Изменение нового закона об иностранных водительских удостоверений. Водительские права иностранных граждан на территории РФ: новый закон. Когда обмен не требуется

Пункт 13 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения»:

«Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами».

Если у вас фирма по перевозке грузов или пассажиров, то сажать за руль водителя с иностранными правами уже нельзя. Но если у вашей конторы есть автомобили, но никакой коммерческой деятельности, связанной с перевозками, вы не осуществляете, а трудовая деятельность иностранца никак не связана с управлением транспортом, то требования этой статьи вас волновать не должны. Здесь водителю главное знать, что его родное водительское удостоверение должно соответствовать требованиям международных конвенций.

Как указано в том же законе «О безопасности дорожного движения», национальные права, выданные в иностранном государстве и не соответствующие международным конвенциям, считаются действительными при наличии нотариального перевода. Или при предъявлении обычного удостоверения вместе с международными правами.

А что же грозит водителям-иностранцам, которые продолжают работать по старинке, со своим родным водительским удостоверением?

Так как законодательно водителям-профессионалам управлять транспортом с заграничными правами запрещено, такое деяние приравнивается к управлению без прав. Наказание за это достаточно суровое - штраф от 5 до 15 тысяч рублей (часть 1 статьи 12.7 КоАП РФ), да еще и машину могут на штрафстоянку забрать. А для должностных лиц организаций, на чьих машинах разъезжает нелегал, предусмотрен штраф в 50 тысяч рублей.

Для чего же ввели такие жесткие требования?

Идея вроде бы благая. Те фирмы, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов, а также службы такси, дабы сэкономить на квалифицированных водителях, повсеместно начали набирать себе иностранцев из стран ближнего зарубежья. По мнению Романа Круглова, председателя межрегионального транспортного профсоюза, сам по себе закон хороший. Наемные работники из ближнего зарубежья составляют серьезную конкуренцию местным водителям.

«Мигранты не возмущаются низкой оплатой труда, готовы работать практически на рабских условиях. Они не устраивают забастовок, так как работодатель может отозвать патент, и тогда человек не сможет работать в России, - поясняет Круглов. - Человек, не знающий ПДД РФ, не должен перевозить пассажиров. Более того, бо льшая часть мигрантов водительское удостоверение попросту купили у себя на родине. В итоге страдает безопасность перевозок».

«В Москве можно легко купить натуральные киргизские права! - уверяет Станислав Швагерус, председатель общественного движения TAXI 2018. - Цена вопроса - 200 долларов».

Вот и законодатели ссылаются на то, что такие водители, как правило, с низкой квалификацией и отсутствием профессиональных навыков. Однако какой бы то ни было статистики по этому вопросу все же нет. У данного ограничения, скорее всего, экономическая подоплека. К слову, сам закон, запрещающий найм водителей с иностранными правами, появился еще в 2013 году. Но срок вступления поправок постоянно переносился. Причин тому было множество.

По словам Станислава Швагеруса, несколько раз поправки переносились из-за Крыма, где водителям нужно было время для обмена украинских прав на российские. Кроме этого, за четыре года, пока законопроект пылился в Госдуме, никто не озаботился подготовкой материальной базы для обмена удостоверений.

Судите сами, чтобы получить российские права, иностранцу нужно сдать теоретические и практические экзамены. А так как большинство водителей работают по грузовым категориям, нужны хотя бы площадки, где можно подтвердить свои навыки в управлении фурой, к примеру. Необходимые условия попросту отсутствуют. Если верить данным комитета Госдумы по транспорту, сегодня более 70 тысяч водителей с иностранными правами вынуждены или сдавать экзамены в ГИБДД, или потерять работу.

Но потеряют ли? И будут ли получать российские права мигранты?

Депутаты постоянно говорили об отсрочке вступления в силу этих поправок. Поэтому ни перевозчики, ни сами иностранные водители ничего не предпринимали. Все ожидали, что решение вопроса будет отложено еще на год. Но этого не произошло. Поэтому сейчас все грузопассажирские перевозки, по сути, перешли на полулегальное положение. В такси, к слову, где рынок держат агрегаторы (Яндекс.Такси, Uber и проч.), особых проблем не возникает и сейчас. Сами таксисты подтверждают, ничего у них в работе ровным счетом не изменилось.

Так, водитель такси Акопян А. рассказал, что вопрос безопасности в реальности никого не волнует. Тем, кто работает с агрегаторами, главное - выполнить как можно больше заказов. Тарифов единых нет, цены постоянно падают, и заработать становится невозможно.

«Ну даже если вместо гастарбайтеров придут трактористы из русской глубинки, что, на дорогах станет лучше?» - недоумевает водитель такси.

Соглашается с этим и Евгений Б., столичный таксист с многолетним стажем.

«В такси ровным счетом ничего не изменится. Придет Ваня из дальнего региона (уже пришел), где наличных денег не видит никто, а агрегаторы как беспределили, так и будут продолжать заниматься демпингом цен», - сокрушается Евгений.

Кстати, среди таксистов ходят слухи о том, что на рынке уже появилось предложение о продаже «российских» прав. И цена небольшая. Всего-то 12 000 рублей. Правда, точка продажи настораживает - район Казанского вокзала.

Мне кажется, что в такси вообще решили не обращать внимания на новый закон. Даже стали всем водителям рассылать специальные указания, дабы иностранцы не прекращали работу.

«Там как передавали заказы иностранцам, так и передают, - уверяет Швагерус. - А Яндекс даже отключил проверку водительских удостоверений системой».

Несмотря на то, что нормальные таксисты нововведению рады, нелегалы продолжают спокойно работать.

«Они (нелегалы) попросту сняли шашки и продолжают выполнять заказы в яндексах и уберах!» - жалуется Евгений Грэк, координатор межрегионального общественного движения «Стоп Нелегал».

Причем такая же ситуация с грузовиками и автобусами, поясняет Грэк. Сейчас активно заработали схемы по продаже поддельных и настоящих документов. В любом случае все желающие к осени прикупят нужные водительские удостоверения.

Так что же изменится, даже если закон заработает?

Очевидно, что в этом случае те водители-иностранцы, у кого нет проблем с подтверждением своих навыков, спокойно продолжат работу. Рынок избавится от тех, кто купил у себя на родине права, и от тех, у кого есть проблемы с законом. А значит, местные жители получат шанс устроиться на работу, которая раньше отдавалась низкооплачиваемым нелегалам. Но все это при условии, что закон реально заработает. А предпосылок для этого пока нет.

Привет! Закон об иностранных водительских правах в россии — внесенные изменение в середине 2007 года дали повод многим о нём говорить.

Сегодня мне хотелось бы подробно поговорить об этом нормативном акте, ведь его принятие, хотя и не было неожиданным, вызвало большой ажиотаж среди граждан соседних государств, которые приехали в нашу страну с целью работы или проживания. Многим из них теперь предстоит заменить свои права на российские. Коснулось ли это всех иностранцев или кому-то всё же удастся ездить со старым родным документом? Давайте разберёмся.

Основной закон, регулирующий действие иностранных водительских удостоверений в РФ

Основные положения относительно действия иностранных водительских прав (ВП) содержатся в Законе № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – ЗоБДД).

Регламентирует статус водителей с иностранными ВП статья 25 указанного Закона, которая была принята в новой редакции (по сути – переписана) в 2013 году, но осталась, по мнению депутатов, недоработанной. Ввиду этого в неё по сей день продолжают вноситься изменения, конца-края которым пока не видать.

Итак, рассмотрим, каков статус приезжих водителей в России с 2013 года, а также что это за новые изменения, вступившие в силу в 2017 году.

Закон № 92: что изменилось в ЗоБДД с его принятием

Закон № 92-ФЗ – нормативный акт, принятый 7 мая 2013 года, в котором была полностью по-новому изложена ст. 25 ЗоБДД, а также были подготовлены поправки в другие нормы ЗоБДД.

Важный нюанс: все нововведения должны были вступить в силу через полгода после принятия Закона № 92, то есть, в ноябре. Но ввиду некоторых трудностей, введение части новых положений приостановили сперва до 2015 года, потом до 2017…

В середине 2017 года наконец-то поправки вступили в силу полностью. О них, наверное, вы уже слышали – это новые положения касательно граждан, работающих по иностранным ВП на территории России, деятельность которых связана с извозом.

Кроме этого, в свете происходящих изменений, появилась необходимость дополнить КоАП РФ новой статьёй 12.32.1, предусматривающей наказание за неисполнение требований ЗоБДД. Введена она в действие тем же Законом № 92-ФЗ. К этой норме мы ещё вернёмся.

Изменения от мая 2013 года: можно ли иностранцам ездить с ВП, выданными на родине?

До конца 2013 года упоминания об иностранных ВП в ЗоБДД совсем не было.

В 2013 году статус приезжих водителей наконец-то определился. Вкратце расскажу об особенностях действия иностранных ВП у нас в государстве. Они следующие:

  • Если гражданин другой страны имеет , то он может управлять автотранспортом без ограничений и каких-либо дополнительных документов.
  • Иностранцы на просторах РФ могут пользоваться национальным водительским удостоверением (НВУ), выданным в своей стране. На момент написания статьи готовятся изменения относительно временных ограничений на использование ВП иностранцами, перебравшимися в РФ на постоянное место жительства. Пока что иностранцы могут пользоваться своими национальными удостоверениями без каких-либо препятствий.
  • Если НВУ иностранца выдано ему ранее возраста, с которого в России можно управлять автомобилями, то право на вождение такой водитель получит в РФ только по достижении возраста, с которого можно ездить в России.
  • ВП приезжего должны соответствовать требованиям международных стандартов, в частности Венской конвенции о дорожном движении 1968 года. Так, если в НВУ срок действия не указан, то оно на территории России не признаётся, так как противоречит межгосударственным соглашениям.
  • Если НВУ иностранца требованиям конвенции не соответствует, то водить автомобили он может только на основании , предъявляемых вместе с национальными ВП. Как альтернативу международному удостоверению, можно использовать .
  • Постоянно проживающие иностранцы в РФ могут, но не обязаны .
  • Если НВУ, выданное в другом государстве, иностранец потерял, то новый документ вместо него в России не выдаётся. Для получения нового удостоверения нужно пройти полный курс обучения в автошколе. Записаться на курсы водителей в России можно только постоянно проживающим в РФ иностранцам.
  • Гражданину России желательно заменить иностранное НВУ на российское, так как согласно п. 6 ст. 41 Венской конвенции РФ вправе не признавать на своей территории документы, выданные российским гражданам за границей.

Все указанные особенности были введены в 2013 году и действуют по сей день. Изменения 2017 года коснулись лишь гостей нашей страны и граждан РФ с иностранными ВП, работающих в сфере извоза. Сейчас поговорим и о них.

Долгожданные изменения от июня 2017 года: причины отсрочки и введение в действие

Одним из положений Закона № 92 является запрет на управление транспортных средств для граждан РФ и других государств, которые работают в сфере извоза в России по иностранным ВП (абз. 38 п. 2 ст. 1).

Эта норма особенная – вступила она в силу в середине 2017 года, так как была сначала приостановлена Законом № 132 от 5 мая 2014 г., затем Законом № 130 от 23 мая 2015 г.

Причины отсрочки вступления нормы в силу:

  • Присоединение Крыма и необходимость обмена большого количества украинских НВУ на российские.
  • Рассмотрение проекта относительно граждан стран Евразийского экономического союза. Госдума хотела ввести некоторые поблажки для представителей этих государств, но проект не был принят.
  • Нехватка материально-технической базы. Оказалось, что Россия не готова выдать большое количество новых удостоверений в 2013 году, что стало одной из причин отсрочки введения нормы в действие.

Кстати, перед введением абз. 38 п. 2 ст. 1 Закона № 92 в силу, депутаты снова предлагали отложить замену НВУ приезжим до 2018 года, но это предложение было отклонено.

Итак, с середины 2017 года абз. 38 п. 2 ст. 1 Закона № 92 наконец-то после длительных споров был введён в действие. Сейчас это п. 13 ст. 25 ЗоБДД.

Суть этой нормы: обязать иностранцев и россиян, работа которых непосредственно связана с управлением автомобилей, получить внутренние российские удостоверения, если этого не было сделано ранее.

Обратите внимание! Заменить НВУ нужно только тем, кто предоставляет услуги извоза на территории РФ как предприниматель или наёмный работник. Для тех, кто живёт в России и работает в иных сферах, ничего в 2017 году не изменилось.

Изменения в КоАП РФ, внесённые Законом № 92: наказание за допуск к работе по нероссийскому НВУ

Как я уже упоминал, наряду с рядом изменений в ЗоБДД, в Кодекс об административных нарушениях была добавлена норма, предусматривающая ответственность для руководителей предприятий, допустивших к управлению транспортными средствами граждан с иностранным удостоверением.

Таким образом, наказание понесёт не только иностранный гражданин, работающий на транспорте с НВУ, выданным родной страной, но и его начальство.

Штраф для работодателя составит ни много ни мало, а 50 000 рублей – сумма достаточная, чтобы отбить желание у предпринимателей нарушать законодательство.

Кстати, иностранец или гражданин РФ, который будет работать с нероссийским НВУ в нарушение п. 13 ст. 25 ЗоБДД, будет наказан по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, то есть, ему тоже выпишут штраф в размере от 5 до 15 тыс. руб.

Смотрите видео о серьёзных последствиях управления автомобилем иностранцами без российских ВП:

Что поменялось в 2017 году для граждан, работающих в сфере извоза с иностранными ВП?

С 1 июня 2017 года граждане, желающие работать на территории России в сфере предоставления услуг перевозок, обязаны обменять иностранные ВП на российские. Это положение не касается тех, кто пересекает Российскую Федерацию транзитом.

В соответствии с разъяснениями ГИБДД МИД РФ от 13 апреля 2015 года иностранными ВП, подлежащими обмену, являются:

  • НВУ нового образца , выданное в другой стране, соответствующее действующей редакции Венской конвенции.
  • НВУ старого образца , выданное в другом государстве, сопровождаемое переводом.
  • ВП со знаком «SU» , полученные в республиках бывшего СССР.

Что касается поиска нарушителей, то специальных рейдов сотрудники Госавтоинспекции не проводят – проступки выявляются в ходе обычных проверок документов. Особое внимание при этом уделяется таксистам, ведь зачастую именно они работают без необходимой докментации. И речь здесь идёт не только о ВП, но и о лицензии, и других атрибутах деятельности извозчика.

Как обменять НВУ на российские удостоверения?

Порядок замены ВП на российские регламентируется разделом IV Постановления Правительства № 1097.

Для обмена НВУ на российское необходимо:

  1. Сдать теорию ПДД.
  2. Сдать практический экзамен.
  3. Пройти .

Особенности замены ВП на российские:

  • Получение ВП осуществляется в субъекте, где временно или постоянно зарегистрирован приезжий работник.
  • Обучение в автошколе не требуется . Тем не менее на практике с этим возникают определённые трудности. Так, жители азиатских стран уже столкнулись с тем, что в их иностранных ВП были найдены ошибки в переводе их имён и фамилий. В результате такого казуса многие удостоверения были признаны недействительными и большому количеству водителей пришлось записываться в автошколу и проходить полный курс обучения.
  • Подтверждать навыки вождения можно не на всех видах транспорта. Экзамен разрешено сдать только на высшую из открытых категорий. В новое НВУ будут перенесены из старого документа все отметки об открытых категориях на вождение.

Такую процедуру с 1 июня 2017 года следовало бы пройти водителям с иностранными ВП, занимающимся перевозками на просторах РФ. Но! Для граждан дружественных государств тем же летом 2017 года были введены некоторые поблажки – им всё же разрешили водить автомобили с родными НВУ даже при осуществлении трудовой деятельности.

Для граждан каких государств замена НВУ не является обязательной?

После введения в силу п. 13 ст. 25 ЗоБДД Госдума пересмотрела свою позицию. Уже 16 июня было принято Постановление Совмина о признании белорусских НВУ на территории РФ. Позднее, 26 июля, подписали Закон № 204 о допуске к управлению на просторах России и других иностранцев.

Постановление Совмина № 29 о признании белорусских ВП в РФ

Этот документ стал первым шагом на пути признания иностранных ВП в России.

Необходимость замены белорусских ВП на российские вызвала огромный ажиотаж. Ввиду этого 16 июня в Санкт-Петербурге Председатель Совета Министров Союзного государства Д. Медведев, руководствуясь решением Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 о равных правах на трудоустройство, подписал Постановление № 29. Этим актом Россия обязалась признать белорусские ВП без каких-либо проверок и легализаций.

Таким образом, действие п. 13 ст. 25 ЗоБДД на граждан Беларуси не распространяется, они могут работать в сфере извоза в России со своими родными ВП.

Закон № 204-ФЗ от 26.07.2017 и признание других иностранных ВП в РФ, которые могут быть использованы в трудовой деятельности

Этот акт значительно расширил перечень иностранных лиц, которые могут не менять свои ВП для осуществления деятельности, связанной с управлением транспортных средств в России.

Законом № 204 был добавлен абзац 2 в п. 13 ст. 25 ЗоБДД. В нём сказано о том, что требование о замене ВП не распространяется на граждан Киргизии и представителей государств, законодательство которых одним из своих официальных языков считает русский.

Перечислю страны, граждане которых могут ВП на российские не менять даже если будут предоставлять услуги извоза на профессиональной основе:

  • Россия.
  • Киргизия.
  • Беларусь.
  • Казахстан.
  • Абхазия.
  • Южная Осетия.

Обратите внимание! Речь идёт именно о гражданстве иностранцев. Место получения ими ВП роли не имеет. Например, если представитель Казахстана будет ездить с НВУ, выданным во Франции, то менять этот документ ему ненужно.

Все остальные иностранцы, которые зарабатывают осуществлением перевозок в РФ, должны иметь российские НВУ.

Внимание! Исходя из содержания абз. 2 п. 13 ст. 25 ЗоБДД, россиянам для деятельности, связанной с управлением транспорта, обменивать иностранные ВП не обязательно. Но это всё же желательно сделать, так как в соответствии с п. 6 ст. 41 Венской конвенции Россия вправе не признать НВУ иностранных государств, которые имеются у её резидентов.

Ограничение действия ВП для иностранцев: какие сюрпризы готовит новый проект

На момент написания этой статьи готовятся новые изменения в ст. 25 ЗоБДД.

Пока что это только проект, который находится на стадии экспертизы, но, думаю, упомянуть о нём стоит.

Законодатель на этот раз решил ограничить действие иностранных ВП на территории России во времени.

Напомню: на сегодняшний день все приезжие могут беспрепятственно и без каких-либо ограничений во времени использовать НВУ, полученные в других государствах, если речь не идёт о работе в сфере перевозок.

Исходя из текста проекта планируется ограничить период действия иностранных ВП шестью месяцами. После истечения этого времени нужно будет получать российские права. Ограничения будут вводиться (если закон, конечно, примут) для граждан РФ, вернувшихся в Россию на длительное время, и для иностранцев, получивших вид на жительство. Для временно пребывающих на просторах России представителей иных государств ничего не поменяется.

Подведём итоги

  • ЗоБДД № 196-ФЗ – закон, в который в 2013 году были включены положения о статусе иностранных ВП на территории России. Ранее упоминания о действии НВУ, выданных в других государствах, в нашем законодательстве не было.
  • Изменения в ЗоБДД были внесены Законом № 92-ФЗ . Этим нормативным актом и определился статус иностранных НВУ: их беспрепятственно разрешили использовать в России. Основное требование – соответствие документов на вождение положениям Венской конвенции.
  • Если иностранные ВП требованиям Венского соглашения не отвечают, водить авто в РФ можно с международными ВП или переводом НВУ на русский язык.
  • В 2017 году в ЗоБДД вступили изменения, коснувшиеся граждан, деятельность которых на просторах РФ напрямую связана с управлением транспорта. Остальные гости нашей страны могут управлять автомобилем с НВУ, выданным в другом государстве.
  • Иностранные НВУ нужно обменять на российские, если вы предоставляете услуги извоза.
  • Иностранные НВУ не нужно обменивать гражданам государств, где российский язык считается официальным. То есть, работать таксистом с казахстанскими или киргизскими ВП в России можно.
  • В КоАП РФ добавлена норма, предусматривающая ответственность за допуск к управлению транспорта граждан с иностранными ВП.
  • В будущем планируется ограничить срок действия иностранных ВП до полугода лицам, которые переехали в Россию на постоянное место жительства.
  • Россиянам желательно обменять иностранные НВУ на российские.

Заключение

Может показаться, что Закон № 92 очень строго обошёлся с гостями из других государств. Но не забывайте, сфера перевозок достаточно опасна и требует от водителей исключительных знаний и умений, поэтому к замене иностранных ВП на российские нужно относиться просто как к очередной проверке знаний.

Возможно, у вас уже есть опыт обмена иностранного НВУ на российское? Напишите о нём в комментариях, думаю, всем читателям будет это интересно.

А на сегодня всё! Новые статьи не заставят себя ждать, поэтому подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить новых изменений в законодательстве.

С вами был Кулик Илья! Удачи на дорогах! До скорых встреч!

Изображения для статьи взял здесь: https://www.drive2.ru/r/acura/1633058/

В Государственную Думу вновь внесен проект закона (в статью 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ), который позволит в очередной раз кардинально изменить подход к работникам «баранки» из-за рубежа. Иными словами, концепция может получить неожиданный разворот на все 180 градусов, так как предполагает запрет на работу водителем . Вновь!

Таким образом, законопроект, предложенный сенатором Карачаево-Черкесской Республики Ахматом Салпагаровым, предлагает изъять из правоприменения исключение из свода закона о безопасности дорожного движения, в котором официально предусмотрено, что для граждан стран, где русский язык признан официальным, в число которых входят:

Белоруссия,

Киргизия,

Армения,

Казахстан

Напомним, что с 1 июня 2017 года на территории РФ работать водителями-профессионалами могут только лица, имеющие российское ВУ. Но с 26 июля 2017 года в пункт 13 статьи 25 были внесены изменения, что позволило использование иностранных прав при работе водителем:

Пункт 13

«Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами».

Также мы не единожды отмечали, что изменения не раз переносились и откладывались, несмотря на то что они были введены еще в 2013 году. А обсуждение подобного законопроекта длится уже без малого с десяток лет!

На реализацию требования постоянно влияли разнообразные факторы. В 2014 году им стало присоединение Крым, а это значит, что у многих тысяч водителей-профессионалов, работавших на грузовом и общественном транспорте, были зарубежные, украинские права. Таким образом, запрет был перенесен на 2015 год.

После была попытка принять международное соглашение, по которому граждане стран СНГ могли садиться за руль со своими национальными правами, принятие документа, подготавливаемого МВД, несколько затянулось.


Помимо этого, препятствием стало и отсутствие материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции, и неготовность транспортных компаний к переходу (обмену национальных прав на российские водителями-гастарбайтерами), и опять же вновь политические мотивы.

В результате последнего фактора, кстати, и появились исключения из вышеназванных стран.

Тем не менее проблема, как показывает статистика, никуда не ушла. Аварийность с участием зарубежных водителей растет. И это, как отмечают эксперты, на фоне снижающейся аварийности российских коллег. Вот статистика, приведенная в пояснительной записке к законопроекту:

по данным МВД, на всей территории страны за семь месяцев 2018 года произошло 5.040 аварий с пострадавшими при участии водителей с иностранными правами. В столице была зафиксирована большая часть подобных ДТП - 1.022 . А это без малого 21 процент от общего количества аварий с пострадавшими. В Московской области и Санкт-Петербурге при участии таких водителей произошло 437 (14%) и 451 ДТП (12% от общего числа аварий с пострадавшими).


Предлагается установить переходный период для вступления в силу поправок продолжительностью в полгода.

«С учетом того, что практическая сторона вопроса обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские удостоверения уже в достаточной мере отработана и многие автомобильные перевозчики успешно справляются с задачей по переподготовке водителей, данный период представляется реалистичным и обеспечивающим благоприятные условия как для водителей, так и для перевозчиков» , - говорится в пояснительной записке к проекту.

Подробнее о том, как обменять права иностранным водителям, читайте здесь:

И здесь:


Вопрос, действуют ли на территории России зарубежные водительские права по ФЗ-92, остается открытым. Непонимание иностранными гражданами обусловлено неверной трактовкой Федерального закона.

Основные положения закона

ФЗ о водительских правах иностранных граждан Госдума подписала 7 мая 2013 года с целью приостановки потока нелегальных мигрантов. По закону иностранцам — узбекам, таджикам, украинцам, белорусам, молдаванам, армянам, казахам — без российского водительского удостоверения запрещается управлять грузовиками, такси, автобусами. Распространяется закон на юридических, физических лиц, частных предпринимателей.

Поправки к закону о российских водительских правах для иностранцев Госдума внесла 1 июня 2017 года . Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам без национального ВУ запрещено управлять автобусами, грузовиками, трамваями, легковыми авто, мотоциклами. Повторное обучение при замене иностранных прав на российские отменили — в странах СНГ обучение для получения ВУ проходит по стандарту. 16 июня Госдума изменила закон, разрешив гражданам Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии работать с зарубежными правами водителям автобусов, такси в России.

Иностранные водительские удостоверения, оформленные не по международному договору РФ, не обмениваются на российские по закону 2017 года.

В каких случаях требуется замена водительского удостоверения?

Гражданин зарубежной страны, планирующий на территории России работать водителем автобуса, троллейбуса, такси, трамвая, вынужден оформить российское водительское удостоверение.

Обмен иностранных прав на российские необязателен людям, едущим транзитом через Россию. Запрет не распространяется на нерезидентов страны, передвигающихся на машине не по рабочим целям.

Порядок замены водительских прав иностранными гражданами

Закон о водительских правах для иностранных граждан людям, имеющим разрешение на проживание или гражданство в РФ гласит, что замена иностранных прав водителя на российские проводится в отделении ГИБДД.

При отсутствии ВНЖ, гражданства РФ обмен осуществляется по месту временного проживания. Права в России иностранный гражданин по закону получает при предоставлении:

  • паспорта;
  • копии страниц ВНЖ с фотографией и регистрацией;
  • заявления;
  • личного ВУ с нотариальным переводом;
  • медицинской справки 083/У-89;
  • свидетельства о временной регистрации в ПВО ОВД.

По ФЗ-92, специалисты ГИБДД дают права после оплаты госпошлины в сумме 2000 рублей. В 2016 году 50000 иностранных граждан заменили права на российские.


Требуется ли сдавать экзамен?

Для получения национальных прав, гражданин зарубежной страны по закону сдает экзамены без обучения в автошколе:

  • теоретический — на знание правил дорожного движения;
  • практический — на экзаменационной площадке;
  • практический в городских условиях движения.

Проводится экзаменовка на машинах с механическим (автоматическим) типом управления. Замена водительского удостоверения для иностранных граждан выполняется без тестирования, если человек — житель страны, заключившей интернациональный договор с Российской Федерацией по обмену ВУ.

Бывает в иностранных водительских правах открыто две (три, четыре) категории (подкатегории). Экзамен гражданин по закону сдает по наивысшей.

Основания для отказа в замене водительского удостоверения

Заявление об обмене ВУ работники ГИБДД по закону отклоняют при:

  • отсутствии полной информации, печатей;
  • предоставлении гражданином неполного пакета документации;
  • наличии в документах подчисток, помарок.

Отказать в допуске к экзамену могут при условии, что гражданин не достиг 18 лет для категории А, В или 21 года для категории D (автобусы для перевозки 8 человек), Tb (троллейбусы), Tm (трамваи), подкатегории D1 (машины для пассажирских перевозок вместительностью 8-16 человек), лишился водительского удостоверения, предоставил фальшивые документы.

Ответственность за несоблюдение закона

Закон о водительских правах для иностранных граждан предусматривает административные меры наказания. Если у иностранного гражданина — водителя отсутствуют российские права, штрафуют его работодателя – ответственное лицо за техсостояние транспортного средства. Сумма составит 50 тысяч рублей. Размер штрафа для обычных граждан — 5-15 тыс. рублей.

Скачать 92-ФЗ в последней редакции

Для ознакомления и распечатки закона о замене водительского удостоверения для иностранных граждан водителю достаточно скачать документ по ссылке .

Редакция закона 2017 создает хлопоты иностранному гражданину — сдача тестов и трудности органам исполнительной власти — бесперебойный обмен водительских документов.