Продажа земель сельскохозяйственного назначения на торгах. Имеет ли право администрация выставлять на торги участок сельскохозяйственного назначения. Какие земельные участки подлежат продаже без торгов по данному основанию

В 2019 году продажа земельного участка без торгов может осуществляться в 10-ти случаях.

Иными словами, есть 10 оснований, когда гражданин или организация могут купить земельный участок без аукциона.

Много это или мало судить не берусь, потому что всё относительно.

Прежде чем детально рассматривать все основания без аукционной продажи земли, следует отметить следующее:

для граждан самыми востребованными являются всего 2 основания, по которым они могут купить земельный участок .

Именно с этих 2-х оснований и начнем рассмотрение продажи земли, потому что оставшиеся 8 случаев для массового применения менее интересны.

1. Продажа земельного участка, на котором расположено здание или сооружение.

Собственник здания, сооружения или помещения имеет право выкупить земельный участок, на котором расположена его недвижимость.

Например, если у вас в собственности есть дом или другое сооружение, которое является недвижимостью, то администрация обязана продать вам земельный участок без торгов.

Данное право на выкуп земли под недвижимостью существовало давно.

При выкупе земельного участка всегда остро стоит вопрос цены.

По какой стоимости осуществляется продажа земельных участков без торгов.

Стоимость выкупа земли устанавливает местная власть.

Если муниципальная власть адекватная, то и стоимость выкупа земельных участков, как правило, разумная, а не взятая с потолка.

В ноябре 2016 года я получил в аренду земельный участок под ИЖС.

Стоимость выкупа этого земельного участка после строительства на нем дома составит всего 3% от кадастровой стоимости .

Вполне вменяемая стоимость выкупа земли.

Как обстоят дела в других города и поселках мне неизвестно, но вы легко можете это выяснить.

Достаточно направить официальный запрос в местную администрацию.

Как это сделать, написано в пошаговой инструкции. О ней узнаете ниже в этой статье.

2. Продажа земельного участка под ИЖС, ведение ЛПХ в границах населенного пункта, а также садоводства и дачного хозяйства или КФХ.

Следует отметить, что данное основание для приобретения земли без торгов является самым желанным для многих россиян, желающих построить дом, завести личное подсобное хозяйство или заниматься садоводством или дачным хозяйством.

Остановимся на этом основании подробнее.

Какие земельные участки подлежат продаже без торгов по данному основанию:

Земельные участки под огородничество, автосервис, промышленные и другие объекты купить без торгов по данному основанию не получится.

Земельные участки под ИЖС могут находиться только в границах населенного пункта.

За пределами города, поселка или другого поселения вы не найдете участок с видом разрешенного использования под ИЖС.

А вот земельные участки под ЛПХ могут располагаться как в границах населенного пункта, так и за его пределами.

Однако продажа земли под ЛПХ без торгов возможна только в отношении тех участков, которые находятся на территории населенного пункта.

Если участок имеет вид разрешенного использования – ЛПХ, но находится за границей населенного пункта, то купить такой участок без торгов не получится (по крайней мере, на законных основаниях).

  • земельные участки под садоводство и дачное хозяйство.

Участки под садоводство менее привлекательны, чем участки под дачное хозяйство.

Причина состоит в том, что на дачной земле можно прописаться, предварительно построив дом, а на садовом участке получить прописку бесперспективно.

Более подробно о том, как прописаться на дачной земле, изложено в пошаговой инструкции: .

  • земельные участки для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством.

Фермеры могут получить землю без торгов для ведения крестьянского хозяйства.

Кому администрация может продать земельный участок без торгов?

Купить земельный участок без торгов может только гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство.

При этом цель использования земли должна быть: ИЖС, ЛПХ в границах города (поселка), садоводство, дачное хозяйство или осуществление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Юридические лица (организации) не имеют права покупать землю для этих целей без торгов.

Продажа земельного участка без торгов осуществляется только гражданину, который:

  • подал заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
  • подал заявление о предоставлении земельного участка.

Заявление о предварительном согласовании подается на участок, который еще не сформирован .

То есть участок не имеет кадастрового номера.

Например, вы нашли свободный земельный участок, который не сформирован.

После этого, самостоятельно участка и подаете ее вместе с заявлением о предварительном согласовании.

Администрация в течение 30 дней должна дать один из 2-х возможных ответов:

  • согласовать вам предоставление участка.

В этом случае вы получаете право без торгов купить данный участок у администрации.

  • отказать вам в предварительном согласовании.

В этом случае, можно найти новый участок и подать другое заявление, либо написать жалобу в прокуратуру или суд, чтобы чиновники обосновали законность отказа.

Заявление о предоставлении участка подается в отношении земли, которая поставлена на кадастровый учет.

Иными словами, у земельного участка уже имеется кадастровый номер.

Например, вы на публичной кадастровой карте нашли свободный участок, который не сдан в аренду.

Таких земельных участков много в России.

Чтобы получить этот участок без торгов, вам нужно подать в местную администрацию заявление о предоставлении земельного участка.

Через 30 дней должен быть результат:

  • либо вы купите участок без торгов,
  • либо администрация должна дать обоснованный отказ, который можно оспорить.

Весь алгоритм действий по получению земли детально описан в пошаговой инструкции:

Готовая технология получения земельного участка

К инструкции прилагаются готовые образцы заявлений, схема земельного участка , документы для подачи в администрацию, и при необходимости в прокуратуру.

Применяйте инструкцию и готовые шаблоны документов, и тогда чиновники не смогут вами манипулировать.

3. Продажа земельного участка для сельскохозяйственного производства, который арендовался более 3 лет.

Купить без торгов земельный участок под сельхоз производство могут как гражданин, так и юридическое лицо.

Важное условие выкупа земли по этому основанию:

  • выкупать участок имеет право только арендатор;
  • срок пользования землей на условиях аренды должен быть не менее 3 лет;
  • заявление о выкупе участка должно быть подано до истечения срока действия договора аренды.

Если все условия совпадают, то можно стать собственником земли сельхоз назначения без всяких торгов.

4. Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей .

Данное основание касается земель сельскохозяйственного назначения, потому что оно закреплено в статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Воспользоваться правом на продажу без торгов земельного участка могут:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства,
  • сельскохозяйственные организации.

Важно, чтобы эти КФХ или сельхоз организации ранее использовали данный участок и успели подать заявление на выкуп не позже 6-ти месяцев с момента регистрации права муниципальной собственности на этот участок.

Стоимость выкупа такого земельного участка не может превышать 15% от кадастровой стоимости.

5. Продажа земельного участка, которым владеет организация на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Юридическое лицо, которому участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования может выкупить данную землю без торгов.

Не могут выкупать участки из постоянного (бессрочного) пользования только государственные и муниципальные органы, учреждения и казенные предприятия.

6. Продажа земельного участка предоставленного для комплексного освоения территории.

Выкупить земельный участок, который образован из участка, предоставленного для комплексного освоения может лицо, которое заключило соответствующий договор.

Договоры о комплексном освоении территории заключаются в соответствии с Градостроительным кодексом и законом «О содействии развитию жилищного строительства».

7. Продажа участка для ИЖС, который образован из земельного участка предоставленного некоммерческой организации для комплексного освоения территории.

Звучит весьма запутано, но на самом деле все просто.

Если некоммерческая организация получила большой земельный участок по договору комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, то член такой организации вправе выкупить участок, образованный из этого большого участка.

Для выкупа такого участка без торгов нужно иметь решение общего собрания членов этой некоммерческой организации.

Нельзя только выкупить по данному основанию участки, которые относятся к имуществу общего пользования.

Данное основание можно использовать тем, кто хочет не просто получить участок под ИЖС, но и заработать.

Создание некоммерческой организации и получение на нее земли под комплексное освоение, позволяет обеспечить себя участком и получать доход в будущем от деятельности организации. Например, в виде заработной платы руководителя.

8. Продажа участка, который образован из земель, предоставленных для садоводства, огородничества, дачного хозяйства.

Данное основание очень похоже на предшествующее.

Но оно касается земельных участков, предназначенных не для ИЖС, а для ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства.

Гражданин член некоммерческой организации, которой земля была предоставлена для садоводов и огородников, вправе без торгов выкупить свой надел земли.

На земли общего пользования (дороги, парковки и т.д.) данное право не распространяется.

9. Продажа земельных участков, относящихся к землям общего пользования.

Некоммерческая организация может выкупить земли, относящиеся к общему имуществу.

Данное основание возможно, если земля была предоставлена некоммерческой организации для комплексного освоения территории для ИЖС, либо для ведения дачного хозяйства.

Иными словами, гражданин член некоммерческой организации вправе выкупить свой надел, а сама некоммерческая организация вправе выкупить участки, являющиеся общим имуществом.

10. Продажа земельных участков, попадающих по действие закона о Дальневосточном гектаре.

Как известно, дальневосточный гектар можно получить в собственность бесплатно.

Однако, если площадь участка превышает 1 га на 1 человека, то возможно выкупить превышающую площадь участка.

Продажа превышающей площади участка осуществляется без торгов.

Стоимость выкупа сверхлимитной площади Дальневосточного гектара составляет 15% от кадастровой стоимости.

На этом обзор всех оснований, по которым возможна продажа земли без торгов, завершен.

Все основания выкупа участков без торгов вы можете найти в первоисточнике – пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.

Указанная статья кодекса содержит 12 оснований для продажи земли без аукциона.

В моей статье их получилось всего 10, потому что я объединил некоторые основания, чтобы вам было легче понять суть.

Напоминаю, что легче всего искать выгодный способ получения земельного участка с помощью интерактивной . Попробуйте, это пока бесплатно.

Желаю вам хорошего дня и достойной жизни.

Обратите внимание!

Многие не знают, что существует более 53-х оснований, когда земельный участок предоставляют без торгов.

Не одно, не два, и даже не десять, а 53 основания.

Без торгов земельный участок можно получить:

  • в собственность бесплатно — 9 оснований ;
  • обственность за плату — 10 оснований ;
  • в аренду — 16 оснований ;
  • в безвозмездное пользование 14 оснований ;
  • в постоянное (бессрочное) пользование — 4 основания .

Каждое основание имеет свои условия и порядок предоставления земли.

Чтобы выбрать самое подходящее основание, придется 10 часов напряженно изучать Земельный кодекс.

Однако есть более легкий способ.

Интерактивная интеллект-карта

Время истекло!

Бесплатные экземпляры закончились! Получите доступ к интеллект-карте .

Что вам дает интеллект-карта:

  • видение всех оснований получения земли без аукциона;
  • кликабельные заголовки за 1 секунду раскроют описание любого способа получения земельного участка без торгов;
  • вы за 7 минут подберете выгодные основания получения земельного участка без торгов;

Есть видео инструкция «Как пользоваться интерактивной интеллект-картой?»

Застолбите бесплатный доступ навсегда, потому что через 8 минут карта станет платной.

Желаю вам прекрасного дня и достойной жизни.

Метки:

Комментарии 225

        • Здравствуйте, Андрей.

          Если я правильно понял вашу цель (получить участок под склад), то могу предположить, что не обязательно искать участок на землях промышленности.

          Подходящий участок можно найти и на землях населенных пунктов.
          Объясню, на чем основаны мои выводы.

          Чтобы не путаться в земельных вопросах, необходимо различать 2 понятия:
          — категория земель,
          — виды разрешенного использования.

          Про земли промышленности знаю не много, потому что никогда их не прокачивал.

          Но точно известно, что земли населенных пунктов делятся на территориальные зоны.
          В каждой территориальной зоне может быть несколько видов разрешенного использования.

          В Приказе Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» есть такой вид разрешенного использования — «Склады ».

          Данному виду присвоен код 6.9 и он имеет следующее описание:
          «Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов»

    аукцион земельных участков

600 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (6)

    Юсупов Азизбек

    Юрист, г. Москва

    • 9419 ответов

      2152 отзыва

    Правомерно. Поэтому и проводят аукцион. Кто больше даст того и земля

    ЗК РФ, Статья 39.13. Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме

    1. Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводится в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
    2. Аукцион не проводится в электронной форме в случаях, если земельный участок предоставляется гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности либо предназначен для сельскохозяйственного производства.
    3. В случае проведения аукциона в электронной форме опубликование извещения о проведении аукциона в электронной форме в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не требуется.
    4. Порядок проведения аукциона в электронной форме устанавливается федеральным законом

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • Мартынюк Виталий

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      • 1252 ответа

        442 отзыва

      Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)Статья 8. Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

      1. При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

      2. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.

      Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
      3. В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

      При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.
      4. Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 1

      Свернуть

      получен
      гонорар 63%

      Юрист, г. Калининград

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • эксперт

      Добрый день,

      В принципе вам могли предоставить земельный участок без торгов.

      Статья 39.6 ЗК РФ Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
      2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
      19) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;

      Почему администрация провела аукцион необходимо изучать документацию, возможно участок не предназначен для этих целей либо по нижеследующим основаниям.

      Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
      (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

      Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
      1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
      2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
      3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к имуществу общего пользования;
      4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
      5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
      6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
      7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
      8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
      9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
      10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
      11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
      12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
      13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
      14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
      15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
      16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом;
      17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
      18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
      19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
      20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
      21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
      22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
      23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
      24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
      (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
      25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
      (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 63%

      Юрист, г. Калининград

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • эксперт

      Дело не в отказе, а в причинах почему участок выставили на аукцион, а они вполне могут совпадать с основаниями гипотетического отказа. Т.е. Если вы начнёте оспаривать проведение аукциона вам укажут на одно из таких оснований

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Всегда находятся за пределами населенных пунктов, что гарантирует их защиту от неблагоприятного воздействия выбросов градообразующих предприятий и транспортных магистралей.

Определение земель сельскохозяйственного назначения дано в ст.77 ЗК РФ. Несведущего в юриспруденции человека может смутить тот факт, что в указанной статье закона присутствуют два уточнения:

  • предоставленные для нужд с/х;
  • предоставленные для целей с/х.

На настоящее время точный состав этих категорий земель не раскрыт ни в одном законе или подзаконном акте. А лишь перечислены . О них говорится в п. 2 ст. 77, п. 1 ст. 78, ст. 79, ст. 81 ЗК. Комментариями к закону разъяснено, что все участки, подпадающие под это определение, делят на две категории.

  1. Предоставленные для нужд с/х – сельхозугодья (пашни, сенокосы, пастбища, животноводческие хозяйства и др.). Эти земли используют как средство производства.
  2. Предназначенные для этих целей – это земли, используемые как база для устройства дорог и инженерных коммуникаций, возведения зданий и строений для обслуживания нужд с/х. Отличительный признак этих объектов – они должны быть оправданы с точки зрения сельскохозяйственных нужд.

Купить можно любой участок, соответствующий определению, данному в ЗК.

Как найти свободный участок

В выборе свободного земельного участка единственный и безотказный помощник – , нужно зайти на сайт Росреестра и открыть соответствующий раздел . Далее последовательно выполняют следующие действия:

  • двойным щелком кликают по интересующему району, тем самым, вызывая укрупнение масштаба;
  • выбирают земельный участок, оценивая удобство расположения транспортных магистралей, наличие или отсутствие зеленых насаждений;
  • кнопкой мыши кликают по участку, и в открывшемся контекстном окне, изучают все имеющиеся сведения Росреестра.

Что нужно проверить, прежде чем принять решение о покупке конкретного земельного участка:

  • наличие ;
  • отсутствие обременений (не находится земля в залоге, под ипотекой, не наложен ли арест).

Каждый субъект федерации, каждая область и регион, имеют свою публичную кадастровую карту. Но по факту – это единая карта Росреестра. После того как на участок оформлен кадастровый номер, субъект обязан внести эти данные в единую карту. Данное требование прописано в законе и создано для того, чтобы потенциальные покупатели могли определять по карте, свободен участок или нет.

Что можно делать на купленном участке

Тем, кто желает получить в собственность участок земли сельхозназначения нужно знать, что эта категория земель, как и другие ресурсы (водные, лесные, промышленные) обладает . На ней нельзя делать все, что вздумается. Порядок пользования определен правовыми актами. Возможны следующие виды деятельности:

  • организация пастбищ, угодий и сенокосов;
  • выращивание с/х продукции;
  • возведение хозяйственных построек, необходимых для ведения хозяйства;
  • устройство водоемов с целью организации рыбного промысла;
  • строительство объектов для животноводства;
  • посадка фруктовых деревьев и виноградников;
  • использование лесопосадок для развития охотничьих угодий.

Все виды разрешенного пользования имеют свой перечень ограничений.

Кто может купить землю у государства

Купить землю сельскохозяйственного назначения может как юридическое лицо, так и физическое. Но процедуры приобретения земли в собственность для них разные. Порядок продажи и покупки регламентирован положениями № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Преимущественным правом покупки обладают КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства) и организации, ведущие сельскохозяйственную деятельность. Физическое лицо может либо взять у государства на 3 года и более, либо купить его на торгах, которые проводятся в форме аукционов. Но у физлица есть еще один способ приобретения земли сельскохозяйственного назначения: покупка у того, кто имеет право собственности на этот участок.

В каждом субъекте Федерации приняты свои законы о землепользовании. В них прописаны льготы для некоторых категорий граждан. Но, как правило, эти выгодные с экономической точки зрения предложения, относятся лишь к .

Как купить землю

Выбрав участок, пишут заявление в , на балансе которого он (участок) находится. Далее компетентными лицами принимается решение о проведении публичных торгов в форме . Принимаются и рассматриваются заявки всех претендентов. Результаты публикуются на сайтах муниципалитетов и в СМИ.

Процедура покупки земли у физического или юридического лица, собственника земли, иная. Это .

Документы для сделки:

  1. Выписка из ЕГРН или свидетельство о .
  2. Отказ от приобретения участка от администраций района и области (края).
  3. Нотариально заверенное согласие супруга (супруги) покупателя на покупку участка.
  4. Нотариально заверенное согласие супруга (супруги) продавца на продажу участка.
  5. Договор купли-продажи в трех экземплярах (один остается у продавца, второй – у покупателя, третий – в регистрационной палате).
  6. Паспорта участников.

В одних регионах наличие нотариально заверенного согласия от супругов субъектов сделки являются обязательными документами для совершения сделки. А в других – нет.

При продаже земель сельхозназначения продавец должен получить от администрации, в ведении которой находится участок, отказ от его покупки. Дело в том, что таких участков в свободной продаже нет. Продавец должен прийти в администрацию, подать заявление о намерении продать свой участок. Далее администрация отправляет этот документ в следующую инстанцию (область, край), от которой тоже должен быть получен отказ от покупки.

Важно! Есть возможность обойти условие об обязательном отказе администрации от покупки участка: . Но это рискованный способ, так как есть вероятность тщательной проверки условий, указанных в дарственной. Если проверка находит, что предоставлены неверные сведения или отсутствуют основания для дарения, сделка аннулируется. На практике таких случаев немного, но риск все же присутствует.

Как составить и зарегистрировать договор купли-продажи

Самый лучший вариант – составить договор у юриста по месту подачи документов на регистрацию. В случае обнаружения регистратором ошибки в документах, можно будет быстро внести правки в течение ближайших 30 минут.

Через 3 дня после подачи документов можно заказывать выписку из ЕГРН, в которой уже должен быть указан новый собственник. Если следовать закону и знать обо всех нюансах процедуры приобретения участка в собственность, стать ее владельцем можно быстро и без особых хлопот.

Чтобы не ошибиться, купив землю сельхозназначения в Московской области, учтите особенности своего бизнеса. Допустимость ведения определенной деятельности на участке зависит от разрешенного использования, наличия коммуникаций, возможности их подведения. В нашей базе представлены участки со следующими видами разрешенного использования:

Животноводство, садоводство, огородничество, ведение охотничьего хозяйства, рыбного промысла – лишь некоторые виды деятельности в сельскохозяйственной сфере. Наша компания осуществляет продажу сельскохозяйственных земель различных типов и назначений – позвоните нашим менеджерам, и они помогут вам с выбором!

Как формируется цена за участок сельхозназначения?

Стоимость земли сельскохозяйственного назначения под дачное строительство, разбивку садоводческого или фермерского хозяйства зависит от следующих факторов:

  • плодородие земель;
  • рельеф участка;
  • защищенность от ветра;
  • близость к водоемам и источникам воды для организации полива;
  • удаленность от автодорог;
  • наличие асфальтированных, щебневых подъездов;
  • сложность подведения инженерных коммуникаций.

Продажа земли сельскохозяйственного назначения в Московской области – наша специализация. Мы досконально изучили особенности данной сферы и продаем участки от собственников, предварительно осматривая их и тщательно проверяя документы.

Преимущества покупки земли сельхозназначения в «ЭКОЗЕМ»

У нас можно купить участок сельхозназначения в Подмосковье по низкой цене и с гарантией. Штат опытных юристов обеспечит чистоту сделок, поможет в оформлении договора купли-продажи, регистрации земли и т.д. В нашем каталоге – самые выгодные предложения в развитых районах области. Оставьте заявку на сайте, и мы подберем для вас оптимальный вариант!

Наша компания ООО Экозем, занимается продажей земли под сельхоз нужды, у нас вы можете купить землю сельхозназначения в Московской области, оставив заявку или позвонив по телефону указанному на сайте.

Земли, пригодные для выращивания необходимых в продовольственном плане культур, во всех странах считаются стратегическими объектами. В России, которая хоть и считается на большей части своей территории "зоной рискованного земледелия", пригодных для сельского хозяйства земель с избытком, и, как и всякий полезный ресурс, они находятся под пристальным вниманием государства.

Земли для нужд сельского хозяйства как предмет сделки

В период перестройки, когда произошла практически полная смена законодательной базы в стране, государство потеряло свой статус единственного собственника земли. Принятый 25.04.1991 г. Земельный кодекс РСФСР и поправки к Конституции 1978 г. физическим лицам иметь в собственности неограниченное количество участков для разных нужд. При этом был установлен мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения продолжительностью в 10 лет, в случае её бесплатного получения, и 5 лет, с момента приобретения за плату.

Однако с принятием в 1993 г. Конституции РФ все ограничения были отменены, и участки стали полноценными участниками гражданского оборота.

Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) в статье 11.1 определяет участки как часть поверхности земли, территорию, границы которой установлены и зарегистрированы в определённом законом порядке. Также они являются недвижимыми, делимыми, непотребляемыми, оборотоспособными вещами, имеющими специфическую черту в виде правового режима (категории), который устанавливается в зависимости от целевого назначения земли.

Среди перечисленных в законе используемые для нужд сельскохозяйственного производства, находятся на первом месте, что обусловлено их особой важностью для государства. В части 1 статьи 77 ЗК РФ к ним относят следующие объекты:

  • Участки, расположенные за пределами поселений и предназначенные для сельскохозяйственной деятельности - посева культур, животноводства, сенокошения, а также под размещение соответствующих объектов (ферм, зернотоков и пр.).
  • Участки, на которых можно заниматься сельским хозяйством, но относящиеся к другим категориям - землям поселений и нелесным землям лесного фонда.

Все описываемые объекты по своему составу неоднородны, и в предназначенный для продажи участок могут входить следующие их виды:

Части земель сельского хозяйства

Сельскохозяйственные угодья

участки, имеющие приоритет в использовании для сельскохозяйственного производства

Несельскохозяйственные угодья

участки с объектами "вспомогательного назначения"

Пашни (территории для посева культур) Внутрихозяйственные дороги
Многолетние насаждения продуктовых растений (сады, виноградники и пр.)

Лесные насаждения для защиты участка от вредных явлений (пожаров, суховеев и пр.)

Залежи - земли, ранее используемые как пашня, но оставленные в покое для восстановления плодородных свойств Участки под постоянными или сезонными зданиями, строениями и оборудованием, которые предназначены для хранения и переработки продукции сельского хозяйства
Сенокосы Водные объекты - природные или искусственные замкнутые водоёмы (пруды, обводнённые карьеры)
Коммуникации, в том числе мелиоративные

Независимо от состава и пропорций угодий, их продажа будет проводиться по особым правилам, определённым ЗК РФ и ФЗ № 101-ФЗ (далее - Закон об обороте). Однако существуют и некоторые особенности купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения со значительным включением вспомогательных угодий. В частности, их состав, условия возникновения и дальнейшего использования обязательно должны быть включены в текст договора.

Ограничения в продаже земель

Гражданский оборот участков осуществляется в учётом ограничений, установленных Гражданским, Земельным кодексом РФ и другими законами. Под ними понимают условия, запрещения, стесняющие собственника по время отчуждения объекта недвижимости (сервитут, ипотека, управление на доверии, аренда и пр.).

Согласно нормам Закона об обороте, купля-продажа земель сельскохозяйственного назначения имеет следующие ограничения:

  1. Участки не передаются в собственность иностранцам (физическим лицам или компаниям), лицам без гражданства, а также российским предприятиям, если в их уставном капитале доля иностранного участия составляет более 50%.
  2. Участки не могут быть проданы с последующим изменением категории (назначения). При этом после совершения сделки допустимо сменить разрешённое использование земли. Например, территории для сенокошения можно перевести в пастбища.
  3. Согласно статье 4 Закона об обороте, в собственности одного лица (человека или компании) может находиться только определённая площадь - от 10 до 100% от общего количества угодий в Более конкретные ограничения установлены региональными актами.

Преимущественные права в покупке участков

Статья 8 упомянутого закона определяет главное препятствие для свободного оборота земель - приоритет региона на приобретение участка при его продаже. Учитывая стратегическую и продовольственную важность территорий, ограничение, предусматривающее особый порядок отчуждения, вполне обоснованно.

Суть преимущественного права состоит в том, что продавец при намерении заключить в будущем договор продажи участка, обязан в письменной форме предоставить следующую информацию:

  • стоимость земли и срок расчётов между сторонами (не более 90 дней);
  • площадь объекта в гектарах и кв. метрах;
  • местоположение (адрес) участка по сведениям кадастрового учёта;
  • кадастровый (условный) номер земельного участка;
  • сведения о продавце, включая контактные данные.

В уведомлении не требуется указывать сведения о покупателе. Закон требует лишь обозначения желаний об отчуждении собственности. Также этот документ не влечёт возникновения каких-либо обязательств по продаже.

Извещение передаётся в канцелярию органа власти либо отправляется письмом с описью вложения. В последующем соответствующие отметки и документы будут главным доказательством в судебных спорах о действительности договора купли-продажи.

Если исполнительный орган (департамент, министерство, отдел) региона откажется от покупки, направив продавцу соответствующее уведомление, то продажа участка земли сельскохозяйственного назначения должна состояться в течение 1 года. Но решение по вопросу покупки земли может оказаться и положительным. В этом случае начинают действовать статьи законов регионального уровня, предусматривающие конкретные процедуры извещения продавца (уведомление, распоряжение или постановление) и оформления в последующем договора купли-продажи.

Например, продажа земель сельскохозяйственного назначения в Московской области, исходя из пункта 3 статьи 10 Закона № 75/2004-ОЗ от 12.06.2004 г., должна состояться в течение 60 дней после принятия муниципальным органом решения о приобретении участка.

Помимо прав региона или муниципального образования, законодательство РФ даёт преимущество и другим субъектам:

  1. Арендатор по пункту 8 статьи 22 ЗК РФ обладает правом выкупа арендованного участка из земель государственной собственности перед всеми другими желающими.
  2. При банкротстве собственника - сельскохозяйственной организации - правообладатели соседних земель имеют право преимущественного приобретения его владений.

Соблюдение условий о преимущественной покупке обязательно. В случае нарушения, купля-продажа земель сельскохозяйственного назначения может не состояться или быть признана недействительной в суде.

Предложение о продаже земель: образец

Нормы статей № 101-ФЗ развиваются и на региональном уровне, путём издания отдельных законов. Например, продажа земли сельскохозяйственного назначения в Иваново регулируется Законом № 31-ОЗ от 08 мая 2008 г. "Об обороте земель на территории Ивановской области". В других же регионах положения об отчуждении названных объектов включены в общие законы в виде отдельной главы или параграфа.

То же происходит и в отношении извещений о будущей продаже участка. В большинстве регионов предлагается направить письмо в произвольной форме, указав в ней всю необходимую информацию. Но в некоторых субъектах форма утверждается исполнительным органом. Например, в Нижегородской области извещение обязательно должно соответствовать Приложению № 1 к Постановлению Правительства № 453-р от 13 марта 2012 г.

Подготовка к совершению сделки по приобретению участка

Договор, как юридический факт, появляется в результате процедуры его заключения между независимыми сторонами (продавцом и покупателем), которая состоит в достижении согласия по всем условиям. Однако для заключения договора необходимо и наличие следующих условий:

1. Формирование земельного участка.

Продажа земли сельскохозяйственного назначения может осуществляться только в отношении индивидуально-определённых участков, что подразумевает прохождение их через процесс межевания (установление и закрепление границ на местности) и постановку на кадастровый учёт в соответствии с ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 г.

2. Извещение органов исполнительной власти региона или/и района о желании продать участок на конкретных условиях и получение от них соответствующего ответа.

3. Получение согласия третьих лиц на продажу, выраженное в письменной форме. Действующие законы предусматривают следующие их виды:

  • Согласие супруга собственника на продажу (пункт 3 статьи 35 СК РФ).
  • Согласие временного управляющего, собрания кредиторов или предоставившего финансовое обеспечение лица (статьи 64, 82 и 101 ФЗ № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности").
  • Согласие собственника (КФХ, сельхозпредприятия) соседних территорий, если сам продавец участка находится в состоянии банкротства на стадии

Приведённый перечень условий является открытым, так как необходимость совершения определенных действий для заключения договора купли-продажи, зависит от многих факторов, включая сам участок, его местоположение, правообладателя, способа отчуждения.

Например, при повторной купле-продаже не требуется проведение кадастровых работ, так как уже поставлен на соответствующий учёт. Извещение органов власти о намерениях к продаже требуется, только если продавцом является частное лицо.

Существенные условия

Положениями статьи 432 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ ) определено, что до момента фактического заключения сделки и передачи имущества и денег сторонам необходимо договориться о следующих условиях:

1. Предмет договора - полное описание земельного участка, позволяющие отличить его от других. Практика выработала набор сведений, которые обязательно указывать в договоре:

  • кадастровый номер;
  • адрес (местоположение);
  • площадь в гектарах или кв. метрах;
  • категория и разрешённое использование.

2. Цена отчуждаемой земли - материальное выражение обязанности оплатить исполнение продавцом своих условий договора купли-продажи. Она может быть указана как за всю территорию в целом, так и за единицу площади. Стороны свободны в выборе размера цены, но не могут менять её произвольно.

В отсутствие перечисленных условий договор продажи участка не будет заключён, а само отчуждение его в собственность другого лица просто не состоится.

Права и земельного участка

Продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения подразумевает не только определение предмета и цены, но и полную регламентацию действий сторон (продавца и покупателя) по вопросу передачи, принятия и оплате имущества, а также последующему оформлению документа в Росреестре.

Права и обязанности владельца определены в действующем законодательстве РФ и состоят в следующем:

1. Обязанности и права продавца.

1.1. Предоставление всей имеющейся у него информации об обременениях (ограничениях) участка, его качестве и перспективах использования по назначению. Это сведения:

  • о разрешении на ведение специфических видов сельского хозяйства (устройство виноградников, создание объектов и пр.);
  • наличие соседних участков, оказывающих какое-либо воздействие на приобретаемый участок;
  • качественные свойства земли, которые влияют на ее использование и стоимость;
  • иные данные, могущие каким-либо образом изменять решение покупателя о приобретении.

Права на земельный участок могут быть ограничены установлением на региональном уровне особых требований к использованию и режиму хозяйствования и быть связаны с охраной животного и растительного миров, сохранением плодородия почвы, мест обитания редких видов животных или птиц, естественных путей миграции и пр.

Собственники участков могут не знать обо всех имеющихся ограничениях, но должен указать в договоре те, которые ему известны.

1.2. Передача земельного участка.

Под этим положением подразумеваются действия продавца по фактическому и юридическому введению приобретателя во владение земельным участком. Причём подразумевается не буквальный смысл "вручения", а то, что вкладывается в это слово законом.

По пункту 1 статьи 224 ГК РФ любая вещь считается вручённой после непосредственного поступления во владение покупателя. Последнее может выражаться в виде освобождения участка от имущества продавца или прекращения хозяйствования.

Обязательство по передаче оформляется в виде специального документа - акта приёма-передачи за подписью сторон договора и только после этого считается исполненным.

2. Основное право продавца заключается в возможности требовать своевременной оплаты земельного участка по условиям договора купли-продажи. Если имущество отчуждается органом исполнительной власти, то он вправе:

  • контролировать охрану и использование участка;
  • требовать целевого использования имущества, а также выполнения других обязательств по использованию территории.

Права и обязанности покупателя земельного участка

Положения о действиях и возможностях приобретателя, как правило, аналогичны и в отношении продавца. Более того, последний может не иметь возможности исполнить свои обязанности без соответствующего действия покупателя. Вообще их можно условно разделить на 2 группы:

1. Основные обязательства.

1.1. Оплата стоимости участка в размере, сроки и порядке, установленным по договору купли-продажи. Как правило, это выражается в переводе средств на расчётный счёт в порядке полной предоплаты.

1.2. Совершение действий, направленных на принятие земельного участка в фактическое владение участков и составление акта приёма-передачи.

Количество дополнительных обязанностей, возлагаемых на покупателя, довольно велико и, обычно, включает согласие платить земельный налог не со дня изменения собственника участка в реестрах налоговых органов, а со дня заключения договора купли-продажи или момента начала фактического использования объекта. Его же, как правило, обязывают провести и оплатить регистрацию перехода прав на участок в органах Росреестра.

Если собственником предмета продажи выступает орган власти, то на приобретателя могут быть перенесены и другие обязанности, включая:

  • обеспечение содержания и благоустройства прилегающей территории и подъездных путей;
  • сроки и порядок освоения посевной территории;
  • обеспечение свободного доступа представителей государственных органов на участок для целей проверки особенностей хозяйствования;
  • сохранение межевых, геодезических знаков;
  • определённый набор и сроки проведения мероприятий по охране и улучшению состояния земель.

2. Главное право покупателя отвечает обязанности продавца и состоит в требовании своевременной передачи земельного участка с возможностью беспрепятственного осуществления своих полномочий собственника:

  • возведения строения и сооружений для нужд сельского хозяйства;
  • использования для собственных целей общедоступных полезных ископаемых, грунтовых вод и закрытых водоёмов;
  • проведения оросительных, осушительных, мелиоративных работ, устройства водоёмов (прудов и обводнённых карьеров).

Договоры приобретения земельных участков не имеют обязательной формы и заключаются по общим правилам о купле-продаже недвижимости. Но не возбраняется использовать и ранее действующие акты, Например, Приказом Роскомзема РФ 1-16/770 от 02.06.1993 г. был утвержден образец договора купли-продажи земли сельскохозяйственного назначения. В настоящее время этот документ утратил силу, но может служить ориентиром при сделках по отчуждению земельных участков.

Недействительные положения договора купли-продажи

Пункт 2 статьи 37 ЗК РФ перечисляет условия, при наличии которых продажа земли сельскохозяйственного назначения будет недействительна:

  1. Право продавца или иного лица выкупить имущество назад по своему желанию или при каких-либо условиях. Наличие такого положения противоречит самой сути собственности.
  2. Ограничения нового собственника (приобретателя) в возможности дальнейшего распоряжения полученным имуществом. Например, запрет на оформление ипотеки, посев определённых культур, сдачу в аренду и пр.
  3. Освобождение продавца земельного участка от ответственности при появлении претензий и притязаний на участок со стороны третьих лиц или государственных органов. Обязанность возмещения убытков покупателю за изъятие или препятствия в использовании участка предусмотрена статьёй 461 ГК РФ.
  4. Описание действий будущего собственника, каким-либо образом связанных с изменением категории земельного участка или его использованием не по назначению, то есть не для нужд сельского хозяйства.

Установление перечисленных ограничений имеет определённые смысл и эффективность. Например, благодаря им исключены случаи, когда под видом купли-продажи заключается договор залога. В зависимости от степени и объема включения в договор, продажа земли сельскохозяйственного назначения может быть признана недействительной в части или полностью.

Способы заключения договора продажи

С учётом формы собственности и субъектного состава выделяют следующий порядок продажи земель сельскохозяйственного назначения:

  1. Приобретение частного участка по универсальным правилам купли-продажи, предусмотренным § 7 главы 30 ГК РФ, статьями 30 и 38 ЗК РФ, статьёй 8 ФЗ № 101-ФЗ.
  2. Приобретение участка посредством проведения торгов (конкурсов или аукционов). Обычно эта процедура проводится при отчуждении участков, находящихся в публичной собственности. Отдельные правила, устанавливающие особенности продажи земель сельскохозяйственного назначения через торги, отсутствуют, и нормы Закона об обороте отсылают к стандартным положениям статей 38-38.1 ЗК РФ.
  3. Приобретение участка арендатором. При таком способе покупке большое значение имеет форма собственности. Если продаже подлежит частный участок, то сделка проходит по универсальным правилам. А вот выкупить арендуемые земли у государства или региона, как следует из пункта 4 статьи 10 Закона об обороте, можно в преимущественном порядке, но только при отсутствии действующих предписаний, выданных государственными или муниципальными органами, предоставившими участок в аренду.

Принцип свободы договора распространяется, в том числе, и на способ его заключения, что даёт возможность отчуждать земельные участки не только по универсальным правилам, но и через частные земельные торги (конкурсы, аукционы). Нормы Закона об обороте этому не препятствуют, обязывая соблюсти только обязательство в извещении органа власти субъекта о намерении продать участок.