Анализ стихотворения пушкина вновь я посетил. Анализ стихотворения «Вновь я посетил…» А.С. Пушкина

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Вновь я посетил…» было написано А.С. Пушкиным в Михайловском в 1835 году. 25 сентября 1835 года Пушкин писал жене: «…Вообрази, что до сих пор не написал я ни строчки; а все потому что не спокоен. В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею, иногда даже чистым русским языком. Например, вчера мне встретилась знакомая баба, которой не мог не я сказать, что она переменилась. А она мне: да и ты, мой кормилец, состарился, да и подурнел». Принято считать, что эти строки легли в основу содержания стихотворения. В.А. Жуковский опубликовал его в V томе «Современника» под произвольным названием «Отрывок» уже после смерти поэта.

«Вновь я посетил…» – произведение реалистического стиля, мы можем отнести его к философской лирике. Основная тема произведения – скоротечность времени, закон вечного обновления жизни.

В начале стихотворения в рассказ о настоящем вкрапляется мысль-воспоминание:

…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.

«Уголок земли» – это определение говорит об особой привязанности, любви к этому месту. Себя же автор называет «изгнанником», точно характеризуя обстоятельства жизни опального поэта. И уже здесь звучит мотив быстротечности времени, «общего закона», которому подвластен человек:

Уж десять лет ушло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…

Поэт чувствует мудрость этого «общего закона», потому что благодаря его действию поддерживается вечное торжество жизни. Однако знакомый «уголок земли», его природа, мерный, однообразный ритм жизни – все это, казалось бы, неподвластно времени. На первый взгляд тут все осталось по-прежнему. С легкой грустью вспоминая о прошлом, поэт узнает знакомые места: «опальный домик», где жил «с бедной нянею», «холм лесистый», «озеро», с «отлогими брегами», «мельница», «нивы златые», «три сосны». Здесь у Пушкина как бы сливаются два времени – прошлое и настоящее: «Минувшее меня объемлет живо». Некоторые реалии прошлого существуют в настоящей реальности, остальные – живут в сознании поэта, в его благодарной памяти. Здесь же возникает едва ощутимый мотив смерти, бренности человеческого бытия. «Опальный домик» одинок: «бедной няни» уже нет в живых, не слышно больше ее «шагов тяжелых».

Таким образом, тема «общего закона бытия» и тема «вечной жизни природы» здесь как будто противоборствуют на протяжении всей данной части стихотворения: подчиняясь ходу времени, изменился сам поэт, уже нет няни, но знакомый «уголок земли», кажется, не только неподвластен времени, но застыл в неподвижности. Прошлое оказывается «живо» в настоящем. «Минувшее» в точности такое же, как и ранее, пока поэт не замечает здесь никаких изменений. Синея, «стелется широко» озеро, рыбак неизменно тянет за собой «убогий невод», за деревнями «скривилась мельница», в «гору подымается дорога», три сосны «стоят поодаль» – все эти картины совпадают и в воспоминаниях поэта, и в его новом впечатлении. Но вот, проезжая мимо трех старых сосен, он замечает изменения в природном мире:

…Они все те же,
Все тот же их, знакомый уху, шорох -
Но около корней их устарелых
(Там некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их, как дети…

Образ трех сосен – центральный образ стихотворения. Именно этот образ воплощает основную пушкинскую идею – мудрость закона вечного обновления жизни. Природа у Пушкина олицетворена. Молодые сосны поэт называет «зеленой семьей». Возле старых корней могучих сосен молодые «кусты теснятся», «как дети». А одинокая сосна уподоблена «старому холостяку», лишенному потомства:

А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.

Здесь мотив противостояния человека и природы внезапно приглушается, а затем незаметно переходит в противоположный – мотив единства человека и природы. Природа, как и человек, подвержена влиянию времени. Человек осознается здесь частицей природы, живущей по тем же законам. В этом у поэта величайшая мудрость вечного обновления жизни, вечного торжества юности. Здесь возникает мотив будущего, «младого, незнакомого племени»:

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст…
Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Темы прошлого, настоящего и будущего сливаются в жизнеутверждающей интонации финала стихотворения.

Композиционно произведение делится на три части. Первая часть – это настоящее время, приезд поэта в Михайловское. Вторая часть – картины природы и воспоминания о прошлом, сравнение прошлого и настоящего. Третья часть – мысли о будущем. Композиция стихотворения нашла свое отражение в языковых средствах.

Стихотворение написано безрифменным пятистопным ямбом. Размышления поэта сохраняют естественность разговорной интонации, которая подчеркивается отсутствием рифм, сочетанием стихов, содержащих цезуру и лишенных ее. Непринужденность речи и одновременно эмоциональность ее создаются обилием синтаксических переносов. В произведении мы можем отметить скромные, точные, уместные эпитеты («опальный домик», «шагов ее тяжелых», «кропотливого ее дозора», «убогий невод», «нив златых», «пажитей зеленых»), метафору («Зеленая семья; кусты теснятся Под сенью их, как дети»). В третьей части употреблены глаголы в форме будущего времени: «увижу», «перерастешь», «услышит», «пройдет», «вспомянет». Противостояние прошлого и настоящего, перетекающего в будущее, нашло свое отражение и в синтаксисе. Так, в сложных предложениях мы часто встречаем тире, подчеркивающее контрастное сравнение времен, жизненных периодов. Лексика стихотворения разнообразна: здесь есть слова и разговорно-бытового, «низкого» стиля («насилу», «сиживал», «вспомянет»), и «высокого» стиля («объемлет», «под сенью»), и славянизмы («по брегам», «младая», «главу»). В произведении есть аллитерации и ассонансы: «вечор еще бродил Я в этих рощах», «Знакомым шумом шорох их вершин», «ворочая при ветре».

Стихотворение «Вновь я посетил…» как нельзя лучше характеризует духовный облик поэта. Человек смертен, но жизнь вечна, она принадлежит будущим поколениям, и в этом есть и смысл, и надежда – такова основная идея стихотворения. Сходные мысли мы находим и в других произведениях Пушкина. Так, в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных» поэт замечает:

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.

Об этом же поэт пишет и в письме П.А. Плетневу в 1831 году: «Опять хандришь. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер, Молчанов умер; погоди, умрет и Жуковский, умрем и мы. Но жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя; не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы». Таким образом, в лирике Пушкина 30-х годов человек включен в жизнь предшествующих и грядущих поколений. Оптимистическое мировосприятие, вера в разумность жизни, в конечную победу света над мраком – все это нашло свое отражение в данном произведении.

Стихотворение «Вновь я посетил…» датировано 26 сентября 1835 года, но работал над ним поэт несколько дней, о чем свидетельствуют многочисленные черновики. Произведение создавалось в сложный, переломный момент жизни Пушкина . Он приехал в Михайловское спустя десять лет. Здесь поэт надеялся отдохнуть от светской суеты, сплетен, обдумать планы на дальнейшую жизнь. Он всерьез задумывался о том, чтобы оставить шумную столицу и поселиться в Михайловском, посвятив всего себя литературному творчеству.

Произведение можно отнести к жанру философской лирики. Здесь описаны воспоминания поэта, его размышления о жизни и смерти, смене поколений, опыте прожитых лет. Стихотворение не поделено на строфы, но в нем можно выделить три смысловые части.

Вначале автор признается, что молодость прошла и следует подвести первые жизненные итоги. Вторая часть произведения посвящена воспоминаниям о днях, которые поэт провел в этих местах. Пушкин описывает «опальный домик» , где жил с няней Ариной Родионовной, грустит о том, что «уже старушки нет» .

Перед лирическим героем предстают знакомые пейзажи. Он видит холм, на вершине которого любил сидеть и смотреть на синеющее внизу озеро. Глядя на его волны, поэт грезил о счастливых днях, проведенных на море. Затем герой любуется старыми соснами, мимо которых он часто проезжал верхом. В этих картинах Пушкин четко обозначает три периода, связанные с Михайловским: детство, юношество и взрослую жизнь.

В третьей части стихотворения герой пытается заглянуть в будущее, приветствует новые поколения. Он видит молодую поросль у подножия старых сосен и обращается к ним со словами, которые потом станут крылатыми: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Образ молодых деревьев служит иллюстрацией к неизменному закону жизни: одно поколение всегда сменяет другое. Прежде под соснами было «пусто, голо» , а теперь – «младая роща разрослась» . Со временем она перерастет своих прародителей. Со светлой грустью говорит Пушкин о том, что свидетелем преобразований будет его внук, который вспомнит о своем знаменитом предке.

В поэтическом монологе «Вновь я посетил…» лирического героя невозможно отделить от автора. Читатель прекрасно понимает, что в этих строчках отражены сокровенные мысли Пушкина. Но этот факт не снижает философского звучания стихотворения. В представлении поэта старость естественна и прекрасна, поскольку с годами к человеку приходит мудрость.

Сюжет произведения раскрывается как бы с двух сторон: через картины природы и размышления лирического героя. Такой подход помог Пушкину отобразить неразрывную связь прошлого и будущего, единство природы и человека в бесконечном круговороте времени.

Для своей элегии поэт избрал простой, но торжественный пятистопный ямб без рифм. Их отсутствие выводит на первый план интонацию. В стихотворении много психологических пауз и дефисов. Основное смысловое слово всегда стоит в конце строки. Такая ритмика создает эффект разговорной речи и размышлений. Есть также ощущение, что монолог в любой момент может прерваться. Поэт как бы подчеркивает бренность человеческой жизни, которая может в любой момент оборваться. Усиливают это ощущение многоточия.

Близость к разговорной речи потребовала от Пушкина экономно использовать выразительные средства. В произведении из 58 строк эпитетов немного, но они всегда кстати: «два года незаметных» , «опальный домик» , «холм лесистый» , «нив златых» , «неведомые воды» , «унылый невод» , «зеленая семья» , «знакомый шорох» . Автор легко и естественно перемежает разговорную лексику (сиживал, вечор ) с книжной (под сенью, мрак, объемлет ) и поэтическими штампами (младая, главу, златых, брегам ).

В описании сосен важную роль играют сравнения и олицетворения «угрюмый их товарищ, как старый холостяк» . В этом же эпизоде есть красивая аллитерация : «шумом шорох их вершин» . Повторение шипящих воспроизводит и звук шаркающих старческих шагов при воспоминании о няне: «не слышу я шагов ее тяжелых» .

При жизни Пушкина стихотворение «Вновь я посетил…» не печаталось. Оно было опубликовано в 1837 году в журнале «Современник» и быстро стало академическим. Размышления поэта о вечном круговороте времени созвучны всем поколениям.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

Стихотворение написано Пушкиным 26 сентября 1835 года в Михайловском, где он провел сентябрь и первую половину октября. В стихотворении поэт подводит итоги своих раздумий о смысле жизни, о своей судьбе. Оно написано в тяжелое для поэта время. Тягостное и двусмысленное положение при дворе усугублялось пожалованием камер-юнкерского звания, унизительного в его возрасте. Растущие долги, конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить поэту его духовного превосходства, - все сужало круг жизненного пространства поэта. Поездка в Михайловское была попыткой вырваться из замкнутого круга столичной жизни, передохнуть от суеты. Пребывание в Михайловском вызвало волну воспоминаний о прошлом и раздумья о будущем:

…Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Отточие перед первой строкой как бы вводит читателя в продолжение каких-то размышлений автора. Уменьшительная форма слова «уголок» выражает особую близость к этой земле. Слово «изгнанником» точно характеризует положение ссыльного поэта:

Уж десять лет ушло с тех пор – и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я – но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Слово «ушло» - о невозвратимости этих лет. Повторение слов «переменилось», «переменился я» с лаконизмом говорит, что жизненные обстоятельства сказываются на судьбе человека, изменяют его физически и духовно.

Прошлое с такой ощутимой ясностью («живо») предстает в памяти поэта, что оно стало явью. Кажется, как будто все происходило вчера.

Сыновним чувством проникнуты строки о няне. Сколько боли в словах «уже старушки нет»! Поэт никогда не услышит «шагов ее тяжелых…» Определение «тяжелых» - это о старушечьей походке, когда требуются усилия для передвижения.

Вслед за воспоминаниями о няне – обращение к природе Михайловского, к которой по-прежнему влечет поэта:

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим – и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Поэтичны строки:

Меж нив златых и пажитей зеленых

Оно, синея, стелется широко…

Здесь и инверсии («нив зеленых», «пажитей зеленых»), и аллитерация: «синея стелется широко».

Отдельными штрихами поэт воссоздал бедность края: «убогий невод рыбака», «скривившаяся от времени мельница», да и сам домик, где жил и трудился поэт, не похож на барские хоромы.

Особенно дороги поэту три сосны «на границе Владений дедовских». Шумом вершин они некогда приветствовали его, проезжающего мимо них. За прошедшие годы произошли разительные перемены:

…около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их, как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему все пусто.

Природа одухотворена. Молодая поросль сосен названа «зеленой семьей», «кусты теснятся Под сенью» старых деревьев, «как дети». А вблизи стоящая одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишенному потомства. Вокруг этой сосны – «по-прежнему все пусто».

Младая роща – олицетворение вечного обновления природы. И поэт убежден: будущее за молодым, растущим. И хотя он уже не увидит «могучий поздний возраст» сосен, но внук его услышит их «приветный шум, когда С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо» них.

Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими мыслями, да и они в долгу не оставались.

Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия. И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!

Обращение поэта к молодому поколению проникнуто доброжелательностью и верой в его будущее.

По форме стихотворение представляет собой лирический фрагмент, что подчеркнуто начальным отточием, написано белым стихом. Отказ от рифмы вызван стремлением к ясности и простое, способствует перенесению центра тяжести на смысловую роль ритма, подчеркивает выразительность каждого слова. Синтаксические переносы делают интонацию естественной и подчеркивают непрерывность смысловых связей, не ограниченных рифмой. Композиционно стихотворение делится на три части.

1 – вступительная часть – приезд в Михайловское и оживленное воспоминание. Начало – словно продолжение после паузы доверительного разговора о жизни с читателем-другом.

2 – центральная часть (от слов: «И, кажется, вечор еще бродил»). Благодарная память о няне и нежная признательность за ее заботу. Затем, пейзаж Михайловского – вид с лесистого холма. Точное, будничное описание подчеркивает мирный, бедный характер края. Центральная картина – любимые поэтом сосны.

Стихотворение, в котором нарисован прекрасный в своей простоте пейзаж Михайловского, звучит гимном всепобеждающей жизни, проникнуто верой в разумность всего существующего. Написанный в тяжелейшую полосу жизни Пушкина, его светлый монолог обращен к будущим поколениям.

Интонации пушкинского стиха оказались способными вместить все оттенки эмоций, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение. Вот почему мы повторяем сегодня как живое и непосредственно нас касающееся:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!

Стихотворение «Вновь я посетил…» было создано во время последне-
го приезда Пушкина в село Михайловсков. Здесь
прошло детство поэта, здесь он провёл два года
ссылки.
Прошедший 1834-й год был для Пушкина тяжёлым: пожалование царём звания камер-юнкера, нелепого и смешного в его возрасте, долги и расстройство хозяйственных семейных дел, конфликт с великосветским обществом, которое не могло про-
стить поэту его превосходства, и, наконец, потрясшее
поэта событие: полиция распечатала его письмо к
жене. Теперь поэт понимает свободу и как личную
духовную независимость.
Поездка на полтора месяца в Михайловекое в начале сентября 1835 года была для поэта попыткой обдумать свою жизнь, желанием порвать со столичной суетой, поселиться в деревне, заняться хозяйством. Несмотря на сложный период в жизни, поэт находит в себе силы для оптимизма и понимает, что истинное умиротворение ему даёт лишь общение с
природой. Он даже принимает решение поселиться в
Михайловском. Но этому не было суждено сбыться —
менее чем через полтора года Александр Пушкин
Погибнет на дуэли, так и не воплотив в жизнь мечту:

вернуться в Михайловекое и провести там остаток
своей жизни.
Начнём анализ стихотворения с его формы. Пуш-
кин обратился здесь к белому стиху, выдерживая
классический пятистопный ямб.
Белый нерифмованный пятистопный ямб идеально
передаёт интонацию элегического раздумья. К тому
же отсутствие рифмы переносит центр тяжести на
смысловую и интонационную роль ритма и на вы-
разительность каждого слова — поэтому интересно
обратить внимание на средства поэтической вы-
разительности.
Отточием перед самой первой строкой поэт как бы
впускает читателя в продолжение каких-то своих
глубоких размышлений. В выборе почти каждого
слова угадывается или особый образ, или нужная
поэту краска: например, уменьшительная форма
слова уголок выражает особую близость Пушкина к
Михайловскому, слово изгнанник точно определяет
положение ссыльного поэта.
В выражении « минувшее меня объемлет живо »
тоже есть глубокий смысл: обое-млет — значит охва-
тывает, переполняет воспоминаниями. Прошлое так
живо предстаёт в памяти поэта, что ему кажется,
будто всё происходило лишь вчера.
Автор использует и разговорную лексику (вечор,
ворочая, сиживал), и книжные слова (объемлет, сень,
мрак), и славянизмы (златые, брега, глава, младая),
но вся эта разнообразная лексика органически сплав-
лена в единое целое. В стихотворении можно найти
интересные эпитеты: кропотливый дозор, златые
нивы, угрюмый товарищ, опальный домик.
54

Поэт использует инверсию (нивы златые,’ пажити
зелёные). Инверсия — один из способов замедлить
чтение, побуждая читателя вникнуть в глубинный
смысл текста.
Автор часто использует приём переноса части фра-
зы с одной строки на другую:
Тот уголок земли, где я провёл
Изгнанником два года незаметных …
Такой перенос даёт возможность почувствовать
нам, как свободно льется речь поэта, не стесняемая
рамками стихосложения.
В стихотворении используется аллитерация (си-
нея, стелется), а шипящие звуки (шумом шорох
их вершин …) передают шум и шелест ветвей в «мла-
дой роще».
Различные временныв формы глаголов помогают
автору передать связь между прошлым, настоящим
и будущим.
Стихотворение делится на три смысловые части:
привзд в Михайловское, описание природы, обра-
щение к потомкам.
От мыслей о незабвенном уголке, в который он
возвратился спустя десять лет, Пушкин переходит к
раздумьям о жизни вообще и о будущих поколениях,
которым суждено воспринять и почувствовать всю
Полноту земного бытия.
В стихотворении изображены реальные пейзажи
Михайловского — любимые места поэта.
Первая часть посвящена ностальгическим воспо-
МИнаниям — поэт говорит о том, что многое пере-

менилОСЬ и ОН, «покорный общему закону», переме-
нился тоже. «Общий закон» — это вечное обновление
жизни. Но перемены лирического героя объясняются
только возрастом. Взгляды и убеждения, отношение
к друзьям _ всё это осталось прежним, и в этом
убеждают последние строки экспозиции:
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Во второй части стихотворения лирический герой
упоминает « опальный домик » , Арину Родионовну и
своё двухлетнее изгнание. Образ няни для Пушкина
всегда был очень дорог. С няней были связаны не
только тёплые воспоминания; поэт всегда противо-
поставлял её простую и цельную натуру, её народ-
ную мудрость внутренней пустоте людей светского
общества. Вместе с воспоминанием о няне вводится
ещё одна важная тема — тема памяти- К этой теме
лирический герой вернётся в финале, когда вы-
разит свою надеждУ на то, что внук непременно
вспомнит о нём.
Точно И подробно Пушкин рисует пейзаж Михай-
ловского _ тот самый вид, который открывается с
лесистого холма, на котором он любил сидеть, глядя
на озеро. Этот пейзаж очень напоминает картину из
стихотворения « Деревня » , Отдельными штрихами
поэт воссоздал бедность края: убогий невод рыбака,
скривившаяся от времени мельница.
Центральное место отведено описанию трёх со-
сен, вокруг которых раскинулась молодая поросль.
Чувствуется, что они особенно дороги поэту — шу-
56

моМ своих вершин они некогда приветствовали
его. 3а прошедшие годы про изошли разительные
перемены:
… около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась …
Пушкин прибегает к поэтическим сравнениям и
метафорам. В основе образа — эе лёная семья, так
названа лирическим героем молодая поросль. Кусты
теснятся, как дети, и только одинокая сосна уподо-
блена угрюмому холостяку, лишённому потомства.
Природа одухотворена. Образ молодой зеленеющей
рощицы олицетворяет движение жизни, вечное об-
новление и, конечно, веру поэта в будущее.
Поэт видит бессмертие в вечной смене материи. Он
приветствует молодых людей, которые придут ему на
смену. Мысль о внуке, который услышит приветли-
вый шум деревьев, бывших при жизни поэта молодой
порослью, говорит о торжестве жизни и смене поко-
лений. Эта идея вечного обновления природы, идея
бессмертия (на смену старому идёт новое) — очень
важная философская мысль стихотворения.
И Пушкин приветствует новые поколения афори-
стичной фразой: «3дравствуй, племя младое, незна-
комов! ». Предвидение поэта оптимистично: его внук
окружён приятелями, и мысли его веселы и приятны.
Стихотворение « … Вновь Я посетил … » часто назы-
вают своеобразным прощанием Пушкина с родными
местами и подведением жизненных итогов. Но в нём
нет грусти — в нём есть вера в то, что всё ещё можно изменить к лучшему, и это придаёт произведению
лёгкость, возвышенность и романтичность.
Можно сказать, что в этом замечательном сти-
хотворении собраны все самые главные мотивы
пушкинской лирики. Здесь и его любовь ко всему
земному, и свет лая грусть от сознания быстротеч-
ности жизни, И мудрая вера в смену поколений,
которая всегда будет торжествовать над временем,
разрушением и тленом.

Лиричны и наполнены живой мыслью и ярчайшими образами. Она состоит из лучших и добрых эмоций и чувств. Осенью 1835 года Александр Сергеевич создал стихотворное произведение «Вновь я посетил…», которое стало философским рассуждением. Это своего рода пример реалистического лирического произведения.

Известно, что тридцатые годы стали для великого поэта довольно сложными, но даже, несмотря на это, именно в этот период происходит расцвет его таланта, как лирика и поэта. В этот жизненный период он захотел уединиться от всего мира и, сославшись, на неотложные хозяйственные дела, уезжает в свое имение в Михайловском. Здесь и было создано его замечательное стихотворение «Вновь я посетил…». Его произведение перекликается с темами и других поэтов: Е. Баратынского, В. Жуковского .

Стихотворное произведение Пушкина «Вновь я посетил…» построено в виде лиричного и задумчивого монолога-размышления, в котором поэт говорит о местах, которые так близки ему сердцу, где он, находясь в ссылке, провел здесь целых два года. Вспоминает он и свою няню, но эти строки звучат печально, так как ее уже нет. Он понимает, что прошлого уже не вернуть, поэтому поэт смотрит вокруг себя и замечает, что происходят перемены, которые касаются не только мира вокруг, но эти перемены происходят и в нем самом.

Свое стихотворное произведение Пушкин пишет пятистопным ямбом, но литературная рифма отсутствует. Таким способом он пытается показать, что его стихотворение - это размышления о жизни человека и его смерти. Композиционно стихотворение делится на пять частей. Каждая часть, кроме третьей начинается полустихом. И каждая часть, кроме второй, полустихом и заканчивается.

Несмотря на то, что все стихотворение связано одной главной мыслью, но у каждой части своя тема. Первая часть посвящена михайловской роще и возвращению в эти места самого поэта. Следующая часть - это память о любимой няне, о ее родном домике. Третья -это описание холма и озера, глядя на которые в памяти поэта всплывают берега, и волны. Четвертая глава посвящена молодой роще, где стоит одинокие три сосны. Пятая часть содержит обращение поэта к молодому поколению. Сюжет стихотворения повествует о времени, которое быстро исчезает, о том, как человек связан с миром природы, о том, что одно поколение сменяет другое. В стихотворение есть и поэтические мотивы: дороги, грусти и изгнанничества - «провел изгнанником», воспоминаний, утраты, перемен, обновления и молодость.

Природа в стихотворении необходима для того, чтобы показать образ лирического героя, его мысли, воспоминания и переживания. Лирический герой полностью отражает мысли поэта. Но это произведение Пушкина не только лирическое, но и глубоко философское. В нем Александр Сергеевич грустно показывает, что уходит прошлое, и на смену ему приходит «младое» и «незнакомое». Идея этого произведения состоит в том, что человек - это тоже часть природы, и их невозможно разделить. Основная тема этого произведения - это время, которое бежит без оглядки. И если меняется время, то, соответственно, меняется и сам человек.

Стихотворение «Вновь я посетил» написано в жанре элегии. При чтении ритм произведения таков, что возникает много внутренних пауз. Начало стихотворения с укороченной строки помогает создать впечатление того, что поэт продолжает тот разговор, который уже был когда-то начат. Рифма в стихотворном тексте Пушкина отсутствует.

Среди фонетических особенностей стихотворения «Вновь я посетил» передача поэтом различных звуков. Например, читатель может услышать шаги няни. Создается это при помощи аллитерации: «Уже старушки нет - уж за стеною не слышу я шагов ее тяжелых». Использует Александр Сергеевич и ассонанс: «вечор еще бродил я в этих рощах».

Поэт использует и различные художественно - выразительные средства речи. Так, «младая роща» - это олицетворение, которое превращает его в символ и молодого поколения. Эпитетов в тексте много: «убогий невод», или «кропотливого ее дозора», или «опальный домик» и другие. Это стихотворение имеет и свои лексические особенности. Так, в нем Пушкин для яркости и выразительности использует славянизмы: «младая», «главу».

Центральной темой стихотворения Пушкина «Вновь я посетил…» становится время, которое без жалости и сожаления бежит вперед, но оно-то и лишает человека самого ценного - свободы. Странно и то, что во всем тексте нет ни одного вопросительного предложения. Произведение Александра Сергеевича - пример его философской лирики, которое носит реалистичный характер. Но это стихотворение поэта при его жизни не печать не вышло.