Советы современному классному руководителю. Классное руководство, как педагогическая функция. Виды и задачи классного руководства


Титова Валентина Николаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым

Профессиональный классный руководитель в современной школе

Воспитание есть усвоение хороших привычек .
Платон

Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер.
Классный руководитель сегодня — это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету. Сколько написано в мире статей И сколько прочитано лекций умных О том, как воспитывать нам детей, Пытливых и добрых, смешных и шумных. Советы несутся со всех сторон; Пишут ученые, и писатели, И методисты, и воспитатели, Иные из кожи аж лезут вон.

Эдуард Асадов


Функции классного руководителя: организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива. Координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями) управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

Классный руководитель — лицо, имеющее определённые права и обязанности, он должен:

1)быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика; 2) осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий; 3) взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, с библиотекарем, со школьным психологом, с медработниками, со специальными службами по делам детей, с родителями учеников; 4) вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и различными методами; 5) содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе; 6) получать помощь от коллектива сотрудников школы; 7) вести индивидуальную работу с учениками и их родителями не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей; 8)проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики; 9) организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников; 10) помогать каждому, конкретному ученику в решении его проблем; 11) осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.


Каким должен быть классный руководитель?

Хороший, мыслящий классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования
Классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?

Как быть? Да внушать можно то и се, А средство, по-моему, всем по росту, Тут все очень сложно и очень просто: Будьте хорошими. Вот и все!

Классный руководитель — это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся: 1)духовным образцом человеческой культуры; 2) защитником от безнравственности; 3) инициатором сплочения ученического коллектива; 4) фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика; 5) помощником социализации ребёнка; 6)консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества; 7) консультантом по профориентации; 8)координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника человеком, позитивно влияющим на нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.

Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь : 1) эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями; 2)уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности; 3)правильно понимать и реализовывать цели воспитания; 4) планировать свою деятельность; 5)организовывать воспитательные мероприятия; 6)использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе; 7) внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.


Классный руководитель и педагогический коллектив .
Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллекти-ва и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-пред-метниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.
Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помо-щи ребенку и его семье. Организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих ус-пешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.
Классный руководитель систематически информирует учи-телей о динамике развития ребенка, его трудностях и дости-жениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучени-ем, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей пре-одоления этих трудностей и помогает педагогам скорректиро-вать их действия, предварительно познакомив их с особеннос-тями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влия-ния на таких детей.
Профессиональный классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии вос-питания, особенностях родителей, организует встречи родите-лей с учителями-предметниками с целью обмена информаци-ей об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помо-щи родителям в организации домашней работы с учащимися.
Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессио-нальных интересов школьников; привлекает учителей к под-готовке и проведению собраний с родителями.
Хорошей и продуктивной формой взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формиру-ется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с уче-ником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способно-стях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют ре-зультаты наблюдений за учеником, обмениваются информаци-ей, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.
Очень важно, если классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учите-лей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремле-ние учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, ус-тановить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, пробле-мы, поставленные учителями.
Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функ-ции, является тем человеком, который непосредственно органи-зует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.

Классный руководитель и родители учащихся на родительском собрании.
Классный руководитель — профессия и новая и старая одновременно. Можно было бы романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Но будем объективны. Правильнее сказать, что те, кто заинтересован в ее возрождении, из последних сил тащат сами себя из болота за косицу... И думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи по болоту — школьные психологи.
Для решения новых задач, которые ставит перед классными руководителями быстро меняющаяся школа и окружающая социальная действительность, эти педагоги буквально как в воздухе нуждаются в новых технологиях и методах работы. Почти все эти технологии и подходы — психолого-педагогические.
Конечно, многое педагогам придется нарабатывать самим, но если поскрести по нашим родным психологическим сусекам, кое-чем оснастить работу коллег мы можем уже сегодня. Например, помочь им занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию, которая поддержала бы профессиональный статус самих педагогов, позволяла решить поставленные задачи, а также активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей. Сегодня я слово хочу сказать Всем тем, кому золотых семнадцать, Кому окрыленных, веселых двадцать, Кому удивительных двадцать пять. По-моему, это пустой разговор, Когда утверждают, что есть на свете Какой-то нелепый, извечный спор, В котором воюют отцы и дети.

Эдуард Асадов

Чтобы вас услышали

Начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов.
Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2-3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.
Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.
Начать разговор нужно в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте...
Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...».
Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.
Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.
Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.
Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.
И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива.

"Многие из учителей могут почувствовать трепетный страх, ощущая, что не в состоянии жить по таким высоким стандартам, каких от них ожидают. Но фактически всё, что необходимо, - это желание совершенствоваться и скромность, чтобы осознать свои недостатки." Арт-Онг Джумса

Хоть опыт и приходит с годами, есть немало способов овладеть некоторыми педагогическими премудростями уже в начале профессионального пути. По признанию самих учителей, одного только стажа недостаточно, чтобы наладить необходимый контакт с учеником. Каждое новое поколение хоть немного, но отличается от предыдущего. И учитель, даже самый опытный и заслуженный, может испытывать трудности в отношениях с детьми. Наверное, это тоже миссия педагога – быть «своим» в мире ребёнка.

Молодой классный руководитель

Обычно начинающие классные очень волнуются, переживают, ведь помимо детей мерить оценивающим взглядом их будут и родители. Такой категории классных руководителей стоит прибегнуть к ряду простых, но действенных советов:

  • Законспектируйте план своего знакомства с классом, с родителями. Из-за волнения итак могут возникнуть неловкие паузы, подсказка должна быть под рукой.
  • Не пытайтесь сразу заигрывать с ребятами. Они могут принять это за вашу слабость, которая является отличным поводом отсутствия авторитета и подчинения. Вы должны быть дружелюбны, открыты, но при этом же строги. Дети очень хорошо это чувствуют. Сразу определите ту дистанцию, которая поможет вам руководить классом, а не выстраивать более-менее беспроблемные отношения. Но и в строгости не переусердствуете. Класс вас будет просто бояться и, мягко скажем, недолюбливать.
  • Оговорите правила ваших взаимоотношений. Дети любого школьного возраста остаются детьми и любят играть в ролевые игры. Им всё ещё нужны правила игры. Дайте ребятам понять, как вы видите уважительные доверительные отношения. С первой встречи они должны осознать, что вы идёте с ними на реальный контакт.
  • Ваши первые встречи не должны состоять из одних формальностей. Обязательно проявляйте интерес ко всем и каждому. Их много и каждый хочет заявить о себе. Да и вам будет проще понять, что представляет из себя каждый ваш ученик.
  • Ведите дневник. Для молодого классного руководителя это реальная возможность контролировать процесс. В начале работы вам тяжело будет держать в голове огромное количество информации, ведь у каждого ученика будут какие-то текущие учебные вопросы. Часто молодой педагог даже не представляет себе, как широко понимаются его обязанности. Он должен знать о состоянии учёбы ребёнка, о его поведении, взаимоотношениях с классом и учителями, обстановкой в семье и т.д.

Как заслужить авторитет у класса?

Ребята не должны видеть ваше равнодушие ни в каком его проявлении. Кредит доверия будет исчерпан в ту же секунду. Даже если у вас нет времени для решения возникшей проблемы, ребёнок должен видеть вашу готовность помочь.

Конечно, не стоит выделять «любимчиков». Вы должны сохранять разумный нейтралитет. Старайтесь стимулировать детскую активность примерами других ребят, но делайте это тонко. Каждый ребёнок должен видеть чей-то успех, чьи-то достижения как реальную цель для себя.

Одна из ваших главных задач – сплочение коллектива. В ваших силах объединить даже класс, состоящий из маленьких группировок. Самый верный способ – коллективная победа. Ничто так не объединяет, как общий дух радости, удовлетворения, значимого достижения. Для начала этого могут быть школьные конкурсы и мероприятия, которых немало в плане воспитательной работы. Затем вы можете воспользоваться благами современного общества: немало интересных конкурсов или проектов проводится в Интернете. Ребятам интересно выйти за рамки своей школы, сделать что-то новое и яркое, а значит, отличиться. Увидев вашу инициативу, дети отметят для себя, что вы действительно их друг и помощник.

Старайтесь следить за изменениями в жизни каждого ученика. Не стесняйтесь поздравлять ребят с семейными праздниками, отслеживайте их внешкольные успехи. Ребят трогает такое внимание, к тому же не все получают его в достатке от занятых родителей.

Портрет современного классного руководителя

Первое условие – современный классный не должен стоять на месте. И самообразования это касается прежде всего. Вы должны иметь представления о психологических особенностях возраста ребят вашего класса. В вас они должны видеть интеллигентного и грамотного человека. Поймите, они дети своего сверхтехнологичного времени. Они больше общаются в Интернете, имеют больше доступа к всевозможной информации, а это может иметь как положительный, так и отрицательный отклик. Замечательно, если и в вас они будут видеть человека современного. На классных часах поднимайте темы, которые важны для них сегодня. Будьте откровенны и ищите ответного отзыва. Будьте тактичны и деликатны, цените неповторимость личности каждого ребёнка.

Устраивайте совместные просмотры актуальных фильмов, обсуждайте вместе с ними. Направляйте их на взаимодействие с младшими школьниками, поощряйте шефство.

Действуйте в одной цепи с родителями. Ваши воспитательные старания должны быть объединены одной целью и двигаться в одном направлении. Приобщайте родителей к общеклассным делам. И даже если сначала это будет нелегко, такой опыт чрезвычайно полезен.

Ну и, конечно, любите детей. Без этого условия вряд ли можно быть хорошим классным руководителем.

Организация учебного процесса в школе должна соответствовать общепринятым нормативам. Согласно одному из приказов, в средних и старших классах необходимо вести классное руководство и на роль наставника может быть назначен один из педагогов.

Классное руководство класса предполагает определенную ответственность. Им может стать любой педагог, имеющий определенную квалификацию. Назначается руководитель приказом директора школы. После данного назначения ответственное лицо обязано выполнять целый ряд функций.

Кто же такой классный руководитель и чем он занимается? Самая главная его задача — организация учебно-воспитательного процесса отдельного коллектива. С момента издания приказа педагог отвечает не только за то, как ученики будут усваивать его родной предмет, но и за успеваемость в целом, а также за соблюдение школьниками морально-этических норм, за их духовное воспитание.

Классный руководитель находится ближе к детям, чем все остальные педагоги, поэтому он обязан проводить разностороннюю работу с классом. Целью работы этого человека является создание благоприятного микроклимата в коллективе, координации усилий всех учителей, работе с родителями и другими взрослыми, влияющими на становление личности учеников. Все это прописано в законе РФ «Об образовании». Также в нормативных документах изложены подробно все обязанности классных руководителей, должностные инструкции.

Классный руководитель не составляет программу обучения, но он должен внимательно следить за успеваемостью. Если кто-то из учеников не может освоить тот или иной предмет, педагогу следует поговорить с учителем, побеседовать с самим школьником, его родителями и найти пути выхода из сложившейся ситуации. Возможно, ребенку необходимо будет посещать индивидуальные дополнительные занятия, факультативы. Если общая успеваемость класса по определенному предмету не дотягивает до нормы классный руководитель вправе поставить вопрос об изменении программы.

Классный руководитель должен приложить максимум усилий для того, чтобы ученический коллектив сформировался. Созданные условия обязаны быть благоприятными для развития личности, самоутверждения обучающихся, раскрытия его потенциальных способностей.

Работа с учениками должна быть направлена, в том числе, и на то, чтобы привить школьникам любовь к здоровому образу жизни. Классный руководитель обязан защищать права и интересы обучающихся. Это очень важно, так как подростки должны помнить о том, что им есть к кому обратиться. Если у них возникают сложности в усвоении какого-то предмета или в общении с педагогами, если кто-то считает, что его незаслуженно обижают, принижают его способности, следует обсудить проблему с руководителем коллектива. Классный руководитель может принять решение самостоятельно, уладить проблему путем привлечения некоторых специалистов или даже путем создания учебной комиссии.

Классный руководитель отвечает за гуманизацию отношения между школьниками и педагогами, а также внутри коллектива. Этот человек также отвечает за формирование у учеников нравственных ценностей и духовных ориентиров. Руководитель является организатором различных внеклассных мероприятий и кружков по интересам, а также родительских собраний.

Если у кого-то из педагогов есть претензии к поведению ученика, он обязан поставить в известность классного руководителя. Именно этот человек должен принять непосредственное участие в решении проблемы — побеседовать со школьником, вызвать родителей на разговор или даже посетить ученика на дому. Если у подростка возникают какие-либо проблемы со здоровьем и он не может посещать школу на протяжении длительного времени, руководитель обязан позаботиться о том, чтобы ученик усвоил необходимую программу. Сделать это можно самостоятельно, либо даже перейти на семейное обучение.

Работа классного руководителя — это системный планируемый процесс. При этом педагог руководствуется не только общепринятыми нормами и законами, но и внутренним уставом школы. Во внимание должны быть приняты приказы вышестоящего руководства, а также анализ деятельности коллег и предшественников.

Чтобы работа классного руководителя оказалась максимально успешной, он должен учитывать индивидуальные особенности развития детей в своем классе, а также уровень их воспитанности, социальные и материальные условия их жизни. Педагог обязан принимать меры, направленные на укрепление взаимоотношений школьника с семьей. Если у подростка возникают какие-то конфликты с мамой, папой или другими взрослыми, нужно помочь ему выйти из данной ситуации с наименьшими потерями. Это может быть организация консультации с психологом, либо даже индивидуальная беседа с родителями «с глазу на глаз».

Проведение спектаклей, конкурсов, походов, экскурсий — все это тоже ложиться на плечи классного руководителя. В соответствии с нормативными документами, главным для ученического коллектива может стать только один педагог. То есть классное руководство невозможно разделить с кем-то из коллег. За эту дополнительную работу предусмотрена доплата в виде фиксированной суммы в размере 15 % от ставки. Также за эффективность ведения руководства могут быть назначены стимулирующие выплаты, премии. Решение о премировании выноситься после тщательного анализа успеваемости класса, а также проведенной педагогом работы.

Быть классным руководителем — необыкновенно увлекательно, интересно, но в то же время сложно. Далеко не каждый педагог справляется с этой задачей с первого раза. Чаще всего приходится делать какие-то ошибки. Чтобы свести к минимуму возможные промахи, необходимо изучить информацию по данному вопросу, ознакомиться с нормативной документацией, заручиться поддержкой более опытных коллег.

У многих классных руководителей возникают определенные сложности в общении с родителями. Чтобы избежать возможного недопонимания, нужно постараться донести до мам и пап учеников, что они с учителями преследуют одну и ту же цель — правильное воспитание ребенка. После осознания данного факта общатся становится намного проще. Классный руководитель также должен учитывать уровень духовного развития родителей, степень их занятости, их готовность принимать участие в жизни класса. Если кто-то из взрослых не может выкроить свободное время для помощи педагогам, не стоит настаивать на своем.

Большинство уже состоявшихся классных руководителей считают, что главное в их работе — это любовь к своим воспитанникам, искреннее желание вырастить из них хороших людей, помочь им определиться с выбором будущей специальности.

Классное руководство школе просто необходимо. Без педагогов-наставников организовать учебный процесс грамотно не представляется возможным. Руководителем может быть назначен один из учителей, причем этот род деятельности оплачивается дополнительно.

Институт классного руководства в средних школах обусловлен необходимостью координировать учебную и воспитательную работу в среднем и старшем учебных звеньях. Классный руководитель - это многофункциональная обязанность, накладывающая серьезную персональную ответственность за результаты развития детей и коллективов учащихся на педагога.

Поэтому обязанности классного руководителя в школе регламентированы специальным положением. Этот документ предусмотрен перечнем внутренних обязательных нормативных документов в образовательном учреждении.

Должностные обязанности классного руководителя

Назначение на должность классного руководителя осуществляется приказом директора образовательного учреждения и контролируется заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе. Обязательным условием является наличие высшего либо педагогического образования.

входит организация воспитания, внешкольного развития и детей в классе, защита интересов детей и детского коллектива в школьной и учебной среде, организация работы с родителями учащихся.

Результаты работы предоставляются в аналитической форме, отчетах всем заинтересованным субъектами образовательного пространства: педагогическому коллективу, административным органам, родителям. Структура должностных обязанностей включает в себя следующие разделы:

  • Направления и задачи работы.
  • Работа с учащимися.
  • Формирование детского коллектива.
  • Работа с внешней средой.
  • Воспитательная работа.
  • Повышение квалификации.
  • Необходимые знания и навыки.
  • Права и ответственность классного руководителя.

Направления и задачи работы

Деятельность классного руководителя осуществляется в трех важнейших направлениях: индивидуальный подход к каждому ученику, отношения со школьным коллективом учащихся, взаимодействие с внешней средой. Эти направления деятельности взаимосвязаны между собой. Индивидуальная работа с учеником включает в себя гармонизацию отношений со сверстниками, его самореализацию в учебной и внешкольной среде. Успешная социализация в детском коллективе - это непременное условие развития личности.

В свою очередь, класс в качестве субъекта учебно-воспитательной среды служит естественной почвой для самореализации каждого учащегося.

Чувство значимости для коллектива и признание ребенка в школьной среде - органичные элементы в системе обучения и развития детей.

В обязанности классного руководителя входит установление созидательных, позитивных отношений с родителями детей. Организация совместных мероприятий - самый короткий путь к установлению контактов на уровне «школа-семья».

Работа с учащимися

Классный руководитель участвует в формировании психолого-педагогических условий для развития личности учащегося в интеллектуальной, физической и духовной сферах. Для этого он должен знать особенности личности каждого ребенка, условия его жизни в семье. В функционал классного руководителя входит:

  • Посещение семьи ребенка и установление контактов с родителями.
  • Анализ успеваемости учащегося.
  • Оформление личных дел учащихся.
  • Контроль посещения занятий и предупреждение девиантных форм поведения.

На основании знаний об учениках и с учетом их личных возможностей педагог помогает раскрытию потенциала учащегося в коллективе в полной мере.

Формирование детского коллектива

Классный руководитель отвечает за формирование школьного коллектива, за процессы социализации. Поскольку от их эффективности зависит многое: учащихся, их первый опыт в процессе социализации, опыт отношений со старшими участниками процесса образования, результативность обучения.

В классного руководителя входит формирование качественной социокультурной среды в виде школьного объединения учащихся. Какие способы работы предусмотрены для достижения этой цели?

  • Проведение классных организационных мероприятий.
  • Анализ и оценка внутреннего климата коллектива учащихся.
  • Внеклассные культурные, спортивные и интеллектуальные мероприятия.
  • Совместные мероприятия с родителями.
  • Поездки и участие в мероприятиях разного уровня: областных, городских, региональных.

Работа с внешней средой

Работа с родителями, защита и представление интересов каждого ученика и коллектива в целом во внешней среде (школы, города) - важные моменты, которые включены в функциональные обязанности классного руководителя.

Классного руководителя направлена на помощь ребенку в осознании себя членом школьного социума, помогает детям понять свою долю ответственности за коллективные достижения.

Для формирования здорового климата детской образовательной среды в обязанности классного руководителя в школе входит формирование благоприятных условий для учащихся. Для этой цели используются:

  • Организация культурно-массовых и спортивных мероприятий.
  • Организация дежурств.
  • Помощь в процессе самоорганизации коллективных форм деятельности.
  • Участие в конкурсах, интеллектуальных мероприятиях, олимпиадах.

Воспитательная работа

Образование в школе - ведущая деятельность, однако не менее важны иные функции. Воспитательная работа классного руководителяс коллективом учащихся - это осознанное формирование позитивных и социально значимых форм поведения учащихся, направленных на принятие ими нравственных предписаний общества. Воспитание осуществляется в различных формах:

  • Тематические собрания.
  • Просветительская деятельность.
  • Активное участие в социально востребованных формах поведения (помощь ветеранам, участие в субботниках, организация концертов, выступлений, соревнований).

Повышение квалификации

Навык саморазвития должен быть присущ каждому педагогу.

входит повышение квалификации в соответствии с планом образовательного учреждения, а также в качестве элемента самообразования. Это может быть:

  • Участие в творческих конкурсах для педагогов.
  • Посещение педагогических семинаров, конференций.
  • Участие в профессиональном обмене.
  • Изучение печатных материалов и публикаций по предмету.
  • Работа на практических семинарах по освоению современных коммуникативных методик.

Необходимые знания и навыки

Для профессионального осуществления деятельности в качестве классного руководителя педагог должен обладать определенным комплексом знаний и уметь использовать их в практической деятельности:

  • Владеть знаниями детской и и физиологии.
  • Освоить уметь устанавливать контакт с учащимися и родителями.
  • Знать методы работы с группами и владеть современными методами индивидуальной работы.
  • входит знание Законодательства РФ, Закона «Об Образовании», Конвенции о правах ребенка, Декларации о правах и свободах человека, локальных актов и регламентов работы.

Права и ответственность классного руководителя

Педагог - это высокая степень ответствености. В обязанности классного руководителявменяется быть образцом для поведения. Нарушение этих правил чревато негативными последствиями для самого педагога.

Поскольку невозможно требовать соблюдения правил от детей, если их нарушает тот, кто ответственен за воспитание.

Права и обязанности классного руководителя имеют как внешние, нормативно прописанные регламенты, так и внутренние, нравственные предписания, нарушение которых может привести к серьезным последствиям, отражающимся на поведении учащихся.

Классный руководитель вправе:

  • Получать информацию о психофизиологических особенностях учащегося.
  • Контролировать результаты учебы.
  • Проявлять инициативу в совершенствовании форм работы на уровне школы.
  • Получать методическую, консультационную поддержку со стороны администрации и узкопрофильных специалистов.
  • Приглашать в школу законных представителей учащихся для решения вопросов по их воспитанию и обучению.
  • Защищать честь и достоинство в случае несогласия с оценкой со стороны администрации, родителей, учащихся, иных участников учебного процесса.

Ответственность классного руководителя: