания виновным неповиновения независимо от того, удалось ли ему этим воспрепятствовать сотруднику полиции, дружиннику или военнослужащему выполнить обязанности по охране общественного порядка или нет.

Следует различать неповиновение и сопротивление. Сопротивление в отличие от неповиновения всегда выражается в активном физическом противодействии осуществлению сотрудником полиции или военнослужащим полномочий, которыми они наделены в связи с исполнением обязанностей по охране общественного порядка. В этом случае возможно наступление уголовной ответственности, в частности по ст. 318 УК РФ.

При наличии хулиганства, сопряженного с неповиновением, дополнительной квалификации по ст. 19.3КоАП РФ не требуется.

Субъектом мелкого хулиганства может быть физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения данного правонарушения 16-летнего возраста.

С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умышленной формой вины.

Элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив: удовлетворение индивидуалистических потребностей самоутверждения путем игнорирования достоинства других людей (хулиганский).

Дела о мелком хулиганстве рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3 КоАП РФ), а в случае передачи дела на рассмотрение судье в связи с возможностью применения административного ареста – судьи (ч. ч. 2и3 ст. 23.1КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п.1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

По ст. 20.1 ч. 2 КоАП РФ

По делу № 12-209/12

Принято Пролетарским районным судом г. Твери (Тверская область)

  1. Судья Пролетарского районного суда г. Твери Беляева С.В., рассмотрев жалобу Куликовой С.В. на Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района г. Твери Вуйминой О.В. от 15.10.2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, в отношении Куликовой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, не работающей, проживающей по адресу: <адрес>,
  2. Установил:

  3. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района г. Твери Вуйминой О.В. от 15.10.2012 года Куликова С.В. привлечена к административной ответственности по КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного ареста сроком на 10 суток.
  4. Согласно постановлению, Куликова С.В. ДД.ММ.ГГГГ в 08:50 находясь в общественном месте у <адрес> в состоянии алкогольного опьянения, выражалась нецензурной бранью в присутствии граждан, на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия, Куликова С.В. не реагировала и продолжала нарушать общественный порядок.
  5. Лицо, привлеченное к административной ответственности, Куликова С.В. обратилась в суд с жалобой на указанное Постановление. В частности, указывает, что в совершении административного правонарушения ее оговорили. В ходе судебного заседания ее вина не установлена. Она не была обеспечена услугами защитника. Полагает, что по данному делу был нарушен принцип презумпции невиновности. В связи с изложенными обстоятельствами, полагала Постановление мирового судьи подлежащим отмене.
  6. Лицо, привлеченное к административной ответственности, Куликова С.В., надлежаще извещенная о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, что не препятствует рассмотрению дела.
  7. Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Брызгалов Е.К., надлежаще извещенный о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что не является препятствием рассмотрению жалобы.
  8. Исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.
  9. В соответствии со КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разРешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.
  10. В соответствии с положениями КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
  11. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
  12. В соответствии со КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
  13. На основании КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении должно содержать обстоятельства, установленные судом, мотивированное Решение по делу.
  14. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
  15. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, квалифицируются по части 2 стать 20.1 .
  16. Указанные требования закона при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судом не приняты во внимание.
  17. Согласно протоколу об административном правонарушении, Куликовой С.В. инкриминировано нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам.
  18. Постановлением мирового судьи из обвинения лица, привлеченного к административной ответственности, фактически исключено указание на оскорбительное приставание к гражданам. При этом, изменив предъявленное обвинение, мировой судья свои выводы не мотивировал.
  19. В качестве доказательств виновности лица, привлеченного к административной ответственности, мировой судья указал рапорта сотрудников полиции. Вместе с тем, как следует из материалов дела, в ходе судебного заседания мировым судьей был исследован лишь один рапорт, при этом материалы дела содержат три рапорта сотрудников полиции. В частности, согласно рапортам командира взвода ФИО Куликова С.В. ДД.ММ.ГГГГ, находясь в состоянии алкогольного опьянения, выражалась грубой нецензурной бранью в присутствии посторонних граждан и сотрудников полиции. На неоднократные требования прекратить свои хулиганские действия не реагировала и продолжала ругаться матом в присутствии сотрудников полиции и в их адрес (л.д. № Согласно рапорту сотрудника полиции ФИО1, Куликова громко выражалась грубой нецензурной бранью в адрес сотрудников полиции, на их неоднократные требования прекратить свои противоправные действия не реагировала и продолжала ругаться матом в их адрес (л.д. №). При этом, в данном процессуальном документе о присутствии в момент совершения противоправного деяния Куликовой С.В. посторонних граждан не указывается. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что не все доказательства, представленные мировому судье, были исследованы в судебном заседании, получили оценку в вынесенном постановлении.
  20. Кроме того, как следует из материалов дела, при составлении протокола об административном правонарушении Куликова С.В. не признала себя виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ (л.д. №). При этом, доводы лица, привлеченного к административной ответственности, в вынесенном постановлении не нашли своего отражения. Более того, в качестве доказательства виновности Куликовой С.В. мировой судья указал на ее объяснения. Между тем, как следует из представленных материалов, Куликова С.В. от дачи объяснений отказалась (л.д.№).
  21. Учитывая изложенное, обжалуемое судебное Постановление подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный

Хулиганство (нарушение общественного порядка) всегда расценивалось как чрезвычайно опасное деяние, в результате которого могут пострадать совершенно случайные люди. В статье рассказывается о признаках хулиганства, возможном наказании и последних изменениях в законодательстве.

Административное хулиганство

Если точнее, в соответствии с КОАП РФ, такое хулиганство называется мелким – действительно, по сравнению с уголовным деянием административное правонарушение довольно незначительно и по содержанию, и по наказанию. Статья 20.1 КОАП РФ предусматривает ответственность за нарушение общественного порядка, которое может быть выражено в следующем:

  • нецензурная брань в общественном месте . В основном, за это привлекаются люди, которые крепко выпили, в громком разговоре используют грубые слова, обзывания, сравнения и т.д. Те, кто спокойно разговаривают между собой (пусть даже и с употреблением «красного словца»), к ответственности не привлекаются, поскольку общественный порядок ими не нарушен;
  • оскорбительное приставание к гражданам . Довольно часто как хулиганские расцениваются действия тех, кто просит прохожих дать денег, закурить, проводить и т.д.;
  • уничтожение (повреждение) имущества является одним из способов проявления неуважения к обществу (повреждение зеркала автомобиля, посуды в кафе и т.д.). Если действия говорят о целенаправленном умысле причинить кому-то ущерб, применяется отдельная статья о порче имущества.

Все перечисленные действия могут быть выполнены как одновременно, так и по отдельности, но обязательно в общественном месте.

По смыслу закона, это то место, в котором находятся или вправе находиться люди, оно не является объектом чьей-то личной собственности. Общественными местами считаются парки, улицы, магазины, театры, парковки, площадки, учреждения и т.д. Даже лестничные площадки подъезда могут быть общественным местом. Понятие общественного места одинаково соотносимо и к административному, и к уголовному праву.

Пример №1 . Стоя в очереди в банке, Некрасов П.А. заметил, что мужчина подошел к оператору, минуя всех стоящих перед ним людей, несмотря на строгую очередность по электронным талонам. Некрасов А.П. сначала спокойно, а потом и повышая тон, возмутился. Мужчина объяснил, что 10 минут назад он уже был у этого оператора и только лишь хочет уточнить номер договора, по которому была консультация. Некрасов А.П. выразился в адрес оператора, руководителя банка, мужчины, который обращался повторно за консультацией, грубой нецензурной бранью и покинул отделение. Впоследствии он был привлечен к ответственности по ст. 20.1 КОАП РФ.

В этом примере видно, что место, где произошел инцидент является общественным (банк), при этом виновный выполнил одно из действий, подпадающих под признаки мелкого хулиганства (оскорбление грубой нецензурной бранью).

Пример №2 , где состав административного правонарушение не был подтвержден. Соседи по дачным участкам в ходе конфликта повредили друг другу имущество. Соловьева Н.Р. сломала часть забора соседке Никитиной К.Е., а та, в свою очередь, вырвала цветы с клумбы на участке Соловьевой Н.Р. Здесь может быть административное правонарушение или преступление, связанные с повреждением чужого имущества, но не хулиганство. Во-первых, общественными местами частные домовладения и прилегающие к ним участки не являются, а во-вторых, умысел обеих женщин не был направлен на нарушение общественного порядка.

Личные конфликтные взаимоотношения всегда исключают хулиганские действия. Поэтому инциденты между мужем и женой, другими членами семьи, лицами, которые испытывают друг к другу стойкие неприязненные отношения, никогда не могут быть признаны правонарушением по ст. 20.1 КОАП РФ.

Наказание нарушителям спокойствия назначается постановлением суда и может быть таким:

В случае, если мелкое хулиганство связано с неповиновением сотрудникам полиции, содеянное подпадает под признаки части 2 ст. 20.1 КОАП РФ и влечет арест на тот же срок или штраф до 2500 рублей .

Хулиганство в уголовном праве

Хулиганство в уголовно-правовом смысле всегда выражает более грубое, нежели в административном праве, неуважение к обществу. Это может проявляться в равнодушном отношении к людям, их спокойной жизни и привычному ритму, работе, при этом демонстрация пренебрежения правами других проявлена более активна, может создавать опасность для окружающих. Другими словами, действия, подпадающие под признаки ст. 213 УК РФ, должны быть «из ряда вон выходящими», не характерными для цивилизованного общества, иногда довольно агрессивными.

При этом от хулиганства следует отличать очень похожее преступление – вандализм. Вандалы привлекаются к уголовной ответственности намного реже, чем хулиганы, но все же такие дела в судах периодически рассматриваются, виновным назначают ограничение или лишение свободы на срок до трех лет. Вандализм означает осквернение памятников, зданий, общественного транспорта или муниципального имущества. Здесь главным признаком является порча имущества в общественном месте (этого критерия нет в ст. 213 УК РФ), и такое действие может выполнено не на виду у прохожих, а в тайне.

Пример №3 . Группа подростков, используя баллоны с краской, написали на стене здания исторического здания граффити. Муниципалитету был причинен ущерб на довольно значительную сумму – 120000 рублей. Поскольку краску без применения специальных растворителей устранить не удалось, в результате было повреждено покрытие стен здания, частично началось обрушение, возникла необходимость в реставрационных работах. Подростки понесли наказание за вандализм, поскольку их умысел был направлен на порчу муниципального имущества, что было осуществлено ими ночью, тайно, и только благодаря камерам наблюдения удалось вычислить нарушителей по составленному фото.

Подробнее о вандализме читайте в нашей отдельной статье.

Особенности хулиганства по УК

До 2003 года обязательными признаками хулиганства (ст. 213 УК РФ) были применение насилия к другим людям или порча чужого имущества. С 8 декабря 2003 года и по сегодняшний день действует другая редакция, где нет этих признаков (любые телесные повреждения и ущерб имуществу квалифицируются отдельными статьями УК РФ), но есть другие:

Применение оружия

Виновным лицом может быть использовано оружие любого вида (огнестрельное, травматическое и т.д.), а также предметы в качестве оружия. Если на оружие нет разрешения, дополнительно действия виновного человека могут быть квалифицированы как незаконное приобретение, хранение, ношение и т.д. В качестве предметов могут быть использованы ножи (не относящиеся к холодному оружию), палки, биты, камни, подручные инструменты – словом, все, чем можно причинить телесные повреждения.

По законодательству применить оружие означает действия, явно свидетельствующие о намерении его использовать именно в отношении людей. Таким образом, просто нахождение в руках какого-то предмета (без демонстрации, направления в сторону потерпевшего), которым теоретически можно нанести удар или повредить чужое имущество, не может быть признано применением, что исключает ответственность по УК РФ, но влечет административное наказание за мелкое хулиганство.

Пример №4 . Периков А.В., будучи в состоянии сильного алкогольного опьянения по случаю потери работы, был зол на Правительство, Президента и вообще на власть в целом. Он пришел к зданию администрации района, взял на ближайшей стройке несколько булыжников и все их бросил в окна здания, при этом выражаясь грубой нецензурной бранью. Периков прекрасно видел, что у одного из окна находится охранник, но все равно бросил камень в него, впоследствии был привлечен к уголовной ответственности за хулиганство, поскольку во время нарушения общественного порядка применил предметы в качестве оружия (булыжники).

В приведенном примере охраннику были причинены легкие телесные повреждения, а имуществу администрации – ущерб на сумму 14000 рублей, что являлось основанием для дополнительной квалификации по ст. 115 УК РФ, 167 УК РФ. Периков понес наказание сразу по трем преступлениям.

Предметы, которые могут быть использованы хулиганом и повлечь ответственность по уголовному законодательству, могут быть абсолютно любыми. Верховный Суд РФ приводит в своих разъяснениях пример, когда виновным лицом нарушается общественный порядок с одновременным использованием животного (собаки), в целях устрашения, создания опасности для людей. Мужчина натравливал свою собаку на прохожих в людном месте. В таких случаях это также будет считаться применением предметов с квалификацией по ст. 213 УК РФ.

Национальный мотив

когда преступные действия выполняются из-за расовой ненависти, неприятия религиозных убеждений и т.д.

В городах, которые можно назвать многонациональными, проявление ненависти к представителям определенной социальной группы не является редкостью. Так, в одной из областей России несколько молодых людей, подверженным радикальным националистическим взглядам (нетерпимость к татарам), специально провоцировали драки с выходцами из Республики Татарстан, подходя к ним на улице и начиная их толкать в спины. Поскольку подобных эпизодов было несколько, следствию удалось доказать наличие именно национального мотива в действиях виновных лиц, которые впоследствии были осуждены по ст. 213 УК РФ.

Перечисленные квалифицирующие признаки могут быть как в отдельности, так и все вместе одновременно.

Наказание за уголовное хулиганство

Виновному лицу может быть назначено:

1. Штраф от 300000 до 500000 рублей; обязательные работы (до 480 часов), исправительные работы (до 2 лет); лишение свободы (до 5 лет).

Исходя из судебной практики, в отношении лиц, привлекающихся по ч. 1 ст. 213 УК РФ впервые, редко назначают лишением свободы. В подавляющем большинстве таких хулиганов ждет наказание в виде исправительных работ или условное лишение свободы.

2. Штраф от 500000 до одного миллиона рублей; лишение свободы до 7 лет.

Такая мера ответственности применяется к тем, кто совершил хулиганские действия в группе, предварительно договорившись с подельниками . Такое же наказание ждет тех, кто оказал сопротивление людям, пытавшимся пресечь нарушение общественного порядка (ими могут быть как полицейские, так и обычные прохожие).

Необходимо отметить, что совершение преступления именно с такими дополнительными признаками часто сопровождается и другими деяниями. Групповые действия практически всегда связаны с причинением телесных повреждений вплоть до тяжких, порчей имущества, нанесением ущерба абсолютно посторонним людям. Поэтому в таких ситуациях осужденным чаще назначают отбывание наказания в местах лишения свободы, штраф применяется судьями довольно редко.

3. Отдельное наказание только в виде лишения свободы (безальтернативно) до 8 лет лишения свободы грозит в случае использования взрывчатки .

Изменения в законе

С апреля 2017 года в уголовное законодательство был введен абсолютно новый вид хулиганства, позволивший полиции признавать составом преступления, а не административным правонарушением (как это было раньше) действия дебоширов на борту самолетов, в поездах и т.д.

Поводом для введения новой нормы закона явились участившиеся случаи неадекватного поведения пассажиров, которые наводили панику среди других людей, оказавшихся вместе в одном автобусе, самолете, электричке. Особенно шокирующие ситуации давно выложены в интернет и общедоступны для просмотра.

Законодатели сочли, что снятие с борта хулигана недостаточно, ведь есть случаи повторного неподобающего поведения на транспорте со стороны ранее привлеченных за подобные действия.

Для уголовной ответственности неважен вид транспорта, на котором происходят события – это может быть и воздушный, и подземный (метро), и водный (катера, речные «трамвайчики»), наземный (автобусы). Для состава преступления необходимо, чтобы транспорт, на котором произошло хулиганство, относился к разряду общественного. То есть, доступ на борт для других граждан, купивших билет или получивших приглашение, должен быть открыт.

Учитывая, что изменения в статью 213 УК РФ вступили в силу только весной 2017 года, судебной практике пока не известны приговоры, которыми были бы осуждены лица, нарушающие общественный порядок в путешествиях.

Хулиганство по телефону

В прессе нет сведений о законодательной инициативе по введению отдельной ответственности за телефонное хулиганство. Думаем, в будущем вполне возможно появление такой нормы, скорее всего, в административном законодательстве.

Каждый из нас может столкнуться с надоедливыми звонками от известных или неизвестных лиц, разыгрывающих абонента ради шутки. Звонившие не могут не понимать, что такими действиями они нарушают покой граждан и право на отдых, тратят их время и, что там говорить, нервы. Но в настоящее время ответственность за хулиганство по телефону законодательством не предусмотрена .

Формально можно констатировать признаки мелкого хулиганства (например, грубая нецензурная брань, неуважение к обществу, оскорбительное приставание), но нет основного критерия – нарушение общественного порядка. Подведение под этот термин общение на расстояние с помощью средств связи не будет верным и законным.

И все же, определенная ответственность за некоторые телефонные действия, являющиеся по своей сути хулиганскими, но не подпадающими под ст. 20.1 КОАП РФ или ст. 213 УК РФ, может наступить за:

  • заведомо ложное сообщение о преступлении (такое заявление вполне может быть сделано по телефону в дежурную часть отдела)- ст. 306 УК РФ;
  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма (свыше 100 ложных вызовов о заложенных бомбах в учреждениях фиксируется ежегодно только в Московской области) – ст. 207 УК РФ;
  • оскорбление (если по телефону или смс вас оскорбляют, то есть называют словами, унижающими честь и достоинство) – ст. 5.61 КОАП РФ, с заявлением о возбуждении административного производства следует обратиться в прокуратуру.

Подведем итог

  1. Хулиганство может быть как административным (мелким), так и уголовным. Для административной ответственности достаточно в общественном месте оскорбить окружающих или повредить имущество; для уголовной – применить оружие (предметы), действовать по национальному мотиву или учинить хаос во время поездки.
  2. Такие действия всегда нарушают общественный порядок и всегда совершаются только в общественном месте, признаками которого являются:
    • доступность для граждан;
    • отсутствие отгороженности, статуса личной собственности;
    • к общественным могут относиться не только участки местности, но и здания (где могут свободно находиться люди), транспорт (например, маршрутное такси), сооружения.
  3. Не относятся к хулиганским действиям конфликты, возникающие из-за неприязненных личных отношений (например, между соседями, родственниками): считается, что в таких ситуациях у виновного нет умысла нарушить спокойствие других граждан.
  4. Наиболее строгим наказанием за совершение мелкого хулиганства является административный арест на 15 суток; по уголовному делу - 8 лет лишения свободы.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 20.1, является общественный порядок.

Общий объект – совокупность всех общественных отношений, регулируемых нормами административного права.

Родовой объект общественные отношения в сфере общественного порядка и общественной безопасности.

Видовой объект - в КоАП РФ видовой объект не выделяется.

Непосредственный объект – отношения в сфере общественного порядка.

Предмет – может отсутствовать, может быть в виде чужого имущества.

Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный совершает мелкое хулиганство. В ст. 20.1дается легальное определение мелкого хулиганства. Оно существенно отличается от состава уголовного преступления, предусмотренного в ст. 213УК, которая устанавливает, что хулиганство есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия. Строже наказывается то же деяние, если оно:

а) совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу (например, военнослужащему, судебному приставу и др.), исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка. В отличие от этого в ч. 2 ст. 20.1 предусмотрена более строгая административная ответственность за неповиновение представителям власти. Отличия между ст. 213 УК и ст. 20.1 можно показать в виде таблицы.



Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП) Хулиганство (ст. 213 УК)
1. Обычно выражается в нецензурной брани, сквернословии в общественном месте. 1. Характеризуется и другими проявлениями явного неуважения к обществу, попранию общественного порядка.
2. Виновный пристает к гражданам, но насилия при этом нет. 2. Виновный угрожает гражданам и должностным лицам насилием либо фактически его применяет.
3. Виновный демонстрирует неуважение к обществу. 3. Неуважение к обществу сопровождается реальными действиями по применению оружия и т.п.
4. Виновный нарушает спокойствие граждан именно сквернословием, бранью, приставанием к гражданам, допуская иногда неповиновение представителям власти... 4. Виновный при этом оказывает также сопротивление представителям власти, которые пресекают нарушение общественного порядка.
5. Не играет роли, что хулиганство совершается несколькими лицами. 5. Если хулиганство совершено группой лиц, оно более опасно и карается строже.
6. Налицо также уничтожение чужого имущества. 6. Может и не сопровождаться уничтожением чужого имущества.
7. Не сопровождается применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия. 7. Совершается с применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия.

Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается исключительно в форме действий.

Состав административного правонарушения – смешанный.

В случае нецензурной брани и оскорбительного приставания к гражданам – формальный, в случае уничтожения или повреждения чужого имущества – материальный.

Следовательно при квалификации мелкого хулиганства как повреждения или уничтожения чужого имущества обязательными или необходимыми признаками объективной стороны этого состава административного правонарушения будут являться вредные последствия (в виде повреждения или уничтожения собственности) и причинно-следственная связь между деянием и наступившими вредными последствиями.

Субъект данного административного правонарушения общий (физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста привлечения к административной ответственности, т.е. 16 лет).

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом (см. коммент.к ст. 2.2).

Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.1, показывает, что:

1) виновному назначается или административный штраф, или административный арест;

2) административный штраф может быть назначен и судьей, и органом внутренних дел (см. коммент. к ст. 23.1, 23.3);

3) административный арест - только судьей. Причем судья рассматривает дело данной категории лишь в том случае, если орган внутренних дел сочтет нужным передать его судье (см. ч. 2 ст. 23.1).

Квалификация нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, а также установленного порядка их организации и проведения (ст. 20.2. КоАП РФ).

Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4настоящей статьи, -

2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -

3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2настоящей статьи, повлекшие создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), -

4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6настоящей статьи, -

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, -

Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 20.2, является общественный порядок и общественная безопасность. При этом виновный нарушает правовые акты, посвященные порядку проведения митингов, собраний и т.д. (например, нормы главы 2 Закона о митингах о порядке уведомления органов исполнительной власти о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных общественных местах). См. об этом также коммент. к ст. 5.38.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 20.2 , состоит в том, что виновный нарушает установленный порядок организации (т.е. проведения, подготовки, оповещения о дате, о времени начала и окончания, о маршруте движения и т.п. мероприятий организационного характера) собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Формы нарушения могут быть разнообразными: это и неуведомление госорганов о предстоящем митинге, и несвоевременное уведомление, и несообщение о цели собрания, о дате пикетирования и т.д. Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения. Оно совершается как в форме действий (например, сообщения госоргану недостоверных сведений о характере демонстрации), так и путем бездействия (например, несообщение о собрании, которое будет проведено).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 20.2 , состоит в организации либо проведении публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 3 ст. 20.2 , состоит в действиях (бездействиеях), предусмотренных частями 1 и 2настоящей статьи, повлекших создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения),

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 4 ст. 20.2., состоит в действиях (бездействиеях), предусмотренных частями 1 и 2настоящей статьи, повлекшими причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 5 ст. 20.2., состоит в нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 6 ст. 20.2., состоит в действиях (бездействихя), предусмотренных частью 5 настоящей статьи, повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 7 ст. 20.2 , состоит в том, что виновный организует (т.е. проводит всю работу по подготовке митинга, шествия и т.п.) и проводит несанкционированное (т.е. без разрешения, полученного своевременно и в установленном порядке от полномочного госоргана) собрание, демонстрацию и т.п. в непосредственной близости (у запретной зоны, у ворот зоны отчуждения и т.п.) от территории ядерной установки (например, АЭС), радиационного источника (например, месторождения природного урана), пункта хранения ядерных материалов (например, завода по переработке отработанного ядерного топлива) либо принимает активное участие - выступает на митинге, скандирует лозунги, раздает листовки участникам демонстрации и т.п. - в упомянутых акциях.

Объективная сторона данного административного правонарушения налицо в том случае, когда подобные действия осложнили (создали дополнительные нагрузки на персонал, препятствия к выполнению их функций и т.п.) выполнение персоналом указанных объектов их служебных обязанностей, создали угрозу безопасности населения и окружающей среде (например, из-за того, что может иметь место выброс радиации в атмосферу, заражение территории отходами ядерного топлива).

В целом состав административного правонарушения смешанный .

При этом налицо материальный состав в случаях, когда ответственность наступает, если имели место вредные последствия:

Повлекшие создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения),

Повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния,

Затруднена работа персонала ядерной установки, создана угроза безопасности населения и окружающей среде.

В этих случаях необходимо устанавливать причинно-следственную связь между деянием и указанными в диспозиции статьи вредными последствиями.

Субъект административных правонарушений, предусмотренных в ст. 20.2, - специальный. Это граждане (т.е. вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет):

1) участники митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (по ч. 2 и 3 ст. 20.2);

2) организаторы этих мероприятий (по ч. 1и 2 ст. 20.2).

Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется прямым умыслом (см. коммент.к ст. 2.2).

Ни мотивы, ни цели, ни иные побуждения виновного роли не играют: виновный в любом случае привлекается к административной ответственности.

Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.2, показывает, что:

1) по ч. 1 и 2 ст. 20.2 назначается только административный штраф (см. коммент.к ст. 3.5);

2) по ч. 3 ст. 20.2 - либо административный штраф, либо административный арест на срок до 15 суток (см. коммент. к ст. 3.9);

3) и административный штраф, и административный арест назначаются судьей (см. коммент. к ст. 23.1).

Мелкое хулиганство является, по своей сути, проступком, главной характеризующей чертой которого являются действия, которые проявляются в виде различного рода нарушений норм общественного порядка. Основной признак такого противоправного поведения – это явное неуважение к окружающим его лицам (обществу).

Состав правонарушения

Субъектом мелкого хулиганства является гражданин, являющийся дееспособным и достигший 16 лет. К главным характеристикам правонарушителя, способного на совершение такого деяния, относят:

  • низкую культуру;
  • пренебрежение интересами общества;
  • эгоизм;
  • игнорирование установленных правил поведения, которые соответствуют установленным нормам морали.

В качестве объекта этого правонарушения рассматриваются общественные отношения, которые сложились в ходе обеспечения условий правопорядка, гарантированного в общественных местах.

Объективной стороной называют те действия, которые дестабилизируют общественный порядок и находят свое отражение в следующем:

  • нецензурной брани, которой лицо изъясняется в общественном месте,
  • порче принадлежащего иному лицу имущества;
  • пренебрежительном (оскорбительном) отношении к окружающим.

Чтобы дать характеристику преступному деянию, которое обозначает статья 20.1 КоАП РФ, нужно определиться, что понятие общественного порядка включает определенную систему правоотношений, правил поведения и взаимодействия. Все эти составляющие урегулированы не только нормами действующего законодательства, но и подчиняются морали и устоявшимся традициям.

Стоит учитывать, что к мелкому хулиганству относят действия, которые направлены по отношению к незнакомым или малознакомым людям. В ситуации, когда противоправное поведение касается знакомых и основано на неприязненных отношениях, его нельзя рассматривать в качестве мелкого хулиганства.

Если вести речь о части второй рассматриваемой статьи КоАП, то здесь в виде объективной стороны выступает поведение, которое заключается в выраженном неуважении к обществу и может проявляться в виде игнорирования требований, выдвигаемых лицами, относящимися к представителям власти. В качестве такого субъекта может рассматриваться и иное лицо, на которое возложены обязанности, включающие охрану общественного порядка, а также пресечение действий, нарушающих его.

Субъективная сторона находит отражение в виде прямого умысла (довольно редко умысел может быть и косвенным).

Меры ответственности

Действующим законодательством предусмотрены 2 вида ответственности:

  1. Наложение штрафа.
  2. Применение ареста.

Нахождение под арестом подразумевает срок до 15 суток (это установлено обеими частями ст. 20.1 КоАП). Но если нарушение установленных норм общественного порядка влечет за собой штраф в сумме, которая варьируется от 500 до 1000 рублей, то за неповиновение лицам, которые выступают в роли представителей власти, предусмотрено взыскание суммы от 1000 до 2500 рублей.

Стоит отметить, что открытие производства по делу о мелком хулиганстве возлагается, как правило, на правоохранительные органы. Так, решение о наложении штрафа может быть принято уполномоченным лицом такого органа. А вот если целью выступает применение ареста, то материалы административного дела должны быть переданы в суд в установленном порядке. В этом случае решение о назначении того или иного наказания принимается судьей.

Чем мелкое хулиганство отличается от обычного хулиганства

На практике многие путают мелкое хулиганство с обычным хулиганством. На самом деле, эти два преступных деяния имеют ряд существенных различий, которые более детально обозначены в нижеприведенной таблице:

Критерий, по которому отличаются правонарушения Мелкое хулиганство Хулиганство
Каким нормативным актом регламентирована ответственность Кодексом об административных правонарушениях (ст. 20.1) Уголовным кодексом (ст. 213)
Субъект правонарушения Дееспособный гражданин, который исполнилось 16 лет Дееспособный гражданин, которому на момент совершения правонарушения исполнилось 16 лет (ч. 1 ст. 213), или физическое лицо, которому исполнилось 14 лет (ч. 2 ст. 213)
Объект правонарушения Отношения, которые гарантируют обеспечение общественного порядка.
Субъективная сторона Подразумевает наличие прямого умысла, в единичных случаях умысел может быть косвенным. Предполагает наличие прямого умысла.
Объективная сторона Выражается в виде нецензурной брани, приставании к иным лицам, порчи чужой собственности. Выражается в виде использования оружия или других предметов, которые могут использоваться в этих целях, грубого нарушения порядка на различных видах транспорта, или по мотивам, выражающимся в ненависти или враждебном отношении по отношению к какой-либо социальной группе по ряду признаков (расовым, политическим, идеологическим, национальным).
Меры применяемой ответственности Штраф – от 500 до 1000 рублей (ч. 1 ст. 20. 1 КоАП) и от 1000 до 2500 рублей (ч. 2 ст. 20.1 КоАП);

Арест, срок которого не может составлять более 15 суток.

  • Штраф – от 300000 до 500000 рублей, или в размере, который равен доходу лица за двух- или трехлетний период;
  • обязательные работы, продолжительность которых не может превышать 20 суток;
  • исправительные работы – от 1 года до 2 лет;
  • принудительные работы – до 5 лет;
  • лишение свободы – до 5 лет.

Что касается ч. 2 ст. 213, то здесь используют меру ответственности в виде:

  • штрафа, сумма которого варьируется от 500000 до 1000000 рублей, или составляет доход за трех- или четырехлетний период;
  • принудительных работ – до 5 лет;
  • лишения свободы – до 7 лет.

Из этой таблицы видно, что хулиганские действия – более серьезное преступное деяние, которое влечет за собой максимально суровые меры ответственности.

На видео о наказании

Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что мелкое хулиганство относится к административным проступкам, его совершение не влечет за собой применения уголовной ответственности. Это деяние следует дифференцировать с хулиганством, за которое применяются меры ответственности, установленные УК.