Спортивные программы. Создание сокольской гимнастики в чехии Олимпийские стипендии, Сочи

СОЗДАНИЕ СОКОЛЬСКОЙ ГИМНАСТИКИ В ЧЕХИИ

Н.Качулина

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Сокольская система гимнастики возникла в Чехии в середине XIX века. В это время небольшие славянские народы, жившие в центре Европы, находились в составе Австро-Венгерской империи. По отношению к австрийцам они были народностями угнетенными и вели борьбу за национальное освобождение. В это время и родилось Сокольство. Постепенно развиваясь и совершенствуясь оно превратилось в заметное социальное явление не только в Чехии, но и в других славянских государствах, в первую очередь в России.

Авторами сокольской гимнастики были Мирослав Тырш - профессор истории и искусства Пражского университета и доктор филологии и крупный промышленник И.Фигнер. В книге "Основы физической подготовки" М.Тырш изложил оригинальную систему упражнений, основу которой составила немецкая гимнастика, усовершенствованная в 50-е и 60-е гг. ХIХ в. Шписсом. Эту систему М. Тырш дополнил элементами, заимствованными из разных видов европейской гимнастики, а также некоторыми видами атлетики. Цель гимнастики определялась как "укрепить и сохранить человеку здоровье, сделать его неуязвимым, дать отвагу и хладнокровие, силу и ловкость, проворство, решительность, смелость, наконец предохранить от последствий односторонних занятий". Все упражнения подразделялись на четыре основные группы.

Первая группа - упражнения без снарядов:

1. Ходьба, бег;
2. Вольные упражнения;
3. Порядковые упражнения (строевые упражнения, хороводы, танцы).

Вторая группа - снарядовые упражнения:

1. Со снарядами (палками, гантелями, тяжестями, булавами и др.);
2. На снарядах (козле, столе в длину, перекладине, коне, канатах и др.).

Третья группа - групповые упражнения: пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры.

Четвертая группа - боевые упражнения:

1. Сопротивления;
2. Борьба;
3. Фехтование и кулачный бой.

Шагом вперед явилось то, что в сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений, как это было в немецкой и шведской гимнастике, а на красоту их выполнения. Все движения, которые выглядели некрасиво, соколы исключали. Занятия проводились по схеме: сначала упражнения строевые, затем вольные движения, упражнения со снарядами и боевые, дальше шли упражнения на снарядах в подгруппах (обычно в трех со сменой снарядов), затем общие упражнения (пирамиды), наконец, опять строевые, после чего занятия заканчивались. Гимнастические упражнения стали соединяться в комбинации, было введено музыкальное сопровождение, красивые костюмы и специальная гимнастическая обувь. В целом система была направлена на регулярную и целенаправленную тренировку тела и рассматривалась ее автором в качестве средства физического и нравственного воспитания чешского народа, способствующего укреплению физических и нравственных сил и военной подготовки. Периодически в Праге проводились слеты "соколов", на которых публичные физкультурные выступления всех славянских сокольских обществ.

Отличительной чертой скольского движения было то, что с самого начала представителями общества велась культурно-просветительная работа среди широких масс чешского народа. До создания "Сокола" чешские крестьяне в подавляющем большинстве были неграмотными, но и те, кто имел возможность посещать школу обучались на чужом немецком языке. "Соколы" сыграли огромную роль в развитии грамотности и просвещения среди своего народа. Первые сокольни (места, где проводились занятия сокольской гимнастикой) имели библиотеки, школы ликвидации неграмотности, занимались издательской деятельностью, широко распространяли среди чешского народа книги на родном языке.

Благодаря привлекательным формам работы сокольское движение получило широкое распространение во многих странах мира, в том числе и России и явилось основой развития современной спортивной гимнастики.

Список литературы:

1. - Прага, 1912

2. . - Чигирин, 1909

3. . - Спб, 1913

4. . - М., 1911

5. . - М., 1910

6. - Пг., 1912

7. . Перевод с чешского и дополнение Лукеш А. - Тифлис, 1911

8. . Обязательные лекции по истории, идеологии, организации. - Белград, 1935

9. . - Прага. ВИННИЧУК, 1924

10. . Посвящается нарождающемуся на Руси Сокольству. - Спб., 1912

11. . - Варшава, 1910

CREATION OF THE SOCOLSCOY’S GYMNASTICS IN CZECHIA

N.Kachulina

Russian State Academy of Physical Education,
Moscow, Russia

The socolscoy"s system of gymnastics has arisen in Czechia in middle XIX centuries. At this time small Slavic peoples living at the center of Europe, were in structure of the Austro-Hungarian empire. In relation to Austrian, they were oppressed and order struggle for national clearing. At this time also was born Socolstvo. Gradually developing and being improved, it has turned to the appreciable social phenomenon not only in Czechian, but also in other Slavic states, first of all in Russia.

The authors of the socolscoy"s gymnastics were M.Tirsh - professor of history both art of the Prague university and doctor of philology and large industrialist I.Figner. In the book " BASES of physical preparation " M.Tirsh has stated original system of exercises, which basis has made the German gymnastics advanced in 50 and 60 years XIX cen. by Shpiss. This system M.Tirsh has added by elements borrowed from different kinds of European gymnastics, and also some kinds of athletics. The purpose of gymnastics was defined as " to strengthen and to keep to the man health, to make him impregnable, to give courage and composure, force and dexterity, quickness, resoluteness, boldness, at last, to protect from consequences of unilateral employment".

All exercises were subdivided into four basic groups.

The first group - exercise without sports shells:

1. Walking, run;
2. Free exercises;
3. Serial exercises (drill exercises, round dances, dances);

The second group - exercise with sports shells:

1. With shells (sticks, dumb-bells, weights & etc.)
2. On shells ("goat", horizontal bar, "horse", ropes & etc.)

The third group - group exercises: pyramids, mass gymnastic performances(statements), mobile games.

The fourth group - battle (dashing) exercises:

1. Resistance;
2. Struggle;
3. Fencing and fist fighting.

The step forward was that in socolscoy"s gymnastics was paid attention not to the quantity of recurrences, as it was in German and Swedish gymnastics, but on beauty of their performance. All movements, which looked ugly - were excluded. The employment were carried out under the circuit: at first drill, then free and fighting exercises. The exercises with shells and on shells in complement of subgroups, then general exercises (pyramid), at last, the drill again, then employment came to an end. Gymnastic exercises became to incorporate in a combination, the musical support, beautiful costumes and special gymnastic footwear was entered. As a whole, the system was directed on regular and purposeful training of a body, and was considered by its author as a means of physical and moral education of the Czech people promoting strengthening of physical and moral forces and military preparation.

Distinctive feature of socolscoy"s movement was that from the very beginning by the representatives of a society conducted cultural - educational work among broad masses of the Czech people. Before its creation the Czech peasants in overwhelming majority were illiterate, but also those who had also those who had an opportunity to attend the school, were trained in German. "Socoly" have played a huge role in development of the literacy and education among the people. They had the libraries, school of liquidation of illiteracy, were engaged in publishing, distributed the books in the Czech language.

Due to the attractive forms of work, the socolscoy"s movement has received a wide circulation in many countries of the world, including Russia and was a basis of development of development of modern sports gymnastics.

Факультет физической культуры и спорта (FTVS UK) - один из самых молодых факультетов престижнейшего чешского учебного заведения. Его выпускники становятся специалистами в области спорта, физической культуры, лечебно-восстановительной практики и спортивного менеджмента.

Возникновению FTVS UK предшествовало открытие в 1959 году Института физической культуры и спорта, который спустя шесть лет вошел в состав ВУЗа в качестве отдельного факультета. Изначально обучение проводилось в здании, известном как Tyršův dům (Мала Страна). После 1989 года факультет переехал в здание бывшего Партийного колледжа при ЦК Компартии, которое находится в .

Студенты факультета обучаются по программе бакалавриата, который охватывает три года, и в магистратуре длительностью два года. Обучение на чешской языке является бесплатным, однако, существуют платные программы на английском. FTVS UK сотрудничает с несколькими международными программами, поэтому у студентов есть возможность проходить стажировку с получением стипендии во многих странах ЕС.



В распоряжении студентов легкоатлетический стадион, теннисные корты, несколько спортивных залов, площадка для пляжного волейбола и Троянский слаломный канал, где осуществляется обучение гребле на каноэ и рафтингу. Кроме того, у факультета есть уникальная лаборатория, позволяющая проводить диагностику ошибок во время плаванья, и бассейн, расположенный в упомянутом Tyršův dům. Для иногородних студентов предоставляется место в двухкорпусном общежитии вместимостью 260 мест.

Среди известных студентов и выпускников факультета: олимпийские чемпионы Давид Свобода, Мирослава Кнапкова, Ярослав Вольф, Мартин Доктор, хоккейные тренеры Алоиз Гадамчик, Людек Букач, Мариан Йеленик, главные тренер сборной Чехии по регби Мартин Кафка, футбольный тренер Якуб Довалил и многие другие.

FTVS UK является единственным местом в стране, где подготавливают специалистов с высшим образованием в данной сфере. Счастливыми студентами факультета физкультуры и спорта Карлового университета становится лишь треть абитуриентов. Большинство выпускников факультета работает преподавателями в школе, меньшая часть - тренерами и инструкторами.

  • 5. Гимнастика в древнегреческой системе физического воспитания.
  • 7. Олимпийские игры Древней Греции, их общественное значение
  • 8 .Физическая культура в Древнем Риме
  • 9. Система военно-физическое подготовки феодалов. Организация рыцарских турниров
  • 11. Физическое воспитание в трудах и деятельности гуманистов эпохи Возрождения
  • 10.Физическая культура в средневековых городах Западной Европы, её истоки, значение для становления современного спорта
  • 12. Развитие научных основ в области педагогики и естествознания на рубеже Средневековья и Нового времени
  • 13.Развите представлений о роли физического воспитания в формировании личности в первый период Нового Времени (Локк, ж.Ж.Руссо, и.Г.Песталоцци)
  • 14. Практические предпосылки к возникновению национальных систем физического воспитания (Фит, Гутс-Мутс)
  • 16. История создания и анализ основных положений Немецкой национальной системы физического воспитания.
  • 17. История создания и анализ основных положений Шведской национальной системы физического воспитания
  • 18. История создания и анализ основных положений Французской национальной системы физического воспитания
  • 19. Общая характеристика и особенности развития физической культуры во второй период Нового Времени
  • 20.Система гимнастики ж.Демени, её значение для дальнейшего развития теории и практики физической культуры
  • 21. Сокольское движение в Чехии и других славянских странах,cодержание сокольской гимнастики
  • 22. Система физической подготовки молодежи накануне первой мировой войны (ж.Эбер).
  • 23. Система физической подготовки молодежи накануне первой мировой войны (н.Бук)
  • 27. Общая характеристика развития международного спортивного движения после второй мировой войны
  • 34. Влияние реформ Петра 1 (1672-1725) на развитие физической культуры дворянства в период образования Российской Империи.
  • 30 Физическая культура накануне и в годы Отечественной войны (1938-1945)
  • 70. Возникновение международного олимпийского движения. Роль Пьера де Кубертена в создании мок.
  • 71. Возникновение и развитие международного спортивного движения до первой мировой войны
  • 72.Частие России в международном олимпийском движении до 1917 года.
  • 73. Развитие международного олимпийского движения между первой и второй мировой войны.
  • 74. Развитие международного Рабочего спортивного движения после первой мировой войны.
  • 75. Общая характеристика развития международного спортивного движения после второй мировой войны.
  • 77. Вступление ссср в международное олимпийское движение. Участие советских спортсменов в Олимпийских играх 1952 и 1956 гг.
  • 78. Анализ участия советских спортсменов в летних Олимпийских играх 1960-1968 гг.
  • 79. Анализ участия советских спортсменов в летних Олимпийских игр 1972-1976 гг.
  • 80. Анализ участия советских спортсменов в зимних Олимпийских играх 1960-1968 гг.
  • 81. Анализ участия советских спортсменов в зимних Олимпийских играх 1972-1980 гг.
  • 82. Игры ххii Олимпиалы в Москве.
  • 83. Анализ участия спортсменов ссср (снг) в Олимпийских играх 1984-1992 гг
  • 84. Анализ участия российских спортсменов в зимних Олимпийских играх 1994-2006 гг.
  • 85. Анализ участия российских спортсменов в летних Олимпийских играх 1996-2004 гг.
  • 86. Анализ участия советских спортсменов в зимних Олимпийских играх 1988-1992 гг.
  • 21. Сокольское движение в Чехии и других славянских странах,cодержание сокольской гимнастики

    В Чехии, в сер.19 века возникло т.н. Сокольское движение. Это было культурническая организация, создававшая библиотеки, кружки различной самодеятельности, добровольные пожарные команды, но главной основой были гимнастические организации. Стремясь сделать свою организацию привлекательной, «соколы» во главе с Мирославом Тыршем разработали систему гимнастических упражнений на снарядах, с предметами, без предметов. Они ввели комбинацию различных упражнений, обращая внимание на четкость и чистоту движений. Они ввели однообразный гимнастический костюм и музыкальное сопровождение для т.н. вольных движений. Все упражнения разделяли на 4 группы. 1) упражнения на снарядах 2) упражнения со снарядами 3) упражнения групповые 4) боевые упражнения. Схема занятия: строевые, вольные, со снарядами, боевые, на снарядах, в подгруппах, общие, строевые, конец.

    22. Система физической подготовки молодежи накануне первой мировой войны (ж.Эбер).

    Эбер продолжил линию развития прикладного направления в ФВ, типичного для Франции со времен Амороса. Предлагал проводить все занятия на местности без какого-либо специального оборудования. Деревья использовал для лазанья, канавы для прыжков, заборы для перелазания. Система упражнений была представлена для молодежи в целях ее призывной подготовки. Не предлагал ничего для женщин, считая, что все его упражнения сгодятся и для них. Был противником спортивной специализации, написал книгу «Спорт против ФК», ввел комплексный зачет из 19 видов упражнений. Достижения в каждом виде оценивались по 15 балльной системе.

    23. Система физической подготовки молодежи накануне первой мировой войны (н.Бук)

    Бук. Направленность: гимнастика создана для того, чтобы здоровых, сильных, но неловких парней так обработать гимнастикой, чтобы они стали ловкими и подвижными и пригодными к несению военной службы. Он продолжал шведское упражнение. Широко пользовался снарядами (стенка, скамейка, бум). Занятия проводил в необычно быстром темпе. Широко использовались упражнения с партнером.

    27. Общая характеристика развития международного спортивного движения после второй мировой войны

    После окончания второй мировой войны, краха немецкого фашизма и японского милитаризма, в разгроме которых решающую роль сыграл Советский Союз, начался первый этап в развитии международного спортивного движения. Спортивные организации СССР и других стран социалистического содружества, используя лучшие традиции международного рабочего спортивного движения довоенных лет, повели последовательную и настойчивую борьбу за переустройство международного спортивного движения на демократических началах. После второй мировой войны международное спортивное движение стало представлять собой сложное социальное явление. Его развитие происходило и происходит в условиях двух противоположных общественных систем – социализма и капитализма, взаимоотношения и сотрудничество которых принимали различные формы, но сущность их сводилась к борьбе двух идеологий – коммунистической и буржуазной. Эта борьба захватила и международное спортивное движение. В материалах Совещания коммунистических и рабочих партий (1969) говорится, что человечество вступило в последнюю треть нашего столетия в обстановке обострения исторического противоборства сил прогресса и реакции, социализма и империализма. Ареной этого противоборства весь мир, все основные области общественной жизни – экономика, политика, идеология, культура. Спортивные организации СССР и других стран социалистического содружества, опираясь на идеологию и политику пролетарского интернационализма и уважения ко всем народам, используют международные связи как важный фактор в борьбе за мир и дружбу, за социальный прогресс общества.

    Институт PALESTRA предлагает получить современное образование в области физической культуры и спорта.

    При обучении большое внимание уделяется практике. Студенты оттачивают полученные в стенах института знания, работая в спортивных клубах, фитнес и wellness-центрах Праги и на главных спортивных мероприятиях страны. PALESTRA уже 16 лет является партнером Prague International Marathon.

    www.palestra.cz

    Бакалавриат

    В рамках программы бакалавриата обучение ведется по двум специальностям.

    Специальность «Спорт и фитнес» предполагает изучение спортивных предметов с уклоном на дидактику (проведение спортивных мероприятий). Студентам предложен широкий выбор курсов – лыжный спорт, велосипедный спорт, лодочный спорт, курс пешего туризма и другие.

    Специальность «Спортивная и досуговая педагогика» включает большее количество предметов в области педагогики и психологии. Студентов учат вести проекты, направленные на поддержку досуговой деятельности и личностного развития различных целевых групп.

    Магистратура

    Институт физической культуры и спорта PALESTRA оперативно реагирует на потребности рынка. Недавно институт начал вести обучение по программе магистратуры Wellness. Это единственный институт, предлагающий обучение по этой современной и очень востребованной программе.

    • Институт PALESTRA сотрудничает со спортивными ассоциациями и предлагает студентам возможность получить различные тренерские лицензии. Например, в рамках учебы можно получить лицензию футбольного тренера UEFA B.
    • Также у студентов есть возможность получить ряд свидетельств, необходимых для дальнейшего ведения предпринимательской деятельности (сертификат лыжного инструктора, инструктора по плаванию, инструктора фитнесс-центра, специалиста в области спортивного и фитнесс-массажа и т.д.).
    • Институт PALESTRA располагает отличной технической базой, здесь работает свой современный диагностический центр. Студенты имеют широкие возможности для участия в программах международного обмена.
    • Предусмотрены очная и комбинированная формы обучения.

    Зачисление

    Абитуриенты зачисляются по результатам устного собеседования.

    Стоимость обучения

    • по программе бакалавриата «Спорт и фитнес» – 58 000 крон в год
    • по программе бакалавриата «Спортивная и досуговая педагогика» – 49 500 крон в год
    • по программе магистратуры Wellness – 53 000 крон в год.

    (Оплату можно вносить по семестрам).