Что означают буквы sn на моторном масле. Что означают надписи на канистре с моторным маслом. Особенности классификации и виды масла

Каждый автомобилист знает, что от правильно подобранных расходников зависят эксплуатационные характеристики автомобиля, а также срок службы транспортного средства. Особую роль в подобной ситуации играет моторное масло. Оно оказывает непосредственное влияние на параметры двигателя. В связи с этим автомобилистам должна быть известна расшифровка маркировки моторных масел, чтобы выбрать оптимальный по своим свойствам продукт.

Практически полная информация о составе моторной смазывающей жидкости располагается на этикетке. Однако, нередко она выписана в определенной форме, в виде условных обозначений, сокращений и аббревиатур. Быстрая расшифровка обозначений моторных масел помогает сориентироваться в предлагаемых товарах и купить жидкость с оптимальными характеристиками. Это даст возможность существенно продлить ресурс двигателя и обеспечит его нормальную работу.

Основная дифференциация масел осуществляется по критериям, относящимся к устоявшимся в мире и действующим в разных регионах планеты стандартах. Наиболее актуальными и постоянно совершенствующимися являются следующие их типы:

  • SAE – разработка американской классификации от Ассоциации местных автомобилистов;
  • API – система, введенная американским институтом нефти;
  • ILSAC – стандарты от Международного Комитета по стандартизации и апробации масел, который контролируют американские и японские специалисты;
  • ACEA – нормативы от европейских производителей автомобилей, используемые ведущими компаниями континента;
  • ГОСТ – государственные стандарты, обязательные для выполнения на территории России и некоторых стран бывшего Советского Союза.

Необходимо знать, что маркировка автомобильного масла используется как для дизельных силовых установок, так и для бензиновых движков.

Также встречаются универсальные жидкости, которые разработаны с учетом использования их в разных типах моторов. Финишный состав производители масел готовят на разной основе:

  1. Минеральная. Жидкость получается после обработки сырой нефти методом пиролиза, разделяя последнюю на фракции. В итоге получается относительно доступный по цене материал, который хорошо себя проявляет в теплый период года, но во время понижения температуры значительно увеличивается его степень вязкости. Также расход у материала выше, чем у аналогов.
  2. Синтетическая. Искусственно получаемый материал из различного углеводородного сырья. После изготовления к нему добавляют улучшающие присадки, повышающие характеристики начального продукта. Масла хорошо очищают конструкцию от нагара, способствуют лучшей адгезии и минимизируют коррозионные характеристики.
  3. Полусинтетическая. Обладает характеристиками обоих типов предыдущих жидкостей. Имеет преимущества при всесезонном использовании.

Во время выбора товара стоит учесть, что стоит брать в расчет значение маркировки моторных масел, относящихся к группам API, SAE и ГОСТ, так как именно они являются наиболее распространенными в нашей стране. Любителям японского либо европейского транспорта рекомендуется обратить внимание на ILSAC или ACEA.

Использование стандарта SAE

В данной системе расшифровка моторных масел для двигателей внутреннего сгорания опирается на степень вязкости исходного материала. В результате получается три группы продукта:

  • Зимние сорта. Основной задачей такого сорта является обеспечение высокой степени текучести при пониженной окружающей температуре. Это способствует более легкому старту «холодного» двигателя. В маркировке присутствует символ W и цифры, устанавливающие рабочий температурный режим. Определить допустимый минимум достаточно просто, так как из указанного значения стоит отнять 35. Соответственно жидкость с маркировкой W10 способна сохранять свои параметры, не ниже чем при -25 С, а W15 рассчитана на -20 С. Для жаркого периода заливать такие сорта не стоит, так как они не спасут от перегрева мотора.
  • Летние сорта. Рассчитаны на эксплуатацию при положительной окружающей температуре. Имеют бо́льшую вязкость, чем зимние аналоги, что позволяет им не растекаться во время жары, а удерживаться на нужных поверхностях. По SAE в маркировке такого продукта не ставится W или иная буква, а остается лишь цифровое обозначение, например, 40, 30 или 20.
  • Универсальные сорта. Они востребованы среди автолюбителей, проживающих в регионах с менее суровым зимним климатом. Такая маркировка дизельного масла или бензинового обязательно включает два цифровых значения, разделенных символом W. Примером служит 15W-40, 10W-40 или 15W-30. Жидкости достойно себя ведут как при сниженной температуре, так и во время теплого периода.

В относительно новых автомобилях до 3-4 лет с небольшим пробегом стоит использовать рекомендуемые автомобильными компаниями сорта смазочных материалов. Для легковушек с большим пробегом стоит отдавать предпочтения жидкостям с повышенной вязкостью. Это связано с увеличением технологических зазоров из-за выработки сопрягающихся элементов, рассыханием сальников и износом прокладок. Таким образом минимизируются утечки масла и снизится расход.

Обозначения моторных масел и расшифровка API

В действующей Системе классификаций масел API Engine Service Classification System предложено деление между группами жидкостей по типам двигателей, для которых они предназначены. Также в расчет берется период выпуска транспорта, эксплуатационные режимы и параметры самого масла.

Отличие в маркировки бензиновых и дизельных продуктов заключается в использовании букв соответственно S и C. При дифференциации по рабочим параметрам деление выполняется следующее:

  • для энергосберегающих материалов используется обозначение ES;
  • когда за буквенными значениями идут римские цифры, то по ним можно ориентироваться в экономии топлива при заливке этой жидкости;
  • за символами, определяющими тип мотора (дизель или бензин), идет классификатор эксплуатационных характеристик от А (минимальный уровень) до N (наивысший класс).

Универсальный продукт обладает этикеткой с указанием двух категорий, разделенных косой чертой, например, API SL/CF. В дизельных маслах производители обычно используют различия в виде 2 или 4, чтобы указать на двухтактные и четырехтактные силовые установки.

Если использовать смазку своей категории, то удастся добиться снижения износа, минимизации риска поломок движка, отсутствие возникновения нагара на цилиндре, поршнях и клапанах, экономии топлива, понижении шума, оптимизации ходовых параметров, продлении периода эксплуатации очистной системы и катализатора.

Маркировка по ACEA

Европейские производители организовали для своих автомобильных компаний собственный стандарт для смазочных жидкостей. Его расшифровка включает физико-химические свойства, предназначение и установленную категорию. Деление жидкостей предполагается согласно трех категорий и дюжине классов:

  • от A до B используются легковушки и микроавтобусы вне зависимости от типа силовой установки бензин/дизель;
  • C маркировка актуальна для авто с катализаторами;
  • E востребована для грузовиков, оснащенных дизельным мотором.

Кроме классов, параметры которых удастся узнать из соответствующей таблицы ACEA, в разъяснении описывается год вступления в действие, а также порядковый номер конкретного издания.

Государственный стандарт РФ

Важно знать, что отечественные производители ориентируются на норму ГОСТ 17479.1-85, определяя маркировку масел. При этом открытая информация для покупателей обязательно должна содержать следующие параметры:

  • Уровень кинематической вязкости. Исходя из данного критерия, масло относится к зимнему, летнему либо универсальному типу. Значения летние четные в интервале 6–16, а также 20, 24. Зимние параметры от 3 до 6. Универсальный тип описывается двумя значениями (лето/зима), поделенными косой чертой.
  • Сфера применения. Данный маркер делит масла на шесть групп, которые отмечаются кириллицей от А до Е. При этом указывается тип силовой установки в обозначении, где 1 - для бензиновых ДВС, а 2 - для дизелей. Когда данное значение отсутствует, то продукт допускается к применению в обоих типах моторов.

Отечественный продукт может иметь несколько маркировок, как по ГОСТ, так и по европейским или американским международным стандартам.

Маркировка согласно ILSAC

Данной сертификации придерживаются производители из Японии или Америки. В связи с этим продукт актуален в большей степени для популярных у нас автомобильных марок, выпущенных в Стране восходящего солнца, например, Honda, Suzuki, Mitsubishi и пр. Базовые параметры в представленных пяти стандартах идентичны критериям API. При этом ILSAC обладает энергосберегающими характеристиками и относится к всесезонным смазкам.

В самостоятельный класс выделена группа JASO DX-1, востребованная у турбированных дизельных ДВС. Специальная смазка оказывается полезной для автомобилистов еще и тем, что обладает высокими экологическими характеристиками.

Правила сертификации

Для систем ACEA и API предусмотрено несколько обязательных требований, которые получены при взаимных договорах между автопроизводителями и компаниями, занимающимися выпуском расходных ГСМ. Иногда автокомпании выдают предписания своим потребителям, рекомендуя определенные марки масел.

Такие рекомендации складываются во время эмпирических испытаний авто. Предварительно компании-изготовители отправляют заявки со своей продукцией для тестирования автопредприятиям. В процессе мониторинга определяются такие предпочтительные эксплуатационные критерии:

  • вязкость образовавшейся пленки;
  • вид основы (синтетика/минералка);
  • какое влияние оказывает смазка на ДВС;
  • реакция продукта на температурные перепады.

Допуск для конкретных марок авто определенных групп масел оформляется установленным типом сертификата.

Каждый автовладелец, заботящийся о своем автомобиле, уделяет особое внимание качеству Ведь от его свойств и качества зависит не только надежная работа всех движущихся деталей двигателя, но и долговечность их службы. Кроме этого, некачественное или неправильно подобранное масло может стать причиной выхода из строя всей системы смазки.

Чтобы мотор вашей машины работал как часы, а его детали служили долго, нужно научиться разбираться в видах смазочных материалов, представленных сегодня на рынке.

Зачем нужно маркировать масла

Правильно подобрать смазку для двигателя или трансмиссии можно лишь зная, что означает маркировка масла. Набор непонятных на первый взгляд букв и цифр, нанесенных на емкость со смазкой, определяет ее изготовителя, состав, возможность использования в различных типах двигателей или трансмиссии, а также предельный температурный режим для эксплуатации. Кроме этого, маркировка масел позволяет определить их классификацию по группе качества и вязкостным свойствам.

Чтобы все это понять, для начала нужно разобраться с тем, что обозначают символы, содержащиеся на этикетке емкости со смазывающим материалом. Не забегая вперед, начнем с масел для двигателей.

Расшифровка маркировки моторных масел

Выбирая смазку, первым делом стоит поинтересоваться у продавца о ее предназначении, характеристиках и производителе, а после сравнить предоставленные сведения с данными, указанными на этикетке.

Обычно маркировка масел для двигателя содержит такую информацию:

  • производитель;
  • название масла;
  • основа смазки (органика, синтетика или полусинтетика);
  • качество и предназначение по классификации API;
  • вязкостные свойства по классификации SAE;
  • номер партии;
  • дата изготовления

Сегодня на рынке можно встретить продукты как мировых лидеров в производстве смазочных материалов, так и никому неизвестных полуподпольных импортных и отечественных фирм, изготавливающих моторное масло. Цена на бренд и «самопал», естественно, отличается, однако вряд ли стоит гнаться за дешевизной, если речь идет смазке для вашего личного автомобиля.

При выборе масла обычно не возникает вопросов с изготовителем и названием. Реклама и рекомендации специалистов здесь являются лучшим критерием.

Номер партии и дата изготовления масла указывают на пригодность использования смазки. Хотя смазочные материалы и не являются скоропортящимся продуктом, лучше воздержаться от применения просроченного товара.

Если с производителем, названием и датой изготовления смазки все более-менее понятно, то с другими качественными показателями, содержащимися на этикетке, стоит разобраться более детально. Правильная расшифровка маркировки моторных масел поможет не только понять, насколько смазка соответствует двигателю вашей машины, но и выбрать наиболее качественный продукт.

Основа масла

Абсолютно все смазочные материалы по составу принято градировать на три группы:

  • минеральные (органические);
  • полусинтетические;
  • синтетические

Минеральные масла изготавливаются из природного материала - нефти. Они не обладают сверхвысокими смазывающими характеристиками и резко меняют вязкость при смене температур. Такие смазки используются в основном для применения в старых отечественных автомобилях и тракторах. Маркировка масел, полученных из нефти, содержит надпись «Mineral».

Синтетические смазочные материалы представляют собой искусственный продукт, полученный в ходе органического синтеза. Эти масла в плане своих эксплуатационных свойств имеют огромное преимущество перед минеральными. Они были созданы искусственным путем специально для использования в критических температурных условиях. Маркировка синтетических масел содержит надпись «Fully Synthetic».

Синтетические смазки обладают минимальной испаряемостью при использовании, имеют длительный срок эксплуатации, а также обеспечивают наиболее стабильную работу механизмов в условиях низких температур. Они применяются как для дизельных двигателей, так и для бензиновых, в том числе и высокофорсированных.

Для преимущественного большинства современных автомобилей используется исключительно синтетическое масло. Цена на него значительно выше, нежели на минеральное, однако использование последнего в новейших двигателях просто недопустимо.

Полусинтетические смазки - это универсальный смазывающий продукт, полученный в результате пропорционального смешивания минеральных и синтетических масел. Обладая всеми наилучшими качествами «органики» и «синтетики», они являются универсальным смазочным материалом для любого типа двигателя. Определить полусинтетическое масло можно по маркировке «Semi Synthetic».

Вязкость масла

Основной характеристикой моторных смазочных материалов является вязкость. Именно на нее следует ориентироваться в первую очередь, выбирая масло для двигателя. Сегодня общепринятой системой разделения моторных смазок по вязкости считается классификация SAE. Она разработана обществом американских автомобильных инженеров и является одной из самых важных в маркировке масел.

Согласно ей, бывает двух видов: кинематическая и динамическая. Первая характеризируется способностью вытекать через специальную капиллярную трубку за определенный временной промежуток. Вторая показывает, как изменяется вязкость под воздействием температур и скорости движения трущихся элементов.

Масло, как и любая другая жидкость, имеет свойство изменяться под действием окружающей температуры. Его вязкость зимой выше, а летом ниже. При сильных перепадах этот показатель может увеличиваться или уменьшаться в сотни раз. Маркировка масла по SAE учитывает сезонность его применения с градацией на:

  • летнее;
  • зимнее;
  • всесезонное

Летние масла

Летние смазки имеют большую вязкость, что обеспечивает наилучшую смазку трущихся деталей с наименьшим трением. Однако такое масло при понижении температуры ниже 0 0 С становится слишком густым, что делает запуск двигателя практически невозможным. Стартер просто не в силах прокрутить весь механизм из-за такой вязкости.

Летний ряд моторных смазок имеет цифровое обозначение от 20 до 60 единиц, определяющих класс вязкости в зависимости от температуры с дискретностью 10.

Таким образом, маркировка масел для летнего применения имеет обозначения SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50 и SAE 60, где цифры обозначают минимальную и максимальную вязкость при рабочей температуре 100-150 0 С. Чем выше этот показатель, тем гуще смазка при нагревании.

Зимние масла

Маркировка зимнего масла содержит цифры от 0 до 25 с дискретностью 5 единиц, обозначающих рабочий а также букву W, указывающую на сезон применения (от англ. «winter» - зима). Для того чтобы определить минимальную температуру его использования, нужно от указанного числа отнять 40. Например, для зимнего масла 5 W это будет -35 0 С, для 20W -20 0 С и т.д. Это нижняя граничная температура, при которой возможна прокачка смазывающей жидкости по системе.

Однако для зимней смазки важен еще один критерий, определяющий нижнюю границу температуры, при которой стартер сможет прокрутить механизм двигателя для его запуска - это проворачиваемость. Чтобы ее узнать, необходимо от указанного числа отнять 35. Таким образом, для масла 10 W нижняя граница температуры для запуска двигателя составляет -25 0 С.

Всесезонные масла

Такие смазочные материалы являются универсальными и дают возможность применять их круглогодично. Это наиболее популярные и востребованные автомобильные масла. Маркировка всесезонных смазок состоит из двух чисел и английской буквы W между ними. Первый показатель указывает на граничную минимальную температуру, при которой возможен пуск холодного двигателя, а второй - на вязкость при максимальном рабочем нагреве.

Например, маркировка масла 5W40 обозначает, что запуск мотора с этой смазкой состоится при -35 0 С. Буква W, разделяющая зимний и летний показатели, указывает здесь на универсальную сезонную применяемость.

Максимальная вязкость при температуре +100-150 0 С составит 40 единиц.

Маркировка масла по SAE и ее соответствие ГОСТ

Российская соответствует требованиям ГОСТ 17479.1-85. Она делит смазки на классы по вязкости и по назначению применения.

Летние масла маркируются цифрами 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24. Они указывают на вязкость в мм 2 /с. Чем выше число, тем гуще смазка. Маркировка зимнего масла предусматривает всего три цифры - 4, 5 или 6.

Всесезонные смазочные материалы имеют двойное разделенное обозначение, где числитель - это зимний класс, а знаменатель - летний. Кроме этого, расшифровка маркировки часто содержит букву «з», указывающую на то, что масло загущено специальными присадками (4з/10, 6з/16).

Для того чтобы определить, какому отечественному маслу по классификации ГОСТ соответствует импортный аналог, созданы специальные таблицы. С их помощью можно без труда подобрать нашу смазку для зарубежного автомобиля и наоборот. Например, маркировка масла 5W30 соответствует нашему обозначению 4/12, 15W50 - 6з10, 20W40 - 8з/16 и т.д.

Классификация масел по API

Кроме класса вязкости, смазочные продукты принято классифицировать по степени эксплуатационных характеристик и области применения. Их изучением и систематизацией занимается Американский Институт нефти (API). Согласно этой системе все делятся на две группы:

  • для бензиновых двигателей;
  • для дизельных двигателей

Смазочные продукты для бензиновых моторов обозначаются литерой S и предназначены к использованию в ДВС легковых автомобилей, микроавтобусов и малых грузовиков.

Масла для дизельных двигателей маркируются буквой C, что ориентирует на применение в промышленной, коммерческой и сельскохозяйственной автомобильной технике.

Кроме этого, классификация по API включает еще одну литеру, указывающую на качественный уровень эксплуатационных характеристик. Чем дальше она отдалена от начала алфавита, тем лучше качество продукта. Например, маркировка SJ указывает на то, что это масло для бензинового ДВС со средним качественным показателем.

Однако большинство заграничных производителей смазочных материалов для двигателей выпускают универсальные продукты, использование которых возможно и в бензиновых, и в дизельных моторах. Маркировка масел для обоих типов ДВС содержит 4 литеры по 2 через дробь. Например, SD/CJ.

Это во многом упрощает выбор смазывающей жидкости, но стоит обратить внимание на первую букву маркировки. Если это S, то этот продукт, по утверждению производителя, больше подходит для бензиновых моторов, если С, то для дизельных.

Итак, разобравшись со всеми возможными символами, присутствующими на этикетке моторного масла, попробуем прочитать стандартную маркировку. Например, надпись «BP Visco2000 SG/CC SAE 15W-40 Min. № 234567/96 22.04.2013» гласит о том, что это универсальный минеральный продукт компании British Petroleum с названием «Visco2000», предназначенный для использования в любых типах ДВС (бензиновых и дизельных) круглогодично при температуре не ниже -25 0 С, произведенный 22.04.2013 года.

Другие классификации моторных масел

Кроме SAE и API, существуют и другие классификации масел. Например, Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA) предъявляет к их качеству более жесткие требования. Это объясняется различием конструкции ДВС и условиями эксплуатации автомобилей. Во-первых, европейские машины имеют меньшую массу и объем силового агрегата, а во-вторых, их двигатели высокооборотные и более мощные.

Классификация по ACEA предусматривает 12 классов и систематизирует моторные масла по 3 категориям:

  • A - для бензиновых силовых агрегатов легковых авто;
  • B - для дизельных двигателей легковых машин;
  • E - для дизельных моторов грузовиков и другой тяжелой техники

Международный комитет по изучению и систематизации смазочных материалов (ILSAC) вместе с Ассоциацией автопроизводителей Японии (JAMA) разработали собственную классификацию, включающую всего 3 класса качества масла для бензиновых двигателей (GF-1, GF-2, GF-3).

Ведущие мировые производители автомобилей имеют собственные классификации смазочных материалов или выдвигают определенные требования к выпускаемым продуктам. Это связано с тем, что двигатели разных автомобилей имеют существенные отличия в конструкции. Автоконцерны самостоятельно проводят исследования и испытания моторных масел, по результатам которых создается своя спецификация или даются определенные рекомендации по эксплуатации существующей на рынке продукции.

Трансмиссионным смазкам незаслуженно уделяется гораздо меньше внимания, нежели моторным, хотя они выполняют практически те же функции. Единственное отличие - это отсутствие высоких температур, вызванных работой двигателя внутреннего сгорания. За счет этого трансмиссионные масла имеют гораздо больший срок службы. Их предназначение сводится к смазке и уменьшению силы трения в коробках передач, механизмах управления, раздаточных системах и ведущих мостах.

Маркировка трансмиссионных масел не такая детальная и сложная как у моторных смазок, но также требует понимания, поскольку от этого будет зависеть стабильность работы перечисленных агрегатов.

Всего по классификации SAE различают 9 уровней вязкости смазочных материалов для автомобилей с механической трансмиссией: 5 летних (80, 85, 90, 140, 250) и 4 зимних (70W, 75W, 80W, 85W). Однако на практике, чаще всего, автолюбителями применяются всесезонные трансмиссионные автомобильные масла. Маркировка таких продуктов также состоит из комбинации двух цифр с литерой W между ними. Например, SAE 70W-85, SAE 80W-90 и т.д.

Трансмиссионные масла, также как и моторные, классифицируются по системе API. Ее принятые стандарты делят смазки на группы, в зависимости от типа конструкции и условий эксплуатации. Кроме этого, здесь еще учитывается наличие и количество в смазочном продукте специальных присадок, препятствующих износу.

Согласно API масла для трансмиссии обозначаются литерами GL и цифрами от 1 до 5, которые соответствуют классу. Чем больше класс, тем жестче условия, в которых может эксплуатироваться смазка.

Что касается автоматических коробок передач, то для них обычные трансмиссионные масла не подходят. Здесь действуют свои рабочие стандарты ATF, не имеющие ничего общего с SAE и API. Смазочные продукты для АКПП даже окрашены в яркие цвета для того, чтобы не допустить случайного применения в механических конструкциях.

  • перед тем как приобрести моторное или трансмиссионное масло, следует изучить рекомендации производителя автомобиля;
  • использовать смазочные продукты, имеющие более высокий уровень качественных свойств, не всегда оправдано, так как это может негативно отразиться на стабильности работы самой системы смазки;
  • важно производить замену масла в сроки, указанные в рекомендациях завода-изготовителя авто;
  • в автомобилях с большим пробегом масло следует менять чаще, так как в изношенном двигателе оно подвержено более жестким условиям работы;
  • при замене масла желательно менять и масляный фильтр;
  • недопустимо смешивать минеральное и синтетическое масло, это может привести к образованию нерастворимого осадка;
  • доливать в двигатель следует точно такое же масло, какое было залито ранее;
  • периодически следует делать промывку системы смазки двигателя с помощью специальных жидкостей;
  • нельзя допускать снижения уровня масла ниже установленного минимума, это неизбежно приведет к быстрому износу трущихся деталей;
  • маркировка масел для двигателя и трансмиссии должна обязательно содержать дату изготовления продукта, ориентируясь на которую, можно определить его пригодность (максимальный срок хранения смазочных материалов составляет 5 лет);
  • хранить моторное или трансмиссионное масло нужно только в герметичной емкости, предохраняющей продукт от воздействия влаги и воздуха.

Зная эти нехитрые правила, можно избежать множества проблем.

Наверное, любой автолюбитель согласится с тем, что залогом долговечной и безотказной работы двигателя является использование качественных моторных масел, характеристики которых в максимальной степени соответствовали бы заданным заводом-производителем параметрам. Учитывая тот факт, что автомобильные масла работают в широком диапазоне температур и при большом давлении, а также подвергаются воздействию агрессивных сред, к ним предъявляются очень серьезные требования. С целью упорядочения масел и облегчения процедуры их подбора для конкретного типа двигателя был разработан ряд международных стандартов. В настоящее время ведущие мировые производители используют следующие общепризнанные классификации моторных масел :

  • SAE – Общество автомобильных инженеров;
  • API – Американский институт нефти;
  • ACEA – Ассоциация европейских производителей автомобилей.
  • ILSAC – Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел.

Отечественные масла также проходят сертификацию по ГОСТ.

Классификация моторных масел по SAE

Одним из основных свойств моторных масел является вязкость, которая изменяется в зависимости от температуры. Классификация SAE разделяет все масла в зависимости от их вязкостно-температурных свойств на следующие классы:

  • Зимние – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
  • Летние – 20, 30, 40, 50, 60;
  • Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, например, 0W-30, 5W-40.

Класс по SAE

Низкотемпературная вязкость

Высокотемпературная вязкость

Проворачивание

Прокачиваемость

Вязкость, мм 2 /с, при 100 °С

Минимальная вязкость, мПа*с, при 150 °С и скорости сдвига 10 6 с -1

Максимальная вязкость, мПа*с

6200 при -35 °С

60000 при -40 °С

6600 при -30 °С

60000 при -35 °С

7000 при -25 °С

60000 при -30 °С

7000 при -20 °С

60000 при -25 °С

9500 при -15 °С

60000 при -20 °С

13000 при -10 °С

60000 при -15 °С

3.5 (0W-40; 5W-40;10W-40)

3.7 (15W-40; 20W-40; 25W-40)

Основной характеристикой зимних масел является низкотемпературная вязкость , которая определяется показателями проворачивания и прокачиваемости. Максимальная низкотемпературная вязкость проворачивания измеряется по методу ASTM D5293 на вискозиметре CСS. Этот показатель соответствует значениям, при которых обеспечивается требуемая для запуска двигателя частота вращения коленчатого вала. Вязкость прокачиваемости определяется по методу ASTM D4684 на вискозиметре MRV. Температурный предел прокачиваемости определяет минимальную температуру, при которой насос способен подавать масло к деталям двигателя, не допуская сухого трения между ними. Вязкость, обеспечивающая нормальную работу системы смазки, не превышает 60 000 мПа*с.

Для летних масел установлены минимальные и максимальные значения кинематической вязкости при 100 °С, а также показатели минимальной динамической вязкости при температуре 150 °С и скорости сдвига 10 6 с -1 .

Всесезонные масла должны удовлетворять требованиям, которые определены для соответствующих классов зимних и летних масел, входящих в обозначение.

Классификация моторных масел по API

Основными показателями масел в соответствии с классификацией API являются: тип двигателя и режим его работы, эксплуатационные свойства и условия применения, год выпуска. Стандартом предусмотрено разделение масел на две категории:

  • Категория «S» (Service) – масла, предназначенные для 4-тактных бензиновых двигателей;
  • Категория «C» (Commercial) – масла для дизельных двигателей автотранспорта, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин.

В обозначение класса масла входят две буквы: первая – категория (S или C), вторая – уровень эксплуатационных свойств.

Цифры в обозначениях (например, CF-4, CF-2) дают представление о применимости масел в 2-х или 4-тактных двигателях.

Если моторное масло может использоваться как в бензиновых, так и дизельных двигателях, то обозначение состоит из двух частей. В первой указывается тип двигателя, для которого масло оптимизировано, во второй – еще один допускаемый тип двигателя. Пример обозначения – API SI-4/SL.

Эксплуатационные условия

Категория S
Масла, предназначенные для бензиновых двигателей легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков. Класс SH предусматривает улучшение показателей класса SG, на смену которому он пришел.
Обеспечивает соответствие требованиям SH, а также вводит дополнительные требования в отношении расхода масла, энергосберегающих свойств и стойкости к образованию отложений при нагреве.
Предусматривает улучшение антиокислительных, энергосберегающих и моющих свойств масел.
Устанавливает еще более жесткие требования к моторным маслам.
Стандарт применяет дополнительные требования к обеспечению энергосберегаемости и износостойкости, а также подразумевает уменьшение износа резино-технических изделий двигателя. Масла класса API SN можно использовать в двигателях, работающих на биотопливе.
Категория С
Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях.
Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает использование масел при содержании в дизельном топливе серы до 0.5%. Обеспечивает увеличение срока эксплуатации двигателей с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Предъявляются дополнительные требования к противоокислительным свойствам, износостойкости, образованию отложений, вспениванию, деградации уплотнительных материалов, потере вязкости при сдвиге.
Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает возможность использования при содержании серы в дизельном топливе до 0.05% по массе. Масла, соответствующие классу CJ-4, особенно эффективно работают в двигателях с сажевыми фильтрами (DPF) и другими системами нейтрализации отработавших газов. Также они обладают улучшенными антиокислительными свойствами, стабильностью в широком диапазоне температур, стойкостью к образованию отложений.

Классификация моторных масел по ACEA

Классификация ACEA была разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей в 1995 году. Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на три категории и 12 классов:

  • A/B – бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12);
  • C – бензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12);
  • E – тяжелонагруженные дизельные двигатели (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12).

В обозначении по ACEA помимо класса моторного масла указывается год его введения в действие, а также номер издания (в случае, если были обновлены технические требования).

Классификация моторных масел по ГОСТ

Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла разделяются на:

  • классы по кинематической вязкости;
  • группы по эксплуатационным свойствам.

По кинематической вязкости ГОСТ 17479.1-85 подразделяет масла на следующие классы:

  • летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
  • зимние – 3, 4, 5, 6;
  • всесезонные – 3 З /8, 4 З /6, 4 З /8, 4 З /10, 5 З /10, 5 З /12, 5 З /14, 6 З /10, 6 З /14, 6 З /16 (первая цифра указывает на зимний класс, вторая на летний).

Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85:

Класс вязкости

Кинематическая вязкость при температуре 100 °С

Кинематическая вязкость при температуре -18 °С, мм 2 /с, не более

По области применения все моторные масла подразделяются на шесть групп – А, Б, В, Г, Д, Е.

Группы моторных масел по эксплуатационным свойствам по ГОСТ 17479.1-85:

Группа масел по эксплуатационным свойствам

Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Малофорсированные дизели
Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г 1
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д 1 и Д 2 . Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами.

Индекс 1 указывает на то, что масло предназначено для бензиновых двигателей, индекс 2 – для дизелей. Универсальные масла не имеют индекса в обозначении.

Пример обозначения моторного масла:

M – 4 З /8 – В 2 Г 1

М – моторное масло, 4 З /8 – класс вязкости, В 2 Г 1 – может применяться в среднефорсированных дизелях (В 2) и высокофорсированных бензиновых двигателях (Г 1).

Классификация моторных масел по ILSAC

Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC) издал пять стандартов моторных масел: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5.

Год введения

Описание

Устарела

Соответствует требованиям качества классификации API SH; классы вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX — 30, 40, 50, 60
Соответствует требованиям качества по классификации API SJ, к классам GF-1 добавляются дополнительно SAE 0W-20, 5W-20
Соответствует классификации API SL. Отличается от GF-2 и API SJ существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также улучшенными показателями испаряемости. Классы ILSAC CF-3 и API SL во многом схожи, но масла класса GF-3 обязательно являются энергосберегающими.
Соответствует классификации API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений. Кроме того, масла должны быть совместимыми с катализаторами отработанных газов.
Соответствует требованиям классификации API SM с более жесткими требованиями к экономии топлива, совместимости с катализаторами, испаряемости, моющим свойствам, стойкости к образованию отложений. Вводятся новые требования по защите систем турбонаддува от образования отложений и совместимости с эластомерами.

Прежде чем говорить о классификации и характеристиках этой рабочей жидкости, стоит выяснить о предназначении масла. Оно выполняет важные функции, в число которых входит:

  • качественная смазка всех движущихся компонентов мотора, а также предотвращение ускоренного износа, приводящего к появлению металлической стружки;
  • отведение тепла от двигателя, что исключает его перегрев;
  • обеспечение чистоты в моторе благодаря моющим компонентам в составе;
  • обеспечение работоспособности мотора даже при низких температурах окружающей среды;
  • защита конструкции агрегата от коррозии, окисления и разнообразных продуктов сгорания топлива.

Исходя из этого, необходимо своевременно выполнять замену моторного масла, так как старый продукт не будет справляться со всеми возложенными на него задачами. Каждый автовладелец просто обязан ориентироваться в маркировке продукции. Это позволит приобрести правильный товар.

Существующие классификации

Производители для упрощения покупки конкретного продукта разработали несколько общепринятых классификаций, каждая из которых может предоставить водителю информацию о масле по конкретным характеристикам. В список наиболее распространенных классификаций входит:

  • ILSAC.
  • ГОСТ.
  • ACEA.

Помимо этого, существуют и другие классификации, например, по составу, сезону использования и для конкретных агрегатов. При покупке обязательно стоит ориентироваться на все это, так как использование некорректного масла может привести к серьезным повреждениям в двигателе.

Выбираем масло по составу

Маркировка моторных масел практически всегда содержит информацию о том, на какой основе производится данная жидкость. Здесь вся продукция делится на три больших группы:

  • минеральные (Mineral);
  • синтетические (Fully Synthetic);
  • полусинтетические (Semi Synthetic).

Минеральное масло получается непосредственно из нефти путем перегонки. Оно является полностью натуральным продуктом. К сожалению, в чистом виде оно очень быстро теряет свои свойства, поэтому зачастую производители добавляют различные присадки (моющие, антикоррозийные и тому подобное), которые позволяют увеличить срок службы продукции. Из-за высокой вязкости, такое масло используют в старых автомобилях с большой выработкой. К отличительным преимуществам относится доступная цена.

Самым качественным и долговечным является синтетическое масло. Оно устойчиво к перегревам, практически не окисляется, сохраняет свои характеристики при воздействии низких температур и обладает высокой текучестью. Продукция активно используется в современных иномарках. Однако за такие показатели приходится достаточно высоко платить, поэтому далеко не каждый водитель в денежном плане способен регулярно использовать синтетику.

Компромиссом между двумя вышеописанными вариантами является полусинтетическое моторное масло. Изделия имеют минеральную основу (как правило, до 30 процентов), которая смешивается с синтетическими составляющими. Благодаря такому решению, удается получить продукт, который по своим качествам близкий к синтетике, но при этом имеет более скромный ценник. Достоинством подобной продукции является совместимость практически с любым транспортным средствам.

Расшифровываем SAE

Как вы могли заметить, одной из ключевых характеристик масла является его текучесть и то, при каких температур продукт способен выполнять свое предназначение. Коэффициент вязкости регламентируется SAE. Аббревиатура расшифровывается с английского как « Society of Automotive Engineers», что в переводе означает «общество автомобильных инженеров». Согласно этой классификации, выделяют три типа масел:

  • Зимние. Они имеют максимальную текучесть, что обеспечивает бесперебойный старт мотора даже при минусовых температурах. В маркировке подобной продукции будет присутствовать число и латинская буква W (от слова Winter – «зима»). В магазинах вы можете найти изделия с маркировкой 0W, 10W и так далее.
  • Летние. Данный вид используются только при температурах окружающей среды выше 0 градусов Цельсия. Вязкость этого масла достаточно высокая. Это необходимо для того, чтобы в сильную жару текучесть не превышала предельного параметра, хотя именно из-за этого их использование при минусовых температурах становится невозможным. В маркировке имеется только число 20,30 и так далее. Чем выше показатель, тем выше вязкость изделия.
  • Всесезонные – самая популярная и востребованная продукция, так как может работать и в холодную и в жаркую погоду. Маркировка объединяет в себе два числа, разделенных буквой W, например, SAE 5W-40.

Если вы обладатель относительно свежей иномарки, то подходящее для нее масло вы можете узнать в техническом руководстве к своему автомобилю. Для старых машин следует пользоваться одним правилом – чем больше пробег транспортного средства (или конкретно мотора), тем с большей высокотемпературной вязкостью необходимо покупать изделие.

Как выполнять расшифровку

Расшифровка вязкости масла происходит по двум числам. Первое число говорит о минусовой температуре, при которой мотор без проблем заведется. Узнать эту информацию вы можете из соответствующих таблиц. Например, в изделии 5W40 цифра 5 говорит о том, что для этого масла предельно низкой температурой являются -35 градусов Цельсия. Для самых экстремальных условий используются масла 0WХХ, имеющие температурный минимум на отметке в -40 градусов.

Второе число обозначает максимальную температуру прокачиваемости. Водители могут найти продукцию от XW30 до ХW50. Наиболее популярными и безопасными для большинства моторов являются изделия 5W30 и 5W40. При использовании 0W40 и 0W50 рекомендуется быть острожными, так как они могут повредить конструкцию мотора.

Маркировка по API

При покупке также стоит обращать внимание на маркировку API. С ее помощью производители информируют покупателей о следующей информации:

  • для какого типа мотора предназначен продукт;
  • каковы эксплуатационные характеристики жидкости;
  • для какого года выпуска автомобиля используется это масло.

Расшифровка маркировки автомобильного масла производится согласно следующим данным:

  • Обозначение ЕС (может отсутствовать) идет сразу после аббревиатуры API. Указывает класс энергосберегающих масел.
  • Римские цифры после EC свидетельствуют об уровне экономии.
  • Далее следует информация о типе мотора, для которого используется это масло (S – бензиновый, C – дизельный).
  • Об уровне эксплуатационных свойств говорят латинские буквы от A до N (обозначают низкий уровень). Затем следует вторая буква, и чем выше она стоит, тем выше класс изделия.
  • Для дизельных масел также выделяют в маркировке цифры 2 и 4 в конце, которые делят продукцию на двухтактное и четырехтактное масло.

Посмотреть, за какой год отвечает каждая из буквенных комбинаций, вы можете в специальных таблицах. Как правило, на этикетке имеется круглый значок, который содержит информацию об классификациях SAE и API. В кружочке в центре располагается маркировка по вязкости, а на одном из внешних полукругов размещаются данные по API.

Европейская классификация ACEA

О назначении моторного масла и эксплуатационных свойствах вам также поможет узнать ACEA. Маркировка автомобильных масел по данному стандарту включает в себя следующие обозначения:

  • Латинские буквы «A» и «В» с цифирными показателями, разделенные косой чертой. Информируют о том, что это изделия для бензиновых и дизельных моторов для легковых авто, микроавтобусов и фургонов. Примеры – A1/B1-12, A3/B4-13.
  • Латинская буква «C» с цифрой. Продукт используется в бензиновых и дизельных агрегатах, в которых имеется катализатор отработавших газов. Примеры – C2-12, C4-12.
  • Латинская буква «Е» и цифра – масло для дизельных грузовых автомобилей. Примеры – E4-12, E9-12.

Последнее число указывает год введения, однако на некоторых продуктах в маркировке этого может и не быть.

Как разобраться в ГОСТ

Многие автолюбители предпочитают дополнительно при покупке ориентироваться на ГОСТ, что является хорошей привычкой. Здесь все изделия условно разделяются на группы по кинематической вязкости и эксплуатационным свойствам. Масла по вязкости делятся аналогично SAE на летние (числа от 6 до 24), зимние (от 3 до 6) и всесезонные (комбинируют два числа).

Область применения продукта регламентируют буквы от «А» до «Е». Также существует индекс, который указывает на тип мотора. Индекс «1» означает, что масло используется в транспортных средствах с бензиновым мотором, «2» - с дизельным. Если индекс отсутствует, значит, продукция считается универсальной.

Маркировка по ILSAC

Это менее популярная классификация, разработанная совместно американскими и японскими инженерами. Выделяют пять стандартов (от GF-1 до GF-5), которые по своей сути соответствуют классам по API. Отличительной особенностью является то, что по данной классификации продукция является и энергосберегающей, и всесезонной.

Устанавливают следующее соответствие:

  • GF1 считается устаревшим.
  • GF2 – аналог маслу с API SJ. По вязкостным характеристикам близок к 0W-20 и 5W-20.
  • GF3 – аналог API SL.
  • GF4 и GF5 являются аналогами по параметрам продукции с маркировкой SM и SN.

Для японских иномарок с турбинами существует отдельный класс, в маркировке которого вы встретите выражение DX-1.

Стоит отметить, что некоторые автопроизводители создали собственные допуски, которые фактически дополняют существующие системы классификации. В частности, свою маркировку имеет фирменная продукция от Mercedes, BMW, Renault, Ford и других брендов, объединенных концерном VAG. Подробную информацию вы всегда можете найти в сети Интернет или на тематических форумах по вашей иномарке.

Выводы

Умение расшифровать обозначение на этикетке моторного масла – это залог успешного выбора изделия. При покупке также обязательно проверяйте качество упаковки и всех рисунков. Это позволят выявить контрафактную продукцию, которая представляет опасность для вашего автомобиля, Покупка только высококачественных сертифицированных изделий гарантирует продолжительный срок службы двигателя и отсутствие непредвиденных поломок.

Некоторые автомобилисты, даже с приличным стажем, не до конца понимают указанные на канистре с моторным маслом допуски и спецификации. Ниже кратко разберём маркировку моторного масла и расшифровку основных обозначений.

Вязкость по SAE

Показатель вязкости – наиболее узнаваемое обозначение. Сегодня более 90% моторных масел маркируется по SAE J300 (классификация, созданная сообществом автомобильных инженеров). Согласно этой классификации все моторные масла проверяются и маркируются по показателю вязкости и в зависимости от температуры перехода в неэксплуатируемое состояние.

Обозначение по SAE состоит из двух индексов: летнего и зимнего. Эти индексы могут использоваться как по отдельности (для конкретно летних или зимних смазочных материалов), так и вместе (для всесезонных). У всесезонных масел летний и зимний индексы разделены между собой дефисом. Зимний пишется первым и состоит из однозначного или двухзначного числа и буквы «W» после цифр. Летняя часть маркировки указывается через дефис числом без буквенной приписки.

Согласно стандарту SAE J300, летние обозначения могут иметь вид: 2, 5, 7,5, 10, 20, 30, 40, 50 и 60. Зимних обозначений меньше: 0W, 2,5W, 5W, 7,5W, 10W, 15W, 20W, 25W.

Значение вязкости по SAE – комплексное. А именно указывает на несколько характеристик масла. Для зимнего обозначения в нем учитываются такие параметры, как: температура застывания, температура свободной прокачиваемости масляным насосом и температура, при которой гарантирован проворот коленчатого вала без повреждения шеек и вкладышей. Например, для масла 5W-40 минимальная температура эксплуатации равняется –35° C.

Так называемый летний индекс в маркировке SAE показывает, какая у масла будет вязкость при температуре 100° C (в рабочем режиме мотора). Например, для того же масла SAE 5W-40 кинематическая вязкость составляет от 12,5 до 16,3 сСт. Это параметр наиболее важен, так как именно он определяет, как поведёт себя масляная плёнка в пятнах трения. Исходя из конструктивных особенностей мотора (зазоров в сопрягаемых поверхностях, контактных нагрузок, скорости взаимного перемещения деталей, шероховатости и т. д.) автопроизводитель подбирает оптимальную вязкость для того или иного ДВС. Эта вязкость и указывается в инструкции по эксплуатации авто.

Ошибочно автомобилисты связывают напрямую так называемый летний индекс с допустимой температурой эксплуатации масла летом. Подобная связь есть, но она весьма условная. Напрямую летний индекс указывает только на одну величину: вязкость масла при 100° C.

Классификация по API

Второе по распространённости обозначение – это классификация масла по API (американский институт нефти). Здесь также в маркировку заложен комплекс показателей. Можно сказать, что этот классификатор указывает на технологичность масла.

Расшифровка, предложенная инженерами американского института нефти, довольно проста. Классификация по API включает в себя две основные буквы и в некоторых случаях через дефис цифру, которая уточняет область использования того или иного масла. Первой идёт буква, указывающая на область применимости масла в зависимости от системы питания двигателя. Буква «S» говорит о том, что масло предназначено для бензиновых моторов. Буква «C» указывает на дизельную принадлежность смазочного материала.

Вторая буква говорит о технологичности масла. Под технологичностью подразумевается большой комплекс характеристик, который для каждого отдельного класса по API имеет свой набор требований. И чем дальше от начала алфавита вторая буква в обозначении по API, тем более технологичное масло. Например, масло класса SM по API лучше, чем SL. Для дизельных моторов с сажевыми фильтрами или повышенными нагрузками могут использоваться дополнительные буквы в маркировке, например, СJ-4.

Сегодня для гражданских легковых автомобилей передовыми являются классы SN и CF по API.

Классификация по ACEA

Европейская ассоциация автомобильных производителей ввела свою систему для оценки применимости моторных масел в тех или иных двигателях. Эта классификация состоит из буквы латинского алфавита и цифры. Букв в этой методике четыре:

  • A – бензиновые моторы.
  • B – дизеля легковых авто без сажевых фильтров.
  • C – транспорт с дизельным двигателем, оснащённый сажевым фильтром.
  • E – коммерческий транспорт с высоконагруженными дизельными моторами.

Цифра после буквы указывает не технологичность масла. Сегодня большинство моторных масел для гражданского транспорта универсальны и маркируются как A3/B3 или A3/B4 по ACEA.

Другие важные характеристики

На свойства и область применения моторного масла также влияют нижеследующие характеристики.

  1. Индекс вязкости. Показывает, насколько масло изменяет вязкость при повышении или понижении температуры. Чем больше индекс вязкости, тем менее зависим смазочный материал от изменения температуры. Сегодня этот показатель колеблется в пределах от 150 до 230 единиц. Масла с высоким значением индекса вязкости лучше подойдут для климата с большой разбежкой между максимальной и минимальной температурой.
  2. Температура застывания. Точка, при которой масло теряет текучесть. Сегодня качественная синтетика может сохранять текучесть при температурах вплоть до –50° C.
  3. Температура вспышки. Чем выше этот показатель, тем лучше масла противостоит выгоранию в цилиндрах и окислению. Для современных смазочных материалов температура вспышки в среднем составляет от 220 до 240 градусов.

  1. . Показывает, сколько после выгорания масла в цилиндрах останется твёрдой золы. Рассчитывается в процентном соотношении от массы смазки. Сейчас этот показатель колеблется в пределах от 0,5 до 3%.
  2. . Определяет способность масла очищать мотор от шламовых отложений и противостоять их формированию. Чем выше щелочное число, тем лучше масло борется с отложениями сажи и шлама. Этот параметр может находиться в интервале от 5 до 12 мгКОН/гр.

Есть ещё несколько характеристик моторного масла. Однако они обычно не указываются на канистрах даже с описанием подробных характеристик на этикетке и не оказывают большого влияния на эксплуатационные свойства смазки.