Эффективность управления органов исполнительной власти. Оценка эффективности деятельности органов власти и самоуправления с населением по месту жительства

26 октября 2019 , Федеральный план статистических работ дополнен информацией о динамике показателей национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография» Распоряжение от 23 октября 2019 года №2498-р. В Федеральный план статистических работ включены 70 показателей, в том числе 27 показателей федеральных проектов, входящих в национальный проект «Демография», и 43 показателя федеральных проектов, входящих в национальный проект «Здравоохранение».

25 октября 2019 , Гуманитарные связи с зарубежными странами (кроме СНГ). Соотечественники О награждении почётными грамотами Правительства России русскоязычных зарубежных СМИ Распоряжение от 24 октября 2019 года №2518-р. В 2019 году почётными грамотами Правительства России за большой вклад в сохранение русского языка и культуры, а также в дело консолидации соотечественников за рубежом награждены газета «Азербайджанские известия» (Азербайджанская Республика), издательский дом «LTC Media Verlag» (Федеративная Республика Германия), журнал «Открытый город» (Латвийская Республика) и неправительственная организация «Ассоциация русской культуры» (Турецкая Республика).

20 октября 2019 , Присуждена премия Правительства «Душа России» за 2019 год Распоряжение от 15 октября 2019 года №2430-р. Присуждено 15 премий в номинациях «Народная музыка», «Народное пение», «Народный мастер», «Традиционная народная культура» и «Народный танец».

20 октября 2019 , Театр. Музыка. Изобразительное искусство Присуждена премия Правительства за лучшую театральную постановку по произведениям русской классики Распоряжение от 15 октября 2019 года №2431-р. Лауреатами премии стали Астраханский театр кукол, Иркутский областной театр кукол «Аистёнок», Кировский государственный театр юного зрителя «Театр на Спасской».

15 октября 2019 , Оборот лекарств, медицинских изделий и субстанций Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год Распоряжение от 12 октября 2019 года №2406-р. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год дополнен 24 лекарственными препаратами, 2 новыми лекарственными формами для уже включённых в этот перечень лекарственных препаратов. Перечень лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан дополнен 23 позициями лекарственных препаратов. Перечень дорогостоящих лекарственных препаратов дополнен 12 позициями.

12 октября 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Присуждены премии Правительства России в области науки и техники для молодых учёных за 2019 год Распоряжение от 7 октября 2019 года №2323-р. Лауреатами премий в 2019 году стали 25 соискателей. Премии, в частности, присуждены за разработку и внедрение методов и систем интеллектуального управления роботами различного вида и назначения, комплексной системы обеспечения устойчивого жизненного цикла зданий и сооружений, форвакуумных плазменных электронных источников для обработки и модификации диэлектрических материалов.

11 октября 2019 О директоре федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Международный детский центр "Артек"» Распоряжение от 10 октября 2019 года №2356-р

11 октября 2019 О генеральном директоре федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж» Распоряжение от 11 октября 2019 года №2381-р

9 октября 2019 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование Утверждены принципы модернизации первичного звена здравоохранения Постановление от 9 октября 2019 года №1304. Принятые решения будут способствовать обеспечению доступности и качества первичной медико-санитарной и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих посёлках, посёлках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тысяч человек.

9 октября 2019 , Почтовая связь Определён состав совета директоров акционерного общества «Почта России» Распоряжение от 7 октября 2019 года №2305-р. В соответствии с Федеральным законом «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия “Почта России”, основах деятельности акционерного общества “Почта России” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и уставом АО «Почта России» совет директоров назначается на основании решения Правительства России на срок не более пяти лет.

7 октября 2019 , Участие России в многосторонних соглашениях, международных организациях и объединениях (кроме СНГ) Правительство Российской Федерации приняло решение о подписании Конвенции ООН об облегчении условий пересечения границ при международной железнодорожной перевозке пассажиров и багажа Распоряжение от 30 сентября 2019 года №2265-р. Конвенцией, в частности, предусмотрено введение упрощённых процедур проведения контрольных операций в пассажирских поездах, проведение пограничного и таможенного контроля в поездах по новой технологии в пути следования, организация пропуска пассажирских поездов в безостановочном режиме и сокращение времени проведения всех видов контрольных операций на пограничных станциях, сокращение времени стоянки за счёт уменьшения времени проведения контрольных операций, использование современных информационных технологий при перевозках пассажиров.

7 октября 2019 , Миграционная политика Установлена допустимая доля иностранных работников в отдельных видах экономической деятельности на 2020 год Постановление от 30 сентября 2019 года №1271. В некоторых сферах экономической деятельности на 2020 год сохранена установленная на 2019 год допустимая доля иностранных работников. Принятые решения нужны для регулирования привлечения иностранной рабочей силы в отдельные виды экономической деятельности с учётом региональных особенностей рынка труда и необходимости трудоустройства граждан России в приоритетном порядке.

3 октября 2019 , Экономические отношения с зарубежными странами (кроме СНГ) на двусторонней основе Правительство Российской Федерации одобрило проект Соглашения между правительствами России и Кубы о научно-техническом и инновационном сотрудничестве Распоряжение от 30 сентября 2019 года №2242-р. Цель Соглашения – расширение и укрепление связей между научными и образовательными организациями, а также другими организациями России и Кубы, осуществляющими сотрудничество в научно-технической и инновационной сферах.

3 октября 2019 , Установлен порядок оценки эффективности территорий опережающего социально-экономического развития Постановление от 23 сентября 2019 года №1240. Утверждена методика оценки эффективности и мониторинга показателей эффективности ТОР, за исключением ТОР, созданных в моногородах. В методике определены показатели, которые будут использоваться для оценки и мониторинга, а также критерии, при выполнении которых ТОР будет признаваться эффективной.

3 октября 2019 , Инструменты развития территорий. Инвестиционные проекты регионального значения Принято решение о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Орёл» в Орловской области Постановление от 24 сентября 2019 года №1241. Создание ОЭЗ «Орёл» будет способствовать социально-экономическому развитию Орловской области, привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест.

27 сентября 2019 , Миграционная политика Установлен порядок оформления электронных виз для въезда в Россию через пункты пропуска в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Постановление от 26 сентября 2019 года №1252, распоряжение от 26 сентября 2019 года №2173-р. Установлены особенности оформления обыкновенных однократных деловых, туристических и гуманитарных виз в форме электронных документов и въезда в Россию через пункты пропуска в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на основании таких виз граждан иностранных государств, включённых в соответствующий перечень. Определены пункты пропуска через государственную границу, через которые иностранные граждане смогут въезжать в Россию на основании электронных виз.

26 сентября 2019 О ввозе в Россию незарегистрированных психотропных лекарственных препаратов для оказания медицинской помощи детям Распоряжение от 25 сентября 2019 года №2170-р. ФГУП «Московский эндокринный завод» поручено осуществить в 2019 году ввоз в Россию и распределение на основании определённой Минздравом России потребности незарегистрированных психотропных лекарственных препаратов.

25 сентября 2019 , Инструменты развития территорий. Инвестиционные проекты регионального значения Принято решение о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Мамисон» в Республике Северная Осетия – Алания Уточнён порядок распоряжения имуществом, обращённым в собственность государства Постановление от 23 сентября 2019 года №1238. Цель принятых решений – сокращение сроков хранения и реализации движимого имущества, обращённого в собственность государства, снижение логистических издержек участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих его хранение.

1

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемый перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации ежегодно, до 1 октября года, следующего за отчетным, представлять в Правительство Российской Федерации доклады о фактически достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их планируемых значениях на 3-летний период.

3. Особенности проведения оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя в 2018 году определяются Правительством Российской Федерации.

4. Правительству Российской Федерации:

а) утвердить:

до 1 июля 2018 г. - методики расчета показателей, названных в и перечня, утвержденного настоящим Указом;

до 1 декабря 2018 г. - методики расчета показателей, названных в , , , , и перечня, утвержденного настоящим Указом;

б) утвердить в 3-месячный срок:

методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по повышению уровня социально-экономического развития;

методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению высоких темпов наращивания экономического (налогового) потенциала территорий;

правила предоставления субъектам Российской Федерации грантов в форме межбюджетных трансфертов в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению высоких темпов наращивания экономического (налогового) потенциала территорий;

в) представлять Президенту Российской Федерации ежегодно, до 1 ноября, доклад об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам отчетного года с учетом динамики показателей за 3-летний период, предшествующий отчетному периоду;

г) представить до 1 марта 2018 г. проект указа Президента Российской Федерации об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности;

д) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

5. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 35, ст. 4774);

Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 38, ст. 5068);

пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7860);

Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 214 "О внесении изменений в перечень направлений для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 1276" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 15, ст. 1727);

Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 294 "О внесении изменений в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18, ст. 2134);

Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2014 г. № 705 "О внесении изменения в перечень направлений для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 1276" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 45, ст. 6209);

Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2015 г. № 15 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 3, ст. 569).

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

Перечень
показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

2. Динамика реальной среднемесячной начисленной заработной платы.

3. Отношение среднедушевых денежных доходов населения за вычетом сумм обязательных платежей и оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства к стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг.

4. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации.

5. Коэффициент доступности жилья (количество лет, необходимых семье, состоящей из трех человек, для приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра с учетом среднего годового совокупного денежного дохода семьи).

6. Коэффициент миграционного прироста (на 10 тыс. человек).

7. Суммарный коэффициент рождаемости.

8. Уровень преступности.

9. Качество и доступность услуг жилищно-коммунального хозяйства (количество дней с нарушением снабжения водой, тепловой и электрической энергией в среднем на одного жителя; отношение среднедушевых расходов населения на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства к стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг; доля утилизированных твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов; доля нормативно очищенных сточных вод в общем объеме сточных вод).

10. Динамика валового регионального продукта на душу населения.

11. Объем инвестиций в основной капитал (кроме бюджетных средств федерального бюджета, инвестиций в добывающие отрасли) на душу населения.

12. Интегральный индекс субъекта Российской Федерации в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

13. Отношение среднесписочной численности работников малых и средних предприятий к численности населения.

14. Плотность сети автомобильных дорог общего пользования (кроме дорог федерального значения), отвечающих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям.

15. Объем налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (за вычетом: транспортного налога; налога на добычу полезных ископаемых; акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации; налога на прибыль и прочих платежей при выполнении соглашений о разделе продукции, в том числе платежей за пользование недрами, регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти); разовых поступлений) на душу населения, скорректированный на индекс бюджетных расходов.

16. Отношение объема государственного долга субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, к общему годовому объему доходов (без учета безвозмездных поступлений) бюджета субъекта Российской Федерации.

17. Доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

18. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда).

19. Оценка населением условий для самореализации, в том числе для самореализации детей.

20. Оценка удовлетворенности населения услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания.

Обзор документа

Утвержден новый перечень показателей для оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти.

Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов госвласти) регионов должны ежегодно отчитываться перед Правительством РФ о фактически достигнутых и планируемых значениях показателей на 3-летний период. Сводный доклад представляется Президенту РФ.

Особенности проведения оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Крыма и Севастополя в 2018 г. определит Правительство РФ.

В перечень вошли 24 показателя. Установлены особенности применения некоторых из них.

Так, оценка населением деятельности региональных органов учитывается до 1 августа 2018 г. Далее будут анализировать, как население оценивает условия для самореализации, эффективность деятельности федеральных властей, удовлетворено ли население услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания. Будут учитывать долю жителей региона, столкнувшихся с проявлениями коррупции.

До 1 января 2019 г. будут оценивать динамику реальной среднемесячной начисленной зарплаты. Затем будут учитывать отношение среднедушевых денежных доходов населения (за вычетом обязательных платежей и оплаты коммунальных услуг) к стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг; коэффициент доступности жилья; качество и доступность услуг ЖКХ; объем инвестиций в основной капитал на душу населения; плотность сети автодорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям; результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы.

Прежние акты по указанным вопросам утратили силу.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

Оценка результатов деятельности па основе сбалансированной системы показателей стала мощным инструментом коллективного анализа в процессе реализации стратегических целей. Сбалансированная система показателей позволяет анализировать основные стратегические проблемы в нескольких ключевых аспектах: финансовая деятельность; отношения с потребителями; организация внутренних административных процессов; обучение и развитие государственных служащих.

Оценка результатов деятельности на основе сбалансированной системы показателей имеет множество преимуществ:

  • 1) процессы планирования, контроля и доведения до сведения служащих стратегических целей и этапов их реализации становятся боле прозрачными; наличие как опережающих показателей, характеризующих факторы успеха в будущем, так и показателей за прошедшее время позволяет проводить ретроспективный анализ;
  • 2) повышаются возможности идентификации и концентрации усилий на отношениях с потребителями услуг и клиентами благодаря наличию показателей удовлетворенности потребителей, качественных показателей;
  • 3) создаются дополнительные возможности для достижения эффективности внутренних административных процессов и определения условий совершенствования организационной структуры и внутренних процессов, профессионального развития государственных служащих;
  • 4) наличие логичных и взаимосвязанных критериев позволяет дифференцировать оплату труда служащих.

Главное преимущество сбалансированной системы показателей заключается в том, что она позволяет увидеть отчетливо выраженную причинно-следственную стратегическую взаимосвязь между всеми ключевыми аспектами деятельности органов власти. При разработке показателей результативности и эффективности деятельности важны соблюдение взаимосвязи системы планирования, оценки, оплаты труда и ориентация служащих на достижение плановых показателей.

Система показателей эффективности и результативности деятельности органов власти должна включать следующие группы.

Показатели непосредственного результата . В отчетах о деятельности органов власти и структурных подразделениях уже содержится перечень определенных результатов. Содержание результатов административной деятельности определяется как вопросами компетенции, так и характером тех функций, которые ими выполняются.

В таком случае показателем непосредственного результата для него выступают количество услуг в широком смысле, управленческие решения в виде правовых актов, программ. Показателем непосредственного результата могут стать число стандартизированных услуг, отклонение от заданных стандартов, число получателей стандартизированных услуг.

Показатели конечного эффекта. Показатели эффекта характеризуют изменения в объекте управления, характер воздействия деятельности на целевую группу позволяет указать на конечный эффект от деятельности исполнительного органа.

Конечным эффектом для органа выступает изменение (или отсутствие изменения) в состоянии, функционировании объекта управления, целевых групп, как правило, связанное с достижением целей деятельности органа власти. В качестве показателей, которые могут свидетельствовать о достижении конечного социального эффекта, выступают показатели удовлетворенности потребителя от оказанной услуги или от деятельности исполнительного органа.

Показатели непосредственных процессов связаны с характером функционирования, административными процессами, требованиями к ним. Показатель может формулироваться в виде доли операций или процедур, соответствующих стандартам или требованиям, предъявляемым к работе. Фактически эти показатели нельзя полностью отнести к показателям результата, хотя они и неразрывно связаны; качество административных процессов лишь в некоторой степени определяет достижение результата. В качестве показателей непосредственных процессов могут быть выделены, например, доля подготовленных документов, выполненных в срок и без нарушений, доля операций, проведенных в соответствии с регламентом (правильно и вовремя).

Показатели должны соответствовать следующим требованиям:

  • 1) соотнесенность - показатели должны непосредственно относиться к сформулированным целям и задачам деятельности органа власти;
  • 2) четкость и однозначность , простота в понимании и использовании - с целью обеспечить возможность сбора и сравнения данных показатель должен быть четко определен. Из определения показателя должно быть понятно, свидетельствует ли увеличение его значения об улучшении или, напротив, об ухудшении положения с предоставлением данной услуги;
  • 3) сравнимость - в идеальном случае показатели должны обеспечивать сопоставимость во времени и позволять проводить сравнение между органами власти;
  • 4) проверяемость - показатели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их значения (собранные и расчетные данные) могли быть проверены. По возможности к ним должно прилагаться описание использованных при расчетах статистических методов и построения выборки;
  • 5) статистическая надежность - показатели должны основываться на надежных системах сбора данных. У лиц, пользующихся ими в управленческих целях, должна быть возможность проверки точности данных и надежности используемых расчетных методов;
  • 6) экономическая целесообразность - очень важно соблюдать разумное соотношение между затратами на сбор данных и полезностью этих данных.

Там, где это возможно, показатели должны основываться на уже существующих данных и быть привязаны к уже ведущейся работе но сбору данных;

  • 7) чувствительность - показатели должны быстро реагировать на изменения. Показатель, диапазон изменения которого слишком мал, может иметь лишь очень ограниченное применение;
  • 8) отсутствие внутренних «антистимулов» - при разработке показателей необходимо принимать во внимание, какого рода поведение они будут поощрять. Необходимо избегать таких показателей, которые могут привести к формированию контрпродуктивного поведения служащих;
  • 9) гибкость в отношении инноваций - система раз определенных показателей не должна препятствовать инновационной деятельности или внедрению альтернативных методов, систем или процессов в целях повышения качества и количества услуг;
  • 10) быстрота обновления - показатель должен быть основан на данных, которые можно получить за время, достаточно разумное с учетом принимаемых на основе данного показателя решений, иначе существует опасность того, что решения будут приниматься на основе устаревших или утративших актуальность данных.

Внедряя систему управления по результатам, важно учитывать риски и ограничения. Необходима сложная предварительная оценка по определению показателей эффективности, так как установление ненадежной, необъективной и несбалансированной системы показателей может повлечь еще более серьезные последствия, чем вообще отсутствие системы оценки.

Применение системы оценки эффективности повышает прозрачность. Прозрачность сама по себе является весьма ценным качеством. Нередко по причине ее отсутствия и закрытости деятельности органов власти развивается бюрократизм, внимание уделяется непродуктивным процессам, методическим рекомендациям, структурированию. В результате бывает не совсем ясно, какое отношение к основному процессу имеют некоторые виды деятельности органа власти и в чем состоит цель его существования. В этом случае определение показателей эффективности и результативности деятельности и выполнение поставленных задач могут вести к повышению прозрачности и служить дополнительным стимулом для введения инноваций. Внедрение процедуры оценки эффективности может существенно улучшить качество внутренней политики и системы принятия решений в органах власти.

Система оценка эффективности деятельности связана с системой оценки персонала и управлением человеческими ресурсами в органах власти. Используя систему оценки эффективности для «самообучения», управления компетенциями, орган власти делает еще один шаг в сторону организационного развития. При разработке и внедрении элементов управления по результатам необходим интегрированный подход, важным представляется и анализ роли контекстов, взаимосвязей, отдаленных и вариативных последствий применения инновационных технологий, что способствует более эффективному использованию в управленческой практике инструментов управления по результатам.

Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 и Распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1313-р введена в действие система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Процесс выполнения такой оценки осложняется не только большим количеством показателей и сложной методологической основой, но и территориальной удаленностью участников процесса, а также сжатыми сроками сбора показателей и формирования отчетов.

Функциональные возможности программного решения «ПАРУС – Оценка эффективности. Web» позволяют автоматизировать все этапы процесса оценки эффективности: от подготовки докладов глав муниципальных образований и сопоставления их показателей с данными Росстата и ведомств до расчета всех необходимых итоговых показателей и формирования отчетных документов.

Решение «ПАРУС – Оценка эффективности. Web» обеспечивает:

  • единую для всех муниципальных районов и городских округов методику формирования отчетных форм для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (ОМСУ) в полном соответствии с законодательством;
  • формирование таблицы разногласий показателей эффективности деятельности ОМСУ, сопоставление данных органов местного самоуправления с данными Росстата и ведомств и автоматическое расцвечивание формы в случае их несоответствия;
  • учёт показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов;
  • формирование сводных отчетов по показателям эффективности по всем городским округам и муниципальным районам субъекта РФ;
  • рейтингование органов местного самоуправления по достигнутым показателям деятельности;
  • расчёт грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности ОМСУ;
  • анализ отчётных форм для оценки эффективности деятельности ОМСУ в разрезе муниципальных образований, направлений деятельности, отдельных показателей и временном разрезе.

Для удобства работы пользователей программное решение «ПАРУС – Оценка эффективности. Web» предлагает:

  • возможность использования в качестве шаблонов и рабочей среды инструментов Microsoft Excel;
  • интеграцию с АИС Росстата и отраслевых органов исполнительной власти (ОИВ) для обеспечения обмена данными, контроля достоверности данных и исключения повторного ввода информации;
  • возможности заполнения шаблонов отчётных форм как в on-line, так и в off-line режимах;
  • формирование диаграмм и графиков по выбранным критериям;
  • автоматическую проверку правильности формирования консолидированных отчетных форм.

Программное решение «ПАРУС – Оценка эффективности. Web» объединяет всех участников процесса оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в единое информационное пространство. Его архитектура делает доступными все актуальные обновления и дополнения, возникающие в связи с изменениями в нормативных правовых документах, сразу для всех участников процесса, а вся введённая информация хранится в едином хранилище данных.

Применение решения «ПАРУС – Оценка эффективности. Web» позволяет значительно снизить как человеческие, так и временнЫе затраты на формирование всех необходимых показателей эффективности деятельности органа местного самоуправления. Это дает возможность проводить весь цикл оценки эффективности не только раз в год, как того требуют нормативные документы, но и по мере необходимости (например, ежеквартально), обеспечивая оперативный контроль процесса достижения запланированных результатов.

Функциональные возможности «ПАРУС–Оценка эффективности. Web» позволяют получать информацию для анализа деятельности органов местного самоуправления в части расходования бюджетных средств, динамики изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровня социально-экономического развития муниципальных образований.

Результатом внедрения системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов является повышение качества управления и координации деятельности региональных органов государственной власти и повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления.

Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ

Указом Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 и Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. № 322 введена в действие система оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти (ОИВ) субъектов РФ.

Значительное количество показателей, сложная методологическая основа и сжатые сроки выполнения – основные проблемы при формировании показателей для оценки эффективности деятельности ОИВ субъекта РФ.

Оптимизировать процесс оценки эффективности деятельности органа исполнительной власти субъекта РФ позволяет специальное программно-методическое решение «ПАРУС – Оценка эффективности. Web».

В области оценки эффективности деятельности ОИВ субъекта РФ решение «ПАРУС – Оценка эффективности. Web» обеспечивает:

  • единую для всех органов исполнительной власти субъекта методику формирования отчетных форм для оценки эффективности деятельности в полном соответствии с Указом Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 и Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. № 322;
  • возможность формирования таблицы расхождений показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти, сопоставления данных ОИВ с данными Росстата и федеральных ведомств и автоматического расцвечивания формы в случае их несоответствия;
  • учёт показателей, необходимых для расчета объёмов неэффективных расходов бюджетных средств;
  • формирование сводного отчёта по показателям эффективности по всем ОИВ субъекта Федерации;
  • возможность сопоставления данных субъекта с другими регионами РФ;
  • возможность анализа отчетных форм для оценки эффективности деятельности ОИВ во временном разрезе.

Процесс формирования показателей эффективности деятельности может быть значительно упрощен при наличии в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации современных автоматизированных систем для сбора и обработки статистической и ведомственной отчетности. Например, из формы № 62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению», утвержденной Постановлением Росстата от 21 Ноября 2007 г. N 90, формируется 16 показателей для оценки эффективности.

Для автоматизации процесса сбора, обработки и анализа различного рода отчётности органа исполнительной власти субъекта РФ эффективным инструментом является программное решение «ПАРУС – Мониторинг. Web».
Программное решение «ПАРУС – Оценка эффективности. Web» объединяет всех участников процесса оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в единое информационное пространство. Его архитектура делает доступными все актуальные обновления и дополнения, возникающие в связи с изменениями в нормативных правовых документах, сразу для всех участников процесса, а вся введённая информация хранится в едином хранилище данных.

Применение решения «ПАРУС – Оценка эффективности. Web» позволяет значительно снизить как человеческие, так и временнЫе затраты на формирование всех необходимых показателей эффективности деятельности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Это дает возможность проводить весь цикл оценки эффективности не только раз в год, как того требуют нормативные документы, но и по мере необходимости (например, ежеквартально), обеспечивая оперативный контроль процесса достижения запланированных результатов.

Результатом внедрения системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации является повышение качества управления и координации деятельности ОИВ и повышение эффективности их деятельности по созданию условий для реализации своих функций и полномочий.

Оценка осуществляется в социально-экономической сфере по следующим направлениям: развитие экономики, уровень доходов населения, политика в сфере обеспечения безопасности, здоровье, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищная политика и проводится с использованием показателей, утвержденных Указом, а также дополнительных показателей, разработанных во исполнение Указа, утвержденных Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия (далее - Комиссия) и необходимых для проведения комплексного анализа и расчета эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - система показателей).

Выбор направлений для проведения оценки обусловлен наибольшим объемом расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и их влиянием на качество жизни населения.

В качестве исходных данных для проведения оценки эффективности деятельности используются официальные данные, представленные в докладах высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, данные ведомственной статистики и результаты опросов населения.

Анализ удовлетворенности населения доступностью и качеством услуг здравоохранения и образования, а также деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основании информации, представленной уполномоченным органом и (или) организацией по результатам опроса.

Значения показателей анализируются в динамике за определенный период. Оценка показателя производится путем сравнения его значения:

со среднероссийским уровнем;

с нормативным значением показателя, установленным или рекомендованным в соответствии с нормативными правовыми и иными актами;

со значением предыдущего периода.

При этом возможно сравнение со значением соответствующего показателя, установленного экспертным путем. При проведении анализа учитывается степень зависимости значения показателя от решения и действия (бездействия) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации создает предпосылку для системного мониторинга результативности управления регионами, принятия решений и мер по дальнейшему совершенствованию государственного управления, а также для поощрения субъектов Российской Федерации, достигших наилучших значений показателей.

Доклады высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации поступают в Комиссию. На их основе в установленные сроки готовится доклад Комиссии Президенту Российской Федерации. Копии докладов высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации направляются полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах в целях организации работы с субъектами Российской Федерации по улучшению ситуации в регионах, включая внедрение эффективных методов управления.

Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации производится на основе анализа и сопоставления показателей, характеризующих:

1) Конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по сферам.

Под конечными результатами деятельности понимаются достигнутый уровень социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а именно - уровень реализации основных целей деятельности региональных властей в различных сферах, удовлетворенность населения качеством предоставляемых государственных услуг и деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2) Эффективность использования бюджетных ресурсов в субъекте Российской Федерации по сферам.

Объем неэффективных расходов региональных бюджетов определяется на основе показателей (в соответствии с нормативными или среднероссийскими значениями), характеризующих бюджетную сеть в регионе и ее использование.

3) Ход реализации институциональных реформ в субъекте Российской Федерации по сферам.

Под ходом реализации институциональных реформ понимается внедрение новых механизмов управления в различных сферах и их эффективность.

Все вышеобозначенные показатели взаимосвязаны между собой и рассматриваются в едином контексте.

Анализ показателей проводится по каждой установленной сфере на основании достигнутого уровня и динамики за период нескольких лет предшествующих отчетному году. Кроме этого проводится сравнение значений ряда показателей со среднероссийским уровнем, с нормативным значением показателя, установленным или рекомендованным в соответствии с нормативными правовыми и иными актами.

У органов исполнительной власти можно выделить два вида построения оргструктуры:

  • - линейная структура. Руководитель отвечает за работу органа в целом, управленческое воздействие оказывает в целом на подчиненных. У руководителя есть право привлечения к дисциплинарной ответственности, и имеет место последовательное соподчинение нижестоящих руководителей вышестоящим.
  • - функциональная структура. Когда руководитель органа назначается линейным руководителем по согласованию с функциональным. (руководитель подразделения ДПС-ГИБДД назначается руководителем территориального органа, но кандидатура согласовывается с начальником ГИБДД по субъекту).

Виды структурных подразделений, которые есть в органе исполнительной власти:

  • 1. руководство. Включает в себя руководителя, заместителей руководителя. Каждый заместитель и руководитель представляет собой самостоятельную структурную единицу. Он не включен в какое-то структурное подразделение. Заместители подразделяются на:
    • - первых заместителей - осуществляют полномочия руководителя в полном объеме в случае его отсутствия. Может быть несколько первых. простые заместители
    • - заместители, решающие определенные вопросы
  • 2. Структурные подразделения органа исполнительной власти подразделяются на:
    • - оперативные структурные подразделения, которые решают все текущие задачи, связанные с деятельностью органа
    • - функциональные структурные подразделения - решение обособленных вопросов, не связанных напрямую с целями деятельности органа. Пример: бухгалтерия.
    • - территориальные структурные подразделения.
    • - материально-технические и вспомогательные подразделения (завхоз, охрана и т.д.)

Компетенция органов исполнительной власти.

Компетенция происходит от латинского термина «ведать, «отвечать за что-либо». Наполнение деятельности органа публичной администрации/власти.

Полномочия (раскрыты в положении о каждом ОИВ) - юридическая возможность совершения тех или иных юридически-властных действий или принятие решений, влекущих юридические последствия и обязательные для третьих лиц. Всегда реализуются при наличии опред.юридического факта, который закрепляется отдельно от самого полномочия. Дискуссия о том, что полномочия включают права и обязанности, которые образуют единую категорию (если сотрудник видит правонарушение и он вправе пресечь и обязан пресечь). Или же это разные категории - отдельно права и отдельно обязанности. Реализация права не есть реализация обязанности.

Виды полномочий:

  • - по функциональному назначению:
    • 1. руководящие - координирование деятельности, установление целевых показателей, возможность давать обязательные для исполнения распоряжения
    • 2. регулятивные полномочия - связанные как с принятием нормативных актов, устанавливающих регулятивные нормы, так и с обеспечением их исполнения в процессе текущей деятельности (регистрация, разрешения).
    • 3. контрольно-надзорные полномочия - могут осуществляться как в отношении субъектов организационной подчиненности (возможность отменять акты, привлекать к ответственности), так и в отношении функционально-подчиненных субъектов (орган в отношении гражданина по соблюдению им опред. правил - хранение оружия и т.д. Проверяет те или иные требования, приостанавливает действие спец. разрешения и привлекать к административной ответственности).
    • 4. координационные полномочия - имеют место в том случае, когда органу, осуществляющему эти полномочия, непосредственно не подчинены органы, которые он контролирует. (межведомственные комиссии или комиссии, создаваемые при правительстве РФ, когда туда входят представители тех органов, которые заинтересованы в выработке консолидированного решения и выработка этого решения обязательна для членов этой комиссии).
  • - по способу закрепления:
    • 1. общефункциональный (рамочный) способ закрепления полномочий, когда примерно очерчивается их круг. (Используется в отношении высших должностных лиц субъектов, если в отношении них не принят спец. закон).
    • 2. перечневый способ закрепления полномочий в форме открытого перечня (характерно для органов общей компетенции - Правительство РФ). Закрытый перечень - используется в отношении всех ФОИВ специальной компетенции => если в перечне полномочий органа не закреплено опред.полномочие, считается, что эту деятельность орган осуществлять не вправе.
    • 3. делегированные полномочия. В отношении РФ и субъектов.
    • 4. договорные полномочия.
  • - по порядку реализации:
    • 1. связанные полномочия, когда при наличии юр.факта опред. вида орган может принять только одно определенное решение.
    • 2. полномочия, реализуемые с решения вышестоящего лица. Когда должностное лицо вправе продлить срок (запросить документы) у др. организации с разрешения руководителя органа. Здесь есть усмотрение, как правило, введением вышестоящего лица обеспечивается контроль за деятельностью подчиненного.
    • 3. полномочия, реализуемые совместно. В силу соглашения между органами контрольная проверка проводится с участием и того и др. органа П: МВД и ФМС; ФНС и МВД.
    • 4. дискреционные полномочия. От лат. «усмотрение» Полномочия, реализуемые на основе усмотрения, когда должностному лицу предоставляется возможность оценить весь комплекс юр.фактов и вынести на основании них опред. решение. Комиссия оценивает бизнес-планы и на основании оценки принимает решение.

Подведомственность (предметы ведения)- круг дел, которые могут решаться с использованием полномочий.

Виды подведомственности:

  • 1. функциональная - в рамках иерархии ОИВ. (Что подведомственно фед. уровню, региональному, территориальному). По характеру дел.
  • 2. территориальная. Пример: по месту совершения, по месту регистрации и т.д.
  • - по кругу субъектов:
    • 1. исключительная (никакой другой орган, кроме этого не вправе).
    • 2. совместная
    • 2.1. альтернативная - в зависимости от опред. обстоятельств дело будет рассмотрено или одним органом, или другим.
    • 2.2. конкурирующая - когда дело может быть рассмотрено двумя разными органами и будет рассматривать тот, кто первый принял его к своему рассмотрению. П: центральному ОИВ подведомственно рассмотрение тех же дел об админ.правонарушениях, что и территориальным