Предпринимательская деятельность в бюджетном учреждении. Муниципальное казенное учреждение – что это такое Бюджетное учреждение может заниматься производством

При каких условиях казенные учреждения могут осуществлять деятельность, приносящую доходы? Вправе ли они распоряжаться доходами, полученными от такой деятельности? Как отразить средства, поступающие от плательщиков в рамках приносящей доход деятельности, в бюджетном учете? Учитываются ли доходы, полученные от такой деятельности, при исчислении и налога на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Возможность осуществления деятельности, приносящей доход

В соответствии с п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если подобное право предусмотрено в его учредительном документе.
Таким образом, возможность осуществления деятельности, приносящей доходы, а также виды этой деятельности обязательно прописываются в уставе казенного учреждения. Осуществление деятельности, не установленной уставом, запрещается.

Стоит отметить, что к приносящей доход деятельности относятся, как правило, дополнительные услуги, оказываемые казенным учреждением на платной основе. В то же время плата может быть установлена и в отношении основных государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых казенными учреждениями в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
Чаще всего за плату казенные учреждения оказывают, например, услуги по ксерокопированию, сдаче имущества в аренду и т.д. При этом отдельными казенными учреждениями в рамках приносящей доход деятельности организуется производство товаров. Речь идет о казенных учреждениях системы исполнения наказаний (исправительные колонии).
Далее приведем фрагмент устава муниципального казенного учреждения "Архив", содержащего виды приносящей доход деятельности, которые оно вправе осуществлять.

…3.2. Учреждение имеет право осуществлять следующие виды
деятельности, приносящей доходы:
3.2.1. Проведение архивной практики.
3.2.2. Предоставление пользователю архивными документами
справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, а также
подлинников и (или) копий необходимых ему документов.
3.2.3. Оказание юридическим и физическим лицам услуг:
- по реставрации, подшивке и переплету документов, книг;
- по упорядочению документов;
- по разработке нормативно-методических документов,
регламентирующих организацию документов в делопроизводстве и работе
архивов организаций.
3.2.4. Использование документов Учреждения, а также других архивных
документов в том числе для составления архивных справок тематического,
генеалогического и биографического характера.
3.2.5. Проведение методических консультаций по работе служб
документационного обеспечения архивов организаций.
3.2.6. Временное хранение документов с неистекшими сроками
хранения, передаваемых ликвидируемыми организациями.
3.2.7. Проведение консультации по вопросам поиска документов и
составление запроса заявителя.
3.3. Учреждение имеет право осуществлять приносящую доход
деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради
которых оно создано.
3.4. Тарифы на платные услуги Учреждения утверждаются главой
местного самоуправления…

При указании видов приносящей доход деятельности в уставе следует избегать таких формулировок, как "и иные виды приносящей доход деятельности" или "и иные виды приносящей доход деятельности в соответствии с законодательством РФ".
Как было указано выше, в силу п. 4 ст. 298 ГК РФ и п. 3 ст. 161 БК РФ может осуществлять приносящую доходы деятельность на основании своих учредительных документов. Иными словами, устав учреждения должен содержать исчерпывающий перечень таких видов деятельности.
Деятельность, которая прямо не определена в уставе, будет признана незаконной даже при наличии формулировки, якобы позволяющей учреждению осуществлять прочие виды деятельности.

Использование доходов

Доходы, полученные казенным учреждением от деятельности, приносящей доход, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Самостоятельно распоряжаться такими доходами не вправе. Указанные положения закреплены в п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ.
Напомним, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ). Таким образом, единственным источником финансирования подобных учреждений являются бюджетные средства.
Исходя из вышесказанного в качестве источника финансового обеспечения осуществления деятельности, приносящей доход, казенному учреждению также доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств (письма Минфина РФ от 14.12.2011 N 02-03-11/5595, от 20.06.2011 N 02-03-06/2736).
При формировании бюджетных ассигнований главные распорядители рассчитывают их с учетом объемов расходов по приносящей доход деятельности, осуществляемой казенными учреждениями.
В отношении исправительных казенных учреждений доходы, полученные от привлечения к труду осужденных, поступают в виде дополнительного источника бюджетного финансирования. Так, согласно п. 7, 8 Порядка N 73н*(1) в сумме средств, поступивших в бюджет от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, ОФК отражает на лицевом счете исправительного учреждения дополнительный источник бюджетного финансирования. При этом использование дополнительного источника бюджетного финансирования осуществляется учреждением, как обычно, в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

Бюджетный учет доходов

Исходя из того, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения, в том числе деятельности, приносящей доход, осуществляется за счет бюджетных средств, в соответствии с инструкциями N 157н *(2) и N 162н *(3) операции в рамках такой деятельности отражаются в бюджетном учете с указанием в 18-м разряде номеров счетов кода 1 "Бюджетная деятельность".
Доходы, полученные в рамках приносящей доход деятельности, поступают в бюджет минуя лицевой счет казенного учреждения. Стоит отметить, что казенные учреждения осуществляют лишь расходные операции с лицевого счета. Каких-либо поступлений (за исключением восстановлений расходов, возвратов дебиторской задолженности) на указанный счет не производится.
Исходя из этого зачисление в бюджет средств, полученных казенным учреждением от приносящей доход деятельности, осуществляется на основании расчетных документов, оформляемых юридическими или физическими лицами, которым оказывались услуги (выполнялись работы, поставлялись товары). Иными словами, перечисление доходов в бюджет производится непосредственно плательщиками. Казенное учреждение как бы является посредником между бюджетом и плательщиком.

Обратите внимание! В отдельных случаях средства, полученные от приносящей доход деятельности, могут поступать на банковские счета казенных учреждений. Напомним, что такие счета могут быть открыты в следующих случаях:
1) если находится за пределами территории РФ. В этом случае учреждение вправе открывать счета в учреждениях ЦБ РФ и иных кредитных организациях для осуществления операций со средствами, поступающими ему в том числе от приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 25.04.2014 N 02-01-08/19570);
2) для осуществления валютных операций. Казенные учреждения вправе открывать валютные счета в кредитных организациях для проведения расчетов с нерезидентами в рамках осуществляемой ими приносящей доход деятельности. При этом зачисленные на такие счета средства, полученные от приносящей доход деятельности, после конвертации в валюту РФ должны быть перечислены в бюджет (Письмо Минфина РФ от 13.09.2012 N 02-03-09/3686).

Начисление доходов в бюджетном учете казенные учреждения отражают следующей бухгалтерской записью (п. 78 Инструкции N 162н):
Дебет соответствующих аналитических счетов счета 1 205 00 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам"
Кредит соответствующих аналитических счетов счета 1 401 10 100 "Доходы экономического субъекта"
Применение конкретного аналитического счета зависит от статьи КОСГУ, используемой в отношении вида дохода в соответствии с Указаниями N 65н*(4), к примеру:
- по доходам, полученным от сдачи имущества в аренду, применяется статья 120 "Доходы от собственности" КОСГУ, следовательно, в бюджетном учете операции по начислению такого дохода отразятся проводкой дебет счета 1 205 21 560 / кредит счета 1 401 10 120;
- по доходам, полученным от оказания платных услуг, от реализации готовой продукции (товаров), – статья 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ – проводка дебет счета 1 205 31 560 / кредит счета 1 401 10 130;
- по доходам, полученным от применения мер принудительного взыскания (поступление штрафов, пеней, неустоек), – статья 140 "Суммы принудительного изъятия" КОСГУ – проводка дебет счета 1 205 41 560 / кредит счета 1 401 10 140.
Поступление доходов в бюджет. В бюджетном учете казенных учреждений операции по зачислению в бюджет доходов отражаются следующими бухгалтерскими записями (п. 78, 104 Инструкции N 162н):

Экономический субъект, отражающий операции

Казенное учреждение, выступающее администратором доходов бюджета

Казенное учреждение, выполняющее отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет:

При направлении извещения о планируемых к поступлению в бюджет доходов, полученных от плательщиков

При получении извещения о зачислении доходов в бюджет

Пример 1
Доходы исправительной колонии (), полученные от реализации спецодежды, изготовленной осужденными, составили 150 000 руб. Учреждение является администратором доходов бюджета.
В бюджетном учете учреждения операции по начислению и поступлению указанных доходов в бюджет в соответствии с Инструкцией N 162н и разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 14.05.2016 N 02-07-10/28325, отразятся следующим образом:

Стоит отметить, что операции по поступлению доходов, полученных от реализации готовой продукции, полученной от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, отражаются по соответствующим счетам бюджетного учета, включающим в 1-17-й разряды номера счета код дохода федерального бюджета 1 14 11 000 01 0000 440 "Доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части реализации готовой продукции)".

Пример 2
Казенное учреждение сдает помещение в аренду. Стоимость арендной платы по договору составила 30 000 руб. Учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.
В бюджетном учете казенного учреждения начисление и поступление доходов отразятся следующим образом:

Особенности поступления доходов наличными денежными средствами. Поскольку средства, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, не поступают на их лицевой счет, возникает вопрос: как осуществляется зачисление в бюджет доходов, если они поступили в кассу учреждения, и как отразить такие операции в учете?
Особенности взноса в бюджет доходов, полученных от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, рассмотрены в Письме Минфина РФ N 02-03-06/2530, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.3-366 от 02.06.2011.
Согласно разъяснениям, приведенным в письме, вносятся казенным учреждением поступления, полученные от оказываемых им платных услуг, поступившие в установленных случаях в наличной форме в кассу, по объявлению на взнос наличными (ф. 0402001). В случае сдачи сумки с наличными деньгами инкассаторскими работниками оформляется препроводительная ведомость к сумке (ф. 0402300). При этом оформление названных документов осуществляется с учетом следующих требований:
– в поле "От кого" объявления указываются фамилия и инициалы представителя казенного учреждения, сдающего денежную наличность, в таком же поле препроводительной ведомости – полное или сокращенное наименование казенного учреждения;
- в поле "Получатель" объявления (препроводительной ведомости) – полное или сокращенное наименование органа Федерального казначейства, в скобках полное или сокращенное наименование администратора доходов от приносящей доход деятельности;
- в поле "ИНН" объявления (препроводительной ведомости) – ИНН администратора доходов от ПДД;
- в поле "Источник поступления" казенное учреждение – наименование вида средств – "Средства от приносящей доход деятельности".
Поступления средств, полученных казенным учреждением от оказываемых им платных услуг, на единый счет соответствующего бюджета учитываются как поступления минуя счет 40101.
Отражение операций по взносу в бюджет средств, поступивших в кассу казенного учреждения от оказания им платных услуг, рассмотрим на примере.

Пример 3
Библиотека в соответствии с уставом оказывает платные услуги по ксерокопированию. Плата за услуги вносится в кассу учреждения. За июль 2016 года общая сумма собранных средств составила 2 300 руб. На основании объявления на взнос наличными кассир вносит указанные средства в бюджет. Учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.
В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:

Сумма, руб.

Поступила в кассу плата за услуги по ксерокопированию

Начислены доходы, полученные от оказания платных услуг

Внесены денежные средства в банк для зачисления на лицевой счет администратора доходов бюджета (направлено извещение в адрес администратора доходов)

Получено извещение о зачислении средств в бюджет*

* Указанная бухгалтерская запись не предусмотрена Инструкцией N 162н, поэтому ее применение необходимо согласовать с главным распорядителем бюджетных средств.

Налоговый учет доходов

При исчислении налога на прибыль. При исчислении налога на прибыль в налогооблагаемой базе учитываются доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, установлены ст. 251 НК РФ. Данный перечень доходов является закрытым.
До 2015 года на основании пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ (в старой редакции) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывались доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. То есть положения указанной нормы подлежали применению только в тех случаях, когда услуги (работы) и иные функции, оказываемые (выполняемые) казенными учреждениями за плату, относятся к государственным и (или) муниципальным. В остальных случаях средства, получаемые казенными учреждениями за оказанные услуги (работы) и выполнение иных функций, подлежали учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ в пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, с 1 января 2015 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ). Таким образом, с указанной даты не облагаются налогом на прибыль все средства, полученные казенными учреждениями от платных услуг (работ), независимо от того, являются данные услуги (работы) государственными (муниципальными) услугами (работами) или нет. Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина РФ от 01.06.2016 N 03-07-11/31666, от 18.02.2015 N 03-03-06/4/7571.
На основании вышеизложенного не облагаются налогом на прибыль, в частности, доходы, полученные казенными учреждениями:
- от сдачи имущества в аренду, в том числе средства, поступающие от арендаторов в возмещение платы за коммунальные услуги, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (письма Минфина РФ от 14.08.2015 N 03-03-05/47288, от 28.04.2015 N 03-03-05/24417);
- от оказания услуг по изготовлению архивных коробов, а также от оказания услуг, связанных с проведением обследований (Письмо Минфина РФ от 20.08.2015 N 03-03-05/48137);
- от оказания (выполнения) прочих платных услуг (работ) (Письмо Минфина РФ от 01.06.2016 N 03-07-11/31666).
Иные доходы, полученные казенным учреждением, подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке. В частности, на основании письменных разъяснений Минфина подлежат обложению налогом на прибыль следующие доходы:
- в виде сумм страхового возмещения, полученных от страховой организации по договорам ОСАГО; сумм возмещения ущерба, полученного в размере, необходимом для восстановительного ремонта; стоимости материалов, полученных при демонтаже или разборке основных средств, приобретенных за счет средств федерального бюджета; стоимости излишков нефинансовых активов, которые выявлены в результате инвентаризации, обращенных в федеральную собственность (Письмо от 25.03.2016 N 03-03-05/16706);
- от сдачи имущества в металлолом (письма от 07.04.2016 N 03-03-06/3/19798, от 18.02.2016 N 03-03-05/8970);
- от реализации имущества, в том числе реализации деловой и дровяной древесины (Письмо от 18.12.2015 N 03-03-06/4/74504);
- от реализации продукции (товаров), выпускаемых казенными учреждениями ФСИН (изготовленной осужденными лицами, привлеченными к труду в исправительных колониях) (письма от 16.11.2015 N 03-03-10/65972, от 22.05.2015 N 03-03-10/29583, от 21.05.2015 N 03-03-06/4/29151).
При исчислении . Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом п. 2 данной статьи определен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения.
Так, в соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения . В связи с этим работы (услуги), выполняемые (оказываемые) казенными учреждениями, в том числе на платной основе, не облагаются (Письмо Минфина РФ от 01.06.2016 N 03-07-11/31666).
Отдельные операции, освобождаемые от обложения , приведены в ст. 149 НК РФ.
В отношении реализации казенными учреждениями товаров стоит отметить, что такие операции не включены ни в п. 2 ст. 146 НК РФ, ни в ст. 149 НК РФ. Поэтому при реализации казенным учреждением товаров применяется в общеустановленном порядке. Напомним, что согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается передача права собственности на товары.
Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина РФ от 25.07.2016 N 03-07-11/43314, от 14.08.2015 N 03-03-05/47288, от 27.03.2015 N 03-03-05/16992.

* * *

Итак, вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такая деятельность прямо установлена в его уставе. Доходы, полученные от указанной деятельности, подлежат зачислению в бюджет на основании расчетных документов плательщиков (то есть минуя лицевой счет казенного учреждения). Отражение поступления указанных доходов в бюджетном учете будет зависеть от того, является администратором доходов бюджета либо выполняет только отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет. Доходы, поступившие в наличной форме, зачисляются в бюджет на основании объявления на взнос наличными. При этом заполнение такого документа имеет свои особенности.
Доходы, полученные от оказания (выполнения) казенными учреждениями платных услуг (работ), не облагаются ни , ни налогом на прибыль. При этом с доходов, полученных от реализации товаров, казенные учреждения должны исчислять указанные налоги в общеустановленном порядке.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Порядок отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности, утв. Приказом Минфина РФ от 21.07.2010 N 73н.

*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.

*(3) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.

*(4) Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.

Л. Ларцева,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"

Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2016 г., с. 13-23.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

Муниципальное казенное учреждение занимается предоставлением гражданам государственных услуг, и через которые выполняются функции государства. В зависимости от вида деятельности , разные казенные учреждения имеют разные полномочия, права и обязанности не только перед государством, но и перед гражданами.

Когда и как были созданы

Муниципальные казенные учреждения родились вместе с государством. Само слово «казенное» буквально означает, что учреждение существует за счет поступлений из государственной казны.

Изначально их функциями были сбор податей с населения государства и дальнейшее использование их на содержание:

  • военным;
  • чиновникам;
  • строительства дорог и общественных мест, например, церквей и соборов;
  • на содержание тюрем и приютов.

При Петре Великом еще на строительство музеев, учебных заведений, верфей и даже городов. Все эти объекты являются казенными, так как на их строительство и содержание расходовались государственные средства. Их предназначение – решение крупных государственных задач при строительстве общественных сооружений.

Виды учреждений, в зависимости от выполняемой деятельности

Казенные учреждения занимаются следующими видами деятельности:

  • управление воинскими подразделениями и частями. Армия является казенным учреждением и существует полностью за счет бюджетных (казенных) средств. Она выполняет функции защиты государства и граждан этого государства от агрессии со стороны других стран. Армия имеет жесткую структуру, свой суд, все чиновники военных ведомств подчиняются строгой дисциплине;
  • обеспечение нормальной работы тюрем и исправительных учреждений, в том числе для несовершеннолетних;
  • медицинские учреждения больницы, в том числе дома для содержания сумасшедших, реабилитационные центры;
  • отделения полиции.

Все они находятся на содержании государства и не могут, в соответствии с российскими законами, заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, за исключением тех, которые разрешены законом и прописаны в уставных документах.

Круг полномочий, права и обязанности сотрудников в таких ведомствах регулируется специальными законами, указами и инструкциями. Ответственность за работу учреждения несет руководитель. Он должен следить не только за тем как и на что расходуются получаемые из госказны средства, но и отчитываться перед государством.

Чем они могут заниматься

Казенное учреждение – это не какое-нибудь государственное предприятие. Это специально созданное юридическое лицо для решения определенных государственных задач. В соответствии со статьей бюджетные учреждения могут:

  • заниматься деятельностью, которая приносит доход, но при этом она должна быть прописана в учредительных документах. Остальные виды деятельности будут незаконны. Доходы, полученные ими должны перечисляться в местные бюджеты без уплаты налогов и сборов.
  • Проводить операции с деньгами, полученными из госбюджета.
  • Участвовать в судебных разбирательствах, в том числе, связанных непосредственно с деятельностью учреждения и быть инициатором таких разбирательств.

Оно не имеет права заключать какие-либо торговые операции, в том числе получение/выдача , инвестиции в ценные бумаги и иностранную валюту. Если учреждение решает предъявить иск какому-либо банку или кредитной организации на основе договора, то такой договор считается недействительным, так как сам факт его составления считается незаконным.

Платят ли казенные учреждения налоги?

Они платят налоги, но налогообложение таких заведений имеет свои особенности , такие как:

  • суммы бюджетных обязательств, которые в соответствии с российским законодательством не учитываются в составе доходов, которые создают налогооблагаемую базу, так как бюджет не является источником прибыли;
  • расходы, которые связаны с предоставлением государственных услуг населению или выполнения ими своего основного предназначения. Они не входят в состав расходов, уменьшающих налоговую базу дохода на прибыль. Поэтому для их учета ведется раздельная система учета, в которой доходы от основной и дополнительной деятельности учитываются на разных счетах.

Все доходы от предоставления платных услуг или какой-либо другой коммерческой деятельности не облагаются налогом. Например, от сдачи помещений в аренду или продажи имущества. Также муниципальные учреждения освобождены от уплаты пошлины.

Все получаемые от такой деятельности средства должны переводиться в бюджет . Учреждения обязаны уплачивать налог на имущество и земельный налог, если в местном законодательстве не прописано, что те освобождаются такого вида налогообложения.

Здравствуйте! В уставе казенного учреждения (противопожарная служба) прописано право заниматься предпринимательской деятельностью и прописан перечень оказываемых работ, услуг. Есть пункт "... и другие виды услуг не связанные с ликвидацией ЧС". Можно ли заключить договор с оператором сотовой связи на обслуживание оборудования системы подвижной сотовой радиотелефонной связи на объекте "исполнителя"? (в данном случае объектом является вышка установленная на объекте казенного учреждения, имущество которого находится в оперативном управлении) и необходимо ли согласование в Минимуществе?

Ответ

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Таким образом, если соответствующий вид деятельности в учредительных документах не прописан, в них должны быть внесены соответствующие изменения. Право на внесение таких изменений имеет только учредитель учреждения. При необходимости все согласования также должны быть произведены учредителем.

Здравствуйте, Ирина.

В приведенной в Вашем вопросе статье речь идет о физкультурно-спортивной организации:

1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

5) осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей;

(ст. 93 44-фз).

То есть если в отношении учреждений культуры, образовательных учреждений установлены ограничения по организационно-правовой форме (только учреждения) и виду уставной деятельности, а также для образовательных - по виду собственности (муниципальные или государственные),

то в отношении физкультурно-спортивных организаций, ограничений по организационно-правовой форме не установлено, также, как и по виду деятельности.

Согласно ст. 10 Закона о физической культуре и спорте,

1. Физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для коммерческих и некоммерческих организаций.

Т. е. указание в п. 5 ч. 1 ст. 93 44-фз на физкультурно-спортивную организацию означает и право на осуществление закупок по данному пункту любых таких организаций - казенных учреждений в том числе.

учреждения, перечисленные в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую четыреста тысяч рублей в пределах пятидесяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не более чем двадцать миллионов рублей, а также на сумму, не превышающую ста тысяч рублей в пределах пяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не более чем пятьдесят миллионов рублей, либо на сумму, не превышающую два миллиона рублей.

В данном случае минфин конкретизировал заказчика именно указанием на учреждение. Аналогичная позиция содержится в письме Минэкономразвития от 25.05.2015 № Д28и-1363.

Из этого также следует, что физкультурно-спортивное учреждение вправе заключать контракты по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-фз.


Бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги или вести другую деятельность, приносящую доход. Но вести такую деятельность разрешено, когда она помогает достижению целей, ради которых учреждение создано. Причем в некоторых случаях законодательство прямо запрещает ее вести.

Правовые основы деятельности учреждений

Понятие «учреждение» содержится в статье 120 Гражданского кодекса РФ. Это , которая создана собственником для выполнения им управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В свою очередь Бюджетный кодекс РФ в статье 161 определяет бюджетное учреждение как организацию, которая создана органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Эта деятельность финансируется из соответствующего бюджета (внебюджетного фонда) по смете доходов и расходов.

Из этих определений видно, что основные цели деятельности бюджетных учреждений - это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли - ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам. Но эти тарифы тем не менее формируют доходную часть бюджета.

Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Но это возможно в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность должна соответствовать основным целям создания некоммерческой организации. Следовательно, такая деятельность может быть только факультативной и никак не основной.

Ограничения на предпринимательство

Наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит прямой запрет на нее.

Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 подпунктом «в» пункта 4 запрещает всем федеральным службам по надзору оказывать платные услуги.

Эта норма права получила развитие и в других нормативных актах в отношении конкретных федеральных служб. Так, например, Федеральное казначейство не вправе оказывать платные услуги (п. 7 Положения о Федеральном казначействе).

Аналогичная норма установлена постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 и для Федеральной таможенной службы.

Как получить разрешение на коммерческую деятельность

Некоторым бюджетным учреждениям разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход. Это, например, учреждения здравоохранения и образования.

Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это специально отражено. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое правило установлено статьей 298 Гражданского кодекса РФ.

Следовательно, разрешение на приносящую доход деятельность бюджетное учреждение получает у вышестоящей организации (собст-венника его имущества) и такое разрешение должно быть закреплено в учредительных документах. То есть в уставе (положении и т. п.) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.

Обратите внимание: для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

Например, статья 47 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» определяет такую возможность для образовательного учреждения, если это предусмотрено его уставом. Эта статья содержит и ограниченный перечень разрешенных видов деятельности.

Если коммерческая деятельность будет идти в ущерб уставной образовательной деятельности, то учредитель или орган местного самоуправления имеет право ее приостанавливать до решения суда по этому вопросу.

Как открыть лицевой счет

Для использования предоставленного законодательством права на ведение приносящей доход деятельности учреждению необходимо открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейст-ва. На нем будут обособленно учитываться операции по такой деятельности (п. 2 приказа Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н).

Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения.

Для открытия лицевого счета в орган Федерального казначейства необходимо представить документы, перечисленные в пункте 6 инструкции, которая утверждена приказом Минфина России № 46н:

Подлинник разрешения на открытие лицевого счета;

Заявление на открытие лицевого счета с указанием, что он предназначен для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Карточку образцов подписей.

Смета доходов и расходов

Доходы от приносящей доход деятельности после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения (п. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ).

Функции по утверждению смет доходов и расходов возложены на главных распорядителей бюджетных средств (п. 4 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Он также утверждает и представленные учреждением сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности. Один экземпляр сметы должен быть представлен в орган Федерального казначейства.

В течение финансового года учреждение при необходимости вправе вносить уточнения в смету доходов и расходов. При этом составляется уточненная смета, которая утверждается руководителем бюджетного учреждения и главным распорядителем бюджетных средств (п. 6 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Уточненная смета также представляется в казначейство.

Вопросы налогообложения

Налоговым законодательством специальные нормы по постановке бюджетного учреждения на не установлены. То есть все бюджетные учреждения при их создании на основании статьи 83 Налогового кодекса РФ подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения.

При постановке на учет учреждению присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Поэтому после получения разрешения на предпринимательскую деятельность учреждению дополнительно становиться на учет как плательщику налога на прибыль и НДС не нужно.

Налог на добавленную стоимость

Налоговое законодательство не связывает обязанность по уплате НДС с организационно-правовой формой юридического лица и не содержит каких-либо специальных норм по этому налогу в отношении бюджетных учреждений. Поэтому они будут признаваться плательщиками НДС на общих основаниях, если совершают операции, которые статьей 146 Налогового кодекса РФ признаются объектами налогообложения.

Если сумма выручки бюджетного учреждения за три последовательных календарных месяца не превысит в совокупности 2 000 000 руб., то учреждение имеет право воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 Налогового кодекса РФ).

Кроме этого ряд операций освобождается от налогообложения. Их перечень приведен в статье 149 Налогового кодекса РФ. Но в соответствии с пунктом 6 этой статьи для применения вышеуказанной льготы учреждение должно иметь лицензию на тот вид осуществляемой деятельности, который подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, учреждение может совершать одновременно как облагаемые НДС операции, так и не облагаемые. В этом случае необходимо вести раздельный учет таких операций.

Налог на прибыль

Бюджетные учреждения, получающие доходы от деятельности, приносящей доход, признаются плательщиками налога на прибыль. В этом случае они определяют налоговую базу по правилам статьи 321.1 Налогового кодекса РФ.

Эти правила обязывают их вести раздельный учет доходов и расходов, которые производятся за счет средств бюджетов всех уровней по смете, и средств, получаемых учреждением от предпринимательской дея-тельности.

В статье 321.1 Налогового кодекса РФ установлены правила определения налоговой базы, в частности:

Представляет собой разницу между полученной суммой дохода от реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и внереализационных доходов и суммой фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности;

Сумму превышения доходов над расходами до исчисления налога на прибыль нельзя направлять на покрытие расходов, которые преду-смотрены по смете бюджетного учреждения;

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не участвуют средства, поступающие из бюджета на ведение уставной деятельности, и расходы, производимые за счет этих средств.

Что ждет в будущем бюджетные учреждения

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ внес многочисленные изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые в своем большинстве вступают в силу с 1 января 2008 года.

Так, пунктом 11 статьи 5 этого закона расширены права бюджетных учреждений в отношении распоряжения средствами, полученными от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Например, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление некоторым бюджетным учреждениям, направляются ими на содержание и развитие своей материально-технической базы сверх ассигнований из федерального бюджета.

Законом о бюджете могут предусматриваться положения, которые позволят учреждениям использовать на обеспечение своей деятельности средства, полученные от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от граждан и организаций (в том числе от международных и правительств иностранных государств), а также средства от иной приносящей доход деятельности.

Использовать эти средства можно на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются их источники и направления использования. В уставе бюджетного учреждения также должны быть соответствующие положения о возможности вести такую деятельность.