На какие закупки распространяется 44 фз. Извещение об отмене закупки

Для выполнения различных проектов, удовлетворения потребностей в товарах или услугах государственные или местные органы власти в 2019 году проводят так называемые госзакупки. Основные 2 нормативных документа, регулирующие эту сферу – это федеральные законы 44 и 223. Принципиально они отличаются тем, что в первом случае закупки осуществляются государственными учреждениями, а во втором – организациями, которые принадлежат государству частично (но не менее чем на 50%). Другие отличия, этапы процедуры закупок подробно рассматриваются далее.

При участии в конкурсе компании обращают внимание на различные нормативные документы, но в первую очередь – именно на эти федеральные законы. Отличия между ними описаны в таблице.

критерий сравнения ФЗ 44 ФЗ 223
сфера регулирования любые закупки со стороны госзаказчиков федерального и регионального уровня; полное описание процедуры торгов, нарушение которой может привести к занесению компании в РНП * только общие особенности процедуры; при использовании этого закона заказчик обязан самостоятельно разработать внутренний регламент (Положение), на основе которого будут проводиться госзакупки
заказчики бюджетные учреждения (федеральный и муниципальный уровень) разные:
  • учреждения, принадлежащие государству наполовину и более;
  • компании, которые занимаются бизнесом с регулируемыми тарифами (например, поставка электроэнергии);
  • естественные монополии (крупные компании – РЖД, Роснефть, Газпром и др.);
  • государственные учреждения, которые приобретают нужные товары/услуги в том числе с использованием внебюджетных денег (за счет собственной коммерческой деятельности, получения грантов и т.п.)
поставщики любые лица – частные граждане, ИП и компании любых форм собственности
виды торгов (процедур)** разные:
  • электронный аукцион;
  • конкурс с ограничением участия;
  • открытый конкурс;
  • запрос предложений;
  • многоэтапный конкурс;
  • закрытая форма конкурсов;
  • аукцион в закрытой форме;
  • запрос котировок;
  • закрытый конкурс с ограничением участия.
торговые площадки перечень ограничен 6 электронными сервисами (регистрация бесплатная):
  1. Сбербанк-АСТ.
  2. Заказ РФ.
  3. ММВБ.
  4. Росэлторг.
  5. Российский аукционный дом.
  6. РТС-Тендер.
довольно большой перечень – около 170 сервисов (как бесплатные, так и платные); при этом участники свободны в выборе площадки – они могут действовать по своему усмотрению
сроки подачи заявки аукцион объявляется минимум за 7 дней до того момента, как предполагается прекратить прием заявок;

если же цена контракта более 3 млн рублей – то минимум за 15 дней

заказчик сам вправе выбирать сроки, причем они должны быть прописаны в соответствующем Положении – с этим документом участникам следует ознакомиться заблаговременно
виды отчетов заказчика только об исполнении самого договора, общей сумме закупок разные:
  • все подписанные договоры;
  • договоры с единственной компанией;
  • договоры по закупкам, которые связаны с гостайной.
обеспечение обязательств по договору*** государственное учреждение может установить стоимость обеспечения от 0% до 30% (если общая сумма не более 50 млн р) и от 5% до 30% при превышении этого значения обеспечение необязательно – в каждом случае заказчик может действовать по собственному усмотрению
изменение и расторжение договоров детально прописываются в самом договоре; при этом существенные условия не подлежат изменению стороны также прописывают условия расторжения/изменения в тексте документа; при этом они могут самостоятельно определять их в соответствии с Положением заказчика
подача жалобы на действия со стороны заказчика подаются в местное отделение антимонопольной службы; рассматриваются на общих основаниях в течение 5 рабочих дней также подаются в местное отделение антимонопольной службы, однако сроки рассмотрения прописываются в договоре отдельно; также при определении сроков и порядка рассмотрения ФАС руководствуется действующим гражданским законодательством

* Реестр недобросовестных поставщиков

** Согласно ФЗ 44 можно совершать закупки еще одним способом – приобретая товары/услуги у единственного поставщика (ФЗ 223 такой возможности не предусматривает).

*** Участники могут выбирать разные виды обеспечения по своему усмотрению – внесение предоплаты, гарантия со стороны банковского учреждения и др.

Видео комментарий по теме (отличия простыми словами):

Виды торгов

Как тот, так и другой федеральный закон предлагает одинаковые виды (способы) торгов для всех участников. И еще один вид предусмотрен только ФЗ 44 – это закупка у единственной компании (с обоснованием такого решения в специальном отчете). К единым видам торгов по обоим законам относятся:

  1. Аукцион – победитель определяется по простому принципу: кто предложит наименьшую цену, тому и достанется контракт. Однако бывают и редкие исключения, когда победитель определяется по наибольшей цене.
  2. Конкурс чаще всего используется для сложных объектов закупки. Победитель определяется по комплексу критериев, а не только по цене (во внимание принимаются квалификация участника, его опыт, деловая репутация и т.п.).
  3. Запрос котировок совмещает критерии аукциона и конкурса.
  4. Запрос предложений – участники сами выдвигаются собственные предложения, причем они видят и варианты конкурентов, в связи с чем могут корректировать свои варианты.

Среди описанных способов выделяют и другие разновидности – открытые и закрытые аукционы, запросы предложений/котировок в бумажном и электронном виде и др.

Что касается покупки у единственной компании, это особый случай, который допустимо применять только при наличии обстоятельств, четко прописанных в законе 44. Речь идет о естественных монополиях, проведение закупок по специальным Указам Президента, а также для специальных задач (мобилизационная подготовка) и в пределах небольшой суммы – до 100 тысяч рублей и многие другие














7 этапов проведения конкурса

Согласно 44 федеральному закону существует 7 этапов процедуры:

  1. Заказчик анализирует потребности и принимает решение о проведении закупок, об их общем объеме и форме. На этом этапе он организует работу комиссии и принимает соответствующее Положение.
  2. Далее происходит подготовка конкурсной документации. К ней относятся различные документы – это Положение, образцы всех форм документов, обоснование проекта, подробное техническое задание, сам проект и т.п.
  3. Публикуется извещение с точным указанием сроков подачи заявок, на которые и ориентируются участники процедуры. Извещение и сопутствующая документация в настоящий момент размещается в Единой информационной системе.
  4. Затем происходит регистрация заявок от всех заинтересованных лиц.
  5. Информация о заявках анализируется (вскрываются бумажные конверты или открываются электронные файлы).
  6. Заявки рассматриваются, после чего принимается решение о дальнейшем сотрудничестве с конкретной компанией.
  7. Называется победитель; далее с ним подписывается договор, после чего компания приступает к работе.

Таким образом, при использовании ФЗ 44 стороны четко руководствуются только его нормами, применение других регламентов не допускается. Что касается случаев, попадающих под действие ФЗ 223, стороны действуют не только по этому закону, но и согласно Положениям о закупках. Поэтому такие ситуации более гибкие с точки зрения регулирования (сроки, отчетность, электронные площадки и т.п.).

Федеральные законы 44 и 223 регулируют действия заказчиков и исполнителей в сфере госзакупок. Их содержание и подходы к описанию процедур существенно различаются.

  • Организаций с долей участия государства более 50%. Пример: Газпром.
  • Гос.монополий, их “дочек” и “внучек”. Например: РЖД и ФПК.
  • Занимающихся регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика.
  • Унитарных предприятий, признанных государственно важными.

Также закупать по 223-ФЗ могут некоторые заказчики, подпадающие под 44-ФЗ, но при условии, что они тратят деньги не из бюджета, а самостоятельно заработанные, полученные в виде грантов или выделенные им на найм субподрядчиков.


223 закон написан общими фразами. В нем нет конкретики, а изложены только принципы, которыми должны руководствоваться заказчики, самостоятельно разрабатывая Положение о закупках на ближайший год. Его они обязаны публиковать в ЕИС – www.zakupki.gov.ru. Государство же предоставляет таким заказчикам довольно большую свободу, так как финансирует их закупки лишь частично. Однако для поставщиков это, мягко говоря, неудобно: каждый раз приходится изучать документацию, которая может кардинально отличаться, адаптировать бизнес-процессы и продукт к новым условиям. Но и результат того стоит: по 223-ФЗ проводятся более серьезные закупки.


Главный минус 44-ФЗ для поставщика – в том, что закон регулирует буквально каждую запятую, каждое действие участников тендеров, так как заказы полностью оплачиваются из гос.бюджета. Он в 10 раз больше по объему, чем 223-ФЗ. А любое нарушение процедур выливается в дисквалификацию, штрафы и даже включение в реестр недобросовестных поставщиков, что означает крест на тендерной (и не только) деятельности.


Рассмотрим другие значимые для поставщиков отличия двух законов:


Федеральный закон №44-ФЗ Федеральный закон №223-ФЗ
Какие виды закупок предусмотрены
  • Электронный аукцион;
  • Запрос котировок;
  • Запрос предложений;
  • Конкурсы;
  • Закупка у единственного поставщика;
  • Закрытые закупки.

При этом закон больше ориентирован на конкурентные виды, а популярный способ закупки у единственного поставщика ограничен статьей 93 и требует обоснования.

  • Аукционы;
  • Конкурсы.

Однако заказчик может прописать в Положении регламент любого другого способа.

На каких ЭТП публикуются тендеры
  • РТС-тендер;
  • Сбербанк-АСТ;
  • Единая Электронная Торговая Площадка;
  • Заказ РФ;
  • Национальная электронная торговая площадка (бывшая ММВБ);
  • Российский аукционный дом.
Заказчик сам выбирает площадку. Их около 200, есть платные и бесплатные, и количество постоянно меняется.
Какой тип ЭЦП необходим
Усиленная неквалифицированная. Усиленная квалифицированная.
Требуется ли обеспечение исполнения заявки, контракта
Обязательно для аукционов и конкурсов, в остальных случаях – на усмотрение заказчика. Поставщик может выбрать способ: деньгами или банковской гарантией. Для электронного аукциона предусмотрены только наличные. На усмотрение заказчика. Способы также описываются заказчиком в Положении о закупках.
Должен ли заказчик обосновывать начальную максимальную цену
В обязательном порядке. В статье 22 перечислены методы расчета для обоснования. Закон не обязывает. Заказчик описывает порядок формирования цены лота в Положении.
Какие есть особенности описания предмета закупки
Нельзя требовать поставки продукта конкретных производителей. Бренд товара указать можно, если с его участием выполняются работы/услуги, но с разрешением использовать эквивалент. Можно ссылаться на конкретный товар, торговую марку.
Где узнать сроки подачи заявок
Подробно прописаны для каждого способа закупок в статье 42. Прописываются заказчиком в Положении.
Возможно ли внесение изменений в извещение, отмена закупки
Менять извещение или отменять тендер разрешено. Для каждого способа закон устанавливает четкие сроки публикации в ЕИС таких изменений, а также количество дней, на которое необходимо продлить прием заявок после обновления извещения. Исключение составляют запросы предложений и закупки у единственного поставщика – для них менять условия в извещении и отменять закупку запрещено. Сроки есть только для аукционов и конкурсов. Для остальных способов определяются Положением.
Возможно ли изменение условий контракта
Нормы закреплены в статье 34, не предусматривают никаких изменений кроме увеличения цены контракта в определенных случаях. Заказчик может менять практически все – объем поставки, цену, сроки.
У каких поставщиков есть приоритет
Не менее 15% от годового объема должны составлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций У НКО необходимо закупать не менее 10% годового объема и только если он больше 2 миллиардов рублей. Постановление от 1 июля 2015 года обязывает отдавать предпочтение отечественному производителю, малому и среднему бизнесу: годовой объем закупок у них должен быть не менее 18% от совокупного объема контрактов.
Предусмотрены ли особые условия
  • Антидемпинговые меры: согласно статье 37 для конкурсов и аукционов.
  • Национальный режим: подробно регламентирован в статье 14.
  • Экспертиза товаров/работ/услуг: требования изложены в статье 41 и части 3 статьи 94.
Не предусмотрены.

Согласно законодательству Российской Федерации, осуществление закупок регулируется Федеральными законами 223 и 44. У них есть общие черты, но они отличаются друг от друга. Во избежание ошибок и путаницы в этих двух актах, рекомендуется изучить сравнение и выявление их отличий.

Общие сведения

ФЗ 44 был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года, а одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. Федеральный закон о закупках номер 44 имеет 8 глав и 114 статей. Он регулирует закупку товаров, услуг и работ муниципальными и государственными учреждениями, контролирует законность, повышает эффективность, результативность, обеспечивает гласность и прозрачность закупок учреждениями, предотвращает коррупцию. Закон распределяется на область планирования, аудита, мониторинга покупок товаров, услуг и работ, на сферу определения поставщиков, заключение договоров и исполнения обязанностей по контрактам.

  • В первой главе описаны сферы и области, на которые настоящий закон распределяется. Даны другие нормативы, акты и законы, регулирующие закупку товаров, работ и услуг. Описана электронная закупка и принципы работы в этой области, включая принципы открытости и прозрачности информации, единства системы, ответственности лиц за результат и т. д. Оформлены цели осуществления покупок и система закупок для бюджетных, государственных и муниципальных учреждений;
  • В главе номер два оформлено составление плана закупки, подготовка к ней. Учреждение обязано составить подробный план, обосновать цели и задачи действий, провести совещание с обсуждением, составить график, договориться с поставщиком о ценах. Все товары, услуги и работы должны быть распределены по каталогам;
  • Третья глава разделена на 7 параграфов. В ней описан сам процесс осуществления закупки. В первом параграфе описаны категории учреждений, имеющих право осуществлять покупки, даны требования и правила, форма контракта, описаны комиссии, специалисты и оценщики, их полномочия и обязанности. Дана информация о конкурсах и аукционах. Во втором параграфе описаны процессы, особенности и нюансы проведения конкурсов и аукционов для определения поставщика. В третьем параграфе описаны процессы, особенности и нюансы проведения запроса котировок для определения поставщика. В четвертом и пятом параграфах определение поставщиков при помощи запроса предложений и других, закрытых способов. Далее информация о выборе единственного поставщика и о изменениях в контракте;
  • В четвертой гл. описан мониторинг и аудит в области закупок;
  • Согласно гл. пять за закупками ведется контроль. В ней описаны категории и виды контроля, ведомственный, самостоятельно заказчиком, общественный. Даны сведения о государственных реестрах и учетах, реестрах и учетах отдельно для компаний и т. д.;
  • В шестой даны формы жалоб и письменных заявлений, описаны процессы и особенности подачи этих заявлений в случае, если одна из сторон хочет пожаловаться на некачественное выполнение обязанностей, нарушения, несоблюдение условий или требований и т. д. Описана ответственность за выявленные и доказанные нарушения. Статья 66 подробнее ;
  • В главе семь описаны разные категории отдельных видов закупок, их особенности и нюансы;
  • В восьмой описаны заключительные и дополнительные положения закона.

Закон регулирует и регламентирует правоотношения сторон заказчика (бюджетное, государственное или муниципальное учреждение) и поставщика. Подробнее о статье 94

Скачать Федеральный закон номер 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в последней редакции можно

Суть ФЗ 223

ФЗ 223 был принят Государственной Думой 8 июля 2011 года, а одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года. Последние изменения в него были внесены 7 июня 2017 года. Федеральный закон РФ о закупках номер 223 имеет 8 статей. Этот закон устанавливает и контролирует общие, единые принципы осуществления закупок на территории Российской Федерации. Согласно описываемому закону создается единое экономическое пространство, удовлетворяющее потребностям юридических лиц в сфере покупки товаров, услуг и работ.

  • 1 ст. — устанавливаются цели и задачи принятия закона в силу для всех корпораций, компаний и организаций;
  • 2 ст. — кроме настоящего Федерального закона, эта сфера регулируется еще другими ФЗ, Конституцией Российской Федерации и Гражданским Кодексом РФ;
  • 3 ст. — принципы и условия осуществления закупок определяются Правительством Российской Федерации и включают открытость и прозрачность сведений и информации, равноправие, толерантность и справедливость сторон по отношению друг к другу, эффективное расходование денежных средств, запрет на установку неизмеримых требований к заказчикам или поставщикам;
  • 4 ст. — вся информация о системе закупок, сведения о товаре, услугах или работах должны быть внесены в единую информационную систему;
  • 5 ст. — ведение реестра недобросовестных поставщиков и их ответственность за нарушения;
  • 6 ст. — согласно законодательству Российской Федерации, над сферой закупок ведется контроль;
  • 7 ст. — согласно законодательству Российской Федерации, лица, нарушившие положения или условия описываемого закона, несут ответственность;
  • 8 ст. — закон вступил в силу 1 января 2012 года.

В отличие от ФЗ 44, 223 Федеральный закон имеет другие цели и задачи и более узкую специализацию.

Скачать Федеральный закон номер 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в последней редакции можно

Отличия ФЗ 44 и ФЗ 223

Ниже подробнее рассматриваются отличия ФЗ 223 и ФЗ 44 с перечислением отдельно пунктов для наглядности.

ФЗ 223 ФЗ 44
Цели законов. Цели законов.
Целью Федерального закона 223 является установление общего экономического пространства. Его задача также - своевременное исполнение потребностей юридических лиц в товарах, услугах или работах, в нужной ценовой категории и необходимого качества. Целью Федерального закона 44 является повышение эффективности закупок для государственных, бюджетных и муниципальных учреждений. Его задача также - результативность таких закупок, предотвращение коррупции в этой области.
По закону заказчиками являются:
  • Государственные корпорации и компании;
  • Публично-правовые компании;
  • Хозяйственные общества;
  • Организации области электроснабжения, обработки отходов, газоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и водоснабжения;
  • Дочерние общества с капиталом больше 50%;
  • Бюджетные учреждения;
  • Гос. предприятия;
  • Федеральные гос. унитарные предприятия.
  • Государственные учреждения;
  • Муниципальные учреждения;
  • Бюджетные учреждения.
Составление плана. Составление плана.
Каждый год составляется документ с подробным описанием планов закупок и графиком. В случаях покупки лекарств или высокотехнологических товаров, документ составляется минимум на 5, а максимум на 7 лет. Составляется два документа. Каждый год оформляется план с графиками покупок. Но один раз в три года оформляется бумага с подробным планом закупки.
Типы закупки. Типы закупки.
По ФЗ 223 существуют только торги и конкурсы.
  • Конкурсы с ограничениями, открытые или двухэтапные;
  • Электронный аукцион;
  • Запрос с котировками;
  • Запрос предложений;
  • Один поставщик;
  • Закрытый конкурс с ограничениями или двухэтапный;
  • Закрытый аукцион.

Главными отличиями двух описываемых законов являются цели и задачи, стороны договоров, графики, планы, категории и виды закупок.

По сравнению с законом о закупках 44 фз, Федеральный закон 223-ФЗ имеет ряд преимуществ, позволяющих облегчить участие в государственных закупках. Выбор в пользу последнего нормативного акта бюджетное учреждение может сделать при соблюдении следующих условий:

  • Денежные средства для распоряжения получены в виде грантов от физических и юридических лиц, переданных на безвозмездной основе;
  • Бюджетное учреждение является исполнителем по контракту для привлечения субподрядчиков и поставщиков;
  • Денежные средства для распоряжения получены от юридических или физических лиц в иной, приносящей доход, деятельности.

Различия в общих положениях законов 44-ФЗ 223-ФЗ

При сравнении общих положений в Федеральных законах 44-ФЗ и 223-ФЗ можно выделить различия:
  1. Перечень заказчиков по закону 223-ФЗ шире. Полный перечень приводится в п.2 ст.1 223-ФЗ. К способам закупок по Федеральному закону 44-ФЗ относятся: В то время как по закону 223-ФЗ достаточно провести конкурс или аукцион, либо иной способ закупки, предусмотренный Положением о закупках;
  2. Электронная цифровая подпись, согласно Федеральному закону 223-ФЗ должна быть усиленной квалифицированной, а по законe о закупках 44 фз усиленная неквалифицированная;
  3. По нормам Федерального закона 44-ФЗ перечень электронных площадок для размещения заказа строго регламентирован. В ст. 112 законf о закупках 44 фз говорится о том, что проведение электронных аукционов осуществляется на ранее аккредитованных (прошедших отбор) площадках. К ним относятся: По закону 223-ФЗ проводить закупки можно через любые электронные площадки;
  4. Комиссия для проведения закупки по Федеральному закону 44-ФЗ создается в обязательном порядке, за исключением случаев, когда закупка ведется у единственного поставщика. По закону 223-ФЗ комиссия обязательно создается при проведении конкурса, либо согласно Положению о закупке. В ситуациях, когда организация одновременно осуществляет закупки по нормам законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, возможно создание одновременно двух комиссий.

Различия 44-ФЗ и 223-ФЗ по информационному обеспечению закупок

В Федеральном законе 44-ФЗ очень много нюансов, касающихся информационного обеспечение закупочного процесса, подготовки необходимой документации и сроков ее предоставления. В законе 223-ФЗ эти нормы также прописаны, но требования к ним не такие высокие. Многие моменты предусматриваются Положением о проведении закупок, которого нет в законе 44-ФЗ.

Планирование закупок

При планировании закупок в обоих нормативных актах необходим план (в 44-ФЗ план-график), который формируется сроком на 1 год и размещается в ЕИС. А дальше идут существенные различия:
  • По федеральному закону 44 фз - на втором этапе планирования необходим план закупок на 3 года с размещением в ЕИС. Нормативные акты, регулирующие их размещение - Приказы Минэкономразвития и Казначейства № 761/20н от 27.12.2011 года и № 182/7н от 31.03.2015 года. Кроме того, определенные закупки, которые осуществляются согласно п. 4,5, 23, 26, 33, 42 ч. 1 ст. 93 нужно показывать укрупненно;
  • По 223-ФЗ - если закупки попадают в категорию п.3 ст.4, то необходим отдельный план закупок на срок от 5 до 7 лет с регистрацией в ЕИС. Его формирование осуществляется согласно Постановлению Правительства № 932 от 17.09.2012 года

Извещения о закупках, их изменениях или отмене

Извещения о закупках и их изменение:
  • По федеральному закону 44 фз - количество дней, в течение которых необходимо опубликовать извещение о проведении закупки или ее изменении, зависит от способа определения поставщика (аукцион, запрос котировок, запрос предложений), либо установления единственного поставщика. Все критерии даны в соответствующих статьях закона;
  • По закону 223-ФЗ - при проведении открытого конкурса или аукциона извещение в единой информационной системе размещается в течение 20 дней до окончания приема заявок. В иных ситуациях необходимо руководствоваться Положением о проведении закупок. В случае внесения изменений в извещении в данном законе рассматривается ситуация, когда нововведения происходят по истечении 15 дней до даты окончания приема заявок. Срок подачи заявок просто продлевается.
Отмена извещения о проведении закупки в Федеральном законе 44-ФЗ регулируется ст. 36. В ней также, в зависимости от ранее выбранного способа определения поставщика (с помощью проведения открытого аукциона, запроса предложений) назначается срок до даты окончания приема заявок, в течение которого данное решение должно быть опубликовано. Если поставщик выбирается в ходе запроса предложений или единственного поставщика, то не проводить закупку не получится. По Федеральному закону 223-ФЗ случаи отмены проведения закупок регулируются Положением о проведении закупок, либо ст.448 ГК РФ .

Обеспечение заявок

В большинстве случаев согласно законe о закупках 44 фз необходимо обеспечение заявки. Оно может быть выражено в деньгах или банковской гарантией. В Постановлении Правительства № 199 от 06.03.2015 года приведены условия, когда можно обойтись без обеспечения исполнения контракта. В остальных случаях, оно обязательно при проведении конкурса или аукциона. Если поставщик выбирается посредством запроса котировок или предложений, или единственного поставщика, то заказчик вправе, но не обязан потребовать обеспечение заявки. По закону 223-ФЗ обеспечение заявки остается на усмотрение заказчика. Если право на него используется, то размер и вид обеспечения устанавливается положением о закупках.

Описание предмета закупки и назначение максимальной цены контракта

Основным отличием, в данном случае, норм закона 44-ФЗ от 223-ФЗ является запрет ссылаться на конкретную торговую марку, фирменное наименование, производителя и т.д. При проведении работ или оказании услуг, если используется какой-то товар можно указать его товарный знак, но с возможность использования эквивалента. Закон 223-ФЗ не запрещает ссылаться на конкретный товар. При расчете максимальной цены контракта по закону 44-ФЗ применяется один из пяти методов, установленных ст.22. По нормам 223-ФЗ заказчик в Положении о закупках приводит свой способ формирования расценок.

Предоставление преимуществ поставщикам

Федеральный закон 44 ФЗ предоставляет преимущества:
  • учреждениям УИС и организациям инвалидов - в отношении предлагаемой ими цены контракта до 15%;
  • субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям - в отношении предлагаемой ими цены контракта не менее 15%.
Федеральный закон 223-ФЗ предоставляет преимущества:
  • субъектам малого и среднего предпринимательства - не менее 18% от всего объема договоров;
  • общий объем договоров закупок, поставщиками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства должен быть не менее 10% от всего всех закупок.

Изменение условий контракта и отчетность по закупкам

Нормы закона 44-ФЗ очень жесткие в отношении любых изменений условий и цены контракта. Они регулируются статье 34. Контракт должен заключаться на условиях, прописанных в документации и извещении. Цена не меняется на протяжении действия исполнения договора, и может быть увеличена при определенных условиях. Закон 223-ФЗ позволяет менять любые условия контракта: объем товаров (работ или услуг), их цену, сроки поставки/исполнения. Отчетность по исполнению контракта должна быть размещена в ЕИС:
  • По законe о закупках 44 фз - в течение рабочих 7 дней после исполнения контракта. Также необходимо разместить отчет до 1 апреля следующего года, если контракт был заключен и исполнен с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям;
  • По 223-ФЗ - не позднее 10 числа месяца, следующим за отчетным. Его форма и состав определяется п.19 ст.4.
Состав реестров для закона 44-ФЗ регулируется ст. 103, а состав договоров для 223-ФЗ - ст. 4.1.

Положения, не предусмотренные законом 223-ФЗ

Законом 223-ФЗ не предусмотрены или предоставлены на усмотрение заказчика, если утверждены в Положении о закупках, положения о: В Федеральном законе о закупках 44 фз данные положения регламентированы и обязательны к исполнению.

Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (далее - регулируемые виды деятельности);

Автономные учреждения;

Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%;

Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам;

Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам.

Внимание!

1. При определении совокупной доли участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также юридических лиц, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, в уставном капитале хозяйственных обществ необходимо руководствоваться Приказом ФАС России от 16.06.2014 N 390/14.

2. В целях применения Закона N 223-ФЗ при расчете долей юридических лиц, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 1 данного Закона, в уставных капиталах хозяйственных обществ не учитываются:

1) привилегированные акции банков, указанные в ч. 1 ст. 3.2 Федерального закона от 29.12.2014 N 451-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ч. 5 ст. 3.2 Федерального закона от 29.12.2014 N 451-ФЗ);

2) привилегированные акции кредитных организаций, которые приобретаются за счет средств, определенных в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 13.10.2008 N 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" (ч. 6 ст. 4 данного Федерального закона).

Бюджетные учреждения, осуществляющие закупки за счет грантов, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе, средств, полученных от приносящей доход деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС), либо осуществляющие закупки для привлечения третьих лиц к исполнению контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем (при наличии положения о закупке, размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, далее - ЕИС);

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки за счет грантов, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе, а также закупки для привлечения третьих лиц к исполнению большинства контрактов, по которым предприятие является исполнителем (при наличии положения о закупке, размещенного до начала года в ЕИС);

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (если положение о закупке и план закупки размещены в ЕИС согласно требованию ч. 13 ст. 8 Закона N 223-ФЗ);

Федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства (включенные в перечень утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 N 2931-р). Исключением являются случаи, когда такие предприятия проводят закупки за счет субсидий из федерального бюджета на осуществление на территории РФ капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ и (или) на приобретение на территории РФ в государственную собственность РФ объектов недвижимости.

Примечания:

1. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ) автономные учреждения, которым предоставляются средства из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, при планировании и осуществлении закупок за счет указанных средств должны руководствоваться положениями указанного Закона.

2. Согласно ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ некоторые юридические лица при закупке за счет бюджетных инвестиций, предоставленных им в целях реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, также должны применять положения Закона N 44-ФЗ в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством в рамках договоров об участии РФ (субъекта РФ, муниципального образования) в собственности субъекта инвестиций.

Действие Закона N 223-ФЗ распространяется на юридических лиц с момента их регистрации на территории РФ (Письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 N ОГ-Д28-9983). Однако, чтобы осуществлять закупки на основании данного Закона, необходимо утвердить и разместить в ЕИС положение о закупке (ч. 2 ст. 2 , ч. 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). На утверждение положения у перечисленных в п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ заказчиков, созданных после 1 января 2012 г., есть три месяца со дня регистрации в ЕГРЮЛ. Указанным в п. п. 2 и 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ заказчикам, созданным после 1 февраля 2018 г., предоставлен такой же срок на утверждение положения о закупке или принятие решения о присоединении к положению о закупке в соответствии с ч. 3 - 5 ст. 2 Закона N 223-ФЗ (ч. 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

По мнению Минэкономразвития России, заказчики в течение трех месяцев с момента регистрации вправе осуществлять закупки в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ (Письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 N ОГ-Д28-9983). При этом такое право прекратится раньше, если заказчик разместит в ЕИС утвержденное положение о закупке или принятое решение о присоединении к положению о закупке.

Рекомендуем при закупке товаров (работ, услуг) во время переходного периода руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ. Это снизит риск предъявления возможных претензий к заказчику, поскольку будет полностью соответствовать принципу добросовестности поведения участников рассматриваемых правоотношений.

Если обязанность применять Закон N 223-ФЗ появилась у заказчика из-за изменения совокупной доли участия в его уставном капитале РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, лиц, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 2 ст. 1 данного Закона, дочерних обществ, то разместить в ЕИС утвержденное положение о закупке нужно в течение трех месяцев с даты получения уведомления об изменении совокупной доли (ч. 6 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

Перечисленные в п. п. 2 и 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ юридические лица могут принять решение о присоединении к положению о закупке, утвержденному компетентным органом лица, указанного в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ. Тогда в ЕИС вместо положения о закупке размещается такое решение (ч. 4 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Следует учитывать, что изменение организационно-правовой формы заказчика не может повлиять на уже объявленные закупки. Они должны быть завершены в соответствии с нормами того закона, на основании которого размещены (Письмо Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-181).

Действие Закона N 223-ФЗ не распространяется на перечисленные в ч. 2.1 ст. 1 этого Закона организации, которые разместили в установленном порядке информацию, предусмотренную данной статьей.

В соответствии с указанной нормой действие названного Закона не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности не превышает 50%, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно:

1) на субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в отдельных сферах, если их общая выручка от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, или от регулируемых видов деятельности составляет не более 10% общей суммы выручки от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год;