Инженерная защита населения и территорий основные мероприятия. «Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Защита населения при землетрясении

Направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:
  • риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, и ;
  • предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.

Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:
  • оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
  • эвакуационные мероприятия;
  • меры по инженерной защите населения;
  • меры радиационной и химической защиты;
  • медицинские мероприятия;
  • подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Организация оповещения населения

Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности . Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности — “Внимание всем!”. Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС системы оповещения имеют несколько уровней — федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый . Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый. Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях. Основной способ оповещения и информирования населения — передача речевых сообщений по сетям вещания. При этом используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности). Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации, менее чем за 5 минут — 78,5%. До 2010 г. на территории Российской Федерации предусмотрена поэтапная реконструкция систем оповещения, что позволит повысить уровень защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Система оповещения города. Верхнее звено системы оповещения крупного города, как правило, устанавливается в органе управления ГОЧС города, где организовано постоянное дежурство ответственных лиц.

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300-400 м. При однократном включении аппаратуры управления электросирена отрабатывает 11 циклов (165 с), после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения.

Другим эффективным элементом систем оповещения населения служат сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40-50 м вдоль улицы. Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу, необходимо установить значительное количество громкоговорителей. Поэтому постоянно действующие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах. В отличие от электросирен, передающих лишь условный сигнал опасности, с помощью уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений. Тем не менее учитывается, что эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1 000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.

В чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания на основе перехвата программ вещания, который осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры. Для оповещения населения и объектов в городе Москве создана система централизованного оповещения для всех зон города (Москва разбита на 46 зон), установлено 1 240 электросирен и 840 уличных громкоговорителей. Для оповещения и информирования населения Москвы в чрезвычайных ситуациях будут использоваться Первый и Третий канал телевидения, радио УКВ, программы “Маяк”, “Европа+”, “Авторадио”, “Эхо Москвы”, “Москва и москвичи”. Московская система оповещения управляется оперативным дежурным Центра управления кризисными ситуациями.

Эвакуационные мероприятия

Эвакуация относится к основным способам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, радиоактивное загрязнение местности) этот способ защиты является наиболее эффективным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:
  • видам опасности — эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;
  • способам эвакуации - различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;
  • удаленности — локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);
  • временным показателям — временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная (до 1 месяца); продолжительная (более 1 месяца).
  • В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

Заблаговременная эвакуация населения опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.

Экстренная эвакуация населения из опасного района — при возникновении чрезвычайной ситуации.

Необходимость эвакуации и сроки ее осуществления определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям. Для кратковременного размещения эвакуированного населения предусмотрено использование служебно-бытовых помещений, клубов, пансионатов, лечебно-оздоровительных учреждений, туристических баз, домов отдыха, санаториев, а также садово-огороднических товариществ. В летнее время возможно кратковременное размещение в палатках.

Эвакуация осуществляется по производственно-территориаль-ному принципу. Планирование, организация и проведение эвакуации населения возложены на эвакуационные органы и органы управления ГОЧС. Планы эвакуации являются частью планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно.

Укрытие населения в защитных сооружениях

Укрытие населения в защитных сооружениях при возникновении мирного и военного времени имеет важное значение, особенно при возникновении трудностей и невозможности полной эвакуации населения из больших городов, а в сочетании с другими способами защиты обеспечивает снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Защитное сооружение — это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, опасных природных явлений в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

Защитные сооружения классифицируются по:
  • назначению — для укрытия техники и имущества; для защиты людей (убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия);
  • конструкции - открытого типа (щели, траншеи); закрытого типа (убежища, противорадиационные укрытия).

Надежным способом защиты людей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются убежища.

Убежища — это защитные сооружения, в которых в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов природных и техногенных катастроф.

Для защиты населения от чрезвычайных ситуаций могут использоваться защитные сооружения гражданской обороны, которые создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей не только в условиях военного времени, но и чрезвычайных ситуациях различного характера. Они обеспечивают защиту при радиационных и химических авариях, задымлениях, катастрофических затоплениях, смерчах, ураганах и т. п.

В убежищах могут быть развернуты пункты жизнеобеспечения аварийно-спасательных формирований и населения: питания, обогрева, оказания медицинской помощи, сбора пострадавших и другие.

Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем:
  • освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;
  • постановки на учет и в случае необходимости дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособления горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;
  • возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

В последнее время установлен также порядок использования защитных сооружений гражданской обороны. В мирное время они могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в сроки до 12 часов.

В Москве на сегодняшний день имеется 7 057 защитных сооружений . Из них в интересах экономики и обслуживания населения используется 77%.

Учитывая, что защитные сооружения являются эффективной защитой населения от чрезвычайных ситуаций различного характера, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях, руководители предприятий должны планировать и осуществлять мероприятия по поддержанию в исправном состоянии имеющиеся защитные сооружения, готовности к использованию в установленные сроки, по дальнейшему накоплению защитных сооружений до требуемых объемов.

Использование средств индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) - это предмет или группы предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ, а также светового излучения ядерного взрыва.

По предназначению СИЗ подразделяется на средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и средства защиты кожи (СЗК), принципу защитного действия — на средства индивидуальной защиты фильтрующего и изолирующего типов.

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся противогазы, респираторы и простейшие средства защиты типа противопыльных тканевых масок и ватно-марлевых повязок.

К средствам защиты кожи — специальная защитная одежда, изготавливаемая из прорезиненных и других тканей изолирующего типа, а также бытовая одежда из полиэтиленовых и других влаго- и пыленепроницаемых материалов.

Фильтрующие средства индивидуальной защиты обеспечивают защиту органов дыхания и кожи либо за счет поглощения вредных примесей, содержащихся в атмосфере окружающего воздуха, специальными химическими поглотителями, либо за счет осаждения крупных аэрозолей и твердых вредных примесей в атмосфере на мелкопористых тканевых материалах.

Средства защиты изолирующего типа производят защиту органов дыхания за счет подачи в организм человека чистого воздуха, получаемого с помощью автономных систем без использования для этих целей наружного воздуха. Защита кожи в данном случае обеспечивается полной ее изоляцией от окружающей среды.

Доступными для населения являются гражданские противогазы, которые накапливались и хранились на специальных складах для обеспечения защиты населения в военное время. Главное их предназначение — защита органов дыхания от отравляющих веществ и радиоактивной пыли. Это противогазы ГП-5 и ГП-7. Но они не обеспечивают защиту от ряда АХОВ, поэтому изготавливаются специальные патроны ДПГ-1 ДПГ-3 для защиты от аммиака, хлора, фосгена и других. Патрон защитный универсальный ПЗУ-К обеспечивает защиту органов дыхания как от окиси углерода, так и ряда АХОВ. Но выпуск дополнительных патронов в настоящее время крайне ограничен по причине отсутствия средств на их производство.

Задача федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органов управления ГОЧС — обеспечение накопления необходимого количества средств индивидуальной защиты и своевременность их выдачи населению при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Медицинские мероприятия по защите населения

Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс мероприятий (организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и др.), направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и местах размещения эвакуированного населения.

Объем и характер проводимых мероприятий зависят от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника и самой чрезвычайной ситуации и включают в себя применение соответствующих профилактических и лечебных средств (радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения; антидотов (противоядий) от химически опасных веществ; противобактериальных средств; дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов; перевязочных и обезболивающих средств).

В состав медицинских средств индивидуальной защиты включены химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источников и самих чрезвычайных ситуаций. Эти средства могут использоваться самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи.

К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечка индивидуальная АИ-2; индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10, ИПП-11); пакет перевязочный медицинский (ППМ).

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций достигается различными путями. Одним из главных является осуществление инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций:

· накопление и содержание фонда ЗС ГО;

· подготовка к строительству быстровозводимых ЗС ГО;

· прогнозирование инженерной обстановки;

· планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС;

· подготовка систем водоснабжения к работе в условиях ЧС;

· подготовка и содержание дорожной сети;

· подготовка к светомаскировке населенных пунктов и объектов экономики;

· подготовка инженерно-технических служб и формирований.

Накопление и содержание фонда ЗС ГО

Накопление и содержание фонда защитных сооружений является наиболее трудоёмким мероприятием. Основой накопления фонда защитных сооружений являются Нормы проектирования ИТМ ГО.

В первую очередь накопление защитных сооружений должно проводиться для населения проживающего в зонах размещения потенциально опасных объектов.

Накопленный фонд защитных сооружений необходимо поддерживать в постоянной готовности к приему укрываемых.

Рассматривая состояние инженерной защиты населения в современных условиях необходимо отметить, что до 1990 года на территории нашей страны накоплено значительное количество ЗС ГО (убежищ и противорадиационные укрытий). Однако, вызывает беспокойство состояние защитных сооружений и их готовность к использованию по прямому предназначению, и особенно на потенциально опасных объектах, хотя укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны является основным и наиболее действенным способом защиты в чрезвычайных ситуациях, как военного, так и мирного времени.

В то же время, результаты комплексных проверок, учений и докладов с мест показывают, что в последние годы в Российской Федерации, практически, прекратилось строительство новых защитных сооружений гражданской обороны (в 2000 году в РФ построено 15 убежищ общей вместимостью 6280 чел., ПРУ - 41, общей вместимостью 9165 чел.), а техническое состояние существующих сооружений на объектах, с различными видами организационно-правовых форм и форм собственности, оставляет желать лучшего. В капитальном ремонте, в основном из-за протечек грунтовых вод через ограждающие конструкции, нуждается до 10%, в ремонте и реконструкции систем жизнеобеспечения - более 40% и в косметическом ремонте - около 30% сооружений.

Имеются защитные сооружения, построенные в период с 1941 по 1960 годы (убежища V класса), которые не соответствуют современным требованиям Норм проектирования ИТМ ГО.

Наиболее часто встречающимися недостатками по содержанию и эксплуатации защитных сооружений являются:

· нарушение гидроизоляции и герметизации сооружений, коррозия арматуры;

· износ и деформация несущих и ограждающих конструкций;

· предельные сроки эксплуатации фильтровентиляционного и сантехнического оборудования;

· нарушение целостности дренажных систем;

· использование сооружений для нужд экономики и обслуживания населения с нарушением требований по их содержанию и эксплуатации;

· отсутствие квалифицированного обслуживающего персонала;

· отсутствие необходимой документации по содержанию и эксплуатации ЗС ГО.

Не на всех предприятиях имеются современные защитные сооружения, хотя Федеральный закон «О гражданской обороне» предписывает, что руководители независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предприятия, несут персональную ответственность за защиту своих сотрудников, а, следовательно, и за поддержание этих сооружений в исправном состоянии.

Со стороны руководящего состава предприятий, организаций, акционерных обществ, на территории которых расположены защитные сооружения, контроль за состоянием объектов проводится не регулярно, от случая к случаю. Налицо отсутствие должного отношения к содержанию и эксплуатации ЗС ГО, хотя события в Югославии показали негативного последствия такого подхода.

Недостаточно эффективно решаются вопросы выполнения нормативных требований при проектировании зданий и сооружений промышленного и жилищно-гражданского назначения, на которых предусматривается возведение ЗС ГО, разработке соответствующих разделов в проектной и градостроительной документации, а также их соблюдения в ходе строительства и вводе в эксплуатацию новых ЗС ГО.

Для более эффективного решения указанных мероприятий органы управления по делам ГОЧС субъектов РФ должны руководствоваться СП 11-107-98 и СП 11-113-2002.

Остро стоит вопрос обеспечения строящихся и замены в существующих ЗС ГО нестандартизированного оборудования, средств фильтровентиляции и регенерации воздуха, другого инженерно-технического оборудования. Это, прежде всего, связано с тем, что часть заводов – изготовителей оборудования находится в странах ближнего зарубежья, а также по причине отсутствия достаточных заказов. Исходя из этого, заводы местной промышленности перестали выпускать элементы оборудования для защитных сооружений. В ежегодном Государственном оборонном заказе планируется и выделяются недостаточные средства на закупку нестандартизированного оборудования и требующего замены фильтровентиляционного и другого оборудования для ЗС ГО, а средства на строительство новых сооружений, обслуживание и эксплуатацию существующих вообще не выделяются.

Сохранность и накопление существующего фонда защитных сооружений продолжает оставаться одной из проблем, и особенно в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в которых прекращена работа крупных объектов экономики.

При ликвидации этих предприятий и смене собственника часть защитных сооружений долгое время оказывалась бесхозным и не обслуживалась, вследствие чего системы жизнеобеспечения и инженерно-техническое оборудование постепенно приходили в негодность.

Ликвидационные комиссии, занимаясь оценкой и продажей имущества этих предприятий, не учитывали то, что ЗС ГО должны находиться в федеральной собственности и их приватизация запрещена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

При ликвидации заводов-гигантов, образовавшиеся малые предприятия отказываются от преемственности в части взятия на свой баланс ЗС ГО большой вместимости ссылаясь на малую численность наибольшей работающей смены своих предприятий, которую необходимо укрывать в условиях чрезвычайных ситуаций.

Наряду с причинами объективного характера, также имеют место не исполнительность, безответственность и халатность ряда руководителей различного уровня. Так, некоторые руководители предприятий без согласования с проектными организациями, управлениями архитектуры и органами управления по делам ГОЧС допускают перепланировку помещений защитных сооружений и используют их с нарушениями требований действующих нормативных документов о порядке учета, содержания и эксплуатации ЗС ГО.

Местные администрации не имеют достаточных средств, для того, чтобы взять ЗС ГО на свой баланс. Одним из вариантов решения этой проблемы является создание при управлениях по делам ГОЧС городов (районов) подразделений (организаций) для ремонта, содержания и обслуживания ЗС ГО. Финансирование этих мероприятий необходимо производить целенаправленно через администрацию субъектов и Главные управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации.

В результате того, что на местах решению проблемных вопросов по сохранению и приведению ЗС ГО в готовность к использованию их по прямому назначению уделяется недостаточное внимание, фонд средств коллективной защиты постепенно сокращается и приходит в упадок. Не во всех регионах содержанию и правильной эксплуатации ЗС ГО, поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению уделяется должное внимание.

Результаты проверок и анализа отчетных документов в последние годы показывают, что лучше эти вопросы решаются в Центральном регионе (Курская и Московская области), хуже в Приморском крае и Иркутской области. Некоторые руководители предприятий, вместо того, чтобы организовать ремонт, техническое обслуживание и правильную эксплуатацию ЗС ГО идут по пути наименьшего сопротивления и в ряде случаев пытаются списать их с учета. К сожалению, эти факты в ряде случаев находят поддержку у отдельных начальников органов управления по делам ГОЧС. Так, например, начальник главного управления по делам ГОЧС Иркутской области согласовал списание 20 убежищ в г. Ангарске на 2640 человек под предлогом, что они не нужны.

Основную роль в недопущении резкого сокращения фонда средств коллективной защиты сыграла существующая нормативная правовая база по вопросам использования ЗС ГО и регулирования арендных отношений, которая в настоящее время представлена следующими основными нормативными правовыми актами:

· Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

· Указ Президента Российской Федерации от 14.10.1992 г. № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994г. № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями»;

· Распоряжение Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 15.06.1994 г. № 1513-р «О приватизации предприятий, учреждений и организаций, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 г. № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне».

Эти нормативные правовые акты закрепляют ЗС ГО, используемые приватизированными предприятиями, в федеральной собственности и предписывают Минимуществу и МЧС России при выявлении объектов и имущества ГО, которые были приватизированы с нарушением установленного порядка, принимать меры к закреплению таких объектов и имущества в государственной собственности.

В настоящее время, когда этап приватизации, в основном, завершен, сформировались условия для создания, роста и расширения предприятий и организаций с негосударственными формами собственности, постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 г. № 359 играет не только положительную, но и сдерживающую роль в создании и накоплении фонда ЗС ГО. На практике появился ряд проблемных вопросов, решение которых необходимо для урегулирования пробелов в вопросах собственности и арендных отношениях.

Имеющиеся нормативные акты не обеспечивают заинтересованность в привлечении средств соответствующих бюджетов и внебюджетных средств для создания ЗС ГО, их правильной эксплуатации и содержания, в результате чего в настоящее время новое строительство защитных сооружений гражданской обороны фактически не ведется.

Юридически не решен вопрос имущественных отношений с негосударственными предприятиями, не получившими возмещения расходов на подготовку и проведение мероприятий по ГО в отношении вновь вводимых ЗС ГО и не определены их права пользования этими объектами, изменения их функционального предназначения.

Данная ситуация показывает, что в существующей нормативной правовой базе, сформировавшейся в современных экономических условиях, нет действенного механизма (порядка) передачи ЗС ГО, находящихся в государственной собственности, в оперативное управление или в хозяйственное ведение с правом аренды пользования юридическим лицам и использования их на основе заключенных договоров.

Отсутствует правовая определенность отношений собственности ЗС ГО, в том числе и построенных частными организациями за счет своих средств и механизм распределения финансовых средств, получаемых от аренды для поддержания фонда ЗС ГО в готовности к приему укрываемых.

Как показывает практика наиболее реальным источником финансирования эксплуатации и содержания ЗС ГО в сложившейся ситуации является сдача их в аренду коммерческим структурам и общественным организациям. Но при этом недостаточно отработано взаимодействие по этому вопросу между объектами экономики, комитетами управления госимуществом, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления по делам ГОЧС и другими заинтересованными организациями.

При заключении договоров арендодатели руководствуются постановлениями Правительства Российской Федерации № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду» и № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями». Кроме того, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принимаются свои нормативные правовые акты в этой области.

Так, например сдача в аренду защитных сооружений на территории г. Москвы регламентируется постановлением Правительства Москвы от 13.08.96 г. № 689 «Об аренде нежилых помещений» и «Положением о порядке использования защитных сооружений гражданской обороны двойного назначения в г. Москве в мирное время», утвержденным распоряжением Правительства Москвы от 26.12.91 г. № 102/29с.

На сегодняшний день из 7057 защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории г. Москвы, в интересах экономики и обслуживания населения используется 77,3%.

Из общего числа убежищ, находящихся на предприятиях, используется под размещение складов, бытовых помещений, спортивных залов и других потребностей этих предприятий - 84,4%.

В жилой застройке для нужд городского хозяйства и других организаций сдается в аренду государственным и частным предприятиям - 71,5% сооружений.

Финансовые средства, полученные от аренды ЗС ГО в составе других платежей поступают в городской бюджет, после чего из городского бюджета 47,5% выделяется префектурам на оплату работ по поддержанию жилого фонда, в том числе и убежищ. Таким образом, обезличенность средств, поступающих от аренды защитных сооружений, не позволяет в полной мере направлять их на ремонт и поддержание в готовности этих объектов. Так, в 1999-2000г.г. из 3867 убежищ, расположенных в жилом секторе было отремонтировано всего 252, что составляет - 7%.

В Московской области сдача защитных сооружений в аренду осуществляется в соответствии с распоряжением Администрации Московской области от 06.04.94 г. № 119 «О порядке заключений и переоформлений договоров аренды имущества госпредприятий, организаций и учреждений» и распоряжением Председателя Мособлкомимущества от 15.04.94 г.

№ 133. Расчет арендной платы производится по методике, утвержденной областным комитетом по имуществу, в соответствии с которой часть средств идет на ремонт, техническое обслуживание систем жизнеобеспечения, содержание, правильную эксплуатацию ЗС ГО и зарплату обслуживающего персонала.

Как уже говорилось большую роль в улучшении содержания и эксплуатации ЗС ГО играет определение четкого механизма финансирования.

В качестве примера можно привести г. Фрязино Московской области, где издано постановление Главы Администрации города от 09.12.95 г. № 1021 «О порядке финансирования, ремонта и обслуживания защитных сооружений города». Этим постановлением городскому финансовому управлению предписано 50% денежных средств, получаемых от аренды защитных сооружений в жилой части города направлять городскому жилищному управлению для обеспечения своевременного ремонта и обслуживания защитных сооружений, а городскому жилищному управлению поручено составлять ежегодно денежные ведомости, смету на планируемые работы и план проведения работ, согласованный с управлением по делам ГОЧС города. По окончании финансового года жилищное управление обязано представить в городское финансовое управление отчетные документы за полученные и израсходованные для ремонта защитных сооружений средства. Подобная практика имеется не во всех субъектах Российской Федерации.

Практику принятия постановлений администраций субъектов по организации содержания и эксплуатации ЗС ГО и механизма направления финансовых средств на поддержание в готовности фонда средств коллективной защиты можно рекомендовать и для администраций других городов и субъектов Российской Федерации. Даже незначительные объемы финансовых средств, получаемые от аренды ЗС ГО, позволят поддерживать их в относительно пригодном состоянии.

Проведенные исследования по технико-экономическому обоснованию выделения средств на содержание, обслуживание и ремонт ЗС ГО показывают, что средняя удельная стоимость проведения ЕТО и ремонта для убежищ составляет 170 руб./год на чел., для ПРУ – 40 руб./год.

Общими причинами недостаточной эффективности развития системы инженерной защиты населения, не считая финансовых, является несовершенство законодательной и нормативной правовой базы в изменившихся политических и социально-экономических условиях, которая не позволяет проводить согласованную политику по рассматриваемой проблеме на федеральном уровне, в субъектах федерации и на местах.

Повышение эффективности и совершенствования инженерной защиты населения в современных социально-экономических условиях целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

· увеличение количества вновь строящихся ЗС ГО;

· уменьшение количества списываемых, как объектов ГО, защитных сооружений;

· при проектировании зданий и сооружений предусматривать усиленные перекрытия и ограждающие конструкции в первых, цокольных и подвальных этажах для оборудования в них в особый период убежищ;

· приспособление и использование подземных горных выработок и подземного пространства городов различного назначения в интересах защиты населения (дооборудование подвальных и других заглубленных помещений, существующих и вновь строящихся подземных переходов под защитные сооружения и др.);

· строительство ЗС ГО в едином комплексе подземного строительства хозяйственных объектов;

· дооборудование убежищ третьим режимом вентиляции на предприятиях, использующих в своем производстве потенциально опасные вещества;

· повышение заинтересованности предприятий и организаций в сохранении и поддержании в готовности ЗС ГО и введение льготного налогообложения (например, освобождение от налога на землю, занимаемую отдельно стоящими ЗС ГО);

· разработка, уточнение и ввод в действие нормативных документов по проектированию, строительству и содержанию ЗС ГО с учетом современных требований по инженерной защите населения и территорий;

· создание при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления специализированных предприятий по ремонту и обслуживанию защитных сооружений;

· включение в планы реконструкции и капитального ремонта жилого фонда ремонт и восстановление защитных сооружений;

· определение порядка обеспечения защитных сооружений ГО нестандартизированным оборудованием;

· проведение целенаправленных научных исследований по вопросам разработки новых типовых проектов ЗС ГО, их технико-экономического обоснования, разработки нормативно-технических и методических документов по содержанию и эксплуатации ЗС ГО в новых экономических условиях во взаимодействии с заинтересованными организациями.

Таким образом, реализация большинства направлений зависит в первую очередь от законодательного и нормативного правового обеспечения вопросов инженерной защиты населения.

Подготовка к строительству быстровозводимых защитных сооружений ГО

Как уже было сказано, мы не достигли 100% укрытия населения в защитных сооружениях. Поэтому возникает необходимость строительства недостающего фонда в угрожаемый период, с введением в действие плана на военное время. Но для того, чтобы строительство недостающего фонда защитных сооружений было осуществлено в короткие сроки и обеспечено материально, необходимо заблаговременно выполнить ряд подготовительных мероприятий:

· в частности, определяется недостающее количество защитных сооружений, их вместимость, место строительства;

· разрабатывается план строительства быстровозводимых защитных сооружений на территории области и другие документы, связанные с процессом строительства;

· определяется общая потребность в рабочей силе и механизмах для строительства, количество и номенклатура материалов, оборудования, механизмов и автотранспорта для обеспечения строительства;

· заключаются хозяйственные договора на поставку конструкций, оборудования и ведения строительных работ;

· разрабатывается недостающая проектно-сметная документация и осуществляется обеспечение ею объектов экономики.

Подготовка должна предусматривать выбор мест строительства, организацию работ по их возведению, обеспечение материалом, инструментом и механизмами, силы и средства строительно-монтажных организаций, выделяемых на усиление команд, созданных из числа населения.

При разработке планов строительство простейших укрытий следует предусматривать их возведение в жилом секторе, на объектах народного хозяйства, на сборных эвакопунктах, пунктах посадки и других местах скопления людей.

Прогнозирование инженерной обстановки

С целью получения данных для планирования инженерного обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очагах поражения и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, необходимо заблаговременно спрогнозировать обстановку, которая может сложиться на территории области, города, района, объекта.

В ходе прогнозирования возможной инженерной обстановки определяются объемы возможных разрушений и инженерных работ, силы и средства для их выполнения, время года и другие необходимые данные, от которых будет зависеть успех выполнения тех или иных задач.

Данные, полученные в ходе прогнозирования, являются основным критерием для создания аварийно-спасательных инженерных и аварийно-технических формирований, их оснащения инженерной техникой, средствами малой механизации и обучения.

Прогнозирование проводится по разработанным методикам, в соответствии со справочными данными, данными учений и научных исследований, а также данными, полученными в результате проводимых рекогносцировок.

В настоящее время на практике применяются ведомственные методики. В некоторых случаях это сказывается на результатах определяемых показателей или в сторону занижения, или завышения. С целью исключения такой практики – разработкой методик должны заниматься страховые компании.

Планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС

Планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС осуществляется по результатам прогноза возможной инженерной обстановки.

Мероприятия по инженерному обеспечению отражают в планах РСЧС на мирное время (план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и планах ГО на военное время.

В разделах плана предупреждения и ликвидации ЧС излагаются выводы из оценки возможной инженерной обстановки:

· степень разрушения населенных пунктов, объектов экономики; состояние защиты населения и защитных сооружений;

· состояние коммунально-энергетических сетей, инженерных сооружений, дорожной сети, а также: организацию инженерной защиты населения и инженерного обеспечения мероприятий РСЧС и ГО;

· силы и средства, привлекаемые к выполнению инженерных мероприятий, последовательность их применения и сроки выполнения задач;

· особенности инженерного обеспечения, ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

План отрабатывается в виде графической части (на карте или на схеме) и пояснительной записки.

Подготовка систем водоснабжения к работе в чрезвычайных ситуациях

Серьезной проблемой остается организация обеспечения надежного водоснабжения населения в условиях чрезвычайной ситуации. Значение воды велико и потребление ее с каждым годом растет.

Достаточно сказать, что на одного жителя крупного города расходуется в среднем 400-600 литров воды в сутки.

В чрезвычайных ситуациях водопотребление не только не сократиться, а ряде случаев увеличится. Например, для тушения пожаров на одном километре фронта огня необходимо подать 800 литров воды в секунду. Кроме того, вода необходима для санитарной обработки пораженных и специальной обработки техники, других нужд, не считая хозяйственно-питьевых нужд.

В результате чрезвычайных ситуаций, могут возникнуть разрушения ряда сооружений и сетей водоснабжения, или заражение источников воды. Такие примеры имели место в Уфе, Хабаровске, Ленске.

Наименее не устойчивыми (критическими) элементами системы водоснабжения являются водозаборные и водоочистные сооружения, наземные части насосных станций, водонапорные башни и домовые (цеховые) сети.

С целью повышения устойчивости работы существующих систем необходимо заблаговременно предусмотреть проведение целого ряда инженерно-технических мероприятий.

Организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы систем водоснабжения возлагается на начальников всех рангов, органы управления и соответствующие службы.

Подготовка и содержание дорожной сети

Развитость и состояние дорожной сети существенно влияет на выполнение мероприятий РСЧС, особенно при проведении эвакомероприятий, массового строительства защитных сооружений, при выдвижении и вводе сил РСЧС в очаг поражения, для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Мероприятия по подготовке дорожной сети, которые проводятся заблаговременно, включают:

· совершенствование существующих и строительство новых дорог по планам развития транспортных коммуникаций;

· связей городов и районов сельской местности с учетом требований Норм проектирования ИТМ ГО;

· согласование с органами военного командования вопросов совместного использования дорожной сети для военных перевозок, целей РСЧС и ГО;

· рекогносцировка дорожной сети, определения наиболее узких и уязвимых мест;

· выбор мест для постройки временных мостов и наводки переправ на случай разрушения существующих мостов;

· выбор направления колонных путей, изучение проселочных дорог, объездов в случае отсутствия или недостаточности существующих дорог с твердым покрытием;

· определение проходимости местности вне дорог, по результатам анализа состояния дорожной сети разрабатывается план дорожно-мостового обеспечения. План разрабатывается на карте с пояснительной запиской.

Подготовка к светомаскировке населенных пунктов и объектов экономики

Световая маскировка населенных пунктов и объектов экономики планируется и организуется на основании требований Норм проектирования гражданской обороны СНиП 2.01.51-90, 2.03.53-84.

Она заключается в снижении освещенности населенных пунктов и объектов народного хозяйства, с целью затруднения обнаружения и опознавания в темное время суток оптическими средствами разведки.

Световая маскировка выполняется в полном объеме на территории страны, отнесенной к зонам световой маскировки, по двум режимам: частичного и полного затемнения.

Режим частичного затемнения вводится по решению Правительства страны и является постоянным режимом освещения населенных пунктов и объектов до отмены военного положения. Время введения режима не должно превышать 16 часов. Цель данного режима заключается в снижении общей освещенности без нарушения производственной деятельности объектов и работы транспорта, жизнедеятельности населенных пунктов и подготовиться к введению режима полного затемнения.

Режим полного затемнения вводится по сигналу «Воздушная тревога» и отменяется по сигналу «Отбой воздушной тревоги». Переход с режима частичного затемнения на режим полного затемнения должен быть осуществлен за время не более 3-х минут, в отдельных случаях, при световой маскировке наружных производственных огней, допускается увеличивать время перехода до 10 минут.

Световая маскировка осуществляется электрическим, светотехническим, механическим и технологическим способами. Выбор способа или сочетания способов должен производиться в зависимости от характера деятельности того или иного населенного пункта или объекта.

Подготовка личного состава инженерно-технических служб и формирований

Для выполнения основных, наиболее сложных задач инженерного обеспечения мероприятий РСЧС и ГО создаются службы и аварийно-технические формирования.

К числу инженерно-технических служб относятся:

· инженерная;

· коммунально-техническая;

· энергетики и светомаскировки;

· дорожная;

· убежищ и укрытий.

Базой создания инженерно-технических служб служат родственные или близкие по специализации министерства, ведомства и их подведомственные учреждения, организации, предприятия в зависимости от территориального расположения.

Для непосредственного выполнения инженерных задач мирного и военного времени, требующих использования специально подготовленного личного состава и применения инженерной техники, должны создаваться инженерные и аварийно-технические формирования. Количество инженерно-технических формирований, их состав и оснащение должны определяться непосредственно на местах, в соответствии с предстоящими задачами, решаемыми по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени и задач военного времени, объем которых определен в ходе прогнозирования инженерной обстановки.

План

Убежища

Противорадиационные укрытия

Простейшие укрытия


Основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций


Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

Оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

Эвакуация и рассредоточение;

Инженерная защита населения и территорий;

Радиационная и химическая защита;

Медицинская защита;

Обеспечение пожарной безопасности;

Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно–климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.


Мероприятия инженерной защиты


Инженерная защита – комплекс мероприятий по защите населения в условиях применения современных средств поражения, возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера.

В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях входят мероприятия инженерной защиты.По оценкам специалистов, эти мероприятия способны обеспечить снижение возможных людских потерь и материального ущерба примерно на 30 %, а в сейсмо–, селе– и лавиноопасных районах – до 70 %.

Инженерная защита планируется и осуществляется на основе оценки возможной опасности; учета категорий защищаемого населения; результатов инженерно–геодезических, геологических, гидрометеорологических исследований; схем инженерной защиты территорий (генеральных, детальных, специальных); учета особенностей использования территорий.

Основными мероприятиями инженерной защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

Укрытие людей и материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленном для защиты подземном пространстве городов;

Использование для жилья, работы и отдыха жилых, общественных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий;

Использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам;

Укрытие семей и трудовых коллективов в квартирах и производственных помещениях, в которых в оперативном порядке проведена самостоятельная герметизация;

Предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ (АХОВ) путем обваловки или заглубления емкостей;

Возведение и эксплуатация инженерных сооружений для защиты от опасных природных явлений и процессов.


Классификация инженерных сооружений


Наиболее эффективным среди указанных мероприятий является укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны. Защитные сооружения гражданской обороны подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия. Кроме того для защиты людей могут приме­няться и простейшие укрытия (Схема №1).


Схема №1: Классификация защитных сооружений гражданской обороны

Убежища


Убежище гражданской обороны - защитное сооружение гражданской обороны, обеспечивающее в течение определённого времени защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, биологических средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно опасных химических веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре.

Убежища классифицируют по их защитным свойствам, вместимости, месту расположения, обеспечению фильтровентиляционным оборудованием, времени возведения (Схема №2).

Схема №2: Классификация убежищ по вместимости, месту расположения и времени возведения


В убежищах, находящихся в зонах возможного возникновения массовых пожаров или возможного вторичного химического очага (образующегося в результате разрушения промышленных объектов), предусматривается защита от высоких температур, отравления продуктами горения и ядовитыми веществами, используемыми в производстве.

Характерным признаком убежища является наличие равнопрочных герметических конструкций и фильтровентиляционных устройств, с помощью которых создаются условия для пребывания в убежищах укрываемых в течение двух и более суток.

Убежища, как правило, возводятся заблаговременно, в мирное время, и оснащаются оборудованием промышленного производства. При угрозе нападения противника и в ходе войны строятся быстровозводимые убежища с использованием готовых конструкций, подручных и местных материалов, с простейшими установками для подачи и очистки воздуха.

По месту расположения убежища могут быть встроенные и отдельно стоящие. К встроенным относятся убежища, расположенные в подвальных этажах зданий, а к отдельно стоящим - расположенные вне зданий. Убежища должны располагаться как можно ближе к основной массе людей, подлежащих укрытию.

Все убежища обозначаются знаками, сделанными на видном месте у входа и на наружной двери.

Запрещается приносить в убежище легковоспламеняющиеся или сильно пахнущие вещества, громоздкие вещи, а также приводить домашних животных.

Укрываемые обязаны выполнять все требования коменданта и личного состава звена обслуживания, правила поведения и установленный внутренний порядок в убежище.

Укрываемым запрещается ходить без надобности по помещениям убежища, шуметь, курить, зажигать свечи и другие светильники с открытым пламенем. Отдых в убежище организуется посменно. В первую очередь отдыхают престарелые, дети и больные. В убежище рекомендуется проводить беседы, чтение вслух, использовать радиоприемники. Выход из убежища без разрешения коменданта запрещается. Вывод укрываемых производится только по указанию коменданта после получения им соответствующего распоряжения или при аварийном состоянии убежища, угрожающего жизни людей. В случае завала убежища или его повреждения, комендант, не ожидая помощи извне, организует работы по выходу из убежища, привлекая для этой цели укрываемых.

Эвакуация укрываемых из убежища производится в такой последовательности: сначала на поверхность выходят несколько человек, чтобы оказать помощь тем, которые не могут выйти самостоятельно, затем эвакуируются пострадавшие, престарелые и дети, а после них - все остальные.


Противорадиационные укрытия


Укрытие городского населения в убежищах обеспечивает его защиту и от радиоактивного заражения. Для защиты от радиоактивного заражения населения сельской местности и небольших городов, по которым нанесение ядерных ударов маловероятно, используются противорадиационные укрытия.

Противорадиационное укрытие, кроме защиты от радиоактивного заражения, защищает также от светового излучения, уменьшает воздействие ударной волны, значительно снижает воздействие проникающей радиации, а также защищает от полива жидкими отравляющими веществами и частично от химических и биологических аэрозолей.

В качестве противорадиационных укрытий, в первую очередь, используются подвалы зданий, подполья домов, погреба, овощехранилища, подземные горные выработки, помещения жилых и производственных зданий, специально приспособленные и оборудованные для размещения укрываемых. Подготавливаются противорадиационные укрытия также заблаговременно, в мирное время. С возникновением угрозы нападения, кроме того, проводится массовое строительство противорадиационных укрытий простейшего типа - перекрытых щелей, землянок, укрытий из саманных блоков, кольцевых и полукольцевых фашин и других подручных материалов.

В сельской местности их строят из расчета размещения в них не только сельского населения, но и населения, рассредоточиваемого и эвакуируемого из крупных городов. К выполнению работ по строительству привлекается все трудоспособное население, в том числе и прибывшие из города.

Все укрытия и приспособленные под укрытия подвалы и другие помещения обозначаются так же, как и убежища.

Правила поведения сводятся к следующему:

находящиеся в укрытии должны строго соблюдать режим поведения, установленный местным штабом гражданской обороны. Самостоятельный выход из укрытия запрещается;

дверь и занавес на входе, а также вентиляционные отверстия в первые 3 часа с начала заражения должны быть закрытыми. В последующем для проветривания помещения разрешается открывать заслонку вентиляционных коробов на 15-20 минут. При наличии в укрытии простейших средств воздухоподачи они периодически включаются в работу;

при сильном ветре, если ветер дует со стороны входа, нельзя открывать дверь и вентиляционные короба;

пол в укрытии необходимо периодически смачивать водой;

при вынужденном выходе на зараженную местность нужно надевать индивидуальные средства защиты, при возвращении в укрытие - стряхнуть пыль с верхней одежды, головного убора и обуви вне укрытия, осторожно снять их и оставить в тамбуре;

нельзя открывать входную дверь при открытом вытяжном коробе; вытяжку разрешается открывать только через 10-15 минут после закрытия входной двери, когда осядет пыль;

через 2-3 суток пребывания в укрытии все предметы, находящиеся в нем, а также все поверхности необходимо протереть мокрой тряпкой;

во время приема пищи и воды нельзя открывать дверь и вентиляционные отверстия;

продукты и воду нужно хранить тщательно упакованными и защищенными от попадания на них радиоактивной пыли;

в укрытии запрещается курить;

при пользовании источниками света с открытым пламенем (керосиновыми лампами, свечами) их следует ставить ближе к вытяжке;

топить печи в зимнее время необходимо при закрытой дверце, в перерывах между топками - закрывать дымоход.

Продолжительность пребывания населения в противорадиационных укрытиях определяется штабом гражданской обороны объекта в зависимости от сложившейся радиационной обстановки.


Простейшие укрытия


Простейшие укрытия типа щели, траншеи, окопа, блиндажа, землянки прошли большой исторический путь, но мало чем изменились по существу. Они были довольно надежной защитой для солдат в первую мировую войну и еще более исключительно важную роль сыграли в Великой Отечественной войне. И сейчас в любых чрезвычайных ситуациях военного (конфликтного) характера они остались простой и хорошо зарекомендовавшей себя защитой. Подтверждением тому – события в Чечне, Югославии. Несмотря на кажущуюся скоротечность конфликта и маневренный характер боевых операций первое, к чему приступили солдаты и офицеры – рытье траншей, щелей, землянок, оборудование укрепленных (защитных) постов на дорогах, окраинах населенных пунктов и в других важных точках. Матушка Земля и сегодня охраняет жизнь людей от пуль, снарядов, мин и прочих сюрпризов враждующих сторон вплоть до самых современных. Все эти сооружения максимально просты, возводятся с минимальными затратами времени и материалов.

Щель может быть открытой. Она представляет собой ров глубиной 1,8-2,0 м., шириной по верху 1,0-1,2 м., по низу – 0,8 м. Обычно щель строится на 10 человек.

Открытая щель в 1,5 – 2 раза уменьшает поражающее действие ударной волны и светового излучения и в 3 – 4 раза ослабляет действие ионизирующих излучений.

Перекрытая щель полностью защищает от светового излучения, в 2 – 3 раза ослабляет действие ударной волны, в 20 – 40 раз ослабляет ионизирующее излучение (а при насыпке 60 – 70 см. грунта – в 200 – 300 раз). Кроме того, перекрытая щель предохраняет от попадания на одежду и кожу людей РВ, ОВ и БС в капельно-жидком виде. В щели на 10 человек можно рекомендовать оборудовать 7 мест для сидения и 3 места для лежания. В перекрытой щели следует иметь освещение.


Список использованной литературы:


Смирнов А.Т. и др. «Безопасность жизнедеятельности». Учебное пособие. Москва: «Дрофа», 2009.

Громов В.И., Васильев Г.А. «Энциклопедия безопасности – 3». Москва, 2000.

http://dic.academic.ru/ (Словарь терминов черезвычайных ситуаций )

http://umc-lab.ru/

http://www.obzh.ru/old/pre/ («Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» . Электронное учебное пособие.)

2.1. Основные принципы инженерной защиты населения

2.1.1. Основные положения по защите населения

от чрезвычайных ситуаций

Защита населения в условиях возникновения опасных последствий ЧС природного и техногенного характера и военных действий с применением современных средств поражения, является одной из главных задач министерств и ведомств, территориальных и объектовых органов управления.

Мероприятия по ЗНиТ проводятся при различных ЧС как в мирное, так и особенно в военное время. Они включают решение ряда сложных задач, направленных на снижение возможных потерь и разрушений, повышение устойчивости функционирования ОЭ, организацию и обеспечение действий сил и средств при ликвидации последствий ЧС техногенного, природного и экологического происхождения в мирное время, а также в условиях применения ССП в военное время.

В настоящее время в России основным документом, определяющим требования к проведению мероприятий по ЗНиТ, является Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС», который может быть использован и в других странах.

Федеральный закон «ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера», принят Государственной Думой России 11 ноября 1994 г. и подписанным Президентом Российской Федерации (РФ).

Этот Закон определяет общие нормы в области защиты граждан Российской Федерации (РФ), иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (население), всего земельного, водного и воздушного пространства РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (территорий) от ЧС.

В законе последовательно изложены основные понятия и определения ЧС, предупреждения и ликвидации ЧС, определены цель закона и задачи Единой Государственной системы предупреждения (ЕГСП) возникновения и развития, снижения ущерба и потерь и ликвидация ЧС.

Задачи ЕГСП включают довольно большой перечень (12 задач), включая разработку и осуществление целевых научно-технических программ по ЗНиТ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования (ПУФ), организаций и объектов социального назначения, подготовку населения, прогнозирование социально-экономических последствий, осуществления государственной экспертизы, надзора и контроля в области ЗНиТ. Приводятся классификация ЧС, состав и органы управления подсистем - федерального, межрегионального, регионального и местного уровней.

Границы зон ЧС определяются руководителем работ по соглашению с исполнительными органами, информация о ЧС и их последствиях должна быть гласной и отражать сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях и радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Сформулированы четыре основных принципа ЗНиТ:

1. Мероприятия по предупреждению и снижению ущерба и потерь должны разрабатываться и осуществляться заблаговременно.

2. Мероприятия должны разрабатываться и планироваться с учетом экономических, природных и иных особенностей территории и степени реальной опасности последствий ЧС.

3. При планировании и проведении мероприятий следует исходить из достаточности объемов мероприятий и максимально возможного использования сил и средств.

4. Мероприятия должны осуществляться силами и средствами органов исполнительной власти, на территории которых сложилась ЧС. При недостаточности сил могут привлекаться в установленном порядке федеральные силы и средства.

В соответствии с данными принципами городам присваиваются (назначаются) следующие группы:

группа городов особой важности (с населением 2 млн. и более);

1-я группа (с населением 1-2 млн.);

2-я группа (с населением 500 тыс. – 1 млн.);

3-я группа (с населением 150 – 500 тыс.).

Организациям с учетом специфики их производства, характера и объема выпускаемой продукции присваиваются (назначаются) категории:

объекты особой важности (АЭС, предприятия переработки);

Это условие достигается:

выбором оптимальных средств и способов защиты;

сочетанием государственных интересов;

выполнением организационных и ИТМ проводимых в угрожаемый период;

соблюдением качественных параметров строительства ЗС;

предоставление приоритетов в вопросах защиты, выполнением планов социального и экономического строительства;

личное участие граждан в обеспечении безопасности.

Как известно ликвидацию ЧС осуществляют силами и средствами организаций, органами местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов, на территориях которых сложилась ЧС.

При недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством порядке, привлекают силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Основными способами защиты являются:

укрытие населения в ЗС и других инженерных сооружениях, приспособленных для этих целей в конкретной ситуации (метро, ПГВ, ППГ и др.);

эвакуация населения из зон возможных СБ, аварий, катастроф или при угрозе их возникновения, из зон национальных конфликтов и в военное время, рассредоточение рабочих и служащих предприятий, продолжающих свою производственную деятельность в зонах возможных сильных разрушения (затоплений) и эвакуация всего остального населения из этих зон в загородную зону;

использование СИЗ и медицинских средств защиты (МСЗ).

Защита населения и хозяйства достигается путем сочетания комплекса основных способов защиты (укрытие, эвакуация, применение СИЗ и МСЗ).

Укрытием населения в ЗС является одних из основных и, в ряде случаев, наиболее надежным способом ИЗН, особенно в условиях военного времени и при авариях, связанных с вредными выбросами радиоактивных веществ и АХОВ.

Защитные сооружения должны обеспечивать защиту укрываемых от всех поражающих факторов ядерного взрыва, от отравляющих и бактериальных средств поражения, а также от АХОВ.

Одним из эффективных способов защиты людей от АХОВ является укрытие их в убежищах, имеющих режим полной изоляции, исключающим необходимость подачи наружного (зараженного) воздуха в убежище.

В современных условиях должно обращаться особое внимание организации ЗН, проживающего в зонах возможных аварий, катастроф, СБ. Это обусловлено тем, что происходят СБ, возникающие в различных районах, производственные аварии и катастрофы (возможны и диверсии) на ОЭ, коммунально-энергетических сетях городов вызывают крупномасштабные разрушения, гибель людей, большие потери материальных ценностей. В свете этого необходимо рассмотреть вопрос о инженерной защите в ЧС природного и техногенного характера.

2.1.2. Общие принципы инженерной защиты населения

Принцип - слово латинское, в буквальном переводе означает: основа, начало. В нашем словосочетании принцип - основные исходные положения, отражающие объективные условия и особенности проведения мероприятий по инженерной защите населения (ИЗН).

Принципиальными положениями являются:

1. Мероприятия по ИЗН направлены на максимально возможное снижение ущерба, потерь и проводятся заблаговременно.

2. Планирование и осуществление мероприятий по ИЗН проводятся с учетом экономических, природных и других характерных особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

3. Объем и содержание мероприятий по ИЗН определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Комплекс инженерно-технических и других специальных мероприятий по ИЗН в ЧС мирного и военного времени может включать следующие основные группы:

1. Создание и совершенствование систем оповещения и информации населения о режимах использования ЗС, поведения и действий в них при ЧС мирного и военного времени.

2. Накопление фонда убежищ и ПРУ за счет приспособления подвалов и заглубленных помещений, метрополитенов, ПГВ, пещер и подземных полостей, а также организация укрытия населения.

3. Накопление и использование СИЗ, материалов для нейтрализации и дегазации АХОВ, герметизация и уплотнение помещений в жилых и производственных зданиях, находящихся в опасных зонах.

4. Введение особых режимов защиты и поведения людей на зараженных территориях вблизи ЗС.

5. Подготовка транспорта и маршрутов ЭН из КГ и опасных зон и организация их вывоза, размещения, ИЗН и жизнеобеспечения в районах размещения с использованием зданий и инженерных сооружений.

6. Обучение населения способам ИЗН, оказание само и взаимопомощи, проведению дегазации и обеззараживанию продуктов питания и воды.

В современных условиях накопление фонда ЗС осуществляется за счет:

строительства новых ЗС при строительстве промышленных объектов;

дооборудование ранее построенных (до 1970 г.) убежищ до современных требований защиты от ССП, если это технически возможно и экономически целесообразно;

приспособления существующих подвалов, подземных переходов и других заглубленных помещений в соответствии с имеющимися рекомендациями по этому вопросу;

строительство и приспособления сооружений метро: для того, чтобы обеспечить защиту населения от ССП метро рассчитывают на нагрузки, учитывающие и особую нагрузку во фронте ВУВ ядерного взрыва, они защищают от светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного заражения; предусматривают надежные противопожарные мероприятия, систему вентиляции, водоснабжение, канализацию и теплоснабжение; на системах вентиляции предусматриваются противопыльные фильтры, гарантирующие и от проникновения внутрь радиоактивной пыли; на входах в метро оборудуют тамбуры с защитно-герметическими воротами;

приспособления искусственных и естественных ПГВ: искусственные и естественные ПГВ, расположенные в пределах ЗВСР, могут быть приспособлены под убежища для защиты НРС предприятий; эти выработки должны быть: рассчитаны по параметрам ВУВ ядерного взрыва и сейсмо- взрывным волнам в грунте, возникающим при взрыве ядерного боеприпаса; иметь соответствующее количество входов и аварийные выходы, оборудованные тамбурами с защитно-герметическими и герметическими дверями; иметь внутреннее инженерно-техническое оборудование (ИТО), обеспечивающее необходимые условия для жизнедеятельности укрываемых, в том числе, защиту от РВ, ОВ, АХОВ и БС; ПГВ, расположенные за пределами ЗВСР, могут быть приспособлены под ПРУ для защиты работающего и неработающего населения, включая эвакуируемых; особое значение для жизнедеятельности укрываемых приобретают системы вентиляции, которые должны проектироваться и с учетом защиты от вредных газов, выделяющихся в ПГВ (метан, сероводород и др.);для надёжной работы этих систем при выходе из строя наружных энергосистем должны быть предусмотрены автономные ДЭС в составе убежища и ПРУ.

На основе приведенного выше предлагается схема «Основных путей накопления фонда ЗС для укрытия населения», приведена на рис.2.1, которая может быть использована в органах управлений.

Что касается вопросов строительства ЗС и улучшения условий использования и эксплуатации их в современных условиях, то здесь можно отметить ряд существенных недостатков.


Рис. 2.1. Основные пути накопления фонда ЗС для укрытия населения

Прежде всего участились случаи нарушения требований нормативных документов по строительству ЗС при промышленном и жилищном строительстве. Начальники соответствующих органов управления, поставив на проекты планировки и застройки населенных пунктов (НП) свои согласующие подписи, забывают о контроле за соблюдением требований норм ИТМ.

В результате проверок ЗС было выявлено, что хозяйственники, за счет снижения требований безопасности людей, стремятся получить максимальную прибыль, не за счет поддержания ЗС в постоянной готовности, а за счет сдачи их в бесконтрольную аренду.

Вместе с тем недостаточно также уделяется внимание вопросам разработки схем размещения ЗС на территории города, населенного пункта.

Инженерные мероприятия по защите населения

План

1.

2.

3.

3.1. Убежища

3.2. Противорадиационные укрытия

3.3. Простейшие укрытия

Основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

Оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

Эвакуация и рассредоточение;

Инженерная защита населения и территорий;

Радиационная и химическая защита;

Медицинская защита;

Обеспечение пожарной безопасности;

Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно–климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

Мероприятия инженерной защиты

Инженерная защита – комплекс мероприятий по защите населения в условиях применения современных средств поражения, возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера.

В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях входят мероприятия инженерной защиты. По оценкам специалистов, эти мероприятия способны обеспечить снижение возможных людских потерь и материального ущерба примерно на 30 %, а в сейсмо–, селе– и лавиноопасных районах – до 70 %.

Инженерная защита планируется и осуществляется на основе оценки возможной опасности; учета категорий защищаемого населения; результатов инженерно–геодезических, геологических, гидрометеорологических исследований; схем инженерной защиты территорий (генеральных, детальных, специальных); учета особенностей использования территорий.

Основными мероприятиями инженерной защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

Укрытие людей и материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленном для защиты подземном пространстве городов;

Использование для жилья, работы и отдыха жилых, общественных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий;

Использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам;

Укрытие семей и трудовых коллективов в квартирах и производственных помещениях, в которых в оперативном порядке проведена самостоятельная герметизация;

Предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ (АХОВ) путем обваловки или заглубления емкостей;

Возведение и эксплуатация инженерных сооружений для защиты от опасных природных явлений и процессов.

Классификация инженерных сооружений

Наиболее эффективным среди указанных мероприятий является укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны. Защитные сооружения гражданской обороны подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия. Кроме того для защиты людей могут приме­няться и простейшие укрытия (Схема №1).

Схема №1: Классификация защитных сооружений гражданской обороны

Убежища

Убежище гражданской обороны - защитное сооружение гражданской обороны, обеспечивающее в течение определённого времени защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, биологических средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно опасных химических веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре.

Убежища классифицируют по их защитным свойствам, вместимости, месту расположения, обеспечению фильтровентиляционным оборудованием, времени возведения (Схема №2).

Схема №2: Классификация убежищ по вместимости, месту расположения и времени возведения

В убежищах, находящихся в зонах возможного возникновения массовых пожаров или возможного вторичного химического очага (образующегося в результате разрушения промышленных объектов), предусматривается защита от высоких температур, отравления продуктами горения и ядовитыми веществами, используемыми в производстве.

Характерным признаком убежища является наличие равнопрочных герметических конструкций и фильтровентиляционных устройств, с помощью которых создаются условия для пребывания в убежищах укрываемых в течение двух и более суток.

Убежища, как правило, возводятся заблаговременно, в мирное время, и оснащаются оборудованием промышленного производства. При угрозе нападения противника и в ходе войны строятся быстровозводимые убежища с использованием готовых конструкций, подручных и местных материалов, с простейшими установками для подачи и очистки воздуха.

По месту расположения убежища могут быть встроенные и отдельно стоящие. К встроенным относятся убежища, расположенные в подвальных этажах зданий, а к отдельно стоящим - расположенные вне зданий. Убежища должны располагаться как можно ближе к основной массе людей, подлежащих укрытию.

Все убежища обозначаются знаками, сделанными на видном месте у входа и на наружной двери.

Запрещается приносить в убежище легковоспламеняющиеся или сильно пахнущие вещества, громоздкие вещи, а также приводить домашних животных.

Укрываемые обязаны выполнять все требования коменданта и личного состава звена обслуживания, правила поведения и установленный внутренний порядок в убежище.

Укрываемым запрещается ходить без надобности по помещениям убежища, шуметь, курить, зажигать свечи и другие светильники с открытым пламенем. Отдых в убежище организуется посменно. В первую очередь отдыхают престарелые, дети и больные. В убежище рекомендуется проводить беседы, чтение вслух, использовать радиоприемники. Выход из убежища без разрешения коменданта запрещается. Вывод укрываемых производится только по указанию коменданта после получения им соответствующего распоряжения или при аварийном состоянии убежища, угрожающего жизни людей. В случае завала убежища или его повреждения, комендант, не ожидая помощи извне, организует работы по выходу из убежища, привлекая для этой цели укрываемых.

Эвакуация укрываемых из убежища производится в такой последовательности: сначала на поверхность выходят несколько человек, чтобы оказать помощь тем, которые не могут выйти самостоятельно, затем эвакуируются пострадавшие, престарелые и дети, а после них - все остальные.

Противорадиационные укрытия

Укрытие городского населения в убежищах обеспечивает его защиту и от радиоактивного заражения. Для защиты от радиоактивного заражения населения сельской местности и небольших городов, по которым нанесение ядерных ударов маловероятно, используются противорадиационные укрытия.

Противорадиационное укрытие, кроме защиты от радиоактивного заражения, защищает также от светового излучения, уменьшает воздействие ударной волны, значительно снижает воздействие проникающей радиации, а также защищает от полива жидкими отравляющими веществами и частично от химических и биологических аэрозолей.

В качестве противорадиационных укрытий, в первую очередь, используются подвалы зданий, подполья домов, погреба, овощехранилища, подземные горные выработки, помещения жилых и производственных зданий, специально приспособленные и оборудованные для размещения укрываемых. Подготавливаются противорадиационные укрытия также заблаговременно, в мирное время. С возникновением угрозы нападения, кроме того, проводится массовое строительство противорадиационных укрытий простейшего типа - перекрытых щелей, землянок, укрытий из саманных блоков, кольцевых и полукольцевых фашин и других подручных материалов.

В сельской местности их строят из расчета размещения в них не только сельского населения, но и населения, рассредоточиваемого и эвакуируемого из крупных городов. К выполнению работ по строительству привлекается все трудоспособное население, в том числе и прибывшие из города.

Все укрытия и приспособленные под укрытия подвалы и другие помещения обозначаются так же, как и убежища.

Правила поведения сводятся к следующему:

· находящиеся в укрытии должны строго соблюдать режим поведения, установленный местным штабом гражданской обороны. Самостоятельный выход из укрытия запрещается;

· дверь и занавес на входе, а также вентиляционные отверстия в первые 3 часа с начала заражения должны быть закрытыми. В последующем для проветривания помещения разрешается открывать заслонку вентиляционных коробов на 15-20 минут. При наличии в укрытии простейших средств воздухоподачи они периодически включаются в работу;

· при сильном ветре, если ветер дует со стороны входа, нельзя открывать дверь и вентиляционные короба;

· пол в укрытии необходимо периодически смачивать водой;

· при вынужденном выходе на зараженную местность нужно надевать индивидуальные средства защиты, при возвращении в укрытие - стряхнуть пыль с верхней одежды, головного убора и обуви вне укрытия, осторожно снять их и оставить в тамбуре;

· нельзя открывать входную дверь при открытом вытяжном коробе; вытяжку разрешается открывать только через 10-15 минут после закрытия входной двери, когда осядет пыль;

· через 2-3 суток пребывания в укрытии все предметы, находящиеся в нем, а также все поверхности необходимо протереть мокрой тряпкой;

· во время приема пищи и воды нельзя открывать дверь и вентиляционные отверстия;

· продукты и воду нужно хранить тщательно упакованными и защищенными от попадания на них радиоактивной пыли;

· в укрытии запрещается курить;

· при пользовании источниками света с открытым пламенем (керосиновыми лампами, свечами) их следует ставить ближе к вытяжке;

· топить печи в зимнее время необходимо при закрытой дверце, в перерывах между топками - закрывать дымоход.

Продолжительность пребывания населения в противорадиационных укрытиях определяется штабом гражданской обороны объекта в зависимости от сложившейся радиационной обстановки.

Простейшие укрытия

Простейшие укрытия типа щели, траншеи, окопа, блиндажа, землянки прошли большой исторический путь, но мало чем изменились по существу. Они были довольно надежной защитой для солдат в первую мировую войну и еще более исключительно важную роль сыграли в Великой Отечественной войне. И сейчас в любых чрезвычайных ситуациях военного (конфликтного) характера они остались простой и хорошо зарекомендовавшей себя защитой. Подтверждением тому – события в Чечне, Югославии. Несмотря на кажущуюся скоротечность конфликта и маневренный характер боевых операций первое, к чему приступили солдаты и офицеры – рытье траншей, щелей, землянок, оборудование укрепленных (защитных) постов на дорогах, окраинах населенных пунктов и в других важных точках. Матушка Земля и сегодня охраняет жизнь людей от пуль, снарядов, мин и прочих сюрпризов враждующих сторон вплоть до самых современных. Все эти сооружения максимально просты, возводятся с минимальными затратами времени и материалов.

Щель может быть открытой. Она представляет собой ров глубиной 1,8-2,0 м., шириной по верху 1,0-1,2 м., по низу – 0,8 м. Обычно щель строится на 10 человек.

Открытая щель в 1,5 – 2 раза уменьшает поражающее действие ударной волны и светового излучения и в 3 – 4 раза ослабляет действие ионизирующих излучений.

Перекрытая щель полностью защищает от светового излучения, в 2 – 3 раза ослабляет действие ударной волны, в 20 – 40 раз ослабляет ионизирующее излучение (а при насыпке 60 – 70 см. грунта – в 200 – 300 раз). Кроме того, перекрытая щель предохраняет от попадания на одежду и кожу людей РВ, ОВ и БС в капельно-жидком виде. В щели на 10 человек можно рекомендовать оборудовать 7 мест для сидения и 3 места для лежания. В перекрытой щели следует иметь освещение.

Список использованной литературы:

1. Смирнов А.Т. и др. «Безопасность жизнедеятельности». Учебное пособие. Москва: «Дрофа», 2009.

2. Громов В.И., Васильев Г.А. «Энциклопедия безопасности – 3». Москва, 2000.

3. http://dic.academic.ru/ ( Словарь терминов черезвычайных ситуаций)

4. http://umc-lab.ru/

5. http://www.obzh.ru/old/pre/ ( «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций». Электронное учебное пособие.)