Информационная открытость органов государственной власти в россии. Повышение открытости власти — путь к решению проблем людей Информационная открытость органов исполнительной власти

Чтобы граждане могли реально участвовать в управлении, они должны располагать необходимой информацией.

Открытость управления - концепция, закрепляющая основные принципы открытости органов исполнительной власти, задачи и механизмы их реализации и содержащая систему стратегических ориентиров в обеспечении прозрачности, подотчетности и подконтрольности власти гражданскому обществу, формирования диалога органов власти с гражданами, общественными объединениями и предпринимателями.

Мы уже говорили о необходимости размещения информации о деятельности органов власти на ведомственных сайтах (Федеральный закон № 8-ФЗ). Следующим шагом стало введение понятия открытости управления. В 2014 г. Правительством РФ был установлен Стандарт открытости (рис. 10.3) федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).

Рис. 10.3.

Стандарт обязателен к внедрению федеральными ведомствами. Он призван обеспечить повышение информационной открытости органов власти; их подотчетность; расширение возможностей участия общества в разработке и экспертизе принимаемых решений; развитие механизмов общественного контроля.

Концепция открытости разработана Экспертным советом и утверждена правительством . Она описывает основные принципы и механизмы открытости.

Принципы открытости :

  • информационная открытость - своевременное предоставление открытой, общедоступной и достоверной информации о деятельности ФОИВ;
  • понятность - представление целей, задач, планов и результатов деятельности ФОИВ в форме, обеспечивающей восприятие обществом информации;
  • вовлечение - обеспечение возможности участия граждан, бизнеса, общественных объединений в разработке и реализации управленческих решений;
  • подотчетность - предоставление государственными органами информации о своей деятельности с учетом запросов и приоритетов гражданского общества.

К числу установленных механизмов открытости относятся:

  • работа с референтными (целевыми) группами;
  • принятие планов деятельности и годовой публичной декларации целей и задач;
  • размещение информации о деятельности, в том числе на сайте ведомства;
  • публичная отчетность;
  • независимая антикоррупционная экспертиза и общественный мониторинг;
  • обеспечение понятности нормативно-правового регулирования;
  • работа с открытыми данными;
  • взаимодействие с общественным советом;
  • взаимодействие со СМИ;
  • работа с обращениями граждан и общественных объединений.

Данная работа должна проводиться в каждом федеральном ведомстве.

В Методических рекомендациях по реализации принципов открытости раскрывается содержание каждого механизма. В свою очередь, Методика мониторинга и оценки направлена на изучение результатов внедрения этих принципов (рис. 10.4).

Самообследование проводится в ФОИВ по каждому из механизмов открытости, и все показатели оцениваются по факту наличия или отсутствия значения. Эксперты оценивают эффективность применения механизмов открытости по 10-балльной шкале, учитывая такие критерии, как:

  • ориентация работы ведомства на конечного потребителя (референтные группы, граждан, общественные объединения);
  • вовлеченность экспертного сообщества и общественных объединений;
  • прозрачность работы ФОИВ.

Рис. 10.4.

Мониторинг открытости проводится Правительственной комиссией ежегодно, начиная с 2014 г.

На основе полученных данных рассчитываются индексы открытости:

  • частный индекс показывает уровень открытости по определенному параметру;
  • сводный индекс отражает восприятие открытости ФОИВ его целевой аудиторией;
  • комплексный индекс открытости отражает общий уровень открытости ФОИВ.

На основе комплексного индекса создается рейтинг открытости ФОИВ, лидерами которого являются Минобороны, МЧС и Минэкономразвития России, а наименее открытыми ведомствами признаны Минкавказ, Росав- тодор и Служба судебных приставов.

  • Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти».

Как известно, право граждан на информацию является одним из важнейших личных прав человека и гражданина. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, в пункте 4 статьи 29 устанавливает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства. Именно реализация права граждан на информацию обеспечивает реальное, а не только формальное участие граждан в жизни государства.

Информационная открытость органов власти является основным условием цивилизованных отношений между гражданским обществом и властью, основой нормальной и эффективной предпринимательской деятельности, а также противодействием коррупции во властных структурах

10 августа 2011 года Президент России Дмитрий Медведев рядом своих указов (№.№ 1060 – 1080) утвердил перечень той информации о деятельности некоторых министерств и ведомств, которая должна размещаться на официальных сайтах в сети Интернет. Данные указы направлены на обеспечение информационной открытости девятнадцати федеральных ведомств, в том числе силового блока и оборонного значения. Согласно установленным требованиям, помимо общей информации, содержащей наименование, контактные данные, структуру, перечень полномочий, сведения о руководителях, ведомства будут обязаны разместить у себя на сайтах информацию о своей нормотворческой и текущей деятельности, включая статистические данные, сведения о кадровых перестановках, о мерах по противодействию коррупции, принимаемых в органе, данные о доходах и об имуществе государственных гражданских служащих и членов их семей, результаты рассмотрения обращений граждан и организаций.

Доступ к информации о деятельности органов власти может обеспечиваться следующими способами:

2) размещение информации в сети Интернет;

3) размещение информации в помещениях, занимаемых органами власти, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление с информацией в помещениях, занимаемых органами власти, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) предоставление информации по запросу.

Информационная открытость органов государственной и муниципальной власти предполагает эффективность не только прямой, но и обратной связи. Обратная связь органов государственной власти - это часть процесса политической коммуникации, которая обеспечивает органы власти информацией о состоянии общественного сознания, мнениях, настроениях и взглядах социума на проводимую властями политику, отражает результаты деятельности, последствия управляющих воздействий, реакцию на принимаемые решения

17 Гражданское общество: понятие, структура, значение, взаимоотношения с государством

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.).

Признаками (особенностями) гражданского общества являются:

Высокое сознание людей;

Высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;

Широкие связи между членами общества;

Наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

Децентрализация власти;

Передача части власти органам самоуправления;

Согласование позиций вместо конфликтов;

Развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

Личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина

Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями и элементами структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые отношения между ними.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает условия для его нормального функционирования и развития. В таком взаимодействии содержится гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества. Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Главным направлением антикоррупционной деятельности государства является установление информационной прозрачности процесса функционирования исполнительной, законодательной, судебной власти, правоохранительных органов и органов местного самоуправления.

Важно подчеркнуть, что в современном мире движущей силой социального прогресса является движение информации.

Информационный обмен в современном обществе способствует формированию новой среды обитания, новых социальных и моральных ценностей, нового образа жизни и новых принципов управления. Информационно закрытые системы сегодня неконкурентоспособны.

В тех странах, где люди имеют полноценную информацию о деятельности власти, нет коррупции, а государство соблюдает законы, работает ответственно и эффективно на общее благо. С другой стороны, именно закрытость, утаивание правды, монополия на информацию есть основное оружие бюрократии, с помощью которого она пытается навязать обществу свою волю, оставаясь при этом без контроля. Следствием является ее безответственность, некомпетентность, коррумпированность и недееспособность в служении людям.

Вот почему такие успешные страны, как Финляндия, Дания, Исландия, Новая Зеландия, где, по данным «Трансперенси Интернешнл», практически нет коррупции, занимают первые места по уровню свободы прессы. В то же время самые коррумпированные страны занимают последние места в рейтинге свободы прессы. В 2006 г., например, Россия занимала по этому рейтингу 121 место из 167 стран.

Мировой опыт приводит к выводу: информационная прозрачность - движущая сила общества и власти. Она не только влияет на изменение правил поведения власти, повышая ее ответственность и эффективность работы на благо общества, но и способствует качественному изменению самого общества.

При этом важно подчеркнуть, что главный смысл информационной прозрачности государственной власти состоит не столько в том, чтобы наказать провинившихся, хотя неотвратимость наказания нарушивших закон должна быть. Сколько в том, чтобы устанавливать новые правила поведения в корпорации «государственная власть». Закон нарушается государственными служащим, судьей, милиционером, депутатом, военнослужащим, должностным лицом тогда, когда они осуществляют свою деятельность в тени, когда они информационно закрыты и недоступны для общества, а, следовательно, безответственны. Установление процедур информационной прозрачности деятельности государственной власти создает условия для обнаружения, выявления и поиска должностных лиц и представителей государственной власти, ответственных за те или иные решения и действия. Именно гласность в деятельности власти обеспечивает персональную ответственность ее представителей, создает условия опасности для коррупционеров, нарушителей закона, некомпетентного исполнения чиновниками своих служебных обязанностей.

Смысл информационной прозрачности деятельности власти состоит также в том, что деятельность представителей государственной власти становится открытой и доступной для общественного контроля. Угроза быть обнаруженным вне срока давности за взятки, мздоимство и другие нарушения закона заставит госслужащего, работника правоохранительных органов, военнослужащего, судью, представителя спецслужб, местного самоуправления соблюдать законы - работать ответственно, добросовестно и компетентно.

Таким образом, информационная прозрачность стимулирует новые общественные отношения, способствует модернизации России. Она создает условиям для ответственной, компетентной и эффективной деятельности власти, роста экономики, модернизации гражданского общества, а в конечном итоге, для искоренения причин коррупции.

Задача гражданского общества состоит в том, чтобы ускорить этот процесс. В связи с этим Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет» разработала законопроект «О гарантиях предоставления информации о деятельности и решениях государственных органов и органов местного самоуправления». Цель законопроекта - установить правовые процедуры общественного контроля над деятельностью органов госвласти и органов местного самоуправления посредством обеспечения открытости, информационной прозрачности их деятельности. Действие закона должно распространяться на исполнительную, законодательную, судебную, власть, другие государственные органы, а также органы местного самоуправления и их должностных лиц в целях усиления их подотчетности гражданскому обществу.

Прозрачность должна быть и в функционировании ЖКХ. Общество должно знать, откуда берутся такие высокие цены на тепло, газ, другие коммунально-жилищные услуги. Открытость и прозрачность ЖКХ остановит безудержный рост тарифов, так как вскроет диктат монополистов. Надо бороться с монополизмом тепловых, водных, энергетических структур в ЖКХ, а не форсировать переход к 100-процентной оплате услуг населением

Обнародование сведений федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами власти местного самоуправления об исполнении бюджета, о реализации целевых программ, об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и условиях их проведения, в процессе приватизации, функционирования ЖКХ, безусловно, будет способствовать повышению ответственности и компетентности работы госслужащих, устранению причин и условий коррупции.

Обнародование всех отзывов должностных лиц на законодательные инициативы поможет обнаружить механизмы лоббизма, который зачастую выходит за рамки правового поля. Принципиально важным в подготовке законопроектов исполнительной властью является введение практики служебной антикоррупционной экспертизы в министерстве юстиции, результаты которой также должны публиковаться.

Особенно важно обеспечение прозрачности и открытости в связи с инициативами о новом порядке избрания губернаторов. Существует такая точка зрения, что новая система выборов руководителей регионов депутатами региональных законодательных собраний по представлению Президента России еще больше усилит коррупцию. Многие опасаются, что при этой системе лоббистские группировки будут предлагать свои кандидатуры, их выбор будет непубличным, фактически назначенные таким образом руководители регионов будут работать на интересы выдвинувших их лоббистских группировок, а не на государство и его граждан. Отсюда делается вывод, что «назначенные» руководители регионов будут всю ответственность за свои действия перекладывать на Президента России, ответственности перед гражданами у них не будет никакой.

Чтобы этого не произошло, необходимо всю деятельность высших должностных лиц регионов сделать информационно прозрачной, а, следовательно, подконтрольной обществу. И тогда уже не важно, лоббистские группировки привели к власти того или иного руководителя региона, избран он с подачи Президента России депутатами регионов или на прямых выборах всеми гражданами. Принципиально важно, что граждане будут иметь возможность контролировать деятельность высшего должностного лица субъекта федерации постоянно, а не раз в 4-5 лет во время выборов. Тем самым во многом снимается проблема коррупции.

Доступной и прозрачной должна быть деятельность законодательной власти. Федеральный парламент, законодательные собрания субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления должны размещать на своих сайтах не только все принятые законодательные акты, но и их проекты, принятые и внесенные поправки, постановления, а также все отзывы должностных лиц исполнительной власти на законодательные инициативы. Необходимо размещать и информацию о поименном голосовании депутатов.

В этом случае будет видна деятельность каждого депутата, и, следовательно, четко определена его персональная ответственность за принимаемые решения. Ответственной может быть только та деятельность, которая информационно открыта, а значит, предметна и видима. Информационная прозрачность законодательного процесса позволит снизить степень отчуждения между властью и гражданами, повысить ответственность депутатов федерального и регионального уровней и представительных органов местного самоуправления за качество и эффективность законотворчества.

Как результат, информационная прозрачность позволит предотвратить появление законодательства, порождающего коррупцию, добиться, чтобы юридические нормы и правила устанавливались в интересах человека и благополучия общества, были ясными и недвусмысленными, способствовали формированию эффективной и конкурентоспособной экономики, служили процветанию России.

Чрезвычайно важное значение имеет информационная прозрачность для эффективной работы судов. В нашей стране суд во многих случаях пока не стал ни скорым, ни правым, ни справедливым. Установление прозрачности в деятельности судов позволит во многом решить эти проблемы. Для этого, во-первых, все судебные органы различных уровней должны полностью размещать на своих сайтах открытые материалы судебных заседаний, судебные решения и постановления. Во-вторых, решения суда вступают в силу только после публикации их на сайте в Интернете. В-третьих, должны размещаться в Интернете все материалы квалификационных комиссий судей. Информационная открытость будет содействовать обеспечению подлинного равенства всех перед законом и судом и повышению ответственности и компетентности судей. Именно информационная прозрачность, устанавливающая общественный контроль, а не только повышение зарплаты судьям и обеспечение их неприкосновенности, будут способствовать справедливости и эффективности всей судебной системы, освобождению ее от коррупции и зависимости от исполнительной власти. Ибо в процесс общественного контроля над деятельностью судов обязательно включатся различные институты гражданского общества - общественные объединения юристов, средства массовой информации, правозащитные организации, союзы предпринимателей, профсоюзы, партии и общественные структуры. Важно подчеркнуть, что прозрачность суда обеспечит благоприятные условия для повышения компетентности и ответственности милиции, прокуратуры, спецслужб. Именно это является принципиальным фактором деятельности судебной системы и правоохранительных органов.

Воплощение в реальность таких постулатов, с одной стороны, создадут качественно новые правовые условия деятельности государства и общества, установив повседневный общественный контроль над государственными институтами. С другой стороны - процесс осуществления общественного контроля посредством прозрачности деятельности власти модернизирует само гражданское общество.

Немалую роль для общественности играют телефоны доверия, введенных в рамках стратегии борьбы с коррупцией. Это мощное оружие, обладающее доверием и нацеленное на перспективу. Это позволит принимать меры для оперативного реагирования на сообщения граждан о фактах нарушения законодательства.

Информационная прозрачность деятельности власти формирует отношения подотчетности власти гражданскому обществу. Когда власть с помощью гласности начнет держать реальный, а не пиаровский отчет о результатах своей деятельности, тогда она вынуждена будет перестраиваться: работать ответственно и компетентно на общее благо. Подотчетность потребует от власти быть ближе к людям, слышать их запросы, уважительно вести диалог с обществом на языке сотрудничества. В свою очередь гражданское общество благодаря возможности оказывать влияние на власть с помощью инструмента подотчетности начнет самоорганизовываться, быть активнее, повышать свою правовую и политическую культуру.

Ведущим принципом всей антикоррупционной политики должно быть постоянное повышение рисков, цены потерь и уровней нестабильности для вовлечённых в коррупцию государственных должностных лиц, представителей бизнеса и граждан. В противном случае коррупция будет восприниматься в обществе как малорискованная и высокодоходная деятельность в том смысле, что именно коррупционные отношения позволяют надёжно и быстро решать проблемы.

Этот ведущий принцип может быть реализован в следующих трёх основных блоках направлений антикоррупционной деятельности, которые могли бы способствовать снижению уровня коррупции в целом:

§ Изменение сознания чиновников, бизнесменов и граждан, формирование негативного отношения и негативных представлений о коррупции.

§ Пресечение коррупционных действий и наказание за них с применением правоохранительных, административных и общественных механизмов.

§ Формирование условий, препятствующих коррупционным действиям и способствующих осуществлению деятельности чиновников, бизнесменов и граждан без вступления в коррупционные отношения.

Коррупция никогда не бывает полностью публичной, чаще всего полную и точную информацию о тех или иных коррупционных действиях имеют только их непосредственные участники. Все способы и процедуры осуществления коррупционных действий передаются в неформальном общении между потенциальными её участниками. Не существует зафиксированных в документах точных сведений о том, кому и как давать взятки в тех или иных организациях, потому что практика взяточничества постоянно изменяется.

Неформальный характер обмена коррупционным опытом и информацией о коррупции затрудняет сбор доказательств о нарушениях законов или норм морали при осуществлении действий, которые потенциально могут стать коррупционными. В результате у коррупционеров усиливается ощущение безнаказанности, а у граждан - ощущение безысходности борьбы с коррупцией.

Поэтому привлечение средств массовой информации окажется эффективным рычагом в борьбе с коррупцией. Владимир Путин считает средства массовой информации одним из самых эффективных средств борьбы с коррупцией.

«Что касается коррупции, много способов (борьбы с ней), и один из них - развитие средств массовой информации», - сказал экс президент России на пресс-конференции в Кремле.

Средства массовой информации в области антикоррупционной деятельности могут, в частности, следующее:

· Просвещать граждан о коррупции и способах жизни без коррупции, устраивать своеобразные акции отказа от взяток. Многих граждан это интересует, такими акциями средства массовой информации привлекут к себе внимание своих потенциальных аудиторий, усилят свою общественную поддержку, повысят доходы от рекламы и т.п.

· Просвещать чиновников о коррупции и способах жизни без коррупции.

· Выстраивать коммуникацию между гражданами и чиновниками, бизнесменами и чиновниками, чтобы они постепенно находили возможности обсуждать реальные коррупционные действия и способы их избегать в своих практиках. Пока эти социальные группы о коррупции говорят на разных языках.

· Искать и описывать опыт противодействия коррупции в других населённых пунктах и регионах нашей страны. В этих случаях вполне можно ожидать распространения по регионам снижения коррупции в отдельных сферах деятельности. В этом довольно часто могут быть заинтересованы чиновники, бизнесмены, активисты негосударственных организаций, поэтому перспективы распространения российского опыта противодействия коррупции есть.

· Просвещать граждан, бизнесменов и чиновников о том, какими методами осуществляется успешное противодействие коррупции в других странах. Нужно только учитывать, что опыт, даже самый успешный, других стран должен обязательно адаптироваться к условиям России, не может применяться непосредственно.

Несколько средств массовой информации могли бы, объединив финансы, заказывать специализированным социологическим агентствам проведение объективных исследований коррупции. Очень интересными могли бы быть серии публикаций о коррупции, проводимые синхронно на основе исследований на телевидении, радио и в газетах. Кроме того, средства массовой информации могли бы своими публикациями способствовать выделению финансирования исследований коррупции и разработок антикоррупционных программ российским бизнесом и некоммерческими фондами.

Собирать досье и базы данных о потенциально коррупционных действиях и о потенциальных коррупционерах. При появлении информации из правоохранительных органов о начале уголовных преследований они, в таких случаях, могут с соблюдением мер предосторожности, публиковать дополнительные сведения, способные улучшить понимание предъявленных обвинений или предоставить оправдания незаслуженно обвинённым.

Содействовать разработкам и реализации антикоррупционных стратегий в городах, районах и регионах нашей страны. Такое содействие может быть как информационным, так и организационным.

Всей своей деятельностью способствовать расширению открытости органов власти и бизнеса для общества. Эта деятельность косвенно будет, как в большинстве стран мира, снижать уровень коррупции.

В итоге - средства массовой информации могут инициировать противодействие коррупции, просвещать и направлять эту деятельность, быть инициаторами и организаторами постоянных обсуждений проблем коррупции.

Из-за неполноты информации любые публикации в средствах массовой информации о коррупции остаются неточными, неполными, не позволяющими обычно использовать такие публикации для предъявления юридических обвинений потенциальным коррупционерам. Это ещё больше усиливает ощущение безысходности в обществе и безнаказанность коррупционеров. А для журналистов такие публикации имеют высокий риск гибели и получения судебных исков со стороны описанных в этих публикациях коррупционеров, причём исков, в которых позиции коррупционеров по защите их чести и достоинства, как правило, выглядят в судебных заседаниях более обоснованными в силу юридической недоказанности обвинений. Как пример, корреспондент газеты «Московский комсомолец» Дмитрий Холодов, занимавшийся расследованием фактовкоррупции в Российской армии, погиб 17 октября 1994 года на рабочем месте в редакции от взрыва, когда открывал переданный ему дипломат, якобы содержащий важные документы. По подозрению в организации убийства журналиста в 1998-1999 годах были задержаны пятеро военнослужащих.
Всем шестерым былопредъявлено обвинение в убийстве и в совершении ряда других преступлений. Судебное рассмотрение началось 9 ноября 2000 года. 26 июня 2002 года Московский окружной военный суд оправдал подсудимых, однако в мае 2003 года приговор был отменен Военной коллегией Верховного суда по протесту Генпрокуратуры и жалобе родителей и коллег Холодова. Повторный процесс закончился в июле 2004 года также полным оправданием обвиняемых. А в марте 2005-го законность оправдательного приговора подтвердил Верховный суд, и он вступил в законную силу.

Поскольку для снижения уровня коррупции очень важно улучшение информированности о ней и изменение отношения к ней в обществе, роль средств массовой информации в противодействии коррупции очень важна. Были бы у редакторов и журналистов желание и возможности заниматься этой сложной, временами опасной, но весьма значимой для общества деятельностью.

Содержание понятия "информационная открытость" определяется в научной литературе как организационно-правовой режим деятельности любого участника социального взаимодействия, обеспечивающий любым участникам этого взаимодействия возможность получать необходимый и достаточный объем информации (сведений) о своей структуре, целях, задачах, финансовых и иных существенных условиях деятельности.

При этом открытость власти – это:

· минимизация рисков, связанных с подготовкой управленческих решений большого социального масштаба, возможность достаточно точно спрогнозировать вероятные последствия их принятия;

· предоставление гражданам возможности успешно подготовиться к ожидаемым подвижкам в экономической и социальной ситуации;

· предотвращение или как минимум снижение угрозы отчуждения;

· не чрезвычайная и не конфронтационная, а инициативная мобилизация общественных сил на решение проблем самого общества;

· прибавление социального, политического, экономического, психологического потенциала федерализма;

· синхронизация процессов, протекающих в центре и на местах;

· оповещение региональных и местных властей об оптимальном курсе федеральной власти.

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организационно-правовая основа обеспечения информационной открытости органов государственной власти в России была создана принятием Постановления Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия" (2002–2010 годы)", соответствующие программы были приняты на уровне субъектов Российской Федерации. Основной целью программы являлось повышение эффективности государственного управления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, а также обеспечение прав граждан на свободный доступ к информации о деятельности государственных органов. Одной из задач, поставленных перед федеральной целевой программой "Электронная Россия", было обеспечение информационной открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационных и коммуникационных технологий. Это выразилось в создании концепции "Электронного государства", предполагающей кардинальное изменение принципа взаимоотношений государства с населением для обеспечения более эффективного взаимодействия, основанного на повышении открытости государственных информационных ресурсов, расширении объема информации, которую государственные органы обязаны размещать в информационно – телекоммуникационных сетях, и прежде всего – в сети Интернет.



Начало процесса открытости было зафиксировано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. № 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" (с 24 ноября 2009 г. оно отменено и действует одноименное – № 9536). Суть его состояла в нормативном закреплении относительно новой обязанности федеральных органов исполнительной власти: обеспечить доступ граждан и организаций к информации о своей деятельности путем создания информационных ресурсов в соответствии со специальным перечнем, утвержденным этим же Постановлением (53 разновидности такого рода информации, которые нормативно переводились в режим электронной открытости), и размещения их в информационных системах общего пользования, т.е. в сети Интернет. Но, к концу первого года действия данного Постановления из примерно 60-ти имевшихся тогда органов исполнительной власти полностью соответствовали его требованиям сайты всего шести органов: МНС, Минобороны, Минобразования, Минприроды, ФКЦБ и Госатомнадзора.

В августе 2006 г. вступил в силу новый закон, регулирующий правовые отношения в сфере информации – Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации". Согласно ст. 8 этого закона, государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке республик в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. Таким образом, данным законом был установлен принцип открытости информации о деятельности государственных органов и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами. Однако практика реализации данных норм выявила огромное количество пробелов и правовых коллизий, которые не позволили получать необходимую информацию для выработки эффективных решений, в том числе для защиты своих прав физическими и юридическими лицами. Следующим шагом на пути к открытости государственных органов стала утвержденная Президентом РФ "Стратегия развития информационного общества" от 7 февраля 2008 г. № Пр-2129, в которой были поставлены следующие основные задачи:



· формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

· повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

· совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

· развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

· повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

· развитие науки, технологий и техники, подготовка квалификационных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

· сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

· противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России;

· расширение сферы информационной открытости деятельности органов государственной власти.

Знаковым событием на пути развития законодательства в сфере обеспечения доступа к информации стало вступление в силу в 2010 г. Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Основными целями закона являются:

· обеспечение открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

· активное использование информационных технологий, объективное информирование граждан и структур гражданского общества о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Закон устанавливает единый порядок предоставления государственными органами и органами местного самоуправления сведений о своей деятельности, закрепляет основные принципы и формы обеспечения доступа к информации, перечень размещаемой информации и основные требования при обеспечении доступа к информации, ответственность за нарушение порядка доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";

3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления". Президентом поставлены задачи:

· комплексного повышения качества официальных интернет-сайтов государственных органов, доступных в сети Интернет для всех аудиторий и содержащих актуальную информацию о деятельности государственных органов и порядке предоставления государственных услуг;

  • повышения прозрачности деятельности государственных органов и органов и местного самоуправления;
  • обеспечения доступа к общедоступной информации в сети Интернет в форме открытых данных.

В связи с этим в рамках совершенствования государственного управления ведется работа по следующим направлениям:

  • мониторинг официальных сайтов государственных органов и органов местного самоуправления;
  • размещение общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сети Интернет в форме открытых данных.

Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 1187-р "О Перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет" в форме открытых данных" утвердило перечни общедоступной информации о деятельности федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, размещаемой в сети в форме открытых данных.

Открытые данные – информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная в сети Интернет в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку в целях повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат), и может свободно использоваться в любых соответствующих закону целях любыми лицами независимо от формы ее размещения.

Размещение открытых государственных данных способствует повышению прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, что соответствует требованиям общества, движению к реализации в России концепций "открытого правительства" и "электронной демократии". Предоставление сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправлениях в форме открытых данных позволит использовать их при создании различных информационных систем не только государственного уровня, но и общественных, а также информационных систем и интернет-сервисов, разрабатываемых бизнес-сообществом.

Идеология открытых данных поддерживается крупнейшими государствами мира и международными организациями (Open Government Partnership, International Budget Partnership, W3C, Всемирный банк, ОЭСР, Open Knowledge Foundation и т.д.).

Основной целью размещения открытых данных является создание условий для получения максимального международного, политического, социального и экономического эффекта от их использования гражданами России, бизнес-сообществом и другими представителями российского общества.

По данным Минэкономразвития России на конец 2015 года органами государственной власти и органами местного самоуправления, опубликовано более 12 000 наборов открытых данных, в том числе на Портале открытых данных Российской Федерации – более 5 500 наборов, запущено 17 региональных порталов открытых данных, в 56 регионах созданы разделы "Открытые данные" на официальных сайтах. Раскрываются данные, в том числе из сфер образования, ЖКХ, здравоохранения, государственных закупок, а также статистические данные. На Портале открытых данных Российской Федерации размещена информация о 242 социально-значимых приложениях или сервисах, прямо или косвенно использующих открытые данные.

Введён в промышленную эксплуатацию Портал открытых данных Российской федерации data.gov.ru.

С целью развития проекта при участии Минэкономразвития России разработаны План мероприятий "Открытые данные Российской Федерации" на 2016-2017 гг.

Задачи на 2016 – 2017 годы:

· развитие Портала открытых данных Российской Федерации и реализация мероприятий, направленных его на популяризацию среди целевых групп пользователей;

· развитие нормативного правового и методического обеспечения деятельности в области открытых данных;

· осуществление методологической и консультационной поддержки государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам размещения открытых данных;

· продвижение тематики открытых данных (проведение конкурсов, хакатонов, семинаров, форумов, конференций).

Информационная открытость является одним из приоритетных направлений работы "Открытого правительства".

Открытое правительство – не отдельное министерство или ведомство.
Это система механизмов и принципов, обеспечивающих открытость
и подотчетность органов власти; экспертизу, вовлечение общества
и бизнеса в принятие решений; прозрачность государственных расходов, закупок и инвестиций; эффективный общественный контроль.​

Цель системы – использование современных технологий (в том числе и технологий краудсорсинга) для вовлечения в процесс сбора и анализа информации, обсуждения и выработки решений значительного количества людей, представляющих противоположные точки зрения, интересы и обладающих разным горизонтом планирования.

Все создаваемые механизмы, направленные на повышение информационной открытости органов исполнительной власти, работают по принципу обязательной открытости. Это значит, что принимаемые органами власти решения в рамках данного направления должны быть доступны в сети Интернет.

Информационная открытость государства необходима не только гражданам и бизнес-структурам, но и самим органам власти. В конечном счете, повышение прозрачности и подотчетности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления влечет укрепление доверия граждан

Внедрение механизмов информационной открытости государственного управления в практику представляется необходимым в силу того, что они будут способствовать повышению прозрачности и подотчетности органов исполнительной власти; повышению удовлетворенности граждан качеством государственного управления; расширению возможностей непосредственного участия граждан в процессах разработки, экспертизы и контроля исполнения решений, принимаемых органами исполнительной власти; развитию механизмов общественного контроля деятельности органов исполнительной власти и исполнения ими государственных функций; повышению качества и доступности государственных услуг.

До конца апреля 2018 года будут приняты обновлённый стандарт открытости федеральных министерств и ведомств, а также методические рекомендации по внедрению принципов открытости в регионах. Об этом сообщил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов 15 декабря в ходе круглого стола по вопросам повышения открытости госорганов Новосибирской области. Министр подчеркнул, что ключевая цель повышения открытости власти - решение реальных проблем, с которыми сталкиваются люди в повседневной жизни.

По словам Михаила Абызова, открытое государство строится на трёх главных принципах: качественное, понятное и объективное представление людям информации о работе органов власти, вовлечение людей в принятие государственных решений и реализация функций общественного контроля. Власть должна понимать свою подотчётность людям, ради которых она и существует, подчеркнул министр. Эти принципы легли в основу Стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти, который реализуется последние несколько лет. Кроме того, в четырёх пилотных регионах - Москве, Туле, Красноярском крае и Татарстане - апробирован региональный стандарт открытости.

На базе этого опыта мы подходим к этапу окончания полномочий правительства и хотели бы до конца апреля 2018 года принять обновлённый стандарт и новую концепцию, учитывающую наработки за эти 5 лет для федеральных органов власти, а также принять методрекомендации для обеспечения основных механизмов открытости для регионов. Этот проект подготовлен Высшей школой экономики и в ближайшее время будет обсуждаться на площадке правительства. Мы будем формировать открытую платформу, чтобы этот механизм не был каким-то образом законсервирован, чтобы стандарт обновлялся и включал в себя библиотеку лучших практик и наработок во всех регионах РФ», - сказал Михаил Абызов.

Министр отметил, что в будущем хотелось бы рассчитывать на большую вовлечённость граждан в дела государства. Но люди не готовы тратить своё время и силы, чтобы просто поговорить на общие темы, - им нужно решение проблем, подчеркнул Михаил Абызов.

Если повестка, которую мы предлагаем для этого диалога, не соответствует вызовам, с которыми сталкивается человек, если она неактуальна - значит, она бессмысленна. Если мы не обсуждаем вопросы образования, здравоохранения, ЖКХ, но начинаем говорить про облачные технологии - эта повестка не нужна. Люди хотят видеть изменения от этих обсуждений, они хотят видеть, каким образом учтены их предложения», - подчеркнул министр.

Всё это должно базироваться на новой культуре чиновников. Если в положения и уставы о деятельности госорганов не будут включены мощные блоки, связанные с ответственностью перед гражданским обществом, то изменить культуру чиновников не получится.

Министр также призвал повышать уровень политической, общественной ответственности конкретных руководителей ведомств в регионах: чтобы региональный министр здравоохранения, образования, а не только губернатор работал с обращениями граждан и решал вопросы.

Сегодня органам власти необходимо расширение открытого аргументированного диалога с представителями общественного движения, общественными организациями, отметил, в свою очередь, врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников.

Обоснованная критика и умение слушать друг друга всегда идёт только на пользу общему делу, если стороны настроены на конструктивный диалог. Благодаря реализации проекта "Открытое правительство" на территории нашего региона в общественном пространстве стали развиваться новые площадки для диалога. Это обусловлено вопросами, вызвавшими общественный резонанс. Очевидно, что формы обсуждения и общения необходимо менять. Но диалог и различные общественные обсуждения не должны быть ради обсуждения, любые дискуссии должны привести к каким-то решениям, компромиссам и движению», - считает глава региона.

Система взаимоотношений человека и государства, человека и власти будет изменяться с применением новых технологий, полагает Михаил Абызов. Форматы открытых дискуссий, офлайн-дискуссий, по его мнению, будут дополняться форматами интернет-взаимодействия.

Моё личное убеждение - невозможно всё перевести в электронную форму: работу с экспертами, вопросы общественного контроля. Я не видел успешных примеров, где качественно реализуется открытость власти без разговора "глаза в глаза", без эмоций и контакта, которые являются связующим звеном между властью и обществом. Но тем не менее эти современные форматы тоже надо реализовывать. Потому что это самый быстрый путь получить обратную связь по большой палитре вопросов. С другой стороны, это быстрый сервис для людей с точки зрения решения вопросов, которые их беспокоят. Но главное - чтобы это не превратилось в фетиш, чтобы это было по делу, удобно и полезно», - отметил Михаил Абызов.

В Новосибирской области, как и в других регионах РФ, реализуется проект «Бюджет для граждан», на базе которого разрабатываются, в том числе, и электронные сервисы, помогающие гражданам разобраться в бюджетных отношениях. 24 ноября в эксплуатацию запущен портал «Открытый бюджет» Новосибирской области.

Запуск портала обеспечивает три перспективы. Во-первых, портал становится значимым инструментом повышения качества общественного контроля в вопросах бюджетной тематики. Во-вторых, портал является хорошим вспомогательным инструментом для повышения финансовой грамотности населения и, в-третьих, портал в перспективе рассматривается как единая технологическая площадка для размещения на нём открытых данных о результатах формирования и исполнения бюджета», - пояснил временно исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Новосибирской области Виталий Голубенко.

Итоги реализации проекта «Бюджет для граждан» в регионах будут подводиться 20 декабря на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства с участием главы Минфина Антона Силуанова, сообщил Михаил Абызов. По мнению министра, этот продукт становится своего рода навигатором, дающим человеку понимание того, на что тратятся деньги и, самое главное, - понимание того, какую поддержку от бюджета и в каких ситуациях человек может получить.

Но человек одновременно может являться и гражданином, имеющим право на субсидии и льготы, и на социальную помощь, и на помощь для семей с детьми. Нужен список вопросов, в котором можно проставить галочки и увидеть, в каком порядке и на что человек имеет право. Чтобы в несколько кликов получить этот сервис. Это будет такой калькулятор прав для человека. "Бюджет для граждан" нужно ориентировать на простого человека, на получение полезной и нужной информации в три клика», - подчеркнул Михаил Абызов.

Что касается непосредственно представления бюджета, то, по мнению министра, нужно на одном слайде делать презентацию с наглядной и конкретной информацией о том, столько детских садов будет построено, сколько школ и больниц отремонтировано, сколько перинатальных центров построено. Всё это нужно также отметить на геокарте.

Я убеждён, что простого человека в первую очередь интересует открытость власти в муниципалитете и в регионе - где он живёт и сталкивается с проблемами. На первый план выходит тема здравоохранения. Люди раньше хотели жить, а сейчас хотят жить долго, здорово. И чем больше мы будем делать в области здравоохранения, тем больше будут требования. Нас ждёт повышенный интерес и радикально повышенные требования со стороны человека к качеству работы наших учреждений здравоохранения. Чтобы не прийти к конфликту, нам нужны правильные нити общения и взаимодействия», - отметил Михаил Абызов.

Он выразил надежду, что после передачи полномочий по независимой оценке качества социальных услуг региональным общественным палатам такая оценка станет более объективной.