Преставился ко Господу архимандрит Петр (Афанасьев). «Послание внукам». Памяти архимандрита Петра (Афанасьева)

В понедельник 11 апреля 2016 года на пятой седмице Великого постав Москве почил наместник Заиконоспасского ставропигиального монастыря архимандрит Петр (Афанасьев). В 7 часов утра после принятия Святых Христовых Таин отец Петр отошел ко Господу на 78-м году жизни. В этот же день председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом была совершена лития по новопреставленному в приделе прп. Никона, игумена Радонежского, Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

Прощание с Его Высокопреподобием проходит в Заиконоспасском монастыре с 8.00 до 21.00. Отпевание состоится 13 апреля в Заиконоспасском монастыре, начало литургии в 8.00, отпевание 9.30. Похоронен архимандрит Петр будет в Свято-Троицком Александро-Невском ставропигиальном женском монастыре в с. Акатово.

Архимандрит Петр родился 20 ноября 1938 года в с. Реп-Плата Курской области. Крещен в младенчестве. С 1963 по 1965 гг. проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил. В 1965 году окончил Московскую государственную консерваторию. В 1989 году рукоположен в сан диакона, в 1991 году — во пресвитера. С 1992 по 1994 гг. был заведующим кафедрой церковного пения Российского православного института им. св. ап. Иоанна Богослова.

В 1994 году окончил Московскую духовную семинарию. В 1997 году назначен настоятелем храма Спаса Нерукотворного Образа — Патриаршего подворья в Заиконоспасском монастыре г. Москвы. В 1999 году назначен настоятелем Патриаршего подворья храма свт. Николая Мирликийского в с. Шостье Касимовского района Рязанской области, в декабре 2015 года преобразованного в Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь (журнал № 115 заседания Священного Синода от 24 декабря 2015 года).

В 2000 году пострижен в монашество с наречение имени Петра в честь святителя Петра, митрополита Московского. В 2005 году назначен настоятелем Патриаршего подворья храма святого благоверного великого князя Александра Невского в селе Акатове Клинского района Московской области. Решением Священного Синода от 29 мая 2013 года (журнал № 63) подворье преобразовано в ставропигиальный женский монастырь. В 2006 году возведен в сан игумена. Решением Священного Синода от 5 марта 2010 года (журнал № 29) назначен наместником вновь открытого Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря. В 2011 году Святейший Патриарх Кирилл во время посещения обители вручил отцу Петру игуменский жезл и удостоил права ношения креста с украшениями. В 2013 году возведен в сан архимандрита. Заслуженный деятель искусств РФ.

Стоит напомнить, что история обители отмечена яркими событиями и выдающимися личностями, здесь начиналось российское высшее образование. По письменным источникам, Заиконоспасский монастырь известен с 1600 года. Что касается личностей, первым из изображения хронологии, стоит отметить иеромонаха Симеона Полоцкого - видного деятеля русского просвещения. Царь Алексей Михайлович призвал его с периферии в столицу как воспитателя своих детей, в том числе и будущего царя Федора Алексеевича.

Монастырь расположен в двухстах метрах от Красной площади, на Никольской улице. Некогда вдоль её тротуара располагались лавки по продаже икон. Отсюда и название - Заиконоспасский. Его восстановлением архимандрит Петр (Афанасьев) занимался около 15 лет.

Архимандрит Петр Афанасьев - выдающаяся личность. В свое время он занимал руководящие должности в Высшем музыкальном училище имени Гнесиных. Он славил Бога не только как наместник обители, но и как регент, руководитель мужского хора "Благозвонница". Коллектив которого хорошо известен не только в столице, но и далеко за её пределами, в том числе и за рубежом.

В журнале "Монастырский вестник" №10 2015 г. есть содержательное интервью с архимандритом Петром (Афанасьевым). Ниже мы публикуем отрывок из него:

– Отец Петр, как бы Вы оценили состояние современного монашества после испытаний атеистического периода?

– Да, были испытания, но народ наш сохранил монашество, потому что без этого никак, это – соль нашей жизни. Нет, конечно, я не хочу сказать, что сейчас «сплошная красота», но люди идут в монастырь, идут.

Монашество – это совершенно другая жизнь, это надо отказаться от всего, а не просто рясу и клобук одел. Надо понять, что такое терпение, послушание. Поведение, ходьба, манеры – все должно быть монашеское. Мы об этом изрядно забыли. Монах – это тот, кто идет по улице, полной разукрашенных женщин, и не видит их. То есть видит человека, но не видит в ней женщину.

– Для тех, кто идет к вам в монастырь, открыт доступ к интернету?

– Я лично не пользуюсь ни телевизором, ни радио, ни интернетом, ни даже. Но это мой личный аскетический выбор. Однако развитие прогресса я остановить не могу. Впрочем, хочу сказать не только о монахах, но и о людях вообще. Почему сейчас так много сумасшедших и просто нервных людей? Избыток информации – люди не могут ее переварить. Информация лезет отовсюду, и поэтому у многих нервные расстройства, у них просто разваливается нервная система. Они пьют антидепрессанты, у них бессонница. Я вот проблем не знаю – ложусь и засыпаю.

– Насколько тяжело монашеской общине в центре города?

– Тяжело… Но пусть хоть кто иной увидит монаха и задумается. Присутствие монаха в чем-то цементирует общество.

– Как Вы относитесь к тому, что в России сейчас появляется много новых монастырей, при том что старые еще не до конца возродились?

– Пока есть время, надо сеять семя.

– Отец Петр, Вы как-то особым образом ощущаете связь с бывшей в этих стенах Славяно-греко-латинской академией, с братьями Лихудами?

– Со всеми, кто здесь трудился, подвизался, со всеми этими достопочтенными именами я лично ощущаю связь. Можно сказать, что это фикция, но для меня это реально.

– К какому образу жития в монастыре Вы стремитесь?

– Скажу так: наместник должен во всем показывать пример: вовремя вставать, вовремя приходить на службу, быть примером поведения. Мне же приходится общаться со многими людьми – и с людьми искусства, и науки. Во многих предметах разбираться, даже в , потому что людей это волнует. Что касается примера, то еще скажу вот что. Если меня спросят, стал ли я монахом, твердо отвечу: «Еще нет»...

Таков ответ смиренного человека.

Когда мы узнали о том, что отец Пётр отошел ко Господу и решили уточнить подробности, первой новостной информацией в сети по этому скорбному поводу были стихи, простые стихи, настроившие на светлую печаль и одновременно тихую радость за почившего пастыря:

Не будет солнца над Москвой

Сегодня, в этот день печальный.

Болит душа – далёк покой –

И жаждет слёз исповедальных.

Как мало дней даёт Господь.

Как много в эти дни он сделал.

И шлёт молитвы Небу скорбь

Всех чад его – осиротелых.

С неравнодушной простотой

Он разъяснял нам сложность жизни.

И подавал пример собой

Служенья Богу и Отчизне.

Я помню тот морозный день,

И Литургию в белом храме;

Как причащал тогда детей,

Как радовался вместе с нами.

Мы молим Бога, чтобы Он

Принял тебя в Свою обитель.

Под грустный погребальный звон

Сердца скорбят – прими Спаситель.

Но вот и солнце разошлось:

Раскрылись тучи, словно двери.

Молись за нас. Твоя любовь

Нас не оставит в грешном мире.

Молись за нас святой душой

Наставник жизни, мудрый отче,

Наш светлый батюшка, родной,

Наш добрый пастырь, верный кормчий.

Андрей Михеев

Вчера, 11 апреля 2016 года в 7 часов утра после принятия Святых Христовых Таин на 78-м году жизни в Москве преставился ко Господу наместник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыряархимандрит Петр (Афанасьев).

В этот же день председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил литию по новопреставленному архимандриту Петру в приделе прп. Никона, игумена Радонежского, Троицкого собораТроице-Сергиевой лавры, информирует Патриархия.ru

Прощание будет проходить в Заиконоспасском монастыре (Москва, ул. Никольская, 7-9, м. "Театральная") 11 и 12 апреля с 8.00 до 21.00.
Отпевание состоится 13 апреля в Заиконоспасском монастыре, начало литургии в 8:00 отпевание в 9:30.
Похоронен архимандрит Петр будет в Свято-Троицком Александро-Невском ставропигиальном женском монастыре в селе Акатово Клинского района Московской области.

****************

Архимандрит Петр родился 20 ноября 1938 года в с. Реп-Плата Курской области. Крещен в младенчестве. С 1963 по 1965 гг. проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил. В 1965 году окончил Московскую государственную консерваторию.

В 1989 году рукоположен в сан диакона, в 1991 году - во пресвитера. С 1992 по 1994 гг. был заведующим кафедрой церковного пения Российского православного института им. св. ап. Иоанна Богослова. В 1994 году окончил Московскую духовную семинарию.

В 1997 году назначен настоятелем храма Спаса Нерукотворного Образа - Патриаршего подворья в Заиконоспасском монастыре г. Москвы. В 1999 году назначен настоятелем Патриаршего подворья храма свт. Николая Мирликийского в с. Шостье Касимовского района Рязанской области, в декабре 2015 года преобразованного в Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь (журнал № 115 заседания Священного Синода от 24 декабря 2015 года).

В 2000 году пострижен в монашество с наречение имени Петра в честь святителя Петра, митрополита Московского.

В 2005 году назначен настоятелем Патриаршего подворья храма святого благоверного великого князя Александра Невского в селе Акатове Клинского района Московской области. Решением Священного Синода от 29 мая 2013 года (журнал № 63) подворье преобразовано в ставропигиальный женский монастырь.

В 2006 году возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 года (журнал № 29) назначен наместником вновь открытого Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря.

В 2011 году Святейший Патриарх Кирилл во время посещения обители вручил отцу Петру игуменский жезл и удостоил права ношения креста с украшениями.

В 2013 году возведен в сан архимандрита.

****************

Из интервью архимандрита Петра разным СМИ в разное время:

- Отец Петр, расскажите, пожалуйста, немного о себе, о Вашем жизненном пути?

С Церковью был связан с материнской груди. В семье все были верующие - и я был верующим.

Учился, как все. В школе, меня ругали за то, что я ходил освящать куличи, тогда как мои сверстники были пионерами. В очень раннем возрасте, с юных лет, я познакомился с Троице-Сергиевой Лаврой.

Жил с Евангелием и старался жить по Евангелию, хотя это очень трудно, особенно в наше время.

Я выбрал путь с Богом. Наша семья была верующая, в роду я восьмой священник. И как-то не задумывался, монашеский или светский путь выбрать. Один старец мне сказал: «Когда наступит старость, тогда и примешь монашество, а так - живи по-монашески». И я все время так и старался и как бы уже вел себя к монашеству.

После окончания вуза, работал, занимал высокий пост, но потом, когда возник вопрос о том, чтобы оставить эту работу, мне благословили это – и я спокойненько ушел со своей должности, не задумываясь. А монашество принял 11 лет назад, и прекрасно себя чувствую. И хорошо, что принял в это время, в этом возрасте. Я был уже зрелым человеком, уже не терпел таких страстей, которые испытывают 17-18-летние дети, хотя раньше претерпевал, знал, что это такое.

Таков мой духовный путь.

Как сюда, в Заиконоспасский монастырь, попал? Просто я шел по Промыслу Божию, принимал, что Господь дает. Стать наместником или совершать какой-то особый духовный подвиг не стремился. У нас в семье вообще ругали за желание как-то выказать себя. Мне говорили так: «Твое дело – царское, срединный путь. Иди потихонечку – и все». Мама меня воспитывала так: «Терпи, что тебе Господь даст». И я терпел. Учился – терпел, поступил – терпел, защитил – терпел, и гонения терпел, и нападки…

На службах в Спасском соборе, куда меня назначили настоятелем в 1998 году, сразу стали бывать не только монахи, но и прихожане-миряне. Монахи – это соль. Именно соль. И то, что миряне больше обращаются к монахам, – это закономерно, веками сложилась такая традиция. Монах – это чистота, нравственная, духовная, телесная. Люди к этому тянутся. И мы принимаем прихожан как сродников.

С первых дней я приучал прихожан читать молитвы, читать Псалтирь. В день община прочитывала всю Псалтирь. Мы пробовали разные варианты, например, собирались все в храме и по очереди читали по кафизме. Службы с первого дня у нас были монастырские, без всяких сокращений.

Вообще я люблю служить, люблю Православие. Православие – это очень трудно. Быть православным христианином – это надо заслужить, заслужить своим поведением, обращением с людьми, где бы ты ни был – в лесу, в поезде. В каких бы обстоятельствах ни оказывался, ты всегда должен быть одинаков и стараться любить. У меня вот не всегда получается.

И главное – никого не оскорблять.

Мы забыли, что такое вообще любовь. А ведь без любви невозможно. Говорим о любви – а ее нет. Конечно, не 100 % нет, но в наше время она иссякает, слишком много лицемерия – и во всем надо разобраться.

Жизнь сейчас очень сложная, и в этой сложности надо не потерять душу, потому что душа дороже всего в мире. Можно говорить о высоких материях, об атомах, об электричестве – о чем угодно, а можно жить очень просто - но нельзя быть бездуховным.

Иногда я задумываюсь, как же говорят, что Ломоносов, родившись и выросши в какой-то поморской деревеньке, мог стать таким великим ученым? Но он ведь был воспитан не в какой-то глухомани, где не было ничего. На его малой Родине были грамотные люди, чистая речь, чистое мышление. Сейчас дети наши запутаны, им преподают множество предметов даже в школе, а надо учить главному – простоте. Корни Ломоносова были в земле, не испачканной духовно, он шел в Москву – и знал, куда шел и зачем, а главное - шел с верой. Он любил Родину, а ведь человек без Родины - без корней. Что уж сказать о человеке без Православия!... «Без Бога – не до порога».

Говорят, у нас семьи разваливаются. А потому что люди не знают, что такое любовь. Вот скажи мне, что такое любовь, одним словом?.. Бог – да, конечно. А вот я тебе скажу одним словом: любовь – это жертва. Я жертвую для тебя, для него, для людей… Люблю людей, потому что это творение Божие. Могу ли я не любить девушку или жену, если это творение Божие? А если так, то я не имею права блудить, оскорблять и так далее. А значит, семьи будут очень чистыми, прочными…

А людей надо учить и показывать своим поведением, а не так, что говорить одно, а делать по-другому. И надо любить все, что дает Господь Бог. Ведь без Господа Бога мы не можем сделать ничего.

Мы самые счастливые на земле, потому что рождены и живем в России. Мы живем в самой богатой в мире стране. В стране, богатой не только обширной и плодородной землей, недрами, полноводными реками, но, прежде всего, богатой боголюбивым православным, чистым душой народом, который, несмотря на обрушившуюся на него грязь с запада, на пропаганду чуждого образа жизни и псевдокультуры, остается верен Богу и своему предназначению. Сейчас сатана устроил настоящую бойню на русской земле. Пропаганда через телевизор и другие, так называемые, СМИ разврата и распущенности; аборты, которые есть не что иное, как убийства младенцев, наркомания, алкоголизм - это все орудия уничтожения нашего народа. Все это попущено нам, потому что мы забыли, кто наш Бог, оставили Спасителя нашего Иисуса Христа и Его святые заповеди.

Господь пришел на землю спасти нас от рабства греха, а мы отвернулись от Него. Русские люди забыли, что значит быть русскими! Быть русскими - это значит жить по-русски, жить во Христе!

Весь разврат к нам приходит с запада. Так называемая эпоха Возрождения привела к упадку христианской культуры на западе и открыла дорогу распущенности и вседозволенности, всему греховному. Вы только вдумайтесь, в одном Риме за этот период число проституток увеличилось на 16 тысяч, учитывая число населения Рима той эпохи, цифра огромная. Всю свою последующую историю запад оскотинивался и падал все ниже и ниже.

Вы посмотрите, геи с лесбиянками ходят на парады. Содомия - мерзость сплошная. Так какая же это культура? Чему нам у них можно научиться? Вы окиньте взглядом нашу недавнюю историю: какие были красивые платья, какой был благочестивый уклад жизни, какая была культура. Да хотя бы старые фильмы посмотрите, «Кубанские казаки», например. Умели работать, умели отдыхать, любили и верили, а как пели!

Нам навязывают все с запада, реформируют образование по западному образцу. Преподают какие-то уроки сексуальности в школе, какой-то единый экзамен придумали. Да это просто преступление. Школьное и высшее образование в России всегда было лучшим в мире, а, прежде всего, - нравственным…

Искусство, наука всегда несли, прежде всего, духовность, нравственность. Нас хотят заставить перестать быть русскими, забыть свою культуру, традицию, свою веру.

Мы все украшаем храмы, золотим, а надо души человеческие золотить словом Божиим. Духом Святым движется все.

Как преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен». Просвещенным Духом откроется все. И надо, прежде всего, возродить православную семью, чтобы дети росли в полноценных семьях. Запретить разводы, запретить аборты.

У птицы два крыла, и она летит, парит. Так и семья - это два крыла: муж и жена, на них все и держится. А если одно, то будет птаха только крутиться на месте и взлететь не сможет. Так и неполные семьи мыкаются, и несчастные их дети…

Возрождение России произойдет тогда, когда вырастет целое поколение верующих православных людей. Без веры мы ничего не сделаем. Даже в семье, если она - практикующий врач, а он - ученый, то что их может объединять, какие общие интересы? Что бы их ни объединяло - все это ненадежно и недолговечно. Только вера соединяет накрепко и навсегда. Дух Божий с ними пребывает и соединяет их. Для возрождения России нужно, чтобы православный народ, объединенный в Вере, взялся за это дело… Только в храме это единение в Духе может произойти. Сейчас много храмов возрождается, но храм без людей, соединенных молитвой, - это просто здание, простые стены. Прежде всего, основная работа ложится на священство. Надо трудиться, устал ты или нет, но хоть два слова в назидание скажи. Надо быть вместе с народом, со своей паствой. Если священник не несет Божиего слова людям - это пустой священник. Каждый священник должен знать, что пастырское служение - тяжелый крест, и его надо нести, а с креста не сходят, с креста снимают…

**************

Упокой Господи душу усопшего раба Твоего новопреставленного архимандрита Петра


Свято-Троицкий Александро-Невского ставропигиальный женский монастырья в селе Акатово Клинского района Московской области

Позвонила подруга - сегодня отпевали нашего дорогого батюшку, отца Петра. Он отошёл к Господу позавчера, сразу после Причастия.
- К кому теперь бежать? - говорила мне подруга, - бывает, придёшь к нему, спросишь: «батюшка, можно я Вам пожалуюсь?», а он улыбнётся и ответит: «Можно».

Я познакомилась с архимандритом Петром, наместником Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря, немногим более пяти лет назад. Тогда я ждала пятого ребёнка, и беременность протекала тяжело: то кровило, то болел живот, и, как-то после очередного посещения врача, я, будучи в отчаянии, набрала номер подруги.
- Я сейчас позвоню своему духовнику, и попрошу, чтобы он за тебя помолился.
- Не надо, что толку. У меня тоже есть духовник, - ответила я.
- Ты не понимаешь. Мой духовник тебе поможет, - уверенно ответила подруга.
- Не надо, - попросила я, но подруга уже набрала номер, и отец Пётр ответил сразу.

Потом подруга рассказала, что батюшка редко отвечает на звонки, телефон его по большей части выключен, и то, что он тогда взял трубку, было чудом, так как в тот момент он находился где-то далеко от Москвы. Подруга, даже не прервав разговора со мной, несколько минут поговорила с батюшкой по другому телефону, и сказала:
- Лена! Тебе надо исповедоваться.
- Так я исповедуюсь, - ответила я, - эка невидаль.
- Отец Пётр сказал, что у тебя есть нераскаянные грехи.
- Да? - озадачилась я.
- Да. И тебе надо как можно чаще, желательно каждый день ходить в храм, каждый день Причащаться, чтобы вспомнить их.
- Спасибо. Я попробую. Может быть, он прав? - задумалась я.
- Прав, конечно прав.

Я попрощалась с подругой и взяла одну из книг, в помощь кающимся. Эту книгу я уже читала, но действительно, почему, почему я не исповедовала грехи, о которых помнила, грехи, которые мучили меня? Вроде бы хожу, исповедуюсь, а главное? Почему же оно всегда, столько лет, ускользало?
Несколько дней я вспоминала грехи, плакала, мучительно переживая, заново осознавая ужас содеянного, но старалась не отчаиваться, надеясь на милость Божью. Чтобы ничего не забыть, я стала записывать грехи, хотя очень этого не люблю. У меня получился большой лист, исписанный мелким почерком.

Я поехала в свой храм. В свой любимый храм, куда всегда приходила и в минуты радости, яркие и быстротечные, и в дни отчаяния, тянувшиеся, как казалось, бесконечно долго.
В тот день исповедь принимал ныне покойный архимандрит Гавриил (Зеленкин), который грозно наступал на меня и больно, но не обидно бил в лоб, если я долго не причащалась. Я встала в очередь и смотрела, как он быстро, не читая, рвал бумажки, которые подавали ему прихожане.
Когда подошла я, он даже не взял в руки мой листок, а лишь кивнул: Читай». И я стала читать. Когда я закончила, и отец Гавриил возложил на мою голову епитрахиль, у меня возникло чувство, будто бы старая страница книги перевернулась, и открылась другая. Новая, с другим рассказом.

Как страшно сейчас, спустя годы, вспоминать, что столько лет я жила, осознавая греховность содеянного, но не исповедуясь в совершённых когда-то ошибках! Почему я не исповедовала эти грехи? От того, что было стыдно? Самое интересное, что нет, не из-за этого, а просто по невнимательности, по забывчивости, а может, и по глупости, я несла этот груз, эту ношу, отравляющую мою жизнь, в своём сердце.

Отец Гавриил ушёл к Богу несколько лет назад, но я до сих пор так до конца и не поверила в то, что его больше нет. Лишь глядя на его могилку прямо за алтарём храма, я ненадолго осознаю, что он больше не выйдет из трапезной и не даст мне в лоб, а мне этого так не хватает!

После той исповеди мне стало намного легче. Я старалась причащаться как можно чаще, и беременность удалось доносить почти до срока. Роды начались на две недели раньше, и были очень тяжёлыми: девочка шла личиком вперёд, запрокинув головку. Это были сложные, выматывающие роды, врач и акушерка не отходили от меня ни на минуту, муж находился рядом и молился, и всё, слава Богу, закончилось хорошо.

Несколько раз мы ездили к отцу Петру. Служил он в самом Центре Москвы, рядом с Красной Площадью. Народу к нему всегда было очень много, но нас он принимал быстро и очень душевно. Правда, батюшка обличил моего мужа, и мой благоверный ездить к нему отказался. На меня, бывало, отец Пётр тоже ворчал, причём, всегда по делу, и я старалась принимать строгость и недовольство мною батюшки со смирением, хоть и не без труда. В отличие от моего супруга я была готова работать над собой.
Когда мы привели к отцу Петру Ефрема, он погладил его по голове и сказал, что ничем помочь не может: «Я не Господь Бог», - вот его слова. А когда я привезла ему очаровательную маленькую Просеньку, чтобы показать её батюшке и поблагодарить его за молитвы, он нахмурился. Отец Пётр как-то сразу увидел, что Параскева тоже может стать такой, как Ефрем. Из слов отца Петра я поняла, что в случае с Просей многое зависит он нас. Первые два года Параскева будто бы была погружена вглубь себя, не пытаясь взаимодействовать с миром, но к четырём годам, благодаря Причастию, молитвам отца Петра и занятиям, у неё всё наладилось. Сейчас Просе пять, это добрая, смышлёная весёлая девочка, ранимая, удивительно чистая и наивная. Она прекрасно рисует, изумительно поёт, сочиняя музыку и красивые стихи, и уже знает буквы и цифры.
Отец Пётр очень любил детей, без подарков от него не уходил ни один ребёнок. Многодетным семьям он давал деньги. Его чада рассказывали мне случаи, когда он давал им именно ту сумму, которая на тот момент требовалась, непостижимым образом угадывая нужду человека, доставая из ящичка стола будто бы специально приготовленный конверт.

Батюшка, высокий, красивый и величественный, очень не любил, когда слышал, что кто-то называет его старцем. Проповеди отца Петра не были похожи на проповеди других священников, они были необыкновенно душевными (в хорошем смысле этого слова), создавалось ощущение, что с тобой говорит старый друг, простодушно делящийся тем, что действительно знает не из книг, а по собственному опыту, но главное - друг, который тебя любит, а не просто учит, возвышаясь с амвона.

Сейчас много до тошноты «правильных» священнослужителей, которые «каноничные» только в своих проповедях, да и то, если дело не касается их жизней. Отец Пётр был не такой. Он был настоящий, и доказательство тому - его уход из мира. Господь забрал батюшку после принятия Святых Христовых Таин.

Уходят, один за другим, самые лучшие люди, оставляя нас осиротевшими, подобно слепым щенкам, наивно выползающим на большую дорогу, не осознавая, где на самом деле таится опасность. Господь забирает своих, а мы пока остаёмся здесь, в этом чужом и враждебном мире, с нетерпением ожидая встречи с Создателем. Кто-то плачет, моля о помиловании, кто-то пафосно «зарабатывает награду на Небесах» - кому что, Господь разберётся, кто с Ним. Время жатвы близится.

Господи! Упокой душу усопшего раба Твоего, новопреставленного архимандрита Петра!
Батюшка Пётр, моли Бога о нас...

Пение сердца «Любите веру Православную! Любите Родину! Любите язык наш русский! Храни вас всех Господь». Так заканчивал почти каждую проповедь архимандрит Пётр, а для большинства из нас просто «Батюшка». «Батюшка»! Какое ёмкое, теплое, родное для каждого прихожанина нашего храма слово, сколько мольбы, надежды на защиту, помощь, утешение слышится в этом обращении к горячо любимому духовному отцу. Он был строгим и ласковым, внимательным и деликатным, всегда неизменно любящим, справедливым и отзывчивым на любую беду и боль. И днем, и ночью Батюшка был готов прийти на помощь, и его молитвенный покров оберегал на протяжении долгих лет всех его многочисленных чад по всей России и за ее пределами. Каждое слово поддержки и одобрения, сказанное о. Петром, было для его паствы дорогой и самой ценной наградой. Архимандрит Пётр, в миру Александр Николаевич Афанасьев, родился в семье Николая Ивановича и Евдокии Григорьевны Афанасьевых в селе Реп-Плата Курской области 20 ноября 1938 г. Родители были певчими хора в местном соборном храме Архангела Михаила. В день рождения он был крещён приходским священником в честь св. мч. Александра Солунского. Осенью 1945 г. семья переехала в Москву. Мать водила четверых детей в храм на богослужения. С детства Батюшка пел на клиросе, проникаясь русской духовной музыкой. Пережив все тяготы военного времени, он возмужал и духовно окреп. Твердый, принципиальный, верный, он раз и на всю жизнь связал себя в 1960 г. семейными узами с единственной избранницей – Евгенией Дмитриевной Афанасьевой (в девичестве Андреевой), – ставшей ему любящей женой, матерью дочери Ольги, верной спутницей и помощницей, позднее, как и Батюшка, принявшей монашество с наречением имени Анастасии. Венчал Александра и Евгению схиархимандрит Амвросий (Иванов), оказавший глубочайшее воздействие на духовное становление о. Петра. Батюшка всегда с особой теплотой вспоминал о своем первом духовнике, а в комнатке, где на протяжении многих лет о. Петр принимал чад, висел портрет этого почитаемого балабановского старца, восприемника Оптинского монашества. По окончании специального музыкального училища по классу домры, преуспев в игре на контрабасе, Батюшка был призван в 1963 г. в армию. Будучи к этому времени уже человеком семейным, о. Петр обратился в Министерство обороны СССР с ходатайством о переводе в часть, расположенную поближе к его нуждающимся в попечении родным – жене и дочери, а также с прошением позволить ему совмещать службу в армии с учебой в Московской государственной консерватории. В 1965 г. о. Петр завершил прохождение срочной военной службы и одновременно с успехом закончил обучение в консерватории по классу контрабаса. Спустя десять лет, в 1975 г., он там же прошел курс обучения по классу дирижирования. Так Батюшка окончательно связал свою профессиональную деятельность с музыкой, при этом сохраняя интерес к разным областям знания, в том числе истории и литературе, и не забывая о собственном духовном развитии. О. Петр говорил, что ещё студентом, прогуливаясь мимо закрытого тогда Заиконоспасского монастыря, размышлял о том, как хорошо было бы возродить и вновь открыть эту древнюю обитель. И Господь внял его желанию. В 1965-1975 гг. Александр Николаевич был заведующим классом дирижирования музыкального училища им. Гнесиных. В советское время он дирижировал многими знаменитыми оркестрами; около двадцати лет, в 1972-1992 гг., являлся художественным и музыкальным руководителем Московской государственной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств России. В том, что самобытная русская музыка зазвучала во всем мире, привлекла к себе должное внимание и была, наконец, оценена по достоинству, - несомненная заслуга дирижёра Афанасьева. Поэтому, конечно, не случайно, что именно Батюшка, подружившийся с одарённым регентом, архимандритом Матфеем (Мормылем), активно участвовал в записи первых дисков церковных песнопений хора Троице-Сергиевой лавры между 1968 и 1978 годами. Батюшка стоял у истоков нескольких существующих и поныне музыкальных коллективов, среди которых выделяются созданная им в 1975 г. Московская инструментальная капелла при Московской областной филармонии и основанный в 1997 г., т.е. уже после вступления на путь священнослужения, мужской камерный хор «Благозвонница». Имея в роду несколько поколений церковнослужителей, талантливый дирижер и регент совершил закономерный для его духовного развития, но казавшийся удивительным для окружающих, шаг - стал священником. К слову, его мать, еще в детстве вложившая в сына искру веры и благочестия, завершила земную юдоль монахиней Евпраксией. На путь служения Батюшка вступил в 1989 г. в возрасте 51 года - зрелым, состоявшимся человеком. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил хиротонию Александра в сан диакона, а в 1991 г. - в пресвитера. В период с 1989 по 1992 гг. он служил сперва диаконом, а затем священником в Свято-Троицком Ново-Голутвином Коломенском женском монастыре, а с февраля 1995 г. - при Патриаршем подворье в Высоко-Петровском монастыре г. Москвы. В 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II иерей Александр назначается настоятелем Храма Спаса Нерукотворного Образа Патриаршего подворья бывшего Заиконоспасского монастыря г. Москвы, а в 1999 г. - настоятелем Патриаршего подворья храма святителя Николая Мирликийского в селе Шостье Касимовского района Рязанской области. В 2000 г. пострижен в монашество с именем Пётр, в честь святителя Петра, митрополита Московского. В 2005 г. назначен настоятелем Патриаршего подворья храма святого благоверного великого князя Александро-Невского в селе Акатово Клинского района Московской области. Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. он назначен наместником вновь открытого Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря. В 2011 г. Святейший Патриарх Кирилл во время посещения обители вручил о. Петру игуменский жезл и удостоил права ношения креста с украшениями, а в 2013 г. возвёл в сан архимандрита. Со временем все эти подворья преобразованы в ставропигиальные монастыри. Вместе с тем, духовных чад у Батюшки становилось всё больше. Одни принимали монашество, другие жили семейной жизнью – и бремя забот о вверенных ему чадах постоянно возрастало. А к каждому послушанию, относился он с присущим ему усердием и тщанием, скрывая свои болезни и усталость, оставаясь всегда живым примером бодрости духа. Часто, когда его хвалили, он говорил: «А что я сделал? Я ничего не сделал. Это всё Господь Бог сотворил. Вот посмотрите - на пустом месте Он создал три ставропигиальных монастыря, подворья, храмы. А мы только и дивимся чудесам Божиим». Эти чудеса происходили у нас на глазах – и мы могли только догадываться, каких трудов и сил это требовало от Батюшки. А он всегда был готов ободрить, поддержать, дать добрый совет всем, кто бы ни обратился к нему, принимая страждущих с утра до глубокой ночи. О. Петр удостоился милости Божией иметь духовное общение с великими подвижниками XX - начала XXI в., среди которых особое место принадлежит схиархимандриту Амвросию (Иванову), ставшему, как позднее и два других старца - архимандрит Кирилл (Павлов) и архимандрит Наум (Байбородин) - образцом беззаветного пастырского служения. Под руководством о. Наума Батюшка постигал монашескую науку, еще с первых послушаний маляра и регента в Александровской слободе г. Александрова приучаясь с радостью и безотказностью принимать волю своего духовника. Скольким людям он помог добрым словом, взглядом ласковым или же строгим, знает только Господь. Иной раз отец Пётр говорил всего несколько слов, а человек уходил просветлённым, изменившимся. Каждый из нас помнит случаи, когда Батюшка отвечал даже на незаданные, но мучившие человека вопросы; подсказывал образ действий в ещё не возникшей ситуации, советом или намёком, как бы мимоходом, помогал разрешить возникшие сложности жизни. Мы, его духовные чада, осиротели, но будем помнить слова Спасителя: «Бог же несть мертвых, но живых: вси бо тому живи суть» («Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы») (Лк. 20:38). Будем же молить Господа Иисуса Христа даровать Царство Небесное нашему духовному отцу архимандриту Петру. И будем до конца нашей жизни помнить и исполнять его заветы, чтобы и нам сподобиться встречи с праведными отцами нашими и войти в вечную радость на Небесах. Помним его, высокого, светлого, с ясным взором внимательных, ободряющих, любящих глаз. Да, воистину, мы счастливы: мы знали Батюшку, любили его. И любим, ведь все мы благословлены его отеческой дланью. Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего архимандрита Петра и сотвори ему вечную память! Аминь. 11 апреля (29 марта) 2016 года от Рождества Христова Москва

Сегодня, 20 мая 2016 года, исполняется сороковой день по преставлении незабвенного наместника Заиконоспасского монастыря архимандрита Петра (Афанасьева).

«Любите веру Православную! Любите Родину! Любите язык наш русский! Храни вас всех Господь». Так заканчивал почти каждую проповедь архимандрит Пётр, а для большинства из нас просто «Батюшка».

«Батюшка»! Какое ёмкое, теплое, родное для каждого прихожанина нашего храма слово, сколько мольбы, надежды на защиту, помощь, утешение слышится в этом обращении к горячо любимому духовному отцу. Он был строгим и ласковым, внимательным и деликатным, всегда неизменно любящим, справедливым и отзывчивым на любую беду и боль. И днем, и ночью Батюшка был готов прийти на помощь, и его молитвенный покров оберегал на протяжении долгих лет всех его многочисленных чад по всей России и за ее пределами. Каждое слово поддержки и одобрения, сказанное о. Петром, было для его паствы дорогой и самой ценной наградой.

Архимандрит Пётр, в миру Александр Николаевич Афанасьев, родился в семье Николая Ивановича и Евдокии Григорьевны Афанасьевых в селе Реп-Плата Курской области 20 ноября 1938 г. Родители были певчими хора в местном соборном храме Архангела Михаила. В день рождения он был крещён приходским священником в честь св. мч. Александра Солунского.

Осенью 1945 г. семья переехала в Москву. Мать водила четверых детей в храм на богослужения. С детства Батюшка пел на клиросе, проникаясь русской духовной музыкой. Пережив все тяготы военного времени, он возмужал и духовно окреп. Твердый, принципиальный, верный, он раз и на всю жизнь связал себя в 1960 г. семейными узами с единственной избранницей – Евгенией Дмитриевной Афанасьевой (в девичестве Андреевой), – ставшей ему любящей женой, матерью дочери Ольги, верной спутницей и помощницей, позднее, как и Батюшка, принявшей монашество с наречением имени Анастасии. Венчал Александра и Евгению схиархимандрит Амвросий (Иванов), оказавший глубочайшее воздействие на духовное становление о. Петра. Батюшка всегда с особой теплотой вспоминал о своем первом духовнике, а в комнатке, где на протяжении многих лет о. Петр принимал чад, висел портрет этого почитаемого балабановского старца, восприемника Оптинского монашества.

По окончании специального музыкального училища по классу домры, преуспев в игре на контрабасе, Батюшка был призван в 1963 г. в армию. Будучи к этому времени уже человеком семейным, о. Петр обратился в Министерство обороны СССР с ходатайством о переводе в часть, расположенную поближе к его нуждающимся в попечении родным – жене и дочери, а также с прошением позволить ему совмещать службу в армии с учебой в Московской государственной консерватории. В 1965 г. о. Петр завершил прохождение срочной военной службы и одновременно с успехом закончил обучение в консерватории по классу контрабаса. Спустя десять лет, в 1975 г., он там же прошел курс обучения по классу дирижирования. Так Батюшка окончательно связал свою профессиональную деятельность с музыкой, при этом сохраняя интерес к разным областям знания, в том числе истории и литературе, и не забывая о собственном духовном развитии. О. Петр говорил, что ещё студентом, прогуливаясь мимо закрытого тогда Заиконоспасского монастыря, размышлял о том, как хорошо было бы возродить и вновь открыть эту древнюю обитель. И Господь внял его желанию.

В 1965-1975 гг. Александр Николаевич был заведующим классом дирижирования музыкального училища им. Гнесиных. В советское время он дирижировал многими знаменитыми оркестрами; около двадцати лет, в 1972-1992 гг., являлся художественным и музыкальным руководителем Московской государственной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств России. В том, что самобытная русская музыка зазвучала во всем мире, привлекла к себе должное внимание и была, наконец, оценена по достоинству, - несомненная заслуга дирижёра Афанасьева. Поэтому, конечно, не случайно, что именно Батюшка, подружившийся с одарённым регентом, архимандритом Матфеем (Мормылем), активно участвовал в записи первых дисков церковных песнопений хора Троице-Сергиевой лавры между 1968 и 1978 годами.

Батюшка стоял у истоков нескольких существующих и поныне музыкальных коллективов, среди которых выделяются созданная им в 1975 г. Московская инструментальная капелла при Московской областной филармонии и основанный в 1997 г., т.е. уже после вступления на путь священнослужения, мужской камерный хор «Благозвонница».

Имея в роду несколько поколений церковнослужителей, талантливый дирижер и регент совершил закономерный для его духовного развития, но казавшийся удивительным для окружающих, шаг - стал священником. К слову, его мать, еще в детстве вложившая в сына искру веры и благочестия, завершила земную юдоль монахиней Евпраксией.

На путь служения Батюшка вступил в 1989 г. в возрасте 51 года - зрелым, состоявшимся человеком. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил хиротонию Александра в сан диакона, а в 1991 г. - в пресвитера.

В период с 1989 по 1992 гг. он служил сперва диаконом, а затем священником в Свято-Троицком Ново-Голутвином Коломенском женском монастыре, а с февраля 1995 г. - при Патриаршем подворье в Высоко-Петровском монастыре г. Москвы.

В 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II иерей Александр назначается настоятелем Храма Спаса Нерукотворного Образа Патриаршего подворья бывшего Заиконоспасского монастыря г. Москвы, а в 1999 г. - настоятелем Патриаршего подворья храма святителя Николая Мирликийского в селе Шостье Касимовского района Рязанской области. В 2000 г. пострижен в монашество с именем Пётр, в честь святителя Петра, митрополита Московского. В 2005 г. назначен настоятелем Патриаршего подворья храма святого благоверного великого князя Александро-Невского в селе Акатово Клинского района Московской области.

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. он назначен наместником вновь открытого Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря. В 2011 г. Святейший Патриарх Кирилл во время посещения обители вручил о. Петру игуменский жезл и удостоил права ношения креста с украшениями, а в 2013 г. возвёл в сан архимандрита.

Со временем все эти подворья преобразованы в ставропигиальные монастыри. Вместе с тем, духовных чад у Батюшки становилось всё больше. Одни принимали монашество, другие жили семейной жизнью – и бремя забот о вверенных ему чадах постоянно возрастало. А к каждому послушанию, относился он с присущим ему усердием и тщанием, скрывая свои болезни и усталость, оставаясь всегда живым примером бодрости духа.

Часто, когда его хвалили, он говорил: «А что я сделал? Я ничего не сделал. Это всё Господь Бог сотворил. Вот посмотрите - на пустом месте Он создал три ставропигиальных монастыря, подворья, храмы. А мы только и дивимся чудесам Божиим».

Эти чудеса происходили у нас на глазах – и мы могли только догадываться, каких трудов и сил это требовало от Батюшки. А он всегда был готов ободрить, поддержать, дать добрый совет всем, кто бы ни обратился к нему, принимая страждущих с утра до глубокой ночи. О. Петр удостоился милости Божией иметь духовное общение с великими подвижниками XX - начала XXI в., среди которых особое место принадлежит схиархимандриту Амвросию (Иванову), ставшему, как позднее и два других старца - архимандрит Кирилл (Павлов) и архимандрит Наум (Байбородин) - образцом беззаветного пастырского служения. Под руководством о. Наума Батюшка постигал монашескую науку, еще с первых послушаний маляра и регента в Александровской слободе г. Александрова приучаясь с радостью и безотказностью принимать волю своего духовника.

Скольким людям он помог добрым словом, взглядом ласковым или же строгим, знает только Господь. Иной раз отец Пётр говорил всего несколько слов, а человек уходил просветлённым, изменившимся. Каждый из нас помнит случаи, когда Батюшка отвечал даже на незаданные, но мучившие человека вопросы; подсказывал образ действий в ещё не возникшей ситуации, советом или намёком, как бы мимоходом, помогал разрешить возникшие сложности жизни.

Мы, его духовные чада, осиротели, но будем помнить слова Спасителя: «Бог же несть мертвых, но живых: вси бо тому живи суть» («Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы») (Лк. 20:38).

Будем же молить Господа Иисуса Христа даровать Царство Небесное нашему духовному отцу архимандриту Петру. И будем до конца нашей жизни помнить и исполнять его заветы, чтобы и нам сподобиться встречи с праведными отцами нашими и войти в вечную радость на Небесах.

Помним его, высокого, светлого, с ясным взором внимательных, ободряющих, любящих глаз. Да, воистину, мы счастливы: мы знали Батюшку, любили его. И любим, ведь все мы благословлены его отеческой дланью.

Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего архимандрита Петра и сотвори ему вечную память!

+ + +

Послание внукам архимандрита Петра, наместника Заиконоспасского монастыря:


– Всегда вставайте с Богом и целый день живите и делайте с Ним все дела.

– Старайтесь любить родителей и делом, и душой.

– Воспитывайте в себе любовь к труду, так как на земле трудом живет человек.

– Седьмой день отдавайте служению Богу.

– Когда будете взрослыми, советуйтесь с родителями. Без родительского благословения ничего не начинайте.

– В выборе мужа, жены будьте внимательны. Не спешите! Если не узнали родства до четвертого колена – не вступайте в брак. Испортите жизнь и себе, и вашим детям (могут родиться больными духовно и телесно).

– Детей воспитывайте с младенчества: учите любить Бога каждый день, а то будет поздно.

– Старайтесь много не говорить – приучайтесь обуздывать свой язык (рулевой греха). Это очень трудно, но надо!

– Уходите от друзей пьяниц и блудников, которые по мысли своей сумасшедшие. Они живут в огне: хотя ходят красиво одетые и ездят на дорогих машинах, вечера проводят в ресторанах, а душа в грехах и конец их плохой.

– А пред Богом после смерти нет оправдания, если человек стремится только к растлению души.

– Не будьте лицемерами и не выбирайте друзей среди них.

– К людям прислушивайтесь, будьте всегда осторожны, тайны души лучше доверять духовнику.

– Береги здоровье смолоду. Иные будут показывать силу, а ты не показывай, ибо Господь Бог даст тебе, когда надо, и силу, и красоту, а кто бахвальствует – у того Господь Бог отнимет и то, что имеет.

– Будьте патриотами: любите Родину, защищайте, не предавайте ее, а то окажитесь плачущими людьми без храмов и родства.

– Избегайте прослушивания музыки с низкими частотами, бесовских зрелищ, дискотек, на которых танцы напоминают шабаш ведьм. На таких мероприятиях молодежь зомбируют, гипнотизируют и разлагают.

– Настанут тяжелые времена: телевизор, компьютер, телефон будут нарушать ваш внутренний мир. Постарайтесь выбирать программы по телевизору, игры в компьютере, которые бы не разлагали ваш ум грехом. Используйте прогресс для укрепления веры, для познания истины.

– По рождению «каждая душа христианка», в Крещении возрождается благодатью Христовой, но сохранит ли человек любовь, надежду, веру во Христа – это уже зависит от него. Господь нам дает свободу воли.

Помоги вам Господи прожить жизнь во Христе.