Житие мц. Евдокии. Святая преподомномученица Евдокия — житие

Святая преподобномученица Евдокия Илиопольская! Память 14 марта. Евдокия была самарянкой, родилась в начале II века в городе Илиополе (ныне Бальбек) Финикии Ливанской. Она обладала редкой красотой, которой пленяла многих юношей и мужей, приезжавших к ней из разных стран. Ведя греховную жизнь, она собрала богатство, не уступавшее царской казне. Однажды, возвращаясь из паломничества по святым местам в свою обитель, через Илиополь проходил старец Герман и, по усмотрению Божиему, остановился в доме, отделявшемся одной стеною от жилища Евдокии. Ночью инок совершал положенные полунощные молитвы, пел псалмы и читал Священное Писание, в котором говорилось о Втором пришествии Христа и о Страшном Суде. Проснувшись от его голоса, Евдокия полностью прослушала молитвенное правило Германа и благодать Божия коснулась её очерствевшей души, участь грешников поразила и устрашила её. Утром она пришла к старцу с просьбой рассказать ей о его вере. Слушая о Христе, в ней укреплялось желание исправить жизнь и послужить Богу. По совету Германа, она после 7-ми дневного поста и молитвы приняла Святое Крещение от епископа Илиопольского Феодота. После этого она большую часть своего состояния передала в дар церкви, а меньшую разделила между своими рабами, которых отпустила на свободу, а сама удалилась в монастырь, который ей указал святой Герман. По прошествии тринадцати месяцев умерла игуменья этого монастыря, по имени Харитина, проводившая святую жизнь. Под ее руководством Евдокия значительно преуспела в подвигах, выучила наизусть псалтирь, и, просвещаемая Святым Духом, все священное Писание, прочитавши однажды со вниманием, хорошо уразумела. Так как она подвигом постничества превзошла всех сестер, то всеми единогласно была избрана в игуменьи. И Бог не замедлил засвидетельствовать ее достоинство и избрание её утвердить чудом. Один юноша, из прежде её любивших, по имени Филострат, решил вернуть её к любодеянию. Одевшись в иноческие одежды, он пришёл к святому Герману с просьбой устроить ему встречу с Евдокией, чтобы из её наставлений почерпнуть силу для несения подвига и отражения дьявольских искушений. Старец поверил льстивым речам юноши и позволил пройти ему в женскую обитель. Увидев свою возлюбленную, Филострат поразился произошедшим в ней изменениям, но всё же начал её обольщать сладострастными речами. Возмущенная до глубины души его поступком, Евдокия с гневом сказала ему: «Бог отмщений да запретит тебе! Господь наш Иисус Христос, Праведный Судья, Которого я раба, хота и недостойная, не допустит тебя, пришедшего сюда с злым умыслом, возвратиться к себе, потому что ты – сын диавола» и дунула в лицо, после чего мнимый инок упал мёртвым. Ночью Евдокии было видение, в котором Господь сказал: «Встань, Евдокия, прославь Бога твоего. Помолись коленопреклоненно близ мертвого тела посланного тебе диаволом искусителя, и Я повелю ему встать; и он восстанет и узнает, кто Я, в Которого ты веруешь, и преизобильна будет на тебе благодать Моя». Воскреснув, юноша уверовал во Христа и принял решение следовать за ним. Прошло немного времени, как последовало другое испытание. Жители Илиополя донесли правителю страны – Аврелиану, что, приняв христианство, Евдокия якобы скрыла в монастыре свои богатства. Аврелиан послал отряд воинов, чтобы изъять эти мнимые сокровища. Однако в течение трех дней воины тщетно пытались приблизиться к стенам обители: невидимая сила Божия охраняла ее. Аврелиан снова послал воинов к монастырю, на этот раз под предводительством своего сына. Но в первый же день пути сын Аврелиана сильно повредил себе ногу и вскоре умер. Тогда Филострат посоветовал Аврелиану написать преподобной Евдокии, моля ее оживить юношу. И Господь, по Своей бесконечной милости, молитвами святой Евдокии вернул юношу к жизни. Став свидетелями великого чуда, Аврелиан и его ближние уверовали во Христа и крестились. В скором времени царь Аврелиан скончался, а его дочь, чтобы не быть похищенной наместником города Илиополя Диогеном, любившем её, скрылась в монастыре у святой Евдокии. Надеясь узнать, где находится его возлюбленная, а также желая отречения Евдокии от Христа, Диоген велел своим войнам схватить её и привести во дворец, что и было исполнено. Уходя из монастыря, святая Евдокия сумела взять с собой часть Пречистых Животворящих Христовых Тайн. Во время истязаний мученицы, частицы, спрятанные у неё на груди, выпали. Слуги, не зная, что это такое, подняли и принесли наместнику. Протянув руку, он хотел взять их, и тотчас часть Пречистого Тела Владыки превратилась в огонь, и великий пламень попалил слуг мучителя и повредил левое плечо самому наместнику. Он упал от боли на землю и взывал к солнцу, прося исцеления, но вместо этого на него ниспал огонь, как молния, и умертвил его, опалив тело, как головню. В это время один из воинов увидел, что рядом со святой стоит Ангел, утешая её. Это чудо так поразило его, что он исповедовал веру в Христа, а после освободил Евдокию и попросил её вернуть к жизни наместника и всех бывших с ним. Помолившись, святая оживила всех, попаленных огнём. Во время совершения этого чуда пришло известие, что жена комита Диодора угорела в бане. По молитве Евдокии женщина также была возвращена к жизни. Воочию убедившись в силе и благости Господа, множество народа, во главе с Диогеном и Диодором, уверовали во Христа и через некоторое время крестились со своими семьями. Преподобная Евдокия некоторое время жила в доме Диодора, просвещая новообращенных христиан. Вскоре было совершенно еще одно чудо воскрешения. Сын некой вдовы умер от укуса змеи, и Евдокия повелела Диодору молиться о возвращении его жизни. Считая себя недостойным такого дерзновения, но повинуясь святой, Диодор совершил молитву, и юноша, на глазах многочисленных свидетелей, воскрес. После этого преподобная Евдокия возвратилась в свою обитель, где продолжала проводить жизнь в обычных иноческих трудах. Иногда приходила она в город, утверждая верных и приводя неверных к вере во Христа Бога. После своего крещения она прожила пятьдесят шесть лет и скончалась мученическою смертью следующим образом. После кончины наместника Диогена, умершего в христианской вере, его должность занял Викентий, человек жестокий и враг христиан. Он, услыхав о преподобной Евдокии, послал воинов отсечь ее честную голову. Произошло это 1 марта (14 марта по н.ст.) между 160-170 годами. Тропарь преподобномученицы Евдокии глас 8 Правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову,/ тленных, и красных, и временных забытием претекла еси,/ яко Слова ученица:/ пощением страсти первее умертвивши,/ страдальчески второе врага посрамила еси./ Тем Христос сугубых венца сподоби тя,/ славная Евдокие, преподобная страстотерпице,/ моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобномученицы Евдокии глас 4 Во страдании твоем добре подвизавшися,/ и по смерти нас освящаеши чудес излиянии, всехвальная,/ верою прибегающия в Божественную церковь твою,/ и, торжествующе, молим тя, преподобная мученице Евдокие:// да избавимся недуг душевных и чудес благодать почерпем. Молитва преподобномученице Евдокии: О святая угоднице Божия, преподобномученице Евдокие! Подвигом добрым подвизавшися на земли, восприяла еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Краткое житие преподобномученицы Евдокии Илиопольской

Свя-тая Ев-до-кия бы-ла са-ма-рян-кой по рож-де-нию. Жи-ла она в Илио-по-ле Фини-кий-ском во вре-ме-на Рим-ско-го им-пе-ра-то-ра Тра-я-на (98-117 гг.). От-ли-ча-ясь в мо-ло-до-сти ред-кой кра-со-той и строй-но-стью, Ев-до-кия ве-ла гре-хов-ную жизнь, тор-гуя сво-им те-лом. Бо-га-тые же-ни-хи и по-клон-ни-ки при-ез-жа-ли к Ев-до-кии из раз-ных стран, так что она со вре-ме-нем ста-ла очень со-сто-я-тель-ной и поль-зо-ва-лась по-че-том у мест-ных вла-стей.

Гос-подь, же-лая спа-сти ду-шу Ев-до-кии от веч-ной по-ги-бе-ли, устро-ил так, что один пре-ста-ре-лый инок по име-ни Гер-ман по-се-тил мест-ность, где жи-ла Ев-до-кия. Гер-ман имел обы-чай вслух чи-тать Свя-щен-ное Пи-са-ние, и Ев-до-кия слу-чай-но услы-ша-ла, ко-гда он чи-тал пред-ска-за-ния о Вто-ром при-ше-ствии Хри-ста и о Страш-ном су-де.

Это чте-ние про-из-ве-ло боль-шое впе-чат-ле-ние и сму-ти-ло Ев-до-кию, так как она по-ня-ла, что имен-но ее, греш-ни-цу, ожи-да-ют на-ка-за-ния, пред-ска-зан-ные в Биб-лии. По-зна-ко-мив-шись с мо-на-хом Гер-ма-ном, Ев-до-кия узна-ла от него о хри-сти-ан-ской ве-ре и о за-гроб-ной жиз-ни. Сло-ва мо-на-ха па-ли на доб-рую поч-ву. Уве-ро-вав во Хри-ста всем серд-цем, Ев-до-кия при-ня-ла Кре-ще-ние, все свои со-кро-ви-ща раз-да-ла бед-ным и при-ня-ла мо-на-ше-ский по-стриг в бли-жай-шем мо-на-сты-ре.

Жи-вя мно-го лет в этой оби-те-ли, Ев-до-кия все-це-ло по-свя-ти-ла се-бя по-дви-гам по-ста, мо-лит-вы и очи-ще-ния ду-ши. С го-да-ми она до-стиг-ла ду-хов-ной зре-ло-сти и бы-ла воз-ве-де-на в игу-ме-ньи сво-ей оби-те-ли. При-няв на-чаль-ствен-ную долж-ность, Ев-до-кия на-пра-ви-ла свои си-лы на доб-рые де-ла. Она кор-ми-ла и оде-ва-ла стран-ни-ков, по-се-щав-ших ее оби-тель, ис-це-ля-ла боль-ных сво-и-ми мо-лит-ва-ми.

Так Ев-до-кия 56 лет под-ви-за-лась в доб-рых де-лах и ино-че-ских по-дви-гах. В 152 го-ду, при им-пе-ра-то-ре Ан-то-нине, она му-че-ни-че-ски за-кон-чи-ла свою пра-вед-ную жизнь. За рас-про-стра-не-ние хри-сти-ан-ской ве-ры Ев-до-кию окле-ве-та-ли в кол-дов-стве и об-мане. Без су-деб-но-го раз-би-ра-тель-ства ее от-ве-ли на ме-сто каз-ни и обез-гла-ви-ли.

Так свя-тая Ев-до-кия за свои мо-на-ше-ские по-дви-ги, за доб-рые де-ла и за му-че-ни-че-скую смерть за-слу-жи-ла се-бе трой-ной ве-нец в Цар-ствии Небес-ном.

Иное жизнеописание преподобномученицы Евдокии Илиопольской

Свя-тая пре-по-доб-но-му-че-ни-ца Ев-до-кия бы-ла са-ма-рян-кой, ро-дом из го-ро-да Илио-по-ля Фини-кии Ли-ван-ской. Язы-че-ское нече-стие от-толк-ну-ло ее от доб-ро-го пу-ти, и она дол-го ве-ла гре-хов-ную жизнь. Ду-ша ее омерт-ве-ла, серд-це оже-сто-чи-лось.

Од-на-жды в пол-ночь Ев-до-кия просну-лась и услы-ша-ла за сте-ной, в дру-гой по-ло-вине до-ма, где жил хри-сти-а-нин, мо-леб-ное пе-ние и чте-ние Свя-щен-но-го Пи-са-ния, в ко-то-ром го-во-ри-лось и о веч-ном бла-жен-стве, уго-то-ван-ном пра-вед-ни-кам, и о воз-мез-дии, ожи-да-ю-щем греш-ни-ков. Бла-го-дать Бо-жия кос-ну-лась серд-ца Ев-до-кии, и она осо-зна-ла, что это со-вер-шен-ные ею гре-хи ле-жат тя-же-стью на ее ду-ше.

Утром Ев-до-кия по-спе-ши-ла при-звать к се-бе че-ло-ве-ка, мо-лит-вен-ное пра-ви-ло ко-то-ро-го слы-ша-ла но-чью. Это был ста-рец Гер-ман, воз-вра-щав-ший-ся с па-лом-ни-че-ства по свя-тым ме-стам в свою оби-тель. Ев-до-кия дол-го слу-ша-ла на-став-ле-ния стар-ца, и ду-ша ее слов-но ожи-ла и ис-пол-ни-лась ра-до-стью и лю-бо-вью ко Хри-сту. Она по-про-си-ла стар-ца Гер-ма-на прий-ти к ней через несколь-ко дней, а са-ма за-тво-ри-лась в до-ме и в по-ка-я-нии пре-да-лась по-сту и мо-лит-ве.

Ста-рец Гер-ман при-гла-сил пре-сви-те-ра, и по-сле ис-пы-та-ния и огла-ше-ния Ев-до-кия при-ня-ла Свя-тое Кре-ще-ние от епи-ско-па Илио-поль-ско-го Фе-о-до-та. Раз-дав все свое иму-ще-ство ни-щим, она уда-ли-лась в мо-на-стырь и при-ня-ла на се-бя са-мые стро-гие по-дви-ги по-ка-я-ния. Гос-подь про-стил по-ка-яв-шу-ю-ся греш-ни-цу и на-де-лил ее бла-го-дат-ны-ми ду-хов-ны-ми да-ра-ми.

Од-на-жды, ко-гда она бы-ла уже на-сто-я-тель-ни-цей мо-на-сты-ря, в оби-те-ли по-явил-ся мо-ло-дой языч-ник Фило-страт. Раз-жи-га-е-мый нечи-стой стра-стью, он под ви-дом ино-ка про-ник в мо-на-стырь и стал уго-ва-ри-вать пре-по-доб-ную Ев-до-кию воз-вра-тить-ся в Илио-поль, чтобы сно-ва на-чать преж-нюю жизнь. "Бог от-мще-ния да за-пре-тит те-бе", - с гне-вом от-ве-ти-ла Ев-до-кия, и лже-и-нок упал за-мерт-во. Опа-са-ясь, что слу-чив-ше-е-ся со-чтут за убий-ство, сест-ры уси-ли-ли мо-лит-ву и про-си-ли Гос-по-да от-крыть им Свою во-лю.

Свя-той Ев-до-кии в сон-ном ви-де-нии явил-ся Сам Гос-подь и ска-зал: "Вос-стань, Ев-до-кия, пре-кло-ни ко-ле-на, по-мо-лись, и вос-креснет ис-ку-си-тель твой". И по мо-лит-ве Ев-до-кии Фило-страт ожил. Воз-вра-щен-ный к жиз-ни языч-ник умо-лил пре-по-доб-ную про-стить его. При-няв Свя-тое Кре-ще-ние, он уда-лил-ся в Илио-поль. С тех пор он ни-ко-гда не за-бы-вал ми-ло-сти Бо-жи-ей, яв-лен-ной ему, и стал на путь по-ка-я-ния.

Про-шло немно-го вре-ме-ни, как по-сле-до-ва-ло дру-гое ис-пы-та-ние. Жи-те-ли Илио-по-ля до-нес-ли пра-ви-те-лю Авре-ли-а-ну, что, при-няв хри-сти-ан-ство, Ев-до-кия яко-бы скры-ла в мо-на-сты-ре свои бо-гат-ства. Авре-ли-ан по-слал от-ряд во-и-нов, чтобы изъ-ять эти мни-мые со-кро-ви-ща. Од-на-ко в те-че-ние трех дней во-и-ны тщет-но пы-та-лись при-бли-зить-ся к сте-нам оби-те-ли: неви-ди-мая си-ла Бо-жия охра-ня-ла ее. Авре-ли-ан сно-ва по-слал во-и-нов к мо-на-сты-рю, на этот раз под во-ди-тель-ством сво-е-го сы-на. Но в пер-вый же день пу-ти сын Авре-ли-а-на силь-но по-вре-дил се-бе но-гу и вско-ре умер. То-гда Фило-страт по-со-ве-то-вал Авре-ли-а-ну на-пи-сать пре-по-доб-ной Ев-до-кии, мо-ля ее ожи-вить юно-шу. И Гос-подь по Сво-ей бес-ко-неч-ной ми-ло-сти мо-лит-ва-ми свя-той Ев-до-кии вер-нул юно-шу к жиз-ни. Став сви-де-те-ля-ми ве-ли-ко-го чу-да, Авре-ли-ан и его ближ-ние уве-ро-ва-ли во Хри-ста и кре-сти-лись.

Ко-гда уси-ли-лись го-не-ния на хри-сти-ан, пре-по-доб-ную Ев-до-кию схва-ти-ли и при-ве-ли на му-че-ния к пра-ви-те-лю Дио-ге-ну. Ис-тя-зав-ший ее во-е-на-чаль-ник Ди-о-дор по-лу-чил из-ве-стие о вне-зап-ной смер-ти сво-ей же-ны Фир-ми-ны. В от-ча-я-нии он бро-сил-ся к свя-той Ев-до-кии с прось-бой по-мо-лить-ся об умер-шей. Пре-по-доб-но-му-че-ни-ца, ис-пол-нен-ная ве-ли-кой ве-ры, об-ра-ти-лась к Бо-гу с мо-лит-вой и ис-про-си-ла у Него воз-вра-ще-ние Фир-ми-ны к жиз-ни. Во-очию убе-див-шись в си-ле и бла-го-сти Гос-по-да, Ди-о-дор и Дио-ген уве-ро-ва-ли во Хри-ста и через неко-то-рое вре-мя кре-сти-лись со сво-и-ми се-мья-ми. Пре-по-доб-ная Ев-до-кия неко-то-рое вре-мя жи-ла в до-ме Ди-о-до-ра и про-све-ща-ла но-во-об-ра-щен-ных хри-сти-ан.

Од-на-жды един-ствен-ный сын неко-ей вдо-вы, ра-бо-тая в са-ду, был ужа-лен зме-ей и умер. Мать горь-ко опла-ки-ва-ла умер-ше-го сы-на. Узнав о ее го-ре, свя-тая Ев-до-кия ска-за-ла Ди-о-до-ру: "На-ста-ло и те-бе вре-мя по-ка-зать свою ве-ру во Все-мо-гу-ще-го Бо-га, Ко-то-рый слы-шит мо-лит-вы ка-ю-щих-ся греш-ни-ков и по Сво-е-му ми-ло-сер-дию ис-пол-ня-ет их про-ше-ния".

Дио-дор сму-тил-ся, не счи-тая се-бя до-стой-ным та-ко-го дерз-но-ве-ния пред Бо-гом, но, по-ви-ну-ясь свя-той Ев-до-кии, по-мо-лил-ся и Име-нем Хри-сто-вым по-ве-лел по-кой-ни-ку встать. На гла-зах у всех при-сут-ство-вав-ших юно-ша ожил.

Пре-по-доб-ная Ев-до-кия воз-вра-ти-лась в свой мо-на-стырь, в ко-то-ром под-ви-за-лась 56 лет.

По-сле смер-ти Дио-ге-на пра-ви-те-лем стал Ви-кен-тий, же-сто-кий го-ни-тель хри-сти-ан. Узнав о бес-страш-ной ис-по-вед-ни-це хри-сти-ан-ской ве-ры, он при-ка-зал каз-нить её. 1 мар-та (ок. 160-170) свя-тая пре-по-доб-но-му-че-ни-ца бы-ла обез-глав-ле-на.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобномученице Евдокии Илиопольской

Пpа́востию у́мною ду́шу твою́ пpивяза́вши в любо́вь Хpисто́ву,/ тле́нных, и кpа́сных, и вpе́менных забы́тием пpетекла́ еси́,/ я́ко Сло́ва учени́ца:/ поще́нием стpа́сти пе́pвее умеpтви́вши,/ стpада́льчески втоpо́е вpага́ посpами́ла еси́./ Тем Хpисто́с сугу́бых венца́ сподо́би тя,/ сла́вная Евдоки́е, пpеподо́бная стpастоте́pпице,// моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правотой духовной душу твою соединив с любовью Христовой, смертного, земных благ и временного ты миновала, как Христа ученица: постом сначала умертвив страсти, а потом страданием победив врага [диавола]. Поэтому Христос особо увенчал тебя, достойная славы Евдокия, преподобная страстотерпица, моли Христа Бога спастись душам нашим.

Кондак преподобномученице Евдокии Илиопольской

Во страда́нии твое́м до́бре подвиза́вшися,/ и по сме́рти нас освяща́еши чуде́с изли́янии, всехва́льная,/ ве́рою прибега́ющия в Боже́ственную це́рковь твою́,/ и торжеству́юще, мо́лим тя, преподо́бная му́ченице Евдоки́е:// да изба́вимся неду́г душе́вных и чуде́с благода́ть почерпе́м.

Перевод: В подвиге твоем искусно подвизаясь и после смерти нас освящаешь чудес излияниями, достойно прославляемая, с верой приходящих в Божественную церковь твою, и прославляя, молим тебя, преподобная мученица Евдокия об избавлении от болезней душевных и получении чудесной благодати.

Молитва преподобномученице Евдокии Илиопольской

О, свята́я уго́днице Бо́жия, преподобному́ченице Евдоки́е! По́двигом до́брым подвиза́вшися на земли́, восприя́ла еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и помощи́ нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Канон святой преподобномученице Евдокии Илиопольской

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Гряди́те, лю́дие, пои́м пе́снь Христу́ Бо́гу, разде́льшему мо́ре и наста́вльшему лю́ди, я́же изведе́ из рабо́ты еги́петския, я́ко просла́вися.

Душе́вное озлобле́ние услади́ти ми́, Благи́й, благоизво́ли страстоно́сицы Твоея́ Евдоки́и мольба́ми, и сию́ воспе́ти, Сло́ве, пода́ждь ми́.

Кто́ Твою́, Христе́, благосе́рдия пучи́ну я́ве испове́сть? Я́ко спасе́ния соде́ла приста́нище, дре́вле прегреше́ний глубину́ су́щую.

Я́коже земля́ блага́я, твоя́ душа́, пресла́вная, до́ждь прия́т уче́ния Ге́рмана преподо́бнаго, и кла́с благоче́стия пло́д принесе́.

Мы́сленный у́гль в се́рдцы — Христа́ — прие́мши, всечестна́я, креще́нием, я́коже хвра́стие, ле́сть и плотски́я стра́сти вои́стинну попали́ла еси́.

Богоро́дичен: Богоподо́бное селе́ние вои́стинну Ты́ яви́лася еси́, небе́с простра́ннейши и честне́йши, Богоро́дице Де́во, и ны́не о Тебе́ ра́дуется а́нгельский ли́к.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Утверди́ на́с в Тебе́, Го́споди, дре́вом умерщвле́й гре́х, и стра́х Тво́й всади́ в сердца́ на́с, пою́щих Тя́.

Утвержде́ние, Христе́, и сте́ну необори́му в пе́рсех преподо́бная Твоя́ стяжа́вши, прило́ги не поколеба́ся врага́, но сего́ до конца́ потреби́.

Возжела́вши Христо́вы красоты́ и Сего́ любо́вию снеда́ема, страда́нием сочта́лася еси́ Ему́, Евдоки́е богому́драя и всесла́вная.

Креще́нием Христо́вым, и слеза́ми твои́ми, и по се́м кровьми́ муче́ния очи́стившися, хра́м была́ еси́ Тро́ице и ме́сто свяще́ния.

Богоро́дичен: От А́нны ра́дость ро́ду процвела́ еси́ и ражда́еши, Де́во, Царя́, и сра́дуются рождеству́ Твоему́ жены́, разре́шшеся Тобо́ю от кля́твы.

Седа́лен, гла́с 8.

Просве́щшися заре́ю Боже́ственною, преле́стную оста́вила еси́ тму́ и житие́ восприя́ла еси́ с пло́тию невеще́ственное, благода́тьми Боже́ственными испо́лнившися Ду́ха, ма́лым провеща́нием ме́ртвыя воскреси́ла еси́. Те́м при кончи́не муче́ния венце́м боже́ственне украси́лася еси́ и льсти́ваго посрами́ла еси́, Евдоки́е равноа́нгельная, моли́ Христа́ Бо́га прегреше́ний оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен: Я́ко де́ву и еди́ну в жена́х, Тя́, без се́мене ро́ждшую Бо́га пло́тию, вси́ ублажа́ем, ро́ди челове́честии, о́гнь бо всели́ся в Тя́ Божества́, и я́ко младе́нца млеко́м пита́еши Зижди́теля и Го́спода. Те́м, а́нгельский и челове́ческий ро́д, досто́йно сла́вим пресвято́е рождество́ Твое́ и согла́сно вопие́м Ти́: моли́ Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние дарова́ти покланя́ющимся ве́рою пресвято́му Рождеству́ Твоему́.

Крестобогоро́дичен: А́гнца, и Па́стыря, и Изба́вителя А́гница зря́щи на Кресте́, восклица́ше, пла́чущи, и, го́рько рыда́ющи, вопия́ше: ми́р у́бо ра́дуется, прие́мляй Тобо́ю избавле́ние, утро́ба же Моя́ гори́т, зря́щи Твое́ распя́тие, е́же терпи́ши за милосе́рдие ми́лости. Долготерпели́ве Го́споди, ми́лости бе́здно и исто́чниче неисчерпа́емый, умилосе́рдися и да́руй согреше́ний оставле́ние ве́рою пою́щим Боже́ственныя стра́сти Твоя́.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, слу́х Твоего́ смотре́ния, и просла́вих Тя́, Еди́не Человеколю́бче.

Безбо́жия пучи́ну реко́ю боже́ственных твои́х крове́й, Евдоки́е сла́вная, изсуши́ла еси́.

Я́же пе́рвее уловля́ющая блу́дными безу́мныя мре́жами, ны́не к Ца́рству Бо́жию уловля́ет ве́рныя.

Е́же без пра́вды со́браное тебе́ бога́тство тле́нное расточи́вши пра́ведно, нетле́ния бога́тство насле́довала еси́.

Богоро́дичен: Све́т возсия́л еси́, Го́споди, и́же в нощи́ и тме́ прегреше́ния, от Чи́стыя Де́вы воплоща́емь.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Све́та Пода́телю и веко́в Тво́рче, Го́споди, во све́те Твои́х повеле́ний наста́ви на́с: ра́зве бо Тебе́, ино́го Бо́га не зна́ем.

Све́т Невече́рний, озари́в вои́стинну сла́вную, от стра́стныя изъя́т мглы́ и, к безстра́стия пути́ наве́д, всесве́тлу показа́.

Царя́ Бо́га, я́коже вневе́стившися Сы́ну, возста́вила еси́ честны́м Его́ призыва́нием уме́ршаго лю́те царе́ва сы́на, пресла́вная.

Му́жеским по́мыслом на суди́щи Христа́, сла́вная, испове́дуеши, Бо́га воплоще́нна, и, мече́м во главу́ усе́чена, лику́еши с му́ченики.

Богоро́дичен: Я́коже наде́жду Твое́ предста́тельство ве́рнии иму́ще и беда́ми го́рьких боле́зней окруже́ни, к Тебе́ усе́рдно, Де́во, прибега́ем, Влады́чице.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же, мя́ возведи́.

Я́ко тепла́ ре́вность ве́ры твоея́, му́ченице Евдоки́е, е́юже попра́ла еси́ неве́рных настоя́ние и побе́ду пожа́ла еси́ страда́ния.

Сле́зныя то́ки совоку́пльши муче́ния ка́плям кро́ве твоея́, еди́ну от обою́ ча́шу спасе́ния соверши́ла еси́.

Я́же пре́жде смра́да испо́лнена, мно́жеством нечистоты́ су́щи, ны́не благово́ния испо́лнися и с деви́ческими ли́ки весели́тся.

Богоро́дичен: Я́же ми́ра ра́дость, Богоро́дице Чи́стая, ра́дуйся, Тебе́ зову́щих со а́нгелом ве́рно Твоея́ ра́дости сподо́би и печа́ль на́шу разори́.

Конда́к, гла́с 4:

Во страда́нии твое́м до́бре подвиза́вшися, и по сме́рти на́с освяща́еши чуде́с излия́нии, всехва́льная, ве́рою прибега́ющия в Боже́ственную це́рковь твою́, и, торжеству́юще, мо́лим тя́, преподо́бная му́ченице Евдоки́е: да изба́вимся неду́г душе́вных и чуде́с благода́ть почерпе́м.

И́кос:

Страстоте́рпческая це́рковь поро́да яви́ся, среде́ стяжа́вши са́д безсме́ртия, те́ло сея́ честно́е, и́же сего́ объе́млющии плоды́ ве́твьми кре́пко освяща́ются, зря́ще же, удивля́ются, ка́ко вои́стинну ме́ртво те́ло источа́ет исцеле́ния, вразумля́я вся́? Те́м со тща́нием прииди́те, ны́не вси́ со мно́ю, смире́нным, и, очи́щше скве́рну, чуде́с благода́ть почерпе́м.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: О́бразу злато́му на по́ле Деи́ре служи́му, трие́ Твои́ о́троцы небрего́ша безбо́жнаго веле́ния, посреде́ же огня́ вве́ржени, ороша́еми, поя́ху: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

И́же дре́вле уловля́яй, одожде́нии зло́бными всю́ объе́мь тя́, вра́г льсте́ц, попира́емь твои́ми нога́ми, вельми́ зва́ше: увы́ мне́, победи́хся, — глаго́ля, — Евдоки́е прехва́льная, твои́м непрело́жным к Бо́гу присвое́нием, чи́стая.

Воздержа́нием мно́гим мудрова́ния твоея́ пло́ти умертви́вши, ме́ртвым подава́еши воскресе́ние к Бо́гу дерзнове́нием твои́м и к Нему́ несомне́нною, Евдоки́е, мольбо́ю твое́ю: и́бо во́лю твори́т боя́щихся Его́.

Стра́сти Христо́вы, я́коже украше́ние боголе́пно, на вы́и твоея́ души́ нося́щи, сего́ привлекла́ еси́ нетле́ния жела́нием, отону́дуже тя́ обручи́ неве́сту, непоро́чно зову́щую: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Пе́рвее Гедео́н, провозвеща́я Твое́, Чи́стая, Боже́ственное рождество́ я́ве, окри́н но́сит, по́лн воды́, ю́же от руна́ оцеди́: все́ бо в Тя́ Божество́ всели́ся, Пречи́стая, благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: В пе́щь о́гненную ко отроко́м евре́йским снизше́дшаго и пла́мень в ро́су прело́жшаго Бо́га, по́йте дела́ я́ко Го́спода, и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Я́коже прише́дши умо́м ко и́стинному Рачи́телю, удо́бь терпи́ши плотски́я я́звы и огня́ го́рькую боле́знь, му́ченице всесла́вная, благословя́щи Христа́ во ве́ки вся́.

Треволне́ния бе́д сокруши́ла еси́ кре́стным я́дрилом и душе́вное корми́ло в Ца́рствия Бо́жия приста́нища спасла́ еси́, сла́вная, благословя́щи Христа́ во ве́ки.

Безобра́зия страсте́й совлекла́ся еси́ и ду́шу обложи́ла еси́ кра́сною оде́ждею безстра́стия, те́мже Христо́с, тя́ неве́сту обручи́в, в небе́сныя всели́ хра́мы.

Богоро́дичен: Свобожда́ется Тобо́ю пра́баба, Богоро́дице, осужде́ния, и се́ ны́не жены́ стра́ждут за Христа́, и ра́дуется естество́ же́нское, я́коже первому́ченица вопие́т, де́ва Фе́кла.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: От Бо́га Бо́га Сло́ва, неизрече́нною му́дростию прише́дшаго обнови́ти Ада́ма, я́дию в тле́ние па́дшаго лю́те, от Святы́я Де́вы неизрече́нно воплоти́вшагося на́с ра́ди, ве́рнии, единому́дренно пе́сньми велича́ем.

Лица́ твоего́ зре́ние духо́вною заре́ю, я́коже со́лнце, возсия́вши, чи́стая, стра́нно показа́шеся виде́ние зря́щим неве́рным, и́бо, я́коже возлюби́вши Христа́, от Него́ просла́вилася еси́ досто́йно, всечестна́я.

Души́ твоея́ свещу́ вже́гши, му́ченице, еле́ем крове́й твои́х све́тло, ра́дующися, ны́не возшла́ еси́ в Боже́ственный неве́стник Христо́в с му́дрыми де́вами, с ни́миже помина́й все́х, ве́рою хва́лящих тя́.

От терно́вныя пре́лести, я́ко шипо́к, богому́драя, сладкоуха́нен, израсла́ еси́ кра́сно, и ве́рных облагово́нила еси́ ду́ши, Евдоки́е, неве́рных же отрази́ла еси́ тве́рдо смра́д преле́стный, те́мже тя́ блажи́м.

Соверша́ющих любо́вию моле́бную па́мять твою́, к Бо́гу и Изба́вителю, му́ченице чи́стая, моли́твами от вся́ких бе́д спаси́ и мою́ душе́вную скве́рну, и́же ху́до тя́ воспе́вшаго, отмы́й.

Богоро́дичен: О на́с моля́щи Сы́на Твоего́ не преста́й, Де́во, Человеколю́бца Бо́га, Тя́ бо наде́жду стяжа́хом и Твои́м предста́тельством избавля́емся бе́д, и страсте́й, и прегреше́ний, и боле́зней, ве́рою Тя́ сла́вящии.

14 марта церковь отмечает память раннехристианской святой мученицы Евдокии Илиопольской. В народе ее еще называют Явдохой.

Издавна принято считать, что с Явдохи начинается весна. Поэтому наши предки по-особому отмечали этот день, зазывая вместе с весной в дом благополучие, счастье и любовь. Женщины считали Явдоху "своим" праздником и обязательно ставили свечку в церкви перед иконой святой. Чем же важет этот праздник для украинцев?

Евдокия (в народе Явдоха) в молодости отличалась невероятной красотой, однако была блудницей. Долгое время одна вела греховную жизнь и была одной из богатейших жительниц Илиополя. Но благодаря монаху Герману она покаялась, приняла христианство, и все свое имущество отдала епископу Гелиопольскому.

Через некоторое время Евдокия стала монахиней в женском монастыре, а позже — настоятельницей. На своем жизненном пути она встречала немало искушений. Говорят, даже сам наместник Диоген, увидев монахиню невероятной красоты, попытался уговорить ее стать его любовницей. Сулил "золотые горы" и клялся в вечной любви. Однако вера Евдокии была настолько сильна, что она не поддалась на искушение. После этого монахиня наложила на себя самую строгую епитимью, поскольку все считала, что недостойна прощения Господа за свои поступки в миру. За верность Господь одарил преподобную возможностью творить чудеса. Еще при жизни Евдокия могла одной лишь молитвой воскрешать умерших.

Преподобная Евдокия приняла мученическую смерть, сообщает сайт. В 170 году император Викентий, который ненавидел христианство, приказал казнить Евдокию.

По легенде, за несокрушимую веру Господь Евдокии дал право решать, когда именно впускать весну. У святой есть особые ключи от весны. Поэтому именно она начинает отсчет тепла, пробуждения новой жизни и природы. От того наши предки никогда не начинали полевые работы раньше 14 марта: ведь Явдоха может рассердиться, и напустить мороз.

У Евдокии в народе немало имен: Явдоха, Авдотья, Плющиха, Свистунья, Каплюшница, Весновка. Плющиха — потому, что погода менялась к теплу6 начинал подтаивать и сплющиваться снег. Свистунья — поскольку после 14 марта начинали дуть теплые весенние ветра. Каплюшница — поскольку с крыш начинала капать талая вода.

Святую Евдокию 14 марта, или Явдоху — весновку было принято встречать весело и торжественно. Женщины с раннего утра раскатывали тесто и пекли специальное обрядовое печенье: жаворонки. При раскатывании теста хозяйка для благополучия и достатка в доме должна была произнести: "По белому, по чистому, по ядомому, от земли заполученному, по зазнобчивому, зорями крученному, катись бел-крутой, бел-золотой".

Если увидели в этот день ласточку, бросали в ее сторону горстку земли со словами: "На тебе, ласточка, на гнездо!", для благополучия в собственном доме. Кроме того на Евдокию собирали снег, и сохраняли его в закрытых емкостях, подальше от людского глаза. Верили, что талая вода из этого снега или снежица, обладает целебными свойствами и лечит от разных заболеваний. Ее давали пить и животным. Снежицей также обмазывали окна и двери, а также ворота, чтобы не пустить ничего плохого в свой дом и во двор.

Кроме того в этот день нанимали работников. Даже была поговорка: "Нанялся с Евдокии по Петров день".

В этот день молодые женщины и дети начинали "закликать весну". Для этого они вылезали на крышу или шли на пригорок и пели обрядовые песни — веснянки. Ближе к вечеру хозяйки начинали высаживать рассаду в горшочки. Обычно это была капуста. В старину верили, что посеянная в этот день рассада будет особенно крепкой и не пострадает ни от заморозков, ни от вредителей.

Евдокия — подмочи порог.

Авдотья восемь шуб снимает.

Какова Евдокия, таково и лето.

На плющиху погоже — все лето пригоже.

Авдотья красна, и весна красна.

Если на плющиху ясно — год прекрасный, если пасмурно — год плохой.

Откуда ветер с Евдокеи, оттуда и летом.

Снег с дождем — к мокрому, а мороз и северный ветер — к холодному лету.

Хороший ветер у нас на Евдокею — с запада и юга.

Коли на Евдокей новичок с дождем, то быть лету мокрому.

С Евдокии-плющихи первые оттепели.

Евдокия благоволит, да насорит.

Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает — либо снег, либо дождь.

С Евдокей погоже — все лето пригоже.

Именины 14 марта празднуют: Дарья. Александр, Анна, Антонина, Василий, Вениамин, Евдокия, Иван, Лев, Надежда, Ольга, Петр, Татьяна.

14 марта Православная Церковь чтит память преподобномученицы Евдокии Илиопольской, пострадавшей за веру во II веке по Р. Х. Жизнь этой святой сопровождалась большим количеством невероятных чудес, в реальность которых нынешнему человеку с его рациональным мышлением, подвергающем все сомнению, трудно поверить.

В настоящее время почти уже не встретишь девочку или женщину с редким именем Евдокия (в пер. с греческого «благоволение»). А между тем был такой период, когда на Руси это имя считалось самым популярным, особенно среди людей низших и средних сословий. И это вовсе не случайно. До 1492 года русское церковное и светское летоисчисление велось от Сотворения мира и год начинался 1 марта. В этот же день Православная Церковь поминала блаженную мученическую кончину святой Евдокии Илиопольской. В народном сознании, невзирая на перенятые от Византии христианские традиции, этот день еще очень долго переплетался с древним языческим обычаем встречи весны, а святая Евдокия почиталась как ее хранительница. Потому в старину простой народ именовал Евдокию Весенницей и в ее праздник не работал, чтобы не прогневить святую и не навлечь беды на свою семью на целый год. И естественно, что с этим днем была связана масса народных примет и предрассудков, которые дожили и до нашего времени. Нынешние неоязычники весьма внимательно относятся ко всем этим приметам и суевериям, а некоторые традиции, связанные с этим днем, чтут до сих пор. Все это, конечно же, не имеет никакого отношения к памяти святой Евдокии Илиопольской, которую равно почитают как православные, так и западные христиане за ее веру и любовь к Христу и мученический подвиг.

Согласно житию этой преподобной мученицы, изложенному святителем Димитрием Ростовским, своим современникам святая Евдокия была сначала известна тем, что вела распутный образ жизни, подвергая искушению и толкая к греху блуда многих из своего окружения, а затем – благодаря искреннему и глубокому покаянию – обрела такую силу благодати Божией, что могла воскрешать мертвых.

По своему происхождению она была самарянкой, родившейся и проживающей в городе Илиополе, расположенном в Финикии Ливанской. Евдокия обладала необыкновенной красотой, которой она, достигнув зрелости, стала пользоваться как приманкой для своих целей. Она имела множество поклонников среди знатных и богатых мужчин, весьма щедро оплачивающих ее услуги. Поэтому вовсе не удивительно, что Евдокия довольно быстро стала владелицей большого состояния, которое по своей стоимости приравнивалось к царскому. Утопая в богатстве и роскоши, она, на первый взгляд, была вполне довольна своим способом существования. Однако Всеведущий Господь, Который Один только знает, что на самом деле творится в душе каждого человека, призвал в свое время эту погибающую овцу ко спасению. Невзирая на тот нечестивый образ жизни, который вела Евдокия, какое-то понимание о добродетели у нее все-таки было, потому что иногда она даже оказывала милосердие неимущим и нищим. К тому же самарянский народ, к которому она принадлежала, нельзя было назвать вполне языческим. Из Евангелия от Иоанна (4:1–42) мы знаем, что самаряне хоть и были по отношению к иудейской вере еретики, все же тоже жили в ожидании прихода Мессии. Трудно сказать наверняка, слыхала ли Евдокия что-либо о Христе до того случая, который стал поворотным в ее судьбе.

За стеной дома, где проживала будущая мученица, находилось жилище одного состоятельного христианина. У него однажды на ночь остановился инок по имени Герман. Учитывая то, что в то время иночества и монастырей в том виде, в котором они появились гораздо позже, еще не было, Герман, скорее всего, был членом какой-то закрытой мужской христианской общины, где верующие проводили аскетическую жизнь вдали от города, упражняясь в молитве, посте и доброделании, посвятив свою жизнь всецело служению Богу. Этот-то инок и разбудил своим пением и молитвами среди ночи грешницу. По-видимому, какие-то слова молитвы так сильно смутили и впечатлили ее, что она с ужасом и трепетом стала размышлять до самого рассвета о своей жизни. Пригласив наутро Германа к себе, Евдокия попросила его ответить на ее вопросы о Страшном суде, ожидающем грешников, и о его вере. Эта беседа стала поворотным моментом в судьбе святой, которая всем сердцем возжелала познать истинного Бога и изменить свою жизнь. Блаженный Герман перепоручил Евдокию местному пресвитеру. Тот посоветовал ей затвориться у себя в горнице и в течение семи дней поститься, вспоминать свои грехи и каяться в них. Святая так и поступила. В одну из ночей, когда она плакала и молилась о своих грехах, ей явился Архангел Михаил и пообещал помощь и поддержку от Господа на ее новом трудном пути. Это видение еще больше укрепило святую в ее намерении служить всем сердцем Богу. Вскоре она приняла крещение, а затем, раздав все свое имущество и отпустив слуг, отправилась по совету Германа в одну из женских общин, в которой проживало 30 христианок. Через какое-то время Евдокия возглавила эту общину. Однако враг рода человеческого не дремал. Один из бывших ухажеров Евдокии, Филострат, разжигаемый похотью, решил вернуть святую к ее прежнему ремеслу. Хитростью проникнув в жилище, где подвизались женщины, он лестью и обманом стал уговаривать блаженную покинуть обитель. Беседа закончилась тем, что обманщик, подобно евангельским героям Анании и Сапфире (Деян. 5:1–10), упал замертво. Но Господь, явившийся во сне святой, повелел ей помолиться около мертвого тела. Воскрешенный Филострат, раскаявшись в своих дурных намерениях, восславил истинного Бога и, получив наставления от Евдокии, вернулся обратно в город.

Следующее искушение пришло к святой Евдокии от самого царя, правившего той местностью. Оставшиеся в городе ее прежние поклонники, за счет которых она когда-то обогатилась, решили отомстить блаженной, написав правителю, Аврелиану, что Евдокия сбежала в пустыню с большим количеством золота, равного царской казне. Жадный до денег царь, услыхав о таком богатстве, дал зачинщикам триста воинов, которые окружили место, где подвизалась вместе с другими христианками святая. Все попытки воинов проникнуть в общину закончились безуспешно, потому что невидимая Сила Божия их не допускала. К тому же неведомо откуда появился змей, поразивший своим ядом солдат. Только троим из них удалось вернуться назад и все рассказать царю. Святую Евдокию объявили волшебницей и отправили на ее поимку новый отряд, который возглавил сын самого правителя. Но той же ночью сын царя, упав с лошади и получив сильную травму, скончался. Опечаленному правителю пришел на помощь воскрешенный Евдокией Филострат. Он убедил царя не преследовать святую, а написать ей письмо с просьбой, чтобы она помолилась Богу об оживлении мертвеца. На просьбу правителя Евдокия дала смиренный ответ, заверяя царя, что Господь может вернуть отцу сына только в том случае, если у того будет вера. Посланник, вернувшись с ответом от святой, вразумленный Богом, прежде чем передать письмо, положил его на тело мертвого царского сына, призвав имя Христово. Какового же было у всех удивление, когда тот открыл глаза и предстал здоровым и невредимым. Это чудо способствовало тому, что весь царский дом уверовал и принял крещение. В благодарность правитель соорудил церковь в том месте, где жила святая с другими сестрами. Царская дочь присоединилась к общине Евдокии, сын стал диаконом, а со временем – и епископом.

Когда Аврелиан умер, новый наместник Илиополя, язычник Диоген, возвел гонения на христиан. Первым делом он отправил отряд воинов, чтобы разорить общину святой Евдокии, а ее саму захватить и привести для расследования. Перед тем как отправиться с солдатами в город, святая взяла с собой часть Животворящих Христовых Таин и сокрыла их на груди. По дороге ей было видение Ангела. Святую в городе заключили в темницу и начали морить голодом, затем, обвинив в волшебстве, подвергать мучениям. Ее повесили на дереве и стали жестоко бичевать. Когда раздевали, часть Пречистого и Животворящего Тела Господня выпала из груди. Слуги, не зная, что это такое, подняли и принесли Его наместнику. Едва правитель протянул руку, как из Тела Христова излился огонь и попалил слуг мучителя, а ему самому повредил плечо. Но это не вразумило наместника, он разгневался еще больше и стал молиться своему божеству, прося прощения за то, что до сих пор еще не уничтожил святую. В этот момент его настигла молния, и он упал замертво. Воин, стоявший рядом с мученицей, увидев все это, уверовал в истинного Бога. Он стал просить святую о том, чтобы она помолилась Христу о возвращении к жизни правителя и его умерщвленных слуг. Святая долго молилась, и Господь снова сотворил чудо.

У комита Диогена по имени Диодор скоропостижно скончалась супруга Фирмина. Святая Евдокия умолила Господа воскресить и ее, направив затем на путь покаяния. Все свидетели этих чудес стали последователями Христа и, приняв крещение, уже сами начинали свидетельствовать о Великой Силе Божией, сотворившей такие дивные дела. Одним из последних чудес святой было чудо воскрешения отрока, который умер от укуса ядовитой змеи.

Преподобная мученица Евдокия со дня своего крещения прожила 56 лет и приняла мученическую кончину чрез усечение главы в первый день марта при правителе Викентии (где-то около 160–170 г. по Р. Х.).

Всем нам, живущим сегодня, очень трудно представить себе такое обилие чудес, которые могли совершать святые первых веков. Однако каждый христианин, знакомый с текстом Священного Писания и доверяющий словам Спасителя о том, какие знамения будут сопровождать верующих (Мк. 16:17–18), не станет в этом сомневаться. Житие святой Евдокии как раз и свидетельствует нам о той силе веры, для которой, по словам Самого Господа: «Ничего не будет невозможного» (Мф. 17:20), а также о великой действенной силе покаяния, способного преобразить любого грешника в святого человека.

Валентина Новикова

В дни римского императора Траяна (2 век) в городе Илиополе, в Палестине, жила женщина по имени Евдокия. Она ничего не знала об Иисусе Христе и не думала ни о вечности, ни о Страшном суде, а всю жизнь посвятила только своим телесным желаниям и накоплению богатств. Но однажды она нечаянно услышала, как некий святой инок Герман читал книгу, в которой говорилось о вечной радости праведных и бесконечной муке грешников, и сердца ее коснулась Божия благодать. Евдокия твердо решила исправиться. Наставленная преподобным Германом в вере, она раздала свое богатство нищим и крестилась.

Во время молитвы было ей такое видение. Евдокии явился архангел Михаил в виде светлого и грозного юноши. Он взял ее за руку и, подняв на воздух, поставил на облако и повел на небо. Евдокия увидела великий и пречудный свет и бесчисленное множество ангелов и святых, радующихся и улыбающихся друг другу и несказанно веселящихся. Они с ликованием встретили ее как сестру, но вдруг появился в воздухе страшный демон, который стал гневно и яростно требовать себе душу Евдокии, говоря, что она грешница и не заслужила Царства Небесного. Тогда раздался голос: «Так угодно милосердному Богу, чтобы грешники, принесшие покаяние, принимались в райские обители наравне с праведниками». Тот же голос повелел архангелу Михаилу возвратить Евдокию на землю: Да совершит свой подвиг, ибо Я Сам буду с ней во все дни жизни ее». После этого архангел проводил Евдокию обратно в ее комнату, осенил крестным знамением и вознесся на небеса.

Преподобный Герман поместил Евдокию в монастырь, где раскаявшаяся грешница настолько преуспела в иноческих подвигах, добродетелях, смирении и молитве, что вскоре была избрана сестрами в настоятельницы их обители. Бог дал преподобной великую силу чудотворения. Однажды к ней под видом монаха пришел человек, знавший ее до обращения ко Христу, и стал уговаривать возвратиться к прежней греховной жизни. Но блаженная дунула ему в лицо, и безумный юноша тотчас упал мертвым. Ночью Господь явился Евдокии во сне и велел ей помолиться над телом Филострата (так звали умершего), чтобы он воскрес и уверовал во Христа. Евдокия так и поступила, и действительно Филострат ожил и тотчас пал к ногам преподобной со словами: «Умоляю тебя, святая Евдокия, истинная раба Истинного Бога, прости меня, огорчившего тебя лукавыми и нечистыми словами. Теперь я понял, сколь великому и милосердному Владыке ты служишь».

Тем временем злые люди донесли правителю той области Аврелиану, будто Евдокия унесла в монастырь много золота (а она раздала его нищим), и правитель послал триста воинов, чтобы взять Евдокию из обители вместе с ее мнимым богатством. Но Господь защищал Свою истинную рабу, и воины, окружив монастырь, три дня не могли собраться с духом напасть на него, но и уйти не хотели. Тогда попущением Божиим на них набросился бес в виде страшного громадного змея и почти всех умертвил. Правитель, узнав об этом, разгневался и послал за святой Евдокией своего сына, но тот умер, не дойдя до обители.

Филострат, услыхав о случившемся, посоветовал Аврелиану почтительно попросить Евдокию о воскрешении сына, и правитель, смягчившись, последовал доброму совету. Святая ответила ему: «Если ты всем сердцем уверуешь в Истинного Бога, воскрешающего мертвых, и будешь надеяться на Него, то увидишь Его великую славу и сподобишься Его милости». И сын правителя воскрес, а Аврелиан, уверовав, крестился со всем своим домом. Сын его впоследствии стал епископом, а дочь - инокиней.

Это время было время гонений на христиан, но Аврелиан не особенно ревновал о поклонении идолам и даже сам, наконец, уверовал во Христа, в то время как его наместник в Илиополе Диоген был ярым язычником. И, когда Аврелиан умер, взял под стражу блаженную Евдокию. Уходя из монастыря, она спрятала под одеждой частицу Животворящего Тела Христова, и когда воины стали мучить святую, эта частица упала на землю. Слуги заметили ее, подняли и поднесли Диогену, но лишь только он протянул свою руку к святыне, как частица Тела Христова обратилась в огонь, который попалил многих мучителей и сильно обжег Диогена. Тот от боли повалился на землю и в безумии стал звать на помощь языческих богов. Тогда с неба сошел огонь и убил его, так что тело Диогена обуглилось. Но святая Евдокия молитвой воскресила всех умерших, и они уверовали во Христа, а с ними и множество народа, видевшего происшедшее. Евдокию освободили, и она, совершив еще много чудес и воскресив нескольких мертвецов, удалилась в свою обитель.