Как репетировать речь. Репетиция как прелюдия произнесения речи в аудитории. Как организовать репетицию выступления? Вот несколько простых шагов
Полный текст речи или ее конспект, тезисы, план готовы. Полезно прочитать речь или воспроизвести ее устно, чтобы уточнить время звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп (примерно 100-200 слов в минуту). Это так называемая репетиция, т. е. произнесение текста либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог). Лучше произносить текст вслух (это особенно важно для начинающего оратора).
Во время репетиции необходимо обратить внимание на технику произношения. Прежде всего на орфоэпию - образцовое литературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Важно уметь слушать и слышать себя, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать свою речь.
Следует обратить внимание и на дикцию, на темп речи, на громкость голоса. Репетируя свое выступление, оратор должен следить за своим голосом, чтобы он звучал ясно, в меру громко, не был бы монотонным. Надо обращать внимание и на паузы (они облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее), на фразовые и логическое ударения, с помощью которых можно выделить речевые отрезки или отдельные слова.
Выразить свои чувства, свое отношение к тому, о чем идет речь, помогают мимика, жесты, поза. Нередко ораторы репетируют свое выступление перед зеркалом. Это самонаблюдение поможет избежать некрасивых, резких жестов, мимики, которая бы искажала и уродовала лицо. О том, как серьезно надо относиться к мимике, жестам, движению во время речи, говорил еще Петр I (см. “Духовный регламент”, изданный в 1721 г.): “Не надобно проповеднику шататься вельми, будто в судне веслом гребет. Не надобно руками всплескивать, в боки упираться, подскакивать, смеяться, да не надобно и рыдать”.
Как же работать во время репетиции перед зеркалом? Прежде всего обратите внимание на мимику. Вот как пишет об этом Поль Л. Сопер в книге “Основы искусства речи” (М., 1992):
“Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выражает? Если на нем застывшее выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры”.
Не менее важно добиться естественности позы. Расправь-
те плечи, выпрямитесь; если чувствуете скованность, напряженность, сделайте несколько физических упражнений. Найдите такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, постарайтесь запомнить эту позу. Попробуйте во время репетиции речи сделать шаг вперед, назад, в сторону; при этом старайтесь движением подчеркивать выразительные места речи.
Особое внимание следует обращать на жесты. В названной выше книге Поля Л. Сопера говорится о нескольких видах жестов. С помощью выразительных жестов подчеркиваются сильные места речи. Описательные-показываются размер предмета. Указующие-демонстрируют местоположение, направление. Оратор с артистической жилкой пользуется сложной подражательной жестикуляцией.
Разнообразие жестов делает речь выразительной. Но не следует забывать о чувстве меры. Нельзя жестикулировать непрерывно: не каждая фраза нуждается в подчеркивании. Если чрезмерно увлечься жестикуляцией, можно потерять равновесие.
Лучшая поза для оратора та, в которой ощущается непринужденность и легкость движений. Мимика и жесты выступающего не самоцель, они должны усиливать впечатление от его речи, помочь донести до слушателей его мысли и чувства.
Репетиция как прелюдия произнесения речи в аудитории
Репетиция (с лат . повторение ) – пробное произнесение речи мысленно или вслух позволяет, прежде всего, запомнить речь, освоиться в ней, отшлифовать не только текст в единстве содержания и формы, но и вокальную (голосовую) грань оратории, а также поставить дыхание, отладить мимику и жесты выступающего. Репетиция позволяет оратору вжиться в свой оптимальный образ, закрепить наилучший вариант своей речевой и социальной роли, довести до автоматизма, все необходимые элементы речевого действия. Что называется «быть во всеоружии» .
В частности, репетиция дает возможность выверить время звучания речи, сократить или увеличить его за счет либо изменения темпа речи , либо размера текста . Оратор должен хорошо представлять себе относительную ценность различных фрагментов своей речи, чтобы знать, чем можно пожертвовать, попав в цейтнот, и, напротив, иметь запас для вставки, если появляется излишек времени (резервный текст). Обычно длину речи меняют за счет разного рода примеров и описаний, часто уже по ходу выступления, но лучше это сделать в ходе репетиции.
Репетировать речь следует не по отдельным смысловым квантам и блокам, а как целое, не смущаясь допущенными ошибками и стараясь исправить их по ходу речи, а не пересказывать все сначала, что лишь усугубит неблагоприятное впечатление. Мелкие ошибки (например, стилевые) лучше вообще проигнорировать в данном чтении, взяв их на заметку на будущее. В ряде случаев незначительные ошибки, исправляемые по ходу изложения, создают атмосферу непринужденности и используются как специальный проксемический прием. Здесь все зависит от конкретной речевой ситуации.
Не следует стараться дословно запомнить весь текст речи или даже ее центральную идею. Здесь хорошую помощь окажет внутренний конспект с опорными словами или «пасьянс» карточек с отдельными фактами. Всякая заученность сковывает общение оратора с аудиторией, разрушая психологический контакт.
Имеет смысл запоминать не форму идей, а их суть, предоставляя поиск формы своей речевой культуре . Разумеется, ключевые фрагменты выступления – выводы, лозунги – следует запоминать близко к письменному тексту, а на остальную информационную набивку речи ресурсы памяти (в смысле формы) лучше не расходовать.
Не противоречит ли сказанное всему изложенному в разделе о «цветах красноречия» - стоит ли подбирать их, чтобы потом забыть? Ответ на этот вопрос однозначно отрицательный. Ибо усвоение средств речевой выразительности во время репетиции происходит автоматически, без мучительного «заколачивания» в память.
Особо же ценные, с точки зрения оратора, слова и выражения можно возвести в ранг опорных или «зазубрить», но это, безусловно, исключение, а не правило. Если в процессе репетиции вы почувствовали, что ваша память перегружена, прибегните к методу аэронавтов, сбрасывающих с воздушного шара балласт. Но что окажется таким балластом? Здесь уместно прибегнуть к совету компетентных (на взгляд оратора) пробных слушателей , перед которыми следует прочитать речь в различных вариантах.
Следует ли при репетиции пользоваться зеркалом? Многие ораторы применяют этот метод, он способствует развитию артистизма, но у него есть и известные издержки, так как у отдельных ораторов, преимущественно новичков, он формирует некоторую манерность в поведении. Поэтому «быть или не быть» зеркалу – это проблема личного психологического склада репетирующего.
Некоторые ораторы готовят свою речь на ходу, во время прогулки или бродя по комнате, поскольку ходьба успокаивает нервную систему и задает оптимальный ритм творческой деятельности. Многие мудрецы Запада, Востока и России были странниками. Аристотель основал в Афинах научно-философскую школу перипатетиков (любителей прогулок) , изучавших дисциплины на лоне природы. Этим методом ораторской подготовки не следует пренебрегать.
Главный инструмент оратора, бесспорно, голос . Чтобы успешно пользоваться им, надо иметь представление об его основных качествах, их влиянии на выполнение речевой цели выступления и способах их тренировки.
Энергетической базой нашей речи служит дыхание . Если в обычном дыхании выдох лишь в 1,5–2 раза длиннее вдоха, то в дыхании речевом, фонационном , эта разница достигает 10–15 раз. Вся речь осуществляется на выдохах, вдохи происходят во время так называемых доборных пауз . Вдох должен быть глубоким, коротким, энергичным, бесшумным и незаметным для слушателей. Выдох – долгим, равномерным, не затухающим к концу, чтобы не садился голос. Дыхание – ритмичным, плавным и устойчивым.
В некоторых учебниках риторики приводится комплексы дыхательных и фонетических упражнений. Автор этих строк предпочитает утреннюю гимнастику и пение - это самое естественное упражнение для тренировок дыхания и голоса; весьма результативны также бег и плавание. Полезно слушать запись своего голоса на магнитофон. При этом почти все люди, особенно услышавшие такую запись впервые, с трудом узнают собственный голос – настолько его звучание, воспринятое со стороны, отличается от слышанного нами из наших уст, что связано с различными условиями прохождения звуковых колебаний в воздухе и в костях черепа. Особенно меняется соотношение высоких и низких частот, определяющие звуковую окраску – тембр голоса , а это – его главный индивидуальный признак. С магнитофона вы слышите себя так, как слышат вас другие. Тут вы можете объективно оценить себя как оратора. Истина – в магнитофоне.
Дикция , или артикуляция – это четкость, членораздельность произношения, правильность выговаривания каждого звука. Она зависит от установки речевого аппарата, и, прежде всего – губ и языка, в позицию, позволяющую образовать нужный звук и, разумеется, от природных особенностей устройства этих органов у различных людей. Недостатки дикции - картавость, шепелявость, гнусавость, гортанность, чоканье, цоканье и пр. Когда, как в рассказе В.Драгунского, вместо шишки говорят – сыски, фыфки, хыхки. Заикание – не дикционный, а фонационный недостаток, вызываемый не неправильным расположением губ и языка, а судорогами в гортани.
Если явных дикционных недостатков у оратора нет, то уместно упомянуть о достоинствах. Весьма благоприятное впечатление на слушателей производит четкое, твердое «р». А также отчетливо произносимые «л», «м», «н», «б», «п», «в», «ф» и «ж». Именно на этих, особенно придирчиво улавливаемых ухом звуках следует в первую очередь сосредоточиться оратору при проработке фонетических упражнений.
Дикцию тренируют специальными фонетическими упражнениями. Лучшие из них – скороговорки. Типа «Шел Саша по шоссе и сосал сушку». «Щетинка у чушки, чешуйка у щучки». «У быка бела губа была тупа». «Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь». «Сколпакован колпак не по-колпаковски, сколоколован колокол не по-колоколовски; надо колпак переколпаковать и поперевыколпаковать, надо колокол переколоколовать и поперевыколоколовать».
Интонация – совокупность фонетических качеств речи, придающих ей определенный смысловой и эмоциональный оттенок. В ней различают:
а) Тон – это высота звука, частота его колебаний в герцах. Мужчины говорят на частоте 85–200 герц, женщины – 160–340 герц. Расширить свой природный частотный диапазон весьма нелегко – этого добиваются певцы изнурительными упражнениями. Гораздо легче научиться свободно (пластично) варьировать тон в пределах своего природного диапазона. Пластичный голос кажется шире по диапазону, чем непластичный, и при пении производит впечатление большей задушевности. Камерному певцу важнее иметь голос пластичный, нежели широкий. Есть хорошие мелодии для тренировки голоса. Это, прежде всего, лирико-эпические песни – баллады, романсы, в которых характер частотных переходов близок к ораторскому.
б) Интенсивность звучания – это его мощность (количество энергии, выделяемой за единицу времени). Зависит от амплитуды колебания голосовых связок. Где говорить громко, а где тихо – определяется по речевой ситуации. При этом необходимо иметь в виду, что дальность распространения звука зависит не только от его исходной громкости, но и от его частного диапазона, от наличия обертонов – высших колебательных гармоник. Голос, богатый обертонами, воспринимается как глубокий и сочный (это уже качество тембра ) и медленно затухает с расстоянием. Способность голоса распространяться на большие расстояния за счет широты частотного диапазона называется полетностью . И второй важный момент - весьма часто больший психологический эффект достигается не повышением, а снижением интенсивности голоса. Тихая, неторопливая и плавная речь звучит внушительнее, солиднее громкой, взвинченной и крикливой речи.
в) Темп речи – это скорость ее произнесения, определяемая количеством речевых элементов – слов или слогов – в минуту. В русском языке средний темп – 100 – 120 слов в минуту. Темп – важное средство передачи эмоций. Активные, мобилизующие эмоции (радость, гнев) ускоряют темп речи, пассивные, угнетающие (страх, уныние) – замедляют его. Многое сообщает он и о личных качествах говорящего: один трещит, как пулемет (дятел, сорока, мельница) , другой еле цедит, тянет резину, жует мочалку.
г) Тембр – это окраска, колорит голоса, определяемый набором обертонов (высших частотных гармоник) к основному звуку. Тембр – едва ли не главное для оратора качество голоса. По тембру голос бывает звонкий - глухой, чистый - сиплый, дребезжащий - рокочущий, холодный - теплый, жесткий - мягкий, грубый - ласковый, плаксивый - веселый, игривый - сердитый, злобный - ироничный, высокомерный - почтительный, заискивающий - искренний, открытый - недоверчивый, дружелюбный - подозрительный и т.п.
Таким образом, интонация – это мощное средство метасообщения – внесения в слова и выражения дополнительного смысла, расширяющего возможности полноценной передачи информации. Как отмечал И.Андроников «Не будет ошибкой сказать , что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с какими они произнесен» . Если нам говорят оптимистичные фразы убитым голосом, мы мгновенно заподозрим неладное.
Наряду с интонацией, большую роль в арсенале голосовых средств оратора играют паузы (от лат . пауза – остановка ). По замечанию К.С.Станиславский, «пауза - важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей». Различают:
- паузы размышления. Возникают в любом месте высказывания и отражают колебания в выборе а) что сказать (из нескольких известных оратору вариантов) и б) как сказать
- логические паузы делят речь на смысловые блоки – речевые такты .
Нет, нет, не должен я, не смею, не могу
Волнениям любви безумно предаваться…
- психологические, или эмоциональные паузы выражают чувства вне всяких грамматических правил. «Первое место поделили Петров… и ты!»
- синтаксические паузы отмечаются знаками препинания. Самая малая пауза обозначается запятой, большая – точкой с запятой, наибольшая – точкой
- ситуационные паузы либо дают слушателю время на обдумывание или действие, либо вызываются перерывом в синхронно комментируемом процессе. Используются при диктовке, в воинских командах, комментировании спортивных игр, ожидании ответа собеседника
- физиологические паузы – добор воздуха. Умелый оратор растворяет их в паузах всех предыдущих видов
- пустые, или беспомощные паузы – это когда нечего сказать по сути или неизвестно, как сказать по форме.
Язык мимики и жеста
Наряду с вокальными (голосовыми) качествами оратора важную роль в его воздействии на публику играет язык мимики и жеста . Поскольку «глаза - зеркало души», оратор должен умело пользоваться своим взглядом. Избегая как «блуждания» его по всей аудитории, что создает впечатление рассеянности или растерянности, так и «сверления» им одного человека. Золотая середина – обзор 5-6 человек, которые сами охотно смотрят оратору в глаза. Тем самым, завязывается зрительный контакт с аудиторией , который распространяется на всех слушателей (за исключением самых пассивных). Люди не любят безразличного, тусклого, отсутствующего взгляда. Но имитировать заинтересованность, придавая себе нарочито оживленный вид – это еще хуже. Фальшь немедленно будет замечена.
Следует ли как-либо регулировать свою мимику в процессе произнесения речи? Лучший вариант - регулировать свое настроение и отношение к выступлению, а нужная мимика и жесты придут сами собой.
Но, подобно тому, как, употребленные к месту и в меру, эти выражения играют полезную роль вводных слов , точно так же к месту можно и дернуть плечом и почесать в затылке. Вспомним поговорку: «грязь – это любое химическое вещество в неположенном месте».
Избавляясь от крайностей в мимике и жестах, надо стремиться, чтобы в поведение оратора было выражением его собственной духовной деятельности. Не следует никого копировать. Не переигрывать. Оратор – лишь отчасти актер, точно так же, как и актер – лишь отчасти оратор.
Особенности теле – и радио-риторики
Огромную роль в современной информационной среде играют радио и телевидение. Большинство людей охотнее смотрит и слушает электронные СМИ, нежели читает газеты и журналы. Юристу, бизнесмену, политику, литератору, педагогу, любому общественному деятелю может представиться шанс выступить в эфире. Что следует иметь в виду, выступая перед микрофоном в радио- или телестудии? (См.: ниже следующую схему 19).
– Универсальность адресата . Ваши слушатели в своей массе – это среднестатистические граждане, многие из которых просто случайно попали на передачу. И если ваша речевая цель предполагает массовый охват публики, то следует в первую очередь удержать тех, кто вольно или невольно начал вас слушать, усилив в выступлении моменты, общие для наиболее широкого круга адресатов. Данный принцип можно условно назвать принципом «ромашки», когда выделяется тематическая сердцевина – 5-6 важнейших групповых интересов («лепестков»). Причем это следует делать четче и ярче, чем в обычной речи, поскольку здесь никто не попросит уточнить высказанные положения, а повторяться в эфирной речи – значит не только транжирить драгоценное время, но и производить на слушателей крайне дурное впечатление.
- Любая ошибка в эфирном выступлении воспринимается слушателями в 4-5 раз критичнее, чем со сцены зала . Если вы наделали массу мелких лексических или даже концептуальных ошибок в беседе с публикой в аудитории, их могут и не заметить, особенно если тема весьма актуальна, а слушатель не слишком квалифицирован, но малейшая ваша оплошность в эфире пойдет гулять по народным устам с насмешливыми комментариями, заслоняя подчас самую суть сказанного. Все дело в оценочном стереотипе публики: на сцене оратор – обычный собеседник, мало чем отличающийся от сидящих в зале, и спрос с него соответствующий. В эфире его сравнивают уже не с простыми смертными, а с дикторами – профессионалами слова. Поэтому готовить эфирную речь надо гораздо тщательнее, чем обычную.
Схема 19
- Следует избегать малейшего разбавления речи любыми малосодержательными вставками и лирическими отступлениями: Утеряв внимание слушателя, вы уже не вернете его. Введение должно быть не более одной фразы, в коей следует моментально «брать быка за рога». Материал излагается плотно, лаконично; каждые 30-40 секунд вбрасывается освежитель внимания – яркий троп, эпитет или риторическая фигура, поговорка, пословица афоризм или короткий анекдот (особенно из свежих), которые не только оживляют интерес публики к теме, но и позволяют быстро перейти од одного вопроса к другому. К тому же все эти «цветы красноречия» заметно снижают изначально высокий критицизм эфирного слушателя. Фразы должны быть существенно короче, чем в обычной, зальной речи. Концовка должна быть бодрой, энергичной, непременно оптимистичной, состоящей из одной-двух подчеркнуто завершающих фраз. Или лозунгов, как, например, в предвыборной речи кандидата: «Я буду добиваться: трудоспособным – работы, работающим – зарплаты, пенсионерам и инвалидам – социальной помощи и всем – бесплатного медицинского обслуживания».
- Эмоциональные всплески следует передавать не увеличением громкости голоса и не повышением его тона, что подчас уместно в речах со сцены, а усилением выразительности, т.е. углублением интонационных перепадов и изменением тембра (звуковой окраски). Голос может делаться более проникновенным, взволнованным, доверительным, задушевным, решительным, чем обычно. Эту тембровую палитру надо использовать сполна, но нельзя ни кричать, ни шептать в микрофон. Не следует также «мычать», причмокивать, кряхтеть, злоупотреблять вводными словами. Весьма часто подобные ошибки происходят от элементарного волнения, но могут производить впечатление речевого бескультурья. Их надо преодолеть в процессе репетиции и психологической самонастройки.
- Ни на радио, ни на телевидении не следует стесняться читать речь по бумажке, если только вы не обладатель идеальной памяти или виртуоз слова. В конспекте следует выделить опорные слова и фразы подчеркиванием или значками на полях. Один взгляд на такое слово моментально оживит в вашей памяти весь смысловой блок. Подобная запись называется внутренним конспектом .
- Ранжируйте смысловые кванты и блоки эфирного речевого материала по важности и отметьте в конспекте, чем вы можете пожертвовать, если попадете в цейтнот, и что можете добавить при избытке времени. И то, и другое в любом случае – второстепенный материал (резервный текст ); главное должно прозвучать при любых обстоятельствах.
- Сидя перед телекамерой, не следует прилипать взглядом к конспекту и не сверлить глазами объектив – обе крайности производят на зрителей весьма негативное впечатление. Примерно треть всего времени следует глядеть в конспект, еще треть – в объектив и еще столько же уместно «побегать глазами по сторонам», градусов на 10-15 вправо – влево от объектива. Это неплохая имитация естественного поведения, вполне приемлемая для новичка, но, очевидно, излишняя для завсегдатая телестудий.
- Эфирные выступления следует репетировать в 3-4 раза дольше, чем обычные , и делать это надо с использованием магнитофона в присутствии сведущих в риторике лиц. 7-8-минутную речь надо прочесть не менее 30 раз, учитывая абсолютно все, в том числе самые пристрастные замечания. Не возражайте и не оправдывайтесь, даже если в корне не согласны с критиками: вам предстоит выступать перед предельно широкой аудиторией, а теле-радио-публика, как и любой клиент, всегда права, и подобает не подлаживать ее под себя, а самому подлаживаться к ней. Это, естественно, касается лишь формы выступления, содержание же, как и всегда, определяется наложением речевых целей оратора и аудитории.
- Многие ораторы, особенно новички, замечают при репетиции удивительный эффект: 10-минутная речь при повторном чтении превращается в 8-минутную, при третьем – в 7-минутную и далее не меняется. Причиной этого является сокращение пауз размышления, затрачиваемых на осмысление и эмоциональное усвоение малознакомого текста. Если, тщательно отрепетировав речь, отложить ее на несколько дней, то обнаружится, что она вновь удлинится почти до исходной величины. Поэтому необходимо проводить последние репетиции непосредственно перед визитом в студию. В самой же студии, ожидая очереди в эфир, ничего репетировать уже не надо, - следует сосредоточиться и успокоиться.
- Подготовив текст выступления, полезно разметить его интонационными знаками , отмечающими паузы, повышения и понижения тона, и пользоваться им как на репетиции, таки в студии. Подобный эскиз выглядит следующим образом:
Интонационный эскиз не следует отягощать опорными словами и выражениями во избежание путаницы. Выберите тот тип записи, который больше подходит. Главные критерии выбора – уверенность и легкость чтения. А вот резервный текст, следует непременно выделить в любом типе конспекта.
- На теле-диспуте в прямом эфире не старайтесь обострять полемику, и так неизбежно возникающую между принципиальными соперниками. В глазах теле-радио-аудитории солиднее смотрится не тот, кто разносит в пух и в прах всех и вся, хотя бы было за что, а тот, кто сможет порадовать публику чем-то позитивным, будь то новый автомобиль, новый вид услуг или какая-нибудь идея. Как правило, чем менее сведущ слушатель в предлагаемой теме, тем больше значения имеет в оценке выступления чисто личностный аспект – имидж оратора .
Если вы выступаете в эфире как представитель какого-либо сообщества – фирмы, спортивного клуба, института, академии, политической партии и т.п., то имейте в виду, что в большинстве случаев вы будете «тащить» ваш коллектив, а не он вас. Именно по вашей речи будут судить обо всем сообществе, раз уж вы удостоились всенародно представлять его по воле его руководства. Случайных людей к микрофону не подпускают – таков, в общем, справедливый оценочный стереотип теле-радио-аудитории. В эфире вы работаете на команду, за исключением тех случаев, когда команда выдвигает вас кандидатом на выборный пост. «Кто паровоз, а кто вагон «– это надо весьма четко, но корректно дать понять слушателям. Следует помнить, что хорошо режиссированное эфирное слово обладает большей внушающей силой, чем печатное.
В целом о подготовке устных выступлений любого жанра следует сказать, что это – необходимый этап работы для оратора любой квалификации; если оратор очень сильный, то от него многого и ждут. И если вы очень занятой человек и речи вам пишет кто-то другой, то психологическую самонастройку и репетицию за вас не выполнит никто.
________________________________________
Вопросы для повторения:
Для чего необходим, и какими способами устанавливается психологический контакт оратора с аудиторией?
Психологическая самооценка и самонастройка перед выступлением – эти действия важны только для начинающего или также и для опытного оратора? Что такое «правило тетерева»?
Какие функции выполняет репетиция устного выступления, и какие методы при этом используются?
В какой зависимости находятся качества ораторского голоса и успех выступления?
Какую роль в устном выступлении играют мимика, жесты и артистизм оратора?
Чем различаются эфирная и зальная речевые среды и речевые ситуации?
Полный текст речи или ее конспект, тезисы, план готовы. Полезно прочитать речь или воспроизвести ее устно, чтобы уточнить время звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп (примерно 100-200 слов в минуту). Это так называемая репетиция, т. е. произнесение текста либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог). Лучше произносить текст вслух (это особенно важно для начинающего оратора).
Во время репетиции крайне важно обратить внимание на технику произношения. Прежде всего на орфоэпию - образцовое литературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Важно уметь слушать и слышать себя, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать свою речь.
Следует обратить внимание и на дикцию, на темп речи, на громкость голоса. Репетируя свое выступление, оратор должен следить за своим голосом, чтобы он звучал ясно, в меру громко, не был бы монотонным. Надо обращать внимание и на паузы (они облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее), на фразовые и логическое ударения, с помощью которых можно выделить речевые отрезки или отдельные слова.
Выразить свои чувства, свое отношение к тому, о чем идет речь, помогают мимика, жесты, поза. Нередко ораторы репетируют свое выступление перед зеркалом. Это самонаблюдение поможет избежать некрасивых, резких жестов, мимики, которая бы искажала и уродовала лицо. О том, как серьезно нужно относиться к мимике, жестам, движению во время речи, говорил еще Петр I (см. “Духовный регламент”, изданный в 1721 ᴦ.): “Не надобно проповеднику шататься вельми, будто в судне веслом гребет. Не нужнобно руками всплескивать, в боки упираться, подскакивать, смеяться, да не нужнобно и рыдать”.
Как же работать во время репетиции перед зеркалом? Прежде всего обратите внимание на мимику. Вот как пишет об этом Поль Л. Сопер в книге “Основы искусства речи” (М., 1992):
“Практиковаться перед зеркалом крайне крайне важно, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. А должна быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выражает? В случае если на нем застывшее выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры”.
Не менее важно добиться естественности позы. Расправь-
те плечи, выпрямитесь; если чувствуете скованность, напряженность, сделайте несколько физических упражнений. Найдите такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, постарайтесь запомнить эту позу. Попробуйте во время репетиции речи сделать шаг вперед, назад, в сторону; при этом старайтесь движением подчеркивать выразительные места речи.
Особое внимание следует обращать на жесты. В названной выше книге Поля Л. Сопера говорится о нескольких видах жестов. С помощью выразительных жестов подчеркиваются сильные места речи. Описательные-показываются размер предмета. Указующие-демонстрируют местоположение, направление. Оратор с артистической жилкой пользуется сложной подражательной жестикуляцией.
Разнообразие жестов делает речь выразительной. Но не следует забывать о чувстве меры. Нельзя жестикулировать непрерывно: не каждая фраза нуждается в подчеркивании. В случае если чрезмерно увлечься жестикуляцией, можно потерять равновесие.
Лучшая поза для оратора та͵ в которой ощущается непринужденность и легкость движений. Мимика и жесты выступающего не самоцель, они должны усиливать впечатление от его речи, помочь донести до слушателей его мысли и чувства.
Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная запись выступления во время репетиции, а тем более - видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны, если прослушивание происходит спустя несколько дней после репетиции.
Известно, например, как тщательно готовился к своим выступлениям великий физиолог И.П. Павлов. Каждую свою речь он так отшлифовывал, что после выступления, по свидетельству его учеников, ее можно было сразу сдавать в печать. Профессор Н.А. Рожанский описал встречу с ним незадолго перед выступлением того в научном обществе в 1913 году.
Павлов попросил Рожанского прочесть вслух, написанную Иваном Петровичем речь, которую тот должен был произнести вечером. Во время чтения Павлов внимательно следил за каждым словом, стараясь представить, как оно будет восприниматься слушателями. Вечером Павлов не читал, а говорил свою речь, но, как показалось Рожанскому, говорил почти слово в слово то, что было в написанной речи. Как видим, выдающийся физиолог придавал большое значение репетиции выступления.
Репетируют речь потому, что не хотят зачитывать ее. Читка не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, когда отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией. К тому же зачитывание речи у многих ассоциируется с недостаточным знанием вопроса или с общей неразвитостью.
Зачитывая текст, выступающий надеется, донести содержание своего сообщения в наиболее полном виде. Однако при этом совершенно игнорируется эмоциональная сторона восприятия: когда докладчик погружается в чтение, слушателям трудно долго удерживать внимание, так как письменная речь и устная - это разные формы языка. Одни слушатели при этом погружаются в сон, другие - борются с ним.
Интересное сравнение использовал лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брегг, высказывая свои суждения по поводу искусства научной беседы: «Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал - это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле».
Цитаты и цифры представляют собой сгустки информации и являются сильными аргументами. Малейшая неточность может изменить заложенный в них смысл и следующие из них выводы. Например, ошибка в цифре, или простая перестановка слов, или изменение одного-двух из них, или потеря слова - все это может привести к существенным искажениям информации. Нечестные ораторы пользуются этим преднамеренно, прием этот называется «передергивание» (фактов). При разоблачении ссылаются на память или оговорку.
Поэтому, чтобы не подвергать сомнению важные доводы, лучше цифры и цитаты записывать.
Иногда приходится заучивать речь: когда нужно быть точным в формулировках, но читать не позволяет ситуация. Например, приветствие на торжественном мероприятии, банкете с деловыми партнерами, при якобы импровизированном выступлении.
Если речь небольшая, то это сделать сравнительно нетрудно. Если же большая (лекция, доклад), то выучить текст не каждому по силам. В этом случае выручит прием «выступление с опорой на текст».
Написанный текст хорошо осмысливается, несколько раз прочитывается (в том числе и вслух), фиксируются в памяти основные моменты.
Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами: выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.
Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить на мгновение взгляд на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору держаться уверенно.
Так же удобно пользоваться тезисами выступления с выделенными ключевыми словами.
Таким образом, публичное выступление требует серьезной подготовки оратора. Только в этом случае у него будет хороший контакт с аудиторией, его речь произведет впечатление, запомнится слушателям и заставит принять участие в обсуждаемой проблеме.
(в классических риториках)
Как видно из изложенного, в классической риторике большое внимание уделялось докоммуникативной фазе публичной речи, предварительной работе над выступлением. В современной науке об ораторском искусстве эта установка получила свое подтверждение и развитие.
Выбор проблемы и темы выступления;
Определение целевой установки;
Подбор материалов;
Изучение и анализ отобранного материала;
Разработка плана выступления;
Работа над композицией;
Написание текста выступления;
Овладение материалами выступления.
Выбор проблемы и темы выступления ‒ один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Любое выступление должно быть направлено на разрешение какой-то проблемы. Проблема ‒ это заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость или значимая для той или иной группы людей. Тема ‒ это сторона, аспект избранной для обсуждения проблемы. Например, проблема «Как улучшить благосостояние нашего народа». Тема выступления: «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа».
Выбор проблемы и темы выступления не всегда зависит от воли оратора. Нередко проблему и тему выступления предлагают оратору организаторы мероприятия или диктуют сложившиеся обстоятельства. В этом случае оратор должен подумать о том, как конкретизировать предложенную тему, выделив в ней определенный круг вопросов для освещения.
Если же оратору дана возможность самостоятельного выбора проблемы и темы выступления, то рекомендуется учитывать следующие обстоятельства:
1) выбирать надо такие проблему и тему, которые соответствуют знаниям и интересам оратора;
2) выбранные проблема и тема должны соответствовать интересам аудитории. Зная характер аудитории, оратор должен учитывать, какие проблемы волнуют его слушателей в данный момент, что вызовет у них наибольший отклик.
Когда проблема и тема выбраны, то следует позаботиться об интересной, значимой формулировке темы. Удачная формулировка темы выступления положительным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.
Формулировка темы должна отвечать целому ряду требований:
1) тему необходимо формулировать ясно, четко и по возможности кратко. Длинные формулировки, включающие незнакомые слова и выражения, могут вызвать отрицательное отношение к предстоящему выступлению;
2) выбранная формулировка должна отражать содержание выступления;
3) эта формулировка также должна привлечь внимание слушателей, заинтересовать их.
Необходимым условием успешной подготовки является точное определение цели выступления . Эффективность речи определяется степенью реализаций ее целевой установки . Цель ‒ это то, к чему стремится выступающий, какого результата от своего выступления он хотел достичь: поставить ли новую проблему; опровергнуть чужую точку зрения; настроить людей на определенную линию поведения и т. п. Так, в выше обозначенной нами теме выступления «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа?» оратор может поставить такую цель: убедить людей заниматься частным предпринимательством. Или же эту тему можно раскрывать таким образом, чтобы убедить людей не мешать частным предпринимателям, а, наоборот, поддержать их усилия. Реализация этого призыва, например, актуальна для предпринимателей-фермеров, которые встречаются с негативным отношением к ним окружающего населения.
Подбор материалов для выступления . Содержание выступления, как отмечалось выше, играет важнейшую роль для его эффективности. Поэтому оратор должен приложить максимум усилий, чтобы собрать интересный и полезный для аудитории материал по выбранной теме. Откуда же оратор должен почерпнуть этот материал? Если это опытный оратор, оратор со стажем публичных выступлений, то он обращается к собственным знаниям и опыту, к своему архиву. Архив, как правило, содержит необходимую фактологическую базу для подготовки конкретного выступления. Новые же идеи, сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи можно найти, обратившись к:
Официальным документам;
Справочной литературе (энциклопедиям, энциклопедическим словарям, словарям по различным отраслям знаний);
Научной и научно-популярной литературе;
Статьям из газет и журналов;
Материалам, помещенным в Интернете;
Передачам радио и телевидения;
Результатам социологических опросов;
Художественной литературе;
Личным контактам, беседам, интервью;
Размышлениям и наблюдениям.
6. Наиболее распространенной структурой устного публичного выступления считается трехчастная, включающая в себя следующие части: вступление, основную часть и заключение .
Цель вступления ‒ заинтересовать аудиторию, привлечь внимание слушателей к теме выступления. Во вступлении оратор решает важную психологическую задачу ‒ подготовить слушателей к восприятию данной темы. В связи с этим во вступлении, как правило, подчеркивается актуальность темы, ее значение для данной аудитории, формулируется цель выступления.
Во вступлении различают зачин и завязку . Цель зачина - подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание. Опытные ораторы используют в качестве зачина пословицы и поговорки, крылатые выражения, интересные примеры. Эффективным средством завоевания внимания слушателей являются вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в мыслительную деятельность, активизируют слушателей. Завязка направлена на переход к изложению основной части выступления. В ней оратор стремится заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждаемого вопроса, познакомить аудиторию с пунктами плана.
Начинающему оратору следует иметь в виду, что каждое выступление требует своего особого начала. При этом необходимо учитывать и тему, и вид речи, и состав аудитории, и степень ее подготовленности, и эмоциональный настрой в данный момент самого оратора.
Наиболее ответственной является основная часть речи. В ней излагается основной материал, формулируются и доказываются содержательные положения, слушатели подводятся к необходимым выводам.
Структура основной части зависит от избранного оратором метода изложения материала. В ораторском искусстве традиционно используются следующие методы изложения материала:
Индуктивный
Дедуктивный
Аналогии
Концентрический
Ступенчатый
Исторический.
Индуктивный метод предполагает изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретных случаев, фактов, а затем подводит слушателей к обобщенным выводам.
Дедуктивный метод , напротив, изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то общие положения, а затем разъясняет их смысл на каких-то конкретных примерах, фактах.
Метод аналогии состоит в сопоставлении, проведении параллелей между различными явлениями, фактами, событиями. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей.
Концентрический метод ‒ расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.
Ступенчатый метод ‒ последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-то подтему, оратор уже больше к ней не возвращается.
Исторический метод ‒ это изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в данном явлении, предмете, лице с течением времени.
Каждый из методов изложения имеет свои сильные и слабые стороны. Выбор того или иного метода определяется коммуникативной ситуацией. Однако рекомендуется использование в одном и том же выступлении различных методов. Это позволяет сделать структуру основной части оригинальной и интересной для слушателей. Какими бы методами ни пользовался оратор, его речь должна быть аргументированной, доказательной, убедительной. Солидная аргументация ‒ один из ключевых моментов эффективности публичной речи.
Завершающая часть выступления - заключение - в значительной мере определяет эффективность речи. Известно, что в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края», т. е. лучше запоминается то, что излагается в начале и в конце сообщения. Поэтому в заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммируются наиболее важные положения, делаются выводы, а также ставятся перед слушателем задачи, которые вытекают из содержания выступления. В связи с этим особое значение приобретают последние слова оратора, или как их называют на профессиональном уровне - концовка . Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние слова - усилить эффект выступления: мобилизовать слушателей, воодушевить их, призвать к активной деятельности, к конкретным поступкам или определенной линии поведения.
7. Работа над композицией текста может происходить, что называется, «в уме». Оратор сосредоточенно составляет текст выступления в своем уме, не прибегая к записям. В каких-то ситуациях это единственная форма подготовки и овладения материалом. Однако если есть такая возможность, то всю подготовительную работу следует проводить в письменной форме - готовить полный письменный текст речи.
Процесс овладения этим текстом может свестись к простому заучиванию . В отдельных случаях это оправданно. Речь на митинге, любое приветствие на торжественном мероприятии, на банкете и т.д. не следует читать «по бумажке». Хотя и в этих случаях неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут снизить эффективность речи и даже навредить оратору. Поэтому и в таких случаях речь лучше сначала написать, откорректировать, а потом заучить.
Короткую речь можно просто заучить, а длинный доклад, лекцию заучить трудно. В этом случае необходимо так подготовить текст, чтобы можно было произносить речь, не читая текста, а только с «опорой на текст» .
Процесс овладения текстом для такого выступления предполагает работу с ним по следующим стадиям:
1) Составить полный текст.
2) Осмыслить и пересказать его своими словами.
3) Разметить текст, подчеркнуть основные положения речи.
4) Пронумеровать основные вопросы.
5) Выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить примеры и т. п.
Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться с аудиторией.
1. Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Это позволит «вжиться» в тему, так что вам не придется специально запоминать, что, собственно, вы можете сказать по поводу данного предмета.
2. Речь нужно репетировать. Даже лучшие лекторы (И. П. Павлов, К. А. Тимирязев, многие профессора Московского университета) репетировали лекции перед зеркалом по несколько раз. Поскольку темп жизни современного человека иной, придется ограничиться хотя бы двумя-тремя репетициями.
3. Репетировать речь нельзя по «кускам», а нужно только как целое. Если вы начали говорить, не останавливайтесь, пока не кончите, даже если вам нужно что-то изменить или если вы что-то забыли. Менять последовательность изложения, дополнять или сокращать содержание вы будете при следующей репетиции. Такая тактика позволяет воспроизвести ситуацию реального выступления. Если запутались, не начинайте сначала, а ищите выход по ходу речи. Хорошее впечатление от речи не пропадет, даже если вы что-то забудете. Упустив нечто важное, всегда можно ввести пропущенное в удобное место, сказав: «Чуть было не забыл, ... Вы еще спросите, ...» - добавить то, что нужно. Иногда проявление оратором такой человеческой и вполне объяснимой слабости, как забывчивость, даже используется в качестве специального ораторского приема, позволяющего, как это ни странно, вызвать симпатии аудитории к говорящему.
4. Готовясь к речи, вы можете составить «шпаргалку» - несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они должны содержать необходимый фактический справочный материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства. Не обязательно все запомнить ‒ смотрите в «шпаргалку»!
5. Перед тем как репетировать речь, составьте план. Для короткого выступления это может быть просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного ‒ развернутый общий план, отражающий завершенную форму будущей речи: вы должны заранее обдумать основные элементы структуры речи. Готовясь к большому выступлению, перед репетицией подготовьте и «шпаргалку».
6. Когда репетируете, представьте себе, если возможно, ситуацию будущей речи ‒ аудиторию, помещение.
7. Репетируя, не старайтесь запоминать фразы, отдельные обороты. Здесь есть опасность: всякая заученность мешает эффекту живого общения с аудиторией; это неблагоприятно и для запоминания: ваша цель ‒ запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Помните, что вы будете беседовать со слушателями, а не читать наизусть.
8. Естественно, что при каждой репетиции речь будет получаться по-разному. Это и хорошо. Репетируя, обращайтесь к написанному плану только в том случае, если забудете сам ход мысли.
9. На листке плана оставьте широкие поля ‒ на них вы можете записать опорные (ключевые) слова: по опорному слову вы легко восстановите в памяти весь соответствующий раздел. На основной части листка напишите фактическую часть («шпаргалку») к данному разделу. После этого можете пойти на прогулку, захватив с собой подготовленные карточки. Произнесите речь «на ходу».
Центральную роль при произнесении речи играет установление контакта, овладение вниманием аудитории. Только наличие полного контакта обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.
В заключение суммируем положение общей риторики, посвященные речевому поведению оратора:
1. «Слушателя надо уважать!» - советует риторика.
2. «Старайтесь не говорить о том, что вас не интересует», - рекомендует риторика.
3. «Уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность оратора – заразительны: они передаются слушателям», - обобщает риторика.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем состоит эффективность ораторской речи?
2. Из чего складывается искусство хорошего оратора?
3. Какими личностными характеристиками должен обладать оратор?
4. Что относится к основным навыкам оратора?
5. Расскажите об основных этапах при подготовке к публичной речи?
6. Какова структура устного публичного выступления?
7. Как освоить текст публичного выступления?
8. Какие существуют факторы, обуславливающие контакт с аудиторией?