Что такое эмоциональность в психологии. Виды эмоций и чувств человека. Эмоции и стресс

Эмоции — это более широкое понятие; чувства же представляют собой один из видов эмоциональных переживаний.
Эмоции — это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Эмоции тесно связаны с потребностями и являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.
Физиологические основы: ведущую роль в протекании эмоций играет кора больших полушарий, подкорковые отделы, ретикулярная формация и вторая сигнальная система.
К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Аффектами называют сильные, бурно протекающие и относительно кратковременные эмоциональные вспышки, характеризующиеся значительными изменениями сознания и поведения человека. Примерами аффекта могут служить ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко снижается переключаемость внимания: оно концентрируется только на объектах, которые непосредственно связаны с переживанием. Изменяется память — вплоть до частичной или полной амнезии. Меняется характер протекания процессов мышления, поэтому человеку трудно предвидеть результаты своих действий.
В отличие от аффектов, эмоции носят более длительный характер и представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые события. Эмоции проявляются в состояниях удовольствия / неудовольствия, напряжения/облегчения, возбуждения / успокоения. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические (активизирующие) и астенические (ведущие к пассивности). Принято выделять следующие фундаментальные эмоции: радость, страдание, гнев, удивление, отвращение, презрение, страх, стыд.
Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Более того, оно может стать устойчивой чертой личности (оптимизм — пессимизм). Настроение отличается от эмоций меньшей интенсивностью, предметностью и осознанностью. Оно существенно зависит от общего состояния здоровья, в особенности от тонуса нервной системы и работы желез внутренней секреции.
Высшей формой эмоциональных переживаний, свойственной только человеку, являются чувства — длительные психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Чувства отражают устойчивое отношение к конкретным объектам (реальным или воображаемым). Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, которые можно подразделить на нравственные, эстетические и интеллектуальные. Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом (чувство долга, гуманность, патриотизм). Интеллектуальными называются чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности человека (удивление, любопытство, любознательность). Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение к прекрасному в природе, жизни людей, искусстве. К высшим проявлениям чувств многие
авторы относят страсть — сплав эмоции, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.
Особым эмоциональным состоянием является стресс — чрезмерно сильное или длительное психологическое напряжение, связанное с эмоциональной перегрузкой нервной системы.
Эмоции изучали: К. Г. Ланге и У. Джемс, У. Кэннон и Ф. Бард, Г. Линдсей и Д. Хебб, Л. Фестингер и С. Шехтер, П. В. Симонов и др.

Лекция, реферат. - Эмоции и чувства кратко - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.




Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Специфика. Выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе. Виды:
— эмоциональный тон ощущений выступает базовой формой эмоций и представляет собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые;
— собственно эмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без актуального действия ситуации их образования, тогда они выступают ориентирами деятельности;
— чувства, как устойчивые эмоциональные отношения к отдельным аспектам действительности;
— аффекты, представляют собой очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации.
Эмоциональный тон ощущений (чувственный тон ощущений) — форма позитивных эмоций, которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.
В гештальпсихологии близкое значение имеет понятие прельщение.
Прельщение (переживание прелести – от нем. Anmutungserlebnis) — диффузный эмоциональный (чувственный) отклик на воспринимаемые или воображаемые признаки предмета, возникновение этого явления обусловлено деятельностью субкортикальных отделов мозга и вегетативной нервной системы. При его анализе существенно углубляется понимание динамики познавательных процессов. Это понятие рассматривалось в качестве теоретического конструкта в психологии В. Вундта, а особенно широко использовалось в рамках гештальтпсихологии, в частности Ф. Крюгером, Э. Вартеггом.
Негативные эмоции (лат. negatio – отрицание и emovere – возбуждать, волновать) — форма эмоций, которая субъективно предстает как неприятные переживания. Приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности.
Виды. В рамках когнитивной психологии и психотерапии (А.Т. Бек, А. Эллис) их специфика определяется через те или иные интеллектуальные действия:
— гнев возникает при возникновении препятствий на пути достижения цели и служит для пробуждения энергии, требующейся для разрушения препятствия;
— печаль возникает в ситуации потери значимого объекта и служит к снижению уровня энергии для дальнейшего ее использования;
— страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения;
— презрение поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования;
— застенчивость сигнализирует о потребности в уединении и интимности;
— чувство вины устанавливает подчиненную роль в социальной иерархии и свидетельствует о возможности потери самоуважения;
— отвращение приводит к отталкиванию вредных объектов.
Чувства — форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.
Астенические чувства (греч. asthenes – слабый) — форма эмоций, в которых ведущими выступают такие переживания, как подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки.
Диагностика. О переживании человеком астенических чувств можно судить по внешним признакам, например, он сутулится, его дыхание замедляется, глаза тускнеют.
Стенические чувства (греч. sthenos – сила) — положительные эмоциональные состояния, которые связаны с повышением уровня жизнедеятельности и характеризуются возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии.
Настроение (психическое состояние) — форма эмоций, которая характеризуется дифузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать настроение в качестве отдельного показателя темперамента. Основой признак того или иного настроения — эмоциональный тон, положительный или отрицательный. Настроению свойственно циклическое изменение (подъем и спад настроения), но слишком выраженные скачки могут свидетельствовать о психическом неблагополучии, в частности о маниакально–депрессивном психозе.
Считается, что настроение выступает интегральной характеристикой системы деятельностей индивида, которая сигнализирует о процессах реализации деятельностей и их согласованности друг другу. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, отчуждение, утрату чувства реальности.
Диагностика. Изучение психических состояний осуществляется, как правило, методами наблюдения, опросов, тестирования, а также экспериментальными методами, основанных на воспроизведении различных ситуаций.
Аффект (лат. affectus – душевное волнение, страсть) — форма эмоций, которая представляет собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций. Аффект сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями, приводит к затормаживанию или нарушению всех других психических процессов (восприятия, мышления) и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы (страх, гнев), которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект первоначально.
Ажитация (лат. agitare – возбуждать) — психопатологическое нарушение, при котором аффективное напряжение, вызванное стрессом (авария, угроза для жизни, цейтнот), неконтролируемо переходит в движение. Характеризуется моторным беспокойством, потребностью в движении. Может сопровождаться ощущение пустоты в голове, неспособностью рассуждать и действовать логически, а также вегетативными нарушениями, такими как, учащенные дыхание и сердцебиение, потливость, дрожание рук, бледность. Выступает также как сопутствующее явление при многих психических заболеваниях (кататония, тревожный невроз, ажитивная депрессия, инволюционная депрессия, сенильный спад).
Аффективный застой (лат. affectus – душевное волнение, страсть) (аккумуляция аффекта) — аффективное напряжение, которое не может быть отреагировано из–за сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз). Накопление аффектов субъективно переживается как напряжение и беспокойстве. В той или иной сигнальной ситуации может быть разрешен в виде аффективного взрыва. В течение более или менее продолжительного времени происходит накопление незначительных по силе отрицательных эмоций, после чего наступает психическая разрядка в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, который запускается без видимых причин. Но иногда может также и постепенно снижаться без каких–либо эксцессов.
Теории эмоций.
Теория эмоций В. Вундта — теория структуры эмоций. В. Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка.
Критика. Э.Б. Титченер показал, что эти измерения нельзя считать независимыми факторами.
Концепция выразительных движений создана Ч. Дарвиным. Это — теория происхождения эмоций, в которой сформулировано предположение о том, что выразительные движений человека являются рудиментами инстинктивных действий живого существа, связанных с борьбой, нападением, защитой потомства и т.п.
Критика. Данная концепция не может объяснить всего богатства человеческих выразительные движений (улыбка, сдерживаемые слезы).
Теория Джемса–Ланге разработана одновременно и независимым образом У. Джемсом и К.Г. Ланге. Это — объяснительная модель возникновения эмоций, которая представляет собой сосудо–двигательную теорию эмоций, в которой ведущую роль отводилась соматовегетативному компоненту. Та или иная эмоция представляет собой ощущения, вызываемые изменениями в произвольной сфере (внешние движения) и непроизвольной (сердечная, сосудистая, секреторная деятельность). Таким образом, периферические органические изменения трактовались не как следствие эмоционального процесса, а как их причина. Особенность подхода Ланге заключалась в том, что он делал акцент лишь на сосудистой системе. В ней эмоции трактовались как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение, обусловленное состоянием иннервации и шириной кровеносных сосудов висцеральных органов.
Критика. Один из первых предпринял попытку экспериментальной проверки теории Джемса–Ланге Ч.С. Шеррингтон, для чего перерезал шейный отдел спинного мозга и блуждающие нервы. В результате этого показал, что отделение висцеральной нервной системы от центральной нервной системы не изменяет общего поведения животного в ответ на эмоциогенное воздействие. В дальнейшем окончательно была опровергнута У.Б. Кенноном (1871–1945), американским физиологом и психофизиологом. Им было показано, что при эмоциональном возбуждении происходит выброс адреналина, который обеспечивает мобилизацию организма к активным действиям. При этом усиливается сердцебиение, повышается уровень сахара в крови, расширяются зрачки, происходит торможение пищеварения.
Биологическая теория эмоций разработана П.К. Анохиным. Это — теория эмоций, которая объясняет возникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой.
Потребностно–информационная теория предложена П.В. Симоновым (1964 г.). Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Соотношение этих переменных представлено в формуле: Э = f [П, (Ин–Ис), ...], где Э — эмоция; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин–Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени.
Теория активации эмоций (M.B. Arnold, 1950); (G. Lindsey, 1951) происходит из более старой таламической теории У. Кеннона и Ф. Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение, которое снова проходит оценивание и очувствование. Эта теория способна объяснить наблюдаемое в клинике внезапное пробуждение аффекта.
Двухкомпонентная теория С. Шехтера постулирует, что переживание эмоций обусловлено сочетанием двух факторов. С одной стороны, должно быть физиологическое возбуждение, с другой, ситуация должна допускать осмысленную когнитивную интерпретацию этого возбуждения в терминах эмоций. Эта теория основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата.
Дифференциация эмоций.
Базальные эмоции (греч. basis – основа и лат. emovere – возбуждать, волновать) представлены минимальным набором, на базе которого могут формироваться все другие эмоциональные процессы и состояния. Именно эти эмоции фиксируются при электрической стимуляции различных подкорковых зон мозга. К базальным эмоциям относят эмоции радости, горя (печали), страха, гнева, удивления, отвращения. В других исследованиях выделяется несколько иной набор: гнев, страх, радость, горе, любовь (эротика), нежность.
Дифференциальная теория эмоций предложена К. Изардом (род. 1923), американским психологом. В ней выделяется три уровня эмоций: нейрофизиологический, экспрессивный, субъективный. На основе выраженности этих уровней дано описание таких фундаментальных эмоций, как: интерес–возбуждение, радость, удивление, горе–страдание–депрессия, гнев–отвращение–презрение, страх–тревожность, стыд–застенчивость, вина.
Теория адаптационного синдрома разработана Х. Селье (1936 г.). Адаптационный синдром (лат. adaptare — приспособлять и греч. syndrome — сочетание) — приспособительная реакция организма, которая Включает в себя комплекс реакций адаптации живого организма в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры). Основными физиологическими проявлениями адаптационного синдрома являются: нарушение обмена веществ с преобладанием процессов распада, увеличение коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы, селезенки и лимфатических узлов.
Динамика. В адаптационный синдром обычно входит три стадии:
— на первой („стадии тревоги“), которая продолжается от нескольких часов до двух суток, оказываются пройденными две фазы — шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма;
— на второй стадии („стадии сопротивляемости“) повышается устойчивость организма к вредоносным воздействиям;
— после этой стадии происходит либо выздоровление, либо она сменяется третьей стадией („стадией истощения“), которая может окончиться гибелью организма.
Стресс (англ. stress – напряжение) — состояние психического напряжения, которая обусловлена выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность, как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции.
Дистресс (греч. dys – приставка, означающая расстройство + англ. stress — напряжение) — форма стресса, которая В основе дистресса лежат попытки адаптации к неблагоприятной среде, связанные с выраженными негативными эмоциями и оказывающие вредное влияние на здоровье.
Эмоциональные явления.
Гедонизм (греч. hendone – наслаждение) — понятие античной культуры (в частности, древнегреческой этики), которое обозначало веселье и удовольствие как принцип жизни. В философии киренаиков оно было положено в основу всего мироздания. При этом смыслом жизни признавалось не только телесное, но и духовное наслаждение.
Атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость) — понятие античной культуры (древнегреческой этики), которое обозначало душевное равновесие, которое для мудрого человека должно быть идеалом жизненных устремлений и которое достигается за счет отказа размышлять над метафизическими вопросами (о боге, о смерти, об обществе) и высказывать какие–либо суждения о них. При этом, как считалось, происходит переориентация человека на восприятие каждого момента жизни во всей его полноте и нахождение истинной радости, заключенной в нем.
В настоящее время гедонизм становится объектом экспериментального исследования. Опыты с „расщепленным мозгом“, проведенные Р. Сперри и М. Газзанигой, показали, что с помощью электрошока или снотворного, вводимого в сонную артерию, можно отключить одно или другое полушарие головного мозга. Если отключается правое полушарие, то человека охватывает эйфория. Он становится возбужден, весел, говорлив, импульсивен и беззаботен. Но если отключается левое полушарие, то возникает депрессивное настроение, мир окрашивается в черный цвет. В нейропсихологических исследованиях Р. Дэвидсона, проведенных в этой же традиции, делается попытка локализовать способность к переживанию радости и счастья в левой предлобной доле коры.
Ангедонизм (греч. a – отрицательная частица + hedone – наслаждение) — клиническое нарушение, выступающее как неспособность переживать радость, в том числе от секса, доставлять себе удовольствие простыми развлечениями (кино, чтение, музыка и т.д.).Часто бывает следствием тяжелых переживаний. Может выступать базовым признаком шизофрении.
Чувство бесчувствия — психопатологическое нарушение, которое характеризуется субъективным впечатлением о собственной внутренней пустоте, смерти чувств, чувство, что больше нет чувств. Больные жалуются на то, что они не чувствуют больше любовь к своим детям, супругам, нет радости от ранее приятных занятий. При этом само это состояние может порождать мучительные эмоции. Оно выступает типичным проявлением при эндогенной депрессии, при неврозах, но также и при возникновении шизофрении и других психозов.
Эйфория (греч. euphoria – состояние удовольствия) — радостное, веселое настроение, которое характеризуется достаточной стойкостью. В поведенческом плане наблюдается двигательное оживление, многословие, психомоторное возбуждение. Иногда не имеет объективных причин для своего появления. В этих случаях в качестве причин могут выступать олигофрения, поражения лобных долей мозга, некоторые психические расстройства.
Вершинное переживание — понятие теории самоактуализации личности А. Маслоу, которая представляет собой глубинное переживание индивида, выступающее ключом в процессе его самоактуализации. К вершинным А. Маслоу относил такие переживания, как экстаз, восторг, любовь, наслаждение от произведений искусства и от природы.
Катарсис (греч. katharein – очищение) — понятие, введенное Аристотелем в „Поэтике“ для обозначения очищающего действия трагедии на зрителей. Это — форма эмоций, которая представляет собой сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Для целенаправленной проработки тех или иных конфликтных ситуаций он стал использоваться в психоанализе. Считается что, за счет этого индивид избавляется от болезненного аффекта и невротических симптомов.
Фрустрация (лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, которое ообусловлено невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается, возможен полный отказ от нее.
Стыд — негативная эмоция, которая свидетельствует о возможности потери самоуважения при его переживании акцентируется самосознание, и индивид начинает воспринимать себя как маленького, беспомощного, скованного, глупого, ни к чему не годного и не способного. Исходно, к переживанию стыда ведут ситуации социального неодобрения личности или неудач в осуществлении ею какой–либо деятельности.
Страх — негативное эмоциональное состояние, которая Возникает, прежде всего, в ситуациях, когда мотивация избегания не может быть реализована. Возникает, если индивид имеет побуждение и осознанную цель покинуть ситуацию, но продолжает в силу внешних причин оставаться в ней. В подобных условиях локальный страх может стать генерализованным. Как показано в экспериментах И.П. Павлова и Дж. Вольпе, на основе генерализованного страха происходит научение и страх приобретает форму личностной нелокализованной тревожности, или, связываясь с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, становится фобией. По Х. Айзенку, предпосылками возникновения тревожности выступают высокие показатели таких личностных факторов, как невротизм и интроверсия.
Фобии (греч. phobos – страх) — навязчиво возникающие состояния страха. Представляют собой один из видов невротических нарушений. Могут быть изолированными и множественными, сочетаясь с другими навязчивостями, в частности с обсессивно–компульсивными. Фобии могут быть связаны с развитием психозов, неврозов и психопатий. Виды:
— агорафобия, страх открытого пространства, немотивированное опасение переходить улицы и площади, быть в толпе и транспорте, заставляющее больного большую часть времени проводить дома. Может выступать компонентом невротической и циклотимической депрессии;
— гисофобия, патологическая боязнь высоты;
— канцерофобия, страх раковой болезни;
— клаустрофобия, страх закрытых помещений;
— эритрофобия, страх покраснеть;
— танатофобия, страх смерти, и др.
Тревога — отрицательное эмоциональное переживание, которое обусловлено ожиданием чего–то опасного. Имеет диффузный характер, не связана с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.
Характеризуется различной интенсивностью; изменчивостью во времени; наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства, опасения; сопровождается выраженной активацией вегетативной нервной системы.
В теории Дж.А. Грэя тревога рассматривается как тормозящая система, включаемая раздражителями, сигнализирующими о врожденных биологически важных стимулах и о новых раздражителях, а также о предстоящем наказании и лишении вознаграждения. Мозговыми структурами этой системы являются септальная зона перегородки, гиппокамп и их соединение, нейрокортикальные входы в септо–гиппокампальную систему, восходящие норадренэргические и серотонинэргические входы в септо–гиппокампальную систему, дофаминэргический восходящий вход в префронтальную кору и норадренэргический холинэргический вход в септо–гиппокампальную систему.
Виды. Выделяют состояние тревоги и личностную тревожность.
Состояние тревоги (реактивная тревога) — реакция на непосредственно действующие раздражители. Для человека в качестве актуально действующих стрессоров часто выступают социально–психологические ситуации, в которых ожидается негативная оценка, агрессия со стороны других, т.е. все то, что ставит под удар его самоуважение и престиж.
Тревожность — черта личности, которая связана с фоновым снижением порога чувствительности по отношению к стрессорам. Индивид склонен воспринимать угрозу своему Я в самых различных ситуациях, в том числе и нейтральных, и реагировать на эти ситуации повышением реактивной тревоги.
Проявляется в легком и частом возникновении состояний тревоги. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения форм внутри— и межличностного общения, например между родителями и детьми.
Трехфазная теория невроза.
Трехфазная теория невроза предложена Х. Айзенком и С. Рэчманн — теория, описывающая развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций. Развитие невроза, прежде всего фобического, представляется здесь как проходящее ряд стадий. На первой стадии происходит событие, закономерно вызывающее сильную эмоциональную реакцию, например, страх. Во временной близости с этим событием происходит изначально нейтральное событие, которое ассоциативно связывается с травмирующим событием первой ситуации и с эмоциональным откликом на нее. Это — вторая стадия. На третьей стадии, если подкрепление не наступает, т.е. если первая ситуация не повторяется, происходит угашение эмоциональной реакции, но если ситуация повторяется, то возникает невроз, в котором эмоциональная реакция запускается уже нейтральными, но ассоциированными с травмирующими, событиями.
Дерефлексия.
Дерефлексия (лат. de... – приставка, обозначающее отделение + reflexio – отражение) как психотерапевтический прием логотерапии и экзистенциального анализа разработана В. Франклом. Заключается в том, что пациент, страдающий от того или иного функционального симптома, формулирует для себя цель смириться с ним, воспринимая его как неустранимое зло, и в тех ситуациях, которые вызывают его проявления, переключать свое внимание с нарушенной функции на другую деятельность, придавая тем самым самой ситуации новый смысл. Ситуация благодаря этому перестает восприниматься как еще одна попытка избавиться от симптома, а рассматривается, например, как возможность полноценного общения с другим человеком. Франкл иллюстрирует этот прием симптомом вагинизма, при котором женщина получает от логотерапевта инструкцию, переключиться с ожидания удовлетворения ее самой на удовлетворение мужчины и воспринимать эту ситуацию в контексте нового смысла (семейное благополучие, а не эгоцентрическое стремление к удовольствиям). В качестве механизма действия этого приема рассматривается смена „гиперинтенции на эмоции“, когда только они рассматриваются как основная ценность, на „трансценденцию“, под которой понимается ориентация на предметные отношения и общечеловеческие ценности. При этом не только снимается субъективная болезненность функциональных симптомов, но и они сами, из–за перемещения внимания на другие процессы, могут быть устранены. Наиболее эффективен данный психотерапевтический прием при ипохондрической симптоматике, при которой органические процессы оказываются в центре повышенного внимания пациента.
Контекст. Данный прием имеет много общего с „разобусловливанием“ в классической теории условных рефлексов, при котором достаточно долгое неподкрепление условного рефлекса приводит к его угасанию.
Литература по разделу Эмоции:
Анохин П.К. Эмоции / Большая медицинская энциклопедия. 2–е изд. 1964, т. 35, с. 339–367;
Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990;
Бергсон А. Смех // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд–во МГУ, 1984, с. 186–191;
Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: Изд–во МГУ, 1980;
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд–во МГУ, 1976;
Джемс У. Что такое эмоция? / Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд–во МГУ, 1984, с. 83–92;
Изард К. Эмоции человека. М.: Изд. Мос. Унив., 1980;
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / (Ред.) Леви Л. Эмоциональный стресс. Л., 1970;
Мак–Дугалл У. Различение эмоции и чувства / Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд–во МГУ, 1984, с. 103–107;
Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд–во МГУ, 1984;
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979;
Роджерс К.Р. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд–во МГУ, 1984, с. 235–237;
Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979, с. 123;
Симонов П.В. Потребностно–информационная теория эмоций / Вопросы психологии. 1982, N 6, с. 44–56;
Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981;
Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983;
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990;
Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте / Вопросы психологии, 1978, N 6, с. 94–106.

Определение, функции эмоций. Классификация эмоций. Принцип единства интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский).

План ответа

    Определение эмоций.

    1. Различные определения.

      Понимание эмоций.

      Характеристика эмоций.

    Функции эмоций.

    1. По Симонову.

      Перечень функций.

    Классификация эмоций.

Ответ:

    Определение эмоций.

    1. Различные определения.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) - состояния , связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.

Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов , которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций.

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (в наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.). Помимо этого узкого понимания понятие « эмоция » используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека .

Эмоции особый класс субъективных психологических состояний , отражающихся в форме непосредственных переживаний некого процесса и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.

      Понимание эмоций.

Эмоции это:

    Субъективное состояние (« Мне страшно», «Мне больно»);

    Внешнее проявление (Удар –Бег, Удар – Ответный Удар / Проявление: мимическое, пантомимическое, поведенческое);

    Физиологический процесс. За эмоциями лежат конкретные нервные процессы;

    Реакция на что-то. Эмоция может только выразить субъективный смысл ситуации,предостави субъекту возможность рационально осознать его смысл.

    Оценка чего-то. Эмоции реакция на субъективно значимые состояния.

      Характеристика эмоций.

Отношение к отражаемым явлениям, как главное свойство эмоций представлено:

    В их качественных характеристиках , к которым относятся

    1. Знак – положительный или отрицательный;

      Модальность – специфическое свойство, отличающее удивление от тревоги, радость от отвращения, гнев о печали и т.д.

    В динамике протекания эмоций, их длительности , интенсивности и пр. параметрах

    В динамике внешнего выражения эмоций – эмоциональной экспрессии (мимике, пантомимике, интонационной стороне речи).

    Функции эмоций.

    1. По Симонову.

1.Отражательно-оценочная функция. Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидания и предсказания неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях.

2.Переключающая функция. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция - об удалении от него, субъект стремится усилить первое состояние и ослабить второе. Эта функция особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности (борьба между чувством страха и чувством долга) и при оценке вероятности ее удовлетворения (например: переориентировка на менее важную, но легко достижимую цель: синица в руках побеждает журавля в небе).

3.Подкрепляющая функция. Непосредственным подкреплением является не удовлетворение каких-либо потребностей, а получение желательных или устранение нежелательных стимулов.

4.Компенсаторная функция. Будучи активным состоянием, система специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечение их из памяти. Именно в этом особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций. Эта функция не ограничивается гипермобилизацией вегетатики. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

      Перечень функций.

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько функций эмоций:

1. Сигнальная функция эмоций . Эмоции также сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. По Леонтьеву, эмоции поставляют нам информацию «зачем и ради чего мы это делаем?» (отношение результата и мотива).

2. Отражательная ункция оценки) . Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации. Эта функция необходима для существования организма и личности, для их ориентировки в мире, для организации их поведения. В зависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либо избегать ее, либо стараться в ней находиться, действовать.

3. Пусковая . Эмоции запускают деятельность.

4. Побудительная (стимулирующая) . Функция побуждения является мотивирующей ролью эмоций в психической организации человека. Эмоциональное переживание, содержащее образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему.

5. Организующая/дезорганизующая. Дезорганизующая функция: способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность (Э. Клапаред ) . Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несёт, всё зависит от условий, в которых она проявляется. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций.

6. Регулирующая (подкрепляющая). Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия, которые их возбудили. Значимые события вызывают сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.Подкрепляет промежуточную деятельность и результат. Этуфункцию у эмоций выделял П.В. Симонов.

7. Аварийного выхода. Решение проблем. Резкий выплеск эмоций (слезы, крик, большая агрессия) – это и есть аварийный выход. Обычно такие способы реагирования называют регрессивными (возвращение на способы реагирования, которые были присущи ранее)

8. Коммуникативная (экспрессивная) . Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Эмоциональные связи являются основой межличностных взаимоотношений.

9. Предвосхищающая (эвристическая) . Содержит прогноз событий, удовлетворяющих мотивацию. Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована. Эмоции предопределяют решение творческой задачи.

10. Активации (мобилизующая/демобилизующая) . Эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его демобилизацию , настройку на внутренние процессы и накопление энергии (Кэннон, 1927) . Очевидно, что функции активации и мобилизации-демобилизации тесно связаны и последнюю можно рассматривать как одно из результативных проявлений первой.

11. Катарсическая. Помогает снять гнев, раздражение.

12. Приспособительная. Анохин: эмоции имеют приспособительное значение. Они дают понять насколько успешна деятельность, отношение к объекту (опасен, не опасен). Эмоции осуществляют процесс сопоставления результата с целью в акцепторе действия.

13. Переключательная .Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения. Ярко обнаруживается при конкуренции мотивов в которых определяется доминирующая потребность (реализация в борьбе между страхом и чувством долга)

14. Функция становления и организации субъективного образа. Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В . Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений.

    Классификация эмоций.

    1. Настроение, эмоции и аффекты.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.

Настроение – это слабовыраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе. Настроения имеют следующие особенности :

    Слабая интенсивность. Удовольствие не доходит до сильного проявления, грустное настроение выражено не ярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

    Значительная длительность. Медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.

    Неясность, «безотчетность». Слабо осознаются причины, вызвавшие настроение. Если объяснить человеку причины его настроения, оно нередко быстро у него проходит.

    Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент.

Собственно эмоции – это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т.д. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

Аффект – быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Особенность аффектов:

    Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках. Возбуждение охватывает подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального состояния.

    Кратковременное проявление, отличающееся своеобразными особенностями течения эмоционального переживания. Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает.

    Безотчетность эмоционального переживания . Она бывает меньшей или большей, в зависимости от силы аффекта, и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями. В состоянии аффекта человек полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо осознает его характер и значение.

    Диффузный характер эмоционального переживания (резко выраженный) . Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживанием эмоций. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности; многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом свете, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.

      Классификация по А.Н. Леонтьеву.

По классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты - это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу событиям.

Собственно эмоции в отличие от аффектов представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые еще реально не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность – спсособность к обобщению и коммуникации.

Третий вид эмоциональных процессов - это так называемые предметные чувства . Они возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

    Принцип единства аффекта и интеллекта.

Выготский использовал понятие аффекта в более широком смысле, нежели принято.

Проблема единства аффекта и интеллекта рассматривалась Л.С. Выготским как краеугольный камень теории психического развития ребенка. Однако это единство проявляется как динамическая, а не стабильная связь аффекта с интеллектом. "Все дело в том, что мышление и аффект представляют части единого целого - человеческого сознания". Единство аффекта и интеллекта, согласно Л.С. Выготскому, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития и, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, меняющейся, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Еще в 30-е гг. Л.С. Выготский указывал на необходимость рассмотрения развития аффекта и интеллекта в динамическом единстве. Но до сих пор развитие познавательных сил ребенка и развитие аффективно-потребностной сферы рассматриваются как процессы, имеющие свои независимые, взаимно не пересекающиеся линии. В педагогической теории и практике это находит выражение в отрыве воспитания от обучения и обучения от воспитания".

Психологическая теория и педагогическая практика тесно связаны, и оказывают друг на друга взаимообусловливающее влияние. Современная практика общественного воспитания дошкольников свидетельствует не только об отрыве воспитания от обучения, но и о явной деформации педагогического процесса в сторону однобокого доминирования образовательных ценностей над воспитательными. Детский сад в значительной мере превратился в учебно-образовательное учреждение. В распорядке и организации жизни детского сада главное место занимают занятия, которые во многом похожи на школьные уроки. С воспитателей спрашивают в первую очередь выполнение программы, а родители более всего озабочены тем, как их ребенок подготовлен к школе. Подготовка же к школе в массовом понимании сводится к элементарной грамотности: умению читать, писать, считать. Эмоциональная жизнь ребенка, как правило, вынесена за рамки организованного педагогического процесса как в детском саду, так и в школе. События, взволновавшие ребенка и оставившие след в его душе, чаще всего остаются его личным делом и не получают должного внимания со стороны педагогов.

Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого – человеческого сознания» - Выготский.

emotions) Под Э. в основном подразумевают сильные психич. состояния, обычно связанные с возбуждением или высоким уровнем энергии и дающие начало чувствам и страстям. Кроме того, каждое такое состояние обычно характеризуются валентностью или направленностью: Э. обычно бывают положительными или отрицательными. Так, удивление, эйфория, гнев или страх, различаясь по степени положительности или отрицательности, яв-ся вместе с тем сильнодействующими переживаниями. Одна из наиболее влиятельных теорий Э., разраб. У. Джемсом и К. Ланге независимо друг от друга, получила назв. теории Э. Джемса-Ланге. По существу, эта теория постулировала, что Э. состоят из телесных изменений (напр., возбуждения) и психич. события или переживания. Само по себе это не было чем-то новым. Но согласно преобладавшей в то время т. зр., процесс возникновения Э. представлялся следующим образом: сначала воспринималось вызывающее Э. событие, затем это восприятие давало начало соотв. переживанию, к-рое, наконец, находило свое выражение в телесных проявлениях. Др. словами, психич. состояние, связанное с Э., напрямую определялось вызывающим Э. событием; физиолог. аспекты оказывались вторичными. Джемс и Ланге выразили свое несогласие с этим. Психич. состояние или переживание, к-рое было специфичным для Э., являлось, с их т. зр., следствием телесных изменений. Теории Джемса и Ланге вызвали большую реакцию. Публикация этих теорий повлекла за собой теорет. и эмпирические исслед., продолжающиеся до настоящего времени. Одним из наиболее серьезных откликов на них стал подход У. Б. Кеннона, к-рый указал на слабые места в теории Джемса-Ланге и предложил теорию Э., осн. на их эволюционной ценности. Согласно Кеннону, события, к-рые служили причиной Э., вызывали возбуждение симпатической НС. Это возбуждение влекло за собой секрецию эпинефрина надпочечниками и включало такие телесные изменения как повышенный сердечный ритм, учащенное дыхание и повышенное мышечное напряжение. Кеннон утверждал, что функция этого возбуждения заключается в подготовке организма к реагированию на событие - напр., к борьбе или бегству. Др. словами, событие, к-рое может принести вред, вызывает возбуждение - "реакцию мобилизации", - подготавливающее организм к совладанию с этим событием. Учащение сердечного ритма, дыхания и т. д. позволяет организму реагировать бдительнее, быстрее и мощнее, увеличивая тем самым его шансы на выживание. Эмоциональные состояния, считал Кеннон, связаны с этим возбуждением, но они не полностью определяются друг другом. Телесные изменения происходят непрерывно, и одни и те же изменения включены в различные эмоциональные состояния. Переживания же, напротив, варьируют от ситуации к ситуации. Он рассматривал гипоталамус как центр и возбуждения, и состояний переживания, а Э. как продукт этих состояний, интегрируемых ЦНС. Эта модель вызвала критику и предложение альтернативных теорий. Одни из них фокусировались на роли возбуждения в возникновении Э. Др. подчеркивали ведущую роль в этом процессе ЦНС. Пейпец указал на то, что с Э. связаны специфические области головного мозга, и последующая работа в этом направлении привела к выделению ретикулярной формации, простирающейся от таламуса до ствола головного мозга, как центра активации или возбуждения. В исслед. было тж обнаружено, что электрическая стимуляция специфических областей мозга вызывает общий эмоциональный паттерн, к-рый можно классифицировать как ярость или страх. Однако, несмотря на признание роли коры головного мозга для выражении Э., попытки локализовать зоны, отвечающие за каждую конкретную Э., не привели к успеху. Большинство совр. исслед. Э. сконцентрировались на взаимодействии между телесными изменениями и состояниями переживания. Арнольд утверждает, что когнитивные оценки событий определяют эмоциональные реакции, включая телесные изменения и состояния переживания. Часть этой детерминации предполагает оценку ощущений: переживания частично осн. на интерпретации событий и частично - на интерпретации телесных изменений. Др. исследователи делают больший или меньший акцент на оценке телесных изменений, оставляя в стороне вопрос о первичности. Рез-ты исслед. в определенной степени поддерживают обе эти позиции. В нек-рых исслед. приводятся данные о том, что отдельные Э. могут быть надежно связаны со специфическими паттернами физиолог. изменений. Экс установил, что характер изменений кровяного давления, сердечного ритма и сопротивления кожи неск. отличался, когда испытуемые были раздражены и когда они были напуганы. Подобные факты были обнаружены еще в ряде исслед., однако лишь нек-рые из Э. оказалась связанными со специфическими телесными изменениями. В полном соответствии с взглядом Кеннона, что не существует достаточного количества различающихся между собой паттернов изменений, к-рые бы позволили учесть все Э., в исслед. было установлено только два или три различных физиолог. предвестника эмоций. Подобно Кеннону, Шехтер и Сингер полагают, что Э. осн. на физиолог. состоянии возбуждения. Возбуждение м. б. одинаковым для различных Э. и выполняет гл. обр. функцию мотивирования индивидуума к попытке объяснить или обозначить его к.-л. ярлыком. Эти ярлыки извлекаются из ситуации. В большинстве случаев это не представляет затруднений. Столкнувшись с медведем, чел. испытывает возбуждение и ищет ему объяснение. Если это дикий медведь, то возбуждение может интерпретироваться как страх, однако если этот медведь ручной, возбуждение м. б. обозначено как сильное любопытство. Одни и те же стимулы в данной ситуации рассматриваются в качестве важнейших детерминант различных переживаемых эмоций. В исслед. тж уделялось внимание выделению измерений Э. Существуют сотни эмоциональных состояний, мн. из к-рых представляют собой те или иные оттенки друг друга. Для того чтобы понять все эти состояния, исследователи пытались идентифицировать базовые измерения, на основе к-рых их можно было бы классифицировать. См. также Когнитивные теории эмоций А. С. Баум

ЭМОЦИИ

от лат. emovere - возбуждать, волновать) - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. БАЗОВОЙ ФОРМОЙ эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются АФФЕКТЫ, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно-исторической практике был выработан особый ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе.

ЭМОЦИИ

лат. emoveo - потрясаю, волную) - элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

ЭМОЦИИ (МКБ 295; 298; 300; 308; 309; 310; 312; 313)

комплексное состояние реакции активации, заключающееся в разнообразных физиологических изменениях, обостренном восприятии и субъективных ощущениях, направленных на определенные действия. См. также аффект патологический; настроение.

ЭМОЦИИ

Переживание человеком своего отношения к объективной действительности и к самому себе, удовлетворенность или неудовлетворенность собственными действиями. Формирование Э. разного уровня и сложности происходит вследствие развития определенных форм связи организма с внешней средой. Различают Э. биологические, связанные с удовлетворением или неудовлетворением жизненно важных потребностей (голод, жажда, половое влечение) и высшие, связанные с удовлетворением или неудовлетворением духовных (социальных, нравственных, познавательных и т.д.) потребностей. По своей чувственной окраске Э. делятся на положительные и отрицательные. О задержанных Э. говорят в тех случаях, когда в силу тех или иных причин (главным образом, социальных) человек вынужден их подавлять.

ЭМОЦИИ

от лат. emovere - волновать, возбуждать) - особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, Э. служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

В античной философии Э. рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии {Аристотель и др.). Сходные по своему психологическому интеллектуализму воззрения были развиты в философии Нового времени, особенно у Дж. Локка, Г. Лейбница, Г. Гегеля. Противоположная характеристика Э. основана на Признании существования самостоятельной способности чувствования, неотождествимой с процессами познания и воли (И. Тетенс, И. Кант). Сильное влияние на развитие представлений об Э. оказали также воззрения Р. Декарта, Н. Мальбранша и особенно Б. Спинозы.

Большое значение в конкретно-научном изучении Э. имела работа Ч. Дарвина "Выражение эмоций у человека и животных" (1872), где подчеркнута приспособительная роль сопровождающих Э. выразительных движений. Во многих отношениях близкой к взглядам Ч. Дарвина является т. н. периферическая теория Э., выдвинутая У. Джемсом и Г. Ланге (см. Джемса-Ланге теория эмоций), согласно которой возникновение эмоционального переживания обусловлено определенными изменениями в деятельности внутренних органов и двигательной сфере. Несмотря на серьезную критику, периферическая теория Э. в различных своих вариантах продолжала рассматриваться в психологии вплоть до исследований, проведенных У. Кенноном, Ф. Бардом и др., показавших, что эмоциональные состояния м. б. объяснены специфической активностью ц. н. с.

Э. возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. В ходе эволюционного развития Э. дифференцируются и образуют различные виды, отличающиеся своими психологическими особенностями и закономерностями протекания.

Простейшая форма эмоций - эмоциональный тон ощущений - врожденные гедонические переживания (от греч. hedone - наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне Э. дифференцируются на 2 полярных класса. Положительные Э., вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению; отрицат. Э. стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий.

В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются т. н. аффекты - особый вид эмоциональных явлений, отличающихся большой силой, способностью тормозить др. психические процессы и навязывать определенный закрепившийся в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуации (напр., бегство, агрессию).

В целом биологические Э. представляют собой форму поведенческой адаптации, в которой актуализируется видовой (наследственный) опыт: ориентируясь на него, индивид совершает необходимые действия (напр., избежание опасности, продолжение рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Э. важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положительного и отрицат. подкрепления, они способствуют приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.

В множестве эмоциональных (в широком смысле) процессов в настоящее время принято выделять особый вид собственно Э. Они могут вызываться не только актуально воспринимаемыми, но и представляемыми и воображаемыми событиями. В силу адеаторного характера они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили или произошли в прошлом, причем не только с самим субъектом Э. В отличие от аффектов, собственно Э. иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении. Они имеют также отчетливо выраженный конкретно-ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение субъекта к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний, - он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с др. людьми и, в частности, вызываемых средствами искусства (см. Эмпатия). Сам способ выражения Э. приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого "эмоционального языка", о чем свидетельствуют как многочисленные этнографические описания, так и др. факты, напр, своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей. Собственно Э. находятся в ином отношении к личности и сознанию, чем аффекты: первые воспринимаются субъектом как состояния моего "Я", вторые - как состояния, происходящие "во мне", "навязанные мне". Это отличие ярко выступает в случаях, когда Э. возникает как реакция на аффект, напр, когда человек тревожится, что его может охватить страх, стыдится проявленного гнева и т. п.

Формирование Э. человека - важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Чрезвычайное разнообразие Э. человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Высший продукт развития Э. человека - чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения ситуативно проявляемых Э. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных Э. и аффектов (напр., чувством любви м. б. обусловлена гордость любимым человеком, ненависть к его соперникам, огорчение из-за постигших его неудач, ревность и т. д.). Проявление сильного, доминирующего чувства называется страстью.

События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими Э. могут вызывать длительные изменения общего эмоционального фона - т. н. настроения.

Э. человека различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными Э. чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль Э. играют в этиологии психических и психосоматических заболеваний.

Проявляясь в ответ на воздействие жизненно значимых событий, Э. способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности (см. Астенические эмоции, Стенические эмоции); в т. ч. они влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления (напр., страх перед учителем не способствует достижениям ученика). Одна из регулятивных функций Э., состоящая в регуляции уровня энергетической мобилизации (активации) или демобилизации организма, осуществляется через активность вегетативной н. с. и ретикулярной формации, которые находятся во взаимодействии с лимбическими структурами, составляющими центральный нервный субстрат Э. Сопровождающие Э. физиологические процессы (вегетативные, биохимические, электромиографические, электроэнцефалографические) выступают (наряду с мимическими, пантомимическими и речевыми показателями) в психологических экспериментах в качестве объективных индикаторов эмоциональных состояний. См. Амбивалентность чувств, Базальные эмоции, Гипофиз, Дискомфортное состояние, Катарсис, Комплекс, Психические состояния, Тревога, Фобии, Фрустрация, Эйфория. (В. К. Вилюнас.)

Добавление: Дать дефиницию Э. (т. е. всем эмоциональным явлениям вместе) значительно сложнее, чем ежечасно испытывать разнообразные эмоции. Иногда Э. заставляют думать; так, Э., вызываемые существующими определениями Э., заставляют думать о самих же Э.

Э. (эмоциональные явления) - это психофизиологические комплексы процессов и состояний индивида (человека и высших позвоночных животных), системообразующим компонентом которых является эмоциональное переживание - субъективный процесс отражения (оценки) в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимости (ценности) воспринимаемых или представляемых ситуаций (явлений), их отношения к потребностям и мотивам индивида; в результате и как следствие эмоциональной оценки в организме автоматически и экстренно происходят процессы повышения или понижения готовности к действию, а также усиления, ослабления, прекращения и даже нарушения текущей деятельности. Трудно согласиться с теми физиологами и психофизиологами, которые утверждают, что Э. - это отражение мозгом силы потребности... В таких случаях хочется сказать: если мозг отражает, то пусть он и переживает. Тем не менее нельзя не учитывать, что Э. включают помимо собственно переживательного (субъективного, феноменологического) компонента целый ряд объективных, непсихических компонентов, которые, однако, явно выходят за границы мозга, в силу чего в отношении Э. допустимо говорить об отражении всем организмом (а не только мозгом).

Э. по праву считаются одним из механизмов регуляции внешней и внутренней деятельности, а также состояния организма, всех его систем. Сами эмоциональные явления включают компоненты разного рода (как субъективные, так и объективные; первичные и вторичные): 1) эмоционально-оценочный компонент (эмоциональное переживание); 2) экспрессивный компонент {выразительные движения: мимика, жесты, пантомимика, голосовые реакции и др.); 3) когнитивный, в т. ч. рефлексивный, компонент (анализ и понимание воспринимаемой, припоминаемой или воображаемой ситуации, что, собственно, придает эмоциональным явлениям предметную направленность, интенциональность; ощущение и восприятие состояний организма; рефлексия разных компонентов Э.); 4) физиологический, как центральный, так и периферический, компонент (включает разнообразные вегетативные и биохимические, в т. ч. эндокринные, изменения; активационный эффект ретикулярной формации, четко проявляющийся в ЭЭГ-сдвигах, зрачковый рефлекс, тремор и т. д.); 5) поведенческий компонент. (Приведенный список компонентов нельзя считать образцовым и бесспорным: иногда в число компонентов Э. включают процессы волевой саморегуляции; кроме того, имело бы смысл разделить когнитивный компонент и рефлексивный.) Очевидно, теория Джемса-Ланге, по существу, трактовала эмоционально-оценочный компонент как вторичный (если не эпи-феноменальный) по отношению к эффекторным проявлениям (экспрессивным, физиологическим, поведенческим).

Эмоциональные явления крайне разнообразны не только по модальности и интенсивности эмоциональной оценки, но также по динамике и степени выраженности всех остальных своих компонентов. Основные подразделения эмоциональной сферы - эмоциональный (аффективный) тон ощущений, аффекты, ситуативные (конкретно-предметные) Э., чувства, настроения - структурируют множество эмоциональных явлений на основе учета взаимосвязей между компонентами Э., но этот перечень является скорее интуитивной квазиклассификацией. (Б. М.)

Эмоции

Хотя все знают, что такое эмоции, сам термин с трудом поддается определению. Определения могут быть широкими (эмоции рассматриваются как многогранные реакции, при которых происходит взаимодействие между субъективными чувствами и объективным опытом), или узкими (эмоции - это просто наши чувства, такие как радость, гнев, печаль и т. д.). В первом случае предполагается, что эмоции являются источником: 1. Аффективных переживаний, воспринимаемых как приятные или неприятные. Они могут быть внешними (например, встреча с опасным животным) или внутренними (специфическая мысль или образ). 2. Когнитивных процессов, когда мы даем название своему аффективному переживанию (например, называем его радостью или печалью), а затем оцениваем свои реакции. К примеру, встреча с опасным животным в зоопарке не вызовет такую же эмоциональную реакцию, как столкновение с этим животным в глухом лесу. 3. Физиологической подстройки к возбуждающему стимулу. Наше тело готовится к новой ситуации, а после события организм возвращается к состоянию равновесия. 4. Поведения, которое имеет тенденцию быть адаптивным и ориентированным на достижение цели. Иными словами, мы пытаемся избежать того, что вызывает неприятные чувства, или продлить то, что вызывает приятные чувства. Существует ряд характеристик, отделяющих эмоции от других граней жизненного опыта, таких как чувства или настроения: - Они отличаются остротой и скорее мимолетны, чем продолжительны. - Они воспринимаются как напряженное состояние - т. с. это нечто большее, чем случайное настроение. - Они характеризуются дезорганизацией поведения, которое становится более хаотичным и непредсказуемым, когда организм находится в эмоциональном состоянии. - Эмоции, по-видимому, являются продуктом эволюционной адаптации данного вида: они отражают стратегию выживания, хотя эмоциональная реакция может не соответствовать ее былому значению. - Эмоции не являются привычками. Эмоция выражается не как часть регулярного цикла, но как реакция на конкретные обстоятельства.

Эмоции

Словообразование. Происходит от лат. emovere - возбуждать, волновать.

Категория. Состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.

Специфика. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно-исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе.

Эмоциональный тон ощущений выступает базовой формой эмоций и представляет собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые;

Аффекты, представляют собой очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации;

Собственно эмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без актуального действия ситуации их образования, тогда они выступают ориентирами деятельности.

Введение

Люди живут в мире, где эмоции сопровождают их повсюду, без них не возможна жизнь человека. Как научиться контролировать их, в чем они помогают, а в чем иногда и мешают. В рамках данной работы наиболее важным фактором будут являться те эмоции человека, которые как никакие другие влияют на его профессиональную и личную жизнь.

Для удобства, эмоции, обладающий сходными характеристиками принято объединять в группы, то есть выделять вида эмоций. Но как известно, типология, как и большинство гуманитарных наук, наука очень сложная и многогранная, так как в природе не существует предметов, обладающих определенным набором свойств в чистом виде.

Актуальность данной работы заключается в том, что каждый человек испытывает эмоции и ощущает их то или иноё влияние на его жизнь. Для многих контролировать эмоции не составляет труда, а кто-то всю жизнь страдает из-за их неподконтрольности сталкивается с проблемой нервных срывов, беспочвенных переживаний. Любая эмоция человека взаимосвязана с окружающими его людьми, сложившимися приятными или неприятными ситуациями и так далее. В данной работе речь пойдет о эмоциях и их значения для человека в его аспектах жизни. Возможность контролировать эмоции, радоваться, не испытывать грусти и разочарования, вероятнее всего, это то, о чем мечтает каждый.

Целью данной работы является анализ значения эмоций в профессиональной и личной жизни человека.

Для решения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

1. Определить понятие эмоции;

2. Изучить классификацию эмоций;

3. Исследовать теории эмоций;

4. Рассмотреть понятие личная и профессиональная жизнь;

5. Проанализировать значение эмоций в профессиональной и личной жизни человека.

Объектом исследования в данной работе выступает эмоции.

Предметом исследования являются психологические, составляющие эмоций в профессиональной и личной жизни человека.

Теоретическая значимость : источниками, используемыми при написании данной курсовой работы, являются труды известных специалистов в области психологии и педагогики, таких как Канта, Джемса, Ланга, Кэннона, Барда, Дж.Холланд и др.

Практическая значимость: данная курсовая работа будет полезна для тех людей, кто хочет больше узнать про свои эмоции. Для тех кто хочет разобраться в них и распознать что на них влияет. Работа поможет проанализировать влияния различных эмоций на профессиональную и на личную жизнаь. По ходу работы, на основе трудов известных специалистов, были составлены схемы и таблицы, которые позволяют представить данную информацию в более наглядном виде, что существенно облегчает процесс изучения данной темы.

Эмоции

Определение эмоций

Эмоции (лат.- потрясаю, волную)- психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Кроме того, эмоции- психический процесс поведения, основанный на чувственном отражении потребностей значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида. Эмоции возникли, как утверждал Ч.Дарвин, в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддерживания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, сведя его, так сказать, к общему биологическому знаменателю, т.е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие.

Эмоции возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определенной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они сигнализируют о встрече организма с искомым или опасным свойством предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями.

Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны и делятся согласно рис. 1.

Рис. 1 Виды эмоций

Отрицательные эмоции выражают попытку или намерение "исключить". Укрепление собственной позиции за счет других. Держаться подальше от плохих вещей, уничтожать то, что воспринимается как угроза. Отрицательные эмоции подпитываются глубинным страхом неизвестного, боязнью действий других, потребностью контролировать других и удерживать их, чтобы не получить от них вреда. Отрицательные эмоции--это, например: безразличие, горе, страх, ненависть, стыд, вина, сожаление, возмущение, злость, враждебность.

Положительные эмоции выражают попытку или намерение "включить". Рассматривать что-то в его целостности. Работать над изучением новых точек зрения, больше взаимодействовать с другими, получать удовольствие от того, что лучше делаешь что-то. Положительные эмоции подпитываются глубинным желанием к наслаждению и единству. Положительные эмоции--это, например: интерес, энтузиазм, смех, сочувствие, действие, любопытство.

На основании телесных переживаний Кант делил эмоции так (рис. 2):

Рис.2 Деление эмоций по Канту

Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.

Примером стенической эмоции может быть чувство радости. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, в связи с чем улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Такой человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости человек обычно много жестикулирует, прыгает, пляшет, бьет в ладоши, издает радостные крики, громко смеется, совершает другие быстрые и энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы, он чувствует себя легко, бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он много и оживленно говорит, быстро соображает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы. Усиливается приток крови и к периферическим органам - кожа краснеет, становится гладкой и блестящей, повышается температура тела, глаза блестят, лицо становится оживленным, сияющим: одновременно повышается деятельность органов внешней секреции - на глазах появляются слезы, во рту увеличивается выделение слюны. Значительно улучшается деятельность органов питания: систематически испытывающий чувство радости человек полнеет, становится упитанным, приобретает энергичный, юный, цветущий вид.

Примером астенической эмоции может быть противоположное радости чувство печали. В состоянии печали, благодаря деятельности вазомоторного аппарата, кровеносные сосуды сокращаются и возникает известная анемия кожи, внутренних органов и, главное, мозга. Лицо становится бледным, удлиняется, вытягивается, теряет свою полноту, приобретает резко выраженные заостренные черты, снижается температура кожи, появляется ощущение холода и даже озноба. В связи с замедлением кровообращения возникает затрудненное дыхание, одышка. Пониженное питание мозга вызывает снижение деятельности произвольного двигательного аппарата: движения становятся медленными, вялыми, совершаются с трудом и неохотно, вследствие чего уменьшается продуктивность работы; походка становится медленной, человек не идет, а как бы «плетется». Резко снижается мышечный тонус: человек чувствует себя вялым, расслабленным, спина у него согнута, голова и руки опущены, нижняя челюсть иногда отвисает; голос становится слабым, беззвучным; появляется чувство сильной усталости, невозможности удержаться на ногах, стремление обо что-нибудь опереться. Анемия мозга приводит к снижению умственной работоспособности, мышление становится вялым, заторможенным («неподвижным»), человек испытывает сильное нерасположение к умственной деятельности. Длительное, систематическое чувство печали приводит к снижению всех жизненных процессов в организме, к нарушению питания внутренних органов и кожи: человек худеет, кожа его сморщивается, волосы быстро седеют, он выглядит не по возрасту рано постаревшим.

Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение - сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

Психическая сторона чувств имеет место быть не только в переживании самой эмоции. Гнев, влюбленность и т. д. оказывают воздействие на интеллектуальные процессы: представления, идеи, направленность интереса, а так же на волю, деяния поступки, на все поведение.

При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального "замирания" наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов.

Взрывчатые аффективные реакции, связанные с потерей самообладания, называют примитивными реакциями.